Летчик маресьев подвиг: Подвиг лётчика Алексея Маресьева | ДОСААФ России

Содержание

80 лет подвигу советского летчика Алексея Маресьева

04 апреля 2022

  • Главная
  • Ресурсы
  • Подборки книг
  • Общественные науки и право
Алексей Петрович Маресьев

«Жизнь меня, конечно, потерла, но если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья».

А.П. Маресьев

Подвигу Маресьева 80 лет

4 апреля 2022 года исполняется 80 лет подвигу советского летчика Алексея Маресьева.

Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).

С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище.  В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов.

Читинская авиационная школа военных пилотов. А.П. Маресьев слева в первом ряду

Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. 

4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования — 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области).

Самолет упал в 150 метрах от дороги, соединяющей населенные пункты Рабежа и Овинчище. Его самолет упал в какой-то сотне метров от дороги, по которой до наших было всего 4 километра — практически час пешком до своих…

Направься летчик в противоположную сторону и через несколько минут он вышел бы уже на дорогу, по которой довольно часто передвигались патрули и транспорт.

Однако летчик, которого от полученных тяжелых травмы мучали галлюцинации, двинулся в противоположном направлении, через Лютецкое болото и 18 дней и ночей он полз, чтобы выжить.

Сам Алексей Петрович рассказывал, что его постоянно мучали галлюцинации. В день он проходил не более полутора километров, падал в снег и по трое суток спал.

Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем», — говорил Маресьев.

Современная карта района, где упал самолет

Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Подростки Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там — русский или немец?

Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть.

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке», 1948 год

В начале мая 1942 года Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения в поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР.

С июня 1943 года он воюет в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка.

В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.

20 июля 1943 года в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву 24 августа 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

А. П. Маресьев

В 1944–1946 гг. — инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.

В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.

В 1948–1949 гг. — начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС.

В период с 1956 по 1983 г. — ответственный секретарь, а с 1983 г. — 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. — Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. — первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).

8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.

В 1997–2001 гг. — руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды Великой Отечественной войны».

Алексей Петрович Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Памятник на Новодевичьем кладбище в Москве

В 2019 году  Александр Морзунов, руководитель поискового отряда «Находка», разыскал место падения самолета. Ему удалось найти уникальные архивные документы, в которых было указано место падения самолета, акт его списания и акт передачи эвакотделением 245 СД различного имущества, в т.ч. самолета ЯК-1, РАБу (район авиационного базирования).

Памятная стела, установленная в 2016 году на месте, где был найден А.П. Маресьев

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», написанную в 1947 году, разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.
«Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится», — говорил Маресьев.

Издания о героической личности на коми и русском языках

Настоящöй морт йылысь

Полевой Борис Николаевич

Повесть

Инв. номер 205029-дх

Шифр 84

На коми языке. Перевод Я. М. Рочева. — Сыктывкар: Коми Госиздат, 1951. — 318 с.

Повесть о настоящем человеке

Полевой Борис Николаевич

Повесть

Инв. номер 1380674-дх

Шифр 84(2=411.2)6

Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1973. — 302 с.

Повесть о настоящем человеке

Полевой Борис Николаевич

Повесть

Инв. номер 1360029 — аб

Шифр 84(2=411.2)6

Потеряв обе ноги, Алексей Мересьев не раз падал духом, жалел о трёх патронах, которые в самом начале испытания могли прервать его жизнь. Поэтому настоящий подвиг он совершает, когда возвращается в строй на протезах. Какой силой духа нужно обладать, чтобы после госпиталя, ампутации ног, на костылях рваться снова в небо, снова взять в руки штурвал самолёта.

Список литературы

Полевой Борис Николаевич Повесть о настоящем человеке / Борис Полевой. — Москва : Вече, 2014. — 318 с. — Текст (визуальный) : непосредственный.

Полевой Борис Николаевич. Повесть о настоящем человеке / Борис Полевой. — Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1973. — 302 с. — (Школьная библиотека).

Полевой Борис Николаевич Настоящöй морт йылысь повесть / Б. Полевой ; ред. С. Раевский ; вуджöдiс Я. М. Рочев. — Сыктывкар : Коми госиздат, 1951. — 316, [2] л. б. — На коми яз.

Безъязычный, В. Преодоление невозможного / В. Безъязычный // Наша власть: дела и лица. — 2015. — № 3/4. — С. 36-37.

Вишнякова, Наталья. Май. Рождены, чтоб сказку сделать былью / Наталья Вишнякова // Дошкольное образование — Первое сентября. — 2014. — № 5/6. — С. 10-11.

Докучаев, Анатолий. Настоящий человек / А. Докучаев // Патриот Отечества. — 2016. — № 5. — С. 12-13.

Иванова, Ирина. За! Десятилетие детства / Ирина Иванова // Дитя человеческое. — 2018. — № 1 (122). — С. 1-12.

Из семьи крылатых соколов // Юный художник. — 2005. — № 4. — С. 35. 

Каралюк, А. А. Подвиг настоящего человека / А. А. Каралюк // Военные знания. — 2016. — № 4. — С. 14-19.

Кирасирова, Л. Н. «Мужество останется в веках…» / Л. Н. Кирасирова // Читаем, учимся, играем. — 2017. — Вып. 9. — С. 96-101.

Кириченко, Евгений. Час пешком до своих / Евгений Кириченко // Родина. — 2017. — № 5. — С. 58-62.

Ковтун, Н. Человек из легенды / Н. Ковтун // Библиополе. — 2016. — № 10. — С. 37.

Коростелева, Валентина. Подвиг на все времена : к 100-летию Маресьева / В. Коростелева // Детская Роман-газета. — 2016. — № 5. — С. 13-16

Маресьева, Алиса. «Для всех, кто связан с небом, фамилия Маресьева много значит» / Алиса Маресьева ; беседовал Антон Морошкин. — Текст : непосредственный // Огонек. — 2016. — № 21. — С. 24-25

Михайлова, С. И. Эта книга помогает нам жить… / Михайлова Светлана Ивановна, Леонова Елена Викторовна // Юный краевед. — 2018. — № 5/6. — С. 75-79.

Морелева, В. А. Настоящий человек / В. А. Морелева // Читаем, учимся, играем. — 2006. — № 11. — С. 15-17.

Настоящий Маресьев / публ. подгот. Константин Дроздов // Родина. — 2016. — № 6. — С. 98-107 : 14 фото. — (Научная библиотека Родины).

Рощин, Владимир. Алексей Маресьев: звезды и крылья / Владимир Рощин // Военные знания. — 2006. — № 5. — С. 28-29.

Рощупкин, Владимир. Однажды у него выросли крылья / Владимир Рощупкин // Военные знания. — 2005. — № 1. — С. 4-5.

Сергеева, Л. Г. Легендарный Маресьев / Л. Г. Сергеева // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 8. — С. 53-55.

80 ЛЕТ ПОДВИГУ СОВЕТСКОГО ЛЕТЧИКА АЛЕКСЕЯ МАРЕСЬЕВА

Подвигу Маресьева 80 лет

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Издания о героической личности на коми и русском языках

Список литературы

Жить будет: 80 лет назад свой подвиг совершил Алексей Маресьев

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

05. 04.2022

80 лет назад, 5 апреля 1942 года, в небе над Новгородчиной был подбит истребитель Як-1, которым управлял младший лейтенант Маресьев. В то время шли «бесконечные, злые» бои в районе Демянского котла, и если зимой красноармейцам удалось окружить немецкий корпус, то в весенние месяцы гитлеровцы сумели вырваться из кольца. 1942-й начался для нашей армии трагически, огромными потерями, а для Алексея Маресьева тогдашние сражения послужили и величайшим испытанием, и дорогой в бессмертие.

«У меня трое старших братьев, так вот, они — умные, а я в летчики пошел», — шутил много лет спустя Алексей Петрович, родившийся на Волге, под Камышином, в большой крестьянской семье. Отец, солдат Первой мировой, умер от ран, когда будущему «настоящему человеку» исполнилось три года. Ребенком он тяжело перенес малярию, приведшую к раннему ревматизму. И тем не менее Алеша мечтал стать летчиком (в крайнем случае — конструировать самолеты), в юности дважды подавал заявление в летную школу, но врачи не допускали до приемных экзаменов из-за все той же болезни: парень казался слишком слабым для полетов. В 1934-м его по комсомольской путевке направили на Дальний Восток, где он приблизился к осуществлению давней мечты, стал заниматься в аэроклубе.

В дальнейшем служил в погранвойсках на Сахалине, причем в авиационном отряде, хотя в небо, будучи механиком, не поднимался. После армии Алексей пробился-таки в Читинскую школу летчиков, которую вскоре после этого перевели в Батайск. С началом войны летный инструктор Маресьев оказался в действующей армии уже как пилот истребителя И-16.

В ДЕМЯНСКОМ КОТЛЕ

Свой первый бой он принял 23 августа 1941 года в районе Днепродзержинска, первые сбитые вражеские самолеты записал на свой счет в начале 1942-го, в Новгородской области. В начале апреля в районе Демянского котла его «Як» получил несколько пробоин, а сам пилот был ранен. После войны Алексей Петрович вспоминал: «Я был привязан ремнями, но их оторвало и меня выбросило из самолета. Так что я упал метров с 30, хотя точно не знаю. По-видимому, получилось так, что упал на снег, а потом покатился по дороге и ударился виском, и минут 40 лежал без памяти. Потом, когда очнулся, чувствую что-то на виске, приложил руку — кровь, и висит лоскуток кожи. Я его хотел сначала оторвать, а потом чувствую, что кожа толстая, и обратно ее приложил к пораненному месту. Кровь там запеклась, и все потом заросло».

Фрагменты боевой машины разлетелись в разные стороны — не собрать. В двух шагах были немецкие позиции, но наш летчик приземлился на территории, не занятой врагом. В голове Алексея возникали миражи, галлюцинации, ему казалось, что поблизости, на поляне, видны советские истребители, красноармейцы, и он пытался к ним подползти, но вокруг не было ни души. За 18 суток Маресьев съел, по собственному признанию, лишь несколько кореньев, муравьев и ягод клюквы. Отмороженные, разбитые ноги не чувствовал и все те дни мог только ползти…

Не сдавался и очутился в какой-то момент на перекрестке двух дорог: одна вела в деревню Плав, другая — в Рабежу. Его нашел колхозный конюх, человек осторожный и бдительный. Увидев оголодавшего русского летчика, дед Михайла сначала его разоружил, а уже потом позвал людей.

Через полчаса Маресьева окружили мальчишки-подростки, накормили хлебом и молоком, подняли на телегу и повезли в избу того самого деда. Последний долго сомневался: не шпион ли этот раненый, не подослан ли немцами? Все-таки приютил калеку, и вскоре уже никто не сомневался: парень — наш, камышинский.

В селе его привечали как героя, каждый стремился обогреть, угостить. Наконец, уложили на мягкую постель. Ноги распухли, брюками пришлось пожертвовать. Фельдшер порекомендовал односельчанам первым делом протопить баню. Туда пилота несли на руках, ходить он не мог. (Удивительно, но этот сруб с большим котлом сохранился, баню все так же топят по-черному, и всякий раз вспоминают, само собой, Героя Советского Союза Маресьева). Русский пар, к которому Алексей привык с детства, вернул его к жизни, однако вылечить гангрену было невозможно. Через несколько дней летчика нашли товарищи по части и доставили в Москву, в госпиталь.

«ОТРЕМОНТИРУЕМ ВАС»

Первое заключение врачей звучало чудовищно: «Жить не будет». Но Алексею Маресьеву снова повезло: лечить его взялся хирург старой закалки, практиковавший еще в Первую мировую Николай Теребинский. По легенде, он обратил внимание на молодого летчика, когда того везли чуть ли не в морг военного госпиталя. Правда же в том, что до Теребинского никто не верил, что Маресьева удастся спасти, медики не хотели даже тратить время на ампутацию, а Николай Наумович сказал ему сразу: «Жить вы будете. Отремонтируем вас». После этих слов к герою стали возвращаться силы, хотя ногами пришлось пожертвовать.

Его считали безнадежным инвалидом. Но он еще в госпитале мечтал вернуться в авиацию. Каждый день и в больничной палате, и в санатории занимался физическими упражнениями, придавая своим движениям пластичность и точность. Никто не разрабатывал для него систему тренировок, у военврачей в 1942 году на подобные вещи просто не было времени. Маресьев использовал собственный метод, который помогал «срастись» с протезом, и упражнялся, как одержимый, долгими часами.

Похожий, вдохновивший его случай нашелся в истории русской авиации: летчик Александр Прокофьев-Северский потерял в Первую мировую войну правую ногу, но не только вернулся в строй, но и взмыл в небо, стал одним из лучших асов своего времени. Журнал с рассказом об этом Алексей зачитал до дыр, всюду носил с собой, доказывая врачам и командирам, что в армии, в авиации «и небывалое бывает».

Он научился ловко танцевать на протезах (это не фантазия Бориса Полевого), лихо отплясывал с медсестрами. Сторонним наблюдателям трудно было поверить, что у плясуна нет ног. Маресьев снова и снова доказывал, что способен управлять крылатой машиной. Многие отмахивались от безногого летчика, некоторые относились к его устремлениям иронически. Но остановить упрямца было невозможно, в июне 1943-го Алексея зачислили в 63-й гвардейский истребительный авиаполк. Правда, поначалу на боевые задания не посылали: то ли не верили в «сверхспособности», то ли берегли «инвалида» — не хотели рисковать ни машиной, ни пилотом.

А он ждал своего часа, погрузившись как бывалый фронтовик в офицерскую жизнь. В великом противостоянии на Курской дуге многое решалось в небе. Советские истребители постепенно перехватывали инициативу у асов люфтваффе. Алексей Маресьев рвался в бой.

В НЕБЕ — МАРЕСЬЕВ!

Помог ему земляк, волгарь, командир эскадрильи Александр Числов, который видел, как страдал летчик без неба, предложил летать вместе. В паре они приняли участие в нескольких боях. Несмотря на протезы, напарник комэска тонко чувствовал машину, действовал решительно и профессионально. Молодым, никогда не валявшимся в госпиталях пилотам не грех было поучиться у этого «калеки».

6 июля 1943 года на глазах Числова он в неотразимом стиле подбил «мессер»: есть первая победа «на протезах»! Командир в тот день ликовал не меньше, чем сам Маресьев.

Самое жаркое в жизни Алексея Петровича сражение развернулось спустя две недели. Немцы все еще стремились хозяйничать в небе над Россией, сражались отчаянно. 20 июля во время воздушного боя наш герой спас жизни двух советских летчиков и сбил сразу два прикрывавших вражеские бомбардировщики «Фокке-Вульфа». Воздушная схватка вышла удивительной, незабываемой! Победителя награждали, благодарили, но в газетах о его подвигах писали с осторожностью, старались не указывать на увечья, дабы никто не пустил слух (прежде всего гитлеровская пропаганда) о том, что в Красной Армии уже и безногие воюют… С другой стороны, для многих летчиков, для сотен тысяч раненых, покалеченных войной он служил прекрасным примером. И это в конце концов оказалось важнее всего.

Капитан Маресьев стал помощником командира по воздушно-стрелковой службе 63-го гвардейского истребительного авиаполка. За годы войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 немецких самолетов: четыре до ранения, семь — после. Однако статистика нам обо всем не расскажет, в том числе и о том, что Алексей Петрович являлся настоящим асом, что множество раз он выручал товарищей в поистине отчаянных ситуациях.

Маресьев уже носил Звезду Героя, когда в их эскадрилью заехал военкор «Правды» Борис Полевой. Гость заночевал вместе с летчиками и чуть за сердце не схватился, увидев, как перед сном один из них отстегнул от ног протезы. Журналист-писатель с ним познакомился и вскоре стал собирать о нем сведения, после чего предложил руководству очерк для газеты. Этой теме тогда не дали ход. По легенде, Сталин, прочитав о Маресьеве, сказал: «Еще не время». Однако Полевому дали понять: после войны его задумка будет чрезвычайно востребована. Так и вышло. Миллионы раненых, сотни тысяч калек нуждались тогда в подобном примере, чтобы не впасть в отчаяние, чтобы найти себя в мирной жизни.

«Повесть о настоящем человеке» переиздавалась ежегодно. Ее изучали в школах, причем не только в СССР, но и в Польше, Китае, Вьетнаме и еще в дюжине стран. Автор слегка изменил фамилию главного героя, тот стал Мересьевым. Книга — не документальная, нашлось в ней место и для литературного вымысла, но в основе произведения — подлинная судьба.

«МЕДНЫЕ ТРУБЫ»

Испытание славой бывает иногда труднее военного подвига. Воплощенный символ несгибаемого, бесстрашного, верного долгу советского человека, Алексей Маресьев говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашелся! Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и все!».

Ему не только была посвящена вошедшая в школьную программу книга. На лучших сценах страны шла опера Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», с экранов не сходил фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. Кинокартину и оперный спектакль Алексей Петрович посетил, по большей части они ему понравились, особенно то, как музыканты имитировали шум авиационного двигателя. А с популярным киноартистом Маресьев даже сдружился. «Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга», — вспоминал актер.

Прославленный герой использовал свою славу на то, чтобы помогать людям, прежде всего — фронтовикам и вдовам: добывал лекарства, коляски, протезы, находил талантливых и самоотверженных врачей, которые могли помочь участникам Великой Отечественной.

И соотечественники старались его всеми способами отблагодарить. Когда рабочие АЗЛК узнали, что для легендарного Маресьева выпускают «Москвич», они всю машину собрали вручную. Более того, отказались от премии за выполненную работу — это был подарок от чистого сердца. Кстати, за рулем того автомобиля знаменитый ветеран ездил несколько десятилетий. Принимая подарки, он смущался, поскольку гораздо больше любил дарить и служить людям. Палат белокаменных не нажил, довольствовался скромным достатком. Да и временем для сибаритства не располагал. Через одиннадцать лет после войны защитил диссертацию по истории (анализировал события, в которых участвовал), потом издал книгу — небольшую, но правдивую и серьезную. В наши дни ее, к сожалению, не переиздают, а ведь это — важный исторический документ.

«Повесть о настоящем человеке», ту самую, которая принесла ему всемирную славу, Алексей Маресьев никогда не читал. Летчики — люди с характером. И раз уж прославленный ветеран не хотел знакомиться с литературным двойником, уговаривать его было бесполезно. По той же причине он, изъездивший вдоль и поперек весь Советский Союз, не приезжал туда, где в 1942 году разбился и спасся, не видел обелисков и мемориалов, которые там ставили в его честь. Это не блажь, многие фронтовики не любили подробно вспоминать о своих поражениях и победах: сердца порой не выдерживали подобных воспоминаний.

Автору этих строк повезло лично общаться с Алексеем Петровичем. Встречи были замечательные, хоть и пришлись на трудное, неуютное время начала 1990-х. В те годы он тяжело переживал трагедию распада Советского Союза, был резко против гайдаровских «реформ», с болью говорил о развале армии, об очернении нашей истории… Запомнилась и его улыбка — открытая, заразительная, полная энергии. Навсегда осталось в памяти его рукопожатие — теплое, мощное, как бы приглашающее к дружескому, откровенному — без лицемерия и политеса — разговору. Он грустил, даже горевал, но не впадал в уныние, умел видеть свет в конце любого тоннеля и верил в возрождение страны, которую защищал.

Материал опубликован в мартовском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Фото в слайдере — Семен Майстерман, ТАСС

Сбитый в глуши Алексей Маресьев потерял обе ноги, но продолжил полет — RTD

Вставить

Вставить видео

Икс

Копировать

  • Легендарный российский летчик Второй мировой войны Алексей Маресьев пережил невозможное
  • Потеряв обе ноги, он продолжил летать и защищать свою родину от нацистов
  • Его героический пример вдохновил других и проложил путь пилотам-инвалидам
  • Место его крушения долгие десятилетия оставалось загадкой и было обнаружено случайно
  • Потомки Маресьева идут за человеком, сделавшим открытие, туда, где родилась легенда о «настоящем человеке»

Летчик-истребитель ВОВ Алексей Маресьев пережил невозможное: его самолет был сбит в глухой глуши, при крушении ему сломали ноги, и ему все же удалось спастись. Ему потребовалось 18 дней ползания по заснеженному лесу без еды и воды. Ампутация ног означала, что его уволят из вооруженных сил. Ни один врач не отправил бы его обратно на фронт. Однако Маресьев хотел снова летать на истребителях, чтобы защитить свою страну от нацистской угрозы.

Связано: Лучшие стрелки России демонстрируют свои авиационные навыки

Его врачам и командирам потребовалось много усилий, чтобы позволить ему вернуться на место пилота, а его товарищи нервничали из-за объединения с пилотом-инвалидом. Им нужно было знать, что каждый член отряда будет стоять за спину в бою. Однако вскоре Маресьев развеял все опасения своим мастерством. Его пример вдохновил других пилотов. Когда война закончилась, русский писатель Борис Полевой написал книгу о героическом подвиге Маресьева «Повесть о настоящем человеке». Его творчеству обучали в школах, и каждый ребенок знал об удивительной силе воли, целеустремленности и мужестве Маресьева. Его пример спас жизни и карьеры других пилотов, оказавшихся в подобных ситуациях в последующие годы.

По теме: Трое инвалидов достигли вершины горы Килиманджаро

Одна деталь из его истории долгие десятилетия оставалась загадкой: никто не мог найти его самолет. Наконец, один человек, Александр Морзунов, стал судмедэкспертом и по иронии судьбы обнаружил место крушения. Он согласился бы раскрыть это только в присутствии семьи Алексея Маресьева. Сын и внук героя отправляются туда, где родилась легенда об их предке.

Напишите нам

Имя Пожалуйста, введите имя Эл. адрес Пожалуйста, введите адрес электронной почты Неверный адрес электронной почты Текст Пожалуйста, введите сообщение

Успех

ваше сообщение доставлено

Закрыть

Смотреть трейлер

Пожалуйста, оцените этот фильм

9.10

(10 пользователей)

Опубликовано: 19май 2017 00:00 Просмотр: 6677

Продолжительность

47:43

Смотреть этот фильм на русском языке
ВЫБОР ЗРИТЕЛЯ: 1 000 000 ПРОСМОТРОВ И БОЛЬШЕ
  • Стиль жизни

    Конголезские денди

    25:48

    7690642

  • Общество

    Я хочу вернуть свой секс

    27:22

    6363317

  • Общество

    10 дней в Северной Корее

    47:33

    5231224

  • Стиль жизни

    На вершине мира

    0:52

    4836713

  • Искусство и культура

    Танец маленьких лебедей

    27:09

    4298737

  • Личности

    Наемный убийца Эскобара

    52:14

    4100004

Посмотреть все

ПОЛУЧИТЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ RTD!

Новые фильмы прямо в ваш почтовый ящик в день публикации! Отправляя свои данные, вы соглашаетесь получать электронные письма Документальный канал РТД. Вы можете отказаться в любое время.

Подвиг Маресьева, летчика и настоящего мужчины. Какой подвиг совершил Алексей Маресьев?

Подвиг Алексея Маресьева — легендарного советского летчика, потерявшего обе ноги во время Второй мировой войны, теперь известен всем. Сила воли и стремление к жизни героя смогли победить сначала смерть, а потом и инвалидность. Вопреки приговору, который, казалось, была навязана самой судьбой, Маресьеву удалось выжить, когда это было невозможно, вернуться на фронт за штурвал истребителя и одновременно в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева – надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы для борьбы и веры в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юношеские годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (нынешняя Волгоградская область), родился третий сын. Алексею было три года, когда его отец умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, работавшей уборщицей на заводе, пришлось нелегко поднять на ноги детей — Петра, Николая и Алексея.

Окончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и одновременно учился на рабфаке. Уже тогда у него было желание стать летчиком.

Дважды пытался поступить в авиашколу, но ему возвращали документы: перенесенная в детстве тяжелая форма малярии серьезно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто тогда верил, что Алексей станет летчиком – ни его мать, ни соседи не были исключением, – но он упорно продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по указанию Камышинского райкома комсомола Маресьев командирован в Хабаровский край для строительства Комсомольск-на-Амуре. Работая дизелистом, он также работает в аэроклубе, изучая авиационное дело.

Через три года, когда Маресяева призвали в армию, его направили служить в 12-ю авиаотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил младшим лейтенантом. Там же он был назначен инструктором. В Батайске служил до войны.

Начало войны и история героизма

В августе 1941 года Алексей Маресьев был отправлен на фронт. Первый его боевой вылет прошел под Кривым Рогом. Когда весной следующего года летчика перевели на Северо-Западный фронт, на его счету уже было четыре сбитых вражеских самолета.

4 апреля 1942 года в ходе воздушного боя в районе Старой Руссы (Новгородская область) был сбит истребитель Маресьева, сам ранен. Летчику пришлось совершить посадку в лесу — на территории вражеского тыла.

Восемнадцать дней Алексей Маресьев отчаянно боролся со смертью, пробиваясь на передовую. Когда принесли раненые, а потом и обмороженные ноги, он продолжал передвигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва он был жив, как двое мальчишек из села Плав (Плавни) Валдайского района нашли его в лес. Жители села укрыли летчика и попытались выбраться, но последствия травм и обморожения оказались слишком тяжелыми. Маресьеву потребовалась операция.

В начале мая возле села приземлился самолет. Пилотировал его Андрей Дегтяренко — командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненый летчик был доставлен в Москву в военный госпиталь.

Беспощадный вердикт врачей и… возвращение в строй

Все, что происходит дальше, и нет ничего другого, как один давно непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови летчику врачи чудом спасли жизнь, но ему пришлось ампутировать голень. Еще находясь на больничной койке, Алекс приступает к изматывающим тренировкам. Он готовится не просто встать на протезы, а научиться на них передвигаться. В его планах — владеть ими настолько идеально, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Продолжал тренироваться в санатории в 1942, добившись ошеломляющих успехов, которые были результатом его железной воли и мужества.

В начале следующего года Маресьева отправляют на медицинское обследование, после которого он получает направление в Ибресинское летное училище в Чувашии. В феврале 1943 года успешно совершил первый испытательный полет после ранения. Все это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

И снова в бой!

Просьба пилота была удовлетворена 19 июля43 года. Но командир 63-го гвардейского истребительного авиаполка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того как симпатизировавший Маресьеву командир его эскадрильи Александр Числов стал брать его с собой в боевые вылеты, оказавшиеся успешными, доверие к возможностям летчика возросло.

После того, как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до конца войны было сбито еще семь вражеских самолетов. Вскоре слава о подвиге Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это же время состоялась первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты «Правда» Борисом Полевым. Подвиг летчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке». В нем Маресьев сделал прототип главного героя.

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Конец войны. Жизнь после него — еще один подвиг Маресьев

Через год Алексею Маресьеву предложили уйти из строевого полка и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-летчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолетов противника.

В 1946 году Алексей Петрович Маресьев был уволен из боевой авиации, но постоянно продолжал поддерживать прекрасную физическую форму. Он катался на коньках, катался на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Его личный рекорд был установлен в Куйбышеве, когда он пересек Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, неоднократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он посетил Париж, участвуя в Первом Всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжал учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а через четыре года защитил кандидатскую диссертацию. диссертацию в области истории.

В 1960 году свет увидела книга «На Курской дуге» автора Алексея Маресьева (фото ниже).

Маресьев много времени уделял общественной работе. Был членом Комитета ветеранов войны, избирался в Верховный Совет СССР, кроме того, возглавлял Всероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Маресьев Алексей Петрович был женат. Галина Васильевна Маресьева (Третьякова), его жена, была служащей Генерального штаба ВВС. У них было два сына. Старший Виктор (1946 г.р.) в настоящее время возглавляет Фонд Маресьева. Самый младший, Алексей (1958 г.р.), инвалид детства, умер в 2001 г.

Смерть

За два дня до официального дня рождения великого летчика, 18 мая 2001 г., должен был состояться концерт в Театре им. Русской Армии по случаю восьмидесятипятилетия Маресьева. За некоторое время до начала мероприятия у Алексея Петровича случился сердечный приступ, после которого он скончался.

Похоронен Алексей Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве.

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева отмечены многочисленными наградами. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград Родины, он стал кавалером многих иностранных орденов и медалей. Также он стал почетным солдатом одной из воинских частей, почетным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже маленькая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнерадостности и отваге, по праву снискавшим ему славу человека-легенды, навсегда останется в сердцах людей, служа примером для воспитания будущих поколений.

Аналогичные статьи

«Тринадцатый подвиг Геракла».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *