Россия 1 дальний восток: Тег: Дальний Восток

Тег: Дальний Восток

Тег: Дальний Восток
  • Профиль

  • Избранное

  • Вести.

    Хабаровск. Интервью

  • Вести. Хабаровск

  • Местное время. Воскресенье. Амурская область

  • Вести – Амурская область

  • Вести.

    Приморье

Весь эфир

Авто-геолокация

Хочу всё знать Дальний Восток

Дальний Восток
  • Профиль

  • Избранное

2 июня 2018, 10:00 2 июня 2018, 11:00 2 июня 2018, 12:00 2 июня 2018, 13:00 2 июня 2018, 14:00 2 июня 2018, 15:00 2 июня 2018, 16:00 2 июня 2018, 17:00 2 июня 2018, 18:00 2 июня 2018, 19:00 2 июня 2018, 20:00

Сегодня шоу «Хочу всё знать» дало старт большому путешествию по Транссибирской магистрали. Садимся в поезд «Владивосток-Москва». И начинаем, что как нельзя логично, с Дальнего Востока: Владивосток-Хабаровск-Свободный.
Наш проводник сегодня — Дмитрий Нестеренко, преподаватель школы-пансиона «Летово» для способных и мотивированных детей со всей России. Обо всех интересных местах по пути, с вопросами и неожиданными поворотами.

  • поезд
  • новости
  • Транссиб
  • Транссибирский Арт-Фестиваль
  • путешествия
  • Смотрим всё

Авто-геолокация

Правительства России и Китая обсуждают межправительственное развитие российского Дальнего Востока

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и заместитель Премьера Госсовета КНР Ху Чуньхуа провели четвертое заседание Российско-Китайской межправительственной комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Восточного Китая 17 ноября в режиме видеоконференции.

Трутнев заявил, что «Российско-китайские отношения всестороннего партнерства и стратегического взаимодействия продолжают динамично развиваться по всем направлениям. Китай является основным экономическим партнером России на Дальнем Востоке. В 2021 году товарооборот между дальневосточными регионами и КНР увеличился почти на 30%. В январе-августе 2022 года он вырос на 45,5 процента и достиг 12,1 миллиарда долларов США».

Ху ответил, заявив: «Наша текущая задача — реализовать договоренности, достигнутые лидерами наших стран, и разработать план дальнейшего сотрудничества между Дальним Востоком России и Северо-Востоком Китая и, таким образом, подготовиться к 27-й очередной встрече глав правительств. России и Китая. Благодаря совместным усилиям на предыдущей встрече сопредседателей наши стороны преодолели множество барьеров и добились хорошего прогресса в сотрудничестве».

Участники встречи обсудили взаимодействие России и Китая на Дальнем Востоке. В частности, на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток с участием китайского капитала реализуется 53 проекта с общим объемом инвестиций 13,2 млрд долларов США. Это проекты в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и логистике. «Я считаю, что у нас есть возможность еще больше развивать наше сотрудничество. В настоящее время на Дальнем Востоке с использованием мер государственной поддержки реализуется 2760 проектов с общим объемом инвестиций 107,6 млрд долларов США», — сказал Юрий Трутнев.

Вице-премьер РФ рассказал о работе по совершенствованию льготного режима на Дальнем Востоке и обеспечению наилучших условий для ведения бизнеса в России и на Дальнем Востоке, созданию особых условий для международных инвесторов из дружественных стран – международная территория опережающего развития.

Правительство РФ готовит соответствующий законопроект. «Мы планируем создать специальные льготные условия для инвесторов в новом районе. Мы с удовольствием продолжим эту работу вместе. Если у китайских компаний есть предложения по необходимым условиям для обеспечения надежной и безопасной работы, мы готовы их рассмотреть», — добавил он.

Режим опережающего развития может охватывать весь Дальний Восток. «Мы обсудили с (премьер-министром России) Михаилом Мишустиным дальнейшее совершенствование территорий опережающего развития и предложили создать единую территорию на Дальнем Востоке, чтобы избежать принятия постановлений правительства о создании отдельных территорий опережающего развития. Мы предложили сделать всю территорию Дальнего Востока России территорией опережающего развития. Михаил Мишустин предварительно поддержал это предложение», — сказал Юрий Трутнев.

Двусторонние отношения получают дальнейшее развитие за счет развития транспортной инфраструктуры, в том числе двух новых трансграничных мостов, соединяющих Россию и Китай. В июне 2022 года открыто движение по мосту Благовещенск-Благовещенская дорога . Это поможет увеличить товарооборот примерно до 1 млн тонн грузов в год. Накануне четвертого заседания Российско-Китайской межправительственной комиссии состоялось открытие железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян . Первоначальный объем грузов оценивается в 5,2 млн тонн в год, а со временем увеличится до 20 млн тонн в год.

«Для нас очень важно развитие трансграничной инфраструктуры. Введены в эксплуатацию два трансграничных моста между Россией и Китаем, и теперь нам необходимо увеличить объемы движения по ним», — сказал Трутнев.

Заместитель министра транспорта России Игорь Чалик выразил благодарность Китаю за просьбу России увеличить количество регулярных пассажирских рейсов между Россией и Китаем с четырех до пяти в неделю, в том числе рейсов авиакомпании «Аврора» по маршруту Хабаровск-Харбин-Хабаровск (один рейса в неделю), а также представил предложение России по увеличению количества прямых рейсов между городами Дальнего Востока России и Китая. В прошлом Владивосток выполнял регулярные рейсы в Харбин, Пекин, Далянь, Шанхай и Гонконг.

Существуют также перспективы двустороннего сотрудничества в области сельского хозяйства. Россия готова и дальше наращивать экспорт сельхозпродукции на рынок Китая и в этой связи уделяет особое внимание проекту «Российско-китайский новый зерновой коридор». Ключевым элементом проекта является запуск Забайкальского зернового терминала мощностью 8 млн тонн в год, где можно будет хранить и переваливать порции урожая зерна, предназначенные для Китая. Это значительно ускорит экспедирование груза. Терминал готов и был открыт 9 сентября.0009 Восточный экономический форум во Владивостоке.

Россия и Китай также обсудили деятельность Делового совета Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Восточного Китая. Во встрече приняли участие более 130 компаний из России и Китая, а также представители государственных структур и экспертного сообщества двух стран. Ожидается, что ежегодные заседания Делового совета станут площадкой для двустороннего сотрудничества на Дальнем Востоке.

Амурская область  

Отдельной темой обсуждения стало межрегиональное сотрудничество между дальневосточными регионами России и северо-восточными провинциями Китая. Василий Орлов, губернатор Амурской области, представил предложения по расширению сотрудничества с китайскими провинциями. Орлов сказал, что приграничная торговля между Амурской областью и Китаем за первые восемь месяцев 2022 года почти удвоилась по сравнению с тем же периодом годом ранее. Увеличению способствовали перевозки грузов по новому автодорожному мосту Благовещенск-Хэйхэ. На данном этапе его вместимость составляет до 190 грузовых автомобилей в сутки.

Приморский край  

По словам Веры Щербины, председателя Приморского края России, граничащего с китайским Хэйлунцзяном, внешняя торговля региона в 2021 году превысила 10 миллиардов долларов США, при этом на Китай приходилось более 5 миллиардов долларов США. количество. Торговля между Приморьем и Китаем выросла на 31% в период с января по сентябрь этого года, при этом трансграничные операции также развиваются — две страны в настоящее время совершают значительное количество операций в своих соответствующих рублях и юанях.

Щербина предложила принять меры для дальнейшего развития внешней торговли, такие как круглосуточная работа пунктов пропуска, облегчение транзита товаров из Китая в Приморье, увеличение экспорта высококачественных товаров из региона в Китай, а также возобновление туристического обмена, продолжение культурного, научного, образовательного и других видов сотрудничества.

Сахалин  

Губернатор Сахалинской области России Валерий Лимаренко рассказал о возможном сотрудничестве в реализации инвестиционных проектов с Китаем в Сахалинской области. Были представлены проекты в сфере логистики, туризма, нефти и газа. Среди прочего, китайским компаниям было предложено воспользоваться льготным налоговым режимом на Курильских островах, инвестировать в туризм и рыбную отрасль.

Культурно-туристическое сотрудничество  

Члены комиссии также обсудили пути расширения гуманитарного сотрудничества между регионами Дальнего Востока России и Северо-Восточного Китая. В прошлом году во Владивостоке прошел 41-й чемпионат мира по го среди любителей. В турнире приняли участие представители 77 стран; победители представляли Китай. В сентябре 2022 года команда Китая приняла участие в Международной Владивостокской регате — крупных соревнованиях по академической гребле, проводимых в рамках ВЭФ-2022. Особое место в гуманитарном сотрудничестве двух стран занимает международный фестиваль «Российско-китайская культурная ярмарка». Они также имеют прочные связи в сфере образования. В дальневосточных вузах обучаются более 4000 студентов из Китая, что составляет 56 процентов от общего числа иностранных студентов.

«Развитие торгово-экономических отношений и дружественных связей между нашими странами не только отвечает нашим экономическим интересам, но и открывает путь для будущей трансформации международных экономических отношений. Правительство России открыто к диалогу и готово поддержать наших китайских партнеров на Дальнем Востоке», — сказал Трутнев.

Среди российских участников были Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китае Игорь Моргулов, Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, заместитель Министра по развитию Дальнего Востока Анатолий Бобраков, заместитель Министра транспорта Игорь Чалик, посол по особым поручениям МИД России Алексей Евсиков, главы дальневосточных регионов России, а также руководители Корпорации развития Дальнего Востока, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Росрыболовства и Федеральная таможенная служба России.

Китайские инвесторы, желающие выйти на российский рынок, могут связаться с Марией Котовой из Dezan Shira & Associates. Она свободно говорит на китайском и русском языках: [email protected]

Дополнительная литература
  • Приморский край — Хэйлунцзян Свободная торговля выросла на 72,8% за второе полугодие 2022 года
  • Российские производители и экспортеры получают выгоду от китайской зоны свободной торговли Хэйлунцзян

 

О нас

В эти непростые времена и в условиях санкций наша фирма помогает российским компаниям переехать в Азию. Мы также предоставляем услуги по финансовому и санкционному соблюдению иностранным компаниям, работающим в России. Кроме того, мы предлагаем исследования рынка и консультационные услуги иностранным экспортерам, заинтересованным в ведении бизнеса в России, поскольку экономика стремится заменить продукцию западных производителей. За помощью обращайтесь по адресу russia@dezshira. com или посетите сайт www.dezshira.com

Япония и развитие Дальнего Востока — Россия в глобальной политике

Резюме

Основной целью активного участия администрации Синдзо Абэ в поддержке участия японских компаний в развитии Дальнего Востока России является создание благоприятных условий для решения территориального вопроса и заключения мирного договора с Россией. Сотрудничество Японии и России на Дальнем Востоке России является частью плана сотрудничества Абэ с Москвой из восьми пунктов. Что касается экономического сотрудничества, то есть две категории, которые следует обсудить отдельно. Одной из них является традиционная сфера сотрудничества, а именно энергетика, такая как нефть и газ, инициированная в основном крупными компаниями. Другой формируется за счет новых направлений бизнеса, инициированных в основном малыми и средними компаниями.

Что касается сотрудничества в области энергетики, то после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 г. возлагались большие надежды на то, что японо-российское сотрудничество может значительно расшириться благодаря быстрому увеличению импорта японского сжиженного природного газа (СПГ).

К сожалению, результаты не оправдали ожиданий по нескольким причинам. Однако в ближайшее десятилетие появится еще один шанс для расширения сотрудничества в этой области. Во-первых, мы увидим начало нового цикла подписания долгосрочных СПГ-контрактов японскими коммунальными компаниями не ранее 2023 года. Во-вторых, весьма вероятно, что общий Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), включая Китай и страны АСЕАН, резко увеличит объемы импорта СПГ. Поэтому японо-российское энергетическое сотрудничество потенциально может расшириться не только на японском рынке, но и на весь АТР в ближайшем будущем.

Об экономическом сотрудничестве, не связанном с энергетикой, стоит отметить, что мы видели несколько случаев, когда японские малые и средние компании принимали решение использовать систему особых экономических зон на Дальнем Востоке России для осуществления прямых инвестиций в новые направления бизнеса. таких как сельское хозяйство, туризм, здравоохранение и т. д. Объем пока невелик, но это можно считать достижением, учитывая, что это новое направление в японо-российском экономическом сотрудничестве. Нам необходимо приложить дополнительные усилия для ускорения и расширения этой позитивной тенденции.

 

Основная цель инициативы Абэ

Администрация Абэ Японии, находящаяся у власти с декабря 2012 г., активно поощряла и поддерживала участие японского бизнеса в развитии Дальнего Востока России. Тот факт, что сам премьер-министр Синдзо Абэ присутствовал на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке третий год подряд с 2016 года, наглядно демонстрирует его серьезность в этом отношении.

Не секрет, что основной целью его активного участия в этом вопросе является создание благоприятных условий для решения застарелого территориального вопроса и заключения мирного договора с Россией. Этот подход был основан на предположении, что для решения подобных сложных политических проблем необходим процесс формирования полномасштабного доверия между Японией и Россией путем углубления связей сотрудничества на всех фронтах, включая экономику. Одним из приоритетных направлений нашего экономического сотрудничества должно стать развитие Дальнего Востока России, наряду с совместной экономической деятельностью на спорных Курильских островах. На Дальнем Востоке также существует особое направление экономического взаимодействия – энергетическое сотрудничество, которое следует анализировать отдельно в силу его различной динамики. Географическое определение российского Дальнего Востока в этом контексте включает в себя арктический регион с учетом потенциального воздействия развития Северного морского пути (СМП) на Дальний Восток.

 

Реплика президента Путина Хикивакэ в 2012 году

О том, когда начался нынешний процесс активного развития отношений между двумя странами, можно говорить по-разному. Можно утверждать, что поворотным моментом стало замечание тогдашнего премьер-министра Владимира Путина о хикиваке (термин дзюдо, означающий «ничью») во время разговора о разрешении территориального спора во время сессии вопросов и ответов на пресс-конференции с иностранными журналистами, в том числе Японская газета Асахи, март 2012 г. , всего за два месяца до его возвращения на пост президента.

Традиционно ЕС является важнейшим экономическим партнером России. Ее зависимость от Европы была очень высокой, поскольку Европа является одним из основных экспортных рынков энергоресурсов для России и жизненно важным источником энергии. Финансы и технологии модернизации российской экономики. Однако в то время как ЕС вступил в затяжной экономический кризис после шока Lehman в сентябре 2008 г. (банкротство Lehman Brothers Holdings Inc., глобальной компании, предоставляющей финансовые услуги), Китай оправился быстрее, чем другие страны, после глобального кризиса 2010 г. с огромным общественным капиталом. инвестиции. Примерно в этот период морская деятельность Китая начала активизироваться в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В ноябре 2011 года администрация США Барака Обамы провозгласила политику «Поворота к Азии». При стремительном смещении центра тяжести мировой политики и экономики для России был неизбежен переход к активному курсу на диверсификацию своих экономических партнеров из Европы в АТР. В этом стратегическом контексте развитие Дальнего Востока России как ворот в Азиатско-Тихоокеанский регион. c стал одним из главных стратегических приоритетов администрации Владимира Путина.

С одной стороны, нет сомнений, что самым важным партнером для России должен быть Китай, который в 2010 году обогнал Японию и стал второй после США экономической державой мира. С другой стороны, Россия хочет избежать чрезмерной экономической зависимости на Китай, поскольку это может привести к его зависимости и в политической сфере. В этих условиях администрация Путина поставила перед собой цель максимально диверсифицировать своих экономических партнеров по освоению Дальнего Востока России, включая Японию, Южную Корею и т. д. Японские политические элиты восприняли замечание Владимира Путина всерьез – как своего рода стратегического сигнала из России.

Создание Министерства по развитию Дальнего Востока России и проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году стали двумя важными символическими событиями российской политики «Поворота на Восток», инициированной Президентом Путиным. Именно в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию в декабре 2013 года он заявил, что «развитие нашего Дальнего Востока — национальный приоритет XXI века».

 

План сотрудничества из 8 пунктов и визит Путина в Японию

С приходом к власти администрации Абэ с декабря 2012 года контакты на высшем уровне между Японией и Россией резко активизировались. В апреле 2013 года Абэ посетил Москву в составе японской бизнес-делегации численностью около 120 человек и провел встречу с президентом Путиным. В феврале 2014 года Абэ снова посетил Россию, чтобы присутствовать на церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи и провести еще одну встречу с российским лидером, которая стала пятой встречей на высшем уровне между Японией и Россией менее чем за год. Была достигнута договоренность о визите Путина в Японию осенью 2014 года. Однако в связи с последовавшим украинским кризисом отношения между Россией и странами Запада резко ухудшились, и Япония присоединилась к санкциям США и ЕС в отношении России в качестве члена G7. Но Токио удалось сохранить более мягкий уровень санкций, чем США и ЕС, чтобы минимизировать негативное влияние на инициативу Абэ по укреплению двусторонних отношений Японии и России. Тем не менее запланированный визит президента Путина в Японию был перенесен на более подходящее время.

Процесс укрепления японо-российских отношений возобновился только после визита министра иностранных дел Японии Фумио Кисиды в Москву в сентябре 2015 г. В мае 2016 г. Абэ предложил план сотрудничества с Россией из 8 пунктов на саммите в Сочи. Этот план включает:

  • увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни;
  • развитие комфортных и чистых городов, в которых удобно жить;
  • фундаментальное расширение обмена и сотрудничества средних и малых компаний;
  • сотрудничество в сфере энергетики;
  • содействие диверсификации промышленности и повышению производительности в России;
  • развивающихся производств и экспортных баз на Дальнем Востоке;
  • сотрудничество в области передовых технологий;
  • значительно увеличивает взаимодействие между людьми.

Позднее, в сентябре 2016 года, Абэ впервые посетил ВЭФ во Владивостоке и провел еще одну встречу с Путиным. В то же время он назначил министра экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Секо на должность главы Министерства экономического сотрудничества с Россией, отвечающего за реализацию плана сотрудничества из 8 пунктов. В декабре 2016 года президент Путин наконец посетил Токио. По этому поводу в рамках плана сотрудничества из 8 пунктов между органами власти двух стран и между бизнесом было подписано 80 документов. Оба правительства также договорились начать обсуждение совместной экономической деятельности на четырех спорных островах.

 

Упущенные возможности после аварии на Фукусиме

Областью, в которой Россия начала политику диверсификации с целью распространения на АТР до 2012 года, была энергетика. Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в которых участвуют японские акционеры, начали экспортировать нефть в 1999 и 2005 годах соответственно. А на фоне роста цен на нефть российская государственная нефтетранспортная монополия «Транснефть» в 2006 году начала строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) от Тайшета Иркутской области до Сковородино Амурской области. газопровод был запущен в 2009 году. Экспорт СПГ с проекта «Сахалин-2» начался в 2009 году, до недавнего времени он оставался первым и единственным заводом СПГ в России. Справедливости ради следует сказать, что 2009 год стал годом, когда диверсификация российских рынков нефти и газа в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона значительно ускорилась. Нефтепровод ВСТО протянулся от Сковородино до Козьмино Приморского края в 2012 году.

Великое восточно-японское землетрясение и последовавшая за ним авария на АЭС Фукусима в марте 2011 года вызвали резкое увеличение потребности Японии в природном газе. Первоначально это породило надежды на то, что Япония сможет расширить сотрудничество в . месторождения природного газа с Россией.

Окруженная морем со всех четырех сторон, Япония импортирует весь свой природный газ в виде СПГ. В 2010 году его общий объем достиг 70,56 млн тонн, а в 2014 году он увеличился на 26% до 89,07 млн ​​тонн. Как уже упоминалось выше, завод СПГ «Сахалин-2», оператором которого является «Сахалин Энерджи», начал экспорт СПГ в 2009 году, оставаясь единственным экспортером СПГ в России. В число его акционеров входят «Газпром» (50% плюс одна акция), Royal Dutch Shell (27,5% минус одна акция), а также японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Объем экспорта СПГ из России в Японию в 2010 году составил 6 млн тонн, увеличившись до 8,6 млн тонн в 2013 году. Но после достижения пика в 2013 году экспорт СПГ из России в Японию за последние два года сократился примерно до менее 8 млн тонн. . Примечательно, что доля России остается намного меньше, чем доля Катара и Австралии. Экспорт СПГ из Катара в Японию вырос с 7,69в 2010 году до 16,48 млн тонн в 2014 году. Австралия также увеличила экспорт СПГ в Японию с 13,27 в 2010 году до 23,48 млн тонн в 2016 году. Завод СПГ, единственный завод в России на тот момент, с проектной мощностью производственных линий 9,6 млн тонн в год. Поэтому для дальнейшего увеличения экспорта СПГ в Японию России необходимо было построить новые заводы или расширить производственные мощности завода СПГ «Сахалин-2».

Еще до марта 2011 года у «Газпрома» был план строительства нового завода СПГ во Владивостоке. «Газпром» также намеревался увеличить производственную мощность завода СПГ «Сахалин-2» за счет добавления третьей очереди. Кроме того, осенью 2012 г. в российской энергетике начались дебаты о частичной либерализации монополии «Газпрома» на экспорт газа. С инициативами участников дебатов выступили «Новатэк», крупнейшая российская независимая газовая компания, и «Руснефть», российская государственная нефтяная компания, требующие лицензии на СПГ. экспорта и получил право на экспорт СПГ в ноябре 2013 года. Первый планировал построить новый завод СПГ проектной мощностью 16,5 млн тонн в год на полуострове Ямал в Арктике, а второй планировал построить новый завод СПГ в Дальний Восток.

Как было сказано выше, японские компании участвовали в проекте «Сахалин-2 СПГ» в качестве акционеров. Правительство Японии и несколько японских компаний участвовали в проекте «Владивосток СПГ» с самого начала. Согласно данным soma, новый СПГ-проект «Роснефти» на Дальнем Востоке, если бы он действительно был запущен, привлек бы японских инвесторов. «Новатэк» изначально обращался к японским компаниям с просьбой об их участии в проекте «Ямал СПГ». С тех пор прошло пять лет, и к настоящему времени объект «Новатэка» «Ямал СПГ» достиг Окончательного инвестиционного решения (ОИР) и начал работу. Причиной такого исхода могут быть как минимум два фактора:

  1. Неблагоприятная рыночная конъюнктура для поставщиков СПГ после резкого падения цен на нефть в 2014–2015 гг.
  2. Отсутствие надежных источников газоснабжения Газпрома.

Это следует объяснить подробнее. «Газпром» располагал тремя газовыми месторождениями в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которые можно было бы считать надежными источниками газоснабжения в проектах «Газпрома» по СПГ, — Чаяндинское месторождение в Якутии, Ковыкитинское месторождение в Иркутске и Южно-Киринское месторождение Сахалина-3. Однако в мае 2014 года «Газпром» подписал 30-летний контракт на поставку природного газа с Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC). По этому контракту «Газпром» согласился поставлять 38 млрд кубометров газа в год с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Более того, Южно-Киринское месторождение «Сахалина-3» с августа 2015 г. находится под секторальными санкциями США9.0003

Тем не менее, несмотря на неопределенность ситуации на мировом рынке СПГ, проект «Новатэка» «Ямал СПГ» вышел на FID в декабре 2013 года и начал свою работу в 2017 году. В основе успешной реализации этого проекта могут лежать как минимум два важных фактора. Во-первых, российское правительство оказало «Новатэку» полную поддержку, включая развитие инфраструктуры и освобождение от налогов. Во-вторых, «Новатэку» удалось привлечь к участию китайских инвесторов, в том числе CNPC (20%) и Фонд «Шелковый путь» (9%).0,9%), в дополнение к общему количеству Франции (20%). Японские компании решили не входить в проект «Ямал СПГ» в качестве акционеров. Тем не менее, с какими бы технологическими трудностями ни столкнулся этот проект, совместное предприятие JGC и CHIYODA, двух крупнейших японских инжиниринговых компаний, сыграло роль подрядчика по проектированию, закупкам и строительству (EPC) для первого в истории проекта СПГ. в арктическом регионе и начал производство СПГ на первой очереди этого завода в ноябре 2017 г.

В связи с этим в декабре 2016 года Японский банк международного сотрудничества (JBIC) подписал кредитную линию с «Ямал СПГ» на 200 млн евро для экспорта заводских мощностей японского производства. Кроме того, японские компании также активно участвуют в работах по транспортировке СПГ из Арктики в АТР. В июле 2014 года Mitsui OSK Lines (MOL), крупная японская судоходная компания, совместно с China Shipping Company объявили о присоединении к транспортным работам по проекту «Ямал СПГ», подписав контракты с Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. на строительство трех СПГ ледового класса. перевозчики. В марте 2018 года их первое судно «Владимир Русанов» начало работу в порту Сабетта на полуострове Ямал.

 

Инвестиции малых и средних предприятий

Помимо энергетической сферы, есть и другие области японо-российского сотрудничества, на которые стоит обратить внимание. В соответствии с планом сотрудничества из 8 пунктов, предложенным японским правительством в рамках усилий по созданию благоприятных условий для решения застарелого территориального вопроса и заключения мирного договора с Россией, Токио активно поддерживает расширение экономического сотрудничество между двумя странами. Но, разумеется, какую бы поддержку ни оказывало правительство, японские компании никогда не инвестируют в российский Дальний Восток без экономической целесообразности. С этой точки зрения справедливо отметить, что ряд мер российского правительства, включая создание Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ), начал давать определенные положительные эффекты.

По состоянию на 30 июня 2018 года в качестве резидентов ТОР зарегистрировано шесть связанных с Японией организаций. Среди них — совместное японо-российское предприятие (СП) JGC Evergreen, инициированное японской инжиниринговой компанией JGC Corporation, которая запустила в Хабаровске тепличный проект, обеспечивающий местных жителей свежими огурцами и помидорами. Компания Sayuri, инициированная японской корпорацией Hokkaido Corporation, приступила к реализации еще одного тепличного проекта в Якутске. Японско-российское СП Honoka Sakhalin, к которому присоединился Marushin Iwadera, один из крупнейших японских операторов термальных источников, начало работу над первым спа-курортом в японском стиле на горячих источниках на Сахалине. Японец Arai Shoji планирует запустить два предприятия с российскими партнерами: проект «Терминатор» по переработке автомобилей и «Прометей» — по производству запчастей для электромобилей. Mazda Sollers, совместное предприятие японской Mazda Motor и российской Sollers, планирует начать производство автомобильных двигателей во Владивостоке в 2018 году, при этом Mazda Sollers эксплуатирует автосборочный завод во Владивостоке с 2012 года9. 0003

Кроме того, две организации, связанные с Японией, зарегистрированы как резиденты СПВ. Среди них стивидорная компания «Славянский лесной терминал», созданная Iida Group Holdings, которая планирует построить в Приморском крае заводы по глубокой переработке древесины и производству пиломатериалов, и JGC Hokuto Healthcare Service, созданная JGC и Hokuto Social Medical Corporation, открывшая реабилитационном центре во Владивостоке в мае 2018 года.

Как видно из этих примеров, направления прямых японских инвестиций в Россию начали диверсифицироваться от традиционного крупного бизнеса, связанного с энергетикой и автомобилестроением, к малым и средним новым предприятиям, таким как сельское хозяйство, туризм , здравоохранение и т.д. Но это развитие только началось. Японии и России необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы ускорить и расширить этот прогресс. В апреле 2018 года Тэруо Асада, председатель Комитета японо-российского делового сотрудничества Японской бизнес-федерации (Кейданрен), сделал следующее заявление на Японо-российском форуме в Москве.

В последнее время мы наблюдаем положительные тенденции в наших торговых и инвестиционных отношениях. Но этого недостаточно, учитывая экономический потенциал обеих стран. Мы, Кейданрен, понимаем, что развитие Дальневосточного региона станет лакмусовой бумажкой для определения будущего японо-российских экономических отношений в целом, но пока лишь небольшое количество японских компаний воспользовались системой особых экономических зон. Мы не увидели серьезного прогресса в некоторых крупных проектах, как мы ожидали.

Асада сделала правительству России три предложения: (1) улучшение инфраструктуры, (2) продление периода освобождения от уплаты налогов и (3) послепродажное обслуживание инвестиций. В отношении последнего JBIC, Дальневосточное агентство по инвестициям и экспорту (FEIA) и Дальневосточный фонд развития (FEDF) официально объявили о создании Совместной японской компании по продвижению проектов на Дальнем Востоке ООО (Far East JPPV) в Февраль 2018 года на Сочинском экономическом форуме. Он направлен на оказание консультационных услуг японским компаниям, инвестирующим в ТЗ и СПВ на Дальнем Востоке. Создание Дальневосточной JPPV очень своевременно в тот момент, когда японские инвестиции малых и средних компаний начали распространяться на Дальний Восток. Более того, в рамках плана сотрудничества из 8 пунктов в сентябре 2017 года JBIC IG, дочерняя компания JBIC, совместно с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) запустили Российско-Японский инвестиционный фонд (РJIF) — совместную инвестиционную структуру в каждая из сторон выделила по 500 миллионов долларов. По состоянию на 30 июня 2018 года RJIF принял три инвестиционных решения, в том числе две компании, связанные с энергетикой и инфраструктурой, и компания, связанная со здравоохранением.

Что касается совместной экономической деятельности на спорных Курильских островах, которые также рассматриваются как часть двустороннего японо-российского сотрудничества на Дальнем Востоке России, правительства Японии и России уже определили следующие пять проектов-кандидатов: (1) распространение и объект аквакультуры морских продуктов, (2) проект по выращиванию овощей в теплицах, (3) разработка туров с учетом особенностей островов, (4) внедрение ветровой энергетики и (5) меры по сокращению объема мусора. Межправительственные диалоги о правовой базе реализации этих проектов продолжаются. Два министерства иностранных дел играют центральную роль в этом процессе.

 

Заключение. Новые возможности в энергетическом сотрудничестве

Возвращаясь к теме японо-российского энергетического сотрудничества на Дальнем Востоке, следует учитывать следующее. Согласно отчету The Last Development in Natural Gas & LNG, подготовленному Японской национальной корпорацией нефти, газа и металлов (JOGMEC) в рамках METI, хотя он может измениться в зависимости от количества действующих атомных электростанций, японские коммунальные компании могут подписать новые контракты. долгосрочные контракты на закупку СПГ – с учетом его спроса – не ранее 2023 г. и не позднее 2024 г. Кроме того, весьма вероятно, что спрос на СПГ в целом по АТР, включая Китай и страны АСЕАН, резко возрастет в ближайшие десятилетия. На этом фоне в последние годы мы наблюдаем реактивацию новых СПГ-проектов в России.

Компания «Сахалин Энерджи», контрольный пакет акций которой принадлежит «Газпрому», работает над планом расширения третьей очереди завода по производству СПГ «Сахалин-2». «Роснефть» также рассматривает возможность строительства нового завода СПГ на Дальнем Востоке. В июне 2018 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер упомянул о возможности возобновления проекта «Владивосток СПГ», который «Газпром» отложил на неопределенный срок в 2015 году. давно находится в стадии разведки. «Новатэк» также работал над новым проектом СПГ на Гыданском полуострове в Арктике (завод «Арктик-2 СПГ»). В мае 2018 года французская Total, первый партнер проекта «Ямал СПГ», согласилась приобрести 10% проекта «Арктик-2 СПГ», получив 10% акций. Согласно пресс-релизам, «Новатэк» также обсудил возможности сотрудничества по этому проекту с японскими Mitsui, Mitsubishi, Marubeni и корейской KOGAS. В связи с этим наблюдается новая тенденция развития в сфере транспортировки СПГ. В ноябре 2017 года «Новатэк», MOL и Marubeni подписали Меморандум о взаимопонимании по совместному ТЭО создания комплекса по перевалке и реализации СПГ в Камчатском крае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *