Псков
Псков — город (с 903[ на северо-западе России, административный центр Псковской области и Псковского района. Расположен на реке Великой при слиянии её с рекой Псковой.
Псков — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом. В 1348—1510 годах — столица независимой Псковской республики. В 1510 году присоединён к Великому княжеству Московскому. До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром страны. Псковская крепость, состоящая из пяти крепостных колец (три из которых сохранены по сей день), делала Псков практически неприступным. На протяжении всей своей многовековой истории Псков не раз становился центром ведения крупных боевых действий, но был взят лишь однажды, не считая оккупации во время обеих мировых войн. После основания Санкт-Петербурга Псков утратил своё главенствующее положение на западных рубежах страны, а после того, как по итогам Северной войны границы сместились далеко на запад и России отошли Рига и Ревель (Таллин), значение Пскова как торгового и оборонительного пункта окончательно упало.
Источник: ВикипедиЯ
- Достопримечательности
- СПРАВКА
- Музеи
- Экскурсии
Псков. Легенды, история и современность
Псков – город древней Руси, один из самых богатых архитектурными и археологическими памятниками. Культурное наследие Пскова поистине бесценно. Исторический центр города – как музей под открытым небом. Множество храмов, церквей, и светских построек, принадлежащих к разным этапам истории города, составляют его облик. Здесь сложилась уникальная псковская иконописная школа, а также самобытный стиль в архитектуре и живописи. На псковской земле, в своей знаменитой михайловской ссылке, Александр Сергеевич Пушкин пишет большую часть «Евгения Онегина».
Современная Псковская область граничит с Беларусью, Латвией и Литвой. Эта географическая особенность издавна сделала его рубежом западных вторжений на Русь – не один поход, предпринятый литовскими, немецкими, шведскими завоевателями, разбился о стены Псковской крепости. За три века (XII – XV) город выдержал 26 осад, и за всю свою историю только дважды был захвачен превосходящими силами противников.
Стоит Псков на трех реках – Великой, Пскове и Мироже. От названия реки Псковы и происходит имя города. Значение же этого слова неизвестно. Идет ли оно от славянских корней, или истоки его надо искать в прибалтийско-финских языках – остается загадкой.
Основание города, история и легенды
Точную дату основания города указать невозможно – первое упоминание его в «Повести временных лет» относится к 903 году, но сколько времени город (или поселение) Псков просуществовал до тех пор – неизвестно. Достоверно то, что в VI веке на псковской земле уже были поселения славян-кривичей.
Две основные легенды об основании города связаны с именем Великой Княгини Ольги, женой князя Игоря и первой русской святой, в крещении принявшей имя Елена. По одной из этих легенд, князь Игорь был пленен красотой и мудростью юной перевозчицы через реку Великая – таким нелегким ремеслом будущая княгиня зарабатывала себе на приданное. Вторая легенда повествует о том, как Ольга, после принятия Святого крещения, объезжая псковские земли, увидела знамение – три падающих с неба луча, сходящихся на высоком мысе, на месте слияния рек Великой и Псковы. Сочтя это Божьим знаком, великая княгиня воскликнула «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!..» Так возник Троицкий собор – архитектурный комплекс, из которого по легенде, вырос весь город. Событие это относят к 957 году.
Псковичи же издавна называют свой город «домом Святой Троицы». Дошедший до наших дней каменный Троицкий собор на территории Псковского кремля построен на месте той легендарной деревянной церкви.
XII – XIII вв.
Удачное географическое положение Пскова довольно быстро сделало его мощным экономическим центром, контролирующим водные торговые пути. До начала XII Псков входит в состав Киевской Руси (однако, не являясь княжеской вотчиной), затем принадлежит Новгородскому княжеству.
В начале XII века в Пскове недолго княжил русский святой, князь Всеволод (в крещении Гавриил), который был погребен в Свято-Троицком кафедральном Соборе.
В 1240 году Псков был захвачен немецкими и датскими рыцарями, от которых город освободил Александр Невский, после чего состоялась знаменитая битва на Чудском озере (Ледовое побоище), где рыцари были окончательно разбиты, и закончился Крестовый поход на Русь.
С 1266 года власть в Пскове получил литовский князь Довмонт, принявший православие и поучивший в крещении имя Тимофей, снискавший любовь и доверие псковичей за счет успешных военных кампаний против Литвы и Левонского ордена. Во время его тридцатитрехлетнего княжения в Пскове была построена первая каменная городская стена, которая и по сей день носит его имя (Довмонтова стена, и Довмонтов город внутри нее). После смерти литовского князя, доказавшего свою верность Псковской земле и православной вере, литовцы еще долго не решались возобновить свои вторжения.
В 1309 году была построена вторая («средняя») стена, которая обезопасила часть города, находившуюся вне Довмонтовой стены. Позднее, она в свою очередь была обнесена третьей стеной. Таким образом, город оказался опоясан тремя каменными стенами, что сделало его практически непреступной крепостью.
Псков – независимая республика
К XIV веку город становится столь значительным торговым, политическим и культурным центром, что осмеливается требовать от Новгорода признания своей независимости. И хотя к тому времени Псков имел право самостоятельного избрания князей, и даже свое, независимое от Новгорода вече, все же он оставался несвободен в церковном (а значит, и в политическом) плане. В Пскове был наместник Новгородского владыки, который полностью контролировал городскую жизнь. Ходатайство псковичей московскому митрополиту о назначении собственного владыки осталось без ответа. Решение назревшего конфликта между двумя крупнейшими в российской истории городами пришло извне, в виде иностранной угрозы.
Обретя внутреннюю свободу, в XIV-XV вв. Псков переживает пору наибольшего расцвета. Он расширяет международную торговлю, становится все более значимым экономическим центром. В это время Новгород уже в значительной степени попадает под влияние московского княжества, и первенство в торговых делах от Новгорода переходит к Пскову. Город растет, увеличивается его население, строится третья крепостная стена.
Под властью московских князей
Псковичи не терпели на своей земле князей, стремившихся утвердить наследственную власть, и отказывали им в княжении. Таким образом, заграничные князья в Пскове сменялись часто, но положение города, постоянно находящегося под угрозой немецких и литовский вторжений, требовало наличие единой сильной княжеской власти.
Поэтому псковичи попросили покровительства московских князей, и позволили им включить псковскую землю в число своих вотчин. Однако, от присланного великокняжеского наместника они отказались, потребовав для себя полновластного князя, с принесением присяги Пскову. Несмотря на то, что это требование было выполнено, присланные князья, пользуясь постоянной угрозой городу со стороны литовцев и немецких рыцарей, не всегда действовали согласно воле псковичей, которые нуждались в московской военной мощи для борьбы с западными врагами. Великие князья московские часто получали жалобы на своих ставленников, и присылали в Псков все новых и новых правителей, каждый из которых был более притязателен, чем предыдущий. Частая смена власти приводила к все большей зависимости Пскова от Москвы.В 1509 году князь Иван Михайлович Репня-Оболенскийбыл назначен наместником в Пскове, он не признал псковских законов, не принёс присягу вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча. Василию III были отправлены послы с жалобами на нового наместника. Великий князь предложил всем недовольным ехать со своими челобитными (жалобами) в Новгород. 27 декабря (6 янв 1510) псковских посадников и бояр пригласили в Грановитую палату Новгородского Кремля. Василий III требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления. Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Собранные в новгородской Грановитой палате посадники и бояре вынуждены были принять требование московского государя
Утром 3 (13) января в 1510 году колокол псковского вече был снят и отправлен в Москву. Псков окончательно потерял свою независимость.
Поставленные после этого наместники держали ответ только перед московским князем, а не перед жителями Пскова, самобытность города была сведена к минимуму, он стал жить по московским законам.
При Иване IV, который посетив Псков, остался недоволен стремлением его жителей к независимости, 500 псковских семей были высланы, а на их место водворены другие поселенцы.
Иван Грозный вел многочисленные военные действия против Литвы, Лифляндии и Швеции, и вся их тягость падала на пограничный Псков, который несмотря на трудность своего положения, не потерял славы непреступного форпоста Руси на пути западных завоевателей. Город выдержал тяжелейшую польскую осаду, которая длилась 5 месяцев, и не пал благодаря усилиям князя Ивана Шуйского. Осада закончилась мирными переговорами. Этот подвиг псковичей отмечен Карамзиным в «Истории государства Российского», как спасительный для всей Руси подвиг. Стотысячная армия ляхов не смогла переломить стойкости жителей осажденного Пскова, точно все православные святые пришли на помощь городу.
В 1570 году Иван Грозный лично посетил Псков после жестокого разорения Новгорода. Псковичи не без оснований боялись приезда кровавого правителя, потому на въезде в город были накрыты столы, жители города вышли на улицы и смиренно приветствовали царя. Иван же пожелал получить благословение от местного юродивого, блаженного Николы. Юродивый бесцеремонно обратился к царю: «Ступай себе, прохожий человек, или скоро не на чем тебе будет ехать», после этого увещевал его не чинить кровавых расправ и не грабить святых храмов. Иван же, тем не менее, повелел снять колокол с Троицкого собора – после чего, по преданию, конь царя пал. Увидев в этом сбывающееся пророчество юродивого, Иван Грозный покинул Псков, не нанеся ему ущерба. Блаженный же Никола (Николай Саллос) считается спасителем города от кровопролития.
Смутное время Российской истории не принесло больших потрясений Пскову. В то время, как московское величие ослаблялось частой сменой власти, Псков был в стороне от смут и волнений. Пропорционально постепенному упадку Москвы, Псков переживает короткое возрождение.
XVIII – XIX вв.
При Петре I Псков удваивает свое военное значение. Будучи пограничным городом, он становится точкой сбора войск и обучения рекрутов в ходе Северной войны. Сам царь несколько раз посещал город, и распорядился укрепить древние городские стены, а также насыпать оборонительные валы.
Однако после мирного присоединения Лифляндии к России, Псков теряет свою стратегическую ценность, и военное значение. Торговля с западными странами практически иссякла – таким образом Псков перестает быть также и значимым экономическим пунктом. А после открытия порта в Петербурге он окончательно теряет торговые перспективы. Довершает упадок Пскова пожар 1710 года, который уничтожил огромную часть городской застройки.
После реорганизации административного управления в России, когда государство поделилось на провинции и губернии, Псков становится провинциальным городом Новгородской губернии, а в 1776 году получает статус губернского города.
Не последнее значение Псков имеет в войне 1812 года, когда будучи прифронтовым городом, он организует центр помощи раненым Русской армии, создает свое ополчение и формирует кирасирский полк, прошедший всю войну. В помощи раненым участвуют буквально все жители города. Тех, кому не хватало места в военном госпитале, псковичи зачастую разбирали по домам. Также стоит отметить, что выдающийся полководец Михаил Кутузов, во многом решивший ход войны, происходил из семьи псковских дворян.
XIX век становится благоприятным временем в истории города. Со строительством железной дороги, связавший Петербург и Варшаву, понемногу возрождается торговля, Псков возвращает себе былую славу. Город растет, строятся каменные здания. Уникальная застройка города, изобилующая храмами, церквями, а также светскими средневековыми зданиями, окруженными древними, уже разрушающимися стенами, придают городу неповторимое лицо города-музея.
Советские годы
В 1917 году на железнодорожном вокзале Пскова произошло историческое событие. Именно здесь отрекся от престола Самодержец всероссийский, Николай II. Вскоре в Пскове будет объявлено установление Советской власти.
На протяжении последующего тяжелого периода церкви и монастыри Пскова разорены, священнослужители подвергаются гонениям.
Великая Отечественная война стала для города тяжелым потрясением. Одной из основных целей немецкой армии был Ленинград, на пути к которому, после завоевания Прибалтики, первым советским форпостом стояла Псковская крепость. Несмотря на превосходящие силы противника, Псков на некоторое время смог задержать наступление немецких войск. Приняв на свою территорию отступающие с захваченных прибалтийских земель советские дивизионы, псковичи взорвали мосты через реку Великая. Были сформированы добровольческие отряды.
Город был захвачен превосходящими силами противника и в течение трех лет город оставался под немецко-фашистской оккупацией. Горожане были обязаны жить по немецким законам, кроме того для них была введена трудовая повинность, которая распространялась на граждан от 15 до 65 лет.
К моменту освобождения в 1944 году, в городе уцелело от разрушений всего около восьмидесяти домов и совсем ничтожная часть населения. После окончания войны большие силы были брошены на восстановление города. Псков попал в список 15 древних городов Советского Союза, особо пострадавших от военных разрушений, и правительство подписало распоряжение о первоочередном их восстановлении. Основные восстановительные работы были завершены к 1950-м годам, после чего город стал набирать промышленную и индустриальную мощь.
Современность Пскова
После распада Советского Союза, большинство промышленных предприятий Пскова пришли в упадок и были закрыты. Зато началось восстановление церквей, храмов и других памятников архитектуры и истории. Большинство церквей города в настоящий момент являются действующими.
В настоящее время Псков – развитой промышленный город. Здесь работают несколько крупных производств. Также город является безусловным культурным центром, богатым театрами, музеями и бесчисленным количеством уникальных архитектурных памятников, которые ежегодно привлекают большое множество российских и зарубежных туристов. Пскову присвоено почетное звание Города боевой славы, в 2003 году город отметил 1100-летие первого упоминания в Повести временных лет.
В современном городе имеется множество парков, садов и скверов, а также – ботанический сад и дендропарк. В Пскове проходят литературные, театральные и музыкальные фестивали.
В 2010 году В.В.Путиным было подписано распоряжение о создании Псковского государственного университета, который объединил несколько учебных заведений Пскова и Псковской области.
Также в 2010 году городской Думой была утверждена современная символика города – герб и флаг. Основу современного псковского герба составляет герб древний, исторический. На нем изображен барс на голубом фоне, над ним – Божья десница. Поддерживают герб два барса с мечами главных покровителей города – Всеволода и Довмонта. Надпись внизу герба «Чести своей не отдадим никому» – воинский девиз первого псковского князя Всеволода-Гавриила – как нельзя лучше отражает вехи многовековой истории древнего русского города, непреступной крепостью стоящего на границе своей страны.
Достопримечательности Пскова
Храмовые постройки
Культовая архитектура Пскова уникальна, и позволяет даже говорить о самобытной псковской архитектурной школе. В основе ее лежат традиции византийского культового строительства. Первые церкви, возведенные в Пскове, были построены новгородской артелью мастеров, в новгородском стиле, который сложился на основе упрощения канонов Киевского храмового строительства. Самые характерные для Пскова белокаменные однокупольные церкви, как правило, с отдельно стоящей звонницей, многие из которых датируются XII веком, составляют архитектурный облик старого города. Стоит отметить, что столь древние христианские постройки в России сохранились в очень небольшом количестве, поскольку в большинстве своем они были уничтожены татаро-монголами.
Уникальна и Псковская иконописная школа, которая определяла работу над созданием каждой иконы – от обработки доски до написания ликов – без отступления от своих самобытных канонов. Композиция псковских икон, как правило, ассиметрична. Основными цветами являются изумрудно-зеленый, почти черный, и вишневый. Художественный язык икон псковской школы экспрессивен, в отличие от спокойных и гармоничных канонов московских икон. Большое влияние на иконописную школу Пскова оказало творчество Феофана Грека, работавшего в Новгороде в XIV веке.
Помимо православных церквей, в городе имеются также старообрядческие, протестантские и католические храмы.
К сожалению, ни одна храмовая постройка на территории древнего Довмонтова города не сохранилась. Рассмотрим застройку других районов города.
Троицкий собор, построенный на месте знаменитого первого храма, с которого началась история основания города, находится на территории Псковского Крома (Кремля), в самом сердце города.
На территории Среднего города:
- Церковь Николы со Усохи (1371 год)
- Церковь Петра и Павла с Буя (1540 год)
- Церковь Василия на горке (15-16 век)
- Церковь Одигитрии (1537 год)
- Церковь святой Великомученицы Анастасии в Кузнецах (1377 год)
- Церковь Михаила Архангела с Городца (1339 год)
Почти все церкви среднего города являются действующими (за исключением церкви Одигитрии)
На территории окольного города:
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу
- Церковь Николы Явленного (1419 год)
- Церковь Покрова и Рождества от Пролома
- Церковь Новое Вознесение (вторая половина XIV века)
- Церковь Преполовения Пятидесятницы
- Церковь Георгия со Взвоза
- Церковь Сергия с Залужья
- Церковь Успения с Полонища (1810 год)
- Церковь Иоакима и Анны
- Церковь Старое Вознесение
В окрестностях Окольного города
Район Пскова «Окольный город» возник в результате последнего, самого позднего расширения Псковской крепости, которое относилось к XV веку. Это была часть города, находящаяся за пределами стены Среднего города. Долгое время она носила название Полонище, до тех пор, пока также не была укреплена в XVI веке. Памятники архитектуры Окольного города относятся к числу наиболее поздних псковских храмовых построек, среди них есть церкви, датируемые XVIII – XIX веками.
- Деревянная церковь Варвары Великомученицы
- Церковь Дмитрия в Поле
- Церковь Николы в Любятове
- Церковь Алексия, человека Божьего, с Поля
- Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи в Крестах
- Костел Пресвятой Троицы Римско-Католической церкви в Плехановском Посаде (современная постройка)
На территории Запсковья и окрестностей:
- Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы
- Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья
- Церковь Варлаама Хутынского
- Церковь Богоявления с Запсковья
- Церковь Образская с Жабьей Лавицы
- Церковь Воскрешения со Стадища
- Церковь Ильи Мокрого
- Церковь Иоанна Богослова с Мишариной горы
- Церковь Петра и Павла на Брезе
- Собор Рождества Богородицы
- Церковь Константина и Елены в Царевой Слободе
- Церковь Евангельских Христиан-Баптистов
- Запсковье – район Пскова, территориально расположенный на противоположном от центра города берегу реки Псковы.
На территории Завеличья (на противоположном берегу реки Великая):
- Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи
- Спасо-Преображенский собор
- Церковь Успения с Парома
- Церковь Николы от Каменной ограды
- Церковь жен-мироносиц со Скудельниц
- Церковь Успения Богородицы в Бутырках
Безусловно огромную историческую ценность имеют башни Псковской Крепости. Многочисленные стены древнего города насчитывали их 40 штук. Сохранилась до наших дней примерно половина башен. Уцелевшие стены и башни Пскова могут быть наглядным пособием для изучения фортификационных укреплений древнерусского города.
Гражданские постройки древнего Пскова
Основные типы гражданской архитектуры города – хоромы и палаты. Деревянные хоромы практически не сохранились, из-за городских пожаров или естественного разрушения. Каменные здания, конечно, дошли до нас в гораздо большем количестве. К таким постройкам относятся палаты, частные дома, дворцы, складские и торговые помещения, которые сооружались в Пскове на протяжении многих веков. Большинство сохранившихся построек из них относятся к XVII веку.
На территории Довмонтова Города:
Приказные палаты
На территории Окольного города:
- Поганкины палаты
- Палаты Подзноевых
- Палаты Меньшиковых
- Солодежня
- Дом Печенко
- Палаты Русиновых
- Палаты Ямского
- Палаты Гурьева
На территории Запсковья:
- Палаты в Волчьих ямах
- Палаты Трубинских
- Палаты Постниковых
Музеи Пскова объединены в единый комплекс – Псковский государственный объединенный историко-культурный и художественный музей. Его филиалы представляют все аспекты культурного наследия древнего города.
Так же богата достопримечательностями и Псковская область. При наличии свободного времени стоит посетить не только сам город, но и его окрестности.
- ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
- СПРАВКА
- МУЗЕИ
- ЭКСКУРСИИ
история, которую можно потрогать руками
21 февраля 2021 22:54 Алексей Денисов
Псковская земля. Как и когда разбили здесь армию профессиональных наемников со всей Европы?
Псковская земля. Здесь – истоки и корни нашего государства. Эта земля была пограничным рубежом России. На своем веку она повидала врагов со всей Европы, но всякий раз благодаря мужеству своих жителей выходила победителем.
Во время Ливонской войны Псков выдержал полугодовую осаду огромной армии профессиональных наемников. Эта победа спасла от иноземной оккупации всю Северо-Западную Русь.
«Се повести временных лет откуда есть пошла Русская земля» – такими словами начинается древнейшая из дошедших до нас русских летописей XII века. В ней рассказывается о призвании на Русь трех братьев-варягов. Один из них, Рюрик, стал княжить в Новгороде, другой – Синеус – в Белозере, а третий – Трувор – в Изборске, на земле кривичей. Произошло это в 862 году. Именно так согласно преданию на севере России возникли первые очаги нашей государственности.
Об этих легендарных временах напоминают древнее городище и знаменитый Труворов крест высотой более двух метров, вырубленный из цельной известняковой плиты. Его размеры породили легенду о том, что поставлен он был на могиле самого Трувора, скончавшегося в 864 году.
Среди тех, кто верил в эту легенду, была и российская императрица Екатерина II. Позже археологи установили, что крест был создан жителями Изборска в XIV или XV веке. Предположительно, чтобы увековечить место, откуда началась история их города.
Двинувшись на юг, Рюриковичи объединят под своей властью славянские племена на огромной территории от Балтийского до Черного морей. Созданное ими государство русские историки XIX века назовут Киевской Русью.
Согласно «Повести временных лет» из псковской земли на киевский престол взойдет Святая Равноапостольная княгиня Ольга. Она станет первым правителем Руси, принявшим христианство, и положит начало каменному градостроительству.
Учитель истории псковского лицея №4 Илья Казанцев искренне влюблен в свой город и его памятники.
«Псков для меня – это все-таки начало нашей русской истории, это та старина, которую можно потрогать руками. Не каждый город России может похвастаться тем, что учитель и его ученики могут выйти на улицу и потрогать руками свою историю», – говорит Илья Казанцев.
Илья Казанцев с отличием закончил исторический факультет Псковского государственного университета. Отслужив срочную службу на Балтийском флоте, пришел работать в школу и преподает здесь уже 7 лет. По его словам, в сегодняшнем глобальном и быстро меняющемся мире особенно важно сохранять живую связь с культурой и историей родной страны.
«Законы истории нам говорят о том, что выживают сильные культуры, выживают те культуры, которые любят свое прошлое, которые ценят его и которые готовы вкладывать в том числе и материальные ресурсы для того, чтобы его хранить и преумножать. Конечно же, высшая ценность для нас всех независимо от политических воззрений – любовь к своей земле. И если мы в результате своих верных или неверных поступков потеряем свою землю, свое государство, то дальше спор о том, что мы в политическом смысле, утратит свою логику», – считает учитель истории.
Начиная с XIII века, жители Пскова отразили десятки нападений со стороны своих западных соседей. Во время Ливонской войны в XVI веке польский король Стефан Баторий привел сюда целую армию профессиональных наемников со всей Европы. В его 50-тысячном войске служили поляки, литовцы, венгры, немцы, шотландцы французы, итальянцы и бельгийцы. Но даже сделав проломы в стенах, они не смогли взять город – таким упорным и мужественным было сопротивление его защитников.
Храм Святителя Николая в Любятово. Окраина Пскова. По словам отца Владимира, эти стены помнят побывавшего здесь царя Ивана Грозного и его главного противника в Ливонской войне Стефана Батория.
Отец Владимир служит в этом храме уже почти полвека. Сейчас ему – 81 год. После революции во время гонений на Церковь двое священников храма в Любятово были расстреляны.
«В подвале мы нашли останки двух священников. Как было установлено, это были протоиерей Федор Загорский, расстрелянный в 1928 году, и иеромонах Павел, который был расстрелян в 1937-м. Они были похоронены в этом месте после того, как они были отпеты, помазаны святым миром, большом стечении народа», – рассказал отец Владимир.
Помнить не только о героическом, но и о трагическом опыте истории, по мнению отца Владимира, очень важно, чтобы не повторять ошибок прошлого.
«Будущее, построенное на реках крови, приведет к обратному результату, то есть к духовной смерти страны. Жизнь начинается в любви, а не в ненависти. Ненависть – это только разрушения, только смерть», – уверен священник.
Здесь же, на псковской земле, находится одна из самых почитаемых обителей Русской Православной Церкви – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Основанный в XV веке, он никогда не закрывался. Последняя попытка ликвидировать здесь монашескую жизнь была предпринята во время хрущевских гонений на Церковь. Она провалилась из-за мужественной позиции наместника монастыря архимандрита Алипия.
Бывший фронтовик, дошедший в составе 4-й танковой армии до Берлина, архимандрит Алипий сумел не только отстоять монастырь, но и добиться в советское время его масштабной реставрации, а также возвращения из Германии ценностей ризницы, вывезенных немецкими оккупантами. Кроме этого, он собрал и сохранил в стенах обители бесценную коллекцию русского и западно-европейского искусства.
«Незадолго до своей кончины, которая последовала в 1975 году, отец Алипий большую часть всех своих коллекций передал в Русский музей и в Псковский государственный музей. Меньшая часть этой коллекции осталась в Псково-Печерском монастыре, и мы думаем над тем, как экспонировать эти сокровища, как сделать их доступными для самого широкого зрителя, почитателя живописи», – отметил Тихон (Шевкунов) митрополит Псковский и Порховский, игумен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
В знаменитых пещерах монастыря покоятся около 10 тысяч иноков и представители многих знаменитых дворянских родов России: Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских.
«В этих пещерах покоятся великие старцы, подвижники благочестия прошлых веков и наши современники. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин и многие подвижники, ни один народ и наша земля не могут стоять без молитв наших предков, наших святых, которые не престают молиться вместе с нами и вместе с нами возносят молитвы к Богу за своих потомков», – подчеркнул монах Антоний, древлехранитель Псковской епархии.
«Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Эти слова принадлежат Александру Пушкину. Могила великого поэта находится в Святогорском монастыре – еще одной древней обители псковской земли. Пушкину принадлежат и другие слова, сказанные в ответ на едкие замечания Чаадаева о русской истории. Поэт писал: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал».
история Псков общество новости
Исторических музеев России — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
В каждом российском городе есть исторические музеи, которые чаще называют «Краеведческие музеи». Музеи в малых городах чаще всего посвящены истории и природе своего края, однако в Москве и Санкт-Петербурге есть очень интересные историко-этнографические музеи, где можно познакомиться с историей развития и народами всей России .
В этом обзоре на портале Геомерид вы можете ознакомиться с крупнейшими этнографическими и краеведческими музеями России:
1. Этнографический музей в Санкт-Петербурге
2. Кунцкамера в Санкт-Петербурге
3. Исторический музей в Москве
4. Новгородский исторический музей
5. Историко-краеведческий музей в г. Ростове-на-Дону
6. Поганкины палаты в г. Пскове
7. Томский краеведческий музей
8. Историко-краеведческий музей г. Красноярска
9. Национальный музей в Казани
10. Исторический музей Екатеринбурга
11. Исторический музей Самары
12. Исторический музей г. Верхотурье
13. Губернский музей в г.Тобольске
14. Исторический музей г.
Нажмите на гиперссылку, чтобы подробно прочитать о каждом музее и увидеть большое количество фотографий
Этнографический музей в Санкт-Петербурге
Российский этнографический музей рядом с Михайловским дворцом, или Русский музей, который ежедневно посещают сотни людей, приходящих туда, чтобы посмотреть на его фотографии. Российский этнографический музей был открыт в 189 г.5 в составе Русского музея. Но позже музеи были разделены, и сейчас это один из крупнейших этнографических музеев Европы.
Фасад Этнографического музея в Санкт-Петербурге
Мраморный зал, с барельефом на стене со сценами из жизни народов Российской империи
Основные залы музея поражают своими размерами. По архитектурному замыслу они должны были соответствовать масштабу Российской империи. Более 7000 м² было отведено под постоянные выставки и экспозиции, еще 2000 м² – под временные экспозиции. Здание Этнографического музея даже больше, чем у Русского музея. Основная часть экспозиций посвящена русской культуре 19 века.-20 веков и народы, населявшие страну
Кунцкамера в Санкт-Петербурге
Практически сразу после основания Петербурга, в 1718 году, царь Петр Великий захотел создать в новой столице музей. Так появился музей Кунсткамера, ставшая первым музеем в России. Сегодня он называется Музей антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.
Кунсткамера на набережной Васильевского острова, д.
Самые известные экспонаты Кунсткамеры находятся в петровской Кунсткамере
Петр I приказал либо закупать в Европе, либо создавать коллекции «рыб, насекомых и гадов в бутылках». Еще активнее создавалась «коллекция монстров и чудовищ». По большей части они сохранились у алкогольных младенцев с различными физическими аномалиями. Основа коллекции была заложена в 1717 г., когда Петр I купил за 30 тысяч гульденов две тысячи анатомических экспонатов из коллекции известного во всей Европе анатома Фридриха Рюйша.
Исторический музей в Москве
Государственный исторический музей Москвы находится на северной стороне Красной площади, напротив собора Василия Блаженного. Это крупнейший национальный музей истории и культуры России, экспозиции которого охватывают все периоды истории России, с древнейших времен до 20 века.
Здание Государственного Исторического музея построено на Красной площади в 1883 году
Зал, оформленный в стиле царских палат 15 века в Историческом музее
Большое количество экспонатов (более 4,5 миллионов) собрано в 39 залах музея. Залы расположены в хронологическом порядке. В первых залах можно увидеть артефакты, привезенные с раскопок стоянок первобытного человека, которые велись на территории России. Затем вы сможете ознакомиться с экспонатами эпохи бронзы (дольмены, идолы и предметы культа) и раннего периода древнерусского государства. Отдельные залы отведены под интересную экспозицию изделий и украшений из золота и драгоценных камней.
Новгородский исторический музей
Новгородский исторический музей основан в 1865 году и является одним из старейших музейных центров России. В него вошли практически все музеи и храмы, открытые для посещения в Великом Новгороде и его окрестностях. Наиболее интересны его экспозиции в центре Новгородского кремля, в здании казенных учреждений.
Здание Городской управы в Новгородском кремле, где сейчас находится Новгородский исторический музей
Новгородская берестяная грамота XI века, где купцы обсуждали торговые отношения, в Новгородском историческом музее
Несколько залов музея посвящены артефактам, найденным на территории древней Новгородской республики, а также истории Великого Новгорода начиная с время его основания князем Рюриком. В музее много интересных экспонатов: камни с петроглифами, вырезанными древними людьми, берестяные грамоты, каменные кресты раннего средневековья, оружие, утварь и многое другое. Отдельные залы музея отведены под экспозицию «Русская икона», где можно увидеть работы новгородских иконописцев 11-19 вв.веков.
Краеведческий музей г. Ростова-на-Дону
Краеведческий музей г. Ростова-на-Дону находится по ул. Большая Садовая, 79. Здание музея находится в глубине двора за аркой с колоннами. В музее очень любопытны экспозиции по истории Ростовской земли.
Краеведческий музей на Большой Садовой ул. в Ростове-на-Дону
Шейный шейный платок из золота, найденный в Кургане Сарматской царицы — ценнейший экспонат музея
Сейчас в музее можно увидеть обширные коллекции обнаруженных артефактов при археологических раскопках в донских степях. Здесь можно увидеть оружие, глиняную посуду и предметы быта из городищ (стоянок древних поселений) народов, населявших эти земли в древности. На выставке «Сокровища донских степей» можно увидеть золотые изделия, принадлежавшие царям и знати эллинского, скифского и сарматского периодов истории.
Поганкины палаты в Пскове
Поганкины палаты были построены очень богатым и влиятельным псковским купцом Сергеем Поганкиным в 1670 году. Этот успешный купец контролировал монетный двор и таможню Пскова. Существует несколько легенд о происхождении его фамилии. Самая распространенная легенда связывала это с его активной торговлей с иноземцами, которых тогда называли «язычниками».
Двор Поганкиных палат в Пскове (18 в.)
Экспозиция народного творчества 18-19 вв.в Поганкиных палатах
Несколько комнат отведено под коллекцию старинных икон псковской школы 14-17 веков. Здесь также находится интересная коллекция изделий из серебра, в том числе из псковских кладов, экспозиции местного декоративно-прикладного искусства, картинная галерея и выставка «1100-летний Псков в истории России». Интересно будет взглянуть на меч 13 века, который называют «мечом князя Довмонта».
Томский краеведческий музей
На двух этажах большого особняка расположены несколько постоянных и временных экспозиций Томского краеведческого музея: «Золотая лихорадка», «Великий чайный путь», «Гроза 1812 года». , «Волевые и невольные сибиряки», «Томско-Нарымская Голгофа».
Здание историко-краеведческого музея на проспекте Ленина в Томске
Макет томского острога XVII века в краеведческом музее
По предметам постоянных экспозиций можно проследить историю Томская земля начиная с эпохи бронзы. Здесь можно увидеть археологические находки из стоянок древнего человека Томской области, этнографические коллекции коренных народов Сибири, коллекции древних рукописей. Что касается современных экспонатов, то здесь можно увидеть коллекции мебели, керамики и многое другое.
Красноярский краеведческий музей
Красноярский краеведческий музей считается одним из старейших музеев Сибири. И действительно, подходя к этому зданию, понимаешь, что оно выделяется среди множества краеведческих музеев, которые есть практически в каждом городе.
Красноярский краеведческий музей в виде древнеегипетского храма, построенный в 1909 году.
Модель лодки, на которой казаки покоряли Сибирь в 17-18 веках.
В центре музея можно увидеть огромную модель лодки, на которой казаки путешествовали по просторам Сибири. Центральную часть музея окружают разные залы с разнообразными экспозициями: археология, палеонтология, религия и изобразительное искусство. Все они достаточно интересны. Там можно увидеть полный скелет мамонта, а также единственный в России скелет стегозавра.
Национальный музей в Казани
Здание Национального музея Татарстана находится напротив Спасской башни Казанского Кремля. В музее размещены экспозиции, связанные с историей, культурой и бытом Татарстана с древнейших времен до наших дней. Музей был создан по инициативе профессоров университета в конце XIX в.век.
Национальный музей РТ на площади 1 Мая перед Кремлем
Французская карета 18 века в Национальном музее РТ бывший Гостиный двор. Экспозиции артефактов, обнаруженных при раскопках на территории Татарстана, находятся в первых залах музея. Далее идут экспозиции, посвященные русскому периоду в истории Татарстана. Среди прочего в этих залах можно увидеть знаменитую карету императрицы Екатерины II.
Екатеринбургский историко-краеведческий музей
Екатеринбургский историко-краеведческий музей находится на улице Малышева у реки Исеть. Краеведческий музей был основан в 1870 году, примерно в то же время, что и Уральское общество любителей естествознания. В настоящее время основные музейные экспозиции размещены в доме уральского предпринимателя Альфонса Фомича Поклевского-Козеля. Но некоторые тематические экспозиции находятся в нескольких других зданиях.
Краеведческий музей в Екатеринбурге
Картина М. Фернандеса «Дух великой встречи», которую он подарил Горбачеву во время визита в США в 1990 г.
Вы должны посетить постоянную экспозицию «История России ХХ века в дарах». Это очень большая и интереснейшая коллекция подарков, подаренных в разное время руководителям России и Советского Союза: Николаю II, Сталину, Калинину, Брежневу и Горбачеву, а также Коммунистической партии и советскому народу в целом.
Самарский историко-краеведческий музей
Алабин Самарский историко-краеведческий музей — один из старейших музеев Поволжья. Он был основан в 1886 году по инициативе городского головы Петра Владимировича Алабина, который предложил городской думе создать первый краеведческий музей, посвященный различным сферам жизни Самарской губернии.
Главный вход в Музей Самары
Большие залы постоянной экспозиции Самарского краеведческого музея
Нынешнее здание музея было построено недалеко от дома-музея Ленина в 1989, так как в прежних зданиях уже невозможно было хранить огромные музейные коллекции. Сейчас на первом этаже хранятся коллекции по археологии, палеонтологии и другим естественным наукам. В музее собраны интересные коллекции полезных ископаемых, добываемых в Самарской области. Несколько залов музея посвящены истории Самарского края от раннего средневековья до наших дней.
Верхотурский историко-архитектурный музей
Постоянная экспозиция Верхотурского государственного историко-архитектурного музея, где можно познакомиться с историей Уральского края, расположена в здании Государевых амбаров Верхотурского кремля. В музее две основные экспозиции: «Верхотурье. История города и уезда. 1598-1917» и «Бабинов тракт». Экспозиция «Бабинов тракт» посвящена истории ключевого торгового пути, связавшего Европейскую часть России с Сибирью, позволившего освоить всю страну.
Исторический музей в Верхотурье — Царская невеста у окна, отправленная в ссылку
Карта торговых путей в Историческом музее Верхотурья — Лозвинский, Верхотурский и Екатеринбургский
Первые залы музея посвящены народу манси и древним поселение Неромкар на скале, возвышающейся на 26 метров над Турой. Именно там был построен острог для воеводы и стрельцов, охранявших торговый путь. Остальные залы музея посвящены периоду расцвета Верхотурья в начале 18 века, когда город бурно развивался за счет взимаемых таможенных пошлин.
Музей Губернатора в Тобольске
Историко-Архитектурный Музей Тобольского Губернатора расположен на Красной площади в районе улицы Никольский Взвоз (крутой спуск, ведущий с Алафеевской горы в Нижний Посад) в исторической части Тобольска.
Губернаторский музей основан в Тобольске в 1870 г. — это старейший музей Сибири
Скелет мамонта, найденный при раскопках в Сибири, в Губернаторском музее г. Тобольска
Музей основан в 1870 г. Является старейшим музеем в Сибирь. Руководил ее созданием секретарь губстаткома И. Юшенков, который также был известным знатоком истории и этнографии Сибири.
К 1890 году музей уже имел статус губернского и возглавлялся самим В. Тройницким, тогдашним губернатором Тобольской губернии. А в 1891 году музей посетил князь Николай, возвращаясь из кругосветного путешествия. Он поставил свой автограф на гигантской доске и взял музей под свою личную охрану. Сегодня в залах музея можно увидеть множество экспонатов, связанных с археологией, этнографией и палеонтологией.
Исторический музей г. Владимира
Владимирский историко-краеведческий музей создан в 1854 году. Экспонаты первого этажа музея посвящены истории Владимирской области с доисторических времен до конца XVII века. Особую ценность представляют артефакты, обнаруженные при раскопках археологического памятника на реке Сунгирь, на восточной окраине Владимира, в 1956 году. Было найдено более 70 тыс. различных артефактов, возраст которых составляет около 30 тыс. лет.
Краеведческий музей г. Владимир
Экспозиция, посвященная первым годам христианства на Владимирской земле в историко-краеведческом музее г. Владимира
В центре зала можно увидеть подлинный каменный крест 12 века, а также деревянный элемент оборонительного сооружения крепостные стены того же времени. В целом большинство экспонатов первого этажа музея относятся к 12-13 векам истории Великого княжества Владимирского. Экспозиции, посвященные истории Владимирской области от Смутного времени до 19 в.17 находятся на первом этаже музея.
Омский историко-краеведческий музей
Омский историко-краеведческий музей — один из крупнейших и старейших в Сибири. Он был основан в 1878 году Западно-Сибирским отделением Русского Императорского географического общества. Здесь вы сможете познакомиться с культурой и историей сибирского края.
Выставка «Сибирский град царя Петра I», посвященная основанию Омска в Краеведческом музее
Скелет шерстистого мамонта, найденный в 1925 в Омском краеведческом музее
На выставке «Археология и природа Омска и Иртыша» представлены экспонаты археологических и палеонтологических экспедиций. Затем в трех залах можно осмотреть выставку «Сибирский город царя Петра I», подробно рассказывающую о событиях основания и развития Омска, как важной крепости Сибирского края. В 1717 году Омск был основан по указу царя Петра I во время экспедиции Ивана Бухгольца.
Алтун Эстейт Отель, Пушкинские горы
Дом
История
Усадьба Алтун находится в непосредственной близости от Государственного музея-заповедника Александра Пушкина по дороге из Новоржева в Пушкинские горы. В настоящее время имена Львова и Алтунской усадьбы более известны благодаря близости усадьбы к землям рода Пушкиных и Ганнибалов.
«Имение принадлежало И. Львову, который в 1776 г. финансировал пристройку южного придела к церкви Святогорского монастыря. Львова, имя которого упоминается в переписке Александра Пушкина, что позволяет предположить, что поэт посещал Алтун».
Раньше семья Львовых не нуждалась в похвалах со стороны, так как их собственного статуса, имени и авторитета было достаточно, чтобы восхвалять не только Алтун, но и всю Псковскую область.
Самое раннее упоминание о городище Онтун у озера Онтун в Оршанском районе относится к переписи 1582 года в Пусторжевском районе. Этот красивый исторический район стоит запомнить. Но история семьи Львовых, передававших из поколения в поколение имение Алтун,
, и увлекательна, и заслуживает уважения.
В России было несколько львовских семей разного происхождения. Дворянская львовская династия, владевшая имением Алтун, имеет свою выдающуюся историю.
Историки полагают, что родоначальником рода Новоржевых Львовых был мелкий чиновник Михаил Фомич Фомин, которому Петр I в 1702 году пожаловал дворянский титул. губернии и денежное довольствие на Михаила Фомина, писаря судебных дел Псковской области. Из документов Ботчинской конторы известно, что в 1706 и других годах ему было отказано в имениях в Воронецком, Пусторжевском и Велейском уездах. В 1749 г.Сын Михаила Фомича, Лев Михайлович, расширил владения отца, приобретя у рода Елагиных пустующий участок земли с названием Альтон (Алтун) в Пусторжевском уезде Псковской губернии. На долгие годы эта земля станет главным псковским имением львовской династии.
После смерти Льва Михайловича, 7 марта 1763 года, его сыновья Иван Большой и Иван Меньшой стали официальными владельцами имений и имений в Псковском, Пусторжевском, Велейском, Воронецком, Опочетском и Вревском уездах Псковской губернии. Именно в потомках Льва Михайловича впервые закрепился род Львовых.
Семья Львовых упоминается в разных источниках как богатые землевладельцы с обширными владениями в Новоржевском, Опочетском и Островском уездах. Семья вошла в шестую часть родословной дворянства Псковской губернии (шестая часть книги была посвящена дворянским родам, не имевшим названия в древней русской истории).
Родовое имение Алтун передавалось по мужской линии и передавалось старшему брату в младшем поколении. Так имение Алтунов стало сердцем родовых земель Львовых, которые простирались по всей Псковщине.
Алтун в итоге стал уютным семейным убежищем для семи поколений Львовых: от Михаила Фомина ─ Льва Михайловича ─ Ивана Львовича Большого ─ Алексея Ивановича ─ (Александра Алексеевича) Леонида Алексеевича ─ Льва Леонидовича ─ (Льва Львовича) Владимира Львовича. Они были связаны с другими известными дворянскими родами, такими как Чихаевы, Неклюдовы, Рокотовы, Бухвостовы и Есиповичи.
Большой имущественный ценз позволял львовым участвовать в выборных постах. Гражданская активность членов рода Львовых снискала уважение современников и официальные звания. Львовы занимали должности предводителей уездного и губернского дворянства, мировых судей, инспекторов уездных училищ и так далее.
Львовы получили образование у лучших учителей столицы и сделали блестящую карьеру в Петербурге, но из поколения в поколение продолжали лично управлять своими делами и развивать свои имения. Таким образом, Лев Леонидович Львов сам управлял имениями и охотно применял
технические и сельскохозяйственные достижения, достигнутые на рубеже ХХ века. К 1905 году в список родовых владений Львовых в Горе, Алтуне, Вехно, Беткове, Юшкове Селе входили заводы: 2 винокурни, 1 пивоварня, 1 лесопилка, 1 кирпичный, 1 черепичный и 1 водяная мельницы.
Сельскохозяйственное производство включало животноводство и молочное животноводство, овцеводство и свиноводство, племенное хозяйство, пчеловодство, семеноводство и выращивание белой рыбы. За это время хозяйственная деятельность имения развивалась по двум основным направлениям: первое было связано с производством сельскохозяйственной продукции, второе — с ее переработкой. И если кирпичный и изразцовый заводы были важны для здешней местности, то Алтунский спиртзавод был одним из крупнейших предприятий такого рода в Псковской губернии и одним из четырех, имевших цех по очистке спирта. Прогресс также не ограничивался производством. Не забыл владыка Алтуна и о будущих поколениях: в 1912 открыта школа для села
детей в Алтуне.
Благодаря прекрасному руководству Льва Леонидовича в усадьбах Алтун и Гора были построены великолепные усадьбы и крепкие хозяйственные постройки, разбиты живописные парки в английском стиле. Часть парка в селе сохранилась до наших дней и содержит редкие сорта деревьев и кустарников, которые не были аборигенными для северо-запада России в 19 веке.
Согласно последним архивным исследованиям, Лев Леонидович любил проводить длительные наблюдения за погодой, которые он анализировал для составления собственных прогнозов в Псковском губернском земском вестнике.
Последнее поколение Львовых из Алтуна: Лев Львович (умер молодым: 2.11.1882 — 14.11.1905 и похоронен в Cimitero acattolico per gli stranieri al Testaccio — римском некатолическом некрополе для иностранцев в Италии) и Владимир Львович получил образование в гимназии № 2 в Санкт-Петербурге. Верный семейной традиции, Владимир Львович, как владелец имения Алтун, с 1910 по 1912 год был школьным попечителем в Дубленникове, а с 1913 по 1914 год — инспектором высшей начальной школы в Новоржеве и мировым судьей в Новоржевском районе. . Жена его, Наталья Ивановна, с 19 лет была попечителем Алтунской школы.10 и далее. Сестра Льва и Владимира Ольга Львовна Львова была избрана попечительницей Мишаковского училища в 1911 году и Оршанского училища в 1912 году, жила в Новоржеве.
В 1913-14 годах владельцы имения Алтун построили довольно примечательный флигель. На фоне красивого парка, озера и традиционных валунных построек возникла уникальная усадьба, которая была фактически дворцом. Построенный в псевдоготическом стиле, он был воплощением романтических идеалов и амбиций его алтунских владельцев.
Судя по всему, роскошное сооружение предназначалось для приема гостей, но летом сами лорды предпочитали останавливаться рядом с дворцом в старом деревянном домике над прудом с причудливыми островками. К сожалению, им даже не удалось превратить свой новый дворец в дом.
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Алтун, как и соседние усадьбы Михайлова, Тригора, Голубова и Петрова (в феврале 1918 года), была разграблена местными повстанцами и была заброшена. За несколько дней сформировался целый пласт русской аристократической культуры, продукт двух
века рода Львовых, был уничтожен в большом пожаре.
Львовы покинули свои имения осенью 1917 года и больше не вернулись. Усадебный дом пустовал до осени 1919 года.
В сентябре 1919 года на месте Алтунского сельскохозяйственного училища был основан Алтунский техникум. Это был вуз, в штате которого были столичные специалисты, такие как К.А. Забель, Н.И. Гвоздев, В.В. Злоторович и И.А Берзин. Все документы были подписаны административным менеджером Тюльпановым.
7 января 1920 г. и 19 февраля 1920 г. газета «Псковская тревога» сообщила об открытии техникума в усадьбе Алтун и его очередном преобразовании в высшее учебное заведение с соответствующим штатом профессоров и преподавателей. Увы, скорее всего, из-за удаленности от Пскова, а может быть, просто из-за голода и скудости продовольствия Алтунский техникум так и не был до конца создан, и весной 1920 года его перевели в имение Волышово графа С. А. Строганова Порховского уезда. и реорганизован в Псковский практический сельскохозяйственный институт.
Один из ее выпускников, И.С. Ершов, вспоминает: «Это были бурные и трудные годы. Весной 1920 года институт был переведен из Алтуна в Волышово. Поскольку стипендию студентам изначально не выдавали, их заставляли есть крохи со стола».
В 1926 году снова стал техникумом, а в 1928 году был переведен в Кресты (Псков).
После реконструкции и ремонта в 1926 году усадебный дом использовался как санаторий для работников Московско-Белорусской железной дороги (рассчитывался на 100 человек), а затем как дом престарелых. Последняя фотография усадебного дома Львовых при его «прижизненности» была сделана в 19 году.40. Его архитектура
оставалась потрясающей даже после стольких преобразований. Войну «дворец» не пережил. Он был взорван отступающими немецкими войсками в 1944 году. Оккупанты также сожгли уцелевший ветряк.
Наконец-то мы подошли к новой яркой главе в истории Алтуна.