Святой нос мыс мурманская область: Мыс Святой Нос 🌟 Встреча двух морей

Содержание

Мыс Святой Нос 🌟 Встреча двух морей

Мыс Святой Нос издавна удивлял путешественников: причина этого кроется не только в уникальной форме полуострова, на которой он находится. Дело в том, что данный участок суши служит границей двух морей: Баренцево лежит по левую сторону мыса, а Белое — по правую. Но, несмотря на свое уникальное расположение, природная достопримечательность привлекает мало туристов.

27 января 2022

История происхождения и описание мыса Святой Нос

Происхождение Святого Носа до сих пор остается загадкой для отечественных и иностранных ученых, но существует ряд исторических воспоминаний о мысе, которые копились на протяжении нескольких столетий. Так, о нем упоминали еще норвежцы, жившие во времена Киевской Руси: называли они данную местность Вегестад, что переводится как Путевая скала. Действительно, полуостров служил ориентиром для всех мореплавателей.

До сих пор сохранились карты 14 века Западной Европы, где достопримечательность Кольского полуострова обозначена как Терский нос или Терский мыс. К сожалению, происхождение данного названия утрачено, но многие исторические документы подтверждают быструю его распространенность по всей местности. К примеру, уже к середине 15 века территория всего полуострова нарекалась Терской.

Видимо, русским такое название пришлось не по душе, так как с 1495 года мыс переименован в Святой нос. Первым об этом упоминает дьяк Григорий Истома, который путешествовал в этих краях. Он писал, что местность имеет форму носа и состоит из множества скал, которые входят в море. Под одной из них есть пещера: каждые шесть часов туда входит вода и с сильным шумом извергает ее назад.

Еще в Древние времена была замечена повышенная опасность данного места. К примеру, норвежцам, берущим путь к Руси, нужно было возле мыса круто повернуть судно, что для многих оборачивалось трагедией. А тот же Истома упоминает, что водная пучина, вышедшая из пещеры, затягивает внутрь абсолютно все предметы, включая огромные корабли. Спастись не удается даже опытным мореплавателям.

Интересными являются и легенды о мысе Святой нос, в которые местные жители продолжают верить. Так, по одной из них на территории современной достопримечательности жила богиня, которой была подвластна морская стихия. Древние поморы представляли ее как молодую привлекательную женщину. Чтобы вызвать благосклонность высшей силы, ее нужно было задабривать. Кто же этого не делал — тонул.

Вторая история затрагивает имя преподобного Варлаама Керетского. Издавна местные воды содержали много червей: они проделывали дыры в кораблях, что грозило катастрофой для путешественников. Однажды вблизи мыса проплывал святой Варлаам: когда страшные существа набросились на его судно, преподобный чудным образом обезвредил их. С тех пор черви еще не потревожили ни одного корабля.

Как известно, Николай Чудотворец является покровителем моряков, поэтому после распространения христианства в Европе путешественники, проплывающие возле мыса, молили о помощи этого святого. Они просили, чтобы Николай облегчил им путь в местных водах, которые представляли опасность даже для самых опытных мореплавателей, а также спас их жизни во время крушения. С тех пор и называют данный участок суши Святым.

Мыс расположен на одноименном полуострове, длина которого равна 15 км, а ширина — не более 3 км. Максимальная высота одного из возвышений мыса колеблется в пределах 179 м. Вблизи мыса есть несколько озер и ручьев, самые известные из которых носят названия Долгий и Соколий. К Святому Носу прилегают губы Становая и Долгая, что относятся к Белому морю. Губа Лопское Становище принадлежит Святоносскому заливу.

Большая часть туристов, посещающая Святой Нос, мечтает увидеть старинный маяк, который был возведен еще в 1862 году. Он является единственным старейшим сооружением России и входит в список государственного реестра памятников истории и культуры. Маяк работает до сих пор, но в 2002 году его перевели в автоматический режим. Примечательно, что постройка не утратила своего первоначального вида.

Рекомендуется еще посетить на мысе метеостанцию, что действует с 1895 года. Она находится всего в 200 м от вышеупомянутого маяка. Хотя само здание не способно удивить, внутри посетители будут поражены. Уникальность станции состоит в том, что только здесь возможно фиксировать беломорские льды, входящие в Баренцево море. Эти данные являются особо ценными для арктической навигации.

Ранее вблизи природной достопримечательности находилась деревня Святоносская Сирена, где возникали мистические звуки, схожие с телефонными гудками. Как утверждается, сирену можно услышать за несколько миль от населенного пункта. Сейчас в деревне никто не живет: о былой жизни здесь говорят только пустые дома. Туристы любят побродить там и задерживаются на мысе ради этих гудков.

Еще одна причина посетить Святой Нос — это девственная природа, которая никогда не была тронута человеком. Здесь нет уникальных растений, которые занесены в Красную Книгу, но зато туристы имеют возможность насладиться уникальными видами. Чаще всего путешественники остаются здесь только ради того, чтобы насладиться закатом солнца. А если повезет, то удастся понаблюдать за животным миром, который здесь является разнообразным.

Как добраться до мыса Святой Нос

Чтобы попасть на мыс Святой нос, первым делом необходимо добраться до Мурманска. В зависимости от места проживания туристов, сделать это возможно автобусом, самолетом, поездом или на личном авто. От Мурманска туристы должны следовать к военному городку Островному. Примечательно, что он не связан какими-либо путями, поэтому нужно будет воспользоваться теплоходом «Клавдия Еланская», идущем по маршруту Мурманск-Островное.

Теплоход совершает только 4 рейса в месяц, поэтому нужно заранее спланировать свое путешествие. Путь занимает более 14 часов. Если не получилось застать водный транспорт, то возможно использование вертолета. Так как время нахождения в дороге значительно сокращается, то и стоимость использования такого варианта значительно дороже. Важно уточнить, что воздушный транспорт не имеет четкого графика.

Добравшись до Островного, туристы самостоятельно отправляются к мысу: в зависимости от выбранной дороги, максимальное расстояние равно не более 2 км. Пешая прогулка хороша тем, что позволяет посетителям ознакомиться с городом. Если же нет желания использовать этот вариант, то можно попросить местного жителя за символическую плату доставить к точке назначения на личной лодке.

Когда лучше посетить мыс Святой Нос

Март и апрель — это самое удачное время для посещения мыса. Дело в том, что эти месяцы являются самыми солнечными. Если туристы любят кататься на лыжах, то данный период хорош еще и тем, что отличается наибольшей высотой снежного покрова. Но отдых в марте и апреле может омрачиться метелями и снегопадами. Как правило, температура зимой и весной здесь колеблется между -7 и -14 градусами.

Летом лучше всего посещать Святой Нос в июне и августе, когда насчитывается наибольшее количество солнечных дней. Воздух здесь прогревается до максимальной отметки +13 градусов, что стоит учитывать перед путешествием. Туристы в данный сезон имеют больше возможностей для исследования как мыса, так и близлежащей территории. Например, в летнюю пору организовывают туры, которые длятся несколько дней.

Что нужно знать туристу при посещении мыса Святой Нос

Так как местность является пограничной зоной, чтобы попасть на Святой Нос, иностранцам и жителям РФ необходимо получить специальный пропуск, действие которого длится 30 и 15 дней соответственно. Отправить запрос на его получение можно как через собеседование с сотрудниками ФСБ, так и на ресурсе Gosuslugi.ru. На жителей Калининградской области это правило не распространяется.

Если планируется поездка с детьми, то не стоит посещать прибережную зону Баренцевого моря: причина этого кроется в крутых скалистых берегах. Высота обрывов здесь превышает 100 м. Что касается Белого моря, то оно идеально подходит для семейного времяпровождения, поскольку берег здесь ступенчатый и очень низкий, а возможность поскользнуться и травмироваться практически равна нулю.

Нужно учесть тот фактор, что не на всей территории полуострова Святой Нос разрешено проводить фото- и видеосъемку. Так, на пристани в Гремихе и Еланской можно получить за это не только замечание, но и штраф, если просьбу проигнорировать. Связано это с той же пограничной зоной. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно следить за знаками. Что касается самого мыса, то на него данный запрет не распространяется.

Что еще посмотреть в окрестностях мыса Святой Нос

На Кольском полуострове есть Кузоменьские пески: они привлекают туристов из-за своего красноватого оттенка. Если смотреть на самую северную пустыню мира с небольшого расстояния, то можно подумать, что вместо песков — кровь. Лучше всего добираться к данной достопримечательности на квадроцикле, так как хорошо проложенной дороги к ним нет. Посетить пустыню лучше всего в летний период.

В деревне Варзуга стоит обратить внимание на Успенскую церковь, которая была сооружена в 17 веке. Несмотря на то, что для ее постройки использовалось только дерево, религиозное сооружение идеально сохранилось до наших дней. Местные жители уверяют, что в процессе строения гвозди не задействовали: действительно, следов от них просто нет, а все планки соединены чудесным образом.

Если посетить деревню Тетрино, расположенную недалеко от реки Стрельны, то можно увидеть диких якутских лошадей. Они были привезены сюда в 80-х годах прошлого века и отлично освоились на новой территории, разделившись на три стада. Так, они не боятся людей и разрешают себя даже потрогать в обмен на лакомство. Сама же река отличается скалистым берегом из красного мрамора и мощным водопадом.

Мыс Святой Нос смело называют уникальным творением природы, ведь мало где предоставляется возможность увидеть границу двух морей и нетронутую человеком уникальную природу. Данная территория, несомненно, вызывает интерес не только у ученых, но и обычных людей. Об этом говорит медленное, но уверенное развитие туризма. Несмотря на отсутствие пути к мысу и туристических баз с удобствами, его стоит посетить хоть один раз.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также

  • #Достопримечательности Мурманской области
  • #Интересные места Мурманской области
  • #Красивые места Мурманской области
  • #Лучшие места Мурманской области
  • #Мысы
  • #Мысы России

Share

0

На мысе Святой Нос появился памятник федерального значения

Между двух морей

Приказом Министерства культуры РФ действующий по сей день маяк, построенный в 1862 году на мысе Святой Нос, включен в единый государственный реестр памятников истории и культуры федерального значения. Это один из старейших действующих маяков севера России. Его огонь видят мореплаватели сразу двух морей — Белого и Баренцева.

— Святоносский маяк — это постепенно сужающаяся кверху башня высотой 22 метра, оборудованная солнечной энергетической установкой и светооптическим аппаратом, — рассказывает Александр Обоимов, который побывал там, будучи молодым лейтенантом-метеорологом, выпускником военного училища. — Таких форм маяка мне еще не приходилось видеть. Этакая Эйфелева деревянная башня с северным русским колоритом.

Скалистый мыс Святой Нос — удивительное место на восточном побережье Кольского полуострова, которое напоминает исполинский коготь невиданного зверя. Он разделяет Терский и Мурманский берега, вдаваясь в воду примерно на 15 километров между Баренцевым и Белым морями, и служит естественной границей между ними. Здесь, у самой северной точки мыса, идущий со стороны Мурманска Гольфстрим сталкивается с сильным течением, вызванным приливами-отливами в «бутылочном горлышке» Белого моря. Это порождает уникальное явление — стоячие волны сулой, напоминающие огромные валы воды высотой до пяти метров.

С древних времен здесь пролегал один из морских путей русских поморов — на Шпицберген, или, как называли его в старину, Грумант. Поморы не любили это место, опасное прихотливыми морскими течениями, свирепыми штормами и неровными глубинами с отмелями. Именно поэтому тут появился маяк — он был необходим для безопасности торговых судов, входящих в Белое море.

В 2002 году маяк перевели в автоматический режим. Последним его смотрителем был Михаил Горбунов, проработавший на нем около 35 лет.

Трудная жизнь метеорологов

Есть на Святом Носе и еще одна достопримечательность — метеостанция, расположенная в 200 метрах от маяка. Она была открыта 1 ноября 1895 года. Благодаря трудившимся здесь святоносским метеорологам накоплен уникальный научный материал. Особенную ценность представляют наблюдения за ветром, волнением моря и ледовой обстановкой на подходах к горлу Белого моря. Это единственная метеостанция, позволяющая фиксировать вынос беломорских льдов в Баренцево море.

Добраться к Святоносскому маяку зимой можно только на снегоходе, а летом — по морю

— Я проработала на святоносской метеостанции 10 месяцев с 2001 года, попав туда по распределению из Новосибирска, — рассказала корреспонденту «РГ» жительница Мурманска Александра Истомина. — У нас целая метеорологическая династия сложилась — моя мама тоже метеоролог, трудилась на Дальнем Востоке. И родила она меня там же, на метеостанции, где работала.

Святой Нос — место красивое, но не менее суровое, чем Дальний Восток. Леса там нет, на скалах растет лишь редкий кустарник. В домике метеостанции не было ни электричества, ни водопровода. Зимой приходилось топить снег, а летом брать воду из небольших озер. Добраться туда по суше можно лишь зимой на снегоходе, а летом — по морю.

Причала на Святом Носе нет, и во время долгих штормов к нему не может пришвартоваться ни одна шлюпка. Катер с продуктами, почтой и прочими необходимыми вещами порой приходилось ждать по полтора-два месяца. Прибывшая сюда 18-летняя Александра не умела ни печь хлеб, ни рубить дрова. Впрочем, искусству выживания на Крайнем Севере она быстро научилась и подружилась с работниками маяка, которых в то время там было пятеро — две женщины и трое мужчин.

— Смотрителя Михаила Ивановича хорошо помню, он пользовался большим уважением и всегда жалел молодых девчонок, приезжающих сюда работать, — добавляет Александра. — Работники маяка нам помогали, делились продуктами и периодически даже подключали нам электричество, потому что в «маячном городке» оно было. У них был видеомагнитофон, они показывали нам видео о том, как на Святой Нос приходят оленьи стада и пасутся здесь. Там я испытала порывы самого сильного ветра в своей жизни — 43 метра в секунду, он буквально поднимал нас в воздух. Нам, маленьким и худеньким, руководитель строго-настрого запрещал в такую погоду выходить на улицу. А если все же приходилось это делать, советовал класть в карманы телогрейки для тяжести фонарь с аккумулятором.

«Закрою глаза — вижу маяк»

Метеорологи освещали свое жилище коптилками из солярки. Чаще всего электроэнергии на метеостанции не было, поэтому развлечений было очень немного: ни телевизора, ни радио, так что приходилось включать фантазию. Неподалеку от станции есть озеро, зимой ветром со льда сдувало снег. В ветреные дни девушки вставали на лед, разводили в стороны руки, и ветер носил их по льду, словно на парусах. А летом они делали плоты из 200-литровых стальных бочек и катались на них по озеру. Там же на Святом Носу располагалась войсковая часть, и еще одним развлечением были разговоры с солдатами-призывниками по полевому телефону. Иногда они давали девушкам магнитофон и кассеты, послушать музыку…

— Впрочем, все это тогда воспринималось как романтика, — заключает Александра. — Сейчас, наверное, я бы ни за что не поехала туда работать. А тогда, в юности, нас не пугали никакие трудности.

Сегодня Святой Нос стал местом паломничества наиболее смелых любителей зимних снегоходных путешествий. Попасть сюда — словно оказаться на другой планете, где мерно и мощно дышит студеное море, где по-другому течет время, а люди особенно гостеприимны и душевны. «Впечатлило так, что все из рук валится и на работе, и дома. Ни о чем думать не могу. Закрою глаза и опять вижу снег, тундру, маяк, ребят наших. Надо быстрее снова куда-то ехать!» — так делятся друг с другом те, кто побывал на Святом Носу. Они знают, как цепляет за сердце этот гранитный край земли.

Кстати

Любопытно, что долгое время смотрителем маяка был слепой человек. С 1896 по 1917 год Святоносским маяком руководил Евлампий Багрецов. В 1905 году он получил травму, из-за которой начал терять зрение. Хотел бросить службу, но начальство уговорило его остаться, так как замену опытному смотрителю найти было очень сложно. Нашлись завистники, которые слали в Петербург доносы: мол, слепой смотритель не справляется со службой на маяке.

Для проверки в 1913 году на Святой Нос прибыл контр-адмирал Бухтеев. Он внимательно изучил ситуацию на маяке и написал в своем отчете: «Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу, как свой организм. Ему заметны любые сбои, любой непорядок, ему хорошо помогают жена и помощник. Полагал бы справедливым, чтобы он был представлен к очередной награде». После этого Евлампий Павлович проработал на маяке еще четыре года и в 1917 году передал пост своему сыну.

Все страницы — Юнионпедия

Все страницы — Юнионпедия

Новый! Скачать Юнионпедия на вашем Android™ устройстве!

Свободно

Более быстрый доступ, чем браузер!

Все страницы · Предыдущая (Святошенко Леонид Степанович) · Следующий (Святой Герасим)

Из:

Святой Нос (посёлок) Святой Нос (полуостров в Бурятии) Святой Нос (полуостров)
Святой Нос (полуостров, Бурятия) Святой Нос (Бурятия) Святой Норберт
Святой Руфин Святой Руперт Святой Радбод
Святой Раймунд Святой Росендо Святой Рох
Святой Роберт Святой Ромуальд Святой Роман
Святой Реми Святой Ремигий Святой Станислав
Святой Стефан Святой Степан (город) Святой Сатурнин
Святой Саркис Святой Саак Святой Саак I
Святой Саак I (Партев) Святой Саак Партев Святой Сава
Святой Савва Святой Савва II Святой Свет
Святой Сидней Святой Сильван Святой Симон Кожевник
Святой Симон Дубильщик Святой Симеон Кожевник Святой Симеон Дубильщик
Святой Славик Святой Спиридон Святой Серафим
Святой Серваций Святой Сергий Святой Сергий (линейный корабль, 1747)
Святой Себастьян Святой Себастьян (Рафаэль) Святой Себастьян (картина Перуджино)
Святой Север Святой Северин Святой Сенан
Святой Трифон Святой Трофим Святой Трофим, Апостол от Семидесяти
Святой Тит Святой Тимофей Святой Торлак
Святой Террор Святой Тернан Святой Телемах
Святой Теодор Святой Урсицин Святой Фурса
Святой Фурса Благочестивый Святой Фурсей Благочестивый Святой Фёдор
Святой Фрукт Святой Франциск Святой Франциск (сейба)
Святой Франциск (дерево) Святой Франциск Ксавьер Святой Франциск Сальский
Святой Фронт Святой Фредерик Святой Филиберт
Святой Филипп Святой Финтан Святой Флориан
Святой Флорентий Святой Фотий Святой Фортунат
Святой Фома Святой Фома (значения) Святой Фома (остров)
Святой Фергус Святой Фернандо Святой Феодул
Святой Хуан де ла Крус Святой Хуберт Святой Хунгер
Святой Христофор Святой Христофор (картина Босха) Святой Христофор (картина)
Святой Христофор (премия) Святой Хрисогон Святой Харлампий
Святой Хельер Святой Хелиер Святой Хенрик
Святой Цербоний Святой Эскиль Святой Этельберт
Святой Эразм Святой Эрик Святой Эрменгол
Святой Эварест Святой Эгидий
Святой Эдмунд
Святой Эльм Святой Элигий Святой Элпидий
Святой Эметерий Святой Эмерик Святой Юлиан Гостеприимный
Святой Яцек Святой Яго Святой Яков
Святой Януарий Святой апостол Павел Святой апостол Фома
Святой великомученик Пантелеимон Целитель Святой великомученик Фанурий Родосский Святой грааль
Святой грааль (почтовая марка) Святой дух Святой дворец
Святой дом Святой источник Святой источник (значения)
Святой из Форт-Вашингтона Святой из Форта Вашингтон Святой из Форта Вашингтон (фильм)
Святой из Беаса Святой минимализм Святой праведный Алексий Московский
Святой праведный Николай Планас Святой праведный Иоанн Кормянский
Святой престол
Святой препуций Святой последних дней Святой последнего дня
Святой покровитель Святой Мэл Святой Мурдок
Святой Мунго Святой Матфей Святой Матфей (Микеланджело)
Святой Матфей и ангел Святой Матфей и ангел (картина Гвидо Рени) Святой Матвей (фрегат)
Святой Мартин Святой Мартин Турский Святой Мартин и нищие
Святой Марциал Святой Мариан Святой Марии Магдалины де Пацци (кладбище)
Святой Марин Святой Марино Святой Марк
Святой Марк (картина Халса) Святой Марк (картина Хальса) Святой Маркеллин
Святой Марон Святой Мавр Святой Маврикий
Святой Магн Святой Максим Святой Максим Горлицкий
Святой Максимиан Святой Максимин Святой Малахия
Святой Мало Святой Мамант Святой Михаил
Святой Михаил (значения) Святой Михаил (линейный корабль, 1798) Святой Михаил Архангел
Святой Мириан Святой Мигель Святой Мильян
Святой Модан Святой Модест Святой Молуа
Святой Месроп Маштоц Святой Мефодий Святой Меркурий
Святой Меркурий Смоленский Святой Меморий Святой Исаакий (линейный корабль, 1740)
Святой Исакий (линейный корабль, 1740) Святой Исидор Святой Иуда
Святой Иуда (ураган) Святой Иуда (значения) Святой Иулиан
Святой Иштван Святой Иаков Святой Ианнуарий
Святой Ив Святой Иван (остров) Святой Иво
Святой Илья Святой Илья (фрегат, 1703) Святой Илия
Святой Илларион Святой Имре Святой Иосиф
Святой Иосиф (значения) Святой Иорген Святой Иоахим
Святой Иоаким Святой Иоанн Святой Иоанн Креста
Святой Иоанн Креститель Святой Иоанн Креститель (линейный корабль, 1770) Святой Иоанн Креститель в пустыне (картина Босха)
Святой Иоанн Крестный Святой Иоанн Постник Святой Иоанн Архиепископ Готфский
Святой Иоанн Авильский Святой Иоанн на Патмосе (картина Босха) Святой Иоанн Милостивый
Святой Иоанн Златоуст (линейный корабль, 1749) Святой Иоанн Боско Святой Ипполит
Святой Иероним Святой Иероним (картина Кранаха) Святой Иероним (картина Бассано)
Святой Иероним (картина Леонардо да Винчи) Святой Иероним (Леонардо да Винчи) Святой Иероним с донатором Джироламо Амади
Святой Иероним в келье Святой Иероним в келье (гравюра Дюрера) Святой Иероним в келье (картина Антонелло да Мессины)
Святой Иероним в келье (Дюрер) Святой Иероним за молитвой (картина Босха) Святой Жирята
Святой Жидята Святой Жиль Святой Жером
Святой Зигфрид Святой Зигфрид Шведский Святой Брендан
Святой Бавон Святой Благоверный князь Олег Брянский Святой Борис
Святой Бонавентура Святой Бонифаций Святой Беуно
Святой Бехнам Святой Бернард из Ментона Святой Бернардин
Святой Бенно Святой Бенедикт Святой Вячеслав
Святой Вртанес Святой Вацлав Святой Варфоломей
Святой Вадим Святой Вальтеоф Святой Валентин
Святой Вандриль Святой Вит Святой Витт
Святой Виталий Святой Виргилий Святой Виро
Святой Виктор Святой Викторий Святой Викентий
Святой Винсент Святой Винсент (фильм) Святой Винсент Сарагосский
Святой Влас Святой Власий Святой Владислав
Святой Владимир Святой Владимир (линейный корабль) Святой Владимир (линейный корабль, 1787)
Святой Войтех Святой Вер Святой Вертеп
Святой Великомученик Пантелеймон (линейный корабль, 1772) Святой Великомученик Исидор (линейный корабль, 1772) Святой Венцеслав
Святой Губерт Святой Грааль Святой Грааль в современной культуре
Святой Григорис Святой Григорий I (Микеланджело) Святой Григорий Просветитель
Святой Гроб Святой Галл Святой Гвидо
Святой Гвеноле Святой Гиацинт Святой Глеб
Святой Готтард Святой Годегард Святой Гозлен
Святой Гомобон Святой Гомобон Тучинго Кремонский Святой Гонорат

Вытеснить британский самолет-разведчик: российский генерал раскрыл события в Мурманской области

Политика 6212

Поделиться

По сообщению Минобороны РФ, самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании нарушил российскую государственную границу в районе мыса Святой Нос в Мурманской области. На его перехват был поднят истребитель МиГ-31БМ, который вытеснил британский самолет-разведчик за пределы территории России. О том, какую цель мог преследовать RC-135, рассказал «МК» заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор в отставке Владимир Попов, который в свое время возглавлял Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ.

МиГ-31б. Фото: MIL.RU

— Что касается северных морей, там есть исключительная экономическая зона — район, который относится к ведению того или иного государства, — говорит Владимир Попов. — Он прилегает к территориальным водам — 12-мильной зоне (22,2 км). А исключительная экономическая зона достаточно большая — 200 морских миль (370,4 км). Суверенное государство имеет там особые права в отношении разведки и использования морских ресурсов, ведет рыбный промысел, добычу полезных ископаемых, проводит морские научные исследования. Когда мы входим в воды исключительной экономической зоны — предупреждаем об этом береговое государство и называем цели, например, мониторинг окружающей среды. В этом случае никаких эксцессов быть не должно.

До 2014 года в органах контроля использования воздушного пространства сопредельных государств у нас были свои представители. Например, говоря о Балтике, мы напрямую разговаривали с норвежцами, с поляками. Была прямая связь. Летит самолет — мы говорим: «Наш пошел по задаче такой-то, выходит из территориальных вод». Все об этом знали, контроль осуществляли мельком, чтобы не было нарушения воздушного пространства.

На сегодняшний день этого нет. На Западе считают, что российские истребители действуют очень жестко, небезопасно. А все потому, что они вошли в нашу зону. Мы их сопровождаем, показываем, что видим их, идентифицируем…

Генерал-майор обращает внимание на то, что было немало случаев, когда у самолета отказывала навигация и ему нужна была помощь.

— Он шел и не знал куда. И когда приходил самолет сопровождения, он выходит с ним на связь. Или показывал жестами, что он «глухой» и «слепой» — с навигацией что-то случилось. Его заводили на аэродром посадки, и после разбирательств он возвращался на аэродром базирования.

Владимир Александрович вспоминает, как в сентябре 2005 года, во время планового перелета из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области, у нашего истребителя Су-27 над Балтийским морем отказала навигационная система. Пилот сообщил на землю, что не может сориентироваться над морем. Уже почти без горючего истребитель оказался в воздушном пространстве Литвы. Когда у самолета кончилось топливо, он рухнул на землю, пилоту, майору Валерию Троянову, к счастью, удалось катапультироваться. Он приземлился в 55 километрах от Каунаса.

— В данном случае скорее всего был полет с целью совершения провокации. Когда самолет находится на удалении 15–20 километров от государственной границы, рядом с нарушителем воздушного пространства уже должен находиться истребитель — с целью безопасности. В данном случае самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании, как говорит молодежь, решил взять нас «на слабо», чтобы проверить, работает ли наша система ПВО. Потому что в следующий раз туда может прийти уже боевой самолет…

По мнению генерал-майора, британцы таким образом изучали нашу систему ПВО.

— У нас система ПВО не вся ежедневно работает в обычном режиме. А вот когда появляется условный противник — включаются радиостанции, ведутся переговоры. Они все это фиксируют. Стараются как можно больше набрать информации. Для того чтобы потом, в период обострения, знать, что такие средства есть, и оказывать на них воздействие. Что греха таить, то же самое выполняем и мы. Главное — чтобы не нарушать суверенное воздушное пространство сопредельного государства, не создавать конфликтную ситуацию.

— Что стоит за термином «вытеснить самолет»?

— Истребитель оказывается рядом с самолетом-нарушителем. Идет с ним параллельным курсом, показывает пилоту, что он подошел близко к государственной границе. Если он не понимает и продолжает движение, тогда истребитель делает в его сторону кивок или клевок и возвращается на исходную позицию. Если он опять не реагирует — истребитель пересекает ему курс, заходит в хвост, проводит атаку, может быть, идет над ним.

Владимир Александрович вспоминает, как в свое время около Мурманска, в районе Североморска, летчик Су-27 открыл клапан сброса топлива и облил патрульный самолет-разведчик P-3 Orion НАТО.

— Orion мог, конечно, загореться, на него было распылено топливо. Поднялся шум, но зато они сразу ушли из района, где проводились наши учения. Мы же заранее объявили, когда будут проходить учения, закрыли зону. А они решили отследить, какие пуски проводятся, какая техника ходит, какие задействованы корабли. И чуть не поплатились.

— Самолет-нарушитель могли уничтожить?

— В послевоенный период, как правило, как только самолет подходил к нашей государственной границе и нарушал ее, мы работали на поражение. Не разбирались — гражданский это самолет или военный. Таких случаев было немало. Били по двигателям, они отказывали. Подобное случилось с самолетом японских авиалиний, который удачно сел на лед где-то в Карелии. Потом его эвакуировали.

Приводит генерал-майор пример и с самолетом Boeing 747 авиакомпании Korean Air Lines, который выполнял рейс Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул. Должен был лететь над нейтральными водами Тихого океана, но отклонился от курса более чем на 500 километров, вошел в закрытое воздушное пространство СССР. Прошел ряд военных объектов над Камчаткой, над островом Сахалин, где 1 сентября 1983 года был перехвачен, а затем сбит истребителем Су-15ТМ ВВС СССР.

— Это тоже была провокация, по этому делу до сих пор не открыты все документы. Наша сторона пришла к выводу, что это был разведывательный полет с целью провокации или получения информации. Было зафиксировано, что рядом летали самолеты-разведчики НАТО, работали спутники. Там была организована комплексная разведывательная операция. По моему мнению, в самолете не было пассажиров. Водолазы потом находили паспорта, сложенные стопкой и перевязанные бечевкой. Большого количества трупов обнаружить не удалось. На борту был только экипаж.

Как говорит Владимир Александрович, в период с конца 80-х и в 90-е годы, когда российская сторона и НАТО плотно взаимодействовали, такие случаи были полностью исключены.

— А в советское время стреляли ночью трассирующими снарядами вдоль полета самолета, отрезая его от нашей государственной границы. И пуски ракет были — для того чтобы они поняли всю серьезность намерений.

Вспомнил Владимир Попов и первый таран на сверхзвуковом самолете. Это случилось 28 ноября 1973-го в небе над советско-иранской границей, в районе Муганской долины в Азербайджане. Иранский F-4 «Фантом» был не просто «заблудившимся» истребителем, а самолетом-шпионом, на котором вместо носового обтекателя был размещен специальный разведывательный модуль с четырьмя фотоаппаратами.

— F-4 пересек государственную границу, глубоко зашел на нашу территорию. На самолете были полковник ВВС США Джон Сондерс в качестве инструктора и иранский пилот, майор Мохаммад Шокуния. Они выполняли задачу ЦРУ. На перехват им поднялся МиГ-21СМ с капитаном Елисеевым. Там были облака, плохая погода, он вынужден был их на истребителе догонять, предупреждать. А с МиГ-21 тогда только что сняли авиационные пушки. У капитана Елисеева было две ракеты. Одну он пустил в качестве предупреждения, вдоль курса полета самолета, а вторую — уже на поражение. Но F-4 постоянно маневрировал, и ракета в него не попала. Елисеев был вынужден таранить «Фантом» ударами снизу. Экипаж иранского самолета-разведчика катапультировался, был задержан пограничниками. Капитан Елисеев сбил «Фантом», а сам погиб. Посмертно потом ему присвоили звание Героя Советского Союза…

Генерал-лейтенант рассказывает также о случаях, когда наши летчики цепляли крылом хвостовое оперение самолетов НАТО и килем — винт двигателя. И они ретировались.

— А потом кричали, как некорректно поступают наши самолеты-перехватчики. Ну не лезьте к нам! Тут, как говорится, или мы их, или они нас. Экипаж знал, на что шел, вовремя отступал, а политики потом продолжали строить свои игры.

Подписаться

Авторы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.