Гусь железный история города. Гусь железный
Поселок Гусь-Железный один из самых таинственных населенных пунктов Рязанской области. Этот поселок городского типа Касимовского района находится на реке Гусь. На этом месте в XVII в. находилось село Веркутец (Векутец, Веркуц), которым владел помещик Ал. Ив. Суровов (или Суворов). Название: Веркутец, объясняется так: «вер» — это эрзянское или угро-финское «лес»; «кут» — русское, украинское — «угол»; «ец» — русский (уменьшительный) суффикс, в целом — «лесной уголок» (аналог с современным городом Воркута). В селе было 50 домов с 241 крестьянином с их семьями. Местность в это время была лесной, земли неблагоприятные и население жило за счет охоты, рыбной ловли и всех щедрых даров природы.
В мае 1758 году эти земли были куплены у вдовы капитана Суворова тульскими оружейными заводчиками братьями Иваном и Андреем Баташевыми. В документах генерального межевания 1775—1781 гг. сообщается: «С. Веркутец, ныне Гусевский Завод». Баташевы основали у реки чугунолитейный завод, где изготовляли листовое железо, артиллерийские орудия, топоры, посуду, гвозди.
В 1758 Баташовы стали возводить плотину длиной 230 саженей из тесанного камня в месте сужения долины реки Гусь Среди соснового леса образовалось водохранилище — озеро Гусское или Колпь. Напор воды, созданный плотиной со шлюзами — двигал заводские механизмы. Возле восточного края плотины было построено Баташовыми имение, заводская контора, оранжереи. Тут же расположился базар, лавки, дома состоятельной части населения.
Родоначальником династии Баташовых был тульский оружейник Иван Тимофеевич Баташов (Баташев), умерший в 1743 году. Наибольшего расцвета железоделательная промышленная империя достигла при внуках Ивана Тимофеевича, Иване и Андрее Родионовичах. По объему промышленного производства железа Баташовы были третьими в России, уступая только Демидовым и Яковлевым (и будучи впереди Мосоловых).
Баташовы работали на вооружение армии, изготавливая по правительственным заказам ядра, пушки, бомбы, якоря, орудия для флота, обеспечив государево войско и во время русско-турецких войн, и разделов Польши, и даже Пугачевского бунта.
Выпускали они и мирную продукцию — баташевский чугун считался самым качественным в Европе — и не обошли Москву. Чугунные скульптуры Триумфальной арки в честь 1812 года, московские фонтаны (сохранились два — на Театральной площади и у здания Академии наук на Большой Калужской), решетки кремлевских садов и даже колесница с конями на фронтоне Большого театра — все это было сделано на заводах Баташевых.Художественное литье баташевских заводов. Конец 19-начало 20 века.
В конце XIX — начале XX в. населенный пункт нередко именовался как Гусь, или Гусь Баташевский. В 1905 году завод прекратил свое существование по естественным причинам — истощились запасы железной руды.
Перед Первой мировой войной в селе Гусь значилось до 3,5 тыс. жителей, торговый центр, давно бездействующий железоделательный завод, почтово-телеграфная контора, обслуживающая 45 населенных пунктов Погостинской волости Касимовского уезда.
В советское время поселение при металлургическом заводе было названо Гусь-Железный. От былого величия одного из выдающихся памятников индустриального наследия России почти ничего не сохранилось. Во время весеннего паводка 1923 года вода из переполненного озера-водохранилища прорвала шлюзы и ушла. Сейчас на сухом месте стоит плотина, по которой проложено шоссе.
Поселок Гусь-Железный, наверное, самый «мещерский» поселок в Рязанской области. Он кругом в хвойных и смешанных лесах, в которых произрастает много грибов и ягод. Местный пищекомбинат имеет свои грибоварни и пункты по приему и переработке даров леса. В недавнем прошлом гусевские мастера делали речные суда, называвшиеся «гусянами».
Население поселка — около 3 тысяч человек. Гусь-Железный не смог дотянуть ни до статуса города, ни до статуса районного центра, переходя несколько раз между Владимирской, Московской и Рязанской областями.
Есть в поселке памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
От сотен подобных населенных пунктов Гусь-Железный отличает готический собор невероятных размеров, из-за которого я и заглянула в эти края.
Город Гусь-Железный расположен на реке под названием «Гусь», что и дало ему первую часть названия. Вторая часть обусловлена богатыми залежами железной руды в городских окрестностях. Уже в XVIII веке здесь возникло чугунолитейное производство, которое развивалось и в последующие годы.
Самой известной семьей горнозаводчиков были Баташевы, родоначальником которой является тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташев. Именно он начал строить на реке Тулице первые заводы, после которых развернулся в Медынском уезде крупными предприятиями. Все его фабрики отошли сыновьям, которые продолжили дело отца. В течение нескольких поколений Баташевы продолжают дело Ивана Тимофеевича. В 1783 году род Баташевых становится дворянским. Андрей Баташев строит для себя шикарное поместье и закладывает Троицкий храм, который, несмотря на свои внушительные размеры, смотрится достаточно стройно.
Имя Андрея Родионовича загадочно и покрыто пеленой многих тайн. Ввиду того, что все его поместье было обнесено толстой кирпичной стеной с башнями, простому люду казалось, что дворянину есть что скрывать. Предполагалось, что за семиметровой стеной творятся всякие зверства, сродни которым, наверное, происходили во дворце графа Дракулы. Наиболее распространен слух о том, что А.Р. Баташев был масоном. Для его встреч с другими членами ордена в доме были созданы секретные помещения. Кроме того, ему приписывается чеканка фальшивых денег. Есть предание, что накануне готовящейся проверки Баташевым был спешно засыпан зал со своим «монетным двором» вместе с тремя сотнями работников.
Жилой поселок Гусь-Железный возник вместе с основанием первых заводов. В XVIII веке здесь жили исключительно рабочие чугунолитейных заводов. В 1940 году он становится центром Бельковского района, который образовывается в 1935 году. Село Бельково изначально получает статус районного центра потому, что именно здесь проходила дорога из Москвы в Касимов. К 1960му году район упраздняется, а его земли делятся между собой Касимовским и Тумским районами. В 1964 году Гусь-Железный получает статус поселка городского типа, коим он остается и поныне.
Строительство храма начинается в 1802 году. Работы продолжались более полувека и последние штрихи были нанесены на собор лишь в 1868 году. По некоторым неподтвержденным сведениям, проектировал Троицкую церковь архитектор В.И. Баженов.
Этот храм не был первым в Гусе. До строительства каменного собора здесь была деревянная церковь, освященная именем Иоанна Предтечи. Святыня сгорела дотла в пожаре 1802 года, сразу после чего и был заложен двухэтажный каменный храм. Основным финансистом являлся Андрей Баташев, но к последнему году его жизни, 1825му, здание церкви было готово лишь до купола. Помещения колокольни и трапезной доходили до карниза. Несмотря на незавершенность, богослужения уже тогда проходили в новом соборе, так как были освящены три престола первого этажа. Первый алтарь посвящен Николаю Чудотворцу (освящен в 1816 году), второй – первоапостолам Петру и Павлу (освящен в 1818 года), а последний престол – великому празднику Рождества Христова (освящен в 1823 году).
После смерти Андрея Родионовича работы приостановились на несколько лет. В 1847 году наследники семьи Баташевых берут в свои руки дело по строительству храма, и в 1868 году проводится торжество освящения главного престола – во имя пресвятой Троицы.Внутренняя отделка храма была чрезвычайно богатой; не менее шикарными были иконы и прочие храмовые святыни. Среди прихожан особенно почиталась икона Девы Марии, именуемая Боголюбской. Этот образ был пожертвован Боголюбским монастырем. Чудотворная икона была посеребренной и местами покрыта золотом. Второй церковной достопримечательностью был серебряный напрестольный крест с мощами святого Иоанна Милостивого.
При проектировке Троицкого храма автор проекта, несомненно, черпал свои идеи в архитектуре средневековья. Колоссальная церковь сложена из кирпича и облицована белым камнем. Величественный образ храма сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Впрочем, барочных элементов не так уж и много, точнее, их вообще нет, как таковых.
После революции 1917 года храм был закрыт. До этого времени он считался усадебным. Летом 1948 года церковь была открыта в качестве общего храма. На сегодняшний день в соборе проходят регулярные богослужения. Церковь вмещает в себя до 1200 прихожан.
Адрес: Рязанская обл., Касимовский район, пгт. Гусь-Железный
Место для расположения погоста выбрано очень удачно, поскольку учтены были все особенности местного ландшафта. У зодчих прошлого было негласное правило: храм должен быть своего рода маяком на суше.
Гусевский, или, как его еще называют, «Гузский» погост в XVII веке был украшен двумя храмами и имел крупное торжище, которое, кстати, было основано против воли касимовского правителя. Впрочем, его недовольство пропало втуне – торговля на погосте процветала. Личность финансистов обоих храмов на сегодняшний день неизвестна. А средства были потрачены немалые. Один из храмов, Преображенский, строился в течение 80ти лет. Кроме него здесь выстроена церковь в честь Николая Чудотворца и небольшая часовенка.
Первым притягивает взгляд Преображенский храм, благодаря огромной вертикали колокольни, но более ранняя постройка в этом странном, стилистически-диссонирующем ансамбле – Никольская церковь. Она сооружена в 1771 году, когда классицизм пользовался в России наибольшей популярностью. Несмотря на период строительства, формы храма и его объемная композиция, устремленная ввысь, демонстрируют барокко XVII столетия, правда, в обновленной трактовке. А вот полукружие из колоннад северного и южного фасадов выполнено в лучших традициях классицизма. Они превосходно оформлены, хотя капители выглядят тяжелее, нежели в античных образцах.
Вторая церковь, Спасо-Преображенская, достаточно сильно отличается от предыдущей. Группировка масс здесь распределяется в горизонтальной плоскости и отягощена пониженной трапезной и пределами. Световая ротонда, поднимающаяся над нижним ярусом, отличается красотой и своеобразием убранства.
К трапезной с запада примыкает трехъярусная колокольня 1829 года постройки, опять же барочная, но в новой стилевой интерпретации, почти растреллиевской, наверное, отсюда и родилось мнение, что ее автором мог быть великий Растрелли. Ее экстерьер так же ярко индивидуален. Прежде всего — ярусы пластически богато оформлены, колонны по углам, раскреповки, вазоны и прочее. Звонница вызывает не только желание любоваться, но и восторг удивления: по четырем сторонам света стоят барельефные фигурки святых, вероятно отцов церкви, по две на каждой грани основания. В их очертаниях видно что то европейское, романское. Остается загадкой факт появления на рязанских землях настолько уникального произведение.
На сегодняшний день Преображенская церковь работает, в ней периодически служатся литургии. Храм Николая Чудотворца бездействует. Обветшавшее здание никем не ремонтируется, и «античные» колоннады, как и остальные стены, с каждым годом становятся все более хрупкими.
Адрес: Рязанская обл., Касимовский р-н, с. Погост (8 км от Гусь-Железного)
Знаменитый Андрей Баташев увековечил свое имя в памяти потомков, помимо всего прочего, своей шикарной усадьбой, от которой, правда, сегодня мало что осталось. Главный особняк «Гнезда» в архитектурном отношении близок к городским типовым общественным постройкам своей эпохи. Дом сильно вытянут по продольной оси, декоративные элементы фасадов строги и почти лишены декоративных элементов. В наши дни он практически ничем не примечателен, за исключением, разве что, своих размеров. Но вот современники Андрея Родионовича были, безусловно, совсем иного мнения. По документальным свидетельствам очевидцев поместье напоминало «не то крепость, не то какой-то средневековый замок». И это объяснимо: дом и примыкающий к нему сад окружала высокая каменная стена, у въезда на плотину стояла сторожевая башня с большим железным гусем на шпиле. Мрачноватое зрелище, не так ли?
В усадьбе располагались также крепостной театр, зверинец и птичник. В саду, разделенном на три части, были устроены беседки и оранжереи, в которых выращивались экзотические фрукты: апельсины, персики и прочие, нехарактерные для наших широт. Одна из частей парка носила красноречивое название «Сад ужасов», поскольку предназначалась она для телесных наказаний и, возможно, пыток. Кроме того, существуют легенды о существовании в то время обширного подземного комплекса, который соединял дом с заводом и прочими постройками. Для охраны своей земли и завода А.Р. Баташову разрешалось держать полк вооруженных солдат, так что аналогии со средневековым замком вполне логичны.
В народе до сих пор ходят легенды о тех страстях, которые творились за неприступными крепостными стенами. Согласно одной из них, беглые каторжники чеканили в подземельях фальшивые монеты. Слухи об этом незаконном занятии дошли до правительства и в Гусь-Железный был направлен следователь, по приезду которого Андрей засыпал вход в катакомбы, заживо похоронив всех рабочих, которые в тот момент находились в «чеканном цехе». Другая легенда рассказывает нам о таинственном исчезновении исправника, прибывшего на завод с расследованием какого-то дела. Много позже в одной из стен был обнаружен труп. На останках были найдены медные пуговицы, благодаря которым предположили, что это был государственный чиновник. Есть и другие легенды, например, о том, что Баташев руководил местными разбойниками, или о том, что в «Орлином гнезде» был убит татарский князь – владелец соседних с усадьбой земель… Сейчас неизвестно, правдивы ли какие-то из этих историй, и если да, то насколько. Андрей Родионович ни разу не был судим и окончил свой век в родном поместье.
Сейчас усадьба отдаленно напоминает идиллии на картинах старых мастеров. В парке мирно пасутся коровы, вдали высится силуэт церкви с остановившимися башенными часами… Как будто и не было всех тех ужасов, о которых рассказывают предания Гусь-Железного. Но если все здесь было спокойно, тогда откуда столько легенд? Как говорится, дыма без огня не бывает.
Адрес: Рязанская обл. , Касимовский р-н, пгт. Гусь-Железный
В Гусь-Железном есть два монумента, которые могут быть интересны гостям этого небольшого тихого поселка. Одним из них является памятник, поставленный в честь основателей поселения – братьев Баташевых. Памятная стела была установлена в 2008 году на главной площади, возле собора Троицы Живоначальной. Ее открытие было приурочено к празднованию 250−летия с момента основания железоделательных заводов и поселка на реке Гусь. Рядом с нею находится небольшой памятник, уже непосредственно Баташевым. На плиту из черного мрамора нанесена памятная надпись, а украшена она чугунной розой, которая выполнена с таким изяществом, на которое, казалось бы, не способен такой материал.
Второй монумент, посвященный доблестным защитникам Родины, погибшим в тяжелые годы Великой Отечественной войны, расположен неподалеку от первого, все на той же соборной площади. На памятнике имеется длинный список, в котором отмечены фамилии всех уроженцев Гуся-Железного, отдавших жизни за свободу своих семей. В конце списка есть несколько свежих записей, которые свидетельствуют о том, что поиски пропавших без вести продолжаются.
На автобусе
Поскольку железнодорожной станции в поселке нет, доехать сюда можно только на автобусе. Железная дорога заканчивается в городе Касимов, от которого автобус идет в течение получаса. Столичные рейсы так же прибывают в Гусь-Железный через 5 часов после отправления со Щелковского автовокзала. Прямым рейсом можно добраться в поселок из Владимира, автобус идет в течение 3х часов 20ти минут. Рязанские автобусы прибывают в Гусь через 3 часа после отправления.
Гусь-Железный
Название поселка «Гусь-Железный» происходит, с одной стороны, от реки Гусь (на которой стоит также Гусь-Хрустальный), с другой — от существовавшего здесь железоделательного
завода.
Время основания поселка неизвестно, но традиционно связывается со строительством здесь чугунолитейного завода. Нижняя Ока богата железной рудой, и в 1760-е годы здесь, во Владимирской,
Нижегородской, Рязанской и Тамбовской губерниях стали возникать заводы, принадлежавшие Баташевым.
Родоначальником династии был тульский оружейник Иван Тимофеевич Баташов, умерший в 1743 году. Наибольшего расцвета железоделательная промышленная империя, центром которой стала Выкса
(сейчас в Нижегородской области), достигла при внуках Ивана Тимофеевича, Иване и Андрее Родионовичах. По объему промышленного производства железа Баташовы были третьими в
России.
В 1758 году был построен Гусевский завод, в 1783 году род Баташовых получил дворянство, и в том же году Андрей Родионович, что-то не поделив с братом, уехал жить в Гусь-Железный, где и
умер в 1799 году.
Там он выстроил огромную усадьбу, про которую до сих пор ходят разного рода легенды. От собственно усадьбы сохранился только главный дом и фрагмент стены, внутри которой был когда-то
огромный сад, а от завода — плотина на реке Гусь.
В XIX веке завод прекратил свое существование по естественным причинам — истощились запасы железной руды, — а Гусь-Железный не смог дотянуть ни до статуса города, ни, уже в советское
время, до статуса районного центра, переходя несколько раз между Владимирской, Московской и Рязанской областями. Население поселка — около 3 тысяч человек.
Загадочна история дома Баташова. Дом был огромный, стоял одновременно Рязанской и Владимирской губернии. Если комиссия ехала из Рязани, он переходил на Владимирскую половину, и,
соответственно, наоборот.
К главному дому усадьбы примыкали сады (один из них носил название «сад ужасов») и дворовые постройки. Все это было обнесено толстой кирпичной стеной с башнями и бойницами. Высота стены
достигала 5-
7 метров. Вся жизнь протекала за закрытыми воротами. Под домом и садом были вырыты многочисленные подземные сооружения (подвады, подземные ходы, тюрьмы). С чем была
связана ночная тайная жизнь баташевских подземелий до конца неясно. Известно, что Андрей Родионович был масоном, к нему приезжали другие члены ордена. Для подобных целей были секретные помещения
в доме. Большей известностью пользуется легенда о чеканке в подземельях фальшивых денег. Ходили слухи, что прознав о готовящейся правительственной ревизии, Баташев просто засыпал входы в свой
«монетный двор», погребя заживо несколько сотен работавших там людей.
Начало существования Гуся Железного, как и вся жизнь Андрея Родионовича Баташева, окутано легендами. Достоверно неизвестно, когда точно сооружены первые постройки городка, даже год смерти
его страшного хозяина варьируется в литературе от 1799 до 1825. Так что Гусь Железный довольно необычное место, овеянное мрачными легендами.
Время на осмотр : меньше часа.
Зачем ехать в Гусь-Железный
:
1. Готический Троицкий собор, не уступающий многим готическим соборам Европы ни в красоте, ни в размере.
2. Овеянная мрачной славой усадьба промышленников Баташовых «Орлиное гнездо».
Ориентация . Заблудиться в селении невозможно: Троицкий собор буквально нависает над поселком и виден из любой его точки. Усадьба Баташовых расположена у подножия собора, на берегу реки Гусь.
Троицкий собор — это то, что увидеть поистине удивительно. Своей несоразмерностью он опережает даже Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря в Верхотурье. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России, однако размер — первое, но еще не самое сильное впечатление от собора. Троицкий собор — один из редких в России образцов псевдоготического стиля, и в приемах его строительства виден почерк Баженова, хотя точных данных об авторе собора не существует. Более того, собор начат в 1802 году, после смерти Баженова, поэтому речь может идти только о строительстве по его проекту (которому тоже нет никаких документальных подтверждений). Достроен он был лишь в 1847—1868 годах. Однако, в отличие от слегка аляповатого Ново-Никольского собора в Можайске, от польско-литовской Владимирской церкви в Быково, Троицкий собор обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью. Несмотря на то, что России всегда были чужды традиции готики, Троицкий собор в Гусе-Железном, в самой что ни есть исконно русской Рязанской области, не уступает многим готическим соборам Европы ни в размере, ни в красоте.
Усадьба «Орлиное гнездо» , принадлежавшая промышленникам Баташовым, сохранилась гораздо хуже, да и изначально представляла куда меньшую ценность. Уцелел находящийся в аварийном состоянии усадебный дом (по легенде, этот дом выходил одним концом во Владимирскую губернию, а другим в Рязанскую, и поэтому, когда приезжали блюстители закона из Владимира, Баташовы переходили на рязанскую половину, а когда приезжали из Рязани — прятались от закона на владимирской), а также высокая кирпичная стена , которая некогда охватывала всю усадьбу. Эта стена своей мощью не уступала многим крепостным стенам, и подобное сходство не случайно — о зверствах Баташовых, в короткий срок из крестьян ставших сначала промышленниками, а потом дворянами, слагали легенды. Самая мрачная из этих легенд повествует об огромных подземельях, где несколько сотен человек чеканили фальшивую монету. Подземелья якобы были затоплены вместе со всеми рабами, когда над хозяевами нависла опасность. Впрочем, наиболее вероятно, что это не более чем легенда, так как подобные истории рассказывают и в Гусе-Железном, и в Невьянске, и еще много где в России.
От железоделательного завода осталась лишь плотина на реке Гусь. Когда-то это было монументальное мраморное сооружение со скульптурами, но в 1950е годы она сильно пострадала при строительстве моста. Сейчас над плотиной проходит мост, и все великолепие исчезло, хотя гидротехническое сооружение XVIII века сохранилось.
Географическая энциклопедия
Посёлок городского типа Гусь Железный Страна РоссияРоссия Субъект федер … Википедия
Гусь-Железный — пгт, Рязанская обл. Возник во второй половине XVIII в. как пос. при железоделательном заводе на р. Гусь; позже нгзывался также Гусь Баташевский по фамилии основателя завода Баташова. В сов. время с. Гусь Железный, конструкция по аналогии с… … Топонимический словарь
Посёлок городского типа в Касимовском районе Рязанской обл. РСФСР. Расположен на р. Гусь (приток Оки), в 18 км к С. З. от г. Касимова. Механический завод, лесокомбинат. Село Г. Ж. возникло в 18 в. при железоделательном заводе … Большая советская энциклопедия
Гусь-Железный — 391320, Рязанской, Касимовского … Населённые пункты и индексы России
Гусь Характеристика Длина 147 км Площадь бассейна 3910 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Ока → Волга Водоток … Википедия
Гусь: В Викисловаре есть статья «гусь» Гуси (лат. Anser) род … Википедия
Р. см. Гусь Железный, Гусь Хрустальный Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Гусь — р. см. Гусь Железный, Гусь Хрустальный … Топонимический словарь
Гусь Река Гусь в Гусь Железном Протекает по территории Рязанской, Владимирской областям России Исток в районе д. Арсамаки (Гусь Хрустальный район Владимирской области) … Википедия
Книги
- Волшебные сказки Германии , Братья Гримм. В нашей серии «Волшебные сказки со всего света» вышла книга сказок Братьев Гримм, известных всем нам с самого детства. Здесь и «Бременские уличные музыканты», и «Железный Ганс, и «Золотой…
- Муром. История и достопримечательности , Глушкова Вера Георгиевна. В книге повествуется об очень древнем знатном русском городе Муроме и его окрестностях. Рассказывается об основных событиях долгой истории Мурома, большое внимание уделено его православным…
Гусь Железный стоит на реке Гусь, а места эти издавна считались богатыми железной рудой. Так что необычное название городка объясняется довольно просто. Чугуно-литейное производство возникло здесь в XVIII веке. Родоначальником семьи горнозаводчиков Баташевых считается тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташев, начавший строить заводики на реке Тулице, а позднее и в Медынском уезде. Заводы унаследовали сыновья, Родион и Александр. После смерти Александра все чугунолитейное дело Баташевых перешло в руки Родиона. Его сыновья, Андрей и Иван, активно расширяли производство. Во Владимирской губернии они основали два завода: Унженский — в 1755 году, и Гусевский — в 1758. Несколько позже (1766) они построили Выксунский и Велетменский заводы в Нижегородской губернии (завод в Выксе существует до сих пор). Затем они основали Илевский, Пристанский и Железницкий заводы. В 1783 году весь род Баташевых был возведен в дворянское достоинство. В этом же году между братьями был произведен раздел имущества. Гусевский завод достался Андрею Родионовичу, а после его смерти законные и незаконные дети еще долго делили наследство. Андрей Баташев решил устроить в Гусе Железном свою резиденцию, размахнувшись по-барски. Главный дом, длинное прямоугольное здание со скромным портиком, настолько вытянут в длину, что ходили слухи, будто один конец дома выхот в Рязанскую, а другой — во Владимирскую губернии. Славившийся своей жестокостью и необузданностью владелец был таким образом как бы недосягаем для администрации обеих губерний. Однако величина барского дома ничто по сравнению с собором. Вот это громадина! Несмотря на размеры, Троицкая церковь довольно стройна. Ее постройку приписывают Андрею Родионовичу, но при нем она могла быть только заложена, да и это спорно (если год его смерти действительно 1799, а год закладки храма — 1802). Конечно, в любом случае нельзя исключить возможную роль Андрея Баташева как заказчика проекта. Достроен храм был лишь в 1847-1868 годах. Столь долгий срок строительства мог внести значительные коррективы в первоначальный проект, что еще более затрудняет атрибуцию этого памятника, и уже традиционный для подобных построек вопрос «Баженов — не Баженов», как всегда, остается без определеного ответа. Каких-либо документальных подверждений «баженовской» гипотезы вроде бы нет (разумеется, речь может идти только о первоначальном проекте — Баженов скончался в 1799 году, еще до закладки храма). Ссылки на работы великого зодчего для Баташевых в Москве сейчас звучат не очень убедительно — считается, что приписываемый ранее Баженову дом Баташевых на Яузской улице построен на самом деле Родионом Казаковым (возможно, при участии М.П. Кисельникова). Троицкому храму, конечно, недостает той особой баженовской легкости и совершенства пропорций, однако это объяснимо, если учесть долгую и, вероятно, трудную историю его строительства. Так что … все может быть.
К главному дому усадьбы примыкали сады (один из них носил название «сад ужасов») и дворовые постройки. Все это было обнесено толстой кирпичной стеной с башнями и бойницами. Высота стены достигала 5-7 метров. Вся жизнь протекала за закрытыми воротами. Под домом и садом были вырыты многочисленные подземные сооружения (подвады, подземные ходы, тюрьмы). С чем была связана ночная тайная жизнь баташевских подземелий до конца неясно. Известно, что Андрей Родионович был масоном, к нему приезжали другие члены ордена. Для подобных целей были секретные помещения в доме. Большей известностью пользуется легенда о чеканке в подземельях фальшивых денег. Ходили слухи, что прознав о готовящейся правительственной ревизии, Баташев просто засыпал входы в свой «монетный двор», погребя заживо несколько сотен работавших там людей. Начало существования Гуся Железного, как и вся жизнь Андрея Родионовича Баташева, окутано легендами. Достоверно неизвестно, когда точно сооружены первые постройки городка, даже год смерти его страшного хозяина варьируется в литературе от 1799 до 1825. Так что Гусь Железный довольно необычнное место , овеянное мрачными легендами. Январь 2005г. Библиография: Вагнер Г. К.,Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М., 19891000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М., 1995 Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М.,2003 Река Гусь. В конце XVIII века ее перегораживала плотина с монументальными обелисками. Большой пруд — неизменный технологический атрибут металлургических заводов того времени. Сейчас перед нами просто красивая река. Еще издали виден огромный Троицкий собор, резко контрастирующий с одноэтажной деревянной застройкой берега. Если бы не этот храм, Гусь Железный походил бы на одно из многочисленных окрестных сел. Строительство велось долго, всю первую половину XIX века. Собор был задуман, а возможно и заложен, самим Андреем Родионовичем Баташевым. Связями Баташева с масонским орденом можно объяснить и псевдоготические формы постройки, и встречающееся в литературе предположение об авторстве В. И.Баженова (также бывшего масоном). Хотя гипотеза ничем не подтверждена, неуловимое впечатление чего-то общего с церковью в подмосковном Быкове не покидает при взгляде на Троицкий собор. Обе церкви сложены из белого камня, двойные колонны, стрельчатые окна… Бесспорно, столь сложный и гармоничный образ мог создать лишь первоклассный архитектор. Сочетание элементов барокко, классицизма и псевдоготики не приводит к перегруженности. Наоборот, впечатление от Троицкого собора очень цельное. Он весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и оргомная колокольня с часами. По сравнению с собором дом Баташева не так выразителен, выстроен он в конце XVIII века. Работали быстро, всего за два года был возведен сам главный дом без подвалов и подземелий. На строительство было согнано все окрестное население. Дом, дворовые постройки и сады были обнесены огромной кирпичной стеной, остатки которой впечатляют и сейчас. О том, что творилось за этими стенами, ходят жуткие легенды. Был там в «саду ужасов» позорный столб, к которому привязывали провинившихся и забивали до смерти. Был и зверинец, иногда тоже использовавшийся для подобных забав. На краю сада стоял двухэтажный дом с башней в виде небольшого бастиона. Внизу жили павлины, павы, цесарки, аисты и разные птицы. В верхнем же этаже Павлиньего павильона были отдельные комнаты.По преданию, в глубоком подземелье этого здания сгинуло немало людей. Возможно, перед нами остатки Павлиньего дома, а может развалины крепостного театра? Мрачное впечатление от Баташевской усадьбы скрашивают домики на центральной площади города, есть и симпатичные деревянные постройки. В любом случае, в Гусь Железный стоит приехать… |
Самым большим символом статуса в скандинавском железном веке был гусь
Женщина, погребенная с овцой, типична для могил римского железного века (в скандинавских странах). Другие виды животных (включая овец) встречаются в более молодые периоды и демонстрируют римское влияние. (Фото: Музей Кроппедаля)
Птица была всем, что вам нужно, чтобы сигнализировать о вашем статусе.
Шарлотта Прайс Перссон
Забудьте о сумках Gucci, золотых украшениях и быстрых машинах. В скандинавском римском железном веке лучшим символом статуса был гусь. Как вариант курица.
К такому выводу пришли датские ученые после изучения почти 100 могил раннего и позднеримского железного века (1-375 гг. н.э.).
Они также утверждают, что римское влияние привело к значительным изменениям в способах, которыми скандинавы хоронили своих умерших.
Одним из изменений стал обычай хоронить людей вместе с разными видами животных, а недавно завезенные куры и гуси стали символами особо высокого положения.
Останки взрослого петуха, обнаруженные у подножия женской могилы в Карупе, Рингстед, Восточная Дания. (Фото: Герт Бровад)
«У нас до Рождества Христова нет такой птицы, поэтому она явно связана с римской жизнью и римским статусом. В Римской империи куры и гуси были обычным подарком на погребение, тогда как в Дании они были новыми и экзотическими видами», — говорит Энн Биргитте Готфредсен из Музея естественной истории Дании при Копенгагенском университете.
Готфредсен проанализировал кости животных и является ведущим автором книги «Богатство и престиж 2», в которой подробно описаны новые анализы.
Подробнее: Археологи раскопали 400 домов железного века в Дании
Больше видов указывает на более высокий статус
Лишь немногие избранные были похоронены вместе с курами или гусями, и даже внутри этих двух символов высокого статуса было много различий. В то время как «куриные могилы» содержали значительные ценности, только «гусиные могилы» содержали дорогие импортные римские товары, говорит Анне Биргитте Готфредсен.
Поросенок, найденный в могиле девочки 1,5 лет. Голова поросенка была отделена от его тела и помещена напротив его задней части, обозначенной белым кругом. (Фото: Музей Кроппедаля)
«Эти птицы, безусловно, были редкостью, и в настоящее время мы не находим их в обычных бытовых отходах. Мы видим их как животных только в связи с ритуалами или в могиле», — говорит Готфредсен.
Римское влияние было сильным в этот период, и вдохновение ясно видно в развитии погребальных ритуалов, говорит она. Наиболее значительный сдвиг произошел при переходе от раннего к позднему римскому железному веку, около 150 г. н.э.
«Количество видов увеличивается, как и количество целых животных и частичных животных. Могилы с высоким статусом содержали значительно больше: больше видов означало более высокий статус. Нет никаких сомнений в том, что материальное выражение изменилось в соответствии с римским вдохновением», — говорит она.
Подробнее: В Дании обнаружен сгоревший дом железного века
Первое исследование такого рода
Ученые впервые объединили зоологические исследования скелетов животных с археологическими и антропологическими результатами в датских могилах периода римского железного века, когда Скандинавия переживала большие культурные изменения.
«Это первое исследование такого рода, в котором материал обрабатывается коллективно, и для меня оно открывает совершенно новые аспекты погребальных ритуалов того периода», — говорит археолог Могенс Бо Хенриксен, куратор городских музеев Оденсе, Дания.
Раньше вдохновение черпалось из Римской империи в виде импортных товаров, оружия, стеклянных кубков, бронзовых сосудов и монет, но погребальные ритуалы показывают, что влияние было гораздо более распространенным.
«Новые погребальные обряды — явный признак контакта с римлянами и усыновления их животных. Есть даже некоторые приметы, свидетельствующие о том, что так же, как и римляне, люди стали устраивать банкеты по умершим. Это был целый образ жизни», — говорит Хенриксен.
Подробнее: Эпоху викингов следует называть веком стали
Животные несут в себе большую символику
Новое исследование позволяет археологам больше узнать о значении широко распространенной практики закладывания животных в могилы рядом с мертвыми, говорит он.
«Раньше мы думали, что животных хоронят в первую очередь как пищу и что могила — это запертая комната для умерших, но это далеко не так. Животные были гораздо более чем практичными и функциональными, они несли в себе большую символику», — говорит Хенриксен.
Гуси, которых в этот период начинают находить в могилах, в римской культуре считались святыми. Они представляли богиню Юнону, которая была замужем за Юпитером и имела высший ранг в римской мифологии.
«В целом посылает сигнал. Погребения в этот период были больше, чем что-либо другое, организованным мероприятием, которое должно было обозначить родословную и тем самым статус потомков», — говорит он.
Подробнее: Норвежское железо помогло построить Европу железного века
Общие животные с умершими
При переходе от раннего к позднему железному веку произошли изменения в том, как люди укладывали животных в могилы, говорит Готфредсен.
Например, прекратилась практика размещения половины животного в каждом конце могилы. Вместо этого они стали укладывать все животное, хотя и еще разрубленное, в одном положении в могилу и срезать мясо с костей. Они также предпочитали использовать молодых животных.
Готфредсен соглашается, что скандинавы переняли римскую традицию устраивать банкеты вокруг умерших, что может быть поддержано новым отношением людей к животным.
«По порезам на костях видно, что часть мяса срезана. Это могло произойти очень близко к могиле, которую мы не можем увидеть сегодня, но мы думаем, что нарезанное мясо было приготовлено и «разделено» с умершими до того, как они закрыли могилу», — говорит она.
Подробнее: Почему некоторые женщины железного века выбирают экзотические украшения
Принц железного века в окружении животных
Одной из самых богатых могил в коллекции является могила Эллекильде, датируемая позднеримским железным веком.
В могиле князя железного века погребено столько разных животных, что археологи не сомневаются в его социальном статусе: гусь, собака, свинья, крупный рогатый скот и овца. По словам Готфредсена, значение собаки было особенно неоднозначным.
«Большинство животных считались пищевыми дарами, хотя они могли иметь и символическое значение, но собаки были чем-то другим. Следов порезов костей нет. Они были друзьями», — говорит она.
Собаки появляются во многих контекстах в археологических материалах в связи с захоронениями и, вероятно, также имели космологическое значение, возможно, как друг в загробной жизни.
«Значит, это определенно сигнализировало о статусе. Мы видим собак только в захоронениях высокого статуса», — говорит Готфредсен.
Собаки также используются как символ охоты и войны, говорит Хенриксен.
Принц из Эллекильде был похоронен с оружием. Его интерпретируют как воина, а его собаку считают бойцовой собакой.
—————
Подробнее читайте в датской статье на Videnskab.dk
Перевод: Кэтрин Джекс
Научные ссылки
- Wealth and Prestige by Kroppedal Museum
Внешние ссылки
- Anne Birgitte Gotfredsen
- Mogens Bo Henriksen
Похожие материалы
Археологи находят жертвоприношения железного века возрастом 2000 лет
Компания ScienceNordic была на месте, когда археологи раскопали священное болото железного века.
Археологи раскопали 400 домов железного века в Дании
Впечатляющее и уникальное место, говорят археологи.
Древнеримский артефакт найден на датском острове
Редкая бронзовая брошь, найденная при раскопках на датском острове Борнхольм, вызвала недоумение у археологов.
90 128 Вулканы, связанные с культурными переворотами со времен раннего РимаНовое исследование показывает, что крупные извержения вулканов многократно охлаждали глобальный климат за последние 2500 лет и совпали с разрушительным голодом по всей Европе.
Римский пьяница найден на датском острове
Новая археологическая находка на датском острове Фальстер восходит к первому римскому императору Августу.
роман Дания археология videnskab.dk общество и культура общество и культура
The Los Angeles Conservancy — от Goose до Google. Часть 3: Ура Голливуду
После того, как General Motors купила Hughes Aircraft Company в 1986 году, в кампусе Калвер-Сити стало тихо. Многие здания были выпотрошены, снесены или оставлены в запустении — даже после того, как собственность была признана подходящей для включения в Национальный реестр исторических мест как исторический район в 1919 году.91.
Поскольку у сайта была неопределенная судьба, позвонили из Голливуда. Кинематографисты искали большие звуковые сцены для современных блокбастеров, и промышленные здания на территории, особенно гигантский ангар, где был построен «Еловый гусь», отвечали всем требованиям.
Съемочные площадки в ангаре Spruce Goose, 1995 год. Изображение предоставлено Библиотекой Конгресса.
Ряд производственных компаний использовали различные части комплекса. В ангаре «Еловый гусь» проводились новаторские работы над некоторыми из основных фильмов той эпохи, в том числе:
День независимости (1996)
Для научно-фантастического спектакля режиссера Роланда Эммериха о борьбе человечества с инопланетной атакой в ангаре размещалась большая часть внутренних декораций, включая Зону 51, Белый дом, Институт поиска внеземного разума и Центр космического командования Пентагона. О, и Белый дом был взорван на стоянке. (То есть гипсовая модель Белого дома размером 14×5 футов.)
Титаник (1997)
Вымышленный рассказ Джеймса Кэмерона о легендарном кораблекрушении — один из крупнейших блокбастеров всех времен. Фильм получил одиннадцать премий Оскар, в том числе за визуальные эффекты. Команда визуальных эффектов использовала ангар Spruce Goose для съемки миниатюрных моделей корабля в масштабе 1/20 (44 фута). «Размах проекта — это то, что я никогда не забуду», — сказал Эрик Нэш, директор по визуальным эффектам Digital Domain. «Сегодня все это было бы сделано с помощью компьютерной графики, поэтому я не думаю, что миниатюрная работа в таком масштабе когда-либо будет сделана снова».
Миниатюрная модель Титаника, использованная в фильме.
«Железный человек» (2008)
«Не случайно наши павильоны — это два ангара, где работал Говард Хьюз», — сказал кинокритику Эмануэлю Леви исполнительный продюсер Питер Биллингсли. «Изначально Хьюз вдохновил [соавтора «Железного человека»] Стэна Ли, когда он создавал [альтер-эго] Тони Старка, и в этом фильме персонаж представляет собой настоящее сочетание богатства, гениальности и славы».
Аватар (2009)
Двенадцать лет спустя Титаник , Джеймс Кэмерон вернулся в ангар Spruce Goose, чтобы снять фильм, который The Guardian заявил, что «в одиночку положил начало 3D-революции». Революционные визуальные эффекты научно-фантастического эпоса включали систему захвата движения, которая, согласно The Hollywood Reporter , позволила Кэмерону «кадрировать не только актеров, но и каждый свет, каждый лист, каждый элемент, который он хотел видеть в кадре».