Интернет урок по географии открытия русских путешественников: Конспект урока на тему: » Открытие русских путешественников»

Конспект урока по географии «Открытия русских путешественников» (5 класс)

Конспект урока по географии в  5  классе (ФГОС) по теме:

«Открытия русских путешественников»

1.     ФИО учителя: Рязанова Елена Владимировна, учитель географии МБОУ Тюменцевская СОШ

2.     Класс: 5-в

3.     Тема урока: Открытия русских путешественников

4.     Цель урока: познакомить учащихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии

5.     Задачи урока:

 Обучающие – познакомить учащихся с русскими путешественниками открывавшими территории России

 Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; работать с картой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать чувство патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России, умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.  

6.     Планируемые результаты:

Предметные – познакомятся с русскими путешественниками и землепроходцами

Метапредметные – познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири и Дальнего Востока.

                                 — регулятивные: оценивают достигнутый результат.

                                 — коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7.     Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: Урок «открытия» нового знания

9. Вид урока: комбинированный, урок — путешествие.

10. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

11. Используемые ресурсы:  География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, настенные карты, атласы.

План  урока.

1.     Организационный момент (приветствие,  проверка готовности к уроку).

2.     Проверка домашнего задания (выполнение теста и взаимопроверка, заполнение листа самооценки)

1.     В чём заключается заслуга экспедиции Фернана Магеллана?

1)    Была открыта Австралия

2)    Было доказано единство Мирового океана

3)    Был найден кратчайший путь в Индию

4)    Было доказано, что Америка – новая часть света

2.Какой вклад в изучение планеты внесли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев?

1) исследовали Северный Ледовитый океан

2) открыли Антарктиду

3) открыли Северную Америку

4) нашли пролив между Евразией и Северной Америкой

3. Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?

1) Христофор Колумб

2) Джеймса Кука

3) Васко да Гама

4) Фернан Магеллан

4. В чём заключается заслуга экспедиции Джеймса Кука?

1) был найден кратчайший путь в Индию

2) была доказана шарообразность Земли

3)  Было доказано единство Мирового океана

4) было доказано, что Австралия – самостоятельный материк

5. Какой из материков Земли был открыт последним?

1) Южная Америка

2) Австралия

3) Антарктида

4) Северная Америка

Взаимопроверка: 1 — 2, 2 — 2, 3 —  4, 4 – 4, 5 – 3. Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5», 4 –«4», 3-2 –«3», 1-0 – «2».

3.     Мотивационно-целевой этап.

Мы продолжаем изучать главу «Как люди открывали Землю» и сегодняшнее изучение начнем с небольшого стихотворения.

Представьте новые века:

Самолетов нет пока,

Нет авто и паровозов,

Всюду войны, всюду слезы.

Мать Россия широка –

Не известная пока.

Много трудностей в пути:

То дороги, то зверьё,

То разбойничье жульё…

Но открытия свершили –

Земли русские открыли…

Знать хотите, кто помог?…

Начинаем наш урок?…

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Мы продолжаем знакомиться с тем как люди открывали Землю, и сегодня познакомимся с открытиями русских путешественников.

4.     Актуализация знаний.

С кем из русских путешественников вы уже знакомы? Какую территорию они открыли? Возможно вы знаете еще каких путешественников?

(Учащиеся высказывают свое мнение по всем предложенным вопросам)

5.     Первичное усвоение новых знаний.  Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Вы сегодня не только будите передвигаться по классу, но и вместе с русскими путешественниками проходить их путь по карте.

В кабинете на доске расположен кроссворд, который заполняется каждой из групп по мере выполнения заданий. В разных частях кабинета расположены настенные карты. Группы, выполняя задания, перемещаются от одной станции (парты) к другой, где расположены задания в разноцветных конвертах (цвета соответствуют группам: «синие», «красные» и т.д.). Группы учащихся получают задание, знакомятся с ним, определяют время выполнения задания, распределяют роли и приступают к выполнению задания. Учитель во время выполнения работы помогает и корректирует действия учащихся.

Задания для первой группы.

Станция 1. Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

За какие три моря «ходил» Афанасий Никитин? (Черное, Аравийское, Дербентское)

Второе название одного из городов на берегу моря где побывал Афанасий Никитин возвращаясь домой? (Феодосия)

Станция 2. Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты где побывали путешественники и обозначьте их на настенной карте (физическая карта мира) с помощью флажков.

Город Петропавловск, Командорские острова, Алеутские острова, северо-западные части Северной Америки.

Станция 3.  Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта России) покажите маршрут путешественника.

Станция 4.

Прочитайте текст 1,2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывал путешественник.

Задания для второй группы.

Станция 1. Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

Для поиска пути в какую страну была организована Первая Камчатская экспедиция? (Индия)

Из какого города началась экспедиция? (Охотск)

До какого полуострова дошла экспедиция? (Чукотка)

Какое название получил пролив, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океан? (Берингов)

Станция 2. Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты где побывал путешественник и обозначьте их на настенной карте (физическая карта Евразии) с помощью флажков.

Город Тверь, город Парват (Индия), Дербентское море, Черное море

 Станция 3.   Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта мира) покажите маршрут путешественника.

Станция 4. Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывал путешественник.

Задания для третьей группы.

Станция 1. Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

Где закончилась экспедиция путешественника? (Анадырь)

Из устья какой реки началась экспедиция? (Колыма)

Какие части цвета по доказательству экспедиции не соединены? (Евразия и Америка)

Станция 2. Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты, где побывал путешественник, и обозначьте их на настенной карте (физическая карта России) с помощью флажков.

Город Охотск, полуостров Камчатка, Берингов пролив, город Нижнекамчатск

Станция 3.  Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта Евразии) покажите маршрут путешественника.

Станция 4. Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывали путешественники.

Задания для четвертой группы.

Станция 1. Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

Какие острова открыла экспедиция? (Алеутские, Командорские)

С какого полуострова началась экспедиция? (Камчатка)

Возле какого полуострова экспедиция попала в шторм? (Аляска)

Станция 2. Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы,  найдите на карте географические объекты, где побывал путешественник, и обозначьте их на настенной карте (физическая карта мира) с помощью флажков.

Город Нижнеколымск, Берингов пролив, город Анадырь (Анадырьский острог), Северная Америка

 Станция 3.  Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, и с помощью нити на настенной карте (физическая карта России) покажите маршрут путешественника.

Станция 4. Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывали путешественники.

6.     Первичная проверка понимания

Фронтальная беседа о тех знаниях, которые учащиеся получили в результате проделанной работы

7.     Первичное закрепление каждой группе задается вопрос с последующим заполнением пропусков в кроссворде

Путешественник, чья экспедиция доказала, что материки Евразия и Северная Америка не соединены? (С.И. Дежнёв)

Он совершил «хождение» за три моря. (А. Никитин)

В честь этого путешественника назван пролив между Евразией и Северной Америкой. (В. Беринг)

Экспедиция под его руководством совершила трудное путешествие к берегам Северной Америки. (А.И. Чириков)

8.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Изучить § 7, ответить на вопросы «Проверь свои знания» (стр. 40)

1.     Выполнить задания в РТ

2.     Подготовить сообщения о И. Москвитине, Е. Хабарове, В. Атласове и других землепроходцах

9.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Заполнение листа оценки достижений.

 

Открытия русских путешественников — презентация онлайн

Похожие презентации:

Регионы Российской Федерации

Демографическая проблема

Страны мира. Италия. (2 класс)

Геофизические исследования скважин

Страна Италия

Моя родина Кыргызстан

Проект по географии «Развитие Дальнего Востока в 21 веке» (9 класс)

Магнитные аномалии

Игра-викторина «Путешествие по Беларуси»

Создание национального парка в Танзании

1.

Определите тему урока.Наша страна Россия – самая большая в мире, её
площадь составляет более 17 млн. км², она
занимает значительные территории в двух частях
света — Европе и Азии.
Её омывают моря трёх океанов – Тихого,
Атлантического и Северного Ледовитого.
Несколько поколений отечественных
землепроходцев и путешественников посвятило
свою жизнь исследованию территории России и
других стран.

2. ОТКРЫТИЯ РУССКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

3. На уроке нам предстоит…


Узнать…
Познакомиться…
Выяснить…
Мы будем работать с …

4. Самостоятельная работа в группах с текстом и картами учебника

ГРУППА №1.
ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА
НОВГОРОДЦАМИ И
ПОМОРАМИ.
• Задания:
• Прочитайте текст учебника на
с 35, §7, пункт 1.
• Выясните, когда и какие
территории освоили и
исследовали новгородцы.
• Узнайте, кто такие поморы и
где они плавали.
• На фрагменте карты найдите
все географические объекты,
указанные в тексте курсивом.
• Подумайте, какими
качествами, чертами
характера обладали
путешественники –
новгородцы и поморы. Почему
вы так думаете?
ГРУППА №2.
«ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ».
Задания:
• Прочитайте текст учебника на с
35, §7, пункт 2.
• Узнайте, кто, когда и куда
совершил это путешествие.
• Выясните, о чём говорится в книге
«Хождение за три моря».
• Рассмотрите рис. 29 на с 35.,
выполните задание к рисунку.
• Подумайте, какими качествами,
чертами характера обладал
путешественник Афанасий
Никитин. Почему вы так
думаете?
1. ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА НОВГОРОДЦАМИ

6. 2. «ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ»

7. АФАНАСИЙ НИКИТИН В ИНДИИ

8. АФАНАСИЙ НИКИТИН В ИНДИИ

9. 3. ОСВОЕНИЕ СИБИРИ

• Название «Сибирь» появилось на карте в XIV в.
• В XV в. московские воеводы организовали большой
поход в Западную Сибирь.

10. ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ (АЛЕНИН)

• Много сведений
сохранилось о походе в
Сибирь казака Ермака
Тимофеевича.
• Ермак погиб на берегу
реки Иртыш в
столкновении с
татарским ханом
Кучумом, но ему
удалось открыть
русский путь в Сибирь.
В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.)

11. СЕМЁН ИВАНОВИЧ ДЕЖНЁВ

• 1648 год.
• Небольшой отряд на
парусных судах.
• Три месяца.

12. Плавание по Северному Ледовитому океану было очень трудным… Почему?

13. СЕМЁН ИВАНОВИЧ ДЕЖНЁВ

мыс Дежнёва
• Экспедиция С. Дежнёва доказала, что Евразия и Америка не
соединены между собой, и открыла пролив между Азией и
Северной Америкой.
• В честь того дальнего плавания Большой Чукотский нос зовётся
ныне мысом Дежнёва, там установлен памятник знаменитому
казаку.

14. ПЛАВАНИЯ ВИТУСА БЕРИНГА И АЛЕКСЕЯ ИЛЬИЧА ЧИРИКОВА

Индивидуальное задание по карте учебника (рис. 31, с 37)
По карте составьте рассказы:
I вариант. О Первой Камчатской экспедиции.
II вариант. О Второй Камчатской экспедиции.

15. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

• Первыми
исследователями севера
Европы и Азии были…
• Один из первых
европейцев, посетивших
Индию – купец…
• Открыл пролив между
Азией и Америкой…
• Открыли северозападные берега
Америки…
• новгородцы и
поморы.
• Афанасий Никитин.
• Семён Дежнёв.
• Витус Беринг и
Алексей Чириков.

16. РЕФЛЕКСИЯ


Я узнал…
Я научился…
Я хотел бы узнать…
На уроке я работал…
Я заслуживаю оценку…
и т.д.

17. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

• §7 читать.
• Принести цветные карандаши на
урок!!!

English     Русский Правила

Русские люди и их образ жизни

Русские считают себя образованной нацией. Они много читают и очень удивятся, если вы скажете им, что не читали ни Пушкина, ни Толстого! Книги в России дешевые, и большинство людей могут позволить себе покупать 5-10 книг в месяц без серьезного ущерба для семейного бюджета. Россияне также очень любят живые выступления в театре, а поскольку билеты доступны (цены в кинотеатрах и театрах сопоставимы), каждому доступен ошеломляющий набор опций, включая оперу, симфонические концерты, мюзиклы, балет, драму, и т. д.

В каждом городе есть хотя бы один театр. Театральная культура развивалась в советское время, когда билеты продавались через школы и предприятия: города делились на районы, и за каждый район отвечал театральный агент. Агент распределял билеты по всем предприятиям и школам своего района, а ответственный за «сектор культуры» организовывал коллективный поход в театр. Также посещение спектаклей в составе группы всегда намного веселее, что способствовало популярности театров. Именно так большинство россиян развили свой вкус к живым выступлениям. В настоящее время существует растущее разнообразие доступных театральных постановок, начиная от русских пьес и Шекспира, заканчивая цыганскими и современными интерпретациями и всем, что только можно вообразить между ними. Кинотеатры становятся все более популярными в России и сегодня оснащены новейшими звуковыми системами.

В советское время была развита система общественной работы, и в каждой группе (класс в школе, отдел на работе и т.д.) был ответственный за спорт, образование, политинформацию и т.д. Выполнившие эти задания получали льготы (бесплатный или льготный проезд, возможность покупать редкие товары, лучшую квартиру и т. д.). В этот период все принадлежало государству, и государство контролировало распределение и награждало наиболее активных граждан. Только после перестройки собственность стала приватизированной. Система волонтерства была в значительной степени нарушена перестройкой, но россияне по-прежнему сохраняют непоколебимый дух сообщества (который иногда доходит до того, что западный человек сочтет нарушением).

Русская культура неиндивидуальна. Власть отдельного человека в России намного меньше, чем на Западе, и большинство сделок проталкивается через семью, друзей и знакомых. Известная русская поговорка гласит: «Один на поле боя не солдат». В России необходимо знать людей у ​​власти, чтобы все заработало. Вот почему русские поддерживают больше дружеских отношений, чем средний житель Запада. Если вы знаете нужных людей, вы можете устроить самые сложные дела без особых усилий.

Большинство россиян считают себя христианами и принадлежат к Русской православной церкви. Это большое достижение для страны, где атеизм был официальной государственной религией более 70 лет. Религия, однако, не является реальной частью их жизни. Россияне больше внимания уделяют гороскопам, чем Библии. Люди обычно ходят в церковь только для того, чтобы «поставить свечку» и быстро помолиться. Они делают это, чтобы попросить, чтобы что-то произошло (деловая сделка, экзамен) или чтобы вспомнить об умершем близком человеке. Людям не обязательно быть членами церкви, чтобы делать это, и они не делают ежемесячных взносов в церковь. Церковь выживает за счет продажи свечей и записок-напоминаний и взимания платы за такие услуги, как крещение, свадьба и похороны. Церковный брак в России не является официальным. Пара должна зарегистрировать свой брак в государственных органах, прежде чем им будет разрешено провести церковную церемонию.

Медицина и образование в России бесплатные, хотя россияне шутят, что образование с каждым годом становится все менее бесплатным. По-прежнему можно получить университетское образование бесплатно, сдав вступительные экзамены, но вузы сокращают количество студентов, обучающихся на бесплатной основе, из-за плохого государственного финансирования.

Поскольку и образовательные, и культурные объекты раньше были широко доступны, россиян можно считать высококультурной нацией. Их общие знания очень хорошие: они знают понемногу практически обо всем. Начальная и средняя школа является обязательной в течение 11 лет и включает программу истории, литературы, музыки и географии. Иностранный язык, обычно английский, изучается 6 лет, хотя также доступны французский, немецкий и испанский языки. Преподаваемые курсы истории включают русскую, европейскую и американскую историю. Читаемая литература включает в себя множество иностранных произведений, в том числе многих европейских классиков – между сильной основой Толстого, Пушкина и Достоевского. Стандартная российская учебная программа одинакова для всей России, и только недавно были разрешены некоторые факультативные курсы.

На вступительных экзаменах в вузы и колледжи можно задавать только вопросы из программы общеобразовательной средней школы. Университеты и колледжи принимают студентов по результатам этих вступительных испытаний, а не по их оценкам в школе, хотя наличие отличных оценок может помочь (например, вам может понадобиться сдать только 1 или 2 экзамена вместо обычных 4).

Наличие диплома университета или колледжа является обычным явлением. В России самый высокий уровень образования в мире (более 40% всего населения имеют высшее или высшее образование). После перестройки система высшего (университетского) образования медленно деградирует вместе с системой здравоохранения, которая раньше была одной из лучших в мире. Проблема российской системы образования в том, что она всегда была скорее теоретической и не имела отношения к практике. Поэтому человек с инженерным образованием часто работает в сфере продаж, а человек с химическим образованием — в маркетинге. Также неудивительно, если женщина с высшим образованием работает секретарем. Имея докторскую степень. также не имеет большого значения и не дает вам большого преимущества; хорошее знание английского языка даст вам лучшее конкурентное преимущество. Должность, которую человек занимает в компании, не так важна, как сама компания. Иностранные компании и даже иностранные общественные/благотворительные организации считаются лучшим трудоустройством.

Интеллектуально русские интересные люди, с которыми можно поговорить и получить удовольствие от глубоких тем. Философия по-прежнему является обязательным предметом в вузе и одним из 3-х обязательных предметов для сдачи квалификационного экзамена в докторантуру (остальные 2 — иностранный язык и сама специальность). Русские тоже очень умные. У них столько трудностей и проблем в жизни, и они научились ко всему находить окольный путь. У них нет глубокого уважения к закону, особенно к правилам дорожного движения. Россияне одни из самых безрассудных, но в то же время умелых водителей и самых неосторожных пешеходов в мире.

У большинства россиян нет того, что вы называете на западе «хорошими манерами». Россия — суровая страна, и русские обычно не стесняются говорить то, что думают, так, чтобы не оставалось места для недопонимания. В советский период «хорошие манеры» считались буржуазной тактикой выживания. Русские очень прямолинейны. Когда они встречаются или звонят друг другу, они редко тратят время на такие вопросы, как «Как дела?» но сразу к делу. Они не грубые, это просто их способ делать вещи.

Русские привыкли к ситуациям, когда все непредсказуемо и нестабильно. Им приходится быстро адаптироваться к новым правилам и законам. Россиянам предстояло пройти долгий путь от тотального контроля советских времен до тотальной неопределенности нынешней ситуации. Их жизнь резко изменилась, и если мерилом счастья, то жизнь определенно изменилась к худшему. Пожилые люди очень ностальгируют по советским временам, когда все было понятно, предсказуемо и стабильно. Какими бы ни были ваши таланты и как усердно вы ни работали, вы не могли опередить других людей. Всем были обеспечены все предметы первой необходимости: дом, работа, бесплатная и эффективная медицинская помощь и доступные товары. Образование для детей было бесплатным, как и доступ к спортивным и культурным учреждениям.

В настоящее время люди утратили преимущества социалистического государства, а преимущества западного капитализма им еще только предстоит получить. Большинство русских людей не очень понимают огромную разницу между жизнью в России и на Западе. Россияне не считают свою жизнь несчастной. Они чувствуют, что все меняется к лучшему и у их страны «все начинает получаться».

Русские любят подчеркивать свое различное отношение к материальным ценностям и считают себя искренними, сердечными, понимающими и бескорыстными. Они любят говорить о «специфике русской души» или «таинственной русской душе», повторяя известную фразу русского поэта: «Умом Россию не понять».

Русские любят свою страну. Они могут жестко критиковать его, но если вы попытаетесь сделать то же самое, они будут яростно защищать его. Они граждане самой большой страны в мире, имеющей богатую историю и глубокие культурные корни, и гордятся этим.

Неужели мы пленники географии? | Мировые новости

Война России на Украине преподнесла много сюрпризов. Но самое главное, что это вообще произошло. В прошлом году Россия была в мире и была вовлечена в сложную глобальную экономику. Будет ли она действительно разорвана торговыми связями — и угрожать ядерной войной — только для того, чтобы расширить свою и без того огромную территорию? Несмотря на многочисленные предупреждения, в том числе от самого Владимира Путина, вторжение все же стало шоком.

Но для журналиста Тима Маршалла это не стало шоком. На первой странице своего блокбастера 2015 года «Узники географии» Маршалл предложил читателям поразмышлять над топографией России. Его окружает кольцо гор и льда. Его граница с Китаем защищена горными хребтами, а от Ирана и Турции он отделен Кавказом. Между Россией и Западной Европой стоят Балканы, Карпаты и Альпы, образующие еще одну стену. Или, они почти делают. К северу от этих гор плоский коридор — Великая Европейская равнина — соединяет Россию с ее хорошо вооруженными западными соседями через Украину и Польшу. На нем можно проехать на велосипеде из Парижа в Москву.

Вы также можете управлять танком. Маршалл отметил, что эта брешь в естественных укреплениях России неоднократно подвергала ее нападениям. «У Путина нет выбора, — заключил Маршалл. — Он должен хотя бы попытаться контролировать равнины к западу». Когда Путин сделал именно это, вторгшись в Украину, которую он больше не мог контролировать более тихими средствами, Маршалл встретил это с усталым пониманием, сожалея о войне, но находя ее неудивительной. Карта «заключает в тюрьму» лидеров, писал он, «давая им меньше выбора и меньше пространства для маневра, чем вы могли бы подумать».

У образа мыслей Маршалла есть название: геополитика. Хотя этот термин часто используется в широком смысле для обозначения «международных отношений», он более точно указывает на то, что география — горы, сухопутные мосты, водные поверхности — управляет мировыми делами. Идеи, законы и культура интересны, утверждают геополитики, но чтобы по-настоящему понять политику, вы должны пристально смотреть на карты. И когда вы это делаете, мир оказывается соревнованием с нулевой суммой, в котором каждый сосед является потенциальным соперником, а успех зависит от контроля над территорией, как в настольной игре «Риск». В своем циничном взгляде на человеческие мотивы геополитика напоминает марксизм, только топография заменяет классовую борьбу в качестве двигателя истории.

Геополитика также напоминает марксизм тем, что многие предсказывали ей смерть в 1990-х, с окончанием холодной войны. Расширение рынков и появление новых технологий обещали сделать географию устаревшей. Кого волнует контроль над Малаккским проливом или Одесским портом, когда море переполнено контейнеровозами, а информация передается со спутников? «Мир плоский», — заявил в 2005 году журналист Томас Фридман. Это была удачная метафора глобализации: товары, идеи и люди плавно пересекают границы.

И все же сегодня мир кажется менее плоским. Поскольку цепочки поставок разрываются, а глобальная торговля дает сбои, ландшафт планеты кажется скорее скалистым, чем ровным. Враждебность к глобализации, исходящая от таких фигур, как Дональд Трамп и Найджел Фарадж, росла еще до пандемии, которая усилила ее. Количество пограничных стен, около 10 в конце холодной войны, сейчас составляет 74 и продолжает расти, а последнее десятилетие стало кульминацией возведения стен. Надежда на глобализацию после «холодной войны» была «заблуждением», пишет политолог Элизабет Валле, и сейчас мы наблюдаем «ретерриториализацию мира».

Столкнувшись с новым враждебным окружением, лидеры достают с полки старые руководства по стратегии. «Геополитика вернулась, и возвращается с удвоенной силой, после того отпуска из истории, который мы взяли в так называемый период после холодной войны», — предупредил в 2017 году советник по национальной безопасности США Х.Р. «геополитические реалии» в объяснении его вторжения в Украину. В других местах, когда вера в открытую, основанную на торговле международную систему пошатнулась, эксперты по чтению карт, такие как Маршалл, Роберт Каплан, Ян Моррис, Джордж Фридман и Питер Зейхан, продвигаются в списках бестселлеров.

Слушая торговцев картами, вы задаетесь вопросом, изменилось ли что-нибудь со времен Чингисхана в 13 веке, где стратегия основывалась на открытых степях и горных преградах. Геополитическое мышление беззастенчиво мрачно и скептически относится к надеждам на мир, справедливость и права. Вопрос, однако, не в том, мрачно ли это, а в том, правильно ли это. Прошедшие десятилетия принесли серьезные технологические, интеллектуальные и институциональные изменения. Но остаемся ли мы, как утверждает Маршалл, «узниками географии»?


В конечном счете, мы являемся существами окружающей среды в почти постыдной степени, расцветая там, где позволяют обстоятельства, и умирая там, где это невозможно. «Если вы посмотрите на карту границ тектонических плит, соприкасающихся друг с другом, и наложите друг на друга местоположения основных древних цивилизаций мира, обнаружится поразительно тесная связь», — пишет Льюис Дартнелл в своей великолепной книге «Происхождение». Отношения не случайны. Столкновения плит создают горные хребты и великие реки, которые несут свои отложения в низменности, обогащая почву. Древняя Греция, Египет, Персия, Ассирия, долина Инда, Мезоамерика и Рим находились вблизи краев плит. Плодородный полумесяц — богатая сельскохозяйственная зона, простирающаяся от Египта до Ирана, где впервые появились земледелие, письменность и колесо, — лежит на пересечении трех плит.

Влияние географии может быть впечатляюще устойчивым, как показывают модели голосования на юге США. Глубокий юг сильно республиканский, но через него проходит дуга демократических округов. Эта несогласная группа образует форму, «мгновенно узнаваемую геологом», пишет ученый Стивен Датч. Он совпадает с обнажением отложений десятки миллионов лет назад, отложившихся в жаркий меловой период, когда большая часть современных США находилась под водой. Со временем отложения уплотнились в сланцы, а со временем, после отступления вод, обнажились в результате эрозии. В 19В 20-м веке, объясняет Датч, плантаторы признали обнажение, названное «Черным поясом» из-за богатой темной почвы, идеальным для выращивания хлопка. Для его сбора плантаторы привезли порабощенных людей, потомки которых до сих пор живут в этом районе и регулярно выступают против консервативных политиков. Город Монтгомери, штат Алабама, «прямо в середине» мелового периода, как отмечает Дартнелл, был также центром движения за гражданские права, где проповедовал Мартин Лютер Кинг-младший, а Роза Паркс спровоцировала бойкот автобусов.

Карты, показывающие корреляцию между отложениями горных пород мелового периода (вверху) и округами США, голосующими за демократов в 2016 году (внизу). Из книги «Происхождение: как Земля сформировала историю человечества» Льюиса Дартнелла

Геополитиков, конечно, больше волнуют международные войны, чем местные выборы. В этом они восходят к Хэлфорду Маккиндеру, английскому стратегу, который, по сути, основал их образ мышления. В статье 1904 года «Географическая ось истории» Макиндер рассмотрел рельефную карту мира и предположил, что историю можно рассматривать как многовековую борьбу между кочевым народом равнин Евразии и мореплавателями ее побережья. Британия и ее коллеги процветали как океанические державы, но теперь, когда все жизнеспособные колонии были захвачены, этот путь был закрыт, и будущая экспансия повлечет за собой сухопутные конфликты. Макиндер считал, что обширная равнина в «сердце» Евразии станет центром мировых войн.

Маккиндер был не совсем прав, но его общие контуры — столкновения из-за Восточной Европы, ослабление британской морской мощи, подъем сухопутных держав Германии и России — были достаточно правильными. Помимо деталей, видение Маккиндера об империалистах, исчерпавших колонии, на которые они могли бы претендовать, и набрасывающихся друг на друга, было пророческим. Когда они это сделают, он предвидел, что призом станет внутренняя часть Евразии. Позже он писал, что Хартленд «предлагает все предпосылки для абсолютного господства над миром». «Кто правит Хартлендом, тот владеет Мировым Островом; кто правит Мировым Островом, тот правит миром».

Маккиндер имел в виду предупреждение. Но генерал немецкой армии Карл Хаусхофер, полагая, что Макиндер обладает «величайшим из всех географических мировоззрений», воспринял это как совет. Хаусхофер включил идеи Макиндера в зарождающуюся область Geopolitik (откуда мы получаем английское «геополитика») и передал свои идеи Адольфу Гитлеру и Рудольфу Гессу в 1920-х годах. «Немецкий народ заключен в тюрьму на невозможной территориальной территории», — заключил Гитлер. Чтобы выжить, они должны «стать мировой державой», а для этого повернуть на восток — в Хартленд Макиндера.

Убеждение Адольфа Гитлера в том, что судьба Германии лежит на востоке, было далеко от наблюдения Стивена Датча о том, что породы мелового периода предсказывают голоса. Тем не менее, информирование обоих — это теория о том, что то, что у нас под ногами, формирует то, что у нас в голове. Во время Второй мировой войны, когда армии, столкнувшиеся за стратегически ценную территорию, разорвали большую часть Евразии, это казалось трудно отрицать. Маккиндер, переживший ту войну, не видел особых оснований полагать, что «упрямые факты» географии когда-нибудь уступят место.


Хэлфорд Макиндер настаивал на том, что рельефная карта по-прежнему имеет значение, но не все с этим соглашались. На протяжении всего 20-го века идеалисты искали способы превратить международные отношения в нечто иное, чем «вечная борьба за приз», как выразился британский экономист Джон Мейнард Кейнс. Для Кейнса и его последователей этого могла бы достичь торговля. Если бы страны могли полагаться на открытую торговлю, им больше не нужно было бы захватывать территорию, чтобы обезопасить ресурсы. Для других идеалистов ключом к успеху были новые технологии воздушной эры. Они надеялись, что, поскольку все места связаны со всеми другими через небо, страны перестанут ссориться из-за стратегических точек на карте.

Это были надежды, но еще не реальность. Холодная война, разделившая планету на торговые блоки и военные союзы, не сводила глаз лидеров с карт. Дети также научились читать карты благодаря французской настольной игре 1957 года La Conquête du Monde — завоевание мира, — которую американская фирма Parker Brothers широко продавала под названием Risk. В нем была атмосфера 19-го века, с кавалерией и устаревшими артиллерийскими орудиями, но, учитывая, что сверхдержавы все еще делили карту, это также было неудобно актуально.

Геополитическая мысль, хотя и приглушенная после связи с нацистами, тем не менее оставила свой след в холодной войне. Главный стратег США Джордж Ф. Кеннан преуменьшил значение идеологической составляющей конфликта. Марксизм был «фиговым листком», настаивал он. Истинным объяснением советского поведения было «традиционное и инстинктивное русское чувство незащищенности», порожденное веками «попыткой жить на обширной открытой равнине по соседству с свирепыми кочевым народами». Для этой проблемы с оттенком Маккиндера Кеннан предложил решение с оттенком Маккиндера: «сдерживание», которое стремилось не искоренить коммунизм, а ограничить его. Эта кампания в конечном итоге повлекла за собой вмешательство США во всем мире, включая отправку 2,7 миллиона военнослужащих в вести войну во Вьетнаме. Для многих из тех, кто служил, эта неудачная война была «трясиной» — почвой, которая засасывает. Только после падения Берлинской стены в 1989 казалось, что география может наконец потерять свою власть.

Холодная война разделила мир экономически, и ее окончание привело к падению торговых стен. 90-е годы были отмечены безумием торговых соглашений и институционального строительства: Европейский союз, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), МЕРКОСУР в Латинской Америке и, прежде всего, Всемирная торговая организация. Количество региональных торговых соглашений увеличилось более чем в четыре раза в период с 1988 по 2008 год, и они также углубились, предполагая более тщательную координацию. За этот период объем торговли увеличился втрое, увеличившись с менее чем шестой части мирового ВВП до более чем четверти.

Американский солдат патрулирует Муса-Калу, провинция Гильменд, Афганистан, 2006 г. Фото: Родриго Абд/AP

Чем больше стран могут получать жизненно важные ресурсы за счет торговли, тем меньше у них причин для захвата земли. Оптимисты, такие как Томас Фридман, считали, что страны, тесно связанные в экономическую сеть, воздержатся от развязывания войн, опасаясь потерять доступ к гудящей сети. Фридман беззаботно сформулировал это в 1996 году как «Теорию предотвращения конфликтов «Золотые арки»: никакие две страны, где есть McDonald’s, не станут воевать друг с другом. И он был не за горами. Хотя между странами, в которых есть McDonald’s, было несколько конфликтов, шансы человека умереть в войне между государствами значительно уменьшились со времен холодной войны.

В то время как торговля уменьшала вероятность войны, военные технологии изменили свою форму. Всего через несколько месяцев после падения Берлинской стены Саддам Хусейн возглавил иракское вторжение в Кувейт. Это было геополитическое дело старой школы: Ирак собрал четвертую по величине армию в мире, и, захватив Кувейт, он получил бы контроль над двумя пятыми мировых запасов нефти. Более того, его грозные наземные силы были защищены большой бездорожной пустыней, по которой было почти невозможно пройти. Макиндер оценил бы эту стратегию.

Но 90-е уже не были эпохой Маккиндера. Саддам обнаружил это, когда возглавляемая США коалиция отправила бомбардировщики из Луизианы, Англии, Испании, Саудовской Аравии и острова Диего-Гарсия, чтобы сбросить свои полезные грузы над Ираком, выведя из строя большую часть его инфраструктуры за несколько часов. Последовали более месяца авиаударов, а затем силы коалиции использовали новую спутниковую технологию GPS, чтобы быстро пересечь пустыню, которую иракцы ошибочно приняли за непреодолимую преграду. Сто часов наземных боев хватило, чтобы разгромить потрепанную иракскую армию, хотя впоследствии высокопоставленные иракские офицеры отмечали, что даже в этом не было необходимости. Еще несколько недель карательных авиаударов, и Ирак вывел бы свои войска из Кувейта, ни разу не встретившись с противником на поле боя.

Какое еще было «полем боя» к 90-м годам? Война в Персидском заливе предвещала широко обсуждаемую «революцию в военном деле», которая обещала заменить бронетанковые дивизии, тяжелую артиллерию и крупную пехоту точечными авиаударами. Российский военный теоретик Владимир Слипченко отмечал, что привычные стратегам пространственные понятия, такие как поля, фронты, тылы и фланги, теряют актуальность. Со спутниками, самолетами, GPS, а теперь и дронами, «боевое пространство» — как его сегодня называют стратеги — представляет собой не морщинистую поверхность Земли, а плоский лист миллиметровки.

Небо, полное дронов, не означает мира во всем мире. Но сторонники новых технологий, по крайней мере, пообещали более чистые боевые действия, с меньшим количеством убитых мирных жителей, взятых в плен и отправленных войск. Революция в военном деле позволяет могущественным странам — в основном США и их союзникам — нацеливаться на отдельных лиц и сети, а не на целые страны. Это, казалось, знаменовало переход от международной войны к глобальному контролю и от пропитанных кровью разрушений геополитики к более гладкой, хотя иногда и смертоносной, операции глобализации.


Но действительно ли глобализация заменила геополитику? «В 90-е годы карта уменьшилась до двух измерений из-за авиации», — признает геостратег Роберт Каплан. Тем не менее, «трехмерная карта» была восстановлена ​​«в горах Афганистана и в коварных переулках Ирака», пишет он. Контраст между войной в Персидском заливе 1991 года и войной в Ираке 2003–2011 годов показателен. В обоих случаях глобальная сверхдержава возглавила коалицию против Саддамовского Ирака. Тем не менее, первая использовала авиацию для быстрой победы, тогда как вторая выглядела на неопытный взгляд как еще одна трясина, созданная США.

Мировой экспорт, который быстро рос с 90-х годов, остановился примерно в 2008 году. Сегодня «деглобализация» — существенное сокращение торговли — вполне вероятно в ближайшем будущем, а европейская интеграция столкнулась с огромным препятствием в связи с Brexit. Как по сигналу, теперь и в Европе идет сухопутная война. Действительно, это «война Макдональдса» — сеть фаст-фуда насчитывала сотни точек в России и Украине. Какие бы экономические выгоды Россия ни извлекала из мирной торговли, по мнению Путина, они, по-видимому, перевешивались украинскими портами с теплой водой, природными ресурсами и стратегическим буфером на пути к уязвимому западу России. Это, как незабываемо выразился Каплан, «месть географии».

С местью географии вернулись геополитические теоретики, часто связанные с самопровозглашенной «частной глобальной разведывательной фирмой» Stratfor. «Теневое ЦРУ», как его назвал журнал Barron’s, подпитывается неудачами идеализма после окончания «холодной войны». Многие из недавних бестселлеров «карты объясняют историю» вышли из его среды. Роберт Каплан какое-то время был ее главным геополитическим аналитиком. Ян Моррис, автор книги «География — это судьба» этого года, входил в ее совет участников. А геополитические авторы Джордж Фридман и Питер Зейхан были основателем и вице-президентом фирмы соответственно. (У британского писателя Тима Маршалла другая сеть; его «Узники географии» могут похвастаться предисловием бывшего главы МИ-6.)

В 2014 году общественность получила некоторое представление о работе Stratfor из 5 миллионов электронных писем фирмы, которые хакеры разместили на WikiLeaks. Эта фирма, как оказалось, не ограничилась картографической пропагандой. Она вступила в бой и, казалось, имела явно теплые отношения с властью. Как показали хакеры, Stratfor следил за активистами от имени корпораций, в какой-то момент предложив провести расследование в отношении журналиста Гленна Гринвальда для Bank of America. Среди подписчиков и клиентов компании были Dow Chemical, Raytheon, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Bechtel, Coca-Cola и Корпус морской пехоты США. Неясно, является ли Stratfor, выкупленная другой разведывательной фирмой в 2020 году, чем-то большим, чем рыбой среднего размера в огромном море аппарата безопасности США. Но просочившиеся электронные письма действительно включали разведданные, полученные непосредственно от премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, об иранской ядерной программе, готовности Израиля убить лидера «Хизбаллы» и чувствах его премьер-министра к своему коллеге в Вашингтоне («ББ очень не любит Обаму»).

Он продавал секреты, но в конечном счете клиенты Stratfor зависели от него в плане предсказаний. Геополитики не постеснялись сделать это. Действительно, в последнее время они предложили столько сквозных прогнозов, что начинаешь сомневаться в железной уверенности, с которой они выдаются. Станет ли Турция «поворотным пунктом» для Европы, Азии и Африки, как утверждает основатель Stratfor Джордж Фридман? Или, возможно, Индия станет «глобальным стержнем», как полагает Каплан (добавляя, что Иран является «самым стержнем географии» Ближнего Востока, Тайвань является «стержнем» для морской Азии, а Северная Корея — «настоящим стержнем Восточной Азии»). »). 900:03 Река Мбому, обозначающая границу между Центральноафриканской Республикой и Демократической Республикой Конго. Фотография: Florent Vergnes/AFP/Getty Images

Было бы легче воспринимать такие разговоры всерьез, если бы у геополитиков был подтвержденный послужной список. Но мы все еще ждем «грядущей войны с Японией», о которой Джордж Фридман написал книгу в 1991 году, и любая оценка прогнозов Каплана должна учитывать его поддержку войны в Ираке, включая присоединение к секретному комитету, пропагандирующему войну, при Белом доме. . К его чести, Каплан признал свои ошибки. «Когда я и другие поддерживали войну за освобождение Ирака, — писал он, — мы никогда полностью и точно не обдумывали цену».

На то, чтобы выяснить, учитывают ли современные Макиндеры все важные факторы, полностью или точно, уйдут десятилетия. Но их взгляд на настоящее достаточно разборчив. В значительной степени это насмешливый консерватизм, сомневающийся в том, что есть что-то новое под солнцем. Для Маршалла «племена» Балкан постоянно находятся в рабстве «древних подозрений», Демократическая Республика Конго «остается местом, окутанным мраком войны», а греки и турки заперты во «взаимных отношениях». антагонизма» со времен Троянской войны. Каплан видит вещи аналогичным образом. Россия всегда была «ненадежной и разросшейся державой на суше», пишет он, ее народ «на протяжении всей истории» испытывал «страх и трепет» перед Кавказскими горами. Он одобрительно цитирует теорию историка на пенсии о том, что русские, столкнувшиеся с холодными зимами, обладают повышенной «способностью к страданиям».

Академический географ Харм де Блей, рецензируя «Месть географии» Каплана, нашел книгу временами «мучительной» и написал, что ученые были бы удивлены, увидев грубый экологический детерминизм, «давно отправленный на свалку», получивший новую жизнь. Каплан признает, что геополитическое мышление требует восстановления «явно немодных мыслителей», таких как Макиндер, которые были запятнаны своими связями с империализмом и нацизмом. Однако «неправильное использование его идей» не означает, что Макиндер ошибался, настаивает Каплан. Итак, мы вернулись к бесконечно неуверенным в себе русским, сжавшимся от страха и благоговения перед горным хребтом.

Даже могущественные лидеры, по мнению геополитиков, мало что могут сделать, чтобы бросить вызов карте. После того как в 2014 году протесты привели к свержению дружественного России президента Украины Виктора Януковича, Путину «пришлось аннексировать Крым», пишет Маршалл. Хотя Маршалл осуждает российскую агрессию, его тон похож на тот, который Путин использует для ее оправдания. «Они постоянно пытаются загнать нас в угол, — сказал Путин о соперниках России в 2014 году. — Если вы сожмете пружину до предела, она сильно лопнет». Можно возразить, что воинственность России определяется идеями и отношением Путина, а не его картой, однако геополитика не оставляет места для таких факторов. «Все, что можно сделать, — пишет Маршалл в другом контексте, — это реагировать на реалии природы».


В основе геополитического мировоззрения лежит понимание ограничений, создаваемых «неизменной природой географии», как пишет бывший вице-президент Stratfor Зейхан. Перерисуйте несколько линий границы, и «карта, с которой столкнулся Иван Грозный, — это та же самая карта, с которой до сих пор сталкивается Владимир Путин», — объясняет Маршалл. Поскольку ни карта, ни расчеты вокруг нее сильно не меняются, мудрое действие в основном предполагает принятие непреложных фактов. «В Синьцзяне были, есть и всегда будут проблемы», — пишет ушедший в отставку Маршалл, что может стать лозунгом всего движения.

«География несправедлива», — пишет Ян Моррис, и если «география — это судьба», как он также утверждает, то это рецепт мира, в котором сильные остаются сильными, а слабые остаются слабыми. Геополитики превосходно объясняют, почему ничего не изменится. Они менее искусны в объяснении того, как что-то происходит.

Это может объяснить заметную беспечность геополитиков в отношении истории. Произошло ли объединение Германии потому, что «германские государства наконец устали воевать друг с другом», как пишет Маршалл? Были ли войны во Вьетнаме и Ираке «просто отдельными эпизодами в истории США, не имеющими большого значения в долгосрочной перспективе», как утверждает основатель Stratfor Фридман? Правда ли, как утверждает Зейхан, что «в отличие от всех остальных в Европе, англичанам никогда не нужно было беспокоиться о скучающей и неторопливой армии»? Или, как настаивает Каплан, «Америке суждено лидировать»? Исторические отчеты геополитиков находятся где-то между «приятным ветерком» и «измученным гидом, который торопит школьников по замку до прибытия следующего туристического автобуса».

Остров Пальма Джумейра в Дубае. Фотография: Matthias Seifert/Reuters

Важно отметить, что настоящие географы — те, кто составляет карты и рецензируемые исследования — пишут не так. Подобно теоретикам геополитики, географы верят в силу места, но они уже давно настаивают на том, что места формируются исторически. Закон, культура и экономика создают ландшафты так же, как и тектонические плиты. И эти пейзажи меняются со временем.

Географы отмечают, что даже топография не так неизменна, как полагают геополитики. Зейхан, вице-президент Stratfor в течение 12 лет («Вы можете столько раз выступать в Лэнгли», — вздыхает он в недавней книге), давно настаивает на том, что огромную мощь США можно объяснить их « perfect География успеха». Поселенцы прибыли в Новую Англию, столкнулись с неудовлетворительными сельскохозяйственными условиями, где «пшеница была трудным нет», и, к счастью, их подтолкнуло претендовать на лучшие земли на западе. С этими обильными сельскохозяйственными угодьями пришло «настоящее дело»: обширная речная система, позволяющая осуществлять внутреннюю торговлю по «смехотворно низким» ценам. Эти особенности, пишет Зейхан, сделали США «самой могущественной страной в истории» и сохранят ее на протяжении поколений. «Американцы. Не может. Беспорядок. Этот. Вверх.»

Но такие факторы не являются постоянными. Когда-то пшеницу обычно выращивали в Новой Англии, несмотря на то, что Зейхан настаивал на том, что там это было «твердо нет». Это были исторические события — появление вредителей, таких как гессенская муха (считается, что они путешествовали с немецкими войсками, сражавшимися в войне за независимость) и истощение почвы разрушительными методами ведения сельского хозяйства — уменьшили урожай зерна. Естественные реки, о которых Зейхан так много говорит, также были переменными. Чтобы работать, их нужно было дополнить дорогостоящей искусственной системой каналов, а затем в течение десятилетий их вытеснили новые технологии. Сегодня больше американских грузов в стоимостном выражении перевозится по железной дороге, воздуху и даже по трубопроводу, чем по воде. Грузовики перевозят в 45 раз больше ценности, чем лодки или корабли.

Другими словами, мы не всегда принимаем унаследованные топографии. Самый высокий небоскреб в мире, Бурдж-Халифа, вырос из Дубая, который на протяжении веков был бесперспективной рыбацкой деревушкой, окруженной пустыней и солончаками. Немногое в его рельефной карте предопределило ему величие. Климат здесь душный, а продажи нефти, хотя когда-то значительные, теперь составляют менее 1% экономики эмирата. Если в Дубае и есть что-то особенное, так это его юридический, а не физический ландшафт. Эмират не регулируется единым сводом законов, а разделен на свободные зоны, в том числе Дубайский Интернет-Сити, Дубайский парк знаний и Международный гуманитарный город, предназначенные для привлечения различных иностранных интересов. Пустыня Дубая — это, по сути, «огромная печатная плата», как однажды написал урбанист-теоретик Майк Дэвис, к которой может легко подключиться глобальный капитал.

Превратить Дубай в деловой центр означало физически переделать его таким образом, чтобы бросить вызов любому представлению о том, что карта — это судьба. Большая часть оживленной торговли Дубая проходит через порт Джебель-Али, крупнейший на Ближнем Востоке. Наличие огромного глубоководного порта может показаться важной географической удачей, пока вы не поймете, что Дубай с большими затратами вырезал его из пустыни. Из вынутого песка дубайские инженеры также создали острова, в том числе архипелаг из более чем 100 островов, расположенных в виде карты мира. Зеленые парки и крытые лыжные трассы дополняют зрелище, бросающее вызов природе.

Терраформирование Дубая, к сожалению, меньшее, что мы можем сделать. Глобальное потепление меняет ландшафт, угрожая затопить острова, превратить пастбища в пустыни и превратить реки в пыль. Странно, как мало об этом говорят геополитические трактаты. «Любой читатель заметит, что я не касаюсь этого вопроса», — признается Фридман в конце своей книги «Следующие 100 лет». За исключением незначительных комментариев и отступлений, то же самое можно сказать о «Географии — это судьба» Морриса, «Узниках географии» Маршалла, «Мести географии» Каплана и «Случайной сверхдержаве» Зейхана.

Нежелание геополитиков считаться с климатическим кризисом проистекает из их понимания того, что есть только два варианта: выйти за пределы ландшафта или жить с ним. Либо глобализация освободит нас от физических ограничений, либо мы останемся в их ловушке. А поскольку новые технологии и институты явно не уничтожили важность места, мы должны вернуться к геополитике.

Но разве это единственные варианты? Кажется гораздо более вероятным, что крах глобализации не отбросит нас назад, в 19-й век.го века, но в будущее, полное беспрецедентных опасностей. В этом будущем мы столкнемся с серьезными экологическими ограничениями, но не так, как предсказывают геополитики. Скорее, это созданный человеком ландшафт, а не естественный, будет определять наши действия, в том числе то, как мы переделываем физическую среду. География не «неизменна», как пишет Каплан, а изменчива. И куда мы идем, старые карты не помогут.

Следите за длинным чтением в Твиттере на @gdnlongread, слушайте наши подкасты здесь и подписывайтесь на еженедельную рассылку длинного чтения здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *