Замки людвига 2: Замки короля Людвиг 2 Баварского

Бавария. Замки Людвига II — путешествия и прочее — LiveJournal

Больше всего на свете он желал одиночества. Но он был король, и его погоня за мечтой достигла поистине королевского размаха.

Он был рожден, чтоб сказку сделать былью
В Баварии имя короля Людвига II почти все время на слуху. Из всех баварских правителей он самый почитаемый, говорят о нем здесь с удивительной теплотой и любовью. Но Людвиг II Баварский вошел в историю не как реформатор, тиран или миротворец, а как король, всю свою жизнь посвятивший строительству сказочных замков.
Их всего три – замка, в камне которых воплотилась частичка внутреннего мира загадочного баварского короля, – Нойшванштайн, Линдерхоф и Херренкимзее. Но прежде надо упомянуть еще один – Хоэншвангау (Schloß Hohenschwangau), родовое поместье господ Швангау.

Хоэншвангау расположен в двух часах езды от Мюнхена и в получасе от Фюссена, на лесистом утесе между озерами Альпзее и Шванзее. В XII веке на этом месте стояла крепость Шванштайн, сменившая множество хозяев и со временем превратившаяся в руины. Их-то, в 1832 году и унаследовал король Баварии Максимилиан II и восстановил в средневековом стиле. Воплощенный по замыслу театрального художника Доменико Квадлио, Хоэншвангау идеально вписался в его альпийский пейзаж.

В этом замке прошли детство и юность будущего короля Людвига. Его отец, Максимилиан II, был выдающимся политиком, но ничего не смыслил в воспитании детей. Вернее, он просто не знал, что с ними делать. Поэтому общение отца и сына было сведено к минимуму. Мать Людвига, Мария Гогенцоллернская, тоже редко занималась сыном и относилась к его проявляющимся уже в детстве фантазиям с иронией. Проводя большую часть времени в одиночестве, Людвиг все больше замыкался в себе, погружаясь в мир грез и сказочных героев, чему очень способствовал антураж родового замка: все в нем было связано с рыцарскими сагами, даже залы имели названия одно романтичнее другого: зал лебединого рыцаря, зал героев, комната Вельфов… Здесь впервые Людвиг познакомился с лебединым рыцарем Лоэнгрином, здесь же впервые услышал музыку Вагнера, во многом предопределившую дальнейшую судьбу будущего короля.


К 18 годам Людвиг, окруженный легендами и лебедями, превратился в романтического юношу, погруженного в свой внутренний мир и внешним миром мало интересующегося. И неизвестно, как сложилась бы его жизнь, если бы не скоропостижная смерть отца, сделавшая Людвига королем. Этой переменой своей участи Людвиг был потрясен, а баварцы, в свою очередь, были потрясены молодым королем: он был красив, высок, с темными вьющимися волосами и горящими голубыми глазами. Тогда впервые в народе прозвучало – «сказочный принц».
Поначалу молодой король честно совещался с министрами, устраивал аудиенции и как мог руководил страной. Но вскоре эта необходимость стала ему в тягость, светское окружение приносило только раздражение, а Мюнхен он просто возненавидел. Теолог Игнац Фон Деллингер так писал о Людвиге: «Наш король постоянно живет в мире фантазий, поэзии, музыки, драмы. Он ничего не хочет знать о прозе жизни». Да, проза жизни угнетала Людвига, и он снова погружался в тот единственный мир, где мог быть счастлив, где мог быть самим собой, где никто ничего от него не требовал, – в свой внутренний.

Нойшванштайн. Новый лебединый камень
Дождь… Мой неизменный спутник. Он знает, что я к нему благоволю, и сопровождает меня почти во всех путешествиях, иногда делая их не вполне комфортными.

В этот раз дождь начался, когда я въезжала в деревушку Хоэншвангау, расположенную посередине между двумя замками: одноименным замком отца и самым знаменитым замком сына – Нойшванштайном. Причем дождевые тучи низко опоясывали альпийские склоны, а их вершины при этом находились выше уровня дождя и были освещены солнцем. Зрелище фантасмагорическое!

Нойшванштайн (Schloß Neuschwanstein – «Новый лебединый камень») расположен высоко на крутой скале. Подняться к нему можно по пешеходной тропе, на конной повозке (жители деревни активно занимаются извозом) или автобусе. Из-за дождя я выбрала последний, неромантический способ. Подъем длился не более пяти минут, но был полон острых ощущений: водитель-лихач закладывал такие виражи на поворотах, что дух от них захватывало едва ли не больше, чем от видов, открывающихся в просветах между елями.
Автобус остановился, я вышла, но перед тем как пойти к замку, свернула на лесную тропинку и, рискуя промокнуть еще больше, раздвинув ветви близкопосаженных елей, вышла к ущелью Пеллата.

Здесь на высоте 92 метров над 45-метровым водопадом натянут подвесной мост Мариенбрюкке, названный так в честь матери Людвига, королевы Марии. С моста Марии и открывается тот самый потрясающий вид на Нойшванштайн, так многократно растиражированный на открытках, паззлах и календарях. Вид с моста ошеломляет своей красотой и нереальностью. В какой-то момент начинает казаться, что все это – сказочные декорации. С этой точки замок выглядит совсем игрушечным, мультипликационным, ведь не зря именно Нойшванштайн стал прототипом замка диснеевской Золушки!

Желание построить замок в «настоящем стиле старых немецких рыцарских крепостей» пришло к Людвигу в 1868 году. К тому моменту он уже находился в близкой дружбе с Рихардом Вагнером, был очарован его музыкой, легендами о Тангейзере, Парсифале и Лоэнгрине. Людвигу хотелось построить замок наподобие своего любимого Хоэшвангау. Но замок Людвига, бывшего в какой-то степени максималистом, получился намного больше и величественнее отцовского.

Выполненный в романтическом стиле, с остроконечными зубчатыми башнями, идеально вписавшийся в пейзажи Франконии, он великолепен. Можно только догадываться, с каким волнением молодой король, стоя на балконе Хоэншвангау, наблюдал за ходом строительства.

Внутреннее убранство Нойшванштайна под стать его внешнему великолепию. Настенные росписи, гобелены, витражи и резьба – все это иллюстрации к легендам о Зигфриде, Тангейзере и Парсифале, сцены из «Тристана и Изольды» украшают столовую и спальню, а домашняя капелла, примыкающая к спальне, посвящена королю Людовику IX Французскому. Но больше всего сюжетов в настенных и потолочных росписях посвящено Лоэнгрину: Людвиг с юности отождествлял себя с лебединым рыцарем, ему были близки трагизм и одиночество героя.
Переходя из зала в зал посреди этой безусловной роскоши, я впервые почувствовала укол жалости.

Это чувство усилилось в Линдерхофе, а после Херренкимзее превратилось почти в сострадание. Но об этом позже, а пока, еще раз на минуту задержавшись на восточной галерее, с которой как на ладони видна чудесная долина с зажатым между лесистыми холмами темно-синим озером Альпзее и мощной горной грядой Фюссен и Таннхейм у самого горизонта, я вышла из замка и, поскольку распогодилось, спустилась вниз в деревню пешком. Пора было ехать дальше, во второй сказочный замок – Линдерхоф.

Линдерхоф. Храм божеству
Линдерхоф (Schloss Linderhof) расположен в сердце долины Грасвангталь у самой границы с Австрией. Линдерхоф планировался и строился как памятник абсолютному королевству.

Он никогда не был местом длительного пребывания Людвига. Замок даже нельзя назвать жилищем в прямом смысле этого слова. Это храм божеству, в нем со всей точностью и во всех подробностях повторена обстановка, в которой жили французские Людовики, причем этот антураж воссоздан исключительно для того, чтобы создать личное убежище, ведь с возрастом король стал еще более нелюдимым и замкнутым.

Чем старше он становился, тем опаснее казалось ему любое внешнее проявление.

В два часа пополудни я подъехала к Линдерхофу. Долина, стиснутая могучими горами, в центре – маленький замок. Нет, не замок – дворец, блестящий на солнце наружной позолотой. Перед фасадом – бассейн с фонтаном, при жизни Людвига бившим на высоту 50 метров, но сейчас, к сожалению, закрытым на реконструкцию. Везде – скульптуры, вазы, декоративные элементы. Все сверкает и искрится, и все это должно бы радовать глаз, но… Есть какой-то неуловимый изъян, который мешает насладиться этим произведением искусства. Осмотревшись, я поняла, в чем дело. Это не тщательно спланированный дворцово-парковый ансамбль, где каждый элемент продуман и на своем месте. В Линдерхофе всего слишком много. На фасаде нагромождение лепнины, скульптуры поставлены так близко, что кажется – им тесно.

В отличие от Нойшванштайна, идеально вписавшегося в ландшафт, Линдерхоф выглядит здесь совершенно неуместно. Он как жемчужина, упавшая с разорванного драгоценного ожерелья, закатившаяся в темный угол, и – ненайденная – потихоньку тускнеющая в забвении.
Побродив вокруг дворца, я вошла внутрь. Во дворце я почувствовала себя еще более неуютно, чем снаружи. Я даже инстинктивно втянула голову в плечи. Лепнина, резьба, позолота, фарфор и зеркала –настоящий китч, избыточная помпезная роскошь украшений угнетает и усугубляется тем, что все помещения – будь то спальня, гобеленовая гостиная или зеркальный зал – очень маленькие, тесные, с низкими потолками. В декорациях полностью отсутствует чувство меры, нет ни изящества, ни легкости французского стиля. А зеркальный зал вообще больше похож на пыточную.
Биографы Людвига сходятся в том, что король, тонко чувствующий красоту, не имел достаточного образования, не стремился его получить и был лишен вкуса. И Линдерхоф – наглядное тому подтверждение.

Пройдя по анфиладам комнат до конца, я почувствовала, что мне срочно нужно на свежий воздух. Подавляя желание поскорее уехать отсюда, я все-таки задержалась: обойдя дворец, прошла по увитой плющом галерее и поднялась к гроту Венеры – самой большой искусственной пещере в Европе. В центре грота – большое озеро, по которому плавает золотая королевская лодка в форме раковины. На заднем плане – живописное панно «Тангейзер в гроте у Венеры». Здесь воссозданы декорации к первому акту оперы Вагнера «Тангейзер», и вагнеровская музыка звучит в гроте постоянно.

Выйдя, я быстрым шагом спустилась к парковке и почти с облегчением покинула баварский Версаль.

Херренкимзее. Апогей
От Линдерхофа до Херренкимзее (Schloss Herrenchiemsee) путь неблизкий, но чрезвычайно живописный — 165 километров вдоль предгорья Альп.
По дороге я думала о короле. Он был молод, красив и глубоко несчастен. Его страх перед внешним миром был так велик, что даже внутреннее пространство своих замков-убежищ было минимизировано. Парадная зала или гостиная – о том, что это королевские покои, напоминает только название: помещения такие маленькие, что и человек среднего роста почувствует себя стесненно, а Людвиг был очень высоким – 191 сантиметр. Может быть, чем меньше комната, тем в большей безопасности он себя ощущал? Если учесть, что Линдерхоф никогда не знал приемов и балов, в нем никто никогда не жил, можно предположить, что создавал Людвиг очередной замок, как и Нойшванштайн и Линдерхоф, с одной целью – спрятаться от всех.
С такими невеселыми мыслями я разглядывала картинки, мелькавшие за окном. Пейзажи Верхней Баварии в мягких лучах предвечернего солнца казались не менее сказочными, чем Нойшванштайн, – самый сказочный из замков Людвига.
В Прине я пересела на теплоходик, курсирующий по Кимзее, – самому большому острову Баварии, посреди которого, на острове Херренинзель, и расположен Херренкимзее – последний, самый грандиозный и самый дорогостоящий из всех замков Людвига.

Строительство замка началось в 1878 году, он задумывался во славу Людовика XIV и в подражание Версалю. Так же, как и при строительстве Линдерхофа, в Херренкимзее все воспроизводилось по фотографиям и историческим гравюрам. В 1884 году «Новый Версаль» был частично построен, показан королю, который остался очень доволен и даже однажды провел в своем новом замке целых девять дней.
Но вскоре из-за огромных долгов казне, которая из-за неумеренных трат короля и так почти пустовала, строительство пришлось приостановить. Недостроенный северный флигель впоследствии снесли. Но даже незавершенный, он производит сильное впечатление. В нем не чувствуется давящей тесноты Линдерхофа и тревожности Нойшванштайна, и даже гипертрофированная роскошь убранства не режет глаз. Внутри замка просторно. Например, Зеркальный зал имеет в длину 75 метров, в ширину 11 и высотой 13 метров. В проемах 27 окон вставлено 27 зеркал. Везде вычурная лепнина и позолота. Когда по вечерам в 33 люстрах и 44 канделябрах зажигается 2000 свечей, зал наполняется волшебным светом, и пляшущие тени завораживают. А фарфоровый кабинет – сокровищница, в которой собраны не только все мыслимые и немыслимые предметы, созданные мастерами из Мейсена, но и картины на стенах и дверных створках также написаны на фарфоре, люстра, светильники и фрукты на каминном зеркале – тоже фарфоровые!
Напоследок еще раз прошлась по липовым аллеям парка. Несмотря на то, что Херренкимзее не производит такого гнетущего впечатления, как Линдерхоф, мне было грустно. Раньше я не предполагала, что к исторической личности, да еще жившей 150 лет назад, можно испытывать какие бы то ни было человеческие чувства. Оказывается, можно. Вспоминая прожитый день, все увиденное и услышанное, я жалела короля. Не абстрактно, а совершенно конкретной, сжимающей сердце человеческой жалостью.
Одиночество и страх были его вечными спутниками. И никакие попытки создать свой искусственный рай и населить его вымышленными идеальными героями не стали для Людвига спасением, не избавили от одиночества и не сделали более счастливым.
За годы затворничества прекрасный образ «сказочного принца» потускнел. Прежним осталось лишь юношеское желание воплотить свои фантазии в реальность.
Мы никогда не узнаем, был ли он на самом деле безумен, ведь диагноз авторитетный консилиум поставил ему заочно; мы никогда не узнаем, какая трагедия на самом деле разыгралась 13 июня 1886 года на озере Штарнбергерзее, в котором он утонул, – был ли это несчастный случай, самоубийство или убийство. И кто знает, если бы не эта ранняя смерть, какие бы еще сказочные королевские фантазии, воплощенные в камне, украсили баварскую землю, ведь в планах Людвига было строительство еще нескольких замков.
Он не оставил после себя наследников. Но оставил всему миру свое наследие, и изо дня в день миллионы людей в восхищении замирают перед сказочными замками баварского короля Людвига II.

печальная история владельца самого популярного замка в Германии: Мир: Путешествия: Lenta.ru

Романтический замок Нойшванштайн, расположенный на возвышенности с видом на горы и озеро Альпзее, считается одним из самых посещаемых мест во всей Германии. Постройка напоминает туристам сказочный дворец с принцессами и волшебниками из детских книжек или мультиков Disney, однако на деле жизнь владельца Нойшванштайна, Людвига II, вовсе не была сказкой. О его тяжелой судьбе, слухах вокруг ориентации и печальной смерти — в цикле «Ленты.ру», посвященном резиденциям королей.

Старик и куртизанка

Баварский король Людвиг II — одна из самых таинственных и трагических фигур европейской истории XIX века. Он был потомком одной из древнейших монархических династий континента — династии Виттельсбахов. Она ведет свое начало еще от первого герцога Баварии Отто I, который получил титул в 1180 году от императора Фридриха I Барбароссы. Последний монарх династии лишился власти в 1918 году в результате революции.

Баварские герцоги при этом оставались и назывались герцогами до эпохи наполеоновских войн. Их статус повысился до монархического благодаря французскому императору Наполеону I: в 1805 году он провозгласил королем Баварии своего союзника, баварского герцога Максимилиана I Иосифа. Его сын и наследник принц Людвиг в октябре 1810 года женился на Терезии Саксен-Альтенбургской, и их пышная свадьба положила начало традиции баварского праздника Октоберфест.

Людвиг I стал королем в 1825 году. Государственным делам он предпочитал личную жизнь и увеселения. Монарх увлекался искусством: он мечтал превратить столицу Баварии Мюнхен в «Новые Афины», самый красивый и просвещенный город Европы. Закончилось правление Людвига I в духе скандального фарса: в 60 лет король, состоявший, к слову, в законном браке (королева Терезия еще пребывала в добром здравии), влюбился в молодую авантюристку, танцовщицу Элизу Гилберт, выступавшую под псевдонимом Лола Монтес.

Лола, которой влюбленный король пожаловал титул графини фон Ландсфельд, не только выпрашивала у стареющего любовника деньги (включая гарантированную пожизненную ренту), драгоценности и особняки, но и, вообразив себя мадам Помпадур, попыталась вмешаться в политические дела. Людвиг I пошел у нее на поводу, что совсем не понравилось его подданным

Поскольку в Баварии на тот момент уже существовала конституционная монархия, в 1848 году министры добились отречения старого сластолюбца от престола. Королем стал его сын Максимилиан II. Надо сказать, что дальнейшая жизнь отрекшегося Людвига I сложилась своеобразно: он пережил и свою жену, королеву Терезию, и любовницу Лолу (она эмигрировала в США и умерла там в 1861 году), и даже своего сына, короля Максимилиана. Экс-король мирно скончался в 1868 году в Ницце, уже после воцарения своего любимого внука и тезки Людвига II.

Маленький принц

Король Максимилиан II оказался человеком более моральным, чем его отец: во всяком случае он не был замечен в скандальных историях с фаворитками. Однако Максимилиан унаследовал от Людвига любовь к женской красоте, науке и искусству. Его жена, урожденная принцесса Прусская Мария Фредерика Франциска Хедвига, была так хороша собой, что ее портрет украшал знаменитую Галерею красавиц во дворце Нимфенбург.

Король основывал научные общества, проложил в Мюнхене красивую улицу Максимилианштрассе. Еще будучи наследником престола, в 1832-1837 годах Максимилиан II построил себе в горах замок Хоэншвангау (Hohenschwangau; переводится примерно как «Лебединые высоты»). Постройка возводилась на руинах крепости XII века Шванштайн (Schwanstein; примерный перевод — «Лебединый утес»), принадлежавшей роду графов Швангау, к которым возводил свою генеалогию Максимилиан II.

В этом дворце, возвышающемся в живописных Баварских Альпах среди лесов и озер, рос юный принц Людвиг, старший сын и наследник короля Максимилиана и королевы Марии. Он появился на свет 25 августа 1845 года в 00:30 — в тот же день и час, что и его дед Людвиг I, — и был наречен при крещении Отто Людвигом Фридрихом Вильгельмом. Его геральдическим цветом стал традиционный «баварский небесно-голубой»: впоследствии он постоянно использовался в оформлении его личных покоев.

Можно было бы сказать, что маленький Людвиг родился даже не с серебряной, а с золотой ложкой во рту: еще бы, твои родители — король и королева, а ты когда-нибудь унаследуешь престол. Но мальчик рос одиноким и не слишком счастливым. Его мать мало занималась воспитанием Людвига и его младшего брата Отто: она, единственная протестантка в католической семье, была погружена в свои религиозные переживания. В итоге королева Мария перешла из лютеранства в католичество уже после смерти мужа-католика.

Отец-король мало общался с сыновьями лично, но руководил их воспитанием и домашним образованием — и руководил весьма строго. Поощрения, подарки, игрушки и лакомства исключались, за любую провинность следовало суровое наказание. Единственной отдушиной для страдавшего бессонницей маленького принца были волшебные сказки про фей и духов, которые ему рассказывала нянька-немка. Однако, когда мальчик подрос, няньку заменили гувернанткой-француженкой.

Яркой иллюстрацией того, какой странной была жизнь наследника баварского престола, служит эпизод, зафиксированный биографами короля. Как-то маленький Людвиг заболел глазной болезнью. Ему наложили повязку и держали в затемненной комнате. Принца навестил придворный священник. «Ваше Высочество, вы должны очень скучать в одиночестве! Отчего вы не прикажете читать себе вслух?» — спросил он. «О, я совсем не скучаю! — ответил Людвиг. — Я думаю о многом, о многом… И это так меня занимает!»

В 1861 году 16-летний принц посетил премьеру оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Юноша был потрясен. В фантазиях он представлял себя рыцарем-лебедем Лоэнгрином, а Рихард Вагнер, с которым Людвиг вступил в переписку, стал кем-то вроде его духовного отца. Лебедь, о котором напоминало название отцовского замка Хоэншвангау, завладел воображением принца. Позже, когда Людвиг II строил собственную резиденцию Нойшванштайн, он сделал эту гордую красивую птицу главным мотивом декоративного оформления замка.

Странный король

С 1862 года Людвиг стал посещать лекции по химии, физике, философии и математике в Мюнхенском университете. С подросткового возраста он увлекался архитектурой и даже чертил планы зданий. В 1864 году Максимилиан II умер, и Людвиг стал королем. После воцарения молодой монарх много путешествовал именно с целью изучения европейской архитектуры и искусства.

Жена личного секретаря короля Луиза фон Кебелль в своей книге König Ludwig II und die Kunst («Король Людвиг II и искусство») отметила, что монарх обожал устраивать праздники и дарить подарки. «Рождественские подарки собирали более чем за неделю до сочельника. Бильярдная в Хоэншвангау на Рождество превращалась в базар, склад дорогих изящных подарков. Сервизы, бонбоньерки, театральные бинокли, часы, ковры, книги и альбомы в дорогих переплетах, отделанных золотом, серебром, слоновой костью, украшенные гербом Баварии, изображениями лошадей и лебедей. Брелоки, запонки, часовые цепочки с бриллиантами, сапфирами, ляпис-лазурью, рубинами и эмалью. Веера с художественной вышивкой или расписанные знаменитой акварелисткой Терезой Вебер». Король одаривал всех: от родных и друзей до придворных музыкантов и слуг.

Из писем Вагнера, адресованных знакомым, известны его оценки короля. «Он так хорош и умен, так душевен и прекрасен, что, боюсь, жизнь его в обыденных условиях мира промелькнет, как мгновенный божественный сон! — писал композитор. — Я должен быть неограниченным господином самого себя, не капельмейстером: я должен быть самим собой и его другом… Если бы только он жил, — он слишком хорош для этого мира!»

Несостоявшийся роман

От молодого короля законным образом ожидали матримониальных шагов: монархии нужен наследник. Однако Людвиг не проявлял избыточного романтического интереса к женщинам. Он состоял в дружеских отношениях с австрийской императрицей Елизаветой, или Сиси, своей двоюродной теткой (она была старше двоюродного племянника всего на восемь лет). В какой-то момент король решил сделать предложение младшей сестре Сиси, принцессе Баварской Софии Шарлотте Августе.

С этой своей двоюродной теткой, двумя годами младше него, Людвиг тоже приятельствовал и переписывался. Пару связывала любовь к прогулкам в горах и музыке Вагнера: в переписке они даже называли себя именами героев «Лоэнгрина» — Эльзой и Генрихом. Помолвка состоялась в январе 1867 года: Людвиг пригласил невесту в королевскую ложу в театре, тем самым сообщив о событии всему мюнхенскому высшему свету.

Однако брак не состоялся: свадьбу, назначенную на август 1867 года, перенесли на октябрь, а в октябре король расторг помолвку. Надо отметить, что и его невеста не была уверена в своем выборе. Вскоре после того, как Людвиг сделал ей предложение, София влюбилась в простолюдина — Эдгара Ганфштенгля, сына владельца фотоателье, и даже несколько раз тайно встречалась с ним. Позже принцесса вышла замуж за герцога Фердинанда Алансонского

Неудавшийся брак привел к множеству спекуляций на тему сексуальной ориентации монарха. Особенно много сплетен ходило о короле после падения монархии. В 1925 году в Лихтенштейне вышла книга «Дневники Людвига II, короля Баварии» — грубая фальшивка. Фривольное содержание фейков жадно смаковалось. Доказать, что эти тексты — подделка, было сложно потому, что большая часть эпистолярного наследия короля (за вычетом его переписки с Вагнером) долгое время находилась в закрытых архивах семейства Виттельсбах.

Людвигу приписывали романтический интерес к нескольким мужчинам. Среди них — его друг и личный адъютант, аристократ Пауль Максимилиан Ламорал фон Турн-унд-Таксис. Он был одаренным певцом и после знакомства с королем стал выступать в Мюнхенском королевском придворном и национальном театре в постановках опер Вагнера. Отношения, платонические или нет, короля с адъютантом прекратились после того, как (возможно, под давлением света) он в 1868 году женился. Брак оказался неудачным. Два года спустя фон Турн-унд-Таксис навсегда покинул баварский двор, позже уехал за границу, где и умер.

Лебединый замок

После женитьбы друга и адъютанта Людвиг II отдалился от государственных дел, дворцовых обязанностей и светских развлечений. Он превращался в настоящего анахорета, все больше погружался в свои фантазии и стремился воплотить их в жизнь, а позже решил построить себе романтический замок и сразу поделился своими планами в письме к Вагнеру.

Как и его отец Максимилиан II при постройке Хоэншвангау, Людвиг II выбрал для строительства утес с древними руинами — развалинами двух крепостей, Переднего и Заднего Швангау. Перед строительством верхушку скалы взорвали, чтобы понизить высоту утеса на восемь метров и сформировать плато на высоте более километра над уровнем моря. Первый камень будущего замка, получившего название Нойшванштайн, заложили в сентябре 1869 года.

Проект замка король заказал придворному архитектору Эдуарду Риделю, но сам постоянно участвовал не только в обсуждении, но и в разработке и утверждении чертежей постройки и живописных прототипов (ведут) замка: их рисовал мюнхенский художник Кристиан Янк. Стены замка возвели к 1873 году, но строительство затянулось и многократно перекрыло первоначальную смету в 3,2 миллиона марок

Личные покои Людвига должны были занимать третий этаж, а второй отдавался под парадные залы. Также планировалось строительство дворцовой церкви (с возрастом и прогрессированием душевного расстройства король делался все более набожным). В 1884 году король решил окончательно переселиться в Нойшванштайн, несмотря на то что стройка еще не завершилась.

Интерьеры Нойшванштайна были пронизаны вагнеровскими мотивами, которые тревожили воображение короля и после того, как под давлением своих приближенных ему пришлось отдалиться от своего духовного кумира. Центральное помещение дворца — Зал Певцов — украшен панно со сценами из оперы-мистерии Вагнера «Парсифаль». Зал изначально задумывался как концертный, но начал использоваться в этом качестве только в ХХ веке.

Тронный зал замка чем-то напоминает католическую базилику: Людвиг был довольно религиозным человеком, хотя и с оттенком мистицизма. Зал, который не успели завершить при жизни короля, украшают образы королей-святых, Иисуса, девы Марии и Иоанна Крестителя. Мозаичный пол, заказанный в венской мастерской Детона, колонны из искусственного мрамора с капителями из натурального камня из зальцбургских каменоломен и затейливая лепнина в неороманском духе.

Трагедия на озере

Монарху довелось прожить в своем (еще недостроенном) замке всего 172 дня. К тому моменту королевские министры и вообще влиятельные люди при дворе стали в открытую заявлять, что Людвиг II страдает душевной болезнью. Вслед за фон Турн-унд-Таксисом короля покинул и другой его близкий друг — молодой венский актер Йозеф Канц, с которым монарх тесно общался с 1881 года. Подруга короля императрица Сиси, напротив, считала своего двоюродного племянника психически здоровым и всего лишь эксцентричным человеком, но ее мнение ничего не меняло.

Министры инициировали заочный психиатрический консилиум, который признал Людвига неизлечимо душевнобольным. На этом основании короля объявили недееспособным и передали власть регенту — его дяде Луитпольду. В Нойшванштайн выслали комиссию, которая должна была вывезти Людвига II из замка и отправить на принудительное лечение. Однако охрана замка и местные жители буквально «отбили» короля. Людвиг разослал письма и телеграммы в газеты, доверенным лицам и видным политикам, включая канцлера Бисмарка.

Большую часть этой корреспонденции перехватили, но Бисмарк получил адресованное ему послание и ответил королю советом появиться перед народом в Мюнхене и заявить о затеянном против него заговоре. Людвиг II уже не мог последовать совету канцлера. Второй визит комиссии в Нойшванштайн увенчался успехом благодаря предательству одного из слуг.

Короля связали и увезли из его резиденции в замок Берг, где буквально на следующий день во время прогулки с психиатром профессором фон Гудденом король погиб — утонул в Штарнбергском озере. Санитаров, которые сопровождали высокопоставленного пациента, психиатр якобы отослал. Погиб и сам профессор: по официальной версии, он пытался удержать Людвига от суицида и утонул с ним вместе.

Впоследствии широко распространилось предположение, что короля убили, чтобы скрыть тот факт, что он не был душевнобольным — просто не устраивал своих министров. Факт вменяемости Людвига мог подтвердить фон Гудден, и это стоило ему жизни. Все архивы короля засекретили, большая часть его писем и записей более ста лет была недоступна широкой публике

До сих пор в день смерти Людвига II — 13 июня — на Штарнбергском озере проводят поминальную службу в память о погибшем короле. Местная легенда гласит, что зимой по ночам иногда слышится топот призрачных коней. По горам проносится упряжка, запряженная в сани в виде лебедя, в которых сидит призрак убитого монарха, так и не обретший покой.

А замок Нойшванштайн стал музеем в рекордно короткие сроки после смерти своего владельца. Луитпольд открыл его для всеобщего обозрения уже 1 августа 1886 года, через полтора месяца после того, как умер Людвиг. Деньги, которые платили баварцы и иностранные туристы за право посмотреть на еще не до конца отделанные покои «безумного» короля, пошли на уплату долгов за его постройку.

К моменту открытия дворца для публики он уже стоил казне 7,5 миллиона марок (при смете в 3,2 миллиона), и примерно столько же покойный заказчик остался должен поставщикам и строителям. Долг был полностью погашен в 1899 году, и с тех пор замок приносил только прибыль — от продажи туристам билетов на осмотр и сувениров с изображением несчастного баварского «короля-лебедя».

Три дворца Людвига II Баварского | Tours of Distinction

Людвиг II построил три роскошных замка, чтобы реализовать свои мечты из кирпича и камня. Он хотел создать дворцы, отражающие романтику тевтонских саг и великолепие Версаля. Оперы Вагнера позволили Людвигу II войти в романтический мир средневековых героев, но этот опыт был ограничен сценой. В замке, построенном Людвигом II, Линдерхоф, Херренхимзее и Нойшванштайн, он мог активно погрузиться в золотое великолепие и романтические сказки ушедших времен, оставив реальность далеко позади.

Linderhof Palace

Linderhof Palace


Linderhof was the smallest of the three palaces built between 1863 and 1886, by Ludwig II and was the only palace that he saw завершенный. Он построен в стиле рококо 18 века и напоминает Малый Трианон в Версале. Лестница представляет собой уменьшенную копию знаменитой посольской лестницы в Версале, как и Зеркальный зал Людвига II. Людвиг II боготворил французского короля-солнца Людовика XIV, который был типом абсолютного монарха, о котором Людвиг II мог только мечтать.

Herrenchiemsee или New Palace

New Palace


в 1878 году, Louse, Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. Lou. божественное право королей на идиллическом острове Херренкимзее на озере Кимзее. Этот огромный дворец был основан по образцу Версаля и был построен как частная резиденция Людвига II. Как и в Версале, здесь есть Зал Мира, Зал Войны и Зеркальный Зал с картиной, изображающей Людовика XIV в лучшем виде. Этот дворец был последним и крупнейшим строительным проектом Людвига II. На момент его смерти он оставался незавершенным, 50 из 70 комнат еще не были завершены. После смерти Людвига II все работы здесь остановились. Расходы, превышающие 250 000 долларов в сегодняшних цифрах, поставили королевские финансы на грань банкротства. Через несколько недель после смерти Людвига II этот дворец был открыт для публики. Он был передан земле Бавария в 1923. Сегодня этот дворец все еще очень удален, и добраться до него можно только на лодке.

Neuschwanstein Castle

Neuschwanstein Castle


Neuschwanstein Castle Learne in in vired in in vired in in vister in in vister in vired in in vister in in vister in in vister in vired in vired in vired in in vigred in in vigred in in viged in in viged in in viged in in viged in in viged in in viged. Король видел этот дворец как романтическую интерпретацию Средневековья и опер Тангейзер, Лоэнгрин и Парсифаль, сочиненных его другом Вагнером. Типичный 19Архитектура го века в этом дворце сочетает в себе готический, романский и византийский архитектурные и художественные стили. Людвиг II занимался мельчайшими деталями внутреннего убранства этого замка, от фресок и мебели до люстр и посуды. Этот замок был оформлен как театральная сцена, на которой Людвиг II мог воплотить в жизнь свои мечты.

Спальня Людвига II


В самом замке вагнеровские мотивы преобладали в декорациях, которые соответствовали любимым сценам опер Людвига в Вагенере. В столовой фрески изображают сцены с Вартбургского певческого фестиваля. В спальне короля есть великолепная резная кровать из орехового дерева со сценами, представляющими обреченный роман Тристана и Изольды из оперы Вагнера, на стенах с богатой резьбой из дуба. В кабинете короля рассказывается история «Тангейзера», еще одной оперы, написанной Вагнером. По всему замку висели напоминания о герое Людвига Лоэнгрине и его лебедях, нарисованных на стенах, вырезанных на потолках и арках, отлитых из фарфора и вплетенных в изысканные гобелены.

Кабинет Людвига


За своей спальней Людвиг построил искусственный грот, облицованный гипсовыми сталактитами, фонтан и заводную луну. А за этой комнатой был висячий зимний сад с видом на Фюссенскую равнину внизу.

Зал певца


Над спальней Людвига на третьем этаже располагалась знаменитая комната певца Людвига в Таннерхаусе, созданная по образцу Вартбургского певческого зала. Это светлое помещение с высокими арочными окнами, пропускающими солнечный альпийский свет. Высокий сводчатый потолок богато расписан цветочными орнаментами в средневековом стиле, а фрески в зале изображают легенды о Тангейзере и Парсифале, а также сагу о Святом Граале. Именно в этой комнате вы найдете герб Людвига II, это единственное упоминание о создателе этого славного замка на вершине горы.

Тронный зал


Настоящим центральным элементом этого замка является тронный зал, поскольку он был спроектирован как архитектурное торжество божественного права королей. Стиль этой комнаты византийский, вдохновленный собором Святой Софии в Стамбуле. Более двух миллионов плиток составляют сложный пол, на котором изображены животные в лесу. Колонны расписаны под лазурит и порфир и имеют позолоченные коринфские капители. На момент смерти Людвига II этот дворец был далек от завершения. Людвиг прожил в замке всего 172 дня и спал в нем всего 11 ночей.

Почетные туры — Бавария и Австрия

В рамках нашего тура Звуки Баварии и Австрии с участием Обераммергау вы посетите романтический замок Нойшванштайн, построенный Людвигом II, а также дом, в котором он вырос, Замок Хоэншвангау.

Король Баварии Людвиг II и его замки – DW – 25.08.2020

Баварский король Людвиг II родился 175 лет назад 25 августа. Чтобы отметить это событие, присоединяйтесь к нам в фототуре по его необычным замкам, великолепным дворцам и тайным убежищам.

Изображение: picture-alliance/dpa/P. Mayall

Замок Нойшванштайн

Не прошло и четырех лет своего правления, как Людвиг II спроектировал свой первый замок в 1868 году в возрасте 23 лет. Сегодня Нойшванштайн является самым известным замком Германии и настоящим магнитом для туристов, который ежегодно посещают около 1,4 миллиона человек. Эта копия средневекового замка возвышается над городом Швангау в горах Альгой.

Изображение: picture-alliance/imageBROKER

Концертный зал

Это самая большая комната в замке Нойшванштайн. Вдохновленный оригиналом в замке Вартбург, Людвиг украсил его сценами из средневековых легенд. Это обеспечило королевскую обстановку для больших вечеринок и музыкальных мероприятий. Сегодня посетители могут насладиться ежегодными концертами замка.

Изображение: picture-alliance/dpa/M. Мишель

Дворец Линдерхоф

Это было любимое убежище застенчивого монарха. Линдерхоф — самая маленькая из трех его резиденций. Предполагалось, что это будет копия Версаля, но сюжет был слишком мал. Вместо этого он стал дворцом в стиле рококо. Linderhof празднует королевский день рождения в романтической обстановке со свечами и световыми шоу.

Изображение: picture-alliance/dpa/K.J.Hildenbrand

Грот Венеры

Людвиг II отвел во дворце специальную комнату для музыки. Но доступ в комнату был разрешен только королю и его ближайшим соратникам. Людвиг приходил сюда слушать оперные арии. Искусственный грот с озером и водопадом представляет собой декорации для первого акта оперы Вагнера «Тангейзер». Людвиг был большим поклонником Рихарда Вагнера.

Изображение: picture-alliance/dpa/M. К. Хурек

Остров Роз

Людвиг II любил места, которые гарантировали ему уединение. Как остров Роз на озере Штарнберг. Его отец, Максимилиан II, построил здесь летний дом под названием Казино. Он окружен парком с центральным розарием. Здесь Людвиг II был защищен от любопытных взглядов и наслаждался встречей со своей кузиной Елизаветой, императрицей Австрии.

Изображение: picture-alliance/dpa/P. Kneffel/

Дворец Херренкимзее

В 1873 году король Людвиг II приобрел Херренинзель, остров на озере Кимзее. Он хотел построить здесь что-то подходящее, что отдавало бы дань уважения его великому кумиру, французскому Людовику XIV. Точная копия Версальского дворца в Баварии, этот дворец был его последним и самым дорогостоящим проектом. Людвиг умер в 1886 году. Он не дожил до завершения строительства дворца.

Изображение: picture-alliance/dpa/M. Schrader

Зеркальная комната

Как точная копия Версаля, Herrenchiemsee также имеет зеркальный зал длиной 98 метров, имеет 17 круглых окон и такое же количество зеркал над ними. Он также может похвастаться 33 люстрами и 44 канделябрами. Сегодня это главная достопримечательность дворца и на самом деле на семь метров длиннее, чем в Версале.

Изображение: picture-alliance/dpa/M. Мишель

Дворец Нимфенбург

Людвиг II не строил дворец Нимфенбург, но здесь он родился. Посетители дворца могут посетить комнату, в которой он был доставлен. Летом они могут скользить по каналам парка на гондоле.

Изображение: picture-alliance/dpa/S. Hoppe

Королевский дом на Шахене

Вид потрясающий, но само здание на удивление скромное. Построенный на высоте 1866 метров, Людвиг использовал его как убежище, когда был в горах. Добраться до него можно только пешком за четыре часа. Типично для Людвига, он разработал что-то особенное.

Изображение: picture-alliance/dpa/C. Wallberg

Турецкая комната

Весь первый этаж Schachen оформлен в роскошном восточном стиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *