Маори — Википедия
Те Пуни, вождь маори. Рис. Э. Дж. Уэйкфилда, 1839 г.Ма́ори — коренной народ Новой Зеландии и основное население страны до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии, по переписи 2013 г., — около 600 тысяч человек, что составляет приблизительно 15 % населения страны. Значительное число (около 155 тысяч) маори живут в Австралии и около 3,5 тысяч — в США. Около 13 тысяч маори живут на островах Кука (государство в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией), где они также являются коренным народом и составляют большую часть населения (87,7 %)[2].
На языке маори слово «māori» означает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах и устных преданиях, слово «маори» отличало людей от божества и духа.
Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индийцы»[3], «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Слово «маори» оставалось самоназванием народа для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.
Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры прибыли несколько волн переселенцев из Восточной Полинезии. Последние исследования позволили уточнить время поселения полинезийцев на новой родине. Сопоставление родословных, радиоуглеродный анализ, свидетельства обезлесения[4] и вариабельность митохондриальной ДНК у маори [5] позволяют сделать вывод о том, что первые восточные полинезийцы поселились здесь в 1250—1300 годах[6][7].
У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя также и другим островам, например, Гавайи, Савайи, Хива. По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племён селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.
Часть маори мигрировала на архипелаг Чатем (названный ими Rekohu «Затуманенное Солнце»), где превратились в народ мориори с отдельной культурой, отличавшейся от воинственных маори пацифизмом.
Модель укреплённого поселения «па», построенного на мысе. Такие поселения распространились в классический период (1500—1642) как следствие роста населения и конкуренции за обладание землями и ресурсамиПервоначальное название, данное стране маори до появления здесь первых европейцев, не сохранилось, однако известно, что остров Северный маори именовали Те Ика-а-Мауи (маори Te Ika-a-Māui), что может быть переведено как «рыба Мауи». Мауи — полубог в легендах маори, поймавший в океане огромную рыбу, которая превратилась после этого в остров. Остров Южный имел два распространённых названия: Те Ваи Поунаму (маори Te Wai Pounamu) и Те Вака-а-Мауи (маори Te Waka a Māui) [6]. Первое название может быть переведено как «нефритовая вода», а второе — как «лодка, принадлежащая Мауи», уже упомянутому выше полубогу легенд маори. До начала XX века остров Северный часто именовался коренными жителями Аотеароа (Aotearoa (инф.)), что может быть переведено как «страна длинного белого облака» (ao «облако», tea «белый», roa «длинный»). Позднее именно это название стало общепринятым названием в языке маори для всей страны [8].
На основе преданий маори, археологических раскопок и других сведений история маори в Новой Зеландии разбивается на следующие периоды: архаический (1280—1500), классический (1500—1642) и период ранних контактов с европейцами (1642—1840).
Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. Для европейцев Новую Зеландию в 1642 году открыл Абель Тасман — голландец, назвавший эту страну в честь одной из провинций Нидерландов. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба путешественника попали в кровавые стычки с маори. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 26 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей
Вслед за Куком, который нанёс на карту всю береговую линию Новой Зеландии, новооткрытую страну посетило множество европейских и североамериканских китобоев и охотников на тюленей, а также торговых кораблей, менявших пищу, металлические инструменты, оружие и другие товары на лес, продукты питания, артефакты и воду. Эти торговцы принесли маори ряд новых сельскохозяйственных культур и ружья, что коренным образом изменило сельскохозяйственный и военный уклад этого народа. Картофель, который в условиях Новой Зеландии легко выращивался и давал большие урожаи, стал надёжным источником высококалорийной пищи и позволил воинам маори проводить более долгие военные кампании[10]. Но особое значение имело огнестрельное оружие, которое маори получили в начале XIX века и начали применять его в межплеменных сражениях во всё возрастающих масштабах.
На десятки лет Новая Зеландия погрузилась в пучину междоусобных «Мушкетных войн» (1807—1845). В ходе межплеменных войн, охвативших почти всю Новую Зеландию, было убито около 20 тысяч маори и ещё десятки тысяч из потерпевших поражение племён были порабощены, ряд племён понесли потери, сильно сократившие их численность, а некоторые племена маори на Новой Зеландии и мирный народ мориори на архипелаге Чатем были почти полностью истреблены. Выжили только те племена маори, которые смогли обзавестись огнестрельным оружием в достаточном количестве. После подписания «договора Вайтанги» в 1840 году «мушкетные войны» постепенно закончились и Новая Зеландия стала владением британской короны. При этом маори потеряли независимость, но добились формального юридического равноправия с британскими гражданами.
С увеличением количества европейских мигрантов вспыхнули конфликты за землю. В конце концов, для «наведения порядка» туда прибыли английские войска, и «мушкетные» войны сменили так называемые «Новозеландские земельные войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.), продолжавшиеся вплоть до 1870-х годов. В итоге, англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию полностью, а у маори было конфискована бо́льшая часть земель. К 1891 во владении у маори осталось только 17 % земель, причём это были худшие земли
В начале XIX веке общая численность маори составляла, предположительно, около 100 тысяч человек. В течение XIX века численность автохтонного населения в Новой Зеландии сократилась до 40 % доконтактного уровня; основным фактором этого были завезённые болезни, к которым у маори не было иммунитета[12].
Одновременно со снижением численности маори шёл другой процесс: после подписания «договора Вайтанги» при поддержке колониальных властей в Новую Зеландию хлынул огромный поток европейских переселенцев. Их количество возросло с менее чем тысячи в 1831 году до 500 тысяч к 1881, при этом приезд 120 тысяч из них был оплачен британским правительством. В большинстве своём, они были молоды, в результате чего в Новой Зеландии за этот период у них родилось ещё 250 тысяч детей [13]. Численность же маори, по переписи 1856—1857 гг., составила 56049 человек. Таким образом, маори впервые оказались меньшинством в стране, составив менее 10 % населения. По переписи 1871 года, численность маори упала до 37 520 человек, хотя Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак) считал, что это слишком заниженная цифра[14]. В 1896 году численность маори достигла значения чуть более 42 тысяч человек, тогда как европейского населения в Новой Зеландии насчитывалось около 700 тысяч[15].
Флаг маори, предложенный в 1998 году[16]В 1850-х годах, по инициативе известного маорийского проповедника и просветителя Вирему Тамихана, была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа как политический лидер, представляющий его интересы. Должность «короля маори» не установлена как наследственная; тем не менее, до настоящего времени все короли маори были прямыми потомками Потатау Те Фероферо, первого «короля маори».
В 1892 году маорийское движение Те Котахитанга создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году этот парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века).
В XX веке видную роль в новозеландской политике сыграли маорийские деятели Джеймс Кэрролл и Апирана Нгата.
Известной представительницей народа маори является современная оперная певица Кири Те Канава.
В 1951 году в Веллингтоне была основана Лига «Благосостояние женщин-маори». Условия для создания лиги возникли в результате массового переселения маори из сёл в города Новой Зеландии. Президентом организации была выбрана Уина Купер. Через несколько лет отделения лиги открылись по всей Новой Зеландии. Лига занималась, в основном, обеспечением крова, здравоохранением и образованием женщин маори, оказавшихся в непривычной и трудной ситуации в результате переселения в города. К 1956 году лига насчитывала около 300 отделений, 88 окружных советов, и более 4000 членов.
В 1980-е годы благодаря давлению Лиги «Благосостояние женщин маори» и других организаций язык маори был признан одним из официальных языков страны, что было установлено Актом о маорийском языке от 1987 года[en].
7 июля 2004 года была основана Партия маори (маори Tōrangapū Māori) — политическая партия Новой Зеландии. Партия провозгласила 8 уставных «маори
Язык маори относится к полинезийской группе австронезийской семьи. Внутри Полинезии относится к восточнополинезийским языкам, которые, в свою очередь, входят в подгруппу ядернополинезийских языков. Существует около десятка диалектов этого языка, особенно сильны различия групп диалектов Южного и Северного островов. Тем не менее, все диалекты языка маори взаимопонимаемы.
Хотя язык маори не относится к исчезающим, сейчас он подвергается сильнейшему вытесняющему давлению английского языка. По данным опроса 2001 года, число свободно владеющих родным языком маори составляет лишь 9 %, или около 30 тысяч человек[17]. Перепись 2006 года выявила, что лишь 4 % населения Новой Зеландии, или 23,7 % маори, может более или менее сносно разговаривать на своём родном языке[18].
Традиционное хозяйство, быт и обычаи[править | править код]
Маори приветствуют гостя Резьба по деревуТрадиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Основа кухни — таро, папоротники, ямс, батат. Собака была единственным домашним животным. Двух других домашних животных, свиней и кур, широко распространённых в большей части Полинезии, до контактов с европейцами маори не знали, что указывает на раннее обособление маори от других полинезийских народов после заселения ими Новой Зеландии[19]. Охотились маори на гигантских птиц моа, которые были истреблены в XVII—XVIII веках. Большая часть современных маори занята в сельском и лесном хозяйстве.
Искусства — ткачество, плетение, строительство лодок, развитая резьба по дереву. Основной элемент орнамента — спираль, который имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки, или божество тики. Резьбой были украшены дома — в первую очередь, общинные — нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.
Лодки маори имели, как правило, — один корпус без аутригера, широко распространённого в остальной Полинезии. Упоминания о двухкорпусных лодках единичны и, вероятно, вызваны ошибочной идентификацией с катамараном из-за практики маорийских рыбаков временно сцеплять два каноэ во время рыбной ловли большими сетями[20]. Основным типом лодок были каноэ вака, достигавшие длины 70 футов (свыше 20 м).
Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток или на север. Крыша — соломенная; использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, что необходимо было для утепления, поскольку климат Новой Зеландии намного холоднее, чем на Гавайях или Таити.
По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья. Маорийское искусство плетения одежды «танико» обеспечивало не только практичность, но и высокие эстетические качества одежды. Перьевой плащ, или kahu huruhuru, отражал высокий социальный статус его обладателя, а также использовался в различных церемониях. Наиболее высоко ценились плащи из перьев птиц гуйя и киви (особенно из редких особей-альбиносов). Для менее ценных, но более разнообразных по цветовому исполнению перьевых плащей использовались перья лесных голубей (белые с грудки и чёрные со спины), тёмно-синие перья местных попугаев какапо.
Кроме жилых домов, в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), «дома развлечений» (фаре-тапере), а также школы — «дома знаний» (фаре-кура), в которых опытные мастера, жрецы, художники обучали молодёжь.
Вождь маори с татуировкой на лице, 1784 годВоины маори использовали различные виды холодного оружия — таиаха, представляющее собой шест, нечто среднее между копьём и палицей, копьё (кокири), дротик (хуата). Использовалась также короткая боевая палица мере (изготавливалась обычно из камня или китовой кости). В охоте использовали силки. Использования металлов маори до контактов с европейцами не знали. Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Инструментом для резьбы по дереву и для других работ, а также и для нанесения татуировки, был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита также делали навершия кистеней мере и наконечники боевых копий-дубинок таиаха. Кроме того, некоторые виды оружия изготавливались из китовой кости или твёрдых пород дерева.
Прежде у маори существовал ритуальный каннибализм. Съедали обычно военнопленных или убитых врагов, так как существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает.
Другой значительной традицией маори является татуировка, которой покрывали лица и тела вождей и выдающихся воинов. Татуировщики (как мужчины, так и женщины) высоко почитались в обществе маори, они много зарабатывали и считались неприкосновенными. Основное отличие маорийской татуировки та-моко от обычной заключается в том, что моко наносится на кожу с помощью специального зубила «ухи» (маори uhi), создающего на коже небольшие рубцы, а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются углубления.
Татуировка показывала высокий общественный ранг вождя и воина, поскольку на татуировку было нужно много времени и средств для оплаты услуг мастера-татуировщика. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура нанесения татуировки весьма болезненная.
Фотографии представителей народа маори[править | править код]
Общество маори являлось стратифицированным и было устроено примерно так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почётом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» обозначали также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.
В целом, культура маори значительно отличается от культуры других полинезийцев, причина чему — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и своё, самобытное наследие.
Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племён.
Маори почитают общеполинезийских богов: Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Неизвестно, существовал ли этот культ ранее или же он был создан после контактов с европейцами, в противовес проникшему сюда христианству. Кроме богов, пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.
Основные понятия: атуа — «бог» или «дух» вообще, мана — «магическая сила», понатури — «демон, дух, обитающий в океане», кехуа — «призрак», копуваи — «чудовище с человеческим телом и головой собаки» и др. Тики — полинезийский Адам, Хина — полинезийская Ева. Мауи — культурный герой.
Распространены песни и танцы, существовали примитивные музыкальные инструменты. Известность получили два местных танца — хака и пои.
Известна настольная игра маори восточного побережья — му-торере.
Учёные из новозеландского Университета Отаго провели секвенирование митохондриальных геномов останков первых полинезийцев, поселившихся в Новой Зеландии. В 2012 году они полностью расшифровали митохондриальные геномы четырёх человек, считающихся у местного населения предками, захороненных в большой деревне у переката на реке Вайрау более 700 лет назад.
Результаты анализа оказались неожиданными для учёных: расшифровка обнаружила большое генетическое разнообразие предков маори, в то время как у современных маори наблюдается значительная однородность генетического материала. Ранее этот факт было принято объяснять генетической однородностью первопоселенцев Новой Зеландии. Выдвинута версия, что важным фактором в обеднении генофонда маори является сильное сокращение численности аборигенного населения Новой Зеландии в XIX веке из-за множества инфекционных заболеваний, занесённых в результате контактов с европейцами[21][22].
- ↑ Hamer, Paul (2012), Māori in Australia: An Update from the 2011 Australian Census and the 2011 New Zealand General Election, <http://ssrn.com/abstract=2167613>. Проверено 26 августа 2015.
- ↑ Cook Islands, CIA. Дата обращения 15 августа 2007.
- ↑ Suthren V. To Go Upon Discovery: James Cook and Canada, from 1758 to 1779 (англ.). — Dundurn, 2000. — С. 177. — ISBN 9781459713062.
- ↑ McGlone, M.; Wilmshurst, J. M. Dating initial Maori environmental impact in New Zealand (англ.) // Quaternary International (англ.)русск. : journal. — 1999. — Vol. 59. — P. 5—0. — DOI:10.1016/S1040-6182(98)00067-6.
- ↑ Murray-McIntosh, Rosalind P.; Scrimshaw, Brian J.; Hatfield, Peter J.; Penny, David. Testing migration patterns and estimating founding population size in Polynesia by using human mtDNA sequences (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences : journal. — 1998. — Vol. 95, no. 15. — P. 9047—9052. — DOI:10.1073/pnas.95.15.9047. — Bibcode: 1998PNAS…95.9047M.
- ↑ 1 2 Mein Smith, 2005, p. 6.
- ↑ Wilmshurst, J. M.; Anderson, A. J.; Higham, T. F. G.; Worthy, T. H. Dating the late prehistoric dispersal of Polynesians to New Zealand using the commensal Pacific rat (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2008. — Vol. 105, no. 22. — P. 7676. — DOI:10.1073/pnas.0801507105. — Bibcode: 2008PNAS..105.7676W.
- ↑ О Новой Зеландии | Новозеландские крема 100 % Pure (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
- ↑ Marc-Joseph Marion du Fresne — New Zealand in History
- ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 января 2011. Архивировано 11 мая 2011 года.
- ↑ History Of NZ, M. King. Penguin, 2012. P258
- ↑ Lange, Raeburn. May the people live: a history of Māori health development 1900–1920. — Auckland University Press, 1999. — P. 18. — ISBN 978-1-86940-214-3.
- ↑ James Belich, Making Peoples (1996) 278-80
- ↑ Te Rangi Hiroa (Sir Peter Buck). 6 – Sickness and Health // The Coming of the Maori. — 1949. — Vol. III. Social Organization. — P. 414.
- ↑ Population (англ.). The Encyclopedia of New Zealand. Дата обращения 24 декабря 2008. Архивировано 21 августа 2011 года.
- ↑ New Zealand — Maori Flags
- ↑ 2001 Survey on the health of the Māori language
- ↑ FAQ about the Māori Language
- ↑ Маори Новой Зеландии собаку знали, а свиней и кур — нет. Древний человек и океан, Тур Хейердал
- ↑ http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038336-4/978-5-02-038336-4_06.pdf
- ↑ http://scientificrussia.ru/articles/new-zealand-genome
- ↑ 23 October 2012 Media Release, News at Otago, University of Otago, New Zealand
- Бахта В. М. Аотеароа. — М.: Мысль, 1965. — 144 с.: ил.
- Кук Джеймс. Плавание на «Индеворе» в 1768—1771 гг. Первое кругосветное плавание капитана Джемса Кука. — М.: Географгиз, 1960.
- Кук Джеймс. Второе кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772—1775 гг. — М.: Мысль, 1964. — 624 с.
- Кук Джеймс. Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом Океане в 1776—1780 гг. — М.: Мысль, 1971. — 638 с.
- Малаховский К. В. Британия южных морей. — М.: Наука, 1973. — 168 с.: ил. — «Научно-популярная серия».
- Малаховский К. В. История Новой Зеландии / Под ред. П. И. Пучкова. — М.: Наука, 1981. — 240 с.
- Народы и религии мира. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 928 с.
- Рид А. В. Мифы и легенды страны маори / Пер. с англ. С. Серпинского. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1960. — 104 с.
- Сказки и легенды Маори. Из собрания А. Рида / Пер. с англ. Ю. С. Родман. Под ред. А. М. Кондратова. — М.: Наука, 1981. — 224 с.
- Те Ранги Хироа (Питер Бак). Мореплаватели солнечного восхода / Пер. с англ. М. В. Витова, Л. М. Паншечниковой. — М.: Географгиз, 1959. — 254 с.
- Форстер Г. Путешествие вокруг света/Пер. с нем. М. С. Харитонова, послесл. и коммент. Д. Д. Тумаркина. — М.: Наука, Гл. ред. восточной лит-ры, 1986. — 568 с.
- Mein Smith, Philippa. A Concise History of New Zealand. — Australia : Cambridge University Press, 2005. — ISBN 0-521-54228-6.
- A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
- A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.
ru.wikipedia.org
Маори. Племя из Новой Зеландии
Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии — до прибытия европейцев. Численность в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.
Сами маори считают, что они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина племени и всех полинезийцев — это остров Тайвань вблизи материкового Китая. Непосредственно в Новую Зеландию люди прибыли с островов Восточной Полинезии.
Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.
В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.
Встреча с европейцами
Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Осталось известным имя голландского мореплавателч Абеля Тасмана. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: местные жители напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, с удовольствием съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.
Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом — гавайцами.
К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у местных земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.
В период между 1807 и 1845 годами между племенами Северного острова Новой Зеландии вспыхнули так называемые Мушкетные войны. Толчком к конфликту стало распространение огнестрельного оружия — мушкетов. Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. Всего в этих войнах погибло 18 с половиной тысяч маори, т.е. приблизительно пятая часть всех коренных жителей Новой Зеландии. К 1857 году в Новой Зеландии насчитывалось лишь 56 тысяч маори. Помимо войн, большой ущерб местному населению нанесли болезни, завезенные европейцами.
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
Удивительные «бородатые» женщины маори из Новой Зеландии | Материнство
Маори — полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии. Самоназвание «маори» означает «обычные» / «естественные». Так в маорийских мифах обозначаются смертные люди, в отличие от божеств и духов. У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики.
Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина маори и всех полинезийцев — это остров Тайвань вблизи материкового Китая.
Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Это был голландский мореплаватель Абель Тасман. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: маори напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.
Современные маори. Фото Джимми Нельсона
Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом — гавайцами.
К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у маори земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.
Маорийская девочка
В 1891 году маори составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной. В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.
Семейная пара маори
Сейчас в Новой Зеландии живут, согласно переписи 2013 года, 598,6 тыс. маори, что составляет 14,9% населения страны. Около 126 тысяч маори живут в Австралии и 8 тысяч в Великобритании.
Несмотря на то, что язык маори, наряду с английским, является государственным языком Новой Зеландии, большинство маори в повседневной жизни предпочитают английский. Около 50 тысяч человек свободно говорят на языке маори и около 100 тысяч понимают язык, но не говорят на нем.
Христианство вытеснило традиционные верования маори и сегодня большинство маори являются христианами разных ветвей, в том числе синкретичных культов, созданных в среде самих мори. Около 1 тысячи маори исповедуют ислам.
Смотря на лица коренного новозеландского народа маори, особенно на фотографии, сделанные на рубеже 19-20 веков, нельзя не заметить их татуировки, которые на языке маори называются та-моко (или просто моко).
Впервые маорийские татуировки описал Джеймс Кук в 1769 году: «Знаки в основном являются спиралями, сделанными с большой точностью и даже элегантностью. Одна сторона соответствует другой». Также Кук отметил, что из ста маори не найти двух с одинаковыми татуировками.
Традиции татуировки не являются изобретением именно маори. Традиционные орудия и методы, использовавшиеся в Новой Зеландии, похожи на те, что использовались на других островах Восточной Полинезии. Единственное различие заключается в том, что в остальной Полинезии татуировалось часто всё тело, а в Новой Зеландии из-за более холодного климата (температура иногда опускается ниже нуля) не практиковалось постоянное обнажение тела, поэтому основным участком для татуировки стало лицо, хотя ягодицы, живот и бедра также могли служить местом для татуировок.
Люди, которые делали татуировки, назывались тохунга-та-моко и наделись статусом «табу», т.е. являлись неприкосновенными. Тохунга-та-моко были как мужчины, так и женщины.
Татуировки маори имели различные значения. Во-первых, это была инициация для юношей и девушек, знаменующая их вступление во взрослый мир. Как и в других архаичных культурах, процедура инициации являлась крайне болезненной. Татуировки у маори наносились не иглами, а с помощью долота, сделанного из кости альбатроса. По ручке долота били молотком. Таким образом делались надрезы на коже. У маори были специальные воронки для кормления тех, у кого в процессе нанесения татуировки опухал рот.
Второе предназначение татуировки — подчеркнуть высокий социальный статус человека (не все маори имели право на татуировки). Третье значение та-моко — это нанесение на лицо важной информации о владельце тату. Взглянув на татуировки, другие маори могли узнать количество битв, в которых владелец данного моко принимал участие, количество убитых врагов, количество полученных ранений, положение в обществе, сферу занятий, количество браков.
Для женщин количество необходимой информации было меньше, т.к. они не принимали участие в битвах, поэтому им тату на лице наносили только в области губ и подбородка (татуировки на теле делались в тех же местах, что и мужчинам).
Татуировки служили маори и в качестве привлечения внимания противоположного пола.
После смерти воина его высушенный череп с сохраненными татуировками сохранялся и выставлялся во время праздников. Мокомокаи (так назывались черепа) были, наряду с землей, важным товаром, в обмен на который маори получали огнестрельное оружие от англичан. Черепа маори были объектом охоты европейских музеев и частных коллекционеров, поэтому в Новой Зеландии появилось немало охотников за головами. Чтобы получить от этих охотников мушкеты в обмен на черепа-мокомокаи, маори стали прибегать к обману и наносить тауировки на лица рабов и людей низкого социального статуса и потом продавать их черепа.
Британский офицер и его коллекция мокомокаи
Из-за профанации старинных обычаев в 19-м веке стала угасать традиция как мокомокаи, так и искусства татуировки для мужчин. У женщин татуировки сохранялись и в начале 20-го века. С пробуждением национального самосознания маори пытаются возродить традиции та-моко.
«Тату в стиле маори» сейчас являются популярными у любителей татуировок во всем мире, но при этом следует помнить, что традиционное та-моко имеет священный статус и нанесение его на лица и тела тех, кто не является маори, рассматривается маори как преступление. Чтобы избежать профанации термина «та-моко», маори предлагают использовать для не-маори термин «киритухи», означающий просто рисунок на коже, не несущий в себе никакого смысла, кроме эстетического.
Еще несколько портретов девочек, девушек и женщин маори, сделанных в разное время.
Живописный портрет женщины маори
Рисунок изображает маорийское приветствие — прикосновение носами при встрече. Трение носами представляет собой символический акт обращения к ха («дыхание жизни»), которое восходит непосредственно к богам, в которых верили маори.
materinstvo.ru
Маори (история народа, 40 фото и изображений)
Ма́ори — полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии.
Самоназвание «маори» означает «обычные» / «естественные». Так в маорийских мифах обозначаются смертные люди, в отличие от божеств и духов. У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина маори и всех полинезийцев — это остров Тайвань вблизи материкового Китая. Непосредственно в Новую Зеландию люди прибыли с островов Восточной Полинезии.
карта миграции полинезийцев в Новую Зеландию:
Маори и гигантская птица-моа. Фотоколлаж сделан в 1936 году. Моа были унитожены маори задолго до того, как в Новой Зеландии появились европейцы. По неподтверждённым свидетельствам, отдельные представители этих птиц ещё встречались в конце 18 — начале 19 века.
Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Это был голландский мореплаватель Абель Тасман. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: маори напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.
Современные маори. Фото Джимми Нельсона
Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом — гавайцами.
К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у маори земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.
художник Арнольд Фредерик Гудвин — Первый плуг в Новой Зеландии
В период между 1807 и 1845 годами между племенами Северного острова Новой Зеландии вспыхнули так называемые Мушкетные войны. Толчком к конфликту стало распространение среди маори огнестрельного оружия — мушкетов. Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. Всего в этих войнах погибло 18 с половиной тысяч маори, т.е. приблизительно пятая часть всех коренных жителей Новой Зеландии. К 1857 году в Новой Зеландии насчитывалось лишь 56 тысяч маори. Помимо войн, большой ущерб местному населению нанесли болезни, завезенные европейцами.
Мужчины из племен маори. Фотографии начала 20-го века:
В 1840 году Великобритания и часть вождей племён маори подписали письменный договор, получивший название Договор Вайтанги, в соответствии с положениями которого маори передавали Новую Зеландию под опеку Великобритании, но сохраняли свои имущественные права, а Великобритания получала исключительное право на покупку у них земельных угодий. Однако и после подписания договора между маори и англичанами возникали военные стычки.
Вожди племен маори:
Маори рубит флагшток с британским флагом. 1845 год
Англичане атакуют деревню маори. 1845 год
художник Джозеф Мерретт. Маори (1846 год)
художник Джозеф Мерретт. Четыре маорийских девушки и молодой мужчина (1846 год)
девушка-маори
девушка-маори (1793 год)
мужчина и девушка маори:
девушки-маори:
В 1891 году маори составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной.
В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.
маорийская семейная пара, начало 20 века
девочки маори в европейской одежде
девушки маори
маорийский дед
маорийская бабушка
Сейчас в Новой Зеландии живут, согласно переписи 2013 года, 598,6 тыс. маори, что составляет 14,9% населения страны. Около 126 тысяч маори живут в Австралии и 8 тысяч в Великобритании.
Несмотря на то, что язык маори, наряду с английским, является государственным языком Новой Зеландии, большинство маори в повседневной жизни предпочитают английский. Около 50 тысяч человек свободно говорят на языке маори и около 100 тысяч понимают язык, но не говорят на нем.
Христианство вытеснило традиционные верования маори и сегодня большинство маори являются христианами разных ветвей, в том числе синкретичных культов, созданных в среде самих мори. Около 1 тысячи маори исповедуют ислам.
дети в новозеландском музее на экспозиции культуры маори
Makereti (Maggie) Papakura (1873–1930). Её отец был англичанином, а мать — маори. Воспитанная в маорийской культуре (она начала учить английский лишь в возрасте 10 лет, когда отце взял её на воспитание), она всегда считала себя маорийкой.
Мери Те Таи Мангакахиа (1868-1920) — маорийская феминистка, боровшаяся за права женщин маори
Несмотря на все попытки уравнять белых и маори, коренное население Новой Зеландии остается самой отсталой социальной группой в стране, уступая не только белым, но и мигрантам из Азии. У маори самый низкий уровень образования, они составляют половину от всех заключенных Новой Зеландии (при том, что они составляют всего лишь 14,9% от населения государства). Наконец, у маори продолжительность жизни ниже, чем у остальных новозеландцев. Это связано с тем, что у маори гораздо больший процент алкоголизма, наркомании, курения и ожирения.
современная женщина-маори:
современный мужчина-маори:
современные девушки-маори:
Новозеландский актер Ману Беннетт. Кровь маорийских воинов, текущая в его жилах, помогла актеру убедительно сыграть сурового гладиатора Крикса в американском сериале «Спартак: кровь и песок» (2010) и его продолжениях
Maureen Kingi — первая маори, завоевавшая титул Мисс Новая Зеландия. Это случилось в 1962 году
Художник Эдвард Коул. Девушка маори с яблоками (30-е годы 20 века)
Плакат «Новая Зеландия для вашего следующего отпуска» (1925 год)
Плакат «Увидимся в Новой Зеландии» (1960 год)
top-antropos.com
Мифология маори — Википедия
Изображения, шести богов маори, слева направо: Tūmatauenga, Tāwhirimātea, Тане, Tangaroa, Rongo, и HaumiaРелигия маори — языческая религия, которую исторически исповедовали и отчасти исповедуют сейчас маори Новой Зеландии. Характеризуется анимизмом и развитым культом предков. Интересна сложной системой мифологии, сходной в основном с главными мифами народов Океании (точнее — Полинезии).
Боги у маори те же, что и у полинезийцев, но детали пантеона и отношения внутри него существенно различаются.
Постоянные святилища богам обычно не строились, хотя отдельные уединенные места использовались для «связи» с ними и даже снабжались для этого крупными камнями. Шаманы и предсказатели обычно использовали «посох бога» для его персонализации. Неэффективный, отказывающий в помощи или слишком ленивый бог мог быть забыт, так как не исполнял свою функцию. Это касалось в основном второстепенных богов.
Верховным богом был Ио, однако о его существовании знали только посвященные. Перед посвящением в тайну Ио они должны были пройти длительное обучение в полной изоляции от соплеменников.
Другими наиболее важными богами были (миф приведен в следующем разделе):
- Рангинуи — Небо
- Папатуануку — Земля-Мать
- Танэ — бог лесов
- Тангароа — бог морей
- Ронго — бог сельского хозяйства
- Тафериматеа — бог ветра
- Фиро — бог зла.
Семейное древо богов маори[править | править код]
Прародители[править | править код]
Маори почитают нескольких богов-прародителей, упоминаемых в их мифах о творении. Так, прародителями считаются бессмертные Рангинуи (Ранги) и Папатуануку (Папа). Один из их сыновей — Танэ в попытке разъединить обнимающихся (на протяжении вечности) родителей обратил их, растолкнув, в Небо и Землю.
Ранги (мужчина) стал Небом, а Папа (и мужчина и женщина) — Землёй. Дождь, падающий с неба и туман, поднимающийся с земли — знаки скорби разделенных братьев. Братья же, разлучившие родителей, стали в нашем мире богами. Танэ — богом лесов, Тангароа — морей, Ронго — сельского хозяйства, а Фиро — повелителем темных сторон жизни. Тафириматеа решил остаться с отцом и стал богом ветров и ураганов.
Из земли бессмертные братья сделали женщину. Танэ вдохнул в неё жизнь и взял в жены. От их союза и появились люди.
Богами «контингент» потустороннего для маори не ограничивался. Были ещё страшные (реже — добрые) чудовища, семейные защитники, духи предков.
- Для персонализации чудовища каждое племя использовало бревно, кучу плывущих веток или иной объект и старательно обходило его, по аналогии с тем, как ребёнок в темной комнате принимает за монстра стул с висящей на нём пижамой. Считалось также, что чудовища обитают в омутах водоемов.
- Духи (ваируа) предков чаще были благосклонны к маори. Исключение составляли злые, неправильно похороненные люди, а также духи выкидышей. Если похоронные обряды не были проведены правильно и в одном объёме, блуждающий дух мертвеца мог долго тревожить и беспокоить живых.
- Домашние боги (каитиаки), предупреждали об опасности и вселяли уверенность, защищали жилище человека.
- Вода, огонь и приготовленная пища считались священными и использовались в ритуалах.
После смерти[править | править код]
Считалось, что для покойного важно проведение всех обрядов в Доме Собраний и правильное прощание с ним. После похорон душа покойного должна была пройти мимо Великой Тьмы (богини-неверной жены) и присоединиться к Матери-Земле (Папа).
Маори отдавали (и отдают) много сил огромному количеству проводимых ими обрядов. Выделялись осуществляемые специальными шаманами ритуалы призыва богов и духов, предсказания, а также общественные обряды, например, погребальные или связанные с повседневной деятельностью племени. Ритуалам отводилась огромная роль и придавалось большое значение. Если шаман допускал ошибку, это расценивалось как дурное предзнаменование и требовало искупления (ноа, каракиа). Для защиты от потусторонних сил часть ритуалов (в том числе и искупительные) шаман проводил стоя по пояс в очистительной, проточной воде.
Табу (тапу)[править | править код]
Табу — запрещенное действие, место или состояние. Запрет мог касаться отдельного маори или целого племени. Например, у племени могло быть табу прикасаться, передвигать, приближаться и даже смотреть на бревно, которое лежит в болоте и символизирует чудовище. Нарушение табу влечет наказание и подлежит искуплению.
Ноа и каракиа[править | править код]
Ноа — очистительный ритуал возвращения к нормальному состоянию после осквернения нарушением табу. Проведение ноа позволяло избежать наказания и восстановить статус «нормального» (маори на языке маори — «нормальный, обычный»). Ритуал ноа проводился часто в проточной воде, чтобы избежать нападения темных сил на человека во время его проведения.
Каракиа — формальная молитва — одновременно просьба о помощи богов и духов предков и суеверная молитва-оберег. Большое внимание уделялось правильному произнесению каракиа.
Жертвоприношения, рабовладение, каннибализм[править | править код]
Маори приносили жертвы, имели рабов и практиковали ритуальный каннибализм.
Жертвоприношения могли быть такими:
- еды
- сердца врага (могло сначала посвящаться богу, а затем съедаться воином)
- первого плода урожая
- человеческие (так, под один из столбов общинного дома для собраний и ритуалов закапывали тело врага).
- «Религии мира». — Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. С. 151—154.
- Рид А. В. Мифы и легенды страны маори / Пер. с англ. С. Серпинского. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1960. — 104 с.
- Сказки и легенды Маори. Из собрания А. Рида / Пер. с англ. Ю. С. Родман. Под ред. А. М. Кондратова. — М.: Наука, 1981. — 224 с.
ru.wikipedia.org
Маори — Википедия
Те Пуни, вождь маори, XIX векМа́ори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии по переписи 2013 около 600 тысяч человек, что составляет приблизительно 15 % населения страны. Значительное число (около 155 тысяч) маори живут в Австралии и около 3,5 тысяч в США. Около 13 тысяч маори живут на островах Кука (государство в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией), где они также являются коренным народом и составляют большую часть населения (87,7 %)[2].
Самоназвание
На языке маори слово māori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях, слово «маори» отличало людей от божества и духа.
Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индийцы»[3], «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.
Видео по теме
История
Переселение Маори в Новую Зеландию представляет собой конечную точку длинной цепи переселений полинезийцев по тихоокеанским островам. В настоящее время установлено, что прародиной австронезийских языков, на которых говорят полинезийцы, является о. Тайвань (см. тайваньские языки).Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры прибыли несколько волн переселенцев из Восточной Полинезии. Последние исследования позволили уточнить время поселения полинезийцев на новой родине. Сопоставление родословных, радиоуглеродный анализ, свидетельства обезлесения[4] и вариабельность митохондриальной ДНК у маори[5] позволяют сделать вывод о том, что первые восточные полинезийцы поселились здесь в 1250—1300 годах[6][7]
У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя также и другим островам, например, Гавайи, Савайи, Хива. По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племён селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.
Часть маори мигрировала на архипелаг Чатем (названный ими Rekohu — Затуманенное Солнце), где превратились в народ мориори с отдельной культурой, отличавшейся от воинственных маори пацифизмом.
Маршрут, по которому маори прибыли в Новую Зеландию, точно не установлен.
Первоначальное название, данное стране маори до появления здесь первых европейцев, не сохранилось. Однако известно, что остров Северный маори именовали Те Ика-а-Мауи (маори Te Ika-a-Māui), что может быть переведено как «рыба Мауи». Мауи — полубог в легендах маори, поймавший в океане огромную рыбу, которая превратилась после этого в остров. Остров Южный имел два распространённых названия: Те Ваи Поунаму (маори Te Wai Pounamu) и Те Вака-а-Мауи (маори Te Waka a Māui) [6]. Первое название может быть переведено как «нефритовая вода», а второе как «лодка, принадлежащая Мауи», уже упомянутому выше полубогу легенд маори. До начала XX века остров Северный часто именовался коренными жителями Аотеароа (Aotearoa (инф.)), что может быть переведено как «страна длинного белого облака» (ao = облако, tea = белый, roa = длинный). Позднее именно это название стало общепринятым названием в языке маори для всей страны[8]
На основе преданий маори, археологических раскопок и других сведений история маори в Новой Зеландии разбивается на следующие периоды: архаический (1280—1500), классический (1500—1642) и период ранних контактов с европейцами (1642—1840).
Модель укреплённого поселения «па», построенного на мысе. Такие поселения распространились в классический период (1500—1642) как следствие роста населения и конкуренции за обладание землями и ресурсами.Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. Для европейцев Новую Зеландию в 1642 году открыл Абель Тасман, голландец, назвавший эту страну в честь одной из провинций Нидерландов. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба путешественника попали в кровавые стычки с маори. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 26 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей[9]. Эти события навсегда настроили маори против пришельцев из-за океана.
Вслед за Куком, который нанёс на карту всю береговую линию Новой Зеландии, новооткрытую страну посетило множество европейских и североамериканских китобоев и охотников на тюленей, а также торговых кораблей, менявших пищу, металлические инструменты, оружие и другие товары на лес, продукты питания, артефакты и воду. Эти торговцы принесли маори ряд новых сельскохозяйственных культур и ружья, что коренным образом изменило сельскохозяйственный и военный уклад этого народа. Картофель, который в условиях Новой Зеландии легко выращивался и давал большие урожаи, стал надёжным источником высококалорийной пищи и позволил воинам маори проводить более долгие военные кампании[10]. Но особое з
wiki2.red
Маори — Википедия
Те Пуни, вождь маори, XIX векМа́ори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии по переписи 2013 около 600 тысяч человек, что составляет приблизительно 15 % населения страны. Значительное число (около 155 тысяч) маори живут в Австралии и около 3,5 тысяч в США. Около 13 тысяч маори живут на островах Кука (государство в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией), где они также являются коренным народом и составляют большую часть населения (87,7 %)[2].
Самоназвание
На языке маори слово māori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях, слово «маори» отличало людей от божества и духа.
Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индийцы»[3], «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.
История
Переселение Маори в Новую Зеландию представляет собой конечную точку длинной цепи переселений полинезийцев по тихоокеанским островам. В настоящее время установлено, что прародиной австронезийских языков, на которых говорят полинезийцы, является о. Тайвань (см. тайваньские языки).Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры прибыли несколько волн переселенцев из Восточной Полинезии. Последние исследования позволили уточнить время поселения полинезийцев на новой родине. Сопоставление родословных, радиоуглеродный анализ, свидетельства обезлесения[4] и вариабельность митохондриальной ДНК у маори[5] позволяют сделать вывод о том, что первые восточные полинезийцы поселились здесь в 1250—1300 годах[6][7]
У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя также и другим островам, например, Гавайи, Савайи, Хива. По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племён селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.
Часть маори мигрировала на архипелаг Чатем (названный ими Rekohu — Затуманенное Солнце), где превратились в народ мориори с отдельной культурой, отличавшейся от воинственных маори пацифизмом.
Маршрут, по которому маори прибыли в Новую Зеландию, точно не установлен.
Первоначальное название, данное стране маори до появления здесь первых европейцев, не сохранилось. Однако известно, что остров Северный маори именовали Те Ика-а-Мауи (маори Te Ika-a-Māui), что может быть переведено как «рыба Мауи». Мауи — полубог в легендах маори, поймавший в океане огромную рыбу, которая превратилась после этого в остров. Остров Южный имел два распространённых названия: Те Ваи Поунаму (маори Te Wai Pounamu) и Те Вака-а-Мауи (маори Te Waka a Māui) [6]. Первое название может быть переведено как «нефритовая вода», а второе как «лодка, принадлежащая Мауи», уже упомянутому выше полубогу легенд маори. До начала XX века остров Северный часто именовался коренными жителями Аотеароа (Aotearoa (инф.)), что может быть переведено как «страна длинного белого облака» (ao = облако, tea = белый, roa = длинный). Позднее именно это название стало общепринятым названием в языке маори для всей страны[8]
На основе преданий маори, археологических раскопок и других сведений история маори в Новой Зеландии разбивается на следующие периоды: архаический (1280—1500), классический (1500—1642) и период ранних контактов с европейцами (1642—1840).
Модель укреплённого поселения «па», построенного на мысе. Такие поселения распространились в классический период (1500—1642) как следствие роста населения и конкуренции за обладание землями и ресурсами.Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. Для европейцев Новую Зеландию в 1642 году открыл Абель Тасман, голландец, назвавший эту страну в честь одной из провинций Нидерландов. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба путешественника попали в кровавые стычки с маори. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 26 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей[9]. Эти события навсегда настроили маори против пришельцев из-за океана.
Вслед за Куком, который нанёс на карту всю береговую линию Новой Зеландии, новооткрытую страну посетило множество европейских и североамериканских китобоев и охотников на тюленей, а также торговых кораблей, менявших пищу, металлические инструменты, оружие и другие товары на лес, продукты питания, артефакты и воду. Эти торговцы принесли маори ряд новых сельскохозяйственных культур и ружья, что коренным образом изменило сельскохозяйственный и военный уклад этого народа. Картофель, который в условиях Новой Зеландии легко выращивался и давал большие урожаи, стал надёжным источником высококалорийной пищи и позволил воинам маори проводить более долгие военные кампании[10]. Но особое значение имело огнестрельное оружие, которое маори получили в начале XIX века и начали применять его в межплеменных сражениях во всё возрастающих масштабах.
На десятки лет Новая Зеландия погрузилась в пучину междоусобных «Мушкетных войн» (1807—1845). В ходе межплеменных войн, охвативших практически всю Новую Зеландию, было убито около 20 тысяч маори и ещё десятки тысяч из потерпевших поражение племён были порабощены, ряд племён понесли потери, сильно сократившие их численность, а некоторые племена маори на Новой Зеландии и мирный народ мориори на архипелаге Чатем были почти полностью истреблены. Выжили только те племена маори, которые смогли обзавестись огнестрельным оружием в достаточном количестве. После подписания «договора Вайтанги» в 1840 году «мушкетные войны» постепенно закончились и Новая Зеландия стала владением британской короны. При этом маори потеряли независимость, но добились формального юридического равноправия с британскими гражданами.
С увеличением количества европейских мигрантов вспыхнули конфликты за землю. В конце концов, для «наведения порядка» туда прибыли английские войска, и «мушкетные» войны сменили так называемые «Новозеландские земельные войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.), продолжавшиеся вплоть до 1870-х годов. В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию полностью, а у маори было конфискована бо́льшая часть земель. К 1891 во владении у маори осталось только 17 % земель, причём это были худшие земли[11].
Упадок и возрождение
Традиционное жилище маориВ начале XIX веке общая численность маори составляла, предположительно, около 100 тысяч человек. В течение XIX века численность автохтонного населения в Новой Зеландии сократилась до 40 % доконтактного уровня, основным фактором этого были завезённые болезни, к которым у маори не было иммунитета[12].
Одновременно со снижением численности маори шёл другой процесс: после подписания «договора Вайтанги» при поддержке колониальных властей в Новую Зеландию хлынул огромный поток европейских переселенцев. Их количество возросло с менее чем тысячи в 1831 году до 500 тысяч к 1881, при этом приезд 120 тысяч из них был оплачен британским правительством. В большинстве своём они были молоды, в результате чего в Новой Зеландии за этот период у них родилось ещё 250 тысяч детей.[13] Численность же маори по переписи 1856—1857 составила 56049 человек. Таким образом, маори впервые оказались меньшинством в стране, составив менее 10 % населения. По переписи 1871 года численность маори упала до 37 520 человек, хотя Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак) считал, что это слишком заниженная цифра.[14] В 1896 году численность маори достигла значения чуть более 42 тысяч человек, тогда как европейского населения в Новой Зеландии насчитывалось около 700 тысяч[15].
Политические движения маори
Флаг маори, предложенный в 1998 году[16].В 1850-х годах по инициативе известного маорийского проповедника и просветителя Вирему Тамихана была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа как политический лидер, представляющий его интересы. Должность «короля маори» не установлена как наследственная, тем не менее до настоящего времени все короли маори были прямыми потомками Потатау Те Фероферо, первого «короля маори».
В 1892 году маорийское движение Те Котахитанга создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году данный парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века).
В XX веке видную роль в новозеландской политике сыграли маорийские деятели Джеймс Кэрролл и Апирана Нгата.
Известной представительницей народа маори является современная оперная певица Кири Те Канава.
В 1951 году в Веллингтоне была основана Лига «Благосостояние женщин-маори». Условия для создания лиги возникли в результате массового переселения маори из сёл в города Новой Зеландии. Президентом организации была выбрана Уина Купер. Через несколько лет отделения лиги открылись по всей Новой Зеландии. Лига занималась в основном обеспечением крова, здравоохранением и образованием женщин маори, оказавшихся в непривычной и трудной ситуации в результате переселения в города. К 1956 году лига насчитывала около 300 отделений, 88 окружных советов, и более 4000 членов.
В 1980-е годы благодаря давлению Лиги «Благосостояние женщин маори» и других организаций язык маори был признан одним из официальных языков страны, что было установлено Актом о маорийском языке от 1987 года[en].
7 июля 2004 года была основана партия маори (маори Tōrangapū Māori) — политическая партия Новой Зеландии. Партия провозгласила 8 уставных «маори kaupapa» — партийных целей и выступает, в частности, за отстаивание ценностей коренных народов и обязательное изучение культурного наследия коренного народа в новозеландских школах.
Язык
Язык относится к полинезийской группе австронезийской семьи. Внутри Полинезии относится к восточнополинезийским языкам, которые в свою очередь входят в подгруппу ядернополинезийских языков. Существует около десятка диалектов, особенно сильны различия групп диалектов Южного и Северного островов. Тем не менее все диалекты языка маори взаимопонимаемы.
Хотя язык маори не относится к исчезающим, сейчас он подвергается сильнейшему вытесняющему давлению английского языка. По данным опроса 2001 года, число свободно владеющих родным языком маори составляет лишь 9 % или около 30 тысяч человек[17]. Перепись 2006 года выявила, что лишь 4 % населения Новой Зеландии или 23,7 % маори может более или менее сносно разговаривать на своём родном языке[18].
Традиционное хозяйство, быт и обычаи
Маори приветствуют гостя Резьба по деревуТрадиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Основа кухни — таро, папоротники, ямс, батат. Собака была единственным домашним животным. Двух других домашних животных, свиней и кур, широко распространённых в большей части Полинезии, до контактов с европейцами маори не знали, что указывает на раннее обособление маори от других полинезийских народов после заселения ими Новой Зеландии[19]. Охотились маори на гигантских птиц моа, которые были истреблены в XVII—XVIII веках. Большая часть современных маори занята в сельском и лесном хозяйстве.
Искусства — ткачество, плетение, строительство лодок, развитая резьба по дереву. Основной элемент орнамента — спираль, который имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.
Лодки маори имели, как правило, один корпус без аутригера, широко распространённого в остальной Полинезии. Упоминания о двухкорпусных лодках единичны и, вероятно, вызваны ошибочной идентификацией с катамараном из-за практики маорийских рыбаков временно сцеплять два каноэ во время рыбной ловли большими сетями[20].
Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток или на север. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления, поскольку климат Новой Зеландии намного холоднее, чем на Гавайях или Таити.
По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья. Маорийское искусство плетения одежды «танико» обеспечивало не только практичность, но и высокие эстетические качества одежды. Перьевой плащ или «kahu huruhuru» отражал высокий социальный статус его обладателя, а также использовался в различных церемониях. Наиболее высоко ценились плащи из перьев птиц гуйя и киви (особенно из редких особей-альбиносов). Для менее ценных, но более разнообразных по цветовому исполнению перьевых плащей использовались перья лесных голубей, (белые с грудки и чёрные со спины), тёмно-синие перья местных попугаев какапо.
Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), а также школы — дома знаний (фаре-кура), в которых опытные мастера, жрецы, художники обучали молодёжь.
Вождь Маори с татуировкой на лице, 1784 годВоины маори использовали различные виды холодного оружия — (таиаха), представляющее собой шест, нечто среднее между копьём и палицей, копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась также короткая боевая палица мере (изготавливалась обычно из камня или китовой кости). В охоте использовали силки. Использования металлов маори до контактов с европейцами не знали. Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Инструментом для резьбы по дереву и для других работ, а также и для нанесения татуировки, был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита также делали навершия кистеней мере и наконечники боевых копий-дубинок «таиаха». Кроме того, некоторые виды оружия изготавливались из китовой кости или твёрдых пород дерева.
Прежде у маори существовал ритуальный каннибализм. Съедали обычно военнопленных или убитых врагов, так как существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает.
Другой значительной традицией маори является татуировка, которой покрывали лица и тела вождей и выдающихся воинов. Татуировщики (как мужчины, так и женщины) высоко почитались в обществе маори, они много зарабатывали и считались неприкосновенными. Основное отличие маорийской татуировки та-моко от обычной заключается в том, что моко наносится на кожу с помощью специального зубила «ухи» (маори uhi), создающего на коже небольшие рубцы, а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются углубления.
Татуировка показывала высокий общественный ранг вождя и воина, поскольку на татуировку было нужно много времени и средств для оплаты услуг мастера-татуировщика. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура нанесения татуировки весьма болезненная.
Фотографии представителей народа маори
Социальные отношения
Общество маори являлось стратифицированным и было устроено примерно так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» обозначали также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.
Духовная культура
В целом культура маори значительно отличается от культуры других полинезийцев, причина чему — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и своё, самобытное наследие.
Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племён. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Неизвестно, существовал ли этот культ ранее или же он был создан после контактов с европейцами, в противовес проникшему сюда христианству. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.
Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.
Распространены песни и танцы, существовали примитивные музыкальные инструменты. Известность получили два местных танца — хака и пои.
Известна настольная игра маори восточного побережья, му-торере.
Учёные из новозеландского Университета Отаго провели секвенирование митохондриальных геномов останков первых полинезийцев, поселившихся в Новой Зеландии. В 2012 году они полностью расшифровали митохондриальные геномы четырёх человек, считающихся у местного населения предками, захороненных в большой деревне у переката на реке Вайрау более 700 лет назад.
Результаты анализа оказались неожиданными для учёных: расшифровка обнаружила большое генетическое разнообразие предков маори, в то время как у современных маори наблюдается значительная однородность генетического материала. Ранее этот факт было принято объяснять генетической однородностью первопоселенцев Новой Зеландии. Выдвинута версия, что важным фактором в обеднении генофонда маори является сильное сокращение численности аборигенного населения Новой Зеландии в XIX веке из-за множества инфекционных заболеваний, занесённых в результате контактов с европейцами.[21][22].
Примечания
- ↑ Hamer, Paul (2012), Māori in Australia: An Update from the 2011 Australian Census and the 2011 New Zealand General Election, <http://ssrn.com/abstract=2167613>. Проверено 26 августа 2015.
- ↑ Cook Islands, CIA. Проверено 15 августа 2007.
- ↑ Suthren V. To Go Upon Discovery: James Cook and Canada, from 1758 to 1779. — Dundurn, 2000. — С. 177. — ISBN 9781459713062.
- ↑ (1999) «Dating initial Maori environmental impact in New Zealand». Quaternary International 59: 5–0. DOI:10.1016/S1040-6182(98)00067-6.
- ↑ (1998) «Testing migration patterns and estimating founding population size in Polynesia by using human mtDNA sequences». Proceedings of the National Academy of Sciences 95 (15): 9047–52. DOI:10.1073/pnas.95.15.9047. Bibcode: 1998PNAS…95.9047M.
- ↑ 1 2 Mein Smith, 2005, p. 6.
- ↑ (2008) «Dating the late prehistoric dispersal of Polynesians to New Zealand using the commensal Pacific rat». Proceedings of the National Academy of Sciences 105 (22): 7676. DOI:10.1073/pnas.0801507105. Bibcode: 2008PNAS..105.7676W.
- ↑ О Новой Зеландии | Новозеландские крема 100 % Pure
- ↑ Marc-Joseph Marion du Fresne — New Zealand in History
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка — история). Проверено 30 января 2011. Архивировано 11 мая 2011 года.
- ↑ History Of NZ, M. King. Penguin, 2012. P258
- ↑ Lange, Raeburn. May the people live: a history of Māori health development 1900–1920. — Auckland University Press, 1999. — P. 18. — ISBN 978-1-86940-214-3.
- ↑ James Belich, Making Peoples (1996) 278-80
- ↑ Te Rangi Hiroa (Sir Peter Buck). 6 – Sickness and Health // The Coming of the Maori. — 1949. — Vol. III. Social Organization. — P. 414.
- ↑ Population (англ.). The Encyclopedia of New Zealand. Проверено 24 декабря 2008. Архивировано 21 августа 2011 года.
- ↑ New Zealand — Maori Flags
- ↑ 2001 Survey on the health of the Māori language
- ↑ FAQ about the Māori Language
- ↑ Маори Новой Зеландии собаку знали, а свиней и кур — нет. Древний человек и океан, Тур Хейердал
- ↑ http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038336-4/978-5-02-038336-4_06.pdf
- ↑ http://scientificrussia.ru/articles/new-zealand-genome
- ↑ 23 October 2012 Media Release, News at Otago, University of Otago, New Zealand
Литература
- Бахта В. М. Аотеароа. — М.: Мысль, 1965. — 144 с.: ил.
- Кук Джеймс. Плавание на «Индеворе» в 1768—1771 гг. Первое кругосветное плавание капитана Джемса Кука. — М.: Географгиз, 1960.
- Кук Джеймс. Второе кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772—1775 гг. — М.: Мысль, 1964. — 624 с.
- Кук Джеймс. Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом Океане в 1776—1780 гг. — М.: Мысль, 1971. — 638 с.
- Малаховский К. В. Британия южных морей. — М.: Наука, 1973. — 168 с.: ил. — «Научно-популярная серия».
- Малаховский К. В. История Новой Зеландии / Под ред. П. И. Пучкова. — М.: Наука, 1981. — 240 с.
- Народы и религии мира. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 928 с.
- Рид А. В. Мифы и легенды страны маори / Пер. с англ. С. Серпинского. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1960. — 104 с.
- Сказки и легенды Маори. Из собрания А. Рида / Пер. с англ. Ю. С. Родман. Под ред. А. М. Кондратова. — М.: Наука, 1981. — 224 с.
- Те Ранги Хироа (Питер Бак). Мореплаватели солнечного восхода / Пер. с англ. М. В. Витова, Л. М. Паншечниковой. — М.: Географгиз, 1959. — 254 с.
- Форстер Г. Путешествие вокруг света/Пер. с нем. М. С. Харитонова, послесл. и коммент. Д. Д. Тумаркина. — М.: Наука, Гл. ред. восточной лит-ры, 1986. — 568 с.
- Mein Smith, Philippa. A Concise History of New Zealand. — Australia : Cambridge University Press, 2005. — ISBN 0-521-54228-6.
- A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
- A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.
Ссылки
wikipedia.green