80 лет подвигу советского летчика Алексея Маресьева
|
Жить будет: 80 лет назад свой подвиг совершил Алексей Маресьев
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
05. 04.2022
80 лет назад, 5 апреля 1942 года, в небе над Новгородчиной был подбит истребитель Як-1, которым управлял младший лейтенант Маресьев. В то время шли «бесконечные, злые» бои в районе Демянского котла, и если зимой красноармейцам удалось окружить немецкий корпус, то в весенние месяцы гитлеровцы сумели вырваться из кольца. 1942-й начался для нашей армии трагически, огромными потерями, а для Алексея Маресьева тогдашние сражения послужили и величайшим испытанием, и дорогой в бессмертие.
В дальнейшем служил в погранвойсках на Сахалине, причем в авиационном отряде, хотя в небо, будучи механиком, не поднимался. После армии Алексей пробился-таки в Читинскую школу летчиков, которую вскоре после этого перевели в Батайск. С началом войны летный инструктор Маресьев оказался в действующей армии уже как пилот истребителя И-16.
В ДЕМЯНСКОМ КОТЛЕ
Свой первый бой он принял 23 августа 1941 года в районе Днепродзержинска, первые сбитые вражеские самолеты записал на свой счет в начале 1942-го, в Новгородской области. В начале апреля в районе Демянского котла его «Як» получил несколько пробоин, а сам пилот был ранен. После войны Алексей Петрович вспоминал: «Я был привязан ремнями, но их оторвало и меня выбросило из самолета. Так что я упал метров с 30, хотя точно не знаю. По-видимому, получилось так, что упал на снег, а потом покатился по дороге и ударился виском, и минут 40 лежал без памяти. Потом, когда очнулся, чувствую что-то на виске, приложил руку — кровь, и висит лоскуток кожи. Я его хотел сначала оторвать, а потом чувствую, что кожа толстая, и обратно ее приложил к пораненному месту. Кровь там запеклась, и все потом заросло».
Фрагменты боевой машины разлетелись в разные стороны — не собрать. В двух шагах были немецкие позиции, но наш летчик приземлился на территории, не занятой врагом. В голове Алексея возникали миражи, галлюцинации, ему казалось, что поблизости, на поляне, видны советские истребители, красноармейцы, и он пытался к ним подползти, но вокруг не было ни души. За 18 суток Маресьев съел, по собственному признанию, лишь несколько кореньев, муравьев и ягод клюквы. Отмороженные, разбитые ноги не чувствовал и все те дни мог только ползти…
Не сдавался и очутился в какой-то момент на перекрестке двух дорог: одна вела в деревню Плав, другая — в Рабежу. Его нашел колхозный конюх, человек осторожный и бдительный. Увидев оголодавшего русского летчика, дед Михайла сначала его разоружил, а уже потом позвал людей.
Через полчаса Маресьева окружили мальчишки-подростки, накормили хлебом и молоком, подняли на телегу и повезли в избу того самого деда. Последний долго сомневался: не шпион ли этот раненый, не подослан ли немцами? Все-таки приютил калеку, и вскоре уже никто не сомневался: парень — наш, камышинский.
В селе его привечали как героя, каждый стремился обогреть, угостить. Наконец, уложили на мягкую постель. Ноги распухли, брюками пришлось пожертвовать. Фельдшер порекомендовал односельчанам первым делом протопить баню. Туда пилота несли на руках, ходить он не мог. (Удивительно, но этот сруб с большим котлом сохранился, баню все так же топят по-черному, и всякий раз вспоминают, само собой, Героя Советского Союза Маресьева). Русский пар, к которому Алексей привык с детства, вернул его к жизни, однако вылечить гангрену было невозможно. Через несколько дней летчика нашли товарищи по части и доставили в Москву, в госпиталь.
«ОТРЕМОНТИРУЕМ ВАС»
Первое заключение врачей звучало чудовищно: «Жить не будет». Но Алексею Маресьеву снова повезло: лечить его взялся хирург старой закалки, практиковавший еще в Первую мировую Николай Теребинский. По легенде, он обратил внимание на молодого летчика, когда того везли чуть ли не в морг военного госпиталя. Правда же в том, что до Теребинского никто не верил, что Маресьева удастся спасти, медики не хотели даже тратить время на ампутацию, а Николай Наумович сказал ему сразу: «Жить вы будете. Отремонтируем вас». После этих слов к герою стали возвращаться силы, хотя ногами пришлось пожертвовать.
Его считали безнадежным инвалидом. Но он еще в госпитале мечтал вернуться в авиацию. Каждый день и в больничной палате, и в санатории занимался физическими упражнениями, придавая своим движениям пластичность и точность. Никто не разрабатывал для него систему тренировок, у военврачей в 1942 году на подобные вещи просто не было времени. Маресьев использовал собственный метод, который помогал «срастись» с протезом, и упражнялся, как одержимый, долгими часами.
Похожий, вдохновивший его случай нашелся в истории русской авиации: летчик Александр Прокофьев-Северский потерял в Первую мировую войну правую ногу, но не только вернулся в строй, но и взмыл в небо, стал одним из лучших асов своего времени. Журнал с рассказом об этом Алексей зачитал до дыр, всюду носил с собой, доказывая врачам и командирам, что в армии, в авиации «и небывалое бывает».
Он научился ловко танцевать на протезах (это не фантазия Бориса Полевого), лихо отплясывал с медсестрами. Сторонним наблюдателям трудно было поверить, что у плясуна нет ног. Маресьев снова и снова доказывал, что способен управлять крылатой машиной. Многие отмахивались от безногого летчика, некоторые относились к его устремлениям иронически. Но остановить упрямца было невозможно, в июне 1943-го Алексея зачислили в 63-й гвардейский истребительный авиаполк. Правда, поначалу на боевые задания не посылали: то ли не верили в «сверхспособности», то ли берегли «инвалида» — не хотели рисковать ни машиной, ни пилотом.
В НЕБЕ — МАРЕСЬЕВ!
Помог ему земляк, волгарь, командир эскадрильи Александр Числов, который видел, как страдал летчик без неба, предложил летать вместе. В паре они приняли участие в нескольких боях. Несмотря на протезы, напарник комэска тонко чувствовал машину, действовал решительно и профессионально. Молодым, никогда не валявшимся в госпиталях пилотам не грех было поучиться у этого «калеки».
6 июля 1943 года на глазах Числова он в неотразимом стиле подбил «мессер»: есть первая победа «на протезах»! Командир в тот день ликовал не меньше, чем сам Маресьев.
Самое жаркое в жизни Алексея Петровича сражение развернулось спустя две недели. Немцы все еще стремились хозяйничать в небе над Россией, сражались отчаянно. 20 июля во время воздушного боя наш герой спас жизни двух советских летчиков и сбил сразу два прикрывавших вражеские бомбардировщики «Фокке-Вульфа». Воздушная схватка вышла удивительной, незабываемой! Победителя награждали, благодарили, но в газетах о его подвигах писали с осторожностью, старались не указывать на увечья, дабы никто не пустил слух (прежде всего гитлеровская пропаганда) о том, что в Красной Армии уже и безногие воюют… С другой стороны, для многих летчиков, для сотен тысяч раненых, покалеченных войной он служил прекрасным примером. И это в конце концов оказалось важнее всего.
Капитан Маресьев стал помощником командира по воздушно-стрелковой службе 63-го гвардейского истребительного авиаполка. За годы войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 немецких самолетов: четыре до ранения, семь — после. Однако статистика нам обо всем не расскажет, в том числе и о том, что Алексей Петрович являлся настоящим асом, что множество раз он выручал товарищей в поистине отчаянных ситуациях.
Маресьев уже носил Звезду Героя, когда в их эскадрилью заехал военкор «Правды» Борис Полевой. Гость заночевал вместе с летчиками и чуть за сердце не схватился, увидев, как перед сном один из них отстегнул от ног протезы. Журналист-писатель с ним познакомился и вскоре стал собирать о нем сведения, после чего предложил руководству очерк для газеты. Этой теме тогда не дали ход. По легенде, Сталин, прочитав о Маресьеве, сказал: «Еще не время». Однако Полевому дали понять: после войны его задумка будет чрезвычайно востребована. Так и вышло. Миллионы раненых, сотни тысяч калек нуждались тогда в подобном примере, чтобы не впасть в отчаяние, чтобы найти себя в мирной жизни.
«Повесть о настоящем человеке» переиздавалась ежегодно. Ее изучали в школах, причем не только в СССР, но и в Польше, Китае, Вьетнаме и еще в дюжине стран. Автор слегка изменил фамилию главного героя, тот стал Мересьевым. Книга — не документальная, нашлось в ней место и для литературного вымысла, но в основе произведения — подлинная судьба.
«МЕДНЫЕ ТРУБЫ»
Испытание славой бывает иногда труднее военного подвига. Воплощенный символ несгибаемого, бесстрашного, верного долгу советского человека, Алексей Маресьев говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашелся! Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и все!».
Ему не только была посвящена вошедшая в школьную программу книга. На лучших сценах страны шла опера Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», с экранов не сходил фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. Кинокартину и оперный спектакль Алексей Петрович посетил, по большей части они ему понравились, особенно то, как музыканты имитировали шум авиационного двигателя. А с популярным киноартистом Маресьев даже сдружился. «Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга», — вспоминал актер.
Прославленный герой использовал свою славу на то, чтобы помогать людям, прежде всего — фронтовикам и вдовам: добывал лекарства, коляски, протезы, находил талантливых и самоотверженных врачей, которые могли помочь участникам Великой Отечественной.
И соотечественники старались его всеми способами отблагодарить. Когда рабочие АЗЛК узнали, что для легендарного Маресьева выпускают «Москвич», они всю машину собрали вручную. Более того, отказались от премии за выполненную работу — это был подарок от чистого сердца. Кстати, за рулем того автомобиля знаменитый ветеран ездил несколько десятилетий. Принимая подарки, он смущался, поскольку гораздо больше любил дарить и служить людям. Палат белокаменных не нажил, довольствовался скромным достатком. Да и временем для сибаритства не располагал. Через одиннадцать лет после войны защитил диссертацию по истории (анализировал события, в которых участвовал), потом издал книгу — небольшую, но правдивую и серьезную. В наши дни ее, к сожалению, не переиздают, а ведь это — важный исторический документ.
«Повесть о настоящем человеке», ту самую, которая принесла ему всемирную славу, Алексей Маресьев никогда не читал. Летчики — люди с характером. И раз уж прославленный ветеран не хотел знакомиться с литературным двойником, уговаривать его было бесполезно. По той же причине он, изъездивший вдоль и поперек весь Советский Союз, не приезжал туда, где в 1942 году разбился и спасся, не видел обелисков и мемориалов, которые там ставили в его честь. Это не блажь, многие фронтовики не любили подробно вспоминать о своих поражениях и победах: сердца порой не выдерживали подобных воспоминаний.
Автору этих строк повезло лично общаться с Алексеем Петровичем. Встречи были замечательные, хоть и пришлись на трудное, неуютное время начала 1990-х. В те годы он тяжело переживал трагедию распада Советского Союза, был резко против гайдаровских «реформ», с болью говорил о развале армии, об очернении нашей истории… Запомнилась и его улыбка — открытая, заразительная, полная энергии. Навсегда осталось в памяти его рукопожатие — теплое, мощное, как бы приглашающее к дружескому, откровенному — без лицемерия и политеса — разговору. Он грустил, даже горевал, но не впадал в уныние, умел видеть свет в конце любого тоннеля и верил в возрождение страны, которую защищал.
Материал опубликован в мартовском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».
Фото в слайдере — Семен Майстерман, ТАСС
Сбитый в глуши Алексей Маресьев потерял обе ноги, но продолжил полет — RTD
Вставить
Вставить видео
Икс
Копировать
- Легендарный российский летчик Второй мировой войны Алексей Маресьев пережил невозможное
- Потеряв обе ноги, он продолжил летать и защищать свою родину от нацистов
- Его героический пример вдохновил других и проложил путь пилотам-инвалидам
- Место его крушения долгие десятилетия оставалось загадкой и было обнаружено случайно
- Потомки Маресьева идут за человеком, сделавшим открытие, туда, где родилась легенда о «настоящем человеке»
Летчик-истребитель ВОВ Алексей Маресьев пережил невозможное: его самолет был сбит в глухой глуши, при крушении ему сломали ноги, и ему все же удалось спастись. Ему потребовалось 18 дней ползания по заснеженному лесу без еды и воды. Ампутация ног означала, что его уволят из вооруженных сил. Ни один врач не отправил бы его обратно на фронт. Однако Маресьев хотел снова летать на истребителях, чтобы защитить свою страну от нацистской угрозы.
Связано: Лучшие стрелки России демонстрируют свои авиационные навыки
Его врачам и командирам потребовалось много усилий, чтобы позволить ему вернуться на место пилота, а его товарищи нервничали из-за объединения с пилотом-инвалидом. Им нужно было знать, что каждый член отряда будет стоять за спину в бою. Однако вскоре Маресьев развеял все опасения своим мастерством. Его пример вдохновил других пилотов. Когда война закончилась, русский писатель Борис Полевой написал книгу о героическом подвиге Маресьева «Повесть о настоящем человеке». Его творчеству обучали в школах, и каждый ребенок знал об удивительной силе воли, целеустремленности и мужестве Маресьева. Его пример спас жизни и карьеры других пилотов, оказавшихся в подобных ситуациях в последующие годы.
По теме: Трое инвалидов достигли вершины горы Килиманджаро
Одна деталь из его истории долгие десятилетия оставалась загадкой: никто не мог найти его самолет. Наконец, один человек, Александр Морзунов, стал судмедэкспертом и по иронии судьбы обнаружил место крушения. Он согласился бы раскрыть это только в присутствии семьи Алексея Маресьева. Сын и внук героя отправляются туда, где родилась легенда об их предке.
Напишите нам
Имя Пожалуйста, введите имя Эл. адрес Пожалуйста, введите адрес электронной почты Неверный адрес электронной почты Текст Пожалуйста, введите сообщениеУспех
ваше сообщение доставлено
Закрыть
Смотреть трейлерПожалуйста, оцените этот фильм
9.10
(10 пользователей)
Опубликовано: 19май 2017 00:00 Просмотр: 6677
Продолжительность
47:43
Смотреть этот фильм на русском языкеВЫБОР ЗРИТЕЛЯ: 1 000 000 ПРОСМОТРОВ И БОЛЬШЕ
Стиль жизни
Конголезские денди
25:48
7690642
Общество
Я хочу вернуть свой секс
27:22
6363317
Общество
10 дней в Северной Корее
47:33
5231224
Стиль жизни
На вершине мира
0:52
4836713
Искусство и культура
Танец маленьких лебедей
27:09
4298737
Личности
Наемный убийца Эскобара
52:14
4100004
Посмотреть все
ПОЛУЧИТЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ RTD!
Новые фильмы прямо в ваш почтовый ящик в день публикации! Отправляя свои данные, вы соглашаетесь получать электронные письма Документальный канал РТД. Вы можете отказаться в любое время.
Подвиг Маресьева, летчика и настоящего мужчины. Какой подвиг совершил Алексей Маресьев?
Подвиг Алексея Маресьева — легендарного советского летчика, потерявшего обе ноги во время Второй мировой войны, теперь известен всем. Сила воли и стремление к жизни героя смогли победить сначала смерть, а потом и инвалидность. Вопреки приговору, который, казалось, была навязана самой судьбой, Маресьеву удалось выжить, когда это было невозможно, вернуться на фронт за штурвал истребителя и одновременно в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева – надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы для борьбы и веры в себя.
Маресьев Алексей Петрович: детские и юношеские годы
20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (нынешняя Волгоградская область), родился третий сын. Алексею было три года, когда его отец умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, работавшей уборщицей на заводе, пришлось нелегко поднять на ноги детей — Петра, Николая и Алексея.
Окончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и одновременно учился на рабфаке. Уже тогда у него было желание стать летчиком.
Дважды пытался поступить в авиашколу, но ему возвращали документы: перенесенная в детстве тяжелая форма малярии серьезно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто тогда верил, что Алексей станет летчиком – ни его мать, ни соседи не были исключением, – но он упорно продолжал стремиться к своей цели.
В 1934 году по указанию Камышинского райкома комсомола Маресьев командирован в Хабаровский край для строительства Комсомольск-на-Амуре. Работая дизелистом, он также работает в аэроклубе, изучая авиационное дело.
Через три года, когда Маресяева призвали в армию, его направили служить в 12-ю авиаотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил младшим лейтенантом. Там же он был назначен инструктором. В Батайске служил до войны.
Начало войны и история героизма
В августе 1941 года Алексей Маресьев был отправлен на фронт. Первый его боевой вылет прошел под Кривым Рогом. Когда весной следующего года летчика перевели на Северо-Западный фронт, на его счету уже было четыре сбитых вражеских самолета.
4 апреля 1942 года в ходе воздушного боя в районе Старой Руссы (Новгородская область) был сбит истребитель Маресьева, сам ранен. Летчику пришлось совершить посадку в лесу — на территории вражеского тыла.
Восемнадцать дней Алексей Маресьев отчаянно боролся со смертью, пробиваясь на передовую. Когда принесли раненые, а потом и обмороженные ноги, он продолжал передвигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва он был жив, как двое мальчишек из села Плав (Плавни) Валдайского района нашли его в лес. Жители села укрыли летчика и попытались выбраться, но последствия травм и обморожения оказались слишком тяжелыми. Маресьеву потребовалась операция.
В начале мая возле села приземлился самолет. Пилотировал его Андрей Дегтяренко — командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненый летчик был доставлен в Москву в военный госпиталь.
Беспощадный вердикт врачей и… возвращение в строй
Все, что происходит дальше, и нет ничего другого, как один давно непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови летчику врачи чудом спасли жизнь, но ему пришлось ампутировать голень. Еще находясь на больничной койке, Алекс приступает к изматывающим тренировкам. Он готовится не просто встать на протезы, а научиться на них передвигаться. В его планах — владеть ими настолько идеально, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Продолжал тренироваться в санатории в 1942, добившись ошеломляющих успехов, которые были результатом его железной воли и мужества.
В начале следующего года Маресьева отправляют на медицинское обследование, после которого он получает направление в Ибресинское летное училище в Чувашии. В феврале 1943 года успешно совершил первый испытательный полет после ранения. Все это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.
И снова в бой!
Просьба пилота была удовлетворена 19 июля43 года. Но командир 63-го гвардейского истребительного авиаполка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того как симпатизировавший Маресьеву командир его эскадрильи Александр Числов стал брать его с собой в боевые вылеты, оказавшиеся успешными, доверие к возможностям летчика возросло.
После того, как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до конца войны было сбито еще семь вражеских самолетов. Вскоре слава о подвиге Маресьева разнеслась по всему фронту.
Примерно в это же время состоялась первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты «Правда» Борисом Полевым. Подвиг летчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке». В нем Маресьев сделал прототип главного героя.
В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.
Конец войны. Жизнь после него — еще один подвиг Маресьев
Через год Алексею Маресьеву предложили уйти из строевого полка и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-летчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолетов противника.
В 1946 году Алексей Петрович Маресьев был уволен из боевой авиации, но постоянно продолжал поддерживать прекрасную физическую форму. Он катался на коньках, катался на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Его личный рекорд был установлен в Куйбышеве, когда он пересек Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.
Маресьев был очень известен в послевоенные годы, неоднократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он посетил Париж, участвуя в Первом Всемирном конгрессе сторонников мира.
Кроме того, он продолжал учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а через четыре года защитил кандидатскую диссертацию. диссертацию в области истории.
В 1960 году свет увидела книга «На Курской дуге» автора Алексея Маресьева (фото ниже).
Маресьев много времени уделял общественной работе. Был членом Комитета ветеранов войны, избирался в Верховный Совет СССР, кроме того, возглавлял Всероссийский фонд инвалидов ВОВ.
Семья
Маресьев Алексей Петрович был женат. Галина Васильевна Маресьева (Третьякова), его жена, была служащей Генерального штаба ВВС. У них было два сына. Старший Виктор (1946 г.р.) в настоящее время возглавляет Фонд Маресьева. Самый младший, Алексей (1958 г.р.), инвалид детства, умер в 2001 г.
Смерть
За два дня до официального дня рождения великого летчика, 18 мая 2001 г., должен был состояться концерт в Театре им. Русской Армии по случаю восьмидесятипятилетия Маресьева. За некоторое время до начала мероприятия у Алексея Петровича случился сердечный приступ, после которого он скончался.
Похоронен Алексей Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве.
Память о герое
Боевые и трудовые заслуги Маресьева отмечены многочисленными наградами. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград Родины, он стал кавалером многих иностранных орденов и медалей. Также он стал почетным солдатом одной из воинских частей, почетным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже маленькая планета.
Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнерадостности и отваге, по праву снискавшим ему славу человека-легенды, навсегда останется в сердцах людей, служа примером для воспитания будущих поколений.
Аналогичные статьи
«Тринадцатый подвиг Геракла».