Музей мотоциклов в ижевске: Ижевский мотомузей Кожушковых|Главная страница

Мотомузей Кожушковых: первый частный музей мотоциклов в Ижевске

В январе 2022 года в столице родникового края планируется открытие первого частного музея мотоциклов. Называться он будет «Ижевский мотомузей Кожушковых». В этот музей вы не только пожелаете сходить сами, но и позовёте с собой родных и близких. «У моего папы было хобби – он собирал мотоциклы по всей стране, а потом в мастерской своими руками чинил, восстанавливал и реставрировал, – рассказал журналу «Деловая репутация» основатель музея бизнесмен Павел Кожушков. – Делом чести было восстановить все незаконченные экспонаты, которые он не успел доделать, и открыть музей, чтобы каждый желающий мог прикоснуться к истории». 

Дедов Калач

Интерес к технике – это семейное, то, что передалось по папиной линии. С техникой ещё дед любил возиться. Когда он вышел на пенсию, его потянуло на юг, и он уехал в Калач-на-Дону (Волгоградская область, излучина реки Дон). Городок маленький, провинциальный, но легендарный – Калач сыграл важную роль в Сталинградской битве. Я ездил к деду каждое лето, помогал ему по дому, а он разрешал мне на мотоцикле покататься. Первым моим «железным пони» был мопед «Рига-26», потом я пересел на «Муравей» – это такой грузовой трёхколёсный мотороллер, в хозяйстве вещь незаменимая. В Ижевске сесть за руль возможности не было, а в Калаче катайся – не хочу, поэтому летних каникул ждал с особым нетерпением. «Муравей» и «Рига» – часть музейной экспозиции. Они до сих пор в хорошем состоянии, краска чуть пооблупилась, зато заводская, родная. Чтобы вы знали, сохранённая краска увеличивает историческую ценность экспоната.

Кстати, по поводу краски. Отцовский спортивный мотоцикл «ИЖ К-15» 1981 года покрашен в неоригинальный золотой цвет – тогда это, по всей видимости, было писком моды. Мы его решили оставить в том виде, каком он есть, пусть будет золотым.

Давай за «ГАЗ»!

На самом деле, к мотоциклам папа пришёл не сразу – карьеру реставратора техники он начал с автомобилей. Его первой большой удачей стал ГАЗ-67, один из символов Победы. Американцы называли его «Иван-Виллис», потому что наш ГАЗ был очень похож внешне на их «Виллис» – тоже с вырезами вместо дверей, только лучше и надёжнее. Выбор папы был легко объясним – мечта детства. Но воплотить мечту в реальность оказалось очень непросто – как выяснилось, найти ГАЗ-67 в нормальном состоянии практически невозможно. Уцелели единицы, которые стали музейными ценностями. Папа собирал «газон» буквально по клише, вместе с ним работала целая команда специалистов. Потратил на реставрацию около двух лет, но своего добился – потом выезжали на нём 9 мая, на парад Победы, радовали ветеранов.

Смена стратегии

Однажды в разговоре с отцом авторитетный любитель ретро-техники обронил: «Артём Николаевич, коллекционеры всё сметают, скоро заготовок на восстановление совсем не останется». После этого разговора коллекционная стратегия у папы поменялась, он стал закупать старую технику и мотоциклы. У них есть один очень существенный плюс – они занимают меньше места, мотопарк значительно компактнее автопарка.

Уже один внешний вид мотоциклов, которые теперь собирал папа, доставлял эстетическое удовольствие. Когда он отреставрировал первый советский мотороллер «Вятка ВП-150» производства Вятско-Полянского машиностроительного завода – точную копию итальянского мопеда «Веспа», я подумал: «Вот это вещь!». Мне тоже захотелось подключиться к процессу, но по разным причинам, в первую очередь из-за занятости на работе, помочь получалось в основном на уровне «привези-отвези». Но я и этому был рад.

ИЖ какой!

Папа мечтал собрать всю интересную ему линейку мотоциклов «ИЖ». Я эту концепцию поддерживаю и продолжаю по мере сил. Насколько же они были легендарные, насколько востребованные! У нас в коллекции есть «ИЖ Планета Спорт» 1978 года в потрясающем состоянии – это личная история нашего реставратора Александра Коробейникова. Ему я всегда пою дифирамбы, перехвалить его невозможно. Когда папы не стало и я продолжил реставрационное дело, Саша мне очень помог – он, мастер «золотые руки», сразу возглавил процесс. Без него этого музея просто не было бы. Кроме того, что он великолепный специалист, Саша очень надёжный товарищ.

У «ИЖ Планеты Спорт» японские поворотники и рычаги управления. Поясню, что это не новодел, так и было задумано: в модели этого мотоцикла применялись детали из Японии.

Каждый экспонат несёт богатую историю. Вот «ИЖ-49» 1951 года – первый экспортный советский мотоцикл. Прототипом его послужил немецкий мотоцикл DKW, оборудование для производства которого было вывезено советскими властями после победы над фашистской Германией. Мы потратили на восстановление около года, собирая по винтику. Что ещё добавить? Прародитель «ИЖ-49», редкий и легендарный «ИЖ-350», в экспозиции обязательно будет, аккурат перед открытием. Идём дальше…

Эхо войны

Некоторые экземпляры в нашей коллекции совершенно уникальные. Только что мы говорили про DKW, вот полюбуйтесь – экземпляр, выпущенный в 1938 году: отлично сохранились цифры на шильдике, подтверждающие его дату рождения. Система амортизационной вилки уникальнейшая, на резинках. Немцы называли эти мотоциклы «маленьким чудом». Маленькие да удаленькие, они успели послужить Вермахту. С началом войны все мотоциклы в Германии были призваны на военную службу. Конкретно этот мотоцикл «участвовал» в наступлении на Москву и был брошен при отступлении. Мы пытаемся сейчас, насколько возможно, восстановить эту историческую цепочку. Учитывая педантичность немцев, по номеру шильдика мы можем узнать даже фамилию солдата, который на этом мотоцикле ездил. Как он появился в коллекции, пусть останется тайной.

Все экспонаты мне очень дороги, но если выбирать самый-самый, назову BMWR35. Мотоцикл совершенно потрясающий. Я долго уговаривал отца: давай сделаем. Он отнекивался: «Давай, но не сейчас, потом». Так и не успел. Это тоже военный мотоцикл. Скажу больше, модель R-35 была основной двухколёсной машиной Вермахта, во время войны BMW-R35 широко использовался в пехотных подразделениях, полиции, медсанбатах. Но этот мотоцикл не воевал, он 51-го года выпуска. Сохранён в родной окраске – по принципу коллекционирования мы его не перекрашивали. Родное кожаное сиденье, но некоторые детали пришлось заменить. Руль, например, это новодел. А вот принцип рычагов остался прежний. Мотоцикл полностью технически исправен, даже придирчивые реставраторы после близкого знакомства с ним не найдут явных изъянов.

Не продаётся!

Для меня это увлечение, которое сложно измерить деньгами – всё затевалось не с целью выгодной продажи. Но, скажу откровенно, запросы на выкуп поступают регулярно: продайте мотоцикл вот этот, вот тот. Отвечаю, что до открытия музея об этом не может быть и речи. Однако у меня нет желания распродавать экспонаты и после открытия. Некоторые наши мотомузеи из разных уголков страны уже предложили меняться экспонатами на время – и вот эти варианты я готов рассмотреть.

Мы можем предложить, кому это интересно, возможность в будущем реставрировать «под заказ», у нас всё-таки действующая реставрационная мастерская. Правда, она замкнута на одном специалисте и работает не так быстро, зато исключительно качественно. Сколько на один экспонат уходит времени? В среднем – полгода. Ценник «плавает». Есть реставрации, которые переваливают за полмиллиона. Можно сделать дешевле, но тут вся прелесть в мелочах. Есть уникальные вещи – крышки, краники от бензобака, фонарики, переключатели, которые могут стоить бешеных денег, если это оригинальная деталь. Человеку непосвящённому кажется, что отреставрировать, скажем, мотоцикл «Урал», чтобы он выглядел как новенький, можно от силы за 50 тысяч. По факту – от 300 тысяч. Не все готовы выкладывать такие суммы и ждать по полгода или больше.

Канильо подскажет

Хочу поблагодарить всю команду музея за любовь к проекту и проделанную работу, Фарита Губаева, председателя Гордумы Ижевска, за помощь словом и делом. Отдельное спасибо семье – любимой супруге и сыну за поддержку, помощь и терпение. Именно поездка с семьёй в Европу подсказала, что нужно делать дальше в музейном направлении, вдохнула жизнь. Когда мы приехали в Андорру, это где-то между Испанией и Францией, оказалось, что в горнолыжном посёлке Канильо есть удивительный музей мотоциклов, в котором собраны по-настоящему уникальные экспонаты. Мне понравилось там буквально всё, начиная от мотоциклов и заканчивая визуальным оформлением музея. Я сфотографировал практически каждый метр. Именно тогда появилась визуализация проекта, я понял, каким хочу видеть свой музей. Что получилось, скоро увидите сами. Скажу лишь, что с музеем в Канильо общего не так много.

Ждите сюрпризов

Мы планировали выставить на открытии музея 25 моделей, но с учётом того, что мотоциклы с колясками достаточно габаритные, не исключено, что их будет чуть меньше. Всего в коллекции порядка 50 мотоциклов, и я вас уверяю, что каждый из них рано или поздно своего часа дождётся.

Интересный момент, на который я тоже хотел бы обратить внимание: коллекция будет представлена не только двухколёсными мотоциклами, но и трёхколёсным «Муравьём», и четырёхколёсной двухместной мотоколяской, более известной в народе как «инвалидка». Сколько ей лет, не скажу, и изначально мы её не планировали выставлять в музее.

Есть ещё мотоциклы, которые я принципиально не анонсирую: мы рассчитываем на определённый эффект неожиданности. В Удмуртии таких экспонатов точно нет, это я заявляю со всей ответственностью.

Музей мотоциклов ИЖ. — Сообщество любителей музеев

Музей мотоциклов ИЖ.
sontucio wrote in dom_muz
January 5th, 2014

Оригинал взят у shok_darvina в Ижевская история мотоциклостроения.

Побывав в Ижевске вместе с Volkswagen, я не мог не зайти в музей Мотоциклов ИЖ. В своё время мотоциклы ИЖ были одними из самых распространённых в СССР и носили звание «народного» мотоцикла. Мотоцикл имел очевидные преимущества перед автомобилем: он был гораздо доступнее машины, намного дешевле, его использование и обслуживание на селе оказывалось более удобным, чем легкового автомобиля. Так, продукция ИЖмаша быстро завоёвывала рынок.
ИЖ-1 1929 года. Разумеется, изначально он предназначался для нужд армии.

ИЖ-7 1935 года. На этих мотоциклах в СССР совершён первый женский мотопробег.

ИЖ-8 1938 года. Каждый мотоцикл, выходящий из цеха, проходил обкатку в реальных дорожных условиях. Чтобы обкатать такое количество машин приходилось мобилизовывать всех сотрудников завода. А сотрудники, ежедневно катаясь на мотоциклах, становились такими профи, что завоёвывали чемпионские титулы на соревнованиях. Так что «слесарь-чемпион-мастер спорта» было вполне реальным сочетанием титулов.

ИЖ-9 1940 года. «Главное теперь – в людях, овладевших техникой».

ИЖ-12 1941 год. Первый мотоцикл ИЖ с четырёхтактным двигателем.

«Освоить мотоцикл – дело чести машиностроителя!»

ИЖ-350 1946 года.

ИЖ-49 1950 года. Первый серийный мотоцикл завода, с которым могла использоваться коляска. Первый экспортный советский мотоцикл.


ИЖ-56 1956 года. Мотоцикл этой марки стал миллионным мотоциклом завода.

ИЖ-Юпитер 1962 года.

ИЖ-М-11 1970 года. Выпускался мелкими партиями для спортивных организаций. Предназначался для многодневных гонок.

ИЖ-Планета-3-01 1978 года. Мотоцикл демонстрирует поездку на рыбалку.

Мотоцикл охотника.

ИЖ-Планета-Спорт 1978 года. В модели этого мотоцикла применялись детали из капиталистических стран, в первую очередь Японии. Советская промышленность не могла выпустить запчастей для такого мотоцикла со спортивными характеристиками.

Интересный кадр: телекомментатор Васильев берёт интервью у только что финишировавшего, измотанного гонкой спортсмена Александра Грайфа.

ИЖ-Юпитер-4 1980 года. Чтобы удовлетворить спрос потребителей и выпускать большее количество мотоциклов, стали использовать специальный корпус.

ИЖ-Планета-5 1988 года. Классика позднего советского мотоциклостроения.


ИЖ-6.126 1988 года. Спортивный мотоцикл, выпускавшийся мелкими партиями для спортивных клубов.

ИЖ-Планета-5-01 1995 года. Первый отечественный мотоцикл с дисковым тормозом переднего колеса и с гидравлическим приводом. Использовались запатентованные разработки, которые были предназначены для перспективной серии ИЖ-Орион.

Разработка мотоцикла. На мотоциклах ИЖ был совершён трансконтинентальный мотопробег Европа-Азия-Африка.

80-е годы стали временем рождения в СССР рокеров – людей, для которых мотоцикл не просто средство передвижения или стиль жизни, а предмет поклонения, элемент культа.

Этот мотоцикл ИЖ-Планета-Спорт 1983 года выпуска специально был переделан хозяином в рокерский стиль, чтобы он мог олицетворять альбом группы «Алиса» «Блок Ада».

В 90-е годы в нашей стране рокеры постепенно стали отдавать пальму первенства в любви к двухколёсным друзьям байкерам. Это байкерский мотоцикл ИЖ-6. 113-020-05 Юнкер 2003 года. Производился мотоциклетным заводом специально для удовлетворения нужд байкеров и сделан в классическом американском виде «Чоппер».

Группа крови на рукаве байкера должна была способствовать быстрому оказанию медпомощи мотоциклисту в случае аварии.

Появление рокеров и байкеров способствовало появлению мотогруппировок, которые своей ездой, как минимум, нарушали ПДД. Последствия не заставили себя долго ждать: на фото статья 1989 года об ответственности за «групповое движение на мотоциклах».

Экспериментальные разработки мотоциклов.

Последняя разработка 2007 года, когда мотоцикл ИЖ должен был оснащаться китайским двигателем.

Мина замедленного действия под завод была заложена ещё в советские времена. Тогда позиция была следующей: зачем выпускать и придумывать что-то новое, когда та продукция, что имеется, и так пользуется высоким спросом?

В итоге, когда появилась рыночная экономика, завод оказался с устаревшей на мировой арене продукцией. Завод пытался выжить, продолжал придумывать и выпускать что-то новое, но до тех партий, что были при СССР, ему было далеко.
К тому же экономическая почва уходила из-под ног: имеющие деньги поклонники мотоциклов покупали современные зарубежные модели, а те, кто хотел сэкономить, покупали китайскую продукцию.
Раньше значительная часть покупателей мотоциклов обитала в селе. Теперь же село перестало быть основным потребителем мотоциклов. Мотоцикл постепенно из средства передвижения превращался в игрушку. А развивающийся рынок скутеров привлёк к себе подростков и многих других, желающих покататься на двухколёсных машинах. В итоге, завод влезал в долги, чтобы хоть как-то продолжать работать.
Но кризис 2008 года положил этому конец – предприятие было объявлено банкротом, всё оборудование для производства мотоциклов распродано, в том числе, и как лом, производство свёрнуто. Мотоциклы ИЖ перестали существовать.

И сейчас лишь потуги энтузиастов, периодически устраивающих мотопробеги в память марки мотоциклов ИЖ, напоминают о некогда былом существовании этих мотоциклов.

Наша Эстафета с Volkswagen продолжается! Следите за обновлениями.

Tags: Ведомственный, Россия, Технический, Фотография

Мотоциклетные музеи России-топ 7 интересных мест

Россиян ждут длинные майские праздники и целое лето впереди. И это повод не только для интересных поездок, но и для посещения мест, связанных с мотокультурой. К музеям мотоциклов можно относиться по-разному. Для кого-то это беглый взгляд на информацию и возможность прикоснуться к истории мотоиндустрии. Для других это скучное место, где истории не накапливаются сзади. Но как дань уважения истории создания мотоцикла и его эволюции многие до сих пор посещают выставки и музеи, чтобы иметь представление о том, как ездили на мотоциклах наши деды и прадеды.

Если говорить о России, конечно, наши музеи полны экспонатов, где каждый второй «Иж», а изюминкой являются «иностранцы», осевшие в СССР после Великой Отечественной войны.

Давайте посмотрим, какие выставки мотоциклов можно посетить, путешествуя по России. Только оговоримся, что в эту коллекцию входят не все музеи, так как имеется большое количество частных коллекций. Практически в каждом районе нашей необъятной страны найдутся энтузиасты, реставрирующие старые модели мотоциклов, и устраивающие из своих участков или гаражей практичный музей, живущий за счет редких посетителей и сдачи техники в аренду. Мы предлагаем несколько музеев, расположенных в крупных городах России.

Ирбитский государственный музей мотоциклов

Самый известный музей мотоциклов в России. Здесь следует отметить каждого мотоциклиста, начинавшего с «совка», уважающего отечественное мотостроение и историю развития мотоциклов в целом.

Музей расположен в Свердловской области, г. Ирбит, ул. Советская, д. 100А.

Музей открыт для посещения 25 июня 2004 года. Его основу составляет коллекция автомобилей Ирбитского мотоциклетного завода, собранная в отделе главного конструктора за 60 лет существования предприятия.

Здесь представлены отечественные модели тяжелого класса, начиная с 40-х годов 20 века, иностранные модели ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, США, Японии 1935-1989 годов. Интересными могут показаться экспериментальные модели ИМЗ и модели, созданные для автоспорта.

При этом стоимость посещения по современным меркам символическая. Всего 200 рублей будет стоить входной билет для взрослого.

Тула Музей «Мото-Авто-Арт»

Следующая остановка — Тула. Где, как не здесь, искать еще один крупный музей автотехники? Здесь собрана самая полная в мире коллекция оборудования Тульского машиностроительного завода. Помимо знаменитых тульских мотоциклов и мотороллеров, на выставке представлены и раритетные довоенные модели.

Музей создан Леонидом Павловичем Зякиным более 30 лет назад как частная коллекция, в 2008 году официально зарегистрирован как музей мото-автотехники. Находится в г. Тула, д. Харино, ул. Ореховая, д. 1.

Входной билет для взрослого стоит 300 рублей.

Музей завода «Ижмаш»

Ижевск – город, где родился легендарный «Иж», не только мотоцикл, но и оружие. По этой причине сюда стремятся приехать разные люди: и любители оружейного дела, и любители мотоциклов «Иж». Музей Ижмаш однозначно стоит посмотреть, так сказать, убить двух зайцев.

Музей расположен по адресу: ул. Свердлова, 32, г. Ижевск, Республика Удмуртия. Входной билет для взрослого 150 руб. Осталось только приехать в Ижевск.

Ломаковский Музей старинных автомобилей и мотоциклов

В крупных городах мотоциклы становятся украшением тематических баров, лофтов, мастерских и других мест, требующих антуража. Иногда магазины и мотоклубы собирают байки, чтобы привлечь внимание мотоциклистов и простых зевак.

В столице много заинтересованных в восстановлении ретро техники, создании нестандартных проектов. Иногда личные коллекции и мастерские сами по себе почти как музей, но о них мало кто знает.

Говоря о музее, в Москве чаще всего вспоминают Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов, который находится по адресу ул. Краснодарская, вл58. За 300 рублей можно увидеть коллекцию автомобилей и мотоциклов, которую семья Ломаковых собирала из поколения в поколение. История коллекции восходит к 1959 году с реставрацией автомобиля «Роллс-Ройс», на котором ездили члены императорской семьи, а затем В. И. Ленин.

Изюминкой автосалона можно считать Harley-Davidson WLA-42 из 1942, Peugeot 1914, BMW-R75 «Сахара» и многие другие.

Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслав Шеянов»

Очень активный музей, вышедший за рамки простых экспозиций. Его уникальность заключается в том, что здесь живет история «Золотого века» мотостроения. Посетители увидят 104 модели мотоциклов, выпущенных в период с 1930 по 1945 г. Время технической гонки Второй мировой войны дало серьезные открытия в производстве мотоциклов.

Музей призван объединить на одной территории восстановленные до ходового состояния мотоциклы с объемом двигателя более 750 кубических сантиметров со всех континентов. Да-да, мотоциклы на ходу! Музей предлагает не только экскурсии и фотосессии, но и тест-драйвы.

Билет для взрослого стоит 500 руб.

Музей расположен в Самарской области, Волжский район, с. Петр Дубрава, ул. Климова, 2Б.

Музей мотоциклов Льва Пестова

Музей находится во Владимирской области, в 11 км. Владимиро-Суздальское шоссе.

Помимо ожидаемых отечественных мотоциклов можно увидеть и более современные модели, прелесть которых в их истории и бывших владельцах. Например, чемпион КТМ легендарный Геннадий Моисеев и раллийный негодяй на базе Honda Dominator, прошедший вместе с Александром Нифонтовым Ралли Фараонов и марафон Париж-Дакар.

Музей мототехники «МОТОЭПОХА»

Если вы вдруг проезжаете мимо Челябинска… вдруг, есть музей «МОТОЭПОХА». Здесь вы можете посетить мастерскую, увидеть технику в процессе реставрации. Это большой плюс для любителям покопаться в мотоциклах.В противном случае посетители найдут ряды байков,которые могут вызвать приступ ностальгии у людей,с детства на «ты» с мотоциклами и самокатами.

Музей находится в г.Челябинск, Линейный улица, 86к2.

Несомненно, путешествуя по стране, можно найти интересные места, связанные с мотоциклетной культурой. Мотоциклетные музеи могут быть намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. В любом случае, это хороший повод вдохновиться на изучение истории мотоциклостроения.

Посетите музей Ижмаш во время поездки в Ижевск или Россию • Klarna Trips

Музей Ижмаш отзывы

Рейтинг путешественников TripAdvisor

69 отзывов

Гугл

Гугл

Подробнее в Google ›

Спланируйте поездку в Ижевск

  • Индивидуальная поездка

    Маршрут на целый день на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и развлечений. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Специализированный музей

Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М. Калашникова

4.2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Зоопарк

Удмуртский зоопарк

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Михайловский собор

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

Игра «Побег из комнаты»

Игры «Побег из комнаты»

4.9

Продолжительность: 30 минут

Скрытые жемчужины в Ижевске

Памятник

Памятник Крокодилу

5,0

Продолжительность: 30 минут

Специализированный музей

Национальный музей Удмуртской Республики

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Ориентир

Храм Казанской иконы Божией Матери

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Собор Александра Невского

4. 9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

Исторический музей

Лудорвайский архитектурно-этнографический мемориальный музей-заповедник

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Художественная галерея

La Boheme Artistique

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей истории Ижевского отделения Горьковской железной дороги

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Художественная галерея

Выставочный центр «Галерея»

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Исторические достопримечательности в Ижевске

Церковь

Успенский собор

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Свято-Троицкий собор

4.

9

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Храм Святых Царственных Мучеников

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Русская православная старообрядческая Покровская церковь

4.0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Поездки из Ижевска

Историческое место

Мемориальный комплекс П.И. Чайковский

Воткинск

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Художественный музей

Художественно-выставочный комплекс Загородный дом Башенина

Сарапул

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Исторический музей

Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сарапул

4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *