Печерская лавра псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Печоры – псковский Ватикан — СПб Тур Кит

Сравнение, придуманное ТИЦем Пскова, подразумевает значимость монастыря в истории РПЦ и России в целом. Ежегодно Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь посещает более полумиллиона паломников и туристов. Это один из самых крупных и известных в стране мужских монастырей, ведущий свою историю с XIV века, когда в изъеденной пещерами местности близ Пскова поселились монахи, спасавшиеся от набегов крымских татар. Известно имя одного из этих затворников, преподобного Марка, который и считается родоначальником монастыря. В 1473 году из Киево-Печерской лавры сюда пришла миссионерская пара – преподобный Иона и Мария, ископавшие в холме пещерную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мария приняла иноческий постриг с именем Васса и стала первой монахиней, образовавшейся вокруг храма маленькой обители. Пещеры служили для насельников храмом, домом и даже кладбищем, потому что хоронили своих братьев они в нишах дальних коридоров.
С той поры Псково-Печерский монастырь разрастался новыми храмами и стенами, знал периоды упадка и разрушений, но каждый раз братия восстанавливала его, делая только больше, краше и сильнее.


Приграничное положение Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря грозило частыми нападениями врагов со стороны Европы, поэтому еще во времена Ивана Грозного были построены мощные крепостные каменные стены и башни вокруг него, возведена надвратная церковь Николы Вратаря с захабом и укрепленными проездными воротами.
Веками монастырь-крепость служил надежным защитником для монахов и местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году. Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким рвом. Остатки этих укреплений сохранились до наших дней. На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной, в знак чего на главной крепостной Петровской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
Убедиться в мощности его стен можно со стороны смотровой площадки слева от монастыря. Здесь хорошо прослеживается ступенчатый каскад укреплений с бойницами и двускатными крышами, сбегающих с холма в ложбину, а за ними нереальным видением вырастает хоровод из разноцветных куполов, главок, звонниц…


Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении пятисот лет, первый храм – Успенский собор, устроенный в горе, со временем обзавелся нарядным фасадом и пятью главками, выстроенными в ряд.
Помимо него, на территории монастыря находятся еще семь храмов: Сретенский, Покровский, Никольский, Лазаревский, Благовещенский, Михайловский собор и храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах. После 1529 года Псково-Печерский монастырь стал просветительским центром Псковской области: здесь была собрана богатейшая библиотека.
Попадая на территорию монастыря, паломники прежде всего осматривают ансамбль входной зоны состоящий из трех башен: Никольской, Петровской и Тюремной. Прямая широкая дорога ведет к величественному Михайловскому собору, который был построен по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма после победы над Наполеоном. На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена героев корпуса русской армии, воевавших под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна. Молитвами монахов и трудами ратников французы были изгнаны из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения.
Недавно Михайловский собор отреставрировали, но попасть туда можно только в период проведения службы.


Настоящий расцвет обители приходится на середину XVI века и произошел он благодаря игумену, преподобномученику Корнилию. При нем Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь оброс мощными стенами с 9-ю башнями и превратился в сильную крепость, была построена трапезная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, надвратная – во имя Николая Чудотворца, расширена пещерная Успенская церковь, прокопаны дополнительные улицы в Богом Зданных пещерах и т. д.
По преданию, Игумен Корнилий был убит рукой Иоанна Грозного, заподозрившего измену. Это произошло у монастырских ворот. Когда у царя прошел приступ гнева, тот раскаялся и понес на руках бездыханное тело игумена к пещерам. С тех пор дорогу от Никольского храма до Успенской церкви называют «Кровавым путем». Раз в год по нему выкладывается сплошной ковер из цветов – в главный праздник монастыря –Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), устраивается крестный ход и праздничное богослужение. Когда храмы не могут вместить прихожан и паломников торжественная литургия совершается под открытым небом и тогда фасад успенского храма служит иконостасом.
Чтобы попасть на Кровавую дорожку необходимо пройти через ворота стены под образом Богородицы между Тюремной башней и церковью Николы Ратного, рядом со звонницей. Внутри этого перехода посетителей ждет еще одна красота – выставка-продажа икон местного письма.


Человека, впервые попавшего в Печоры, поражает удивительная красочность и оптимизм обители, ярко-голубые купола Успенского собора, выполненные в стиле украинского барокко, росписи на фасадах, крутой спуск к центральному комплексу, чудотворные источники, часовенки и райские кущи монастырского сада. Красоту этого места хочется пить по капле, наслаждаться его особенной умиротворяющей атмосферой.
Надо обязательно постоять в саду, чтобы подышать благостным воздухом и внимательно рассмотреть архитектурный ансамбль, формирующий Успенскую площадь. Итак, если начинать с северо-востока, то первой идет церковь Воскрешения Лазаря, сразу на ней – трапезная и братский корпус, далее примыкающие друг к другу Благовещенская и Сретенская церкви, и здание библиотеки, позади нее выглядывает многоярусная большая звонница, и, наконец, центр всего ансамбля, святая святых – Успенская пещерная церковь. Перед ней всегда есть народ, молящиеся или ожидающие совершения каких-то таинств.
Сегодня в монастыре подвизается порядка 100 монахов, они изредка мелькают на открытой для туристов территории, напоминая о сути обители и связи времен. Фотографироваться не любят, хотя съемка на территории монастыря и в храмах разрешена (без вспышки).


Мощеные тропинки среди цветников Успенской площади ведут путника к очаровательной часовенке в честь иконы Божией Матери Живоносный источник близ Благовещенского храма. По периметру карниза часовни вьется надпись золотом, сообщающая, что глубина артезианского колодца составляет 55 саженей (это 116 метров!), что устроен он с участием благотворительницы Е.А. Россинской в 1911 году. Тогда же по всему монастырю был проведен водопровод.
Внутренние стены часовни украшены фресками с изображениями Господа Вседержителя, святых равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба. Прямо под Богородицей, из черно-мраморного креста текут тонкие струйки святой воды. Прямо в часовне желающие могут взять пластиковую бутылочку за символическое пожертвование и наполнить ее.
В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник, прославляют ее как Источник жизни, ибо от Нее родился Христос — Путь, Истина и Жизнь. В честь обновления (то есть перестройки и украшения) храма «Живоприемный источник» Православная церковь в пятницу Светлой седмицы отмечает праздник, а в печорской часовне, помимо того, часто совершаются панихиды.


Второй, и самый древний источник Псково-Печерского монастыря в честь преподобномученика Корнилия находится напротив Успенского храма, рядом с Ризницей. Святой колодец питают три подземных ручья, воду из него использовали еще первые насельники пещер.
Тем не менее, называние источника «Корнильевский» было присвоено ему сравнительно недавно и очень быстро прижилось. По мнению братии, молитвами святого игумена родник только усилил свою благодатную силу. Говорят, его вода помогает от глазных и других болезней.
По традиции, для водосвятных молебнов монахи берут воду только из «Корнильевского».
Кстати, для того, чтобы поднять воду из земных недр придется изрядно поработать руками.


С западной стороны Успенской площади, у подножия склона холма находится дом настоятеля Псково-Печерского монастыря, 1883 года постройки. Выкрашенный в мятный цвет с белой отделкой, выносным крыльцом и широким балконом во втором этаже, окруженный садом и оградой, он очень напоминает уютную усадьбу.
В глубине сада можно рассмотреть деревянную крытую галерею, ведущую из дома на верхнюю террасу, видимо, чтобы высшие чины церкви имели приватный доступ к Михайловскому храму.
Мостик перед домом над ручьем Каменец, построенный по проекту Алипия так широк, что больше напоминает площадь и это архитектурное преимущество активно используется. В монастыре установилась традиция, когда по особым случаям игумен или высокие гости с этого балкона произносят пламенные речи перед братией.
В настоящее время игумен обители – митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Его усилиями при Псково-Печерском монастыре в прошлом году открылся филиал Сретенской духовной семинарии. В феврале 2021 года монастырю были возвращены 12 минейных икон, похищенных немецкими оккупантами во время войны.


Древнейший храм обители – Успенский собор.
Его купола невозможно спутать ни с какими другими. Их пять, темно-синих с золотыми звездами и ликами святых, устроенных по типу глав Киево-Печорской лавры – в одну линию ниже конька крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Самая большая Киево-Печерская икона Божией Матери установлена над входом в Успенский собор.
Из маленькой пещерной церкви, освященной преподобным Ионой, спустя 50 лет Успенский храм она начал превращаться в настоящий собор с уникальным убранством. Церковь значительно расширили, земляные своды облицевали кирпичом и укрепили тринадцатью мощными столпами, в ней появились приделы во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В августе 1523 года храм Успения Пресвятой Богородицы был вторично освящен.
Примерно в тот же период, по заказу псковских купцов, иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии. Ее, как главную святыню «великого» храма поставили в центральной части на высоком постаменте в роскошном киоте. За несколько веков от этого образа совершилось множество чудес, которые фиксируются в летописи монастыря, а благодарные просители продолжают нести к ней драгоценные дары.
Иконостас храма украшен изящной резьбой, царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой, и все это уравновешивает бронзовая люстра-канделябр.
Возле южной стены храма устроена глубокая ниша, в которой хранится рака с мощами Преподобномученика Корнилия. Каждый день в 6 утра возле нее совершается братский молебен.


Гора, в которой находится Успенский храм и монастырский некрополь называется Святой. Подняться на нее можно по крутой лесенке. Сейчас здесь разбит яблоневый сад и построена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых, а шесть веков назад гору покрывал густой лес. Согласно легенде, вход в пещеры открылся местному крестьянину, когда тот валил деревья. Одно из них упало, и под вывернутыми корнями открылся уходящий в глубь горы проход с надписью «Богом зданная пещера».
Нынешняя надпись золотом венчает вход в подземный комплекс, состоящий из ближних и дальних коридоров. Ближние – самые благоустроенные и всегда открыты.
Мы посетили их в день памяти Псково-Печерских святых, которые покоятся здесь с миром. У самого входа стоит саркофаг первой монахини монастыря Вассы, далее – это Преподобных Марк, Ионы, а также Лазаря Прозорливого – затворника, жившего в пещерной келье на рубеже XVIII-XIX веков. После смерти старца, предсказавшего день смерти императору Александру I, на его теле обнаружили кольчугу-веригу, которая до сих пор красноречиво висит на стене.
По преданию, когда инокиня Васса отошла к Богу, ее дважды хоронили в выкопанной могиле, и каждый раз гроб поднимался из земли невидимой силой. В том узрели знак, решив упокоить матушку в пещерной нише. Так была положена традиция, согласно которой в пещерах похоронено уже более 10 тысяч человек.


Нам невероятно повезло попасть в дальние «Пещеры Богом зданные» – великую святыню Псково-Печерского монастыря. Именно они привлекли сюда первых монахов-отшельников, которые стали хоронить своих усопших собратьев в пещерных нишах.
Сегодня в дальние пещеры ведет отдельный вход. За тяжелой дверью сокрыто 7 улиц-галерей с замысловатой планировкой, общей протяженностью 200 метров, туристам показывают участок в 60 метров, и непременно с сопровождающим.
Монах Прокопий показал нам Братскую улицу, где находятся два кладбища Старое и Новое. Кроме свечей в руках, никакой подсветки! Мы рассмотрели древние керамические таблички-надгробия в стене – керамиды, сверху до низу заполненные убористым текстом. За ними, как правило, находятся захоронения наиболее почитаемых иноков.
Подходим к иконе Божьей Матери, она прикрывает дверь в огромную нишу, огороженную решеткой с крестом. В свете фонарика видны истлевшие домовины, их ставили друг на друга. Здесь покоится около 400 монахов, погребенных с 1700 по 2006 год. Говорят, там сохранились дубовые колоды и гробы еще допетровских времен.
Одно время в пещерах никого не хоронили, но с 2006 года возобновили эту практику, теперь – на закрытой территории Старого кладбища.


Сегодня «Богом зданные пещеры» представляют собой огромный подземный некрополь – место захоронения старцев, монахов, дворян, государственных деятелей и воинов, защищавших обитель в периоды лихолетья. Среди знаменитых мирян здесь погребены предки А. Пушкина, М.Кутузова, М. Мусоргского, А. Плещеева, В. Татищева, патриарха Московского и всея Руси Алексия I и другие.
В пещерах держится постоянная температура +7 С°, воздух удивительно свеж, как в лесу, нет и намека на тление! На улице Старцев, мы остановились возле керамиды почитаемого Иоанна Крестьянкина. Чтобы приложиться к гробу, достаточно просунуть руку в специальное отверстие в стене, прочитать молитву с просьбой о милости и заступничестве…. Рядом захоронены Валаамские старцы, а в торце улицы установлен большой крест, принесенный ими в обитель. «Когда кому-то из братии тяжело, мы всегда приходим сюда за поддержкой и покровительством», – говорит Прокопий.
В закрытой части пещер в конце 6-й галереи (Церковной улицы) находится храм в честь Воскресения Христова, два раза в год там проводятся литургии. Таинственное место. Впечатления от всего этого комплекса невероятные!


С туристической точки зрения, Псково-Печорский монастырь место очень популярное еще со времен СССР. Ведь, обитель никогда не закрывалась, до войны она находилась на территории Эстонии, а после – стала для советской власти эдаким не официальным образцово-показательным объектом, куда возили зарубежных гостей и групповые экскурсии со всей страны.
Сегодня монастырь обзавелся двумя гостиницами, расположенными в шаговой доступности от главной усадьбы, они имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители (есть автобусное сообщение).
Судя по выставке рекламных щитов справа от входа в монастырь на Международной улице, предложений по размещению в местных гостевых домах и мини-отелях хоть отбавляй! Видимо, спрос на эту услугу среди паломников постоянно растет.
Среди щитов выделяется реклама туристско-информационного пункта православной направленности «Печорский светоч», но попасть туда мне не удалось, а в Интернете информации по нему нет.


Вместительное кафе для посетителей расположено слева от входа в монастырь на живописном склоне горы, где оборудована смотровая площадка и открывается один из самых чудесных видов на архитектурный комплекс.
Здесь же присутствуют сувенирные лавки, еще парочка есть и на территории обители. Все очень продумано, культурно и красиво. Коммерция не перекрывает духовно-возвышенную составляющую этого места.
Как говорится, молитвами братии не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходил за духовным утешением и советом, находил таковые в беседах с великими молитвенниками. Старцем в православии считается мудрый человек, подвижник, имеющий богатый духовный опыт, ведущий наставническую деятельность. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду старцев, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.
обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России.
В настоящее время большим уважением в обители пользуется ученик Иоанна Крестьянкина старец схиархимандрит Никон. Активную просветительскую деятельность вел архимандрит Тихон (Секретарев), уделяя большое внимание воспитанию молодежи. Президент лично наградил его орденом св. Александра Невского в 2017 году.


Псково-Печерский монастырь доступен для посещения с 6 утра и до 22.00.
Паломническая служба проводит экскурсии в течение дня с 9.00 до 19.00 по предварительной записи. В стандартную программу входит: обзорная прогулка от входной группы по Михайловской площади, спуск по Кровавой дорожке до Успенской площади, знакомство с историей обители, посещение экспозиций Ризницы и музея Старцев, Успенского храма и пещер «Богом зданных». Обычно туристам дается свободное время для совершения религиозных обрядов.
При монастыре работает экскурсионная служба, которая проводит экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов (необходима предварительная запись).
Для одиночных паломников, желающих посетить пещеры формируется группа в 12.00, а в воскресные и праздничные дни в 13.00.
Ввиду сохранения естественного микроклимата, вход в “Богом Зданные пещеры” ограничен!

Паломнический тур в Псков Печеры . Новый год в Псково Печерском монастыре

Программа поездки

ТРЕХДНЕВНАЯ ПРОГРАММА

ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ КНИГИ «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ»

 

с 31 декабря 2021 г. по 2 января 2022 г.

Паломническая программа на Новый год в Псково Печерский монастырь  

Если вы знаете, что Новый год наступает не 1 января, а гораздо позже, то мы приглашаем вас на необыкновенную экскурсию «Посмотрим, поразмышляем, почитаем; или по следам героев книги митрополита Псковского и Порховского Тихона(Шевкунова) «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ».

В конце путешествия вас ожидает подарок от наместника монастыря.

 

31 декабря (пятница) –Виделебье, Порхов, Никандрова пустынь

08.05 – прибытие группы в Псков поездом 10 «Москва-Псков», встреча с представителем ЕПЦ «Вольный странник» у вагона № 5

 

08.30 – завтрак в кафе

Разговор о книге «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ» и его авторе

Монашество. Залитский старец протоиерей Николай Гурьянов.

«В монастырь в начале 80-х не уходили, а сбегали…… Бежали из ставшего бессмысленным мира – искать вдруг открывшегося нам Бога».

 

Отъезд в д. Виделебье

—        Родина 3-х святых: прпп. Ефросина и Никандра Псковских, Трифона Городецкого.

—        Храм свт. Николая, чудотворца 16 века.

—        Место явления иконы свт. Николая на камне посреди реки.

 

Отъезд в г. Порхов

—        Храм Рождества Иоанна Предтечи — место последнего служения иеромонаха Рафаила (Огородникова). «Мы видели в нем удивительный пример живой веры. Эту духовную силу не спутаешь ни с чем».

—        Могила о. Рафаила.

—        Древняя Порховская крепость XIV-XV вв. Никольский Собор и его святыни.

 

Отъезд в Никандрову пустынь

—        Знакомство с историей обители.

—        Храмы: Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь иконы Божией матери Взыскание погибших, в честь святых Царственных страстотерцев.

—        Посещение могилы о. Сергия — сподвижник митрополита Тихона (автор книги).

 

15.00 – монастырская трапеза

—        пять святых источников.

 

Отъезд в Псков

—        размещение в гостинице «Ольгинская» (2,3-х местные номера удобства в номере, удобства на этаже).

—        свободное время

 

При желании можно помолиться в Свято-Троицком Кафедральном Соборе

31 декабря — вечернее богослужение в 18.00

1 января – Литургия в 9.00

1 января (суббота) – Псков, Печоры

Преподобный Илия Муромец

 

10.00 – завтрак в кафе

—        свободное время

—        Посещение Свято-Троицкого Кафедрального Собора – древнейший храм во имя Святой Троицы на Руси. Чтимые святыни – рака с мощами святых угодников: благоверных князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, св. блж. Николая, Христа ради юродивого, прп. Иоасафа, игумена Снетогорского. Чудотворные иконы. Предел Серафима Саровского.

—        Кремль. Довмонтов город.

—        Макет ансамбля Псковского Кремля в образе XIV-XVI вв. (Колокольня)

—        Покровский комплекс — место явления Божией Матери при осаде Пскова в 1581 г.

—        Храм Успения Божией Матери с Полонища (рака, в которой находятся мощи Патриарха Тихона).

—        Храм вмч. Димитрия Солунского, рядом с храмом находится могила Митрополита Псковского и Порховского Иоанн Разумов, который 33 года возглавлял Псковскую епархию

15.30 — обед

 

Отъезд в Печоры

—        просмотр фильмов о старцах Псково-Печерской обители и «Человек милости» (о Митрополите Иоанне Разумове)

—        размещение в гостинице «Планета» (2-х местные номера с удобствами)

18.

00 — вечернее богослужение   в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

(канун праздника Св. прав. Иоанна Кронштадтского)

 

 

 

2        января (вескресенье) – Печоры

Святый праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец

 

07.00 — Божественная Литургия в Псково-Печерском монастыре

«Псково-Печерский монастырь избран Богом, чтоб нести своё особое и великое служение».

В 1914 году в нашей стране было 1499 монастырей, а в 1945 году всего один – Псково-Печерский монастырь

—        Посещение выставки «Великий наместник» (по возможности)

—        Посещение Богом зданных пещер (по благословению)

 

«Великие старцы»

·                    Великий Наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий.

·                     Иоанн Крестьянкин.

«Духовник, пожалуй у нас один на всю Россию» — так считал Патриарх Пимен.

·                     Архимандрит Антипа

Начальник Неусыпаемой Псалтыри, преданный своему духовному отцу схиигумену Савве до смерти

·                     Архимандрит Серафим (Розенберг)

Происходил из остзейских баронов. Прожив в обители безвыходно 60 лет, он говорил «Я даже помыслом не выходил из обители».

·                     Архимандритц Нафанаил – находчивый экскурсовод, вредный и невероятно экономный церковный скряга, но который отдавал всего себя человеку, которого лишь на несколько минут посылал к нему Господь Бог.

·                     Схиигумен Мелхиседек – удивительный и таинственный подвижник.

·                     Патриарх Пимен.

Как-то у престарелого патриарха Пимена спросили: «Ваше Святейшество, вы достигли высшей ступени церковной иерархии. Но если бы сейчас можно было выбирать, кем бы вы хотели быть»? Обычно малоразговорчивый, погруженный в себя патриарх, не задумываясь, ответил: «Послушником, сторожем на нижних воротах Псково-Печерского монастыря».

 

12.30 — обед в кафе

—        Посещение келий преподобного Семеона (Желнина), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Серафима (Розенберга) по благословению

—        Источник прп. Корнилия Псково-Печерского

 

Отъезд в Псков

17.30 – ужин в кафе

19.30 — отъезд группы домой

 

Стоимость  на 1 человека –   12 500 / 

 

В стоимость входит:

—        питание по программе

—        размещение:

г. Псков – гостиница «Ольгинская» (2 местное размещение, удобства в номере/удобства на этаже)

г. Печоры — гостиница «Планета» (2 местное размещение, удобства в номере)

—        трансфер по программе

—        входные билеты в музеи

—        экскурсионное обслуживание, сопровождение, услуги ПЦ.

 

Фильм Русская Православная Церковь сегодня.. (1968)

Аннотация:

Фильм о жизни и деятельности Русской Православной Церкви.

Временное описание:

Виды Киева, Владимирская горка, памятник великому князю Владимиру. Виды Москвы, Ново-женский монастырь. Город Загорск. Троице-Сергиева Лавра. Виды Псково-Печерской Лавры. Служба в одном из храмов. Виды православных храмов в Москве, Ленинграде, Киеве, в селах России. Литургия в соборе (Богоявленском) в Москве в честь Рождества Христова (служит Патриарх Алексий). Митрополиты: Пимен, Никодим, Иоанн, Ювеналий служат в храмах. Верующие во время служб в храмах Псково-Печерского монастыря, Ленинграда, Ярославля, Одессы, Львова. Заседание епархиального совета во Львове, г. Москва. Заседание членов Священного Синода под руководством Патриарха. Интервьюирование богословов Русской Православной и Римско-Католической церквей в Ленинградской Духовной Академии. Конференция в Московской духовной академии. Вид болгарского монастыря в Москве. Панихиды по воинам, погибшим на войне, в Казанском соборе в Волгограде. Вид разрушений в Новоиерусалимском монастыре Киево-Печерской Лавры. Заседание 3-го Всехристианского мирного конгресса в Праге. Божественная литургия во Владимирской церкви в Киеве. Крещение детей. Свадебный Львовский собор. Наречен во епископа в храме Ленинградской духовной академии. Принятие пострига в монашество в Псково-Печерском монастыре. Женский Покровский монастырь в Киеве. Почаевская лавра. Жизнь монахов в монастыре. Братская трапеза в Троице-Сергиевой Лавре. Чтение псалмов монахами лаврами. Панихиды по погребенным в пещерах Псково-Печерской Лавры монахам и мирянам. Ведут хозяйство монахини Пюхтицкого Успенского монастыря.

Иконопись в Псково-Печерской Лавре. Интерьер Владимирского собора в Киеве. Церкви в Кижах. Заседание Ученого совета Духовной академии Троице-Сергиевой лавры, студенты академии на занятиях. Здание Духовной академии в Ленинграде. Студенты в аудиториях, библиотеке, занятия живописью в мастерских. Чтение проповедей в церквях, службы в храмах, крестные ходы.

Ролик №1

Ч/Б: Река Днепр – общ. (с в/т, вечернее, летнее).

Скульптура князя Владимира св.

Владимирская, которая состоялась в 988 году и крещение Руси было началом Русской православной церкви, св.

Владимирская горка в Киеве – общ., наезд, кр.

Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде – пнр, общ.

Фрагменты памятника – скульптурной фигуры князя Владимира – ср., кр. С разным. точки.

Скульптуры воинов, святых и др. – кр., ср.

Цвет:

Калининский проспект, старинная церковь рядом с современным высотным домом – общ. (Летом).

Новодевичий монастырь, церковь при монастыре – общ.

Старинная церковь на Ленинских горах напротив МГУ – общ.

Проспект Калинина, снято от гостиницы «Украина» — общ.

Новгородская церковь купола — ср., кр.

Верующие в храме г. Загорска Московской области. —

ср.

г. Псково-Печерский монастырь – ср.

Икона Распятие Христово.

Богослужение в храме Псково-Печерского монастыря – общ.

Церковная утварь, свеча – ср., кр.

Икона Божией Матери – ср.

Целование икон в церкви.

Женщина с младенцем молится в церкви – кр.

Старик со свечой в руке молебен – кр.

Икона Св.

Павел – кр.

Икона Св.

Серафим Саровский – кр.

Народ молится в церкви – ср.

Новодевичий монастырь – общ. (Зима).

Храм в Ленинграде – ср. (Зима).

Владимирская церковь в Киеве – ср. (Зима).

Церковь в Закарпатье – общ. (Летом).

Сельская церковь в Сибирской деревне под Иркутском – общ. (Зима).

Сельские церкви в Подмосковье – общ. , ср. (Зима).

Древний духовный центр – Троице-Сергиева Лавра – ср., наезд, пнр.

Богоявленский собор в Москве (Блоховская церковь) – кр. (Зима).

Икона Спаса в храме – кр.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий святой архимандрит Троице-Святой совершает богослужения на Рождество Христово в соборе Богоявленского собора (синхронно).

Верующие в церкви на богослужении – разн.

Икона Рождества Христова в храме – ср., отъезд.

Икона Божией Матери – кр. (Хоровое пение в храме сопровождает службу).

Митрополит Пимен проводит службы – кр., ср.

Митрополит Никодим проводит службы в храме – пнр, ср.

Евангелие – пнр, кр.

Митрополит Иоанн входит в церковь в Ярославле – пнр, общ.

Верующие на богослужении – ср.

Епископ Ювеналий молится перед иконой в храме.

Молодые лидеры церкви в поклонении.

Ювенальский епископ благословляет верующих на молитву.

Богослужение в Лифортовском храме в Москве – общ.

Служба в Ленинградском соборе – общ.

Богослужение во Владимирском соборе в Киеве – общ.

Катушка №2

Служба в соборе св. Николая

Николая (в сопровождении хора поющих, поющих и прихожан) – общ.

Служба в соборе Псково-Печерского монастыря – общ.

Распятие — икона в храме.

Церковь в Ярославле – пнр; Внутреннее убранство церкви – пнр, ср.

Икона Спасителя, украшенная драгоценностями – ср.

Девушка в храме на богослужении поет молитвы – кр.

Женщина с младенцем на руках молится в церкви – кр.

Рука зажигает свечу в церкви – кр.

Богослужение – акафист Божией Матери в Одесско-Каспировской Успенской церкви (молитвы священника) – общ. (с в/т).

Верхняя часть собора – пнр. иконки.

Люди всех возрастов в церкви на богослужении.

Внешний вид Успенского собора в Одессе – общ., ср.

Купол — кр.

Церковь св.

Юра Львов — разн.

Богослужение в храме.

Дети школьного возраста среди взрослых в храме на богослужении – общ., ср., кр.

Руки совсем полные церковного причастия хлебом крошится служитель по причащению верующих – кр.

Архиепископ Львовский и Тернопольский Николай читает молебен за богослужением в храме св.

Юры (синхронно).

Здание Львовского епархиального управления (резиденция правящего архиерея) – ср.

Заседание Епархиального Совета во главе с Архиепископом Николаем.

Встреча с митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, возглавляющим Управление Московского Патриархата.

Митрополит Алексий рассказал о деятельности епархиальных архиереев.

Икона Христа Спасителя – ср.

Заседание Священного Синода во главе с его председателем, Патриархом, управляющим Русской Православной Церковью.

Говорит митрополит Никодим об Отделе внешних церковных связей, председателем которого он является (синхронно).

Интервью богословов Русской Православной и Римско-Католической Церквей, состоявшееся в декабре 1967 года в Ленинградской Духовной Академии.

Епископ Ювеналий дает интервью – кр.

Митрополит Никодим дает интервью – кр.

Распятие Христа и Евангелие – предметы культа – кр.

Богословская консультация Секретариата Комиссии Всемирного Совета Церквей «Вера и Порядок» при Московской Духовной Академии весной 1968

Епископ Михаил, митрополит Филарет, епископ Питирим на конференции.

Выступает митрополит Никодим, игумен Александрийского монастыря в Одессе архимандрит Ириней (синхронно — Ириней).

Александрийское подворье в Одессе – ср. (Природа).

Вид храма изнутри.

Служба в церкви.

Настоятель Александрийского монастыря в Одессе архимандрит Ириней провел в храме службу.

Антиохийское подворье в Москве.

Патриарх Антиохийский в Москве архимандрит Алексий проводит службу в храме (синхронно).

Внутренний вид храма – ср.

Катушка №3

Болгарское Подворье в Москве (на Комсомольском проспекте) – ср. (Зима).

Настоятель Болгарского монастыря архимандрит Филарет в храме во время богослужения сообщает прихожанам о предстоящем 90-летии освобождения болгарского народа от османского владычества русской армией (синхронно).

Памятник, посвященный освобождению Болгарии от османского владычества в Болгарии – ср., кр., пнр.

Памятник в честь победы над Турцией в 1877-1878 гг. в Москве на Старой площади – разн.

Фрагменты памятника – кр.

Памятник советским воинам в Новгороде – ср.

Памятник советским воинам в Волгограде (скорбящая мать убитого сына — шт. ансамбль).

Казанский собор в Волгограде – ср. (Зима).

Панихида в Казанском соборе по воинам, павшим в Великой Отечественной войне – разн.

Пантеон в Волгограде, Вечный огонь, список погибших воинов в битве за Волгоград, высеченные в мраморных стенах пантеона.

Фрагменты мемориала на Мамаевом кургане – ср., кр.

Женщина с маленькой девочкой из пантеона – ср.

Скульптура Родина-мать на Мамаевом кургане – ср.

Кинохроника 1941-1945 гг.:

Разрушенный Сталинград Тень самолета на развалинах – общ.

Разрушенный Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье – общ. пнр. с в/т

Разрушенный собор Успенской Киево-Печерской Лавры – общ., ср.

В годы войны освобожденные от фашистов люди брали иконы и молитвами встречали освободителей, благословляли их на новые подвиги.

Разрушенное здание Волгоградского комбината, оставленное как памятник войны – общ., ср.

Ремонт Волгоград, — общ. (Осень).

Третий Всехристианский конгресс мира, состоявшийся в марте-апреле 1968 года в Праге по инициативе и при участии Русской Церкви — фото.

Кинохроника 1965 г.:

Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение в Хельсинки.

Советская делегация: Н.С. Тихонов, В. Николаева-Терешкова, митрополит Филарет, епископ Ювеналий на съезде

Цвет:

Киев – общ.

Улицы города.

Памятник Богдану Хмельницкому – общ.

Владимирский собор в Киеве – разн. (Осень).

Приход Митрополита Филарета.

Дети школьного возраста причащаются в храме (таинство Евхаристии) – ср. , кр.

Религиозный обряд — крещение младенцев в церкви (купель, миропомазание и др.).

Роспись на стене храма.

Картина «Крещение Христово» в церкви на стене — работа художника Нестерова.

Совершение Таинства Брака во Львовском соборе.

Катушка №4

Церемония освящения Главы Миссии в Японии архимандрита Николая Епископа Токийского и Японского в храме Ленинградской Духовной Академии 19 декабря67

Освящение, совершаемое за литургией в Свято-Троицком соборе в Ленинграде (продолжение посвящения во епископа архимандрита Николая).

Новопоставленный епископ Николай принимает жезл — символ власти и проводит свое первое благословение.

Церемония пострига нового монаха в Псково-Печерском монастыре – разн.

Псково-Печерский монастырь – общ., ср. (Зима).

Основанная в XIII веке Почаевская лавра на Волыни.

Троице-Сергиева Лавра, основанная в XIV веке Сергием Радонежским на окраине Москвы.

Храмы Ярославля, близ Иркутска, Новгорода, Киева –

Храмы – общ. , ср. (Зима).

Храмы Троице-Сергиевой Лавры – разн. (Ночь, зима).

Монахи монастыря идут на утреннюю молитву.

Монахини Покровского монастыря идут на утреннюю службу.

Монахини Успенского Тюхтинского женского монастыря молятся в храме.

Свечи у мощей св.

Иов Почаевский в Почаевской Лавре.

Колокольный звон в монастырях, призыв монахов – общ., ср.

У монахов и настоятеля есть особый хлеб для причастия после службы в столовой.

Общая трапезная Троице-Серигиевой Лавры — монахи за трапезой.

Один из монахов за трапезой читал жития святых.

В Псково-Печерском монастыре беспрерывно, один за другим, монахиня читала «непрестанно псалмы» за усопших.

Совершая панихиду по погребенным в монастырских пещерах инокам и мирянам, воинам Петру — монахи ходят по пещерам с молитвой.

Катушка №5

Монахини Успенского Тюхтинского женского монастыря за хозяйственными работами на своем монашеском хозяйстве: пилят дрова, носят воду – разн. (Зима).

Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий обучает иконописному искусству юных монахов.

Иноки рисуют иконы – ср.

Готовые иконки, выполненные в красках.

Икона иконописца древности — монаха Андрея Рублева «Троица».

Иконы древних живописцев «Спас», «Богоматерь», «Георгий» и др.

Икона «Рождество Христово» – кр.

Роспись в храме во Львове – пнр, кр.

Внутренний вид Владимирского собора в Киеве, расписанный художниками Васнецовым, Нестеровым и другими – разн.

Образ Христа, мучеников Бориса и Глеба, Божией Матери, Адама и Евы

Роспись западной стены Владимирского собора «Страшный суд» Васнецова — разн.

Храмы разные, каменные и деревянные , построенные в России русскими мастерами в разное время и по разным причинам — разные.

Деревянные церкви в Кижах – разн. (Осень).

Троице-Сергиева Лавра в Загорске – разн. (Зима).

Московская духовная академия при Троице-Сергиевой Лавре – общ. , ср., пнр.

Московская духовная семинария при Троице-Сергиевой Лавре.

Репетиция студентов Духовной академии после уроков.

пнр. на иконах в храме, где ученики учатся проповедовать и иметь послушание.

Очередное собрание Академии и семинарии в Загорске, ректор Московской духовной академии Филарет за собранием (синхронно).

Ученики на уроке в классе.

Среди студентов духовенство Антиохийской, Сербской, Румынской и Болгарской церквей.

Преподаватели разных специальностей читают лекции студентам.

Здание Ленинградской духовной академии и семинарии.

Аудитория на афро-азиатском отделении, где учатся студенты из Эфиопии, Кении, Уганды и Индии — разн.

Библиотека Ленинградской духовной академии, библиотека, каталог – общ., ср.

Студенты занимаются в читальном зале библиотеки.

Члены Ученого Совета Академии проводят коллоквиум перед присвоением выпускнику ученой степени кандидата богословия.

Заседание Ученого совета ведет ректор Ленинградской духовной академии епископ Михаил.

Здание Одесской духовной семинарии в Успенском монастыре.

Студенты семинарии.

Студенты в свободное время занимаются музыкой и живописью – разн.

В специализированных мастерских хозяйственного управления Московской Патриархии изготавливаются церковная утварь, ризы, свечи, кресты, иконы – разн.

Религиозные книги из издательского отдела Московской Патриархии – ср. пнр. Епископ Волоколамский Питирим, руководитель издательства, говорит о кафедре (синхронно).

Катушка №6

Священник читает проповедь в церкви Львова, прихожане слушают и молятся.

Девушки в церкви слушают проповедь – кр.

Протоиерей Александр Медведский в Свято-Троицком соборе г. Ленинграда произносит проповедь на праздник Александра Невского перед иконой с изображением Александра Невского (синхронно).

Прихожане слушают, молятся – разн.

Служба в Александро-Невской Лавре, проповедь говорит митрополит Никодим (синхронно).

Икона Александра Невского Александро-Невская Лавра – кр. , общ.

Празднование Русской Православной Церковью Воскресения Христова — Пасхи (религиозный обряд освящения куличей, пасхальных яиц, целование Плащаницы, крестный ход вокруг храма, служба в храме после 12 часов).

Московское духовенство и прихожане московских храмов в Патриаршем (Елоховском) соборе поздравляют Святейшего Патриарха Алексия с Пасхой.

Патриарх Алексий благословляет молящихся – общ.

Богоявленский собор в Москве – общ., ср.

Москва — квартал новых домов и рядом со старой церковью.

Что делать с останками Ленина?

Обе газеты London Times   и Washington Post   передал в конце недели (12 и 13 января) сообщение о том, что забальзамированное тело Ленина может быть наконец похоронено позднее в этом году после того, как оно пролежало на всеобщем обозрении в мавзолее на Красной площади в Москве в течение последних восьмидесяти лет, с тех пор как советский лидер смерть в 1924 году.

Обе газеты связали свои сообщения с недавним закрытием мавзолея для публики в ожидании капитального ремонта, а также с замечаниями в защиту продолжающейся демонстрации останков Ленина, сделанными в прошлом месяце президентом Владимиром Путин на своей первой встрече со сторонниками кампании после своей инаугурации в октябре.

Согласно информации на сайте Кремля, на встрече присутствовали «представители общественных объединений, интеллигенции и творческой общественности, видные ученые, спортсмены, [и] журналисты», а также активисты предвыборной кампании. По его окончании Президенту России был задан вопрос о моральной угрозе россиянам, особенно молодежи, со стороны развратных СМИ. В ответ президент Путин сказал:

Да, у нас есть такая проблема. Конечно, оно многомерно и обусловлено многими факторами, в том числе и потерей определенных ориентиров. В конце концов, что произошло после распада Советского Союза и господствовавшей в нем идеологии? Ничего нового взамен мы не получили. Между прочим… даже коммунистическая идеология взяла свои основные принципы из мировых религий. О чем был Кодекс сторонников коммунизма? В ней провозглашались те же принципы, что и в Библии или в Коране – не укради, не убей, не пожелай жены ближнего. Он написан в этих текстах и ​​заимствован из них.

Многие спорят о Могиле Ленина, говоря, что она не соответствует традиции. Что не соответствует традициям? Просто посетите Киево-Печерскую лавру или отправьтесь в Псковский монастырь или на Афон. Там вы увидите мощи святых людей. Давай, там все видно. Поэтому коммунисты и в этом отношении продолжили традицию и сделали это грамотно, в соответствии с требованиями того времени.

Но мы должны вернуться к нашим историческим корням. Мы должны работать над воспитанием нашей молодежи, над воспитанием в ней патриотизма, основанного на наших традиционных ценностях, но, конечно же, и на воспитание современных личностей, устремленных в будущее. Тогда многое изменится и на самих телеканалах. Хотя, конечно, мейнстримные СМИ должны бороться не только за повышение своих рейтингов и цен на рекламные минуты, но и за воспитательное влияние на своих зрителей. Ты прав.

Какими бы тошнотворными ни были аналогии, которые он провел, нельзя не восхищаться наглой наглостью президента Путина в обоих заявлениях о том, что Советы черпали моральное вдохновение в учениях авраамических верований, особенно в отношении неправомерности убийства, а также как в уподоблении Ленина святому, останки которого, как и их останки, заслуживают показа и почитания. В любом случае ничто не может быть дальше от истины. Но тогда, полагаю, чего еще можно ожидать от этого бывшего подполковника КГБ и открытого постоянного поклонника советского коммунизма?

Изъятие останков Ленина из публичного обозрения и предание их земле позволит России уйти от коммунистической эпохи и даже начать смиряться с моральными злодеяниями, совершенными во время нее. Но, возможно, Путин слишком морально скомпрометирован своим давним участием в этом режиме, чтобы позволить ему сделать что-либо, что может поставить под сомнение его моральную легитимность и, следовательно, его собственную. Действительно, совсем недавно, в 2005 году, президент Путин, как сообщается (ссылка больше недоступна), назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой 20 9 года».0445-й век».

Вместо этого, во всяком случае, мы видим в некоторых недавних политических решениях президента Путина согласованные усилия по возвращению его страны под власть государства, настолько свирепого во внутренних репрессиях и централизованного контроля, что это угрожало бы свести на нет работу Гласность и Перестройка началась в советское время при президенте Михаиле Горбачеве и продолжилась после краха этого режима при Борисе Ельцине. (Подробности о репрессивной политике Путина см. в отличном репортаже о нем в New York Times , обновлено 27 декабря 2012 г.)

Правда в том, что советский режим был яростно антихристианским, а также сознательно и вполне сознательно оторвался от иудео-христианской этики. Никто из тех, кто руководил им, не был в большей степени, чем Владимир Ильич Ленин, который заслуживает дальнейшего посмертного прославления в такой же или в меньшей степени, как Адольф Гитлер, Иди Амин, Саддам Хусейн и Усама бен Ладен.

Несмотря на продолжительное расследование, проведенное в 2008 г. российской прокуратурой в отношении того, кто несет ответственность за убийство в 1918 царя Николая II, его жены и пятерых детей не удалось найти никаких доказательств связи Ленина с их смертельными расстрелами, главный следователь этого расследования пришел к выводу, что Ленин был замешан в этих убийствах, одобряя их и не наказывая тех, кто их совершил. вне. В любом случае, какими бы ужасными они ни были, эти убийства составляют лишь очень малую часть того беззакония, которое можно возложить на Ленина и продолжающееся почитание его.

Никто лучше документально не документировал дело против Ленина, чем российский историк Владимир Лавров, главный научный сотрудник Института российской истории РАН. В сентябре 2012 года Лавров с пользой задокументировал заявления Ленина, которые показывают, насколько насмешкой над правдой было заявление президента Путина о том, что Советы вдохновлялись иудео-христианской этикой, и о том, что он сравнил Ленина со святым. Что касается предположения президента Путина о том, что Советы были вдохновлены христианским моральным учением, то несколько отрывков из произведений Ленина, которые цитирует Лавров, раскрывают истинную связь между его учением и христианством:

  • «Религия — это род духовного угнетения… Религия — опиум народа. Религия есть своего рода духовная дешевая пьянка, в которой рабы капитала топят свою человечность…» (1905)
  • ‘…всякий божок есть некрофилия… всякая религиозная идея, всякая вера в какого-нибудь божка, всякое заигрывание с божком есть немыслимейшая мерзость… опаснейшая мерзость, гнуснейшая зараза’. (1913)
  • ‘…терпеть “Николу” глупо; надо созвать всю ЧК для расстрела отсутствующих «Николы».0412 (1919. Письменное указание Ленина в связи с прогулами верующих в восточно-православный праздник — День святителя Николая Чудотворца.)
  • ‘В каком смысле мы отвергаем мораль, отвергаем этику? В том смысле, который отстаивала буржуазия, выводившая такую ​​этику из велений бога… Мы отвергаем любую этику, вытекающую из представлений, стоящих над людьми, над классами. Мы говорим, что это обман, что это мошенничество и промывание мозгов…» (1920)

Ленин претворял в жизнь то, что проповедовал, о чем ясно свидетельствуют различные следующие директивы и «императивы», которые Лавров цитирует Ленина как революционного лидера:

  • «Мы должны обезглавить по крайней мере сто Романовых»
  •   «Война на смерть против богачей и их ставленников, буржуазных интеллигентов… При малейшей оплошности их надо растоптать». (1917)
  • ‘Эти вампиры были и получают свои лапы на загородных землях; снова и снова они порабощают бедных крестьян. Беспощадная война с этими кулаками! Смерть им!» (1918)
  • «применять беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; посадить подозреваемых в лагерь за городом». (1918)
  • «Товарищи, кулацкое восстание в пяти районах должно быть подавлено беспощадно…  Надо ставить их в пример. Повесьте (повторяю, повесьте, чтобы люди видели) не менее 100 явных кулаков, богачей, кровопийц. Опубликуйте их имена. Возьми весь их хлеб. Взять заложников — согласно вчерашней телеграмме. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом люди видели, трепетали, знали и кричали: душат и будут душить кровопийц-кулаков. Телеграфное подтверждение и согласие». (1918)
  • «Всего во что бы то ни стало выдвинуть все упоры и добить казаков поскорее…» (1919)
  • «Не многие крестьяне понимают, что свободная торговля хлебом есть преступление против государства. «Я произвел хлеб; это мой продукт, и я имею право его продавать». Так думает мужик по привычке, как в старину. А мы говорим, что это преступление против государства». (1919)
  • ‘…Принять военную акцию, т.е. попытаться силой оружия наказать Латвию и Эстонию (например, «на фалдах» Балаховича пройти 1 милю через границу где-нибудь и повесить там 100—1000 их госслужащих и богатые люди)». (1920)

Некоторые кремленологи утверждают, что президент Путин регулярно разжигает полемику о том, что делать с останками Ленина, чтобы расколоть оппозицию ему и отвлечь внимание общественности в России от неприятных новостей, в которых в последнее время определенно не было недостатка. Одной из таких потенциально неловких новостей для президента Путина стало недавнее разоблачение Александра Литвиненко, бывшего офицера ФСБ, который получил убежище и гражданство в Великобритании в 2000 году после того, как публично обвинил Владимира Путина в причастности к взрывам в 1919 году.99 из двух многоквартирных домов в Москве, чтобы послужить предлогом для вторжения в Чечню, и который впоследствии загадочно умер от отравления полонием в 2006 году после того, как выпил чай с двумя русскими в лондонском отеле. Выяснилось, что он был на содержании как у британских, так и у испанских спецслужб и собирался разоблачить новые предполагаемые грязные уловки Путина.

Может быть, нужно еще много воды на Дону, чтобы тихо утекло, прежде чем прах Ленина будет упокоен, а Россия и остальной мир, наконец, избавятся от остатков своего советского прошлого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *