Коммуны это: КОММУНЫ | это… Что такое КОММУНЫ?

НАРОДНЫЕ КОММУНЫ • Большая российская энциклопедия

«Народные коммуны – это хорошо, счастье будет длиться тысячелетия». Плакат. КНР. 1960.

«НАРО́ДНЫЕ КОММУ́НЫ», фор­ма ор­га­ни­за­ции сель­ско­го на­се­ле­ния и с.-х. про­из-ва в КНР в кон. 1950-х – нач. 1980-х гг. Курс на соз­да­ние «Н. к.» на­ме­чен в авг. 1958 на рас­ши­рен­ном за­се­да­нии По­лит­бю­ро ЦК Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая (КПК) в Бэй­дай­хэ. В со­че­та­нии с по­ли­ти­кой «боль­шо­го скач­ка» яв­лял­ся од­ним из эле­мен­тов «кур­са трёх крас­ных зна­мён» (см. Ки­тай. Ис­то­ри­че­ский очерк), це­лью ко­то­ро­го яв­ля­лось по­строе­ние в КНР в пре­дель­но сжа­тые сро­ки раз­ви­то­го со­циа­ли­стич. об­ще­ст­ва и вы­вод стра­ны в раз­ряд ве­дущих ин­ду­ст­ри­аль­ных дер­жав ми­ра. «Н. к.» рас­смат­ри­ва­лись ру­ко­во­дством КПК в ка­че­ст­ве осн. ячей­ки со­циа­ли­сти­че­ско­го, а в бу­ду­щем и ком­му­ни­стич. об­ще­ст­ва. Об­ра­зо­ва­ние «Н. к.» пла­ни­ро­ва­лось про­из­во­дить пу­тём слия­ния не­сколь­ких с. -х. коо­пе­ра­ти­вов, что долж­но бы­ло по­вы­сить уро­вень обоб­ще­ст­в­ле­ния на се­ле, вы­сво­бо­дить не­об­хо­ди­мые тру­до­вые ре­сур­сы для про­из-ва слож­ных ра­бот (в ча­ст­но­сти, по ир­ри­га­ции и ме­лио­ра­ции), сгла­дить раз­ли­чия ме­жду бед­ны­ми и бо­га­ты­ми с.-х. коо­пе­ра­ти­ва­ми, иму­ще­ст­во ко­то­рых объ­е­ди­ня­лось в об­щую соб­ст­вен­ность. Соз­да­ние «Н. к.» от­кры­ва­ло, по мне­нию ру­ко­во­дства КПК, пер­спек­ти­ву объ­е­ди­не­ния с. х-ва с пром-стью. «Н. к.» долж­ны бы­ли стать так­же са­мо­управ­ляю­щи­ми­ся ор­га­на­ми, об­ла­даю­щи­ми пол­но­той вла­сти не толь­ко в хо­зяй­ствен­ной, но и в адм. сфе­ре.

В со­от­вет­ст­вии с ре­ше­ни­ем о фор­ми­ро­ва­нии «Н. к.» в те­че­ние не­сколь­ких ме­ся­цев 1958 740 тыс. с.-х. коо­пе­ра­ти­вов бы­ли пре­об­ра­зо­ва­ны поч­ти в 26 тыс. «Н. к.», ко­то­рые объ­е­ди­ня­ли св. 99% кре­сть­ян­ских дво­ров. Ка­ж­дая ком­му­на по пло­ща­ди об­ра­ба­ты­вае­мой зем­ли и чис­лу ра­бо­чих рук в 20–30 раз пре­вос­хо­ди­ла преж­ние коо­пе­ра­ти­вы. Зем­ля и все сред­ст­ва про­из-ва коо­пе­ра­ти­вов, при­уса­деб­ные уча­ст­ки кре­сть­ян, их до­маш­ний скот пе­ре­шли в соб­ст­вен­ность «Н. к.» (в отд. мес­тах обоб­ще­ст­в­ле­нию под­верг­лись так­же пти­ца, до­маш­няя по­су­да и ут­варь). Вме­сто рас­пре­де­ле­ния про­из­во­ди­мой про­дук­ции по тру­до­дням, прак­ти­ко­вав­ше­го­ся в с.-х. коо­пе­ра­ти­вах, в них вво­ди­лось рас­пре­де­ле­ние без учё­та ко­ли­че­ст­ва и ка­че­ст­ва тру­да.

Обоб­ще­ст­в­ле­ние иму­ще­ст­ва в «Н. к.», не толь­ко не при­нёс­шее кре­сть­я­нам улуч­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния, а в свя­зи с уве­ли­че­ни­ем пла­нов сда­чи зер­на зна­чи­тель­но ухуд­шив­шее его, вы­зва­ло не­до­воль­ст­во в кит. де­рев­не. В февр. 1959 ру­ко­во­дство КПК вне­сло кор­рек­ти­вы в по­ли­ти­ку соз­да­ния «Н. к.», осу­див как «ле­вый за­гиб» пол­ное обоб­ще­ст­в­ле­ние иму­ще­ст­ва и вы­со­кие тем­пы фор­миро­ва­ния ком­мун. Для «Н. к.» бы­ли не­сколь­ко сни­же­ны пла­но­вые за­да­ния. По­сле не­уро­жа­ев 1959 и 1960 и фак­тич. про­ва­ла по­ли­ти­ки «боль­шо­го скач­ка» ЦК КПК в янв. 1961 при­нял по­ста­нов­ле­ние о про­ве­де­нии кур­са на «уре­гу­ли­ро­ва­ние, ук­ре­п­ле­ние, по­пол­не­ние и по­вы­ше­ние» нар. хо­зяй­ст­ва. «Н. к.» под­верг­лись зна­чит. ре­ор­га­ни­за­ции. Осн. про­из­вод­ст­вен­ной и хоз­рас­чёт­ной еди­ни­цей в них ста­ли бри­га­ды в со­ста­ве 10–30 дво­ров. Отд. кре­сть­ян­ский двор нёс те­перь са­мо­сто­ят. от­вет­ст­вен­ность за вы­пол­не­ние за­кре­п­лён­но­го за ним про­из­водств. за­да­ния. Кре­сть­я­нам бы­ли воз­вра­ще­ны при­уса­деб­ные уча­ст­ки и до­маш­нее иму­ще­ст­во, им раз­ре­ши­ли дер­жать сви­ней и пти­цу, бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны об­ществ. сто­ло­вые, вновь от­кры­ты рын­ки. Раз­вер­ну­лась ра­бо­та по на­ла­жи­ва­нию спе­циа­ли­за­ции и коо­пе­ри­ро­ва­ния про­из-ва, ожив­ле­нию то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний. Вос­ста­нав­ли­вал­ся прин­цип оп­ла­ты «ка­ж­до­му по тру­ду», в «Н. к.» бы­ли ус­та­нов­ле­ны 6–8 раз­ря­дов за­ра­бот­ной пла­ты.

С на­ча­лом эко­но­мич. ре­форм в КНР во 2-й пол. 1970-х гг. на­ча­лась по­сте­пен­ная ли­к­ви­да­ция сис­те­мы «Н. к.». В 1982 пол­но­стью от­ме­не­ны по­ли­тич. ог­ра­ни­че­ния се­мей­но­го под­ря­да в с. х-ве. В окт. 1983 ЦК КПК и Гос­со­вет КНР об­на­ро­до­ва­ли со­вме­ст­ное «Рас­по­ря­же­ние о вы­де­ле­нии ор­га­нов вла­сти из струк­ту­ры нар. ком­мун и уч­ре­ж­де­нии во­ло­ст­ных адм. ор­га­нов». К кон. 1984 фор­ми­ро­ва­ние но­вых ор­га­нов вла­сти на се­ле в КНР бы­ло прак­ти­че­ски пол­но­стью за­вер­ше­но. Воз­ник­ло св. 91 тыс. во­ло­ст­ных (по­сел­ко­вых) пра­ви­тельств, 926 тыс. ко­ми­те­тов сель­ских жи­те­лей. Сис­те­ма «Н. к.» пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние.

7 домов-коммун • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Искусство

Удивительные архитектурные опыты начала 1930-х годов: дом-башня в Смоленске, круглый дом в Таганроге, город-сад в Иванове, дом Наркомфина в Москве. В новом выпуске цикла материалов о разрушающемся историческом наследии — путеводитель по конструктивистским домам-коммунам

Автор Николай Васильев

Архитектура СССР — уникальное явление, которое только начинают изучать. Это касается и всемирно признанного советского конструк­тивизма рубежа 1920–30-х годов, лучшие образцы которого часто находятся в трагичес­ком состоянии. Одна из самых ярких примет этой эпохи и стиля — дома-комму­ны, появив­шиеся в результате удивительных эксперимен­тов по воспитанию «нового человека». Коммуна — тип дома с максимально возможным обоб­ществлением быта: предполагалось, что единицей общества станет не семья, а группа, объединенная общностью взглядов, интересов и, глав­ное, профессии. 

1. Деревянный поселок Шатурской ГРЭС

1 / 16

Шатурская ГРЭС. 1920-е годы«Энергострана.ру»

2 / 16

Здание временной электростанции в Шатуре. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

3 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

4 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

5 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

6 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

7 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

8 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

9 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

10 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

11 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

12 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

13 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

14 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

15 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

16 / 16

Рабочий поселок Шатурской ГРЭС. 2015 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

Шатурская электростанция — одна из первых реализованных по плану ГОЭЛРО  Государственная комиссия по электрифи­кации России. План ГОЭЛРО — это государ­ственный план электрификации Советской России после революции 1917 года. Был разработан Государственной комиссией по электрифи­кации по заданию и под ру­ковод­­ством Ленина и принят 21 декабря 1920 года. . Решение о ее создании на подмосковных торфяниках было принято еще в 1914 году, а строительство начато в 1918-м. ГРЭС строилась поэтапно: в 1920, 1925 и 1933 годах. Параллельно возвели поселок — если на заготовках торфа могли работать вчераш­ние крестьяне, для которых ставили временные бараки, то агрегаты обслуживали инженеры, которым нужно было создать условия для труда и быта. Таким образом в Шатуре возник один из первых образцовых поселков — его строили по генплану будущих лидеров конструк­тивизма братьев Весниных.

 

Чтение на 15 минут: «Об искусстве и искусствознании»

Искусствовед Елена Мурина — о встречах с Александром Весниным и Александром Матвеевым

Помимо нескольких двухэтажных домов, напоминающих кирпичную архитек­ту­ру Англии или Голландии, в поселке есть целая улица деревянных домов на одну или две семьи. Это не избы, не терема, не коттеджи, а странные гибри­ды: срубы с цветными резными колонками и наличниками, где-то с классичес­ким дощатым рустом  Руст, рустовка (от латинского rustic — грубый, сельский) — вид декоративной отделки фасадов, обычно в камне или штукатурке, изображающий крупную кладку стены. , где-то с дыньками  Дынька — утолщение столба, колонны или полуколонны в русской архитектуре XV–XVII веков. на опорах крылец, а где с фахвер­ко­выми  Фахверк (от немецкого Fachwerk — ящичная работа) — каркасная конструкция, типичная для крестьянской архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы. Другое название — прусская стена. кронштейнами пред­ре­во­люционного модерна. Вокруг — целый заповедник зрелого конструктивизма: клуб, школы, больница и квартирные дома.

Чувствует поселок себя на удивление неплохо: сказываются традиционные строительные материалы и отсутствие попыток удешевить стройку или пере­уплотнить людей. Но, как ни странно, этот уникальный комплекс до сих пор не описан исследователями и не состоит на госохране. К поселку подсту­пают многоэтаж­ные новостройки, да и любой самодеятельный ремонт может обернуться большими потерями.

2. Город-сад и дом-коллектив в Иванове

1 / 10

Первый рабочий поселок. Иваново-Вознесенск, 1925–1926 годы«Красная нить. Иваново-Вознесенск»

2 / 10

Первый рабочий поселок. Иваново-Вознесенск, 1925–1926 годы«Красная нить. Иваново-Вознесенск»

3 / 10

Жилой комплекс «Дом коллектива». Иваново-Вознесенск, 1929–1930 годы«Красная нить. Иваново-Вознесенск»

4 / 10

Первый Рабочий поселок в Иванове. 2012 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

5 / 10

«Дом коллектива» в Иванове. 2013 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

6 / 10

«Дом коллектива» в Иванове. 2017 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

7 / 10

Первый Рабочий поселок в Иванове. 2014 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

8 / 10

Первый Рабочий поселок в Иванове. 2012 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

9 / 10

«Дом коллектива» в Иванове. 2017 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

10 / 10

«Дом коллектива» в Иванове. 2014 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

В 1920-е годы промышленный центр Иванова стал полигоном для новой архитектуры, в том числе для экспериментов по внедрению массового жилища из доступных материалов. Возводили его сами жильцы-рабочие. Сначала появился Первый рабочий поселок — город-сад из двухэтажных каркасных домов, не больше восьми квартир каждый. В 1929–1931 годы «мечты разлете­лись», и на территории поселка — на улице Красных Зорь — знаменитый архи­тектор Илья Голосов построил комплекс из нескольких зданий в четыре-шесть этажей. Эта громадина называлась «Дом коллектива» и имела частично обобщес­твлен­ный быт. Для меньших квартир кухни и санузлы были объединены по­пар­но, в первых этажах были устроены магазин, столовая, детский сад и клуб. Прачечная заняла отдельное здание во дворе. В процессе реализации замысел коммуны стал менее радикальным — от идеи коридорного общежития  Большинство зданий для временного прожи­ва­ния (гостиницы и общежития), а также до­ма с обобществлением быта имеют коридор­ную компоновку, по ряду причин неудобную для полноценных индивиду­альных квартир. Коридор, очевидно, нужен для соединения мест общего пользования (ванн, душевых, постирочных, кухонь, столовых и т. п.) и соб­ственно жилых комнат/ячеек/блоков. и пере­ходов между корпусами решили отказаться. При этом комплекс остался чрезвычайно выразительным благодаря ступенчатому силуэту, лоджиям на тор­цах корпусов, витринам в пол  Витрина — окно первого, общественного этажа. у общественной части.

аудио!

 

Открывая Россию: Иваново

Кто придумал рисовать Волгу и почему в Иванове столько конструктивистских шедевров

Искусствоведы называют это место одной из самых ярких городских досто­примечатель­ностей и говорят о его более чем ужасном состоянии. Дома давно не ремонтиро­вались, но подвергались множеству мелких переделок, балконы осыпаются, подвалы регулярно затопляет худая канализация.

3. Круглый дом в Таганроге 

1 / 7

Эскиз круглого дома в Таганроге. 1920-е годыPastVu.com

2 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2019 год© Wikimapia.org

3 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2018 год© Wikimapia.org

4 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2019 год© Wikimapia.org

5 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2017 год© Wikimapia.org

6 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2019 год© TripAdvisor

7 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2016 год© Роман Тимохин / TripAdvisor

Памятник нескольким архитектурным идеям первых лет советской власти, трехэтажный 36-квартирный дом выстроен в виде незамкнутого круга, с не­боль­шим, но звонким внутренним двором. Сначала его собирались исполь­зовать как амфитеатр для общих собраний, но потом передумали, окружив сплошными балконами, на которые выходят двери квартир. Дом был построен для рабочих завода «Красный котель­щик» в 1929–1932 годах по проекту моло­дого архитектора Ивана Таранова, впоследствии спроектировавшего десятки станций московского метро.

аудио!

 

Сталинское метро: роскошь и идеология

Как архитекторы-традиционалисты победили конструктивистов и когда московское метро превратилось в дворцы

Дом этот эксперимент не только формальный, но и типологический. Быт здесь оказывался частично обобществленным, ванные комнаты были сделаны в кон­цах галерей, а сам дом, несмотря на конструктивистский облик (гладкие стены, тонкие горизонтальные парапеты), про­должал местную традицию галерейного дома  Галерейный дом — компоновка жилых поме­щений вдоль открытого балкона-галереи, распространенная преимуще­ственно в теп­лых регионах и городах (Италии, Испании, юга Франции, Латинской Америки, бассейна Дуная, Балкан, Турции, Кавказа, вплоть до китайской провинции Фуцзянь с ее «галерей­ными деревнями»). Преимущество перед секцион­ными и коридорными домами в экономии — не надо строить внешнюю стену и отапливать.. В плане дом напоминает букву С — местная легенда, конечно, ищет тут слово «СССР», подобно тому, как в круглых домах московских Сетуни и Раме­нок ищут (но не находят) олимпийские кольца.

Обветшавший со временем дом был отремонтирован в 2012 году и сейчас находится в пристойном состоянии. Показательна история коллективной просьбы жильцов отозвать заявку на присвоение охранного статуса: это наложило бы на них непосильные обременения — от необхо­димости оформ­лять за свои деньги отдельный проект на любые ремонтные работы до запрета на установку пластиковых окон.

4. «Культурная революция» в Нижнем Новгороде

1 / 9

Сборка шахты подъемника на строительстве дома-коммуны «Культурная революция». 1920-е годы© Издательство Tatlin

2 / 9

Подъемник на строительстве дома-коммуны «Культурная революция». 1920-е годы© Издательство Tatlin

3 / 9

Кладка стен. На переднем плане третий корпус, сложенный из разных материалов. Начало 1930-х годов© Издательство «Tatlin»

4 / 9

Дом-коммуна «Культурная революция». 2018 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

5 / 9

Дом-коммуна «Культурная революция». 2013 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

6 / 9

Дом-коммуна «Культурная революция». 2013 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

7 / 9

Дом-коммуна «Культурная революция». 2013 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

8 / 9

Дом-коммуна «Культурная революция». 2013 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

9 / 9

Дом-коммуна «Культурная революция». 2013 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

В первую пятилетку в Нижнем Новгороде был возведен не только один из пер­вых гигантов советской индустрии — завод ГАЗ, но и множест­во других при­мечательных построек. Самая необычная — дом-коммуна «Культурная револю­ция», выстроенный в 1929–1932 годах молодым архитектором Влади­миром Медведевым в квартале от Нижегородского кремля. Это общественный блок и несколько шестиэтажных жилых корпусов, соединенных замечатель­ными деревянными переходами-мостиками. Кроме очевидных социальных экспе­риментов стройка была показательна с точки зрения внедрения своеобразных рационализаторских предложений в технологии строительства (например, роль прораба на стройке исполнял сам архитектор). Лифтов из экономии было сделано всего два, и это одно из оправданий появления висячих переходов. Помимо этого, известь разбавляли глиной, экономили кирпич, утоняя стены, делали меньше окна, заполняли полости мхом и опилками. Новоселам эти изменения были не очень заметны, а для бюджета Стройконторы ощутимы.

Несмотря на это, дом оказался достаточно прочным, чтобы и в наше время сохранять свою функцию. Балконы местами осыпаются, крыши текут, но в си­лу необычности места и централь­ного расположения дом и теперь достаточно востребован: здесь продолжают жить люди и проводятся экскур­сии. В 1993 го­ду он получил статус памятника, но будущая реставрация, конеч­но, потребует очень нестандартных и тонких решений. 

5. Дом Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге

1 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 1930-е годыИздательство Tatlin

2 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 1930-е годыМинистерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

3 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в ЕкатеринбургеМинистерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

4 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в ЕкатеринбургеУправление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области

5 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в ЕкатеринбургеУправление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области

6 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в ЕкатеринбургеФотография предоставлена Никитой Сучковым

7 / 14

Ячейка типа F. Разработка секции типизации Стройкома РСФСР. 1928 годГосиздат

8 / 14

Дома Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 2014 год© Николай Васильев

9 / 14

Дома Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 2014 год© Николай Васильев

10 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 2014 год© Николай Васильев

11 / 14

Балкон — переход от первого корпуса ко второму в домах Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 2014 год© Николай Васильев

12 / 14

Дом Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 2015 год© Николай Васильев

13 / 14

Коридор в доме Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 2015 год© Николай Васильев

14 / 14

Квартира в доме Уралоблсовнархоза в Екатеринбурге. 2015 год© Николай Васильев

Даже не дом, а целый квартал домов в центре Екатеринбурга. Четыре корпуса имеют обыкновенную секционную компоновку: три или четыре подъезда, пять этажей, десять квартир на подъезд. Один из корпусов — особенный, родной брат знаменитого московского дома Наркомфина. Спроектировали весь комплекс лидер конструктивистов Моисей Гинзбург, его соратник Александр Пастернак (брат Бориса) и инженер-конструктор Сергей Прохоров. В корпусе, предназ­наченном для расселения одиночек и небольших семей, все было необычно даже для стремительно развивавшегося в первые пятилетки Свер­дловска. Два коридора обслужи­вают четыре уровня маленьких квартир-ячеек, каждая из ко­торых расположена в двух или даже трех уровнях, имеет место под душ и туалет (в отличие от квартир в доме Накромфина, они так и не были оборудованы), одну спаль­ню, одну гостиную и кухню-шкаф. На крыше была сделана терраса-солярий и пере­ки­нут мостик на плоскую крышу соседнего корпуса. 

Обычные квартирные корпуса до сих пор заселены, а экспериментальный рас­селен в 1986 году. В ячейках теперь или случайные офисы, или мастерские уральских художников, а в одной из них два года назад открылся музей конструк­тивизма.

 

Что такое конструктивизм

Пять принципов конструктивизма — на примере пяти зданий

6. Жилая башня в Смоленске 

1 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 1930-е годыThe Constructivist Project

2 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. СмоленскTripAdvisor

3 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 2011 год© Сергей Семенов / CC BY-SA 3.0

4 / 5

Северный фасад дома-башни имени Парижской коммуны. Смоленск, 2018 год© TripAdvisor

5 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 2018 год© TripAdvisor

Смоленск славен не только крупнейшей русской крепостью и домонгольскими храмами, но и архитектурой межвоенной поры. Особенно выделяется семи­этаж­ная жилая конструктивист­ская башня. Дом-коммуна был построен в 1929–1930 годах архитектором Олегом (Отто) Вутке, который предложил не распластанное коридорное здание, какими обычно делались рабочие обще­жития, а небывало высокую кирпичную башню. Он срифмовал ее с башнями крепостной стены, одновремен­но показав высокий класс работы с кирпичом, которого стеснялись многие прогрессивные зодчие. У башни почти квадратный план, скругленные углы, геометрические орнаменты на стенах — стилистически это скорее эк­спрес­сионизм.

Внутри же были жилые комнаты с умывальниками и общие кухни и гостиные. Конкретная раскладка того, что стоит, а что не стоит обобществлять, была сде­лана самими будущими жильцами (детей решили оставить в семьях  Многие проекты домов-коммун предполагали совместное воспитание детей, своеобразный интернат в рамках всего комплекса, когда под сон, питание, досуг и обучение выделя­лись помещения. В семье ребенок бывал пару дней в неделю, или родители посещали его после работы. Так в 1930–50-е были устро­­ены многие детские сады, так назы­вае­мые шестидневки.). Воду в дом провели лишь в 1949-м. В 1970 году в доме произошел пожар, и началось его расселение, тогда же зданию был присвоен статус памят­ника архитектуры. Тем не менее брошенная башня стоит без крыши целых пятьдесят лет.

7. Дом Наркомфина в Москве

1 / 31

Дети играют во дворе дома Наркомфина. 1931–1932 годы

Фотография Роберта Байрона.

Wikimedia Commons

2 / 31

Дом Наркомфина. 1931–1932 годы

Фотография Роберта Байрона.

The Charnel-House

3 / 31

Фрагмент южного фасада дома Наркомфина. 1930-е годыPastVu.com

4 / 31

Коммунальный блок дома Наркомфина. 1928 год

Фотография Владимира Грунталя.

The Charnel-House

5 / 31

Коммунальный блок дома Наркомфина. 1931–1932 годы

Фотография Роберта Байрона.

The Charnel-House

6 / 31

Дом Наркомфина. 1931–1932 годы

Фотография Роберта Байрона.

The Charnel-House

7 / 31

Коридор в доме Наркомфина. 1930-е годыThe Charnel-House

8 / 31

Пентхаус наркома Милютина в доме Наркомфина. 1930-е годы

Фотография Владимира Грунталя.

The Charnel-House

9 / 31

Пентхаус наркома Милютина в доме Наркомфина. 1930-е годы

Фотография Владимира Грунталя.

PastVu.com

10 / 31

Кухня в бывшем пентхаусе наркома Милютина в доме Наркомфина. 1960-е годыPastVu.com

11 / 31

Дом Наркомфина. 2009 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

12 / 31

Коммунальный блок дома Наркомфина. 2013 годWikimedia Commons

13 / 31

Дом Наркомфина. 2017 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2. 0

14 / 31

Дом Наркомфина. 2017 годWikimedia Commons

15 / 31

Дом Наркомфина. 2017 годWikimedia Commons

16 / 31

Дом Наркомфина. 2014 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

17 / 31

Крыша дома Наркомфина. 2010 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

18 / 31

Коридор в доме Наркомфина. 2009 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

19 / 31

Дом Наркомфина. 2009 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

20 / 31

Интерьер дома Наркомфина. 2010 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

21 / 31

Квартира в доме Наркомфина. 2009 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

22 / 31

Квартира в доме Наркомфина. 2009 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

23 / 31

Кухня в квартире в доме Наркомфина. 2009 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2. 0

24 / 31

Дом Наркомфина. 2019 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

25 / 31

Дом Наркомфина. 2020 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

26 / 31

Дом Наркомфина. 2020 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

27 / 31

Дом Наркомфина. 2020 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

28 / 31

Крыша дома Наркомфина. 2016 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

29 / 31

Интерьер в доме Наркомфина. 2017 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

30 / 31

Лестница в доме Наркомфина. 2020 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

31 / 31

Кухня в квартире в доме Наркомфина. 2020 год© Николай Васильев / CC BY-NC-SA 2.0

Самый известный памятник жилой архитектуры советского конструктивизма, также показательный с точки зрения борьбы за его сохранение. В 1928 году архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров начинают проектировать дом нового типа. Это не дом-коммуна, как его часто ошибочно называют, а дом переходного типа: вместо индивидуальных квартир «мещанского быта» — коллективное жилье. По идее Гинзбурга, такой дом был нужен для постепенной адаптации жильцов. Кроме широкого спектра квартир (одиннадцать типов, считая пентхаус, надстроенный для участвовавшего в раз­работке замысла наркома финансов Николая Милютина) жильцам предлагали систему обслужи­вания, которая и сейчас выглядит очень современно. Терраса-солярий на кры­ше, столовая, клуб, прачечная, детский сад, общежитие-хостел и даже соб­ствен­ный карше­ринг. Дом Наркомфина, заселенный в самом начале 1932 года, стал манифес­том новой архитектуры: многоуровневые квартиры с отличной инсоляцией и сквозным проветриванием, ленточные окна, монолитный несущий каркас и легкие шлакоблочные стены, разноцветная покраска стен и потолков. 

Дом Наркомфина, поставленный на выселение в 1979 году и так и не рассе­ленный до краха СССР, все постсоветские годы был местом паломни­чества иностранных архитекторов и образцово-показательным позором системы охраны памятников. Еще пять лет назад казалось, что катастрофа неминуема, однако реставрация подходит к концу — и уже можно сказать, что дом Нар­комфина стал уникальным положительным примером. Проект реставрации осуществил Алексей Гинзбург, внук архитектора. 

 

Путеводитель по неизвестной архитектуре авангарда

10 зданий, которые еще можно увидеть в разных российских городах

 

10 утопических проектов советских авангардистов

Город спящих людей, симфония паровозных гудков, научная организация быта и другие идеи

Источники

  • Маслова И. Дом-коммуна «Культурная революция».

    Екатеринбург, 2018.

  • Овсянникова Е., Милютина Е. Жилой комплекс «Дом Наркомфина».

    М., Екатеринбург, 2015.

  • Тимофеев М. Ю. Иваново. Город красной зари. Неканонический путеводитель.

    Иваново, 2017.

  • Токарев А. Г. Архитектура Юга России эпохи авангарда.  Т. 1.

    Ростов-на-Дону, 2016.

  • Токменинова Л. И. Жилой комплекс «Дом Уралоблсовета».

    Екатеринбург, 2015.

  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда.

    М., 1996, 2001.

Теги

Архитектура
СССР
Руины

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Икона дня

Святой Иоанн Предтеча

Танец дня

Матчиш

Карта дня

Святая земля на полу византийской церкви

Архив

История

Фактчек: 9 самых популярных легенд о Ричарде III

Хитрый горбун, жестокий тиран или герой, павший в бою?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Большой скачок вперед (1958-1961) | Китайские Плакаты

Коммуна похожа на гигантского дракона, продукция явно впечатляет, 1959

В результате успешной экономической реконструкции, имевшей место в начале 1950-х годов в рамках первой пятилетки, партийное руководство во главе с Мао Цзэдуном считали, что в начале 1958 года созрели условия для Большого скачка вперед (大跃进, Даюэцзинь). Большой скачок был не просто смелым экономическим проектом. Он также был призван показать Советскому Союзу, что китайский подход к экономическому развитию был более динамичным и, в конечном счете, более успешным, чем советская модель, которой до этого старательно следовали.

Дерзайте ветер и волны, все обладает замечательными способностями, 1958

Китайский народ должен был приложить все усилия, чтобы за 15 (или даже меньше) лет превзойти Англию и совершить переход от социализма к коммунизма, тем самым оставив Советский Союз далеко позади. По крайней мере, таков был план, резко прервавший прежние, более осторожные попытки поддержать скорость восстановления и дальнейшего развития Китая с помощью пятилетних планов. Более радикальные члены руководства пытались перещеголять друг друга все более и более нереалистичными призывами к «большему, более быстрому, лучшему [и] более дешевому» производству. Символы этого вызова изображены на парусах корабля на плакате ниже. Плакат также пытается внушить населению, как все это улучшит их благосостояние, в отличие от тайваньцев, которые показаны в правом углу страдающими от режима ГМД и присутствия американцев.

Выложись изо всех сил и стремись к цели. Восток прыгает вперед, Запад беспокоится, 1958

На основе преувеличенной веры во власть идеологии над человеческим сознанием радикалы были убеждены, что, поставив «политику во главе», объективные трудности, создаваемые отставанием индустриализации и механизация может быть преодолена в относительно короткие сроки. Полагаясь на силу воли и отдавая предпочтение человеческому, субъективному измерению истории, люди могли бы добиться быстрой трансформации конкретных препятствий, с которыми они столкнулись в физическом мире. Чтобы мобилизовать эту силу воли, «Большой скачок», очевидно, сопровождался согласованными пропагандистскими усилиями, глубина и широта которых до сих пор не были замечены.

Поставить организации на военную основу, поставить действия на военную основу, поставить жизнь на коллективную основу, 1958

Большой скачок вперед принял две формы: массовая стальная кампания и формирование народных коммун (人民公社, жэньминь гунше). С одной стороны, все люди в стране были организованы, чтобы помогать производить количество стали, необходимое для достижения цели превзойти Англию. Жизнь была милитаризована ради этой битвы за сталь.

Председатель Мао посещает самодельную доменную печь, 1958

Повсюду были построены небольшие дворовые печи, где все работали круглосуточно. Необходимо было выполнить квоту на сбор использованного железа, разбить кастрюли, переплавить дверные ручки, чтобы удовлетворить потребности производства. Только потом выяснилось, что качество этой народной стали массового производства было настолько плохим, что ей не найти применения. Последствия этой производственной битвы оказались катастрофическими для окружающей среды. На плакате ниже можно увидеть ряды таких маленьких дворовых печей.

Все полностью заняты производством, торговля также полностью занята для всех, 1958

В деревне различные формы сельских кооперативов были объединены в огромные народные коммуны. Сельская жизнь была полностью коллективизирована, включая столовые, куда доставляли бесплатную еду. Из-за чрезмерного усердия местных чиновников, подхлестываемых общей атмосферой энтузиазма и в то же время боящихся прослыть отстающими, производственные показатели, изначально нереальные, устанавливались все выше и выше. Более того, поскольку все были вовлечены в борьбу за производство стали, рабочей силы не хватало для сбора урожая. Если бы такое количество продовольствия действительно можно было собрать, как обещали восторженные сообщения, то «коммунизм был не за горами», как считалось всеобщим мнением осенью 1958 вроде бы.

Громче бей в боевой барабан Большого скачка, 1959

К началу 1959 года стало ясно, что дела идут из-под контроля. В результате массового производства стали и сельского хозяйства как производственный, так и транспортный секторы сильно пострадали. Реальность «большого скачка» все меньше соответствовала той картине, которую рисовали в отчетах руководству. Некоторые лидеры, в том числе Чэнь Юнь, стали осторожно предупреждать о последствиях этой «мозговой лихорадки», державшей Китай в своих руках, в то время как более радикальные чиновники продолжали провозглашать мнимые победы в производстве.

Пересечение Хуанхэ, сидя в арахисе, 1958

Кульминация недовольства достигла апогея на Лушанском пленуме в июле 1959 года. между сторонниками движения (во главе с Мао) и противниками (невольно во главе с министром обороны Пэн Дэхуаем). В личном письме Мао Пэн подверг критике крайние элементы движения. Мао истолковал письмо как личную атаку и распространил его для изучения и критики другими лидерами, присутствовавшими в Лушане. По итогам пленума Пэн был уволен со своих постов и заменен Линь Бяо. Вместо попыток найти ответы на проблемы «большого скачка» была начата антиправая борьба.

Преобразовать реку Хай, закалить себя, 1958

Несмотря на признаки того, что «Большой скачок» не достиг своих целей, движение продолжало поддерживаться. Во время празднования десятой годовщины Народной Республики в октябре 1959 г. была подтверждена «генеральная линия большого скачка, народных коммун и стальной кампании». Движение обернулось катастрофой, когда в период 1959-1961 годов на Китай обрушились стихийные бедствия. В последовавшем за этим голоде погибло от 30 до 40 миллионов человек.

Да здравствует Генеральная Линия!, 1961

Да здравствует Генеральная Линия! Да здравствует Большой скачок вперед! Да здравствуют народные коммуны!, 1964

Более того, в результате разрыва отношений с Советским Союзом Китай столкнулся с полным экономическим коллапсом. Перестройка экономики началась в 1961 году и проходила под руководством Лю Шаоци, Дэн Сяопина, Чэнь Юня и других. Во время конференции семи тысяч кадров (七千人大会) в Пекине в 1962, когда партийные чиновники собирались с конца января по начало февраля и обсуждали катастрофический голод во время «большого скачка», начавшегося в 1958 году, Мао выступил с самокритикой, а затем сделал шаг назад от власти, уйдя в Шанхай. Оттуда он запланировал свое возвращение к вершине власти, что привело к Великой пролетарской культурной революции.

Производство идет скачок за скачком! Нация становится все более зажиточной!, 1958

Овощи зеленые, огурцы рослые, урожай обильный, 1959

Если условия в Китае ухудшались с 1958 года и далее, а голод, возникший в результате Большого скачка, стал надиром, то как пропагандистский аппарат справился с этой ситуацией? Это показывало изобилие.

Дыни сладкие, зерно и рис ароматные, все пробуют вкус, 1958

Одним из существенных аспектов пропаганды является то, что она должна отражать действительность и в то же время обеспечивать оптимистичный взгляд на будущее . Плакаты ниже, все опубликованы в 1960, опровергали то, что на самом деле происходило, и продолжали давать сюрреалистическую картину жизни.

Начать движение за увеличение производства и практиковать бережливость, с продуктами питания и сталью в центре, с большой силой!, 1960

Бить в барабан, в 1960 году мы продолжим Большой скачок вперед!, 1960

В то время как вышеприведенный плакат, созданный никем иным, как опытными художниками Ха Цюнвэнем и Вен Ичжи, продолжал призывать к поддержке уже дискредитированной стратегии развития, анонимные изображения ниже — части незавершенной серии — пытались придать новый смысл тому, что было достигнуто. Все они могут служить примерами стиля иллюстратора-реалиста, ознаменовавшего Большой скачок.

Развивать промышленное и сельскохозяйственное производство, осуществлять одновременное развитие промышленности и сельского хозяйства — Народные коммуны хорошие 2, 1960

Ускорить механизацию сельского хозяйства — Народные коммуны хорошие 3, 1960

3 90коммуны большие, народу много, природных ресурсов много, легко развивать диверсифицированную экономику — народные коммуны хорошие 5, 1960

коммуны большие и костяк крепкий, легко создать единую систему распределения наличной рабочей силы, взрастить многочисленные отряды активистов, красных и умеющих строить социализм — Народные коммуны хороши 6, 1960

Сильно развивать отрасли культуры, связи и транспорта — Народные коммуны хорошие 8, 1960

Сила борьбы со стихийными бедствиями сильна, чтобы быстрее поднять уровень производства и жизни — Народные коммуны хорошие 9, 1960

Единственным признаком нехватки материалов в то время является тот факт, что все эти плакаты либо были напечатаны на бумаге, ранее использовавшейся для публикации текстов, либо были переработаны для печати текстов. Какой бы ни была причина, печатный текст просвечивает через очень тонкую бумагу посредственного качества.

Источники

Джаспер Беккер, Голодные призраки — тайный голод в Китае (Нью-Йорк: Генри Холт, 1998) : Bloomsbury Publishing Plc, 2010. председателя Мао — Мемуары личного врача Мао (Лондон: Random House, 1996)

Родерик Макфаркуар, Истоки культурной революции, том II: Большой скачок вперед, 1958–1960 (Columbia University Press, 1987)

Родерик Макфаркуар, Тимоти Чик, Юджин Ву (редакторы), Секретные речи председателя Мао — От сотни цветов к большому скачку вперед (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1989)

Питер Дж. Сейболт, Сбрасывание императора с лошади — Портрет деревенского лидера в Китае, 19 лет23-1995 (Боулдер: Westview Press, 1996)

Фредерик Тейвес и Уоррен Сан, Путь Китая к катастрофе — Мао, центральные политики и лидеры провинций в развертывании Большого скачка вперед 1955-1959 (Armonk: ME Sharpe, 1998)

Felix Wemheuer, Социальная история маоистского Китая — конфликты и перемены, 1949–1976 (Cambridge University Press, 2019)

Yang Jisheng, Надгробие — Великий китайский голод, 1958– 1962 (Стейси Мошер и Го Цзянь, пер. ) (Фаррар, Штраус и Жиру, 2008)

Дизайнер неизвестен (佚名) | Китайские плакаты

Перейти к основному содержанию

Приказ муниципальной полиции Шанхая: стрелять на поражение (1925 г.)

Прямое нарушение принципа гуманности (1925 г.)

Дисциплина — источник жизненной силы армии, ранения — слава солдата (ок. 1937 г.) )

Раненые могут выздоравливать мирно (ок. 1937 г.)

Если есть враг, я не могу существовать, если я там, враг будет побежден (ок. 1937)

Подожди, пока мои раны заживут, тогда я вернусь на фронт (ок. 1937 г.)

Не бойся смерти, не люби деньги, люби нацию, люби народ (ок. 1937 г.) )

Разгром японского империализма (ок. 1937 г.)

Без компромиссов, без капитуляции, борьба до конца, за окончательную победу (ок. 1937 г.)

Усиление всеобщей мобилизации для тотальной милитаризации (ок. 1937 г.)

Всегда и везде укрепляйте наше сопротивление (ок. 1937 г.)

Пока не будут побеждены японские карлики, борьба не прекратится (ок.

19 г.37)

Клянусь защищать нацию до смерти (ок. 1937 г.)

Любить народ, помогать народу (ок. 1937 г.)

Соотечественники в военном округе потеряли дом и очаг, неужели им жалко мало денег? (ок. 1937 г.)

Раненый солдат, вы заплатили высшую награду за всех (ок. 1937 г.)

Все должны ненавидеть врага, оборону надо строить поэтапно, укреплять укрепления, врага надо уничтожать истреблены (ок. 1937 г.)

Поскольку вторжение японских гномов не прекращается ни на день — Поскольку война сопротивления моего народа не прекращается ни на день — Я клянусь пролить свою последнюю каплю крови — Защищать последний дюйм моей земли ( ок.1937)

Я не подведу уже павших товарищей, не подведу уже павших командиров, не подведу народ своей страны, вернусь на передовую, чтобы отомстить и стереть унижение (ок. 1937 г.)

Содержите армию в течение тысячи дней, чтобы использовать ее за день (ок. 1937 г.)

Члены революционной армии, пусть нация противостоит врагу и защищает осажденных, наступает волна за волной, чтобы противостоять вражеским войскам (ок. 1937 г.)

Мы живем, чтобы бороться за нацию! (ок. 1937 г.)

Эта жизнь не умрет, эта решимость не ослабеет (ок. 1937 г.)

Миллионы людей единодушно клянутся истребить японского врага (ок. 1937 г.)

Когда революционные воины легкораненые не бегут в беспорядке, при тяжелом ранении не беспокоятся (ок. 1937)

Элементарные знания ПВО (ок. 1938 г.)

Великая танковая битва (ок. 1938 г.)

Против коммунизма (ок. 1938 г.)

Смотри! Смотреть! Жестокая несправедливость коммунистической партии (ок. 1938 г.)

Японская настольная игра, 1939 г. (1939 г.)

Поддержите лидера — Женская групповая тренировочная настенная диаграмма Nr. 3 (ок. 1939 г.)

Американское агентство помощи — отчет об американской работе по оказанию помощи. 12 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 13 (1948)

Американское агентство по оказанию помощи — отчет о работе американской службы помощи. 14 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 15 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 16 (1948)

Уничтожить еще больше бандитской армии Цзяна (1948)

Американское агентство по оказанию помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 17 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 1 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 2 (1948)

Американское агентство по оказанию помощи — отчет о работе американской службы помощи. 3 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 4 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 5 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи. 6 (1948)

Американское агентство помощи — Отчет об американской работе по оказанию помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *