Софийский собор — история, описание, экскурсии, фото
Софийский собор – настоящая жемчужина не только украинской, но и мировой архитектуры и одна из главных достопримечательностей Киева.
В последние годы является популярной гипотеза о основания Софии Киевской князем Владимиром. Доктор исторических наук Надежда Никитенко, поддержанная кандидатом исторических наук Вячеславом Корниенко, выдвинула гипотезу: храм заложен 4 ноября 1011, освящен 11 мая 1018, сооружение начал Владимир Великий, завершил Ярослав Мудрый. Эта концепция построена на основании новой интерпретации светских фресок и найденных на фресках собора граффити, датированных 1018/21, 1019, 1022, 1023, 1028, 1033 и 1036 годами.
История Софийского собора
София Киевская является самым древним уцелевшим памятником со времен Киевской Руси. Однако тот вид, в каком мы знаем ее сейчас, она приобрела не сразу.
Первоначально Софийский собор имел пирамидальную структуру и 13 куполов. Считалось, что главный купол и 12 куполов поменьше символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Однако по разным причинам храм неоднократно реконструировался и перестраивался.
В стиле украинского барокко храм был перестроен в конце XVII – в начале XVIII века при гетмане Иване Мазепе и митрополите Варлааме (Ясинском).
Интересный факт: Большая колокольня Софийского собора была построена по приказу гетмана Ивана Мазепы. В ней до сих пор хранится большой колокол весом в 13 тонн и высотой в более чем один метр, который был отлит в далеком 1705 году по заказу и на средства гетмана.
Ансамбль Софии Киевской включает в себя колокольню (1699-1706 года), южную въездную башню (начало 18 века), трапезную (1722-1730 года), хлебопекарню (1722-1730 года), бурсу (1763-1767 года), дом митрополита (1722-1730 года), братский корпус (50-е года 18 века) и ворота Заборовского (1746 год).
Внутреннее убранство храма хранит потрясающий ансамбль аутентичных мозаик и фресок, который считается самым полным в мире. В целом художественное наследие Софийского собора составляет 260 квадратных метров мозаик и 3000 квадратных метров фрески. Основной гордостью Софии является известное на весь мозаичное изображение Оранты — Богоматери с поднятыми в молитве руками.
Интересный факт: В 1990 году Софийский собор вместе с Киево-Печерской лаврой стали первыми памятниками архитектуры на территории Украины, которые внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если вы гость или коренной житель столицы, но еще ни разу не были на территории Софийского заповедника – обязательно посетите это удивительное место с одной из экскурсий по Киеву! Его древняя история, красота и непередаваемая энергетика станут источником незабываемых впечатлений и отдохновения для души и тела. Не даром же София числится в списке «что посмотреть в Киеве» одной из первых!
Если вы не знаете, куда пойти в Киеве, Софийский собор и музей – замечательный вариант для отдыха и приятного времяпрепровождения.
Рядом находятся: Золотые ворота, Памятник Богдану Хмельницкому, Михайловский златоверхий собор, Фонтан желаний, Киевский ослик, Фуникулер
Станция метро: Золотые ворота
ул. Владимирская, 24 (от метро «Золотые ворота» по улице Владимирской пройти 500 метров)
Софийский собор. Фото
Как посетить? Экскурсии и туры с посещением этой достопримечательности
Секретный Киев
Хотите узнать что-то интересное, увлекательное и малоизвестное о своем городе? Тогда экскурсия «Секретный Киев» именно для Вас! Вы …
Узнать подробнее
Экскурсия «Курьезы Киева»
Экскурсия «Курьезы Киева». Несколько часов смеха и удивления — вам расскажут невероятные легенды столицы. Заказывайте онлайн прямо сейчас. …
Узнать подробнее
Великие женщины Древней Руси
«Великие женщины Древней Руси» – это тематическая экскурсия по Киеву, посвященная великим женщинам нашей истории. Немало стали гордостью …
Узнать подробнее
Экскурсия «Новогодний Киев»
Вас ожидает множество забавных подробностей о старинных праздничных развлечениях, угощениях и поздравлениях! И даже одно святочное гадание, которое …
Узнать подробнее
Стежками міста Ярослава
Екскурсія надихне вас знайти Бібліотеку Ярослава Мудрого – загадкове зібрання книг київського князя, яке шукають уже майже тисячу . ..
Узнать подробнее
Тайные врата великого Города
Экскурсия посвящена тысячелетней истории нашего прекрасного древнего города, хранящего великое множество секретов и загадок. Вы узнаете какой …
Узнать подробнее
Киевский ослик
Киевский ослик – это еще одна необычная скульптура, принадлежащая авторству Константина Скретуцкого. …
Узнать подробнее
Фонтан желаний
Фонтан желаний располагается на стене киевской гостиницы Интерконтиненталь. Высота фонтана 5 метров. К фонтану с удовольствием приезжают чтобы …
Узнать подробнее
Памятник Богдану Хмельницкому
Памятник Богдану Хмельницкому является одним из символов города Киева. Считается, что булава легендарного гетмана, способствовавшего объединению Украины с …
Узнать подробнее
Софийский собор в Киеве — профессор Надежда Никитенко рассказала, почему основателем считают Ярослава Мудрого
Ярчайшей иллюстрацией того, что историю пишут победители, являются обстоятельства, связанные с созданием святыни народа Украины —старейшего из сохранившихся храмов Киева Софийского собора. В летописании Древней Руси сказано, что его построили на месте победы русичей над печенегами. Однако есть существенная неувязка — даты закладки собора в этих источниках называются уж очень разные. В Новгородской летописи — 1017 год, а в «Повести временных лет» — 1037-й. Однако в обеих летописях четко сказано, что София Киевская — детище великого князя Киевского Ярослава Мудрого.
Факты, свидетельствующие, что эти утверждения грешат против истины, обнаружила в соборе заведующая научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская» доктор исторических наук Надежда Никитенко
«Персонаж на фреске оказался… высокопоставленным евнухом императора»
— В ходе исследований в Софийском соборе фресок со светскими сюжетами у меня возникли серьезные сомнения в истинности летописных свидетельств о том, что этот храм — творение великого князя Киевского Ярослава Мудрого, — говорит Надежда Никитенко.
— Что конкретно натолкнуло вас на эту мысль?
— В южной башне собора (по ней князь и мужская часть знати поднимались на хоры) есть много интересных фресок. На той из них, которую можно назвать центральной, показана сцена с участием византийского императора на ипподроме в Константинополе. В императорской ложе изображен некий безбородый человек. Хотя в те времена все мужское население Византии носило усы и бороды. Мой предшественник в изучении этих фресок доктор исторических наук Сергей Александрович Высоцкий решил, что безбородый не кто иной (точнее иная), как киевская княгиня Ольга.
Ведь из исторических источников мы знаем, что в 957 году она посетила Константинополь и приняла там крещение. Понятно, что был смысл посвятить ее пребыванию в византийской столице одну из фресок в Софии Киевской. Однако, когда я во всех подробностях изучила дошедшие до нас сведения об обрядах, обычаях, традициях, бытовавших в Византии того времени, мне стало очевидно, что это не может быть Ольга.
— Хотите сказать, что женщинам находиться на ипподроме запрещалось?
— Да, причем в этот период истории Византии категорически. С какой стати императору Константину Багрянородному делать для княгини язычников-русичей исключение?
— Кто же в таком случае этот безбородый персонаж? И почему он стоит возле императора?
— Если знаешь о византийских реалиях Х века, то ответить несложно — это сановный евнух.
— Что дает основания утверждать такое?
— То, что среди придворных чиновников, в том числе высокопоставленных, было много скопцов.
— С какой стати им такая честь?
— В Византии считалось, что императором имеет право стать любой ромей (так сами византийцы называли себя), кроме скопца. Поэтому императоры охотно набирали этих людей на государственную службу, доверяли им высокие должности — вплоть до главы правительства. Наверняка евнух, изображенный на фреске в императорской ложе, занимал именно этот пост. Поэтому он и стоит подле императора — так полагалось по церемониалу. Замечу, что слово «ромеи» означает «римляне», ведь изначально Византия была восточной частью Римской империи.
— Если на фреске не княгиня Ольга, а евнух, то зачем было в соборе в Киеве изображать сцену на ипподроме в Константинополе?
— Затем, чтобы показать визит в Константинополь посольства великого князя киевского Владимира. Нужно понимать, что главным в программе визита посольства был прием на ипподроме — форуме византийцев, где Русь в лице ее посланников чествует вся империя во главе со знаменитым императором Василием ІІ. Глава посольства изображен в красных свадебных одеждах в императорской ложе.
— Почему в свадебных?
— Князь Владимир сватался тогда к сестре императоров-соправителей Василия ІІ и Константина VIII принцессе Анне. Согласно древней традиции, столь высокопоставленному жениху не следовало самому приезжать за невестой. Это могло быть опасно, ведь его могли убить. Поэтому было принято, чтобы роль властителя выполнял двойник-фактотум, возглавлявший его посольство. Фактотум даже обращался к византийским императорам от первого лица так, будто сам являлся князем Владимиром. Двойник выполнил в Константинополе то, что следовало сделать жениху: обряды «добывания невесты», а затем от имени Владимира обручился с Анной.
Читайте также: В Софийском соборе обнаружены портреты князя Владимира и его сыновей: сенсационное открытие украинских ученых
— Где сыграли свадьбу?
— В Корсуни (византийском городе в Крыму), где Владимир ожидал невесту. Вообще-то братья-императоры не хотели отдавать любимую сестру Анну в жены иноземцу-язычнику. До этого они отказали четырем претендентам. Кстати, не удивительно, что принцесса засиделась в девках: когда к ней посватался Владимир, ей было уже 26 лет, по тем временам изрядный для невесты возраст.
— Из-за этого обстоятельства императоры все же решились отдать ему сестру?
— Нет, причина в другом. У императоров появился опасный конкурент. Победить его имевшимися у них силами было проблематично. Речь идет о могущественном феодале, командующем византийской армией Варде Фоке. Мятежники его короновали (ведь императором имел право стать любой ромей), и он дошел с войском до Константинополя. Императорам пришлось обратиться за помощью к Владимиру. Тот согласился прислать шеститысячный воинский корпус, чтобы одолеть бунтовщика. За эту услугу потребовал отдать ему в жены Анну.
Но братья-императоры не спешили выполнить свою часть уговора. Чтобы заставить их это сделать, Владимир пошел походом на Корсунь. Только тогда императоры окончательно решились расстаться с сестрой. Но поставили условие: Владимир перед свадьбой должен пройти обряд крещения. Это было сделано в церкви в Корсуни. Затем состоялась свадьба. Вернувшись с молодой женой домой, Владимир крестил киевлян. Из Киева христианская вера распространилась на всю страну.
В связи с браком с Анной произошло важное событие: в Киеве византийские послы от имени императоров короновали Владимира. Ведь мужем византийской принцессы должен быть равный ей по статусу властитель. Поэтому киевскому князю был дарован титул кесаря.
Кстати, сцена коронации самой Анны изображена на фресках северной (женской) башни Софии Киевской.
Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы«В скандинавской саге рассказано, что наемники-викинги убили князя Бориса по заказу Ярослава Мудрого»
— В Софийском соборе одна из самых известных фресок со светскими сюжетами — это княжеский семейный портрет (очень большое, длиной 15 метров, художественное произведение), — продолжает Надежда Никитенко. — Прежде аксиомой являлось то, что на ней изображен Ярослав Мудрый с супругой — шведской принцессой Ингигерд-Ириной — и детьми. Ведь практически все специалисты были уверены, что собор построен по воле Ярослава. Но у меня возник вопрос: если эта трактовка верна, то почему на князе и княгине царские короны и облачения (плащи-корзо)? В странах, находящихся под влиянием Константинополя (Русь, несомненно, входила в их число), исключительное право короновать правителей имели византийские императоры.
— Получается, на фреске изображена семья другого великого князя киевского?
— Напрашивается именно такой вывод. Кто из наших великих князей был коронован византийскими императорами? Отец Ярослава князь Владимир, крестивший в 988 году Русь. Неопровержимым доказательством того, что Владимир был коронован, являются его монеты — на них он в короне. Его жена византийская принцесса Анна была царского рода, получила царский титул, поэтому, конечно же, имела право носить корону и мантию.
На княжеском портрете в руках Владимира изображена модель пятикупольной Десятинной церкви (ее приблизительный вид мы знаем благодаря сохранившимся фундаментам), которую прежде он построил. Закладывая новый храм — Софийский собор, Владимир несет модель уже существующей церкви. Это давняя традиция: такие модели (иерусалимы) вносили в храмы при их освящении.
В княжеском портрете есть еще одна любопытная особенность: возле Владимира и Анны художник изобразил не только их общих детей, но и Ярослава Мудрого. Да, он сын Владимира, но не Анны.
Образ Владимира на княжеском портрете— Почему же Ярослав показан на этой фреске?
— Тут дело тонкое, политическое. Поясню. Ученые пришли к выводу, что эта фреска была создана одной из последних в Софийском соборе. Это дает основание говорить о том, что, когда Ярослав в 1019 году окончательно захватил власть в Киеве, он приказал «отредактировать» княжеский портрет, включив в число его персонажей себя. Причем он изображен первым из сыновей — следующим за отцом. Тем самым Ярослав хотел дать понять, что является законным наследником. На самом деле это не так.
Из письменных источников мы знаем, что Владимир завещал престол сыновьям Борису и Глебу, которых ему родила Анна. Ведь Владимир хотел, чтобы после него Русью правили князья, в жилах которых течет кровь византийских императоров.
Читайте также: Внук Ярослава Мудрого получил от Папы Римского титул короля Руси: в Киеве презентовали уникальные манускрипты времен Киевской Руси
— Ярослав знал, что отец назвал своими наследниками Бориса и Глеба?
— Да. Он резко отреагировал на такое решение отца — отказался повиноваться ему и не отправил из Новгорода, где тогда правил, в Киев положенные две тысячи гривен. Владимир стал собираться в поход на строптивого сына. Во время этих приготовлений (в 1015 году) он неожиданно умер. Бориса на тот момент не было в Киеве — с дружиной находился в походе на печенегов. Младший Глеб, как свидетельствует «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора, находился при дворе отца. Братьям так и не было суждено стать соправителями Руси — обоих убили.
— Кто?
— Темная история. Оба старших сына — Святополк Туровский и Ярослав Новгородский — претендовали на престол по древнему праву старшинства. Оба были заинтересованы в том, чтобы избавиться от законных наследников, которым отец завещал великокняжеский престол. Первым был убит Борис, затем Глеб. Бориса и Глеба похоронили у церкви святого Василия в Вышгороде, где был создан их храм-мемориал, и причислили к лику святых. Ответственность за их смерть летопись возлагает на Святополка.
В связи с этим ему даже дали позорное прозвище Окаянный. Однако версия о том, что он виноват в гибели своих сводных братьев, вызывает серьезные сомнения: летом 1015 года, когда они погибли, Святополка в Руси не было — он бежал в Польшу, откуда вернулся только через три года.
Следует понимать, что историю пишут победители. Победителем в длившейся пять лет междоусобной войне за великокняжеский престол стал самый целеустремленный и удачливый — хромец Ярослав. В его власти было преподнести в летописи обстоятельства убийства Бориса и Глеба в выгодном для себя свете — возложить вину на Святополка.
Читайте также: Украинские ученые опровергли легенду о князе Владимире Крестителе
— Возможно, сохранились независимые источники, в которых рассказана эта история?
— Да, такой источник есть — древняя скандинавская Эймундова сага. Как известно, в княжеских дружинах русичей служило много наемников-варягов, поэтому в их эпосе и рассказано о событиях в Руси. В саге четко говорится, что Бориса убили по приказу Ярослава.
— Как конкретно описана эта расправа?
— Борис с войском шел на Киев отвоевывать престол. Вечером его дружинники изрядно напились хмельного меда. Нанятые Ярославом варяги сумели незамеченными пробраться в лагерь и убить князя. Его голову они принесли заказчику убийства.
Читайте также: Считавшиеся утраченными сокровища из Софийского и Успенского соборов Киева нашлись в Москве (фото)
— На фреске с изображением княжеской семьи Борис и Глеб нарисованы в царских облачениях?
— Да, они и их старшая сестра Феофана.
— Она пережила кровавую усобицу?
— Да, как и другие три дочери Владимира и Анны. На княжеском портрете изображены все четыре сестры. Мы знаем имена каждой из них, а также то, как сложились их судьбы. Феофана (она, кстати, названа в честь своей бабушки по материнской линии, знаменитой византийской красавицы-императрицы Феофано) вышла замуж за новгородского посадника (одна из высших должностей в Новгородской республике) Остромира. Он заказал в Киеве написать для него Евангелие. Остромирово Евангелие сохранилось и является одним из самых древних и ценных письменных источников времен Руси. В послесловии к этому манускрипту он упоминается вместе с женой Феофаной. Ее сестра Премислава стала женой венгерского герцога Ласло Сара. А сестра Агата — английского принца Эдуарда Изгнанника. Он некоторое время жил в Киеве при дворе Ярослава Мудрого, тогда и познакомился с Агатой. Младшая дочь Владимира и Анны Мария-Добронега стала королевой — ее мужем был король Польши Казимир I.
— Вам удалось найти на сто процентов неопровержимые доказательства того, что Софийский собор — это прежде всего детище князя Владимира.
— Да, такие доказательства нашла вместе с заместителем генерального директора Национального заповедника «София Киевская» доктором исторических наук Вячеславом Корниенко. Доказательства — в самом соборе. Вы, наверное, знаете, что на его стенах есть тысячи граффити, нацарапанные в разные периоды истории храма, прежде всего в княжеские времена. Так вот, самое древнее граффити из тех, на которых указана дата их написания, сделано в 1018 году. Это значит, что к тому времени не только уже был построен собор, но и расписаны его интерьеры. Ведь граффити писали на фресках. Корниенко также обнаружил надписи 1019, 1022, 1023, 1028, 1033, 1036 годов. То есть сделанные до 1037 года — даты начала строительства Софии Киевской, указанной в «Повести временных лет». Получается, что эти данные в летописи не соответствуют действительности. Вряд ли летописец сделал ошибку случайно.
В Новгородской летописи указана значительно более ранняя дата заложения Софии Киевской — 1017-й. Однако построить и расписать его за один год было нереально.
Надежда Никитенко: «Дата начала строительства Софии Киевской, указанная в «Повести временных лет», неверна. Вряд ли летописец сделал ошибку случайно». Фото предоставлено Надеждой НИКИТЕНКО— Ярослав внес свой вклад в строительство Софийского собора?
— Да, он завершил работы над ним. Прежде всего он обустроил в соборе усыпальницу для себя. Подобная практика существовала с незапамятных времен: властитель занимает трон, и одно из первых дел, к которым приступает, — начинает возводить для себя усыпальницу. Один из примеров тому — египетские пирамиды. В Византии к каждому новому императору приводили… гробовщика. Тот являлся с образцами мрамора, чтобы император выбрал, что ему понравится, и после этого сразу начиналось создание гробницы. Ярослав поступил примерно так же: окончательно захватив в 1019 году власть в Руси, позаботился о собственной гробнице.
Читайте также: Раскрыта тайна загадочного сооружения времен Киевской Руси рядом с Софийским собором
Изначально Софийский собор окружали открытые галереи (напомню, что современный вид храм приобрел на рубеже XVII—ХVIII веков). Арки северной галереи заложили кирпичом-плинфой и обустроили в восточном торце роскошную усыпальницу. Это был акт «присвоения» Ярославом собора, заявкой на власть в Руси, которую он захватил силой.
Софийский собор приобрел свой нынешний вид в конце XVII — начале XVIIІ вв— Как вам удалось вычислить даты начала и завершения строительства Софийского собора?
— В этом помогли древнерусские святцы. В них указано, когда следует отмечать те или иные церковные праздники. Там приводятся два дня освящения Софии Киевской, то есть, если говорить простым языком, закладка храма и его открытие. Это 11 мая и 4 ноября (даты даны по старому стилю). Софийский собор — это храм Премудрости Божией. Поэтому его освящение могло быть только в день Господень, в воскресенье. Благодаря датированным граффити мы знаем, что к 1018 году София Киевская уже была построена и расписана. Оставалось изучить календарь. Во втором десятилетии XI века эти две даты приходятся на воскресенье только в 1011 (4 ноября) и 1018 (11 мая) годах. Так я и определила, когда конкретно был построен собор. Кстати, хорошо знавший источники, в том числе и те, что до нас не дошли, киевский митрополит Петр Могила в 1634 году сообщил в огромной надписи под куполом Софии, что ее начали строить в 1011 году.
ЮНЕСКО признала доказательства того, что София Киевская — это детище прежде всего князя Владимира Крестителя. Благодаря этому решением ЮНЕСКО 10 лет назад было на государственном уровне отпраздновано 1000-летие заложения Софии Киевской.
— Если собор заложили в ноябре, то почему годовщина празднуется 21 сентября?
— Потому что несколько столетий назад возникла традиция праздновать освящение храма Софии Премудрости Божией в Киеве в день Рождества Богородицы — 8 сентября по старому стилю, 21 сентября по новому.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об уникальном документе, который экспонировался в Софии Киевской — оригинале Конституции Филиппа Орлика. Впервые за 311 лет, прошедших с ее написания, этот раритет вывезен за пределы Швеции.
Читайте также: «Возле Десятинной церкви нашли клад, который с трудом поместился в два мешка»
4118
Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Instagram
Сделайте «ФАКТЫ»избранным источником
в Google News
Софийский собор | кафедральный собор, Киев, Украина
Узнайте об этой теме в этих статьях:архитектура и история
- В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия
Софийский собор — единственное сохранившееся сооружение этого периода и сохраняет, по крайней мере, в интерьере что-то от своего первоначального вида. Центральная часть собора имела форму греческого креста. Неф и четыре прохода…\n
Подробнее - В Украине: Изобразительное искусство
…особенно примечательны церкви Киева, в частности, собор Святой Софии (11–12 вв. ) и иконы более характерно украинской школы в Галиции (15–16 вв.). Ряд выдающихся церквей этого периода, в частности собор Михайловского Златоверхого монастыря (начало XII века), были снесены…\n
Подробнее
особенность Киева
- В Киеве: План города
Первым из них является Софийский собор, ныне музей. Он был построен в XI веке и остается, несмотря на некоторые перестройки в стиле барокко в XVIII веке, одним из лучших и красивейших образцов раннерусско-византийского церковного зодчества. Он имеет неф и четыре прохода и…\n
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»seoTemplateName»:» ПАГИНИРОВАННЫЙ ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:518263}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:518263,»title»:»Собор Святой Софии» ,»url»:»https://www. britannica.com/place/Cathedral-of-Saint-Sophia-cathedral-Kiev-Ukraine»,»description»:»Западная архитектура: Киевская Русь и Россия: Собор св. София — единственное сооружение этого периода, сохранившееся до сих пор и сохранившее, по крайней мере, в интерьере, что-то от своего первоначального вида. Центральная часть собора имела форму греческого креста. Неф и четыре нефа…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Софийский собор»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Софийский собор: Западная архитектура: Киевская Русь и Россия: Собор Святой Софии — единственное сооружение этого периода, сохранившееся до сих пор и сохранившее, по крайней мере, в интерьере, что-то от своего первоначального вида. Центральная часть собора имела форму греческого креста. Неф и четыре прохода…»,»identifierHtml»:»собор, Киев, Украина»,»identifierText»:»собор, Киев, Украина»,»topicClass»:»место»,»topicKey»:»Собор Святых -Софийский собор-Киев-Украина»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»PLACE»,»templateId»:4,»topicType»:»INDEX»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/ 518263/»},»topicLink»:{«title»:»Собор Святой Софии»,»url»:»https://www. britannica.com/place/Cathedral-of-Saint-Sophia-cathedral-Kiev- Украина»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[{«type»:»МЕДИА»,»title»: {«title»:»Медиа»,»url»:»https://www.britannica.com/place/Cathedral-of-Saint-Sophia-cathedral-Kiev-Ukraine/images-videos»},»links»: [{«title»:»Изображения»,»url»:»https://www.britannica.com/place/Cathedral-of-Saint-Sophia-cathedral-Kiev-Ukraine/images-videos#Images»,»target «:»Изображения-Софийский-Собор-Киев-Украина»}],»imageList»:false,»flatLinks»:[{«title»:»Изображения»,»url»:»https:/ /www.britannica.com/place/Собор Саи nt-Софийский-собор-Киев-Украина/images-videos#Изображения»,»target»:»Изображения-Софийский-собор-Киев-Украина»}]}]},»byline»:{» contributors»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{» contributors»:null,»title»:»Собор Святой Софии»,»lastModification»:null,»url»:»https://www. britannica.com/place/Cathedral-of-Saint-Sophia-cathedral-Kiev -Украина»},»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»initialLoad»:true}
Вот некоторые исторические места в Киеве, которым угрожает опасность
Автор Ая Эламрусси, CNN
Авторы Шон Федерико-О’Мурчу, CNN
Когда войска Владимира Путина в последний раз приблизились к столице, они сровняли ее с землей.
В то время как вторжение в Украину идет второй месяц, российские войска окапываются на окраинах Киева — и есть опасения, что они могут готовиться к той же неизбирательной тактике выжженной земли, которая использовалась в чеченской столице Грозном в 1999.
Бои вблизи столицы продолжаются, хотя высокопоставленный российский генерал в пятницу заявил, что силы концентрируют свои усилия на востоке Украины. Неспособность России подавить украинскую армию только усилила опасения, что она может стать еще более неразборчивой в тактике на местах.
Путин в первый год своего пребывания у власти был полон решимости подавить мятеж в Чечне, республике на Кавказе в России. На снимках был виден город в руинах, поразительно похожий на осажденные сирийские города, такие как Алеппо, которые подверглись интенсивным бомбардировкам российских военных самолетов после того, как Путин начал там военную интервенцию в 2015 году9.0011
Россия в конце концов получила контроль над Чечней, когда Путин установил прокремлевское правительство.
Теперь на Украине выживание нации поставлено на карту, поскольку российские войска наступают, разрушая города и жилые районы, переворачивая жизни и вынуждая более 3 миллионов украинцев бежать из страны
Киев — одна из ее многочисленных драгоценностей — город, которому более 1500 лет, когда-то шумная столица с населением 2,8 миллиона человек и дом для незаменимых международных сокровищ, в том числе архитектурных достопримечательностей и памятников культуры.
«Если Путин сравняет Киев с землей так же, как он сравнял с землей Харьков и другие города, многое будет потеряно навсегда», — сказала Оленька З. Певная, доцент кафедры славистики и украиноведения Кембриджского университета.
В связи с затянувшимися боевыми действиями в городах, которые угрожают опустошением столице Украины, вот некоторые из мест, которые, по мнению экспертов, находятся в опасности.
Софийский собор
Sean Gallup/Getty Images
Увенчанный сверкающими золотыми куполами Софийский собор находится в центре Киева, привлекая посетителей яркими мозаиками и фресками с изображениями различных святых и ангелов. Построенный в 11 веке, он отражает архитектуру того времени, а внутреннее искусство сохранилось до наших дней.
Великолепие строения заключается в том, что внутри сохранились золотые и стеклянные мозаики — одна из немногих, датируемых 11 веком, — сказал Певни. Над его строительством работали местные строители и византийские мастера.
«Стены этого сооружения покрыты метрами и метрами стеклянной мозаики, а также изображениями и фресками 11-го и 12-го веков», — сказал Певни CNN.
Поверх древних мозаик лежат слои картин. «Вы можете видеть, как средневековое прошлое взаимодействует с ранним современным периодом, с 19века, с современным периодом, просто зайдя в Софийский собор», — пояснил Певный. построенный в 1108 году, он был единственным в Киеве с золотыми куполами
Расположенный к северо-востоку от Софийского собора, он сыграл важную роль в Революции Достоинства, также известной как Революция Майдана, когда в 2014 году вспыхнули протесты. против тогдашнего пророссийского президента Виктора Януковича.
Церковь служила убежищем для тех, кто пострадал во время вспыхнувшего насилия, принимая тех, кто нуждался в медицинской помощи, сказал Сергей Екельчик, профессор истории Украины в Университете Виктории .
Позднее там были проведены панихида и митинг со свечами в память о тех, кто погиб в 2014 году, протестуя против правительства Януковича, лидера, который позже бежал из страны.
Печерский монастырь
Efrem Lukatsky/AP
Пещерный монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, включает в себя подземные церкви и другие сооружения, символизирующие архитектурные и художественные стили от Средневековья до современности.
«На территории этого монастыря есть красивые церкви, датируемые с 11 века до наших дней», — сказал Певный.
В монастыре также хранятся мощи святых, относящиеся к 10 веку.
Основанный в 11 веке, он богат архитектурным стилем казачьего барокко, который уникален для Украины и в прошлом был мишенью для российских лидеров, потому что он уникальным образом символизирует украинскую идентичность, сказал Певный.
Со временем пещеры стали духовным и культурным центром, куда приезжали христиане со всего мира.
Президентский дворец
Adobe Stock
Величественный Мариинский дворец в стиле барокко является церемониальной резиденцией президента Украины и расположен рядом с Верховной Радой.
Памятник архитектуры был построен в конце 18 века под властью России и с тех пор неоднократно реконструировался. Здание прошло полную реставрацию в период с 2003 по 2017 год, в ходе которой были полностью восстановлены фасад дворца и его интерьер, сообщается на сайте дворца.
Поскольку здесь проводятся важные мероприятия, включая саммиты, официальные приемы, церемонии послов и встречи иностранных делегаций, Екельчик предупредил, что дворец может стать мишенью во время продолжающейся войны.
«Глядя на дворец сегодня, можно подумать, что украинские власти намеренно раскрасили его в цвета национального флага, но эта цветовая гамма — сочетание нежного, сдержанного желтого с бирюзовым, с белыми колоннами — — на самом деле типичен для эпохи барокко», — сказал Екельчик.
Монумент «Родина-мать»
Ефрем Лукацкий/AP
Монумент «Родина-мать» высотой 62 метра представляет собой возвышающуюся статую женщины с мечом в одной руке и щитом в другой.
Он был построен в разгар холодной войны, когда Советскому Союзу было крайне важно продемонстрировать свою военную мощь, сказал Екельчик. Сейчас у основания статуи находится Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне.
В последнее время значение скульптуры переосмысливается в свете текущей войны, особенно потому, что она обращена на восток.
«Я думаю, что она находится в процессе превращения в «украинскую родину»… у которой теперь, наконец, есть объяснение, почему она обращена лицом на восток… потому что враг идет с востока», – сказал Екельчик, родившийся и вырос в Киеве.
4 февраля памятник подсветили синими и желтыми огнями, цветами украинского флага.
«Этим актом мы также продемонстрировали национальное единство и готовность украинцев защищать и давать отпор внешним врагам», — говорится на сайте памятника.
Национальный музей Голодомора-геноцида
Adobe Stock
Памятник в виде свечи увековечивает память 10,5 миллионов украинцев, которые стали жертвами искусственного голода, умышленно направленного на Украину в период с 1932 по 1933 год Иосифом Сталиным в Советском Союзе. . «Голодомор» в переводе с украинского означает смерть от голода.
«Россия и Украина сейчас очень по-разному относятся к советскому прошлому, и эта свеча — символ того, что советское прошлое значит для украинцев: трагедия, террор, смерть, попытка стереть культурную индивидуальность нации», — Екельчик. сказал.
Бабий Яр
Максим Марусенко/NurPhoto/Getty Images
Бабий Яр – одно из крупнейших массовых захоронений, увековечивающих геноцид нацистов в Европе.
В начале 1940-х годов нацисты расстреляли от 70 до 100 тысяч человек в Бабьем Яру, убив почти все еврейское население Киева, говорится на сайте мемориала.
В начале этого месяца российский ракетный обстрел приблизился к месту, где находится памятник в форме меноры.
«Там ты попадаешь в прошлое», — говорит Екельчик. «А когда туда прилетают современные ракеты, то вызываются призраки былых злодеяний всех мастей».
Национальная опера Украины
Юлия Овсянникова/Укринформ/Getty Images
Открыв свои двери в 1867 году, опера увидела лучших русских и украинских певцов начала 20 века. В 1897 году была создана балетная группа театра, что позволило расширить афишу и обогатить спектакли танцами. Дизайн здания в стиле неоренессанс отличается высокими арками и декоративной лепниной.
«Я думаю, что ценность здания для украинцев связана с развитием национальной певческой школы. Украинцы считают себя поющей нацией, и их красивые народные песни часто рассматриваются как основа национальной идентичности», — сказал Екельчик CNN.
Основная миссия театра — «распространять красоту и величие оперного и балетного искусства и вносить свой вклад в украинскую и мировую культуру», говорится на его сайте.
За последнее десятилетие здесь были поставлены «Турандот» и «Манон Леско» Джакомо Пуччини и «Макбет» Уильяма Шекспира, отмечает сайт.
Национальный художественный музей Украины
Adobe Stock
В музее представлены некоторые из самых значимых произведений искусства страны, в том числе религиозные картины средневековья, а также редкие портреты исторических личностей.
Здесь можно увидеть средневековые иконы 12 века, а также коллекцию казачьих портретов периода барокко 17 и 18 веков.
В музее также хранятся основные работы украинских художников-реалистов XIX века, которые выражали свою любовь к Украине, изображая ее природу и крестьян, пояснил Екельчик.
Здесь также представлены одни из лучших образцов украинской авангардной живописи.
«Многие художники-авангардисты столкнулись с репрессивными советскими мерами в 1930-е годы, и их работы были уничтожены, что делает сохранившиеся образцы еще более ценными», — сказал Певный.
Статуя Тараса Шевченко
Adobe Stock
Тарас Шевченко считается одним из величайших украинских поэтов. Родившийся в 19 веке, его работа была сосредоточена на независимости своей страны. Он провел время в ссылке и в тюрьме за свою работу, критикующую авторитаризм.
В честь Шевченко было построено множество сооружений, что свидетельствует об историческом влиянии, которое он оказал на свою страну. В Киеве ему установлен памятник, а также музей и парк, посвященные его наследию.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко был основан в 1834 году и считается «ведущим современным академическим и образовательным центром Украины», согласно его веб-сайту.