Этнографические музеи мира: The resource cannot be found.

самые лучшие известные этнографические места для посещений , необычные, уникальные, интересные краеведческие галереи в разных странах

Содержание

В этих лучших исторических музеях посетители закатывают рукава и становятся кузнецами, мельниками или сыроделами. Или изучают, как в Средневековье были обустроены женская и мужская половины домов, от чего зависела высота окон и расположение печи. А ещё во время фольклорных фестивалей пляшут в хороводах и дегустируют мамалыгу, рыбку разного посола, сыры и хлеб прямо из печи.

Рассказываем о самых интересных в современном мире краеведческих музеях под открытым небом.

«Скансен»

Самый известный и первый в мире этнографический музей под открытым небом был открыт в 1891 году. Здесь можно увидеть всю Швецию в миниатюре: от жилищ саамов до вполне европейских домов южных регионов страны. На его территории собрано более 160 домов и старинных усадеб, построенных в разное время.

Здесь есть зоопарк, где живут лоси, волки, лисы и северные олени. Работают аттракционы и множество кафе, где сервируют кухню народов, населяющих Швецию. В музее постоянно проходят праздники. Самые масштабные – Вальпургиева ночь в апреле, Праздник середины лета, праздник Святой Люсии, рождественские и новогодние гуляния.

«Этномир»

Музей в Калужской области (Россия), где в один день можно оказаться на русском подворье, украинском хуторе и у кочевников, научиться стрелять из лука и варить мыло. Здесь прямо в холле с гостями «разговаривает» эхо, а на «Улице мира» торгуют всякой всячиной ремесленники, гиды водят экскурсии по жилищам индейцев, голландцев, филиппинцев. На улице под открытым небом выстроены деревни, хутора, юрточные городки, театральные подмостки.

В самом центре – огромная, в несколько этажей, русская печь, словно из сказки «Гуси-лебеди». Экскурсоводы есть в каждой юрте и избе. В одной наливают медовуху, в другой показывают, как плести белорусские пояса или варить мыло, в третьей рассказывают, что такое «бабий кут».

Этнодеревня «Дрвенград»

Этот этнографический комплекс на Мокре Горе (Сербия), построенный режиссёром Эмиром Кустурицей для фильма «Жизнь как чудо», в деталях воссоздает традиционную сербскую деревню. Дрвенград состоит из нескольких деревянных домиков, построенных без единого гвоздя и расписанных лубочными сценками и национальными орнаментами. Здесь есть даже тюрьма – крохотный каменный бункер, на дверях которого изображены «заключенные» Хавьер Солана и Джордж Буш.

Улицы этно-поселения носят имена выдающихся кинематографистов и знаменитостей: режиссёров Михалкова, Феллини, Тарковского, спортсменов Диего Марадоны и Новака Джоковича. Центральная площадь Дрвенграда названа именем физика Николы Теслы.

Экомузей Больших Ланд

В этом музее погружаешься в атмосферу сельской жизни XIX века региона Большие Ланды. Из Сабра в местечко Маркез (Аквитания, Франция) всех желающих доставляет старинный поезд с деревянными лавками и скрипучим полом. По прибытии гостей часто встречают пастухи в овечьих шкурах на специальных ходулях, которыми до середины XIX века пользовались при выпасе скота.

По самой деревне Маркез свободно разгуливают коровы, овцы, козы, куры… Она была обитаема, но пришла в запустение в начале XX века. Восстановили тут все лишь в 1969 году. И сейчас в деревенских домах воссоздана обстановка XIX века. В пекарне угощают свежим хлебом, а по вечерам на ферме нередко устраивают тематические вечера и праздники.

«Гессенпарк»

На территории музея расположено около сотни исторических зданий: жилые сельские дома, церкви, мастерские, школы, кузницы, лавки, ветряные мельницы – всё что было построено в Земле Гессен (Германия) за последние 400 лет.

Некоторые из них продолжают выполнять свои функции. В трактире накрывают столы. На рынках торгуют керамикой и продуктами. В конце декабря тут же организуют красочную рождественскую ярмарку. В разных мастерских по выходным проводят мастер-классы по гончарному делу, изготовлению мётел и другим старинным ремёслам.

Литовский музей народного быта в Румшишкес

Один из крупнейших в Европе открытых этнографических музеев находится рядом с Каунасским морем. Основанная в Румшишкес в 1966 году экспозиция состоит из домов и хозяйственных построек из всех четырех регионов Литвы. Избы, фермы, часовни, мельницы, целые деревушки и настоящий «Городок мастеров» – всего около 180 строений. Многие из них подлинные, возрастом чуть ли не под два столетия: они были бережно перевезены из мест их создания.

В избы можно зайти и увидеть собственными глазами мебель, предметы быта, украшения дома, инструменты литовских крестьян. Если захочется интересных исторических рассказов, стоит воспользоваться услугами русскоязычного гида: цена – 100 литов (детям – 50 литов) помимо стоимости входных билетов.

Датский музей под открытым небом

Этот музей расположен в пригороде Копенгагена и считается одним из самых старых и больших музеев под открытым небом. На его территории – крестьянские избы, мастерские и фермы XVII-XX века, собранные со всей Дании.

Мало того, что все интерьеры, посуда, инструменты и предметы быта настоящие, старинные, так ещё и атмосфера создана соответствующая: идёшь по улочкам вдоль маленьких домиков, а вокруг бегают гуси, утки, мычат коровы, блеют овцы, крутит крыльями водяная мельница, лепит кувшины гончар, мать в переднике, чепце и деревянных башмаках учит маленькую дочку тереть бельё в чане, булочница месит тесто, а местный пьяница ворует вино у соседа.

Деревенский музей в Бухаресте

Один из первых в мире этнографических музеев. Был создан в 1936 году известным этнографом-просветителем Димитрие Густи и носит его имя. Входит в Европейскую ассоциацию музеев под открытым небом. Сегодня в этом музее на берегу озера Херэстрэу на территории сто тысяч квадратных метров можно увидеть образцы деревенской архитектуры со всех уголков Румынии, начиная с ХV-го века до наших дней. Здесь 76 комплексов, 322 строения из всех регионов страны, в том числе три ветряных и три деревянных мельницы.

Деревня Макумбушо

Здесь (Дар-эс-Салам, Танзания) стоят дома, как им и полагается, под открытым небом, – круглые и квадратные, с плетёными и обмазанными для прочности глиной стенами, с верандами под колпаками соломенных крыш. Именно в такие хижинах жили и живут многочисленные племена Танзании.

Можно зайти внутрь и увидеть в точности воссозданные интерьеры – простенькую мебель в виде деревянных лежаков и столов, глиняную посуду, рабочие инструменты ремесленников, одежду. А снаружи кипит жизнь: местные мастера прямо на улицах создают свои маленькие сувенирные шедевры и тут же продают их всем желающим, пухлые поварихи мешают в больших кастрюлях огромными ложками какое-то варево – специально для жаждущих испробовать национальное меню в здешнем ресторане, стучат в барабаны и приплясывают в такт жизнерадостные музыканты.

«Зейдерзее»

Этот музей разделен на три части. Первая – рыбацкая деревня, вторая – городской квартал, третья – гавань. Все дома, лодки, корабли, церкви, магазины – настоящие, поэтому здесь можно прочувствовать жизнь такой, какой она была в конце XIX века. В рыбацкую часть были свезены домики из деревни Zoutkamp.

В каждом – стандартный набор: крохотная кухонька с керосиновой плиткой, большая комната с обеденным столом, швейной машинкой, комодом и стеной, которая состоит сплошь из дверей. За дверями этими – короткие кровати, на которых жители Нидерландов спали сидя (впрочем, так спали в то время практически во всей Европе). Возле домиков можно увидеть, как раньше стирали, плели верёвки, делали сабо или бочки.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Уникальный музей составлен из построек XVII-XIX веков, которые свезены сюда из различных уголков Суздальского района и всей Владимирской области (Россия). Проект музея был разработан в 1960-е годы. Экспозиция объединяет в себе основные черты древнерусского зодчества и создает подлинную атмосферу деревенского быта с помощью домашней утвари того времени и предметов быта.

Сегодня музей стал местом проведения традиционных праздников народных ремёсел и мастеров. Ремёсла, которыми славились здешние мастера – резьба по дереву, роспись деревянных игрушек, ткачество, а также создание игрушек из глины – и сегодня не просто живут, но вполне современны. Праздник ремёсел проводится в июне, а в июле можно побывать на Празднике Огурца.

Средневековая деревня «Косместон»

Косместон – это одна из самых необычных и интересных достопримечательностей Южного Уэльса (Великобритания), музей под открытым небом, в котором благодаря находкам археологов восстановлены дома и быт деревни XIV века. Все местные «жители» – почти реальные исторические персонажи, сохранившие свои имена, биографию и род занятий. Они носят средневековую одежду и занимаются обычными делами: пекут хлеб, ловят рыбу, следят за порядком или крутят веретено.

Приехав в Косместон в определённое время года, можно попасть на один из праздников, регулярно проводящихся в деревне-музее. В апреле это – средневековая Пасха, в мае – битва местных жителей с дружиной ненавистного лорда, не дающего спокойно жить и учиняющего немало несправедливостей, либо фрагменты Великой войны с Францией и Наполеоном.

«Дудутки»

Музейный комплекс под открытым небом, где можно изучить ремесла и попробовать национальные блюда. «Дудутки» – единственный в Белоруссии музейный комплекс материальной культуры под открытым небом. Если вы хотите постичь смысл древних обычаев и всевозможных ремёсел, то вам точно сюда.

На территории комплекса есть самые разные постройки: гончарная, кузня, хлебопекарня, мельница, конюшня. Одетые в традиционные одежды музееведы с удовольствием расскажут о секретах деревенского жития-бытия. Здесь можно покататься верхом, попробовать себя в качестве ремесленника и отведать свежие масло, хлеб и сыр.

Здесь, в какой дом ни зайди, везде найдётся интересное занятие. В кузнице можно ковать, в гончарной поучиться горшочки лепить, а можно и побездельничать: посидеть в избушке с кружечкой ароматного чая и местными сушками.

«Рокка-аль-Маре»

Своим средиземноморским названием – Рокка-аль-Маре (или Рок-аль-Маре) – этот таллинский пригород обязан бывшему городскому бургомистру Артуру Жерару де Сукантону. Так, на южный манер, скучающий по теплу мэр-француз называл свою дачу на берегу студёной Балтики. Название прижилось и 100 лет спустя перешло к самому интересному из таллиннских аттракционов – огромной этнографической деревне, выросшей на месте бургомистровой дачи.

Тем не менее от южного колорита в Рокка-аль-Маре только название: кругом нордические – лаконичные и кряжистые – постройки. Деревянные избы, амбары, сараи и мельницы 100-200-летней давности свозили со всех уездов – их тут не меньше сотни. Сейчас по количеству старых домов Рокка-аль-Маре почти уже догнал знаменитого соседа – шведский Скансен.

«Майхёуген»

Норвежцы утверждают, что музей Майхёуген в Лиллехаммере – самый большой этнографический музей под открытым небом в Европе. Сюда в разные годы свезли около 200 старинных норвежских крестьянских домов, рыбацких хижин и церквей. Майхёуген – целая деревня, где в летние месяцы кипит жизнь, проходят шумные ярмарки и шествия в старинных костюмах, концерты и экскурсии для приезжих.

С приходом сумерек в здешней церквушке Гармо, построенной викингами в XII веке, проходит ежедневная вечерняя служба. Зимой в Майхёугене снег засыпает крытые зелёным газоном крыши старинных домов. Несмотря на сугробы, гулять по улицам деревушки всё равно можно. А с холма, на котором расположен музей, можно рассмотреть лежащий в долине Лиллехаммер и озеро Мьёса, покрытое льдом.

«Каса Кристо»

В регионе Грандвалира (Андорра) создано несколько домов-музеев, всё убранство и внутренняя обстановка которых остаётся неизменной со времён спокойной и размеренной жизни прошлых столетий. В Энкампе одним из таких музеев является трёхэтажный дом, построенный в XVIII-XIX веках. Здесь проживали обычные андоррцы, пока в 1947 году дом не был выкуплен под музей.

Постройка очень узкая, этажи объединены общими стенами. На цокольном этаже расположены парадный вход, складское помещение и винный погребок. На первом этаже – жилые помещения, очаг и кухонная зона. На втором и третьем этажах жилые комнаты. На чердаке – вспомогательное помещение, где жильцы хранили зерно, продукты. Вся обстановка того времени сохранена. Никакой роскоши: напротив, всё говорит о строгой экономии. В этом музее вы увидите, как жили простые андоррцы два столетия назад.

Этнографический музей в Бургасе

Как жили, во что одевались, чем занимались народы, населявшие Болгарию в минувшие века, – обо всем этом рассказывает экспозиция музея, расположенного в каменном особняке Бракалова XIX века. Помимо предметов быта, традиционной одежды, в том числе и свадебной, и украшений, характерных для этого региона, музей располагает большой коллекцией обрядовых нарядов. Часть из них выглядит довольно экзотично, как, к примеру, вывернутые наизнанку овечьи шкуры, в которые наряжались кукеры – мужчины, колядовавшие на Масленицу.

«Пирогово»

Киевский «скансен», этно-парк Пирогово, – это рукой подать от Киева (Украина), меньше 20 км. Но попадаешь сюда, и, кажется, что уехал далеко-далеко (не столько даже по расстоянию, сколько по времени). Вокруг украинская деревня XIX века, какой она рисуется в повестях Гоголя: лениво поскрипывающие мельницы, хлипкие плетни, белые мазанки под камышовыми крышами, свечки деревенских церквей и т.д.

Обязательно отыщите самый древний экспонат, хату 1587 года (это старейший памятник деревенской архитектуры на территории бывшего Советского Союза).

Этнографический музей в Тбилиси

Этнографический музей расположен прямо под открытым небом в парке Ваке. На его территории размещены традиционные дома и хозяйственные постройки, собранные со всех регионов Грузии. Создатель музея, известный этнограф Георгий Читая, фактически воспроизвёл на небольшом участке земли всю страну в миниатюре. Этнографический музей – отличное место для познавательной экскурсии жарким летним днём, которую можно совместить с посещением находящегося неподалёку Черепашьего озера.

«Хохловка»

Музей деревянного зодчества «Хохловка» расположен на берегу Камы примерно в 45 километрах от Перми (Россия). Здесь расположено более 20 памятников конца XVII – начала XX веков, позволяющих больше узнать об истории строительства и культуре Пермского края.

Архитектурно-этнографический музей был основан в 1969 году, но для посетителей его открыли лишь спустя 11 лет. Он разделён на три территориально-этнографические зоны: коми-пермяцкий сектор, северное Прикамье и южное Прикамье. Также в музее есть два комплекса: солепромышленный, в состав которого входят сооружения Усть-Боровского завода из города Соликамска, и сельскохозяйственный – с амбарами, овином, гумном и мельницами. Здесь можно узнать много интересного об истории солеварения и процессе добычи соли.

Полезное видео

О самых посещаемых музеях мира можно узнать из полезного видео:

Музеи народного быта | СКУНБ им. Лермонтова

Особый интерес вызывают этнографические музеи, в которых посетитель может своими глазами увидеть предметы, принадлежащие той или иной культуре и эпохе, узнать об их назначении.

Чем больше на территории элементов этнографического наследия, тем выше степень ее привлекательности для туристов.

http://www.ethnomuseum.ru – Российский этнографический музей (РЭМ) – один из крупнейших этнографических музеев мира, находящийся в Санкт-Петербурге. Непреходящая ценность его коллекций заключена в многонациональном составе: здесь хранятся памятники по 157 народам и этнографическим группам России и сопредельных стран. В числе ценнейших коллекций музея – собрание народного костюма, где наряду с широко распространенными домоткаными образцами представлены редчайшие экземпляры одежды из рыбьей кожи, крапивного волокна и других забытых материалов. Уникальным является обширное собрание ковров кочевых племен Средней Азии и Казахстана, и ковровые изделия народов Кавказа, резные и гравированные изделия из мамонтовой и моржовой кости народов Сибири и Дальнего Востока. Специальный фонд составляют предметы из драгоценных камней и металлов. Значимость музейного собрания заключена также в хронологическом диапазоне его коллекций с конца XIII века по сегодняшний день, так как комплектование фонда музея продолжается. В экспозиции музея можно познакомиться с материалами по традиционной этнографии восточно-славянских народов и молдаван, народов Кавказа и Средней Азии, Поволжья и Северо-Запада России, Сибири и Дальнего Востока, проследить сохранение и развитие в наши дни национальных традиций в современном народном искусстве. Российский этнографический музей располагает также обширной коллекцией подлинных фотографий, составляющих гордость музея и органично дополняющих вещественные памятники, а также уникальной библиотекой и научным архивом, подлинным сокровищем которого является всемирно известный архив Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева.

http://www.kunstkamera.ru/ – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук – Кунсткамера. В настоящее время собрание Музея является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII–XX вв. Сайт старейшего музея в России содержит интересную информацию об этнографии, антропологии, археологии, истории науки в России как для рядовых посетителей, так и для специалистов. Он отражает историю создания музея и этапы его развития. Здесь также размещена информация о постоянных музейных экспозициях (виртуальная экскурсия по залам), временных выставках, музейных коллекциях. На сайте представлены информация о научных отделах, основных направлениях их работы, текущих научных проектах, а также персональные странички большинства сотрудников музея.

http://www.strana-naoborot.com/museum/museum_main.htm – Малошуйский музей народного быта расположен в деревне Абрамовской Онежского района Архангельской области. Музей представляет три села, расположенных на Поморском берегу Белого моря – Унежму, Кушереке и Малошуйку. Главной целью музея является сохранение старинных предметов домашнего обихода, орудий сельскохозяйственного труда и морских промыслов.

http://museumprim.ru/ – Музей народных промыслов и ремесел Приморья. На протяжении многих лет народные промыслы и ремёсла были неотъемлемой частью культуры Русского Севера и, в частности, культуры Приморского района. В настоящее время в музее работает 5 выставочных залов с постоянными экспозициями и несколько залов с выставками. На сайте музея можно совершить виртуальную экскурсию по выставкам. При желании посетители могут стать участниками одного из мастер-классов и изготовить для  себя или своих близких сувенир.

http://folkartmo.ru/ – Московский областной музей народных художественных промыслов. Музей, посвященный истории возникновения и развития народных художественных промыслов Подмосковья, расположен в с. Федоскино. Представлены уникальные мемориальные предметы, фотографии, документы и самая полная в России коллекция федоскинскинской лаковой миниатюры. Посетители, в исторической обстановке, смогут проследить историю возникновения и развития знаменитого промысла.

http://museum-sp.ru/ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Сегодня коллекция музея насчитывает более 170 тыс. экспонатов: иконы, средневековые рукописи и старопечатные книги, памятники лицевого и орнаментального шитья, золотого и серебряного дела, произведения живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. Часть из них представлена в экспозициях и на выставках, размещённых в 4-х зданиях в центре города.

http://www.divnogor.ru/ Музей-заповедник «Дивногорье» – место для новых открытий и активного познавательного досуга, где можно побыть наедине с первозданной природой и познакомиться с древней историей Воронежского края. На сайте можно рассмотреть все значимые объекты музея-заповедника – Дивы, Дивногорское подворье, пещерный храм, Маяцкое городище, археологический парк, пройтись по всем экскурсионным тропам.

http://dagaul.ru/ – музей-заповедник этнографический комплекс «Дагестанский аул» – это многофункциональный музейный культурно-образовательный центр, главной целью которого является обеспечение сохранности, пополнение, исследование и популяризация историко-культурного наследия для жителей и гостей республики. Экспозиция музея воссоздает быт и интерьер коренных народов Дагестана. Представляют интерес фотографии, документы, предметы быта, элементы традиционного костюма и др. , отражающие материальную и духовную культуру народов Дагестана, сведения об утраченных обычаях, обрядах, укладе и быте горцев. Есть возможность посмотреть панорамы залов «Одежда и промыслы народов Дагестана», «Интерьер и быт горского жилища», «Мастерская ремесел» и зала современного искусства.

http://www.arkaim-center.ru/ – Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим» – укрепленное поселение бронзового века. Возраст поселения составляет 4 тысячи лет, сам поселок был создан по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией. Существующие сегодня в заповеднике «Аркаим» экспозиции отражают три направления, представленные в неразрывном единстве: история природы, древние культуры (археология), традиционные культуры (этнография). Основной стержень экспозиции – духовное и материальное освоение человеком природы Южного Урала на протяжении тысячелетий. Есть в заповеднике контактный музей – Музей древних производств. Это означает, что все экспонаты можно не только увидеть, но и потрогать руками, а также принять участие в мастер-классах, посвященных древним ремеслам.

Сегодня нам нужны этнографические музеи – что бы вы ни думали об их истории

В последние десятилетия XIX века в европейских столицах и университетских городах были созданы специализированные музеи нового типа: внушительный берлинский Museum für Völkerkunde в 1873 г., парижский Musée d ethnography в 1878 г. и почти одновременно в 1884 г. в Питт-Риверс в Оксфорде и Музее археологии и антропологии в Кембридже. Со временем появятся аналоги по Европе. Но если отчетливо антропологический музей был нововведением того периода, то коллекции артефактов со всего мира — нет; с 17-го и 18-го веков их также можно было найти в королевских коллекциях, в Ашмоловском и Британском музеях, среди многих других музеев древностей и естественной истории.

Иногда вместе с искусством азиатских, доколумбовых и древних «цивилизаций», а иногда отдельно от него, фонды африканского, океанического и индейского искусства и артефактов были резко расширены в конце 19-го и начале 20-го веков, поскольку были собраны коллекции путешественников, миссионеров, колониальных чиновников и профессиональных полевых работников.

Периодический энтузиазм со стороны научных обществ и правительств финансировал крупные экспедиции, которые привезли большие каноэ, великолепно раскрашенные фасады домов, внушающие благоговение тотемные столбы, а также относительно более портативные маски, ритуальные наборы, ткани, личные украшения, оружие. , и многое другое из всех уголков обитаемого мира. Эти коллекции поистине огромны. Состоящие из сотен тысяч объектов, во многих учреждениях они дополняются столь же обширными фото- и документальными архивами, которые освещают первоначальную обстановку и культуры, из которых были взяты артефакты. В таком случае, несомненно, коллекции этих музеев следует рассматривать как экстраординарные линзы человеческой истории, культурного разнообразия и творчества.

Выставка археологических и антропологических коллекций в Музее Питт Риверс, Оксфордский университет. © LatitudeStock/Alamy Stock Photo

Однако начиная с 1970-х годов ответы на этот вопрос часто были скептическими. Этнографические музеи, воспринятые как склады колониальной добычи, должны были лишить незападные произведения того значения, которое они когда-то имели, в пылу и пыли церемоний, в движении танца или ораторского искусства, на телах их бывших владельцев, в течение жизни. Среди комментаторов и кураторов также было много споров о подходах к показу. Соответствующие достоинства выставок, которые стремились представить «контекст», и тех, которые привлекали внимание к эстетическим качествам произведений, стали повторяться. В любом случае, этнографический музей выглядел ущербным, незаконным и отступающим.

Критика была важна и необходима, даже несмотря на то, что история коллекций была и до сих пор понимается неправильно. Это правда, что в музеях хранятся такие произведения, как бенинские изделия из бронзы, печально известные конфискованные после конфликта. Довольно много оружия было получено в ходе колониального разоружения, а не путем научного коллекционирования. Но большая часть материала была приобретена путем покупки или обмена в полевых условиях на условиях, которые в то время считались разумными. Многие местные жители активно стремились участвовать в колониальной торговле и фактически сами собирали коллекции разнообразных и ценных европейских предметов, которые они получали взамен.

Многие предметы в коллекциях не были изъяты из обычного использования, а были изготовлены по заказу для полевых исследователей — это были модели вещей, слишком больших для сбора, или копии священных произведений или реликвии, которые люди не хотели продавать. Коллекционирование, другими словами, иногда было делом присвоения, но часто — нововведениями и изобретениями.

Это говорит о том, что в коллекции гораздо больше, чем обычно предполагалось. В музее было не только множество предметов, но и странные и увлекательные истории путешествий, встреч и коллекционирования. Эти рассказы потенциально представляли большой интерес для европейцев, посещавших музеи, а также для потомков тех, у кого были собраны коллекции. Начиная с 1980-х годов кураторы стали все больше заботиться об установлении контактов с сообществами и работе с ними. Они увезли коллекции в виде фотографий предметов обратно в места, откуда они прибыли; члены сообщества путешествовали по миру, чтобы увидеть и изучить вещи, сделанные их предками. Хотя эти встречи было трудно финансировать, а иногда и сопряжено с большими трудностями, они оказались чрезвычайно полезными как для членов сообщества, так и для кураторов. Со своей стороны, музеи многое узнали о иногда плохо задокументированных объектах, некоторые из которых веками хранились в их хранилищах, которые теперь можно было оживить через интересы и истории живых людей. Если эти встречи происходили за кулисами, в устрашающих, но странно трогательных и интимных пространствах музейных магазинов и мастерских, некоторые кураторы пытались сделать формирующийся характер музея как зоны межкультурных контактов видимым для широкой публики. Благодаря семинарам, художественным демонстрациям и другим публичным мероприятиям музей стал более заметным и подлинным пространством встреч и диалога.

За последние 20-30 лет во всем мире произошло обновление музеев, и хотя самые большие инвестиции были сделаны в престижные художественные учреждения, музеи всех видов были переименованы, отремонтированы и переселены в стильные и привлекательные новые здания.

Этнографические коллекции были объединены с другими или иным образом реконтекстуализированы, что часто вызывало споры. В преддверии создания парижского Музея на набережной Бранли, которому сейчас исполняется 10 лет, возникло немало недовольства по поводу передачи большей части коллекции из старого Музея человека (который вновь открылся в прошлом году с новый акцент на археологию и эволюцию человека). Если дебаты задерживаются в классах музейных исследований, они были заменены авантюрной программой временных выставок набережной Бранли. От подробных презентаций искусства отдельных регионов до более широких и провокационных тем, таких как прическа и татуировка, учреждение обогатило парижский и европейский выставочный ландшафт, представив великолепные произведения, художественные традиции мирового уровня и жизненно важные культурные проблемы. вид.

Кроме того, лучшие из выставок на набережной Бранли были амбициозными с точки зрения куратора. «Канак: l’art est une parole», показанная зимой 2013/14 года, стала самой богатой на сегодняшний день выставкой искусства канаков на французской территории Новой Каледонии.

Он включал в себя внушительные архитектурные скульптуры, тканые обменные ценности и бамбуковые трубки с замысловато выгравированными сценами обычной жизни и колониального опыта. Тем не менее — как будто никогда не было проблемы — шоу также решительно вышло за рамки утомительного и ложного выбора между «искусством» и «этнографией», эстетикой и контекстами. Благодаря разнообразным воспоминаниям о том, как были сделаны вещи, о садоводстве и временах года, и, в частности, о политической власти и ораторском искусстве канаков (отсюда и название «искусство есть речь»), выставка предложила не только захватывающую визуальную встречу, но и путь в меланезийскую социальность. и обычную культуру. И эта культура не была вызвана в какой-то чистой, архаической форме. Наряду с главными галереями располагались дополнительные выставки с изображением христианских миссионеров, которые ниспровергали религию предков, но много сделали для ее документирования, показывая кровавые столкновения из-за земли и суверенитета, которые были отмечены территорией в конце 19 века.
го века и история недавнего канакского возрождения. Постоянная экспозиция набережной Бранли неуклюже обслуживается архитектурой Жана Нувеля, но « плато коллекций », тем не менее, имеет сильные черты, такие как обогащающее, но ненавязчивое использование архивных этнографических фильмов об окружающей среде и церемониях. Сами работы выдающиеся, а музей заслуженно посещают.

Индонезийский рисовый амбар в фойе музея Раутенштраух-Йоест в Кельне. Фото: Раймонд Спеккинг/Wikimedia Commons

Кельнский музей Раутенштраух-Йоест с подзаголовком Kulturen der Welt (культуры мира) вновь открылся для публики в новом светлом здании в центре города в 2010 году. перспективы, которые они предлагают. На уровне земли индонезийский рисовый амбар представляет собой призму многих аспектов человеческой жизни. Что еще более удивительно, одна точка входа в постоянную экспозицию представляет всю коллекцию музея из одного места, региона Массим в Папуа-Новой Гвинее, который включает в себя десятки клубов и меньше, но все же многочисленные примеры других типов объектов. Последующие галереи представляют колониальные путешествия коллекционеров-основателей, вопросы предрассудков в настоящем и более широкие темы человеческой культуры во всем мире, такие как религия, тело, жизненные переходы и загробная жизнь. Сила этого учреждения заключается в том, чтобы поднимать вопросы и побуждать посетителей задавать свои собственные вопросы о создании музейных коллекций, категориях и интересах, которые мы им привносим, ​​а также о более серьезных проблемах человеческой жизни во всем мире, которые раскрывают экспонаты. .

Полностью обновленный Женевский музей этнографии (MEG) столь же привлекателен и интеллектуален, он также ведет посетителей в постановочный открытый магазин, предполагая, что в заповеднике хранится гораздо больше, чем множество ненужных вещей. Такие коллекции можно рассматривать как области исследования, доступные исследователям, а во многих учреждениях и обычным посетителям через онлайн-каталоги и, в некоторых случаях, фактический доступ по предварительной записи. Одним из лучших таких учебных центров является центр, связанный с марсельским MuCEM (новейшее национальное учреждение Франции, Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья). Подобно антверпенскому Museum aan de Stroom (MAS), MuCEM выгодно использует портовую обстановку, выдвигая на первый план актуальные вопросы, такие как торговля, миграция и смешение религий.

Вид на MuCEM, Марсель. Фото: Sébastien Bertrand/Wikimedia Commons

Крупнейший современный музейный проект в Европе — Гумбольдт Форум в реконструированном берлинском дворце Шлосс, рядом с известными государственными музеями, такими как Старый музей, Новый музей и Пергамский музей. В нем разместятся коллекции Этнологического музея — бывшего Königliches Museum für Völkerkunde, возможно, крупнейшей и, возможно, самой богатой из всех европейских этнографических коллекций, — а также коллекции Museum für Asiatische Kunst, наряду с публичной библиотекой и университетскими помещениями. Как и другие крупные проекты, инициатива вызвала много споров, но стремление Форума создать и продемонстрировать «диалог между культурами мира» на основе ультрасовременной экспозиции из гораздо более богатых, разнообразных и исторически более значимые, чем те, например, из Африки, Океании и родной Америки в Метрополитен в Нью-Йорке, действительно очень увлекательны.

В Британии не было ничего столь впечатляющего, как новый крупный музей мировых культур, но коллекции были повторно выставлены в Брайтоне, Эдинбурге, Эксетере и других местах. Ведутся крупные проекты на реках Хорниман и Питт; Кембриджский музей археологии и антропологии вместе с Питт-Риверс и Британским музеем активизировал исследования коллекций, начав сотрудничество с членами сообщества и художниками. В то время как в Британском музее были организованы сильные выставки, такие как «Коренная Австралия» 2015 года, остается разрыв между убедительным заявлением учреждения о том, что он является «музеем мира для мира», и относительной маргинализацией в постоянных экспозициях здания Африки. , родная Америка и Океания.

В то время, когда вопросы культурных и религиозных различий вызывают большие споры, обновление экспозиций, стимулирующих межкультурное любопытство, обнадеживает, особенно потому, что многие из соответствующих музеев привлекают более широкую и разнообразную аудиторию. И все же картина отнюдь не однозначно положительная. В Великобритании музеи, находящиеся в ведении местных властей, особенно пострадали от серьезного сокращения финансирования, часто из-за нехватки ресурсов. Многим не хватало кураторов-специалистов, что уменьшало их способность интерпретировать замечательные произведения, которые им небезразличны. Точно так же и во Франции богатые и потенциально откровенные этнографические коллекции в музеях многих региональных городов и поселков часто запылены или доступны только через экспонаты, устаревшие до такой степени, что они стали практически неразборчивыми. В Нидерландах одна из величайших коллекций Европы, Tropenmuseum, несколько лет назад оказалась под угрозой закрытия. Спасенный благодаря новому национальному консорциуму голландских музеев мировой культуры, он теперь оживлен, посещаем лучше и подвергается повторному показу. Но этот опыт подчеркивает хрупкость сектора по сравнению с бурно развивающимся миром современного искусства, которое теперь по сути является формой популярной культуры, которая легче привлекает поддержку и спонсорство.

Периодическое возрождение дебатов о репатриации напоминает нам о том, что этнографические коллекции заменяют истории колониальной эксплуатации, даже если предметы на самом деле были получены честным путем, а иногда и добровольно представлены местными жителями, заинтересованными в представлении своей культуры на столичных выставках. Безусловно, этнография была связана с делами империи как на практике, так и в теории. Но также с самого начала он отличался искренними усилиями по документированию и прославлению культур за пределами Европы – усилиями, которые сегодня люди часто считают важными. Этнографические коллекции должны быть живыми коллекциями, отражающими культурное разнообразие современности, а также традиции, претерпевшие потрясения, противостояние империи во времена становления музеев. Обновленные музеи способны представлять не только мировые культуры, но и взаимосвязь мира, начиная с загадочных, а иногда и проблематичных историй о том, как их коллекции попали в Европу. Задуманные амбициозно, а не извиняясь, музеи этнографии и мировой культуры теперь могут предложить больше, чем когда-либо прежде.

Из апрельского выпуска Apollo: предварительный просмотр и подписка здесь.

Подписаться регистр

Уже являетесь подписчиком? Войти

SWICH: около

1. Гражданство и принадлежность

В последние годы Музеи этнографии и мировых культур с их богатыми историческими коллекциями, документирующими глобальное культурное разнообразие, начали обращаться к более разнообразным в культурном отношении составляющим как на национальном, так и на непосредственном уровне. местное окружение. Поскольку фонды этих музеев часто имеют общее происхождение с фондами иммигрантских сообществ, они особенно важны как места признания и повышения ценности. Тем не менее, такая работа по многообразию может оказаться недостаточной для удовлетворения потребностей ни граждан постмигрантов, ни большинства населения европейского происхождения. Действительно, это способствовало созданию дифференцированных граждан, которые продолжают считать одних людей своими, а других — чужаками.

Растущее признание того, что гражданство в современной Европе больше не основано на понятиях однородной культурной идентичности, а скорее на множественных и разнообразных идентификациях, требует, чтобы культурные институты научились адаптироваться. Как музейные коллекции и программы могут стать источником идентификации и создать чувство принадлежности, отражая меняющуюся Европу? Как они функционируют как важные узлы взаимодействия как для местной, так и для транснациональной идентичности и принадлежности?

2. Стереокультура: искусство слушать

Многие этнографические и мировые музеи добились значительного прогресса в преобразовании своего учреждения в творческую, динамичную зону. Такие слова, как «инклюзивный», «многоголосый», «участный», стали модными словечками в музейной среде. Точно так же в музеологии популярны такие концепции, как разделенная власть и демократия знаний. Какими бы модными ни были эти концепции, разработка и поддержание практики, поощряющей многоголосие, не всегда работала убедительно. Для разработки таких инклюзивных, демократических или совместных творческих практик требуется переосмысление идей опыта, доступа к знаниям и управления ими, а также экспериментирование с другими моделями работы для вовлечения сообществ.

3. Соединение диаспор предметов и народов

Недавно ученые предложили трактовать этнографические коллекции в европейских музеях как «предметные диаспоры». Принимая во внимание концепцию, обычно связанную с миграцией людей и чувством транснациональной идентификации и принадлежности, такая наука подчеркивает важность сети отношений между мобильностью, материальностью и чувством принадлежности. Перемещение этнографических коллекций со всего мира в европейские музеи можно рассматривать как предвестник более поздних миграционных потоков народов из тех же мест, откуда эти предметы произошли. Такое сравнение между этими двумя диаспорами проясняет до сих пор недооцененные случайные отношения между этими двумя «диаспорными сообществами». диаспорные сообщества.

4. Коллекционирование будущего

Вопросы о том, как собирать в настоящем и будущем, всегда волнуют Европейские этнографические музеи и музеи мировой культуры. Многие музеи согласятся с тем, что современное коллекционирование должно основываться на истории их более ранних коллекций. Но также он должен быть структурирован вокруг ролей, которые эти музеи продолжают играть как на местном, региональном, так и на международном уровне. Таким образом, основная проблема заключается в том, что объекты должны отражать историю или удовлетворять потребности уже существующих и новых групп заинтересованных сторон в настоящем и будущем. По мере того как музеи в современной Европе переключают свое внимание, например, на постмигрантские сообщества, как это повлияет на наше коллекционерское поведение в будущем? Как новые цифровые технологии влияют на нашу практику коллекционирования и интерпретацию наших коллекций? Какую роль могут или будут играть местные и международные сообщества коренных народов и диаспор в этих новых методах сбора?

5. Творческий диалог

В последние годы несколько этнографических музеев открыли свои хранилища для современных художников и предложили им использовать свои коллекции в качестве источников вдохновения для создания произведений искусства или проектов культурной критики. Хотя такие методы были плодотворными, особенно потому, что они способствовали обмену полномочиями и правом голоса для поиска новых способов взаимодействия с общественностью, необходимо разработать другие дополнительные и такие же инновационные методы для привлечения давно устоявшейся и новой аудитории. Проект будет направлен на разработку новых способов взаимодействия с общественностью, особенно с музейными коллекциями, выставками и другими программами. Объединяя различные дисциплины и методологии интерпретации и демонстрации, в том числе антропологов, художников, дизайнеров, ученых/критических мыслителей из Европы и других стран, мы хотим разработать стратегии, которые могут помочь публике максимально расширить знакомство с этнографическими музеями и получить от них опыт.

6. Цифровые контактные зоны

Новые мультимедийные технологии быстро меняют наше восприятие окружающего мира. То, как мы генерируем, обрабатываем и потребляем знания, то, как мы встречаемся друг с другом и даже то, как мы участвуем в культурных и политических сообществах, — все это преображается благодаря быстро меняющемуся цифровому ландшафту. Это особенно актуально для молодого поколения, для которого новые медиатехнологии оказывают огромное влияние на их повседневную жизнь. Точно так же цифровые технологии влияют на то, как работают этнографические музеи и музеи мировой культуры. Это повлияло на то, как они взаимодействуют с аудиторией, а также облегчило доступ к их коллекциям. Но каким образом сдвиги, созданные цифровыми технологиями для человеческого опыта и политической субъективности, могут совпадать с музеями как архивом мировых культур? Как новые медиатехнологии помогут революционизировать наши способы понимания и восприятия объектов? В то время как все музеи представлены в сети, возможности для межкультурных встреч и участия остаются недостаточно изученными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *