Царские скифы алтая: Когда скифы владели Азией | Warspot.ru

Содержание

Скифы. Что мы знаем о них

В мировой истории довольно часто встречаются не только племена, но и народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, записанными древними летописцами. Это — «народы-призраки». Что известно нам о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов из их истории — порой полулегендарной. Для Восточной Европы I тысячелетия до н.э. одним из первых среди таких загадочных народов древности остаются скифы.
История их изучения (а в текущем году ей насчитывается ровно 250 лет) служит наглядной иллюстрацией и успехов современной науки, и её неудач. Несмотря на огромную работу археологов, раскопавших тысячи скифских курганов, десятки поселений и городищ, несмотря на прорывы историков и лингвистов, изучающих письменные источники, несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей таких наук, как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография и другие, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов.


Не известно во многом происхождение скифов и их культуры. До сих пор ожесточённо спорят об уровне развития этого народа, о том, создал ли он своё государство и если да, то когда и в какой именно форме это произошло. (Однако надо заметить: в истории ещё с XVIII века скифских вождей стали называть царями. Это некая условность, принятая наукой.) Нет однозначного ответа и на вопрос: что стало причиной внезапной гибели Великой Скифии?…

Наука и жизнь // Иллюстрации

Золотая диадема VII века до н.э. (крупнее показана её деталь). Мельгуновский (Литой) курган, Северное Причерноморье. (Раскопки А. П. Мельгунова 1763 года.)

Наука и жизнь // Иллюстрации

Такими скифы показаны на электровой вазе из кургана Куль-Оба, расположенного в Крыму. IV век до н.э.

Меч в золотых ножнах и с золотой рукояткой VII века до н.э., найденный в Мельгуновском кургане.

И нижняя часть ножен.

Ножны этого меча украшают золотые пластины с изображением оленя и крылатых чудовищ с луками.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Серебряный с позолотой сосуд со сценами охоты скифских всадников на льва и на фантастическое существо — рогатую львицу.

На фрагменте: один из действующих лиц этой охоты. Начало IV века до н.э. (Курган Солоха, раскопки Н. И. Веселовского 1913 года.)

Бородатый скифский вождь с луком и молодой скиф изображены на серебряном сосуде, найденном в 1911 году (раскопки С. Е. Зверева) в кургане № 3 из группы «Частых курганов» под Воронежем. IV век до н.э.

Парадная секира с золотой обкладкой, в оформлении которой уже видны и скифские, и ближневосточные элементы. Золотая обкладка секиры с фигурой вождя или жреца явно восточного типа.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Золотая рукоять персидского (ахеменидского) меча конца VI — начала V века до н.э. Приднеп-ровье. Возможно, это трофей, полученный скифами после разгрома войск Дария I. «Царский» курган Чертомлык. (Раскопки И. Е. Забелина 1863 года.)

Открыть в полном размере

Какими они были

Мы — те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, — скифы.

А. Я. Брюсов, 1916 год

Скифы внезапно появляются на исторической арене Европы в VII веке до н.э., придя откуда-то «из глубин Азии». Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Но также внезапно и таинственно этот многочисленный и воинственный народ, непобедимый на протяжении почти четырёх столетий (VII—IV века до н.э.), сходит с исторической арены Европы, оставив после себя легенды о храбрости и жестокости да бесчисленные курганы с захоронениями рядовых воинов и могущественных царей.

Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывали на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200—400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу (последней такой волной были монголы в XIII веке). Тем не менее культура скифов не имеет, пожалуй, равных себе среди степных культур всех эпох ни по присущей ей яркой самобытности, ни по произведённому ею резонансу».

Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова — губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII — начала VI века до н.э.

И в наши дни, как в России, так и в главной хранительнице древностей европейских скифов — Украине, продолжаются скифские изыскания (после распада СССР и появления на политической карте мира суверенной Украины основная часть скифских памятников осталась в её границах). А в России скифские курганы и поселения встречаются только на Среднем и Нижнем Дону* (Воронежская, Белгородская, Ростовская области), в Ставропольском и Краснодарском краях. Сравнительно недавно скифские захоронения найдены на юге Сибири, в Туве.

От горных хребтов Алтая и Тувы до полноводного Дуная широкой полосой раскинулись бескрайние евразийские степи. В начале I тысячелетия до н.э. здесь обитали многочисленные кочевые племена скотоводов, — они принадлежали к индо-европейской семье народов и говорили на различных диалектах древнеиранского языка.

По мнению уже цитированного А. Ю.Алексеева, «скифы» — общее название многих близких по культуре, по хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям кочевых племён Евразии. Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где первые греческие колонии возникли во второй половине VII века до н.э. Благодаря дошедшим до нас сведениям античных историков, в том числе и жившего в V веке до н.

э. Геродота Галикарнасского, наибольшую известность приобрели так называемые европейские скифы, обитавшие в степных и лесостепных областях Северного Причерноморья (между Дунаем на западе и Доном на востоке) с VII по III век до н.э.

Появление скифов на исторической арене по времени совпало с двумя эпохальными событиями, сыгравшими огромную роль в мировой истории. Первое из них: было освоено и стало широко распространяться железо — теперь основной материал для изготовления орудий труда и оружия. (Предшественники скифов — среди них и киммерийцы — пользовались ещё бронзовыми инструментами и предметами вооружения.) Второе важнейшее историческое событие: возникновение кочевого скотоводства. Господствовавшие в скифском обществе кочевники, прежде всего «скифы царские», подчинили себе земледельческие нескифские племена степной Скифии и лесостепи. Кочуя, скифы завязывали торговые, политические и культурные отношения с греческими городами-колониями Северного Причерноморья.

Сегодня уже довольно хорошо известен внешний облик скифов-кочевников: эллинские мастера этнографически точно изображали их на золотых и серебряных сосудах и ювелирных изделиях, во множестве найденных в курганах высшей скифской знати. Ценную информацию даёт и антропологическая реконструкция, проводимая по костным останкам и черепам из скифских захоронений. «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами…» — этот поэтический образ, созданный Александром Блоком, не отвечает действительности. Никаких раскосых глаз и иных монголоидных черт у скифов не было. Они — типичные европеоиды среднего роста и крепкого телосложения. По языку скифы принадлежали к североиранской группе (из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку осетины — потомки родственных скифам сарматов).

А вот к славянам скифы не имеют никакого отношения, да и не было между ними непосредственного контакта. Если последние скифы окончательно исчезают в Восточной Европе в III веке уже новой эры, после готского набега и погрома, то первые упоминания о славянах появляются в письменных источниках не ранее середины I тысячелетия от Рождества Христова.

Скифы одевались в кожаную, льняную, шерстяную и меховую одежду. Мужской костюм состоял из длинных узких штанов, которые носили заправленными в мягкие кожаные сапоги либо навыпуск, и курток (или кафтанов), подпоясанных кожаным поясом. Дополняли костюм кожаная шапка конической формы и войлочный башлык. О женской одежде известно гораздо меньше. Знаем только, что она состояла из длинного платья и верхней накидки. Мужчины отпускали длинные волосы, имели усы и бороду.

Правда, внешняя благостность дошедших до наших дней скифских мужских изображений не должна вводить в заблуждение. Из сообщений ассирийцев, иудеев, греков и римлян известно: то был необузданный и жестокий народ, получавший удовольствие от войн, набегов и грабежей, его воины снимали скальпы с поверженных врагов.

Происхождение

Где искать прародину скифов? Это один из главных вопросов в их истории. Обилие и противоречивость существующих точек зрения поражают. Однако большинство учёных так или иначе склоняются к одной из двух традиционно противопоставляемых гипотез. Первая из них — так называемая автохтонная — наиболее подробно обоснована известным российским скифологом Б. Н. Граковым. Он считал: прямыми предками скифов были племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья, в том числе и киммерийцы. Такое проникновение происходило очень медленно с середины II тысячелетия до н.э. А упоминаемая Геродотом миграция скифов «из Азии» (для античных географов «Азия» начиналась сразу же за Доном-Танаисом) — лишь одна из волн этого проникновения, скорее всего последняя**.

Мигранты-«срубники» в степях Восточной Европы встретились с более ранними переселенцами из тех же областей, и слияние этих родственных друг другу групп сложилось в этнически однородное население скифского времени, говорившее на одном из диалектов североиранского языка. Именно культура срубных племён, испытавшая значительные изменения при переходе от эпохи бронзы к железному веку и от полуоседлого образа жизни к подлинному кочевому, легла, по мысли Б. Н. Гракова, в основу собственно скифской культуры.

Совершенно иначе подходит к проблеме А. И. Тереножкин — признанный лидер группы специалистов, отстаивающих центральноазиатское происхождение скифской культуры. По его мнению, между населением доскифского и скифского времени в Северном Причерноморье не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят в VII веке до н.э. в указанный регион из глубин Азии и приносят с собой уже вполне сформировавшуюся культуру в виде знаменитой скифской триады: характерный тип вооружения, конской сбруи и искусство звериного стиля.

Представленные гипотезы по-разному трактуют и вопрос о киммерийцах — предшественниках скифов в северопричерноморских степях, о которых сообщают древневосточные и греческие письменные источники. Тереножкин настаивает на полном культурном и этническом отличии скифов от киммерийцев, которым, по его мнению, и принадлежали самые поздние памятники местной срубной культуры. (По Б. Н. Гракову, напомню, и скифы и киммерийцы — прямые потомки «срубников» и поэтому имеют общую культуру. Скорее всего, они родственны этнически.)

По-разному говорят о происхождении скифов и античные авторы. Здесь и «первочеловек» Таргитай, сын Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра), прародитель всех скифов. И Геракл, сотворивший от связи с местной змееногой богиней, жившей в устье Днепра (Гилее), трёх сыновей — Скифа, Агафирса и Гелона. Однако «отец истории» Геродот замечает: «Есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс (Сыр-Дарью) и удалились в Киммерийскую землю».

Важным для решения проблемы происхождения скифов стало открытие кургана Аржан*** в Туве, в котором нашли погребение вождя IX—VIII веков до н.э. «В этом погребальном памятнике <…>, — пишет историк В. Ю. Мурзин, — были обнаружены вполне развитые образцы материальной культуры скифского типа, а также изделия, выполненные по канонам скифского звериного стиля. Эти находки вполне укладываются в схему А. И. Тереножкина, согласно которой сложение собственно скифской культуры происходило в глубинных районах Азии несколько ранее VII века до н.э.».

Сегодня, с учётом всей имеющейся на данный момент информации, логично признать, что центральноазиатская гипотеза происхождения скифов предпочтительнее автохтонной. А чтобы подкрепить эту позицию фактами, необходимо выделить характерные черты скифской культуры и доказать, что их уже в готовом, сложившемся виде принесли в Северное Причерноморье орды ираноязычных кочевников-скифов именно из Азии.

Лицо скифской культуры определяет, прежде всего, названная триада. К этой триаде некоторые учёные ныне добавляют ещё два признака: бронзовые литые котлы на конической ножке и бронзовые дисковидные зеркала с ручкой в виде двух вертикальных столбиков.

А. Ю. Алексеев, подвергнув тщательному анализу весь список черт архаической скифской культуры, приходит к интересным выводам:

1. «Оленные камни» (каменные стелы) имеют, несомненно, центральноазиатское происхождение (в Восточной Европе они появляются на рубеже VIII—VII веков до н.э.).

2. Аналоги антропоморфным изваяниям раннескифской эпохи можно найти в археологических комплексах 1200—700 годов до н.э. в Синьцзяне (Северный Китай).

3. Бронзовые литые котлы также явно азиатского происхождения — их ранние образцы находили в Минусинской котловине и в Казахстане. А в Северном Причерноморье они впервые появляются не ранее середины VII века до н.э. (Келермесский могильник в Прикубанье).

4. Прототипы дисковидных бронзовых зеркал с вертикальной ручкой известны в Центральной Азии и Северном Китае ещё с XII—VIII веков до н.э.; анализ состава бронзы некоторых зеркал, найденных в Восточной Европе, например в кургане Перепятиха на Украине, выявил в нём сплав, характерный для Монголии и Северного Казахстана.

5. Прорезные бронзовые навершия от погребальных повозок также имеют центральноазиатские аналогии (например, Корсуковский клад в Прибайкалье VIII века до н. э.).

6. Бронзовые шлемы «кубанского» типа были распространены в Восточной Европе в VII — начале VI века до н.э., а источник их происхождения находился в Средней Азии и в Северном Китае эпохи Чжоу.

7. Биметаллические клевцы (то есть сделанные из сплава железа и бронзы) хорошо известны с VII века до н.э. в Средней Азии и в Южной Сибири.

То же самое можно сказать и о прочих характерных чертах скифской архаики: каменные блюда, конская узда, зооморфное искусство — все эти предметы имеют явственные центральноазиатские корни.

Итак, в многолетнем споре двух гипотез о происхождении скифов и их культуры чаша весов всё больше склоняется в пользу «азиатчиков». Скорее всего, скифская прародина находилась где-то в пределах обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном. Там они жили в окружении родственных им по культуре и языку племён: саков, массагетов, «пазырыкцев» (жителей Алтая).

Скифы и мировая история

Скифы появились в Восточной Европе, если верить письменным источникам, в VII веке до н. э. В то время главная арена мировой истории находилась совсем в ином месте — на Ближнем Востоке и в Греции. И останься скифы в своих диких восточноевропейских степях, о них бы ещё не скоро узнали в тогдашнем цивилизованном мире. Но конные скифские орды из завоёванных земель Северного Причерноморья вскоре двинулись на юг, в центры древневосточных цивилизаций. В богатых царствах их ждала сказочная добыча.

Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины.

Восстановить историю скифов в Передней Азии довольно трудно, поскольку имеющиеся письменные документы дают о том лишь отрывочные сведения. Обычно это наиболее яркие эпизоды войн или военные столкновения, связанные со взаимоотношениями «цивилизованных» народов древности с «варварами». Из них известно, что в 70-х годах VII века до н. э. скифы во главе с царём Ишпакаем объединились с мидийцами и маннеями и выступили против Ассирии. Однако ассирийский царь Асархаддон (680—669 годы до н.э.) сумел заключить со скифами сепаратный мир. Более того, он даже согласился отдать за другого царя скифов свою дочь. Чтобы в полной мере оценить этот шаг, следует помнить, что Ассирия в то время была крупнейшей и сильнейшей державой Ближнего Востока.

Вскоре после этих событий скифы двинулись дальше на юг и, достигнув Сирии и Палестины, собирались вторгнуться в Египет. Но фараон Псамметих I опередил их: вышел навстречу скифам с богатыми дарами и отговорил от намерения разорить древнюю страну. По сообщению Геродота, северные кочевники оставались в Передней Азии 28 лет и всё опустошили своим буйством и насилием.

И тем не менее скифские походы на юг надо признать крупномасштабным явлением, оказавшим разностороннее влияние на судьбы и культуру народов Кавказа и Передней Азии. Прежде всего, участвуя в политической борьбе и в войнах древневосточных государств, скифы склоняли чашу весов то в одну, то в другую сторону. А нарушая своими опустошительными набегами и тяжёлой данью местную экономическую жизнь, они выступали как некая непредвиденная разрушительная сила, «кара божия». (Не о том ли повествуют и библейские пророки?) Однако с активными военными действиями скифы повсюду распространяли передовые формы скифского вооружения — луки и стрелы, мечи и копья, боевые топоры и конское снаряжение.

Принесли скифы с собой и своё искусство звериного стиля, заставив работать на себя искусных мастеров Передней Азии. Так произошло слияние двух художественных начал. Во второй половине VII века до н.э. появилось новое направление в искусстве, вобравшее скифские и восточные элементы. Скифские звериные мотивы — орлы, олени, хищники из семейства кошачьих — появились в украшениях предметов восточного типа — налобных лентах, диадемах, нагрудных украшениях-пекторалях. Но и образы местного искусства стали использовать при отделке скифских вещей, пример того — меч и секира, обнаруженные в Келермесском кургане на Северном Кавказе.

Однако скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.

Со временем общая политическая ситуация на Ближнем Востоке складывается для «северных варваров» крайне неблагоприятно. Грабежи и насилия скифов начинают вызывать возмущение у покорённых, и они то и дело выступают с оружием в руках против захватчиков. Заметно усиливаются Мидия и Вавилония. В 612 году до н.э. их объединённая армия штурмом берёт ассирийскую столицу Ниневию и дотла разрушает её. Ассирия пала и навсегда исчезла с арены мировой истории.

Затем пришёл черёд рассчитаться со скифами за все прошлые обиды. И мидийский царь Киаксар, как сообщают античные авторы, пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе во дворец на «дружеский» пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. Лишившись высшего руководства и находясь под угрозой полного разгрома мидийскими войсками, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.

Дарий I: его поход в Скифию

Следующий пласт информации о прошлом Скифии связан с драматическими событиями конца VI века до н.э. Тогда персидский царь Дарий I Гистасп из династии Ахеменидов решил во главе огромной армии вторгнуться с запада, через Дунай, в Северное Причерноморье. Цель — «наказать» воинственных кочевников-скифов за прошлые (почти двухвековой давности) «грехи», то есть за бесчинства в Мидии и в других ближневосточных областях, о которых говорилось. Во всяком случае, именно такой повод для начала войны выбрал, согласно свидетельству Геродота, владыка Персидской империи.

Современные историки, однако, считают, что персидский монарх преследовал более реальные причины для развязывания широкомасштабной военной кампании. Попытка Дария I покорить воинственных скифов, видимо, стала подготовкой к тотальной войне с материковой Грецией. К тому времени персы уже овладели эллинскими городами в Малой Азии, частью островов Эгейского моря и планировали вторжение на Балканский полуостров, включая греческий Пелопонесс. Напомню, что европейская Скифия раскинулась по Северному Причерноморью от Дуная до Дона.

Ход скифо-персидской войны подробно описан в IV книге Геродотовой «Истории». Накануне решающего поединка с вольнолюбивой Элладой персидский царь — опытный политик и полководец — решил отрезать греков от их сырьевого «тыла», Северного Причерноморья, откуда широким потоком в эллинские владения шли зерно, солёная и вяленая рыба, мёд, кожи и многое другое, столь необходимое на каменистых холмах их родины.

Дарий собрал огромное войско в 700 тысяч человек — пёстрое и многоязыкое, состоявшее из представителей 80 народов. С этим войском персидский монарх прошёл Малую Азию, переправился на европейскую сторону через пролив Босфор, пересёк Фракию. И наконец, перебравшись через Дунай по мосту из кораблей, построенному для него наёмниками (малоазийскими греками), вступил в Северное Причерноморье — в пределы Скифии. Поход был рассчитан на два месяца.

Скифы, хорошо осведомлённые о действиях противника, знали и о его колоссальной численности. Сами они, вместе с союзными племенами, могли выставить не более 200 тысяч воинов. Осознав всю глубину нависшей над ними опасности, скифы тем не менее решили бороться до конца. Для этого они выработали общий стратегический план кампании: избегать больших сражений; заманивать врага в глубь своей территории; нападать на его пути снабжения; уничтожать атаками подвижные конные отряды и небольшие группы персов, отделяющихся от основных сил в поисках пищи и воды. Отступая, скифы засыпали колодцы и родники и сжигали растительность — степные травы, служившие кормом для скота.

Армия Дария с её громадным обозом, преследуя скифов, сумела, по словам Геродота, достигнуть за короткий срок Танаиса (Дона) и Меотиды (Азовского моря), после чего повернула назад. От голода, лишений, болезней и непрерывных атак скифской конницы персы понесли огромные потери, не выиграв ни одного сражения и не захватив никакой добычи. К счастью для Дария, греки-наёмники через условленные 60 дней не разобрали мост на Дунае, и остатки его войск и сам он, избежав гибели, вернулись в Персию. Эта война не только принесла скифам славу непобедимого народа, но и небывало повысила авторитет Скифии в окружающем мире.

Сам факт персидского похода на скифские земли в 512 году до н.э. вряд ли подлежит сомнению, — это событие потрясло весь тогдашний мир. Но есть ли у нас помимо рассказа Геродота какие-нибудь материальные доказательства пребывания армии Дария в Северном Причерноморье? Оказывается, есть.

Украинский археолог Е. В. Черненко предполагает, например, что найденный в «царском» кургане Чертомлык уникальный меч ахеменидского типа с золотой рукояткой (сам курган датируется 340—320 годами до н.э.) — это трофей, добытый в конце VI века до н.э. на полях сражений с персами и хранившийся долгие годы в сокровищнице скифских царей. А харьковский археолог А. В. Бандуровский упоминает о персидском бронзовом шлеме, случайно обнаруженном в Алешкинских песках на Херсонщине. Он очень близок по форме шлему из Олимпии, попавшему в Грецию в качестве трофея после победы эллинов над персами в битве при Марафоне.

(Окончание следует.)

Комментарии к статье

* В журнале «Наука и жизнь» № 7, 2007 г. опубликована моя статья «Скифы на Среднем Дону: новые находки и открытия». В ней речь шла о великолепных находках Донской археологической экспедиции Института археологии Российской академии наук за 15 лет полевых исследований.

** Культура оседлых земледельческо-скотоводческих племён степной и лесостепной зон Евразии — от Урала до Днепра, живших в эпоху позднего бронзового века (середина — конец II тысячелетия до н.э.). Названа по типу захоронений в курганах: могилу часто облицовывали деревом, словно делая «сруб».

*** См. «Наука и жизнь» № 5, 2010 г., статья Н. Домриной «Прикосновение к источнику. В диалоге с археологами — любителем и профессионалом…».

Московский дом национальностей | Интерактивная лекция «Скифы. От Алтая до Причерноморья?» в рамках проекта «Археология для всех или наследие народов России»

1 марта 2021 г. прошла организованная Московским домом национальностей интерактивная лекция «Скифы. От Алтая до Причерноморья» в рамках проекта «Археология для всех или наследие народов России». Ее провел в режиме онлайн гид — Н.Е. Зубкова.

Гид рассказала слушателям о том, что в середине I тысячелетия до н. э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было отмечено сходство археологического материала из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехлопастные и трехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствуют так называемые скифские котлы, отлитые из бронзы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки — символы солнца, а также устройство погребальных склепов, украшения, алтари и глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента.

Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. Таким образом, на северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

Единство сложилось на территории степной, горно-долинной части Евразии. С севера на всем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита, с возникновения здесь производящих форм хозяйства, определял направленность хозяйственного развития этого региона с преобладающей ролью скотоводства.

Степной пояс Евразии был зоной традиционного обитания древнего европеоидного населения. У древних индоиранцев уже во II тысячелетии до н. э. возникли андроновская и срубная общности, распространившиеся на территории, где позднее сложились культуры скифо-сибирского мира.

В результате рациональных приемов ведения скотоводческо-земледельческого хозяйства произошел резкий демографический скачок в среде степного населения Евразии в VI—V вв. до н. э. Вряд ли он был связан с приходом на эти территории нового населения.

Общим для всего этого мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя. Символами солнца у древних народов скифо-сибирского мира, кроме этого, были распространенные в степях золотые бляшки. Они встречаются в погребальных комплексах и на оленных камнях (каменных стелах) в виде кругов, где солярные символы изображены рядом с летящими оленями.

Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также целые комплексы укрепленных поселений и отличающиеся особым устройством и богатством инвентаря могильники. Социальный фактор был порожден новой эпохой и играл свою роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в. до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства, зафиксированный в погребальных курганах Аржан и Салбык в Сибири, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане.

Культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии. На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне существовали культуры, имевшие иную историческую основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в инвентаре, на которые оказали влияние культуры скифского мира.

Скифо-сибирский мир просуществовал почти 500 лет. Внутри него создавались материальные и духовные ценности. Этот мир как активная политическая сила оказал влияние на многие исторические события, оставив значительный след в истории.

Скифы — Энциклопедия всемирной истории

Скифы были кочевым народом, культура которого процветала между 7 и 3 веками до н.э. на территории от Фракии на западе, через степи Центральной Азии, до Алтайских гор Монголии на востоке . Он охватывает территорию около 4000 километров (2500 миль) в длину. География открытых равнинных степей, пустынных степей и лесостепных пространств, на которых они располагались, благоприятствовала скотоводческому, а не оседлому образу жизни, связанному с сельскохозяйственным производством. В результате у этих степных кочевников было мало городских центров и они вели кочевой образ жизни; верховая езда, пасти стада и жить в крытых фургонах.

Происхождение

Скифы имели общую культурную идентичность, выраженную в их воинском кочевом образе жизни, форме правления, уникальном искусстве и одежде.

В то время как существует много споров о происхождении скифского населения, «Геродот утверждает, и большинство современных ученых согласны с тем, что они переместились [на запад] из Азии в Европу через великий степной коридор». (А. Ю. Алексеев, Скифы , 23) Тем не менее, в I веке до н.э. греческий историк Диодор Сицилийский утверждает, что скифы сначала двинулись на север от реки Аракс в Армении. Согласно другой современной точке зрения, они двинулись на юг «несколькими волнами из Волго-Уральских степей в северное Причерноморье» (А.И. Мелюкова, 9).0009 Скифы и сарматы , 99). Геродот, писавший V век до н.э., также показывает, что сарматы, отделившиеся от причерноморских скифов, двинулись на восток. Затем недавние археологические открытия в Туве в горах Алтая, которые датируют скифское поселение концом 9 века до н.э., предполагают раннее происхождение на востоке. Однако, поскольку китайские летописцы I века н.э. говорят об их рыжих волосах и голубых глазах, их кавказские черты и индоевропейский язык подтверждают происхождение бронзового века на западе, вероятно, от кельтов.

Удалить рекламу

Реклама

Учитывая текучесть передвижения, которую допускает степь Центральной Азии, неудивительно, что многие заявленные миграции из разных мест затрудняют точное определение начала. В конечном счете, вполне возможно, что после ранней далеко идущей экспансии с запада действительно имели место последующие миграции из многих мест происхождения. Хотя их происхождение обсуждается, по общему мнению, скифские культуры евразийских степей в основном состоят из четырех основных групп:

  • Понтийские скифы, вокруг Черного моря
  • Сарматы из северного Каспийского моря, районов Дона и Волги, на территории современной России
  • Массагеты в пустынной степи Средней Азии
  • Сака в восточной части Центральной Азии

Все четверо имели общую культурную идентичность, выраженную в их воинском кочевом образе жизни, форме правления и уникальном искусстве и одежде.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Скифское территориальное пространство, гр. 700–300 гг. до н. э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Скифская война

Военная техника

скифов включала широкий набор вооружения. Помимо стрельбы стрелами с коня, они также использовали боевые топоры, булавы, копья, мечи, щиты, а для личной защиты — чешуйчатые доспехи и шлемы. Геродот говорит, что из-за их коллективной способности оставаться в движении и с проворной кавалерией скифы были «непобедимы, и к ним было невозможно приблизиться» (9).0009 Истории , 4.46). С таким оружием и тактическими способностями неудивительно, что разные народы часто обращались к скифам за воинскими услугами.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

В 490 г. до н.э. конные лучники саков помогали персам против греков в битве при Марафоне и снова в битве при Платеях в 479 г. до н.э. Скифские воины также были среди переклички, присоединившейся к Дарию III (годы правления 336–330 до н. э.) против Александра Великого (356–323 до н. э.) в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э. Аппиан, римский историк, показывает «скифских князей» с Черного моря, которые сыграли важную роль в победе Помпея (106–48 гг. до н. э.) над Митридатом VI (годы правления 120–63 до н. э.) в 63 г. до н. э. ( Митридатовы войны, 17.119) Более того, как двоюродные братья и соседи парфян, скифы пришли на помощь Парфии, когда после династической неурядицы парфянский царь Синатрук I (75-69 гг. до н. э.) был возведен на престол с помощью скифов. Согласно Кассию Диону, скифы также сыграли ключевую роль в помощи Артабану II (годы правления 12–38/41 гг. Н. Э.), Сам наполовину скифу, в защите Армении для Парфии. (57.26) Тацит поддерживает это утверждение, показывающее, что Артабан «собирает вспомогательные средства в Скифии» перед вступлением в битву. ( Анналы , 6.44.1)

Скифские воины

Издание Encyclopedie Larousse Illustree 1900 г. (общественное достояние)

Однако скифы были не просто создателями королей или могущественными союзниками. Пожалуй, самая впечатляющая победа Скифии была над персидской империей Ахеменидов. Стратегией истощения — заведя врага вглубь дружественной территории, растянув линии снабжения, затем применяя тактику наездов и засад, добивая противника стрелами, выпущенными с коня, — скифы помешали Дарию Великому (годы правления 522–522 гг. до н. э.). 486 г. до н.э.) вторжение на территорию скифов. Это дало им репутацию непобедимых. Вдобавок к этому успеху Атеас (429 г.-339 г. до н.э.), царь понтийских скифов, расширил интересы скифов во Фракии, установив самый западный участок Скифии от Дона до Дуная.

Удалить рекламу

Реклама

После поражения и смерти Атея от рук Филиппа II Македонского (годы правления 359–336 до н. э.) в 339 г. до н. э., а затем попадания Александра Македонского в ловушку у реки Яксарт, скифы больше никогда не восстановят свою репутацию. как непобедимый. Еще больше ударов было нанесено, когда скифы попытались захватить монополию греков на черноморскую торговлю, напав на их колонии. Придя на помощь грекам в конце II в. до н. э., Митридат VI нанес скифам сокрушительное поражение, как и римлянам в 63 г. н. э., когда скифы снова напали на Херсонес. Наконец, в 4 веке нашей эры скифы полностью исчезли из исторических записей, когда они были опустошены гуннами и ассимилированы готами.

Скифское Правительство

В то время как Геродот ссылается на скифских «царей», а некоторых по именам, как и на большинство племенных народов, скифское правительство было скорее конфедерацией племен и вождей. Конфедеративная племенная структура Скифии раскрывается в рассказе Геродота о вторжении Персии в Скифию, когда Дарий насмехался над верховным царем Скифии Идантирсом, чтобы тот встал и сражался «или пришел к соглашению со своим хозяином». Идантирс ответил, сказав, что это не способ войны Скифии; они будут сражаться на своих условиях. Но когда другие «скифские цари» услышали угрозу Дария, они были в шоке. Эти короли сразу же применили тактику «бей и беги». Затем они призвали разрушить мост, по которому персы должны были сбежать. Хотя скифам не удалось разрушить мост, призыв царей к действию заставил Дария отступить. ( Histories , 4.126-142) В конечном счете, рассказ Геродота показывает, что в то время как верховный царь или вождь представлял скифскую нацию в обмене сообщениями между знатными людьми, другие владыки также высказывали свое мнение и имели значительное влияние на осуществление действий.

Стакан Кул-Оба

Джоанбанджо (CC BY-SA)

Столь же важная, как и их племенная структура, общинная организация скифских вооруженных сил была бы невоспетой частью их успеха. На золотом кубке, изготовленном в IV веке до н. э. из кургана Куль-Оба в Крыму, изображены солдаты, расположившиеся на ночлег. В то время как двое с копьями и луками наготове, кажется, обдумывают свою судьбу в предстоящем бою, один демонстрирует, как натягивать лук; один удаляет зуб своему товарищу, а другой перевязывает больную ногу товарища. Другой артефакт с золотым рельефом из того же кургана демонстрирует распространенный ритуал, когда два воина вместе пьют из рога. Такие изображения раскрывают образ жизни, призванный привить солдатам общую цель и дух товарищества, когда люди, сражающиеся за друзей против врагов, создают единый, более устойчивый фронт. Тем не менее, хотя скифская лояльность между солдатами была действительно прочной, групповая лояльность была по отношению к своему племени и вождю.

Удалить рекламу

Реклама

Кочевой образ жизни и скифская архитектура

Хотя скифы не известны своей инфраструктурой, это не значит, что им не хватало архитектурных типов, отвечающих их потребностям. Хотя широко распространено мнение, что они были полностью кочевниками, Геродот упоминает два других типа скифов: «царские» и «земледельческие». Некоторые фермеры, а не просто земледельцы, фактически продавали или экспортировали свою продукцию. Они не только построили бы постоянные дома, но, поскольку их усилия, вероятно, были совместными, они также создали бы поселения. К северу от Черного моря, в районе современного Днепра, Геродот упоминает земледельцев, населявших землю шириной «три дня пути» и длиной «одиннадцать дней пути» ( Истории , 4. 17-20). Размер этого района отражает значительный спрос на зерновые продукты. Архитектурно такие предприятия также потребуют наличия системы складов для хранения и дорог к пунктам перевалки.

Скифские повозки-дома тянулись упряжками волов и могли иметь две или три комнаты.

Что касается царских скифов, то, хотя мы знаем архитектуру их курганов, называемых курганами тщательно засыпанных земляных валов и катакомб, похоже, что они также жили с определенной степенью постоянства в укрепленных поселениях. Размер земляных валов Бельского укрепления в долине реки Днепр в Украине не только отражает преодоление значительной надстройки (32 км или 20 миль в окружности), но и указывает на то, что это был центр ремесел, богатства и широко распространенного торговля. Тем не менее, как свидетельствуют древние источники, скифы в основном были кочевниками. Их дома на колесах упоминаются не в одном источнике. Эти крытые дома-фургоны тянули упряжки волов и могли иметь две или три комнаты. В зависимости от ранга обитателя полы и стены могли быть богато украшены. Более того, в собранном виде дома-вагоны имели бы вид города.

Скифская культура: искусство, музыка и одежда

Многое из того, что известно о скифской культуре, получено из недавних курганных находок к северу от Черного моря. В то время как древние письменные источники сосредотачиваются на их кочевом воинственном характере, скифские захоронения добавляют еще один слой понимания их замечательной культурной сложности и социальной активности. Помимо уровня замысловатого мастерства в сверкающем золоте, многие изделия рассказывают историю жизни, поэтому гребень — это не просто гребень, он создан, чтобы показать воинов в жестоком бою. Нагрудник или горжет из кургана Толстая могила, на котором в верхнем регистре с изысканными сегментированными деталями показаны сцены из повседневной жизни: доение овцы, двое мужчин шьют рубаху, кормление теленка и жеребят. Напротив, в нижнем регистре показаны драматические сцены жертвы / хищника, когда кошки убивают оленя, а грифоны кусают и царапают лошадей. Затем в выбранных местах ближе к шее миниатюрные козочки, кролики, собаки, кузнечики и птицы.

Удалить рекламу

Реклама

Скифская золотая пектораль из Толстой Могилы

Терминатор (общественное достояние)

Таким образом, артефакты Черного моря предлагают уникальные, иногда драматические снимки скифской моды, интересов, верований, привычек и повседневной жизни, как немногие погребальные предметы. Многие, как горжет, имеют темы добычи / хищника, в то время как лежащие кошки или лежащие олени также были обычным явлением. Скифская склонность колебалась между удивительно реалистичным захватом предмета в середине действия и абстрактным отображением реальности. Таким образом, олень или кошка могли быть точно изображены или уникально стилизованы.

Не уступая своему воображению в золоте, «замерзшие гробницы Алтая дают ни с чем не сравнимое видение явного изобилия одежды кочевников: любовь к ярким, контрастным цветам и замысловатым украшениям, образованным шитьем, вышивкой и креплением кожаного кроя. ауты» (Канлифф, 207). Элементы одежды включают замысловато украшенные туфли, леггинсы, рукава и женскую накидку с меховой каймой. Точно так же изысканность их одежды в равной степени соответствовала склонности к татуировкам. Знатоки татуировки сегодня оценили бы мастерство рук одного человека в Пазырке. Неизгладимо татуированы абстрактные изображения свернувшихся кошек, оленей, баранов, антилоп и коз.

Мумия принцессы Укока

Кобсев (общественное достояние)

Кроме того, в то время как открытия Черного моря также показывают практичный выбор брюк и туник для всадников в холодном климате, они также показывают любовь Скифии к музыке и танцам. На некоторых снимках изображены эротические танцоры (снова искусно запечатленные в середине действия), покачивающиеся в такт музыке. В кургане Сачновка была найдена золотая повязка с изображением мужчины, играющего на лире. Курганы из костей птиц найдены в кургане 5 на Скатовке. В нескольких гробницах в Пазырыке были обнаружены барабаны из бычьих рогов, а удивительная находка похожего на арфу инструмента, имевшего по крайней мере четыре струны, была обнаружена в кургане 2. Барри Канлифф описывает его как «сделанный из единого выдолбленного деревянного резонатора, средняя часть корпуса прикрывалась деревянной декой, а над открытой частью корпуса натягивались звуковые перепонки» (226-227). Тона, издаваемые этим инструментом искусным музыкантом, должны были быть замечательными.

Религиозное происхождение

Одна из вещей, которую обнаруживает скифский курган, — это вера в загробную жизнь. Помимо предметов искусства, в курганы для умершей элиты помещали оружие, доспехи, части повозок, ковры, различные ткани, предметы быта, продукты питания и вино, запечатанные в амфорах. Такая забота и забота об их умерших отражают, как говорит Рената Ролл, «ожидание загробной жизни» ( «Скифы» , 118).

Поклонение и символика стихий были неотъемлемой частью скифской системы верований.

Как и во всех древних культурах, поклонение стихиям и их символика были неотъемлемой частью системы верований скифов. При плоском пространстве степи, по которому они шли, выдающейся характеристикой повседневной жизни было бы небо, когда оно встречалось с землей на горизонте. Еще одна очевидная черта, от которой евразийская степь мало что может спасти, — это солнце. Потом был огонь. Обеспечивая защиту от диких зверей ночью и повседневную практическую пользу в кулинарии и металлургии, огонь в древние времена был необходим и имел значительное символическое влияние. Неудивительно поэтому, что земля, небо, солнце и огонь стали иметь для скифов особое богословское значение. И неудивительно, что в своем опровержении Дария Иданфирс утверждал, что Гестия (богиня огня) и Зевс (бог неба) были единственными богами, которым он преклонялся (Геродот, 9).0009 Истории , 4.127.4.).

Геродот рассказывает о восьми божествах, которым поклонялись скифы. Помимо Гестии и Зевса, известных скифам как Табита и Папей, были Апи (мать-земля), Гетосирус (Аполлон) и Аргимпаса (Афродита). Хотя Геродот опускает их скифские имена, он также упоминает Геракла, Ареса и Посейдона. Эти боги представляли элементы, с которыми были знакомы скифы: Арес ассоциировался с войной, а Аполлон с солнцем. Визуальное соединение земли и неба выразилось в вере, что когда бог неба Папей заключил союз с Матерью-Землей, родились все остальные боги. Хотя о ней мало что известно, считается, что скифским эквивалентом Афродиты была Аргимпаса, родственница Арти, иранской богини материального изобилия. Наконец, что касается важного элемента их военного успеха, лошади, Геродот упоминает Тагимасадаса как эквивалент Посейдона, хотя и не как бога моря, а как покровителя лошади.

Хотя Геродот понимал веру скифов с точки зрения греческого пантеона, он говорит, что у скифов не было изображений, жертвенников или храмов. И действительно, курганные находки раскрывают нескольких богов, и то только Аргимпасу, их богиню-мать. Как упоминает Канлифф, «божества высших уровней пантеона, кажется, не были антропоморфизированы, или, по крайней мере, не известны их определенные изображения» (276).

Скифские женщины-воительницы: связь с амазонками

Наконец, удивительным аспектом в изучении Скифии является выдающаяся роль женщин в военной и политической жизни их народа. Беспрецедентно до наших дней, кажется, что некоторые получили — как группа — социальный статус, равный своим мужчинам. В то время как рассказы об амазонках находят свое отражение в современных знаниях (Чудо-женщина), реальность их истории уже давно обсуждается. Рассказ Геродота повествует о чужеземной расе женщин-воительниц, пришедших к берегам Скифии. Как группа они сохранили свою независимость, но в конце концов смешались с группой молодых скифов, присланных к ним скифскими старейшинами. Хотя они говорили на разных языках, эти две группы отправились на восток, чтобы создать свое собственное племя. Геродот утверждает, что сарматы были результатом этого союза и говорили на гибридном скифском языке. Более того, эти свирепые женщины-воины сохраняли свою независимость, следуя своим древним обычаям, часто охотясь в одиночку и сражаясь вместе со своими мужчинами. Они также запрещали своим дочерям выходить замуж, пока они не убьют человека в бою. ( Истории , 4.110-117)

Детали амазономахии

Дадерот (общественное достояние)

Аппиан подтверждает статус суверенной/воительницы скифских женщин. Описывая триумф Помпея за победу над Митридатом VI, он включает в процессию пленных царей и полководцев «женщин-правительниц Скифии» ( Митридатовы войны , 17.116-17). Тот факт, что Аппиан упоминает женщин-правителей во множественном числе и современных, указывает на широкий, общий, общий и кооперативный статус правления. Кроме того, упоминание Геродота о Томирис, скифской царице-воительнице, победившей Кира Великого (ок. 600-530 гг.0009 Истории , 1.205-14).

Данные археологических раскопок также указывают на широкий воинский, если не на суверенный статус скифских женщин. В 1993 году на самой восточной окраине Скифской конфедерации в Ак-Алахе на плато Укок в Горном Алтае археологами было обнаружено захоронение богатой скифской женщины. То, что она была центральной фигурой на этом месте, похороненной с предметами статуса, окруженной шестью оседланными лошадьми, делает вероятным, что она была, по крайней мере, одной из основных элит своего народа. Наконец, по Канлиффу, на сарматской территории «пятая часть раскопанных воинских погребений, датируемых V—IV веками, — женские, тогда как на скифской территории известно более сорока женских погребений воинов» (219). ).

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Кем были скифы? | Живая наука

Скифская табличка в виде оленя, датируемая 400 г. до н.э. до 300 г. до н.э. (Изображение предоставлено Кливлендским художественным музеем; Фонд закупок Северанса и Греты Милликин, 1985.77; CC0 1.0)

«Скиф» — это термин, используемый для обозначения разнообразной, но культурно связанной группы кочевников, которые занимали большую часть пастбищ или степей. , который простирался от севера Черного моря до Китая. Иногда также известные как саки или скифы, название «скифы» было придумано древними греками.

«Скифская культура процветала в степях примерно с 800 г. до н. новая вкладка)» (Princeton University Press, 2014), рассказал Live Science.

Скифы были известны многим древним цивилизациям, сказала она, включая древних греков, персов, римлян и китайцев, и они усовершенствовали искусство стрельбы из лука верхом — даже без использования стремян или седел. Они славились свирепостью в бою и мастерами тактики боя «бей-беги».

Происхождение скифов и их империи

О происхождении скифов ведется много споров. Согласно V веку до н.э. Греческий историк Геродот, скифы изначально населяли Азию, но были вытеснены на запад враждебным племенем. В конце концов они достигли Причерноморья и восточных окраин Европы, откуда, в свою очередь, вытеснили существующих жителей. Напротив, греческий писатель Диодор Сицилийский , писавший в первом веке до нашей эры, утверждал, что скифы двинулись на север в степной регион с юга, возможно, из современной области Армении или даже южнее по западному граница с Индией.

В другой и гораздо более причудливой истории происхождения Геродот рассказывает, как скифы были потомками могущественного героя Геракла и существа, которое было наполовину женщиной-наполовину змеей. В этой истории Геракл столкнулся с существом во время путешествия по землям к востоку от Греции. Похитив лошадей Геракла, существо потребовало, чтобы, если он хочет их вернуть, ему пришлось бы остаться и спариться с ней. От союза родилось трое сыновей, одного из которых назвали Скифом, ставшим родоначальником скифской знати.

Современные историки, однако, использовали археологические и генетические данные, чтобы реконструировать происхождение скифов.

«Похоже, то, что мы называем скифской культурой, возникло более 2500 лет назад как сочетание сибирской, восточноазиатской и ямно-евразийской групп », — сказал Майор Live Science. «Подобно тому, как в районе древней Скифии было много разных языков, большое этническое разнообразие также обнаруживается в скифской родословной, особенно по материнской линии. Все исследования до сих пор подтверждают, что скифы не были единой однородной группой».

Хотя генетические исследования многое говорят о составе различных народов земель, некогда известных как Скифия, полная история еще не известна и до сих пор обсуждается, отметил Мэр.

Социальная организация и захоронения

Открытые пастбища степей — среда обширных равнин и низких холмов — были выгодны для скотоводства, и на протяжении тысячелетий люди в этом ландшафте пасли большие стада скота. Скифы не были исключением. Согласно Геродоту, они пасли стада крупного рогатого скота и лошадей, и большинство людей бродило по степям, а не селилось в постоянных жилищах. Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифы передвигались по местности в повозках, запряженных волами. Некоторые из этих фургонов были большими и сложными, с несколькими комнатами. Когда несколько повозок ехали вместе, нагромождение напоминало город или большое поселение.

Скифы были организованы в племена, которые не были объединены политически, но имели общий язык, культуру, стиль одежды и стиль искусства. В определенные периоды, например, во время войны или проведения ритуальных мероприятий, различные племена объединялись, образуя более крупные политические единицы или конфедерации. Неясно, были ли в скифском обществе резкие социальные разделения, такие как наследственные элиты, но во многих отношениях они кажутся относительно эгалитарными, сказал Майор, особенно в отношении гендерных ролей.

Исторические и археологические данные указывают на то, что скифские женщины пользовались значительной автономией и привилегиями, с которыми не могли соперничать до наших дней, согласно Энциклопедии всемирной истории . Например, многие скифские женщины служили вместе с мужчинами конными лучниками (подробнее об этом ниже) и могли занимать руководящие должности в скифском обществе. Более того, многочисленные скифские захоронения показывают, что женщин часто хоронили с такими же изысканными подношениями, как и мужчин. В 2019 году, например, было обнаружено захоронение с четырьмя женщинами, в котором были подношения, обычно предназначенные для мужчин, в том числе оружие и золото, сообщает Smithsonian Magazine .

Фрагмент скифского золота, найденный на территории современного Киева, Украина. (Изображение предоставлено Андреасом Волоховым через Shutterstock)

Геродот упомянул о существовании скифских «царей» , используя термин «царские скифы» для обозначения этой группы. Он указал, что они были отдельным племенем и жили на территории нынешней южной части Украины, непосредственно к северу от древнегреческих городов, сгруппированных вокруг Черного моря. Геродот указал, что они обладали значительной политической и военной властью и что они были наследственной элитой, но неясно, каково их отношение к другим скифским племенам.

Когда царственный скиф умирал, готовилась большая могила, состоящая из «большой четырехугольной ямы в земле», и тело человека помещалось внутрь, согласно Геродоту . Человек был похоронен со своими «наложницами, виночерпием, поваром, конюхом, оруженосцем и посыльным, кроме лошадей, начатков всего остального и золотых кубков», — писал Геродот (в переводе с древнегреческого). Затем вассалы короля засыпали могилу землей и возвели насыпь, «ревностно соперничая друг с другом, чтобы сделать ее настолько великой, насколько это возможно».

Археологи раскопали несколько высокопоставленных гробниц, которые называются курганами. Один из них, найденный в южной Сибири, датируется 2800 лет назад и был шире, чем длина футбольного поля, ранее сообщал Live Science. Он содержал захоронение мужчины и женщины и был заполнен золотыми украшениями, оружием, богато украшенными чашами (некоторые со следами наркотиков, таких как опиум) и другим погребальным инвентарем.

Скифская одежда, татуировки и произведения искусства

Несколько классических писателей упоминают отличительную одежду скифов, описывая мужчин как одетых в остроконечные шапки, красочные туники и, что наиболее характерно, в длинные брюки до щиколоток. Скифы любили сложные узоры, замысловатую вышивку и смелые цвета. Мужчины и женщины носили сапоги, которые, как и скифская одежда в целом, были красочными и украшены множеством рисунков и узоров. Один из них, женский ботинок, был найден в горах Алтая в Центральной Азии и датируется примерно 2300 лет назад, сообщает ZME Science .

Скифы славились своей практикой нанесения татуировок. Изображения реальных и мифических животных, многие из которых выполнены в виде очень стилизованных узоров, были особенно заметны на руках и ногах. По данным The Siberian Times , мумия молодой женщины, получившей прозвище Принцесса Укока, была найдена в 1993 году; она продемонстрировала серию сложных татуировок, в том числе изображения оленя, пантеры и грифона. Другие татуированные мумии были найдены по всему древнему скифскому региону.

Во многих древних источниках упоминается любовь скифов к золотым произведениям искусства и украшениям. В курганах были найдены многочисленные предметы скифского искусства, в том числе подвески, застежки, броши, ожерелья, гребни и колье, известные как горжеты. Подобно скифской татуировке, эти изделия отличаются замысловатым орнаментом и стилизованным орнаментом. Есть свидетельства того, что греческие купцы могли быть ответственны за создание некоторых из этих золотых монет и что, согласно 9, между греками и скифами существовала оживленная торговля.0209 Realm of History , с несколькими предметами, импортированными из материковой Греции. Как и скифские татуировки, эти произведения искусства часто изображают животных.

2400-летняя мумия принцессы Укок, или Принцессы Алтая, была найдена в 1993 году в кургане в Республике Алтай в России. «Ледяная дева» имеет сложные татуировки и является редким примером одинокой женщины, получившей полную церемониальную деревянную гробницу в пятом веке до нашей эры, в сопровождении шести лошадей. (Изображение предоставлено CPA Media Pte Ltd / Alamy Stock Photo)

Скифская религия

Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифская религия представляла собой смесь греческой религии, которую скифы могли принять в результате контакта с далеко раскинувшимися греческими колонистами, и древней шаманской элементов, таких как поклонение животным. Ученые до сих пор в основном не знают специфики скифской религии, хотя то немногое, что известно, исходит в основном от Геродота. Он утверждал, что скифы, как и многие древние народы, были политеистами, то есть поклонялись множеству божеств. Геродот упомянул восемь богов, составляющих скифский пантеон, и у каждого из них были греческие аналоги. Сюда входили два главных бога: Табита, богиня огня и домашнего очага, наиболее тесно связанная с греческим божеством Гестией, и Папей, бог неба, напоминавший греческого бога Зевса. Среди других скифских божеств были Гетосирус (Аполлон), Аргимпаса (Афродита), Апи (Мать-Земля) и еще три бога, которых Геродот не называет, но связывает соответственно с Аресом, Гераклом и Посейдоном.

Одним из самых почитаемых божеств в скифском пантеоне был Арес, греческий бог войны . «У них есть практика делать изображения, алтари и святилища для Ареса, но не для другого бога», — писал Геродот . Скифы часто приносили в жертву богам животных, таких как овец , коз и крупный рогатый скот, обычно используя удавку (железный ошейник или шнур), чтобы задушить зверей. Однако Аресу скифы приносили в жертву как животных, так и людей. В Книге IV Геродот описал, как Аресу иногда приносили в жертву военнопленных; это произошло в святилище со встроенным мечом, символом Ареса. Сообщается, что во время человеческих жертвоприношений заключенных убивали этим оружием. «Они обливают мужчин головы вином и перерезают им горло над сосудом, затем они несут кровь на кучу палок и льют ее на [меч]» 9.0209 Геродот написал (откроется в новой вкладке).

Древние элементы скифской религии демонстрируются через умилостивление животных и шаманизм. Геродот описал класс шаманов у скифов, используя термин «гадатели». Он описал их как наследственных и обладающих способностью предсказывать будущее — дар, данный им их богиней, подобной Афродите, Аргимпасой. Однако, если предсказание не сбывалось, прорицателя могли предать смерти, обычно путем сожжения. Эти прорицатели также имели возможность лечить с помощью трав и различных лекарственных растений.

Скифские воины и оружие

Геродот писал о воинской доблести скифов, подробно описывая этот аспект их жизни и классифицируя их как «непобедимых и неприступных». Скифские воины могли достичь высокого статуса благодаря мастерству в бою. «[Скифский воин] нес своему царю головы всех, кого он убил в бою, ибо он получает свою долю добычи, если принесет голову, но не иначе», — писал Геродот  (перевод с древнегреческого).

Скифы были особенно известны своим умением конных лучников.

«Скифские конные лучники, мужчины и женщины, вызывали восхищение и страх у греков, римлян, персов и китайцев, чья Великая Стена была построена для защиты от них», — сказал Майор.

Основным оружием скифов был составной лук , сделанный из дерева, рога и сухожилий. Это было удивительно прочное и точное оружие. Скифские воины также несли множество другого оружия, такого как топоры, мечи, копья и булавы. Их военное мастерство было признано многими окружающими их цивилизациями, а скифские воины часто служили наемниками в иностранных армиях, например, в Персидской империи и войсках греко-персидского царя Митридата VI . вкладку).

Скифские женщины и миф об амазонках

Скифы часто ассоциируются с легендой об амазонках — свирепых женщинах-воительницах, занимающих видное место в древнегреческой мифологии. Диодор Сицилийский был одним из древних писателей, утверждавших выдающуюся военную роль скифских женщин. «Ибо у этих народов женщины готовятся к войне так же, как и мужчины, и в актах мужественной доблести ничуть не уступают мужчинам. Следовательно, выдающиеся женщины были авторами многих великих дел», — писал он (открывается в новом tab) (перевод с древнегреческого).

Мэр исследовал связь между мифом и реальностью этих стойких женщин-воинов.

«Греческие писатели, такие как Геродот, Платон, Страбон и Павсаний, связывали мифических амазонок с реальными женщинами из плоти и крови среди воинственных скифских кочевников степей», — сказала она. «Теперь, благодаря недавним захватывающим археологическим открытиям более 300 древних женщин, некоторые с боевыми ранениями, похороненных вместе с оружием и лошадьми в древней Скифии, мы знаем, что греческая литература и искусство об амазонках находились под сильным влиянием жизни степных кочевников. конные лучники».

Битва между амазонками и греками, изображенная на саркофаге римского периода, датируемом началом третьего века нашей эры. (Изображение предоставлено: PHAS/Universal Images Group через Getty Images)

Сумерки скифского мира война между скифами и персами при Дарии I из династии Ахеменидов . Это началось в 513 г. до н.э. когда Дарий вторгся в скифские земли, намереваясь подчинить себе живших там людей и подчинить их персидскому игу. Но кампания оказалась катастрофической; Измученная скифской конницей, утомленная долгими переходами и безжалостной необъятностью земель, которые они пытались завоевать, персидская армия в конце концов повернула назад. Это поражение позволило скифам расширить свое влияние, двигаясь на запад, в северную Грецию и Фракию.

А вот скифам несколько веков спустя не так повезло. Их власть ослабла, когда они потерпели ряд военных поражений, сначала от рук Филиппа II Македонского (отца Александра Македонского) в 339 г. до н.э. а затем сарматами, народом, культурно и лингвистически родственным скифам, в затяжном конфликте, который длился с четвертого века до н.э. до второго века нашей эры, согласно «Британнике» . Они также потерпели крупное военное поражение во втором веке до нашей эры, когда Митридат VI, царь Понта в северной Анатолии, нанес решительное поражение скифским войскам и включил скифских воинов в свою армию.

Тяжелый удар по скифскому обществу и политической гегемонии был нанесен в четвертом веке нашей эры, когда скифы были опустошены гуннами, конными воинами-кочевниками из Евразии, которые под предводительством своего правителя Аттилы вторглись в Европу в пятом веке нашей эры. век н.э. Согласно Энциклопедии всемирной истории , в это время скифы могли быть ассимилированы готами. Некоторые ученые считают, что осетины , населяющие части юга России и Кавказского горного региона, могут вести свою родословную от скифов.

Мэр, однако, предупредил, что рассказы об окончательной гибели культуры могут ввести в заблуждение.

«Хотя древняя скифская культура, какой их знали древние греки, римляне и персы, увяла с потрясениями в Средние века, вымиранием или интеграцией с другими племенами и возвышением ислама — и несмотря на современную историю непрерывных завоеваний, перемещений, притеснений и других бурных событий — скифские традиции никогда не исчезали», — сказала она. «Скифские обычаи и навыки конной стрельбы из лука сохранились у парфян, монголов и других народов, а скифские навыки верховой езды и стрельбы из лука, а также эгалитарные ценности сохраняются в некоторых кочевых и полукочевых группах, живущих сегодня в Центральной Азии».

Дополнительные ресурсы

  • Посмотрите видео о скифах (откроется в новой вкладке) историка Барри Канлиффа, автора книги «Скифы: воины-кочевники степи».
  • Прочтите статью Discover Magazine о женщинах-воительницах древней Скифии (откроется в новой вкладке).
  • Узнайте о древних скифах в Британском музее (откроется в новой вкладке).

Первоначально опубликовано 10 февраля 2022 г. Обновлено 18 марта 2022 г.

Библиография

Чикагский университет, «Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, Книга II: 35–60». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/diodorus_siculus/2b*.html (открывается в новой вкладке) 

Одна Земля, «Понтийская степь». https://www.oneearth.org/ecoregions/pontic-steppe/ (открывается в новой вкладке)

Энциклопедия всемирной истории, «Скифы». https://www.worldhistory.org/Scythians/ (открывается в новой вкладке) 

Чикагский университет, «Геродот, глава 4:46–82». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Herodotus/4C*.html (открывается в новой вкладке) 

ZME Science, «Безупречный 2300-летний скифский женский ботинок найден в замерзших горах Алтая.» https://www.zmescience.com/science/scythian-boots-0532/  

The Siberian Times, «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки». https://siberiantimes.com/culture/others/features/siberian-princess-reveals-her-2500-year-old-tattoos/ (открывается в новой вкладке)

Царство истории, «Мастерство вне войны: Скиф» парадокс в золотых артефактах». https://www.realmofhistory.com/2015/09/07/workmanship-beyond-warfare-the-scythian-paradox-in-gold-made-artifacts/ (открывается в новой вкладке) 

Энциклопедия всемирной истории, «Скифская религия». https://www.worldhistory.org/Scythian_Religion/ (открывается в новой вкладке) 

Исторический хит: «Почему скифский лук оказался таким эффективным?» https://www.historyhit.com/why-was-the-scythian-bow-so-efficient/ (открывается в новой вкладке)

Энциклопедия всемирной истории, «Дарий I». https://www.worldhistory.org/Darius_I/ (откроется в новой вкладке) 

Британика, «Скифы: древние люди». https://www.britannica.com/topic/Scythian (открывается в новой вкладке) 

Энциклопедия всемирной истории, «Митридат VI». https://www.worldhistory.org/Mithridates_VI/ (открывается в новой вкладке)

Британника, «Северная Осетия-Алания». https://www.britannica.com/place/North-Ossetia-Alania#ref95738 (открывается в новой вкладке) 

Том Гарлингхаус — журналист, специализирующийся на общих научных статьях. У него есть докторская степень. получил степень бакалавра археологии в Калифорнийском университете в Дэвисе и был практикующим археологом до получения степени магистра научной журналистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *