Звенигород монастырь саввы сторожевского как добраться: Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород — сайт, расписание богослужений, фото, экскурсии, купель, как добраться

Содержание

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Этот старинный монастырь — бывшая царская резиденция. Он расположен на горе в двух километрах от подмосковного города Звенигорода. Здесь расскажут историю обители и ее основателя — преподобного Саввы, а также познакомят с архитектурным ансамблем и живописными окрестностями.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

История

Монастырь основан в 1398 году одним из первых учеников Сергия Радонежского — преподобным Саввой. При поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) здесь появилась первая деревянная церковь Рождества Богородицы, которую позже, в начале XV века, отстроили в камне.

Во время царствования Алексея Михайловича монастырь обнесли каменными стенами, а внутри возвели новые храмы, царский дворец и палаты государыни. В дальнейшем лавру почитали и помогали с пожертвованиями и другие правители — Елизавета Петровна, Екатерина II, Николай I, Александр II.

В советское время духовную обитель закрыли, а ценности изъяли. Территорию и помещения стали использовать для государственных нужд.

Возрождение монастыря началось в 1995 году, а через три года патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Интересные факты

  • Из сооруженных в 1650–1654 годах семи башен до наших дней сохранились шесть.
  • В 1812 году монастырь был занят французскими войсками, но разграблению не подвергся. По преданию, полководцу Эжену де Богарне во сне явился святой Савва и запретил трогать обитель.
  • Возле монастыря Андрей Тарковский снимал сцену для фильма «Солярис» — домик у пруда в начале кинокартины.
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Что посмотреть

  • В архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря входят: Рождество-Богородицкий собор, храм Преображения Господня со звонницей и Троицкая церковь. Также в стенах обители находятся Царицыны палаты, дворец Алексея Михайловича, братские корпуса и другие старинные постройки.
  • Специалисты по истории монастыря из паломнической службы проведут экскурсию по обители и отведут посмотреть на Городок — старый Звенигородский кремль. От него сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в конце XIV столетия. Стены церкви когда-то расписал фресками легендарный иконописец Андрей Рублев.
  • За территорией обители есть еще одно интересное место — скит преподобного Саввы Сторожевского.
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО.
Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Как проехать

На электричке с Савеловского вокзала до станции Звенигород, далее на автобусах № 23, 23/51, 51 до остановки «Дом отдыха Министерства обороны», далее пешком.

На автобусе № 455к от станции метро «Тушинская» до остановки «Дом отдыха Министерства обороны», далее пешком.

На автомобиле по Новорижскому шоссе 31 км от МКАД, далее съезд на трассу А-107 в сторону Звенигорода, затем через город на Ратехинское шоссе, через 1,5 км поворот направо.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Из истории Саввино-Сторожевского монастыря — РИА Новости, 07.06.2008

В 1398 году по просьбе своего духовного сына, князя Юрия Дмитриевича (наследника Дмитрия Донского), преподобный Савва основал близ Звенигорода, на пустынной горе Стороже, монастырь, который по имени подвижника и по названию горы стал именоваться Саввино-Сторожевским.

Архитектурный ансамбль обители складывался на протяжении XV-XIX столетий. Большинство сохранившихся построек датируются XVII веком. Главный монастырский собор — Рождества Богородицы — был построен в 1404-1405 годах и является одним из древнейших белокаменных храмов Московской земли. Расписывали его ученики Андрея Рублева.

В XVII веке монастырь перестроили по новому плану царя Алексея Михайловича Тишайшего. Обитель считалась «собственным государевым богомольем» и находилась в ведении личной канцелярии царя — приказа Тайных дел, позже приказа Большого дворца (современные аналоги — администрация и управление делами президента).

Алексей Михайлович ежегодно совершал паломничество в монастырь, причем нередко преодолевал путь из Москвы в 60 километров пешком. Парадного въезда в обитель не было — только парадный вход, что свидетельствовало об особом почтении и смирении, с которым венценосный богомолец ступал в обитель.

Первое обретение мощей преподобного Саввы состоялось в январе 1652 года. Останки подвижника были торжественно открыты в присутствии государя, его супруги Марии Ильиничны Милославской и будущего патриарха Никона — и оказались нетленными после 245 лет пребывания в земле.

При Алексее Михайловиче территория Звенигородского монастыря была расширена вдвое, появились новые строения, в частности, звонница, уникальные Царицыны палаты. Монастырь первым на Руси получил статус лавры.

Петр Алексеевич, сын Алексея Михайловича, впервые побывал в монастыре, когда ему было всего три года. Причем, по преданию, царевич, как и отец, хотел дойти до обители пешком, но уснул — и его посадили в сани.

Обнаружив себя не на том месте, где уснул, малолетний Петр устроил истерику и потребовал вернуться, что и было исполнено. Только став ногами в собственные следы на снегу, он успокоился, и царственные богомольцы смогли продолжить путь.

«К нашему монастырю Петр, много конфликтовавший с Церковью, относился лучше, чем к другим. В детстве он провел здесь много времени, пел на клиросе. Праздновал 17-летие: стреляли по стенам из настоящих пушек пареной репой и мочеными яблоками. А впоследствии Меньшикову Петр говорил: энтот, Сашка, закрыть не можно — монастырь, пользу Отечеству приносящий», — поведала монастырский историк Инга Брандт.

По легенде, перед Полтавской битвой Петр Первый приехал в Звенигородскую обитель за благословением на сражение и получил в дар небольшую медную икону преподобного Саввы. После битвы царь обнаружил образок смятым, в порванном нагрудном кармане. А когда разогнул иконку, на пол упала сплющенная шведская пуля.

В благодарность за избавление Петр повелел перелить одну из пушек, участвовавших в сражении, в колокол для Саввино-Сторожевского монастыря.

На протяжении всей российской истории преподобного Савву почитали как «молитвенника о царях Богоизбранных». Отношение современников к нему выражено в тексте праздничного богослужения, составленного в XVI столетии: «Забрало Москве, укрепление царства, всем сирым прибежище».

Историки полагают, что не было в Московской Руси храма без иконы с частицей мощей святого Саввы. «Сейчас мы пытаемся их найти», — отметила историк Брандт.

В силу своего географического расположения Звенигородский монастырь был форпостом Москвы при нашествии неприятеля. И во время Великой Отечественной войны немцы были остановлены всего в нескольких шагах от Звенигорода.

В 1941 году линия фронта проходила в трех километрах от стен обители, но, согласно военным источникам в монастырь не попало ни одного снаряда, ни осколка, ни даже шальной пули. В то время как расположенный неподалеку Ново-Иерусалимский монастырь был страшно разрушен.

Ветераны впоследствии говорили монахам: «это ваш Савва свой монастырь рукой прикрыл».

Однако в годы воинствующего атеизма Саввино-Сторожевская обитель не избежала участи многих других и пострадала от рук богоборцев. В 1919 году монастырь закрыли, и в его стенах располагались поочередно различные учреждения, в том числе и склады, и клубы, и лагерь для беспризорников.

Мощи преподобного Саввы были первыми вскрыты в советской России, 17 марта 1919 года, и изъяты той же весной.

Тем не менее, верующим москвичам удалось сохранить святыню. В 20-е годы сотрудник ГИМ, член комиссии по охране памятников Московской области Михаил Успенский был вызван на Лубянку. Сотрудник ведомства вручил ему серебряное блюдо, покрытое материей, со словами: «Возьмите это блюдо и передайте в музей. А то, что на блюде (останки Саввы Сторожевского), поместите, куда сочтете нужным».

Михаил Успенский хранил святыню на своей даче в Звенигороде, а незадолго до того, как она сгорела, положил в сосуд и зарыл в землю. Затем он перевез мощи в свою московскую квартиру. После смерти Михаила Успенского его родные передали мощи напутствовавшему его священнику. В 1985 году святыню принесли в открывшийся Данилов монастырь Москвы.

В 90-е началось возрождение Саввино-Сторожевского монастыря. И в 1998 году, в дни празднования 600-летия со дня основания обители, мощи преподобного Саввы торжественно перенесли в стены родной обители.

«Мы верим, что это мощи преподобного Саввы. Когда их принесли и открыли, благоухание было такое, что мы не знали, куда деться от пчел», — вспоминают местные жители.

Рака для мощей была изготовлена по фотографиям богато украшенной серебряной раки XVII века.

Сегодня в соборе Рождества Богородицы стоит «родной» иконостас, созданный в том же XVII столетии по заказу Алексея Михайловича и сохраненный сотрудниками музея. Только один нижний ряд, местночтимых святых, был уничтожен, скорее всего, из-за дорогих золотых окладов.

Фрески также сохранились с XVII-XIX веков. Примечательно, что на месте традиционной картины Страшного Суда в соборе изображено Рождество Богородицы. Алексей Михайлович, считают историки, хотел иметь в этом образе напоминание, что уже с рождением Богородицы человек получает надежду на спасение.

Расписание богослужений в Саввино-Сторожевском монастыре

РАСПИСАНИЕ  БОГОСЛУЖЕНИЙ.

16 — 22 января 2017 г. 

16 января

Понедельник. Седмица 31-я по Пятидесятнице. Прор. Малахии (400 г. до Р.Х.). Мч. Гордия (IV).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

17 января

Вторник. Собор 70-ти апостолов. 

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

18 января

Среда. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный.

8:00 Царские часы. Изобразительны. Великая Вечерня. Божественная Литургия свт. Василия Великого. Великое освящение воды.

17:00 Великое повечерие. Утреня с полиелеем.

19 января

Четверг. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

9:30 Часы. Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста. Великое освящение воды. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с Великим славословием.

20 января

Пятница. Собор Предтечи и Крестителя Иоанна.

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

21 января

Суббота. Прп. Георгия Хозевита (VII). Прп. Домники (ок. 474).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Всенощное бдение.

22 января

Воскресенье. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Свт. Филиппа. митр. Московского и всея России, чудотворца (1569).

6:30  Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме.

9:30  Поздняя Божественная Литургия в Соборе Рождества Богородицы. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

 

Древняя Русь со швейцарским колоритом: что посмотреть и попробовать в Звенигороде | Статьи

Подмосковная Швейцария — так называли Звенигород на дореволюционных открытках. Только в отличие от страны шоколада добраться сюда из Москвы можно на обычной пригородной электричке. Учитывая, что помимо фирменных видов и знаменитого Саввино-Сторожевского монастыря город может похвастаться фресками работы Рублева и историческими связями с самим Антоном Павловичем Чеховым, сюда стоит отправиться на выходные. Малоизвестное панно известного художника, домашняя галерея в деревенском доме, обсерватория РАН и другие очевидные и не очень достопримечательности Звенигорода — в специальном гиде портала iz.ru. 

На электричке Царским трактом 

Если ехать в Звенигород на машине, по дороге можно увидеть парадную часть знаменитой Рублевки. Но можно воспользоваться и электричкой — поезда «Центральной пригородной пассажирской компании» от Белорусского вокзала до Звенигорода идут меньше полутора часов со всеми остановками.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Бонус: в этом случае самая дорогая столичная трасса, она же бывший Царский тракт, откроется вам с неожиданной перспективы — с ее косогорами, старыми деревенскими домами и полустанками. К тому же, так вы сэкономите силы на прогулки по городу (их, если хорошо подготовиться, предстоит немало) и не столкнетесь с рублевскими пробками, которые на узкой дороге возникают по поводу и без.

Впрочем, не так важно, какой вариант вы предпочтете. Главное, ради чего стоит приехать на вокзал Звенигорода, — расписное деревянное панно советского и российского художника-монументалиста Ивана Лубенникова. Сцены деревенской жизни, напоминающие о творчестве Шагала, с конца 1980-х годов украшают стены станционного буфета. Сам буфет, увы, закрыт, так что у любителей искусства есть два варианта. Во-первых, можно попробовать разглядеть фрагмент работы через стеклянные двери (проверено, работает). А во-вторых — попросить сотрудников вокзала все-таки открыть буфет. Делать этого они не обязаны (и, возможно, не собираются), но если повезет, найдут и вынесут вам ключ. В любом случае, панно стоит того, чтобы попробовать.

Автор цитаты

Тут же, неподалеку от вокзала, стоит усадьба Введенское — проект известного архитектора Николая Львова, другие работы которого можно увидеть в том числе в Гатчине и Петербурге. Усадьбу построили в конце XVIII века для фаворитки Павла I, княжны Анны Лопухиной. Потом здание сменило несколько владельцев, включая графа Шереметьева. Сейчас это территория санатория «Звенигород», и попасть туда можно, только заранее созвонившись с санаторием и договорившись об экскурсии. Возможно, даже интереснее самой усадьбы, превращенной в гостиничный корпус, — старый парк и перспектива, которая открывается на звенигородские поля.

Трапеза с хорошим видом 

Звенигород — один из старейших городов Подмосковья, упоминается в летописях он с XII века и, по одной из версий, был основан Юрием Долгоруким через пять лет после основания Москвы — в 1152 году. Главная архитектурная (да и культурная) доминанта города — знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь, который в XIV веке основал Савва Сторожевский, ученик Сергия Радонежского.

В течение следующих двух столетий монастырь, стоящий на высокой горе Стороже, служил одним из западных форпостов Московского княжества. Его ценили русские цари — здесь бывал Иван Грозный, а Алексей Михайлович и вовсе избрал это место в качестве загородной резиденции. Позднее к монастырю даже проложили Звенигородский (он же Царский) тракт — прообраз современного Рублевского шоссе.

Вид на Саввино-Сторожевский мужской монастырь, находящийся вблизи города Звенигород

Фото: ТАСС/Кавашкин Борис

Сегодня это — одна из главных святынь для православных. Но приехать сюда стоит даже тем, кого паломнический туризм не слишком привлекает. Во-первых, на территории монастыря сохранился целый комплекс зданий, возведенных в XV–XVII веках. В том числе — пряничные палаты, в которых когда-то жили царь Алексей Михайлович и Наталья Кирилловна Нарышкина (монастырь мужской, так что для нее построили отдельные палаты, покидать которые царице запрещалось).

Во-вторых, именно от его древних стен — одной из самых узнаваемых достопримечательностей Звенигорода, — открывается самый впечатляющий вид на окрестные заливные луга.

Ну и наконец — здесь гордятся фирменным хлебом и выпечкой: их можно купить в местной пекарне и увезти с собой или попробовать на месте, запив монастырским квасом.

Автор цитаты

У ворот монастыря есть трапезная с террасой, с которой открывается эффектный вид на раскинувшуюся за лугом деревню — лишний повод добраться до Звенигорода, пока теплая погода еще позволяет посидеть на улице.

Дополнительный пункт программы — источник, который находится ниже самого монастыря, недалеко от берега Москва-реки. К нему нередко стоят очереди — набрать воды сюда приезжают и обитатели рублевских поселков, и старых дач, когда-то построенных для советских ученых, художников и деятелей культуры. Местные предпочитают не мелочиться и запасают воду целыми канистрами.

Левитановским взглядом 

Если стоять у самых ворот монастыря, можно увидеть небольшую, уходящую вниз по крутому заросшему склону холма тропу. Не пугайтесь ее не слишком ухоженного вида, это — звенигородский Барбизон.

На самом деле, весь Звенигород с его небольшими улицами, провинциальными дворянскими особнячками и приземистыми полукаменными-полудеревянными купеческими домами, кажется, вышел к нам прямиком из Древней Руси. Но местные власти предпочитают играть на европейских ассоциациях, поэтому новый маршрут назвали в честь находящейся во Франции общины живописцев. 

Вид сверху Савва Сторожевский монастырь

Фото: Depositphotos

О французских предместьях, как и о собственно туристической тропе здесь пока мало что напоминает. Но тем, кто не боится сельской местности, пройтись по Барбизону стоит. Преодолев не самый живописный спуск, вы попадете на просторный зеленый луг, где густо пахнет скошенной травой. Открывающиеся отсюда виды вдохновляли поколения именитых русских художников, в том числе, Исаака Левитана и его учителя Алексея Саврасова.

Говорят, что именно здесь у Левитана, тогда еще студента, родился замысел картины «Тихая обитель». Написал он ее лишь через несколько лет, и изображенный на ней пейзаж в итоге — образ собирательный. Но все-таки посмотрите на картину перед прогулкой (или погуглите ее прямо в процессе) и, обернувшись на Саввино-Сторожевский монастырь, действительно найдете сходство.

Автор цитаты

За правильным левитановским светом идти нужно на закате или на рассвете. Только заранее подумайте о репеллентах — к действительно красивым видам тут прилагается довольно агрессивная мошка. 

Впрочем, остались и более прямолинейные свидетельства. И у Левитана, и у Саврасова есть несколько картин, изображающих Саввинскую слободу: деревню, в которую вы попадете, если пересечете луг. Здесь можно просто погулять по деревенским улицам, но если хочется побольше узнать о местной художественной жизни и увидеть дом, в котором когда-то останавливался Левитан, лучше отправиться на организованную прогулку с экскурсоводом из Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея (он находится на территории монастыря): именно его сотрудники отвечали за разработку нового для города маршрута.

Кроме того, экскурсовод может показать вам дом Аси Феоктистовой — современной художницы, которая в небольшом выставочном пространстве показывает собственные работы, а также творения знакомых, художников и скульпторов. Сама Ася говорит, что посетить его может любой желающий — нужно только связаться с ней, чтобы заранее договориться о визите. Найти контакты можно, например, на Facebook.

От Чехова до Андрея Рублева 

Следующий в списке великих, успевших побывать в Звенигороде, — Антон Павлович Чехов. Он в начале своей медицинской карьеры работал здесь врачом. С тех времен в городе осталось деревянное здание больницы (улица Лермонтова, 6), будущий великий писатель принимал пациентов. Наведаться к больнице стоит обязательно, увидеть ее хотя бы снаружи. Внутрь зайти не получится: пока активисты местного «Уездного общества» предлагают организовать здесь музей уездной медицины, чеховская больница действует по своему прямому назначению, и в окнах мелькают фигуры распивающих чай медсестер.

Мастерская художницы Аси Феоктистовой

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгения Приемская

Через дорогу от больницы еще стоит деревянный дом фельдшера Барминцева (Октябрьская улица, 4) — подчиненного Антона Павловича, к которому тот нередко наведывался в гости. Сейчас, кстати, в усадьбе живет потомок Барминцева, реставратор Алексей. Побольше узнать о фельдшере можно из информации на большом информационном щите, стоящем по соседству. Щит отмечает огромный пень от старой липы —  в ее тени, говорят звенигородцы, любил отдыхать Чехов. Теперь тут устраивают «Чеховские дни», во время которых на небольшой поляне варят варенье и показывают спектакли. Правда, бывает это в июле, так что попасть на них раньше следующего года не получится.

От проходящей недалеко от больницы улицы Красная гора вверх введет проселочная дорога, поднявшись по которой можно попасть на Городок — так звенигородцы по-домашнему называют район старого кремля.  Когда-то здесь жили удельные князья, и с тех времен остались Успенский собор, часть крепостного вала, которая больше напоминает поросший соснами косогор, и примкнувшая к ним улица деревенских домов более позднего происхождения. О туристическом лоске Дмитровского или Коломенского кремлей в воцарившейся здесь атмосфере безмятежного безвременья не напоминает ничего, но не исключено, что это к лучшему.  

Успенский собор на Городке был построен в конце XIV века, и на его стенах сохранились потемневшие от времени фрески, которые приписывают авторству Андрея Рублева. Со времен постройки, как выяснилось относительно недавно, сохранились и дубовые двери, которые украшают один из входов в храм с внутренней стороны. Так что на Древнюю Русь здесь можно не только посмотреть, ее можно потрогать (только, пожалуйста, уважительно), чтобы потом пройтись по деревенской улице и, полюбовавшись открывающимся с высоты крутого холма очередным «швейцарским» видом, спуститься вниз, к Москва-реке.

Автор цитаты

Для полного погружения в атмосферу провинциальной безмятежности не упустите возможность покормить и без того упитанных гусей, живущих на берегу Москва-реки, у подножия Городка

Ткацкий станок — туристам, телескоп — пионерам 

После вековой тишины левитановских пейзажей и древних храмов начать постепенное возвращение к цивилизации можно в самом городе. Между улицей Фабричнова и улицей Московской находится «Купчий двор» — небольшая, скрытая за старинными особнячками площадь, объединившая магазин с платьями местных марок, выполненными в русском стиле, обязательные для каждого уважающего себя города лавки с сувенирами ручной работы и эко-продуктами. Тут, например, можно попробовать мороженое из ламинарии — о морском происхождении водорослей оно напоминает насыщенным ярко-синим цветом. 

Автор цитаты

Недалеко от «Купчего двора» расположен Музей уездной моды (улица Украинская, 6), примечательный не только экспонатами (помимо платьев, кринолинов или чехольчика для бутоньерки вам предложат попробовать свои силы в работе за ткацким станком), но и основательницей-экскурсоводом. Все выставленные здесь костюмы — из ее коллекции, и она в подробностях может рассказать о судьбах их владельцев: «Вообще-то такие платья в конце 1930-х носили кинозвезды, но это принадлежало бухгалтерше одного из местных трестов. Не беспокойтесь, у нее всё в жизни сложилось хорошо и она благополучно дожила до старости».

Среди других вариантов, в зависимости от личных предпочтений, — музей старого быта «Назад в СССР» (улица Московская, 7/9), Музей русского десерта (улица Фрунзе 23/2 — особенно рекомендуется для сладкоежек) или даже гончарная мастерская «Лев и сирин» (улица Чехова 20/18), где учат делать настоящие глиняные изразцы. 

В соседней деревне Дютьково действует Музей композитора Танеева — он небольшой и, помимо того, что о нем пишут в большинстве путеводителей по Подмосковью, примечателен, в основном, низкими помещениями настоящей старой избы, в которой и размещается экспозиция. Те, кто путешествует на автомобиле, могут добраться и до Дома-музея Пришвина в деревне Дунино, примерно в получасе езды от города, где сохранилось всё, даже гараж с автомобилем классика.

Церковь святого Сергия Радонежского

Фото: Depositphotos

Единственное, что выбивается из общей культурно-исторической канвы в этих местах — Звенигородская обсерватория РАН в селе Луцино, в 12 км от Звенигорода. Астрономы здесь работают с середины 1960-х годов. Сейчас научных наблюдений тут почти не ведут, используют обсерваторию, в первую очередь, в учебных целях. Но именно здесь находится гигантская Высокоточная астрономическая установка (если по-простому — очень-очень большой телескоп): на момент создания, в 1971 году, установка считалась самой большой в мире. Экскурсии здесь проводят сами научные сотрудники, работающие в обсерватории, и оттого, наверное, рассказ их получается по-домашнему живым и неформальным, с лирическими отступлениями и анекдотами из жизни астрономов.

Правда, если вы не «пионер», как ученые называют слушателей из детского кружка, попасть на территорию получится только в составе туристической группы (такой тур можно забронировать в одном из столичных турагентств) или в Дни открытых дверей — ближайшие будут 6 и 7 октября.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Конференция «Саввинские чтения» состоится в Саввино-Сторожевском монастыре 26 февраля

Двадцать шестого февраля состоится традиционная конференция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея «Саввинские чтения», сообщили в пресс-службе Министерства культуры Московской области.

«Одной из основных задач Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, которому в 2020 году исполнилось 100 лет, является изучение исторического наследия Звенигородского края, в начале ХХ века утратившему свое территориальное единство», — говорится в сообщении.

В разное время в его состав входили земли нынешних Одинцовского, Истринского, Красногорского, Рузского, Подольского, Ленинского городских округов, а также небольшая современная часть Москвы.

Преподобный Савва Сторожевский – святой, почитаемый как небесный покровитель обширной Звенигородской земли. Его именем названа и конференция, которая должна объединить всех, кто любит родной край и интересуется его прошлым.

На территории Звенигородской земли находятся древнейшие архитектурные памятники Москвы и Московской области – княжеский Успенский и монастырский Рождественский соборы Звенигорода. Оба памятника сохранили в своих интерьерах фрески эпохи преподобного Андрея Рублева. При этом Звенигородский Успенский собор, первоначально освященный в честь Рождества Богородицы, является древнейшим из сохранившихся материальных памятников в честь Куликовской битвы.

Конференция «Саввинские чтения» впервые прошла в 2006 году. С тех пор она ежегодно проводится в декабре – в один из дней, близких к дате празднования памяти преподобного Саввы Сторожевского (16 декабря по новому стилю). За 14 лет проведения конференции на ней заслушано 197 докладов, подготовленных профессиональными историками и краеведами-любителями, искусствоведами, архитекторами, реставраторами, литературоведами, музыковедами, биологами. По материалам докладов конференций издано 4 сборника научных трудов.

Нынешняя конференция – 15 по счету. В оргкомитет по ее подготовке вошли наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Павел, заместитель главы Одинцовского городского округа Валентина Переверзева, представители АО «Мособлгаз», оказавшего финансовую поддержку при подготовке научного форума.

Местом проведения конференции определена Патриаршая Трапезная палата – просторное помещение, входящее в единый комплекс построек середины XVII века, возведенных по распоряжению царя Алексея Михайловича. В недавние годы помещение украшено настенными росписями со сценами из Жития преподобного Саввы и из истории обители.

Где находятся 7 старейших церквей Подмосковья>>

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

В монастыре был введен строгий общежительный устав, подобный принятому в Троицкой обители. Слава о святой жизни старца привлекла к нему в обитель множество учеников и последователей.

В 1406 году на пожертвования князя Юрия на месте деревянного храма был выстроен новый каменный собор с тем же посвящением. Расписывать собор были приглашены два гениальных русских иконописца Андрей Рублев и Даниил Черный. До наших дней сохранились три замечательных образа из древнего иконостаса этого собора: иконы Спасителя, Архангела Михаила и святого апостола Павла (ныне находятся в Третьяковской галерее).

В первой половине XVI века преподобный Савва был уже широко прославлен своими чудо-творениями. Поклониться ему, в монастырь приезжал царь Иван Грозный с семьей. В XVI веке обитель пришла в некоторое запустение. В Смутное время Звенигород и монастырь грабили войска поляков, но обитель, хранимая своим основателем, его молитвой, не погибла, не была сожжена дотла и начала возрождаться при первом царе из династии Романовых – Михаиле Феодоровиче и его отце патриархе Филарете, которые приезжали сюда на богомолье. Однако подлинный расцвет обители наступил при царе Алексее Михайловиче. Избрав монастырь своей загородной резиденцией, государь оказывал ему особую заботу и попечение: за очень короткий срок, 1650–1656 годы, он был перестроен почти заново, его площадь увеличилась вдвое, прежние обветшалые, местами совсем разрушенные деревянные стены были заменены каменными. Существует мнение, что в основу планировки Саввино-Сторожевского монастыря была положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который зодчие использовали как образец. Современники даже называли эти два монастыря «женихом и невестой». Несмотря на то, что обитель на Сторожи во многом напоминала обитель на Маковце, зодчим удалось создать свой новый архитектурный ансамбль, один из наиболее цельных и гармоничных в древнерусском зодчестве. Монастырь стал одновременно и крепостью для отражения угрозы со стороны западных соседей, и загородной царской резиденцией, и государевым богомольем.

До конца XVII века обитель занимала главенствующее положение не только среди подмосковных монастырей, но и была одной из самых почитаемых в России. Саввино-Сторожевская обитель первой приобрела статус лавры, она считалась одной из самых многолюдных – в ней в разные годы было до 150–300 монахов.

Сын и преемник царя Алексея Михайловича, царь Феодор Алексеевич продолжал по примеру своего отца делать вклады в Саввин монастырь и часто посещал его. При нем монастырь назывался «комнатным» государевым и «первостатейным». Дела его были переведены в приказ Большого дворца, который имел такое же значение, как приказ Тайных дел при его отце Алексее Михайловиче. К 1774 году – времени секуляризации церковных земель, проводимой Екатериной II, к монастырю было приписано более семнадцати тысяч крестьян. Царское внимание не оставляло монастырь вплоть до трагических лет октябрьского переворота.

На протяжении многих веков, вплоть до прославления преподобного Серафима Саровского, преподобного Савву Сторожевского почитали в России как «второго» по значению великого русского святого после преподобного Сергия Радонежского. В каждом храме была икона преподобного Саввы. Русские цари приняли эту обитель под свою руку и обязательно во время своего царствования хотя бы раз посещали ее. Сразу после революции новая власть постаралась быстрее искоренить память о «царском святом».

В первой половине 1918 года у Саввино-Сторожевского монастыря конфисковали земли и все монастырское хозяйство, вскоре закрыли и сам монастырь. Незадолго до этого, в апреле 1919 года, святые мощи преподобного Саввы Сторожевского были изъяты из обители и вывезены в Москву.

В начале 1995 года было принято решение о возвращении Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Многое из того, чем славился монастырь в прошлом, а главное, чудотворные мощи, казалось, были утрачены навсегда. Но чудесным образом они сохранились неповрежденными и в августе 1998 года (в дни, когда праздновалось 600-летие основания монастыря) были торжественно возвращены в обитель.

Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь вернул себе прежнюю красоту и величие, но самое главное, что делает любой монастырь домом Божиим, здесь возродилось монастырское братство, восстановилась монашеская жизнь, идут службы, совершается молитва. Небесный покров и заступничество великого Звенигородского чудотворца по-прежнему пребывают в основанном им монастыре и со всеми нами.


Проезд

электропоездом от Белорусского вокз. до ст. Звенигород, от ст. авт. № 23, 51, ост. «Монастырь». Маршр. авт. № 452 от ст. м. «Кунцевская» до г. Звенигорода.

Обитель на Стороже / Интервью / Патриархия.ru

18 декабря 2018 г. 14:40

В 2018 году Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (№ 8, 2018) вспоминает историю изъятия мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, а также рассказывает о современной жизни обители.

Святыня на блюде с Лубянки

— Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников?

— Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия вспоминала преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.

— Сложился ли у монастыря собственный приход? Из кого в основном он состоит?

— Да, Господу содействующу, собственный приход, и очень хороший, у монастыря сложился. Примерно в равных пропорциях он состоит из москвичей, звенигородцев и жителей сопредельной сельской местности. Обычно на праздничных богослужениях Рождественский собор забит до отказа. Большинство прихожан бывают на богослужениях постоянно — каждый воскресный и праздничный день.

— Как вы думаете, что именно их здесь привлекает?

— Преподобный Савва, его помощь и молитвенное заступничество. Далее я бы назвал сравнительно большое число исповедующих священников: не менее четырех. Всегда есть возможность не торопясь, без опасения куда-то опоздать, исповедаться либо за вечерним, либо за утренним богослужением. Ну и, конечно, Божественная благодать, едва ли не явственно ощущаемая в здешнем воздухе.

— Мы беседуем в преддверии двух важных для монастыря дат: 620-летия его основания и 20-летия возвращения мощей преподобного Саввы в родной монастырь. Какая из них лично для вас наиболее значима?

— Вторая, ведь события 1998 года еще на нашей памяти. Тем более в тот момент я, один из первых двух пострижеников возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря, уже трудился здесь. Мы принимали непосредственное участие во втором обретении мощей, организовывали крестный ход и их торжественную встречу в Звенигороде. Думаю, уместно будет вспомнить историю этой святыни последнего столетия.

После попытки публичного вскрытия мощей и последовавшего за этим столкновения, вошедшего в историю Гражданской войны как Звенигородский мятеж (см. историческую справку. — примеч. ред.), 5 апреля 1919 года в монастырь в сопровождении стражи явились члены Звенигородского исполкома, вынули мощи из раки и увезли их, как сказали, «в музей». В 1920-е годы сотрудника Государственного исторического музея, православного верующего Михаила Успенского, вызвали на Лубянку, где хозяин кабинета протянул ему покоившиеся на блюде мощи звенигородского чудотворца со словами: «Вот все, что осталось от Саввы Сторожевского, делайте с этим, что хотите». Михаил Михайлович, проживший более 90 лет, затем его потомки, потом одна благочестивая монахиня и один московский священник хранили у себя святыню все долгие советские десятилетия. В 1985 году мощи оказались в открывшемся двумя годами ранее Даниловом монастыре. И уже оттуда Патриарх Алексий II благословил перенести их в возобновленный Саввино-Сторожевский монастырь.

Заветный камень

— Рака с мощами преподобного Саввы постоянно пребывает в монастырском Рождественском соборе. В каком режиме паломники могут им поклоняться, прикладываться к ним?

— Ежедневно в шесть часов утра у нас совершается братский молебен, после которого прикладываться к мощам можно свободно в течение всего дня до окончания вечернего богослужения. Более-менее ощутимая очередь бывает только по большим праздникам; в будние дни, как правило, ее нет вовсе, но это зависит от графика прибывающих паломнических групп.

— «Википедия» ставит ваш монастырь по посещаемости паломниками на третье место в России, располагая выше только Троице-Сергиеву лавру и Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Если в этом и есть преувеличение, то не слишком большое. Мы беседуем в будний день. Тем не менее, чтобы приложиться к мощам, мне пришлось подождать, пока большая группа иногородних паломников во главе со священником закончит петь акафист у раки в соборе. Довольно громко в Церкви в недавнем прошлом обсуждалась проблема ежедневного присутствия больших групп мирян в монастырских стенах. Доставляют ли братии неудобство ваши гости? Как вы миритесь с этим обстоятельством?

— В выходные дни туристов действительно очень много. В церковные праздники много, наоборот, паломников. Братии и те, и другие посетители определенное беспокойство, конечно, доставляют. Но это не тот вопрос, ради которого лишний раз стоит ломать копья. Гостям мы всегда рады, а если какого-то насельника слишком уж сильно смущают большие массы посторонних людей, ему благословляется в такие моменты не покидать свою келью. Другое дело, из-за постоянного наплыва паломнических и туристических групп насельникам бывает сложно уединиться, помолиться в тишине, остаться один на один с Богом. Специально для разрешения этой проблемы на монастырской земле (хотя и вне крепостных стен обители) мы создали так называемое рыбное хозяйство. Это, по сути, большой пруд, выкопанный к западу от угловой Житной башни на южном прясле монастырской ограды. Промыслового значения этот водоем не имеет. Мы его однажды зарыбили, после чего биологическое сообщество там поддерживается автономно в естественной среде обитания. Братия даже в самый напряженный праздничный день может там уединиться, немного отдохнуть от людского потока и связанного с ним шума; кто хочет — поудить рыбу.

— Насколько многочисленна ныне братия монастыря? Откуда приходит пополнение, довольны ли вы им?

— Монашествующих в постриге у нас 31 человек: 12 священников, семь диаконов, семь монахов, пять иноков. Кроме этого, постоянно в монастыре пребывают пять послушников и четыре трудника, так что всего насельников ровно четыре десятка. Живут еще трудники, которые длительное время занимаются теми или иными работами на благо обители (например, ухаживают за цветниками). Но по смыслу служения и фактическому статусу это скорее волонтеры, свое будущее с принятием монашества однозначно они не связывают. Приток новичков у нас происходит по большей части из Центральной России. В основном это люди среднего возраста. Некоторых к нам направляют духовники, но так или иначе приводит в наш монастырь преподобный Савва. В принципе вся нынешняя братия прошла ступени трудничества и послушничества в Саввино-Звенигородской обители, так что все они — воспитанники нашего небесного покровителя.

— В последние годы вы благоустроили еще два значимых для обители места: источник преподобного Саввы и его лесной скит, где он любил молиться...

— Колодец между монастырем и рекой Сторожкой, по преданию, ископал сам святой первоначальник нашей обители, и он сам поначалу носил оттуда в монастырь воду. Это место как родник с вкусной ключевой водой было популярно в народе всегда, даже в самые глухие советские годы. В 1997 году мы частично его отреставрировали. А к 600-летию преставления преподобного Саввы воссоздали часовню над святым колодцем. Туда протоптана поистине народная тропа, все в округе почитают и ценят это место.

Скит удалось полностью восстановить также благодаря празднованию шестивекового юбилея преставления преподобного Саввы. Тогда это место находилось в плачевном состоянии. Еще бы чуть-чуть — и уцелевшие постройки признали бы аварийными. Мы кинули клич, и нашлись благотворители, согласившиеся профинансировать непростые работы по укреплению и реконструкции сооружений. Удалось забетонировать свайное основание фундамента, отреставрировать все фасады и внутренние стены братского корпуса, убранство храма. Сейчас скит в прекрасном состоянии. К сожалению, братии там немного — скитоначальник, его помощник и два брата.

— Паломники могут посещать это место?

— Конечно! Это же одно из самых чтимых мест нашей обители с пещерой, где, по преданию, молился преподобный Савва. Ее, кстати, удалось восстановить еще к 2007 году, там открылся камень, на котором преподобный Савва нес свои молитвенные подвиги… Теперь воссоздана старинная мозаичная икона преподобного, все желающие могут прийти и помолиться перед ней.

История с реставрацией

— У вас разработаны и проводятся прекрасные экскурсии. При этом исторически сложилось ваше соседство как с выставочными залами Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, так и с двумя учреждениями лечебно-восстановительного профиля (санаторием Министерства обороны и домом отдыха «Таежные дали»). Предлагаете ли вы паломникам и светским туристам разные экскурсионные программы или направляете их по одному и тому же маршруту?

— Каких-то особых различий мы не делаем. Стараемся рассказывать так, чтобы интересно было всем. При разработке тематического наполнения экскурсий наши гиды ориентируются на запросы православных паломников, имея в виду кругозор контингента санатория и дома отдыха (чьи отдыхающие часто бывают у нас на богослужениях). А кроме того, мы учитываем, что те, кто купил билет на музейные выставки, как правило, обязательно побывают и в монастыре и зайдут в наш паломнический центр. Часто, впрочем, бывает наоборот: группы или индивидуальные посетители сначала приходят в монастырь, а затем, обнаружив рядом музей, посещают и его.

— Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находятся недвижимые памятники обители, то есть ее архитектурный ансамбль? По всем ли зданиям завершен реставрационный цикл или на каком-то из объектов еще предстоят масштабные работы?

— Прежде всего замечу, что монастырский ансамбль государство передало Церкви за исключением Казначейского корпуса, Привратницкой, Сторожки (в пределах монастырской стены) и 14-го гостиничного корпуса (снаружи от нее). Если говорить о находящихся в нашем распоряжении объектах, полный реставрационный цикл завершен практически по всем зданиям, за исключением Сергиевского придела в монастырском соборе, а также Преображенской церкви, где предстоит завершить роспись, установить иконостас и воссоздать полы. Весь этот комплекс работ, думаю, займет несколько лет.

Из небогослужебных зданий-памятников некоторое беспокойство вызывает состояние Казначейского корпуса, расположенного возле угловой Провиантской башни в северной части территории. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пообещал Святейшему Патриарху Кириллу, что музей освободит его помещения. Но до сих пор там расположено фондохранилище, мало того, музей еще и отключил его от отопительной сети. Не знаю, как это повлияет на музейные фонды, но зданию это на пользу точно не пойдет. В следующем году в Звенигороде обещают закончить реконструкцию исторического Манежа на Московской улице, в свое время переданного властями музею. Надеемся, после этого музейщики перевезут свои фонды туда и окончательно освободят Казначейский корпус. Упомяну еще о важных работах по приведению в порядок инженерных коммуникаций. Электропроводку в братских корпусах уже заменили. В ближайшее время приступаем к ремонту и замене обветшавших труб водопровода и отопления в подвале Царского дворца Алексея Михайловича.

— Вам выпало жить в очень интересном здании, где сама история растворена буквально в каждом коридоре, в каждой комнате и в каждой старинной палате… Мысли о том, что когда-то здесь сам царь размещался, вас не посещают?

— Не без этого! Да и не только в царе Алексее Михайловиче дело, хотя этот государь, конечно, оставил колоссальный след в возвеличивании и благоукрашении нашей обители. Чего стоит хотя бы явление в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года преподобного Саввы наполеоновскому пасынку королю Италии Евгению Богарне! Ведь это событие, благодаря которому французы не разграбили монастырь, имело место тоже здесь, в одной из анфилад царского дворца… Архитектурное наследие монастыря — достояние и Церкви, и российского государства, и всего нашего народа, поэтому на нас лежит обязанность заботиться о нем и передать его будущим поколениям в должном состоянии.

Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8. Тел. гостиницы: +7 (963) 640-37-00.

Проезд: электричкой — от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автомобильным транспортом — по Новорижскому шоссе, далее по ММК до Звенигорода, где повернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца, повернуть направо и далее вдоль реки Москвы до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь»; для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт «Саввинская слобода».

***

Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Вначале была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, где проводил время в молитве.

В XV-XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь выполнял роль западного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией и получил лаврский статус, а по уставу был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. Монастырское предание объясняет особое усердие второго царя из династии Романовых к этой обители чудесным заступничеством звенигородского чудотворца — спасением самодержца на охоте от лап лютого медведя. В царствование этого же государя случилось и обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского — 19 января (1 февраля н. ст.) 1652 г.

В 1917 г. настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918 г. отряд продкомиссара Константина Макарова реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и еще двух коммунистов, но подошедший вскоре вооруженный отряд из Дедовска подавил восстание. В середине 1919 г. монастырь был закрыт. В 1941 г. во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой благовестник (его изображение до сих пор украшает герб Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале нынешнего века его заменил другой, столь же массивный). В 1986 г. сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

Беседовал Дмитрий Анохин

pdf-версия

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Лавра — Звенигород Русь — Новый Иерусалим

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь расположен в городе Истра Московской области, основан в 1656 году патриархом Никоном.

Для всех христиан Иерусалим — это святая земля, благословенное место, где родился, жил и проповедовал Иисус Христос. Поэтому монастырь, идея которого заключалась в воссоздании образа Святой Земли с точным подобием Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня, является уникальным явлением.

«Русская Палестина»

Строительство «Русской Палестины» было призвано подчеркнуть возросшее значение России как наследницы Византийской империи, оплота мирового православия, и представить царя Алексея Михайловича вторым императором Константином. Тогда понятие «Иерусалим» воспринималось не только как географическая точка, но и как символ, который можно отнести к религиозной столице.

Прежде всего, нужно было составить выверенный план, чтобы не только строить копии точек Святой Земли, но и правильно их расставлять.Патриарх Никон отправил священника Свято-Троицкого Сергиева монастыря (нынешняя Лавра) к иеромонаху Арсению (Суханову) в Палестину, который измерил расстояние между святынями выстрелами из лука.

Монастырские постройки возводились на территории села Редкино, к будущему монастырю добавлялись бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого и стольника Романа Боборыкина. Окрестности подверглись полной перепланировке: вырубили лес, насыпали и укрепили холм.Прежние имена из евангельских текстов заменены на новые.

Первая деревянная Воскресенская церковь построена в год постройки монастыря; Годом позже его освящал царь Алексей Михайлович. Он крестил Воскресенский монастырь Новый Иерусалим.

Монастырь быстро превратился в крупного землевладельца: в разных уездах под него приобретались вотчинные земли, по большей части царь издавал благодарственные грамоты.

17 век прославил монастырь библиотекой на основе личного книжного собрания патриарха Никона и переводными изданиями.Здесь же появилась музыкально-поэтическая школа, продолжившая традиции польско-украинской духовной песни.

Конец 17 -го века был для монастыря временем разорения и восстановления. Разделив патриаршую вотчину Иверского и Крестового монастырей, их земли вернулись, и поэтому Воскресенский монастырь лишился средств для продолжения строительства. Он был возобновлен на правлении Федора Алексеевича.

Новый Иерусалим. Открытка начала ХХ века

Император Петр I сократил штат монахов и обязал монастырь снабжать государство лошадьми, фуражом и ремесленниками из числа монастырских крестьян.Елизавета Русская), также известная как Елизавета Петровна), однако взяла под свое покровительство Новый Иерусалим, даровав ему новые земли и выделив деньги на ремонт собора. До секуляризации церковных земель в 1764 году при Екатерине II монастырю принадлежало 14 тысяч крестьян и 22 тысячи гектаров земли. После секуляризации все крестьяне стали государственными (или хозяйственными), а собственность на землю сократилась до 30 акров.

Небольшая сумма была выделена на содержание Нового Иерусалима, но ситуацию исправили доходы от паломничества и сдачи в аренду московского монастырского двора.Развитию паломничества поспособствовала прокладка железнодорожной линии Москва-Виндава. К началу 20 века монастырь ежегодно посещало около 35 тысяч человек.

После революции 1917 года советские власти закрыли монастырь, национализировали его имущество и передали наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора в Оружейную палату Московского Кремля. С 1921 года в стенах монастыря разместились два музея, впоследствии объединенных в Государственный историко-художественный музей.

Во время Великой Отечественной войны Воскресенский собор был взорван фашистами; многие архитектурные памятники были разрушены. Интересно, что сведения о разрушении Нового Иерусалима фигурировали в документах Нюрнбергского процесса, поскольку монастырь считался объектом культурного наследия. После войны важнейшие постройки были отреставрированы, и музей возобновил работу только к концу 50-х годов.

Новоиерусалимский Иерусалимский Воскресенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1994 году.В 2015 году музей переехал из монастыря в новый

.

В России сложно найти место, которое по количеству общехристианских святынь сравнится с Новоиерусалимским монастырем.

Саввино-Сторожевский монастырь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Город Звенигород находится в 45 км от МКАД по Новорижскому шоссе. Рядом с ним, на берегу Москвы-реки, расположен Саввино-Сторожевский монастырь — одно из самых интересных мест Подмосковья.Монастырь основан в 1398 году преподобным Саввой, учеником Сергия Радонежского. Поскольку монастырь находился на реке Сторожка, он назывался Саввино-Сторожевский.

В XVI веке при царе Алексее Михайловиче монастырь, наряду с Коломенским, стал одним из самых любимых мест царя в Подмосковье, куда он часто приезжал. Пока Коломенский дворец был его летней резиденцией, в Саввино-Сторожевский он отправился в паломничество.

По мнению историков, царь Алексей Михайлович даже присвоил ей статус «Первой лавры», что выше, чем у Киево-Печерской лавры в Киеве и Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.Именно тогда монастырь был окружен крепкими каменными стенами и превращен в крепость, защищавшую Москву с запада. Конечно, впоследствии монастырь утратил свой высокий церковный статус и остался мощной крепостью с живописной архитектурой.

Саввино-Сторожевский монастырь: справа — дворец Алексея Михайловича, в центре — Рождественский собор, слева — покои царицы

Дворец Алексея Михайловича длиной более 100 метров

На протяжении веков монастырь был излюбленным местом паломничества русских царей и императоров.С Москвой его связывало Звенигородское шоссе, которое сейчас является Рублево-Успенским шоссе (это та самая Рублевка Подмосковья — жилая часть московской элиты).

Все гиды рассказывают историю о том, как во время войны 1812 года монастырь был занят корпусом наполеоновской армии, которую возглавлял Эжен де Богарне. Когда каттер спал в монастыре, ему явился преподобный Сава и попросил не разрушать монастырь, сказав, что тогда он вернется живым и невредимым во Францию.Утром Эжен де Богарне наложил на монастырь свою печать и приказал не разрушать его и не отбирать ничего из его имущества. Как известно, полмиллионная армия Наполеона была почти уничтожена в России в 1812 году. Во Францию ​​вернулось всего несколько тысяч солдат, в том числе целым и невредимым Эжен де Богарне.

Покои Царицы (1650 г.) — место, где жила царица, жена Алексея Михайловича

Столовая в Покоях Царицы (1650 г.)

С архитектурной точки зрения Саввино-Сторожевский монастырь особенно интересен своей трапезной с колокольней и надвратной Троицкой церковью.Рядом находятся палаты королевы, где можно посетить монастырский музей. Также будет интересно увидеть дворец Алексея Михайловича — трехэтажное здание длиной более ста метров. Именно там оставались гонорары, когда они приезжали в паломничество.

В центре монастыря расположен главный храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где хранятся мощи Святого Саввы. Вам стоит прогуляться по стенам монастыря. Отсюда открывается очень живописный вид как на сам монастырь, так и на окрестные поля.

Тур Москва-Россия — Откройте для себя Русскую Деревню: Звенигород

Откройте для себя этот древний город, узнайте о монастырской жизни и отведайте чай у традиционной русской печи!


Мы начнем с вашего отеля и отправимся в загородную поездку на целый день.

Чего ожидать

Старые храмы и монастыри
По пути мы посетим несколько старых церквей и, наконец, доберемся до монастыря XIV века (Святого Саввы Сторожевского), где мы исследуем окрестности, посетим храмы и изучить местную историю, археологические и художественные выставки.

Древний город и сельская местность
Мы прогуляемся по старинному центру Звенигорода — одному из старейших городов Подмосковья.
Прекрасные пейзажи над Москвой-рекой.
И у нас будет шанс побывать в классическом подмосковном поселке.

Попробовать квас, травяной чай и монастырскую выпечку
У нас будет возможность попробовать знаменитый напиток «Русское лето» — квас (летом) и чай с известной русской выпечкой.

Русская чайная церемония
Собираемся посетить музей русского десерта, насладимся рассказами о русских десертах.
И будет русская чайная церемония!

Ожидайте возвращения в отель около 16/17

Маршрут

8:00 Старт от вашего отеля
8:00 — 9:30 Поездка в Звенигород, посещение церквей по пути
9:30 — 10:00 посещение центра древнего Звенигорода
10:00 — 12:00 Знакомство с ул. Савванский монастырь и внутри, снаружи и его музеи
12:00 — 13:00 Поездка в стильную русскую деревню
13:00 — 14:00 Обед в лучшем кафе Звенигорода
14:00 — 14:30 Короткая прогулка по городу
14:30 — 15:30 Экскурсия по Музею русского десерта с чайной церемонией
15:30 — 17:00 Возвращение в гостиницу (в зависимости от пробок)

Место встречи + продолжительность тура

Варианты места встречи: Отель, адрес или перекресток

Продолжительность: 9 часов

Обычно наша экскурсия длится около девяти часов, но может занять немного больше времени, если в этот день в Москве слишком плохое движение.

Транспорт

На автомобиле бизнес-класса
5-местный Nissan Fuga, 2006 года выпуска.
Абсолютно чисто и красиво, кондиционер на борту

Если в вашей группе более 4 человек, отправьте запрос, чтобы я мог сделать вам предложение.

— минивэн для группы до 7 человек
— микроавтобус для группы до 17 человек

Что включено

Другое: Встреча и высадка в вашем московском отеле
Частный автомобильный тур с дружелюбным гидом

Входная плата в Музей русского десерта, русская чайная церемония включена
Входные билеты в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

Монастырская выпечка с дегустация местного чая
Дегустация кваса (традиционный напиток русского лета)
Пикник с чаем из местных трав
Бутылка питьевой воды

Ваши фотографии, сделанные вашим гидом

Предполагаемая потребность в местных денежных средствах

1000 руб. — есть деньги на обед (перерыв на обед в лучшем кафе города)

Что еще

Другое: Обед не включен

Недавний обзор этого тура

Впечатляющее разнообразие мест и исторических объяснений, а также очень интересные путеводители с противоположных северных и южных концов России.Была возможность разделить религиозные обряды и оценить произведения искусства без больших групп туристов. Посещение современной церкви представило особенно интересный контраст. Чай, взятый в открытом поле на открытом воздухе, сделан для очень личного и особенного опыта, полностью соответствующего идее посещения сельской местности
Linda B.

Прочитать больше отзывов об этом туре

SAVVA App — Проекты — KRIKDESIGN

Место, где
земля встречается с небом

Саввино-Сторожевский монастырь Мобильное приложение 2014-2016

  • Брендинг
  • Содержание
  • А.С. Пушкин
Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году.
Это важная святыня для верующих и популярное среди туристов место, расположенное на окраине Звенигорода в Подмосковье. Приложение Монастырь создано для тех, кто интересуется историей и событиями монастыря.

Приложение состоит из двух основных частей: энциклопедической
и информационной
Пользователи приложения сильно различаются, поэтому был выбран наиболее естественный сценарий перехода к разделам через меню, представленным в виде больших блоков на главном экране.

Общий стиль интерфейса составлен из группы классических элементов, основанных на работах известных русских художников, таких как Васнецов, Билибин и других. Соблюдая общий стиль проекта, в логотипах и брендинге приложения используется старинная русская каллиграфия. Савва Работа над иллюстрацией плана заняла почти 6 месяцев.Параллельно с разработкой приложения на территории монастыря шли реставрационные работы. Пришлось внести изменения и обновить материал, чтобы добиться полного соответствия. Коллектив монастырского музея предоставил нам множество архивных материалов: фотографии, гравюры и рукописи. На плане много деталей, на которые интересно взглянуть. Для получения лучших снимков мы снимали как летом, так и поздней осенью. Мы сфотографировали ансамбль старинных построек, в них ценные артефакты.Нашими героями на съемках стали монахи, служащие на обычном рабочем месте и воспитанники монастырского приюта. Для получения лучших снимков мы снимали как летом, так и поздней осенью. Мы сфотографировали ансамбль старинных построек, в них ценные артефакты. Нашими героями на съемках стали монахи, служащие на обычном рабочем месте и воспитанники монастырского приюта. Возвращаясь к прошлым событиям с помощью приложения, люди узнают историю монастыря.Приложение помогает получить подробную информацию, служащую путеводителем.

Брендинг

Дизайн логотипа

Арт-дирекция

Копирайтинг

Иллюстрация

Прототипирование UI / UX

UI / UX Дизайн

Исследование рынка

Управление контентом

Интеграция

Приложение доступно на русском и английском языках.

Преподобный Савва, игумен Звенигородский, ученик преподобного Сергия Радонежского

Тропарь и кондак

Святой Савва Звенигородский в ранней юности покинул мир, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского (25 сентября и 5 июля) и был его учеником и соратником.

Святой Савва любил уединение и избегал разговоров с людьми. Он жил в постоянном труде, сокрушаясь о нищете своей души и трепеща перед судом Божьим.Он был образцом простоты и смирения, и достиг такой глубины духовной мудрости, что «в обители преподобного Сергия он был исповедником для всей братии, почтенным и весьма ученым старцем».

Когда великий князь Димитрий Донской построил монастырь Успения Богородицы на реке Дубенке, в благодарность за победу над Мамаем, Савва по благословению преподобного Сергия стал игуменом. Сохраняя простой аскетический образ жизни, он ел растения, носил грубую одежду и спал на земле.

После ухода своего игумена святого Никона (17 ноября) в пустыню в 1392 году братия Троице-Сергиевой Лавры попросила святого Савву стать игуменом обители. Здесь он «хорошо пас вверенное ему стадо, в меру своих возможностей, с помощью молитв своего Духовного Отца преподобного Сергия». Согласно Преданию, колодец за стенами Лавры был построен при Игумене.

Князь Юрий Звенигородский, крестник преподобного Сергия, с большой любовью и уважением относился к преподобному Савве.Он избрал Святого Савву своим Духовным Отцом и умолял его прийти и даровать благословение всему его дому. Святой надеялся вернуться в свой монастырь, но князь умолял его остаться и основать новый монастырь «на своей земле, под Звенигородом, в местечке под названием Сторожи».

Святой Савва исполнил просьбу князя Юрия и, слезно молясь перед иконой Божией Матери, умолял ее защитить это место в пустыне. На Сторожском холме он построил небольшую деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а рядом келью для себя.Здесь он основал монастырь в 1399 году, с отеческой любовью принимал всех, кто приходил сюда в поисках спокойной и уединенной жизни.

Святой Савва очень много трудился над строительством монастыря. Он выкопал у подножия холма колодец, из которого на своих плечах носил воду. Он обнес монастырь деревянным частоколом, а в дупле над ним выкопал келью, где мог жить в уединении.

В 1399 году святитель Савва благословил своего духовного сына, князя Юрия, на военный поход, предсказывая поражение врага.По молитвам святого старца войска князя одержали скорую победу. Стараниями святого Саввы вместо старой деревянной был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Святой Савва пошел к Господу в преклонном возрасте 3 декабря 1406 года. Он назначил своим преемником своего ученика, которого также звали Савва.

Почитание святого угодника Богу местным населением началось сразу после его смерти. Чудесная целебная сила, исходящая из могилы святого, и его многочисленные явления убедили всех, что Игумен Савва был «воистину тревожным солнцем божественного света, озаряющим всех своими чудесными лучами.В письме 1539 г. преподобный Савва назван чудотворцем. Особо почитал его царь Алексей Михайлович, неоднократно посещая монастырь Святого Саввы пешком. Предание сохранило для нас замечательное повествование о том, как святой Савва был спасен от свирепого медведя.

Житие святого Саввы, составленное в XVI веке, повествует о том, как в конце XV века (1480-1490) Святой явился отцу Дионисию, четвертому игумену монастыря Святого Саввы, и сказал: «Дионисий! Проснись и нарисуй мою иконку.Когда отец Дионисий спросил, кто он такой, тот ответил: «Я Савва, основатель этого места».

Отец Дионисий не знал лично святого, поэтому он призвал старца Аввакума, знавшего святого Савву в юности, надеясь убедить себя, что его сон не был заблуждением. Он описал внешний вид святого, и отец Аввакум заверил его, что святой выглядел именно так, как игумены видели его во сне. Тогда отец Дионисий подчинился повелению и написал икону Святого Саввы.

Праздник Святого Савва установлен на Московском Соборе 1547 года. Его нетленные мощи были обретены 19 января 1652 года.

Сторожевский монастырь Россия Звенигород Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 14445456.

Савва — Сторожевский монастырь Россия Звенигород Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 14445456.

Савва — Сторожевский монастырь Россия Звенигород

M L XL

Таблица размеров

Размер изображения Идеально подходит для
S Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения.
M Брошюры и каталоги, журналы и открытки.
л Плакаты и баннеры для дома и улицы.
XL Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны.

Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?

Распечатать Электронный Всесторонний

4085 x 2713 пикселей | 34.6 см x 23,0 см | 300 точек на дюйм | JPG

Масштабирование до любого размера • EPS

4085 x 2713 пикселей | 34,6 см x 23,0 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить одно изображение

6 кредитов

Самая низкая цена
с планом подписки

  • Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
  • Загрузите 10 фотографий или векторов.
  • Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц

221 ру

за изображение любого размера

Цена денег

Ключевые слова

Похожие изображения

Нужна помощь? Свяжитесь с вашим персональным менеджером по работе с клиентами

@ +7 499 938-68-54

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie

. Принимать

собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввы

Собор Рождества Богородицы Саввы — Сторожевский монастырь на берегу моря Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 14445447.

Собор Рождества Богородицы Саввы — Сторожевский монастырь Россия Звенигород

M L XL

Таблица размеров

Размер изображения Идеально подходит для
S Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения.
M Брошюры и каталоги, журналы и открытки.
л Плакаты и баннеры для дома и улицы.
XL Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны.

Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?

Распечатать Электронный Всесторонний

4288 x 2848 пикселей | 36.3 см x 24,1 см | 300 точек на дюйм | JPG

Масштабирование до любого размера • EPS

4288 x 2848 пикселей | 36,3 см x 24,1 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить одно изображение

6 кредитов

Самая низкая цена
с планом подписки

  • Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
  • Загрузите 10 фотографий или векторов.
  • Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц

221 ру

за изображение любого размера

Цена денег

Ключевые слова

Похожие изображения

Нужна помощь? Свяжитесь с вашим персональным менеджером по работе с клиентами

@ +7 499 938-68-54

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *