Преподобный серафим вырицкий: преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)

преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)

День памяти: 21 марта (3 апреля)

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Муравьев Василий Николаевич) родился в крепкой христианской семье, в Ярославской губернии, в деревне Вахромеево, 31 марта 1866 года. Родители мальчика, Муравьев Николай Иванович, Муравьева Хиония Алимпьевна, будучи набожными людьми, стремились привить любовь к Богу и сыну.

На сороковом году жизни у Василия умер отец, и он, десятилетний ребенок, отправился на заработки. Стараниями односельчанина Василий получил должность рассыльного при одной из лавок Гостиного двора; существенную часть заработанных денег он отправлял своей матери.

К семнадцати годам Василий дослужился до старшего приказчика, а в двадцать шесть лет организовал собственное дело. Впоследствии же он сделался одним из наиболее успешных торговцев пушниной в России, поставлявшим товары даже и за границу.

В возрасте двадцати четырех лет Василий соединился брачными узами с Ольгой Ивановной Нетрониной. В 1895 году в их семье родился первенец, Николай, а спустя некоторое время дочь, Ольга. Приблизительно через год девочка умерла. Тогда, по общему решению и согласию, с благословения старца Варнавы Гефсиманского они стали жить, как брат и сестра, стали готовить себя к будущей монашеской жизни.

В 1905 году Василий Николаевич вступил в членство одной из крупнейших благотворительных организаций России — Ярославского благотворительного общества.

Вплоть до 1917 года Василий Николаевич оказывал Церкви материальную поддержку. Но когда вместе с революцией пришли хаос и смута, он лишился торгового дела и былых средств; имел возможность отправиться в эмиграцию, но не захотел.

В 1920 году Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил его принять монашеский постриг в Александро-Невской Лавре. Василий получил новое имя Варнава, в честь своего духовного наставника, Варнавы Гефсиманского. Приблизительно в это время жена Василия, Ольга, вступила в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре, с наречением имени Христина.

Вскоре Варнава был посвящен в иеродиакона. В 1921 году, 11 сентября, митрополит Вениамин рукоположил отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и экономическими вопросами, связанными с хозяйственными нуждами. Здесь ему пригодился прежний предпринимательский опыт.

Приблизительно в 1926-27 годах отец Варнава облекся в великую схиму и получил новое имя — Серафим, в честь преп. Серафима Саровского. Вскоре на общем собрании обители он был избран духовным руководителем Лавры.

Рассказывают, что в 1927 году отец Серафим предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее посвящение в Патриарха. Дар прозорливости не раз проявлялся в отце Серафиме и по отношению к прочим людям, в том числе простым, искавшим у него совета и благословения. Кроме того, он возвещал о грядущем усилении гонений на Церковь, что и произошло.

Через три года служения в должности духовника здоровье отца Серафима серьезно подпортилось. Сказались долгие пребывания в холоде, стояние на ледяном полу во время богослужения. Какое-то время он пытался скрывать свою болезнь, продолжал исполнять пастырский долг. Между тем состояние здоровья ухудшалось. А однажды он даже не смог подняться с постели.

В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), он перебрался на жительство и служение в Вырицу. Тамошний климат лучше соответствовал его немощному состоянию. Вместе с ним, также с благословения митрополита, в Вырицу переселилась схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и двенадцатилетняя послушница Маргарита, их внучка. Отныне главное послушание двух этих близких страдальцу людей заключалось в уходе за ним.

Между тем к старцу тянулось огромное множество людей. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, хотели было ограничить круг общения, но он категорически заявил, что покуда хватит сил, будет принимать тех, кто имеет в этом нужду. Более того, отец Серафим, несмотря на физическую слабость, старался не ослаблять бдение, молитву и пост.

Священнослужители местной Церкви еженедельно причащали его Святых Христовых Таинств. Примерно в 1935 году Вырицкий пастырь принял на себя подвиг молитвы на камне, в подражание святому Серафиму Саровскому. Делал он это по мере возможности и сил, когда позволяло здоровье. После же того как Советский Союз вступил в войну с фашисткой Германией, отец Серафим стал молиться на камне ежедневно.

С самого начала Великой Отечественной войны он верил в Победу и не боялся говорить об этом оккупантам.

В 1945 году почила о Господе схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева). Отец Серафим, прозревая Божественную волю, понимал, что достаточно скоро произойдёт и его исход. Последние годы своей жизни он был прикован к постели, иногда даже не находил в себе сил отвечать на записки.

Святой старец Серафим тихо отошёл ко Господу 3 апреля 1949 года.

В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных в сонме Собора новомучеников и исповедников Российских.

Чин прославления в Санкт-Петербургской епархии был совершён 1 октября 2000 года. Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), которому сослужили архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и около 30 священнослужителей. Торжественная Божественная литургия и молебен новопрославленному святому были отслужены в Казанском храме посёлка Вырица Ленинградской области.

Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, // да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 8

Крест приим свой, преподобне, радуяся, / нераздельным помыслом последовал еси Христу, / был купец еси воистину преславный, / яко не земное, но небесное сокровище стяжа / сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. / И ныне, отче наш Серафиме, молися // покаяние нам даровати и в разум истины приити.

Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3

Купец велик соделался еси, / преподобне отче Серафиме, / сый в мире, к многому богатству тленному / ты николиже сердца прилагал еси, / послушник истинен / и добродетелей подвижник, / егда же, вся оставль, / на крест монашества восшел еси, / дары Святаго Духа многи тебе дашася / и яко единаго от древних тя явиша / пророка, старца, / чудотворца и молитвенника, / столпа подвижником, спасения вождя. / Сего ради молим тя: // и нас премудро ко спасению управи.

Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4

Яко пресветлая звезда Российския земли, / возсиял еси в веси Вырицстей, преподобне Серафиме, / и, силою Святаго Духа наставляем, / светом чудес твоих страну нашу озарил еси духовно. / Темже и мы, притекающе ко гробу твоему, / умильно глаголем: // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5

Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, // милостивый наш предстателю пред Господем.

Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5

Уподобился еси древним отцем / и подвигом добрым подвизался еси, / благодатию Христовою просветився, / от Негоже прием дарования чудес, / недугующих исцеляти, / печальных и скорбящих утешати, / обидимых и гонимых защищати / и всем в нуждах сущим отраду / и скорое избавление подавати. / Сего ради, яко великаго чудотворца чтуще, / молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме: // от всех бед избави нас молитвами твоими.

Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3

Возрадуйся паки, граде святаго Петра, / и малая весе Вырица, возвеличися, / се бо светильник веры в тебе просиявает, / всеисцеляющий бальзам нам источается, / новоявленный бо великий чудотворец, / любве и покаяния наставник, / пророк и старец, // новый преподобный Серафим в тебе является.


Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьян Николая и Хионии. Во святом Крещении он был наречен Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника.

Когда отроку было десять лет, умер его отец, и Василий, благодаря помощи благочестивого односельчанина, отправился в Санкт-Петербург на заработки, где и работал потом рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и затем старшим приказчиком в лавках Гостиного и Апраксина дворов. Однако в душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь.

В четырнадцатилетнем возрасте он получает от прозорливого старца Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить дальнейшую жизнь монашескому подвигу. Приняв слово лаврского старца как Божие благословение, Василий прожил всю последующую жизнь, как определил ему Господь. Это был подвиг послушания, который длился более сорока лет.

Почти 20 лет Василий Муравьев находился под окормлением старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобного Варнавы (Меркулова), и это позволило заложить ту духовную основу, на которой происходило дальнейшее возрастание его как великого подвижника благочестия.

В повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только своим духовным чадам, но и всем нуждавшимся в его помощи. Его любимым чтением были творения святителя Игнатия Брянчанинова, по которым он советовал учиться святости всем своим духовным детям.

Способности, данные от Господа, помогали Василию в его трудах. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю Отечества и, обладая хорошими математическими способностями, в семнадцать лет стал старшим приказчиком. Все свое жалование Василий высылал больной матери.

Около 1890 года он вступил в брак с Ольгой Ивановной Нетрониной, которая также происходила из крестьян Рыбинского уезда Ярославской губернии. Она с отроческих лет втайне мечтала о монашестве, но получила благословение схимонахини Иверского монастыря Московской губернии Пелагии жить в миру, выйти замуж за благочестивого человека, родить и воспитать детей и только потом, по обоюдному согласию, принять постриг. Господь благословил их брак сыном Николаем и дочерью Ольгой, но девочка в младенчестве умерла, после чего супруги по взаимному согласию жили как брат и сестра.

В 1892 году Василий Николаевич, благодаря поддержке своего хозяина, открывает собственное дело и становится купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины выходит на международный рынок.

В 1895 году В.Н. Муравьев становится действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которою являлось всемерное содействие Государю Императору и Правительству в области национального экономического развития, а в 1897 году заканчивает организованные при Обществе высшие коммерческие курсы.

Живя в миру и став очень богатым человеком, он никогда не забывал благословения лаврского старца, старался творить добро, помогал нуждающимся, жертвовал большую часть своих доходов на нужды монастырей, храмов и богаделен.

Известно, что в 1905 году В.

Н. Муравьев за свои богоугодные дела был представлен к награждению. В этом же году благочестивый коммерсант становится действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие известные пастыри и общественные деятели того времени, в том числе и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После кончины преподобного Варнавы духовными наставниками Василия Николаевича становятся епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). Последним духовником старца Серафима был протоиерей Алексий Кибардин, служивший настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице.

Наступил 1917 год. Многие состоятельные знакомые Муравьевых переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решает иначе: с началом Февральской революции он закрывает свое коммерческое предприятие и раздает состояние нуждающимся служащим.

Значительную часть его он жертвует на нужды Александро-Невской Лавры и Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также Иверского Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и окончательно готовит себя к принятию монашества…

12 сентября 1920 года В.Н.Муравьев передает еще одно крупное пожертвование Александро-Невской Лавре, а через день пишет в Духовный собор Лавры прошение о принятии его в число братии, на которое получает положительный ответ и первое послушание — пономарское.

Уже 26 октября митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословляет постриг послушника Василия одновременно с его женой, поступившей в Санкт-Петербургский Новодевичий монастырь и принявшей постриг с именем Христины (в схиме Серафима).

29 октября Василий был пострижен в иноки с именем Варнава. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года — в иеромонаха.

В течение 1920-1926 годов отец Варнава несет ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. В конце 1926 года он принимает великую схиму с именем Серафим и избирается братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собирается великое множество духовных чад — мирян, иноков, священников и архиереев, среди них — выдающиеся иерархи: епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).

Около трех лет пребывал отец Серафим на поприще духовника Лавры. С отеческой любовью и сердечной теплотой молитвы помогал он избавляться от самых страшных грехов, человеческой ненависти и братоубийства.

От принятия ежедневной восьмичасовой исповеди старец стал испытывать постоянные боли в ногах. В начале 1933 года болезнь окончательно приковала его к постели и, согласно рекомендации врачей и по настоянию митрополита Серафима (Чичагова), он переехал в Вырицу — поселок в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга.

Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти двадцати лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по несколько сот посетителей. Но посетителями его были не только ищущие своего спасения. В период с 1938 по 1940 годы несколько раз в ночное время представители власти проводили у него обыски. В один из таких обысков не встававший с постели старец подозвал к себе одного из сотрудников НКВД. Он посмотрел своими добрыми и ласковыми глазами на человека, которому поручено было со всей строгостью выполнить поручение, спросил его имя, взял его руку, погладил, затем приложил к голове его свою руку и произнес: «Да простятся грехи твои, раб Божий…». В этот момент лицо грозного представителя власти смягчилось и дальнейший разговор происходил так, словно они были самыми лучшими друзьями. Подобным образом старец избавил от недуга ненависти и жестокости и остальных производящих обыск.

В январе 1941 года был арестован, а в сентябре расстрелян сын батюшки Николай. Еще через четыре года преставилась схимонахиня Серафима. Великая скорбь вошла в сердце батюшки.

Во время войны старец Серафим, кроме строгого поста и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг: еженощно, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского, с воздетыми руками он молился о России, подражая подвигу своего небесного покровителя.

За годы войны в Вырице был разрушен лишь один дом, хозяевам которого батюшка еще в первые дни войны сказал: «Вам необходимо покинуть Вырицу». По его молитвам немцы, заняв поселок, расквартировали в нем румынскую православную часть, так что ни один человек в поселке не пострадал, и церковь продолжала действовать.

После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Слова старца всегда сбывались.

Время старческого служения Вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Все эти годы своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе, исполнив завет преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельство очевидцев.

Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Незадолго до кончины Преподобный говорил своей келейнице о бывшем ему откровении: «Я побывал во многие странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».

Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание,

Сам о себе он говорил: «После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам».

Вот уже более 50 лет со дня блаженной кончины старца не прекращается его народное почитание. Ныне над его могилкой воздвигнута часовня.

На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года старец Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

По сей день святой старец своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения. Отпевание отца Серафима отличалось редкой торжественностью. Пели три хора: вырицких Казанской и Петропавловской церквей и хор духовных академии и семинарии, где по благословению митрополита Григория в день погребения вырицкого подвижника были отменены занятия. Одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был будущий Святейший Патриарх Алексий II. «Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную», — вспоминают многие.

При погребении отца Серафима Вырицкого впереди гроба несли образ преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого угодника Божия, как и предсказал вырицкий подвижник еще в довоенные годы.

Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря.      

В дни памяти святого совершают Божественную литургию в храмах епархии.

В стенах Общественно-культурного центра был организован показ документально-художественного фильма «Преподобный Серафим Вырицкий». Первые две серии фильма посвящены детству святого, его деятельности в миру и подвижничеству в Александро-Невской лавре. Материалами для сценария послужили не только житие и опубликованные исследования о жизни преподобного, но и многочисленные воспоминания современников, свидетельства родственников и знакомых святого Серафима.

«Преподобный Серафим Вырицкий и его время» — так называется книга, собравшая в себя материалы епархиальной научно-практической конференции, прошедшей в Рыбинске и посвященной 150-летию со дня рождения нашего святого земляка.

В сборник вошли доклады священнослужителей, педагогов, краеведов, ученых, рассказывающие не только о преподобном Серафиме, но и о том, как пример его жизни можно использовать для воспитания подрастающего поколения.

3 марта, в день 70-летия памяти преподобного Серафима Вырицкого, была совершена вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери города Рыбинска, где преподобный Серафим (тогда ещё Василий Николаевич Муравьёв) венчался со своей супругой Ольгой Ивановной Нетрониной.

На родине преподобного Серафима Вырицкого — в селе Спас-Ухра — проходит семейный слет.

Образ преподобного Серафима Вырицкого, написанный в 2000 году ко дню прославления святого, семнадцать лет находился в часовне, расположенной на месте упокоения преподобного — в Вырице.

Сейчас часовня в Вырице перестраивается, поэтому священнослужители приняли решение передать святыню Рыбинской епархии, туда, где родился и крестился преподобный Серафим Вырицкий.

Вечер памяти, посвященный преподобному Серафиму Вырицкому, стал одним из многих творческих мероприятий, которые проходят в Рыбинской епархии в год 150-летия со дня рождения святого.

Встреча, которая прошла 24 июня 2016 года в Общественно-культурном центре г. Рыбинска, собрала краеведов, историков, литераторов, священников, воспитанников православной гимназии, получившей в этом году имя преподобного Серафима. Особыми гостями Вечера памяти стали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий; настоятель храма Казанской иконы Божией Матери п. Вырица протоиерей Георгий Преображенский; настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого при Большом Гостинном Дворе г. Санкт-Петербурга иерей Артемий Наумов; правнук преподобного Серафима Вырицкого Геннадий Александрович Муравьев.

В фойе Общественно-культурного центра вниманию гостей вечера была предложена выставка фотографий из семейного архива Муравьевых, привезенная правнуком преподобного Серафима Геннадием Муравьевым.

Работу конференции открыл епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин. Владыка сказал о значении подвига преподобного и о том, что каждый из нас нуждается в его молитвенном предстоянии.

О почитании преподобного Серафима в Александро-Невской лавре рассказал наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.

Вечер памяти был наполнен яркими воспоминаниями о жизни святого, о его служении и отношении к людям, о почитании памяти преподобного в питерских храмах, о чем рассказали протоиерей Георгий Преображенский и иерей Артемий Наумов, и на его Родине, на Рыбинской земле. Воспоминаниями о подготовке канонизации преподобного Серафима поделился Геннадий Александрович Муравьев. Он преподнес в дар Рыбинской епархии несколько копий фотографий из архива семьи Муравьевых.

Преподобный Серафим Вырицкий

21 марта / 3 апреля

Родителям не дано знать, что ждет в жизни их новорожденного ребенка. Когда 13 апреля 1866 года у них родился сын Василий, Муравьевы из села Вахромеево в Ярославле еще не знали, что его ждет. В раннем детстве он уже отличался от других детей своего возраста замечательными способностями сообразительности, памяти и терпения. Он не только научился читать, но и постиг основы математики.

Когда Василию было десять лет, неожиданно умер его отец. Трудно себе представить, чем бы стал дальше в жизни деревенский ребенок, если бы не одно стечение обстоятельств. Благочестивый и добрый житель деревни, работавший продавцом в магазине в Петербурге, увез Василия в столицу на заработки. Василий стал грузчиком в магазине при торговых рядах. Он проявил такую ​​самоотверженность, что вскоре пользовался полным доверием менеджера, и ему ставились все более сложные задачи.

В 14 лет им овладело страстное желание постричься в монахи. Он пошел в Александро-Невскую Лавру и встретил схимонаха/старца. Он преклонил колени перед старцем и со слезами рассказал ему о своей цели. Он услышал то, что оказалось пророческим ответом: что пока ему надлежит остаться в миру, заниматься богоугодным делом, построить благочестивую семью, воспитать детей, а позже, с согласия супруги, принять монашество. . Так открылась воля Божия Василию.

Через два года владелец магазина назначил юношу продавцом, а еще через год начальником отдела продаж. В то время такое продвижение было неслыханным; процесс обычно занимал не менее десяти лет.

В 1890 году Василий Николаевич Муравьев женился на 18-летней Ольге Ивановне, которая, несмотря на молодость, имела твердый и решительный характер. Позже она стала сильно помогать мужу в его работе, а в его отсутствие успешно руководила семейным бизнесом.

Через пять лет у Муравьевых родился сын, которого назвали Николаем, а позже дочь Ольга, умершая в младенчестве. После этого горестного события и по обоюдному согласию Василий и Ольга стали жить как брат и сестра; они восприняли смерть своей дочери как знак свыше, что отныне они должны всецело посвятить себя служению Господу. Забегая вперед, отметим, что их сына Николая также ждала трагическая судьба. Во время Первой мировой войны он окончил летную школу и служил армейским летчиком. После революции 1917 сентября он четырежды подвергался арестам, пережил периоды лишения свободы и ссылки, а в январе 1941 г. снова был арестован и вскоре после этого расстрелян. Посмертно «реабилитирован», объявлен жертвой политических репрессий.

В 1892 году Муравьев открыл собственное дело по отделке и продаже мехов, в основном за границу – в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию. Василий Николаевич часто выезжал за границу для развития своих деловых контактов и высоко ценился как «русский оптовик новой [бизнес] модели». Он действительно был «новым русским» в лучшем смысле этого слова. Он закончил курсы повышения квалификации по бизнесу и был членом Общества распространения коммерческого образования в России, организации, целью которой было всемерное развитие отечественной торговли и промышленности.

Василий Николаевич обладал Божьим даром замечательной способности сочетать мирские дела с вниманием к духовным. Например, Муравьевы часто посещали больницы, работные дома и богадельни/приюты и делали значительные пожертвования на их содержание. Не раз они принимали к себе больных из тюремных больниц; ко всеобщему изумлению, эти пациенты быстро выздоровели.

В 1917 году многие знакомые Муравьевых поспешили перевести свои капиталы за границу, покинуть Россию. На их призывы последовать их примеру Василий Николаевич неизменно отвечал, что решил разделить все испытания, выпавшие на долю его горячо любимой Родины и ее народа. Лишившись своего дела после Октябрьской революции, семья Муравьевых жила на даче за городом, в живописной деревушке Тярлево, недалеко от Царского Села. 19 сентября20, В.Н. Муравьев обратился в Духовный совет Александро-Невской лавры с заявлением о приеме в монашеское братство. Его прошение было удовлетворено, и ему дали имя Варнава.

Одновременно Ольга Ивановна была пострижена в монахини с именем Христина в Петроградском Новодевичьем Рождественском монастыре. Супруги пожертвовали все свое оставшееся имущество своим монастырям.

За шесть лет новый монах прошел множество ступеней монашеского послушания: от пономаря до духовника, т.е. духовника Лавры. В конце 1926, фр. Варнава был пострижен в великую схиму, высшую степень монашества, чин, требующий полного подвижничества, и получил имя Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому он всеми силами стремился подражать.

На литургии, в которых он принимал участие, собиралось множество людей. К нему за советом и духовным утешением приходили не только простые верующие, но и видные иерархи Церкви. В это смутное время о. Серафиму был послан свыше дар видеть то, чего не может постичь обычный человеческий разум, — дар пророчества.

Молва о нем распространилась далеко за пределы бывшей Северной столицы и прилегающих регионов. С раннего утра и до поздней ночи к его келье приходили за благословением, молитвенным утешением в скорби, за советом в трудных обстоятельствах.

Почти три года был духовником Александро-Невской лавры. Во время многочасовых ежедневных исповедей ему приходилось стоять на холодном каменном полу собора, который оставался практически не отапливаемым. В конечном итоге постоянный холод и неимоверные физические и духовные нагрузки пагубно сказались на о. Здоровье Серафима. Долго он никому не говорил о своих болезнях, но боли в ногах усилились, и настал день, когда старец уже не мог подняться с постели.

Медицинский персонал настаивал на том, чтобы он уехал из города, в город Вырица, который находился в засушливой местности и был окружен старым лесом. Однако старец уже на 64-м году жизни категорически отказался, ибо предвидел новую волну гонений на Церковь и разрушение Лавры и хотел разделить страдания братии монастыря. Однако все оказалось иначе. Митрополит Петроградский Серафим, известный в мире как врач Чичагов, ознакомился с медицинским заключением и тут же благословил о. Серафим двигаться. Таким образом, ему пришлось смиренно принять это новое послушание, и летом 19В 30 лет он переехал в Вырицу, где ему предстояло провести следующие 15 лет. Вместе с ним отправились его жена и внучка Маргарита, взявшие на себя работу по уходу за старцем.

Они поселились в нескольких комнатах в частном доме. о. Болезни Серафима причиняли ему невыносимые страдания. Уже святой старец почти не мог встать с постели, но мужественно переносил эти испытания, и способности его к чудотворениям возрастали: к дарам пророчества и врачевания прибавлялся дар ясновидения, что не раз поражало окружающие его.

После небольшого перерыва в гости к схимонаху хлынул нескончаемый поток людей. В некоторые дни собирались сотни посетителей, жаждущих увидеть святого старца. о. Сам Серафим созывал тех, кто больше всего нуждался в его встрече. Проведя с ним совсем немного времени, они уходили исцеленными и просветленными. Как о них узнал великий схимонах, остается загадкой. Обычно на крыльцо выходил келейник и, узнав человека по имени и месту происхождения, приглашал внутрь.

Много раз в 1930-е годы агенты Чрезвычайного комитета («ЧК» по-русски) проводили обыски, часто ночью. Однажды случилось следующее: за Старцем приехали сотрудники НКВД. Лежа в постели, он попросил старшего агента подойти. Коснувшись руки офицера, он затем погладил ее и, положив правую руку на голову офицера, сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий…» и точно произнес его имя. По словам близких к о. Серафима: «Старший чекист тогда сказал: «Было бы побольше таких старцев, мы все были бы верующими». И заплакал. Улыбаясь, батюшка прошептал: «Подай им чаю».

Ни отдельные судьбы людей, ни судьбы самой России не были скрыты от великого Старца. Он знал о грядущей великой войне и открыто предупреждал об опасностях, надвигающихся на Отечество. С началом Великой Отечественной войны [т.е. Вторая мировая война], о. Серафим принял новый великий подвиг, многодневную молитву на камне, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Вот что рассказывают об этом его родственники: «В 1941 году Дедушке было уже почти 76 лет, и он едва мог передвигаться без посторонней помощи. В саду за домом за небольшой яблоней был гранитный валун. На той скале о. Серафим возносил свои молитвы ко Господу. Поддерживая его за руки, а часто просто перенося, люди выносили его туда. К яблоне прикрепляли икону, а дедушка становился на ушибленные колени на скале и воздевал руки к небу. Как тяжело это было для него! На все это невозможно было смотреть без слез… О. Серафим молился, пока были силы, иногда час, иногда два, а иногда и несколько часов подряд. И он делал это изо дня в день, на протяжении долгих и изнурительных лет войны».

В самой Вырице, как и предсказывал Старец, не разрушен ни один дом и не убит ни один человек.

Ему был открыт час ухода Старца в вечность. За день до кончины он благословил своих друзей и родственников иконками преподобного Серафима Саровского и сказал монахине/келейнице: «При моем погребении позаботьтесь о сохранении своих ребер». Это оказалось пророческим предупреждением. На похороны пришло так много людей, что в давке толпы она получила два перелома ребер.

Рано утром, о. Серафим увидел женщину неземной красоты, которая на мгновение появилась с ослепляющим сиянием в окне и правой рукой указала на Небо. Батюшка сообщил об этом своим друзьям и объявил: «Сегодня я не смогу никого принять, так как буду молиться». К вечеру он попросил, чтобы его посадили в кресло у окна, и тогда погрузился в молитву; время от времени он спрашивал, который час. Около 2:00, пт. Серафим благословил чтение молитв об исходе души и, осенившись Крестным знамением, сказал: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир!» С тем он ушел в вечность. Это было 23 апреля 19 года.49, в день празднования воскресения праведного Лазаря, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим.

Преподобный Серафим Вырицкий | Akathists.com

Кондак 1

Преподобный отче Серафим, избранный и благоугодный Христу, блаженный заступник и светлый светоч Веры Православной и земли Русской, чудотворный образ спасения явился в тебе, яко делами твоими еси стремился к бесценной тайне Царства Небесного. К заступничеству Твоему прибегаем и хвалебную песнь Тебе возносим, ​​любовно вопием:

Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Икос 1

Имея ангелоподобную красоту в душе твоей, преподобный отче, сердце твое все пламенело для Господа Саваофа; от юности твоей желал ты служить Ему одному, являя истинное послушание Создателю твоему. Мы же, промыслу Божию в тебе явленном, дивяся, с верою вопием:

Радуйся, юноша добродетельных родителей достойный.
Радуйся, от юности твоей от всей души возлюбившая Господа.
Радуйся, благоговейный подвижник Богослужения.
Радуйся, мира душевной нежности созерцательница.
Радуйся, чистой молитвы от всего сердца усердная.
Радуйся, сокрушением сердца всецело к Богу подвизавшаяся.
Радуйся, схимонаху Лавры сердце свое отверзшая.
Радуйся, яко чрез него волю Божию себе нашел еси.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 2

Духовными очами воззрев на Господа и уповая на милость Его, блаженнейший отче, соединился еси в законном браке и чистоту духовную и телесную усердно исполнил; с женою твоею во всякой добродетели возрастал еси, так непрестанно поем Господу: Аллилуиа.

Икос 2

Уму нашему не постичь, отче Серафиме, как достойно возвещать на словах веру твою и любовь ко Господу; никогда не сомневаясь в благости Отца Небесного, питал еси душу свою полным упованием на Бога, посему вопием ти:

Радуйся, образ веры непоколебимый.
Радуйся, кротости духовной исполнительница.
Радуйся, страхом Божиим в заповедях Его сохранившая.
Радуйся, истине Его будни наставлявшая.
Радуйся, терпению души твоей обладательница.
Радуйся, Царства Божия превыше всего ищущая.
Радуйся, брака твоего в целомудрии и воздержании хранительница.
Радуйся, любви премудрости и тихого нрава подательнице.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 3

Силой Небесной укрепившись, в премудрости труд внутренний с трудом мирским соединил еси, отче праведный, и делами милосердия, ради Христа творимого, благословение Божие в тебе явлено. Темже покрой нас, нагих от всяких добрых дел, любовью твоей, да восхвалим милосердного Бога: Аллилуиа.

Икос 3

Имея сострадание, отче милостивый, укрепил еси и утешил скорбящих, и больных, и сирот, чем любовь Христову стяжал еси. Поэтому прими от нас эту благодарственную песнь:

Радуйся, в скорбях скорый помощник.
Радуйся, щедро подающая просящим у Тебя.
Радуйся, благодетельница церквей и монастырей.
Радуйся, немощных и нищих заботливая защитница.
Радуйся, ближнего раба твоего, яко Самому Христу.
Радуйся, яко богатства мирские ни за что почел еси.
Радуйся, земных страстей освободившая.
Радуйся, яко верою и добрыми делами укрепился еси.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 4

Бури, воздвигнутые на Руси богоборцами, не устрашили тя, о богоносный отче, что приняв на себя подвиг исповеди, и мужеством доблестным вооружившись, всего себя Ему отдав , ты по праву назван совершенным учеником Господа. Так радостно поем: Аллилуиа!

Икос 4

Слыша о тяжких страданиях, претерпеваемых верными во имя Христово, ты с Апостолом взывал: кто или что может отлучить нас от любви Божией? Истинно знаем мы, отче, что все содействует ко благу любящих Бога; посему и мы, хотя и исполнены многих грехов, молим тя, испроси нам у Господа всего благого и полезного для душ наших, ибо желая сего, вопием ти:

Радуйся, мужественный исповедник Веры Православной.
Радуйся, иже до смерти за Христа пострадать возлюбившая.
Радуйся, яко во славу Божию все имение твое отдал еси.
Радуйся, возлюбленный преданный последователь Возлюбленного твоего.
Радуйся, золото в горниле соблазнов очищенное.
Радуйся, древо у источника живой воды насажденное.
Радуйся, скорбей и скорбей претворяющая в духовное богатство.
Радуйся, тайными подвигами к иночеству уготовавшая.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 5

Господь явил тя в Александро-Невской Лавре, как божественно сияющую звезду, преподобне отче Серафиме; пребывая в Ангельском чине, благодать священства приял еси, и тем укрепил многие души, обитавшие во мраке отчаяния, просветив их светом Истины, посему Господу поем: Аллилуиа.

Икос 5

Братия засвидетельствовала, как усердным постом угодил еси Богу; ибо не напрасно трудился еси, но углубился в смирение и достижение мира и радости о Господе. Посему мы, видя твое духовное восхождение от силы в силу, с благоговением вопием тебе:

Радуйся, страстных и плотских желаний своих распнувшая.
Радуйся, покаянием скверну греховную смывшая.
Радуйся, благодатную силу смирения постигшая.
Радуйся, обновляющая души твоей делами евангельских заповедей.
Радуйся, непрестанное призывание имени сладчайшего Иисуса.
Радуйся, вкушающая, яже на земле, блаженного грядущего века.
Радуйся, Жертву бескровную со страхом и трепетом приносящая.
Радуйся, питающая премудрыми словами всех к тебе пришедших.
Радуйся, преподобный чудотворец Серафим Выристинский!

Кондак 6

Совершенную любовь, как венец добродетели, с даром Святого Духа приняв, немощи немощных вознес еси, Духоносный отче, и ко спасению многих душ наставил. Так и мы, грешные, исцеляемся от многих и различных болезней наших твоими ходатайствами, с благодарением поющие Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Истина Божия воссияла от лица твоего и отвратила бесовскую прелесть, избавив Лавру от ига лжереформаторов Церкви и принеся великую радость монашеской братии. Сего просим тя, Миротворче, разделения и раздоры в жизни нашей угаси и всякую ложь истреби, яко единодушно вопием ти:

Радуйся, храм Христов нерукотворенный.
Радуйся, обилием Святаго Духа благолепно украшенная.
Радуйся, яко сердце твое вместило весь мир.
Радуйся, фимиам молитвы непрестанно пред Господом восходящая.
Радуйся, о заблудших душою усердно страждущая.
Радуйся, пламенное желание всем ко спасению и разуму истины приходить.
Радуйся, кротостью и смирением гордости и зла безбожия победительница.
Радуйся, благодатная учительница заповеди Христовой «Возлюби врага твоего».
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 7

Господь Человеколюбец явил в тебе новый духовный свет и отдал тебя в монашескую братию как духовник. Так принял ты Великую Схиму от Бога, как печать совершенства; чистым огненным пламенем молитвы за весь мир исполнившись, всех наставил еси в благоговении и братолюбии, так с трепетом вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Чрез чудное пророчество, блаженнейшая, показал Господь преподобного Серафима Саровского быть твоим добрым наставником, ибо имя его в схиме приняв, воистину явился еси новым утешителем всем призывающим ты; а мы, дивясь благоволению Божию, вопием к тебе:

Радуйся, усердная заступница пред Богом за всех.
Радуйся, благоугодная Преблагословенной Владычице.
Радуйся, с ангелами мило беседующая.
Радуйся, духовоносным отцам подвижническая соработница.
Радуйся, благодатная защитница православных.
Радуйся, лучезарный свет заблудшим во мраке безбожия.
Радуйся, грешных Богу примирение.
Радуйся, источник радости и умиления.
Радуйся, преподобный чудотворец Серафим Вырицкий.

Кондак 8

Странно и тревожно миру сему суетному слышать, как по молитве, чудотворче, богатство милости Божией изливается на всех, прибегающих к твоему небесному покровительству. Темже прославляем подавшую ти благодать Святую Троицу, радостно вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себя на служение Богу и людям предал еси, дивный отче, повелевая чадам твоим всегда помышлять о горнем и усердно трудиться в Иисусовой молитве, которою всякий грех душевный искупается. отсекается, и дух человеческий соединяется с Духом Божьим. Под твоим чудесным благословением мы бежим и с любовью величаем тебя:

Радуйся, обитательнице горнего Иерусалима.
Радуйся, видящая и в сей жизни неизреченную славу Спасителя.
Радуйся, подательнице наших молитв к ногам Вседержителя и Богородицы.
Радуйся, верный раб Святой Христовой Церкви.
Радуйся, врачеватель неизлечимых душевных недугов.
Радуйся, грядущего дивного века провидица.
Радуйся, от нынешних тлетворных обстоятельств скорое избавление.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 9

Все небесные силы дивились смирению и терпению твоему, святая, видя тя страданием от болезней; так промыслительно отослан еси от Лавры безбожными гонителями. Видел тогда народ тя во граде Вырице непрестанно и чудотворно охраняемый Богородицей, поющий Человеколюбцу Господу: Аллилуиа.

Икос 9

Множество речей человеческих и красноречие умолкают пред великими подвигами твоими, преподобнейшая, ибо, хотя и стар и немощен телесно, но многие труды на себя возложил еси. Посему, дивясь силе Божией, совершившейся в тебе, мы взываем:

Радуйся, искусная последовательница древних пустынников.
Радуйся, неустанно возлюбившая постную жизнь.
Радуйся, усердная и горячая заступница о бедных.
Радуйся, телесных недугов дивно победительница.
Радуйся, смиренная укрывательница добродетелей твоих.
Радуйся, яко со слезами плоды благодати Божией умножила еси.
Радуйся, елей радости чрез бодрствование хранительница.
Радуйся, яко животом твоим Богу угодил еси.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 10

О спасении Руси святой от иноземных захватчиков умоляла еси, о дивная боголюбче, моляся: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй страну нашу и мир Твой». Так, призвав Господа с умилением сердечным, подобно старцу Саровскому, принял ты на себя новый подвиг — коленопреклонение на камне в ходатайственной молитве. Темже прославляем укрепившего тя Господа, воспевая песнь победы: Аллилуиа.

Икос 10

Твоя незримая молитва была стеною защитной, Угодник Божий, воинам и людям России в годы тяжких бедствий. Духовным умом уразумел ты, что эти скорби попущены Богом за отступничество, так воззвал ты к людям, отвернувшимся от Бога: «Вернись ко Христу!» Темже от всяких опасностей, какие только могут быть, избавь нас, поющих тебе,

Радуйся, чашу страданий за отечество твое до конца пригубившая.
Радуйся, заступниче о милости от Господа к земле Российской.
Радуйся, дар помощи христолюбцам, служащим в войсках.
Радуйся, живое обновление душ и тел наших.
Радуйся, бескровной жертвы терпящая усердную.
Радуйся, яко немощь человеческую разумел еси.
Радуйся, земле Русской и всего мира молитвою защитнице.
Радуйся, от врагов видимых и невидимых избавление могучее.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 11

Песнь нежную приносим ти, преподобне отче Серафиме, величающе многотрудное земное житие твое; посему моли непрестанно о нас Господа, да дарует нам оставление грехов, победу над страстями, и, утверждаясь во всякой добродетели и сохраняя мир душевный, удостоились, хотя и недостойны, воспевать благодарственная песнь, вместе с тобою, в Царствии Небесном: Аллилуиа!

Икос 11

Видим тя яко светлейшего проповедника сущим во мраке безбожия, всеблаженне отче; духовное возрождение России предвидяще повелел еси соотечественникам крепко держаться Веры Православной, посему с любовию вопием ти:

Радуйся, Царю Вечному причащавшийся.
Радуйся, луче Божественного Солнца.
Радуйся, лучезарная милость, души наши согревающая.
Радуйся, наставнику духовный разум пробуждающий.
Радуйся, светильница, многих людей просвещающая.
Радуйся, молитвенник, которым козни вражиия разрушаются.
Радуйся, чистоты сердечной хранительнице.
Радуйся, христианского совершенства учительница.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 12

Во время молитвы акафиста Богородице явился тя блаженный конец твой, Богомудрый отче. Посетила тебя Пречистая Владычица, явившаяся ясно, а не во сне, и десницею Своею показала тебе приближающийся уход твой на небо. Какими похвалами достойно величаем тя, избраннице Небесной Царицы, ныне с ангельскими чинами поющую: Аллилуиа.

Икос 12

Дивному Богу во святых Своих воспевая, веруем, что молитвы праведных много содействуют Всемилостивому Владыке, и посему умоляем тя, преподобне отче, буди нам усердным ходатаем пред Престол Пресвятой Троицы, яко Тебе поем:

Радуйся, огненнаго Серафима тезка.
Радуйся, приемник духовного старчества.
Радуйся, на ниве Христовой неутомимый подвизающийся.
Радуйся, усердная насаждающая мира Божия.
Радуйся, новое и прекрасное украшение Православной Церкви.
Радуйся, великое дерзновение пред Богом на многострадальную Русь.
Радуйся, могущественная покровительница рода христианского.
Радуйся, яко тя истиннаго ходатая о спасении нашем знаем.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 13

О прославленный и дивный угодник Божий и чудотворец Серафим Вырицкий, прими наши усердные молитвы, которые с любовию Тебе возносим. Умоли Всемилостивого Господа избавить нас от всякого зла и напасти, чтобы оставшееся время жизни сей во всякой добродетели провести и удостоиться молитвами твоими жизни вечной и блаженной; так славословно поем о тебе Господа:

Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.

(Повторить вышеприведенный Кондак 13, 3 раза)
(Тогда продолжить ниже)

Икос 1

Имея ангелоподобную красоту в душе твоей, преподобный отче, сердце твое все пламенело для Господа Саваофа; от юности твоей желал ты служить Ему одному, являя истинное послушание Создателю твоему. Промыслу Божию в тебе явившемуся, дивящеся, с верою вопием:

Радуйся, юноша добродетельных родителей достойный.
Радуйся, от юности твоей от всей души возлюбившая Господа.
Радуйся, благоговейный подвижник Богослужения.
Радуйся, мира душевной нежности созерцательница.
Радуйся, чистой молитвы от всего сердца усердная.
Радуйся, сокрушением сердца всецело к Богу подвизавшаяся.
Радуйся, схимонаху Лавры сердце свое отверзшая.
Радуйся, яко чрез него волю Божию себе нашел еси.
Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!

Кондак 1

Преподобный отче Серафим, избранный и благоугодный Христу, блаженный заступник и светлый светильник Веры Православной и земли Русской, в тебе явился чудотворный образ спасения, ибо делами твоими подвизался еси бесценная тайна Царства Небесного. К заступничеству твоему прибегаем, и песнь хвалебную Тебе приносим, ​​любовно вопием:

Радуйся, преподобне чудотворче Серафим Вырицкий!


Молитва преподобному Серафиму Вырицкому

О Богоблагословенный и Многомилостивый отче Серафиме! Видим тя, и по кончине твоей, воистину живым и с верою припадаем пред тобою вопиющим: не забудь нищих твоих до конца, но призри милостиво на нас свое духовное стадо и впаси нас, добрый пастырь, молитвами твоими. , которые благоугодны Богу. Испроси нам у Господа время для покаяния и исправления наших греховных путей, яко видишь ясно все наши душевные немощи; ибо мы не имеем дел веры ко спасению, не имеем ревности к истинно богоугодной жизни, ум наш пленен смертоносными страстями, и мы оскверняем сердца свои гнусными похотями. Мы небрежно пренебрегаем теми самыми благословенными вещами, которые, как мы заявляем, ожидаем и на которые надеемся, тем самым разрушая храм наших душ. О святой отче, простри руки твои в молитве ко Господу и упроси Спасителя коснуться рода человеческого и наших каменных сердец благодатью Своею, омой нас слезами покаяния, обнови нас в вере, укрепи нас в добродетели и даруй нам все полезное для нашего спасения. Не постыдимся, ибо на Тебя возложили надежду нашу, вместе с Господом Богом нашим и Пречистой Богородицей; будь нам верным и скорым помощником, утешителем в скорбях и заступником в различных обстоятельствах жизни. Удостой нас, святый Серафим, молитвами твоими услады Царства Небесного, где все святые непрестанно восхваляют и прославляют Пренепорочное и Великочудное Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *