10 шедевров мемориальной архитектуры бывшей Югославии
Монументы Югославии многочисленны и разнообразны: начиная от скромных мемориальных досок, не имеющих особой художественной ценности, до монументальных скульптурных конструкций и городских архитектурных ансамблей со значительным эстетическим, художественным и архитектурным значением. Проект «Spomenik» должен был увековечить подвиги партизан в Народно-освободительной войне Югославии и революцию, которая привела к власти Иосипа Броз Тито. Монументы сильно выделяются на фоне остальной социалистической архитектуры не только своей брутальностью, но и демократичным подходом к выбору работ.
Мы собрали для вас десять самых значимых примеров проекта «Spomenik», которые лучше всего иллюстрируют, как роль памятника была заново изобретена и переосмыслена югославским модернистским мемориальным движением.
Мемориал Илинден или Македониум, 1970-1974. Фотограф — Jan KempenaersИстория
Сербохорватским словом «spomenik» называют масштабную серию мемориальных сооружений, построенных в период с 1950 по 1990 гг. на всей территории бывшей Югославии: от реки Драва до Охридского озера. Их абстрактная форма была слишком современна для своего времени и считалась ориентиром постнационального и универсалистского самосознания республики.
Проект по созданию памятников был частью грандиозного плана лидера Югославии — Иосипа Броз Тито по созданию сплоченной, бесклассовой многонациональной страны, свободной от межэтнических конфликтов. Мемориальные комплексы должны были увековечить подвиги югославских народов в Народно-освободительной войне 1941-1945 годов.
Но эти модернистские мемориальные объекты значат гораздо больше, чем просто траур по жертвам войны и героизирование партизанской борьбы. Их абстрактная форма сочетает в себе политические и художественные инновации и транслирует универсальные ценности примирения, сопротивления и принципов транснационализма, которые Тито закладывал в создание своей страны.
Абстрактный скульптурный подход к памятным сооружениям никогда ранее не применялся в таком масштабе и на таком уровне. Несмотря на свою формальную неоднородность, десятки памятников, возникших в это время в Югославии, имеют общие черты: они обычно крупномасштабны, чрезвычайно амбициозны в своем развитии новых монументальных форм и чаще всего расположены на возвышенностях. Эта схожесть, позволяющая сразу отнести памятник к серии «Spomenik», была обусловлена несколькими факторами.
Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971Во-первых, они стремились сформировать и воплотить в памятниках национальное коллективное видение, нацеленное на оптимистическое и обнадеживающее будущее, определяемое единством и символическим универсализмом. Большая часть югославских политических образов того периода, воплотившаяся в искусстве, передавала такие понятия, как «прогресс» или «будущее».
Схожую эстетику можно найти не только в монументальных сооружениях, но и в архитектурных проектах той эпохи: самый большой концертный зал в Югославии — Сава-центр в Белграде, созданный по проекту Стояна Максимовича, или Генеральный план Скопье, разработанный после землетрясения 1963 года. Модернизм и футуристические подходы к дизайну нашли свое отражение и в повседневной жизни обывателей, например, модульные киоски K67, созданные словенским дизайнером Сашей Мехтигом.
Модульные киоски K67, созданные словенским дизайнером Сашей МехтигомВо-вторых, абстрактная форма памятников служила политическим целям Тито, стремившегося увековечить революцию, которая привела его к власти. Благодаря аморфным, геометрическим и не поддающимся описанию формам само понятие «революция» легко могло переосмысливаться в зависимости от официального политического нарратива. Они открывали мемориальное пространство для индивидуального мышления и ассоциаций, облегчая различные интерпретационные подходы и пробуждая политические фантазии.
Наконец, значительную роль в становлении модернистского стиля югославской памятной архитектуры сыграл новаторский процесс разработки мемориалов. Вместо того чтобы вручную выбирать художника для создания памятника (как это было принято в предыдущие эпохи), комиссии ветеранов (СУБНОР) ввели демократические дизайнерские конкурсы. На них художники и архитекторы могли свободно представить свои проектные предложения, а жюри из творческих и общественных деятелей коллективно и анонимно выбирало победителя.
Несмотря на то, что Югославия была социалистической страной, ее монументальное строительство не постигла участь соцреализма, хотя в первое послевоенное десятилетие памятники в этом стиле начали активно возводить. Однако в 1950-е взаимоотношения Тито и Сталина сами по себе испортились, и Югославия отошла от социалистического реализма в поисках собственного стиля. В этом ей помогли западноевропейские идеи, которые проникали в Югославию в том числе через знаменитые выставки Нью-Йоркского Музея Современного Искусства в Белграде в 1956 и 1961 годах.
После распада Социалистической Федеративной Республики Югославии, начавшегося в 1991 году, в образованных на ее месте государствах стали возникать собственные концепции национальной идентичности, основанные во многом на разрыве с прошлыми универсалистскими признаками. Связи, установленные между исторически значимыми областями военных действий, воздвигнутыми памятниками и социальной памятью, были почти полностью разорваны, что привело к разрушению большинства монументальных сооружений, а в лучшем случае — их забвению.
1. Цветочный монумент, более известный как Каменный цветок
Цветочный монумент (Cvjetni spomenik), более известен как Каменный цветок (Kameni Cvijet). Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1960-1966
Автор — Богдан Богданович
Место — Ясеновец, Хорватия
Размеры и материалы — 24 м в высоту и 35 м в ширину. Бетон, арматура и дерево
Чему посвящен
После того, как в апреле 1941 года силы фашистской Оси вторглись в Королевство Югославия и превратили его в марионеточное Независимое государство Хорватия (НГХ), в регионе были созданы трудовые лагеря, которые позже превратились в лагеря смерти.
Один из них был «Ясеновац», расположенный в одноименном городе. Во время Второй мировой войны он считался шестым по количеству смертей. После ее окончания вся инфраструктура была демонтирована, и он стал единственным крупным лагерем, от которого не осталось никаких вещественных доказательств существования.
История создания
В конце 1950-х годов под давлением жертв и их семей югославское правительство приступило к осуществлению планов строительства официального современного памятника, увековечивающего эти трагические события.
В 1960 году югославское правительство обратилось к архитекторам Богдану Богдановичу и Зденко Колачие с просьбой представить свои проектные предложения по мемориальному комплексу. В итоге Иосип Тито выбрал проект Богдановича.
Первоначальный концепт включал большее количество элементов, которые так и не были реализованы. Сам памятник и его территория сейчас поддерживаются в хорошем состоянии.
Символизм
Богданович выбрал в качестве репрезентативной формы раскрывающийся к небу 24-метровый каменный цветок с шестью лепестками, который уходит корням в склеп. К памятнику через весь ландшафтный парк ведет дорога из деревянных шпал старых железнодорожных путей, по которым когда-то доставляли узников в лагерь. С помощью этого приема Богданович намеревался воссоздать для посетителей последний путь жертв к месту их окончательного упокоения. Этот лирический мемориал служит метафизической аллегорией жизни и смерти, чувств примирения и прекращении ненависти, которая переходит из поколения в поколение.
2. Памятник революции народа Мославина
Памятник революции народа Мославина, 1965. Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1965-1967
Автор — Душан Джамония
Место — Подгарич, Хорватия
Размеры и материалы — 10 м в высоту, 20 м в ширину. Бетон, арматура, алюминиевые листы
Чему посвящен
Этот памятник в 1967 году установил Душан Джамония в память о восстании народных сил против оккупации в хорватском районе Большой Мославины. Маленькая деревушка Подгарич была важным центром партизанского движения хорватской коммунистической партии. В 1960-х годах здесь решили открыть памятник, чтобы увековечить поддержку, которую оказывали жители района партизанам.
История создания
Конкурс на создание монумента выиграл известный сербохорватский скульптор Душан Джамония, и в 1967 году памятник открыли на грандиозной церемонии в присутствии Иосипа Тито. Одновременно со строительством в долине ниже мемориального комплекса при поддержке сербского художника Владимира Величковича, который отвечал за ландшафтный дизайн, было создано небольшое искусственное озеро. После распада страны в начале 1990-х годов национальный интерес к этому мемориалу значительно снизились, его перестали посещать, и он постепенно пришел в запустение.
Символизм
Основным элементом комплекса является большая крылатая абстрактная скульптура, высотой около 10 метров и шириной 20 метров, с центральным сферообразным «глазом», покрытым алюминиевыми панелями. Автор проекта хотел создать «крылья победы», преодолевающие смерть и поражение. Каждое из пяти крыльев должно было символизировать пять республик единой Югославии. Видимые со всех сторон четкие бетонные контуры и линии символизируют динамику, полет и мощь, в то время как металлическая сердцевина воплощает твердость и единство.
3. Памятник восстанию народа Кордуна и Бания
Памятник восстанию народа Кордуна и Бания, 1971. Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1971-1981
Автор — Воин Бакич и Берислав Шербетич
Место — Петрова Гора, Хорватия
Размеры и материалы — 37 м в высоту, 40 м в ширину. Бетон, арматура, алюминиевые листы
Чему посвящен
Этот памятник посвящен восстанию и движению сопротивления народа хорватских регионов Кордуна и Бания против нацизма и увековечивает память погибших бойцов и гражданских лиц.
История создания
В 1972 году на конкурс по созданию памятника было подано 17 предложений, среди которых победителем стал молодой архитектор Игорь Тош. Однако в процессе строительства его проект оказался очень дорогим и сложным. На втором конкурсе, организованном через четыре года, жюри выбрало проект сербского скульптора Воина Бакича, который в первый раз занял второе место.
Из-за политических потрясений в 1980-х, связанных со смертью президента Иосипа Тито, памятник так и не достроили. Во время югославских войн в 1990-х он подвергся нападениям вандалов, которые украли практически всю алюминиевую обшивку.
Символизм
Снаружи памятника нет ни одного отверстия, поэтому он выглядит как огромная скульптура, которая доминирует над сельским ландшафтом.
«Скульптура, особенно памятники, должна быть архитектурой, лишенной своей утилитарной функции, чем-то вроде чистого поэтического завоевания пространства и установления с ним новых человеческих отношений» — Иосип Тито.
Памятник представляет собой своеобразный синтез органического и технологического, достигаемый благодаря контрасту изгибающихся объемов с блестящей обшивкой из современного промышленного материала.
4. Мемориал Илинден или Македониум
Мемориал Илинден или Македониум, 1970-1974. Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1970-1974
Автор — Иордан и Искра Грабул
Место — Крушево, Македония
Размеры и материалы — 25 м в диаметре. Бетон, арматура, стекло
Чему посвящен
Главным историческим событием, которое этот памятник увековечивает, является восстание македонских повстанцев в Илиндене 2 августа 1903 года против османского владычества. Кроме того, он посвящен памяти местных бойцов, которые боролись под партизанским знаменем во время Второй мировой войны.
История создания
В ходе открытого конкурса победителями стала супружеская пара, Иордан и Искра Грабул. Комиссия, которой было поручено сохранить художественную ценность и социальную значимость проекта, настаивала на более традиционных и образных компонентах мемориала, в то время как Грабулы хотели, чтобы памятник был полностью абстрактным. В результате итоговая версия памятника кардинально отличалась от концепции, одобренной жюри.
Символизм
Мемориальный комплекс состоит из нескольких скульптурных элементов: ряд больших бетонных «цепей» вдоль дороги, которая ведет к склепу из двух стен с именами 58 выдающихся македонских революционеров. Прямо перед памятником расположена большая и красочная рельефная стена. Наконец, на вершине холма находится Македониум. Эта бетонная булава высотой 25 метров, усеянная множеством трубчатых выступов, получила свое название в честь строительной компании, занимавшейся постройкой.
Грабулы интегрировали значительное количество символики в свой мемориальный комплекс: входные двери напоминают букву «М», а вечный огонь внутри памятника имеет форму македонского флага. В потолке установлены четыре фрактальных витража македонского художника Борко Лазески, которые символизируют четыре времени года и создают яркий контраст с белоснежным интерьером. Иордан Грабул создал серию барельефов на внутренних стенах, которая рассказывает историю Македонии через абстрактные изображения зарождения, конфликта и освобождения.
В 1990 году внутри купола был установлен мемориал школьному учителю Николе Кареву, который возглавил восстание против османского владычества. Гробница представляет собой куб из белого мрамора, в одном из углов которого отсутствует кусок, как напоминание о том, что Карев умер с незавершенной работой всей своей жизни — независимостью республики Крушево.
5. Памятник революции
Памятник революции, 1971-1972. Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1971-1972
Автор — Душан Джамония
Место — Национальный парк Козара, Босния и Герцеговина
Размеры и материалы — 33 м в высоту, 8 м в ширину. Бетон, арматура, стальные панели
Чему посвящен
Памятник, мемориальная стена и музей были построены в память о Козарском наступлении весной 1942 года, в ходе которого погибло более десяти тысяч партизан и мирных жителей.
История создания
26 января 1962 года в ходе конкурса из 49 представленных работ комитет выбрал концепцию, предложенную Душаном Джамоней. Строительство началось 2 августа 1971 года и финансировалось почти исключительно за счет пожертвований. Через год после завершения строительства памятник сразу стал одним из самых значительных мемориальных объектов во всей Югославии. В стране даже существовала поговорка, что ее жители делились на три категории: «те, кто шел в Рим, те, кто шел в Мекку, и те, кто шел в Козару».
Благодаря своему удаленному местоположению и охраняемому статусу в национальном парке памятник избежал серьезных разрушений и вандализма после распада Югославии.
Символизм
Центральный памятник мемориального комплекса представляет собой цилиндрический монолит высотой около 33 метров. Он состоит из 20 вертикальных ребер с прерывистыми изогнутыми выступами, внешние грани которых покрыты полосами полированной нержавеющей стали.
Душан Джамония хотел создать амбивалентную структуру с ритмичным профилем, в котором чередуются «положительные» выступы и «негативные» углубления, как символ антагонизма жизни и смерти.
6. Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске» в долине героев
Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске» в долине героев, 1969-1971. Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1969-1971
Автор — Миодраг Живкович и Ранко Радович
Место — Тьентиште, Босния и Герцеговина
Размеры и материалы — 19 м в высоту и 25 м в ширину. Бетон
Чему посвящен
Памятник увековечивает память более 7 000 человек, погибших в битве при Сутьеске, когда силы Оси попытались разгромить группу югославских войск во главе с Иосипом Тито, но тем удалось бежать.
История создания
Побег Тито из Сутьески считается важным поворотным моментом в партизанской освободительной борьбе. В 1964 году был проведен закрытый конкурс на концепцию памятника, к участию в котором пригласили архитекторов и скульпторов со всей Югославии: Станко Мандича, Йована Кратохвила, Бориса Кобэ и победившего в итоге Миодрага Живковича.
Работы по строительству начались в 1969 году и были завершены через два года. Проект полностью финансировался за счет федеральных средств из столицы. В Югославскую эпоху этот памятник считался самым значительным мемориальным объектом, но после распада страны начал приходить в запустение.
Символизм
Памятник-скульптура состоит из двух 19-метровых бетонных стен, украшенных фрактальным узором, в котором при ближайшем рассмотрении можно различить сильно стилизованные лица павших бойцов, которые выражают скорее их героический дух, нежели портретные сходства.
Монолиты выглядят как «крылья победы», которые указывают на крутой овраг, по которому партизаны бежали из долины во время битвы. Они кажутся зеркальными копиями друг друга, но между ними существуют различия, которые символизируют столкновение двух противостоящих армий.
7. Памятник Корчанице
Памятник Корчанице, 1979. Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1979
Автор — Любомир Денкович, Моливан Матович и Саво Суботин
Место — Гора Грмеч, Босния и Герцеговина
Размеры и материалы — 15 м в высоту. Белый мрамор
Чему посвящен
Мемориальное сооружение на горе Грмеч увековечивает память сотрудников самого крупного секретного партизанского госпиталя, который действовал во время Второй мировой.
История создания
В 1975 году СУБНОР совместно с местными и региональными властями организовал конкурс, на котором из 13 поданных предложений жюри выбрало концепцию известного словацкого скульптора Любомира Денковича.
Памятник открыли в 1979 году. В настоящее время он зарос и находится в состоянии крайнего запустения, во всех отношениях заброшенный и забытый.
Символизм
Памятник состоит из двух полусферических мраморных стен примерно 15 метров высотой. Перед ним был вырыт большой круглый бассейн, который должен был служить зеркалом. В лесу располагалась сеть тропинок, вокруг которых небольшие бетонные конструкции напоминали о расположении бывших больничных корпусов.
Форма мемориального комплекса похожа на бутон цветка, раскрывающийся над бассейном, который его питает и символизирует рождение жизни из жертв тех, кто сражался и умер в этих местах.
8. Дом-памятник или муниципальное собрание Колашина
Дом-памятник или муниципальное собрание Колашина, 1971-1975. Фотограф — Jan KempenaersВремя создания — 1971-1975
Автор — Марко Мушич
Место — Колашин, Черногория
Размеры и материалы — бетонное здание площадью 3,2 м²
Чему посвящен
Во время Второй мировой войны город Колашин на севере Черногории постоянно переходил из рук повстанческих сил под контроль Оси и страдал от воздушных бомбардировок, пока в 1943 году не был окончательно освобожден.
В тот год 15 ноября в городе Колашин прошло собрание первого за 26 лет парламента Черногории, который провозгласил независимость освобожденного региона во главе с хирургом Нико Миляничем.
История создания
В 1970 году на конкурсе, организованном местными и областными органами власти совместно с группой ветеранов, победила работа словенского архитектора Марко Мушича.
Строительство началось на следующий год и длилось в течение четырех лет. Здание, в проектировании которого Марко помогал его отец — опытный словенский архитектор Марьян Мушич, до сих пор используется муниципальной администрацией и местными политическими партиями.
Символизм
Мемориальный дом, в форме которого доминируют острые бетонные углы, уникален тем, что одновременно функционирует и как памятник, и как гражданское здание. Внутри него располагаются многочисленные выставочные пространства и большой зал для гражданских мероприятий.
Острые треугольные элементы здания ассоциируются с традиционными скошенными крышами окружающих домов, символически вписывая его в сообщество, в котором оно существует.
Гибкое внутреннее пространство здания было спроектировано в духе бруталистской школы архитектуры. Подвижные стены между многофункциональными залами передавали идеологию связи и единения югославского государства.
9. Памятник погибшим воинам отряда «Космай»
Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971Время создания — 1971
Автор — Воин Стоич и Градимир Медакович
Место — Монументальный парк Космай, Сербия
Размеры и материалы — 30 м в высоту. Бетон
Чему посвящен
Памятник посвящен партизанскому полку из сербского района Космай и чтит память 5 600 партизан, погибших в борьбе с оккупантами и предателями.
История создания
В конце 1960-х местные комитеты организации СУБНОР начали искать концепции по строительству монументального комплекса, среди которых победило предложение белградского художника Воина Стоича и архитектора Градимира Медаковича.
Паямятник, построенный за один год на вершине горы в национальном парке Космай, сразу же стал достопримечательностью города, которая и сейчас пользуется популярностью у туристов.
Символизм
Центральная монументальная структура комплекса состоит из пяти отдельных 30-метровых бетонных двухконечных ребер, которые все вместе образуют форму, напоминающую сияющую звезду.
Издалека звездообразный памятник кажется единой структурой, которая сочетает в себе символику пятиконечной звезды и взрыва. Но находясь непосредственно около самой структуры, становится ясно, что пять консольных конструкций стоят абсолютно свободно и не соприкасаются друг с другом. Такой визуальный эффект отражает идею единения Югославии, которая действует вместе, как единое целое, но состоит из разных уникальных народов.
10. Партизанское мемориальное кладбище в Мостаре
Партизанское мемориальное кладбище в Мостаре, 1960-1965Время создания — 1960-1965
Автор — Богдан Богданович
Место — Мостар, Босния и Герцеговина
Размеры и материалы – ландшафтный парк площадью 5 000 м². Бетон
Чему посвящен
Город Мостар во время войны оказался частью НГХ и был окончательно освобожден только 14 февраля 1945 года. В августе 1941 здесь начало подниматься народное сопротивление, 810 погибших бойцов которого похоронены на этом кладбище.
История создания
Группы югославских ветеранов выступали против захоронения партизанских солдат на религиозных кладбищах, потому что это шло вразрез с коммунистическими идеалами революционных борцов. Поэтому в 1959 году мостарские политики обратились к Богдану Богдановичу с просьбой создать мемориальный комплекс, который бы упокоил тела одновременно всех погибших партизан.
Во время строительства памятника в 1960-х годах большую часть работ проделали добровольцы молодежных общественных движений. После завершения строительства в 1965 году памятник стал популярной достопримечательностью, куда приезжали люди со всей страны. Во время боснийских войн в 1990-х годах кладбище в Мостаре подверглось нападениям, вандализму и бомбардировкам и к сегодняшнему дню пришло в чрезвычайное запустение.
Символизм
Мемориальный комплекс состоит из нескольких земляных террас, по которым поднимается ряд широких изогнутых дорожек. Они ведут к большому зубчатому фонтану, вода которого отражает большой космологический циферблат в стене на вершине мемориала.
Отсутствие религиозных, националистических и социологических символов, а также сюрреалистическая манера исполнения делает этот комплекс уникальным для своего времени.
Мемориал, прозванный «городом мертвых» отсылает к реальным физическим объектам Мостара. Он служит отражением города живых, за который отдали свои жизни похороненные здесь партизаны.
Интересные факты:
- Памятник в Подгариче и памятник в Tjentište возникают в клипе Alan Walker — Darkside
- В последнее десятилетие на вершину памятника на Петровой Горе были установлены радиовышки
- Памятник на Петровой Горе появляется в сериале «Племена Европы» от Netflix
- Македониум стал символом государственности и изображается на купюре в 10 000 динаров
- Режиссер Ридли Скотт специально поручил художникам использовать памятник на горе Грмеч в качестве основы для своих дизайнерских концепций храма пришельцев в фильме «Чужой: Завет»
- Ранко Радовичу было всего 27 лет, когда он выиграл конкурс на создание памятника битве при Сутьеске
- После распада Югославии Колашин стал единственным городом, который не изменил названия ни одной улицы, которая прославляла бы героев-партизан или события войны
- Подобие памятника Космай используется в сценах фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница.
Если вам понравилась статья, то советуем вам посмотреть еще на 10 проектов архитектора Ле Корбюзье или Тадао Андо.
Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы:
— Вконтакте
— Telegram
Losko — неккомерческий проект без рекламы на сайте. Если вам нравится то, что мы делаем, и вы цените свой и чужой труд, то можете поддержать нас финансово на Boosty.
Поиск по сайту |
Карл Ге́нрих Маркс (5 мая 1818 года — 14 марта 1883 года, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Друг и единомышленник Фридриха Энгельса, в соавторстве с которым написал «Манифест коммунистической партии» (1848 год). Автор классического научного труда по политической экономии «Капитал. Критика политической экономии» (1867 год). На основе его творчества появились следующие направления: · В науке — научный метод материалистической диалектики. · В философии — материалистическое понимание философии Гегеля. · В социально-гуманитарных науках — материалистическое понимание истории культуры. · В социальной практике и современных социально-гуманитарных науках — научный социализм, первая научная теория классовой борьбы. · В экономике — научная критика политической экономии, первая научная теория прибавочной стоимости. Все эти направления совокупно имеют название «марксизм» и являются основой коммунистического движения. «Памятник Карлу Марксу», 1920г., расположенный по адресу: г.Ульяновск, переулок Карамзина, сквер, является объектом культурного наследия федерального значения на о сновании постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.10.2015 № 8879-р данный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с №731410065810006.
Памятник расположен рядом со зданием бывшей Симбирской классической гимназии, в сквере (бывший Николаевский сад). Решение об установке было принято по декрету 1918 г., подписанному Лениным «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Изготовлен памятник в 1920г. Авторы памятника – известный московский скульптор С.Д.Меркуров и видный архитектор В.А.Щуко. Сергей Дмитриевич Меркуров – советский скульптор-монументалист, автор многочисленных монументов И.В.Сталину, народный художник СССР, директор музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Автор работ: «Ф.М.Достоевский» в Москве, русскому учёному К.А.Тимирязеву, памятник Дзержинскому в Волгограде, В.И.Ленину в Москве, Л.Н.Толстому и ряд других его работ. Самая главная и одна из первых значительных его работ считается посмертная маска, снятая с лица Л.Н.Толстого. Из истории известно, что С.Д.Меркуров приезжал в Симбирск на открытие памятника Карлу Марксу.Владимир Алексеевич Щуко — Академик архитектуры с 1911 г.; автор проектов: здания Библиотеки имени Ленина в Москве; Академического театра драмы им.М.Горького в Ростове-на-Дону; Мацестинского виадука в Сочи; вокзала в Киеве, памятника В.И.Ленину и т.д. Скульптура из гранита была изготовлена в Москве, пьедестал и архитектурное оформление в Симбирске. Открытие памятника состоялось 7 ноября 1921г. Первоначально лицевая часть скульптуры была обращена в северную сторону, затем её несколько раз передвигали и реставрировали (1950-е, 1969, 1977 гг.). В 1986г. памятник был поставлен на нынешнее место. Памятник сделан в полный рост (барельефное изображение), высечен из двух гранитных блоков чёрного цвета. Установлен на высоком постаменте из серого кварцита. Высота скульптуры 4,75метра.
Библиография: 1. Паспорт памятника истории. Памятник К. Марксу. Фонды ГИММЗ «Родина В. И. Ленина»; 2. Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска. Каталог. Ульяновск, 2006. С. 347 – 349.
The monument to Karl Marx, 1920, located at the address: Ulyanovsk, Karamzin Lane, is an object of cultural heritage of federal significance on the basis of the Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR of 30. 08.1960, No. 1327 «On Further Improvement of the Protection of Cultural Monuments in The RSFSR «. By the order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of October 10, 2015 № 8879-r this object of cultural heritage is registered in the unified state register of objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation from No. 731410065810006. Karl Heinrich Marx (1818 — 1883 London) — German philosopher, sociologist, economist, writer, poet, political journalist, public figure. Friend and like-minded Friedrich Engels, in co-authorship with whom he wrote the Manifesto of the Communist Party (1848). The author of classical scientific work on political economy «Capital. Criticism of political economy «(1867), the founder of the communist movement. The monument is located next to the building of the former Simbirsk classical gymnasium, in the square. A monument was made in 1920. The authors of the monument are the famous Moscow sculptor S.
|
|
Руководство по интерпретации памятника Конфедерации | Исторический центр Атланты
В 2016 году Исторический центр Атланты опубликовал первую итерацию этого онлайн-инструментария, который был разработан, чтобы помочь сообществам разобраться с памятниками Конфедерации среди них. Со временем этот инструментарий был расширен за счет включения тематических исследований, руководства по исследованиям и других ресурсов для стимулирования обсуждения в сообществе.
Целью этого инструментария является обеспечение продуктивных, инклюзивных дискуссий в сообществе. Благодаря этим обсуждениям сообщества могут решить, как лучше всего действовать в отношении будущего общественных памятников, названий улиц и других исторических ссылок. Изучение этих общедоступных исторических ссылок раскрывает истории из прошлого, которые вызывают дискуссии о том, кого следует почитать в наших сообществах и почему.
В то время как многие памятники Конфедерации с 1860-х по 1880-е годы были возведены, чтобы оплакивать и почтить память погибших Конфедерации, большинство памятников Конфедерации были созданы в эпоху Джима Кроу, начиная с 1890-х годов. Белые люди, находящиеся у власти, в том числе бывшие конфедераты, приняли законы о расовой сегрегации, чтобы создать общество, основанное на превосходстве белых, которое имитировало южный социальный, политический и экономический порядок рабства до Гражданской войны и эмансипации. Эти законы были подкреплены социальной практикой, а также насилием на расовой почве.
Проводя исследование памятников Конфедерации, внимательно следите за речами и письменами власть предержащих во время возведения памятников. Многие открыто выражают отношение к идеологии «Утраченного дела».
Идеология «Утраченного дела», альтернативное объяснение Гражданской войны, разработанное белыми южанами после окончания войны, направлена на рационализацию Конфедерации. В нем утверждается, что рабство не было главной причиной Гражданской войны. Вместо этого он утверждает, что основными мотивами отделения были угрозы Конституции США и принципу прав штатов. Он намеренно исключает миллионы людей из истории, игнорируя участие порабощенных чернокожих в их освобождении и отрицая разнообразие политических настроений среди белых южан. Рабство было главной причиной Гражданской войны. Освобождение четырех миллионов порабощенных людей и воссоединение Соединенных Штатов были его наиболее важными результатами.
Во время исследования изучите, что было сказано о причинах Гражданской войны до отделения Конфедерации и после победы Соединенных Штатов. Одно из ключевых критических замечаний идеологии «Утраченного дела» заключается в том, что она игнорирует неопровержимые исторические свидетельства, напрямую связывающие отделение с рабством. При изучении этих свидетельств становится ясным значение памятников Конфедерации как символов Утраченного дела и превосходства белых, проявляющееся в сегрегации Джима Кроу.
Из-за этой истории статус-кво оставлять памятники в покое не является принципиальным вариантом. Памятники должны быть либо помещены в исторический контекст, либо удалены. Только при точной и честной исторической интерпретации мы можем понять, как обстоятельства нашего коллективного прошлого продолжают формировать настоящее и наше совместное будущее.
Этот веб-сайт может помочь вам лучше понять памятники Конфедерации и контекст, в котором они были созданы. Начните с исторического введения, которое включает информацию о том, кто установил памятники, а также когда, где и почему. Страница «Ресурсы» включает в себя шаблон для помощи исследователям, ресурсы для структурирования продуктивных бесед, а также книги, стипендии и последние новости по этому вопросу. На странице тематических исследований представлены примеры того, как другие сообщества отреагировали на эту проблему.
Если у вас есть материалы, вопросы или комментарии, отправьте нам электронное письмо по адресу [email protected].
Ресурс. Инструментарий.памятников прошлому | History Today
Сотни туристов со всех концов США проходят через Зал Независимости, «место рождения Америки», каждый день мимо Колокола Свободы, через дом Бетси Росс. История, туризм и общественное знание переплелись в этой части Филадельфии. Это страна, хорошо осознающая силу символа и резонанс памятника и символа — идей, ставших осязаемыми. Изучение национальных парков США и сохранение их памяти сыграло важную роль в развитии того, что сейчас известно как «публичная история» — изучения того, как история становится доступной для более широкой аудитории. Улицы и достопримечательности Филадельфии работают физически, чтобы напомнить посетителям об удивительном подвиге творческой энергии, который потребовался для строительства Соединенных Штатов, и о том, как он поддерживается постоянной бдительностью и культивированием твердой веры в силу символов и воспоминаний.
Недалеко от Геттисберга, места крупнейшей и самой решающей битвы Гражданской войны (1863 г.), отдается дань уважения всем, кто погиб во время трехдневной битвы, и подробно рассказывается история конфликта, его истоков и последствий. Музей на территории празднует адрес Линкольна в Геттисберге, Прокламацию об освобождении и поощряет сознательное и самосознательное взаимодействие с прошлым.
Блуждая по полю, все становится сложнее. Это место огромной реконструкции для обеих сторон. История здесь «живет» и интерпретируется через тела современных «исполнителей». Поле под Геттисбергом — это огромное живое воспоминание об ужасной кровавой битве, а также напоминание о сохраняющемся резонансе Гражданской войны в современной американской жизни.
Около 1300 памятных статуй и мемориалов павшим, установленных штатами и армейскими полками. На поле есть много возведенных в память о Конфедеративных штатах, датируемых 1886-2000 годами, но преимущественно до 1965 года. Сюда входит конная статуя генерала Роберта Э. Ли (работа Фредерика Уильяма Сиверса, 1917 г.). Сиверс также создал статуи Стоунволла Джексона и Мэтью Фонтейна Мори, которые в настоящее время находятся на «Авеню монументов» в Ричмонде, штат Вирджиния (где также есть статуя Ли работы Антонина Мерсье, 189 г.).0). «Авеню монументов» уже давно является местом протеста и споров вокруг увековечивания памяти деятелей Конфедерации. Многие из статуй Конфедерации в южных штатах были установлены в период 1900-1930 годов (в период, известный как «Джим Кроу») или в 1950-е годы (в ответ на движение за гражданские права).
Именно предложенный демонтаж другой статуи генерала Ли — в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния — побудил различные группы неонацистов, сторонников превосходства белой расы и «альтернативных правых» провести демонстрацию в рамках марша «Объединим правых» 12 августа. скандировали антисемитские лозунги и несли расистские лозунги. Последовали ожесточенные столкновения с антифашистскими демонстрантами. Автомобиль врезался в антифашистских демонстрантов, убив Хизер Хейер и ранив 19 человек.другие.
События в Шарлоттсвилле вызвали огромный резонанс: тысячи людей стремились продемонстрировать свою солидарность с теми, кто протестовал, и свое отвращение к тем, кто решил маршировать под флагами Конфедерации и нацистов. Вызывает тревогу отсутствие в этой дискуссии президента Дональда Трампа, чья неадекватная и медленная реакция подверглась критике во всем мире.
Твиттер и другие социальные сети в настоящее время полны людей, критикующих события и указывающих на «легкость», с которой можно выбрать сторону, или, скорее, вторя словам бывшего вице-президента Джо Байдена о том, что «есть только одна сторона». Твиты вспоминают родственников, погибших во время Второй мировой войны, прославляют борьбу «величайшего поколения» против фашизма, подтверждают ведущее место Америки в мире благодаря ее моральному лидерству в XIX веке. 40 лет и позже. Распространяются мнения о сходстве между сегодняшним днем и 1930-ми годами. Регулярно использовались два ключевых образа: Капитан Америка и Индиана Джонс, сражающиеся с нацистами. Обращение к нацистской Германии и фашизму делает легкого врага, ясно понятого, частью культурной памяти как злое и относительно простое. Время от времени призывы ко Второй мировой войне затуманивали более насущные проблемы, связанные с памятью о Гражданской войне в США, которые подчеркивают статуи и их удаление.
События стали резонансным местом встречи памяти о Второй мировой войне и оспаривания Гражданской войны. Дискуссии варьируются от рассмотрения гражданских прав, гражданства, памяти о Холокосте, структурного расизма и неравенства, подъема фашизма, рабства и оспаривания наследия Гражданской войны в США. Часто центральное место в дискуссиях занимало место памяти в идентичности нации, способы, которыми этнически сознательные и проницательные граждане должны осознавать силу окружающих их символов — или быть причастными к тому, что они, как кажется, предполагают и допускают. в общественной жизни. За последние несколько дней мы наблюдаем феноменальный всплеск дискуссий об общественной памяти, политике идентичности и отношении прошлого к настоящему.
Некоторые неприятные, трудные, невысказанные вопросы сейчас активно обсуждаются. Эти события побудили людей во всем мире задуматься о символах, поддерживающих их нацию, внимательно присмотреться к истории той статуи, мимо которой они проходят каждый день по дороге на работу, тщательно обдумать значение памятных предметов для пути. что все граждане могут относиться к стране, в которой они живут. Их побуждают задуматься об этике памяти. Институты памяти в Филадельфии не нейтральны, и память всегда имеет политический оттенок.
Память о Гражданской войне в США до сих пор невероятно сильна и политически токсична. Ночью в Балтиморе, штат Мэриленд, власти снесли четыре статуи Конфедерации (некоторое время назад проголосовали за это), чтобы помешать им создать дополнительные точки сплочения. Протестующие свергли статую Ли в Дареме, Северная Каролина, а демонстранты окружили статуи Альберта Пайка в Вашингтоне, округ Колумбия. Протестующие отмечают, что эти статуи являются частью живой ткани нации. На первый взгляд они, кажется, показывают страну, которая прославляет рабовладельцев, жестоких повстанцев и расистов. Они являются открытой декларацией расистской политики, символизирующей множество других непрекращающихся проблем, от насилия со стороны полиции до структурного неравенства, тюремного населения, образования и политического представительства. Нация, построенная на символах и ясном понимании истории, все больше осознает, что не может защитить постоянное присутствие этих статуй в общественных местах. Однако сопротивление силе национальных символов может быть спорным или опасным.
Это проблема не только США. Страны от Чили до Венгрии и Ирака боролись с тем, что делать со статуями бывших диктаторов или жестоких режимов. В Великобритании, Австралии и Европе установлено огромное количество статуй и памятников, связанных с колониализмом, войной, рабством и империей. Некоторые из них вызывают споры и обсуждаются — Колстон-холл в Бристоле, статуя Сесила Родса в колледже Ориэл в Оксфорде, Джон Макдуалл Стюарт в Алис-Спрингс, «Бомбардировщик» Харрис на Стрэнде, даже перенос статуи Энгельса в Манчестере — но многие другие невидимы или до сих пор игнорируются.