где находится гора Воттоваара, как добраться на машине из Санкт-Петербурга, Петрозаводска
Карелия — красивейший регион России
Людей всегда манили тайны. Неизвестность — это информационный вакуум, который имеет свойство притягивать, поглощать в себя. Существуют обширные территории, на которых происходят необъяснимые явления. Их называют аномальными зонами. К таковым, например, относится гора Воттоваара в Карелии. На её вершину не зарастает туристская тропа.
Прямо и налево
Так выглядят пейзажи Муезерского района
В западной части средней Карелии расположен Муезерский район. Чтобы попасть на его территорию из центральной России, следует идти прямо на север, а за Онежским озером взять левее, в сторону Финляндии. Разумеется, это шутка. Мимо района проходит федеральная трасса «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск (Р-21). Есть железная дорога. Поэтому добраться до него легко на транспорте.
Муезерский район граничит с Финляндией. На него приходится почти 700 км государственной границы! По европейским меркам он соответствует размерам довольно крупного государства. Однако при таких грандиозных масштабах его население не превышает 16 000 человек. Здесь царит почти полное безлюдье. Эти края бедны памятниками архитектуры, которых насчитывается всего 16. Все они разбросаны по глухим деревням.
Зато район отлично подходит для любителей экстремального, природного, экологического и спортивного туризма. Центром притяжения для любителей приключений является посёлок Суккозеро, расположенный на юге Муезерского района неподалёку от одноимённого озера. Он является стартовой точкой для туристов, которые отправляются на гору Воттоваара. Она высится всего в 20 км от посёлка.
Название горы состоит из двух саамских слов. «Вуэйте» означает «победа», а «ваара» — «гора». Со временем первая часть слова трансформировалась в «вотто». Вместе они означают «Гора победы». Возможно, в далёком прошлом на её вершине состоялся поединок, завершившийся победой саамов. С тех пор эти места были объявлены священными. Удивительно, что слово «вотто» присутствует в названиях нескольких окрестных озёр.
Карельский Стоунхендж
Скалы покрывают лишайники ядовито-рыжего цвета
Высота горы составляет 417 м. Казалось бы, немного, но это самая высокая точка Западно-Карельской возвышенности. Выше гор здесь не встретишь. Её особенность в том, что склоны и ближайшие окрестности считаются культурно-историческим памятником республиканского значения и одновременно памятником природы. Всё дело в том, что с древних времён в этих местах жили люди, а необычный ландшафт сформировала активная тектоническая деятельность.
Древние саамы оставили немало материальных напоминаний о себе в виде сейдов. Они представляют собой огромные валуны, которые стоят на крохотных ножках — их играют роль небольшие камешки. Трудно представить, каким образом такие неустойчивые сооружения могли простоять тысячи лет. Кажется, толкни глыбу, и вся конструкция развалится. Сейды относятся к категории мегалитических сооружений, поэтому Воттоваару еще называют Карельским Стоунхенджем.
Необычные сооружения обнаружил в 1978 году Сергей Симонян. Их принято считать святилищами древних саамов. Необычные объекты найдены и в других районах Крайнего Севера. Они, например, имеются на архипелаге Кузова в Белом море. Однако воттоваарские сейды более известны и популярны, поскольку занимают самое южное положение и отличаются лёгкой транспортной доступностью.
Необычность горы и в том, что на её склонах растут деревья причудливой формы. Это создаёт атмосферу таинственности. Масла в огонь подливает рукотворное сооружение, похоже на амфитеатр. Утверждают, что внутри него время течёт медленнее, чем за его пределами. Загадкой также является широкая лестница, которая вырублена прямо в скалах. Её прозвали Чёртовой. Она насчитывает тринадцать ступеней. Невозможно понять её назначение, поскольку лестница никуда не ведёт.
Валуны на склонах Воттоваары нередко покрывают мох кроваво-красного цвета. Животные здесь редкость, а в окрестных озёрах не водится рыба. Любопытно, что в некоторых местах одни люди ощущают мощный прилив сил, а другие, наоборот, чувствуют слабость и страх. Бывает, что кружится и болит голова. Плоскую вершину горы покрывают изогнутые деревья, которые словно покорёжила какая-то сила. Некоторые выглядят так, будто их выдернули с корнем и воткнули верхушкой вниз.
Одно из мест в окрестностях Воттоваары прозвали «Смерть-горой». Однако причина столь брутального названия объясняется просто. Во время Второй Мировой войны в этом месте погибло более сотни советских солдат. Об этом свидетельствует обелиск, который установлен на небольшой возвышенности. К нему ведут ступени, выложенные из камня.
На горе также привлекает внимание образование, которое прозвали Колодцем. Внешне он выглядит как глубокая прямоугольная расщелина в скалах. Поражают ровные его стены. Кажется, какой-то гигант аккуратно вырезал его в твёрдой породе огромным ножом. Или выпилил алмазной пилой. Туристы любят фотографироваться сидя на краю и спустив ноги вниз.
Из-за атмосферы мистики Воттоваара ещё в 90-е годы прошлого века пользовалась популярностью среди экстрасенсов и магов. Сейчас загадки, словно магнит, притягивает множество обычных туристов — отечественных и иностранных. Летом на горе всегда можно встретить людей и увидеть палатки на берегах окрестных озёр. Сюда любят приезжать любители геокэшинга — охотников за спрятанными «сокровищами».
Как добраться?
Аномальная зона
Первый вариант — автомобильный. На джипе можно доехать почти до самой горы. С трассы Р-21 необходимо свернуть на посёлок Гирвас. Миллионы лет назад в этих местах бушевал вулкан. Поселок фактически стоит на его жерле. В местах, где водные потоки вскрыли коренные породы, можно увидеть последствия извержения. Из поселка нужно ехать около 40 км на север до деревни Юстозеро. Отсюда еще 57 км до Поросозера, где следует свернуть на Гимолы и проехать еще около 30 км.
В Гимолах стоят указатели на гору Воттоваара. Местные жители предлагают трансфер и услуги проводников. Реально еще немного проехать до импровизированной лесной парковки. Если клиренс вашего авто не позволяет ехать дальше, машину можно оставить в точке с координатами N 62 59.365 E 32 37.088. Дальше придется идти пешком.
Если же вы обладатель авто высокой проходимости, двигайтесь дальше. Путь непременно пройдет мимо места с названием «Смерть-гора». Ее координаты — N 63 3.665 E 32 43.192. До Воттоваары отсюда по прямой около 4 км. Место, до которого максимально добираются на автомобиле, находится в точке с координатами N 63 05.096 E 32 37.483. Дальше возможно идти только пешком.
Второй вариант – на поезде. Из Санкт-Петербурга и Петрозаводска есть регулярное железнодорожное сообщение с Костомукшей. Билеты покупайте до станции Гимольская. В посёлке Гимолы можно нанять частника или идти пешком около 25 км. Вокруг горы есть дорога. На вершину лучше подниматься по западному склону. К ней ведут протоптанные тропы.
Приключения от нашего турклуба в этом направлении
Карельский Стоунхэндж — гора Воттоваара
Другие достопримечательности
Сортавала
Остров Валаам
фото и карта, как добраться на машине и поход к «месту силы», где находятся каменные лабиринты, экскурсии, а также высота и координаты Блокнот туриста
Воттоваара – это гора в Карелии. Название пришло из саамского языка: «вотто» – это искаженное «вуэjjтэ», что означает «победить», «одержать победу», а «ваара» переводится как «гора». Таким образом, Воттоваара – это буквально «гора победы».
Точная причина такого названия неизвестна, но есть версия, согласно которой оно берет корни в древних традициях саамов, т. е. гора могла служить для проведения определенных обрядов. Есть и другое предположение – причина может крыться в саамском эпосе, и тогда реальную гору могли воспринимать как место действий легендарных персонажей.
Сейчас Воттоваара – туристическое место со своими привлекательными фишками.
Где находится “место силы”на карте?
Воттоваара расположена в центральной части республики Карелия, точнее – недалеко от Суккозерского сельского поселения Муезерского района. До самого Суккозера – 20 км на северо-запад, в 35 км на юго-запад находится поселок Гимолы, в 40 км на северо-восток – озеро Сегозеро.
Гора не считается труднодоступной, поэтому особенно популярна среди туристов и даже местных жителей.
Как добраться на машине?
Карелия – хорошее место для передвижения на авто, полное соблазнов остановиться и осмотреть красивые виды. Но для легковой машины здесь доступны далеко не все территории, поэтому если есть возможность взять внедорожник, то ей лучше воспользоваться.
Из Санкт-Петербурга
Из Санкт-Петербурга до Воттоваары можно добраться по трассе А-121, это примерно 560 км на север (около 9 часов в пути). Дорогая хорошая, но местами асфальт сменяется грунтовкой – в дожди проехать труднее.
Крупные населенные пункты на маршруте:
- Приозерск;
- Сортавала;
- Суоярви;
- Гимолы.
На легковой машине можно проехать только до поселка Гимолы – дальше понадобится внедорожник или вездеход (можно арендовать прямо в поселке).
На карте указан маршрут до горы из Питера. Карту можно скачать здесь.
Другой путь идет через Петрозаводск.
Из Петрозаводска
Маршрут из Петрозаводска более чем в два раза короче (а до самого Петрозаводска можно добраться из Питера по трассе E105). Из города нужно выехать на трассу E105 и направится по ней на север, минуя Шую (здесь с E105 придется съехать на трассу 86К-18), Косалму, Спасскую губу, Линдозеро и Поросозеро, остановившись в Гимолах.
Дорога в основном грунтовая, но есть и асфальтированные участки. От Петрозаводска до Воттоваары чуть более 200 км, это 4–5 часов в пути.
На карте указан маршрут из Петрозаводска. Карту можно скачать по ссылке.
Самостоятельно на поезде
На поезде до Воттоваары можно добраться с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга – подойдет любой, следующий до станции Гимольская (это деревня Гимолы). От станции до горы около 17 км, их можно пройти пешком. Есть пешая туристическая тропа и даже места для палаточных стоянок, если захочется отдохнуть и переночевать в красивом месте.
Тех, кто не хочет идти пешком, у станции поджидают таксисты, готовые за определенную сумму подбросить до горы и даже потом забрать в оговоренное время.
Посмотреть расписание поездов можно здесь:
Альтернативный маршрут
Добраться до горы можно через поселок Суккозеро. До одноименной железнодорожной станции отправляются поезда с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга. От станции до горы необходимо преодолеть расстояние в 25-30 километров. Можно проехать его на машине, правда состояние дороги не очень качественное.
Высота, координаты и пеший поход
Высота Воттоваары – всего 417 м, что мало для горы в общем, но довольно много для горы именно в Карелии.
Добравшись от Гимолы до подножья, можно сразу увидеть начало пешего маршрута на саму гору – оно находится со стороны поселка. Дальше остается следовать указателям: куда повернуть, где остановиться на привал, как пройти к той или иной достопримечательности или смотровой площадки, где конец. Маршрут легкий, подходит даже новичкам.
С собой нужно взять стандартный туристический набор (еду и воду, газовую горелку при необходимости, одежду по погоде, аптечку, репеллент, дождевик и т. п.). На горе есть места, где можно разбить палатку. Никаких специфических предметов и вещей брать не нужно, за исключением защиты от солнца и ветра – чем ближе к вершине, тем меньше растительности и ее защиты.
Рекомендуется закладывать на такой поход 3–4 дня. Это времени хватит не только на подъем и спуск, но и на полноценный осмотр всех достопримечательностей и просто красивых видов – этого там немало. Но при желании и ненулевой походной подготовкой можно уложиться и за день.
Координаты для навигатора: 63.07437, 32.62324.
Экскурсия по каменным лабиринтам и другим достопримечательностям на фото
Воттоваара – место, окутанное тайнами и легендами, но и природных достопримечательностей тут немало. Поднимаясь по туристической тропе, можно увидеть:
- Сейды – это священные объекты саамов и некоторых других северных народов. На Воттовааре сейдами стал целый комплекс ровных прямоугольных валунов, выложенных в правильный круглый амфитеатр. Его назначение точно неизвестно, но очевидно, что для саамов это было особое сооружение.
- Лабиринты можно увидеть с вершины, посмотрев вниз. Это спиралевидные лабиринты, выложенные из небольших камней, которые имели ритуальное значение у многих северных народов. Увы, на Воттовааре это новодел, созданный специально для туристов – настоящих не сохранилось.
- Скрюченные деревья мертвого леса окружают туриста от самого подножия горы и практически до ее вершины. Что привело их к таким искажениям – природные особенности, электромагнитное поле или сверхъестественные силы? Ведь стволы и ветви не только погнуты, они завязаны в сложные узлы и причудливые петли, вьются и клонятся во все стороны. Что бы ни послужило причиной, фотографии в этом лесу получаются красивые.
- Озеро Воттозеро видно с Северной стоянки – оно расположено внизу. Спускаться к нему сложно, но и сверху открывается потрясающий вид.
- Болото находится на самой вершине горы и окружено амфитеатром камней – возможно, это следствие давнего землетрясения.
- Площадка на вершине – это естественное плато, ровное и пригодное для отдыха. Отсюда открывается вид в любую сторону, чем и пользуются туристы. Также здесь можно отдохнуть и переночевать.
- «Лестница в небо» – это 13 ступеней, вырубленных в скале и ведущих в никуда – за ними обрыв. Кто их сделал, зачем? Это неизвестно, а исследования дают противоречивые результаты: слишком уж ровные и геометрически правильные эти ступени для созданных природой, но и слишком сложные в создании для древнего человека, не имеющего специальной техники. Предполагается, что здесь проводили жертвенные обряды, но стопроцентных доказательств этому нет.
Помимо конкретных достопримечательностей, Воттоваара хороша и природными видами – лес, горы и камни, озеро и болотца, чистый воздух. Одного этого достаточно для того, чтобы получить удовольствие от похода.
Где остановиться на ночевку?
В поселке Гимолы есть туристическая база Votto tour. Там можно снять домик, посетить баню и столовую, воспользоваться услугами заброса к подножию Воттоваары. Помимо проживания и питания, база предлагает рыбалку, пляж и волейбольную площадку – здесь можно не только помыться и переночевать.
На самой горе ночевать можно только в палатке.
Альтернативные варианты жилья можно посмотреть в поисковой форме ниже:
Полезное видео
Посмотрите небольшой красочный видеофильм о горе:
Гора Воттоваара – не просто саамское место силы, но и отличное место для туристов-походников. Здесь есть все: лес, горы и озера, красивые виды, загадочные сооружения древних саамов, таинственные легенды – а главное, что это доступно даже начинающим.
Полезные ссылки:
- Индивидуальные экскурсии в Карелии,
- Бронирование жилья в Петрозаводске,
- Авиабилеты до Петрозаводска,
- Ж/д билеты до Петрозаводска
Петрозаводск — Воттоваара — 2 способа добраться поездом, автобусом и ночным поездом
Найти транспорт до Воттоваара
Путешествие из
Путешествие из
К
Поиск жилья с Booking. com
Нужен номер в гостинице на Суккозере?
Забронировать
Есть 3 способа добраться из Петрозаводска в Воттоваару: на автобусе, поезде или ночном поезде
Выберите вариант ниже, чтобы увидеть пошаговые инструкции и сравнить цены на билеты и время в пути в планировщике путешествий Rome2rio.
Автобус, путешествие
- От автовокзала Петрозаводска до Медвежьегорска ходят автобусы.
- Путешествие из Медвежьегорска в Воттоваару
Ночной поезд
- С Петрозаводского перевала садитесь на ночной поезд до Гимольской.
Тренироваться
- На станции Петрозаводск Пасс садитесь на электричку Суоярви 1.
- Сядьте на поезд от Суоярви 1 до Гимольской.
Самый быстрый способ добраться туда Самый дешевый вариант Дистанция между
ПоделитьсяСохраните эту ссылку, чтобы быть в курсе ограничений в связи с COVID-19
Безопасное путешествие во время COVID-19
Правила, которым необходимо следовать в России
ОбязательноОбязательно
Путешествие по России
Соблюдайте правила безопасности при COVID-19
Помощь при COVID-19 в России
Если вам нужна помощь, посетите национальный веб-сайт по COVID-19 или позвоните на горячую линию COVID-19 8-800-2000-112
Часто задаваемые вопросы
Имею ли я право проезда из Петрозаводска в Воттоваару?
Какие ограничения на поездки в Воттовааре?
Поездки внутри страны не ограничены, но могут применяться некоторые условия
- Маски обязательны
- Требуется соблюдение социальной дистанции 1,5 метра
- Соблюдайте COVID-19правила безопасности
Исследуйте варианты путешествий
Какой номер национальной горячей линии по COVID-19 в Воттоваара?
Телефон горячей линии COVID-19 в Воттовааре: 8-800-2000-112.
Должен ли я носить маску в общественном транспорте в Воттовааре?
Ношение маски в общественном транспорте в Воттовааре обязательно.
Что мне делать, если у меня появятся симптомы COVID-19 по прибытии в Воттоваара?
Сообщите о себе официальному сотруднику и/или позвоните по телефону горячей линии по коронавирусу 8-800-2000-112.
Последнее обновление: 20 ноября 2022 г.
Могут применяться исключения, для получения полной информации: Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Мы работаем круглосуточно, чтобы предоставить вам последние новости о путешествиях COVID-19.
Информация собрана из официальных источников. Насколько нам известно, это правильно на момент последнего обновления.
Посетите путеводитель Rome2rio, чтобы получить общую помощь.
Вопросы и ответы
Дешевле ли лететь из Петрозаводска в Воттоваару на самолете, автобусе, поезде или пароме?
Самый дешевый способ добраться из Петрозаводска в Воттоваару — это ночной поезд, который стоит 17–25 евро и занимает 6 часов 34 минуты.
Подробнее
Как быстрее добраться из Петрозаводска в Воттоваару?
Самый быстрый способ добраться из Петрозаводска в Воттоваару — это поезд, который стоит 25–45 евро и занимает 6 часов 16 минут.
Подробнее
На каком расстоянии Петрозаводск от Воттоваары?
Расстояние между Петрозаводском и Воттоваарой составляет 169 км.
Как добраться из Петрозаводска в Воттоваару без машины?
Лучший способ добраться из Петрозаводска в Воттоваару без машины — это автобус и поездка, которая занимает 4 часа 23 минуты и стоит .
Подробнее
Сколько ехать от Петрозаводска до Воттоваары?
Время в пути от Петрозаводска до Воттоваары примерно 4 часа 23 минуты, включая пересадки.
Подробнее
Какие компании осуществляют перевозки между Петрозаводском, Россия и Воттоваарой, Россия?
Вы можете сесть на поезд из Петрозаводска в Воттоваару через Суоярви 1 и Гимольскую примерно за 6 часов 16 минут.
Российские железные дороги (РЖД)
- Веб-сайт
- eng.rzd.ru
- Продолжительность
- 2ч 39м
- Частота
- Один раз в день
- Ориентировочная цена
- 13 — 22 евро
Веб-сайт- https://rus.rzd.ru/9446
- 3-й класс (платформа)
- 15 — 22 евро
- 2-й класс (Купе)
- 13 — 19 евро
- Продолжительность
- 2ч 17м
- Частота
- Два раза в неделю
- Ориентировочная цена
- 12 — 22 евро
- Веб-сайт
- https://rus. rzd.ru/9446
- 3-й класс (платформа)
- 15 — 22 евро
- 2-й класс (Купе)
- 12 — 18 евро
- Продолжительность
- 6ч 14м
- Частота
- Один раз в неделю
- Ориентировочная цена
- 17 — 25 евро
- Веб-сайт
- https://rus.rzd.ru/9446
- 3-й класс (платцкарт)
- 17 — 25 евро
- 2-й класс (Купе)
- 17 — 24 евро
Карелавтотранс
- Телефон
- +7 (8142) 72-20-12
- Электронная почта
- sekretariat@karelavtotrans. ru
- Веб-сайт
- avokzal.karelia.ru
- Продолжительность
- 2ч 30м
- Частота
- Каждые 4 часа
- Ориентировочная цена
- €5
- Расписания на
- avokzal.karelia.ru
Хотите узнать больше о кругосветном путешествии?
Серия путеводителей Rome2rio содержит жизненно важную информацию для путешественников со всего мира. Ознакомьтесь с нашими информативными путеводителями по популярным транспортным маршрутам и компаниям, в том числе «Как добраться из Флоренции в Рим», «Путеводитель для начинающих по Всемирным играм кочевников 2018» и «Хотите узнать больше о Flixbus?» — чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от вашей следующей поездки.
ЭКСПЕДИЦИЯ КАРЕЛИЯ 2018
Вернувшись из Карелии, не сразу понимаешь, как вообще начать рассказ.
Столько впечатлений и от потрясающей нетронутой природы, лесов, озер, и от отношения и интереса к нам местных жителей, и от способности машин проезжать то, что гугл называет дорогой, боюсь, история получится несколько неуклюжим. По своему опыту сделаю все на немецкий манер — расставлю все по порядку.
Итак, у нас есть 2 внедорожника и 5 человек, ищущих приключений. Идея путешествия в Карелию зрела около года, наконец, после летнего безумия была установлена дата Экспедиции (было решено, что это будет самое подходящее название, добавлено место и время — и Экспедиция Карелия 2018 родился), последняя неделя сентября. Погода в этом году радует, как никогда, надо ехать.
Подготовка была быстрой — одна машина была готова заранее, вторая была оснащена внедорожной резиной, обклеена логотипами, наклеена трасса и «ЭКСПЕДИЦИЯ КАРЕЛИЯ 2018» и готова. Снаряжение — пара канистр с горючим, бензопила, аварийно-ремонтный инструмент, палатка и обычное походное снаряжение.
Маршрут разрабатывался совместно, основными факторами были — время в пути должно быть ограничено одной неделей, необходимо посетить максимальное количество интересных мест, отказаться от посещения мест, до которых можно добраться на обычном транспорте (по этой причине мы исключено посещение Санкт-Петербурга и Петрозаводска). К нашему глубокому удовлетворению, нам удалось зарегистрироваться в каждой запланированной точке, так что экспедицию можно считать завершенной на 100%. И кстати, за 7 дней — ни одного комариного укуса.
Итак, маршрут – Рига – Нарва – Санкт-Петербург – Сортавала – остров Валаам – Рускеала – гора Воттоваара – Беломорканал – остров Кижи – Чертов нос и обратно.
Продолжаем рассказ днями экспедиции.
День 1. Старт. Рига-Нарва-Санкт-Петербург-Сортавала.
Старт был назначен на 6:45, а все заряды остались на 7:30.
Первый день в основном дорога, остановка на Псковско-Чудском озере, 4,5 часа на пограничном контроле, Питер встречает дождем, останавливаемся только купить продукты и едем дальше, уже ночью.
На лесной дороге (дорожные сооружения тоже) в темноте встречаем пограничный контроль — «Добрый вечер, вы въезжаете в Республику Карелия, цель вашего визита…». Явно интересовались нашей экспедицией, расспрашивали, фотографировали. Полите.
Чуть позже полуночи въезжаем в Сортавалу (Ладожский берег) и начинаем искать наш первый гостевой дом.
Он находится на острове, перед деревянным мостом висит «кирпич» и на плакате написано «Ремонт моста, движение закрыто с 9до 16:00». Идем дальше. Еще минут 40 кое как в дороге и нас встречает хозяин. Очень гостеприимный, красивый дом, 2 этажа, баня, гостиная, кухня, комнаты на втором этаже. Одно «Но» — через 30 минут после нашего приезда отключили электричество на всей территории. В принципе, мы особо не переживали — недолгий ужин и спать.
День 2. Шторм на Ладоге, Сортавала, Финская церковь, первое бездорожье, Гранатовый рудник, водопады Белые мосты.
День начался с известия о том, что на Ладоге снова шторм и возможности попасть на Валаамские острова нет — движение судов закрыто. Но приехав в порт, мы сообщили, что завтра возможен Баркас (правда, это не 50 минут, как у катера «Ракета», а 2,5 часа, но что поделать — другого выхода нет).
Отложив на завтра Валаамские острова, отправляемся оценивать местные достопримечательности. Небольшой осмотр Сортавалы и напоследок едем проверять наши внедорожники на прочность — туда, где идет добыча гранатов (темных альмандинов) — драгоценных камней, которым часто приписывают магические свойства. Немного покопавшись в грязи местных лесов — отметив, что даже неподготовленный Ленд Крузер — это все равно Ленд Крузер, останавливаемся на поляне у места, где добывают самоцветы. Погода отличная, солнце пригревает. Обедаем на природе, час назад в пути (с радостью разматываем лебедку — наконец-то испытаем!), но нет, выберемся с помощью двух человеческих сил.
А потом — к водопадам. Дорога проходит через потоки вулканической лавы, застывшие 2 миллиарда лет назад. Больше часа по грязи и камням. Уже в темноте подходим почти к водопадам — великолепное место. Краски природы непередаваемые — глубокий зеленый лес с листвой и вода янтарного цвета, которая уже начала желтеть и краснеть. Тишина и шум воды.
Возвращаемся в путь около девяти вечера, так что решаем заночевать тут же поблизости.
Довольно аккуратный «бунгало» на шестерых, ванна, горячая вода, кухня.
Разговор за столом затягивается, мы сидим допоздна, предрекая утреннюю 2,5-часовую «прогулку» в шторм на баркасе.
Я сплю как убитый.
День 3. Ладожское море, Валаамские острова, береговая линия, Рускеальский водопад, Рускеальский мраморный карьер.
Подъем в 8:00, полноценный завтрак, 20 минут до порта Сортавала, и мы готовы к 2,5-часовому путешествию по бурной Ладоге. Но, к нашему счастью, местные жители предлагают переправиться на скоростном катере — «сейчас только заправлюсь и поеду, типа, пока сильно не штурмовать, за час доберемся». И так едем в Ладогу на 11-местном (по словам капитана, по нам — 6-местном) катере. Сначала немного страшновато, пасмурно, ветрено, волны ощутимы, но потом стало потише и добираемся до места в хорошем настроении. На острове нас встречает местный гид — забираемся в 9- садитесь в «гольф-кар» и отправляйтесь на экскурсию.
Гид (барышня, родом из Москвы, живет в монастыре уже 4 года, выглядит очень умиротворенно) с удовольствием рассказывает нам о местных традициях, об истории острова и монастырей, скитов. Возит нас по всем монастырям, которые открыты для туристов, про свою жизнь на острове особо не рассказывает, говорит, что все хорошо. Погода снова на нашей стороне — выглядывает солнце, заметно пригревает, мы с удовольствием гуляем и наслаждаемся тишиной и покоем, красотой природы и монастырей.
Интерьер монастырей достаточно богатый, но в то же время очень душевный — ковры на полу и солнце в витражах.
Погуляв по острову (или правильнее — по островам) — возвращаемся на катере через Ладогу, по пути капитан высаживает нас на каменистый берег и предлагает немного прогуляться по берегу, подняться скалы и любоваться природой. С удовольствием поднимаемся наверх и осматриваем Ладогу и побережье с высоты птичьего полета.
Дальше по побережью возвращаемся в Сортавалу. Капитан советует перекусить в местном кафе — с удовольствием соглашаемся и не прогадаем — в меню свежайшая ладожская форель, клюквенный морс и отличный яблочный штрудель.
После обеда отправляемся осматривать красоты Рускеала — природный парк с водопадами и мраморным карьером. Природный парк представляет собой невысокий водопад с натянутыми над ним веревочными лестницами и установленными информационными табличками с описанием местной флоры и фауны. Очень аккуратно и красиво. Мраморные карьеры, ныне представляющие собой озера с мраморными стенами высотой до 100 м, были разработаны в 18 веке, Исаакиевский собор, Казанский собор и другие памятники архитектуры были облицованы рускеальским мрамором.
Теперь вы можете видеть центральную яму, заполненную водой, а также подземные галереи и несколько подземных каналов и 4 небольших каньона. В каньоне проходили съемки фильма «Темный мир», а также музыкальный фестиваль (благодаря стенам каньона акустика уникальна).
Ночуем рядом в «Скрипучем домике», туристическом домике с жутко скрипящей лестницей. Кухня, гостиная, камин, горячая вода — сервис! Интернет? Нет, такого у нас нет…
День 4. Дорога в Воттоваара.
Около 500 км за 7 часов. После первых 60 км очередь от пограничников с разъяснениями, что за этой достопримечательностью погранзона, никак. Вернитесь назад и пройдитесь по лесным тропинкам, иногда по грунтовке, иногда по тому, что раньше было асфальтом. Переезжаем к самому мистическому месту нашей экспедиции — горе Воттоваара, самой высокой точке Западно-Карельской возвышенности — 417 м над уровнем моря. Место, окруженное мистикой со всех сторон, считающееся местом силы, собирающее вокруг себя поклонников сверхъестественного, магов, шаманов и друидов.
Последние 50 км решил пройти при поддержке местного гида. «Сейчас я оставлю ружье дома», — сказал проводник и умчался, как ошпаренный, со своей «Ладой-НИВОЙ». — Езжайте прямо по моим следам, глубокие воды и острые камни на дне, — сказал он и убежал. Как мы не старались, догнать его нам явно не удалось, поэтому ему приходилось останавливаться и ждать нас каждые 15 минут, чем он был крайне недоволен, так как хотел вернуться до темноты.
Дорога 50 км заняла около 2,5 часов, последний участок был очень медленным, так как дороги не было, кругом просто лес, довольно крутой подъем и огромное количество каменных валунов. Почти взобравшись наверх, Нива по каким-то волшебным причинам заглохла и больше не заводилась, но наш проводник не сильно расстроился и поехал на вершину на нашем ЛК.
По приезду проводник нарисовал нам карту прогулки на завтра, показал место для ночлега и предупредил, что мы здесь не одни и поблизости находится еще одна группа «друидов». А потом растаял в темноте. Чтобы хоть как-то вдохновить мистиков, мы назвали нашу команду «Melna tējkanna» («Черный чайник» по-латышски)
. Поставили палатки, накрыли стол, поужинали и стали ужасно ждать. Но пришла собака. Красивая белая собака. И он просидел с нами весь вечер. И ужас не наступил.
Включил музыку друидов на айфоне. Не помогло.
Разместились в палатках, ночь была достаточно теплая, хоть и ветреная и дождливая.
День 5. Плато, лес и болота горы Воттоваара. Грибы. Финские укрепления. Дорога в никуда. Прокопич.
Погода снова радует — утром пасмурно, но через час тучи расходятся и начинает палить осеннее солнце. Завтракаем, собираем палатки в машины и отправляемся в пешую экспедицию по карте путеводителя. Осматриваем лес вокруг места ночевки, огромные валуны — сейды, скрюченные то ли магнитными полями, то ли шаманами, деревья. Спускаемся на дно, идем по болоту, светит солнце, красота. Снова поднимаемся — теперь уже на плато Воттоваара, чтобы осмотреть самую великолепную его часть. Сейды, деревья мистической формы, потрясающие виды вокруг. Осматриваем амфитеатр и бассейн, словно высеченные Экскалибуром в камне. И гудит гора, пинок ногой дается с грохотом, будто она пуста, упругой оболочкой. Мистика, да и только. После 5-часовой прогулки возвращаемся по лесу («пойдем коротким путем») обратно к машинам и осторожно спускаемся (по дороге, набрав подосиновиков к обеду, через 5 минут, по дороге). Через 4 часа выходим на следующую точку — Медвежьегорский укрепрайон. Комплекс финских укреплений, вырубленных в скалах. С последнего участка открывается шикарный вид на Онежское озеро и Медвежьегорск.
Едем дальше, уже темнеет, а впереди еще 150 км пути. Заправляемся в Медвежьегорске, на заправке в очереди, наши машины вызывают неподдельный интерес у местных – «а что у вас на табло написано? Маршрут? А что это за места? Что, неужели из Риги едут посмотреть? А мы живем здесь всю жизнь, и не знаем.
Покупаем продукты в местном супермаркете. Позвоните человеку, который должен нас встретить в гостевом доме — оказывается, последние 2 км нужно пройти на лодке. «Я не буду плавать в темноте, тебе нужно быть здесь раньше», — ворчит он. Мы объясняем, что дороги непредсказуемы. «Знаю, знаю, много лет работал в дорожном строительстве». Последние 40 км дороги выглядят очень интересно — расчищен лес, сделана элегантная широкая насыпь, практически подготовлена к укладке асфальта в 4 полосы. Но оборудования больше нет, работа завершена. Опять мистика. Ну да ладно, дорога хорошая — едем быстро, уже темно, боимся, что придется ночевать в машинах. До пристани остается метров 400 — и все, дорога упирается в лес с тракторной колеей. Вот и «парковка» для стандартных машин, дальше некуда.
Едем дальше, в грязь, в лес. 10 минут, и мы у «пирса» — грязная поляна в лесу, берег озера и причал для посадки лодок. «Ух ты, сколько у тебя дел, за один раз не пойду, — ворчит хозяин, что мы опоздали, — уже четвертый час топлю сауну, так давно ты». За две поездки нас переправляют до дома, благо всего за семь минут на небольшой скорости. Прибыли. Сауна готова, ужин готовится быстро, хозяин Николай Прокопьевич (Прокопьич) оказывается очень душевным и гостеприимным человеком, не отказывается посидеть с нами за рюмочкой спиртного, ест жареную картошку с грибами, декламирует его собственные стихи. Немного посидели в сауне, ложимся спать — утром планировали посетить остров Кижи — вот он, напротив. .
День 6. Кижи. Беломорканал.
Решил немного отоспаться, в девять встать, отдохнуть. Рыбалка, приготовление завтрака.
Спокойно собираемся и снова двумя группами едем на моторных лодках через Онежское озеро в Кижи.
«Позвони мне, когда закончишь, я тебя заберу», — говорит Прокопич.
В Кижах туристический сезон закончился, но погода отличная, идем в сувенирный магазин, покупаем сувениры. Покупаем билеты, собираемся осматривать памятники деревянного зодчества. В разное время в Кижи привозили разного рода постройки из окрестных деревень, их реставрировали и сейчас Кижи как место возвращения в 17-18 века. Церкви, часовни, дома крестьян, кузница, мельница — все отреставрировано и выглядит очень аутентично.
Тепло, солнечно, мало посетителей. «Не звони в колокола», — жалуется смотритель часовни, — «только на Пасху можно» — БОММ. Проводим на Кижах четыре часа, Прокопович отвозит нас домой, обедаем, возвращаемся к машинам, оставленным на Большой Земле.
«Будьте осторожны, не сбивайте медведей, — говорят местные жители, — сейчас в лесу мало ягод, они часто уходят на дорогу». Возвращаемся по «дороге в никуда», дальше мимо небольших деревень с полуразрушенными домами 100-летней давности. Останавливаемся у небольшой деревянной церкви на берегу реки — внутри прибрано, иконы, свечи. И никто. Очень душевно.
Далее по плану — пересечение Беломорканала — рукотворное соединение Белого моря и Онежского озера. «Беломорканал есть, а фото сделать нельзя» — суровый охранник на посту. Фотографируем быстро, охрана не спит. К вечеру доезжаем до придорожного пансиона, останавливаемся на ночлег. И да, здесь есть Wi-Fi! Возвращаемся к цивилизации.
День 7. Онежское море. Нос дьявола. Петроглифы.
День седьмой – домой. На завтрак решаем ехать быстро, остановиться только в Питере — купить сувениров корешам — и скорей в Ригу. На нашей карте осталось только одно место — Чертов Нос и древние петроглифы (наскальные рисунки, датированные 4000 г. до н.э., на горизонтальных камнях). К счастью, всего 18 км туда и 18 обратно, и до Питера.
Идем по лесной дороге, вдоль пляжа Онежского моря. Буря, на берегу сосна, золотой песок под колесами. Наше Балтийское море, один в один. Несемся вдоль берега, заезжаем в лес и все. Дальше дороги нет. Те. дорога есть, но мы считаем, что пешком будет быстрее. Но это еще 14 км пересеченной местности и есть вероятность встретить медведей. Решаем идти, оставляем машины в лесу, берем один рюкзак с чаем и водой и выходим. Погода снова на нашей стороне. Дождь и ветер прекращаются, выглядывает солнце, мы с удовольствием гуляем по пляжу. Без происшествий доходим до Чертова Носа, до самых дальних петроглифов, фотографируемся, останавливаемся возле заброшенного маяка, чтобы отдохнуть и попить чаю. Возвращаемся вдоль побережья, рассматриваем древние наскальные рисунки. И 14 км обратно по лесу и по берегу. Погода портится, ветер усиливается, небо чернеет, а вдалеке начинается ливень. Из последних сил добираемся до машин, уже около них на земле находим свежие следы медведя, автоматически добавляем шаг.