Где находятся Рай и Ад? — блог издательства ✍ «Никея»
Этот вопрос волнует и детей, и взрослых, и верующих, и атеистов. В иконографии традиционно рай изображается сверху, а ад — снизу. В нецерковном понимании “рай” и “небеса” часто становятся синонимами. Но где же, согласно православным канонам, место вечной радости и вечного страдания?
Ужас или блаженство — наш ответ Богу
Удивленный Христом. Мое путешествие из иудаизма в православие.
Протоиерей Джеймс Бернстайн
410 р
Православие утверждает, что небеса и преисподняя — это, по большому счету, состояния человеческой души. Ужас или блаженство — наш индивидуальный ответ на Божью любовь. Мы либо принимаем Его в свою жизнь, либо изгоняем из нее. В нынешнем земном времени мы можем предвкушать радость будущего существования. Это ощущение приходит, когда соединяешься с Богом, причащаешься Ему. При этом внешние обстоятельства не имеют никакого значения. Как говорил Иисус: «Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17: 21).
Такой же вполне ощутимой реальностью становится «дыхание» ада. Это происходит, если Богу не находится места в жизни человека. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3: 18). И в первом, и во втором случае мы никуда не перемещаемся. Имеет значение лишь наше отношение к Богу.
С изменением представления о Божьем огне в моем сознании произошла полная смена парадигмы. Огонь уже воспринимался не как орудие пытки, но как инструмент, с помощью которого проявляется любовь Творца. Преподобный Исаак Сирин в VII веке проповедовал: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви!».
Парадокс природы состоит в том, что один и тот же огонь очищает золото и сжигает дерево. Есть распространенная библейская метафора о клинке, закаляемом в огне, где клинок представляет прославленную во Христе человеческую природу, а пламя — энергию Божественного естества. Раскаленный металл — символ соединения в Иисусе человеческого и Божественного.
Когда мы соприкасаемся со Христом, принимаем Его Тело и Кровь, это освещает нашу жизнь, и она перенимает, как железо от огня, новые свойства — духовную энергию, свет, любовь. Продолжая эту логическую цепочку, можно представить Бога как кузнеца, изготавливающего оружие. Когда соответствующим образом подготовленный металл помещают в горн, клинок очищается и становится прочнее, то есть вбирает в себя свойства огня. Он нагревается и излучает свет. Если железо прошло правильную обработку и ковку, оно станет сверхпрочным. Но стоит нарушить технологию, и металл под воздействием огня расплавится и придет в полную негодность.
Эта метафора еще раз наглядно демонстрирует: те, кто с готовностью принимает в свое сердце Бога и Его свет и огонь, очищаются, закаляются, преображаются, а отвергающие Творца гибнут.
Преподобный Симеон Новый Богослов (Х век) так писал об этом:
«Он, услышав мой вопль, приклонился с непостижимой высоты и, увидев меня, сжалился и снова сподобил меня увидеть Его — невидимого для всех, насколько это доступно человеку <…> Итак, я снова увидел Его внутри своего жилища — бочки, увидел, что Он весь внезапно пришел, невыразимо соединился, неизреченно сочетался и без смешения смешался со мною, как огонь в железе и как свет в стекле. Он и меня сделал как бы огнем, явил как бы светом».
В Божественной кузнице пылает огонь любви, потому что Бог есть любовь, и свою славу Он являет этим пламенем. Говоря об этом, Иоанн Лествичник упоминает о святых, души которых питаются небесным огнем: «ибо как подземная вода питает корни растений, так и сии души питает огнь небесный».
Божественный свет можно сравнить со скальпелем хирурга. Он может исцелять, но может и приносить смерть. Бог-врачеватель удаляет духовную опухоль, порождаемую грехом, из организма грешника. Однако если пациент не доверяет хирургу, сопротивляется и противодействует ему, то несущий освобождение от болезни оказывается смертельно опасным.
Преподобный Иоанн Лествичник так иллюстрирует различие между теми, кто нуждается в очищении, и святыми: «Святой и пренебесный огнь, как говорит некто из получивших наименование Богослова, входя в души первых, опаляет их, по недостатку очищения; а вторых просвещает, по мере совершенства; ибо один и тот же огнь называется и огнем поядающим (Евр.
Но даже страшное на первый взгляд «выжигающее» очищение, производимое Святым Духом, идет нам на пользу, если мы принимаем его в вере и любви. В очень многих православных молитвах поднимается тема испытаний. Бог испытывает нас своим огнем, а затем и освобождает от скверны. Когда я произношу эти молитвы, то всякий раз вспоминаю приводимый апостолом Павлом образ жертвы живой: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12: 1).
В нескольких православных молитвах, предназначенных для подготовки к Причастию, говорится о том же:
«Создатель мой, добровольно давший мне в пищу Тело Свое — огонь, опаляющий недостойных, не опали меня, но пройди во все части тела моего, во все суставы, во внутренности и в сердце и сожги терния всех моих согрешений! Душу очисти, освяти мысли!» «…чтобы, после приобщения Таинствам, как от дома Твоего, бежали от меня, как от огня, любой преступник, любая страсть!» «Ты привлек меня, Христе, любовию и изменил меня святым к Тебе стремлением.
Опали же невещественным огнем грехи мои и удостой вполне насладиться Тобою, чтобы я, ликуя, прославлял два пришествия Твои».
Радостный старец
Этот нетварный огонь есть огонь духовный и огонь любви, огонь, обозначающий Божье присутствие. В святоотеческих текстах мне встретилось удивительное свидетельство об авве Иосифе, отшельнике, жившем в египетской пустыне. Этот старец по-настоящему горел огнем Божьим! «Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: „Отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдаю умеренный пост, занимаюсь молитвою, поучением и безмолвием, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов: что надлежит мне еще сделать?“ Старец встал и простер руки к небу: персты его соделались подобными десяти возженным светильникам. Он сказал авве Лоту: „Если хочешь, — будь весь, как огнь. Не возможешь соделаться монахом, если не будешь пламенеть весь, как огнь“.
Надо сказать, до обращения в православие я никак не мог взять в толк, почему Бог требует от нас, чтобы мы любили врагов, а сам готовит страшные истязания в аду людям, которых считает своими «оппонентами». Позднее я понял, что Бог никого не проклинает, а продолжает любить всех. Его любви невозможно избежать, и потому бунтующим против нее она причиняет боль.
О других открытиях на пути еврея к православию читайте в книге Джеймса Бернстайна «Удивленный Христом »
«Он точно был на Земле». Где именно находится рай
МОСКВА, 6 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Попытки найти Эдем с недавних пор предпринимают не только богословы, но и ученые — ведь по Библии райский сад находился на Земле. О том, где конкретно его ищут и что говорят по этому поводу «религии Писания» — иудаизм, христианство и ислам — в материале РИА Новости.
Фото: РИА НовостиРИА Новости
Загадочные реки
Видео дня
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал», — говорится в библейской Книге Бытия.
Более того, в Писании указаны примерные ориентиры: большая река за пределами Эдема разветвлялась на четыре речки поменьше. Как минимум две из них достоверно известны и существуют по сей день.
«Имя одной — Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (некий драгоценный камень. — Прим. ред.) и камень оникс. Имя второй реки — Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки — Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река — Евфрат», — повествует Библия.
Хиддекель — название реки Тигр на иврите; она, как и Евфрат, протекает по территориям современных Турции, Сирии и Ирака. А вот с речками Фисон и Гихон (или Геон) гораздо сложнее: ни на одной известной науке карте их попросту нет.
«После грехопадения первых людей рай перестал быть нам доступен. Поэтому в Библии нет конкретных сведений о местоположении Эдема, там просто показано, что он когда-то был на Земле», — отмечает старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Серебряков.
Именно это обстоятельство и подвигало исследователей Библии в разные века искать место, где был Эдем. Причем регион поисков не ограничивался Ближним Востоком.
Рай в горах
Логично, что для поиска Эдема нужно «идти» вдоль упомянутых в Библии Евфрата и Тигра. Правда, есть одно но: откуда начинать маршрут? От устья, то есть от Персидского залива? Или от истока в Армянском нагорье? Мнения на этот счет разные.
Самый очевидный вариант, основанный на буквальном прочтении Библии, — искать райский сад в Армянском нагорье. Именно там, по мнению библеиста Томаса Нельсона, находилась земля Хавила, через которую протекала река Фисон. В Книге Бытия говорится, что земля эта была богата золотом и ониксом. А где как не в горной местности их добывать?
«Произошла величайшая катастрофа, возможно, потоп во времена Ноя — и с лица Земли были стерты следы упоминаемых рек, Фисона и Гихона», — предполагает Нельсон.
Вероятно, русла этих рек попросту пересохли. Либо исчезли в результате землетрясений, которые весьма часты в этом регионе.
В 2001 году археолог Майкл Сандерс заявил, что нашел следы древних рек — для этого ему пришлось проанализировать сотни снимков, сделанных НАСА. Его доводы выглядели убедительными, и, казалось, тайна Эдема близка к разгадке. Однако спустя несколько месяцев исследователь начал буквально сыпать «сенсациями»: то он «нашел» храм Соломона, то Ноев ковчег, то Содом и Гоморру. Серьезные ученые просто перестали ему доверять.
В том же году британский археолог Дэвид Рол предположил, что под названием Фисон или Гихон скрывается современная река Аракс, берущая свое начало как раз в Армянском нагорье и протекающая через Турцию, Армению, Иран и Азербайджан. Ученый сопоставил расположение Аракса относительно Тигра и Евфрата, а также изучил свидетельства о реке древних евреев и их соседей. Впрочем, и эту версию многие раскритиковали — нет достоверных археологических сведений.
Ближневосточный пятачок
«Эдем, если говорить о его культурологической ценности, — одно из центральных мест обсуждения как классического, так и каббалистического (мистического) комментария к Пятикнижию (Торе). Согласно классическому прочтению, он находился где-то в Месопотамии. С точки зрения каббалы (эзотерического учения в иудаизме. — Прим. ред.), существует прорва всяких комментариев, по-разному толкующих данные в Торе ориентиры. Есть даже версия, что Эдем находился в районе Иерусалима. Но в целом поиски ведутся вокруг одного и того же ближневосточного пятачка», — поясняет глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.
Почему именно в Месопотамии? Этот регион в древние времена был очень плодородным (само название переводится как «земля между двух рек»), именно там, как полагают историки, появились первые в мире города. Там же, скорее всего, 14 тысяч лет назад возникло земледелие. Но как в таком случае быть с реками?
Американский археолог Юринс Заринс в 1996 году принялся искать Эдем в устье Евфрата и Тигра, предположив, что «река для орошения рая» — это не что иное, как Персидский залив. По его мнению, то место, где когда-то мог быть райский сад, находится на морском дне. Рекой Гихон, предполагает профессор, является Карун в Иране. Фисоном могла быть высохшая река Вади-Батин, которая, как выяснили археологи, тысячелетия назад орошала восточную и центральную части Аравийского полуострова.
Тайна страны Дильмун
Одну из подсказок, где искать Эдем, исследователи обнаружили в шумерской мифологии, которая имеет немало параллелей с библейским повествованием. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», одному из древнейших литературных произведений, райский сад мог находиться в стране Дильмун — именно оттуда, как полагали шумеры, произошло человечество.
С Дильмуном четыре тысячи лет Шумерское государство вело торговлю, о чем свидетельствуют найденные археологами надписи. Оттуда в Месопотамию привозили медь и драгоценные камни. Вот только непонятно, где конкретно находилась эта страна. Одни полагают, что на острове Бахрейн в Персидском заливе, о чем свидетельствуют найденные остатки керамики.
Другие считают, что на острове Файлака в том же заливе, на территории современного Кувейта. «В Бронзовую эпоху на Файлаке находился храм бога Инзака, главного божества Дильмуна, о чем свидетельствует клинопись и протоарамейский язык», — отмечают специалисты Института археологии Академии наук Словакии, проводившие раскопки.
Правда, следы дильмунской культуры ученые находили не только на Аравийском полуострове, но и на побережье Ирана и Пакистана. Это породило предположение, что загадочные реки Фисон и Гихон — Инд и Ганг. Об этом, кстати, упоминал еще иудейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий.
«Эдем уже не тот»
Несмотря на то что, помимо иудеев, поисками райского сада не менее активно занимались и христиане, и мусульмане, до сих пор остается открытым вопрос не только о его местонахождении, но даже о том, что он конкретно собой представлял.
«На иврите «рай» — «иден». Очень трудно сказать, какова его этимология. Поэтому сейчас в иудаизме «другой рай»: то, что в наше время называется «райским садом». То есть это уже не географическое понятие, а скорее метафизическое. С точки зрения каббалы это место, находящееся в «одном из высших миров», то есть некое пристанище душ», — отмечает Борух Горин.
В христианстве же на этот счет много веков идут споры. Основных версий две: либо Эдем был на Земле, но его уничтожил Всемирный потоп, либо Бог «изъял» его из мира.
«Согласно этой версии, рай нам недоступен. Но те, кто прославил себя святостью, туда попадают. В Писании есть намеки, что там побывал апостол Павел. Разбойник, распятый со Христом, тоже там оказался», — замечает диакон Николай Серебряков.
Правда, остается вопрос: это тот самый рай, откуда Бог изгнал Адама и Еву, или же какой-то другой? И на этот счет в христианстве есть разные точки зрения, но четкого ответа нет.
«Не совсем корректно утверждать, что рай находится где-то на небе. Тот рай, о котором говорится в Библии, находился все-таки на Земле. При этом мы в Евангелии читаем: «Отче наш, сущий на небесах» — но это несколько иное. Во всех религиях говорится о небе как о некоем архетипе, который противопоставляется земле. То есть это такое образное понятие духовного мира», — говорит заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Вот и согласно исламскому вероучению, Эдем находится «над небесами», объясняет муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Об этом говорится в Коране и Сунне (исламском предании).
«Это основная точка зрения в исламе. Например, Ибн Аббас, один из ученых мужей и сподвижников пророка Мухаммеда, полагал, что рай находится «на седьмом небе», а ад — «на седьмой ступени Земли», то есть на глубине. А «эдемский сад» в арабском языке означает некое «место обитания людей, заслуживших рая», а не его название», — поясняет муфтий.
Где рай? Каково расположение небес?
ДомМатериалы IndexEternityEternity in Heaven Где находится небо
Вопрос
Ответ
Небеса, безусловно, реальное место. Библия очень определенно говорит о существовании небес — и о доступе к небесам через веру в Иисуса Христа, — но нет стихов, которые бы указывали нам географическое положение. Краткий ответ на этот вопрос: «Небеса там, где Бог». Место, о котором идет речь в этом вопросе, называется «третьим небом» и «раем» во 2 Коринфянам 12:1-4, где апостол Павел рассказывает о живом человеке, который был «восхищен» на небо и не мог его описать. . Греческое слово, переведенное как «восхищен», также используется в 1 Фессалоникийцам 4:17 для описания восхищения, когда верующие будут восхищены, чтобы быть с Господом.
Другие стихи, указывающие на то, что небо находится «над» землей, многочисленны. У Вавилонской башни Бог говорит: «Придите, сойдем» (Бытие 11:7) в Псалме 14:2. Иисус описывается как «вознесшийся на небо» и «сошедший с неба» в Иоанна 3:13 (ESV). В Деяниях 1:9–11 Иисус описывается как «вознесенный» на небо, и когда Бог берет Иоанна на небо в Откровении 4:1, Он говорит: «Подойди сюда». Эти отрывки привели к выводу, что небо находится за пределами воздушного пространства Земли и за пределами звезд.
Однако, поскольку Бог есть дух, «небо» не может означать удаленное от нас место, в котором Он обитает. Считалось, что греческие боги проводят большую часть своего времени вдали от земли в своего рода небесном эквиваленте Багамских островов, но библейский Бог не такой. Он всегда рядом с нами, когда мы призываем Его (Иакова 4:8), и нас поощряют «приблизиться» к Нему (Евреям 10:1, 22). Конечно, «небо», где обитают святые и ангелы, следует рассматривать как своего рода местность, потому что святые и ангелы, как Божьи создания, существуют в пространстве и времени. Но когда говорят, что Творец находится «на небесах», имеется в виду, что Он существует на другом плане от нас, а не в другом месте.
То, что Бог на небесах всегда рядом со Своими детьми на земле, подтверждается Библией повсюду. В Новом Завете небеса упоминаются довольно часто. Тем не менее, даже при такой частоте отсутствует подробное описание его местонахождения. Возможно, Бог намеренно скрыл его местонахождение тайной, потому что для нас важнее сосредоточиться на Боге небес, чем на описании или местонахождении Его жилища. Гораздо важнее знать «почему» и «кто», чем «где». Новый Завет сосредотачивается на цели небес и на том, кто там, вместо того, чтобы точно говорить нам, на что они похожи или где они находятся. Ад — это место разделения и наказания (Матфея 8:12; 22:13). Небеса, с другой стороны, — это место общения и вечной радости и, что более важно, поклонения у престола Божьего.
Вопросы о рае, аде и вечности
Где находится рай? Каково расположение небес?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Где ад? Где находится ад?
HomeМатериалы IndexEternityEternity in Hell Где находится ад
Вопрос
Ответ
Были выдвинуты различные теории о местонахождении ада. Традиционная точка зрения состоит в том, что ад находится в центре земли. Другие предполагают, что ад находится в космическом пространстве в черной дыре. В Ветхом Завете слово, переведенное как «ад», звучит как шеол ; в Новом Завете это Аид (что означает «невидимый») и Геенна («Долина Еннома»). Sheol также переводится как «яма» и «могила». И шеол, и ад относятся к временному жилищу мертвых перед судом (Псалом 9).:17; Откровение 1:18). Геенна относится к вечному наказанию нечестивых умерших (Марка 9:43).
Представление о том, что ад находится под нами, возможно, в центре земли, исходит из таких отрывков, как Луки 10:15: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (KJV) . Кроме того, в 1 Царств 28:13-15 медиум Аэндора видит дух Самуила, «выходящий из-под земли». Следует отметить, однако, что ни один из этих отрывков не касается географического положения ада. То, что Капернаум был низвергнут «вниз», вероятно, относится к их осуждению, а не к физическому указанию. И видение Сэмюэля медиумом было именно этим: видением.
В версии Короля Иакова в Ефесянам 4:9 говорится, что прежде чем Иисус вознесся на небо, «он также спустился . . . в нижние части земли». Некоторые христиане понимают «нижние части земли» как ссылку на ад, где, по их словам, Иисус провел время между Своей смертью и воскресением. Однако в Новой Интернациональной Версии дается более удачный перевод: «он также спустился в нижние, земные области». В этом стихе просто говорится, что Иисус пришел на землю. Это ссылка на Его воплощение, а не на Его местонахождение после смерти.
Представление о том, что ад находится где-то в открытом космосе, возможно, в черной дыре, основано на знании того, что черные дыры — это места с сильным нагревом и давлением, из которых ничто, даже свет, не может выйти. Удивительно, но эта концепция ада представлена в фильме Уолта Диснея 1979 года «Черная дыра ». Ближе к концу фильма все персонажи проходят через черную дыру. С другой стороны, злодей оказывается в огненном месте мучений, в то время как другие персонажи наслаждаются бестелесным блаженством. Интересно, что фильм Диснея может включать изображение ада, но лучше не основывать нашу теологию на фильмах!
Другое предположение состоит в том, что сама земля будет «огненным озером», о котором говорится в Откровении 20:10-15.