Этно-тур по Башкирии «Шульган-таш (Капова пещера) и не только»: описание маршрута (похода)
Регион открыт для посещений
Сроки активных туров
- Регион: Урал (все походы в этом регионе)
- Нитка:Город Уфа — Капова пещера — деревня Иргизлы — город Белорецк — гора Яндык — Инзерские зубчатки — Аскинская пещера — город Уфа
- Длина: 50 км (пешком)
- Сложность: легкий, опыт не обязателен
- Длительность: 7 дней (без дороги на поезде или самолете)
- Размер группы: от 5 человек до 5 человек
- Возраст: можно с детьми
дети от 14 лет в сопровождении взрослых - Что взять с собой
Дарья
Здесь и сейчас)
Мадина
Живи по солнцу 🙂
Виктория
Виталия
- Информация
- Маршрут
- Фото (15)
- Вопрос / Ответ
- Отзывы
Рәхим итегеҙ! По-башкирски это значит «добро пожаловать».
Программа по дням
День 1
Уфа — долина реки Белой (Агидель) — пещера Шульган-Таш (Капова)
Встреча группы в 08:00 на ж/д вокзале г. Уфы. Для приезжающих поездами накануне поможем подобрать хостел. Прилетающих утренними самолётами заберём в аэропорту в 09:00. И выезжаем в сторону расположенной среди Уральских гор небольшой деревни Иргизлы. Нам предстоит преодолеть более 400 км. Дорога заслуживает отдельного рассказа. Примерно через сто километров, за селом Архангельское начнётся горная часть нашего пути. Мы пересечём несколько горных хребтов, проедем по долинам рек. Большую остановку сделаем в посёлке Инзер, пообедаем в местном кафе. Далее продолжим наш путь до села Серменево, где свернём на Белорецкий тракт, который проложен в долине реки Белой, по-башкирски Агидель.
Вот и заповедник «Пещера Шульган-Таш (Капова)». Пещера издревле считалась объектом постоянного поклонения для народов Южного Урала. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что она являлась для обитавших в этих краях племён своеобразным святилищем, где совершались разнообразные обряды посвящения (например, посвящение юношей в воины или охотники). Уникальность пещеры Шульган-Таш заключается в трёх её основных аспектах: спелеологическом — как одной из самых глубоких пещер Урала; археологическом — как пещеры с живописью древнего человека; этнографическом — как конкретного объекта, к которому привязываются действия многих легенд и сказаний. Кроме того, на территории заповедника мы посетим Музей бортевого пчеловодства «Пчелиный лес».
После экскурсии едем в посёлок Иргизлы, где нас ждёт тёплый дом и баня. И первая часть мастер-класса по выпечке домашнего хлеба.
День 2
Посёлок Иргизлы
Продолжаем знакомство с Башкирией. Полное погружение, сегодня у нас мастер-классы по выпечке домашнего хлеба, башкирскому национальному костюму и пасечному пчеловодству. В перерыве — обед от башкирской хозяюшки.
День 3
Юмагузинское водохранилище — скала Крейсер — скала Трёх Вождей — пещера Театральная
На 30 км ниже Каповой пещеры на берегу реки Белой стоит деревня Максютово. Ниже деревни на реке Белой разлилось созданное в 1998–2004 годах рукотворное море — Юмагузинское водохранилище. Скалы и часть пещер осталась над водой, но стоянки и перекаты ушли под воду, а условия плавания приблизились к озёрным. Когда-то здесь проходил Всесоюзный маршрут № 59. Прокатимся на снегоходах по льду водохранилища, посмотрим скалы Крейсер и Трёх Вождей, пещеру Театральная. А вечером погреемся в бане.
День 4
Пещера Провальная Яма — город Белорецк
Сегодня мы посетим местный краеведческий музей, расположенный в школе посёлка, а зачем прогуляемся к пещере Провальная Яма.
После обеда собираемся и переезжаем в Белорецк — город башкирских металлургов. Город Белорецк — один из старейших горнозаводских центров Южного Урала, возник в связи со строительством Белорецкого завода. Официальным днём рождения Белорецкого железоделательного завода принято считать 18 июля 1762 года. Эта дата обозначена на документе решения Берг-коллегии, где впервые прозвучало название «Белорецкий завод». Вошёл он в историю металлургии сразу и прочно, став одним из заметных не только в экономической, но и в социальной, общественной жизни России.
День 5
Конная прогулка на гору Яндык
Какая же Башкирия без лошадей? Сегодня у нас конная прогулка на гору Яндык, высшую точку хребта Маярдак. Высота горы 929 метров. Нас ждёт 5-часовая прогулка с посещением видовых площадок.
Вечером возвращаемся в Белорецк.
День 6
Посёлок Тирлянский — Инзерские Зубчатки
Сегодня покатаемся на самой туристcкой машине — ГАЗ-66. Наш путь лежит в одно из самых красивых мест Южного Урала — Инзерские Зубчатки. Это горный хребет в междуречье рек Большой Инзер и Тирлян. Своё название хребет получил по реке Инзер и скалам, которые поднимаются подобно зубцам. С некоторых точек хорошо видна гора Ямантау (1640 м) – высшая точка Южного Урала. Попасть к ней невозможно – вокруг Южно-Уральский заповедник, а в недрах горы военный объект. Остаётся лишь смотреть издалека. В другой стороне видна куда более доступная гора Иремель. У башкир Ямантау издавна считалась «плохой» горой, а Иремель – «хорошей», священной. Инзерские Зубчатки находятся как бы между ними, словно разделяя добро и зло.
Перед выездом непосредственно на Инзерские зубчатки погуляем по посёлку Тирлянский. Руины старинного завода, снесённого наводнением 1994 года, являются главной достопримечательностью Тирляна. Особенно впечатляюще выглядит огромное колесо — привод, вращавший прокатные станы. Его диаметр 12 м, вес — около 100 тонн. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо осталось как памятник заводу.
Вечером возвращаемся в Белорецк
День 7
Аскинская ледяная пещера — возвращение в Уфу
Ранний подъём, завтракаем и выезжаем в сторону Уфы. По пути у нас Аскинская ледяная пещера. Она расположена в 20 км от села Архангельское, на восточном склоне хребта Улутау. В пещере круглый год держится температура ниже 0 °C. Мы увидим реликтовый ледник и несколько ледяных сталагмитов высотой до 11 м, которые сохраняются круглый год!
Чтобы добраться до пещеры, нам придётся пройти несколько километров по ущелью вдоль ручья и затем подняться ко входу. Спуск в пещеру достаточно крут, и, несмотря на наличие лестницы, нужно быть очень осторожным. Зато в награду нас ожидают настоящие чудеса подземного мира! В свете фонарей нам откроются необычные ледяные фигуры и скульптуры.
К вечеру возвращаемся уже в Уфу. Если останется время до наших поездов-самолётов, то погуляем по Уфе, сходим к памятнику герою башкирского народа Салавату Юлаеву и посетим сад Салавата.
Хәйерле юл!
Сайт использует файлы cookie для наилучшего представления информации. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности. OK
Not Found (#404)
Not Found (#404)Ууупс…что-то пошло не так!
К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршрут
Страны и города
Египет
Турция
ОАЭ
ОткудаСтраны
Города
Яхтинг Экспедиции Туры на собачьих упряжках Туры на снегоходах Туры на квадроциклах Пешие туры Сплавы Велотуры Восхождения Горнолыжные туры Дайвинг и снорклингВозможно, вы ищeте один из разделов ниже?
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршруты
Достопримечательности
Мы сделали подборку интересных статей для Вас!
Оставить отзыв
12345
Премного благодарны 🙂
Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее время!
Капова пещера, заповедник Шульган-Таш, Башкортостан, Россия, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом.
Рис. ESY-053242255Купите это изображение по цене от
10 долларов США
Всего за 0,27 доллара США при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION
См. наши планы подписки
Лицензия без лицензионных платежей
Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям
С 1 МБ А8 | 683 х 512 пикселей 24,1 х 18,1 см | 72 | $10.00 | |
М 6 МБ А6 | 1673 х 1254 пикселей 14,2 х 10,6 см | 300 | 20 долларов США | |
л 26 МБ А4 | 3482 х 2610 пикселей 29,5 х 22,1 см | 300 | 25 долларов США |
Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения: ESY-053242255 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (3482 х 2610 пикселей — 11,6 «х 8,7» — 300 точек на дюйм)
Специальная коллекция: Маленький бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.
×Образ композиций
Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
ПриниматьДесять самых старых известных наскальных рисунков в мире
от Хести Барнард Гербер — факт проверен Дарси Хейккинен
В пещерах мира хранятся одни из лучших древних произведений искусства, когда-либо созданных. Не все из них могут быть такими впечатляющими, как Альтамира в Испании, что, в частности, побудило Пикассо сказать, что все, что «после Альтамиры — это просто декаданс». Однако все они дают представление о том, как мыслили наши древние предки, хотя произведения искусства были созданы десятки тысяч лет назад.
Во всем мире эти древние произведения искусства также по-прежнему имеют особое значение для коренных общин, которые считают их неотъемлемой частью своего духовного и культурного наследия. Он также стал важным источником культурного туризма и представляет собой важный экономический доход в нескольких странах мира. Недавно мы рассмотрели самые старые скульптуры в мире, а теперь обратим внимание на список самых старых наскальных рисунков в мире.
Фото: Wikimedia Commons
Пещера Аполлона-11 находится примерно в 160 милях (250 км) к юго-западу от города Китмансхуп на юго-западе Намибии. Окружающий регион и, вполне возможно, пещера изначально назывались «Гоачанас» народом Нама. Однако немецкий археолог Вольфганг Эрих Вендт активно проводил раскопки внутри пещеры 24 июля 1969 года, когда узнал о благополучном возвращении команды Аполлона-11 на Землю. Он переименовал пещеру, чтобы отпраздновать это событие.
В пещере находится несколько старейших переносных произведений искусства на юге Африки, датированных по углероду от 27 500 до 25 500 лет. Плиты искусства, обнаруженные в пещере, обычно называют камнями Аполлона-11. Всего в пещере обнаружено семь плит серого и коричневого кварцита. Помимо камней Аполлона, в пещере также было множество красно-белых рисунков, которые варьировались от основных геометрических форм и узоров до изображений пчел, которые и по сей день могут доставлять неудобства неосторожным путешественникам. Древние произведения искусства были также обнаружены в виде гравюр на берегу близлежащей реки и на массивном известняковом валуне в нескольких футах от входа в пещеру.
В 2006 году Рэй Уир, менеджер по культуре и охране окружающей среды Ассоциации аборигенов Джавойн, заметил тень необычно высокого каменного убежища во время периодических аэрофотосъемок плато Арнем-Ленд в Австралии. Уир попросил пилота посадить вертолет, чтобы рассмотреть его поближе. Пройдя небольшое расстояние до каменного убежища, двое мужчин были поражены, обнаружив, что оказались в впечатляющей древней галерее с более чем 1000 картин.
Массивное каменное убежище находится на территории, принадлежащей клану Буйхми. Высокоуважаемый старейшина аборигенов по имени Бардаял «Великий» Надджамеррек из Арнемленда назвал это место Наварла Габарнманг, что на языке джавойнов означает «место дыры в скале». Произведения были нанесены на карту и датированы углеродом с 2006 года, и было подтверждено, что они являются самыми старыми из когда-либо обнаруженных в Австралии. Сотни ярко переплетенных человеческих, животных, рыб и сказочных фигур находятся на крыше и колоннах убежища, окрашенных сияющими красными, оранжевыми, белыми и черными пигментами, изображая поколения за поколениями произведения искусства, насчитывающие тысячелетия.
Фото: Родика Чаусу
В 2009 году группа французских исследователей и румынских спелеологов обнаружила в пещере Колибоайя искусство возрастом 32 000 лет. Последующие исследования и исследования выдвинули идею о том, что доисторические культуры по всей Европе имели общую художественную культуру, которая могла быть или не быть связана. До открытия в Румынии было только одно место с доисторическими наскальными рисунками, пещера Кучулат, в которой были представлены только два рисунка животных. Остальные экземпляры наскальных рисунков на Дальнем Востоке находятся в Уральских горах России, но ни один из них не старше 14 000 лет.
Пещера Колибоайя была обнаружена примерно в начале 1980-х годов, но ее первоначальные исследователи не нашли никаких доисторических рисунков. На самом деле пещеру довольно сложно исследовать, так как многие из ее галерей постоянно затоплены подземной рекой. Однако в 2009 году спелеологи из нескольких румынских спелеологических клубов решили исследовать Колибоайю, используя снаряжение для дайвинга, и, наконец, нашли невероятное наскальное искусство. Многие картины можно увидеть, только плывя по воде и высунув голову над поверхностью. Было обнаружено более полудюжины изображений, в том числе лошадь, две головы медведя, бизона и две головы носорога, почти на 100% похожие на изображения, обнаруженные на сегодняшний день в западноевропейских пещерах.
Первое задокументированное фигуративное наскальное искусство в Европе датируется более чем 30 000 лет назад и находится в пещере Шове во Франции. Хотя многие ученые считают, что произведения искусства слишком сложны для этого периода, к 2011 году было собрано более 80 радиоуглеродных дат, и были проведены испытания всего, от следов от факелов до картин, фрагментов костей и древесного угля, извлеченного из пола пещеры. Радиоуглеродные записи собранных образцов указывают на две фазы создания в Шове. Первое произошло около 35 000 лет назад, а второе — 30 000 лет назад. Еще одним удивительным открытием было то, что некоторые произведения искусства постоянно пересматривались на протяжении тысячелетий, что объясняет превосходное качество некоторых более ранних картин.
Весьма разнообразное и значительное количество животных, которые пересекают внутренние пространства пещеры — как выгравированные, так и нарисованные — обладают такой возвышенной эстетической красотой и высоким качеством, что археологи первоначально полагали, что они значительно моложе и соответствуют предшествующему уровню техники. в пещерах, таких как пещера Ласко. Его невероятная артистичность и возраст заставили нас переосмыслить историю искусства, способности и мастерство этих доисторических людей. Пещера получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.
Фото: Журнал исторической археологии и антропологических наук
Старший научный сотрудник Башкирского государственного природного заповедника Александр Рюмин в январе 1959 года сделал волнующее открытие. Он определил рисунки древних людей на стенах Каповой (Шульганташской) пещеры. Рюмин, который действительно зашел в пещеру в поисках летучих мышей, обнаружил яркие произведения искусства, изображающие различных животных, в том числе носорогов, лошадей и мамонтов. Открытие стало настоящей мировой сенсацией. В научном сообществе господствовало мнение, что в XIX в.50-х годов было то, что рисунки животных эпохи палеолита были отличительной чертой доисторического искусства, обнаруженного в Западной Европе, и их можно было найти только во Франции и Испании. С момента своего открытия Капова пещера стала важнейшим культурно-историческим комплексом, не имеющим себе равных во всей Восточной Европе.
Самая сложная композиция обнаружена на восточной стене. В центре панно находится изображение животного, ныне ласково называемого «конем Рюмина», потому что это было первое изображение, идентифицированное в пещере. За лошадью следует длинная тропа животных, в том числе несколько мамонтов и носорог. Каждое животное, кажется, прогуливается справа налево, а крошечный мамонт пытается встать или направляется в другом направлении. На противоположной стене изображен бизон или бык и несколько мамонтов с теленком. Также можно увидеть изображение трапеции со своеобразными линиями и другими геометрическими узорами, повторяющимися на различных панелях пещеры.
В Индонезии обнаружены самые старые в мире наскальные рисунки возрастом 40 000 лет.
Пещеры в районе Сулавеси Марош в Индонезии известны тысячами отпечатков ладоней на стенах. В 2014 году исследование, основанное на уран-ториевом датировании, показало, что минимальный возраст отпечатков рук составляет 39 900 лет. Еще одно недавнее открытие рисунка бабирусы в пещерах также датируется по крайней мере 35 000 г. до н.э., что прочно ставит его в число самых старых фигуративных изображений, обнаруженных в мире.
Открытие доисторического искусства на острове Сулавеси значительно расширяет географическое положение первых в мире пещерных художников, которые, как долгое время считалось, появились в доисторической Европе. Крупные и опасные млекопитающие преимущественно изображены в доисторических пещерных рисунках Европы и Сулавеси, что наводит археологов на мысль, что они играли значительную роль в системах верований этих людей. Находки в пещерах Мароса еще больше повышают вероятность того, что эти типы произведений искусства предшествовали миграции современных людей из Африки 60 000 лет назад, что заставляет многих археологов полагать, что даже более старые образцы пещерного искусства в конечном итоге будут найдены в континентальной Азии и Африке.
Эрмилио Алькальде дель Рио, испанский археолог, был одним из пионеров исследования и изучения самых ранних наскальных рисунков в Кантабрии. Неудивительно, что он обнаружил пещеру Эль-Кастильо в 1903 году. Первоначально вход в пещеру был относительно узким, но позже был расширен в результате многочисленных археологических раскопок внутри пещерной системы. Алькальде дель Рио обнаружил длинную серию картин, обширных надписей и древних граффити, выполненных углем и красной охрой на потолках и стенах нескольких пещер от эпохи нижнего палеолита до бронзового века. Уже каталогизировано более 150 произведений искусства, в том числе гравюры с изображением оленей, дополненные частичным затенением.
Согласно недавним исследованиям, неандертальцы создали самые древние произведения искусства в пещере, хотя большинство более поздних работ были сделаны Homo sapiens . Исследования пришли к выводу, что художники каменного века рисовали красные диски, булавовидные символы, геометрические узоры и отпечатки ладоней на стенах европейских пещер задолго до широко распространенного мнения, в некоторых случаях более 40 000 лет назад. Результаты исследования, кажется, указывают на ряд недавних открытий: значительные ископаемые доказательства того, что Homo sapiens жил в Англии от 41 500 до 44 200 лет назад, в Италии от 43 000 до 45 000 лет назад, а музыкальные инструменты изготавливались в пещерах Германии около 42 000 лет назад. Ученые также обнаруживают новые генетические свидетельства скрещивания неандертальцев и Homo sapien , обнаруживая гораздо более тесные отношения, чем принято считать.
Пятнистое, потертое изображение зверя, нарисованное на стене пещерной системы на Борнео, вполне может быть одним из старейших обнаруженных образцов фигуративного наскального искусства в мире. Изломанное и выцветшее красноватое изображение изображает здорового на вид, но тонконогого млекопитающего, возможно, одного из видов крупного рогатого скота, который все еще можно найти на острове, с полосой цвета охры, напоминающей копье, свисающее с его бока. Это животное — лишь одно из трех крупных животных, украшающих стену в пещере Лубанг Джериджи Салех в провинции Калимантан на острове Борнео в Индонезии. Тысячи рисунков были обнаружены в известняковых пещерах этого региона и подвергались анализу и изучению с момента их открытия в 1994 французского исследователя Люка-Анри Фажа.
Вокруг и между тремя крупными млекопитающими сотни ручных трафаретов, красноречивые визитные карточки пещерного искусства наших доисторических предков. Выцветшие отметины, которые эффектно видны сами по себе или в группах, были созданы путем распыления охристой краски через рот на руку, прижатую к скале. Ученые определили возраст рисунков, датируя корки кальцита, которые иногда окаймляют стены пещер. Эти корки образуются, когда дождевой воде удается проникнуть в пещеры. Те, что ниже произведения искусства, дают ученым максимальный возраст для картины, а те, что в самой высокой точке, указывают минимальный возраст.
Как будто одного появления в списке было недостаточно, пещеры в карстовых пещерах Марош-Пангкеп Южного Сулавеси, Индонезия — в частности, пещера, известная как Леанг Булу’ Сипонг 4 — недавно была обнаружена картина, которая более 43 900 лет. Это доисторическое произведение искусства на острове Сулавеси, признанное старейшим в мире фигуративным произведением искусства, изображает полуживотных, получеловеческих фигур, охотящихся на диких кабанов и сравнительно крошечных бизоноподобных млекопитающих с веревками и копьями. Изображение полуживотных, получеловеческих охотников считается самым ранним свидетельством нашей способности воспринимать вещи, которые обычно не существуют в естественном мире. Эта способность лежит в основе религиозной мысли, происхождение которой тысячелетиями было окутано тайной.
Помимо исключительного возраста этого произведения искусства, это первый пример наскального искусства с подробным и тщательным повествованием или «историей» такого большого возраста. Традиционно всегда считалось, что первые наскальные рисунки человечества были простыми геометрическими символами, которые превратились в изысканные фигуративные произведения искусства, найденные во Франции и Испании около 35 000 лет назад. С этой точки зрения первые сюжетные линии и гибриды человека и животных (известные как териантропы) появились гораздо позже. Но произведения искусства в Sipong 4 Леанг Булу теперь показывают, что основные элементы сложной художественной культуры уже были распространены на Сулавеси 44 000 лет назад — териантропы, фигуративное искусство и сцены.
Самый старый подтвержденный наскальный рисунок в мире — это красивый красный трафарет от руки, который был обнаружен в пещере Мальтравьесо в Касересе, Испания, вместе с двумя близлежащими пещерами: Ла Пасиега и Ардалес. Один только его возраст мог бы впечатлять, но новое исследование, проведенное Институтом эволюционной антропологии Макса Планка и Саутгемптонским университетом, убедительно показало, что произведения искусства, обнаруженные в трех отдельных пещерах в Испании, были написаны более 64 000 лет назад. Это целых 20 000 лет до того, как наши современные человеческие предки прибыли в Европу. Их исследования подтверждают, что наскальные рисунки эпохи палеолита (ледникового периода), которые включают изображения млекопитающих, а также геометрические узоры и точки, были сделаны единственными жителями Европы в то время — неандертальцами.
Исследование показало, как международная группа исследователей использовала высокоразвитый метод, называемый уран-ториевым датированием, чтобы подтвердить возраст произведений искусства до более чем 64 000 лет. Во всех трех пещерах есть изображения групп млекопитающих черной и красной охрой, точки, узоры и гравюры, трафареты и отпечатки ладоней. Из своих выводов исследователи также подтвердили, что создание картин и других произведений искусства должно было включать в себя такие высокоразвитые действия, как выбор места, смешивание пигментов и даже планирование источника света.
15 самых удивительных находок, которые археологи до сих пор не могут объяснить
Древние и средневековые целители, воплощенные в жизнь с помощью ИИ
Древние тайны: 10 древнейших когда-либо найденных объектов
15 самых запрещенных мест, которые нельзя посещать
14 различных видов человека
Открытия запретной истории
Монстры римского фольклора
Раскрытие тайн древнего мира: 12 лучших греческих археологических находок
Почему бы вам не выжить, будучи самураем
Наши предки оживлены с помощью ИИ и делятся своими историями (реконструкция лица)
15 самых охраняемых замков и домов в мире
Переписывая историю человечества
Бегемот — колоссальное библейское чудовище
Каменный пенис, найденный в древних руинах в Испании, имел насильственное назначение
Был ли Homo Sapiens первым гоминидом в Северной Америке? Глубокое погружение в сайт Cerutti Mastodon
Тунис раскрыт: самая впечатляющая страна Северной Африки?
15 вымерших животных, появившихся в доисторические времена и в древности
Карахан-Тепе: РЕДКИЕ кадры и фотографии раскопок с места, которому 11 400 лет
Циклы ледникового периода, выявленные по антарктическим ледяным кернам (анализ антарктического ледяного щита)
Были ли у римлян этнические стереотипы?
Тайны Древней Греции, которые люди все еще пытаются разгадать
Могут ли эти криптиды действительно существовать? | Наблюдения за таинственными существами
2000-летние поиски истока реки Нил
Эта древняя реликвия долгое время была связана с гробницей Иисуса – и теперь эксперты наконец узнали правду
Археологи обнаружили невероятно редкий римский мавзолей возле станции London Bridge
Раскрытие тайн египетских богов
Ужасающее новое открытие НАСА в Антарктиде меняет все