Печоры – псковский Ватикан — СПб Тур Кит
Сравнение, придуманное ТИЦем Пскова, подразумевает значимость монастыря в истории РПЦ и России в целом. Ежегодно Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь посещает более полумиллиона паломников и туристов. Это один из самых крупных и известных в стране мужских монастырей, ведущий свою историю с XIV века, когда в изъеденной пещерами местности близ Пскова поселились монахи, спасавшиеся от набегов крымских татар. Известно имя одного из этих затворников, преподобного Марка, который и считается родоначальником монастыря. В 1473 году из Киево-Печерской лавры сюда пришла миссионерская пара – преподобный Иона и Мария, ископавшие в холме пещерную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мария приняла иноческий постриг с именем Васса и стала первой монахиней, образовавшейся вокруг храма маленькой обители. Пещеры служили для насельников храмом, домом и даже кладбищем, потому что хоронили своих братьев они в нишах дальних коридоров.
С той поры Псково-Печерский монастырь разрастался новыми храмами и стенами, знал периоды упадка и разрушений, но каждый раз братия восстанавливала его, делая только больше, краше и сильнее.
Приграничное положение Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря грозило частыми нападениями врагов со стороны Европы, поэтому еще во времена Ивана Грозного были построены мощные крепостные каменные стены и башни вокруг него, возведена надвратная церковь Николы Вратаря с захабом и укрепленными проездными воротами.
Веками монастырь-крепость служил надежным защитником для монахов и местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году. Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким рвом. Остатки этих укреплений сохранились до наших дней. На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной, в знак чего на главной крепостной Петровской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
Убедиться в мощности его стен можно со стороны смотровой площадки слева от монастыря. Здесь хорошо прослеживается ступенчатый каскад укреплений с бойницами и двускатными крышами, сбегающих с холма в ложбину, а за ними нереальным видением вырастает хоровод из разноцветных куполов, главок, звонниц…
Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении пятисот лет, первый храм – Успенский собор, устроенный в горе, со временем обзавелся нарядным фасадом и пятью главками, выстроенными в ряд.
Помимо него, на территории монастыря находятся еще семь храмов: Сретенский, Покровский, Никольский, Лазаревский, Благовещенский, Михайловский собор и храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах. После 1529 года Псково-Печерский монастырь стал просветительским центром Псковской области: здесь была собрана богатейшая библиотека.
Попадая на территорию монастыря, паломники прежде всего осматривают ансамбль входной зоны состоящий из трех башен: Никольской, Петровской и Тюремной. Прямая широкая дорога ведет к величественному Михайловскому собору, который был построен по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма после победы над Наполеоном. На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена героев корпуса русской армии, воевавших под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна. Молитвами монахов и трудами ратников французы были изгнаны из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения.
Недавно Михайловский собор отреставрировали, но попасть туда можно только в период проведения службы.
Настоящий расцвет обители приходится на середину XVI века и произошел он благодаря игумену, преподобномученику Корнилию. При нем Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь оброс мощными стенами с 9-ю башнями и превратился в сильную крепость, была построена трапезная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, надвратная – во имя Николая Чудотворца, расширена пещерная Успенская церковь, прокопаны дополнительные улицы в Богом Зданных пещерах и т. д.
По преданию, Игумен Корнилий был убит рукой Иоанна Грозного, заподозрившего измену. Это произошло у монастырских ворот. Когда у царя прошел приступ гнева, тот раскаялся и понес на руках бездыханное тело игумена к пещерам. С тех пор дорогу от Никольского храма до Успенской церкви называют «Кровавым путем». Раз в год по нему выкладывается сплошной ковер из цветов – в главный праздник монастыря –Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), устраивается крестный ход и праздничное богослужение. Когда храмы не могут вместить прихожан и паломников торжественная литургия совершается под открытым небом и тогда фасад успенского храма служит иконостасом.
Чтобы попасть на Кровавую дорожку необходимо пройти через ворота стены под образом Богородицы между Тюремной башней и церковью Николы Ратного, рядом со звонницей. Внутри этого перехода посетителей ждет еще одна красота – выставка-продажа икон местного письма.
Человека, впервые попавшего в Печоры, поражает удивительная красочность и оптимизм обители, ярко-голубые купола Успенского собора, выполненные в стиле украинского барокко, росписи на фасадах, крутой спуск к центральному комплексу, чудотворные источники, часовенки и райские кущи монастырского сада. Красоту этого места хочется пить по капле, наслаждаться его особенной умиротворяющей атмосферой.
Надо обязательно постоять в саду, чтобы подышать благостным воздухом и внимательно рассмотреть архитектурный ансамбль, формирующий Успенскую площадь. Итак, если начинать с северо-востока, то первой идет церковь Воскрешения Лазаря, сразу на ней – трапезная и братский корпус, далее примыкающие друг к другу Благовещенская и Сретенская церкви, и здание библиотеки, позади нее выглядывает многоярусная большая звонница, и, наконец, центр всего ансамбля, святая святых – Успенская пещерная церковь. Перед ней всегда есть народ, молящиеся или ожидающие совершения каких-то таинств.
Сегодня в монастыре подвизается порядка 100 монахов, они изредка мелькают на открытой для туристов территории, напоминая о сути обители и связи времен. Фотографироваться не любят, хотя съемка на территории монастыря и в храмах разрешена (без вспышки).
Мощеные тропинки среди цветников Успенской площади ведут путника к очаровательной часовенке в честь иконы Божией Матери Живоносный источник близ Благовещенского храма. По периметру карниза часовни вьется надпись золотом, сообщающая, что глубина артезианского колодца составляет 55 саженей (это 116 метров!), что устроен он с участием благотворительницы Е.А. Россинской в 1911 году. Тогда же по всему монастырю был проведен водопровод.
Внутренние стены часовни украшены фресками с изображениями Господа Вседержителя, святых равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба. Прямо под Богородицей, из черно-мраморного креста текут тонкие струйки святой воды. Прямо в часовне желающие могут взять пластиковую бутылочку за символическое пожертвование и наполнить ее.
В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник, прославляют ее как Источник жизни, ибо от Нее родился Христос — Путь, Истина и Жизнь. В честь обновления (то есть перестройки и украшения) храма «Живоприемный источник» Православная церковь в пятницу Светлой седмицы отмечает праздник, а в печорской часовне, помимо того, часто совершаются панихиды.
Второй, и самый древний источник Псково-Печерского монастыря в честь преподобномученика Корнилия находится напротив Успенского храма, рядом с Ризницей. Святой колодец питают три подземных ручья, воду из него использовали еще первые насельники пещер.
Тем не менее, называние источника «Корнильевский» было присвоено ему сравнительно недавно и очень быстро прижилось. По мнению братии, молитвами святого игумена родник только усилил свою благодатную силу. Говорят, его вода помогает от глазных и других болезней.
По традиции, для водосвятных молебнов монахи берут воду только из «Корнильевского».
Кстати, для того, чтобы поднять воду из земных недр придется изрядно поработать руками.
С западной стороны Успенской площади, у подножия склона холма находится дом настоятеля Псково-Печерского монастыря, 1883 года постройки. Выкрашенный в мятный цвет с белой отделкой, выносным крыльцом и широким балконом во втором этаже, окруженный садом и оградой, он очень напоминает уютную усадьбу.
В глубине сада можно рассмотреть деревянную крытую галерею, ведущую из дома на верхнюю террасу, видимо, чтобы высшие чины церкви имели приватный доступ к Михайловскому храму.
Мостик перед домом над ручьем Каменец, построенный по проекту Алипия так широк, что больше напоминает площадь и это архитектурное преимущество активно используется. В монастыре установилась традиция, когда по особым случаям игумен или высокие гости с этого балкона произносят пламенные речи перед братией.
В настоящее время игумен обители – митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Его усилиями при Псково-Печерском монастыре в прошлом году открылся филиал Сретенской духовной семинарии. В феврале 2021 года монастырю были возвращены 12 минейных икон, похищенных немецкими оккупантами во время войны.
Древнейший храм обители – Успенский собор.
Его купола невозможно спутать ни с какими другими. Их пять, темно-синих с золотыми звездами и ликами святых, устроенных по типу глав Киево-Печорской лавры – в одну линию ниже конька крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Самая большая Киево-Печерская икона Божией Матери установлена над входом в Успенский собор.
Из маленькой пещерной церкви, освященной преподобным Ионой, спустя 50 лет Успенский храм она начал превращаться в настоящий собор с уникальным убранством. Церковь значительно расширили, земляные своды облицевали кирпичом и укрепили тринадцатью мощными столпами, в ней появились приделы во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В августе 1523 года храм Успения Пресвятой Богородицы был вторично освящен.
Примерно в тот же период, по заказу псковских купцов, иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии. Ее, как главную святыню «великого» храма поставили в центральной части на высоком постаменте в роскошном киоте. За несколько веков от этого образа совершилось множество чудес, которые фиксируются в летописи монастыря, а благодарные просители продолжают нести к ней драгоценные дары.
Иконостас храма украшен изящной резьбой, царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой, и все это уравновешивает бронзовая люстра-канделябр.
Возле южной стены храма устроена глубокая ниша, в которой хранится рака с мощами Преподобномученика Корнилия. Каждый день в 6 утра возле нее совершается братский молебен.
Гора, в которой находится Успенский храм и монастырский некрополь называется Святой. Подняться на нее можно по крутой лесенке. Сейчас здесь разбит яблоневый сад и построена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых, а шесть веков назад гору покрывал густой лес. Согласно легенде, вход в пещеры открылся местному крестьянину, когда тот валил деревья. Одно из них упало, и под вывернутыми корнями открылся уходящий в глубь горы проход с надписью «Богом зданная пещера».
Нынешняя надпись золотом венчает вход в подземный комплекс, состоящий из ближних и дальних коридоров. Ближние – самые благоустроенные и всегда открыты.
Мы посетили их в день памяти Псково-Печерских святых, которые покоятся здесь с миром. У самого входа стоит саркофаг первой монахини монастыря Вассы, далее – это Преподобных Марк, Ионы, а также Лазаря Прозорливого – затворника, жившего в пещерной келье на рубеже XVIII-XIX веков. После смерти старца, предсказавшего день смерти императору Александру I, на его теле обнаружили кольчугу-веригу, которая до сих пор красноречиво висит на стене.
По преданию, когда инокиня Васса отошла к Богу, ее дважды хоронили в выкопанной могиле, и каждый раз гроб поднимался из земли невидимой силой. В том узрели знак, решив упокоить матушку в пещерной нише. Так была положена традиция, согласно которой в пещерах похоронено уже более 10 тысяч человек.
Нам невероятно повезло попасть в дальние «Пещеры Богом зданные» – великую святыню Псково-Печерского монастыря. Именно они привлекли сюда первых монахов-отшельников, которые стали хоронить своих усопших собратьев в пещерных нишах.
Сегодня в дальние пещеры ведет отдельный вход. За тяжелой дверью сокрыто 7 улиц-галерей с замысловатой планировкой, общей протяженностью 200 метров, туристам показывают участок в 60 метров, и непременно с сопровождающим.
Монах Прокопий показал нам Братскую улицу, где находятся два кладбища Старое и Новое. Кроме свечей в руках, никакой подсветки! Мы рассмотрели древние керамические таблички-надгробия в стене – керамиды, сверху до низу заполненные убористым текстом. За ними, как правило, находятся захоронения наиболее почитаемых иноков.
Подходим к иконе Божьей Матери, она прикрывает дверь в огромную нишу, огороженную решеткой с крестом. В свете фонарика видны истлевшие домовины, их ставили друг на друга. Здесь покоится около 400 монахов, погребенных с 1700 по 2006 год. Говорят, там сохранились дубовые колоды и гробы еще допетровских времен.
Одно время в пещерах никого не хоронили, но с 2006 года возобновили эту практику, теперь – на закрытой территории Старого кладбища.
Сегодня «Богом зданные пещеры» представляют собой огромный подземный некрополь – место захоронения старцев, монахов, дворян, государственных деятелей и воинов, защищавших обитель в периоды лихолетья. Среди знаменитых мирян здесь погребены предки А. Пушкина, М.Кутузова, М. Мусоргского, А. Плещеева, В. Татищева, патриарха Московского и всея Руси Алексия I и другие.
В пещерах держится постоянная температура +7 С°, воздух удивительно свеж, как в лесу, нет и намека на тление! На улице Старцев, мы остановились возле керамиды почитаемого Иоанна Крестьянкина. Чтобы приложиться к гробу, достаточно просунуть руку в специальное отверстие в стене, прочитать молитву с просьбой о милости и заступничестве…. Рядом захоронены Валаамские старцы, а в торце улицы установлен большой крест, принесенный ими в обитель. «Когда кому-то из братии тяжело, мы всегда приходим сюда за поддержкой и покровительством», – говорит Прокопий.
В закрытой части пещер в конце 6-й галереи (Церковной улицы) находится храм в честь Воскресения Христова, два раза в год там проводятся литургии. Таинственное место. Впечатления от всего этого комплекса невероятные!
С туристической точки зрения, Псково-Печорский монастырь место очень популярное еще со времен СССР. Ведь, обитель никогда не закрывалась, до войны она находилась на территории Эстонии, а после – стала для советской власти эдаким не официальным образцово-показательным объектом, куда возили зарубежных гостей и групповые экскурсии со всей страны.
Сегодня монастырь обзавелся двумя гостиницами, расположенными в шаговой доступности от главной усадьбы, они имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители (есть автобусное сообщение).
Судя по выставке рекламных щитов справа от входа в монастырь на Международной улице, предложений по размещению в местных гостевых домах и мини-отелях хоть отбавляй! Видимо, спрос на эту услугу среди паломников постоянно растет.
Среди щитов выделяется реклама туристско-информационного пункта православной направленности «Печорский светоч», но попасть туда мне не удалось, а в Интернете информации по нему нет.
Вместительное кафе для посетителей расположено слева от входа в монастырь на живописном склоне горы, где оборудована смотровая площадка и открывается один из самых чудесных видов на архитектурный комплекс.
Здесь же присутствуют сувенирные лавки, еще парочка есть и на территории обители. Все очень продумано, культурно и красиво. Коммерция не перекрывает духовно-возвышенную составляющую этого места.
Как говорится, молитвами братии не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходил за духовным утешением и советом, находил таковые в беседах с великими молитвенниками. Старцем в православии считается мудрый человек, подвижник, имеющий богатый духовный опыт, ведущий наставническую деятельность. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду старцев, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.
обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России.
В настоящее время большим уважением в обители пользуется ученик Иоанна Крестьянкина старец схиархимандрит Никон. Активную просветительскую деятельность вел архимандрит Тихон (Секретарев), уделяя большое внимание воспитанию молодежи. Президент лично наградил его орденом св. Александра Невского в 2017 году.
Псково-Печерский монастырь доступен для посещения с 6 утра и до 22.00.
Паломническая служба проводит экскурсии в течение дня с 9.00 до 19.00 по предварительной записи. В стандартную программу входит: обзорная прогулка от входной группы по Михайловской площади, спуск по Кровавой дорожке до Успенской площади, знакомство с историей обители, посещение экспозиций Ризницы и музея Старцев, Успенского храма и пещер «Богом зданных». Обычно туристам дается свободное время для совершения религиозных обрядов.
При монастыре работает экскурсионная служба, которая проводит экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов (необходима предварительная запись).
Для одиночных паломников, желающих посетить пещеры формируется группа в 12.00, а в воскресные и праздничные дни в 13.00.
Ввиду сохранения естественного микроклимата, вход в “Богом Зданные пещеры” ограничен!
Паломнический тур в Псков Печеры . Новый год в Псково Печерском монастыре
Программа поездки
ТРЕХДНЕВНАЯ ПРОГРАММА
ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ КНИГИ «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ»
с 31 декабря 2021 г. по 2 января 2022 г.
Паломническая программа на Новый год в Псково Печерский монастырь
Если вы знаете, что Новый год наступает не 1 января, а гораздо позже, то мы приглашаем вас на необыкновенную экскурсию «Посмотрим, поразмышляем, почитаем; или по следам героев книги митрополита Псковского и Порховского Тихона(Шевкунова) «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ».
В конце путешествия вас ожидает подарок от наместника монастыря.
31 декабря (пятница) –Виделебье, Порхов, Никандрова пустынь
08.05 – прибытие группы в Псков поездом 10 «Москва-Псков», встреча с представителем ЕПЦ «Вольный странник» у вагона № 5
08.30 – завтрак в кафе
Разговор о книге «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ» и его авторе
Монашество. Залитский старец протоиерей Николай Гурьянов.
«В монастырь в начале 80-х не уходили, а сбегали…… Бежали из ставшего бессмысленным мира – искать вдруг открывшегося нам Бога».
Отъезд в д. Виделебье
— Родина 3-х святых: прпп. Ефросина и Никандра Псковских, Трифона Городецкого.
— Храм свт. Николая, чудотворца 16 века.
— Место явления иконы свт. Николая на камне посреди реки.
Отъезд в г. Порхов
— Храм Рождества Иоанна Предтечи — место последнего служения иеромонаха Рафаила (Огородникова). «Мы видели в нем удивительный пример живой веры. Эту духовную силу не спутаешь ни с чем».
— Могила о. Рафаила.
— Древняя Порховская крепость XIV-XV вв. Никольский Собор и его святыни.
Отъезд в Никандрову пустынь
— Знакомство с историей обители.
— Храмы: Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь иконы Божией матери Взыскание погибших, в честь святых Царственных страстотерцев.
— Посещение могилы о. Сергия — сподвижник митрополита Тихона (автор книги).
15.00 – монастырская трапеза
— пять святых источников.
Отъезд в Псков
— размещение в гостинице «Ольгинская» (2,3-х местные номера удобства в номере, удобства на этаже).
— свободное время
При желании можно помолиться в Свято-Троицком Кафедральном Соборе
31 декабря — вечернее богослужение в 18.00
1 января – Литургия в 9.00
1 января (суббота) – Псков, Печоры
Преподобный Илия Муромец
10.00 – завтрак в кафе
— свободное время
— Посещение Свято-Троицкого Кафедрального Собора – древнейший храм во имя Святой Троицы на Руси. Чтимые святыни – рака с мощами святых угодников: благоверных князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, св. блж. Николая, Христа ради юродивого, прп. Иоасафа, игумена Снетогорского. Чудотворные иконы. Предел Серафима Саровского.
— Кремль. Довмонтов город.
— Макет ансамбля Псковского Кремля в образе XIV-XVI вв. (Колокольня)
— Покровский комплекс — место явления Божией Матери при осаде Пскова в 1581 г.
— Храм Успения Божией Матери с Полонища (рака, в которой находятся мощи Патриарха Тихона).
— Храм вмч. Димитрия Солунского, рядом с храмом находится могила Митрополита Псковского и Порховского Иоанн Разумов, который 33 года возглавлял Псковскую епархию
15.30 — обед
Отъезд в Печоры
— просмотр фильмов о старцах Псково-Печерской обители и «Человек милости» (о Митрополите Иоанне Разумове)
— размещение в гостинице «Планета» (2-х местные номера с удобствами)
18.
(канун праздника Св. прав. Иоанна Кронштадтского)
2 января (вескресенье) – Печоры
Святый праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец
07.00 — Божественная Литургия в Псково-Печерском монастыре
«Псково-Печерский монастырь избран Богом, чтоб нести своё особое и великое служение».
В 1914 году в нашей стране было 1499 монастырей, а в 1945 году всего один – Псково-Печерский монастырь
— Посещение выставки «Великий наместник» (по возможности)
— Посещение Богом зданных пещер (по благословению)
«Великие старцы»
· Великий Наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий.
· Иоанн Крестьянкин.
«Духовник, пожалуй у нас один на всю Россию» — так считал Патриарх Пимен.
· Архимандрит Антипа
Начальник Неусыпаемой Псалтыри, преданный своему духовному отцу схиигумену Савве до смерти
· Архимандрит Серафим (Розенберг)
Происходил из остзейских баронов. Прожив в обители безвыходно 60 лет, он говорил «Я даже помыслом не выходил из обители».
· Архимандритц Нафанаил – находчивый экскурсовод, вредный и невероятно экономный церковный скряга, но который отдавал всего себя человеку, которого лишь на несколько минут посылал к нему Господь Бог.
· Схиигумен Мелхиседек – удивительный и таинственный подвижник.
· Патриарх Пимен.
Как-то у престарелого патриарха Пимена спросили: «Ваше Святейшество, вы достигли высшей ступени церковной иерархии. Но если бы сейчас можно было выбирать, кем бы вы хотели быть»? Обычно малоразговорчивый, погруженный в себя патриарх, не задумываясь, ответил: «Послушником, сторожем на нижних воротах Псково-Печерского монастыря».
12.30 — обед в кафе
— Посещение келий преподобного Семеона (Желнина), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Серафима (Розенберга) по благословению
— Источник прп. Корнилия Псково-Печерского
Отъезд в Псков
17.30 – ужин в кафе
19.30 — отъезд группы домой
Стоимость на 1 человека – 12 500 /
В стоимость входит:
— питание по программе
— размещение:
г. Псков – гостиница «Ольгинская» (2 местное размещение, удобства в номере/удобства на этаже)
г. Печоры — гостиница «Планета» (2 местное размещение, удобства в номере)
— трансфер по программе
— входные билеты в музеи
— экскурсионное обслуживание, сопровождение, услуги ПЦ.
Фильм Русская Православная Церковь сегодня.. (1968)
Аннотация:
Фильм о жизни и деятельности Русской Православной Церкви.
Временное описание:
Виды Киева, Владимирская горка, памятник великому князю Владимиру. Виды Москвы, Ново-женский монастырь. Город Загорск. Троице-Сергиева Лавра. Виды Псково-Печерской Лавры. Служба в одном из храмов. Виды православных храмов в Москве, Ленинграде, Киеве, в селах России. Литургия в соборе (Богоявленском) в Москве в честь Рождества Христова (служит Патриарх Алексий). Митрополиты: Пимен, Никодим, Иоанн, Ювеналий служат в храмах. Верующие во время служб в храмах Псково-Печерского монастыря, Ленинграда, Ярославля, Одессы, Львова. Заседание епархиального совета во Львове, г. Москва. Заседание членов Священного Синода под руководством Патриарха. Интервьюирование богословов Русской Православной и Римско-Католической церквей в Ленинградской Духовной Академии. Конференция в Московской духовной академии. Вид болгарского монастыря в Москве. Панихиды по воинам, погибшим на войне, в Казанском соборе в Волгограде. Вид разрушений в Новоиерусалимском монастыре Киево-Печерской Лавры. Заседание 3-го Всехристианского мирного конгресса в Праге. Божественная литургия во Владимирской церкви в Киеве. Крещение детей. Свадебный Львовский собор. Наречен во епископа в храме Ленинградской духовной академии. Принятие пострига в монашество в Псково-Печерском монастыре. Женский Покровский монастырь в Киеве. Почаевская лавра. Жизнь монахов в монастыре. Братская трапеза в Троице-Сергиевой Лавре. Чтение псалмов монахами лаврами. Панихиды по погребенным в пещерах Псково-Печерской Лавры монахам и мирянам. Ведут хозяйство монахини Пюхтицкого Успенского монастыря.
Иконопись в Псково-Печерской Лавре. Интерьер Владимирского собора в Киеве. Церкви в Кижах. Заседание Ученого совета Духовной академии Троице-Сергиевой лавры, студенты академии на занятиях. Здание Духовной академии в Ленинграде. Студенты в аудиториях, библиотеке, занятия живописью в мастерских. Чтение проповедей в церквях, службы в храмах, крестные ходы.Ролик №1
Ч/Б: Река Днепр – общ. (с в/т, вечернее, летнее).
Скульптура князя Владимира св.
Владимирская, которая состоялась в 988 году и крещение Руси было началом Русской православной церкви, св.
Владимирская горка в Киеве – общ., наезд, кр.
Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде – пнр, общ.
Фрагменты памятника – скульптурной фигуры князя Владимира – ср., кр. С разным. точки.
Скульптуры воинов, святых и др. – кр., ср.
Цвет:
Калининский проспект, старинная церковь рядом с современным высотным домом – общ. (Летом).
Новодевичий монастырь, церковь при монастыре – общ.
Старинная церковь на Ленинских горах напротив МГУ – общ.
Проспект Калинина, снято от гостиницы «Украина» — общ.
Новгородская церковь купола — ср., кр.
Верующие в храме г. Загорска Московской области. —
ср.г. Псково-Печерский монастырь – ср.
Икона Распятие Христово.
Богослужение в храме Псково-Печерского монастыря – общ.
Церковная утварь, свеча – ср., кр.
Икона Божией Матери – ср.
Целование икон в церкви.
Женщина с младенцем молится в церкви – кр.
Старик со свечой в руке молебен – кр.
Икона Св.
Павел – кр.
Икона Св.
Серафим Саровский – кр.
Народ молится в церкви – ср.
Новодевичий монастырь – общ. (Зима).
Храм в Ленинграде – ср. (Зима).
Владимирская церковь в Киеве – ср. (Зима).
Церковь в Закарпатье – общ. (Летом).
Сельская церковь в Сибирской деревне под Иркутском – общ. (Зима).
Сельские церкви в Подмосковье – общ. , ср. (Зима).
Древний духовный центр – Троице-Сергиева Лавра – ср., наезд, пнр.
Богоявленский собор в Москве (Блоховская церковь) – кр. (Зима).
Икона Спаса в храме – кр.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий святой архимандрит Троице-Святой совершает богослужения на Рождество Христово в соборе Богоявленского собора (синхронно).
Верующие в церкви на богослужении – разн.
Икона Рождества Христова в храме – ср., отъезд.
Икона Божией Матери – кр. (Хоровое пение в храме сопровождает службу).
Митрополит Пимен проводит службы – кр., ср.
Митрополит Никодим проводит службы в храме – пнр, ср.
Евангелие – пнр, кр.
Митрополит Иоанн входит в церковь в Ярославле – пнр, общ.
Верующие на богослужении – ср.
Епископ Ювеналий молится перед иконой в храме.
Молодые лидеры церкви в поклонении.
Ювенальский епископ благословляет верующих на молитву.
Богослужение в Лифортовском храме в Москве – общ.
Служба в Ленинградском соборе – общ.
Богослужение во Владимирском соборе в Киеве – общ.
Катушка №2
Служба в соборе св. Николая
Николая (в сопровождении хора поющих, поющих и прихожан) – общ.
Служба в соборе Псково-Печерского монастыря – общ.
Распятие — икона в храме.
Церковь в Ярославле – пнр; Внутреннее убранство церкви – пнр, ср.
Икона Спасителя, украшенная драгоценностями – ср.
Девушка в храме на богослужении поет молитвы – кр.
Женщина с младенцем на руках молится в церкви – кр.
Рука зажигает свечу в церкви – кр.
Богослужение – акафист Божией Матери в Одесско-Каспировской Успенской церкви (молитвы священника) – общ. (с в/т).
Верхняя часть собора – пнр. иконки.
Люди всех возрастов в церкви на богослужении.
Внешний вид Успенского собора в Одессе – общ., ср.
Купол — кр.
Церковь св.
Юра Львов — разн.
Богослужение в храме.
Дети школьного возраста среди взрослых в храме на богослужении – общ., ср., кр.
Руки совсем полные церковного причастия хлебом крошится служитель по причащению верующих – кр.
Архиепископ Львовский и Тернопольский Николай читает молебен за богослужением в храме св.
Юры (синхронно).
Здание Львовского епархиального управления (резиденция правящего архиерея) – ср.
Заседание Епархиального Совета во главе с Архиепископом Николаем.
Встреча с митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, возглавляющим Управление Московского Патриархата.
Митрополит Алексий рассказал о деятельности епархиальных архиереев.
Икона Христа Спасителя – ср.
Заседание Священного Синода во главе с его председателем, Патриархом, управляющим Русской Православной Церковью.
Говорит митрополит Никодим об Отделе внешних церковных связей, председателем которого он является (синхронно).
Интервью богословов Русской Православной и Римско-Католической Церквей, состоявшееся в декабре 1967 года в Ленинградской Духовной Академии.
Епископ Ювеналий дает интервью – кр.
Митрополит Никодим дает интервью – кр.
Распятие Христа и Евангелие – предметы культа – кр.
Богословская консультация Секретариата Комиссии Всемирного Совета Церквей «Вера и Порядок» при Московской Духовной Академии весной 1968
Епископ Михаил, митрополит Филарет, епископ Питирим на конференции.
Выступает митрополит Никодим, игумен Александрийского монастыря в Одессе архимандрит Ириней (синхронно — Ириней).
Александрийское подворье в Одессе – ср. (Природа).
Вид храма изнутри.
Служба в церкви.
Настоятель Александрийского монастыря в Одессе архимандрит Ириней провел в храме службу.
Антиохийское подворье в Москве.
Патриарх Антиохийский в Москве архимандрит Алексий проводит службу в храме (синхронно).
Внутренний вид храма – ср.
Катушка №3
Болгарское Подворье в Москве (на Комсомольском проспекте) – ср. (Зима).
Настоятель Болгарского монастыря архимандрит Филарет в храме во время богослужения сообщает прихожанам о предстоящем 90-летии освобождения болгарского народа от османского владычества русской армией (синхронно).
Памятник, посвященный освобождению Болгарии от османского владычества в Болгарии – ср., кр., пнр.
Памятник в честь победы над Турцией в 1877-1878 гг. в Москве на Старой площади – разн.
Фрагменты памятника – кр.
Памятник советским воинам в Новгороде – ср.
Памятник советским воинам в Волгограде (скорбящая мать убитого сына — шт. ансамбль).
Казанский собор в Волгограде – ср. (Зима).
Панихида в Казанском соборе по воинам, павшим в Великой Отечественной войне – разн.
Пантеон в Волгограде, Вечный огонь, список погибших воинов в битве за Волгоград, высеченные в мраморных стенах пантеона.
Фрагменты мемориала на Мамаевом кургане – ср., кр.
Женщина с маленькой девочкой из пантеона – ср.
Скульптура Родина-мать на Мамаевом кургане – ср.
Кинохроника 1941-1945 гг.:
Разрушенный Сталинград Тень самолета на развалинах – общ.
Разрушенный Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье – общ. пнр. с в/т
Разрушенный собор Успенской Киево-Печерской Лавры – общ., ср.
В годы войны освобожденные от фашистов люди брали иконы и молитвами встречали освободителей, благословляли их на новые подвиги.
Разрушенное здание Волгоградского комбината, оставленное как памятник войны – общ., ср.
Ремонт Волгоград, — общ. (Осень).
Третий Всехристианский конгресс мира, состоявшийся в марте-апреле 1968 года в Праге по инициативе и при участии Русской Церкви — фото.
Кинохроника 1965 г.:
Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение в Хельсинки.
Советская делегация: Н.С. Тихонов, В. Николаева-Терешкова, митрополит Филарет, епископ Ювеналий на съезде
Цвет:
Киев – общ.
Улицы города.
Памятник Богдану Хмельницкому – общ.
Владимирский собор в Киеве – разн. (Осень).
Приход Митрополита Филарета.
Дети школьного возраста причащаются в храме (таинство Евхаристии) – ср. , кр.
Религиозный обряд — крещение младенцев в церкви (купель, миропомазание и др.).
Роспись на стене храма.
Картина «Крещение Христово» в церкви на стене — работа художника Нестерова.
Совершение Таинства Брака во Львовском соборе.
Катушка №4
Церемония освящения Главы Миссии в Японии архимандрита Николая Епископа Токийского и Японского в храме Ленинградской Духовной Академии 19 декабря67
Освящение, совершаемое за литургией в Свято-Троицком соборе в Ленинграде (продолжение посвящения во епископа архимандрита Николая).
Новопоставленный епископ Николай принимает жезл — символ власти и проводит свое первое благословение.
Церемония пострига нового монаха в Псково-Печерском монастыре – разн.
Псково-Печерский монастырь – общ., ср. (Зима).
Основанная в XIII веке Почаевская лавра на Волыни.
Троице-Сергиева Лавра, основанная в XIV веке Сергием Радонежским на окраине Москвы.
Храмы Ярославля, близ Иркутска, Новгорода, Киева –
Храмы – общ. , ср. (Зима).
Храмы Троице-Сергиевой Лавры – разн. (Ночь, зима).
Монахи монастыря идут на утреннюю молитву.
Монахини Покровского монастыря идут на утреннюю службу.
Монахини Успенского Тюхтинского женского монастыря молятся в храме.
Свечи у мощей св.
Иов Почаевский в Почаевской Лавре.
Колокольный звон в монастырях, призыв монахов – общ., ср.
У монахов и настоятеля есть особый хлеб для причастия после службы в столовой.
Общая трапезная Троице-Серигиевой Лавры — монахи за трапезой.
Один из монахов за трапезой читал жития святых.
В Псково-Печерском монастыре беспрерывно, один за другим, монахиня читала «непрестанно псалмы» за усопших.
Совершая панихиду по погребенным в монастырских пещерах инокам и мирянам, воинам Петру — монахи ходят по пещерам с молитвой.
Катушка №5
Монахини Успенского Тюхтинского женского монастыря за хозяйственными работами на своем монашеском хозяйстве: пилят дрова, носят воду – разн. (Зима).
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий обучает иконописному искусству юных монахов.
Иноки рисуют иконы – ср.
Готовые иконки, выполненные в красках.
Икона иконописца древности — монаха Андрея Рублева «Троица».
Иконы древних живописцев «Спас», «Богоматерь», «Георгий» и др.
Икона «Рождество Христово» – кр.
Роспись в храме во Львове – пнр, кр.
Внутренний вид Владимирского собора в Киеве, расписанный художниками Васнецовым, Нестеровым и другими – разн.
Образ Христа, мучеников Бориса и Глеба, Божией Матери, Адама и Евы
Роспись западной стены Владимирского собора «Страшный суд» Васнецова — разн.
Храмы разные, каменные и деревянные , построенные в России русскими мастерами в разное время и по разным причинам — разные.
Деревянные церкви в Кижах – разн. (Осень).
Троице-Сергиева Лавра в Загорске – разн. (Зима).
Московская духовная академия при Троице-Сергиевой Лавре – общ. , ср., пнр.
Московская духовная семинария при Троице-Сергиевой Лавре.
Репетиция студентов Духовной академии после уроков.
пнр. на иконах в храме, где ученики учатся проповедовать и иметь послушание.
Очередное собрание Академии и семинарии в Загорске, ректор Московской духовной академии Филарет за собранием (синхронно).
Ученики на уроке в классе.
Среди студентов духовенство Антиохийской, Сербской, Румынской и Болгарской церквей.
Преподаватели разных специальностей читают лекции студентам.
Здание Ленинградской духовной академии и семинарии.
Аудитория на афро-азиатском отделении, где учатся студенты из Эфиопии, Кении, Уганды и Индии — разн.
Библиотека Ленинградской духовной академии, библиотека, каталог – общ., ср.
Студенты занимаются в читальном зале библиотеки.
Члены Ученого Совета Академии проводят коллоквиум перед присвоением выпускнику ученой степени кандидата богословия.
Заседание Ученого совета ведет ректор Ленинградской духовной академии епископ Михаил.
Здание Одесской духовной семинарии в Успенском монастыре.
Студенты семинарии.
Студенты в свободное время занимаются музыкой и живописью – разн.
В специализированных мастерских хозяйственного управления Московской Патриархии изготавливаются церковная утварь, ризы, свечи, кресты, иконы – разн.
Религиозные книги из издательского отдела Московской Патриархии – ср. пнр. Епископ Волоколамский Питирим, руководитель издательства, говорит о кафедре (синхронно).
Катушка №6
Священник читает проповедь в церкви Львова, прихожане слушают и молятся.
Девушки в церкви слушают проповедь – кр.
Протоиерей Александр Медведский в Свято-Троицком соборе г. Ленинграда произносит проповедь на праздник Александра Невского перед иконой с изображением Александра Невского (синхронно).
Прихожане слушают, молятся – разн.
Служба в Александро-Невской Лавре, проповедь говорит митрополит Никодим (синхронно).
Икона Александра Невского Александро-Невская Лавра – кр. , общ.
Празднование Русской Православной Церковью Воскресения Христова — Пасхи (религиозный обряд освящения куличей, пасхальных яиц, целование Плащаницы, крестный ход вокруг храма, служба в храме после 12 часов).
Московское духовенство и прихожане московских храмов в Патриаршем (Елоховском) соборе поздравляют Святейшего Патриарха Алексия с Пасхой.
Патриарх Алексий благословляет молящихся – общ.
Богоявленский собор в Москве – общ., ср.
Москва — квартал новых домов и рядом со старой церковью.
Что делать с останками Ленина?
Обе газеты London Times и Washington Post передал в конце недели (12 и 13 января) сообщение о том, что забальзамированное тело Ленина может быть наконец похоронено позднее в этом году после того, как оно пролежало на всеобщем обозрении в мавзолее на Красной площади в Москве в течение последних восьмидесяти лет, с тех пор как советский лидер смерть в 1924 году.
Обе газеты связали свои сообщения с недавним закрытием мавзолея для публики в ожидании капитального ремонта, а также с замечаниями в защиту продолжающейся демонстрации останков Ленина, сделанными в прошлом месяце президентом Владимиром Путин на своей первой встрече со сторонниками кампании после своей инаугурации в октябре.
Согласно информации на сайте Кремля, на встрече присутствовали «представители общественных объединений, интеллигенции и творческой общественности, видные ученые, спортсмены, [и] журналисты», а также активисты предвыборной кампании. По его окончании Президенту России был задан вопрос о моральной угрозе россиянам, особенно молодежи, со стороны развратных СМИ. В ответ президент Путин сказал:
Да, у нас есть такая проблема. Конечно, оно многомерно и обусловлено многими факторами, в том числе и потерей определенных ориентиров. В конце концов, что произошло после распада Советского Союза и господствовавшей в нем идеологии? Ничего нового взамен мы не получили. Между прочим… даже коммунистическая идеология взяла свои основные принципы из мировых религий. О чем был Кодекс сторонников коммунизма? В ней провозглашались те же принципы, что и в Библии или в Коране – не укради, не убей, не пожелай жены ближнего. Он написан в этих текстах и заимствован из них.
Многие спорят о Могиле Ленина, говоря, что она не соответствует традиции. Что не соответствует традициям? Просто посетите Киево-Печерскую лавру или отправьтесь в Псковский монастырь или на Афон. Там вы увидите мощи святых людей. Давай, там все видно. Поэтому коммунисты и в этом отношении продолжили традицию и сделали это грамотно, в соответствии с требованиями того времени.
Но мы должны вернуться к нашим историческим корням. Мы должны работать над воспитанием нашей молодежи, над воспитанием в ней патриотизма, основанного на наших традиционных ценностях, но, конечно же, и на воспитание современных личностей, устремленных в будущее. Тогда многое изменится и на самих телеканалах. Хотя, конечно, мейнстримные СМИ должны бороться не только за повышение своих рейтингов и цен на рекламные минуты, но и за воспитательное влияние на своих зрителей. Ты прав.
Какими бы тошнотворными ни были аналогии, которые он провел, нельзя не восхищаться наглой наглостью президента Путина в обоих заявлениях о том, что Советы черпали моральное вдохновение в учениях авраамических верований, особенно в отношении неправомерности убийства, а также как в уподоблении Ленина святому, останки которого, как и их останки, заслуживают показа и почитания. В любом случае ничто не может быть дальше от истины. Но тогда, полагаю, чего еще можно ожидать от этого бывшего подполковника КГБ и открытого постоянного поклонника советского коммунизма?
Изъятие останков Ленина из публичного обозрения и предание их земле позволит России уйти от коммунистической эпохи и даже начать смиряться с моральными злодеяниями, совершенными во время нее. Но, возможно, Путин слишком морально скомпрометирован своим давним участием в этом режиме, чтобы позволить ему сделать что-либо, что может поставить под сомнение его моральную легитимность и, следовательно, его собственную. Действительно, совсем недавно, в 2005 году, президент Путин, как сообщается (ссылка больше недоступна), назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой 20 9 года».0445-й век».
Вместо этого, во всяком случае, мы видим в некоторых недавних политических решениях президента Путина согласованные усилия по возвращению его страны под власть государства, настолько свирепого во внутренних репрессиях и централизованного контроля, что это угрожало бы свести на нет работу Гласность и Перестройка началась в советское время при президенте Михаиле Горбачеве и продолжилась после краха этого режима при Борисе Ельцине. (Подробности о репрессивной политике Путина см. в отличном репортаже о нем в New York Times , обновлено 27 декабря 2012 г.)
Правда в том, что советский режим был яростно антихристианским, а также сознательно и вполне сознательно оторвался от иудео-христианской этики. Никто из тех, кто руководил им, не был в большей степени, чем Владимир Ильич Ленин, который заслуживает дальнейшего посмертного прославления в такой же или в меньшей степени, как Адольф Гитлер, Иди Амин, Саддам Хусейн и Усама бен Ладен.
Несмотря на продолжительное расследование, проведенное в 2008 г. российской прокуратурой в отношении того, кто несет ответственность за убийство в 1918 царя Николая II, его жены и пятерых детей не удалось найти никаких доказательств связи Ленина с их смертельными расстрелами, главный следователь этого расследования пришел к выводу, что Ленин был замешан в этих убийствах, одобряя их и не наказывая тех, кто их совершил. вне. В любом случае, какими бы ужасными они ни были, эти убийства составляют лишь очень малую часть того беззакония, которое можно возложить на Ленина и продолжающееся почитание его.
Никто лучше документально не документировал дело против Ленина, чем российский историк Владимир Лавров, главный научный сотрудник Института российской истории РАН. В сентябре 2012 года Лавров с пользой задокументировал заявления Ленина, которые показывают, насколько насмешкой над правдой было заявление президента Путина о том, что Советы вдохновлялись иудео-христианской этикой, и о том, что он сравнил Ленина со святым. Что касается предположения президента Путина о том, что Советы были вдохновлены христианским моральным учением, то несколько отрывков из произведений Ленина, которые цитирует Лавров, раскрывают истинную связь между его учением и христианством:
- «Религия — это род духовного угнетения… Религия — опиум народа. Религия есть своего рода духовная дешевая пьянка, в которой рабы капитала топят свою человечность…» (1905)
- ‘…всякий божок есть некрофилия… всякая религиозная идея, всякая вера в какого-нибудь божка, всякое заигрывание с божком есть немыслимейшая мерзость… опаснейшая мерзость, гнуснейшая зараза’. (1913)
- ‘…терпеть “Николу” глупо; надо созвать всю ЧК для расстрела отсутствующих «Николы».0412 (1919. Письменное указание Ленина в связи с прогулами верующих в восточно-православный праздник — День святителя Николая Чудотворца.)
- ‘В каком смысле мы отвергаем мораль, отвергаем этику? В том смысле, который отстаивала буржуазия, выводившая такую этику из велений бога… Мы отвергаем любую этику, вытекающую из представлений, стоящих над людьми, над классами. Мы говорим, что это обман, что это мошенничество и промывание мозгов…» (1920)
Ленин претворял в жизнь то, что проповедовал, о чем ясно свидетельствуют различные следующие директивы и «императивы», которые Лавров цитирует Ленина как революционного лидера:
- «Мы должны обезглавить по крайней мере сто Романовых»
- «Война на смерть против богачей и их ставленников, буржуазных интеллигентов… При малейшей оплошности их надо растоптать». (1917)
- ‘Эти вампиры были и получают свои лапы на загородных землях; снова и снова они порабощают бедных крестьян. Беспощадная война с этими кулаками! Смерть им!» (1918)
- «применять беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; посадить подозреваемых в лагерь за городом». (1918)
- «Товарищи, кулацкое восстание в пяти районах должно быть подавлено беспощадно… Надо ставить их в пример. Повесьте (повторяю, повесьте, чтобы люди видели) не менее 100 явных кулаков, богачей, кровопийц. Опубликуйте их имена. Возьми весь их хлеб. Взять заложников — согласно вчерашней телеграмме. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом люди видели, трепетали, знали и кричали: душат и будут душить кровопийц-кулаков. Телеграфное подтверждение и согласие». (1918)
- «Всего во что бы то ни стало выдвинуть все упоры и добить казаков поскорее…» (1919)
- «Не многие крестьяне понимают, что свободная торговля хлебом есть преступление против государства. «Я произвел хлеб; это мой продукт, и я имею право его продавать». Так думает мужик по привычке, как в старину. А мы говорим, что это преступление против государства». (1919)
- ‘…Принять военную акцию, т.е. попытаться силой оружия наказать Латвию и Эстонию (например, «на фалдах» Балаховича пройти 1 милю через границу где-нибудь и повесить там 100—1000 их госслужащих и богатые люди)». (1920)
Некоторые кремленологи утверждают, что президент Путин регулярно разжигает полемику о том, что делать с останками Ленина, чтобы расколоть оппозицию ему и отвлечь внимание общественности в России от неприятных новостей, в которых в последнее время определенно не было недостатка. Одной из таких потенциально неловких новостей для президента Путина стало недавнее разоблачение Александра Литвиненко, бывшего офицера ФСБ, который получил убежище и гражданство в Великобритании в 2000 году после того, как публично обвинил Владимира Путина в причастности к взрывам в 1919 году.99 из двух многоквартирных домов в Москве, чтобы послужить предлогом для вторжения в Чечню, и который впоследствии загадочно умер от отравления полонием в 2006 году после того, как выпил чай с двумя русскими в лондонском отеле. Выяснилось, что он был на содержании как у британских, так и у испанских спецслужб и собирался разоблачить новые предполагаемые грязные уловки Путина.
Может быть, нужно еще много воды на Дону, чтобы тихо утекло, прежде чем прах Ленина будет упокоен, а Россия и остальной мир, наконец, избавятся от остатков своего советского прошлого.