Музей топкапы вещи хюррем – Великолепный век украшений. И портреты

Великолепный век украшений. И портреты

109Портретная живопись вопреки устоям ислама всё-таки присутствует в мусульманском мире. Пренебрегая запретом Корана изображать человека, в музее Топкапы строго глядят со стен османские султаны и их сподвижники.

Здесь же портрет Роксоланы – брюнетки с тонкими чертами лица. Да-да, брюнетки, а не рыжеволосой. Уверяют, изображение прижизненное: изящное лицо, одежда и головной убор щедро украшены жемчугом, драгоценными камнями, тонкие серьги-полумесяцы.

Портрет Хюррем из музея-дворца Топкапы

Портрет Хюррем из музея-дворца Топкапы

Обложку украинской книги о Роксолане украшает этот, всем знакомый портрет из дворца Топкапы. Но неожиданно авторство приписывается художнику В. Ерко. Не смешите, украинский маляр — оформитель издания, а не портретист (никого не хочу обидеть).

Сулейман и Хюррем, Антон Хикель, 1780

Сулейман и Хюррем, Антон Хикель, 1780

Давно ушли в небытие Сулейман и Хюррем, но незаурядная судьба славянской золушки османского пошиба будоражит воображение художников почти четыре столетия. В 1780-ом, через двести лет после кончины венценосной четы, немецкий художник Антон Хикель (Anton Hickel) представил на суд зрителей собственных персонажей — онемеченная Хюррем и ультра-османский падишах. Забавная пара.

Хатидже - сестра Сулеймана

Хатидже — сестра Сулеймана

Хатидже

Хатидже

Удивительно, в султанском дворце не считалось зазорным иметь портреты предков. Поговаривают, среди крючконосых падишахов в тюрбанах мелькали и женские лица. В музее Топкапы сохранился портрет Хатидже – сестры Сулеймана Великолепного. Что говорит нам, дамский портрет даже четыре столетия назад в мусульманской Турции — не экстраординарное событие.

Михримах-султан

Михримах-султан

Портрет Михримах-султан

Портрет Михримах-султан

Время сберегло несколько прижизненных портретов Михримах — единственной дочери Сулеймана, написанных вероятно в присутствии Хюррем. Говорят, они были очень похожи. Разница в возрасте у Хасеки с дочерью менее двадцати лет. Тут назойливо маячит тайна Тициана: его «Камерия» — вылитая Михримах. Остаётся загадкой, как художник, никогда не видевший Хюррем и Михримах, написал их портреты. Вероятно воспользовался эскизами живописцев, часто входивших в дипломатические делегации в качестве хронистов, зревших семью Сулеймана Великолепного собственными глазами.

Тициан, Камерия, предположительно портрет Михримах

Тициан, Камерия, предположительно портрет Михримах

Жизнь и возвышение Роксоланы очень волновали современников. Великий живописец Тициан (1490–1576) тоже написал портрет знаменитой жены Сулеймана в 1550-е годы — La Sultana Rossa, то есть, русская султанша.

Тициан, La Sultana Rossa (Русская султанша), 1550, Музей Ринглинга, Сарасота, США

Картина весьма напоминает другой шедевр Тициана «Портрет леди». Взгляните, одно лицо.

Тициан, Портрет леди

Тициан, Портрет леди

Поговаривают, Тициан старался не злоупотреблять украшениями, рисуя знатных дам. И только портрет, названный летописцем ХVI века Джорджио Вазари «Роксолана», нескромно показывает богатство костюма. Украшения всегда считались демонстрантами могущества и власти. В данном случае живописец на украшения не поскупился: высокий головной убор разукрашен цветными драгоценными камнями, надо лбом крупный сапфир. В ушах жемчужные серьги-капли, шею обвивает нитка перлов приличной величины. К драгоценному браслету золотой цепью прикована куница. Картина родилась и живёт в Италии. Сулейман и Хюррем никогда не видели шедевра, созданного на их веку. Если бы падишах знал о нём, то вряд ли отказал себе в радости приобрести портрет любимой.

Тициан, Автопортрет

Тициан, Автопортрет, 1550-1562, музей Стаатлих, Берлин, Германия

Тициан Вечеллио да Кадоре, фамильярно известный даже школьникам как просто Тициан, никогда не бывал в Турции, а Хюррем не путешествовала по Италии. Вопросов на тему, как появился портрет, больше чем ответов. Тициан писал Хюррем с натуры или воспользовался описанием, набросками венецианских послов? Образ вымышленный или такова в действительности Роксолана? Стоит учесть, небывалая судьба османской султанши настолько поражала современников, что кто только не брался за кисть, стараясь увековечить редкую женщину, а заодно попасть в историю. Вот только Тициан был уже достаточно знаменит и не нуждался в персональной рекламе.

Портрет художника Беллини

Портрет художника Джентиле Беллини

В империи османов Тициану побывать не довелось, но его учитель Джентиле Беллини в 1479 году жил и работал при дворе султана Мехмеда II, куда прибыл с официальной миссией на торжества по случаю женитьбы наследника престола. Художник прожил в Константинополе около года. Времени даром не терял — создал профильный портрет султана Мехмеда II Завоевателя (прадеда Сулеймана Великолепного). В наши дни в Турции, это культовая картина, яркая национальная культурная фишка. Кстати, султан-завоеватель рассчитался за портрет с размахом: вручил художнику тяжёлую золотую цепь.

Джентиле Беллини, Портрет Мехмеда II, 1480, Лондон, Национальная галерея.

Джентиле Беллини, Портрет Мехмеда II, 1480, Лондон, Национальная галерея.

Беллини сделал немало для поддержания добрых отношений между Венецией и османами, удостоен звания рыцаря за заслуги на дипломатическом поприще. Можно предположить, художник привёз в Италию зарисовки к портретам. Только в те времена Сулеман Великолепный ещё не родился, не говоря о Хюррем. Версия о Беллини, поделившимся эскизами с Тицианом, отпадает. Возможно в дальнейшем кто-то из венецианцев (в посольском окружении) сделал набросок Хасеки, ведь она открыто появлялась на дипломатических приёмах, в отсутствие мужа проводила их сама.

Сулейман

Сулейман

Падишах Сулейман

Падишах Сулейман

Сулейман Великолепный

Сулейман Великолепный

Те, кто в угоду исламу считает прижизненное изображение Сулеймана Великолепного грехом, обратите внимание на множественные портреты мусульманских падишахов, написанные при жизни оных. Изображение султана – такой же грех, как и изображение его жены. Следовательно, грехом больше, грехом меньше… Возможно правители считали, законы писаные для простых смертных, к ним и их близким отношения не имеют.

roksolana5

Роксолана

roksolana6

Продолжение следует…

102

Роксолана

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

kamencvet.kz

Стамбул «Великолепного века»: по следам Хюррем

Мечеть Хасеки Хюррем султан


Адрес: район Фатих
Годы строительства: 1538–1551

Став любимицей падишаха, Хюррем изъявила желание возвести религиозный комплекс на месте невольничьего рынка, куда когда-то попала она сама, привезенная в Стамбул крымскими татарами. В комплекс должны были войти мечеть, начальная и старшая школы, больница и столовая для бедных.

Мечеть Хюррем султан – одна из первых религиозных построек Мимара Синана, ставшего впоследствии главным архитектором, очень уважаемым не только среди коллег, но и самим Сулейманом. На возведение мечети ушло 13 лет.

Бани Хюррем

vk.com

Бани Хюррем султан
Адрес:

район Султанахмет
Годы строительства: 1556–1557

Когда Сулейман предоставил в распоряжение Махидевран средства гарема, опытные женщины посоветовали потратить их на строительство бань для бедных, так как это именно то, что было необходимо людям. Хюррем не могла позволить себе отставать от матери старшего шехзаде. Для своей любимой жены Сулейман приказал Синану построить хаммам.

Этот туристический объект представляет собой особый интерес, потому что это один из самых больших и до сих пор действующих хаммамов, который, кстати, недавно был отреставрирован. Он действовал до 1910 года, а после этого помещение использовалось для разных нужд – в одно время там была тюрьма, в другое – его использовали как склад или ковровый базар.

Мечеть Сулеймание

www.atempo.com.tr

Мечеть Сулеймание
Адрес: район Вефа
Годы строительства: 1550–1557

В последние дни жизни Хюррем Сулейман привел ее к своей мечети и признался, что это – его сердце, которое будет биться вечно. Тогда Хюррем вспомнила, что мечтала быть похороненной в сердце своего любимого, и если оно находится здесь, то здесь и быть ее могиле.

Это самая грандиозная постройка, возведенная в Стамбуле за время правления Сулеймана Великолепного. Она считается самым совершенным творением архитектора Синана и его триумфальным ответом на вызов, который он бросил сам себе, пытаясь доказать, что можно строить лучше, чем греки. Кроме мечети в комплекс также входили школа Корана, турецкая баня, приют для бездомных, караван-сарай, больницы и магазины. На кладбище за мечетью находятся усыпальницы Хюррем и Сулеймана. А вблизи мечети расположилась могила самого архитектора.

Дворец Топкапы

fulya atalay / Shutterstock.com


Султанский дворец Топкапы
Адрес: район Султанахмет
Годы строительства: 1462–1467

Главный дворец Стамбула, основная арена действия «Великолепного века». Там Хюррем обрела свою любовь и родила наследников великой династии. Там, в объятиях Сулеймана, она покинула этот мир, чтобы воссоединиться с любимым на небесах.

Топкапы был главной резиденцией османских правителей вплоть до середины XIX века. Это огромный комплекс зданий, в который входит также и гарем, куда Хюррем попала совсем юной.

Сегодня дворец являет собой всемирно известный музей, в котором выставлено более 65 тысяч экспонатов – оружие, драгоценности, предметы интерьера, одежда, украшения и даже личные вещи героев «Великолепного века».

Мечеть Мехмеда

nkfu.com

Мечеть шехзаде Мехмеда
Адрес: район Фатих
Годы строительства: 1543–1548

В сериале Сулейман не раз видит сон, в котором младенец Мехмед лежит на троне. Для султана это был значимый сон – он много размышлял о нем, консультировался со знающими людьми. Его толкование лежит на поверхности – шехзаде Мехмеду следовало стать следующим правителем Османской империи. Однако коварство Махидевран разрушило планы Сулеймана. В юном возрасте Мехмед погиб, преданный своим слугой, которого он почитал как друга.

Мечеть шехзаде – дань уважения старшему сыну Хюррем. Над могилой Мехмеда находится трон, который символизирует то, что именно он был наследником престола. Здесь же похоронена единственная дочь шехзаде Хюмашах султан.

Мечеть Михримах

goktepeliler.com

Мечети Михримах
Адрес: районы Ускюдар и Эдирнекапы
Годы строительства: 1546–1548 (Ускюдар) и 1562–1565 (Эдирнекапы)

Одна мечеть Михримах располагается в европейской части Стамбула, а другая – в азиатской. И когда солнце заходит над одной мечетью, над другой всходит луна.

Мечеть в районе Эдирнекапы поражает своей легкостью и изяществом. Она находится вдалеке от шумных туристических улочек на самой высокой точке города. В комплекс зданий входит школа, хаммам, тюрбе и торговые ряды. Внутри мечети очень светло и просторно – белые стены изрезаны множеством окошек. По легенде архитектор Синан был влюблен в дочь султана и в связи с этим нарушил существующие каноны, сделав не два, а лишь один минарет как знак своего одиночества и неразделенной любви.

Другую мечеть Михримах можно посетить в азиатской части Стамбула – в районе Ускюдар. Этот комплекс был построен по желанию самой Михримах. До наших дней дошли здания начальной школы и медресе, ныне используемого как центр здоровья. Рядом с мечетью похоронены два сына Михримах и Рустема.

Гуляя по Стамбулу, вы встретите еще много напоминаний о событиях «Великолепного века». Прогуляйтесь по дворцу Ибрагим-паши, который ему подарил султан после свадьбы с Хатидже, полюбуйтесь мечетью Рустем-паши, посетите мавзолей при храме Айя София, где покоится сын Хюррем Селим II, его дети и жена. Приятной прогулки и новых открытий!

На телеканале «Домашний» сериал «Великолепный век» по выходным в 19:00.

domashniy.ru

Жизнь во дворце Топкапы без Хюррем

 Повседневная жизнь в гареме Топкапы после смерти Хюррем претерпела изменения.

 Жены и наложницы султанов, по примеру Роксоланы, теперь не торопились отбывать со своими сыновьями в отдаленные провинции.

 Они поняли, что помимо типичных женских занятий — изысканного рукоделия, искусства, музыки, воспитания детей, есть и более интересные сферы деятельности.

 Хюррем впервые попала в Топкапы в качестве рабыни, а умерла в этом же дворце, будучи негласной императрицей Востока.

 При просмотре сериала «Великолепный век», мы были свидетелями зарождения новой политической силы – «женский сутанат».

 Отчасти это произошло потому, что Сулейман и Хюррем, сами будучи незаурядными личностями, не оставили после себя по-настоящему сильного наследника.

 Их сын Селим, явно не годился на роль султана, хотя, вероятно, был не таким уж плохим человеком. Об этом говорит тот факт, что после восшествия на престол, Селим приказал построить гробницу-мавзолей в честь своего казненного сводного брата Мустафы, а также назначил щедрое содержание его матери Махидевран.

 Дворцовый комплекс Топкапы стал официальной резиденцией турецких султанов благодаря Хюррем. Ей хотелось быть ближе к Сулейману, и она сумела настоять на перенесении гарема.

 Перестройка Топкапы интенсивно велась в течение многих лет. В результате гарем занял огромную площадь – в нем было более 300 комнат, две мечети, девять бань, больница, прачечная; все это великолепие окружали многочисленные служебные помещения и комнаты для прислуги.

 Окончательную же свою форму дворец (известный в то время в Европе как Сераль) приобрел лишь к концу 16-го века. На протяжении 400 лет Топкапы оставался дворцом правящих султанов, двор был перенесен в 1854 году.

 Когда Турция стала республикой, Топкапы сделали музеем. Теперь это один из самых впечатляющих исторических музеев мира, он даже входит в список Всемирного наследия ООН.

www.site-lady.ru

Турецкие ювелирные украшения в стиле 16 века

     «Великолепный век» прокатился по миру, его перевели на множество языков, в результате в самой Турции возрос интерес к собственной истории вообще, и к ювелирной истории в частности. Не только познавательный интерес, конечно же, но и вполне себе коммерческий. Ибо практически каждый приезжающий в страну турист хотел приобрести «кольцо Хюррем». Вот местные ювелиры и сели за работу, создавая многочисленные копии сериального кольца.
     В общем, ничего такого тут нет, так как создатели сериала при создании украшений руководствовались реальными изделиями 16 века, хранящимися в Топкапы.

Кстати, султан Сулейман действительно на досуге делал ювелирные украшения, это исторический факт.

Вот сериальный Сулейман за работой и кольцо Хюррем
ringemerald01

Хюррем и кольцо
3

    К сожалению, настоящие работы самого Сулеймана не сохранились. Или авторство не подтверждено. Но за основу сериальных ювелирных украшений, в том числе кольца Хюррем, взяты украшения из сокровищницы Топкапы:

Дворец Топкапы, украшения султанш

4
Эгреты, знаменитый алмаз «Ложечник»(сходство с кольцом Хюррем наблюдаете?), серьги (музей Топкапы)

13aearringtpkapi2
Брошь и серьги с изумрудами(музей Топкапы)

1354817674-0304517
Серьги с бирюзой и аметистами (музей Топкапы)

hair06uv
Два эгрета, изумруды, рубины, жемчуг, эмаль (музей Топкапы)

trea8
Свадебное украшение для волос султанш (музей Топкапы)

    В общем, как вы видите, и в 16 веке, и сейчас, украшения с крупными камнями ценились выше, чем с множеством мелких. Посмотрим, к каким именно ювелирным изыскам привело увлечение турецких ювелиров сериалом:

Кольцо Хюррем в разных вариантах

Многочисленные серьги и украшения в форме тюльпанов(символ Османов) и прочей национальной манере
8

earring03earring04

earring05

Кольца на любой вкус и кошелек. Их в сериале было множество, причем у мужчин они были даже роскошнее.
turkish01

turkish02

turkish03

turkish04

turkish06

turkish07

turkish08

    Вот так украшения из сериала про 16 век пошли в народ.

    Кстати, о кошельке. Драгоценные мои, если вы надумаете всё это в Турции покупать, знайте, что вместо настоящего изумруда вам могут продать искусственно выращенный, вместо искусственно выращенного — дублет (что за зверь, позже расскажу), а вместо дублета — и вовсе окрашенный кварц. Всё это вполне имеет право на существование, но по своей цене, а не по цене натуральных камней. Аккуратнее, широкий бизнес на волне популярности — дело такое…

turkish05

olga74ru.livejournal.com

Наряды и украшения султанш — платья султанш великолепный век — запись пользователя ☽Magdalena☾ (Magdalena666) в сообществе Muhteşem Yüzyıl // Великолепный Век

У каждого из нас при упоминании о Турции в памяти всплывают дивные мотивы Востока, шикарные ткани сочных цветов с непредсказуемыми узорами. Замечательный сериал под названием «Великолепный век» дает возможность не только увидеть еще одну интерпретацию истории Роксоланы, но и насладиться невероятными костюмами героев и шикарными аксессуарами, в том числе – ювелирными украшениями.

Времена существования Османской империи – это не только яркий исторический период. Это важный этап в турецкой культуре моды и одежды. Восточные мотивы, ткани глубоких цветов с невероятными вышивками, камни – вот первые ассоциации, которые возникают при упоминании Турции.

Украшения имеют богатую историю и традиции создания. Их начали изготавливать много тысячелетий назад, и к периоду правления Сулеймана Великолепного, который и описывается в сериале, украшения имели свой неоспоримый статус обязательного атрибута образа оттоманской женщины. Волосы, лоб, руки, ноги, талию, шею обвивали изделия из драгоценных металлов, многорядные, с подвесками, комбинированные, как правило, очень яркие.

В «Великолепном веке» бросаются в глаза, прежде всего, украшения для волос. Характерно, что турецкие короны визуально очень отличаются от привычных нашему глазу корон. Они небольшие, более похожи на диадемы, витиевато изогнуты, инкрустированы драгоценными камнями.

Исторически, девушки из гарема во времена Османской империи носили корону, поверх которой надевали плиссированную накидку.

Те времена были щедры на всякого рода аксессуары. Девушки носили и колье, и перстни, и множество браслетов. Героини сериала носят потрясающие шейные украшения: тонкие и легкие подвески каплевидной формы, роскошные ожерелья с несколькими рядами подвесок.

Ну и, конечно, нельзя не обратить внимания на кольца. Главных героинь украшают шикарные крупные перстни с камнями. Кольцо как таковое является не только украшением, но и символом расположения султана. Кольца дарят в знак уважения, особенной привязанности. Как правило, кольца, да и другие восточные аксессуары, представляют собой не россыпь камней, а один крупный и уникальный экземпляр. Такие украшения имеют большую ценность. По сей день драгоценные кольца с одним крупным камнем ценятся куда больше, чем с большим количеством мелких.

Невозможно обойти вниманием и самое известное из колец в сериале - кольцо с изумрудом, которое, благодаря стараниям сценаристов, стало еще одним героем сериала. Это кольцо в начале первого сезона любовно полирует Султан Сулейман, затем оно становится объектом вожделения его законной жены, но достается рыжеволосой бестии Хюррем, которая делает его своим талисманом.

Это украшение из-за своей сериальной истории обрело популярность и среди поклонников телефильма, которые стали тщательно разыскивать похожие модели в коллекциях современных ювелирных дизайнеров. И долго им ждать не пришлось.

Компания Altinbas, которая работает на родине сериала, специально для фанатов выпустила ювелирную коллекцию, вдохновленную «Великолепным веком». Она так и называется – «Muhteşem Yüzyıl», и включает обширную линию изделий из серебра, золота с яркими драгоценными камнями. В коллекции можно найти браслет, подвеску, колье или кольцо, похожие на те, что носят героини любимого сериала. В том числе и ставшее уже легендарным изумрудное кольцо Хюррем.

У украшений, которые появились на экране, тоже есть своя интересная история. Как можно догадаться, в таком громком высокобюджетном проекте не могли бы использовать «пустышки», которые сделали наспех как непритязательный реквизит. К созданию украшений из «Великолепного века» имеет отношение крупнейшая турецкая ювелирная компания Boybeyi. Она существует с 1881 года и расположена в Стамбуле. Украшения для сериала создавали пять мастеров-ювелиров, которые провели предварительную подготовку в три месяца, на протяжении которых они тщательно исследовали тему, чтобы добиться максимально близкого исторического сходства.

Результат оказался впечатляющим. Огромную коллекцию украшений для сериала назвали "Хюррем Султан Коллекциони".В нее вошли шедевры из рубинов, изумрудов, бриллиантов, сапфиров, жемчуга, золота общей стоимостью 1,5 миллиона долларов.

Ремарка. Все украшения в сериале – подлинные! Все диадемы, броши, кольца – точные копии настоящих средневековых ювелирных изделий 16 века, сделанные современными матерами с настоящими изумрудами и бриллиантами.

Для восточной женщины это были не просто аксессуары, но еще и зеркало ее происхождения и состоятельности ее супруга. Так было раньше, так это осталось и по сей день. И поэтому у всех этих красот из сериала нет срока давности, и им не требуется даже особенный случай. Достаточно лишь взглянуть на современные модные коллекции ювелирных изделий, чтобы понять, что этника и фантазийные мотивы по сей день актуальны.

Это действительно был великолепный век!

Источники: http://www.bakupages.com/blg-list.php?id=99875

http://www.domashniy.ru/article/moda-i-stil/aksessuary-modnye/kakie_ukrasheniya_nosyat_geroini_seriala_velikolepnyj_vek.html

ожерелье из камней своими руками

www.babyblog.ru

Экскурсия в Гарем дворца Топкапы

Если б я был султан, я б имел трех жен! По закону султаны могли иметь официально 4 жены, но официальных браков они не совершали. Нарушил эту традицию султан Сулейман, женившись на наложнице Росколане. На фото — покои султана, если не ошибаюсь, то Мурада III.

Первые 50 лет существования дворца Топкапы он был  лишь рабочей резиденцией султанов, а Гарем находился за пределами дворцового комплекса, на площади Баязид (до сегодня не сохранился). Роксолана же добилась переноса гарема в султанский дворец, чтобы быть ближе к султану. Это строительство в начале 16 столетия стало крупнейшей перестройкой Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем. Потом каждый султан что-то достраивал по своему желанию как во дворце, так и в Гареме в частности.

Всем, кто собирается в Стамбул, рекомендую посетить Гарем с экскурсией от нашей соотечественницы


Когда ты только входишь на территорию Гарема, первым делом попадаешь в место, где жили чернокожие аги — (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов, отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца, где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.


Вот за этими колоннами слева и справа были их комнаты, в одной из них даже есть экспозиция с двумя евнухами. Их порой насчитывалось до 400 человек. Черными их брали в Топкапы специально, дабы различить их возможных детей, которых они могли сделать с наложницами. Странно, как только они могли их сделать, ведь были кастрированными? Но видать береженого Бог и перестраховывались дважды.


Всего же в Топкапы за весь тот период, пока дворец являлся резиденцией султанов, проживало 24 османских правителя. Пока в 19 веке очередной султан не решил воздвигнуть более современный дворец с живописным видом на Босфор, в который впоследствии и переехал из дворцового комплекса Топкапы — в дворец Долмабахче. Я там тоже побывала, о нем расскажу позже, это уже европейского типа дворец, не имеющий ничего общего с Топкапы.

А это на фото Дворик рабынь, знаменитый по сериалу «Великолепный век». Его восооздали практически идентичным. Тут слева хамамы, их кстати, насчитывалось 8.  Легкой жизнь в Гареме назвать трудно… Когда звучал утренний призыв к молитве, все женщины должны были встать и отправиться в хамам (баню). За купанием следовал быстрый завтрак, а затем начиналась работа гарема. Его обитательницам преподавали уроки музыки, религии, вышивания, чистописания, классических искусств. Их учили разным языкам. Все было очень дисциплинировано. По существу, на развлечения времени не оставалось.

На самом деле, в султанском гареме было рабынь было не так то много, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя. А рабынь заставляли принять мусульманскую веру и тоже меняли им имена. Солнечного света они видели маловато…

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана по Золотому Пути, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась. А проходила наложница к султану вот по этому коридору — Золотому Пути то есть.

Табличка о Золотом Пути. По праздникам султан разбрасывал тут золотые монеты для своих наложниц.

На самом деле слово «Гарем» означает защищённый, неприкосновенный и запретный. Если раньше ни одна чужая нога сюда не ступала, то с 20 столетия ничего запретного в Гареме уже нет. Правда, большинство комнат до сих пор на реконструкции, туристам показывают лишь малую часть. Некоторые туристки в Гареме обезьяничают, залезая в печку )))

В этом месте не было места неформальному, фамильярному поведению, все обращались друг к другу согласно строгой системе правил, применявшихся также к общению между матерью и ребенком.  За моей спиной комната валиде-султан, матери султана. Мать всегда вставала при виде своего сына-наследника, независимо от его возраста, и обращалась к нему «мой лев». В его отсутствии она называла его не иначе как «уважаемый господин»

Валиде была по сути хозяйкой всего этого женского царства,самой высшей ступенькой всей иерархической лестницы гарема. Этот титул носили матери 23 из 36 султанов, остальные скончались до того, как их сыновья взошли на престол. Через несколько дней после вступления сына на трон мать во время церемонии «валиде алайи» переезжала из Старого дворца в Топкапы. В гареме ей было отведено более 40 комнат, личный двор для прогулок и большое количество прислужниц. На фото — окна, выходящий во дворик валиде-султан.

Жалко, что туристов не пускают на 2-й этаж Валиде-султан, мне кажется там много интересного… В Гареме, кроме султана, его рабынь, евнухов, сестер, дочерей и матери, также жили шехзаде (принцы), у них были свои личные покои. Всем этим шумным семейством они тут отмечали праздники, устраивали интриги, ели, веселились и кое-кто предавался любви )))

Площадь Гарема составляет 6700 м2, тут находится 7 уровней, 300 комнат, 46 туалетов, 8 бань, 2 мечети, 6 кладовок для съестных припасов, бассейн, больница, а ещё по одним данным, тут располагалось 4 кухни. Каждая комната имеет свой дизайн, очень красивые стены, выложенными плитками из Изника и расписные потолки.


В Изнике плитку создавали для очень многих известных зданий Стамбула, к примеру, ею украшена внутри Голубая мечеть. Со временем это ремесло перестало приносить доход и фабрика закрылась. В наше время снова можно купить изникскую плитку, фабрику возобновили, есть где-то на Ютубе интересное видео оттуда.


На фот внизу — Двор с комнатами  фавориток, с видом на  Стамбул и Галатский мост. Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых — икбал. После рождения ребенка она получала статус жены султана. Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены были обязаны целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Cултанша, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной, пример с Роксоланой мы знаем.

Это фото нагло стырила из Википедии, еще это место вы увидите на видео в конце ролика, он опубликован в конце. Кстати, сюда выходили и окна из комнат шехзаде, на фото не видно их.

Главный евнух составлял расписание и заносил в специальный дневник каждое «восшествие на ложе». По-нашему это называется немножко иначе — «свечку держал» ))))))) Но были и те девушки, которые в жизни не попадали в покои султана. По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа из своих придворных или из купцов и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Экскурсии в Стабуле на русском языке


Хотите окунуться во времена Османской империи? Послушать от гида рассказ о главных мечетях Стамбула, о дворцах султанов и его наложниц — Топкапы и Долмабахче? О том, какой была Хюррем Султан и ее супруг, и главное — о ГАРЕМЕ? Бронируйте экскурсию с русским гидом на Трипстере

File:Favourites courtyard Topkapi March 2008.JPGFile:Favourites courtyard Topkapi March 2008.JPG
Слева — я стою на «Золотом Пути», собираюсь в гости к султану)) Справа — у выхода из Гарема есть такое красивое зеркало.
File:Favourites courtyard Topkapi March 2008.JPGFile:Favourites courtyard Topkapi March 2008.JPG
С 19 века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

А теперь, если не устали, можете прогуляться по Гарему благодаря видео, снятому мной. Рассказ прилагается!

sasha0404.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о