Свято михайловский собор: Михаило-Архангельский кафедральный собор – Михаило-Архангельский кафедральный собор

Собор Святого Архистратига Михаила (Ижевск) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Михайловский собор в Ижевске — один из соборных храмов Ижевской и Удмуртской епархии, в честь Архангела Михаила. Расположен в самой высокой точке города, на Красной площади, в Октябрьском районе. Высота собора 67 метров[1].

Настоятель — правящий (епархиальный) архиерей Ижевской епархии. По состоянию на 2017 г. это Викторин (Костенков), митрополит Ижевский и Удмуртский. Заместитель настоятеля — протоиерей Роман Воскресенских[2].

Церковь Михаила Архангела, 1897—1907 г.

Храм стоит на месте существовавшего с 1765 года заводского кладбища, где находилась Троицкая часовня, приписанная к первому Ижевскому храму пророка Илии. В 1784 году часовня была перестроена в храм — в честь Святой Троицы; храм был разрушен пожаром в 1810 году.

Первый храм[править | править код]

Собор на фото 1918 года

В первой половине XIX века среди ижевчан возникло особое почитание Архангела Михаила — святого покровителя генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича — начальника всех оружейных заводов России; перед Александро-Невским собором города (1823) был построен и освящён памятник последнему.

В 1855 году на месте прежней Троицкой церкви выстроена в византийском стиле большая каменная часовня 30-метровой высоты — в честь Архангела Михаила. В 1876 году началась кампания по сбору средств на строительство на месте Михайловской часовни нового храма. В 1893 рабочие Ижевского завода приняли решение перечислять на строительство храма 1 % от зарплаты. Проектирование было поручено вятскому архитектору Ивану Чарушину. Строительный комитет в 1896 году принял решение о том, что новый сбор не должен быть больше Александро-Невского собора. В 1897 году состоялась торжественная закладка; основное строительство здания было завершено к 1907 году; но, ввиду революционной смуты, дальнейшее благоустройство храма было приостановлено. 4 ноября 1915 состоялось торжественное освящение главного престола храма как бесприходной церкви Ижевского завода, приписанной к Александро-Невскому собору. Храм имел 3 престола: главный — во имя Архистратига Михаила, южный — в честь Николая Чудотворца и северный — в честь мученицы Александры.

19 марта 1929 года Ижевский городской совет рабочих и красноармейских депутатов постановил: «Расторгнуть договоры с религиозными общинами Михайловского, Александро-Невского соборов и Покровской церкви на аренду зданий». 27 марта 1929 года собор был закрыт и опечатан представителями ижевской милиции. С 1932 по 1937 годы в здании собора располагался Областной музей краеведения ВАО. 8 апреля 1937 года СНК УАССР принял решение о сносе здания Михайловского собора, и вскоре собор был разрушен[3].

Воссоздание[править | править код]

11 февраля 2000 года было принято совместное постановление Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, положившее начало воссозданию Свято-Михайловского собора. В мае 2004 года состоялось закладка в основание будущего собора освященного креста.

16 мая 2007 года, в отдание праздника Пасхи, митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) совершил освящение нижнего храма в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

5 августа 2007 года главный престол, посвященный Архистратигу Михаилу, был освящён Патриархом Алексием II, который совершил первую литургию в храме в присутствии президента Удмуртии Александра Волкова и иных официальных лиц[4].

Революционный некрополь[править | править код]

В 1922 году по проекту архитектора Г. Ф. Сенатова рядом с храмом был построен Революционный некрополь бойцов Красной Армии, погибших при освобождении Ижевска от белогвардейцев во время Гражданской войны. Некрополь входил в число памятников культуры и истории, охраняемых государством. После разборки здания собора в 1937 году на месте рядом с монументом расположился липовый сквер, который в советское время был местом отдыха ижевчан.

В феврале 2007 года во время строительных работ по восстановлению собора строительная техника сломала кованую ограду вокруг монумента, разрушила лестницу, ведущую к нему, площадку перед стелой и оба крыла памятника[5]. На площадке перед памятником прошёл митинг против сноса монумента, организованный Ижевским комитетом РКРП и региональным отделением партии «Патриоты России»[6]. После этого было объявлено, что частичное разрушение памятника является частью работ по реконструкции памятника, чтобы вписать некрополь в архитектурный ансамбль собора. Площадка перед монументом к моменту открытия собора была отреставрирована. Тем не менее, реставрация существенно изменила облик некрополя, задуманный архитектором: так, памятник лишился чугунной ограды и двух крыльев, а лестница была уменьшена и переориентирована на север (в сторону улицы Бородина).

  • Вид на собор с северной стороны

  • Вид на собор с северной стороны ночью

  • Вид на собор с ул. К. Маркса

  • Лестничный марш с ул. К. Маркса

  • Интерьер собора

  • Интерьер собора

  • Интерьер собора

Михайловский Златоверхий монастырь — Википедия

Миха́йловский Златове́рхий монасты́рь (укр. Михайлівський золотоверхий монастир) — действующий монастырь в Киеве, воссозданный в 1997—1998 годах в формах разрушенного в 1930-х годах соборного храма в честь Архангела Михаила. Является главным собором ПЦУ.

Включает также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы, разрушена в 1930-х, восстановлена — 1997—1998). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

Предание приписывает основание монастыря первому митрополиту Киевскому Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславичем (в крещении Михаилом) на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрием).


Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при храме был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

При Святополке Изяславиче (1093—1113) ограда стольного города была расширена постройкой нового земляного вала, охватившего и Михайловский монастырь.

Мозаика «Евхаристия» в Киевском Софийском соборе

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дали ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей.

В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

С присоединением в 1654 году Киева к Российскому государству Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов Чигиринских, викариев Киевской епархии. В XVII—XVIII веках после реконструкции в стиле барокко домонгольская церковь составляла среднюю часть главного монастырского храма; от неё сохранялись алтарные абсиды, часть стен и главный купол. Древние мозаики с XIX века исследовались искусствоведами, а в 1888 году были расчищены и частично отреставрированы древние фрески.

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году. До Октябрьской социалистической революции Михайловский монастырь был вторым по посещаемости храмом Киева после Киево-Печерской лавры.

Снос[править | править код]

В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Для этого в 1934 году решили провести конкурс на проект Правительственного центра с местом для парадов[1]. На всех проектах, кроме одного, представленных на конкурс с размещением центра в районе площади Богдана Хмельницкого, сносился Михайловский Златоверхий собор[1].

Рельеф с изображением Нестора и Дмитрия (около 1062 года).

Единственным из четырёх проектов, представленных на конкурс с размещением центра в данном месте, в котором Михайловский Златоверхий собор и памятник Богдану Хмельницкому сохранялись, был проект Иосифа Каракиса[1]. В итоге в первом туре был утверждён проект архитектора Петра Юрченко[2][3]. Данное решение, по словам архитектуроведа Бориса Ерофалова: «в принципе повторяющее общую схему Каракиса, но более лобовое, с ликвидацией Михайловского собора. И если расположение основных объёмов у Каракиса асимметрично — в перспективном завершении площади и по северному её флангу, — то Юрченко ничтоже сумняшеся выстроил оба функциональных объёма по бровке склона в виде строго шатающихся параллелепипедов, но сохранив Присутственные места»

[2]. В марте 1934 года решили отказаться от прошлого решения и объявить новый конкурс, и в нём выбрали проект архитектора Иосифа Лангбарда[2]. Исследования Олега Юнакова с опорой на архивные документы показали, что, хоть в проектах Лангбарда и Юрченко собор отсутствует, не это является причиной сноса, так как решение о сносе монастыря было принято постановлением Политбюро ЦК КП(б)У в феврале 1934 года, а демонтаж мозаик начали производить ещё в 1933 году[4].

Одна из монастырских построек, разрушенных вандалами-большевиками (1937 год).

Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Николая Макаренко, Дмитрия Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) были отвергнуты властями, которые согласились только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок. Правда, были и те, кто открыто высказывались за снос собора. К примеру, Александр Довженко одним из первых в 1932 году заявлял, что «при решении проблемы строительства парка культуры Михайловский монастырь попросится „уйти“, он отжил свой век. Абсолютно недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны. Я думаю, когда мы снесём Михайловский монастырь, то строительство парка даст нужный эффект»

[4][5][6]. Разборка собора осуществлялась в 1933—1936 годах[4], в июне 1937 года оставшиеся его конструкции были снесены взрывом. В 1934—1935 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством Владимира Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора. Были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески. В 1941 году остававшиеся в Киеве мозаики и фрески попали в руки немецких оккупантов и были вывезены в Германию. После войны они вернулись в СССР, но не все из них вернулись в Киев: некоторые попали также в музеи Москвы, Ленинграда и Новгорода. Мощи великомученицы Варвары с начала 1960-х годов покоятся во Владимирском соборе.

Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь советский период его место оставалось незанятым.

В 1973—1982 годах произведена научная реставрация трапезной церкви Иоанна Богослова (единственного здания монастыря, сохранившегося при сносе 1930-х годов). Авторы проекта — архитектор В. П. Шевченко, интерьеры и мебель — архитектор Ирма Каракис[7]. Церковь была отреставрирована в формах, близких к первоначальным.

Михайловский Златоверхий собор

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (архитектор Юрий Лосицкий; официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных в то время храмов неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), ныне — Православной церкви Украины (ПЦУ).

C 2001 года Министерство культуры России осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение Министерства культуры Украины[8]. 15 июля 2008 года возвращённые Россией фрески были выставлены[9].

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы ПЦУ.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

На фронтоне собора установили копию древнего скульптурного изображения Архистратига Михаила. Оригинал скульптуры после сноса храма был спасён искусствоведом Павлом Жолтовским, он попал в Музей этнографии и художественного промысла во Львове, а затем вернулся в Киев[10].

В ночь на 11 декабря 2013 года колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за восемь веков били в набат, последний раз подобное происходило в 1240 году, во времена монголо-татарского нашествия. Именно благодаря звону колоколов в центре столицы собралось множество киевлян, и попытка зачистить евромайдан работниками спецподразделения «Беркут» и военнослужащими внутренних войск МВД Украины оказалась неудачной.

  1. 1 2 3 Юнаков, 2016, с. 111.
  2. 1 2 3 Юнаков, 2016, с. 112.
  3. ↑ Юнаков, 2016, с. 416.
  4. 1 2 3 Юнаков, 2016, с. 113.
  5. ↑ Ковалинский, 2002, с. 253.
  6. ↑ Ковалинский, 2006, с. 308—319.
  7. ↑ Юнаков, 2016, с. 40.
  8. ↑ В Украину вернутся фрески Михайловского златоверхого собора (неопр.). Корреспондент.net (2 декабря 2006). Дата обращения 8 сентября 2007.
  9. ↑ В Киеве выставили возвращенные Россией фрески Михайловского собора (неопр.). Интерфакс (15 июля 2008). Дата обращения 15 июля 2008.
  10. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2014. Архивировано 24 марта 2014 года.

Создание Михайловского собора | Михаило-Архангельский кафедральный собор

В 1765 году, когда уже полным ходом шло строительство Ижевского оружейного завода и плотины, было устроено первое заводское кладбище. Выбрали самое высокое место. Построили деревянную Свято-Троицкую часовню, которая относилась к первому Ижевскому храму — Пророка Илии. На созданном кладбище около 40 лет хоронили ижевцев. А место это рабочие стали почитать как святое. Затем решили часовню перестроить в храм, что и было сделано впослед-ствии. В 1784 году храм освятили в честь Святой Троицы.

В 1810 году церковь сгорела во время большого ижевского пожара.

По православной традиции на месте алтаря сгоревшего храма установлен крест под дву-скатным навесом и с иконкой. Часть могильных плит сохранялась еще до самой революции.

В 1852-м заводские и духовные власти выразили пожелания своих подчиненных о том, чтобы выстроить на Горе, на святом месте бывшего погоста, большую каменную часовню. А перед Александро-Невским собором, который уже был построен и освящен в 1823 году, был поставлен единственный в России памятник великому князю, генерал-фельдцейхмейстеру Михаилу Павловичу Романову (уменьшенную копию Александрийского столпа, памятника его старшему брату, Императору Александру).Площадь Александро-Невского собора стали официально именовать Михайловской, а примыкающую улицу (нынешнюю ул. Ленина) — Нижне-Михайловским проспектом. Идущую кварталом выше улицу (нынешнюю Красногеройскую) стали именовать Верхне-Михайловским проспектом.

Каменная часовня на Горе была построена в 1852 г.

Среди ижевцев укрепилось почитание Архангела Михаила — святого покровителя прежнего и нового (Михаила Николаевича) генерал-фельдцейхмейстера — начальника всех оружейных заводов России. В 1855 году на месте прежней Троицкой церкви выстроена в византийском стиле большая каменная часовня 30-метровой высоты. Часовня освящена в честь Архангела Михаила.

В 1876 году духовенство и власти решили строить на мес­те Михайловской часовни новый храм. Начали сбор средств.

В 1892-м духовенство Александро-Невского собора решило расширить храм, который к тому времени не вмещал всех прихожан. Протоиерей Василий Успенский подписал воззвание к прихожанам о сборе средств на расширение собора. Но расширение Александро-Невского собора так и не было сделано. Решили построить новый собор — на месте Михайловской часовни.

В 1893 году рабочие Ижевского завода приняли решение перечислять на строительство Свято-Михайловского храма 1% от зарплаты. В 1896-м избран строительный комитет храма Михаила Архангела. Проектирование храма решили поручить вятскому архитектору И.А. Чарушину, выпускнику Академии художеств (своих архитекторов к тому времени в Ижевске еще не было).

Архитектор И. А. Чарушин

И. А. Чарушин письменно изъявил «полнейшую готовность принять на себя столь интересный труд» и, вспоминая о предложенном месте закладки, заявил: «Тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение». Архитектор убедил членов строительного комитета в том, что храм должен быть не византийского стиля, а русского, «в стиле храма Василия Блаженного».

Нужно отметить интересный факт. Строительный комитет 1896 года принял решение о том, что новый собор не должен быть больше Александро-Невского храма. И действительно, Свято-Михайловский собор, несмотря на его внеш-ний размах и величие, вмещал в себя меньше людей, чем Александро-Невский собор. С 1896 по 1897 год были проделаны проектные работы, а в 1897 году торжественно заложено строительство собора. На вершине Горы для этого сошлись крестные ходы из всех ижевских церквей во главе с их духовенством, заводское начальство, члены строительного комитета и тысячи рабочих.

Строительство здания собора было закончено в 1901-1907 гг.

Основное строительство здания собора было закончено в 1901 – 1907 годах. Но еще предстояла масса работы по благо­устройству храма.

В эти годы Россию стало тревожить революционное безумие. Революционная зараза докатилась и до Ижевска. Под влиянием социалистической пропаганды начались массовые отказы рабочих проводить дальнейшие жертвования на Михайловский храм, его завершение и украшение.

Торжественное освящение главного престола храма Михаила Архангела состоялось 4 ноября 1915. Он открылся в качестве бесприходной церкви Ижевского завода, приписанной к Александро-Невскому собору. Освящение совершил протоиерей Василий Успен-ский. Открытие и освящение собора приурочили к 100-летию Ижевского оружия.

По материалам книги «Свято-Михайловский Собор. История и современность: Иллюстрированный путеводитель по храму» / Автор-составитель М.Ю. Кузьмин — Ижевск, 2104

Вид на Свято-Михайловский Собор. 1912 г.

Иконостас южного предела. Начало ХХ в.

Создание Михайловского собора | Михаило-Архангельский кафедральный собор

В 1765 году, когда уже полным ходом шло строительство Ижевского оружейного завода и плотины, было устроено первое заводское кладбище. Выбрали самое высокое место. Построили деревянную Свято-Троицкую часовню, которая относилась к первому Ижевскому храму — Пророка Илии. На созданном кладбище около 40 лет хоронили ижевцев. А место это рабочие стали почитать как святое. Затем решили часовню перестроить в храм, что и было сделано впослед-ствии. В 1784 году храм освятили в честь Святой Троицы.

В 1810 году церковь сгорела во время большого ижевского пожара.

По православной традиции на месте алтаря сгоревшего храма установлен крест под дву-скатным навесом и с иконкой. Часть могильных плит сохранялась еще до самой революции.

В 1852-м заводские и духовные власти выразили пожелания своих подчиненных о том, чтобы выстроить на Горе, на святом месте бывшего погоста, большую каменную часовню. А перед Александро-Невским собором, который уже был построен и освящен в 1823 году, был поставлен единственный в России памятник великому князю, генерал-фельдцейхмейстеру Михаилу Павловичу Романову (уменьшенную копию Александрийского столпа, памятника его старшему брату, Императору Александру).Площадь Александро-Невского собора стали официально именовать Михайловской, а примыкающую улицу (нынешнюю ул. Ленина) — Нижне-Михайловским проспектом. Идущую кварталом выше улицу (нынешнюю Красногеройскую) стали именовать Верхне-Михайловским проспектом.

Каменная часовня на Горе была построена в 1852 г.

Среди ижевцев укрепилось почитание Архангела Михаила — святого покровителя прежнего и нового (Михаила Николаевича) генерал-фельдцейхмейстера — начальника всех оружейных заводов России. В 1855 году на месте прежней Троицкой церкви выстроена в византийском стиле большая каменная часовня 30-метровой высоты. Часовня освящена в честь Архангела Михаила.

В 1876 году духовенство и власти решили строить на мес­те Михайловской часовни новый храм. Начали сбор средств.

В 1892-м духовенство Александро-Невского собора решило расширить храм, который к тому времени не вмещал всех прихожан. Протоиерей Василий Успенский подписал воззвание к прихожанам о сборе средств на расширение собора. Но расширение Александро-Невского собора так и не было сделано. Решили построить новый собор — на месте Михайловской часовни.

В 1893 году рабочие Ижевского завода приняли решение перечислять на строительство Свято-Михайловского храма 1% от зарплаты. В 1896-м избран строительный комитет храма Михаила Архангела. Проектирование храма решили поручить вятскому архитектору И.А. Чарушину, выпускнику Академии художеств (своих архитекторов к тому времени в Ижевске еще не было).

Архитектор И. А. Чарушин

И. А. Чарушин письменно изъявил «полнейшую готовность принять на себя столь интересный труд» и, вспоминая о предложенном месте закладки, заявил: «Тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение». Архитектор убедил членов строительного комитета в том, что храм должен быть не византийского стиля, а русского, «в стиле храма Василия Блаженного».

Нужно отметить интересный факт. Строительный комитет 1896 года принял решение о том, что новый собор не должен быть больше Александро-Невского храма. И действительно, Свято-Михайловский собор, несмотря на его внеш-ний размах и величие, вмещал в себя меньше людей, чем Александро-Невский собор. С 1896 по 1897 год были проделаны проектные работы, а в 1897 году торжественно заложено строительство собора. На вершине Горы для этого сошлись крестные ходы из всех ижевских церквей во главе с их духовенством, заводское начальство, члены строительного комитета и тысячи рабочих.

Строительство здания собора было закончено в 1901-1907 гг.

Основное строительство здания собора было закончено в 1901 – 1907 годах. Но еще предстояла масса работы по благо­устройству храма.

В эти годы Россию стало тревожить революционное безумие. Революционная зараза докатилась и до Ижевска. Под влиянием социалистической пропаганды начались массовые отказы рабочих проводить дальнейшие жертвования на Михайловский храм, его завершение и украшение.

Торжественное освящение главного престола храма Михаила Архангела состоялось 4 ноября 1915. Он открылся в качестве бесприходной церкви Ижевского завода, приписанной к Александро-Невскому собору. Освящение совершил протоиерей Василий Успен-ский. Открытие и освящение собора приурочили к 100-летию Ижевского оружия.

По материалам книги «Свято-Михайловский Собор. История и современность: Иллюстрированный путеводитель по храму» / Автор-составитель М.Ю. Кузьмин — Ижевск, 2104

Вид на Свято-Михайловский Собор. 1912 г.

Иконостас южного предела. Начало ХХ в.

Святыни собора | Михаило-Архангельский кафедральный собор

 

Частица мощей святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Хранится в алтаре храма и выносится для почитания верующими в дни памяти святой, а также при совершении индивидуальных молебнов. Праведной Анне молятся супружеские пары, которые не могут родить детей по причине болезней, поскольку и сами праведные Иоаким и Анна на протяжении многих лет страдали от бесчадия и родили Деву Марию лишь в преклонном возрасте.

Мощи священномученика Николая Чернышева, пресвитера Воткинского и его дочери мученицы Варвары Чернышевой

Священномученик Николай и мученица Варвара – святые, прославленные в 2018 году и  вошедшие в собор святых Удмуртской земли.

Протоиерей Николай Чернышев с 1914 года и до своей гибели был благочинным Воткинской и Галевской волостей на территории современной Удмуртии. Священнослужитель был почитаем горожанами, так как он ревностно исполнял свой пастырский долг, а также занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании, боролся с пьянством в народе. Священник рано овдовел и проживал со своей младшей дочерью Варварой, которая решила посвятить себя служению Богу и людям. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем.

Во время Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания 1918 года протоиерей Николай ревностно исполнял свой пастырский долг, продолжая окормлять и наставлять свою паству. Его дочь трудилась в качестве сестры милосердия, ухаживая за раненными. После подавления восстания большевиками протоиерей Николай не покинул города, как многие, кто участвовал в восстании, и был арестован. Его дочь добровольно пошла на мучения вместе с отцом.

Святые были расстреляны 2 января 1919 года (по новому стилю). После того, как город ненадолго был освобожден армией Колчака, горожане отыскали тела новомучеников и похоронили за алтарем Преображенского храма на Нагорном кладбище Воткинска. Их честные мощи были обретены в 2018 году результате археологических раскопок.

Мощи временно хранятся в Михаило-Архангельском соборе. Здесь они будут пребывать до тех пор, пока не завершится реставрация Благовещенского собора г. Воткинска, в котором нес священническое служение священномученик Николай Чернышев.

Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры

Ковчег хранится в алтаре собора. Частицы мощей выносятся дни памяти преподобных отцов, во время пения молебнов и акафистов святым, а также по требованию прихожан, при совершении индивидуальных молебнов, которые можно заказать через регистратуру храма.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца

Ковчег хранится в алтаре собора. Мощи выносятся для поклонения каждый четверг перед чтением акафиста святителю Николаю, в дни памяти Мир Ликийского святителя, а также по требованию прихожан, при совершении индивидуальных молебнов, которые можно заказать через регистратуру храма.

Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской

Ковчег хранится в алтаре собора. Мощи выносятся для поклонения в дни памяти блаженной Матроны Московской, а также по требованию прихожан при совершении индивидуального молебна святой старице, который можно заказать через регистратуру храма.

Распятие с камнем с горы Голгофы

Находится в правом приделе собора.

Икона святого мученика Виктора с частицей мощей

Находится между центральным и правым приделами

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей

Находится между центральным и правым приделами

Икона святителя Луки Крымского с частицей мощей

Находится между левым и центральным приделами

Икона прп. Сергия Радонежского Афонского письма

Икона написана старцем  Кириллом из келии свт. Николая монастыря Кутлумуш на святой горе Афон. Святыню написали специально для кафедрального храма г. Ижевска попечением прихожан собора.

Находится в правом приделе храма.

 Икона «Всех святых» старообрядческого письма

 

Икона «Распятие с предстоящими» старообрядческое литье

Пожертвована из г. Покров

 

Икона «Спас Нерукотворный»

Находится в левом приделе храма

Толгская икона Пресвятой Богородицы

Перед этой иконой молятся об исцелении различных недугов.

Находится в левом приделе храма.

Икона святителя Спиридона Тримифунтского

Святителю Спиридону молятся в различных житейских проблемах.

Икона находится в правом приделе храма.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Серебряная рука, которая по традиции изображается на данной иконе, отлита из серебряных изделий, пожертвованных прихожанами в дар за молитвенную помощь.

Икона находится в правом приделе храма.

 Икона «Всех скорбящих радость» с грошиками

«Грошики», т.е. серебряные монеты, на данном списке являются настоящими дореволюционными монетами, пожертвованными из монастыря Царственных страстотерпцев урочища Ганина Яма.

Икона находится в правом приделе храма.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Перед данной иконой молятся, прося исцеления от алкогольной и наркотической зависимости.

Икона находится между правым и центральным приделами собора.

Икона Божией Матери «Иверская»

Икона подарена храму Святейшим Патриархом Алексием II в день освящения Михайловского собора. В киот иконы вложен камень с монастыря Иверон (гора Афон), в котором находится оригинал чудотворной иконы.

Икона находится в левой части центрального придела (стена, противоположная иконостасу).

Икона Божией Матери «Феодоровская»

Перед иконой, по традиции, молятся желающие вступить в брак, испрашивая благословения у Божией Матери на супружескую жизнь.

Икона находится между притвором и средней частью храма на правой стене.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Находится слева от солеи.

Икона Всех святых

Написана палехскими мастерами специально к престольному празднику Михайловского собора в 2016 году.

Икона святителя Николая Чудотворца

Находится в правом, Никольском приделе храма

Икона Божией Матери «Казанская»
Икона Иоанна Предтечи «Ангел пустыни»
 Храмовая икона архистратига Божия Михаила

Икона Божией Матери «В родах Помощница»

Икона находится в нижнем, крестильном храме собора.

Камень с места мученической кончины ап. Симона Кананита

Святыня находится в нижнем, крестильном храме собора.

Храмовая икона свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Икона находится в нижнем, крестильном храме собора, посвященном святым мученицам.

описание, история, фото, точный адрес

Свято-Михайловский собор в Ижевске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Михайловский собор, расположенный в Центральном районе Ижевска, считается визитной карточкой города и символом возрождения духовной жизни Удмуртии и всей России. Эта величественная храмовая постройка очень гармонично влилась в архитектурный облик Ижевска, так что сегодня уже почти невозможно представить это место пустующим.

Свято-Михайловский собор, расположенный в Центральном районе Ижевска, считается визитной карточкой города и символом возрождения духовной жизни Удмуртии и всей России.

Судьба не всегда была благосклонна к ижевскому храму, история его полна трагических страниц, однако, пройдя через горнило испытаний и преодолев все трудности, сегодня Свято-Михайловский собор радует горожан и гостей Ижевска. По вечерам и в выходные дни украшенная нарядными клумбами и зелеными газонами территория храма наполняется отдыхающими. Целыми семьями сюда приходят горожане, чтобы прогуляться и отрешиться от мирских забот.

Из истории собора

Прародительницей Свято-Михайловского собора была небольшая деревянная часовня, построенная в 1765 г. в честь Святой Троицы, однако век ее был недолог: спустя всего 50 лет во время грандиозного пожара часовня сгорела. Почти столетие обсуждались идеи строительства нового храма, пока в 1897 г. на собрании жителей заводского поселка решение о возведении собора не было принято окончательно. Итогом десятилетней стройки всем миром стал величественный храм высотой более 70 м, который можно было увидеть с 20 км, а звон колоколов его был слышен в соседних поселках.

В ноябре 1907 г. в Свято-Михайловском соборе состоялось первое богослужение.

Казалось, что все трудности позади, и у храма светлое будущее. Однако спустя пару десятилетий удмуртским руководителям предстояло спасти храм от посягательств советской власти, которая стремилась стирать святыни с лица земли. В 1932 г. местные власти сбросили колокола, а в 1933 г. переоборудовали церковь в краеведческий музей. Но все попытки сохранить народное достояние, к сожалению, не помогли: в 1937 г. после сурового предупреждения из Москвы ижевские руководители были вынуждены принять решение о сносе храма. Развалины некогда прекрасного собора украшали Ижевск до февраля 2000 г., пока по инициативе первого президента Удмуртии не было принято решение о его воссоздании. 5 августа 2007 г. началась история возрожденного Свято-Михайловского собора: в этот день патриарх Алексий II освятил главный престол церкви и совершил первую литургию.

Храм сегодня

В наши дни Свято-Михайловский собор не просто крупнейший соборный храм Ижевской и Удмуртской епархии: он также является центром общественной работы, церковной благотворительности, религиозного образования.

При храме функционирует учебно-методический центр, открыты иконописная и хоровая школы, проводятся увлекательные экскурсии; на цокольном этаже располагаются выставочная галерея и иконная лавка.

Огромное количество туристов ежегодно приезжает сюда, чтобы полюбоваться настенной живописью, выполненной палехскими мастерами на основе росписей московского Храма Христа Спасителя. Кроме этого, на территории собора располагается восстановленный мемориал жертвам гражданской войны, который напоминает посетителям о перипетиях истории.

Информация для туристов

Адрес: Ижевск, ул. К. Маркса, 220.

Телефон: +7 (3412) 51-01-77.

Часы работы: понедельник — четверг: 7:00 — 19:00.

Свято-Михайловский собор расположен на Красной площади в Октябрьском районе Ижевска. Добраться до него можно на трамваях № 1, 2, 4, 9, 10 до остановки, которая так и называется: «Свято-Михайловский Собор».

Новости | Михаило-Архангельский кафедральный собор

Третий воскресный день Великого поста, который в этом году выпал на 22 марта, в православной традиции называется Крестопоклонной Неделей, так как Церковью в этот день установлено прославление животворящего Креста Господня. Богослужения праздника митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил в Михаило-Архангельском кафедральном соборе г. Ижевска. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей…

Перейти

19 марта в Республиканском центре психолого-педагогической помощи населению «СоДействие» под председательством заместителя Главы Администрации Ижевска по социальной политике Дмитрия Чистякова состоялось заседание Координационного совета по демографии, семейной политике и охране прав детства. О тех проблемах, с которыми сталкиваются молодые семьи, и путях их решения рассказал Максим Файзулин, директор Молодежного центра Удмуртской…

Перейти

Четыре раза в году по традиции в православных храмах совершается особое богослужение – Пассия. Слово Пассия по-латински означает «страдание». Это особое богослужение, посвященное спасительным страданиям Господа нашего Иисуса Христа, состоящее из акафиста страстям Господним и чтения евангельского отрывка, описывающего страдания Спасителя. Совершается это богослужение только во 2-й, 3-й, 4-й и…

Перейти

15 марта на базе Детско-юношеской спортивной школы по шахматам в рамках Первой межконфессиональной спартакиады состоялся шахматный турнир. Напомним, что Первая межконфессиональная спартакиада в Ижевской епархии проходит на протяжении всего года и включает состязания в самых разных видах спорта. Первые соревнования — лыжные гонки — прошли 9 февраля. Шахматный турнир прошел…

Перейти

15 марта, в Неделю 2-ю Великого поста митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе г. Ижевска в сослужении ключаря храма протоиерея Романа Воскресенских и клириков собора. В проповеди за богослужением архипастырь отметил, что во вторую Неделю Великого поста Церковь вспоминает память святителя Григория Паламы. «Мы вспоминаем святителя Григория за его труд «О…

Перейти

В Михаило-Архангельском кафедральном соборе для всех желающих состоится Таинство Соборования у мощей святых, которым принято молиться о душевном и телесном здравии. 25 марта 17:00 состоится соборование у мощей свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского и целителя Пантелеимона. 6 апреля 8:00 состоится соборование у мощей святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и блаженной Матроны Московской.…

Перейти

Продолжается сбор средств для помощи нуждающейся семье сотрудницы храма Надежды Сосниной. Недавно от тяжелой болезни преставился отец семейства. В семье 4 детей, которых Надежда воспитывает одна. Денежные средства еще можно перечислять прямо на карту семьи, привязанную к номеру телефона: телефона +7 (950) 811-15-95 или в регистратуру Михаило-Архангельского собора для семьи Надежды Сосниной.

Перейти

8 марта, в воскресение первой седмицы Великого Поста, которая называется Неделей Православия, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе г. Ижевска. С древних времен в этот день установлено празднование торжества Православной Церкви над лжеучениями, поэтому иначе этот день ещё называют Торжеством Православия. Данный праздник был установлен в Византии…

Перейти

Закончилось чтение четырех частей покаянного канона прп. Андрея Критского. Полностью канон будет прочитан на утрени четверга пятой седмицы. В Михаило-Архангельском соборе чтение канона совершил митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин. Песнопения исполнял хор духовенства собора. После шестой песни Великого канона Андрея Критского поется кондак  “Душе моя…”, во время которого присутствующие в храме…

Перейти

Вечером 2 марта, в первый день Великого поста, во всех храмах Ижевской епархии за великим повечерием было совершено чтение первой части покаянного канона прп. Андрея Критского. Чтение канона продолжится во второй, третий и четвертый день поста. Также канон будет полностью прочитан утрени четверга пятой седмицы. По своему содержанию, канон направлен к тому,…

Перейти

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о