Протухшая селедка: что же это такое? — Швеция

Содержание

«Гнилая селедка» и «Неизвестный герой»: Виды боевой спецпропаганды и методы защиты

«Гнилая селедка» и «Неизвестный герой»: Виды боевой спецпропаганды и методы защиты

В мире сегодня существует три основных вида пропаганды, которым ежедневно подвергаются люди – «белая», «серая» и «черная». Последняя, естественно, самая беспощадная. Но, обо всем по порядку рассказывает журналист, основатель издательского дома «Коммерсантъ» и проекта «Сноб» Владимир Яковлев:

«Белая» пропаганда не допускает искажения фактов ради достижения политических целей. «Серая» допускает искажение, но в незначительной степени. И, наконец, «черная» пропаганда допускает абсолютно любое искажение реальности ради реализации пропагандистских задач. Чем бесстыднее пропаганда, тем мощнее ее воздействие на аудиторию. «Черная» пропаганда – самая мощная, поскольку ее не сдерживает необходимость придерживаться фактов. 

Боевая спецпропаганда – это искусство сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием. У спецпропаганды есть десятки видов воздействия, которым человек подвергается ежедневно, не подозревая об этом. 

В этом материале мы расскажем о четырех из них как самых распространенных:

Четыре вида пропагандыСюрстрёмминг — шведский деликатес, представляющий собой квашеную сельдь и имеющий сильный гниющий запах.

«ГНИЛАЯ СЕЛЕДКА» – подбирается абсолютно ложное обвинение и важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Подойдет мелкое воровство, растление детей или убийство, желательно из жадности. Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы такое обвинение доказать, а в том, чтобы вызвать его широкое публичное обсуждение. 

Человеческая психика устроена так, что как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, непременно возникают его сторонники и противники, знатоки и эксперты, оголтелые обвинители и ярые защитники обвиняемого. Но вне зависимости от своих взглядов, участники дискуссии произносят имя обвиняемого в связке со скандальным обвинением, все больше «втирая» «гнилую селедку» в его одежду, пока этот запах не начинает следовать за ним везде.  

Один из классических методов применения «гнилой селедки» – это обвинение в принадлежности к фашистской или нацистской идеологии. Сам факт обсуждения «а не нацист ли этот человек» в любом случае обвиняет человека до такой степени, что пропагандистские задачи можно считать реализованными.

Пиноккио — персонаж сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». У Пиноккио увеличивалась длина носа всякий раз, когда он лгал.

«БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ» — этот метод немного похож на предыдущий, но на самом деле работает иначе. Его суть в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и бесстыдную ложь, что практически невозможно поверить в то, что возможно врать о ТАКОМ. Трюк в том, чтобы с помощью абсолютно ложной информации создать шоковый эффект, вызвать у аудитории сильный страх, который надолго будет определять его взгляды вопреки доводам логики и рассудка.

Классическим способом применения этого метода является описание разного рода ужасных угроз или гнусных замыслов противника. Например, ложное обвинение Ирака в разработке оружия массового уничтожения, которое стало поводом для оккупации этой страны американскими войсками. Прекрасно работают и сообщения о разработке бактериологического оружия.  

Captain Obvious или Капитан Очевидность — интернет-мем и фразеологизм. Его «суперспособность» заключается в желании утверждать очевидные вещи.

«АБСОЛЮТНАЯ ОЧЕВИДНОСТЬ» – в долгосрочной перспективе дает более надежный результат, чем предыдущий метод. Вместо того, чтобы что-то доказывать, аудитории систематически подается то, в чем ее необходимо убедить, как нечто абсолютно очевидное, и поэтому безоговорочно «поддерживается» абсолютным большинством населения. 

Несмотря на внешнюю простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь к нему присоединиться. Важно помнить, что большинство должно быть преобладающим, а его поддержка абсолютной и безусловной. В ином случае эффекта присоединения не возникает. 

Одним из классических способов применения этого метода является, например, публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единение по какому-либо вопросу. Методики черной пропаганды не требуют, чтобы эти отчеты имели отношение к реальности. 

«Этому городу нужен новый герой» — фраза из фильма «Бэтмэн: Начало», ставшая вирусной.

«НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ» – с применением этого метода общественность сталкивается настолько часто, что практически перестает его замечать. А между тем, это один из самых древних и в тоже время самых эффективных способов спецпропаганды. 

Суть метода заключается в ложной героизации действий собственных войск. При всей своей банальности, этот метод имеет глубочайшие психологические корни. Дело в том, что любая война жестока, бесчеловечна и бессмысленна, и поэтому всегда, по умолчанию, она вызывает огромное сопротивление человеческой психики. Оно дополнительно усиливается страхом за самого себя и своих близких. ЕСть единственная часть человеческой психики, которую можно противопоставить этому мощнейшему сопротивлению — эмоциональная составляющая. 

Именно поэтому не существует армии «захватчика», существует армия «освободителя». Не существует армии «оккупантов», существует армия спасителей». Единственный способ победить естественное сопротивление человека войне – это создать иллюзию борьбы за высокие моральные ценности, справедливость, спасение оказавшихся в беде «своих», которые оправдывают жестокость происходящего. 

У метода «неизвестного героя» есть уникальная особенность: он использовался снова и снова, разными странами в разных войнах в течение столетия, но не смотря на это его воздействие не ослабевает. И сегодня этот метод продолжается применяться ровно с той же степенью эффективности, как и десятилетия назад. 

Противоядие от пропаганды

Видов боевой спецпропаганды есть еще множество, но все они имеют одну общею цель – внесение в ряды противника внутренней розни, взаимной ненависти и недоверия друг другу. Сегодня эти методы применяются не против  солдат противника, а против собственного мирного населения. 

Только взаимная ненависть и внутренняя рознь возникает не в армии противника, а в собственных домах и семьях. Обратите внимание на то, какое количество ссор, обид, конфликтов возникло в последнее время на фоне политических событий. Лучший способ противостоять черной пропаганде заключается в том, чтобы различать конкретные методы ее работы. 

Абсолютная защита от воздействия спецпропаганды в том, чтобы противостоять любой информации, культивирующей ненависть и взаимную рознь. Важно помнить, что в тяжелых сложных условиях ваши друзья, семья, окружающие люди — это те, кто будет оказывать вам помощь и поддержку. Те, кто будет вас спасать из беды, а не люди из экрана, которые каждый день подкидывают вам новые поводы для ссор и конфликтов с любимыми людьми.  

Слова, являющиеся абсолютным противоядием против любого воздействия методик спецпропаганды, это слова: «Люди важнее идей». Напишите их там, где вы будете их часто видеть просто для того, чтобы не забывать.

Посмотреть это и другие видео можно на канале Владимира Яковлева в Instagram. 

 

Где едят протухшую рыбу? — Обсуждай

Где едят протухшую рыбу? — Обсуждай

НМ

Нажия Мурзахметова

Где едят протухшую рыбу? рыба

1176

197

0

Ответы

LM

Lyazzat Muhambetova

Рыба не протухла, а «прокисла». О новом блюде пошли слухи, и, поскольку соль стоила недешево даже в мирное время, то в Северной Швеции, где было нелегко достать свежие продукты, у бедняков «заквашивание» сельди стало распространенным методом её консервации. Простая домашняя сервировка (с пивом и хрустящими хлебцами). … Затем рыбу перекладывают в бочонки с менее концентрированным тузлуком, где она размягчается и киснет еще примерно два месяца. В июле её закрывают в банки и ставят в холодное место. … Шведы едят сюрстрёмминг с варёным картофелем, помидорами, сырым луком или хлебцами с маслом. Также сюрстрёмминг может использоваться для приготовления бутербродов.

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ЮТ

Юрий Темников

Сюрстрёмминг, как прокисшая рыба, всегда отличался резким запахом. В конце XIX века автор одной поваренной книги насмешливо писал: «Они (любители) находят её изысканнейшим деликатесом, но на банкете её подадут лишь в том случае, если хозяин пожелает есть в одиночестве или, быть может, позовет гостей без носа». Сюрстрёмминг, несмотря на запах, сегодня подают на банкетах и считают изысканным деликатесом. Обычно его не едят каждый день. Рыба стала популярной во всей Швеции, хотя центром сюрстрёмминга по-прежнему считается Высокий берег, на северо-восточном побережье Швеции.

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

Аксакал-Хан-Паша

В скандинавских странах распространены блюда из протухшей или забродившей рыбы. Например, исландское блюдо хакарл готовится из протухшего мяса акулы, а шведское сюрстрёмминг — из прокисшей сельди.

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

АС

Александр Солонин

В странах Севера. ..Они заготавливают её в путину…А употребляют весь год…И даже при наличии ледника от испорченности никто не застрахован… Употребляют…И здоровее становятся…

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

Ат

Атон

в Советской Армии жрал тухлую рыбу. значит, командиры хорошую себе, а нам тухлятину. при царе такое было и в СССР тоже. ничего не меняется

0

НМ

Нажия Мурзахметова

в каких то странах специально деликатесы готовят

1

Ат

Атон

я это понял. но мне не понравилась такая жратва

1

НМ

Нажия Мурзахметова

насколько я люблю рыбу, но с тухлой рыбы деликатес кушать не буду

1

Ат

Атон

китаёзы зарывают яйца на месяц в землю и потом жрут. тоже деликатес. черные они совсем

1

НМ

Нажия Мурзахметова

у всех свои тараканы в голове

1

Михаил Гехт

практически все народы побережий Севера, от Аляски до Скандинавии и Гренландии. Есть и физиологическое обоснование, а толку

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

Ил

Илья

В Швеции очень популярно блюдо под названием «сюстремминг» — «селедка с душком» или «тухлая селедка

0

НМ

Нажия Мурзахметова

В скандинавских странах распространены блюда из протухшей или забродившей рыбы. Например, исландское блюдо хакарл готовится из протухшего мяса акулы, а шведское сюрстрёмминг — из прокисшей сельди.

1

Ил

Илья

1

НМ

Нажия Мурзахметова

1

Юрий Ващенко

имейте уважение к протухшей рыбе, ведь когда-то она была свежей. (С.Дали)

0

Виктор

ШВЕДСКИЙ ДЕЛИКАТЕС КВАШЕННАЯ РЫБА!В ЭСТОНИИ ТОЖЕ ЕДЯТ ПРОТУХШУЮ РЫБУ!

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

НМ

Наталья Малышева

юкола, по моему, называется. .. на севере, то ли чукчи, то ли ненцы….

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

НМ

Наталья Малышева

спасибо)

1

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ВО

Владимир Осинцев

где то на севере какой то вид акулы деликатес считается…

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ВО

Владимир Осинцев

да есть такой вид безобразных пород акулы воняет говорят сильно. ..)

1

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ВО

Владимир Осинцев

взаимно.)

1

ВМ

Владимир Михайловский

Почти протухшую. На Байкале. С «дуськом» называется.

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

Lunatic

Филиппины и где-то в Скандинавии Норвегия вроде бы

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ВС

Вадим Сидоренко

НА ЧУКОТКЕ, НА БАЙКАЛЕ И В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ!

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

Antitролль.

Игорь

там уже закончилась…. просто отбросы не подойдут?

0

НМ

Нажия Мурзахметова

нет

1

ВТ

Виталий Тихий

Где-то в Скандинавии… Финны… Шведы… Кто-то еще…

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ВТ

Виталий Тихий

1

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ВТ

Виталий Тихий

Ну все, хватит. Я и сам знаю, что СУПЕР!

1

НМ

Нажия Мурзахметова

хватит так хватит

1

ВТ

Виталий Тихий

Пока…

1

НМ

Нажия Мурзахметова

пока

1

Нургали Лукманов

Ой… в Ю-Тубе ведь видел да забыл. Щас посмотрю…

0

НМ

Нажия Мурзахметова

смотри

1

ВЧ

Валентина Чешуина

знаю что медведи любят ,а чтоб люди ели не знаю

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ЕК

Евгения Коваленко

На Чукотке, на Камчатке. Капалька называется.

0

НМ

Нажия Мурзахметова

1

ЕК

Евгения Коваленко

1

Алексей Малахов

В японии? Кстати я пробовал «с душком». Вполне.

0

НМ

Нажия Мурзахметова

в скандинавских странах

1

Следующая страница

перевод в Русско-польском словаре онлайн

Смотреть что такое СЕЛЕДКА в других словарях:

СЕЛЕДКА

см. Сельдь, селедка астраханская.

СЕЛЕДКА

селёдка 1. ж. разг. Сельдь. 2. ж. разг.-сниж. Сабля, шашка.

СЕЛЕДКА

селёдка ж. = сельдь

СЕЛЕДКА

селедка слабак, сельдь, форшмак, галстук, селедочка, кипперс, хиляк Словарь русских синонимов. селёдка см. сельдь Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. селедка сущ., кол-во синонимов: 23 • анорексичка (25) • галстук (17) • гидрокурица (1) • глиста (30) • диетчица (18) • дистрофичка (19) • дохлячка (13) • дрищ (11) • кипперс (1) • кожа да кости (28) • мумия (25) • сабля (14) • селедка-иваси (2) • селедочка (3) • сельдь (17) • селёдка (1) • скелет (44) • слабак (41) • форшмак (5) • хиляк (30) • худой человек (15) • худорба (13) • шашка (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедочка, сельдь, слабак, форшмак, хиляк, худой человек. .. смотреть

СЕЛЕДКА

Селедка — см. Сельдь, селедка астраханская.

СЕЛЕДКА

Селедка Селедка — голландские рыбаки называют молодую селедку \’маленькая девочка\’. Улов сельди начинается в начале мая и продолжается до конца июля,… смотреть

СЕЛЕДКА

СЕЛЕДКА и сельдь ж. сельга новг. сиб. сельдина, селедочка, сельдишка, сельдища; морская рунная рыба Clupea harengus. Закусил бы селедкой — да (нет) ни селедки, ни водки! В чем к обедне, в том и по сельди (арх. одежда одна). | Сельга, арх. особый вид мелкой сельди. В торговле различают: сельдь голландскую, норвежскую, шотландскую и волжскую, астраханскую или бешенку и черноморскую. Сельдяной промысел. Сельдяной ветер, арх. северный: пригоняет сельдь. Сельдяная бочка. Селедочный, селедковый рассол. Сельдяник, промышленник или продавец сельдей; | арх. сеть, невод на сельдей, мелкоячейный и весьма длинный. Сельдянка ж. кушанье винегрет или холодное крошево. | Арх. сельдяной бочонок; в него идет поболее пуда сельдей; пск. твер. сельдянина, то же. Селедочник, -ница, охотник до сельдей. Селедовка ж. пск. сельдяной боченок. Сельдевая каша, с селедкою. Селедец, рыбка того же рода, Clupea alosa, железница, бешенка, верховодка. | Сельга, олон. см. на своем месге. <br><br><br>… смотреть

СЕЛЕДКА

корень — СЕЛЕД; суффикс — К; окончание — А; Основа слова: СЕЛЕДКВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — СЕЛЕД; ∧ — К; ⏰ — А; Слово Селед… смотреть

СЕЛЕДКА

селёдкажarenque m; прн (о худом человеке) arenque mСинонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедочка, сельдь, слабак, форшмак, хиляк, худой человек

СЕЛЕДКА

Если вам приснилась селедка, то на вас могут обрушиться финансовые проблемы. Вам придется затратить немало сил на их решение, но в конце концов вы успешно справитесь с этим, и все наладится. Ели во сне селедку – скоро произойдет событие, которое пробудит в вас стремление к обновлению и поиску экзотики. Все ваши чувства и желания будут подчинены этому стремлению. … смотреть

СЕЛЕДКА

Покупать во сне селедку предвещает прием званых гостей. Соленая селедка – к слезам, маринованная – потеряете независимость, свежемороженая – охлаждение любовных чувств.Варить или жарить селедку – совершите серьезную ошибку, солить самой – не оберетесь хлопот с детьми, нарезать к столу – вам испортит настроение дражайший супруг.Протухшая селедка – вас обманут…. смотреть

СЕЛЕДКА

ж.hareng (придых.) mкопченая селедка — hareng saurСинонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедочка, сельдь, слабак, форшмак, хиляк, худой человек

СЕЛЕДКА

сущ. жен. родаихт., кул.то же, что сельдьоселедець імен. чол. роду

СЕЛЕДКА

см.:зеленая селедка с топленым молоком;Как селедки в банке;Не пахни селедкой;Разошлись как в море две селедкиСинонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедоч… смотреть

СЕЛЕДКА

жHering mСинонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедочка, сельдь, слабак, форшмак, хиляк, худой человек

СЕЛЕДКА

Видеть во сне, селедку — означает, что на Вас обрушатся финансовые проблемы и Вам придется затратить немало сил на их решение; однако, в конце концов, Вы со всем успешно справитесь. … смотреть

СЕЛЕДКА

heringСинонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедочка, сельдь, слабак, форшмак, хиляк, худой человек

СЕЛЕДКА

sildСинонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедочка, сельдь, слабак, форшмак, хиляк, худой человек

СЕЛЕДКА

Лек Лед Леса Леска Лак Сад Сделка Седа Сек Селедка Кед Скал Кеа Елка Еле Слад След Дск Дек Далее Дак Аск Еда Елдак Склад Кал Кале Ска Седелка Сак Клад Лад… смотреть

СЕЛЕДКА

селедка, селёдка, -и, ж. То же, что сельдь (чаще как о приготовленном продукте).уменьш. селёдочка, -и, ж.прил. селёдочный, -ая, -ое.

СЕЛЕДКА

СЕЛЁДКА селёдки, ж. (разг.). 1. Сельдь. Астраханская селёдка. 2. Сабля, шашка (дореволюц. шутл. пренебр.). Городовой с селедкой.

СЕЛЕДКА

Видеть во сне селедку – к серьезным финансовым проблемам. Вы потратите немало сил на их решение; однако в конце концов все кончится хорошо.

СЕЛЕДКА

ж. aringa Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: галстук, дрищ, кипперс, селедочка, сельдь, слабак, форшмак, хиляк, худой человек

СЕЛЕДКА

• herinek• herink• herynek• herynk• slaneček

СЕЛЕДКА

едите во сне селедку скоро вам захочется изменить свою. жизнь и все усилия вы бросите на осуществление этих планов.

СЕЛЕДКА

Начальная форма — Селедка, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

СЕЛЕДКА

СЕЛЕДКА — 1) галстук, 2) шашка, 3) напильник, 4) цепочка (ювелиpное изделие)

СЕЛЕДКА

селедка слабак, сельдь, форшмак, галстук, селедочка, кипперс, хиляк

СЕЛЕДКА

СЕЛЕДКА 1. ж. разговорное Сельдь. 2. ж. разговорное-сниж. Сабля, шашка.

СЕЛЕДКА

селед||каж ἡ ρέγγα: копченая ~ ἡ καπνιστή ρέγγα.

СЕЛЕДКА

селедка Из *сьлдъка, см. сельдь.

СЕЛЕДКА

селёдка селёдка, -и, р. мн. -док

СЕЛЕДКА

селёдка = ж. разг. см. сельдь.

СЕЛЕДКА

ж. разг. Hering m, собир. тж. Heringe pl.

СЕЛЕДКА

– приобретение, долги возвращать.

СЕЛЕДКА

Из *сьлдъка, см. сельдь.

СЕЛЕДКА

возвращение долга.

СЕЛЕДКА

{N} ծովատառեխ

СЕЛЕДКА

Рыба под шубой

СЕЛЕДКА

см. сельдь

СЕЛЕДКА

Heeringas

СЕЛЕДКА

Sill

СЕЛЕДКА ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ

Селедка переяславская (Coregonus albula L.) — см. Ряпушка.

СЕЛЕДКА ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ

(Coregonus albula L.) — см. Ряпушка.

Крейг Херринг — Тухлые помидоры

Перейти к цитатам

Фильмы

Dolittle 2″ data-boxoffice=»112950721″ data-year=»2001″ data-tomatometer=»42″ data-audiencescore=»26″ data-qa=»celebrity-filmography-movies-trow»>
Кредит
17% 87% 2 сердца Монтаж фильма 1,3 миллиона долларов 2020
29% 85% Война с дедушкой Монтаж фильма 21,3 млн долларов 2020
64% 58% Средняя школа: Худшие годы моей жизни Монтаж фильма 20,0 млн долларов 2016
9% 49% закат Монтаж фильма 2016
14% 23% Год первый Монтаж фильма 43,3 миллиона долларов 2009
16% 32% Супергеройское кино Монтаж фильма $25,9М 2008
8% 33% Мы уже закончили? Монтаж фильма 49,6 млн долларов 2007
14% 38% Отскок Монтаж фильма 16,8 млн долларов 2005
15% 54% Ночевка Монтажер 8,1 млн долларов 2004
44% 40% Хороший мальчик! Монтаж фильма 37,6 млн долларов 2003
21% 30% Смокинг Монтаж фильма 50,2 млн долларов 2002
42% 26% Доктор Дулиттл 2 Монтаж фильма 113,0 млн долларов 2001
50% 42% Ослепленный Монтаж фильма 37,9 млн долларов 2000
69% 62% Проанализируйте это Монтаж фильма 106,8 млн долларов 1999
45% 49% Множественность Монтаж фильма 20,1 млн долларов 1996

Рекламируйте с нами

Пемброк Дж.

Херринг — Rotten Tomatoes Перейти к цитатам

Фильмы

Кредит
45% 49% Множественность Монтаж фильма 20,1 млн долларов 1996
13% 67% Клиффорд Монтаж фильма 6,5 млн долларов 1994
25% 21% Разведчик Монтаж фильма 2,6 млн долларов 1994
19% 61% Сестра Акт 2: Возвращение к привычке Монтаж фильма 57,0 млн долларов 1993
97% 88% день сурка Монтаж фильма 162,6 тыс. долларов 1993
44% 32% Юридические орлы Монтаж фильма 47,2 млн долларов 1986
61% 82% Из Африки Монтаж фильма 83,1 млн долларов 1985
34% 49% Европейские каникулы National Lampoon Монтаж фильма 1985
93% 85% Каникулы национального пасквиля Монтаж фильма 1983
Пока нет оценок 8% SST: Смертельный полет Монтаж фильма 1977
83% 76% Связанный для славы Монтаж фильма 1976
Пока нет оценок 55% Теплый декабрь Монтаж фильма 1973
Пока нет оценок 27% Может быть, я вернусь домой весной Монтаж фильма 1970

Рекламируйте с нами

От «тухлой селедки» до «неизвестного героя».

Владимир Яковлев о специальных пропагандистских методах оправдания войны

Владимир Яковлев
Российский журналист, один из основателей независимой прессы в 1990-е годы

Есть только три вида пропаганды, которым вы подвергаетесь каждый день: белая, серая и черная пропаганда. Белая пропаганда не предполагает искажения фактов для достижения политических целей. Серая пропаганда допускает такие искажения, но лишь в незначительной степени. Черная пропаганда допускает всевозможные искажения реальности для достижения пропагандистских целей. Чем беззастенчивее пропаганда, тем мощнее ее воздействие на аудиторию. Черная пропаганда является самой мощной, потому что ее не сдерживает необходимость придерживаться фактов.

Я училась на журфаке МГУ, у нас была военная кафедра. В условиях секретности нас обучали специальной боевой пропаганде – искусству сеять рознь в рядах противника путем дезинформации и манипулирования сознанием. Это ужасное дело, поверьте мне. Я не шучу. Черная пропаганда — эффективное оружие, используемое с единственной целью — вышибить врагу мозги.

Метод «тухлой селедки», метод «перевернутой пирамиды», метод «Большой лжи», принцип «40/60», изобретенный Геббельсом. Вы тоже знаете все эти методы и приемы. Ты просто не в курсе. Как вы должны быть.

В свое время на военной кафедре факультета журналистики нас учили применять специальные приемы боевой пропаганды против солдат противника. Сегодня эти методы используются против мирных жителей. Против тебя. Спецпропаганда имеет десятки эффективных приемов, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. Но есть четыре самых распространенных, которые вам нужно знать, чтобы иметь возможность защитить себя.


Метод «тухлой сельди»


Метод «тухлой сельди» работает следующим образом. Выдвигается совершенно ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и эпатажным. Например, мелкое воровство или, скажем, растление малолетних, или убийство, желательно из жадности, хорошо работают. Цель «тухлой селедки» не в том, чтобы доказать обвинение. Это должно спровоцировать широкую общественную дискуссию.

Цель «тухлой селедки» не доказать обвинение, а вызвать широкое общественное обсуждение

Психика человека устроена таким образом, что всякий раз, когда обвинение становится предметом общественного обсуждения, быть «сторонниками» и «оппонентами», «специалистами» и «экспертами», яростными «обвинителями» и ярыми «защитниками» обвиняемого.

Но независимо от их взглядов, все участники дискуссии снова и снова произносили имя подсудимого в связи с гнусным и возмутительным обвинением, тем самым втирая «тухлую селедку» все глубже и глубже в его одежду, пока наконец, запах начинает преследовать его повсюду. И вопрос «действительно ли он убил/украл/растлил или нет» становится первым, что возникает при упоминании его имени.

Одним из классических применений метода «тухлой селедки» является обвинение человека в принадлежности к фашистской или нацистской идеологии. Сам факт обсуждения того, является ли тот или иной человек нацистом, в любом случае оставляет его скомпрометированным в той мере, в какой цель пропагандистской кампании можно считать достигнутой.

Сам факт обсуждения того, является ли человек нацистом, в любом случае скомпрометирует его

Метод «Большой лжи» факт работает иначе. Суть его в том, чтобы с предельной уверенностью предложить зрителю ложь настолько глобальную и бессовестную, что почти невозможно поверить, что можно врать о таком.


Хитрость здесь в том, чтобы использовать совершенно ложную информацию, чтобы создать эффект шока, вызвать у читателя, слушателя или зрителя сильный страх, который затем навсегда определит их взгляды, вопреки любым доводам логики и разума. Ложные описания всевозможных страшных угроз или гнусных замыслов врага — классическое применение этого метода.

Прекрасным примером этого метода является ложное обвинение в том, что Ирак разрабатывает оружие массового поражения, что привело к оккупации Ирака войсками США. Но хорошо работают и сообщения о разработке противником, например, биологического оружия или о глобальной угрозе со стороны скрытого мощного противника.


Метод «абсолютной очевидности»


Метод «Большой лжи» может быть очень эффективным. Но все же в относительно долгосрочной перспективе метод «абсолютной очевидности» дает еще более достоверные результаты. Суть его в следующем. Вместо того, чтобы доказывать свою точку зрения, вы систематически преподносите ее своей аудитории как нечто очевидное, самоочевидное и потому безоговорочно поддерживаемое подавляющим большинством населения.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку психика человека автоматически реагирует на мнение большинства и стремится к нему присоединиться. Только важно помнить, что большинство должно быть подавляющим, а его поддержка абсолютной и безоговорочной — иначе эффекта присоединения к нему не произойдет.

Одним из классических применений метода «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разного рода опросов общественного мнения, демонстрирующих абсолютное единство общества по тому или иному вопросу. Приемы черной пропаганды, конечно, не требуют, чтобы такие сообщения хоть как-то соответствовали действительности.

Что касается опросов общественного мнения, то тут есть одна очень любопытная деталь. Когда вы читаете отчет о том, что 60, 50 или 80 процентов населения поддерживают ту или иную идею или инициативу, спросите себя, о каких именно процентах идет речь? Этот вопрос кажется странным. Ну, мы говорим о процентах населения страны, конечно. Но на самом деле мы не такие. Не 60% населения страны, а 60% специальной «панели», т.е. некой стабильной группы опрашиваемых, которую используют социологи.

Состав этой «панели» определяет результаты опроса. Пока вы не знаете его точного состава и размера, невозможно судить о репрезентативности результатов опроса. Представьте, например, панель, большинство из которой пенсионеры, члены партии или чиновники, и вы поймете, что я имею в виду.


Метод «неизвестный герой»


И, наконец, метод «неизвестный герой». Мы так часто видим этот метод в использовании, что почти перестаем его замечать. И все же метод «неизвестного героя» — один из старейших и в то же время один из самых эффективных методов специальной пропаганды. Суть его в лживом прославлении действий войск вашей страны. При всей своей внешней банальности этот метод имеет глубокие психологические корни.

Дело в том, что любая война жестока, бесчеловечна и бессмысленна. И именно поэтому всегда по умолчанию вызывает большое сопротивление со стороны психики человека. Это сопротивление еще более усиливается страхом человека за себя и своих близких. Есть только одна часть человеческой психики, способная противостоять этому мощному сопротивлению. Это эмоциональная составляющая. Поэтому нет армий захватчиков, есть армии освободителей. Нет армий захватчиков, есть только армии спасителей.

Единственный способ победить естественное сопротивление человека войне — создать в нем иллюзию борьбы за высокие нравственные ценности, за справедливость, за спасение своего народа, попавшего в беду, что оправдает жестокость и бесчеловечность что случилось. И тем самым вызывают сильные эмоциональные реакции, позволяющие преодолеть психологическое сопротивление самой идее войны. С этим, кстати, связано и использование пропагандой так называемых «невербальных символов».

Это символы, способные вызывать эмоции. Например, такими символами были свастика и красная звезда. Символы активно используются в целях черной пропаганды, поскольку существуют вне здравого смысла и логики и способны не только вызывать эмоции сами по себе, но и обеспечивать сохранение эмоционального заряда на долгое время.

Метод «неизвестный герой» имеет поразительную, уникальную особенность. Он снова и снова использовался разными странами в разных войнах на протяжении веков, но, несмотря на это, его влияние не уменьшилось. Он продолжает использоваться сегодня с точно такой же степенью эффективности, как и десятилетия назад.

Я мог бы продолжить. Нас обучали год, и список методов довольно длинный. Но это не главное. Важно вот что. Видите ли, все специальные методы военной пропаганды имеют одну общую цель. Он заключается в ослаблении вражеской армии путем внесения в ее ряды внутренней розни, взаимной ненависти и недоверия. Однако сегодня эти методы используются властями не против солдат противника, а против собственного мирного населения. И результат, который они производят, точно соответствует тому, чего они должны были достичь в первую очередь. Только не во вражеских рядах возникает взаимная ненависть и внутренние раздоры, а в наших собственных домах и семьях.

Не во вражеских рядах возникает взаимная ненависть и внутренние раздоры, а в собственных домах и семьях

Боевая пропаганда работает даже лучше против своего населения, чем против солдат противника. Наверное, потому что, в отличие от солдат противника, мирные жители не могут защитить себя. Просто обратите внимание на количество конфликтов, ссор и взаимных обид по политическим мотивам, возникших в последнее время рядом с вами. Лучший способ противостоять черной пропаганде — не учиться различать ее специфические методы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *