Ораниенбаумский дворец: Меншиковский дворец (Большой дворец) в Ораниенбауме

Ораниенбаум, Большой Меншиковский дворец, Дворец Петра III

Содержание

  1. История Ораниенбаума
  2. Большой Меншиковский дворец
  3. Дворец Петра III
  4. Как добраться?

История Ораниенбаума

Город Ломоносов входит в состав Петродворцового района города Санкт-Петербурга. На его территории находится дворцово-парковый ансамбль XVIII века «Ораниенбаум». Название города Ораниенбаум в переводе апельсиновое дерево, связывают с легендой, которая рассказывает о том, что во времена основания усадьбы Александром Даниловичем Меншиковым в оранжереях Большого дворца выращивали апельсины.. В 1948 году имя города изменилось на Ломоносов, в честь русского ученого, который организовал небольшую фабрику по изготовлению цветного стекла и смальты в деревне Усть-Рудица недалеко от Ораниенбаума.

Местность эта в свое время была подарена князю А. Д.Меньшикову — Петром I. Здесь находилась конечная точка Петергофской дороги. Вот как описывает Ораниенбаум известный путешественник, натуралист, профессор Императорской Акаадемии наук — Иван Иванович Георги «Ораниенбаум был до 1727 года деревня Князя Меншикова. Оный имеет, так сказать, токмо одну улицу в два ряда домов. Залив на великое пространство от берега мелок, и корабли плыть не могут; а потому все поездки по воде ограничиваются переездом в Кронштадт и рыбною ловлею. Вся оная страна не многолюдна. Кроме церкви и трактира имеются в городе токмо деревянные домы»

Большой Меньшиковский дворец в Ораниенбауме.

Меньшиковский дворец

Меньшиковский дворец выполнен в стиле петровского барокко. Этот стиль ориентирован на образцы шведской, голландской, немецкой архитектуры. К числу архитекторов, которых пригласил Петр I, принадлежит Дж. М. Фонтана, он первый руководил строительством дворца в 1711 году, затем в 1713 году его сменил Г.

И. Шедель. В дальнейшем при работе над дворцом принимали участие и другие архитекторы И.Ф.Браунштейн, А.Шлютер, Н.Пино. Дворец находится на естественной возвышенности, своим фасадом он обращен в сторону Финского залива. Центральная часть дворца двухэтажная, увенчана короной, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. В 1717 году перед дворцом разбили Нижний сад. К северной границе сада подходит морской канал, связывающий дворец с Финским заливом. Канал сохранился до настоящего времени. По высказываниям современников дворец поражал своей роскошью. После смерти Петра I в 1725 году, на престол вступил Петр II. Для Меншикова, казалось, наступила счастливая пора. В 1727 году он обручил свою дочь Марию с императором, став генералиссимусом русской армии, полным адмиралом. Однако летом Меншиков тяжело заболел, а когда поправился, оказалось, что Петр II уже не хочет подчиняться воле светлейшего князя. Он не скрывал, что его опека императору весьма стеснительна, а невеста Мария – неприятна.
В сентябре 1727 года Меншиков был арестован и сослан вместе с семьей в ссылку. Имущество князя было конфисковано, из дворца вывезена вся мебель, картины, а само здание переходит в ведомство Канцелярии от строений. После прихода к власти Анны Иоановны 1730 году дворец передали Адмиралтейству коллегий для устройства морского госпиталя[. В 1743—1762 годах Ораниенбаум становится резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В XIX веке во дворце жил великий князь Михаил Павлович с семьей. После революции здание передали в ведение Местного совета. В 1918 году в Большом дворце разместили госпиталь, сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было передано ВМФ. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал меньше, чем другие пригороды Санкт-Петербурга. Здесь был развёрнут «Ораниенбаумский плацдарм» где была создана устойчивая оборона. Он поддерживался корабельной и береговой артиллерией Балтийского флота до наступления и соединения советских войск в январе 1944 года.
В послевоенное время дворцово-парковый ансамбль пришел в запустение. В 1990 году началась его реставрация по проекту Дмитрий Александровича Бутырина. В 2011 году для посещения открылись 10 залов центрального корпуса. В 2012 году добавились комнаты Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец Петра III

Петершта́дт — потешная военная крепость, построенная в 1759—1762 годах в Ораниенбауме для великого князя Петра Федоровича, в будущем императора Петра III. Будущий наследник престола с детства увлекался военным делом. Крепость была устроена по всем правилам военной науки того времени. Она была обнесена земляными валами и рвом, наполненным водой, в крепости было 3 входа, 5 бастионов, вооруженных 12 пушками. Основную часть гарнизона крепости составляли полки, выписанные Петром III, из своего родного княжества Гольштейн. Но они не смогли защитить его во время дворцового переворота в 1762 году.

Император был свергнут, на престол взошла его жена Екатерина II. В 1780 году крепость приходит в упадок. Земляные валы исчезли, деревянные постройки были разобраны, остался лишь каменный дворец Петра III, въездные ворота и гауптвахта.

Дворец Петра III

Почетные ворота

Дворец находился на территории потешной крепости Петерштадт. Он построен в 1758-1762 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди. Дворец представляет собой двухэтажное здание, имеющее форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно плавный переход от одной стороны здания к другой играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается сразу с трех сторон. Первый этаж дворца имел служебный характер. Он трактуется как опора второго, парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами. Второй этаж создает впечатление большой легкости за счет окон, которые по существу являются застекленными дверями. В своей нижней части они защищены кованными решетками с тонким орнаментом.

Для того времени была принята анфиладная система расположения комнат, но А. Ринальди располагает комнаты по периметру. Такое расположение залов подчинено, прежде всего идее комфорта и уюта, дворец создавался для отдыха, а не для официальных приемов. Все помещения передняя, буфетная, кабинет, кроме спальни и будуара, связаны с самой большой комнатой — картинным залом. В зале была превосходная акустика, благодаря скругленным углам, которые создавали эффект экранирования звука. Здесь устраивали концерты. Их участником был сам Петр III, который хорошо играл на скрипке. Стены украшали произведения итальянской, фламандской, голландской, немецкой живописи XVIII- XIX веков. Круглая лестница ведет на второй этаж, ее оригинальность заключается в том, что она находится не на главной оси дворца. Дворец Петра III почти не пострадал во время Великой Отечественной войны. Единственный снаряд, попавший во дворец в военные годы, угодил в дымоход и разорвался там на уровне второго этажа, из-за этого в спальне был уничтожен лепной камин и повреждены лаковые росписи, расположенные на панелях стен.
После войны дворец открывается как музей и действует до сих пор. Посетители музея имеют возможность пройти по залам, которые помнят звуки скрипки русского императора, спуститься из его покоев по тайной винтовой лестнице на территорию крепости. Увидеть подлинный мундир, личные вещи шпагу, треуголку, шарф. Будучи комендантом крепости, Петр III не раз появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы поприветствовать свои полки.

Как добраться?

  • от ст.м. «Автово» По подземному переходу на противоположную сторону проспекта Стачек. Маршрутное такси № 224, № 300, №424, № 424-А; муниципальный автобус №200, №210
  • от ст.м. «Ленинский пр.» Выход на Ленинский проспект к универмагу Нарвский. Из метро налево по переходу к маршрутному такси № 103 (К-224). На противоположной стороне Ленинского проспекта маршрутное такси № 420
  • от ст.м. «Пр. Ветеранов» Маршрутное такси № 343, № 639-б
  • от ст.м. «Балтийская» Маршрутное такси № 404

Дворец Ораниенбаум — Ломоносов, Россия

Ораниенба́ум (нем.  Oranienbaum — «померанцевое дерево») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Ломоносова (до 1948 года — Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века.

Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятника Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». С 2007 года дворцы и парк находятся в ведении ГМЗ «Петергоф».

История

В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум — конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году — Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя.

В 1743—1762 годах Ораниенбаум становится резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, для него на территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт (1756—1762, сохранились Почётные ворота и дворец). Вокруг дворцовой усадьбы стал формироваться город, который в 1780 году получает статус уездного.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме в Верхнем парке строится Собственная дача, постройки которой являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо.

С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года — его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, а после ее смерти — их наследникам.

Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией — герцоги Мекленбург-Стрелицкие (Георгий Георгиевич, похороненный на территории парка, и его младший брат Михаил Георгиевич).

После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой Меншиковский дворец) были отданы Лесному техникуму, основанному в Ораниенбауме в 1918 году. В Китайском дворце в 1922 году открывается музей.

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга, поскольку здесь был развёрнут так называемый «Ораниенбаумский плацдарм». Однако ансамбль пришёл в запустение в послевоенное время, и его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов.

В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.

Композиция паркового ансамбля

А — Нижний сад

В — Верхний парк

С — Нижний пруд

D — Красный (Верхний) пруд

E — Карпин пруд

F — Китайский пруд

G — П-образный пруд

H — Морской канал

1 — Большой (Меншиковский) дворец (1711—1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн)

2 — Картинный дом (1710-е — 1730-е гг., либо 1752—1754 гг.)

3 — Нижние дома (1710-е — 1720-е гг., либо 1749—1751 гг.)

4 — ворота крепости Петерштадт (1757 г., А. Ринальди)

5 — дворец Петра III (1758—1762 гг., А. Ринальди)

6 — Каменное зало (1749—1751 гг. , предположительно Б. Растрелли)

7 — Кавалерский корпус (1767 г., А. Ринальди)

8 — Китайский дворец (1762—1768 гг., А. Ринальди)

9 — павильон Катальной горки (1762—1774 гг., А. Ринальди)

10 — павильон «Китайская кухня» (1852—1853 гг., Л. Бонштедт)

11 — Пергола (1870-е гг.)

Старейшим сооружением дворцово-паркового ансамбля является Большой (Меншиковский) дворец, возведённый по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шедель в 1710—1727 гг. Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на две неравные части — это Нижний сад, имеющий регулярную планировку, и пейзажный Верхний парк.

Верхний парк делится опять же на две части — это Петровский парк, на территории которого находилась потешная крепость Петерштадт, и ансамбль Собственной дачи, включающий в себя павильон Катальной горки и Китайский дворец.

Ансамбль Большого Меншиковского дворца

Большой Меншиковский дворец

Японский павильон Большого дворца

Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца.

Меншиковский дворец — памятник петровского барокко. Он был построен для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I. Строительство велось под началом архитектора Ф. Фонтана, в 1713 году его сменил И. Г. Шедель. Также в работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер , а также Н. Пино, которому принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась — в течение XVIII—XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось.

Современники отмечали небывалую роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:

Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях

К воротам Нижнего сада со стороны Финского залива подходил Морской канал (как в Петергофе), который оканчивался фигурной гаванью с пристанью.

Северный фасад Большого Меншиковского дворца

Касательно происхождения необычного названия Ораниенбаум (в переводе с немецкого — померанцевое дерево) существует несколько версий. Самая известная версия, больше похожая на легенду, заключается в том, что на территории будущей резиденции Меншикова располагалась оранжерея с померанцевыми деревьями, над каждым из которых была надпись «Oranienbaum». Если верить другой версии, название было заимствовано у немецкого города Ораниенбаума. Третья версия гласит, что, выбирая наименование для своей усадьбы, А. Д. Меншиков стремился сделать приятное Петру и использовал несколько измененное название Ораниенбург, которое Пётр I дал в 1703 году новому имению Меншикова вблизи Воронежа. Наконец, согласно последней точке зрения, Ораниенбаум назван так в честь английского короля Вильгельма Оранского, который вызывал глубокие симпатии Петра Великого, в юности граничащие с поклонением. .

В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы проводил Б. Растрелли), а в 60-х — 70-х годах А. Ринальди перестраивает террасы перед дворцом и создает систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.

Ремонтно-реставрационные работы над дворцом, активная фаза которых началась с начала 1990-х, проводились по проекту архитектора-реставратора Д. А. Бутырина. В 2010 году реставрация фасадов Большого Меншиковского дворца была завершена, а в сентябре 2011 года во дворце открылся музей.

Нижний сад

Вид на Нижний сад с террасы Большого дворца

Нижний сад был заложен спустя два года после начала строительства Большого дворца. Это один из первых регулярных садов в России. Перед дворцом был создан партер из трёх цветников, три фонтана (фонтанный водовод был подведён к Нижнему саду от плотины, сооружённой на Красном пруду) и трельяжные решётки, ограждавшие скамьи. В саду стояло тридцать девять резных деревянных скульптур, выкрашенных белой краской под мрамор, и четыре позолоченные свинцовые скульптуры.

На территории Нижнего сада также располагались плодовые деревья и ягодные кусты — дань традиции московских садов XVI—XVII веков. Яблони и вишни с подстриженными деревьями других пород (клёны, липы, вязы) имели не только декоративное, но и практическое значение.

В 60-е года XVIII века сад был украшен уже не деревянной, а мраморной скульптурой. Перед Большим дворцом в 1762 году А. Ринальди были сооружены два фонтана. К концу XVIII — началу XIX века Нижний сад теряет свой регулярный облик, а к началу XX века в саду сохраняется только центральная аллея и появляются газоны с клумбами.

Скульптуры Нижнего сада Воздух Зима Весна Лето Осень Земля

Морской канал

Канал, связывающий дворец с морем — характерная особенность дворцовых ансамблей петровского времени (в Петергофе от Большого дворца также идет Морской канал). В Ораниенбауме канал начали рыть в 1719 году. Берега канала были обсажены двойным рядом деревьев, а заканчивался он у ворот Нижнего сада фигурной гаванью. На её берегу были сооружены каменный павильон и беседка.

В течение XVIII века канал и особенно пристань неоднократно ремонтировались. Впоследствии канал разрезается на две части построенной железной дорогой. Сейчас он находится в запущенном состоянии, так как в XX веке был пересечён ещё и шоссе с интенсивным автомобильным движением.

Картинный дом

Картинный дом

У северной границы Нижнего сада (у Дворцового проспекта) симметрично (у восточного края ограды Нижнего сада и западного) располагались два одинаковых здания — Оранжерея и Картинный дом. Оранжерея была утрачена ещё в XVIII веке, а Картинный дом сохранился до наших дней. Это одноэтажное каменное здание с мезонином. Точное время его постройки неизвестно — одни исследователи утверждают, что это первая треть XVIII века, другие — что строительство началось в 1752 году .

При Петре III в Картинном доме, вероятно, хранилась его коллекция живописных полотен (более 300 картин), а опись картин 1765 года указывает на существование шпалерной развески картин в Картинном доме, как во дворце Петра III в крепости Петерштадт.

В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась т. н. Парковская школа (с сентября 1942 по май 1944 г.), единственная школа на территории г. Ораниенбаума в годы «малой блокады» (Ораниенбаумского плацдарма)

Нижние дома

Нижние дома протянулись вдоль Дворцового проспекта, к востоку от Большого дворца. Весь комплекс этих домов состоит из П-образно расположенных пяти зданий. Три дома, объединенные сплошной каменной оградой протяженностью в 160 метров, обращены к проспекту, а два дома углублены в парк. Нижние дома были воздвигнуты в 1710-х — 1720-х гг. (С. Б. Горбатенко, однако, полагает, что Нижние дома были возведены в 1749—1751 гг. ) и предназначались для служащих дворца и первоначально назывались служебными. Четыре здания из пяти были жилыми.

В XIX веке дома частично подверглись перестройке. Именно в таком виде они сохранились до наших дней.

Верхний парк

Верхний парк, занимающий территорию около 160 га, расположен на плато, простирающееся на юг и на запад от Большого Меншиковского дворца. Он состоит из двух исторически сложившихся частей — Петерштадтского ансамбля и ансамбля Собственной дачи. Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.

Работы по созданию Верхнего парка велись ещё при А. Д. Меншикове. Расчищались леса, прокладывались осушительные каналы, рылись искусственные водоемы. При Петре III (в 1758—1762 годах) создается Петровский парк, одновременно со строительством Собственной дачи (1762—1774) ведутся работы по благоустройству Западной части Верхнего парка.

Пространство Верхнего парка пересекает речка Караста, а также многочисленные аллеи — Ореховая, являющаяся южной границей парка; Сойкинская, проходящая с севера на юг и делящая Верхний парк на две приблизительно равные части; параллельная ей Тройная липовая аллея, которая ведет от Каменного зала к Китайскому дворцу, и другие.

Каменное зало

Каменное зало

Каменное зало расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, на краю естественной возвышенности. Перед ним находится П-образный пруд, через который перекинуто два каменных моста.

Строительство Каменного зала проходило в 1749—1751 гг. Автор проекта неизвестен, в современной литературе предполагают авторство Ф. Растрелли. Д. А. Кючарианц полагает, что автором проекта мог быть М. Г. Земцов, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду. В документах 50-х годов XVIII века Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем — Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов — в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников, устроенных будущей императрицей Екатериной II.

На протяжении XIX—XX веков Каменное зало неоднократно перестраивается. Самая значительная перестройка была проведена в 1843 году — здание приспосабливали под лютеранскую кирху. В 1902 году архитектор О. Паульсен надстраивает над западной частью здания каменную колокольню. Таким Каменное зало простояло до 60-х годов XX века, когда его воссоздали в первоначальном виде.

По оси Каменного зала в 1750-х годах прокладывается Тройная липовая аллея, первая планировочная ось нового сада в Ораниенбауме — будущей Собственной дачи Екатерины II.

В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус был построен в середине XVIII века по проекту А. Ринальди. Это было одноэтажное прямоугольное в плане здание. В 1807 году был надстроен второй этаж, а к середине XIX века здание приобретает современный вид — в планировке имеет форму буквы «Ш», имеет строгий внешний вид, причиной чего является утилитарное назначение постройки.

Павильон «Китайская кухня»

Павильон «Китайская кухня»

В 1852—1853 годах архитектор Л. Л. Бонштедт воздвигает кухню для Китайского дворца, стилизованную под середину XVIII века постройку, подражая основным приемам А. Ринальди.

Здание в плане представляет собой квадратный греческий крест, имеет купольное завершение, увенчанное дымовой трубой. Такое расположение трубы позволяло сконструировать несколько печей разных видов в центре павильона. Печное устройство кухни состояло из двух русских печей (одна из них пирожково-пекарская), двух голландских плит с духовою печкой, кондитерских духовых и жаровочных шкафов. Внутреннее пространство кухни имело семь служебных комнат, где размещались сервизная, буфетная, скатертная, кондитерская и др.

После революции 1917 года здание использовалось под хозяйственные и бытовые нужды (как жилое, как летнее кафе). В годы Великой Отечественной войны в Китайской кухне жил комендант Китайского дворца Н.  М. Михайлов с детьми. В 1983 году здание переходит в ведение музея-заповедника.

Летом 2010 года в павильоне располагалась выставка «Спасенная красота», посвященная бытованию Ораниенбаума (города и парка) во время Великой Отечественной войны и приуроченная к 65-летию Победы.

Пергола

Пергола — беседка, расположенная вдоль западного берега пруда перед Китайским дворцом. Она состоит из 54 пилонов, к воде ведет небольшая каменная лестница. Беседка была построена в 70-х годах XIX века и является характерной чертой садово-парковой архитектуры того периода.

Пергола находится на том месте, где А. Ринальди намеревался возвести Кофейный домик (часть задуманного им ансамбля Собственной дачи). Рядом с Перголой располагается большой древний камень-валун, в котором высечена скамья и вырублена надпись: «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».

Виды Верхнего парка Долина реки Карасты Аллея парка Пергола у Китайского дворца Водопад Петровский мост

Скульптуры Верхнего парка Венера Медицейская Аполлон Бельведерский Тритон, спасающий детей Диана с ланью Аполлино

Ансамбль Петерштадта

Ансамбль крепости Петерштадт создавался в 1758—1762 гг. . На правом берегу реки Карасты располагалась потешная крепость для Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Она имела форму четырнадцатиконечной звезды, в ней было 4 бастиона и по факту была перестроена из более маленькой крепости Святого Петра, возведенной на этом месте ранее. Петр Федорович был комендантом Петерштадта, а гарнизон её составляли голштинские солдаты и офицеры, приехавшие на службу Петру из герцогства Гольштейн.

Внутри крепости находились различные строения — арсенал, пороховой погреб, дома коменданта, офицеров, гауптвахта В центре располагался пятиугольный плац. Он был окружен одноэтажными строениями, между которыми возвышались каменные Почетные Въездные ворота. Практически напротив них, у северо-восточного бастиона крепости по проекту А. Ринальди был построен небольшой двуэтажный дрорец для Петра Федоровича.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года и смерти Петра III Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II. В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III. Это единственные постройки Петерштадта, дошедшие до нашего времени.

Дворец Петра III

Дворец Петра III

Дворец возводился одновременно с крепостью, в 1758—1762 гг. Он представляет собой небольшой двухэтажный павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по дуге. Именно эта часть здания и является его главным фасадом — благодаря срезанному углу дворец обозревается сразу с трех сторон, что визуально делает его больше и массивнее.

Общее планировочное решение дворца сохранилось в первоначальном виде. Здесь нет парадной анфилады комнат, рассчитанных на торжественные приемы. Помещения располагаются по периметру здания. На второй этаж ведет винтовая гранитная лестница.

Комнаты первого этажа дворца, не имеющие декоративного убранства, в XVIII веке были служебными помещениями. Второй этаж, вмещающий в себя шесть комнат, являет собой подлинное убранство середины XVIII века. В главном зале дворца — Картинном — главным элементом декора является шпалерная развеска картин XVII—XVIII веков кисти европейских мастеров.

Уникальной является отделка картинного зала, кабинета и спальни — лаковые росписи, расположенные на панелях стен, откосах дверей и окон и на самих дверях. Они были выполнены в китайском стиле крепостным мастером Федором Власовым.

Антонио Ринальди, будучи архитектором дворца, являлся также и декоратором его помещений. В частности, именно по его эскизам выполнена лепка потолочных перекрытий в комнатах второго этажа. Дворец был для архитектора первой самостоятельной работой в России, и здесь он впервые пробует многие приемы, используемые им в дальнейшем, в том числе и знаменитый «цветок Ринальди».

Во время Великой Отечественной войны во дворце Петра III хранились музейные ценности, которые не были вывезены в эвакуацию.

В 1953 году дворец открывается как музей, в нём располагалась постоянная выставка китайского декоративного искусства(организация выставки была связана с расцветом советско-китайских отношений). В середине 1960-х гг. в Картинном зале дворца производится воссоздание шпалерной развески картин, которая была утрачена в конце XVIII века. После этого открывается музей с современным названием «Дворец Петра III»

Въездные Почетные ворота

Въездные Почётные ворота

Въездные ворота являлись главными воротами потешной крепости Святого Петра, которая позже была перестроена в крепость Петерштадт, более крупную по размерам. В Петерштадте ворота были въездом на небольшой пятиугольный плац, на котором проводились учения голштинских войск Петра III.

Композиция сооружения построена на контрасте мощных пилонов с легкой венчающей ворота башней. Восьмигранная башенка завершается высоким тонким шпилем с флюгером с выбитой на нём датой постройки — 1757 год. В пролёте арки были установлены створы ворот из перекрещивающихся кованых полос, напоминающих трельяжную решётку. Сейчас створы ворот сняты с петель, и под аркой можно пройти. Архитектор ворот — Антонио Ринальди. Очень пропорциональные и своеобразные Почётные ворота — уникальный памятник архитектуры малых форм, не имеющий себе подобных в пригородах Санкт-Петербурга.

Петровский парк

Уже к началу XX века от первоначальной планировки Петровского парка, разбитого на правом берегу реки Карасты одновременно с постройкой крепости Петерштадт, ничего не осталось. Парк был создан по принципу итальянских садов архитектором А. Ринальди при участии садового мастера Ламберти. Помимо террас, каскадов, лестниц в парке находилось несколько миниатюрных павильонов: двухэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Менажерия с фонтаном и Китайский домик. В парк также были включены элементы регулярного стиля — подстриженные кустарники и деревья в аллеях, геометрической формы площадки и лужайки.

Сейчас Петровский парк является пейзажным. Его композиционная основа — Верхний (Красный) и Нижний пруды и речка Караста, которая течет в долине. Через неё переброшено три моста, самым большим из которых является трехарочный Петровский мост, сооруженный в 1874 г. по проекту архитектора Г. Прейса . Он соединяет Восточную часть Верхнего парка с Западной (Петровский парк с ансамблем Собственной дачи).

В Петровском парке на реке Кароста из гранитных ступеней и каменных глыб устроено также несколько водопадов.

Ансамбль Собственной дачи

Китайский дворец

Китайский дворец

Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762—1768 годах по проекту Антонио Ринальди первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.

Название «Китайский дворец» впервые фигурирует в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли «голландский домик» (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в соответствии со вкусом середины XVIII века на «китайщину» ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня) декорирован в духе китайского искусства или с использованием подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.

Центр планировочной композиции дворца — Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах — два медальона в мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.

Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет с сохранением прежнего рисунка.

Китайский дворец является единственным в своем роде в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Также особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII — середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть — в Новосибирск и Сарапул, часть — в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум — Бронка — Кронштадт — Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе, а затем в Эрмитаже). В 1946 году дворец вновь открывается как музей.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки был построен в 1762—1774 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание высотой 33 метра расположено в западной части Верхнего парка, у северной его границы. Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе — к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа, их не четыре, а три). В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны).

Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции — устройства ледяных гор, проурочивавшихся к дням масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных катальных гор в царских резиденциях, которые потребовали сложных инженерных решений. В Царском селе в середине XVIII века по проекту Ф.Растрелли была воздвигнута каменная катальная гора. Однако Катальная горка в Ораниенбауме богатством архитектурного и скульптурного декора превзошла все подобные сооружения. Это признавали и современники А. Ринальди.

К южному выступу павильона Катальной горки примыкал деревянный скат. Он имел три колеи шириной более шести метров. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками, а боковые колеи предназначались для подъема колясок при помощи специальных приспособлений.

Вид на павильон со стороны луга

Скат начинался с галереи-террасы третьего этажа — от неё шёл подъем на спусковую площадку, которая была расположена на высоте приблизительно в 20 метров. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью в 532 метра. Их плоские крыши, огражденные балюстрадой, служили верхними галереями для прогулок.

Из-за незначительности сумм, отпускаемых на содержание, постройка постепенно приходила в упадок. В 1813 году рухнули фундаменты колоннад, однако разобраны они были лишь в 1858—1861 гг. Вдоль луга Катальной горки были высажены пихты, находящиеся здесь и сегодня.

Внутренние помещения павильона Катальной горки представляют собой подлинное убранство середины XVIII века. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Уникальным является пол искусственного мрамора — с помощью различных расцветок мрамора и дополнительной прорисовки на полу были созданы узоры и сложные рисунки.

В убранство Фарфорового кабинета вошли специально для него выполненные в 1772—1775 гг.на Майсенском заводе в Саксонии группы украшений из фарфора. Они установлены на стенные полочки-консоли, которые поддерживаются лепными фигурками орлят, амуров, обезьян. Фарфоровые группы аллегорически прославляют победу русского флота в Чесменской битве 1770 года.

В годы Великой Отечественной войны павильон пострадал больше других построек в Ораниенбаумском парке и был отреставрирован лишь к 1959 году.

Китайский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

В этом очаровательном здании в южном углу парка Ораниенбаума нет ничего особенно китайского. Построенный Антонио Ринальди между 1762 и 1768 годами, это был первый крупный строительный проект, заказанный Екатериной Великой, которая планировала, что здание будет служить ее частной дачей. На самом деле императрица провела там всего 48 дней за 34 года своего царствования. Тем не менее, здание, в котором в настоящее время проводится полномасштабная реконструкция, считается одним из лучших образцов рококо в России, с великолепной роскошью интерьеров, выполненных в стиле конца 18 9Стили 0003-го -го века, в том числе шинуазри, тенденция, привезенная в Санкт-Петербург из Англии, а не с Востока.

Снаружи дворец представляет собой относительно простое здание, одноэтажное, за исключением небольшого центрального павильона, окрашенного в нежное сочетание охры и желтого цвета. Семнадцать комнат внутри, украшенные Ринальди и другими ведущими художниками и мастерами того времени, украшены розовой, синей и зеленой скальолой, расписными шелками и сложной лепниной. Паркетные полы Rinaldi удивительно богато украшены несколькими породами редкой российской и импортной древесины. Среди изюминок интерьеров Китайского дворца — Салон стеклянных бус, стены которого увешаны 12 панелями с яркими гобеленами, изображающими экзотических птиц и представителей фауны. Тонкие белые стеклянные бусины, образующие фон гобеленов, придают всей комнате прозрачный мерцающий вид, который был разработан, чтобы быть особенно эффектным в сияющих сумерках белых ночей. Полное влияние шинуазри проявляется в безвкусном Большом китайском салоне, стены которого покрыты маркетри панелями из дерева и моржовой кости с изображением восточных пейзажей, а по углам висят большие китайские фонари. В комнате также есть бильярдный стол английского производства с превосходной резьбой по дереву.

Интерьеры Китайского дворца особенно ценятся, потому что они сохранились практически в первозданном виде со времен правления Екатерины. В то время как большинство интерьеров петербургских императорских дворцов пришлось полностью реконструировать после бессмысленного уничтожения немецко-фашистскими захватчиками, убранство Китайского дворца было успешно эвакуировано и вновь установлено в начале пятидесятых годов. Однако они хронически нуждаются в реставрации, и этот процесс, наконец, идет полным ходом, в котором участвуют несколько крупных российских и международных природоохранных агентств. Пока дата завершения работ не определена.

Режим работы: С 1 мая по 9 октября: ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00.
Закрыто: С 1 мая по 9 октября: понедельник. 10 октября по 30 апреля: ежедневно
Вход: Взрослый: RUB 400,00 Дети: RUB 200,00
Фото и видео: не разрешен
Доступность. Доступно для инвалидов.

Путешествия по России: Ораниенбаум

Изысканный Китайский дворец в Ораниенбауме, Россия, является одним из немногих имперских памятников в пригороде Санкт-Петербурга, переживших 872-дневную блокаду Ленинграда (с сентября 1941 г. по январь 1944 г.) с относительно небольшими повреждениями. .

Ораниенбаум был основан в начале 18 века сподвижником Петра Великого Александром Меншиковым и достиг своего апогея при Екатерине Великой, которая в 1762 году поручила Антонио Ринальди спроектировать свою личную дачу в Ораниенбаумском парке. Искусно продуманная натуралистическая обстановка дворца включает в себя пруд и беседку в дубовой роще. Одноэтажная резиденция, хотя и небольшая по имперским российским меркам, является шедевром, относящимся как к стилю рококо, так и к неоклассике. Впоследствии он был назван Китайским дворцом за богатое внутреннее убранство в китайском стиле.

Художники и декораторы, в основном итальянцы и французы, а также русские, участвовавшие в оформлении интерьеров, были мастерами декоративно-прикладного искусства середины 18 века в Санкт-Петербурге. Декоративная программа включает в себя потолочные росписи Джованни Баттисты Тьеполо и других венецианских художников, настенные и потолочные росписи темперой Стефано Торелли и изысканные паркетные рисунки самого Ринальди. Особого внимания заслуживают мраморные барельефы работы Марии-Анны Колло, которая была помощницей Этьена-Мориса Фальконе в скульптуре еще одного заказа Екатерины: 9-го0049 Медный всадник Конная статуя Петра Великого на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Этот удивительный дворец, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, уцелел вопреки всему и позволяет современным посетителям ощутить величие русской архитектуры 18 века. Следующие виды дворцового ансамбля Ораниенбаума взяты из коллекции почти 149 000 цифровых изображений, негативов и фотографий России, подаренных отделу коллекций изображений ученым и фотографом Уильямом Крафтом Брумфилдом.

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, вид на пруд. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец. Мраморная копия Apollo Belvedere середины 18 века. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, главный (южный) фасад. Мраморная копия середины XVIII века с картины Диана Версальская (Артемида с ланью) . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, главный (южный) фасад, центральный фронтон. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, парковый (северный) фасад. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Зал муз (Живописная галерея). Роспись потолка: Триумф Венеры Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Зал муз (Живописная галерея). Роспись потолка: Триумф Венеры Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Восточная стена: картина XIX века Пейзаж с руинами . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Роспись потолка: Аполлон и искусство Стефано Торелли. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Паркет XVIII века (орех темный и светлый, береза, яблоня, груша, клен). Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Розовая гостиная. Портреты Жана Армана де Л’Эстока (слева) и Фридриха Вильгельма фон Берггольца (справа) кисти Георга Кристофа Гроота. Цветной слайд, 1998, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Розовая гостиная. Роспись потолка: Диана и Аврора Гаспаре Дизиани. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Голубая гостиная. Картина: Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками) , копия с Антониса ван Дейка и Поля де Воса Александра Беййдемана. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Голубая гостиная. Роспись потолка: Time Abducting Truth Франческо Зуньо. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Комната стекляруса. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой зал. Картины: Похищение Ганимеда (слева) и Юнона (справа) Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой зал. Картина: Юнона Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Сиреневая гостиная. Картины: Селена и Эндимион (слева) и Венера (над дверью) Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Цветной слайд, 1998, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Картина: Укрепление Гаспаре Дизиани. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Роспись потолка: Союз Европы и Азии Стефано Бароцци. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Пруд с видом на беседку. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Мраморная копия середины XVIII века с картины Диана Версальская (Артемида с ланью) .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *