Остров гогланд в финском заливе как добраться: Остров Гогланд

Содержание

Остров Гогланд

Остров Гогланд распложен в центральной части Финского залива. Входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. Является одним из самых известных островов Финского залива. Не смотря на то, что это не самый большой остров в Финском заливе, с ним связано не мало интересных исторических событий.

Остров Гогланд, Финский залив, закат

Содержание

Общее описание

История острова

Достопримечательности

Экскурсии, как добраться

Общее описание

Площадь острова Гогланд – 21 квадратный километр. Его наибольшая длина – 11 километров, ширина достигает 2,5 километров. Самая высокая точка – гора Лоунаткоркия, которая имеет высоту 176 метров. Также на острове есть еще три холма, высотой от 106 до 142 метров. Благодаря этому в хорошую погоду остров Гогланд виден на расстоянии 70-75 километров – над водами Финского залива возвышаются его холмы. Например, его хорошо видно из финского города Котка, до которого более 40 километров.

Основу острова составляет гранитная плита, на ней довольно тонкий слой почвы. Сам остров Гогланд практически весь порос хвойным лесом. Есть несколько очень маленьких внутренних озер, крупнейшее имеет размеры всего лишь 510 на 160 метров.

Береговая линия сильно изрезана, есть большое количество бухт и мысов. Две бухты особенно часто используются для стоянок яхт и катеров. Первая – Суркюля (Суурюлян-Лахти), подходит для судов с осадкой до четырех метров. Здесь сохранилось два пирса, которые находятся в плохом состоянии. Вторая – бухта Лимонникова, которая находится на западной стороне острова Гогланд. Глубины здесь достигают 17 метров и она также используется для стоянок.

В непосредственной близости от острова много подводных камней, банок и небольших островов. Эти места считаются одними из самых опасных для судоходства в Финском заливе.

У острова Гогланд достаточно интересный рельеф: это сопки которые чередуются с долинами. Пешие походы по территории острова также могут быть довольно интересны, однако нужно учитывать, что часть острова сегодня недоступна. Еще в 2007 Россия приняла решение построить на острове радарную станцию, а сейчас там установлено и оборудование для электронной разведки.

В состав Кингисеппского района остров Гогланд входит как деревня Суур-Саари. Население острова, по данным последней переписи – 47 человек. Есть две разрушенные финские деревни, подробнее о которых можно прочитать в следующем разделе.

История острова Гогланд

На острове Гогланд были обнаружены стоянки людей каменного века, очевидно, они добирались сюда на лодках или по льду. Также здесь были обнаружены сейды, которые имеют возраст до 7 тысяч лет. Ну а первые документальные упоминания датированы XV веком – это данные об уплате налогов.

В 1768 году была возведена церковь. В состав Российской Империи остров вошел в 1743 году, а в 1788 произошло известное Гогландское сражение, в котором русские одержали победу над шведами (в стратегическом плане). В 1826 на острове создали два пункта Дуги Струве (это сеть из 265 пунктов, которая создавалась для определения параметров нашей планеты).

Во времена Крымской войны четыре британских корабля атаковали форт на острове Гогланд. В 1856 здесь потерпел кораблекрушение транспортный корабль «Америка». В 1899 году рядом с островом на подводную скалу напоролся броненосец «Генерал-адмирал Апраксин».

К 1918 году на острове Гогланд был гарнизон из 20 моряков-артиллеристов, которые служили на береговой батареи. Однако в марте 1918 они покинули остров, а в 1920 году остров Гогланд вошел в состав Финляндии (Тартуский мирный договор).

К тому времени на острове было две финские деревни – Кискинкюля и Суркюля. К концу ХIX в них проживало более 1100 человек. Далее, в советский период, они обезлюдели и разрушились, так как финское население покинуло остров Гогланд.

В ходе советско-финской войны 1939 года остров захватила Красная армия. В 1941 году люди с острова были эвакуированы. В ходе Великой Отечественной войны в районе острова (как и на его территории) неоднократно происходили сражения, собственно, это было характерно для большей части акватории Финского залива. В 1944 году на остров высадился немецкий десант в 1500 человек. Этот десант стал началом Лапландской войны, к тому времени Финляндия стала противником Германии и фактически союзником СССР. Любопытно, что десант в 1,5 тысячи человек был отбит финнами, которые потеряли всего 37 человек. Их поддерживала советская авиация. В конце сентября 1944 года финны передали остров Гогланд советским войскам.

Достопримечательности

На острове сохранилось два маяка. Южный был построен в 1906 году, а Северный в 1807 году  (перестраивался в 1965). Также сохранились два пункта Дуги Струве, о которых мы уже упоминали выше. Они, кстати, входят в реестр (не список) Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранились сейды, а также жертвенные камни, возраст 5-7 тысяч лет. Стоят памятный камень и стела в честь первого сеанса радиосвязи в 1900 году, который был осуществлен именно с острова Гогланд.

Также сохранились остатки финских деревень с финским кладбищем. К достопримечательностям можно отнести памятник на могиле русского адмирала Ивана Святова. Он завещал похоронить себя именно на этом острове и его воля была выполнена.

Остров Гогланд

У западного берега острова Гогланд сохраняется исследовательское судно «Леонид Демин». Оно было продано латвийской компании, которая планировала разобрать его на металлолом. Однако в 2003 при буксировке произошел обрыв троса и судно село на мель рядом с берегом.

Экскурсии, как добраться до острова Гогланд

Добраться до острова Гогланд можно только водным путем. Также есть вариант попасть туда на вертолете, но это явно не самый распространенный и дешевый вариант. Посещение острова Гогланд требует разрешения у пограничной службы ФСБ России в Санкт-Петербурге. Официальную информацию можно найти на сайтах ФСБ. В целом, получить разрешение вполне реально, главное обратиться за ним заранее, желательно как минимум за месяц до посещения острова.

Проще всего добраться до острова Гогланд в составе организованной группы. Организаторы сами обратятся за разрешением в ФСБ, от вас потребуются лишь необходимые документы. Предложения о подобных экскурсиях можно самостоятельно найти в социальных сетях, обычно они появляются в середине мая. Отметим, что обычно в ходе подобных экскурсий посещают сразу несколько островов, а не только Гогланд. Также нужно самостоятельно сравнивать цены, у некоторых организаторов они мягко говоря завышены.

Иногда и турфирмы арендуют теплоходы и организовывают экскурсии по Финскому заливу, в программу посещения входит и остров Гогланд. Подобные предложения также стоит искать самостоятельно. Отправление обычно из Санкт-Петербурга. Расстояние по воде от Санкт-Петербурга до острова Гогланд около 180 километров.

Самостоятельно добраться также возможно, но для этого вам нужен свой катер или яхта. Разрешение также нужно оформлять самостоятельно.

Видео:

На карте:

 

Остров Гогланд в Финском заливе — где находится, как добраться из Санкт-Петербурга

Сталкером называют человека, который исследует заброшенные места. В Финском заливе есть место, идеальное для таких людей. Это остров Гогланд. На нем имеются безлюдные поселения, маяки, старые военные укрепления и затонувшие корабли. Его название образовалось благодаря сложению двух шведских слов – «hog» (высокий) и «land» (земля).

Гогланд затерян на просторах Балтики

Гранитный форпост

Если через Финский залив провести линию, соединяющую эстонский городок Кохтла-Ярве и финский порт Котка, на ее середине как раз окажется Гогланд. Гранитный остров имеет узкую вытянутую форму. Над водой возвышаются четыре холма высотой от 106 до 175 м. Его размеры 11х2,5 км. Немного. Между тем, он считается одним из крупнейших островов в акватории залива.

Люди в этих местах жили еще 9 тыс. лет назад

Яблоко раздора

Находки археологов подтверждают, что люди на острове жили еще в каменном веке. Об этом, в частности, свидетельствуют сейды – священные сооружения из камня. Они представляют собой огромный валун, установленный на трех небольших камешках. Ученые оценивают их возраст в 7 тысяч лет до нашей эры! Трудно представить, почему люди облюбовали для жизни это не очень уж уютное место.

Первые летописные упоминания Гогланда относятся к XV веку. В 1635 году эти места описал немецкий географ Адам Олеарий. Он оказался здесь по воли судьбы, когда его корабль потерпел крушение. В те времена на острове стояли часовенка и пять домиков. В них жили рыбаки из Лифляндии.

Российским Гогланд стал в 1743 году. Это случилось после очередной русско-шведской войны. Спустя некоторое время началась новая война. Возле острова состоялось известное Гогландское морское сражение, которое закончилось ничьей. В середине XIX века, во время Крымской войны, на острове стояла русская батарея, которую яростно бомбардировали британские корабли. Из-за своего стратегического положения – в центре Финского залива — Гогланд постоянно оказывался в гуще военных событий.

Первая радиостанция Попова

Радио для спасения

У моряков Гогланд всегда считался небезопасным местом. В ненастную погоду его плохо видно. Еще большую опасность представляют окружающие его подводные скалы. В 1856 году о них разбился русский военный транспортный корабль «Америка». Тогда погибли 38 моряков. Как известно, если температура воды в Балтике не превышает +3ОС, человек может продержаться в ней на плаву не более 10 минут. Погибших похоронили на острове.

Следующей жертвой стал броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». К счастью, он не затонул, а сел на мель. Это случилось в ноябре 1899 года. И здесь пригодилось новое изобретение Александра Попова. Для координации действий по спасению транспорта на Гогланде была установлена радиостанция. Связь с Петербургом поддерживалась через Котку. Рекордно длинная радиограмма содержала 115 слов! Это произошло весной 1900 года. Так впервые в мире была налажена радиосвязь.

Эхо ушедшей войны

Между молотом и наковальней

В начале 1920 года Гогланд оказался в составе Финляндии. Правительство СССР делало попытки выменять стратегический остров на территории в Карелии, но безуспешно. В период Зимней войны на него высадились советские морпехи. В 1940 году он официально стал частью СССР. В самом начале Великой Отечественной войны на острове была оборудована береговая батарея. Так на Гогланд попали корабельные пушки с «Авроры».

Зимой 1941 года из-за больших потерь, вызванных бомбардировками немецкой авиации, остров пришлось оставить. Технику и часть укреплений взорвали. В течение войны этот кусочек суши несколько раз переходил из рук в руки – от финских к советским частям. Каждая сторона тут же размещала на нем свою артиллерию.

Потом на Гогланде обосновались немцы. И только в 1944 году остров заняли советские войска, а спустя три года, по Парижскому договору, он снова официально стал территорией СССР. Артиллерийский дивизион оставался здесь до 1960 года.

Южный маяк

Вехи бурной истории

Столь бурная история не могла не оставить материальных следов на острове. Поскольку Гогланд представлял опасность для судоходства, на нем установили два маяка – Южный и Северный. Маяк на южной оконечности действует с 1861 года. Его обслуживает смотритель. В поселении при маяке проживает несколько семей специалистов. Действует небольшая погранзастава. Вся остальная часть острова необитаема.

До наших дней сохранились древние сейды и жертвенные камни. Есть остатки финских хуторов и лютеранское кладбище. На берегу стоит памятник советскому контр-адмиралу Ивану Святову. По его завещанию урну с прахом опустили на дно моря рядом с островом.

Пункт «Мякипяллюс»

Есть и географическая достопримечательность. Дуга Струве это сеть из 265 триангуляционных пунктов. Ее создали, чтобы определить параметры Земли. Два таких пункта — «Мякипяллюс» и «Точка Z» — установлены на Гогланде. Туристы обязательно посещают обелиск, установленный в честь первого сеанса радиосвязи, который организовал Попов.

Судно «Леонид Демин»

Но самым лакомым кусочком для любителей приключений является исследовательское судно «Леонид Демин». В 2003 годуоно было продано на металлолом, но село на мель при буксировке, да так и осталось там. Судно известно тем, что принимало участие в съемках фильма «Титаник». «Леонид Демин» лежит у самого берега, поэтому попасть на него может любой желающий.

Берега изрезаны тихими бухтами

Убежище для яхт

Берега Гогланда изрезаны многочисленными бухтами. Они перспективны для устройства в них марин – стоянок для яхт. Самой большой считается бухта Сууркюлян-Лахти. В нее могут заходить суда осадкой до 4 м. Она расположена на восточном побережье неподалеку от мыса Северный. От волн гавань защищена молом. Дно и берега здесь песчаные. Дорога из бухты ведет к погранзаставе и маякам.

На западном побережье расположена бухта Лимонникова. Берег здесь высокий и скалистый. Глубина достигает 17 м. Гавань также защищена от ветра и может служить убежищем для яхт и катеров. В перспективе бухта может одновременно принимать до 150 маломерных судов.

До острова добираются на катере

Наш турклуб предлагает следующие программы походов на остров Гогланд:

Не забудьте оформить пропуск

До Гогланда добираются на катере из Соснового Бора или Приморска. Для посещения острова требуется оформить пропуск в погранзону. Участники тура должны быть старше 14 лет и иметь российский паспорт.

Экскурсия на остров Гогланд — Петербургский краевед

Приглашаем принять участие в экскурсии на остров Гогланд!

Прием заявок прекращается за 3 недели до даты экспедиции.
Позднее мы не сможем подать паспортные данные участников для оформления пропусков в погранзону.
К вечеру первого дня мы окажемся на острове Гогланд — одном из самых больших и самом высоком из островов Финского залива.

Гогланд находится посреди Финского залива между Финляндией и Эстонией, примерно на долготе финского города Котка. От Санкт-Петербурга до Гогланда 180 километров почти строго на запад. Скалистый поросший лесом остров является одним из самых высоких в Финском заливе, высшая точка его 175 м. Остров вытянут в меридиональном направлении на 11 км, ширина его около 3 км. Название острова шведское – Hoglan, но есть и финское – Suursaari. Остров был обитаем и посещаем с древности, тут есть сейды, каменные чаши и каменные кучи. В Средние века тут часто жили пираты и контрабандисты. В менее отдаленный исторический период на острове и около него произошли такие события:

В 1788 году около острова произошло морское сражение между русскими и шведами. Сражение так и называется — Гогландское. Русские тогда победили и положили конец господству шведов на Балтике.

С 1816 по 1855 год под руководством Василия Яковлевича Струве проводились измерения формы и размеров Земли, для чего была построена сеть из 265 триангуляционных пунктов. Два из них находятся на Гогланде. В память об этом на высшей точке массива Мяккипяллюс в 2000 г. в скалу вмонтирован специальный инструментальный штатив с памятной доской.

На острове были две финских деревни, сейчас видны их остатки. Осталось кладбище, на котором похоронены моряки с транспорта «Америка», совершившего не одно кругосветное плавание, прежде чем разбиться о скалы Гогланда в 1856 году. Остатки корабля до сих пор покоятся на дне рядом с островом.

В 1900 году при снятии с мели около острова броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» под научным руководством А. С. Попова была создана первая практическая радиолиния между Гогландом и финским городом Котка. В честь этого на острове установлен обелиск, памятный камень и стела.

Кроме того, согласно завещанию, на острове похоронен адмирал И. Г. Святов, командир крейсера «Киров» КБФ, а затем соединения кораблей КБФ в период блокады Ленинграда.

Остров всегда имел большое значение для навигации в Балтийском море, поэтому на нем есть два маяка, южный (постр. в 1904 г.) и северный.

О скалы острова разбилось немало кораблей и судов. Сейчас на западном берегу острова лежит научное судно «Леонид Дёмин». В своё время списанное судно продали на металлолом, но во время буксировки разыгрался шторм и судно выбросило на берег Гогланда.

Остров с 1940 входит в состав СССР. Тут располагались пограничники и объекты министерства обороны СССР. Советская власть определила этот закрытый пограничный остров в Кингисеппский район Ленинградской области. Видимо поэтому он и остался в составе современной России после распада СССР. Остров входит в погранзону, кроме этого, на острове продолжают действовать навигационные и прочие объекты.

Гогланд — Школа Путешественника

В последние годы в разговорах моих знакомых всё чаще стало мелькать название «Гогланд»: кто-то уже побывал на этом острове, кто-то ещё только мечтает туда попасть. Конечно же, не могла не заинтересоваться и тоже начала желать.

Впервые компания «оголтелых краеведов» во главе с Кириллом Никитиным нанесла визит на заветный остров прошлым летом. Но я по финансовым причинам пропустила ту поездку. Зато у меня было время спланировать бюджет на 2019 г.

Сразу же оговорю затраты: Гогланд — самый дальний из Внешних островов Финского залива. Следовательно, до него нужно доплыть. Пардон, дойти на судне. А т. к. никто из нас кораблём не обзавёлся, средство передвижения следует арендовать. Мы уже не в первый раз нанимаем «Сосновый бор».

Посудина хоть и тихоходная (10-13 км/ч), зато вмещает 14 человек и может похвастаться 2 каютами на 12 спальных мест (желающие ночуют в палатках на берегу), кают-кампанией, камбузом и гальюном. А ещё — «загорательной площадкой» на крыше рубки.

Стоимость всего удовольствия на 5 дней составляет порядка 120 000 р. Делим на количество участников и получаем итоговую сумму.

Очень важный момент: прежде, чем отправляться в путешествие, необходимо получить пропуск! Для этого нужно либо сходить на Шпалерную, 62 в Пограничное управление Федеральной службы безопасности по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, либо оформить заявление на портале госуслуг (для этого у вас должна быть подтверждённая учётная запись). Услуга называется «Получение индивидуального пропуска для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону». Бумажными делами лучше заняться заблаговременно, т. к. оформление занимает около месяца (в хорошем случае — две недели, но лучше не рисковать).

Пропуск — не пустая формальность! Его в обязательном порядке проверяют, как только вы причаливаете к острову. При этом важно понимать, что даже наличие разрешающей бумажки не гарантирует попадание на Гогланд:

1) может вмешаться погода (в шторм никто вас не повезёт по коварному заливу),
2) может прилететь президент осматривать затонувшую во время Великой Отечественной войны подлодку Щ-308 «Сёмга» (одной экскурсионной группе пришлось перенести поездку),
3) могут найти неразорвавшиеся снаряды и приступить к их обезвреживанию (команду «Гэнгъ» не пустили именно по этой причине).

Так что будьте морально готовы и подумайте, хотите ли вы рисковать (неразорвавшиеся боеприпасы — не шутка). А я пока расскажу, ради чего все эти хлопоты))

Итак, всё путешествие заняло у нас пять дней, один из которых мы посвятили острову Большой Тютерс, но о нём будет отдельный пост.

Первый день провели в дороге: сначала добирались на электричке до Соснового Бора, затем около десяти часов куковали на судне, ведь до Гогланда порядка 120 км, а кораблик наш, как мы помним, неспешный. Но на море был полный штиль.

Мы загорали, читали, общались,

Фотография Влада Сорокина

любовались закатом и, конечно же, фотографировали.

Наконец, на горизонте появился пункт назначения, и нас гостеприимно окутал тёплый воздух с хвойным ароматом. Удивительное ощущение! Как будто оказались на юге.

Пришвартовавшись у причала в бухте Сууркюлянлахти, сразу же оказались в руках начальника штаба (на Гогланде располагается воинская часть), который проверил документы и провёл инструктаж: «Личный состав и технику не фотографировать, солдат не кормить и с ними не говорить. А если говорить, то только о любви… к Родине!».

Стемнело, поэтому в этот вечер лишь бегло осмотрели памятные знаки участникам Таллинского перехода и балтийским морякам, погибшим в 1941-1944 гг.;

метеостанцию на территории бывшей финской деревни Суркюля и технику, которую нельзя фотографировать. А ещё познакомились с командой крана, занимавшейся очисткой той самой подлодки, к которой спустя полтора месяца погружался в батискафе В. В. Путин. Теперь вместо фразы «Одна бабка сказала» используем выражение «Боцман с крана сказал»))

Второй день ознаменовался пешим походом к Южному маяку. Расстояние составляет порядка 12 км в одну сторону. Теоретически, можно нанять «буханку» или «камаз». Но эти транспортные средства в наш приезд были в нерабочем состоянии. Как, например, так и не сумевший когда-то подняться в скалистую горку тягач.

Да и бывалые настаивали, что лучше передвигаться на своих двоих, чем остаться без зубов: вполне приличная поначалу дорога периодически превращается то в ручей, то в скальный выступ, а то и вовсе в каменную реку… Первую из которых мы форсировали весьма скоро,

намеренно свернув на кривую дорожку и спустившись со скалы))

Фотография Влада Сорокина

Ведь больше всего я жаждала лицезреть «Леонида Дёмина». Впервые увидела его на фотографии Андрея Стрельникова и с тех пор мечтала о свидании. И вот наша встреча состоялась.

Океанографическое исследовательское судно было спущено на воду в 1977 г. Совершило более 30 походов общей длительностью около 70 месяцев и протяженностью 455327 морских миль. В 2003 г. было продано на металлолом латвийской компании. При буксировке в штормовую погоду сорвалось [или было отцеплено] с тросов и прибилось к Гогланду. С тех пор так и лежит, потихоньку разрушаясь… И не только волнами.

Вокруг валяются различные военные железки, колючая проволока… По берегам повсеместно оборудованы огневые точки и каменные окопы.

Уходить не хотелось, но пора было двигаться дальше. Продолжили путь, пообещав себе вернуться на закате, чтобы сфотографировать «Дёмина» в лучах заходящего солнца.

Затем всё шли и шли, шли и шли.

До цели постоянно оказывалось «чуть больше километра». И вот раздался собачий лай: первой в маячном городке

нас приветствовала Ася.

Подкрепившись, вволю наигравшись с собакой, нафотографировавшись и налюбовавшись волнами,

двинулись в обратном направлении к ещё одному очень важному пункту маршрута — сопке Попова.

Во время прошлогоднего Форума малых музеев побывала в мемориальном музее-лаборатории А. С. Попова, где узнала об операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», в ноябре 1899 г. севшего на подводную скалу у берегов Гогланда.

При спасательных работах впервые была использована радиосвязь. В километре от броненосца под руководством А. С. Попова построили радиостанцию, которая сообщалась со станцией на острове Кутсало, находящейся в 47 км (до сих пор радиопередачи велись на расстоянии, не превышающем 30 км). Тогда же, благодаря первой радиограмме, была спасена группа из 27 рыбаков, унесённых в море на оторвавшейся льдине (ничего в мире не меняется).

Кстати о связи: в 55 км от Гогланда находится Эстония, в 40 км — Финляндия. Следите за своими сотовыми операторами!)

В таком важном историческом месте эмоции просто зашкаливали. Радостно, что оно, несмотря на удалённость и малопосещаемость, отмечено памятными знаками.

Здесь же просматривается в зелени орудийный дворик и ржавеют две передвижные радиолокационные станции.

Затем по программе следовало купание. Но не в холодном заливе (хотя среди нас нашлись и такие смельчаки), а в тёплом озере. Всего их на острове пять. Мы выбрали Дальнее (Лоунатярви). Представляете, какое удовольствие: ни души вокруг. Никаких шашлыков, «умца-умца», пьяных криков и т. п. Тишина и чистота… Блаженство.

На представление «Дёмин на закате» не успели, но у нас ещё был в запасе целый следующий день))

Третий день начали с осмотра бывшего финского казино, в котором в 80-е гг. размещалась радиотехническая рота ПВО [сведения из викимапии].

А какой чудесный был бы курорт!

Если по тропинке, находящейся за этим зданием, подняться наверх вдоль ЛЭП, можно полюбоваться отличными видами.

А дальше по берегу находится кладбище.

Оно интересно тем, что, помимо старых финских могил,

на нём есть захоронения наших моряков. В том числе, прекрасно сохранились три братские могилы матросов и офицеров русского 12-пушечного военного транспорта «Америка», потерпевшего крушение осенью 1856 г.

Рядом — парное захоронение военнослужащих Гогландского сектора береговой обороны Краснознамённого Балтийского флота, погибших 10 мая 1945 г. (!!!) при подрыве на мине на близлежащем острове Малый Тютерс.

Если пройти вдоль бухты ещё дальше,

то можно увидеть памятный знак, установленный в 2007 г. и сообщающий любопытствующим о том, что «150 лет назад на этом месте была создана первая станция добровольной морской спасательной службы в Финском заливе — общество спасения на море Финляндии».

Для помощи «водоплавающим» был установлен и второй островной маяк — Верхний Гогландский.

По дороге к нему на скалах тоже немало всевозможных укреплений.

И комаров))

Фотография Влада Сорокина

Возвращаемся к причалу и разыскиваем ещё одну достопримечательность — астрономический пункт «Ƶ» дуги Струве.

Тут позволю себе процитировать фрагмент отчёта Влада Сорокина, отлично объясняющий крутость этого камня с табличкой:

«В начале XIX в. появилось предположение, что форма нашей матушки-Земли несколько отличается от идеального шара, и для точного измерения размера и формы нашей планеты было придумано выстроить цепь треугольников, вытянувшуюся в линию длиной в почти три тысячи километров. Зная углы между всеми точками дуги, можно было определить форму кривой — лекала, идеально огибающего земную поверхность. Оказалось, что — таки да — наш космический дом имеет на полюсах некоторые сплюснутости, придающие Земле легкий, но такой приятный флёр индивидуальности.

Как побочный продукт усилий Струве сотоварищи (а, возможно, это и было главной целью), созданная система позиционирования на местности, основанная на треугольниках, стала замечательной основой для дальнейшего создания точных топографических карт.

Значение Дуги Струве было столь велико, что результатами полученных измерений пользовались в течение последующих полутора сотен лет, вплоть до появления космических спутников.

В 2005 г. ЮНЕСКО приняла решении о придании сохранившимся пунктам дуги Струве звания памятников всемирного наследия.

Дуга Струве протянулась от мыса Норд-Кап в Норвегии до юга Украины, однако из всех 265 пунктов на долю современной России досталось всего два, и оба они находятся на Гогланде. Это «Точка Ƶ» и «Точка Мякипяллюс» [https://vk.com/@vlad_synoptic-ostrov-gogland-den-tretii].

И если «Ƶ» легкодоступна, то «Мякипяллюс» находится на вершине горы. Хорошо, что с нами была Светлана Крамарь, которая раскрыла секреты мастерства опытных «горняков»: идти наверх нужно совсем крошечными шажочками. Проверено: работает! Дыхание совершенно не сбивается. Зато мы сами сбиваемся с пути, пропустив нужный поворот у колодца

и уткнувшись в заброшенное здание радиоцентра.

Но затем по привязанным тряпочкам (спасибо добрым людям) находим еле различимую тропинку, ведущую к астрономическому пункту. Галочка поставлена!

Теперь ничто не мешает наслаждаться красотой «Дёмина» на закате.

Хотя вру: ещё были поиски геокэшингового тайника в окопах,

из-за которых с Ириной чуть не опоздали к спектаклю.

Фотография Влада Сорокина

но главный кадр таки был сделан.

Конечно же, мы не успели посмотреть всё. Я профукала какие-то загадочные круги на скалах и изучила далеко не все окрестные доты.

Но… дорожка уже протоптана. Возможно, когда-нибудь вернусь сюда…

А пока нас ждал Большой Тютерс.

Острова в Финском заливе: Гогланд — Школа Путешественника

В июньском путешествии по островам (дело было в 2019 году) два дня из пяти было посвящено Гогланду. Ксения уже поведала, какими дорогами ходили по острову и что видели. Я расскажу о Гогланде, его природных и исторических памятниках в свободной форме без привязок к нашим маршрутам.

Прежде чем переходить к описанию достопримечательных мест, надо дать общую информацию об острове. Гогланд среди островов Финского залива выделяется. Он самый крупный, длина его составляет около 11 км, ширина же не превышает 2,5 км. Это самый высокий остров на Балтике (176 м от уровня моря) и самый дальний из Внешних островов Финского залива. Вытянутая с севера на юг островная территория одним краем приближена на 40 км к Финляндии, противоположным – на 55 км к Эстонии. Поэтому при передвижении по Гогланду надо внимательно следить за своим телефоном, поскольку последний постоянно норовит подключиться к одной из заграничных сетей. Отечественные операторы по всему острову связь «держат» плоховато, но в районе бухты Сууркюлянлахти и близ нее и интернет, и звонки на Большую землю доступны.


Прибыв на Гогланд, наше судно пришвартовалось в уже упомянутой гавани Сууркюлянлахти (Сууркюля). Вот как выглядит бухта со стороны, у причала бело-синее судно – наш «Сосновый бор».


В этой части острова (у бухты песчаные берега) расположено старинное островное кладбище.


Здесь лежат как финны (сохранилось чуть больше десятка надгробий в разной степени сохранности),


так и наши соотечественники. На гогландском кладбище были захоронены матросы и офицеры русского 12-пушечного трехмачтового парусника «Америка». Осенью 1856 года военное судно, следовавшее с грузом в порт Ревеля, потерпело крушение у берегов Гогланда. Личный состав понес потери: погибли 34 матроса (из 122) и четверо (из 8) офицеров. Погибшие были захоронены в трех братских могилах: старшие офицеры, младшие офицеры и нижние чины, как того требовали принятые в русском флоте традиции.


Еще одно захоронение обращает на себя внимание, прежде всего, датой смерти – 10 мая 1945 года. Военнослужащие Гогландского сектора береговой обороны Краснознамённого Балтийского флота погибли при подрыве на мине на близлежащем острове Малый Тютерс.


На оконечности бухты на скалах летом 2007 года установлен памятный знак. Табличка на нем сообщает: «150 лет назад на этом месте была создана первая станция добровольной морской спасательной службы в Финском заливе — общество спасения на море Финляндии».


В 30-х годах прошлого века, когда остров был финским, в изумительной по красоте бухте Сууркюля


были построены санаторий и казино. Напоминают о тех временах руины здания, в котором при финнах было казино с ресторанным залом.


В 80-е годы здесь размещалась одна из рот войск ПВО, с тех времен остались свои раритеты.

За зданием казино есть тропинка, уходящая вверх в гору. Если есть желание увидеть бухту с высоты, то Вам туда. Нам было очень надо, мы восхождение совершили (ориентир — дорожка идет вдоль ЛЭП). Ни припекающее солнце, ни крутость горы нас не остановили. Взошли)))

фото Влада Сорокина

Сверху открылась удивительная панорама бухты. На местности я этого не заметила, а вот на фотографиях явно увидела, что выступающая оконечность острова напоминает огромную голову змееподобного с разинутой пастью. Видите?)))

На Гогланде есть две пары идентичных объектов, вызывающих неподдельный интерес у пребывающих на остров. Начну с маяков. Повторюсь, их на Гогланде два. Ближайший к бухте Сууркюля – Северный (Верхний) маяк.


Полевые цветочные заросли поспособствовали созданию фото маяка в цветах.


Южный Гогландский маяк, заложенный в 1905 по указу Николая Второго, расположен на юге острова возле самой воды.

Поселок маячников, расположенный близ самого маяка, стоит на мысу и продувается ветрами со всех сторон. Холодно, ветрено, но виды шикарные, причем как сухопутные,


так и морские.


Северный маяк получился в цветах, а вот Южный – в камнях.


У маяка есть охранник – Ася. Общительная, шебутная собака встречает всех пришлых, глаз с гостей не спускает, играется, с удовольствием бегает по камням за палками, не упускает возможности испросить у каждого вкусных угощений.


С 2006 года вблизи Южного маяка работает станция дистанционного слежения за судами.


Два маяка связывает единственная на острове грунтовая дорога. Ну, как дорога… По городским меркам, дороги там нет, а вот местные военные по ней на УАЗах «летают». Парочка человек из нашей группы, кто в прошлом году проезжали дорогой Гогланда, и нам не советовали этого делать, и сами категорически были против повторять дорожный аттракцион. Теоретически на острове есть возможность нанять камаз. Но в наше посещение он оказался сломан, поэтому выбора не было — пошли пешком. В одну сторону расстояние составляет порядка 12 км, у нас с заходами «налево» вышло все 15. Возвращаясь с маяка, отклонились от основной дороги к еще одной достопримечательности острова — сопке Попова.

Место историческое, не прийти сюда было никак нельзя. Поздней осенью 1899 года у берегов Гогланда наскочил на подводную скалу броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», следовавший на зимовку в порт Лиепая из Кронштадта. Для организации спасательных работ требовалась бесперебойная связь с портом приписки. На помощь спасающим пришло новое изобретение А.С. Попова, под его руководством на острове устроили радиостанцию. В чем крутость момента? Гогланд и Кронштадт через промежуточные пункты (Гогланд — острове Кутсало – Котка – Петербург) связала первая в мире налаженная радиосвязь. И это был не просто эксперимент, первая радиолиния позволила скоординировать действия по спасению судна и завершить операцию удачно.

В память этого события на возвышенности Лоунаткоркиа (ныне это сопка Попова) на месте первого передатчика установлены стела и памятник А.С. Попову.


Еще одна парная достопримечательность острова Гогланд – точки дуги Струве. Смею предположить, что о Геодезической дуге Струве, которая входит в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО, слышали, если не все, то многие.

В первой половине XIX века в ученом мире появились предположения, что наша Земля вовсе не идеальный шар, якобы планета на полюсах немного сплюснута. Российский астроном и геодезист Фридрих Георг Вильгельм (Василий Яковлевич) Струве со товарищами решили установить точные размеры и форму нашей планеты. Для этих целей была сооружена цепь триангуляционных пунктов, которая протянулась на 2820 км и прошла по территории десяти современных европейских стран. Благодаря устроенной цепи Струве произвел первое достоверное измерение большого сегмента дуги земного меридиана, что позволило точно установить размер и форму планеты Земля.

Цепь старых триангуляционных пунктов (всего их 265) была признана единым памятником, известным как «Дуга Струве». Лишь 34 пункта (выбрали наиболее хорошо сохранившиеся) вошли в состав объекта Всемирного наследия. В России их два, и Вы уже догадались, где они располагаются. На Гогланде))).


Астрономический пункт «Точка Z» дуги Струве легкодоступен, находится по дороге от бухты Сууркюля к Северному маяку.


Вторая точка — «Пункт Мякипяллюс» расположена по пути следования к Южному маяку на вершине очередной горы.


Дорога не из легких – встречаются участки с крутыми подъемами, главное не увлечься и не проскочить нужный поворот. Вот у этого колодца надо брать вправо (по ходу движения). Кроме того, дорога помечена предусмотрительными людьми – обращайте внимание на повязанные на стволы деревьев куски оградительной ленты и различные тряпочки.


Кажется, основные исторические артефакты я перечислила. Но интересности здесь на каждом шагу. Любая расщелина в скалах может обернуться либо пещерой непонятного происхождения,


либо вывести к очередной огневой точке, вырубленной прямо в скале.

Можно встретить брошенный прямо у дороги тягач,


обнаружить на скалах памятный обелиск


или упереться в каменную реку, которую надо будет научиться преодолевать. В первый раз, не имея сноровки, осторожно переступать с камня на камень, а потом осмелеть и прыгать по камням под стать известному парнокопытному…

И природа… Ее величество суровая, безумно красивая и очень разнообразная природа. Когда мы шли дорогой до Южного маяка (помните – 12км), мы встретили на своем пути кусочек Крыма и лесную поляну средней полосы России, уголок городского парка и участок непроходимой чащи. Здесь скальные массивы, горные возвышенности, многочисленные долины, озера… Водоемов несколько, в одном плавали кувшинки,


в другом искупались мы.


А еще цветочки, бабочки, букашки и … тучи комаров, спасения от которых нет, спрей в огромных количествах облегчает ситуацию лишь на время.


Гогланд восхитителен во всех отношениях. Здесь обилие непохожих друг на друга природных памятников, исторических артефактов, старинных объектов. И здесь есть «Леонид Дёмин», как хотите, вишенка на торте нашего путешествия или гвоздь островной программы. Оставила его на «десерт».

фото Влада Сорокина

«Леонид Дёмин» — океанографическое исследовательское судно, на счету которого 24 года жизни и работы на водах, более 30 походов и тысячи пройденных морских миль. Завершить свой морской путь он должен был где-то на территории Латвии, на складе металлолома. Не случилось… При буксировке в последний порт судно сорвалось с тросов, штормовой ветер прибил его к берегам Гогланда. С тех пор (дело было в 2003 году) «Дёмин» обрел покой в небольшой бухте. Время, волны, люди творят свои нехорошие дела, но он держится…


Первая встреча была долгожданной и волнительной.

Фото Влада Сорокина

Мы были здесь трижды – все не могли налюбоваться.

Фото Светланы Крамарь

На «Леонида Дёмина» у меня собралось целое портфолио. В профиль, сзади, спереди.

В цветах, в песках и камнях, омываемый волнами.


И, наконец, в лучах заката.

В сумерках он особенно хорош. Надвигающая мгла скрывает его пробоины, в лучах закатного солнца просматриваются лишь очертания судна. Создается иллюзия, что «Дёмин» снялся с якоря и уходит из приютившей его бухты в дальнее плавание…

Гогланд: большая история небольшого острова

В июне на острове Гогланд в Финском заливе состоялся первый инклюзивный волонтёрский лагерь РГО «Восток Финского залива». Об интересных местах острова, его жителях и ярких моментах поездки – в материале волонтёра Ирины Константиновой.

Гогланд – остров с богатой историей

Гогланд – самый крупный русский остров в Финском заливе: его длинна – около 11 км, ширина – до 2,5 км. От Большой земли до острова недалеко: 180 км – до Санкт-Петербурга, 55 км – до Эстонии, всего 40 км – до Финляндии. Однако из-за своей труднодоступности Гогланд кажется краем света – добраться сюда можно только по воде или на вертолёте.

Слои истории видны на острове как годовые кольца на спилах местных сосен: вот остатки двух больших финских деревень – Сюркуля и Кискинкюля, вот мотки ржавой колючей проволоки, бетонные укрепления и смешавшиеся с камнями гильзы времён Великой Отечественной и Советско-финской войн. Здесь в чащах до сих пор лежат мины, а поисковые экспедиции находят останки бойцов…

Среди лесов и дорог Гогланда прячется его главная достопримечательность – точки «дуги русского меридиана», или Дуги Струве. В XIX веке с их помощью астроном Василий Струве смог в доспутниковую эпоху рассчитать размер и форму Земли. Всего точек было 265, сохранились из них 34. Сама Дуга протянулась на 2820 км от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря по территории десяти стран: Белоруссии, Латвии, Литвы, Норвегии, Молдавии, России, Украины, Финляндии, Швеции и Эстонии. В 2005 году Дугу Струве внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории России пунктов Дуги Струве осталось только два – «Гогланд Z» и «Мякипяллюс», и оба – на этом острове.

Сейчас Гогланд словно отдыхает от своей бурной истории: обезлюдел и зарос соснами. Постоянных жителей здесь не более полусотни. Это пограничники, метеорологи, лесники и смотрители двух старинных маяков.

В домике метеорологов…

– Муж спросил меня, хочу ли я здесь жить, и я ответила: «Конечно, хочу!» – рассказывает Катерина, заваривая мне чай из местных трав и наливая из банки прозрачно-жёлтое варенье из одуванчиков.

Вместе с мужем Михаилом и маленьким сыном Семёном они переехали на Гогланд четыре года назад. Когда-то Михаил, историк по образованию, приезжал сюда в поисковые экспедиции, и однажды жена поехала вместе с ним.

– Остров покорил с первого взгляда, – рассказывает Катерина. – Но чтобы остаться здесь жить, нужно кем-то работать. Из доступных штатскому человеку специальностей – метеоролог, лесник и смотритель маяка.

Все места на маяках были заняты, поэтому супруги пошли к главе метеорологической службы и оставили свои контакты. Спустя год, в феврале 2015-го, раздался звонок – освободилась ставка метеоролога.

– Конечно, мы долго думали, но в итоге решили переехать – жизнь-то одна. Многие мечтают о старости в домике с камином. Только вот, может, в старости ничего уже и не захочется. Поэтому исполнять мечты надо сейчас.

Быт в доме налажен: есть отопление, вода и интернет. Правда, туалет всё-таки на улице, а вместо душа – баня. Продукты закупают на полгода вперед. Доходят на Гогланд даже посылки с AliExpress.

– Мы ставили спутниковое телевидение, и нужно было указать нашу улицу. Выяснилось, что у нас есть остров и номера домов, а улицы нет! В итоге написали, что улица у нас Центральная, а дом – первый, – рассказывает Катерина.

Семён – единственный ребенок, постоянно проживающий на острове.

– Сначала мы думали уехать обратно, когда Сёме нужно будет идти в школу, но потом узнали, что сейчас легко обучаться дистанционно: нас курирует государственная школа, уроки проводятся по скайпу, – объясняет Катерина. Семёна, кажется, всё устраивает: кто же откажется от детства, в котором у тебя в распоряжении целый остров?

В домике метеорологов семья занимает одну большую комнату. В соседней живёт начальник метеорологической службы – тот самый, который когда-то им перезвонил, рядом – ещё одна сотрудница.

– Профессия у нас самая простая, – делится Катерина. – Мы не даём никаких прогнозов, просто снимаем показания. Смена – сутки через трое: на смене каждые три часа нужно отправлять данные в Санкт-Петербург. Раньше никто в этой семье не имел отношения к метеорологии. Профессии учились месяц в Петербурге, а потом – уже на месте.

Во дворе домика работает автоматическая метеорологическая станция. Немного похоже на языческое капище – на замысловатых вышках крутятся флюгеры, возвышаются разнообразные будки «на курьих ножках».

– Вот это у нас осадкомерное ведро, – Катерина достаёт из ёмкости с лепестками большой металлический цилиндр с небольшим носиком посередине. Сюда во время дождей заливается вода. Потом остаётся посмотреть её уровень. На станции есть такое же электронное, автоматическое, но себя не оправдало – точность измерения не та, теперь вот просто стоит рядом. Так что некоторые измерения проводятся так же, как и раньше, в докомпьютерные времена.

Недавно Катерина заказала себе небольшой промышленный выжигатель – так у Гогланда появились свои сувениры. Теперь все желающие могут купить деревянный магнит, брелок или значок с рисунками достопримечательностей острова. Увожу на память значок со своим рисунком – маяком на фоне заходящего солнца.

Смотрители маяка

В районе Южного маяка Гогланда удивительно красиво: камни, сосны, пологий выход к морю. Здесь расположились пять выцветших от солнца домов тихого посёлка маячников.

Чуть ли не вздрагиваю, увидев человека в таком безлюдном месте. Григорьичу на вид около семидесяти лет. Морщинистое лицо, клетчатая рубашка, большой серебряный крест на груди.

– Вам, молодёжи, кажется, что за пределами городов жизни нет? – немного ворчливо отвечает он на мои расспросы о том, каково жить на краю земли. На помощь приходит его жена. Выясняется, что они – смотрители Южного маяка. Все 19 лет, которые пара живёт на острове, их обязанность – вечерами подниматься на маяк и зажигать там свет. Супруги просят их не фотографировать и не называть имён, маяк – объект режимный.

– Нам по 47 было, когда мы сюда переехали, – рассказывает женщина. – Когда-то жили в Выборге, я экономистом работала. Приехала сюда в военную часть на аудит. И уж не знаю, во что я влюбилась – в камни, что ли, эти, в сосны корявые…

Узнав о том, что на маяк нужны смотрители, она приехала попробовать себя в этой профессии и «пропала». После утянула за собой и мужа: «Он ликвидатор чернобыльской аварии – подорвал там здоровье, ему в городе было тяжело». О городе женщина вспоминает неохотно: «Я туда приезжаю раз в полгода за продовольственным пайком и сразу от этой квартиры задыхаюсь. Мне даже душа не надо – лучше здесь».

Первая инклюзивная экспедиция РГО

В июне на Гогланде при поддержке «Гудсёрфинга», ЮНЕСКО и Экспедиционного центра Министерства обороны России прошла первая инклюзивная экспедиция Русского географического общества – волонтёрский лагерь «Восток Финского залива». Добровольцы занимались обустройством туристических маршрутов к пунктам Дуги Струве. Командовал экспедицией специалист Экспедиционного центра Минобороны Антон Юрманов.

Всего на остров приехали 20 волонтёров: пять из них – люди с ограниченными возможностями. Кроме того, организаторы сняли верхнюю возрастную границу, а также стали брать девушек, хотя ещё год назад на Внешние острова Финского залива, в экспедицию РГО «Гогланд», приглашали только парней с серьёзной физической подготовкой.

В итоге состав у экспедиции получился необычный. К примеру, 56-летняя Елена – турист со стажем, единственный человек, который действительно много знал про Дугу Струве и уже бывал на её северной конечности – мысе Норд-Кап; 37-летняя Валерия в жёлтых очках, придумавшая за пару часов до отправления катера на остров, прямо в Кронштадте, купить гитару; кемп-лидер Аня, будившая всех по утрам с помощью алюминиевых миски и ложки и доблестно решающая проблемы коллектива; ещё одна Аня, в Москве носящая киберпротез руки – в поездку она отправилась без него – и зарегистрированная в одной из соцсетей под говорящим ником «Одной левой».

***

В первые дни добираемся до основных достопримечательностей – пунктов Дуги Струве «Гогланд Z» и «Мякипяллюс». От «Гогланда Z» до лагеря идти не больше 15 минут. Пункт отмечен небольшой бетонно-каменной горкой. До «Мякипяллюса» добраться сложнее – приходится довольно долго карабкаться на покрытую мхом гору. Сверху ждёт чёрный постамент в половину человеческого роста.

На дорогах вблизи точек встречаются знаки – небольшие пластиковые таблички, которые указывают верное направление.

– Знаки сделал один из туристов, – рассказывает метеоролог Катерина, гуляя с нами по лесу. – Он приехал сюда посмотреть на точки дуги и очень удивился, что здесь нет никакой инфраструктуры, даже банальных указателей. Потом, уже дома, сам напечатал несколько и прислал нам.

Добровольцы РГО продолжили начатое дело по установке табличек. Так, в одной из палаток лагеря разместилась волонтёр Зоя, научившаяся обращаться с выжигателем. Из-за нездоровой ноги девушке сложно далеко ходить, зато рисование – её стихия. Теперь в палатку стекаются желающие выжечь собственный указатель. Параллельно идёт работа и на самих точках: у «Z» строится пологая лестница, по дороге на «Мякипяллюс» протягиваются верёвочные перила. На обоих постаментах появляются новые таблички. Мне пригодилось умение рисовать маяки – теперь мой указатель красуется на одной из сосен по дороге на Северный маяк. 

В конце экспедиции официально «открываем» точки – проезжаем по местам работ в открытом кузове военного «Урала». Впервые по этой дороге едет Настя: ей 34 года, с восьми лет она болеет артритом и ходит на костылях, поэтому своим ходом ни на одну из точек сама бы не добралась. «Урал» останавливается у начала тропы в гору – дальше подняться на «Мякипяллюс» можно только пешком. Ребята помогают Насте забраться на крутой склон. Девушка хватается за сделанные накануне верёвочные перила, с двух сторон её поддерживают два парня – и вот самое сложное позади. На вершине греет яркое солнце, радуя волонтёров и засвечивая фотографии с флагами РГО и Экспедиционного центра Минобороны.

– Мы сделали почти невозможное, – тихо замечает Антон Юрманов.

***

На самом деле точек Дуги Струве на Гогланде не две, а четыре. Ещё две были запасными, но тоже помогали астроному в расчётах. Сейчас на острове они никак не отмечены – разве что должна остаться впаянная в камни металлическая бляшка ещё со времён самого Струве. В последний день экспедиции небольшой компанией – Антон, я и картограф Ангелина – отправляемся их искать.

У Ангелины своя миссия – она собирает данные для создания интерактивной карты острова.

– Появилась мысль – сделать карту Гогланда для туристов. Конечно, можно сделать и бумажный вариант, но это в современных реалиях не слишком актуально. Сейчас люди хотят сразу увидеть фотографии объекта, узнать о нём краткую информацию, – делится Ангелина.

Всю экспедицию девушка не расстается с GPS и отмечает координаты достопримечательностей и площадок с красивыми видами. Когда карта будет готова, она появится на Геопортале РГО.

К сожалению, прогулка по скалам ни к чему не приводит – возможно, обозначения точек были уничтожены во время войны. Тогда мы уходим в чащу леса собирать комаров – и это не эвфемизм. Собрать образцы Антона попросил знакомый из Научно-исследовательского института медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского. Комары ловятся на живца – прямо на себя и товарищей. Оглушаешь насекомое, потом кладёшь пинцетом в пробирку.

– Сейчас попросить привезти материалы для изучения или просто узнать о том, что они кому-то требуются, можно только через друзей, – говорит Антон. – И это достаточно неудобно: предположим, учёному нужно собрать тех же комаров для исследований из двадцати пяти разных мест земного шара. За полевой сезон он успеет в лучшем случае в пять. А как же остальные?

Поэтому Антон работает над проектом Sample Crossing. В планах – создать ресурс, на котором можно было бы оставить запрос на сбор материала. Человек, который едет в район, где материал находится, смог бы увидеть просьбу и привезти учёному все необходимое. В июле Антон едет на Курилы, поэтому предлагает всем желающим доставить нужные материалы с островов Итуруп и Уруп. Он уже получил пятнадцать заявок от незнакомых людей. Впрочем, иногда материалы можно запросто найти, например, у себя на даче. Так что сервис планируется сделать доступным для всех желающих.

– Люди часто становятся волонтёрами, потому что хотят неделю побыть кем-то ещё. Например, не сотрудником офиса, которым являешься в «большой жизни», а археологом, строителем, работником заповедника. Так зачем прикидываться учёным, когда можно и правда им стать? – спрашивает Антон Юрманов.

***

У причала стоит катер: до отправления обратно на Большую землю остаётся полдня. Группа волонтёров прикрепляет к дереву деревянную табличку. На ней выжжено «Здесь прошёл первый инклюзивный лагерь РГО». У истории острова нарастает новое годовое кольцо.

Гогланд. Таинственный остров финского залива: описание маршрута (похода)

Могучий и красивый, остров поднимается из-за горизонта тремя, подернутыми синей дымкой, вершинами высотой 176м,142м и 106 м. С этих огромных скальных утесов открывается великолепная панорама: море, острова, корабли, брошенная военная техника и покрытые мхом военные объекты.

Человеческие руки сделали и без того труднодоступный остров и вовсе неприступным. У нас есть уникальная возможность прикоснуться к тайнам этого загадочного острова, прогуляться по дотам и блиндажам, насладиться красивой и суровой природой.

Возможно участие с детьми от 10 лет.

Программа по дням

День 1

Проезд на электричке до места посадки в катер. Затем поездка на катере по финскому заливу. Брызги Балтики в лицо – что может быть лучше! По дороге возможны посещения еще нескольких островов.

Вечером прибытие на остров. Ужин. Сон.

День 2

Утреннее солнце разбудит нас своим теплом. Мы сделаем зарядку и после завтрака отправляемся вглубь острова на поиски приключений. Впереди нас ждут тайны и загадки.

На берегу одного из озёр мы остановимся, чтобы половить рыбу и осмотреть первые подземные исторические объекты. Вечером нас ждет красивый закат и песни у костра.

День 3

Мы отправляемся к самой дальней точки острова, где Попов впервые послал свой сигнал по радио. Осмотр памятного знака точки «Z».

А вечером можно будет сделать уху из наловленной рыбы.

День 4

Утром мы с вами после плотного завтрака отправимся в другую часть острова. Мы осмотрим северную его часть, с которой хорошо видны проплывающие корабли, и попробуем не заблудиться в катакомбах огневых позиций 1941-1945 годов.

Закат мы встретим уже на берегу залива. Солнце будет медленно садиться за горизонт, и мы будем провожать его, щёлкая затворами фотоаппаратов.

Так же мы превратимся в археологов и мореплавателей. Пройдя 20 метров по пояс в воде, мы осмотрим гигантский сухогруз «Леонид Демин», который был выброшен на мель в далеком 2003 году… мы найдём и прочтём с вами бортовой журнал и узнаем, в какие далекие плавания он отправлялся в свои лучшие годы, а вечером осмотрим брошенную во время войны военную технику и заснем под милый шум прибоя.

День 5

Дорога домой… Где то там, в городском тумане, наш город, по которому мы так соскучились за это время, и пора вернуться в его уютные объятия.

В электричке от Соснового бора можно будет посмотреть отснятые фото и запланировать ещё раз вернуться в этот удивительный мир тишины и прохлады острова Гогланд.

Также просьба учесть, что из-за погоды, возможно, задержимся на острове на 1-2 дня.

Расскажите друзьям!

Остров Гогланд. Острова Финского залива

Финский залив в Санкт-Петербурге, несмотря на внешнюю сдержанность и даже «холодность», имеет множество удивительных уголков, наполненных природной красотой и драматической историей. Одна из жемчужин — Гогланд — крупный остров в Ленинградской области. Все, кто побывал в Гогланде, отзываются о нем как о стране величественной и неповторимой.

Этимология

Шведское название острова Гогланд переводится как «возвышенность». Действительно, здесь сравнительно высокие горы, поросшие лесом, скалистые берега, почти вертикально уходящие в воду.В целом пейзаж типичен для Восточной Фенноскандии. Испокон веков финны называли остров Суур-Саари, в переводе — «Великая земля».

Размеры

Остров Гогланд является крупнейшим в России акваторией Финского залива. Он расположен в 10 км к востоку от морской границы России с Финляндией. С севера на юг она протянулась примерно на 11 км, а ширина от 1,5 до 3 км. Вся площадь острова составляет 20,65 км 2 .

Местонахождение:

Незаметный участок земли занимает удобное и, следовательно, важное стратегическое положение.Справа в 180 километрах расположен Санкт-Петербург, Финский залив с крепостью Кронштадт, крупные российские порты (Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга). Слева — Финляндия и Эстония.

Остров отделяет западную, более глубокую и соленую часть Финского залива, от восточной части — более мелкую и пресную. Географические координаты острова:

  • 60ᵒ01 «- 60ᵒ06» с. ш .;
  • 26ᵒ56 дюймов — 27ᵒ00 дюймов e.

Ближайший финский город Котка находится в 43 км к северо-востоку.На юге эстонское побережье залива находится примерно в 55 км, а остров Большой Тютерс на юго-востоке, на расстоянии 18,5 км от южного мыса. Расстояние по трассе до Усть-Луги — 85 км.

Острова Финского залива: Гогланд

Рельеф острова сильно расчлененный, абсолютный. Отметки варьируются от 108 м в северной части (возвышенность Похьескорка) до 175,7 м в южной (возвышенность Лоунаткоркия). Часто встречаются каменистые уступы высотой до 10 м и более, максимальной высоты (50-70 м) они достигают на западных склонах возвышенностей Мякинпияллус и Хауккавуори.

Вдоль восточного и западного побережья есть небольшие бухты и несколько небольших островков. Пляжи в основном каменистые, в бухтах — галечные с валунами и только в бухте Сууркулянлахти — чистый песчаный пляж. Эта закрытая и удобная для судов бухта находится на северо-востоке острова. Он защищен кротом и имеет глубину канала у входа 4,2 м при ширине входа 90 м. К югу от залива Сууркулянлахти находится старинное финское кладбище.

Маяки

На острове два маяка.Маяк Северный Гогланд, расположенный на высотах Похейскоркии, был построен при Петре Великом в 1723 году. Южный Гогланд был заложен в 1905 году по указу Николая II. С 2006 года возле Южного маяка действует станция удаленного наблюдения. Единственная грунтовая дорога проходит через весь остров, соединяя оба здания.

Научная деятельность

Финский залив — это уникальная природная лаборатория, где, несмотря на активную деятельность человека, экосистема сохранилась в первозданном виде.Комплексные экологические экспедиции НИИ биологии СПбГУ по изучению островов российской части Финского залива, в том числе острова Гогланд, проводились ежегодно с 1991 по 1995 г. по инициативе и при непосредственном участии режиссер Д. В. Осипов.

Затем они были продолжены в 2003-2004 годах в совместных проектах BINIE и Финского экологического центра (CSPF). В 2004 году исследование получило финансовую поддержку Экологического фонда Ленинградской области.Геологическое изучение острова было начато в 2001 году и продолжено в 2003-2004 годах. Сбор материалов для описания растительности проводился Ботаническим институтом РАН в 1994–1998 гг. И в 2004–2006 гг. Накопленный материал позволил составить ботаническую, зоологическую и геологическую карту региона, а также отследить изменения в природе на основе ранее полученных данных.

Под флагом ЮНЕСКО

Остров Гогланд — это не только природно-интересное место.В 1826 году на острове немецко-русский астроном, директор Пулковской обсерватории В.Я. Струве, основал уникальную точку, которая является частью грандиозного проекта по вычислению размеров и формы планеты Земля. Так называемая «Дуга Струве», протянувшаяся от берегов Северного Ледовитого океана до Дуная, признана ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Согласно реестру, на этом удаленном земельном участке расположены два объекта — «Точка Z» и «Мякипаллус Точка» (по названию одноименной скалы).Здесь Виктор Яковлевич наблюдал углы и азимуты, что позволило получить ценные астрономические данные. Это показывает, насколько важен Финский залив.

В Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная теме «Арка Струве». На остров была отправлена ​​специальная экспедиция, которая оценила фактическое состояние объекта ЮНЕСКО. В память об историческом событии здесь установлены два астрономических знака. Первый находится на холме Мякинпияллус. Это мемориальная доска с надписью «Геодезический пункт Мякинпияллус, заложенный в 1826 году В.Я Струве. Перед Измаилом 841657 туалетов, перед Гаммерфастом 660130 туалетов. Первое измерение дуги меридиана в России с 1816 по 1855 гг. »

Рядом с заливом Сууркулянлахти, в лесу, у развилки дороги, ведущей к Северному маяку, воздвигнут еще один памятник, также посвященный измерению меридиана V. Струве Я. Этот астрономический знак «Гогланд Z» установили сотрудники Пулковской обсерватории

Исторический очерк

Острова Финского залива населяют люди с незапамятных времен.Первыми их освоили саамы. Об этом свидетельствуют найденные на вершинах холмов сакральные предметы — камни капюшонов, сейды, «алтари», напоминающие культовые сооружения саамов Кольского полуострова.

В исторически обозримое время Гогланд входил в состав Швеции. Легенды гласят, что далекие предки островитян были пиратами и контрабандистами. Эти легенды вполне правдоподобны, так как остров расположен недалеко от важного торгового пути, а скалистая местность была прекрасным убежищем для флибустьеров, грабивших корабли, идущие к Неве и Новгороду с запада.

В Россию остров отошел в 1743 году после заключения мирного договора со Швецией. В июле 1788 года между русским и шведским флотами у Гогланда вспыхнуло морское сражение, известное как Гогландское сражение. Он закончился победой русского флота, в результате чего Россия закрепила за собой право собственности на остров.

Кладбище кораблей

Остров Гогланд расположен на берегу Финского залива, в самом его центре, поэтому вдоль него проходит оживленный морской путь.Большое количество подводных и надводных камней становилось причиной частых кораблекрушений у берегов Гогланда. В памяти современников сохранилась история гибели русского трехмачтового парусника «Америка», случившейся в ночь на октябрь 1856 года. Судно отправилось с грузом бревен и железа в Таллинн, но, ударившись о шторм у северо-восточного побережья, вылетело на скалы и затонуло у Северного маяка. На кладбище у села Сууркюля можно увидеть две могилы, в которых похоронены 2 офицера и 34 моряка с потерпевшего крушение корабля «Америка».В 1999 году в заливе Маахелли у западного побережья острова членами эстонского клуба «Ихтиандр» были обнаружены останки другого затонувшего парусника.

Рождение радио

Поистине всемирную известность острову принесли научные эксперименты А.С. Попова, когда в конце января 1900 года была установлена ​​первая связь по беспроводному телеграфу между Гогландом и финским островом Куцало близ Котки. Показательно, что причиной испытаний радиосвязи также стало кораблекрушение.Линкор «Адмирал генерал Апраксин», ехавший на зимовку из Кронштадта в порт Лиепая, 13 ноября 1899 года врезался в подводную скалу у юго-восточного побережья.

Снять его со скалы в условиях наступления зимней погоды и быстрого образования ледяного покрова у берегов острова не представлялось возможным. Для организации спасательных работ необходимо было наладить бесперебойную связь с ближайшим населенным пунктом, которым был город Котка, а через него — с Петербургом.После серии безуспешных попыток установить первую линию радиотелефонной связи 24 января первая радиограмма была успешно передана с холма Лоунаткоркия (ныне холм Попова). В память об этом событии на месте первого передатчика установлены стелла и памятник А.С. Попову.

Century XX

С 1917 года, когда Финляндская Республика получила независимость, остров Гогланд был передан Финляндии. Здесь было две финские деревни — Сууркюля (в переводе — Большая деревня) и Кийскинкюля (деревня Ершовая), население которых составляло около тысячи человек, в основном занимавшихся рыболовством и ловлей тюленей.Так, по переписи 1929 года на острове проживало 896 человек. Прочный фундамент домов, каменные заборы, расчищенные поля — все эти свидетельства былой мирной жизни островитян сохранились на месте бывших деревень. После окончания советско-финской войны по условиям мирного договора (1940 г.) Гогланд был передан СССР.

Драматические события развернулись вокруг острова в дни Второй мировой войны. В августе 1941 года корабли с беженцами — детьми и женщинами — пытались прорваться из осажденного Таллина в Кронштадт, но были уничтожены немецкой авиацией.Матросы отряда кораблей под командованием адмирала И. Г. Света

.

Какие страны граничат с Финским заливом?

Бенджамин Элиша Саве, 6 сентября 2019 г., Окружающая среда

A map showing the Gulf of Finland. Карта Финского залива.

Финский залив окружают три страны: Финляндия, Россия и Эстония. Это продолжение Балтийского моря на его восточной стороне. Финский город Хельсинки находится на берегу Финского залива. Точно так же города Таллинн в Эстонии и Санкт-Петербург в России находятся на берегу Финского залива.

Залив занимает площадь около 12 000 квадратных миль, а его самая широкая точка составляет 81 милю в ширину, а максимальная длина — 250 миль.Средняя глубина составляет 125 футов, а самая глубокая точка — 277 футов. Залив был назван Рамсарским водно-болотным угодьем 13 сентября 1994 года.

Эстонские острова

Эстония расположена в южной части залива и имеет множество островов. Около 100 из многочисленных островов Финского залива находятся в водах Эстонии. Есть несколько небольших островов и относительно более крупные.Пейзажи этих островов такие же, как и на северных прибрежных равнинах Эстонии. Однако другие острова, такие как острова Вайке-Бакри, Суур-Пакри и Осмуссаар, были образованы на скальной породе, и их ландшафты аналогичны ландшафтам северного эстонского плато.

Березовые острова

Березовые острова относятся к группе островов, также известных как Березовые острова.Они находятся в Ленинградской области в России, на берегу Финского залива недалеко от города Приморск на Карельском перешейке. Они состоят из 15 островов, самый крупный из которых — Большой Березовый. Площадь всех островов составляет 35 квадратных миль, и они тянутся вдоль побережья на 124 мили. Острова являются частью охраняемых территорий как птичьи заповедники и в 1994 году были внесены в список Рамсарских угодий.

Остров Гогланд

Гогланд, также известный как Гогланд, — это русский остров, расположенный в Финском заливе примерно в 112 милях к западу от Санкт-Петербурга и всего в 22 милях от побережья Финляндии.Остров занимает площадь 8,1 квадратных миль, а его самая высокая точка находится на высоте 568 футов над уровнем моря. В административном отношении остров находится в составе Ленинградской области. Первоначально остров населяли этнические финны, относящиеся к 16 веку. Однако за свою долгую историю остров переходил из рук в руки несколько раз. Когда-то он был частью Шведского королевства, которое в то время контролировало Финляндию. В 1713 году остров был взят Российской империей под предводительством царя Петра I, который построил первый маяк на острове в 1723 году.

Котка

Котка — крупный портовый и промышленный город Финляндии, расположенный в Финском заливе в провинции Кюменлааксо. Город расположен в устье реки Кими. Население Коткарского региона постепенно сокращалось с годами, так как часть населения переехала в регион Хельсинки.

Загрязнение Финского залива

Финский залив пострадал от загрязнения, и в воде были обнаружены высокие уровни ионов меди и ртути.Другие загрязнители включают полициклические ароматические углеводороды, нефтепродукты, фенолы и хлорорганические пестициды. Очистка воды была начата в Санкт-Петербурге в 1979 году, и 74% сточных вод в 1997 году было очищено. По состоянию на 2005 год было очищено около 85% сточных вод, а к 2008 году этот показатель увеличился до 91,7%. Ожидалось, что к 2011 году он достигнет 100%. Однако к 2008 году было объявлено, что все пляжи в Сент Петербург не был приспособлен для купания.

,

Один месяц до срока: Go IDE JetBrains становится GoLand

Мы не рассматривали предыдущие EAP, так зачем делать это сейчас? Что ж, название продукта было решено, так что это большое дело. Гогланд превратился в Голанд; переход от Гогланда к GoLand может показаться не таким уж большим делом, но если вы спросите Андрея Чепцова, он скажет вам, что удаление одной буквы из названия продукта занимает много времени.

Если вы хотите узнать больше о том, как Gogland стал GoLand, прокрутите до конца сообщения Андрея в блоге.

Обзор GoLand

Итак, мы знаем, что GoLand 2017.3 выйдет в начале декабря — через год после того, как команда JetBrains объявила о новом дополнении. В декабре прошлого года компания объявила, что Gogland (исходное название) — это просто кодовое имя, а , а не — окончательное название продукта; Их источником вдохновения был остров Гогланд в Финском заливе недалеко от Котлина.

На данный момент они не планируют открывать исходный код новой IDE. Новая IDE будет платным продуктом под эгидой JetBrains Toolbox — с ценами, аналогичными PhpStorm, PyCharm, RubyMine, DataGrip и AppCode.

СМОТРИ ТАКЖЕ: IntelliJ приветствует новое пополнение в семействе: Gogland, новую Go IDE

GoLand EAP 18

В новую сборку EAP внесены некоторые важные улучшения, в том числе следующие:

  • Официальное название продукта — GoLand
  • Поддержка шаблонов Go
  • Предварительный просмотр в настройках Imports — при редактировании настроек Imports вы можете увидеть предварительный просмотр того, как GoLand организует операторы импорта на основе текущих настроек
  • stdlib импорт пакетов можно сгруппировать вместе
  • Операторы импорта, добавленные автоматически, теперь имеют соответствующий порядок
  • Find Usages в методе, реализующем интерфейс, предлагает вам
    включить использование метода интерфейса
  • Наблюдатели за файлами (недавно появившиеся) могут игнорировать внешние изменения (сделанные вне среды IDE).Чтобы включить эту опцию, снимите флажок Запускать наблюдателя при внешних изменениях или просто заново создайте наблюдателей (тогда он будет отключен по умолчанию)
  • Намерение добавить явный тип — EAP 18 идет с намерением, которое может указать явный тип при объявлении переменной или константы.
  • Несколько новых и улучшенных проверок (меньше ложных срабатываний)

Предупреждение. Поскольку Gogland теперь называется GoLand, команда JetBrains не может предоставить обновление патча.Для обновления вам необходимо вручную загрузить установщик с веб-сайта.

Если вы используете приложение Toolbox, установите обновление, щелкнув GoLand (не Gogland).

Ранее в этом году мы говорили с Ником Джексоном из HashiCorp о Go и Go IDE от JetBrains.

В следующем интервью вы узнаете о пути HashiCorp с Go от зарождения до зрелости. Ник Джексон рассказывает о процессе принятия решений, который в конечном итоге привел к Go, о преимуществах, которые компания получила от стандартной библиотеки, об ограничениях, с которыми они столкнулись на этом пути, и о причине, по которой Go стал наиболее часто используемым инструментом в их арсенале.

Говоря о Go, вам, вероятно, стоит взглянуть на Gonum, набор числовых библиотек, которые будут использоваться поверх Go, что упрощает написание более понятного научного кода и алгоритмов.

Одним из основных отличий Gonum от других научно-популярных библиотек является то, что Go не допускает перегрузки операторов или методов. Вот почему тому же алгоритму часто требуется еще несколько строк кода на Go.

Имейте в виду, что Gonum — это , а не , новый язык, построенный на Go.Узнайте больше об этом здесь.

,

Российская экспедиция начинает миссию на островах Финского залива

Россия

Получить короткий URL

Экспедиция Русского географического общества (РГО) в Россию Острова Гогланд и Большой Тютерс в Финском заливе, к которым присоединились волонтеры и журналисты Международного информационного агентства «Россия сегодня», прибыли на Большой Тютерс и готовы к работе, сообщил Sputnik в среду начальник лагеря, член РГО Владимир Яркой.

БОЛЬШОЙ ТЮТЕРС (спутник), Александр Мосесов — Экспедиция — четвертая, проводимая РГО на острова Финского залива, и спонсируется Министерством обороны России и администрацией Ленинградской области. В экспедиции принимают участие около 100 российских военнослужащих и 20 единиц военной техники. Работа над «Гогландом» будет сосредоточена на экологических аспектах, а волонтеры и журналисты «Большого Тютерса» также займутся исследованием новых мест.

«Все готовы к предстоящим экологическим работам.На первом этапе экспедиции проблем не возникло », — сказал Джаркой.

Добровольцев и репортеров со всей России и Содружества Независимых Государств (СНГ) разделили на четыре группы, каждая из которых прошла обучение по построению команды, оказанию первой помощи, созданию лагерей и обслуживанию.

«Из-за погодных условий наша группа прибыла немного поздно. Процесс разгрузки корабля был сложен. Нам пришлось построить лагерь поздно ночью», — отметил Джаркой, добавив, что группа была разделена между двумя ближайшими лагерями и усиленно работала. пока погодные условия были благоприятными.

Международная российско-германская экспедиция также должна прибыть на острова, чтобы эксгумировать останки павших немецких солдат времен Второй мировой войны, прежде чем перезахоронить их на материке. По данным Немецкого агентства по захоронениям, в настоящее время на островах находится более 120 останков немецких солдат.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *