Внутри атомной подводной лодки фото: Погружение в недра самой большой в мире атомной подлодки

Содержание

Погружение в недра самой большой в мире атомной подлодки

Что такое акула? Понятное дело, это рыба и весьма опасная. Она имеет большое количество острых зубов, способных в считанные секунды лишить свою жертву жизни.
 
Акула / «Википедия»

Но есть другая акула, тоже весьма хищная и опасная. Это тяжелый атомный подводный ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской». Это единственная в стране ходовая подводная лодка проекта 941, до сих пор способная выполнять поставленные задачи. И еще у нее известно точное количество зубов — 20 баллистических ракет и большое количество торпед и ракето-торпед.
 
ТРПКСН «Дмитрий Донской» в декабре 2017 года. / Корабел.ру

По фотографиям сложно ощутить масштабы корабля, но, чтобы это сделать, нужно приглядеться.
Видите на снимке выше маленькие оранжевые точки? Это экипаж подводного крейсера готовится к швартовке.

Масштабы действительно впечатляют: 172 метра в длину, от киля до верхней точки примерно 26 метров. А управляет этим атомным гигантом экипаж в составе 166 человек, естественно, по сменам.

Пойдем на палубу этого левиафана? Важно отметить, что экскурсия для журналистов была организована благодаря старанию архангельского Союза журналистов России, в частности, руководителя его северодвинского отделения Екатерины Пиликиной и отзывчивости командования Северного флота и Беломорской военно-морской базы.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Находиться рядом с подлодкой было тяжело, из-за гололеда ноги постоянно разъезжались. Но уже на палубе крейсера появилась уверенность. И все благодаря специальному резиновому гидроакустическому покрытию — чтобы на нем поскользнуться, нужно очень серьезно постараться.

На снимке ниже мы видим рубку АПЛ, она же ограждение выдвижных устройств (ОВУ). Но у подводников «Акул» нижняя часть ограждения рубки называется — «прилив». У его основания находятся две всплывающие спасательные камеры, которые способны вместить весь экипаж.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

На ракетной палубе корабля, где под крышками скрыты 20 шахт для баллистических ракет, можно устраивать марафоны.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

ТК-208 «Дмитрий Донской» — головная подводная лодка проекта 941, но в то же время самая современная из серии, которая была построена в количестве шести единиц. И все это благодаря модернизации, проходившей в период с 1996 по 2002 год на заводе «Севмаш».

Пойдем внутрь?
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Внутри рубки сперва можно заплутать, но я, как человек бывавший на «акулах», знал, куда необходимо идти.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Управление подводным кораблем, находящимся в надводном положении, производится из рубки. Обычно во время выхода в море наверху рубки – мостике – находится командир корабля, старший помощник командира, вахтенный офицер, штурман, а также сигнальщик и старший на выходе, обычно это старший офицер соединения или объединения.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941.  / Корабел.ру

Внутри ограждения рубки располагаются различные выдвижные устройства — радиотехнические средства, антенны, два перископа «штурманский» и «командирский».
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Во время выхода из базы (или захода) командир отдает приказания боцману по курсу корабля, а командиру электромеханической боевой части (БЧ-5) через вахтенного офицера – по скорости хода корабля.

Прибор на фотографии ниже — джойстик управления курсом ПЛ при движении в надводном положении.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Спустимся вниз? 
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941.  / Корабел.ру

Спустившись на пять метров вниз и пройдя через ВРЛ (верхний рубочный люк) оказываемся в центральном посту. Именно здесь осуществляется управление кораблем: от движения и погружения (всплытия), до ракетных и торпедных стрельб. Здесь масса аппаратуры, о которой не расскажешь и не покажешь, но все-таки один кадр в строго определённом ракурсе было разрешено сделать под строгим наблюдением и последующей проверкой всего и вся.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подлодки проекта 941 уникальны — при их создании специалисты КБ «Рубин» под руководством главного конструктора легендарного Сергея Никитича Ковалева решили использовать конструкцию типа «катамаран»: внутри легкого корпуса в горизонтальной плоскости параллельно друг другу расположены два раздельных прочных корпуса. Это позволило многократно повысить живучесть корабля, улучшить взрыво- и пожаробезопасность. Ракетные шахты разработчики проекта расположили между прочными корпусами в передней части корабля.

На снимке ниже — люк и один из переходов на левый борт. Вдали виден переборочный люк в другой корпус.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

В представлении многих людей подводная лодка внутри – это тысячи вентилей, трубопроводов и приборов. Это верно, но часть жилых помещения «Акул» больше напоминает вагоны-купе. Длинные коридоры, двери в «купе» по бокам, похожая отделка.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Проходя по этим коридорам, хочется заглянуть в каждую дверь, но нельзя.
 Желание увидеть, что внутри «библиотеки» и «фотолаборатории», никуда не пропало и, наверное, не пропадет еще долго.

Представляете, что там может быть? ТК-208 был заложен в 1976 году, в строй вступил в декабре 1982 года. Вполне возможно, что фотооборудования там давно уже нет, все-таки эпоха цифровых фотоаппаратов наступила более 20 лет назад. Но какие фотографии могли там проявлять там и печатать? Ясное дело — уникальные!
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Пройдя по трапу вниз, мы попадаем в зону отдыха.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подводники называют это помещение зоной релаксации и зоной психологической разгрузки. Во время выхода АПЛ в море, после вахты, которая длится четыре часа, при отсутствии тревог и учений у подводников есть хороший выбор, чем себя занять: от банального чтения книги до прокачки мускулов в спортзале.
Самое главное – закрывать двери для увеличения концентрации кислорода, если корабль в подводном положении.

В зоне релаксации находятся удобные кресла-качалки, на которых можно посмотреть любые фильмы. Также сохранился и старый ламповый телевизор, модель которого специально создавалась для установки на подводных лодках. Есть цветы и аквариум.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

До модернизации в центре помещения на переборке был экран, на котором менялись картинки: от видов ночного города до гор и все это сопровождалось шумом дождя, ветра. При этом через специальные воздуховоды можно было включать имитацию порывов ветра.

К сожалению, сегодня об этой инновационной для того времени установки напоминает только блок управления, которым регулировались все настройки: от выбора картин до звуков.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941.  / Корабел.ру

Раньше на корабле были и птички, но они плохо переносили перепады давления. Выход был найден в рыбках — им в любой ситуации хорошо.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Пройдя прямо вперед, из зоны психологической разгрузки попадаем в еще одно интересное место. Слева спортзал, за ним бассейн. Чуть дальше баня с парной и душевые.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Спортзал хороший. Видно, что экипаж здесь любит проводить время. 
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Бассейн всегда заполняется соленой забортной водой. Не забываем, что лодки создавались для службы на севере, поэтому вода ледяная — самое то, чтобы прыгнуть туда после бани!
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

«Парилка» в целях безопасности электрическая, хотя в каком-то смысле подогревает ее сам атом.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Теперь следует познакомиться с кают-компанией, столовой личного состава и другими помещениями. Но для этого нужно вновь пройти через череду отсеков и коридоров ПЛ.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Командный состав, командиры боевых частей живут в каютах по одному человеку, младший офицерский состав — по два, мичманы и личный состав — по четыре человека.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Уникальность этой подлодки в том, что о ней знает весь мир. Ее образ использовался во многих западных боевиках, книгах и документальных фильмах. Именно поэтому в 2017 году за переходом «Дмитрия Донского» из Североморска в Кронштадт, где он должен был принять участие в Главном военно-морском параде, следил весь мир.

Подготовка к переходу началась еще за полгода до парада. Боевые расчеты проходили обучение в учебных центрах Обнинска и Петербурга, готовился корабль, проверялась и перепроверялась работа всех систем. Из Североморска в Кронштадт подводный крейсер шел в сопровождении флагмана Северного флота крейсера «Петр Великий». Во время самого перехода за корабельной группой наблюдали военно-морские и военно-воздушные силы НАТО, а также простые гражданские, которые порой создавали аварийные ситуации, пытаясь сделать удачный кадр прямо по курсу АПЛ.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подходим к кают-компании. Спускаемся и..
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

..попадаем в помещение, которое можно сравнить с музеем.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

И это не ошибка – в конце 2000-х годов на корабле при поддержке тульского музея-заповедника «Куликово поле» появилась постоянно действующая экспозиция.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941.  / Корабел.ру

Одним из главных экспонатов выставки является — булава. Именно она заменила подводникам при посвящении традиционную кувалду.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Здесь же в кают-компании спряталась незаметная дверь, которая практически сливалась со стенами.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Она является одним из входов в столовую личного состава.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

И пищеблок, так называемый камбуз. Тема питания весьма интересная и, как сказали подводники, кормят их на оценку «отлично». Готовят профессиональные коки, которые регулярно проходят обучение. По норме довольствия при нахождении экипажа в море в ежедневном рационе моряка положены — шоколад, красное вино, красная икра или красная рыба.

Интересно, какое блюдо будет на борту сегодня, в День подводника? 

Кстати, праздники подводники тоже отмечают, в том числе и дни рождения. Для каждого именинника корабельный кок печет торт, который вручается в центральном посту командиром корабля.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Экскурсия заканчивается, пора на выход, а это очередной подъем по трапам.

Справа на снимке коридор в салон командира и каюте флагмана.
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подходя к переходу, наблюдаем что-то странное — люк задраен.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Мимо нас пробегает подводник. Случилось что-то серьезное???
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Выдыхаем! Нет. Это учение по борьбе за живучесть корабля. Они проходят на подлодке регулярно.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подобные учения и тренировки необходимы для отработки действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление в возможной степени боеспособности ПЛ при боевых и аварийных повреждениях и проводятся, даже когда подлодка стоит в базе.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941.  / Корабел.ру

По пути ознакомимся с каютой личного состава. Ведь действительно, почти как в поезде! Особенно об этом напоминают верхние «коечки».
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Но здесь все-таки намного удобней и приятней спать. Над каждым спальным местом находится ШДА — шланговый дыхательный аппарат, необходимый для защиты органов дыхания и зрения при появлении в отсеках опасных концентраций вредных химических веществ.
 
Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Ну и теперь о еще одном месте, весьма немаловажном. Это гальюн! Возможно вы посчитаете, зачем делать акцент на нем? Все просто! Именно с этим местом связана большая часть шуток и веселых историй о службе на подлодках, и практически у каждого подводника найдется история, связанная с этим местом. Все из-за особой конструкции «аппарата» и инструкции, которую нужно знать каждому перед использованием этого места по прямому назначению.

Унитаз на подлодке с виду точно такой же, как в поезде, но сама система немного иная. Все отходы накапливаются в специальном резервуаре, которая затем с помощью воздуха отправляется за борт — это называется продувка баллона гальюна, и даже существует инструкция, которая состоит из 8 пунктов. Тут необходимо отметить, что содержимое цистерны при ошибке оператора его самого моментально накажет самым неприятным образом!
 

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

В настоящее время одна из главных задач атомного гиганта — обеспечение испытаний новых подлодок, которые строятся на «Севмаше», и новых образцов вооружения. Последние два года корабль много времени проводил в море. В 2019 году — 110 суток. На июнь 2020 года запланированы очередные испытания новых образцов вооружения.
 

ФотоТелеграф » Внутри атомной подводной лодки

“Хотите попасть внутрь самой большой в мире атомной подводной лодки, в которую можно попасть простому, не военному человеку? Тогда добро пожаловать на фото экскурсию в музей «Сите де ла мер» во французском Шербурге”. (23 фотографии)

Атомная подводная лодка.

Шербург — город на берегу пролива Ла-Манш на севере полуострова Котантен (Нормандия). Многим город известен по словосочетанию «шербургские зонтики», одноимённое кино вышло в 1964 году. В круизном терминале города есть музей «Сите де ла мер» — «Город моря». Немного погуляв по городу, мы направились туда.

Музей состоит из двух больших зданий и одного важного экспоната, выставленного на улице. Сейчас мы в первом зале, где есть сувенирный магазин, книжный магазин, батискаф, входные кассы.

Выйдем на улицу во внутренний двор — здесь выставлен ещё один батискаф и самая большая в мире атомная подводная лодка, в которую может попасть обычный человек.

Вот и лодка, она называется Redoutable, в переводе с французского — грозный. Она была заложена в ноябре 1964 года, была сдана в марте 1967 года и поступила на службу во французский ВМФ в декабре 1971 года.

Для того что бы попасть внутрь лодки нужно отстоять огромную очередь, но нам повезло, внутри лодки мы были практически одни, поэтому мне удалось сфотографировать пустые залы и коридоры.

Перед входом ты берешь специальный плеер, который очень часто встречается в европейских музеях. На нём есть цифровая клавиатура, ты надеваешь наушники и бродишь по залам, при входе в зал висит номер, который нужно набрать на клавиатуре. После набора номера в наушниках автоматический аудио-гид рассказывает тебе интересные истории. Это, например, комната управления турбинами реактора.

На этот пульт выводятся различные параметры температур в контуре реактора. Видимо, после ситуации с Японией все уже знают, что атомный реактор — это котёл, через который пропускают воду, которая кипит и пар под давлением крутит турбины, которые уже вырабатывают энергию, необходимую для всего на лодке или на электростанции, что бы её послать потребителям.

Редуктор — устройство, понижающее давление. Как конкретно это работает на атомной подводной лодке, я не знаю, а если вы знаете, то всё-равно не скажите, так как это — военная тайна. 🙂

Это оборудование опреснения воды, по соседству — оборудование наполнения и продувки балластных танков, за счет них подводная лодка всплывает или погружается.

Обратите внимание на длину коридора жилого отсека. Быт подводника, конечно, не ахти. Здесь конечно же очень тесно, атмосфера давит. Даже в каютах «руководства» не особо развернёшься, это вам не авианосец или тем более круизный лайнер.

Это часть салона для отдыха бойцов. Интересно, камера, которая висит справа сверху, висела там во время эксплуатации лодки, или появилась там после превращения её в музей. По поводу салона и отдыха — я слышал, что даже у нас на подводном флоте дают, в зависимости от звания, то или иное количество вина. Интересно, а сколько его пьют на лодке французы, известные своим пристрастием к вину начиная с обеденного времени?

Это камбуз на подводной лодке. Кстати, общий вес лодки — 8 тыс. тонн. Её длина — 128 м, а диаметр — 10 м. Численный состав — 135 чел. Скорость — 20 узлов, которую развивал двигатель мощностью 16 тыс. лошадиных сил.

А это — цех заготовки и хранения продуктов. Интересно, где они хранят вино? Будь французским инженером, я бы сделал танк для вина, по одному кубометру на каждый день перехода. Видимо, поэтому они и решили сделать её атомной, что бы освободить место под танки с вином, вместо танков с соляркой (шутка).

На вооружении лодки стояли баллистические ракеты М1 с дальностью поражения до 2 тыс. км. В 1974 году их заменили на новые ракеты М2, а потом на М20 — каждая ракета могла доставить ядерную боеголовку мощностью 1 Мегатонн на расстояние до 3 тыс. км. Лодка была снята со службы в декабре 1991 года, а поставлена на стапели в музей незадолго до его открытия в 2002 году.

Мы гуляли внутри лодки больше часа, потом через носовой отсек вышли обратно в выставочный комплекс. Справа молодые люди смотрят на самый большой в Европе аквариум. Через некоторое время после этой поездки я побывал в самом большом в мире аквариуме, который находится в Атланте, США.

В выставочном зале собраны различные экспонаты о покорении морских глубин.

В витрине с девайсами для водолазов видно отражение фотографа. 🙂

Прозрачная рыбка. Название не знаю.

Самый большой в Европе аквариум в полный рост. Высота аквариума — 10 м.

Недалеко есть бассейн со скатами. Если подняться по лестнице и залезть в «батискаф» (на дальнем плане), можно посмотреть на скатов из-под воды. Работает только, если вы ребёнок. 🙂

На обратном пути посмотрим на внутренний двор с другой точки. Вдали виднеется марина для парусных яхт и катамаранов.

На выходе из музея, на парковке, была обнаружена машина с индийскими номерами. Не совсем понятно, каким образом она сюда попала, на самую западную часть франции на берег Ла-Манша.

Источник: vovsun

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

https://ria. ru/20130308/926153146.html

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

45 лет назад, 8 марта 1968 года, в Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129. Погибли 98 человек. Причина катастрофы осталась неизвестной.

2013-03-08T10:00

2013-03-08T10:00

2020-02-29T22:36

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/18061/73/180617316_0:539:1708:1500_1920x0_80_0_0_b45619ee467d3da3a0a472b16edffd49.jpg

россия

камчатский край

северо-западный фо

комсомольский район

приморский край

великобритания

европа

весь мир

дальневосточный фо

эстония

мурманская область

ивановская область

центральный фо

владивосток

комсомольск

бермуды

североморск

таллин

РИА Новости

[email protected]. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2013

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/18061/73/180617316_0:379:1708:1660_1920x0_80_0_0_f6ec11d966cbc1fb573c599882fde5b5.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

россия, северный флот вмф россии, балтийский флот вмф россии, камчатский край, северо-западный фо, комсомольский район, приморский край, великобритания, европа, весь мир, дальневосточный фо, эстония, мурманская область, ивановская область, центральный фо, владивосток, комсомольск, бермуды, североморск, таллин, справки

10:00 08.03.2013 (обновлено: 22:36 29.02.2020)

45 лет назад, 8 марта 1968 года, в Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129. Погибли 98 человек. Причина катастрофы осталась неизвестной.

Путешествие внутрь подводной лодки «Юрий Долгорукий»: kuleshovoleg — LiveJournal




Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН). По состоянию на 23 декабря 2013 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — вошёл в состав Северного флота. Лодки охраняются, повсюду вооруженная охрана. Снимать приходилось тайно ибо охрана каждый раз наводила на меня ствол автомата….

Гюйс и нос.

Константин Александрович отличный мужик, профессиональный подводник. На Долгоруком, иконы везде их развесил корабельный священник. Ну как корабельный….береговой.

Лодка секретная, снимать секреты не дают, сразу бьют по фотоаппарату. Центральный пульт естественно «самый сок»…ибо самый главный секрет. Вот тут http://dizst.livejournal.com/266902.html можно посмотреть как выглядит пульт на лодке старого проекта и мысленно в воображении дорисовать цветные мониторы и всякие цифровые комплексы….Дорисовали?! классно? -))))

Экипаж тренируется одевать спасательный костюм. Он позволяет без проблем всплывать с 200-метровой глубины. Норматив 5 минут. Весит эта «дура» 16 кг. Пот прошибает подводников в конце упражнения.


Наблюдатель.

Говорят какие-то специальные часы…ограниченной серии. -))) можно бросать на глубину 200 метров а им хоть бы хны-)))

В кают-компании вот такая яхта-))

Совещание. ..


В целом условия службы просто чудесные. Есть сауна, отличная кают компания. У экипажа уютные каюты.

ЖивопИсь


Вид из перископа…
Андрей Шляйхер — командир минно-торпедной части АПЛ «Юрий Долгорукий».

Ну и эксклюзив….гальюн. Кто ходил пи-пи в подводной лодке?-))


Это пожарное снаряжение-))) Расшифровку забыл-)))


Пока стряпал пост …удалил два снимка…обнаружились секреты-(((((

Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец». Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.

Корпус лодки до сих пор находится на глубине свыше 1650 метров. К месту затопления проводилось множество глубоководных экспедиций, которые изучали состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Мониторинг радиационной обстановки вокруг субмарины ведется постоянно, и российскими специалистами неоднократно устанавливалось, что угрозы для морской экосистемы нет.

В память об этой трагедии в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морского флота (ВМФ) РФ от 19 декабря 1995 года 7 апреля в России был установлен День памяти погибших подводников, не вернувшихся из походов.

Россия

Всего с 1992 года сообщалось о восьми случаях гибели подводников ВМФ РФ в результате аварий на субмаринах.

29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 (проект 671РТМ «Щука») Северного флота произошел взрыв и пожар. Перед этим при отработке задач в море была замечена неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. После возвращения корабля на базу на борт субмарины прибыл начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Когда агрегат запустили, произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. В результате пять моряков пострадали, Ляшков от полученных ранений скончался по дороге в госпиталь.

26 января 1998 года в губе Западная Лица (Кольский полуостров) произошло ЧП на атомной подводной лодке Б-527 (проект 671РТМ «Щука»). При вводе главной энергетической установки периферийная компенсирующая решетка реактора №1 опустилась не до конца. При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого (радиоактивного) контура реактора. Пять человек получили острое ингаляционное отравление. Спустя час в отсек была направлена аварийная партия, которая ликвидировала течь и дезактивировала отсек. Через шесть часов в госпитале от «сердечно-сосудистой недостаточности и остановки кровообращения» скончался командир дивизиона движения капитан третьего ранга Сергей Соловьев, который снимал заглушку в четвертом отсеке.

12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 метров атомный подводный ракетоносец К-141 «Курск» (проект 949А «Антей») Северного флота ВМФ России.

Буксировка подлодки К-141 «Курск» для утилизации из Росляково по Кольскому заливу на завод «Нерпа», 2002 год

© Лев Федосеев/ТАСС

Согласно отчету правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения, первый взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива торпеды, позднее взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 118 человек — члены экипажа и гражданские специалисты. В сентябре-октябре 2001 года лодка была поднята и впоследствии утилизирована.

Спецпроект на тему

30 августа 2003 года в Баренцевом море близ острова Кильдин затонул атомный торпедоносец К-159 (проект 627А «Кит»). Выведенную из состава Северного флота ВМФ СССР в 1989-м подлодку буксировалали с базы в Гремихе в город Полярный для утилизации. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, субмарина не могла самостоятельно держаться на плаву и затонула на глубине около 170 м. Один из десяти членов швартовой команды продержался в холодной воде около двух часов и был спасен, остальные погибли.

14 ноября 2004 года в Вилючинске (Камчатка) произошло ЧП на атомной подводной лодке К-223 «Подольск» (проект 667БДР «Кальмар»). Во втором отсеке корабля матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею, перекачивая ее из цистерны пресной воды в цистерну долива, а оттуда в батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало, в результате чего один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое членов экипажа получили легкие ранения.

7 сентября 2006 года в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в шестом (электромеханическом) отсеке атомной подводной лодки Б-414 «Даниил Московский» (проект 671РТМК «Щука»). Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и пятый отсек. Мичман Рафим Шабанов и матрос Игорь Этюев включились в неприспособленные для дыхания в условиях пожаров изолирующие аппараты ИДА-59М, стали задыхаться, сорвали с себя маски и погибли от отравления угарным газом. После 14 часов без хода подводная лодка была отбуксирована на базу.

Подлодка Б-414 «Даниил Московский» на базе в Видяево, 7 сентября 2006 года

© Лев Федоссев/ТАСС

8 ноября 2008 года во время заводских испытаний на полигоне Тихоокеанского флота ВМФ России в Японском море на еще не принятой в состав флота атомной подводной лодке К-152 «Нерпа» (проект 971У «Щука-Б») произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. Погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, более 40 человек получили отравления различной степени тяжести.

2 июля 2019 года стало известно, что 1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ РФ, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Причины произошедшего устанавливаются.

‘ Лев Федосеев/ТАСС/Минобороны РФ/Ruptly’

5 июля «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» Владимир Путин присвоил звание Героя России посмертно капитанам первого ранга Андрею Воскресенскому, Денису Опарину, Константину Сомову и капитану второго ранга Дмитрию Соловьеву. Кроме того, десять офицеров посмертно были награждены орденом Мужества.

СССР

13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки затонула при невыясненных обстоятельствах дизельная подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934-го — «Декабрист») с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля не определено.

27 января 1961 года во время погружения в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С-80 (проект 644) Северного флота. Клапан шахты РДП (шноркель, система работы дизеля под водой) не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. Когда в прочный корпус стала поступать вода, трюмный машинист не смог закрыть шахту. Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 секунд, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость корабля упала до нуля, и с большим дифферентом лодка упала на грунт. В катастрофе погибли все 68 человек на борту. С-80 была обнаружена только в 1968-м. Поднята 24 июля 1969 года, а впоследствии разделана на металл.

4 июля 1961 года произошло первое катастрофическое ЧП на советской атомной субмарине. Во время океанских учений в Норвежском море (в 70 милях от острова Ян-Майнен) произошла авария реактора на первой в СССР ракетной атомной подводной лодке — К-19 (проект 658) Северного флота. Восемь членов экипажа из 104 получили смертельные дозы радиации и в течение недели умерли. После эвакуации экипажа получивший повреждения корабль был отбуксирован на базу.

АПЛ К-19 на утилизации в эллинге судоремонтного завода «Нерпа», 2003 год

© Лев Федосеев/ТАСС

11 января 1962 года произошла крупнейшая по количеству жертв катастрофа советской субмарины. На дизельной подводной лодке Б-37 (проект 641) Северного флота, пришвартованной в пункте базирования Полярный, возник пожар в торпедном отсеке. В результате взрыва боезапаса носовую часть лодки оторвало вплоть до рубки, также получила повреждения и частично затонула стоявшая рядом у пирса дизельная субмарина С-350 (проект 633). На обоих кораблях и пирсе погибли в общей сложности 122 человека. Причина взрыва боезапаса точно не установлена.

8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны. Существует четыре версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974-м США сумели поднять два отсека К-129.

Дизельная подлодка К-129 проекта 629А, 1968 год

© CIA photo/Public domain/Wikimedia Commons

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе (Атлантический океан) в условиях восьмибалльного шторма, после возникшего 8 апреля на борту пожара затонула атомная подводная лодка К-8 (проект 627А «Кит») Северного флота. Погибли 52 из 125 членов экипажа; К-8 стала первым кораблем, потерянным советским атомным флотом. Причиной пожара было возгорание патронов системы регенерации воздуха. Лодка не была поднята.

24 февраля 1972 года в северной части Атлантического океана (в 1,1 тыс. км северо-восточнее острова Ньюфаундленд) на борту атомного подводного ракетоносца К-19 (проект 658) Северного флота возник пожар. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов советского ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и воздух высокого давления и отбуксировать пострадавший корабль на базу. Всего в результате пожара на лодке погибли 28 человек.

14 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) атомный подводный ракетоносец К-56 (проект 675) Тихоокеанского флота в надводном положении в условиях тумана столкнулся с советским научно-исследовательским судном «Академик Берг». На стыке первого и второго отсеков образовалась пробоина, во второй отсек начал поступать хлор из аккумуляторных батарей. Погибли 27 человек. От затопления лодку спас капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку. Командиром было принято решение выбросить лодку на отмель, что предотвратило полное затопление первого отсека. В столкновении был обвинен экипаж подлодки и частично судна «Академик Берг», которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года.

21 августа 1980 года в Тихом океане восточнее японского острова Окинава на атомной подводной лодке К-122 (проект 659Т) Тихоокеанского флота произошел пожар. Погибли 14 человек. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи. Моряки вручную заглушили реактор и сигнальными ракетами привлекли внимание английского газовоза Harry, с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно «Меридиан» Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. Позднее лодка была отбуксирована на базу.

21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом «Рефрижератор-13». Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб — и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга. С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32, спаслись 27 человек.

23 июня 1983 года при погружении в бухте Саранная (Камчатский край) затонул атомный подводный ракетоносец К-429 (проект 670 «Скат») Тихоокеанского флота. Через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, лодка легла на грунт на глубине 40 м. В результате погибли 16 человек (двое — при выходе из лодки), остальные 104 моряка смогли покинуть корабль. Позднее лодка была поднята и переоборудована в учебно-тренировочную станцию, утилизирована в 2001–2002 годах.

10 августа 1985 года на 30-м судоремонтном заводе в бухте Чажма (Приморский край) произошла радиационная авария на атомном подводном ракетоносце К-431 (проект 675) Тихоокеанского флота. При подъеме крышки реактора плавмастерскую с краном качнуло волной, крышка вместе с системой поглотителей поднялась слишком высоко. Началась цепная ядерная реакция, произошел тепловой взрыв, погибли десять человек. Помимо К-431, радиоактивному заражению также подверглись стоявшие рядом атомный торпедоносец К-42 (был отправлен в отстой, в 1990 году выведен из боевого состава флота) и дизельная подводная лодка. К-431 не восстанавливалась, выведена из боевого состава в 1987 году. К середине 1990-х годов число официально выявленных пострадавших от радиации в результате данной аварии превысило 950 человек.

3 октября 1986 года в Атлантическом океане (в 1,1 тыс. км северо-восточнее Бермудских островов) произошел взрыв в ракетной шахте атомного ракетоносца стратегического назначения К-219 (проект 667АУ «Налим») Северного флота. Вышла из строя система охлаждения ядерного реактора. Матрос-реакторщик Сергей Преминин предотвратил расплавление активной зоны реактора, вручную опустив компенсирующие решетки, но погиб от жары в отсеке (в 1997 году Преминин посмертно удостоен звания Героя России). Потеряв плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту, 6 октября лодка затонула на глубине 5,5 тыс. м. Экипаж был эвакуирован на подошедшее с Кубы советское спасательное судно «Агатан». Всего в результате аварии погибли четыре человека, 115 человек спаслись. Лодка не была поднята.

Атомный ракетоносец стратегического назначения К-219 (проект 667АУ «Налим»), 3 октября 1986 года

© Public domain/Wikimedia Commons

7 апреля 1989 года в Норвежском море на борту атомного подводного торпедоносца К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник») Северного флота возникло возгорание. При всплытии и выравнивании крена лодки был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный корпус стала поступать вода, через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1,8 тыс. м. При пожаре и эвакуации погибли 42, спаслись 27 членов экипажа. Причина возникновения пожара не установлена, лодка не была поднята. Кстати, именно ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин — 1027 метров.

Часы и детали подлодки К-278 «Комсомолец», поднятые с глубины 1700 метров Норвежского моря сотрудниками научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», 1991 год

© Максим Блохин/ТАСС

29 сентября 1991 года в Белом море на советской атомной подводной лодке ТК-17 (с 2012 года — «Архангельск») проекта 941 «Акула» во время пуска учебных ракет из подводного положения в шахте взорвалась и разрушилась одна из ракет. Взрывом была сорвана крышка шахты, из-за разброса твердого ракетного топлива загорелось резиновое покрытие легкого корпуса. После всплытия командир субмарины капитан первого ранга Игорь Гришков принял решение срочно погрузить корабль на перископную глубину, что позволило сбить пламя массой морской воды. После этого подлодка снова всплыла. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. Шахта, в которой произошел взрыв, была заварена и в дальнейшем не эксплуатировалась.

Царская Россия

16 июня 1904 года у причальной стенки Балтийского судостроительного и механического завода (Санкт-Петербург) при учебном погружении затонула бензиновая торпедная подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 150»; разработчик — Иван Бубнов) — первая субмарина из официально зачисленных в списки кораблей русского флота.

Командир не успел задраить рубочный люк, через который стравливался воздух. Один из членов экипажа в панике попытался выбраться через полузакрытый люк. Застряв в нем, моряк только увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не дала результата, лодка затонула. Погибли 24 человека, спаслись 12 человек (в том числе двое офицеров), которые сумели открыть люк и выплыть из лодки. Виновным в первой катастрофе был признан погибший врио командира лейтенант Анатолий Черкасов. 18 июня 1904 года лодка была поднята и в дальнейшем отремонтирована; исключена из списков кораблей Балтийского флота в августе 1917-го.

10 мая 1916 года в четыре часа утра подводная лодка Российского императорского флота «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Аландских островов (в то время входили в состав Российской империи), погибла при столкновении со шведским пароходом Angermanland.

Подводная лодка «Сом»

© РОО «Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников и ветеранов ВМФ»

По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, затем повернула к пароходу. Посчитав, что его судно хотят досмотреть, капитан замедлил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, лодка ударила в подводную часть парохода и больше не показывалась. Согласно другой версии, капитан судна преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра. На борту «Сома» погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым (два офицера и 16 матросов). 27 июля 2015 года шведские дайверы-энтузиасты оповестили Вооруженные силы Швеции об обнаружении в районе крушения остатков субмарины. Опубликованные видеоматериалы позволили специалистам с большой степенью вероятности утверждать, что обнаружен именно «Сом».


Материал подготовлен по данным «ТАСС-Досье»

20 лет со дня гибели подлодки «Курск»: ответы на главные вопросы о трагедии

  • Павел Аксенов
  • Би-би-си

Автор фото, Getty Images

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту. По многим причинам гибель «Курска» стала одним из поворотных моментов современной российской истории.

Русская служба Би-би-си собрала главные вопросы, связанные с этой трагедией, и выяснила, были ли даны на них достоверные и внятные ответы.

По плану учений 12 августа 2000 года «Курск» должен был сначала обстрелять ракетой «Гранит», а затем торпедировать условного противника — корабельную группировку, в составе которой были атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и авианосец «Адмирал Кузнецов».

Торпеда и ракета не содержали боевую часть со взрывчатым веществом — такие боеприпасы называют «практическими». В остальном они абсолютно совпадают с боевыми.

«Курск» и атомный ракетный крейсер «Петр Великий», возглавлявший группировку условного противника подлодки, отстрелялись своими «Гранитами». Во время подготовки торпедной атаки произошла катастрофа.

По данным следствия, в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в четвертом торпедном аппарате «Курска» взорвалась практическая торпеда 6576-А. Подлодка резко опустилась на дно, на глубину 108 метров. Там произошел второй взрыв, который уничтожил всю носовую часть субмарины.

Большинство членов экипажа в отсеках с первого по третий погибли сразу или в течение считанных минут. Выжившие собрались в девятом отсеке.

Поисковая операция началась в 23:30 12 августа, а около 3:20 утра на следующий день лодку «нащупал» на дне эхолотом «Петр Великий». Первый спасательный корабль прибыл на место аварии в 10 утра 13 августа.

Курск. Хронология катастрофы

Подводная лодка «Курск» Getty Images

Вертолет летит над местом катастрофы подводной лодки «Курск» Getty Images