Балх | Программа Шёлковый путь
©1970 Ruth and Franklin Harold / Mazar-e-Sharif (the Tomb of the Exalted)Балх — это город с 2500-летней историей на севере Афганистана, расположенный на равнине между гор Гиндукуш, южнее реки Амударья (историческое название Оксус). Арабы называли его Умм-аль-Белаад (Мать городов) из-за его древности. Балх находился на главном маршруте Великого Шелкового пути соединявшего Восток и Запад. Этот великий и знатный город был разрушен ордами Чингисхана в 1220 году. Балх никогда не был восстановлен полностью и, в конечном счете, превратился в деревню, а правительство переехало на 20 км южнее в город Мазари-Шариф.
Город Балх – один из древнейших городов мира, бывшая столица великой Бактрии, расположен на намывном берегу реки Балхаб, удобном для орошения. Выгодное географическое расположение города способствовало его известности. Эта область Бактрии в древности был известна виноградом, апельсинами, кувшинками, сахарным тростником, и породой верблюдов, несколько торговых путей пересекались в Балх.
Балх также является местом, где в VI веке Заратустра читал свои проповеди. Зороастризм был государственной религией царства Ахеменидов, а позднее, Сасанидов. Потом Балх оказывается в составе империи Александра Македонского (329 г.
до н.э.) и становится местом слияния греческой и персидской цивилизаций.В129 году до н.э. кушаны объединили многие бактрийские княжества, постепенно стали завоёвывать территории Центральной Азии и в итоге границы их империи достигли Индии. Несколько наиболее стабильных государств, через земли которых проходили караваны, ради своих торговых интересов преодолели разногласия, и это позволило Балху роскошно существовать на перекрестке караванных путей. Вместе с купцами и торговцами в эти земли пришли буддийские монахи проповедовать новую религию. Балх стал важным центром буддизма, в VI веке н. э. в городе было около сотни буддийских монастырей (вихара), в которых проживало 30 000 монахов. Об этом упоминает китайский путешественник Сюань цзан в 630 г. н.э. по пути Индию посетивший Балх являющийся в то время частью Империи династии Сасанидов.
В течение многих неспокойных веков Балх множество раз разрушался и вновь поднимался из руин, неоднократно завоевывался арабскими, персидскими и тюркскими правителями, но продолжал оставаться процветающим городом. Арабские географы Якуби и Мокаддази (с 9 и 10 вв. н.э.) описали Балх, который находился под властью империи Саманидов со столицей в Бухаре. Путешественники описали Балх как большой процветающий город с территорией около трех квадратных миль, с населением приблизительно 200 тысяч человек.
Балх окружали глинобитные стены с семью воротами. В центре города находились великолепная соборная мечеть и множество других. Сюань цзан восхищался зороастрийским Храмом огня, превращенного в буддийскую святыню. Город Балх был домом для персов и турок, для евреев и индийских торговцев. Здесь жили и трудились поэты, ученые, юристы, географы и астрономы.
В 1220г. Балх захватил Чингисхан, сто тысяч всадников разрушили почти 90% зданий, уничтожили более трети населения. Как писали Марко Поло (1275) и Ибн Баттута (1333), Балх остался в руинах навеки. В 1359 году Тамерлан выбрал Балх в качестве места для провозглашения своего восшествия на престол. Тамерлан и его преемники Тимуриды восстановили стены и украсили город великолепными зданиями, некоторые из которых стоят до сих пор. Самый значимый памятник- это мавзолей Ходжа Абу Наср Парса, возведенный в 1462-63 гг. в честь выдающегося Богослова. Он считается одним из лучших образцов поздней архитектуры Тимуридов. В некоторых местах и по сей день сохранились стены, построенные в Тимуридское время (XIV-XV вв) высотой в 60 футов, они были возведены на фундаментах, сохранившихся со времен кушанской эпохи.
За власть над городом боролись узбеки, сефевиды, моголы и афганские Шахи Дуррани, но Балх постепенно приходил в упадок и в1866 году администрация правителя афганского Туркестана переехала в соседний Мазари-Шариф.
Мазари-Шариф переводится как «благородная гробница», здесь находится мусульманская святыня — могила Шариф Али, в честь которого назван город. Хазрат (благородный) Али является одним из почитаемых шиитами имамов, двоюродным братом и зятем пророка Мухаммеда, четвертым праведным халифом. Годы его правления были омрачены междусобицей. Али был убит в 658 году н.э. и был похоронен в Наджафе, Ираке. Афганцы считают иначе: тело убитого Халифа, привязанного к спине верблюда, было перевезено в Туркестан и захоронено в секретном месте. Пятьсот лет спустя на месте погребения был построен храм. В 1220 году, во времена нашествия Чингисхана, могилу святого засыпали землей и замаскировали, чтобы избежать осквернения. В 1481 году во время восстановительных работ могила снова была открыта. Тогда же султан Байкар из династии Тимуридов построил над гробницей Али Голубую мечеть.
Благодаря регулярным ремонтам и реставрационным работам Голубая мечеть — один из наиболее сохранившихся древних памятников в Афганистане. Паломники устремляются к святыне и тысячи людей приезжают сюда каждую весну, чтобы отпраздновать Новый год — Навруз.
©Harold Sequeira/Saudi Aramco World/SAWDIA / Entrance to the Mazar-i-Sharif (Blue Mosque)
©Harold Sequeira/Saudi Aramco World/SAWDIA / The Mazar-i-Sharif (Blue Mosque)
Previous Next
The Silk Roads on the Map
Профиль страны
Afghanistan
столица: Kabul
Область: Страны Азии и Тихоокеанского региона
Балх (город) | это.
.. Что такое Балх (город)?У этого термина существуют и другие значения, см. Балх.
Зелёная мечеть Масджид Сабз в Балхе
Балх, Бельх (дари بلخ — тадж. Balx) — город в одноименной провинции Афганистана. Расположен в 20 км к северо-западу от столицы провинции, города Мазари-Шариф и 74 км южнее реки Аму-Дарья. Население — 77 000 человек (оценка 2006)[1].
Один из величайших городов древности, центр исторической Бактрии[2][3][4][5][6]. Родина Заратустры[7]. Уже к началу XX века сильно пострадал от войн. Сохранились остатки крепостной стены, большая мечеть. Ныне город считается центром хлопчато-бумажной промышленности, а также выделки кож, так называемой «персидской овчины». Город поставляет на рынок миндаль и дыни.
История
Балх — один из древнейших городов мира, он считается первым городом, основанным индоарийцами во время движения из-за Аму-Дарьи[8]. Город был традиционным центром зороастризма и считался местом рождения Заратустры.
В позднюю Античность Балх стал важным центром хинаяны, по свидетельству Сюаньцзана, в VII веке в городе было около сотни буддийских монастырей (вихара), в которых проживало 30 000 монахов. Крупнейшим из монастырей был Навбахар (санскр. нава вихара — «новый монастырь»), в котором находилась гигантская статуя Будды.
Арабы в первый раз появились в Балхе в 645 году, но ушли, лишь разграбив его. Они вернулись в 715 году и уже прочно закрепились в городе. В дальнейшем город захватывали и грабили монголы и Тимур, но, несмотря на это, Марко Поло описывал город как «достойный и великий».
В XVI—XIX город был полем битвы между Бухарским ханством, Персией и афганцами, пока окончательно не был захвачен эмиром Афганским в 1850 году.[9]
Памятники
- Гробница Ходжи Парсы, известна также как Зеленая мечеть — мазар богослова, умершего в Балхе в 1460 году. Украшен ребристым бирюзовым куполом, по сторонам фасада расположены минареты.
- Медресе Саида Субханкулихана, построенное в XVII веке, до наших дней дошли куски стен и арка.
- Могила Рабии Балхи, первой поэтессы исламского периода, писавшей на персидском.
- На северо-восточной окраине находятся остатки древнего города, «Бала Хиссар», относящиеся к началу первого тысячелетия.
- Масджиди Нух Гумбад («Мечеть Девяти Куполов»), — построена в начале 9 века.
Примечания
- ↑ World Gazetteer: Afghanistan — largest cities (per geographical entity)
- ↑ Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
- ↑ Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
- ↑ Сергей Жаров. Русские вернулись. Мазари-Шариф и Балх
- ↑ Nancy Hatch Dupree, An Historical Guide to Afghanistan, 1977, Kabul, Afghanistan
- ↑ Grenet, F. , «BALK», Encyclopædia Iranica (Online Edition ed.), United States: Columbia University, <http://www.iranica.com/articles/balk-town-and-province>. Проверено Июль 2011.
Балх | Программа Шелкового пути
© 1970 Рут и Франклин Гарольд / Мазари-Шариф (Гробница Возвышенного)Балх — древний город с 2500-летней историей, расположенный на равнине между горами Гиндукуш и рекой Амударья (исторически известной как Оксус) на севере Афганистана. Известный арабским завоевателям как Умм-аль-Белад , «мать городов», Балх лежал на основных маршрутах Шелкового пути, пролегавших между востоком и западом. История города была прославленной, пока Чингисхан и его монгольские орды не разрушили его в 1220 году; Балх так и не восстановился полностью и в конце концов превратился в деревню, а резиденция правительства сместилась на 20 километров к югу, в Мазари-Шариф.
География является важным фактором в объяснении известности Балха. Город расположен на аллювиальном конусе выноса реки Балкаб, хорошо подходящем для орошения. Регион, который в древности назывался Бактрией, славился своим виноградом, апельсинами, кувшинками, сахарным тростником и отличной породой верблюдов. Наиболее важно то, что в Балхе пересекаются несколько естественных торговых путей. Оттуда караваны могли следовать вдоль обводненных подножий гор на запад в сторону Герата и Ирана или через Оксус в Самарканд и Китай. Долина Балхаба все еще дает проход в Бамиан, а оттуда в Кабул; из всех маршрутов через Гиндукуш это самый западный и самый простой для пересечения груженого торгового каравана. В результате в Балхе процветали ремесла и торговля, а также богословие, философия и искусство. С другой стороны, Балх был богат, но не могущественен и стал предметом зависти и добычей более воинственных соседей.
Всегда важное место, Бактрия и ее столица занимают видное место в анналах историков и путешественников. Впервые он появляется в списке завоеваний Дария, который включил его в состав империи Ахеменидов. Зороастр преподавал здесь, возможно, в 6 веке до нашей эры, и зороастрийская вера стала государственной религией Ахеменидов, а затем Сасанидов. Александр захватил Бактрию в 329 г. до н.э. и сделал ее своей базой для завоевания и слияния греческой и персидской цивилизаций.
Позже Бактрия была присоединена кушанами (129 г. до н.э.), чья большая и могущественная империя простиралась от Средней Азии в глубь Индии. В это время земли, через которые проходили караванные пути, были поделены между несколькими стабильными государствами, которые сглаживали свои разногласия в интересах торговли, и Балх процветал на перекрестке дорог как пункт хранения мировых предметов роскоши. С купцами пришли монахи, проповедовавшие новую религию буддизм, и Балх стал центром поклонения и обучения, славился своими храмами и монастырями. К тому времени, когда китайский паломник Сюаньцзан прошел через Балх (в 630 г. н.э.) на пути к источнику буддизма в Индии, город стал частью Сасанидской империи.
Последующие времена были бурными для Средней Азии. Балх неоднократно переходил из рук в руки арабских, персидских и тюркских правителей и не раз подвергался разграблению, но продолжал процветать. Арабские географы Якуби и Мокаддаси (9-10 вв. н.э.) изображают Балх таким, каким он был под властью Саманидов, когда центром власти была Бухара. Большой и процветающий город площадью около трех квадратных миль, в нем проживало около 200 000 человек. Его окружали стены из сырцового кирпича, пронизанные семью воротами. Великолепная пятничная мечеть занимала центр, и еще много мечетей было разбросано среди жилых домов, в то время как храм огня в пригороде, которым Сюаньцзан восхищался, когда он был буддийским монастырем, все еще заслуживал внимания. Город был домом не только для персов и турок, но и для общин евреев и индийских торговцев. Она кормила поэтов и ученых, юристов и даже географов и астрономов.
Судьба города резко изменилась к худшему в 1220 году, когда Чингисхан решил подать пример Балху и послал сто тысяч монгольских всадников, чтобы полностью разграбить и уничтожить город вместе со всеми его жителями. Балх оставался в руинах в течение столетия, и так его описали Марко Поло (1275 г.) и Ибн Баттута (1333 г.). Однако к этому моменту должно было начаться возрождение, поскольку Тамерлан выбрал Балх, чтобы объявить о своем восшествии на престол (1359 г.). Тамерлан и его тимуридские преемники отдавали предпочтение Балху; они восстановили стены и снабдили город весьма роскошными зданиями, некоторые из которых сохранились до сих пор, в первую очередь мавзолей Ходжи Абу Насра Парса, воздвигнутый в 1462/63 г. в честь выдающегося богослова и считающийся одним из лучших образцов позднего времени. Тимуридская архитектура. Также важны стены, потрепанные и обветренные, но местами все еще высотой шестьдесят футов, построенные во времена Тимуридов (14/15 века) на фундаментах, которые, по-видимому, восходят к кушанам и, возможно, еще дальше.
Впоследствии за этот город воевали узбеки, сефевиды, моголы и, в конце концов, афганские шахи Дуррани, но его значение постепенно снижалось. В 1866 году административный центр афганского Туркестана переместился в соседний Мазари-Шариф.
Мазари-Шариф (или Гробница Возвышенного ) является домом для великого святилища Шарифа Али, давшего название городу. Хазрат (Благородный) Али — одна из центральных фигур шиитского ислама, приходившийся двоюродным братом и зятем пророку Мухаммеду, впоследствии ставший четвертым халифом. Но его правление было омрачено раздорами; он был убит в 658 году нашей эры и, согласно православной традиции, похоронен в Наджафе, Ирак. Афганцы считают иначе: тело убитого халифа, привязанное к спине верблюда, увезли в Туркестан и похоронили в тайном месте. Пятьсот лет спустя могила была обнаружена, и над ней была построена святыня. Чингисхан сравнял его с землей, но гробница Али была заново открыта во времена правления Хусейна Байкары, последнего тимуридского султана Герата, который в 1481 году нашей эры воздвиг на этом месте грандиозный мавзолей. Это здание, которое много раз реставрировалось и переделывалось, до сих пор стоит на этом месте, с двумя куполами, большим внутренним двором и синей плиткой, что делает его одним из самых впечатляющих зданий в Афганистане. Паломники продолжают стекаться к гробнице, и тысячи людей приезжают сюда каждую весну, чтобы отпраздновать Наоруз, персидский Новый год.
©Harold Sequeira/Saudi Aramco World/SAWDIA/ Вход в Мазари-Шариф (Голубая мечеть)
©Harold Sequeira/Saudi Aramco World/SAWDIA / Мазари-Шариф (Голубая мечеть)
Предыдущий Следующий
Шелковый путь на карте
Профиль страны
Афганистан
Столица: Кабул
Регион: Азия и Тихий океан
Знаете ли вы? Город Балх: древняя столица Бактрии и центр буддизма и зороастризма на Шелковом пути
Горы в провинции Балх на древнем Шелковом пути © Mushtaq B/Shutterstock. comГород Балх, расположенный на равнине между горным хребтом Гиндукуш и рекой Амударья (в древности «Оксус»), на севере современного Афганистана, находился на перекрестке дорог вдоль Шелкового пути, с несколько торговых путей, пересекающихся в городе и вокруг него. Из Балха караваны могли следовать по обводненным подножьям гор на запад в сторону Герата и Иранского нагорья или через Окс в Самарканд и Китай. Построенный еще в 330 году до н. э., город был древним центром буддизма и зороастризма – двух основных религий, которые процветали благодаря движению и взаимодействию на этих маршрутах.
На протяжении всей своей долгой истории Балх был столицей древней области Бактрии, крупным городом Хорасана и важным центром в период правления Аббасидов. Хорошо обеспеченный ресурсами город располагался на аллювиальном конусе выноса (большой площади речных наносов), подходящем для орошения. Окрестности славились виноградом, апельсинами, водяными лилиями, сахарным тростником и отличной породой верблюдов. Из-за его положения на Шелковом пути, на его высоте в городе и его окрестностях было значительное количество караван-сараев, многие из которых управлялись группами местных торговцев. Из римского мира караваны, входившие в Балх, покупали металлические изделия, в частности золотые и серебряные сосуды, из Средней Азии и Китая прибывали рубины, меха, ароматические материалы, а также сырой и вышитый шелк. В Балх также поступали товары с Индийского субконтинента, включая специи, косметику, слоновую кость, драгоценные камни и драгоценные камни. Поскольку земли, через которые проходили караваны, были разделены на несколько стабильных государств, Балх был обязан своей ранней стабильностью соседним поселениям, сосуществовавшим и сотрудничавшим в интересах торговли. Таким образом Балх процветал как склад для предметов роскоши со всего мира.
Кроме того, в течение длительного периода времени Бактрия была центром зороастризма, и, как говорят, Зороастр преподавал в городе, возможно, в 6 веке до нашей эры. Балх также известен как одно из мест рождения Навруза. Празднование в Балхе обряда персидского/иранского Нового года, которое отмечают различные группы во многих регионах вдоль Шелкового пути в день весеннего равноденствия, насчитывает около 3000 лет. Примечательно, что монахи и религиозные последователи часто путешествовали с торговцами, и с ними пришла новая религия буддизм. Действительно, после того, как Балх посетили два выдающихся буддийских монаха, по всему городу были построены ступы, монастыри и памятники, которые прославились своими храмами и монастырями, а также центром поклонения и обучения, о чем свидетельствуют отчеты 7 века н.э. Кроме того, это был процветающий центр манихейства, и в городе также проживали индуистские и христианские общины. Последующие более поздние отчеты 10 века н.э. указывают на то, что город был окружен земляной стеной, внутри которой была построена прекрасная цитадель и мечеть.
В результате высокого уровня взаимосвязанности в Балхе процветали ремесла и торговля, а также теология, философия и искусство, и город занимал видное место в отчетах историков и путешественников по Шелковому пути. Его репутация как места обучения сохранилась, судя по рассказам путешественников XII века н.э., которые описывают ряд учебных заведений, а также значение Балха как торгового центра региона, связанного с Индийским субконтинентом и Китаем. 9Географы Золотого века ислама 1-го и 10-го веков Якуби (ум. 897/8 г. н.э.) и Мокаддаси (ум. 991 г. н.э.) описывают Балх как большой и процветающий город площадью около трех квадратных миль с населением, возможно, около 200 000 человек. К этому времени центр города занимала большая Пятничная мечеть, среди домов которой было разбросано множество других мечетей, а храм огня, бывший буддийский монастырь, которым восхищался буддийский монах, ученый и путешественник из Китая Сюаньцзан (602–604 гг. н. э.) , все еще был заметным.
Иногда у нас может возникнуть искушение думать о весьма плюралистических и космополитических городах как об относительно недавнем явлении, однако города, расположенные на пересечении маршрутов Шелкового пути, свидетельствуют о гораздо более длительной истории обмена, культурного взаимодействия и множественной идентичности.