Соборы 15 века на руси – Крестово-купольные храмы Древней Руси — Википедия

Православные храмы 15-16вв. | МОСКВА В ЦЕРКВАХ

Старый Изборск. Источник: tourism.pln24.ru

Изборск – один из древних русских городов (ныне село), архитектура которого не только «помнит» героическое прошлое наших предков, но и впечатляет своим великолепием, что очередной раз подтверждает искусность древних зодчих.

Изборская крепость. Реставрационные работы, 2013 г.

Наибольшая, но далеко не единственная его достопримечательность – внушительная (примерно 850 м. в длину) крепость, построенная в XIV ст. Город также известен древними православными храмами, о которых мы и хотим рассказать. К сожалению, состояние памятников национальной культуры Изборска далеко не идеальное, и, возможно, наша статья обратит внимание Московского Патриархата к проблемам провинциальных храмов.

Никольская церковь

Никольская церковь. Источник: sobory.ru

Единственная сохранившаяся в этих местах святая обитель с ярко выраженным псковским колоритом, хоть её очертания и напоминают московские храмы. Когда-то на её месте располагалась деревянная церковь (при Николо-Городищенском монастыре). Но в 1682 г. после пожара она превращается в каменную, а после закрытия монастыря в 1764-м – становится приходской. Последние ремонтно-строительные работы проводились в XVII ст.

Никольская церковь, западный фасад.

Основная часть здания Никольской церкви являет собой бесстолпный четверик, перекрытый четырёхскатной кровлей, а над ним возвышается стройный глухой барабан. Венчает его интересная своей формой глава (в виде колокольчика) с небольшим крестом.

Закладные каменные кресты, вмурованные в стены церкви. Источник: anashina.com

К четверику с одной стороны примыкает небольшая апсида, с другой – трапезная с цилиндрическим сводом, на северной стороне которой расположилось небольшое крыльцо. Но наибольшее впечатление производит красивая трёхпролётная звонница над кровлей.

Никольская церковь. Источник: sobory.ru

К сожалению, с 1961 г. церковь не действует, опустела и её восхитительная звонница. С тех пор обитель, как одинокий парус, белеет на въезде в городище.

Церковь Сергия и Никандра

Церковь Сергия и Никандра, 1986 г. Источник: sobory.ru

Некогда на территории Изборской крепости была деревянная церковь в честь монахов-чудотворцев Сергия Радонежского и Никандра Псковского. Предполагается, что она была построена в XVI ст. после присоединения Пскова к Москве в 1510 г. (хотя первое упоминание о ней в церковных документах датируется 1701-м годом). И, конечно, название обители выбрано не случайно; оно символизирует объединение земель, ведь Сергий – покровитель Москвы, а Никандр – псковский пустынножитель.

После того как церковь сгорела в одном из пожаров, жители возвели новый храм, на сей раз из гранита и плитняка и уже за пределами крепости, недалеко от башни Плоской. Мнения по поводу даты строительства расходятся – то ли это 1611-й., то ли 1755-й, то ли 1765-й годы. Известно, что каменную ограду и ворота построили в конце XVIII ст.

Церковь Сергия и Никандра. Источник: sobory.ru

Церковь Сергия и Никандра – довольно скромная, напоминает небольшой дом с двускатной крышей. Это бесстолпный храм с одним декоративным барабаном и маленькой главкой. Восточный фасад занимает большая апсида. Церковь имеет цилиндрический свод (как и трапезная) с единственной распалубкой над окном у алтаря. Свод трапезной имеет распалубки над всеми окнами.

Главным украшением всей композиции является двухпролётная звонница, проникнутая, по словам И. Грабаря, «тонкой поэзией и чутьем прекрасного». По бокам от неё располагаются деревянные пристройки с фигурными столбами на углах.

Деревянный иконостас, XVIII ст.

Местами стены обители достигают 1,5 м. в толщину. А двери трапезной и собственно храма закрывались изнутри. Так что, в случае беды, изборяне могли переждать в них опасность.

Один из жителей рассказывал о подземном тоннеле, ведущим в церковь. Проход действительно нашли, однако исследовать его не удалось, так как при раскопках земляной свод рухнул. Скорее всего, проход соединял Церковь Сергия и Никандра с одной из крепостных башен.

Ворота церкви Сергия и Никандра. Источник: храм-изборск.рф

В 1831 г. обитель приписали к Никольскому собору. А в 1946-м — закрыли. Сохранилась она лишь потому, что всё это время (1946-2014 гг.) была частью музея-заповедника «Изборск». В 2014 г. обитель торжественно передали Псковской епархии.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы. Источник: sobory.ru

Точное время её возникновения неизвестно. В церковных документах, датированных 1585-1587 годами, упоминается одноимённый женский монастырь. Предположительно, церковь на то время уже существовала.
Нынешний храм датируют XVII веком. О его создателе ничего неизвестно.

Главный придел освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В память о могилах, часть которых оказалась под приделом, в стены вмурованы каменные кресты. Второй придел соорудили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы. Источник: sobory.ru

Композиция церкви несколько замысловата — её архитектурные элементы имеют разные формы и высоту, точно так же разнятся величиной её покрытые лемехом (деревянными пластинами) главы, посаженные на глухие барабаны. Особое внимание привлекает красивая двухпролётная звонница. Кстати, с ней связан интересный исторический факт.

В 1570 г. Иван Грозный, возвращаясь из Псково-Печерской обители, приказал отлить 2 колокола для девичьего Рождественского монастыря. Именно на звоннице церкви Рождества Пресвятой Богородицы они и появились. (Сейчас их, конечно, заменили другие колокола.)

Другой занимательный факт о святой обители связан с фильмом «Звезда пленительного счастья». Именно здесь, в Рождественской церкви была снята сцена венчания поручика Анненкова.

Церковь Рождества Богородицы. Источник: sobory.ru

Архитектура здания мало изменилась с давних времён, и сегодня мы можем наблюдать её почти в первозданном виде.

Никольский собор

Мы располагаем весьма приблизительной датой строительства Никольского собора. Знаем, что возведён он был вскоре после того, как город перенесли на Журавью гору, и назван в честь почитаемого на Руси Николая Чудотворца, покровителя воинов, заступника мореплавателей и путешественников. Обитель впервые вскользь упоминается в документах 1341 года, когда автор летописи описывал наступление немцев на Изборск. Известно, что в 1349 г. собор был освящен (с участием князя Юрия Витовтовича), а значит, к тому времени уже был построен.

Фото из журнала «Русский паломник». Источник: sobory.ru

Храм располагался у въезда в крепость и во время вражеских осад был моральной поддержкой для защитников Изборска. За ним, в крепостной стене есть тайная галерея, ведущая к подземному источнику, где горожане брали воду во время длительных осад. Вход туда маскировали. Ниша в стене закладывалась каменной кладкой, но без раствора, чтобы в случае крайней необходимости легко выбить её и спуститься к колодцу. К слову сказать, расположен он на глубине 16 метров.

Никольский собор. Источник: sobory.ru.

До наших дней Никольский собор не дошёл в первозданном облике, так как на своём веку перестраивался много раз. Сейчас мы можем увидеть каменный четырёхстолпный храм с простыми и строгими формами, с единственной полукруглой апсидой и шлемовидной главой на крупном барабане. С южной стороны к собору примыкает одноапсидный придел с небольшим глухим барабаном и аккуратной главкой, что украшена изразцами XVIII ст.

Никольский собор. Источник: sobory.ru.

В целом декор обители непримечателен, что характерно для псковского зодчества. Ведь жители стремились в первую очередь к безопасности и созданию надёжного тыла. Именно поэтому все здания обладают мощью и особым характером, который, кажется, можно прочувствовать кожей.

Колокольню построили в середине XIX в. вместо Сполошной звонницы. Именовалась она так по названию колокола, который оповещал не только изборян, но и Псков о приближении врага.

Никольский собор. Источник: bouriac.narod.ru

Никольский собор всегда имел огромное значение для города и его жителей. Тот факт, что глава Псковской Митрополии в 1589 г. был награждён титулом митрополита Псковского и Изборского, лишь подтверждает это. Обитель никогда не закрывалась со дня своего возникновения и продолжает оставаться главным храмом современного Изборска.

Часовня св. Серапиона Изборского. Источник: izborsk-info.ru

А ещё в Изборске есть большое количество часовенок, у каждой из которых – своя история. Наиболее известна часовня святого Серапиона, потому как стоит она над чудодейственным Богородицким родничком. Но это – тема уже другой статьи.

mos-churches.ru

Древние храмы России XI — XII век.: mama_zima2013 — LiveJournal

Древние храмы  XI — XII  относятся  к  домонгольскому   периоду истории России. Одним из самых старых храмов является Спасо — Преображенский  собор, находящийся в г. Переславль — Залесский  Ярославской области. Храм начал строить  Юрий Долгорукий в 1152,  а завершил строительство Андрей Боголюбский в 1160. Этот собор  — единственный  из храмов того времени, почти не изменивший своего облика за столетья.
http://hramy.ru/regions/r76/pereslreg/pereslavl/kreml/spaspreob.htm.

Собор  Бориса и Глеба в  Кидекше —  древнейший храм  Суздальского района. Он был построен  в 1152  при Юрии Долгоруком. Село Кидекша как  укрепленное  поселение  существовало еще до того, как был построен  собор Бориса и Глеба.
По преданию здесь  было становище святых князей  Бориса и Глеба, так говорится в «Степенной книге». Именно поэтому  собор был освящен в честь  великомучеников  Бориса и Глеба.
http://hramy.ru/regions/r33/suzdalreg/kideksha/borgleb.htm.

Собор  Покрова на  Нерли —  белокаменный храм, построенный  Андреем Боголюбским  в память о погибшем сыне  Изяславе Андреевиче. Постройка датируется 1165 годом, но есть источники, говорящие о дате постройки — 1158.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме, раньше в этом месте Нерль впадала в Клязьму.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8.

Одна из древнейших  церквей — храм  св. Георгия, находящийся  в городе  Старая Ладога, был  заложен  по разным версиям   в конце  XI века  или в 1164году.  По одним данным  церковь была заложена еще при Ярославе Мудром  в  конце XI века, по другим  —  время закладки относится   к  правлению его внука,  Мстислава  Мудрого. Но, вполне возможно, что храм построили  в честь победы жителей  Старой Ладоги и Новгорода над шведами  в  1164 году.
http://www.archmuseum.ru/?p=479

Во  Владимирской, Суздальской, Ленинградской , Новгородской, Смоленской  областях  существуют древнейшие храмы домонгольского периода истории России.  См. ссылку:
http://hramy.ru/rare/domongol.htm.

mama-zima2013.livejournal.com

Архитектура Руси 15 – 16 веков

Архитектура Руси 15 – 16 веков

Отличие Кремля от европейских столиц.

В Европе замок феодала стоял у края городских ворот и явно противостоял городу и его жителям, он был совершенно недоступен горожанам. Собор стоял на одной площади города, ратуша – символ независимости города – на другой.

Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане.

На Руси город и особенно его центральная часть – Кремль объединял в одном комплексе светскую власть (князь), церковь (митрополит, патриарх) и защиту городского населения во время набегов врага.

С конца XV века Москва окончательно становится политическим, религиозным и культурным центром Руси. После падения Константинополя в 1453 году возникает теория – «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». Город должен был соответствовать новым задачам. При Иване III происходит перестройка Кремля и город украшается величественными соборами.

Впервые после Андрея Боголюбского Русь так широко распахнула двери иностранным мастерам, в первую очередь, итальянцам. В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре.

Успенский собор Кремля (1475 – 1479)

Архитектор Аристотель Фиораванти.

Образцом для этого собора стал Успенский собор во Владимире, куда по настоянию царя отправились зодчие. Требовалось возвести главный собор Москвы, кафедральный.

Успенский собор Москвы, как и владимирский, вытянут в плане, имеет пять глав, аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы. Вместе с тем он несет в себе идеи и решения уже нового времени. Он рационален и геометрически правилен. Равной ширины прясла (стены между лопатками), следовательно, одной высоты закомары. Строгие вертикали лопаток, узкие ниши верхнего яруса окон, почти не выделяющиеся апсиды – все это придает каждому фасаду законченность и геометрическую правильность. Одинаковые пролеты превращают фасад в монументальную аркаду.

Замечателен интерьер собора, освещенный через окна пяти барабанов. Он охватывается взглядом сразу, это почти светский зал, о чем с восторгом писал современник-летописец. Стены, опоры и своды покрыты фресками. Собор надолго стал образцом, на который ориентировались зодчие многих русских городов.

Архангельский собор (1505 – 1508)

Архитектор Алевиз Новый.

Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. В основе здания – традиционная крестово-купольная система. Но архитектор очень пышно декорировал фасад. Для этого он использовал мотивы ренессансной ордерной архитектуры Венеции. Сложный карниз разделил здание на два этажа. Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо.

Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508)

Архитектор Бон Фрязин.

Между Успенским собором и Архангельским вырос столп храма-колокольни. Первоначально строение достигало 60 метров. Форма фундамента – усеченная пирамида. Кверху ярусы облегчаются, углы их выделены лопатками. Если мысленно отсечь от колокольни золоченный купол, то перед нами предстанет итальянская кампанилла. Золоченный шлем купол был надстроен в 1600 году. Он украшен позолоченной надписью, превратившейся в замечательную ленту фриза. Колокольня достигла 81 метра и стала самым высоким сооружением Москвы вплоть до петровского времени.

Ряд кремлевских сооружений был возведен русскими мастерами самостоятельно. Это построенная псковскими мастерами церковь Ризположения и Благовещенский собор.

До нас не дошел великокняжеский дворец, но сохранилась величественная Грановитая палата. Возведена в 1487 – 1491 годах архитектором Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Ее название происходит от облицовки фасада граненым камнем – так называемым бриллиантовым рустом. Второй этаж палаты представляет почти квадратный очень просторный зал, крестовые своды которого опираются на стоящий в центре единственный столп. Это уникальный образец русской гражданской архитектуры.

В 1485 году началась перестройка стен и башен Кремля. Работы продолжались до 1516 года. Мы видим сегодня Кремль именно таким, каким он был построен при Иване III. Целью перестройки Кремля было создание мощной крепости. Иноземные мастера сумели создать оборонный комплекс в духе русских национальных традиций. Они придерживались плана старой крепости Дмитрия Донского, сохранив башенный силуэт крепости.

Стены были завершены зубцами, напоминающими ласточкины хвосты. Внутри стен проходит глухая аркада, расположены площадки для боя. Башни служили целям орудийного боя и отслеживания с высоты врага и обстрела его. Угловые башни имеют круглую или многоугольную форму для широкого обзора и ведения кругового боя. Промежуточные стенные башни – прямоугольные. Проездные три: Спасская, Троицкая и Боровицкая. В те времена Кремль был превращен в остров, перед ним прорыты рвы, имелись навесные мосты.

Архитектура XVI века.

В конце 15 начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.

Церковь Вознесения в Коломенском (1530 – 1532)

Построена Василием III в честь рождения долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного. Поразительно удачно выбрано место – высокий берег Москва-реки. В основе объема – высокий квадратный четверик, со всех сторон выступают притворы, придавая храму затейливую и оригинальную форму. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными капителями. На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Они переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник. Апсиды отсутствуют. Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу. Нижний ярус имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими становятся «врезы» и, наконец, перед нами предстает плоский шатер.

В архитектуре церкви Вознесения в Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало русского зодчества, то представление о прекрасном, которое было свойственно современникам этого шедевра.

Храм Василия Блаженного (1554 – 1561)

Великое творение русских зодчих – Храм Покрова на Рву, известен более под именем храма Василия Блаженного, легендарного юродивого времен Ивана Грозного, похороненного, по преданию, в одном из приделов храма. Строители храма – Барма и Постник Яковлев, может быть, это имя одного человека – Ивана Яковлевича Бармы. Построен в память взятия в 1552 году Казани.

Центром архитектурного ансамбля храма стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы (именно в день этого праздника готовился решительный штурм Казани). Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Восемь столпообразных храмов разной величины окружили центральный, образовав крестовую композицию. Различная высота столпов сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности. В основе композиции храма – восьмерик.

Огромное внимание зодчие уделили декоративному убранству храма, раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня, из которых оно построено. Ярусы полукруглых и килевидных кокошников сменяются фронтончиками и стрелами, как бы помогающими движению вверх центрального шатра. Великое творение русских зодчих неповторимо и индивидуально. Нет двух точек, с которых здание смотрелось бы одинаково. Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен.

Время многое изменило в первоначальном облике собора. В конце XVI века появились очень нарядные луковичные главы. В 70-ых годах XVII века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Поставленный не в Кремле а на посаде Храм Василия Блаженного стал одним из самых любимых произведений русского зодчества, его фантастический силуэт, поднимающийся как раз на срезе Красной площади на фоне неба, вторит ритму башен и глав Кремля и является неотъемлемой частью нашей столицы и памятником гению русского народа.

vesnat.ru

Православные храмы 14 в. | МОСКВА В ЦЕРКВАХ

Суздаль

Суздаль – город-заповедник, награждённый «Знаком Почёта» за сохранение архитектурного наследия и развитие туризма. К сожалению, время беспощадно, и многие памятники архитектуры теряют былую красоту. Возможно, потемневшие и облупившиеся местами стены придают определённый шарм, пропитывают «духом старины». Но так хотелось бы уберечь культурное наследие и передать его в целости следующим поколениям. И мы очень надеемся, что Русская Православная Церковь обратит внимание на обветшалые суздальские храмы и протянет руку помощи.

Покровский монастырь

Покровский монастырь

Предыстория его возникновения удивительна и связана с Великим князем Суздальско-Нижегородским – Андреем Константиновичем. Однажды на пути в Суздаль на княжеское судно обрушилась буря, и он присягнул, что отстроит в городе монастырь, если останется в живых. Клятву князь сдержал и в 1364 году на берегу Каменки основал Покровскую женскую обитель.

Первые деревянные постройки до наших дней не дошли. Но, благодаря щедрому пожертвованию князя Василия ІІІ, в ХVI ст. в монастыре активно велись каменные строительные работы, большинство из которых мы можем видеть и сегодня.

Покровский собор. Источник: suzdal.org.ru

Главное сооружение монастыря – Покровский собор, построенный в начале ХVI века. Вид он имеет ошеломительный и почти сказочный. Это массивное четырёхстолпное здание на высоком цоколе, окружённое двухэтажной галереей, куда ведут крытые лестницы. Со стороны реки к собору примыкает алтарная часть с тремя апсидами, разделёнными гладкими колоннами. Собор венчают шлемовидные главы на массивных световых барабанах. Стены его украшены аркатурно-колончатым поясом и завершаются закомарами.

Покровский собор. Источник: alchevskpravoslavniy.ru

Старинные здания Покровского женского монастыря имеют особую атмосферу, особый дух. Не удивительно, учитывая то, что на протяжении веков его пленницами являлись женщины высшего света. Да, именно пленницами, ведь как ещё назвать неугодных кому-то княгинь, цариц и просто знатных аристократок, отправленных сюда в пожизненную ссылку.

Одной из первых, кого постигла такая участь, стала жена вышеупомянутого щедрого князя – Соломония. За 20 лет брака женщина так и не родила детей, в связи с чем была объявлена бесплодной и сослана в монастырь. Конечно, на самом деле Василий III имел более веские причины распрощаться с супругой. Он повстречал любовь в лице молодой и прекрасной Елены Глинской.

Ходили слухи, что Соломония всё же была беременна и родила сына уже в обители, а чтобы никто не покушался на его жизнь, инсценировала его смерть и устроила фальшивые похороны. Ребёнок вырос и стал легендарно известным разбойником Кудеяром.

Соломия Саброва (слева) и Елена глинская

Но вернёмся к фактам. В 1923 г. обитель была закрыта и разорена. Спустя 10 лет в ней расположилась военная лаборатория, где работали над созданием биологического оружия. Просуществовала она там всего 3 года. Во второй половине XX ст. здания монастыря реставрировались, в них выставлялись музейные экспонаты. В 80-х здесь находился гостиничный комплекс. И, наконец, в 1992-м в стенах монастыря вновь забурлила монашеская жизнь.

Покровский монастырь

Конечно, теперь это уже не «тюрьма», а традиционный монастырь, где прекрасная половина человечества обретает бога. Вот только увядающая красота монастырских стен заставляет сердце скорбеть…

Покровский женский монастырь. Источник: sobory.ru

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь — ещё более древняя обитель, основанная в 1207 г. епископом Иоанном. Каменные постройки здесь появились в ХVI веке. Центром архитектурного ансамбля является Ризоположенский собор – бесстолпное архитектурное строение с тремя апсидами у алтарной части. Крещатый свод над четвериком венчают главы на тонких высоких барабанах, что совсем не характерно для того времени.

Ризоположенский монастырь. Источник: miroved.com

Довольно интересным сооружением являются и Святые ворота с двумя арками разной величины, декорированные каменной резьбой и изразцами в ширинках. Меньшая арка отделана рустом. А над воротами, на низких восьмериках стоят два живописных шатра с маленькими главками.

Ризоположенский женский монастырь

Неподалёку от Ризоположенского собора расположилась трёхъярусная 72-метровая колокольня, построенная в честь победы над Наполеоном. Она всецело выпадает из общего архитектурного стиля обители, да и всего города, хотя классицизм (в стиле которого она выполнена) – типичное направление в зодчестве тех времён.

Преподобенская колокольня. Источник: redigo.ru

История Ризоположенского монастыря тесно переплетается с именем святой Ефросинии Суздальской (в миру она называлась Феодулией). Когда-то девушка собиралась замуж за князя Фёдора Ярославовича, но тот скончался в день венчания, и Феодулия приняла постриг в монастыре. Своими деяниями, подвижничеством и целительским даром она принесла славу обители, куда стекались паломники из других городов.

Ризоположенский собор. Источник: sobory.ru

Ризоположенский собор

Ризоположенский монастырь закрыли в 1923 г. Колокола сняли и отправили на переплавку. Одно время в главном соборе находилась электростанция, а в Святых воротах – склад горючего.

В 1999-м обитель вернули церкви, и в ней снова забурлила жизнь.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Спасо-Евфимиевский монастырь (изначальное название – Спасо-Преображенский) был построен в качестве крепости князем Борисом Константиновичем в 1352 г. Грандиозными каменными постройками (XVI—XVII веков) обитель обязана меценатам, среди которых были Иван Грозный, князь Василий III, князья Пожарские.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Крепостные стены имеют 1200 м. в длину и снабжены массивными башнями, а также амбразурами и бойницами. Самая «нарядная», с богатым декором — Проездная башня, выложенная из красного кирпича. Все остальные – полукруглые, и вид имеют более сдержанный.

Проездная башня. Источник: dimfoto.livejournal.com

Практически все сооружения, составляющие архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря обладают потрясающим экстерьером. Центральная фигура здесь — массивный, помпезного вида Спасо-Преображенский собор. Четырёхстолпное трёхапсидное здание венчают пять мощных глав на широких барабанах. Алтарные апсиды имеют гладкие стены и большие полуциркульные окна. По периметру храма растянулся аркатурно-колончатый пояс, а стены его завершаются килевидными закомарами.

Собор Спаса Преображения. Источник: sobory.ru

Монастырь известен тем, что в стенах его существовала тюрьма, учреждённая Екатериной II. Среди её узников были монах Авель, известный своими предсказаниями о смерти императрицы и других российских государей, лидер мистической скопческой секты Кондратий Селиванов, М. Рудомёткин (лидер секты прыгунов), а также декабрист Ф. Шаховский, в последствии лишившийся разума. Все они здесь погибли. А вот старообрядец (раскольник) Ф. Ковалёв, закопавший заживо больше 20 людей (в частности своих родных), дабы избежать переписи населения, спустя 7 лет вышел на свободу.

Собор Спаса Преображения. Источник: sobory.ru

В 20-х гг. XX ст. тюрьму превратили в политизолятор, позже в нём организовали специальный лагерь для проверки вернувшихся из немецкого плена. Потом – лагерь для военнопленных, а ещё позже – колонию для несовершеннолетних. Наконец, в 1968 г. Спасо-Евфимиевский монастырь превратился в музей. Сейчас он является частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

Суздальский кремль

Суздальский кремль расположен в южной части города и существует здесь уже десять веков. Когда-то тут были дворы князя и епископа, окружённые крепостью с земляными валами. В 1719 г. все оборонные деревянные сооружения сгорели. До наших дней сохранились лишь земляные валы и рвы, а также несколько храмов.

Богородице-рождественский собор. Источник: www.bogoslov.ru

Богородице-Рождественский – один из них. Он основан в начале XII в. и является одновременно частью музея-заповедника и действующим храмом. За свой долгий век он перестраивался несколько раз и до наших дней дошёл в изменённом виде. Изначально храм был трёхглавым, а сейчас увенчан пятиглавием. Его богатый декор — дивные орнаменты, фигуры львов и женские маски на фасаде — сохранился, к счастью, поныне. Что касается интерьера, местами на стенах храма можно увидеть росписи XIII, XV и XVII вв.

Златые Врата. Источник: cult-ura.ru

Но главная гордость обители — Золотые ворота, построенные в XIII ст. суздальскими мастерами. На створках ворот изображены сюжеты из Еванглие, повествующие о деяниях Христа и Пресвятой Марии.

Архиерейские палаты. Источник: perlyny-ua-rus.narod.ru

Большим массивом рядом с собором расположились Архиерейские палаты. На протяжении XV-XVIII веков они формировались в качестве жилых и хозяйственных строений для суздальских церковных глав, теперь же в них устроен музей.

Никольская церковь. Источник: www.suzdalrest.ru

Интересным сооружением является деревянная Никольская церковь. Она была построена в 1766 г. совсем в другом районе, в селе Глотово, но перевезена сюда, в западную часть Кремля. Эта обитель – образец древнего типа деревянного зодчества. Экстерьер её прост, но самобытен и довольно привлекателен.

* * *

Суздаль – будто волшебный, эдакая капсула времени, где сохранилась почти вся его древняя история. Жаль, фотографии не могут в полной мере передать атмосферу старинного русского города.

mos-churches.ru

Древнерусское зодчество — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества (см. русское деревянное зодчество) обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие храмы Древней Руси, возведённые до принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные храмы были главным образом сделаны из дерева.

Первым каменным храмом Древнерусского государства был Храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, известный таже как Десятинная церковь, строительство которого относят к 989 году. Храм строился в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века храм перенёс значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крепостные и оборонительные постройки[править | править код]

Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском

В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.

Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[3].

Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].

Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[7].

  1. ↑ ДР ГЗС, 1985, с. 167.
  2. Тихомиров М. Н., 1956, с. 233.
  3. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 234.
  4. 1 2 ДР ГЗС, 1985, с. 168.
  5. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 236.
  6. Тихомиров М. Н., 1956, с. 237.
  7. Тихомиров М. Н., 1956, с. 241.
  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. — Саарбрюккен, 2015. — 150 с. — ISBN 978-3-659-80841-8.
  • Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. — Петроград : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 408 с. Переиздание: Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры : Деревянное зодчество. — СПб. : Сатисъ Держава, 2005. — 384 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат, С-Петербургское отделение, 1993. — 289 с. — ISBN 5-274-00981-6.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.

ru.wikipedia.org

Деревянные храмы Руси (преимущественно): 2dar — LiveJournal

Нет, «не перекошены древние стены». В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м выезде «Открывая Ленобласть» много было и церквей, преимущественно деревянных. Среди них и самый древний храм построенный в 15 веке и оставшийся до сих пор на своём месте (не переместили его в музей), что вообще исключительно! А ещё они очень красивые и живописные.

Ансамбль Согинского погоста.

Но, чтобы дальше не отвлекаться сразу расскажу про две кирпичные религиозные постройки. Цельную и заброшку.
[Spoiler (click to open)]

Храм Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа у реки Сясь. Возвели ещё при Пушкине — в 1834-35 годах на деньги крупного бизнесмена (купца) из Петербурга взамен сгоревшей деревянной.
2

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Шустручей. Построил её в 1870 году один петербургский мелкий бизнесмен (мещанин), а сейчас пока не восстановили. В принципе ничего особого интересного и уникального с этими церквями не происходило.
3

Далее уже в полном соответствии с заголовком. В хронологическом порядке.

1493 год.
Церковь Георгия Победоносца в деревне Родионово. Вот это уже довольно древняя история (по нашим меркам). Церковь считается одой из трёх самых древних деревянных церквей России и единственная оставшаяся на своём историческом месте (две другие были перевезены в музеи: это церковь Воскрешения Лазаря Муромского в Кижи и самая древняя 1485 года постройки Церковь Ризоположения из села Бородава перемещённая в город Кириллов). Это церковь клетского типа. На церкви стоит дата 1493 год, но это отчасти лукавство.
4

От времён Ивана Грозного остался только внутренний перестроенный сруб, который в 1632 году обложили пристройками. Интересно, что полная реставрация храма произошла при Брежневе в 1970-х годах. Тогда, возможно после открытия музея в Кижах, наблюдался всплеск интереса к деревянному русскому зодчеству и многие постройки были отреставрированы в те года. Но, да внутри есть доски, брёвна, двери которым больше 500 лет!
5

1696 год.
Церковь Николая Чудотворца и Ильи Пророка в деревне Согиницы.
6

Церковь Николая Чудотворца. Видно, что это шатровый храм на восьмерике с колокольней.
7

А церковь Ильи Пророка клетского типа. Датируется постройка приблизительно 1850 годом. Вместе они образуют ансамбль Согинского погоста.
8

1695 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека. К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо.
9

Считается типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов.
10

Вся церковь украшена деревянной резьбой.
11

1783 год.
Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого в деревне Щелейки  Буквально этой весной завершили реставрацию! Прежняя проходила опять же в 70-х годах при Брежневе, тогда восстановили многие исторические элементы — те же лемихи.
12

13


Памятник в некотором роде уникальный — 5 глав с колокольней.
14

Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. То что видно на фото имеет отношение к периоду 1827-1831 году — это годы ремонта, когда сруб 1630 года постройки  перекрыли куполом в стиле классицизма. А в 1874-77 вообще произошёл случай вандализма 19 века. Сейчас периодически можно услышать, как исторические здания обшиваются сайдингом или навесными панелями. Вот тогда поступили точно так же — обшили сруб досками (был бы тогда сайдинг, точно бы обшили им). Тогда же пристроили и теплую трапезную с 8-угольной колокольней.
15


А постройка-то уникальна тем, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане «десятерик». А ещё в послевоенное советское время это был единственный действующий храм в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
16

Рекомендую к прочтению — Одна из старейших в мире деревянных церквей в Норвегии 1180 год.

Организаторы проекта «Открывая Ленобласть»: газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк «Политехнический» и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, Bigpikcha.Ru, Наши походы.

2dar.livejournal.com

Архитектура Руси XIII – XV вв.

Развитие зодчества на Руси в $XIII$ – $XV$ веках

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце $XIV$ — начале $XV$ вв. начался новый расцвет русской архитектуры.

Пример 1

Среди городов Северо-востока Руси раньше всех каменное строительство возродилось в Твери. Уже в $1285$-$1290$ годах был построен храм Спаса-Преображения. Тверские зодчие сохранили архитектурные традиции, сложившиеся во владимиро-суздальской земле. Однако разорение города после антимонгольского восстания $1327$ году на долгое время прервало развитие в этом городе каменного строительства.

Архитектура Новгорода и Пскова

Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство.
Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце $XIV$. В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале $XV$ в.

Замечание 1

Несмотря на то, что многие исследователи считают псковскую архитектуру очень близкой к архитектуре Новгорода, тем не менее, в зданиях, построенных в Пскове можно встретить много специфических черт. Наиболее известными храмами Пскова, в которых проявились особенности архитектуры этого города, стали церкви Николы со Усохи ($1371$), Василия на Горке ($1413$), Успенья на Пароменье со звонницей ($1521$), Кузьмы и Демьяна с Примостья ($1463$).

Вместе с церковным в Новгороде и Пскове существовало и значительное гражданское строительство. В $1302$ году в Новгороде было начато строительство каменного Кремля, который затем не раз перестраивался. Для проведения заседаний Совета господ и торжественных приемов новгородские архитекторы, при участии немецких мастеров возвели в $1433$ году Грановитую палату. А в $XV$ веке постройку каменного Кремля осуществили и в Пскове.

Московская архитектурная школа

Во второй четверти $XIV$ века каменное строительство было начато и в Москве. Архитектурная школа здесь формировалась под влиянием владимиро-суздальской градостроительной традиции, хотя в дальнейшем на нее оказали влияние и другие архитектурные школы: псковская, черниговская и новгородская.
Как и ранее, главным направлением в зодчестве было церковное строительство. Самыми ранними сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры Москвы являются: Успенский собор в Звенигороде ($1400$), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода ($1405$), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры ($1422$), Спасский собор Андроникова монастыря ($1410$-$1427$).

Пример 2

Например, звенигородский Успенский собор на Городке — единственный из полностью сохранившихся московских белокаменных храмов этого периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный храм, с одним куполом. Восточная сторона храма украшена тремя алтарными апсидами, западная, южная и северная стороны традиционно делятся на три вертикальных прясла, украшенных закомарами. Изящные пропорции и богатство декоративного убранства отличают храм от остальных соборов данного периода.

Грандиозной работой того времени стало возведение Московского Кремля. Его история началась еще в $XII$ веке, когда первые деревянные кремлевские стены были построены на Боровицком холме, но в $1237$ году они были разрушены татаро-монголами. В годы правления в Москве князя Ивана Калиты территория Кремля расширилась, были построены новые дубовые стены, каменные храмы на Соборной площади положили начало формированию архитектурного ансамбля Московского Кремля. В $1367$ году были построены стены из белого камня. Позднее когда Москва становиться центром объединенного Русского государства, в середине XV века, Кремль был перестроен при участии мастеров из Италии. Окончательное оформление архитектурного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до нашего времени, закончилось начале $XVI$ века и послужило символом величия и могущества столицы централизованного Российского государства.

Замечание 2

Расцвет московского зодчества большинство ученых связывают с политическими и экономическими достижениями княжества в конце $XV$ века, в годы правления Ивана $III$. В $1475$ — $1479$ годах итальянским мастером Аристотелем Фиораванти возведен Московский Успенский собор. В $1484$ — $1490$ годах псковские зодчие построили Благовещенский собор. Кроме этого подъем переживает и гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, наиболее известной из них является Грановитая палата ($1487$ — $1496$).

Завершение объединения вокруг Москвы всех русских княжеств способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о