Третье ущелье абхазия: Третье ущелье Шлыпра

Пицунда, три ущелья. Видовая прогулка от Монаха до Шлыпры

Пицунда, три ущелья. Видовая прогулка от Монаха до Шлыпры

От того места, где заканчивается восточная сторона мыса Пицунда, и где в советское время был рыбзавод, в сторону Мюссеры тянется потрясающей красоты побережье, разделённое несколькими неширокими ущельями. Основная особенность этой местности в том, что на протяжении десяти километров узкая прибрежная галечная полоса, местами и вовсе заливаемая прибоем, отделена от больших дорог Мюссерскими холмами. Поэтому пробраться в эту природную галерею можно по большей части только с двух противоположных её концов.

Раньше пицундские ущелья именовали незамысловато: первое, второе, третье — как блюда в комплексном обеде. Кому-то такое отношение к райским пейзажам здешних мест, видимо, показалось оскорбительным, к тому же, хотя ущелья и располагаются друг от друга на расстоянии не более одного — трёх километров, по своему облику они совершенно различны. И вот теперь у каждого из них есть своё название.

Открытка издательства

«Правда», 1987 г.


Дорога от Рыбзавода к ущельям. Фото А. И. Клюева, 1986 г.


Дорога от Рыбзавода к ущельям
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Дорога от Рыбзавода к ущельям
Фото В. Панова, 1976 г.

Дорога от Рыбзавода к ущельям
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Первое — Монашеское ущелье, наиболее обжитое, всегда славилось недорогим частным сектором и возможностью приблизиться к дикой природе, получая, тем не менее, какие-то минимальные удобства. Правда, в последние годы и сюда проник добротный отельный бизнес.

Виды Первого ущелья. Фото 2016 — 2018 г. г.

Второе ущелье теперь называют Золотой бухтой, видимо по наименованию возродившейся с советских времён базы отдыха.

Правда, тогда она называлась гораздо менее пафосно – оздоровительный лагерь «Молодёжный». Он принадлежал ЦАГИ. Рядом размещались ещё четыре лагеря, самые известные из которых — студенческая база отдыха «Солнечный» от МГУ и «Металлург» от МИСиС. Между тем, здешняя небольшая речушка Ряпш, выходящая из ущелья и разрезающая пляж пополам, обозначена на всех старых картах XIX века.




Вид на Второе ущелье с восточной стороны

Вид на Второе ущелье с западной стороны
Фото из архива Светланы Дубовцевой (Андрущенко), 1963 г.

Виды Второго ущелья. Фото 2016 — 2018 г. г.

Пансионат «Солнечный МГУ» Фото 2016 г.

База отдыха «Золотая бухта»,
бывший оздоровительный лагерь «Молодёжный» ЦАГИ. Фото 2016 г.

Руины бывшего лагеря «Алмаз». Фото 2016 г.

Пляж у базы отдыха МГУ, 1981 г.



Привал на пляже Второго ущелья
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Домики типа «бочка» в оздоровительном лагере ЦАГИ 1968 — 1970 г.г.

Праздник Нептуна на пляже Второго ущелья

От рыбзавода вдоль пицундского побережья ходили всегда, сколько помню эти места. Бывало, сидишь на песчаном пляже Второго ущелья (раньше отдыхающих там было столько, что после позднего завтрака места уже были в дефиците), так вот сидишь в тесноте, в карты с друзьями, к примеру, играешь, а через тебя проходит плотный трафик ходоков — кто по одиночке, кто парочкой, а нередко целой компанией.



Вид на Второе ущелье
с западной стороны
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Вид на Второе ущелье с восточной стороны
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Побережная тропа к Третьему ущелью
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Виды побережной тропы к Третьему ущелью. Фото 2016 — 2018 г. г.

В основном ходили налегке — прогуляться до пещеры, но некоторые шли с рюкзаками и палаткам, чтобы остаться в Третьем ущелье. Оно самое маленькое и уединённое — пристанище робинзонов. Сами отшельники привычно называют его островом, потому что добраться туда можно только морем, либо через пещеру.

Через пещеру к Третьему ущелью. Фото 2018 г.



Палаточный лагерь в Третьем ущелье
Фото Михаила Ладина, 1982 г.

На пляже в Третьем ущелье
Фото А. В. Сергеева, 1985 г.

На пляже в Третьем ущелье.

Цивилизация, конечно, добралась и до этих мест: современные «дикари» «острова» Шлыпра платят небольшую сумму за организацию и поддержание порядка и даже могут получить пансион в небольшом стилизованном кафе.

Виды Третьего ущелья. Фото 2016 — 2018 г. г.

В советские времена дальше Третьего пройти было можно, но за последним выступом перед входом в Четвёртое, Мюссерское, ущелье неминуемо предстояла встреча с охраной внешнего периметра госдачи. Сейчас сквозной проход многим удаётся, но не всегда, как повезёт — охраняемый объект-то никуда не делся, но охрана уж не та.



Вид на Четвёртое ущелье
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Вид на Четвёртое ущелье
Фото В. Сокирко, 1986 г.

Вид на Четвёртое ущелье
Фото А. В. Сергеева, 1985 г.

Сам я не раз путешествовал по живописному маршруту, каждый раз восторгаясь роскошными пейзажами и вспоминая наш первый поход к пещере. Тогда, в 1986-м году, нас повёл туда мой товарищ, с которым мы отдыхали в «Молодёжном» и который где-то на пляже узнал о местной достопримечательности из случайного разговора.

Нам было по пятнадцать лет, и в тот же день, после обеда, со спонтанной лёгкостью удалось собрать компанию из семи человек для «экспедиции». Не сказать, что отправились неподготовленными: девчонки взяли корзину с яблоками и плед, а мы раздобыли верёвку, свечи и аккумуляторный фонарик. Несмотря на то, что о местонахождении пещеры знал только один из нас, и то со слов, мы уверенно прошли по полуденной жаре до Третьего ущелья, ища на высоте вход и периодически уворачиваясь от осыпающихся с отвесного склона камней. И в тот момент когда некоторые из нас, думая, что мы пропустили пещеру, уже начали агитировать вернуться, за очередным выступом, на другом конце пологой полубухты, мы заметили чернеющую дыру. Не было сомнений, что это она! Следующей проблемой, оказавшейся для одной из девушек непреодолимой, стал подъём на пятиметровую высоту по ржавой и болтающейся металлической лестнице.

Эта девушка благополучно пробралась к Третьему ущелью понизу, через море, а остальные вскарабкались на небольшой карниз и прошли сквозь гору.

Когда, после полуторочасового пути по безлюдным пляжам, мы вылезли из пещеры на другом её конце, я никак не ожидал увидеть столько палаток, людей и костров. Это был какой-то людской улей. В лесу, на полянках, на самом пляже — множество разноуровневых тропинок с вылезающими из земли корнями громадных сосен. Солнечные лучи рассеиваются кронами и прыгают зайчиками по плотно утоптанным тропинкам. Прохлада! Причём, как и полагается обитателям улья, люди были такие же деловитые и дружелюбные. Мы там провели минут двадцать, но успели подружиться с парнем и его сестрой, которые нас чем-то угощали и потом пошли провожать через пещеру: у них был фонарик, которого у нас уже не было, а факелы наши прогорели.

С тех пор я ещё трижды за свою жизнь был в этой пещере и каждый раз тщетно пытался объяснить для себя её происхождение. Судя по периодически возникающим обсуждениям на различных форумах и в соцсетях, к этому вопросу неравнодушны многие, кто там побывал.

И вот в начале прошлого года всё разъяснилось и встало на свои места, а мои предположения, которые казались наиболее логичными, за один вечер рассыпались в пух и прах. Разоблачению мифов о Шлыпринской пещере я посвящаю вторую часть этой главы.

Несуществующая страница

Несуществующая страница

 

Скорее всего, эта страница сейчас с другим названием

 

 

Вы можете выбрать раздел, наиболее близкий по Вашему запросу, и уже там найти нужную информацию. ..

 

Если Вы не совсем понимаете, куда попали, и что это за студия такая, нажмите ссылку «О студии», она внизу. Либо смотрите «Карту сайта».

 

 

 

 

О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта Студия на ютубе
jpg»>

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Грузия: Абхазия и Южная Осетия

Конфликты, связанные с двумя сепаратистскими регионами Грузии – Абхазией и Южной Осетией – берут свое начало в советской и досоветской политике на (Южном) Кавказе. Всего в Грузии проживает более 80 этнических групп, самыми крупными и политически наиболее значимыми из которых являются грузины, армяне, русские, абхазы и южные осетины (Cornell 2001: 63). С 1988 г. Грузия пережила два насильственных этнических конфликта, а также короткую двухэтапную гражданскую войну (Cornell 2001: 75). Последний был между различными политическими фракциями, борющимися за контроль над грузинским государством, в то время как первые были, по сути, результатом все более агрессивного грузинского национализма во время и после умирающих дней Советского Союза. И Абхазия, и Южная Осетия пользовались существенной автономией на протяжении всего советского периода, и хотя население обоих регионов было этнически смешанным, так было до усиления грузинского национализма с конца XIX века.В 80-х годах возникла напряженность. Националистическое движение в Грузии еще более радикализировалось после того, как советские войска подавили демонстрацию в апреле 1989 года. Призывы к независимости, юридическое провозглашение грузинского языка единственным официальным языком в августе 1989 года, референдум о независимости Грузии и последующее избрание лидера националистов Звиада Гамсахурдия. в мае 1991 года представляют собой фон, на котором эта напряженность переросла в полномасштабный насильственный конфликт: абхазы и южные осетины хотели сохранить и остаться в составе Советского Союза, считая свое выживание в качестве этнокультурных сообществ, отличных от грузинского большинства, остро опасность в независимом грузинском государстве (Cohen 2002, Coppieters 1999, Веннманн, 2006 г. ). Южная Осетия  Южные осетины принадлежат к той же этнической группе, что и жители Северной Осетии (ныне автономная республика в составе России, которая считается коренной родиной осетин). Присутствие (южных) осетин в современной Грузии насчитывает всего несколько сотен лет (Cornell 2001: 96) и часто используется грузинскими националистами для оспаривания любых прав южных осетин на территорию, на которой они живут. В 1989 году южные осетины составляли немногим более двух третей населения своей автономной области, примерно 65 000 человек из 9 жителей.8000 (Корнелл 2001: 99). Однако в то время в других регионах Грузии было еще около 100 000 осетин. Напряженность нарастала в последние годы существования Советского Союза и первоначально переросла в полномасштабный конфликт в период с ноября 1989 г. по январь 1990 г. Спровоцированный «Маршем на Цхинвали», столицу Южной Осетии, в августе от 20 000 до 30 000 грузинских националистов, предположительно чтобы защитить грузинское население города, последовавшее за этим насилие привело к гибели шести человек и ранению еще 140 человек (Cornell 2001: 101). Впоследствии южные осетины не только бойкотировали политический процесс в Грузии, в том числе 19 сентября90 выборов, но и провозгласили независимость своего региона, в то время как грузины фактически упразднили автономию Южной Осетии, провозгласив Грузию независимым унитарным государством без внутренних границ. Первоначально Тбилиси ответил только экономической блокадой, но в 1991 году произошла значительная эскалация боевых действий, которая привела к оккупации грузинской столицей Южной Осетии Цхинвали. Несколько раз в марте, июне и сентябре Гамсахурдия, пытавшийся использовать Южную Осетию для укрепления своей власти в Грузии (Wennmann 2006: 14), не смог восстановить полный грузинский контроль над Южной Осетией перед лицом хорошо организованного , высокомотивированное и поддерживаемое Россией сопротивление. Конфликт затянулся еще на год, но с устранением Гамсахурдиа в декабре 1991 и согласия бывшего министра иностранных дел СССР Эдварда Шеварднадзе на пост президента Грузии в марте 1992 г. [1] потребовалось лишь одно окончательное поражение грузинских войск, чтобы проложить путь к заключенному при посредничестве ОБСЕ сочинскому соглашению от июня 1992 г., которое установило постоянное прекращение огня и военная зона отчуждения. За ним последовало развертывание Миссии наблюдателей ОБСЕ и миротворческих сил СНГ под руководством России, а также создание так называемой Совместной контрольной комиссии, призванной содействовать взаимодействию сторон на повседневной основе. Эта схема работала относительно хорошо во время президентства Эдварда Шеварднадзе, руководствуясь в первую очередь прагматическими соображениями, которые гарантировали выгоды для всех сторон в результате относительной стабильности, основанной на принятии статус-кво (ср. Lynch 2004). Приход Саакашвили к власти в 2003 году существенно изменил эту конфигурацию, поскольку новый президент в соответствии с ключевым предвыборным обещанием восстановил полный суверенитет на всей территории Грузии. Успех, достигнутый им во время правления в Аджарии в апреле 2004 года, придал смелости Саакашвили летом того же года перебраться в Южную Осетию под предлогом упразднения Эргнетского рынка. Хотя мало кто сомневается, что торговля на этом рынке была связана с контрабандой, он также предоставил одну из немногих возможностей для прямого взаимодействия между грузинами и югоосетинцами. Насилие во время и после закрытия рынка разрушило большую часть доверия, установившегося между обеими сторонами, и поставило под угрозу продолжавшиеся в то время мирные переговоры. На самом деле в начале августа насилие достигло таких масштабов, что между властями Грузии и Южной Осетии было достигнуто официальное соглашение о прекращении огня, которое было нарушено в течение нескольких дней. Насилие продолжалось большую часть лета, грузинские силы добились некоторых стратегических успехов, но в конечном итоге вывели свои вооруженные силы и согласовали с Южной Осетией в ноябре в Сочи очередной раунд официальных мер по демилитаризации. Тем не менее, события 2004 г. способствовали дальнейшей поляризации и радикализации всех сторон, увеличению частоты и интенсивности столкновений вдоль линии прекращения огня вплоть до полномасштабной войны в августе 2008 г. Конфликт в Южной Осетии привел к гибели около 1000 человек, 100 000 человек были вынуждены бежать, а домам и инфраструктуре был нанесен значительный ущерб (International Crisis Group 2004: 4). В дополнение к этническим грузинам и южным осетинам, уехавшим из региона в собственно Грузию и Северную Осетию, соответственно, очень большое количество южных осетин также было изгнано из своих домов в самой Грузии. В Южной Осетии сегрегация между двумя общинами значительно усилилась в результате конфликта, когда представители каждой этнической группы укрывались в районах, контролируемых «их» стороной. Абхазия  Исторически сталинский период был периодом преследований и уничтожения политической и культурной элиты абхазского населения в Грузии. Абхазия в этот период также испытала массовый приток грузин, в результате чего доля этнических абхазов среди постоянного населения снизилась примерно до одной трети с конца 1930-х до начала 1950-х годов, а к 1989 году она снизилась до менее 18%. огрузинизации продолжалось и после сталинских лет и вызвало несколько коротких вспышек насилия в 1957, 1967, 1978 и 1981 (Cornell 2001: 155ff. ) Возрождение грузинского национализма при первом лидере Грузии после обретения независимости Звиаде Гамсахурдиа не могло не рассматриваться как предвестник худших событий, которые грядут абхазы и привели их к заключению. что создание собственного государства было тем более необходимо для обеспечения их этнического выживания (International Crisis Group 2006: 3). После провозглашения Грузией независимости в 1991 году и одновременной отмены автономии Абхазии абхазы немедленно восстановили свои 1925 конституции, определяя ее как независимое государство, объединившееся с Грузией на основе специального союзного договора, и приступили к заявлению о своем желании покинуть Грузию и остаться в составе Советского Союза/Российской Федерации. Это быстро переросло в открытое насилие, когда грузинские силы захватили Гальский район в августе 1992 года и отрезали Абхазию от России. Однако предлогом терактов послужили якобы похищения грузин сторонниками Звиада Гамахурдиа, свергнутого в результате переворота 19 декабря. 91 года тремя грузинскими полевыми командирами, которые впоследствии попросили уроженца Грузии Шеварднадзе возглавить страну в этот трудный период. В результате наступления грузин абхазское руководство было вынуждено отступить из Сухуми, но тут же перегруппировалось и организовало партизанское сопротивление. При поддержке северокавказских, в частности чеченских, боевиков, а также при поддержке российской авиации (Сабанадзе 2002: 11) абхазы быстро отвоевали большую часть первоначально потерянной территории, а контроль Грузии сократился до Ходорского ущелья и Гали. Перемирие согласовывалось и нарушалось снова и снова до 19 мая.94 года, когда Московское соглашение установило постоянную линию прекращения огня с запретными военными зонами с обеих сторон. Параллельно Совет Безопасности ООН принял резолюцию 854 об учреждении Миссии наблюдателей ООН в Грузии (МООННГ). СНГ, в котором доминирует Россия, также направила в регион миротворческие силы. С тех пор нарушения были редки, хотя общая ситуация с безопасностью, особенно в Кодорском ущелье, удерживаемом Грузией районе Абхазии, резко ухудшилась в 1998, 2001, 2006 и 2008 годах, поставив обе стороны на грань новой войны. Всего в боях погибло около десяти тысяч человек; кроме того, около четверти миллиона грузин были перемещены из Абхазии (Alertnet 2007). Экономические и политические последствия войн Экономические и политические последствия войн в Южной Осетии и Абхазии и последующих спорадических вспышек насилия на протяжении полутора десятилетий после заключения соглашений о прекращении огня следует рассматривать в контексте более широких грузинских и региональных событий, особенно слабости грузинского государства и бурной смены власти во время «революции роз», нестабильности и насилия в кавказском регионе в целом, особенно в отношении Чечни, а также ухудшения грузино- Российские отношения. Экономический ущерб, причиненный насилием в Абхазии, оценивается в 11 миллиардов долларов (International Crisis Group 2006: 15), а восстановление экономики, если оно и было, было медленным и первоначально почти полностью зависело от России. Однако 19 январяВ 1996 году Россия согласилась на эмбарго СНГ против Абхазии в обмен на поддержку Грузии в первой чеченской войне. Это имело серьезные пагубные последствия для Абхазии. К 1999 году российско-грузинские отношения ухудшились, а с началом второй чеченской войны эмбарго СНГ рухнуло, и Россия перестала его обеспечивать. В последние несколько лет ЕС также предпринял более значительные политические и финансовые усилия, чтобы внести свой вклад в восстановление экономики региона. Кроме того, Абхазия находится в относительно привилегированном положении с точки зрения самообеспеченности продовольствием и электричеством (Cornell 2001: 181). Оживление туризма, особенно после 1999 и в контексте улучшения российско-абхазских отношений еще больше способствовало восстановлению экономики. Южная Осетия понесла такой же значительный ущерб во время войны, но у нее гораздо меньше возможностей для восстановления. Крайне бедный регион даже по грузинским меркам, до недавнего времени почти не было инвестиций в экономику. Программа экономической реабилитации, управляемая ОБСЕ и финансируемая ЕС, а также прямые российские пожертвования пока не продемонстрировали сколько-нибудь значительного воздействия. Более того, экономическая деятельность России в регионе, включая поставки энергоносителей и строительство газопроводов, была признана незаконной (International Crisis Group 2007: 23). Еще одним источником напряженности стала зависимость Южной Осетии от поставок воды из самой Грузии. В политическом плане еще до грузино-российской войны в августе 2008 года Южная Осетия и Абхазия превратились в де-факто государства, хотя и относительно слабые. Этот процесс, растянувшийся на последние полтора десятилетия, был обусловлен как личными политическими устремлениями, так и организованной преступной деятельностью. Прежде всего, он оставался политически, экономически и в военном отношении полностью зависимым от России, включая использование российского рубля почти во всех коммерческих и частных сделках. Жителям Абхазии и Южной Осетии разрешили получить российское гражданство и паспорта, что, по крайней мере частично, способствовало увеличению эмиграции в Россию, особенно со стороны южных осетин. В свою очередь, это дало России основание для ее утверждений о том, что ее действия во время августовской войны были направлены на защиту собственных граждан. Два режима в Абхазии и Южной Осетии всегда имели хотя бы ограниченную степень политической легитимности в глазах местного населения, но ни они, ни выборы, в результате которых они возникли, ни проведенные ими референдумы не получили международного признания до 2008 года. когда Россия после военного противостояния с Грузией в августе решила признать независимость обоих образований. В обоих образованиях власть сосредоточена в руках нескольких политиков, тесно связанных с силами безопасности, бизнесом и организованной преступностью и легко доминирующих во всех ветвях власти. Южная Осетия находится под контролем Эдуарда Кокойты, бывшего чемпиона по борьбе, имеющего российское гражданство и победившего в двух последовательных турах президентских выборов в декабре 2001 г. и ноябре 2006 г. Ни выборы, ни Кокойты не имеют никакой международной легитимности или признания, кроме Россия и другие отколовшиеся режимы на территории бывшего Советского Союза, которые с тех пор давно установили друг с другом «дипломатические отношения». Абхазия — столь же сомнительный пример демократии. Его нынешний президент Сергей Багапш был избран в январе 2005 года, после трех месяцев беспорядков после горячих споров на выборах в октябре прошлого года, когда, после предполагаемых широко распространенных нарушений, разделенная избирательная комиссия объявила Багапша победителем над его поддерживаемым Кремлем соперником Раулем Хаджимбой. Верховный суд Абхазии первоначально поддержал решение избирательной комиссии, но был запуган толпой, поддерживающей Хаджимбу, и заставил его изменить это решение. После новых беспорядков и насилия в Абхазии бывшие соперники согласились баллотироваться по общему списку на повторных президентских выборах в январе 2005 года. И нынешний президент, и вице-президент имеют предыдущий опыт работы в правительстве — Багапш был премьер-министром с 19с 97 по 2001 год, когда его сменил Хаджимба, который занимал этот пост до выборов в октябре 2004 года. Сочетание экономической разрухи военного времени, политической неопределенности и нестабильности также создало возможности для различных местных и транснациональных преступных сетей и способствовало созданию среды, в которой без надлежащего государственного контроля может процветать коррупция, чему дополнительно способствуют низкий уровень жизни и слабость правоохранительных органов. со всех заинтересованных сторон. Абхазия стала перевалочным пунктом для героина и, таким образом, в первую очередь связана с транснациональной организованной преступностью, в то время как нищая Южная Осетия, один из наиболее хорошо вооруженных регионов Грузии, страдает преимущественно от мелкой местной преступной деятельности, такой как грабежи, похищения людей и т.д. и контрабанда. Роль России Грузино-российские отношения почти в равной степени определялись и были обусловлены событиями в обеих конфликтных зонах. Став президентом Грузии в 2004 году, Михаил Саакашвили сделал приоритетом своей политики полное и безоговорочное восстановление суверенитета Грузии на всей ее территории. Хотя ему удалось установить контроль Грузии над другим сепаратистским регионом, Аджарией, попытки повторить этот успех с Южной Осетией или Абхазией не увенчались успехом. Предложения об автономии и федеральном статусе Южной Осетии в 2004 г. и Абхазии в 2006 г. соответственно были отклонены, и напряженность постепенно нарастала, что потребовало нескольких международных вмешательств на высоком уровне, таких как публичные и частные комментарии Джорджа Буша-младшего во время его визита в Грузию в 2005 г. , чтобы предотвратить грузинские военные авантюры. То, как Саакашвили усилил свою риторику, резко контрастировало с более сговорчивой политикой Шеварднадзе, который прямо не бросал вызов статус-кво, установленному в начале XIX века.90-е. Прямым следствием политики Саакашвили стало ухудшение грузино-российских отношений[2]. Поскольку Грузия начала обвинять Россию в фактической аннексии ее территории посредством раздачи пенсий и паспортов жителям Абхазии, финансовой поддержки и обучения абхазских военных, инвестиций в образование и торговли с ним (International Crisis Group 2007: 5), Москва , в свою очередь, поднимал вопрос Косово как прецедент международного признания Абхазии еще в 2006 году. Выступая на пресс-конференции в январе 2006 года, Владимир Путин призвал к универсальным принципам урегулирования замороженных конфликтов: «Нам нужны общие принципы, чтобы найти справедливое решение этих проблем на благо всех людей, живущих на охваченных конфликтом территориях… Если люди верят, что Косово можно предоставить полную независимость, то почему мы должны отказывать в ней Абхазии и Южной Осетии?» (Радио Свобода, 2006 г. ). Эта аргументация стала официальной российской политикой и приобрела легитимность после одностороннего провозглашения независимости Косово в феврале 2008 года и его последующего признания большим числом, преимущественно западных и прозападных стран. Политика Путина в отношении Абхазии и Южной Осетии, а в более широком смысле и Грузии, знаменовала собой явный отход от эпохи Ельцина, когда в целом слабая Россия оказалась в затяжной войне с Чечней и стремилась к сотрудничеству Грузии в борьбе с ней. Предоставление абхазам и южным осетинам возможности получить российское гражданство и паспорта, активизация политического, экономического и военного сотрудничества с двумя сепаратистскими регионами, а также все более жесткая риторика и действия в отношении Грузии отчасти отражали возродившуюся напористость России в СНГ и на международной арене. Арена в более широком смысле. В то же время, однако, грузинская политика облегчила реализацию российской стратегии: изоляция Южной Осетии и Абхазии со стороны Грузии оставила двум регионам очень мало, если вообще, вариантов, кроме установления более тесных связей с Россией, антигрузинской антироссийской политикой. — Российская риторика не могла не натолкнуться на ответ Москвы, и стремление Саакашвили сделать Грузию перспективным членом НАТО (и ЕС) не могло не вызвать тревоги в Кремле.[3] Политика Москвы в отношении обеих зон конфликта также определялась различными группами, которые, хотя и оказывали поддержку местным элитам, делали это по разным причинам, включая экономические интересы (особенно в Абхазии и связанные с туристической и портовой инфраструктурой), соображения безопасности (регионально связанный с нестабильностью на Северном Кавказе; глобально связанный с опасениями дальнейшего расширения НАТО и ЕС и растущего присутствия США) и простое недовольство грузинскими националистами. Вторжение России в Грузию, спровоцированное нарушением Грузией существующего соглашения о прекращении огня, и последующее признание независимости Южной Осетии и Абхазии являются беспрецедентными для российской политики в отношении так называемых замороженных конфликтов по соседству. Однако за этой эскалацией средств, используемых для отстаивания интересов России в СНГ, последовала готовность России стать частью женевских переговоров, спонсируемых ЕС, ООН и ОБСЕ, новая инициатива по Нагорному Карабаху и признаки более серьезного готовность найти компромисс по Приднестровью.

[1] Позже Шеварднадзе стал избранным президентом Грузии, пока не был свергнут в ходе так называемой «революции роз» в октябре 2003 года и заменен Михаилом Саакашвили. [2] В период правления Шеварднадзе и после него еще одной региональной горячей точкой и источником грузино-российской напряженности было Ходорское ущелье, грузинский форпост в восточной Абхазии, который стал убежищем для грузинских партизан и чеченских региональная нестабильность в Кавказском регионе (см. Murer 2006). [3] Следует сказать, что российская политика не всегда была образцом согласованности: Россия в то же время стремилась стать посредником между Абхазией и Грузией в вопросе о возможном федеративном устройстве между Абхазией и Грузией и более тесно интегрировать Абхазию в российскую экономика. Нынешний президент Абхазии Сергей Багапш не был предпочтительным кандидатом от России на выборах руководства Абхазии в 2005 г., и при этом он изначально не был ярым сторонником тесных связей с Россией, в отличие от своего южноосетинского коллеги Эдварда Кокойты, избранного в 2001 г. связывает с Россией свой политический приоритет.

Абхазия

В 2001 г. Абхазия прекратила проведение заседаний Координационного совета (КС), которые возобновились только 15 мая 2006 г. КС проводил еженедельные заседания и обсуждал две предложенные конституции, одну абхазскую, другую грузинскую, обе были отклонены другой стороной . Переговоры продолжались до тех пор, пока 2 октября 2006 года грузинские войска не атаковали Кодорское ущелье. Полевой командир, проживающий в Кодорском ущелье на востоке Абхазии, отказался от своей верности Грузии. В июле 2006 года грузинские военные пришли, чтобы вернуть ущелье под контроль Грузии. Военачальником был не абхаз, а сван, еще одно этническое меньшинство, связанное с грузинами.

Мирные переговоры прервались, когда в июле 2007 года Тбилиси ввел войска в Кодорское ущелье и установил там альтернативную абхазскую администрацию.

30 октября 2007 г. российские миротворцы, как сообщается, выполнявшие инспекционную миссию в пределах своей зоны контроля, задержали 5 грузинских полицейских. Видеозапись показывает, как российские миротворцы силой разоружают и сдерживают полицию, пока не прибыли грузинские силы, которые переиграли русских, освободили полицейских и не позволили русским уйти. Президент Грузии Михаил Саакашвили вылетел на место происшествия на вертолете и снова на камеру отчитал российского командира, обвинив его в нарушении своего мандата. Последующее видео показало, как толпа грузинских солдат, полиции и других официальных лиц наступает на нервно выглядящих российских солдат, а затем, по-видимому, стреляет по российскому вертолету, который миротворцы вызвали для поддержки своей позиции. Различные видеодоказательства свидетельствовали о напряженном характере обстановки на местах.

Ухудшение отношений между Грузией и Россией застопорило мирный процесс. На видео, снятом в апреле 2008 года, грузинские власти заявили, что показывают, как российский МиГ-29 или Су-27 сбивает грузинский БПЛА над воздушным пространством Грузии. Россияне заявили, что видео не является подлинным. Грузины также утверждали, что Россия предоставила абхазским повстанцам зенитно-ракетные батареи SA-11.

В апреле 2008 года российское правительство предприняло ряд действий, которые усилили напряженность в отношениях с Грузией из-за ее сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии. К ним относятся односторонний выход российского правительства из-под экономических и военных санкций Содружества Независимых Государств; Распоряжение президента от 16 апреля о расширении отношений России с сепаратистскими регионами Грузии; и одностороннее решение России направить большое количество российских сил и средств для участия в миротворческой миссии в Абхазии.

Грузинская сторона решительно протестовала против того, что она считала вопиющим нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии, равносильным легализации фактической аннексии Абхазии и Южной Осетии. Он потребовал немедленной отмены как мартовского решения о выходе из-под санкций СНГ 1996 года, так и апрельской инструкции. Что касается противодействия апрельского указа, то Грузия получила однозначную поддержку со стороны Организации Североатлантического договора и Европейского союза.

29 апреля 2008 г., сославшись на возможность надвигающегося обострения грузино-абхазского конфликта, Российская Федерация усилила миротворческие силы СНГ, укомплектованные российскими силами, воздушно-десантным батальоном численностью 525 человек, дислоцированным в зоне ограничения вооружений. МООННГ установила регулярное патрулирование в районах дислокации этого батальона. В конце мая, ссылаясь на решение президента об оказании гуманитарной помощи абхазской стороне, Правительство Российской Федерации также ввело воинское железнодорожное подразделение для реабилитации железных дорог южнее Сухуми, вне зоны ответственности МООННГ и миротворческих сил СНГ.

7 июня 2008 г. Россия разозлила грузинских официальных лиц, направив 400 военнослужащих в Абхазию якобы для помощи в восстановлении поврежденных железных дорог. Русские утверждали, что эти войска были там, чтобы отремонтировать 34 мили пути, и были безоружны. Указанные войска должны были покинуть этот район к августу 2008 г. По состоянию на 22 мая 2008 г. в Грузии находилось 2500 российских военнослужащих.

Грузинская сторона расценила эти российские меры как агрессивные, особенно в отношении верхней части Кодорского ущелья, и потребовала немедленного вывода всех дополнительных российских сил, включая железнодорожные войска. Грузинская сторона утверждала, что эти военные шаги подтвердили, что Российская Федерация является стороной конфликта и больше не может выполнять ни посредническую, ни миротворческую функции.

К июню 2008 года обе стороны находились в непростом мире, больше из-за отсутствия боевых действий, чем из-за какого-либо соглашения между двумя сторонами. Грузины требовали, чтобы беженцам прошлых войн разрешили вернуться в свои дома и на землю. Грузия также пообещала Абхазии «самый высокий уровень автономии», оставаясь при этом частью грузинской нации. Абхазские повстанцы требовали независимости, которую, по их мнению, они завоевали в ходе войны 1992-1993 годов. Они также по-прежнему опасались, основываясь на прошлом опыте, позволить грузинским беженцам вернуться в свои дома. МООННГ вместе с миротворцами СНГ оставалась на реке Ингури, разделяющей две страны.

Переговорный процесс оставался приостановленным. Абхазская сторона продолжала настаивать на выводе грузинских сил из верховьев Кодорского ущелья и подписании документа о невозобновлении боевых действий как предварительном условии возобновления переговоров с грузинской стороной. Грузинская сторона сосредоточила внимание на мирной инициативе президента Саакашвили от 28 марта 2008 года. Она разработала различные ее составляющие, в частности экономическую часть, стремилась ознакомить с ней абхазскую сторону и широко распространила ее среди международного сообщества. В то же время правительство Грузии продолжало подчеркивать необходимость изменения форматов переговоров, в том числе путем предоставления видной роли Европейскому союзу в качестве условия для достижения существенного прогресса. Абхазская сторона по-прежнему выступала против любых изменений.

В начале июля 2008 года СМИ сообщили о серии взрывов вблизи и в сепаратистском районе Абхазии за последние несколько дней. Абхазские де-факто власти объявили чрезвычайное положение в регионе, которое может продлиться на некоторое время, и, как сообщается, закрыли административную границу между Грузией и регионом, контролируемым сепаратистами, 1 июля 2008 года.

21 июля 2008 г. правительство Грузии обвинило Россию в концентрации сил в Абхазии и на стратегических перевалах Главного Кавказского хребта. Минобороны Грузии заявило, что российские десантники вторглись на перевалы Мамисон (Абхазия) и Рокский (Южная Осетия) и находятся в боевой готовности для продвижения на Сухуми и Тбилиси. Сообщается, что российские войска концентрируются в Кодорском ущелье, где они собирают личный состав, вооружение и технику. Грузинские СМИ сообщили, что в Абхазию из России прибыл эшелон тяжелых боевых машин, которые после разгрузки направились в Кодорское ущелье.

В конце июля 2008 года министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер посетил Грузию, Абхазию, а затем провел встречи с российскими официальными лицами в Москве. Он предложил трехэтапный план мирного урегулирования конфликта в Абхазии. План предусматривал прекращение насилия, возвращение беженцев, меры по укреплению доверия, экономическое восстановление Абхазии и окончательное определение статуса Абхазии.

  1. Первый шаг плана Берлина предполагает прекращение насилия, меры по укреплению доверия в течение следующего года, которые могут привести к возобновлению прямых переговоров между Грузией и Абхазией, и возвращение около 250 000 грузинских беженцев в Абхазию.
  2. Второй этап предполагает разработку совместных проектов реконструкции.
  3. Третий и самый сложный шаг должен был определить будущий статус Абхазии.

Вывод грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья, единственной части Абхазии, оставшейся под контролем Грузии, и подписание договора о неприменении силы — «единственный способ» разрядить напряженность, заявил Кремль после встречи президента Дмитрия Медведева с Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в Москве 18 июля 2008 г.

МИД Грузии в ответ на позицию России заявил, что попытка Москвы разделить возвращение ВПЛ и договор о неприменении силы с упором на последний является очевидной попыткой затянуть процесс возвращения, что само по себе, как заявили в Тбилиси , представляли собой попытку «легализовать результаты этнических чисток», совершенных в ходе вооруженного конфликта в начале 90-х годов в Абхазии. Официальные лица в Тбилиси выступают против договора о неприменении силы без твердых гарантий и подробных сроков и условий возвращения ВПЛ и беженцев.

Россия вывела свои железнодорожные войска из самопровозглашенной грузинской республики Абхазии 29-30 июля 2008 года. Об этом сообщил заместитель командующего войсками генерал Александр Соболев, добавив, что работа прошла гладко. Около 300 железнодорожников прибыли в самопровозглашенную республику 31 мая в рамках ранее объявленной российской программы помощи и поддержки региону. Развертывание вызвало бурную реакцию со стороны Грузии, которая обвинила Москву в подготовке военного вмешательства в грузино-абхазский конфликт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *