Путь тура хейердала: через Тихий океан на «Кон-Тики»

через Тихий океан на «Кон-Тики»

Новости вчера в 13:54

Объявлены лауреаты Нобелевской премии мира

Сборник

Ким Ир Сен

Новости 27.09.2022

Состоялась презентация книги Юрия Уляшева «EMBA. СКОЛКОВО. ФУНДАМЕНТ»

Новости 13.09.2022

Умер Жан-Люк Годар

Начало «авантюры»

В 1937 году Тур Хейердал с женой отплыли из Марселя на Таити. Чтобы добраться до острова, им пришлось пересечь Атлантический океан, Панамский канал и Тихий океан. Проведя месяц в доме таитянского вождя, они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении местной фауны, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии.

Тур Хейердал с женой. (flickr.com)


Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа за медицинской помощью Хейердал свёл знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906 года. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал. Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии — стране, находившейся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов. Также именно от Ли Хейердал узнал о Тике — боге местных племён. По легенде, раньше в Перу был народ белых богов, прибывших с севера. Однако после поражения в битве с инками на озере Титикака они бесследно исчезли.

Позднее Хейердалу удалось обнаружить на острове огромные изваяния бога Тики, которые напоминали статуи в Южной Америке.

Остров Фату-Хива. (britannica.com)


Исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений привело норвежца к мысли, что господствующие ветры, которые идут с севера, через Гаити, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии. Также до окончательного оформления теории норвежского путешественника считалось, что кокосы, которые произрастали на архипелаге, были занесены морской водой из Южной Америки.

Хейердал провёл немало времени в архивах и музеях, изучая старинные манускрипты и рисунки, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Исследователь попытался даже заинтересовать и убедить в правильности своей теории учёного из Нью-Йорка, предоставив доказательства, однако тот лишь улыбнулся и сказал ему: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Так возникла идея путешествия на плоту от латиноамериканского побережья к островам Полинезии.

По заветам древних индейцев

Плот для путешествия был построен из бальcы — легчайшего дерева в мире. Судно, аналогичное тем, что раньше делали индейцы, соорудили без единого гвоздя. Оно состояло из девяти брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос.

Модель судна, на котором совершалось плавание. (flickr.com)


Бревна были перевязаны канатами, над ними возвышалась мачта с большим (27 кв. м) прямоугольным парусом. Плот был оснащён кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль киля и руля). Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики» — по имени легендарного полинезийского героя.

Судно Тура Хейердала и его команды. Вид с океана. (nrk.no)


28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Буксир ВМС Перу «Гуардиан Рио» тащил плот Хейердала. Примерно в 50 милях от берега, достигнув течения Гумбольдта, экипаж буксира попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и опасный путь к Полинезии.

«Кон-Тики» в открытом море

На борту судна было всего шесть человек: Хейердал, радисты Кнут Хаугланд и Турстейн Робю, кок Бенгт Даниэльссон (единственный из экипажа говорил по-испански), техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер, штурман и художник Эрик Хессельберг. Седьмым членом экипажа был южноафриканский попугай Лолита, который стал талисманом команды, однако во время бури упорхнул с судна.

Уже первые дни плавания показали, что плот устойчив и благодаря океанскому течению и ветрам медленно, но верно движется в нужном направлении. На судне был наведён относительный порядок, всё имущество, приборы и съестные припасы надёжно закрепили. Сразу же распределили обязанности и расписали вахты.

Тур Хейердал спускается с лестницы на судне. (kon-tiki.no)


«Бенгта скорее всего можно было найти в дверях каюты, где он лежал на животе, углубившись в один из семидесяти трёх томов своей библиотеки. А вообще мы назначили его стюардом, это он отмерял нам дневной паек. Герман в любое время суток мог оказаться где угодно — то с метеорологическими приборами на мачте, то с подводными очками под плотом, где он проверял шверт, то за кормой, в надувной лодке, где он занимался воздушными шарами и какими-то непонятными приборами. Он был у нас начальником технической части и отвечал за метеорологические и гидрографические наблюдения. Кнют и Торстейн без конца возились со своими отсыревшими сухими батареями, паяльниками и схемами. Каждую ночь они поочерёдно дежурили и посылали в эфир наши рапорты и метеосводки. Эрик чаще всего латал парус, или сращивал канаты, или вырезал деревянные скульптуры, или рисовал бородатых людей и удивительных рыб. Точно в полдень он вооружался секстантом и взбирался на ящик, чтобы поглядеть на солнце и высчитать, сколько мы прошли за сутки.

Сам я прилежно заполнял судовой журнал, составлял рапорты, собирал пробы планктона и рыб, снимал кинофильм», — пишет Хейердал в своей книге о повседневной жизни на плоту и обязанностях каждого члена экипажа.

Команда продумывает план действий. (flickr.com)


На плоту все по два часа несли вахту, причём, ночью дежурный обязательно привязывался канатом. Вопросы, связанные с текущей деятельностью, решали на общих собраниях.

Готовили по очереди, а основной пищей служила свежая рыба. Два члена экипажа решили поучаствовать в эксперименте: отказались от рыбы и стали употреблять сухие пайки, которые были сделаны для американских военнослужащих и ещё не были опробованы ранее. Перед выходом в плавание коробки с пайками залили тонким слоем асфальта, чтобы предотвратить попадание в них морской воды. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Питьевую воду обычно смешивали с морской, а запасы пресной воды пополнялись во время тропических дождей.

Кроме того, на плоту были запасы фруктов и кокосов, а также очень много рыболовных снастей.

Одним из самых популярных занятий во время плавания была рыбная ловля. Иногда рыба сама запрыгивала на плот. Каждое утро Хейердал и его спутники находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус, который находился в деревянном ящике). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито. Однако встречались и опасные представители морской фауны: членам экипажа приходилось даже использовать копье, чтобы уберечь судно от стаи китовых акул.

Тур Хейердал с уловом. (flickr.com)


Путешественники могли рассчитывать только на собственные силы — маршрут проходил в стороне от морских путей. Единственная значительная опасность произошла в середине пути: плот пережил две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьёзные повреждения.

Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.

Земля!

Первый раз экипаж увидел землю 30 июля, это был остров Пука-Пука. 7 августа 1947 года плот подошёл к атоллу Рароиа, входящему в островной архипелаг Туамоту. Чтобы добраться до земли, команде нужно было преодолеть коралловый риф. Путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн, после чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега.

Маршрут экспедиции «Кон-Тики». (flickr.com)


В океане команда Хейердала провела 101 день, преодолев 8 тыс. км и доказав, что на бальсовых плотах подобные плавания могли совершаться и в древности. Это делало вполне вероятной и относительно безопасной миграцию людей из Латинской Америки на острова Полинезии.

Хейердал написал по итогам плавания книгу «Путешествие на Кон-Тики», которая стала мировым бестселлером. Также путешествие снималось на киноплёнку и было потом представлено в формате документального фильма. В 1952 году лента была удостоена «Оскара».

Возвращение домой

Из порта Папеэте на Таити, где путешественники дожидались оказии для возвращения на родину, их вместе с плотом забрало норвежское судно. Теперь легендарный плот находится в Осло, где создан музей Кон-Тики. В нем выставлены также и другие предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, в том числе папирусная лодка «Ра-II».

Музей «Кон-Тики». (flickr.com)


Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис». Также он проводил археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.


Сборник: Ким Ир Сен

Автор северокорейской идеологии и основатель КНДР, он и после смерти остаётся самым важным лицом в стране. Государством руководят его потомки.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

«Там товарищ Ким Ир Сен»

«Там товарищ Ким Ир Сен»

Путь от партизана-нелегала к национальному лидеру с помпезным культом личности.

  • Тесты
  • Азия
  • XX век

Что сказал бы тебе Ким Ир Сен?

Что сказал бы тебе Ким Ир Сен?

«Вечный президент» КНДР и после смерти остаётся духовным лидером и моральным ориентиром в стране. Какое из его изречений довелось бы услышать тебе?

  • ЕГЭ
  • Азия
  • XX век

Ким Ир Сен

Ким Ир Сен

Насколько хорошо ты знаешь биографию национального лидера КНДР?

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

«Там товарищ Ким Ир Сен»

Путь от партизана-нелегала к национальному лидеру с помпезным культом личности.

  • Тесты
  • Азия
  • XX век

Что сказал бы тебе Ким Ир Сен?

«Вечный президент» КНДР и после смерти остаётся духовным лидером и моральным ориентиром в стране. Какое из его изречений довелось бы услышать тебе?

  • ЕГЭ
  • Азия
  • XX век

Ким Ир Сен

Насколько хорошо ты знаешь биографию национального лидера КНДР?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Булгаков – правительству СССР

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Свержение Хрущёва

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Будни Наполеона на острове Святой Елены

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Стол для Екатерины II

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Лев Гумилёв. Мыслитель, сын поэтов

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Августейшие кузены

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Самые ужасные пытки (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • I до н. э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Как Смоленск стал русским

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 412750
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 362362
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 294491
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 95711
Булгаков – правительству СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 88730
Свержение Хрущёва
  • 📚 Статьи
  • 👀 83553
Будни Наполеона на острове Святой Елены
  • 📚 Статьи
  • 👀 60052
Стол для Екатерины II
  • 📚 Статьи
  • 👀 54416
Лев Гумилёв. Мыслитель, сын поэтов
  • 📚 Статьи
  • 👀 53246
Августейшие кузены
  • 📚 Статьи
  • 👀 45914
Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды
  • 📚 Статьи
  • 👀 4996398
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
  • 📚 Статьи
  • 👀 1039428
Самые ужасные пытки (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 803857
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 508266
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 485444
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 476002
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 437638
От чего умер Ленин?
  • 📚 Статьи
  • 👀 430928
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 430764
Как Смоленск стал русским
  • 📚 Статьи
  • 👀 412750
За что истребляли гугенотов? (18+)

Как Тур Хейердал ходил через океан на папирусных лодках

Пятьдесят лет назад, 17 мая 1970 года, из гавани в Марокко вышла папирусная лодка Тура Хейердала «Ра-2». Это была вторая попытка известного норвежского путешественника, почётного члена РГО, пересечь Атлантику на судне, изготовленном по древнеегипетским образцам. Предыдущее плавание закончилось неудачей, но лишь раззадорило команду. Со второй попытки Хейердал достиг цели, но и она была не лишена трудностей. Все подробности легендарного путешествия в нашем материале.

Томимый любопытством

Трудно поверить, но Тур Хейердал, прославившийся морскими путешествиями, в детстве очень боялся воды. Страх он поборол только в 22 года, когда случайно свалился в реку и нашёл в себе силы выбраться на сушу.

После славного путешествия на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан и экспедиции на остров Пасхи он задался вопросом, могли ли древние египтяне ходить не только по Нилу, но и в открытом море? Тогда он построил лодку «Ра» по образцу кораблей с древних фресок. Взялись за эту непростую задачу мастера с озера Чад, где ещё не утратили искусство вязать судна из африканского тростника – папируса.

«Зачем? Что я хотел доказать? Да ничего, ровным счётом ничего. Я хотел только выяснить – выяснить, можно ли на такой лодке выходить в море. <…> …может быть, древнейшие египтяне были опытными судостроителями и мореплавателями, прежде чем осели на месте и стали ваятелями, фараонами, мумиями. Я хотел выяснить, способна ли папирусная лодка пройти по морю 400 километров – путь от Египта до Ливана. Выяснить, не может ли лодка из папируса пройти ещё дальше, от одного материка до другого. Выяснить, не может ли она дойти до Америки… Зачем? Да затем, что никто не знает, кто же первым достиг Америки. В учебниках написано, что это был Колумб. Но Колумб не открыл Америку. Он был повторным открывателем».

Тур Хейердал, «Ра»

В 1969 году интернациональная команда из семи человек вышла в Атлантический океан из порта Сафи, держа курс на Антильские острова. Но конструкция лодки оказалась неприспособленной для плавания в открытом море. Тонкие вёсла-веретёна «Ра» не выдержали встречи с серьёзной океанской волной, оставив лодку без управления, так что большую часть пути она попросту дрейфовала. Кроме того, судёнышко, связанное жителями африканских дебрей, сильно деформировалось в ходе плавания. Через два месяца в океане лодка начала терять папирус из связок правого борта. Ахтерштевень – приподнятая вверх задняя часть корабля – обвис, бамбуковая каюта под ударами волн ходила ходуном, попутно перетирая верёвки, скрепляющие папирус.

До назначенной цели «Ра» не дошла, но всё же продержалась на воде восемь недель и преодолела 5000 км. По расчётам Хейердала, когда команда была вынуждена прервать путешествие, до Барбадоса им оставалось плыть около недели. Через год он предпринял вторую попытку выяснить, существовало ли морское сообщение между континентами в античные времена.

Тур Хейердал с «Оскаром», 1955 г. Фото: wikipedia.org/National Archives of Norway/Bjørn Fjørtoft

Тур Хейердал (1914 – 2002) – норвежский археолог, путешественник и писатель. Увлекался вопросами взаимодействия античных народов и процессами заимствования и распространения культуры. Известен экспедициями на судах, построенных по древним технологиям. В 1947 г. вместе с пятью спутниками совершил плавание по Тихому океану на плоту «Кон-Тики», построенному из бальсового дерева. В 1955-1956 гг. организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В 1969 и 1970 годах совершил плавание через Атлантику на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2». В 1977 г. на тростниковой лодке «Тигрис» с экипажем в 11 человек прошёл из Ирака через Персидский залив в Пакистан и дальше – к Красному морю.

Почётный член РГО, а также географических обществ Норвегии, Перу, Бразилии. Командор норвежского королевского Ордена Святого Олафа и Командор со Звездой. Лауреат многочисленных наград, среди которых премия «Оскар» за документальный фильм «Кон-Тики», золотая медаль Королевского географического общества (Лондон), Международная экологическая премия Пехлеви, ООН и др.

Ещё про Тура Хейердала

Работа над ошибками

Чтобы избежать проблем, которые помешали «Ра» достичь цели, конструкцию лодки требовалось усовершенствовать. На этот раз вёсла вырезали из толстых брёвен, а папирусный корпус сделали гораздо прочнее. Изменился и сам принцип строительства.

«И я решил испытать других лодочных мастеров, которые по сей день вяжут крепкие лодки на древний лад, с загнутым вверх ахтерштевнем такой же высоты, как нос. <…> Таковы камышовые лодки индейцев аймара и кечуа в Боливии и Перу. Кстати, они ещё в одном напоминают суда древней Ниневии и Египта. Верёвки сплошным кольцом охватывают палубу и днище, в профиль лодка кажется состоящей из одной сплошной связки, тогда как чадские лодки, не имеющие высокого ахтерштевня, набраны из многих связок, соединённых между собой петлями из коротких концов».

Тур Хейердал, «Ра»

Для строительства «Ра-2» Хейердал пригласил в Марокко четверых индейцев племени аймара, проживающих в районе озера Титикака. В этом регионе до сих пор сохранились традиции создания тростниковых плавсредств. Помогали им марокканцы, проживающие в устье реки Лукус: у них тоже были мастера, умеющие делать лодки из тростника.

«Два старика тут же изготовили каждый по модели – шафат с обрезанной прямо кормой (на таких лодках переправляли груз через реку) и мадиа, нос и хвост крючком, как в Древнем Египте. Мадиа и с морским прибоем справлялись, размер – какой тебе угодно, и камыш, из которого делали лодки, – кхаб – месяцами сохранял плавучесть. Старики связали небольшую лодку с загнутым вверх носом и обрезанным хвостом, и пять человек вышли на ней в залив, чтобы я мог убедиться в её поразительной грузоподъемности».

Тур Хейердал, «Ра»

В готовом виде «Ра-2» была 12 м в длину, 5 м в ширину и 2 м в высоту. На палубе стояла каюта – тростниковая хижина – 4 м в длину и 2,8 м в ширину. Лодка была на 3 м короче предыдущей, круглее в разрезе и тоньше.

Команда судна тоже претерпела небольшие изменения. Плотник с озера Чад Абдулла Джибрин уступил своё место марокканцу Мадани Аиту Уханни. Хейердал по этому поводу тактично писал, что Абдуллу закрутили сложности семейной жизни, однако по свидетельству более откровенного Юрия Сенкевича его пришлось заменить по другой причине.

«Участие в экспедиции, а главное, возможности, открывшиеся для Абдуллы после того, как он стал известным, подействовали на него радикальным образом. Он решил поселиться в Каире, купить там дом. <…> Абдулла стал ходить к послу и просить у него денег на покупку дома (как оказалось, не одного), ссылаясь на то, что договорился об этом с Хейердалом, который потом вернёт послу долг Абдуллы. <…> На самом деле Тур даже не подозревал об этом. Всё выяснилось гораздо позже, и ему пришлось отдавать не свои долги».

Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь»

Хейердал не сказал другим членам экипажа о «подвигах» Абдуллы, но те и сами обратили внимание на странное поведение бывшего соратника: он приезжал на строительную площадку позже всех, помогать в строительстве «Ра-2» не считал нужным и быстро возвращался в свой отель «развлекаться с висевшими на нём гроздьями весёлыми девицами». Плюс ко всему он пристрастился к выпивке. В конечном итоге, Абдулла перессорился со всей командой «Ра-2», и вместо него в море вышел бербер Мадани, работавший администратором в марокканском отеле, где жили участники экспедиции.

Кроме него, в путешествие отправился ещё один новичок – японец Кей Охара, чьей задачей было снимать повседневную жизнь на папирусной лодке на фото- и видеоплёнку. Остальные шесть членов экипажа были теми же, что и год назад: сам Тур Хейердал и его соратники с первой версии «Ра» – Норман Бейкер (США), Карло Маури (Италия), Жорж Сориал (Египет), Сантьяго Хеновес (Мексика) и Юрий Сенкевич (СССР).

«Ра-2» идёт к цели

В день, когда «Ра-2» получила имя, она доказала свою прочность – ветер подхватил судно и с силой ударил о бетонный пирс. Высокий загнутый нос спружинил, лодка отскочила от пирса целая и невредимая. 17 мая она вышла из того же порта Сафи, откуда годом раньше отправилась покорять океан её предшественница.

В начале плавания «Ра-2» заставила экипаж поволноваться – папирус впитывал воду с такой интенсивностью, что лодка оседала примерно на 10 см в сутки и через четыре дня наполовину погрузилась в океан. Чтобы облегчить её, путешественники выбросили за борт всё, от чего можно было отказаться.

«Шлёпнулся в воду мешок с картофелем: картошка долго варится. За ним последовали два кувшина с рисом. Мука. Кукуруза. Два мешка неведомо с чем. Корзина из дранок. Лучше голодать, чем тонуть. Отправилась за борт большая часть припасённого для кур зерна. А также большой деревянный брус и доски – материал для ремонта. Ещё кувшины. На лице Мадани было написано отчаяние. Кей глядел на парус, оскалив зубы. Море приняло бухту каната. Точильный камень. Молот. Железное копье Жоржа, чтобы сшивать лодку. Поплыли книги и журналы. Обложки от книг. Каждый грамм важен».

Тур Хейердал, «Ра»

Полегчавшее судно периодически требовало мелкой починки, но в целом вполне успешно и довольно шустро шло по намеченному пути, неплохо показав себя во время шторма. Компанию людей развлекали спутники из животного мира: обезьянка Сафи, селезень Синдбад-2, многочисленные морские обитатели. В какой-то момент на мачту «Ра-2» стали приземляться птицы, отдыхая от долгого перелёта над солёной водой, среди них затесался окольцованный голубь, задержавшийся на лодке надолго – его команда окрестила «Юби».

«Ра» превратилась в плавучий зверинец. Под водой нас сопровождала немая верная свита юрких рыб, на палубе и на снастях сидели яркие щебечущие птицы, пили воду из чашек и клевали зерно, предназначавшееся для кур. Но по мере того, как мы начали удаляться от Канарских островов, отдохнувшие гости один за другим расставались с нами. <…> Зато голубю корм Cиндбада так пришёлся по вкусу, что он располнел, стал совсем ручным и явно настроился идти с нами до Америки».

Тур Хейердал, «Ра»

Толстые вёсла из отборной мачтовой сосны выдержали несколько штормов, удерживая лодку перпендикулярно волне, что позволяло ей уверенно идти вперёд по бурному океану: высокий ахтерштевень надёжно защищал судно, не давая воде его захлёстывать. Но однажды в бурю казавшееся несокрушимым левое весло переломилось пополам, лодка развернулась боком, её начали заливать волны. С большим трудом команда освободила намертво закреплённое правое весло, чтобы вернуть возможность управлять «Ра-2».

Чтобы увеличить скорость движения судна, Хейердал решил наклонить вперёд мачту, благо, конструкция лодки позволяла такие ремонтные работы. Но высокий нос стал упираться в парус – пришлось спилить изрядный кусок. «Ра-2» потеряла свой элегантный вид, но пошла заметно шустрее.

Пресной воды не хватало – во время непогоды разбилось много амфор с её запасами. Экипаж ввёл режим строгой экономии, скрупулёзно рассчитав оставшееся количество. Участники экспедиции относились ко всем сложностям как к задачам, требующим решения – и решали их. Через 57 дней после выхода из Марокко потрёпанная, но уверенно держащаяся на плаву лодка дошла до Барбадоса, преодолев 6100 км и доказав научному миру, что древние народы Средиземноморья вполне могли добираться до Южной и Центральной Америки.

Значение экспедиции 

Путешествие оказалось важным не только с точки зрения экспериментальной археологии. На борту была обстановка, позволившая провести ряд психологических опытов и в целом проверить работу небольшой команды в условиях, в чём-то аналогичных полётам в космос.

«Есть у «Ра» с космолётом общее: там и здесь – безбрежное пространство, и крошечный островок посреди него, и люди, которым надлежит на островке длительное время плечом к плечу жить и работать.

Выражение «плечом к плечу» в этих обстоятельствах имеет заведомо буквальный смысл. И звучит оно порой не так мажорно, как казалось бы со стороны.

Представим себе лучший, какой только можно выдумать, вариант: в межпланетное путешествие отправляется экипаж, состоящий сплошь из великолепных, идеальных парней. Есть ли гарантия, что им не станет в полёте трудно друг с другом?»

Юрий Сенкевич, «На «Ра» через Атлантику»

На втором «Ра» ситуация осложнялась тем, что для большей части экипажа ушла прелесть новизны, как писал Сенкевич, «то ли усталость, то ли вообще стали мы, чёрт возьми, старее и равнодушнее, и на смену прошлогоднему энтузиазму пришла привычка; в самом деле, мы уже ощущали себя не первопроходцами, а чуть-чуть рейсовиками, не поэтами, а ремесленниками океана. ..» Выливалось это порой в споры из-за зубной щётки, последовательности вахт и помощи при мытьё посуды. Но ни одного конфликта не возникло из-за разницы религий, идеологии, политики – того, что могло перерасти в серьёзное противостояние и обиды. Мелкие ссоры позволяли «выпустить пар» при необходимости и заканчивались общим смехом и тёплыми разговорами обо всём на свете. В конечном итоге эксперимент Хейердала, собравшего на крохотном тростниковом судёнышке восемь людей разной национальности, возраста, культур, оказался успешным.

«Мы вместе радовались, вместе досадовали и во всём выручали друг друга, ведь тем самым каждый выручал сам себя. Один рулит, чтобы другой мог спать, стряпает, чтобы остальные могли есть, чинить парус и выбирать шкоты, чтобы все мы быстрее дошли до цели. Каждый был заинтересован в полном благополучии остальных, чтобы у нас хватило сил сообща отражать все угрозы извне».

Тур Хейердал, «Ра»

Кроме того, команда лодки отслеживала наличие в океане нефтепродуктов. Ещё во время первого плавания члены экспедиции обнаружили в воде сгустки нефти и сообщили об этом в Организацию Объединённых Наций. Генеральный секретарь ООН поручил экипажу каждый день вести наблюдения за уровнем загрязнения Атлантики и собирать образцы. 43 дня из 57 на пути «Ра-2» встречались сгустки нефти. Выяснилось, что положений Международной конвенции 1954 года о предотвращении загрязнения моря нефтью (OILPOL) недостаточно, чтобы защитить океан.

«Порой было противно утром чистить зубы – столько грязи плавало у кормы. Ну ладно, пустые бутылки, доски, пластиковые мешки – их как после воскресенья на дачной полянке. Но битум! Но мазут!!! Куски тёмно-бурого цвета, величиной с кулак, а то и крупнее! Некоторые обросли ракушками и усеяны моллюсками, другие совершенно свеженькие. И это в центре Атлантики, а она довольно большая!»

Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь»

В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды человека, в ходе которой была принята Декларация об окружающей человека среде, помимо прочего включавшая в себя запрет на слив нефтяных отходов в море. Материалы, предоставленные экипажем «Ра-2», сыграли заметную роль в принятии этого решения. Документ носил рекомендательный характер, но в 1973 году по его следам под эгидой Международной морской организации (ИМО) была принята Новая конвенция МАРПОЛ, в которой требования к соблюдению экологических норм стали гораздо жёстче.

Экспедиция, организованная Туром Хейердалом, позволила под новым углом посмотреть на культуру далёкого прошлого и помогла принять меры, чтобы сберечь океан для будущего. Но самое главное, она показала, что человечеству вполне по силам справиться с противоречиями в настоящем – было бы желание.

«Экспедиция «Ра» показала наглядно, не на теоретических выкладках, а на практике: самые грозные препятствия преодолимы, если люди солидарны в главном, если вопреки всему, что их разделяет, они верны общей разумной цели. Ради одного этого уже стоило выходить в океан кораблику «Ра»!»

Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь»

Ольга Ладыгина

Тур Хейердал.

Путешествие на Кон-Тики

Книга | Видео | О проекте | Контакты | Карта сайта | Форум | Блог | Стройка | Eng

Главная  > Тропические статьи  > Тур Хейердал. Путешествие на плоту Кон-Тики

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики — это плот, сделанный из 9 бальзовых тропических деревьев. Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест — инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

 

Экипаж Кон-Тики

Тур Хейердал (1914—2002) — руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) — штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) — исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) — радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) — второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) — инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было — за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты — для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды — и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул — китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд — доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли — рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

 

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю — это был один из островов южных морей, на котором росли кокосовые пальмы. Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Маршрут Кон-Тики

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что кокосовые орехи не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Автор: Олег Приходько





Экспедиция Кон-Тики – Музей Кон-Тики

  • Кон-Тики
  • (1947)

28 апреля 1947 года плот из бальсового дерева с шестью мужчинами и попугаем отплыл из Кальяо, Перу. Его шкипером был тогдашний 33-летний Тур Хейердал, а пунктом назначения была Полинезия.

Экспедиция явилась результатом теории, над которой Хейердал размышлял со времени своего пребывания на Фату-Хиве: эта группа островов в южной части Тихого океана не могла быть заселена исключительно народами с запада. Он также должен был быть населен коренными жителями Южной Америки. Среди косвенных свидетельств, на которые указывал Хейердал, была история Кон-Тики Виракоча, туземного вождя, который, согласно легенде, отплыл на запад из Перу в закат на большом плоту из бальсового дерева.

Герберт Дж. Спинден (© Бруклинский музей)

Хейердал представил свою теорию группе ведущих американских антропологов весной 1946 года, но они отнеслись к нему холодно. Один из них, Герберт Спинден, дошел до того, что бросил вызов Тору: «Конечно, посмотри, как далеко ты заплывешь из Перу в южную часть Тихого океана на бальзовом плоту!»

Тур Хейердал в Клубе исследователей в Нью-Йорке, 1946 год

Хейердал принял вызов близко к сердцу и немедленно приступил к планированию экспедиции, в ходе которой он и его команда должны были пересечь Тихий океан на собственном плоту из бальзы.

Первый Хейердал должен был набрать экипаж. Это оказалось относительно легко, и вскоре в его команде было пять высококвалифицированных мужчин. Вместе они отправились в Эквадор за пробковым деревом для плота, а затем в Перу, чтобы построить его.

Благодаря личным связям Хейердал переписывался с представителями американских военных и смог получить все, от спальных мешков, полевых пайков, лосьона для загара и консервов, до навигационных приборов и радиооборудования.

Хейердалу также требовался секретарь для экспедиции, и Герд Волд из норвежского посольства в Вашингтоне быстро вызвался на эту работу. Помимо прочего, она должна была координировать связь между плотом и теми, кто находился на берегу.

Экипаж плота «Кон-Тики», слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниэльссон, Тур Хейердал, Эрик Хессельберг, Торстейн Рааби и Герман Ватцингер. Критерии Тора при выборе членов экипажа заключались в том, что все они обладают непоколебимой храбростью, а также одной уникальной квалификацией, необходимой для экспедиции.

Герман Ватцингер и Тур Хейердал по чистой случайности встретились в Нью-Йорке. Ватцингер был инженером, специализирующимся в области термодинамики, и находился в США для изучения технологии охлаждения. Он попросил присоединиться к экспедиции, и Тор без колебаний согласился. Ватцингер был заместителем командира плота «Кон-Тики».

Эрик Хессельберг был близким другом детства Хейердала. Он был обученным моряком и провел пять лет в торговом флоте, и, таким образом, был единственным членом команды Кон-Тики с реальным морским опытом. Хессельберг будет штурманом в этом путешествии. У Хессельберга также было художественное образование, и именно он нарисовал легендарную маску Кон-Тики на парусе плота.

Кнут Хаугланд участвовал в качестве телеграфиста в норвежской диверсии на тяжелой воде в Рьюкане в 1943 году и, пережив ряд драматических событий во время войны, Хаугланд продемонстрировал необычайную находчивость и храбрость. В путешествии «Кон-Тики» он спас Германа Ватцингера от утопления.

Торстейн Рааби был скроен из той же ткани, что и Хоугланд. Он также был специалистом по радио и провел много месяцев в Финнмарксвидде (плато Финнмарк) — в тылу врага — в исключительно напряженных условиях. Среди его достижений Рааби удалось отправить большое количество информации о немецком военном корабле «Тирпиц», «подслушивая» радиоантенну немецкого офицера.

Бенгт Даниэльссон был антропологом из Университета Упсалы. Даниэльссон проявлял научный интерес к теории миграции Хейердала. Он разыскал Хейердала во время подготовки к экспедиции Кон-Тики и спросил, может ли он присоединиться. Даниэльссон стал шестым и последним участником экспедиции — и единственным, кто мог говорить по-испански.

Хессельберг обладал навигационными навыками, но никто в группе не умел плавать, и еще меньше они представляли себе, как управлять плотом из бальсового дерева. Такие знания были утеряны на сотни лет. Тем не менее Хейердал верил, что по пути команда освоит плот и что восточные ветры и течение Гумбольдта в конце концов донесут «Кон-Тики» до Полинезии. Ведущие специалисты в области антропологии и мореплавания считали крайне маловероятным, что плот достигнет пункта назначения. Некоторые даже предупреждали, что он распадется в течение первых двух недель и что экспедиция — чистое самоубийство.

Эксперты ошиблись. После 14 дней в море Хейердал и его команда были уверены, что плот действительно мореходен. И не только это: их судно было «фантастическим мореходным судном», — писал Хейердал в своем бортовом журнале.

После 101 дня плавания «Кон-Тики» сел на мель на коралловом рифе у атолла Рароя в Полинезии. Экспедиция увенчалась безоговорочным успехом, и Тур Хейердал и его команда продемонстрировали, что народы Южной Америки действительно могли путешествовать на острова южной части Тихого океана на бальсовых плотах.

Книга Хейердала «Экспедиция Кон-Тики», изданная в 1948 году, переведена более чем на 70 языков, и на сегодняшний день проданы десятки миллионов экземпляров.

Фильм с таким же названием, снятый съемочной группой во время путешествия, получил премию Оскар за лучший документальный фильм в 1951 году. Он постоянно демонстрируется в музее Кон-Тики.

Экспедиции Хейердала

Как путешествие «Кон-Тики» ввело мир в заблуждение относительно плавания в Тихом океане | В Смитсоновском

Мастер-навигатор Мау Пиилуг обучает навигации своего сына и внука с помощью звездного компаса. Андерс Райман, Сатавал, Федеративные Штаты Микронезии © Anders Ryman/Corbis

В рамках своего трехлетнего кругосветного плавания гавайское каноэ Hōkūleʻa прибыло на Таити этим летом на первом этапе своего кругосветного путешествия. Когда Хокулеа приезжает, таитяне говорят: Maeva, a hoi mai , что означает «Добро пожаловать домой». Существует хорошо задокументированная традиция путешествий между двумя группами островов, и ясно, что в 13 веке таитяне использовали сложные навигационные навыки, чтобы преодолеть расстояние в 2500 миль и заселить Гавайские острова. Археологические и лингвистические данные показывают, что мореплаватели с соседних с Таити Маркизских островов заселили острова еще раньше. Скептицизм по поводу достоверности этих навигационных методов уже давно мутит воду. Наиболее заметным скептиком был этнолог Тур Хейердал, чьи 1947 Экспедиция на плотах «Кон-Тики» выдвинула дрейфующую идею о том, что колонизация происходила только тогда, когда суда просто путешествовали по волнам. Но плавание «Хокулеа» в 1976 году под руководством микронезийского мореплавателя Пиуса «Мау» Пиилуга разрешило этот спор. Пиилуг продемонстрировал свое глубокое умение читать ночное небо и волны океана и благополучно провел массивное океанское каноэ от Гавайев до Таити.

Навигация — это не только наука, но и искусство и духовная практика. Это требует огромных знаний о ночном небе и о том, как оно меняется в зависимости от широты и в течение года. С этим знанием восход и заход звезд образуют компас, часы и средство для калибровки широты. История о том, как эти навыки были утеряны, а затем вновь открыты и вновь применены на практике, наполнена европейскими представлениями о расовом превосходстве. Я предполагаю, что многие больше знают о Кон Тики, задокументированном в фильме, получившем премию Оскар, чем о гораздо более значимом Хокулеа, пилотируемом Пиилуг. Вот почему должно быть наоборот.

Капитан Джеймс Кук провел много времени в южной части Тихого океана, прежде чем он пересек экватор и наткнулся на доселе неизвестные Гавайские острова в 1778 году. Кук взял с собой Тупайю, верховного жреца с Таити и Раиатеа, за 2500 миль до юг. Удивительно, но Тупайя смогла поговорить с этими новыми островитянами на их взаимно понятных языках. Пораженный, Кук задал теперь уже известный вопрос: «Как мы объясним, что эта нация распространилась так далеко по этому огромному океану?» Таким образом, Кук создал «полинезийцев»: людей «множества островов», населяющих Тихий океан от острова Пасхи на востоке до Новой Зеландии (Аотеароа) на юго-западе и до Гавайев на севере. Эти три точки определяют так называемый «полинезийский треугольник». Географически это самая большая нация на Земле: более 1000 островов раскинулись на площади около 16 миллионов квадратных миль океана — больше, чем Россия, Канада и Соединенные Штаты вместе взятые. Языковая связь, несомненно, доказывала, что все народы этого региона были связаны между собой. Однако вопрос Кука не давал покоя ученым следующие 200 лет.

Жителям Запада было трудно объяснить, как народы «каменного века», «не умевшие ни математики», ни письма, могли пересекать тысячи миль океана на открытых лодках — задолго до того, как Колумб даже подумал плыть по синему океану — и, вероятно, против ветра и течения, чтобы найти крошечные точки земли в огромном океане. Первоначальный и очевидно правильный вывод заключался в том, что полинезийцы когда-то были великими мореплавателями, но это создало проблему для европейских колонизаторов 19 века, которые считали себя выше.

Одно решение, получившее название «арийское полинезийское», граничило с нелепостью, но оно придавало некоторую изобретательность своими запутанными и запутанными рассуждениями. Чтобы показать, что полинезийцы произошли от европейцев, Авраам Форнандер на Гавайях, а также Эдвард Трегир и Дж. Макмиллан Браун в Новой Зеландии построили доводы в конце XIX века, используя зарождающуюся науку лингвистики, чтобы проследить полинезийские языки до санскрита. и на европейские языки. Профессор А. Х. Кин в своей 1896 г. Ethnology описал полинезийцев как «одну из лучших рас человечества, европеоидную во всем существенном; отличаются симметричными пропорциями, высоким ростом… и красивыми чертами лица». Этнолог С. Перси Смит был одним из нескольких ученых, восхвалявших полинезийцев «интеллект, их обаятельный характер и — хочется думать — их общее с нами происхождение от кавказской ветви человечества».

Внимательный взгляд на такелаж Хокуле’а Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Хокулеа на горизонте; мир ждет ее Публикации Морриса Изысканная отделка Хокулеа Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society День расцветает над Хокулеа, за ней стоит Куалоа. Публикации Морриса Чайки парят над Хокулеа Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Свет, струящийся через пу Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Крупный план Хокулеа Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Hōkūle’a качается в волнах Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Хокулеа уплывает за горизонт Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Деревянная резьба, усыпанная водорослями на Хокулеа. Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Хокулеа на закате Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Нос Хокулеа отражается в гавани. Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society

Это был удобный аргумент для британских колонистов в Новой Зеландии, живших бок о бок с покоренным населением маори (полинезийцев). Введите ученого маори Те Ранги Хироа, более известного своим англизированным именем сэр Питер Бак. Бак приступил к отслеживанию устных преданий о путешествиях по Тихому океану и представил свои доказательства в своей работе 1938 года под названием Vikings of the Sunrise . Он задокументировал постепенную миграцию на восток из Юго-Восточной Азии, теория, которая была очень близка к истине.

Но скептики остались, самым известным, но отнюдь не единственным, был Тур Хейердал. Он отвергал не только традицию путешествий, но и миграцию с запада на восток. Хейердал утверждал, что Тихий океан был заселен случайным дрейфом из Америки. Его аргумент был основан в основном на ветре и течениях в Тихом океане, которые текут преимущественно с востока на запад. Хейердал утверждал, что там, где устная традиция изображала полинезийцев, путешествующих против ветра, гораздо более вероятно, что американские индейцы дрейфуют по ветру. Он особенно ясно показал свою предвзятость, спроектировав свой плот Кон-Тики так, чтобы он был неуправляемым.

Несомненно, путешествие на «Кон Тики» было большим приключением: три месяца в открытом море на плоту, дрейфующем во власти ветров и течений. То, что они в конце концов достигли Полинезии, доказывает, что такое дрейфовое плавание возможно. Но все другие свидетельства указывали на происхождение из Юго-Восточной Азии: устная традиция, археологические данные, лингвистические структуры и след растений, завезенных человеком. Сегодня у нас есть убедительные доказательства того, что полинезийцы действительно достигли Америки, а не наоборот. Тем не менее Хейердал остается знаменитым. Его идею «дрифтового путешествия» подхватил Эндрю Шарп, которому 19 лет.63 книга шаг за шагом дискредитировала возможные средства, с помощью которых жители тихоокеанских островов могли ориентироваться и закреплять свое положение в море.

Но десятилетие спустя, в 1973 году, группа компьютерных моделистов показала, что заселение островов в Тихом океане путем дрейфа было «крайне маловероятным» и что Гавайи, Новая Зеландия и остров Пасхи не могли быть заселены в результате дрейфа. . Так или иначе, должна была быть преднамеренная навигация. Примерно в то же время британский моряк Дэвид Льюис отправился на отдаленные острова Тихого океана, чтобы найти и поучиться у традиционных мореплавателей. Его книга Мы, навигаторы: древнее искусство поиска местности в Тихом океане впервые изложили фактические методы традиционной навигации. Льюис стал членом Полинезийского общества путешественников и был на борту Hōkūleʻa во время его путешествия на Таити в 1976 году.

В рейсе 1976 года впервые был задействован традиционный навигатор. Успешно пройдя 2500 миль до Таити и высадившись на берег, Мау Пиилуг продемонстрировал эффективность различных методов навигации и поиска местности. Он показал, что восход и заход солнца можно использовать для определения направления днем. Для мореплавателя, обладающего подробными знаниями о восходе и заходе многих звезд, ночное небо указывает направление и широту. Но еще более интригующим было использование волн океана как для направления, так и для поиска суши. Мау смог идентифицировать до восьми волн разной направленности в открытом море и поддерживать курс каноэ под углом определенной волны к корпусу каноэ. Во время одного рейса, где он не был главным штурманом, Мау проснулся от мертвого сна и сказал рулевому, что каноэ сбилось с курса, просто из-за ощущения волн, ударяющих о корпус каноэ.

Поскольку отражение и преломление волн у островов изменяет их форму, чувствительный навигатор может обнаружить землю за горизонтом. Некоторые виды наземных птиц указывают на близость к суше, а для опытного штурмана характер полета птиц может указать, в каком направлении находится эта земля. Очень внимательное изучение облаков на горизонте также может выявить присутствие земли. Что наиболее важно, навигатор отслеживает положение с помощью формы точного счисления — мысленно записывает пройденное расстояние, скорость, дрейф и течения. По этой причине говорят, что штурмана на каноэ можно узнать по тому, у кого налиты кровью глаза, ибо штурман спит редко или никогда не спит.

Сегодня Hōkūleʻa использует звездный компас, разработанный Найноа Томпсон, который, будучи молодым членом экипажа в первом рейсе, увлекся традиционной навигацией и решил разобраться в ней самостоятельно. Его собственное путешествие повторного открытия прекрасно описано в книге Сэма Лоу «Восхождение на Гавайки », а также в книге Уилла Киселки «Океан в мыслях ». За более чем 40 лет плавания Hōkūleʻa «заново открыла» все группы островов Тихого океана. Что оставалось делать? Обогнуть земной шар. На этот раз не для того, чтобы что-то доказать, а для того, чтобы показать, что традиционные знания учат нас правильно жить на этой планете.

Хавайки Восход

Плавание по следам предков: Возрождение полинезийских путешествий (Наследие передового опыта)

Океан в мыслях

Рекомендуемые видео

Наука: ДНК показывает, как Тур Хейердал ошибался | The Independent

Пятьдесят лет назад Тур Хейердал и экспедиция Кон-Тики доказали, что древние люди могли плыть на запад из Южной Америки, чтобы колонизировать острова Тихого океана. Но теперь данные ДНК показывают, что его теория была ошибочной. Чарльз Артур, научный редактор, о молекулах, помешавших большому приключению.

В «Путешествии на «Кон-Тики» норвежский археолог Тур Хейердал лихо доказал, что ранние люди могли использовать пассаты для плавания из Перу на остров Пасхи и, таким образом, стать его первыми поселенцами. Но хотя рассказ о его точной копии плота и о путешествии на запад через Тихий океан в августе 1947 года представляет собой волнующую историю, теперь доказано, что его идея ошибочна. Прости, Тор: анализ ДНК останков первоначальных поселенцев островов по всему Тихому океану, включая остров Пасхи, показывает, что они действительно пришли из Юго-Восточной Азии.

Доктор Эрика Хагельберг с кафедры генетики Кембриджского университета провела последние восемь лет, изучая митохондриальную ДНК, переданную по материнской линии, полинезийцев, переселившихся в западную часть Тихого океана около 1500 лет назад, и меланезийцев. , которые первыми мигрировали сюда в эпоху плейстоцена около 60 000 лет назад.

«Есть две группы населения, которые переселились в этот район, но обе в конечном итоге пришли из Азии», — сказал вчера д-р Хагельберг. «Меланезийцы могли быть одной из первых миграций современных людей из Африки». Похоже, они достигли Новой Гвинеи, где и поселились. Затем последовали полинезийцы, которые колонизировали Новую Зеландию, Гавайи и сам остров Пасхи.

Определение происхождения популяций путем анализа митохондриальной ДНК делается, если сначала предположить, что мутации в последовательности ДНК возникают с определенной скоростью, но по-разному у разных людей. Таким образом, две популяции, которые развиваются порознь, будут иметь разные последовательности митохондриальной ДНК. Это означает, что вы можете определить, откуда взялась ДНК, обнаруженная в скелетах, сравнив ее с ДНК современного населения, а также с древней ДНК известного происхождения. А в случае с первоначальными поселенцами острова Пасхи оказывается, что их общий предок происходит из Юго-Восточной Азии, а не из Южной Америки.

Профессор Хейердал возражает против того, что настоящие первые поселенцы кремировали своих мертвецов, что уничтожит любые возможные улики. Но доктор Хагельберг оспаривает это. «Я могу посмотреть на ДНК в костях. Я исследовал пару сотен скелетов. Это требует терпения и внимания к деталям».

Ее работа была сделана в сотрудничестве с группами из Оксфорда, Голландии и Австралии и представлена ​​вчера на семинаре в Музее естественной истории, организованном Советом по исследованию окружающей среды, посвященном «древним биомолекулам».

Регистрация — это бесплатный и простой способ поддержать нашу по-настоящему независимую журналистику. действительный адрес электронной почты

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Пароль

Должно быть не менее 6 символов, включая буквы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Имя

Пожалуйста, введите ваше имя

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Фамилия

Пожалуйста, введите вашу фамилию

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Выберите год рождения3004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

9198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950194919481947194619451944194319421941194019391938193719361935193419331932193119301929192819271926192519241923192219211920191919181917191619151914

You must be over 18 years old to register

You must be over 18 years old to register

Year of birth

I would like to be emailed about offers, events and updates from The Independent. 9verifyErrors}} {{message}} {{/verifyErrors}}

Нажимая «Создать мою учетную запись», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой в ​​отношении файлов cookie и Примечанием о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Уже есть учетная запись? войти

Нажимая «Зарегистрироваться», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой использования файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Регистрация — это бесплатный и простой способ поддержать нашу по-настоящему независимую журналистику. действительный адрес электронной почты

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Пароль

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и число

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и число

Имя

Пожалуйста, введите ваше имя

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Фамилия

Пожалуйста, введите вашу фамилию

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Select your year of birth3004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

9198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950194919481947194619451944194319421941194019391938193719361935193419331932193119301929192819271926192519241923192219211920191919181917191619151914

You must be over 18 years old to register

You must be over 18 years old to register 9verifyErrors}} {{message}} {{/verifyErrors}}

Нажимая «Создать мою учетную запись», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой в ​​отношении файлов cookie и Примечанием о конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *