Западная Европа во второй половине 20 века [после мировой войны] — история, страны, события, достижения, революции, вики — WikiWhat
Европейская экономическая интеграция
В условиях «холодной войны» происходило моральное сплочение Западной Европы, которое подкреплялось большими достижениями в экономической интеграции. Политики и промышленники сразу после войны выдвигали мысль о необходимости создания в Европе общего рынка, в рамках которого координировалась бы финансовая и экономическая политика.
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
Толчок в этом направлении исходил от французов. 9 мая 1951 г. по предложению французского министра иностранных дел М. Шумана было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Этим соглашением немецкая тяжёлая промышленность была поставлена под совместный контроль. Взамен немцы получили доступ на рынки европейских стран. Центр европейской тяжёлой и военной промышленности, сконцентрированный в Руре, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн, беспокойства, потрясений, конфликтов и превратился в место, где развивалось экономическое сотрудничество.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)
В 1957 г. возникло Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в которое первоначально вошли Франция, ФРГ, Италия, страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, в январе 1981 г. Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. Уровень интеграции и интенсивность экономических связей в ЕЭС были несравненно выше, чем в странах, присоединившихся к Совету экономической взаимопомощи.
Экономическое чудо
см. Экономическое чудо
Загрузка…
Политика
Внешнеполитическая жизнь стран Западной Европы после Второй мировой войны складывалась исключительно благоприятно. Европейские демократии, в межвоенный период не находившие согласия, под давлением настоящей или мнимой советской угрозы смогли довольно быстро договориться о принципах взаимоотношений. Огромную роль в этой стабилизации сыграла скорая и полная интеграция побеждённых Германии и Италии.
С государствами, находившимися вне ЕЭС, произошла метаморфоза, приблизившая их по уровню экономического развития к передовым европейским странам. Самым поразительным примером такой метаморфозы стала Испания.
Движение Морального Перевооружения
Особенно важным явлением европейской истории периода «государства благоденствия» было франко-германское примирение и обращение к взаимной открытости, доверию друг к другу. Не только во франко-германском сближении, но и в целом на Западе весьма значимым фактором примирения и консолидации стало создание нового морального климата, отказ от старых взаимных претензий и ненависти, обращение к христианскому прощению, в чём большую роль сыграло Движение Морального Перевооружения (МПВ). Христианское прощение было особенно актуально после войны, годы которой были перенасыщены взаимной ненавистью воевавших народов. Инициатором создания МПВ в 1938 г. был американец Фрэнсис Букман (1878-1961), который наряду с сочувствующими движению канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром иностранных дел Франции М. Шуманом является одной из ключевых фигур послевоенного развития Европы. Этим людям Европа обязана диалогу и сотрудничеству в решающие послевоенные годы. В рамках Движения практиковался школьный и студенческий обмен.
Коммунистические партии
Американская администрация была очень озабочена мощью коммунистических партий во Франции и в Италии. Такие основания у неё имелись не только в отношении этих стран. После войны в Европе коммунисты приняли участие в правительствах Бельгии, Дании, большинстве немецких земель. В Норвегии даже обсуждался проект объединения социал-демократов и коммунистов, правда не реализованный на деле. Советская пропаганда утверждала, что коммунистов из правительств в Бельгии, во Франции вытеснили по указке Вашингтона, но их уход был связан с обычной демократической политической игрой. Единственным исключением стала Италия: госсекретарь США Маршалл в мае 1947 г. оказал давление на де Гаспери, чтобы тот удалил коммунистов. США широко вмешивались в ход выборов в Италии в апреле 1948 г. На тех выборах победила ХДП, набрав 48,5 % голосов, что обеспечило ей 305 из 574 мест в парламенте.
Создание НАТО
4 апреля 1949 г., 12 государствами (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Люксембург и Португалия) был заключён договор о создании блока стран Североатлантического договора (НАТО), который хотя и не предусматривал оказания военной помощи, однако делал США союзником европейских стран против советской угрозы. После ратификации договора сенатом линия обороны США стала пролегать в Европе, а безопасность Америки теперь напрямую зависела от мировой безопасности.
Политическая стабилизация
Европейское политическое согласие и стабильность символизировали патриархальные фигуры премьер-министра Италии Альчиде де Гаспери (на момент вступления в эту должность в декабре 1945 г. ему было уже 64 года), канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (в 1945 г. — 69 лет) и президента Франции Шарля де Голля (в 1958 г. в 68 лет он стал президентом Пятой республики).
Историки дают неоднозначную оценку правления политических деятелей периода просперити. Многие из них отмечают, что старые политики, наученные горьким опытом, старались создать крепкую, эффективную демократическую систему, способную выдержать любые испытания и противостоять как внешней, так и внутренней опасности. Не без их участия за 35 послевоенных лет 300 млн европейцев, проживавших к западу от «железного занавеса», достигли высокого уровня жизни. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Политическая стабилизация не была продолжительной. С середины 1960-х гг. демократии де Гаспери, К. Аденауэра, де Голля новым поколением европейцев стали восприниматься как автократическое правление. Естественная смена власти произошла во Франции и ФРГ, Испании и Великобритании: авторитеты европейской политики, чей преклонный возраст свидетельствовал об их политическом долголетии, уходили в отставку. Практически повсеместно происходило омоложение политики, и ярче всего оно выразилось в «молодёжной революции» 1968 г.
Страны Западной Европы во второй половине 20 века
развитие демократии и начало интеграции Европы
С возвратом к мирной жизни в послевоенной Европе требовалось в первую очередь восстановить экономику. За относительно короткий срок к концу 1940-х годов большинство европейских стран достигли довоенного уровня промышленного производства. Быстрый рост производства привёл к сокращению безработицы, улучшению социальной обстановки. В возрождении экономики были заинтересованы все слои общества. Некоторые политики и публицисты, пользуясь этим, выдвинули лозунги общественного единения, примирения предпринимателей и рабочих.
Борьба за демократизацию новой жизни
Однако в политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.
Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил — социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты.
Так было во Франции и Италии, где к концу войны коммунистические партии стали массовыми, пользовались значительным авторитетом благодаря активному участию в движении Сопротивления. Укреплению их позиций способствовало сотрудничество с социалистами. Во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет двух партий, в Италии в 1946 г. подписано соглашение о единстве действий коммунистов и социалистов, а также профсоюзов. Во Франции коммунисты входили в состав коалиционных правительств в 1944—1947 гг., в Италии министры-коммунисты работали в правительствах в 1945—1947 гг.
В странах Северной Европы наибольшим влиянием после войны пользовались социал-демократические партии, находившиеся здесь у власти ещё в 1930-е годы. В Швеции и Норвегии они образовали в 1945 г. однопартийные кабинеты. В первые послевоенные правительства Дании, Исландии наряду с социал-демократами входили также коммунисты.
Основные политические мероприятия первых послевоенных правительств предусматривали восстановление демократических свобод, чистку государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы пять крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20—25%. В Великобритании, где у власти в 1945—1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались компенсации. Национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».
Несмотря на массовую поддержку политики левых партий и ослабленные позиции партий консервативного толка, утверждение демократических основ послевоенного общества и экономические преобразования проходили в острой борьбе. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику». В результате референдума 18 июня 1946 г. страна была провозглашена республикой. Значительные политические баталии развернулись во многих странах вокруг выборов в учредительные собрания и разработки новых конституций.
Избирательные плакаты первых послевоенных выборов в Германии
Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 1940-х годов — в 1946 г. во Франции (конституция Четвёртой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, — стали самыми демократическими за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам, зафиксированным ещё в Декларации прав человека и гражданина (вспомните, когда, в результате каких событий был принят этот документ), провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.
В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40—42-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Эти меры предпринимались под влиянием требований и выступлений трудящихся. Так, в Великобритании в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.
Стабилизация
Особым периодом в истории западноевропейских стран стали 1950-е годы. Это было время быстрого экономического развития, когда прирост продукции промышленного производства составлял в среднем 5—6 % в год. Послевоенная промышленность восстанавливалась с применением новых машин и технологий. В 1950-е годы началась научно-техническая революция, одним из основных направлений которой являлась автоматизация производства. Тяжёлый ручной труд, работа человека за станком всё больше заменялись автоматикой. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, росла их зарплата. Они пополняли ряды «белых воротничков» — работников с высокой профессионально-технической подготовкой.
В Англии уровень заработной платы в 1950-е годы повышался в среднем на 5 % в год при росте цен на 3 % в год. В ФРГ за этот же период реальная заработная плата выросла в 2 раза. В некоторых странах, например в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же власти периодически «замораживали» зарплату (запрещали её повышение), что вызывало протесты и забастовки рабочих.
Наиболее ощутимым оказался экономический подъём в ФРГ и Италии. В первые послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 1950-х годов расценивалась как «экономическое чудо». Это не только количественный, но и качественный скачок. В Италии среднегодовой прирост объёма промышленной продукции составлял 10 % в год. Из аграрно-индустриальной страны она превратилась в индустриальную. Особенно быстро развивались машиностроение, автомобилестроительная и химическая отрасли. Итальянская промышленная продукция стала продаваться во многие страны.
«Экономическое чудо» в ФРГ и Италии произошло благодаря целому ряду процессов: перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимической, электронной, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным финансовым подспорьем явилась американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъёма производства заключалось и в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. К тому же существовал значительный резерв дешёвой рабочей силы за счёт переселенцев, выходцев из села. Немаловажное значение имело отсутствие в бюджете этих стран в первые послевоенные годы расходов на армию и вооружения.
Экономический подъём обеспечил социальную стабильность. В условиях сокращения безработицы, относительной устойчивости цен и повышения заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 1950-х годов, когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации, в частности сокращение рабочих мест.
Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда — заново.
Даты и события:
- 1943 г. — в Италии католические деятели — участники Сопротивления создали Христианско-демократическую партию (ХДП).
- 1944 г. — во Франции образовано Народно-республиканское движение на базе довоенной партии католического толка.
- 1945 г. — в Германии основан Христианско-демократический союз (ХДС), в 1950 г. к нему присоединился действовавший в Баварии Христианско-социальный союз, в результате возник блок ХДС/ХСС.
Эти партии объединяли крупных промышленников, банкиров, известных католических деятелей. Вместе с тем они стремились получить широкую поддержку в обществе, чему должно было способствовать выдвижение христианских ценностей в качестве главных идейных основ новых партий. Занимая в целом консервативные позиции, христианские демократы учитывали особенности политической ситуации. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию.
Придя к власти в 1950-е годы, лидеры консервативных партий отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили о социальных гарантиях для людей труда, обществе всеобщего благосостояния. В ФРГ получила распространение концепция «социального рыночного хозяйства», основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Британские консерваторы, находившиеся у власти в 1951—1957 гг. (премьер-министры У. Черчилль, а затем А. Иден), провели реприватизацию (возвращение в частные руки) некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). В то же время началось наступление на провозглашённые во второй половине 1940-х годов политические права и свободы.
В ФРГ в 1951 г. приняли закон об уголовном преследовании по политическим мотивам — «блицзакон», согласно которому ввоз неугодной властям литературы, критические отзывы о руководителях государства, деятельности государственного аппарата, контакты с официальными органами ГДР могли рассматриваться как «государственная измена» и караться заключением на срок от 5 до 15 лет. За 10 лет на основании этого закона было заведено 200 тыс. дел, затронувших 500 тыс. граждан ФРГ. В 1953 г. появился закон, ограничивавший возможности проведения собраний и демонстраций. В 1956 г. по приговору конституционного суда была запрещена Коммунистическая партия Германии.
В Италии в 1952 г. христианские демократы предприняли попытку отменить пропорциональную систему представительства в парламенте, предложив предоставлять 2/3 мест в парламенте партии или блоку, собравшему более половины голосов на выборах.
В 1958 г. произошёл значительный поворот в политической жизни Франции. В середине 1950-х годов здесь сложилась кризисная ситуация. Её составными элементами являлись политическая неустойчивость и частая смена правительств социалистов и радикалов, начавшийся распад французской колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшение положения и рост выступлений трудящихся. В такой обстановке всё большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Ш. де Голль.
В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире, поддерживаемое ультраправыми силами, отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернётся Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. 1 июня 1958 г. он был назначен премьер-министром. Спустя три месяца появился проект новой конституции. На референдуме 28 сентября 1958 г. за неё проголосовали 79 % избирателей. Во Франции утвердилась Пятая республика. В декабре 1958 г. Ш. де Голль был избран президентом Франции. Сложившийся при нём режим не без основания назвали «режимом личной власти». Опорой его стала основанная сторонниками де Голля партия «Союз в защиту новой республики» (ЮНР).
Конституция 1958 г. предоставляла самые широкие права президенту, избиравшемуся на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки правительства.
Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа — К. Аденауэр
Шарль де Голль (1890—1970) родился в зажиточной дворянской семье. В юности избрал военную карьеру. Участвовал в Первой мировой войне. В начальный период Второй мировой войны настаивал на решительных действиях против германской армии, в апреле 1940 г. назначен командиром танковой дивизии. После поражения французской армии перебрался в Лондон, где создал комитет «Свободная Франция». С 1943 г. — один из руководителей Французского комитета национального освобождения. В 1944—1946 гг. возглавлял первые послевоенные коалиционные правительства. В 1958—1969 гг. — президент Франции. Человек консервативных убеждений, Ш. де Голль на первое место ставил национальные интересы и величие Франции. Стремясь утвердить сильный и независимый внешнеполитический курс своей страны, он нередко предпринимал шаги, которые не совпадали с позициями западных партнёров Франции. Например, в годы «холодной войны» выступал за неприкосновенность германо-польской границы по Одеру — Нейсе, дипломатическое признание Китайской Народной Республики, за вывод американских войск из Вьетнама и др. Он настоял на том, чтобы Франция вышла из военной структуры НАТО (1966), сохранив участие только в политической организации этого блока. Одним из первых среди западных лидеров де Голль совершил визит в Советский Союз (1966), положив начало расширению франко-советских отношений.
Конрад Аденауэр (1876—1967) родился в католической семье. В 1901 г. окончил университет и стал адвокатом. Общественную деятельность начал до Первой мировой войны, с 1917 г. — обер-бургомистр Кёльна. Был активным деятелем католической партии Центра. Как противник идеологии и политики национал-социалистов смещён нацистскими властями со службы. В 1945 г. стал одним из основателей, а в 1946 г. — руководителем партии Христианско-демократический союз. В 1949 г. избран канцлером только что образованной Федеративной Республики Германии, занимал этот пост до 1963 г. В своих взглядах и деятельности Аденауэр опирался на идеи индивидуализма (в том числе преобладания частных интересов и активности над государственными) и христианской морали. В государственной политике выступал как сторонник федеративности, объединения Европы. К. Аденауэр, прозванный «железным Конрадом», вошёл в историю как один из основателей послевоенного западногерманского государства, отцов «экономического чуда» 1950-х годов.
Начало интеграции
Характерной чертой послевоенного мира стало развитие региональной интеграции. Она осуществлялась в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке. Что заставляло ту или иную группу государств устанавливать тесные связи, вступать в союз? Рассмотрим это на примере стран Западной Европы. Выше уже говорилось о создании в 1949 г. военно-политической организации НАТО, а в 1957 г. — Европейского экономического сообщества. Очевидна одна из причин их возникновения — разделение и соперничество между «западным» и «восточным» блоками. Но существовали и другие побудительные мотивы для интеграции. Во-первых, западноевропейские государства стремились укрепить свои позиции в условиях появления в послевоенном мире нескольких экономических центров, таких как США, Япония, социалистическое содружество. Во-вторых, всё отчётливее ощущалась потребность устранить межгосударственные противоречия в самой Западной Европе, например между Францией и Германией.
В интеграции были заинтересованы не только государства, но и европейские монополии. В послевоенные десятилетия банковский и промышленный капитал приобретал всё более наднациональный характер. Сложилась сеть транснациональных корпораций (ТНК), для которых государственные границы становились препятствием. Представители крупной буржуазии видели в объединённой Европе прежде всего «Европу трестов». Объединение поддерживали и социал-демократические деятели, считавшие, что оно позволит «упорядочить» экономическое развитие стран региона, эффективнее регулировать экономику.
Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе
Даты и события:
- 1951 г. — создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли шесть западноевропейских государств.
- 1957 г. — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали в Риме договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС или «Общий рынок»). В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. Участники ЕЭС основали также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
- 1967 г. — ЕЭС, ЕОУС и Евратом под общим названием Европейские сообщества (ЕС) перешли под общее руководство. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе (Бельгия).
В последующие десятилетия интеграция углублялась. С конца 1970-х годов стали проводиться прямые выборы в Европарламент, был учреждён Европейский суд. В 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение об отмене взаимного пограничного паспортного контроля девятью странами Европейского союза (так изменилось с 1993 г. название Европейского сообщества). С 1999 г. в ряде стран введена новая валюта — евро.
Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.
2018 Регионы мира: Исторические данные: Global Philanthropy Environment Index: Global Philanthropy Indexes: IUPUI
Согласно последним оценкам, наиболее представленной религией является христианство в различных конфессиях: римско-католическая, лютеранская, евангелическая и англиканская. Христианство обеспечивает давнюю традицию благотворительности в регионе, и как Римско-католическая, так и протестантская церкви предлагают социальные услуги для помощи нуждающимся и поощряют традицию благотворительных пожертвований.
Несмотря на это, в этом регионе, как и в остальной Европе, ожидается сокращение христианского населения, в основном из-за старения населения. Одновременно ожидается рост нерелигиозного населения (Pew Research Center, 2015).
Уровень образования в Северной и Западной Европе относительно высок по сравнению с другими странами ОЭСР. В среднем 47,8% молодых людей в возрасте 25–34 лет получили высшее образование в странах Северной Европы, включая Ирландию и Великобританию, где в 2016 г. этот уровень составлял 52,0%9.0003
Что касается Северной Европы, то в Финляндии самый низкий уровень – 41,1 процента. Страны Западной Европы имеют несколько более низкий уровень образования в той же возрастной группе: в среднем 41,64 процента лиц в возрасте 25–34 лет имеют высшее образование; однако на национальном уровне цифры значительно различаются. В то время как уровень получения высшего образования в 2016 году в Германии составлял всего 30,5 процента, в Швейцарии он равнялся 48,8 процента (OECD, 2017a).
Таким образом, регионы Северной и Западной Европы характеризуются высоким уровнем образования, что может положительно сказаться на развитии благотворительного сектора.
Страны Северной и Западной Европы являются представительными демократиями, и, согласно отчету «Свобода в мире », опубликованному Freedom House в 2017 году, все они входят в число 30 лучших стран с точки зрения политических прав и гражданских свобод; Финляндия, Норвегия и Швеция набрали самые высокие баллы в мире. Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания являются конституционными монархиями; монархам не разрешается использовать свою политическую власть, но их роль в продвижении и расширении благотворительности значительна. Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия и Швейцария имеют относительно долгую историю республик как формы правления.
Большинство стран региона являются демократическими государствами всеобщего благосостояния, где социальные услуги и льготы широко предоставляются государством. По данным Евростата (2017a), государства-члены Европейского союза тратят от 9,6 (Ирландия) до 26,5 (Финляндия) процентов своего ВВП на социальную защиту. В социал-демократических государствах всеобщего благосостояния, таких как Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция, правительство предоставляет социальные услуги на основе принципа универсализма, в то время как в христианско-демократических государствах всеобщего благосостояния, таких как Австрия, Франция и Германия, предоставление социальных услуг основано на по принципу субсидиарности.
Несмотря на то, что Швейцария характеризуется как либеральное государство, которое обеспечивает только основные потребности на основе проверки нуждаемости (Esping-Andersen 1990, цитируется Anheier 2014), швейцарское правительство тратит 13,5% своего общего ВВП на социальную защиту (Eurostat). , 2017а).
Несмотря на передовой уровень государства всеобщего благосостояния, социально-экономический разрыв в регионе увеличивается, в основном из-за экономического кризиса 2008 года. В то время как в Соединенном Королевстве самый высокий уровень неравенства доходов (0,36), Дания (0,256) и Норвегия (0,257) входят в число европейских стран с наиболее равными показателями распределения доходов и бедности (OECD, 2017b).
Ни уровень доходов, ни уровень располагаемого дохода домохозяйств не достигли докризисного уровня, а неравенство не сократилось. Как подчеркивается в отчете «Понимание социально-экономического разрыва в Европе », опубликованном ОЭСР (2017c, стр. 5), «неравенство может снизить социальное доверие к институтам и подстегнуть политическую и социальную нестабильность» в регионе, например рост настроений против истеблишмента. партии в Австрии, Франции и Германии или голосование по Brexit 2016 года в Соединенном Королевстве.
Региональный информационный центр Организации Объединенных Наций для Западной Европы
Региональный информационный центр Организации Объединенных Наций для Западной Европы (UNRIC) расположен в Брюсселе, столице Европы. Его миссия состоит в том, чтобы сообщать о ценностях, истории и мандате Организации Объединенных Наций и ее действиях по построению более мирного, справедливого и устойчивого мира.
UNRIC представляет Департамент глобальных коммуникаций ООН в Западной Европе и взаимодействует с партнерами, гражданским обществом, средствами массовой информации, государственными учреждениями, академическим сообществом, частным сектором, а также творческим сообществом. UNRIC также оказывает поддержку учреждениям Организации Объединенных Наций, расположенным в Брюсселе, и работает вместе с учреждениями Европейского Союза.
Центр охватывает 22 страны* и работает на 13 языках. Мы предоставляем информационные бюллетени и информационные материалы, сотрудничаем с партнерами в организации мероприятий, помогаем организовать Модель Организации Объединенных Наций (MUN) и отвечаем на вопросы по темам, касающимся Организации Объединенных Наций и ее кампаний по повышению осведомленности общественности.
Флаг Организации Объединенных Наций у офисов Регионального информационного центра Организации Объединенных Наций для Западной Европы (© UNRIC)
По предварительной записи и в зависимости от наличия нашего персонала мы можем принимать группы для конференций по тематике ООН.
В нашем Центре регулярно организуются пресс-конференции, и мы принимаем запросы на интервью от журналистов.
UNRIC также проводит бесплатные показы документальных фильмов для публики, за которыми следуют панельные дискуссии в Брюсселе и по всей Европе.
* Андорра, Бельгия, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Святой Престол, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Сан-Марино, Швеция, и Соединенное Королевство.
Наша команда
Режиссер: Sherri Aldis
Заместитель директора : Кэролайн Petit
Unric Desk Officers
Benelux : Marian Ealce Ealceer Ealere
BenElux : MarianVERIELE
.