Дед Мороз и Снегурочка. Откуда они появились?
Никто из нас не представляет себе новогоднего праздника без участия его главных героев — Дедушки Мороза и его внучки Снегурочки. Если Вы считает, что Дед Мороз — это исконно русский персонаж, главной заботой которого являются новогодние подарки, то вы очень ошибаетесь. В преданиях древней Руси существовали похожие фигуры: например, повелитель зимних холодов Мороз, Морозко. Считалось, что Мороз бродит по лесам и стучит своим могучим посохом, отчего в этих местах начинаются трескучие морозы, проносится по улицам, отчего на окнах появляются незамысловатые снежно-морозные рисунки. Наши предки представляли себе Мороза стариком с длинной седой бородой. Однако, новогодние подарки отнюдь не являлись главной задачей Мороза. Считалось, что всю зиму, с ноября по март у Мороза очень много дел, он несет свой дозор по лесам и полям, помогает растениям и животным приспособиться к суровой студеной зиме. Особенно много прообразов Дедушки мы можем встретить в русских народных сказках: это и Морозко, и Мороз Иванович, и Дед Студенец. Однако эти персонажи были не связаны с празднованием Нового Года. Основная их забота — помогать природе и людям. Достаточно вспомнить замечательную сказку Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев».
А вот сегодняшний Дедушка Мороз, тот самый новогодний персонаж имеет свой прообраз. Им считают человека по имени Николай, который жил в III веке нашей эры на берегу Средиземного моря. По преданию, Николай был выходцем из достаточно богатой семьи и с радостью помогал все бедным и нуждающимся, а также проявлял особую заботу о детишках. После смерти Николая канонизировали и причислили к лику святых.
Существует предание, по которому Николай совершенно случайно подслушал жалобы одного бедного крестьянина, которому приходилось так туго, что он собирался отдавать своих дочерей. Бедный человек очень сильно сокрушался, но не видел никакого выхода, так как страдал от крайней нищеты. Николай пробрался в дом крестьянина и засунул в дымоход большой мешок с монетами. В печи в это время сушились чулочки и башмачки дочерей бедного крестьянина. Можете себе представить неописуемую радость девочек, когда они на следующее утро обнаружили в печи свои чулки и башмачки, доверху набитые золотыми монетами… С тех пор во многих европейских странах сложился обычай прятать в чулки маленькие сюрпризы «от Святого Николая» для своих детишек. У нас же существует традиция прятать подарки-«николайчики» под подушку. Такие подарки ребятишки всегда ждут и радуются им. Однако постепенно традиция дарить подарки переместилась на Рождество в Западных странах и на Новый Год в странах бывшего Союза. Примечательно, что в большинстве западных государств Новый год является праздником менее значимым, чем Рождество Христово. Его отмечают не с таким размахом, нет традиции обмениваться подарками под Новый Год. А некоторые люди его и вовсе не отмечают.
У нас же наоборот, Новый год считается основным праздником. И в этот день Дед Мороз вместе со своей помощницей Снегурочкой одаривают всех детишек новогодними сюрпризами. Известно, что среди детей очень распространено написание так называемых «писем Деду Морозу», в которых малыши обещают хорошо вести себя и просят у деда Мороза то, что им хочется в данный момент больше всего.
Известно, что практически в каждой стране Мороза называют по-своему. У американцев и англичан — это Санта-Клаус, который приходит на Рождество, во Франции — Пэр Ноэль. В Финляндии — Йоллупуке.
Однако есть одна особенность, которая выделяет русского Деда Мороза с самой выгодной стороны. Только у него есть внучка и зовется она Снегурочка. Появилась Снегурочка в конце 19 века, благодаря А.Н. Островскому и его сказке «Снегурочка». Однако в одноименной сказке Снегурочка выступала в роли дочки Мороза. Снегурочка жила в лесу и выходила к людям, очарованная прекрасной музыкой, которую от них слышала. Позже известный меценат Савва Мамонтов, очарованный образом Снегурочки, поставил спектакль на сцене своего домашнего театра.
Также к образу Снегурочки приложили руку такие известные художники как М. А.Врубель, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов. Знаменитый русский композитор Н.А.Римский-Корсаков посвятил целую оперу этому привлекательному сказочному персонажу.
В наши дни Дед Мороз и Снегурочка являются любимцами всех детишек. Они с нетерпением дожидаются заветного момента, когда Дед Мороз и Снегурочка войдут в их дом и одарят всех долгожданными подарками.
Интересное о Дедушке Морозе. История.
Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).
Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.
В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой — девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.
Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза — сначала он собирал жертвоприношения — воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем — как это бывает — всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
назад
История Деда Мороза: образ,этапы, факты, изыскания
История Деда Мороза – это история формирования образа главного зимнего волшебника-дарителя нашей страны. Его характер и внешний облик вырисовывались постепенно на протяжении многих лет. На наш взгляд, у Деда Мороза-дарителя было два рождения в XX веке. Первый раз он появился в 10-е годы как визуальный образ, а второй раз — в 30-е годы как живой персонаж на новогоднем празднике. Мнения специалистов по истории сказочного героя не всегда совпадают и являются предметом дискуссий. В настоящей статье содержится ряд новых утверждений и дополнений к истории формирования образа Деда Мороза. В частности, автор статьи убежден, что появление волшебника-дарителя на русской почве и включение его в массовое сознание тесно связано с широким распространением в России в начале XX века рождественских и новогодних открыток.
Критика теории мифа
В печатных и сетевых изданиях стало общим местом утверждение, что прообразом современного Деда Мороза является дохристианский жестокий холодный дух. Он у древних славян носит имя Студенец, Трескун, Морозко, Карачун. Как правило, этот дух является суровым повелителем зимней стужи и метелей. От него зимой исходит большая опасность. Поэтому надо прибегать к магии, чтобы его умилостивить, что и делали славяне, подкармливая своего недоброго божка.
Считаем, что теория мифа никак не связана с формированием образа Деда Мороза. Мифический холодный дух, носивший у древних славянских племен разные имена, не является прототипом современного волшебника-дарителя. Между Дедом Морозом и Дедом Трескуном со товарищи нет никаких типологических совпадений.
Прообраз волшебника в литературной сказке «Мороз Иванович»
Реальный прообраз Деда Мороза, в котором угадываются черты современного волшебника, впервые появляется в сказке Владимир Одоевского «Мороз Иванович». В 1840 году вышла книга писателя «Сказки Дедушки Иринея», в состав которой вошла сказка про морозного героя.
Исследователи справедливо утверждают, что на страницах книги перед нами впервые предстает узнаваемый добрый и справедливый волшебник. Образ Мороза Ивановича с полным основанием следует считать прототипом современного Дедушки Мороза. Предполагают, что литературной основой для Одоевского послужила народная сказка «Морозко».
«Мороз Иванович» в ХIХ веке многократно издавался, был хорошо известен и входил в почти обязательный список для чтения детей. Впоследствии добрый волшебник из сказки Одоевского окажет влияние на формирование образа Деда Мороза.
Рождественские открытки как важный фактор популяризации волшебника-дарителя в начале XX века
Первый раз Дед Мороз стал тем, кем он является для нас сегодня (добрый волшебник-даритель), в 10-е годы XX века. По нашему мнению, главную роль в этом сыграла поздравительная открытка.
В Америке и Европе в XIX века сформировалась устойчивая традиция отмечать Рождество с участием Санта Клауса или местного волшебника, которые являются на праздник с подарками. До эпохи глобализации было еще очень далеко, поэтому в разных странах он имел свои национальные особенности. Под влиянием этого западного «Рождественского Деда» на русской почве появился свой Дед Мороз. Как это произошло?
На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Они быстро становятся необыкновенно популярными.
В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений». Культура поздравления с помощью открытки проникает во все слои образованного общества.
Миллионы открыток импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. Зачастую в готовые изображения просто впечатывались русские тексты. В начале века русские люди с удивлением смотрели на открытки, на которых был изображен старик с мешком или коробом за плечами. Он поздравлял с Рождеством или с Новым годом.
Первоначально в России его называли «Ёлкич», «Рождественский дед», «Святочный Дед». Последнее имя встречается у Бориса Пастернака в стихотворении «Иней». В Святого Николая он у нас не мог превратиться в силу глубокого религиозного почитания образа святителя. Профанировать личность святого, как это произошло на западе, у нас было невозможно.
Но под влиянием Морозко из народной сказки и Мороза Ивановича из одноименной литературной сказки Владимира Одоевского открыточный образ стал у нас добрым волшебником Дедом Морозом. Это произошло в 10-ые годы 20-ого столетия, и русская Рождественская открытка с документальной точностью подтверждает этот факт.
На почтовых миниатюрах массово появляются надписи с именем Деда Мороза: «Мороз-дедушка хитер. Только дунет – и узор…». «Что ты, дедушка Мороз, нам для праздника принес?» «Пришел дедушка Мороз. Игры новые принес». «Дед, зайдика-ка к нам в избушку и оставь для нас игрушку». «Все увидит, утром встанет, Дед Мороз уж не обманет».
Также претерпевает изменение внешний облик дарителя. На отечественных Рождественских открытках он часто появляется в одежде простого русского крестьянина в валенках, полушубке и простой меховой шапке. Например, таков образ Дедушки Мороза на открытках, автором которых является художник А. Лавров.
Кроме того, характер и поведение волшебника претерпели серьезные изменения по сравнению с литературным Морозом. Он, прежде всего, подобрел, стало более понятным и человечным. Теперь, чтобы с ним встретиться, не надо попадать в потусторонний мир. Он сам приходит на светлый праздник Рождества и приносит кучу подарков и новогоднюю елку.
Таким образом, на формирование образа Деда Мороза оказали влияние три фактора: во-первых, западный волшебник-даритель, во-вторых, герои русских сказок, в-третьих, широкое распространение рождественской открытки.
Вместе с тем в реальной жизни «живой» Дед Мороз в качестве волшебника-дарителя редко приходил к детям с подарками в то время.
Вскоре началась первая мировая война, и стране стало не до праздничных ритуалов.Запрет Деда Мороза в 20-30-е годы
Чем помешал добрый Дедушка Мороз большевикам, непонятно. Возможно, в чьем-то воспаленном воображении он являлся одним их значимых символов Рождества. А, значит, ему было не место в стране, официальной идеологией которой являлся атеизм. С 1927 по 1935 год Дед Мороз и новогодняя елка находятся под запретом.
Против Деда Мороза и новогодней елки разворачивается идеологическая война. На пропагандистских плакатах 20-х годов появляется карикатурный образ волшебника. Он заклятый враг Советской власти, неслучайно за ним прячутся такие отщепенцы, как поп и кулак. На другом плакате волшебник и вовсе изолирован от общества, его поместили за колючую проволоку, а охраняет его красноармеец с винтовкой.
Интересно, как бы посмотрел на эти инициативы товарищей по партии вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. По отзывам современников, он новогоднюю елочку любил и даже принимал участие в праздновании Нового года вместе с детьми в Сокольниках. Доброго Дедушку Мороза заменили на еще более доброго, самого человечного человека Дедушку Ленина.
Впрочем, существует множество воспоминаний, свидетельствующих о том, что многие люди эти запреты обходили. Елки для детей устраивались, только в тайне от чужих глаз. А с ролью Дедушки Мороза отлично справлялся отец семейства или очень близкий человек. С тех пор папы сохраняют традицию превращаться в Дедов Морозов для любимых чад на Новый год.
Реабилитация Деда Мороза и новогодней елки
В декабре 1935 года елка, а с нею и Дедушка Мороз как главный герой новогоднего праздника были неожиданно реабилитированы. В главной газете Советского Союза – газете «Правда» 28 декабря 1935 года была опубликована небольшая заметка за подписью второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева. Он предложил организовать для детей хорошую елку.
Скорее всего, инициатива, на самом деле исходила от первого лица страны, лучшего друга всех детей товарища Сталина. Просто на верху решили сначала посмотреть, что выйдет из этой затеи. Поэтому доверили высказать предложение провести елку далеко не самому важному лицу в партии.
Любая строчка в такой газете, как «Правда», это в советское время руководство к действию. Буквально через день, 30 декабря 1935 года, в Харькове впервые в СССР была организована большая елка, на которой присутствовали 1200 школьников. В начале января 1936 года во многих городах Советского Союза прошли организованные комсомольцами новогодние елки. На некоторых из них появился главный герой праздника Дед Мороз.
К встрече следующего Нового года было время хорошо подготовиться. Поэтому 1937 год, как и последующие, отмечался торжественно и повсеместно. Елки на главных площадях городов наряжались почти в обязательном порядке. Так, в Москве были установлены целых две огромные елки. Одна лесная красавица украсила собой Манежную площадь. Другая была установлена столичном парке имени Горького.
В том же 1937 году, 1 января, в Доме Союзов проводится новогодний бал для школьников-отличников. Возникает традиция проведения главной елки страны. Ёлка здесь украшена тысячами новогодних игрушек и шаров с идеологическим содержанием. Спустя годы, сохранив статус главной, елка переедет в Кремль, а попасть на Кремлевскую елку будут мечтать миллионы маленьких жителей страны Советов.
30-50-е годы – окончательное формирование образа Деда Мороза и традиций празднования Нового года в СССР
В эти годы устанавливается канон, согласно которому празднуется Новогодний праздник. В общих чертах сюжет празднования сохраняется до сегодняшнего дня. Главный герой – добрый волшебник Дед Мороз. Его костюм за прошедшее время постепенно эволюционировал в сторону более богатого оформления. Крестьянский тулуп стал в XXI веке боярской шубой. В руках у Деда Мороза волшебный посох, с помощью которого он творит чудеса.
Чтобы Дедушка Мороз пришел, его необходимо позвать. Дети и взрослые громко скандируют: «Дед Мороз! Дед Мороз!». Как правило, любимого дедушку сопровождают различные зверушки: зайчики, белочки, медвежата. Они появлялись на елках уже тогда, когда никакой Снегурочки у волшебника не было.
Обязательной является традиция зажжения новогодней елки. Для этого необходимо иногда до трех раз также всем вместе произнести заклинание: «Раз-два-три! Елочка, гори!» Вокруг Новогодней елки Дед Мороз с детьми водит хоровод под легендарную новогоднюю песенку «В лесу родилась елочка», автором которой является Раиса Кудашева. Удивительно, как случилось, что написанный простой гувернанткой текст в короткое время стал всенародно любимым гимном новогоднего праздника, без которого само празднование не мыслится!
В 50-е годы в свите волшебника появилась Снегурочка и Мальчик Новый год. И если Снегурочка сохраняет свой статус главной помощницы Деда Мороза на новогоднем празднике, то Мальчик Новый год почему-то стал редким гостем, про него забыли.
Дед Мороз в Великом Устюге – новая страница в истории волшебника
С 1998 года по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева реализуется проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Важно, с самого начала проект получает государственное финансирование. В Устюг приходят столичные деньги.
Волшебник становится частым гостем на московских праздниках. Его приезды в Москву и встречи с мэром широко освещаются на центральных каналах телевидения.
Очень скоро страна с удивлением узнает, что настоящий Дед Мороз живет, оказывается, в Великом Устюге, при чем круглогодично: не только зимой, но и в другие времена года. Начинается триумфальное шествие (в прямом смысле) великоустюгского волшебника по России. Дед Мороз становится популярной медийной персоной, раздает многочисленный интервью. Он частый гость на различных праздниках и фестивалях.
За право принять главного зимнего кудесника в период его предновогоднего путешествия по стране борются различные регионы. Ведь появление великоустюгского волшебника в городе, чтобы принять участие в местном празднике и зажечь ёлку, это всегда радость для местных жителей и отличный пиар для региона в центральных СМИ.
В Великом Устюге формируется соответствующая инфраструктура. В лесу за городом возводится двухэтажный деревянный терем волшебника, который быстро становится местом паломничества туристов и жителей города.
Вокруг дома местность обустраивается. Появляются гостиницы, коттеджи, точки питания. На территории Вотчины Деда Мороза (такое название получает загородная местность) создается сказочная инфраструктура: тропа сказок, ледник, лесная аптека, летний сад, почтовое отделение волшебника, детский городок, сувенирные киоски и другие объекты. В вотчине Деда Мороза круглогодично принимают гостей. Здесь постоянно устраиваются праздники и различные мероприятия.
В самом городе в разные годы появляются Резиденция волшебника, Почта Деда Мороза, Дом моды зимнего кудесника, Ледовая Мороз Арена, а в окрестностях вотчины создают целый Зоопарк Деда Мороза (сказочный подарок Правительства Москвы Великому Устюгу). Поток туристов, которые стремятся посетить родину Деда Мороза, вырастает в тысячу раз.
По разным оценкам, сегодня количество человек, посещающих Великий Устюг с целью туризма, в годовом исчислении приближается к 300 тысячам. Это примерно в десять раз превышает население самого города. Устюг становится настоящей Меккой, в которой организуют многочисленные детские фестивали, конкурсы и соревнования областного, всероссийского и международного уровня.
Появление в России национальных и региональных Дедов Морозов. Иерархия сказочного сообщества
Появление в Великом Устюге морозного волшебника как драйвера успешного развития территории дало толчок к стремительному расселению на просторах России многочисленных региональных и национальных Дедов Морозов и других зимних сказочных персонажей. В регионах появляются свои зимние герои со своей региональной или национальной спецификой. Примером для развития новых проектов становится живая история Великоустюгского Деда Мороза.
Формируется своеобразная схема-канон, в рамках которой организуется бытие каждого нового зимнего (и не только) персонажа:
1. Создается легенда о зимнем кудеснике, которая чаще всего является современным фольклором. Иногда мы даже знаем авторов.
2. Строится резиденция волшебника (усадьба, поместье, вотчина, владения)
3. Волшебник обязательно отмечает свой День рождения.
4. У нового Деда Мороза обязательно должен быть свой праздник-фестиваль, на который он приглашает других представителей сказочного сообщества.
Возникает некая иерархия сказочных персонажей. Великоустюгский Дед Мороз занимает по отношению к своим собратьям-коллегам по профессии главенствующее положение. Его авторитет непререкаем. Другие волшебники – его младшие братья.
В Великом Устюге на появление национальных и региональных конкурентов отреагировали быстро. Чтобы выделить своего волшебника, местные креативщики присвоили ему громкий титул «Российский». Если вы считаете, что сейчас в Великом Устюге живет просто Дед Мороз, то вы заблуждаетесь. Надо говорить: Российский Дед Мороз. Только так и не иначе.
Перечислим несколько узнаваемых Дедов Морозов и других персонажей сказочного сообщества. Кыш Бабай из Татарстана, Тол Бабай из Удмуртии, Ямал Ири с далекого севера, Карельский Морозец Паккайне, Чысхаан из Якутии, Байкальский Дед Мороз, Мороз Добродеевич из Соснового Бора, Вятский Дед Мороз, Девица Метелица из Вятских Полян, Архангельский Снеговик, Матушка Зима из Яренска и многие другие зимние и не зависящие от времени года сказочные персонажи.
История Деда Мороза интересна и увлекательна. Она продолжается создаваться на наших глазах. Впереди много интересных открытий и наблюдений. Энциклопедия Деда Мороза ставит задачу собрать максимальное количество фактов, имеющих отношение к этому уникальному культурному феномену России.
Святой Николай, Дед Мороз и Дед Мороз
- Человек, стоящий за историей Деда Мороза/Санта-Клауса
- Как Святой Николай стал Дедом Морозом
- Дед Мороз и Кока-Кола
- Санта-Клаус в универмагах
Человек, стоящий за историей Деда Мороза/Санта-Клауса
Святитель Николай был епископом, жившим в четвертом веке, в месте под названием Миры в Малой Азии (ныне Турция). Он был очень богатым человеком, потому что его родители умерли, когда он был маленьким, и оставили ему много денег. Он также был очень добрым человеком и имел репутацию человека, помогающего бедным и делающего секретные подарки людям, которые в этом нуждались.
www.stnicholascenter.org
Самая известная история о Святом Николае рассказывает о том, как впервые появился обычай вешать чулки, чтобы класть в них подарки! Это выглядит так:
Жил-был бедняк, у которого было три дочери. Мужчина был так беден, что у него не хватало денег на приданое, поэтому его дочери не могли выйти замуж. (Приданое — это сумма денег, которую родители невесты платят жениху в день свадьбы. В некоторых странах это происходит и сегодня.) Однажды ночью Николай тайком бросил в дымоход и в дом мешок с золотом ( это означало, что старшая дочь могла выйти замуж). Мешок упал в чулок, который сушился у костра! Это повторилось позже со второй дочерью. Наконец, решив найти человека, который дал ему деньги, отец каждый вечер тайно прятался у костра, пока не поймал Николая, бросающего мешок с золотом. Николай умолял мужчину никому не рассказывать о содеянном, так как не хочет привлекать к себе внимание.
Но вскоре об этом стало известно, и когда кто-либо получал тайный подарок, думали, что, может быть, это был он от Николая.За свою доброту Николай был причислен к лику святых. Святой Николай – святой не только детей, но и моряков! Одна история рассказывает о том, как он помогал некоторым морякам, попавшим в сильный шторм у берегов Турции. Вокруг них бушевала буря, и все мужчины были в ужасе, что их корабль утонет под гигантскими волнами. Они молились святому Николаю о помощи. Внезапно он оказался на палубе перед ними. Он приказал успокоить море, буря утихла, и они смогли благополучно довести свой корабль до порта.
Святитель Николай был изгнан из Мир и затем заключен в темницу во время гонения на христиан императором Диоклетианом, но освобожден при более позднем императоре Константине, который был христианином. Святитель Николай присутствовал на Никейском соборе 325 г. (где обсуждались вопросы христианства).
Никто точно не знает, когда скончался святитель Николай, это было 6 декабря 343 года (что представляется наиболее вероятным), 345 или 352 года. В 1087 году его кости были украдены из Турции какими-то итальянскими купцами-моряками. Кости сейчас хранятся в церкви его имени в итальянском порту Бари. В день праздника Святого Николая (6 декабря) моряки Бари до сих пор выносят его статую из собора в море, чтобы он мог благословить воды и таким образом обеспечить им безопасное плавание в течение всего года.
г. В 1066 г., прежде чем отправиться в Англию, Вильгельм Завоеватель молился Святому Николаю, прося, чтобы его завоевание прошло благополучно.
Многое можно узнать о Святом Николае в Центре Святителя Николая (переходит на другой сайт).
Как Святой Николай стал Дедом Морозом
В 16 веке в северной Европе, после реформации, истории и предания о святом Николае стали непопулярны.
Но кто-то должен был доставлять подарки детям на Рождество, поэтому в Великобритании, особенно в Англии, он стал «Святым Рождеством», «Отцом Морозом» или «Стариком Рождеством», старым персонажем из рассказов о средневековье в Великобритании и некоторых частях Северной Европы. Во Франции он был тогда известен как «Пэр Нёэль».
В некоторых странах, в том числе в некоторых частях Австрии и Германии, дарителем стал «Christkind» или «Christkindl» — златовласый младенец с крыльями, который символизирует новорожденного Иисуса.
В ранних США его звали Крис Крингл (от Christkindl). Позже голландские поселенцы в США взяли старые истории о Святом Николае или «Синтерклаасе», как его стали называть в некоторых частях Северной Европы, вместе с ними Крис Крингл и Святой Николай / Синтерклаас стали «Санта-Клаусом»!
Многие страны, особенно европейские, отмечают День Святого Николая 6 декабря. В Нидерландах и некоторых других европейских странах дети оставляют сабо или обувь (а не чулок) 5 декабря (канун дня Святого Николая), чтобы наполнить их подарками. Они также считают, что если они оставят немного сена и моркови в своих ботинках для лошади Синтерклааса, то им останется немного сладостей.
Святой Николай снова стал популярным в эпоху 1800-х годов, когда писатели, поэты и художники заново открыли для себя старые истории.
В 1821 году в Нью-Йорке была опубликована анонимная поэма под названием «Старый Сантеклаус с большой радостью». Это был первый случай, когда Санта/Святой Николай был описан в санях, запряженных северным оленем. Стихотворение было опубликовано с восемью иллюстрациями в книге под названием «Друг детей: новогодний подарок малышам от пяти до двенадцати», и это самые ранние изображения «Санта-Клауса», а не Святого Николая или Синтерклааса.
Иллюстрация из «Старый Сантеклаус с большой радостью»В 1823 г. было опубликовано известное стихотворение «Визит святого Николая» или «Это была ночь перед Рождеством». Доктор Клемент Кларк Мур позже утверждал, что написал его для своих детей. (Некоторые ученые теперь считают, что на самом деле это было написано Генри Ливингстоном-младшим, который был дальним родственником жены доктора Мура.) В стихотворении святой Николай описывается: «Он был пухлым и пухлым, настоящим веселым старым эльфом». и как идущий с «миниатюрными санями и восемью крошечными северными оленями». Это был первый раз, когда мы узнали имена северных оленей.
Это оригинальные восемь северных оленей, которые были описаны в поэме «Визит Святого Николая»:
- Дашер
- Танцовщица
- Прэнсер
- Лисица
- Комета
- Купидон
- Доннер (которого также звали Дандер и Дондер)
- Блитцен (которого также звали Бликсем, Бликсен и Бликсем)
В 1939 году мы впервые узнали о Рудольфе, когда он был описан в книге Роберта Л. Мэя для универмагов Montgomery Ward. Затем в 19 лет на Рудольфа сделали карикатуру на него.48, а знаменитая песня «Рудольф Красноносый северный олень» была написана в 1949 году.
В 1902 году писатель Л. Франк Баум (написавший «Волшебника страны Оз») написал книгу под названием «Жизнь и приключения Санта-Клауса». В нем указана упряжка из 10 оленей. У них есть рифмующиеся имена в парах: Флосси и Глосси, Гонщик и Иноходец, Бесстрашный и Бесподобный, Готовый и Устойчивый, Беспомощный и Пятнистый. В разных книгах, сериалах, фильмах и песнях упоминались и другие северные олени. Возможно, это обратные команды!
Знаете ли вы, что Рудольф и другие олени Санты вполне могут быть девочками!? Всю зиму рога сохраняют только самки северных оленей. К Рождеству большинство самцов сбрасывают свои рога и копят силы, чтобы весной вырастить новую пару.
Британский Дед Мороз и американский Санта-Клаус с годами становились все более и более похожими и теперь стали одним и тем же.
Некоторые люди говорят, что Санта живет на Северном полюсе. В Финляндии говорят, что он живет в северной части их страны под названием Лапландия.
Но все сходятся во мнении, что он путешествует по небу на санях, запряженных оленями, что ночью он заходит в дома по дымоходу и кладет детям подарки в носках или мешках у их кроватей, перед семейной елкой. , или у камина.
Большинство детей получают подарки в канун Рождества или ранним рождественским утром, но в некоторых странах они получают подарки в канун дня Святого Николая, 5 декабря.
Святой Николай, помещающий мешки с золотом в чулок, — это также обычай иметь мандарин или сацума (разновидности маленьких цитрусовых, таких как маленькие апельсины) и часто орехи на дне рождественского чулка. Если люди не могли позволить себе золотые монеты, золотые фрукты были хорошей заменой! До последних 50-60 лет такие фрукты, как мандарины или сацума, были довольно необычными и особенными, особенно в Европе.
Святой Николай также является святым покровителем ростовщиков, и их знак трех золотых шаров происходит из истории о Святом Николае, дающем три мешка с золотом.
Теперь на дне рождественского носка чаще можно найти шоколадные монеты, а не настоящие монеты, мандарин или сацума!
Самый большой рождественский чулок имел длину 51 м 35 см (168 футов 5,65 дюйма) и ширину 21 м 63 см (70 футов 11,57 дюйма) (от пятки до носка). Он был сделан волонтерской организацией аварийно-спасательных служб Pubblica Assistenza Carrara e Sezioni (Италия) в Карраре, Тоскана, Италия, 5 января 2011 года. Только подумайте, сколько подарков вы могли бы в него поместить!
Дед Мороз и Кока-Кола
Святой Николас в Harper’s Weekly: январь 1863 г.Существует рождественская городская легенда, в которой говорится, что красный костюм Санты был разработан Coca-Cola и что они могут даже «владеть» Сантой!
Это точно НЕ ПРАВДА!
Задолго до того, как был изобретен кокаин, святой Николай носил свои епископские красные одежды. В викторианские времена и до этого он носил разные цвета (красный, зеленый, синий и коричневый мех), но красный всегда был его любимым! (На изображениях «Святое Рождество», «Отец Мороз» и «Старик Рождество» он часто был одет в зеленую «открытую» мантию с белой отделкой. Это также послужило источником вдохновения для «Призрака рождественского подарка» Чарльза Диккенса. Рождественская песнь.)
В январе 1863 года журнал Harper’s Weekly опубликовал первую иллюстрацию Томаса Наста к Святому Николаю/Святому Нику. В этом он был одет в наряд «Звезды и полосы»! В течение следующих 20 лет Томас Наст продолжал рисовать Санту каждое Рождество, и его работы действительно были очень популярны (должно быть, он очень хорошо дружил с Сантой, чтобы получить такой хороший доступ!).
Именно тогда Санта действительно начал развивать свой большой живот и стиль красно-белого наряда, который он носит сегодня. Наст разработал образ Санты на основе некоторых исторических сведений о Санте, стихотворении «Визит святого Николая» и иллюстрациях к «Старому Сантеклаусу с большим удовольствием».
Святой Николай в Harper’s Weekly: январь 1881 г.1 января 1881 года Harper’s Weekly опубликовал самое известное изображение Санты, сделанное Настом, с большим красным животом, рукой, полной игрушек, и курящей трубку!
Это изображение Санты стало очень популярным, и с 1900 по 1930 год все больше художников рисовали Санту в его красно-белом костюме.
Санта впервые был использован в рекламе Coke в 1931 году, когда классический «Coke Santa» был нарисован художником Хэддоном Сандбломом. Он взял идею Санты Наста, но сделал его еще более масштабным и веселым, заменил трубку стаканом кока-колы и создал знаменитую кока-колу с Сантой!
Coca-Cola также согласна с тем, что красный костюм стал популярен благодаря Томасу Насту, а не им!
Coke продолжает использовать Санту в своей рекламе с 1931 года. В 1995 году они также представили «Рождественский грузовик Coca-Cola» в телевизионной рекламе «Приближаются праздники». Красный грузовик, покрытый огнями и с классической надписью «Coke Santa» на боках, теперь является известной частью недавней рождественской истории.
Дед Мороз в универмагах
Магазин Macy’s в Нью-Йорке утверждает, что это первый магазин, который Санта посетил в 1861/1862 году. Это произошло всего через несколько лет после основания магазина. с 1924 декабря приезд Санты стал финалом Парада благодарения Macy’s. Macy’s Santa стал особенно известен после того, как снялся в фильме 1947 года «Чудо на 34-й улице».
Иногда говорят, что Джеймс Вуд Паркинсон из Филадельфии был первым, кто пригласил Санта-Клауса посетить их магазин. В 1840-х годах Санта развлекал посетителей своей кондитерской.
Человеком, которого мы знаем как «одного из помощников Санты», был Джеймс Эдгар, который изобразил Санту в своем магазине галантерейных товаров в Броктоне, штат Массачусетс, в 1890. Джеймс Эдгар родился в Эдинбурге, Шотландия, в 1843 году и переехал в Броктон в 1878 году. До того, как он начал играть Санту, он устраивал пикники 4 июля для нескольких тысяч местных детей и наряжался в разные фигуры на праздниках. пикники. Вскоре после первого появления Санты в его магазине дети из Бостона и даже Нью-Йорка съезжались посмотреть на него!
К 1920-м годам универмаг Санта стал неотъемлемой частью США, а затем и всего мира.
Дед Мороз: Фильм (1985)
Видео6
Трейлер 1:09
Смотреть Дед Мороз: Фильм
Трейлер 1:09
Смотреть Дед Мороз: Фильм: 20-летие Выпуск
5 90:01345 Клип 3:09
Смотреть Дед Мороз: Фильм: Добро пожаловать на Северный полюс! (Великобритания)
Видеоролик 3:57
Смотреть Санта-Клаус: фильм: секретный ингредиент (Великобритания)
клип 3:30
Смотреть Санта-Клаус: фильм: Санта спасает день (Великобритания)
Clip 3:12
Watch Santa Claus: The Movie: A Trip Across New York City (UK)
Photos48
Top cast
Dudley Moore
John Lithgow
David Huddleston
- Santa Claus
Burgess Meredith
- Древний эльф
Джуди Корнуэлл
- Anya Claus
Jeffrey Kramer
- Towzer11111113444444. patrick 9015
0
. - 9015
4015
- 9016
- Cornelia
- Dooley
- Goober
- Гублер
- Рассказчик
- (как Эми Деламен)
- Miss Tucker
- Jeannot Szwarc
- David Newman (Story) (Story) (Story) (Story) (Story) (Story) (Story) (Story). на IMDbPro
Больше похоже на это
Санта-Клаус
Рождественская песнь Маппетов
Санта-Клаус 2
Чудо на 34-й улице
Рождественская песнь
The Santa Clause 3: The Escape Clause
The Christmas Chronicles
The Snowman
Miracle on 34th Street
Mickey’s Christmas Carol
The Santa Clauses
Scrooge
Storyline
Did you know
- Quotes
Дед Мороз: Как я могу сделать так много всего за одну ночь?
Древний эльф: О, да, хорошо знай: время путешествует вместе с тобой. Ночь мира — это бесконечная ночь для вас, пока ваша миссия не будет выполнена.
- Connections
Показанные в фильмах: Fever Pitch/One Magic Christmas/Santa Claus: The Movie/Starchaser: The Legend of Orin (1985) Есть чем гордиться
Я играл одного из эльфов в фильме. Когда Санта и Аня впервые показывают Деревню эльфов и наблюдают за изготовлением игрушек, Патч (покойный Дадли Мор) и небольшая группа «эльфийских музыкантов» «играют» музыку. Следите за мной в верхней части «эльфийского контрабаса». Фильм был доступен на DVD в Великобритании, и я купил копию, так как не видел его с момента выхода. Я думаю, что это прекрасный рождественский фильм, который заслуживает большего признания критиков, чем получил. Я рад видеть, что теперь он становится чем-то вроде культового фильма, который должен обеспечить его существование на долгие годы. Посмотрев фильм в этом году (2016), я горжусь тем, что внес небольшой вклад в фильм, который рассказывает вечную историю со значительной достоверностью. Дэвид Хаддлстон, который недавно скончался, был идеальным кандидатом на роль Санта-Клауса.
helpful•96
1
- nigelpaterson
- Jan 5, 2006
Details
- Release date
- November 27, 1985 (United States)
- United Kingdom
- United States
- Английский
- Также известен как
- Санта-Клаус
- Места съемок
- Albert R. Broccoli Studios, Iverathshire 9 Heathwood Studios, UK 007 Stage, Pinethwood Stage, Pinethwood0004
- Production companies
- GGG
- Major Studio Partners
- Calash Corporation N.V.
- See more company credits at IMDbPro
Box office
- $50,000,000 (estimated)
- $23,717,291
- $ 5 647,160
- декабря 1, 1985
- $ 23 717 291
Carrie Kei Heim
John Barrard
Anthony O’Donnell
Melvyn Hayes
Don Estelle
Tim Stern
Peter O’Farrell
Christopher Райан
Дикки Арнольд
Эме Деламен
0015