Поездом — через границу: возобновляются рейсы между Узбекистаном и Россией
Прерванное более двух лет назад из-за коронавирусной угрозы международное железнодорожное сообщение России с соседними странами продолжает восстанавливаться. Вслед за Абхазией, Беларусью, Монголией, Казахстаном и Киргизией прямые пассажирские поезда возвращаются на маршруты между Узбекистаном и Россией. А Южно-Кавказская железная дорога — дочерняя компания ОАО «РЖД», переводит на летний график международные поезда между Арменией и Грузией.
Возобновляется регулярное курсирование поездов между Россией и Узбекистаном
3 июня решением Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, с 14 июня сняты ограничения на въезд граждан Республики Узбекистан в Россию.
Но Узбекистанская железная дорога (АО «Узбекистон темир йулари») сразу же 4 июня предупредила, что отмена запрета не повлечёт немедленного возвращения железнодорожного сообщения. Так как ведётся организация процесса перевозок, разработка графика движения пассажирских поездов, определение ценовой политики и прорабатываются другие необходимые вопросы.
И, как сообщило 9 июня уже ОАО «РЖД», в соответствии с уведомлением АО «Узбекистон темир йулари», в конце июня в расписание возвращаются две пары международных пассажирских поездов, курсирование которых было временно остановлено с 16 марта 2020 года.
С 23 июня начинают курсировать поезда №№ 5 / 6 Ташкент — Самара. Они будут отправляться один раз в неделю: из Ташкента по четвергам и из Самары — по воскресеньям. До марта 2020 года этот маршрут был длиннее: поезда курсировали в сообщении Ташкент — Москва.
С 25 июня возвращаются поезда №№ 323 / 324 Ташкент — Волгоград. Они назначены тоже один раз в неделю: из Ташкента по субботам, а из Волгограда — по вторникам.
Все ранее действовавшие санитарные ограничения для граждан Российской Федерации и Узбекистана при въезде на территории стран сняты, ПЦР-тест не требуется. Продажа билетов на вышеуказанные поезда будет открыта в ближайшее время. Приобрести билеты можно будет за 45 суток до отправления, информирует ОАО «РЖД».
Сетевым графиком железных дорог 2021 / 2022 гг. предусмотрена возможность возобновления движения ещё девяти рельсовых маршрутов между Узбекистаном и Россией:
- №№ 149 / 150 Андижан—Москва;
- №№ 315 / 316 Ташкент—Казань;
- №№ 334 / 333 Ташкент—Саратов;
- №№ 349 / 350 Термез—Ташкент—Москва;
- №№ 365 / 366 Челябинск—Ташкент;
- №№ 369 / 370 Ташкент—Новосибирск;
- №№ 371 / 372 Андижан—Уфа;
- №№ 381 / 382 Ташкент—Уфа.
Как и в случае с поездами из Киргизии и Казахстана, до Москвы междугородные железнодорожные рейсы из Узбекистана пока не возобновляются: в этом направлении активно развивается авиасообщение.
На протяжении почти двух лет пассажирские поезда из России в Узбекистан уходили только в одну сторону: из Волгоградской области отправлялись вывозные поезда №№ 483 / 484 Волжский — Ташкент, возвращавшие на родину граждан Узбекистана. С 15 мая этого года восстановлено пассажирское сообщение между Казахстаном и Узбекистаном поездами
ДОПОЛНЕНИЕ от 02.50.30.06.2022:
Поезда №№ 5 / 6 Ташкент—Самара (длина маршрута: 2271 км) отправляются от вокзала Ташкент-Центральный по четвергам в 19:05 и прибывают в Самару по субботам в 19:14. Отправление из Самары по воскресеньям в 17:11 с прибытием по вторникам в Ташкент в 16:56. В пути поезда совершают остановки на станциях в Казахстане: Сарыагаш, Арыс-1, Тимур, Туркестан, Яны-Курган, Шиели, Кызылорда, Жосалы, Торетам, Казалы, Арал Тенизи, Сексеул, Шалкар, Жем, Кандыагаш, Актобе, Жайсан, и в России: Илецк-1, Оренбург, Сорочинская, Бузулук. Состав сформирован из 11 вагонов: семь плацкартных, три купе, и один вагон-ресторан.
Поезда №№ 323 / 324 Ташкент—Волгоград (длина маршрута: 2996 км) отправляются от вокзала Ташкент-Центральный по субботам в 23:58 и прибывают в Волгоград по вторникам в 9:56.
Армения и Грузия: в новый летний сезон — с новым графиком
С 14 июня Южно-Кавказская железная дорога приступает к осуществлению летних пассажирских перевозок по маршруту Ереван — Батуми. Летний сезон перевозок продлится до 30 сентября.
В прежние годы курсировавшие через день поезда Ереван — Тбилиси на лето отменялись, полностью уступая в расписании место ежедневным поездам Ереван — Батуми. В этом году поезда между Арменией и Грузией летом будут курсировать ежедневно, но разными маршрутами. Два раза в неделю будут курсировать фирменные поезда №№ 202 / 201 «Армения» Ереван — Батуми. Отправление из Еревана по вторникам и пятницам в 14:05 с прибытием на следующие сутки в Батуми в 7:30. В пути поезд совершает остановки на станциях Армавир, Ванадзор, Памбак, Шагали, Санаин, Айрум, Садахло, Тбилиси-пассажирская, Хашури, Ципа, Молити, Зестафони, Самтредиа-1, Уреки, Кобулети и Махинджаури. Отправление из Батуми — по средам и субботам в 15:40 с прибытием в Ереван следующим утром в 8:59. По пути поезд останавливается на станциях Махинджаури, Кобулети, Уреки, Самтредиа-1, Зестафони, Хашури, Тбилиси-пассажирская, Марабда, Садахло, Айрум, Ахтала, Санаин, Ванадзор, Гюмри, Армавир.
Ещё пять дней в неделю будут продолжать работать поезда №№ 372 / 371 Ереван — Тбилиси. Отправление из Еревана по понедельникам, средам, четвергам, субботам, воскресеньям в 21:30 с прибытием в Тбилиси на следующий день в 7:35. Отправление из Тбилиси по понедельникам, вторникам, четвергам, пятницам, воскресеньям в 20:20 с прибытием в Ереван следующим утром в 6:55. Составы следуют с остановками на станциях Армавир, Гюмри, Ванадзор, Санаин, Айрум и Садахло, а при движении к Тбилиси — также на станциях Памбак и Шагали.
В 2021 году составы поездов дальнего следования ЮКЖД были полностью обновлены. Новый подвижной состав оборудован современной системой кондиционирования, Wi-Fi, удобствами для людей с ограниченными физическими возможностями.
Международное сообщение между Арменией и Грузией было возобновлено в июне прошлого года. Поезда между Россией и Монголией, а также Россией и Казахстаном вновь начали курсировать с конца апреля этого года. С 1 июня транзитным поездам ОАО «РЖД» возвращена остановка в казахстанском Петропавловске, а с 8 июня возобновились пригородные маршруты из Курганской и Омской областей. Также в начале июня возобновлено движение по трём маршрутам поездов дальнего следования из Киргизии в Россию и трём — из Казахстана в Россию.
цены на ж/д билеты поездов дальнего следования
Маршрут / Доступно поездов
Тип вагона / Стоимость мест
Москва — Александров
Поездов: 2
–
Сидячий
470 р.
–
–
–
–
Москва — Белгород
Поездов: 12
–
Сидячий
478 р.
Плацкарт
1560 р.
Купе
1825 р.
Люкс (СВ)
7693 р.
–
Москва — Белый Ключ
Поездов: 2
–
Сидячий
951 р.
Плацкарт
1248 р.
Купе
2281 р.
Люкс (СВ)
6918 р.
–
Москва — Брянск
Поездов: 4
–
Сидячий
605 р.
Плацкарт
1045 р.
Купе
1159 р.
Люкс (СВ)
4371 р.
–
Москва — Великий Новгород
Поездов: 1
–
Сидячий
762 р.
Плацкарт
1761 р.
Купе
4014 р.
Люкс (СВ)
5592 р.
Мягкий
13920 р.
Москва — Владимир
Поездов: 4
–
Сидячий
745 р.
–
–
–
–
Москва — Волгоград
Поездов: 9
Общий
659 р.
Сидячий
1480 р.
Плацкарт
1241 р.
Купе
1900 р.
Люкс (СВ)
8600 р.
Мягкий
19666 р.
Москва — Воронеж
Поездов: 7
–
Сидячий
1292 р.
Плацкарт
1419 р.
Купе
2752 р.
Люкс (СВ)
4953 р.
–
Москва — Дубна
Поездов: 1
–
Сидячий
450 р.
–
–
–
–
Москва — Иваново
Поездов: 5
–
Сидячий
635 р.
–
–
–
–
Москва — Казань
Поездов: 11
–
Сидячий
871 р.
Плацкарт
1681 р.
Купе
2089 р.
Люкс (СВ)
4797 р.
Мягкий
12178 р.
Москва — Калуга
Поездов: 4
–
Сидячий
640 р.
–
–
–
–
Москва — Камышин
Поездов: 1
–
Сидячий
1317 р.
Плацкарт
2150 р.
Купе
4097 р.
–
–
Москва — Кинешма
Поездов: 1
–
Сидячий
786 р.
Плацкарт
1006 р.
Купе
1599 р.
Люкс (СВ)
3444 р.
–
Москва — Киров
Поездов: 7
–
Сидячий
1138 р.
Плацкарт
1234 р.
Купе
2521 р.
Люкс (СВ)
6051 р.
–
Москва — Климово
Поездов: 1
–
Сидячий
1030 р.
Плацкарт
1726 р.
Купе
3058 р.
–
–
Москва — Котлас
Поездов: 2
–
–
Плацкарт
2481 р.
Купе
1083 р.
–
–
Москва — Курск
Поездов: 3
–
Сидячий
810 р.
Плацкарт
1580 р.
Купе
3150 р.
–
–
Москва — Липецк
Поездов: 2
–
Сидячий
964 р.
Плацкарт
1480 р.
Купе
1671 р.
–
–
Москва — Минск
Поездов: 4
–
Сидячий
1400 р.
Плацкарт
785 р.
Купе
3733 р.
Люкс (СВ)
7292 р.
–
Москва — Муром
Поездов: 1
–
Сидячий
658 р.
–
Купе
1674 р.
–
–
Москва — Нижний Новгород
Поездов: 4
–
Сидячий
941 р.
Плацкарт
1168 р.
Купе
1745 р.
Люкс (СВ)
3902 р.
–
Москва — Новозыбков
Поездов: 2
–
Сидячий
936 р.
Плацкарт
1691 р.
Купе
2007 р.
Люкс (СВ)
5506 р.
–
Москва — Орел
Поездов: 1
–
Сидячий
599 р.
–
–
–
–
Москва — Орехово-Зуево
Поездов: 1
–
Сидячий
390 р.
–
–
–
–
Москва — Орск
Поездов: 5
–
–
Плацкарт
1136 р.
Купе
1515 р.
–
–
Москва — Пенза
Поездов: 4
–
Сидячий
873 р.
Плацкарт
1650 р.
Купе
1948 р.
Люкс (СВ)
6031 р.
Мягкий
11261 р.
Москва — Пермь
Поездов: 1
–
–
Плацкарт
1280 р.
Купе
4351 р.
–
–
Москва — Петрозаводск
Поездов: 3
–
–
Плацкарт
1381 р.
Купе
1743 р.
Люкс (СВ)
6068 р.
Мягкий
15501 р.
Москва — Рязань
Поездов: 5
–
Сидячий
780 р.
–
–
–
–
Москва — Санкт-Петербург
Поездов: 60
Общий
1009 р.
Сидячий
806 р.
Плацкарт
993 р.
Купе
998 р.
Люкс (СВ)
5144 р.
Мягкий
11541 р.
Москва — Саранск
Поездов: 4
–
Сидячий
1074 р.
Плацкарт
1634 р.
Купе
2494 р.
Люкс (СВ)
5304 р.
Мягкий
12839 р.
Москва — Саратов
Поездов: 6
–
Сидячий
1323 р.
Плацкарт
1505 р.
Купе
1748 р.
Люкс (СВ)
5450 р.
Мягкий
16627 р.
Москва — Симферополь
Поездов: 4
–
–
Плацкарт
757 р.
Купе
1160 р.
Люкс (СВ)
2313 р.
–
Москва — Смоленск
Поездов: 5
–
Сидячий
599 р.
Плацкарт
1166 р.
Купе
1306 р.
–
–
Москва — Тула
Поездов: 3
–
Сидячий
685 р.
–
–
–
–
Москва — Феодосия
Поездов: 2
–
–
Плацкарт
785 р.
Купе
8189 р.
–
–
Москва — Чебоксары
Поездов: 3
–
Сидячий
1212 р.
Плацкарт
2273 р.
Купе
3655 р.
Люкс (СВ)
6041 р.
Мягкий
17341 р.
Москва — Череповец
Поездов: 2
–
Сидячий
831 р.
Плацкарт
1704 р.
Купе
3595 р.
Люкс (СВ)
7953 р.
–
Москва — Ярославль
Поездов: 4
–
Сидячий
1030 р.
Плацкарт
2963 р.
Купе
3754 р.
–
–
Купить билеты на поезда из Москвы по выгодным ценам РЖД на ближайшие даты от 390 р. Стоимость билетов на поезда дальнего следования в города России и за границу. Простое и удобное бронирование, онлайн продажа и актуальное расписание поездов.
Как формируется цена билета
По данным поисковика ж/д билетов Poezda.biletyplus.ru стоимость билетов на поезд из Москвы зависит от многих факторов, таких как плацкартный ли это вагон или купе, на какой вокзал прибывает поезд, класс поезда, время в пути.
Самый дешевый
ж/д билет
Москва – Орехово-Зуево
390 р.
Поезд № 892М
сидячий
20:14 Москва
21:41 Орехово-Зуево
1 ч. 5 м. в пути
Самый дорогой
ж/д билет
Москва – Назрань
6235 р.
Поезд № 146Э
плацкарт
23:20 Москва
07:43 Назрань
1 д. 7 ч. 31 м. в пути
Стоимость ж/д билетов из Москвы на популярных маршрутах
Ознакомьтесь с ценами на интерактивных графиках:
Москва →Камышин 1317 р. Москва →Тула 685 р. Москва →Климово 1030 р. Москва →Дубна 450 р. Москва →Анапа 2820 р. Москва →Круглое поле 1766 р. Москва →Дербент 4608 р. Москва →Абакан 6725 р. Москва →Северобайкальск 8571 р. Москва →Владивосток 11335 р.
Эксперт считает поезда лучшим транспортом по цене и безопасности
РЖД восстанавливают объем перевозок пассажиров после снятия ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса. Спрос на билеты в поезда дальнего следования, на фоне возобновления глубины продаж в 90 суток, с конца мая вырос с примерно 100 тысяч в сутки до 200 тысяч. Востребованность железнодорожного транспорта оказалась даже выше, чем ожидалось. Так, в июне в поездах дальнего следования было перевезено 3,6 млн пассажиров вместо ранее прогнозировавшихся 2 млн. Пока поездки за границу остаются под запретом, однако путешествовать по России с комфортом и в полной безопасности уже можно, причем делать это лучше всего поездом, считает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Пандемия и отпуск
Железнодорожные перевозчики готовы к сезону отпусков — более того, для перевозки пассажиров уже открыты ранее отмененные летние маршруты. В частности, с 27 июня было возобновлено движение части электропоездов «Ласточка» в южных регионах России. В расписание были возвращены «Ласточки» № 819/820 Ростов — Анапа/Новороссийск, № 807/808 Ростов — Краснодар — Туапсе, а также поезда № 823/824, 827/828 Краснодар — Анапа.
На отдых смогут отправиться и, к примеру, жители Смоленска. В расписание возвращен поезд №535/536 Смоленск — Брянск — Анапа. С 26 июня стартовали составы №467/468, следующие из Смоленска через Брянск на Имеретинский Курорт.
«Ранее были отменены порядка 200 поездов, однако сейчас уже примерно по 100 направлениям движение возобновлено, более того, запущены дополнительные «Ласточки» в южных регионах, которые связывают Краснодар с Ростовом-на-Дону, курорты Краснодарского края, в частности, с Кисловодском. Запущен дополнительный состав, например, из Архангельска в Анапу (поезд № 221/222). Возвращены поезда от Нижнего Новгорода в Москву — это направление тоже считается достаточно перспективным в плане туризма, так как проходит через город «Золотого кольца» Владимир», — говорит глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Безопасность в пути
Главное условие путешествий на железнодорожном транспорте сейчас – это обеспечение санитарной безопасности пассажиров. Эту работу можно разделить на две составляющие, рассказывает эксперт.
Во-первых, перед выходом на маршрут состав обязательно проходит дезинфекцию — ежедневно обрабатываются тысячи поездов. Более того, постельное белье, которое выдают людям, также проходит дополнительную санобработку. И во-вторых, в особом режиме работает персонал поезда. Для них обязательно наличие маски, проверка температуры тела перед выходом в смену. Кроме того, они прошли обучение по взаимодействию с пассажиром в случае выявления у него повышенной температуры.
По словам Зотова, сотрудники следуют инструкции, которая была разработана для поездов, — ограничивают контакты заболевшего пассажира, вызывают медицинскую помощь, которая сможет приехать на ближайшей станции.
«Медицинские службы под такие задачи работают круглосуточно, следовательно, есть возможность оказать помощь уже во время ближайшей остановки. Это очень хорошее начинание», — подчеркивает Илья Зотов.
«У пассажиров в пути измеряют температуру: могу сказать по себе, так как недавно ездил на «Сапсане». Согласно действующим правилам, измерение температуры происходит дважды в день. Кроме того, весь подвижной состав во время следования минимум 4 раза в день должен проходить санитарную обработку всех поверхностей с использованием специальных средств, препятствующих распространению бактерий», — рассказывает глава Общероссийского объединения пассажиров.
Безопасность также обеспечивает система обеззараживания воздуха с помощью специальных ультрафиолетовых ламп. Она установлена под крышей вагона.
«Это достаточно технологичные вещи, которые внедрены пока не во всех поездах – в основном речь идет о новом подвижном составе, таком как «Ласточки» и «Сапсаны». Вместе с тем, более 6 тысяч вагонов «Федеральной пассажирской компании», ключевого железнодорожного перевозчика в дальнем следовании, оснащены ультрафиолетовыми лампами. Это безопасно и внедряется во всех новых и прошедших капитальный ремонт вагонах», — говорит Илья Зотов.
close
100%
Очистка воздуха в вагонах поездов дальнего следования происходит также за счет двухступенчатой системы фильтрации воздуха — фильтры грубой и тонкой очистки помогают при поступлении воздуха удерживать снаружи пыль и неприятные запахи, то есть из внешней среды не поступают дополнительные элементы, которые могут стать причиной заражения.
Во время следования, помимо обработки постельного белья и поверхностей вагона, обеспечивается безопасность в вагонах-ресторанах, которые возобновили обслуживание посетителей. Там также применяется санитарная обработка и «шахматная» рассадка, чтобы обеспечить сохранение социальной дистанции. Сотрудники, работающие в ресторане, обязательно используют маски. Разумеется, пассажир, обратившись к проводнику, может заказать любое питание себе в вагон, если он не хочет посещать вагон-ресторан.
«Таким образом, все нормы и требования Роспотребнадзора тщательно исполняются, убедился в этом сам, когда недавно ездил на поезде. Это системные, комплексные меры безопасности, но не такие, которые могли бы быть неприятны пассажирам: при посадке нет долгих проверок, способных спровоцировать очереди, все проходит достаточно дипломатично. Требования для пассажиров не являются избыточными и не вынуждают их отказываться от поездок», — уверен эксперт.
Цена и качество
В настоящий момент, по мнению Ильи Зотова, поезда являются наиболее оптимальным видом транспорта по совокупности характеристик: и по комфорту, и по стоимости проезда. Зачастую при передвижении на автобусе или самолете дополнительные требования в области безопасности закладываются в стоимость билета — обеспечение масками персонала и обработка множества поверхностей стоят немало.
«Но, к чести железнодорожного транспорта, это не привело к повышению стоимости билетов, и многим гражданам очень приятно осознавать, что сейчас, в не самое простое время с точки зрения финансов, они все-таки могут позволить себе поехать на отдых, в том числе в Краснодарский край или Крым», — рассказывает Илья Зотов.
Более того, Российские железные дороги ввели скидки, в том числе совсем недавно – для детей от 10 до 17 лет, говорит эксперт. Им предоставляется скидка 50% на билеты в купейные вагоны двухэтажных поездов, чего не было раньше — скидка распространялась только на плацкарт и общие вагоны. Она, кстати, сохраняется и сейчас. Важно отметить, что это касается только поездов, курсирующих по территории России.
«Кроме того, для детей от 5 до 10 лет существует тариф с оплатой в 35% от стоимости билета. И, разумеется, дети младше 5 лет, согласно Уставу железнодорожного транспорта, пользуются правом бесплатного проезда. В этом году в железнодорожном сообщении, в том числе из-за распространения коронавируса, также была введена беспрецедентная мера: это скидка 20% на каждого члена семьи для многодетных семей. Приобрести такой билет можно по специальному тарифу «Большая семья» в железнодорожной кассе, на официальном сайте РЖД или через мобильное приложение», — говорит глава Общероссийского объединения пассажиров.
Безопасные вокзалы
На вокзалах применяется не меньше мер предосторожности, чем в поездах. Там проводится комплексная дезинфекция с участием специалистов МЧС России и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», в ходе которой все входные группы, залы ожидания, кассовые залы, санитарные комнаты, платформы, переходы и служебные помещения обрабатываются специальными обеззараживающими средствами, активными в отношении вирусов.
close
100%
«Дважды в сутки проводится уборка всех помещений вокзала: в районе билетных касс, зала ожидания отдельно обрабатываются такие элементы, как подлокотники, до которых часто дотрагиваются люди. Также применяются бесконтактные диспенсеры-санитайзеры для обработки рук. Более того, существует выделенное помещение для детей — если они куда-то едут организованной группой, их переводят в отдельную комнату, чтобы они меньше контактировали с другими пассажирами. Это помещение также дополнительно обрабатывается», — рассказывает Илья Зотов.
Всех пассажиров, входящих на вокзал, охрана просит находиться внутри в маске и перчатках: по словам эксперта, это рекомендация от сотрудников озвучивается очень вежливо. Кроме того, о соблюдении мер безопасности напоминают звуковые оповещения, разметка для поддержания социальной дистанции, нанесенная на полу, в том числе возле касс, дополнительные наклейки и рекламные баннеры.
«Понятно, что сейчас лето и жарко, а вокзалы были построены много лет назад, поэтому с кондиционированием воздуха не все так просто, но сотрудники стараются наладить систему таким образом, чтобы пассажирам было комфортно», — рассуждает Илья Зотов.
Глава Общероссийского объединения пассажиров полагает, что наступившая пандемия привела нас к важным выводам о том, что любая инфекция представляет опасность, ее необходимо сдерживать и не давать ей распространяться.
«В любом случае, в условиях пандемии или нет, требование мыть руки или обрабатывать их антисептиком после контакта с большим количеством предметов в поезде — это нормальные, логичные меры, которые будут помогать пассажирам. Поэтому мы бы рекомендовали оставить санитайзеры на вокзалах, чтобы люди могли обработать руки. Хотелось бы также, чтобы аналогичные механизмы были в поездах — тогда любой человек сможет дезинфицировать руки или поверхности, если он в чем-то сомневается», —отмечает эксперт.
Пандемия, по его словам, стала определенным вызовом, например, в части оборудования всех пассажирских вагонов ультрафиолетовыми лампами для обеззараживания воздуха. «Это не излишняя мера, она как раз направлена на то, чтобы сохранять здоровье граждан. Более того, сам по себе выход на линию сотрудников без повышенной температуры – это также важное условие, и его необходимо соблюдать и в дальнейшем. Персонал не должен заражать пассажиров, каким бы инфекционным заболеванием он ни болел», — резюмирует Илья Зотов.
из Лиссабона в Москву — 9 способов добраться на поезде, самолете, тачке, автобусе и машине
Найти транспорт до Москвы
Путешествие из
Путешествие из
К
Поиск жилья с Booking. com
Нужен номер в гостинице в Москве?
Забронировать
9 способов добраться из Лиссабона в Москву: на самолете, поезде, таункаре, автобусе или автомобиле
Выберите вариант ниже, чтобы просмотреть пошаговые инструкции и сравнить цены на билеты и время в пути в Rome2rio’s. планировщик путешествий.
Поезд, автобус
- Сядьте на поезд из Лиссабона — Санта-Аполония в Брагу.
- Сядьте на автобус из Браги в Дортмунд Hbf.
- Автобусом из Дортмунда до автовокзала Калининграда.
- На поезде Калининград-Пассажирск до Москвы Белорусской.
Автобус
- Сядьте на автобус из Лиссабона Сете-Риос до центрального железнодорожного вокзала Франкфурта.
- Автобусом из Франкфурта в Ригу.
- Автобусом от Рижского центрального автовокзала до московского автовокзала Северные Ворота.
Автобус через Умань
Сядьте на автобус из Лиссабона в Karlsruhe Hauptbahnhof Süd.- Садитесь на автобус от Karlsruhe Hbf до Uman.
- Автобусом от Центрального автовокзала Умани до автовокзала Гомель.
- От автовокзала Гомеля доехать на автобусе до Белорусского вокзала.
Водить машину
- Поездка из Лиссабона в Москву
Самый быстрый способ добраться туда Самый дешевый вариант Дистанция между
Авиабилеты из Лиссабона (LIS) в Москву Шереметьево (SVO)
12 Еженедельные рейсы
14ч 17м Средняя продолжительность
€197 Самая низкая цена
См. графикиВопросы и ответы
Как дешевле добраться из Лиссабона в Москву?
Самый дешевый способ добраться из Лиссабона в Москву — это автобус через Умань, который стоит 230–280 евро и занимает 3 дня 23 часа.
Как быстрее добраться из Лиссабона в Москву?
Самый быстрый способ добраться из Лиссабона в Москву — это перелет, который занимает 10 часов 10 минут и стоит 240–950 евро.
Подробнее
Есть ли прямой автобус между Лиссабоном и Москвой?
Нет, прямого автобуса из Лиссабона в Москву нет. Однако есть рейсы, отправляющиеся из Мартима Мониша и прибывающие на Белорусский вокзал через Лиссабон, Карлсруэ Hbf, Центральный автовокзал Умани и Автовокзал Гомель. Время в пути, включая пересадки, примерно 3 дня 23 часа.
Подробнее
На каком расстоянии Лиссабон от Москвы?Расстояние между Лиссабоном и Москвой 3906 км. Протяженность дороги 4570,2 км.
Получить маршрут проезда
Как добраться из Лиссабона в Москву без машины?
Лучший способ добраться из Лиссабона в Москву без машины — это поезд и автобус, который занимает 3 дня 8 часов и стоит 280–550 евро.
Подробнее
Сколько ехать от Лиссабона до Москвы?
Дорога из Лиссабона в Москву занимает примерно 12 часов 8 минут, включая пересадки.
Подробнее
Автобусом или самолетом из Лиссабона в Москву?
Лучший способ добраться из Лиссабона в Москву — это самолет, который занимает 12 часов 8 минут и стоит 19 евро.
Детали режима
Сколько лететь из Лиссабона в Москву?
Прямого рейса из аэропорта Лиссабона в московский аэропорт Шереметьево нет. Самый быстрый рейс занимает 9 часов и имеет одну пересадку.
Поиск рейсов
Какие компании осуществляют перевозки между Лиссабоном, Португалия, и Москвой, Россия?
KLM, Air Algérie и еще три авиакомпании летают из Лиссабона в Москву два раза в день. Кроме того, вы можете сесть на автобус из Лиссабона в Москву через Зоологический сад, Лиссабон Сете Риос, центральный железнодорожный вокзал Франкфурта, Франкфурт, Рижский центральный автовокзал, Московский автовокзал Северные Ворота и Ховрино примерно за 3 дня 12 часов.
КЛМ
- Веб-сайт
- klm.com
- Продолжительность
- 9ч
- Когда
- Четверг
- Ориентировочная цена
- 190 — 500 евро
- Продолжительность
- 18ч 5м
- Когда
- Среда
- Ориентировочная цена
- 230 — 600 евро
- Продолжительность
- 16ч 30м
- Когда
- Среда
- Ориентировочная цена
- 240 — 600 евро
- Продолжительность
- 17ч 10м
- Когда
- Среда
- Ориентировочная цена
- 230 — 600 евро
- Продолжительность
- 17ч 45м
- Когда
- Среда
- Ориентировочная цена
- 230 — 600 евро
- Продолжительность
- 17ч 50м
- Когда
- Среда
- Ориентировочная цена
- 230 — 600 евро
турецкие авиалинии
- Веб-сайт
- turkishairlines. com
- Продолжительность
- 13ч 10м
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 340 — 1400 евро
Брюссельские авиалинии
- Веб-сайт
- brusselsairlines.com
- Продолжительность
- 17ч 37м
- Когда
- вторник, четверг, суббота и воскресенье
- Ориентировочная цена
- 230 — 1000 евро
- Продолжительность
- 17ч 35м
- Когда 901:35 Четверг
- Ориентировочная цена
- 290 — 1200 евро
швейцарский
- Веб-сайт
- swiss. com
- Продолжительность
- 6ч 50м
- Когда
- Понедельник и пятница
- Ориентировочная цена
- 200 — 750 евро
- Продолжительность
- 8ч 35м
- Когда
- четверг и пятница
- Ориентировочная цена
- 200 — 750 евро
Люфтганза
- Веб-сайт
- lufthansa.com
- Продолжительность
- 7ч
- Когда
- Каждый день
- Ориентировочная цена
- 240 — 900 евро
- Продолжительность
- 7ч 5м
- Когда
- понедельник, вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье
- Ориентировочная цена
- 220 — 850 евро
Эйр Алжири
- Веб-сайт
- airalgerie. dz
- Продолжительность
- 9ч 40м
- Когда
- вторник и пятница
- Ориентировочная цена
- 220 — 800 евро
Французские авиалинии
- Веб-сайт
- airfrance.com
- Продолжительность
- 17ч 30м
- Когда
- Четверг
- Ориентировочная цена
- 210 — 700 евро
Роял Эйр Марок
- Веб-сайт
- royalairmaroc.com
- Продолжительность
- 14ч 40м
- Когда
- вторник и четверг
- Ориентировочная цена
- 470 — 1100 евро
Эйр Сербия
- Веб-сайт
- airserbia. com
- Продолжительность
- 16ч 10м
- Когда
- Воскресенье
- Ориентировочная цена
- €90 — 550 евро
Комбоиос де Португалия
Comboios de Portugal (CP) — это национальная железнодорожная сеть Португалии, протяженностью более 2700 км, с поездами, разделенными на три основных типа: региональные, городские и междугородние поезда; международные и внутренние скоростные поезда; и международные ночные поезда. Основными станциями Португалии являются Санта-Аполония в Лиссабоне и Кампанья в Порту, откуда отправляются поезда в города Португалии и международные направления. Alfa Pendular, самый быстрый поезд в Португалии, является популярным выбором для путешественников, так как он может развивать скорость до 250 км/ч. Вы можете забронировать билеты на поезд не позднее, чем за 60 дней до отправления.
- Телефон
- +351 808 109 110
- Электронная почта
- [email protected]
- Веб-сайт
- сп.пт
- Продолжительность
- 2ч 52м
- Частота
- 5 раз в день
- Ориентировочная цена
- 21 — 30 евро
- Веб-сайт
- Комбоиос-де-Португалия
- Урбано
- 21 — 30 евро
- Продолжительность
- 2ч 8м
- Частота
- Ежечасно
- Ориентировочная цена
- €19 — 28 €
- Веб-сайт
- Комбоиос Де Португалия
- Урбано
- €19 — 28 €
- Продолжительность
- 3ч 37м
- Частота
- Каждые 4 часа
- Ориентировочная цена
- 28 — 40 евро
- Веб-сайт
- Комбоиос-де-Португалия
- Урбано
- 28 — 40 евро
Российские железные дороги (РЖД)
- Веб-сайт
- eng. rzd.ru
- Продолжительность
- 18ч 51м
- Частота
- Один раз в день
- Ориентировочная цена
- 100 — 160 евро
- Веб-сайт
- eng.rzd.ru
FlixBus
Одна из ведущих автобусных компаний Европы, Flixbus обслуживает более 2000 направлений в 29 странах, включая Германию, Францию, Италию, Австрию, Нидерланды и Хорватию, а также в Скандинавию и Восточную Европу, а также в некоторые города США. В автобусах есть туалеты, бесплатный Wi-Fi и розетки, а также закуски и напитки, которые можно купить на борту. Flixbus — хороший выбор для путешественников с ограниченным бюджетом; покупайте билеты заранее по самым дешевым тарифам (примечание: нет возможности зарезервировать место заранее).
- Телефон
- +49 30 300 137 300
- Электронная почта
- [email protected]
- Веб-сайт
- flixbus.de
- Продолжительность
- 35ч 45м
- Частота
- 4 раза в неделю
- Ориентировочная цена
- 100 — 130 евро
- Веб-сайт
- flixbus.co.uk
- Продолжительность
- 38ч 10м
- Частота
- 3 раза в неделю
- Ориентировочная цена
- 100 — 140 евро
- Веб-сайт
- flixbus. co.uk
- Продолжительность
- 35ч 50м
- Частота
- 4 раза в неделю
- Ориентировочная цена
- 100 — 130 евро
- Веб-сайт
- flixbus.co.uk
Есть ли Wi-Fi на FlixBus?
Да — FlixBus предлагает бесплатный Wi-Fi
Есть ли розетки на FlixBus?
Да
Предлагает ли FlixBus еду или закуски?
Да, закуски и напитки можно приобрести у водителя. Обратите внимание, что это доступно не во всех сервисах.
Для получения дополнительной информации посетите эту страницу
Калининградский автовокзал
- Телефон
- +7 (4012) 64-36-35
- Электронная почта
- info@avl39. ru
- Веб-сайт
- avl39.ru
- Продолжительность
- 18ч 30м
- Частота
- Один раз в неделю
- Ориентировочная цена
- 55 — 200 евро
- Расписания на
- avl39.ru
Эколайн
- Телефон
- +371 67214512
- Электронная почта
- [email protected]
- Веб-сайт
- ecolines. net
- Продолжительность
- 28ч 30м
- Частота
- Два раза в неделю
- Ориентировочная цена
- 75 — 120 евро
- Расписания на
- ecolines.net
- Продолжительность
- 14ч
- Частота
- Два раза в неделю
- Ориентировочная цена
- 35 — 60 евро
- Расписания на
- ecolines.net
Одри
- Телефон
- +38 032 243 98 10
- Электронная почта
- odri. [email protected]
- Веб-сайт
- odri-ua.com
- Продолжительность
- 36ч 55м
- Частота
- Два раза в неделю
- Ориентировочная цена
- €110
- Расписания на
- odri-ua.com
Транспорт Гомель
- Веб-сайт
- gomeltrans.net
- Продолжительность
- 8ч 55м
- Частота
- 3 раза в неделю
- Ориентировочная цена
- 6 — 12 евро
- Расписания на
- gomeltrans. net
- Забронировать по номеру
- infobus.by
Гранд Авто
- Телефон
- +375 29 395 33 99
- Веб-сайт
- grand-auto.by
- Продолжительность
- 9ч 20м
- Частота
- Один раз в день
- Ориентировочная цена
- €21
- Расписания на
- grand-auto.by
VMTransfers
- Телефон
- (+351) 220971653
- Электронная почта
- info@vmtransfers. com
- Веб-сайт
- vmtransfers.com
- Продолжительность
- 56 мин
- Частота
- По требованию
- Ориентировочная цена
- 80 — 100 евро
- Дополнительная информация по телефону
- VMTransfers
Хотите узнать больше о путешествиях по России
Серия путеводителей Rome2rio содержит жизненно важную информацию для путешественников со всего мира. Наполненные полезной и своевременной информацией о путешествии, гиды отвечают на все сложные вопросы, такие как «Как купить билет?», «Должен ли я бронировать билеты онлайн перед поездкой?» ‘, ‘Сколько я должен заплатить?’, ‘Есть ли в поездах и автобусах Wi-Fi?’ — чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от вашей следующей поездки.
Похожие путеводители
Хотите узнать больше о Flixbus?
Руководство Rome2rio содержит все подробности
Читать путеводительДополнительные вопросы и ответы
Какая разница во времени между Лиссабоном и Москвой?
В Москве на 2 часа больше, чем в Лиссабоне. Сейчас 21:25 в Лиссабоне и 23:25 в Москве.
Могу ли я доехать из Лиссабона в Москву?
Да, расстояние между Лиссабоном и Москвой составляет 4570 км. Дорога из Лиссабона в Москву занимает примерно 43 часа 50 минут.
Получить маршрут проезда
Какие авиакомпании летают из аэропорта Лиссабона в московский аэропорт Шереметьево?
TAP Portugal, KLM, Air Algérie и две другие авиакомпании предлагают рейсы из аэропорта Лиссабона в московский аэропорт Шереметьево.
Поиск рейсов
Как добраться до аэропорта Лиссабона (LIS) из Лиссабона?
Лучший способ добраться из Лиссабона в аэропорт Лиссабона — это автобус, который занимает 11 минут и стоит 4 евро.
Подробнее
Из-за запрета полетов россияне бегут на поезде в Европу
В прошлый четверг вечером трое протестующих стояли на платформе 9 вокзала Хельсинки, ожидая прибытия поезда из Санкт-Петербурга. Один из них, задрапированный украинским флагом, держал рукописный плакат со словами «Россия убивает детей». Остальные сжимали фотографии разрухи на Украине. Когда Александра, студентка университета, оставившая свою жизнь в Москве, вышла из поезда со своим большим лиловым чемоданом, протестующие уставились на нее. «Это так раздражает», — сказала Александра. «Я имею в виду, я понимаю, откуда они берутся. Но разве они не знают, что мы — те, чьих друзей арестовывают за противодействие войне?
Как и многие в поезде, прибывшем в Хельсинки, Александра бежала из России. (Никто из россиян, говоривших с TIME, не захотел назвать свою фамилию, опасаясь репрессий со стороны путинского режима.) С тех пор, как 24 февраля Украина была оккупирована, внимание всего мира по праву было приковано к более чем 3 миллионам украинцев, вынужденных покинуть свои дома. дома насилием. Но война также вызвала меньший исход на север, поскольку подавление инакомыслия, жесткие экономические санкции и страх перед потенциальным военным положением убедили многих россиян, особенно из той части общества, которая не поддерживает войну, в том, что они должны выйти, пока они еще могут.
Подробнее: Мир наблюдает, как Россия вторгается в Украину. Но российские СМИ рассказывают другую историю
Вариантов у них немного. Поскольку более 30 стран запрещают полеты из России из своего воздушного пространства, единственный способ добраться до Европы — по суше. Несколько автобусных маршрутов обслуживают Финляндию или Эстонию, но поезд Allegro из Санкт-Петербурга в Хельсинки, который в настоящее время курсирует два раза в день и вмещает 350 пассажиров, является единственным оставшимся вариантом по железной дороге. Через несколько дней после начала войны в Украине эти поезда начали распродавать.
«Около 70% пассажиров — русские, — говорит Виктория Хурри, директор финско-российских пассажирских перевозок финской железнодорожной компании VR. «Нам очень сложно сказать, планируют ли они остаться [в Евросоюзе]. Но они везут много багажа».
Протестующие демонстрируют свою поддержку Украине, принимая участие в демонстрации против вторжения России в Украину в Хельсинки, 5 марта 2022 г.
Микко Стиг—Lehtikuva/AFP/Getty Images
Что нужно, чтобы бежатьКонстантин Сонин, российский экономист из Чикагского университета, ранее на этой неделе написал в Твиттере, что с начала войны эмигрировало около 200 000 россиян. По данным местного правительства, не менее 80 000 из них уехали в Армению, а 25 000 из них находятся в Грузии. Турция и Израиль также получили большое количество. Но стабильная струйка течет в Финляндию, а оттуда в остальную Европу или даже дальше на запад, в том числе в Соединенные Штаты.
Из-за ограничений из-за COVID-19 в настоящее время на борт допускаются только финны и россияне, и хотя билеты не очень дорогие — они варьируются от 43 до 175 долларов за 3,5-часовую поездку — поездка требует определенных ресурсов. Кредитные карты, выпущенные российскими банками, больше не работают в Европейском союзе, и любой въезжающий должен предъявить доказательство того, что он был вакцинирован против COVID-19 одобренной вакциной, в которую не входит Sputnik, наиболее часто используемый в России. И если у них нет ЕС. паспорт или вид на жительство (на конец 2020 года их имели около 700 000 россиян), пассажирам нужно будет начать сложный и неопределенный процесс подачи заявления на политическое убежище или получить шенгенскую визу, самая несложная из которых — туристическая виза. по-прежнему требует подтверждения страховки, финансовых ресурсов и проживания и длится не более 90 дней.
(Европейский парламент рассматривает предложения о запрете так называемых «золотых виз», которые позволили некоторым состоятельным россиянам поселиться в ЕС, а Комиссия частично приостановила действие соглашения, облегчающего выдачу виз россиянам, отключив тех, у кого есть тесные связи с режимом Путина.Но обычные россияне все еще могут обращаться за обычными визами на жительство, если они соответствуют стандартным требованиям государства-члена, в котором они надеются жить.)
Подробнее: Каково это для украинских журналистов, освещающих войну в своей стране
Но если отъезд из России требует определенных привилегий, он также требует определенной стойкости. Александра, например, решила уехать во Францию, где у нее двойное гражданство, когда ее стажировку в Москве отменили. Но у нее остались родственники, которых она не уверена, что когда-нибудь снова увидит. «Я не знаю, ухожу ли я навсегда. Никто не может этого предсказать», — говорит она. «Но у меня есть родственники в Москве, которые не думают ехать, они просто боятся. И я боюсь за них».
Не зря. Экономически жизнь в России становится все труднее. Цены уже резко выросли, при этом стоимость основных продуктов питания увеличилась на 2,2% в первую неделю войны, а стоимость предметов первой необходимости, произведенных на Западе, таких как компьютеры Apple Mac, которые удвоились, прежде чем полностью распродаться, выросла еще более резко после этого. санкций. По мере того, как международные компании, такие как Starbucks и Ikea, уходят из России, как минимум один российский источник прогнозирует, что уровень безработицы в стране, который до вторжения на Украину составлял 4,4%, к концу года удвоится. А те, кто зависит от иностранной валюты, заморозили свои доходы.
Подробнее: Как россияне справляются с темным интернетом
Дарья, работающая в сфере образования и приехавшая в пятницу в Хельсинки, например, имеет и российский, и канадский паспорта. Из-за санкций она больше не могла переводить средства со своих международных счетов на свой российский, а пока еще находилась в Москве, ей приходилось покупать рубли у своих канадских друзей, чтобы просто прожить. «Теперь я задаюсь вопросом, если здесь что-то пойдет не так или ухудшится экономическая ситуация, как я буду финансово поддерживать свою семью?»
Поезд «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Хельсинки 9 марта. несогласие. После вторжения российские власти подавляли протесты и даже объявили преступлением называть войну войной, вместо этого настаивая на том, что это «специальная военная операция». 7 марта Путин принял закон, по которому любая публичная критика в адрес военных карается лишением свободы на срок до 15 лет. Этот закон побудил многие СМИ, как иностранные, так и отечественные, прекратить работу в стране. «С введением новых законов о цензуре царит атмосфера страха, — говорит Дарья. «Людей случайным образом арестовывают в дни протестов».
Среди них была и ее сестра. Хотя она была освобождена после шестичасового задержания, инцидент был пугающим своей очевидной случайностью. «Она даже не была на митинге, — говорит Дарья. — Она была в другом районе города, и людей просто арестовывали в разных частях города, даже не в центре. Так что это не имело для меня смысла. Но я думаю, что общая цель состоит в том, чтобы просто отпугнуть молодых людей от этого».
Подробнее: Русские во всем мире подвергаются насилию и преследованиям в связи с украинским конфликтом
Грег, приехавший в Хельсинки на автобусе в тот же день, руководствовался другим страхом. Родился в Москве, имеет и российский, и американский паспорта. И хотя по работе он жил в Москве, начавшаяся война убедила его, что пора возвращаться в Бостон, хотя отмена рейсов усложнила бы путешествие. «Я боялся, что меня заставят драться, — говорит он. «Россия говорит, что призывников в Украину не посылают, что все подписали контракты на выезд. Но это не совсем так. Они заставляют призывников подписывать контракты».
Люди выходят из поезда «Аллегро» из Санкт-Петербурга на центральном вокзале Хельсинки 9 марта. и возвращение к своему более тоталитарному прошлому. Из-за того, что ее муж работает в Германии, Ирина какое-то время планировала переехать, но вторжение и цензура, которую оно привнесло в Россию, вынудили ее. Хотя ей нравится жизнь в Москве, где она работает учителем в международной школе и ведет активную общественную жизнь, разрыв между теми, кто принимает линию правительства, и теми, кто принадлежит к ее собственному кругу, слишком тяжел для нее. «Есть люди, которые понимают, что происходит, и умеют читать между строк», — говорит она. «Но поколение наших родителей не может. Они доверяют тому, что видят по телевизору, и просто не понимают, что вообще происходит на самом деле».
У нее тоже были друзья, которых арестовывали или бросали в тюрьму за то, что они протестовали против того, что она деликатно называет «некоторыми решениями правительства». находящиеся в группе риска. И поскольку она достаточно взрослая, чтобы помнить, что жила в советские времена, память об изоляции страны также помогла ей принять решение уехать. «Я читала новости о том, что происходит, и подумала, что будет момент, когда они могут решить закрыть границы», — говорит она. «Все говорят об этом, как будто это невозможно. Но я жил в этой стране, и это та же страна, которая раньше закрывала границы».
Подробнее: Как Путин проигрывает в собственной дезинформационной игре на Украине
В финской железнодорожной компании VR настаивают на том, чтобы владельцы паспортов ЕС из-за пределов Финляндии также были допущены к поездке в Санкт-Петербург -Хельсинкская линия, и, если она пройдет, соответственно увеличится количество поездов. Но в то же время они заметили небольшое снижение спроса среди россиян в последние несколько дней. Это потому, что у тех, у кого есть ресурсы, чтобы уйти, они уже есть? Или это признак того, что завеса, железная или иная, снова закрывается вокруг России? Хурри, представитель железнодорожной компании, не хотел спекулировать. «Все, что мы можем сказать, это то, что на данный момент ситуация стабилизировалась».
В четверг днем Марк, бизнесмен российского происхождения, переехавший в Финляндию 6 лет назад, стоял на перроне, пытаясь избежать зрительного контакта с антироссийскими демонстрантами и ожидая поезда, в котором ехала его пожилая мать. Сразу после 18:00 она приехала с парой приличных чемоданов и туристической визой, которая позволяла ей оставаться не более трех месяцев. Вернется ли она в Россию? Подать заявление на убежище в Финляндии или на воссоединение семьи? Марк пожал плечами. «Я не знаю… все так неопределенно», — сказал он. «Я просто подумал, что она должна прийти сейчас, потому что это, вероятно, мой последний шанс увидеть ее. По крайней мере, в ближайшем будущем».
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
Что я слышал от пассажиров последнего поезда из России
Журнал
В течение месяца после вторжения в Украину скоростной поезд «Аллегро» возил в Хельсинки недовольных россиян. В воскресенье это последнее железнодорожное сообщение с Европой было разорвано.
Пассажиры садятся в последний поезд Allegro, отправляющийся из Санкт-Петербурга, Россия, по пути в Хельсинки, Финляндия, 27 марта 2022 года. | АП Фото
Уильям Дойл — писатель и продюсер, временно проживающий в Хельсинки. Его последняя книга « Титан Сената: Оррин Хэтч и золотой век двухпартийности прошлого и будущего » будет опубликована издательством Center Street Books в сентябре.
ХЕЛЬСИНКИ — Как раз по сигналу, когда последний поезд Allegro из Санкт-Петербурга подошел к платформе 9 Центрального вокзала Хельсинки в 19:05. в воскресенье вечером начал падать легкий шквал снега.
Это был последний поезд из России через Финляндию. Предыдущий 31 день, после того как Россия начала ничем не спровоцированную войну против Украины, для недовольных и отчаявшихся россиян, бегущих на Запад, был узким путем.
Я живу в нескольких кварталах от железнодорожного вокзала и слышал, что два раза в день Allegro привозит необычное количество русских пассажиров с тяжелыми чемоданами. Мне было любопытно, как они относятся к условиям и мнениям в их родной стране, поэтому, начиная с середины марта, я начал встречать некоторые из прибывающих поездов, принося с собой магнитофон.
Затем, в прошлую пятницу, финская компания, управлявшая скоростным поездом в рамках партнерства с российской железнодорожной компанией, объявила, что услуга Allegro прекратится в воскресенье, 27 марта, разорвав последнее пассажирское железнодорожное сообщение России с Европой.
Итак, я был там в воскресенье, когда около 340 пассажиров высадились из последнего «Аллегро» вместе с четырьмя домашними животными в дорожных клетках и отрядом суровых финских пограничников, которые присоединились к поезду на границе и осмотрели прибывающих россиян на борту. когда поезд мчался в Хельсинки.
Некоторые пассажиры отказались говорить. Накануне мужчина средних лет ответил загадочно: «Если я поговорю с вами, они придут за мной», прежде чем умчаться.
Но многие россияне действительно хотели поговорить на платформе прибытия за последние несколько недель, часто просили не называть их настоящих имен, поскольку они стояли на пороге истории из все более тиранической России на землю соседней Финляндии, одной из самых свободных стран на Земле. Некоторые из них несли такие тяжелые чемоданы, что едва могли их тащить. Многие говорили на хорошем английском языке.
Многие казались представителями среднего класса или состоятельными, но не все. Я узнал, что один молодой человек продал всю свою мебель и машину, чтобы обменять сильно обесценившиеся рубли на евро для оплаты билета на поезд, и приехал с очень небольшими остатками денег. Он отправился в Хельсинки в поисках общежития. Молодая женщина сошла с поезда в слезах, и женщина, которая предложила утешить ее, сказала мне, что ее пропутинская семья отреклась от нее и поклялась никогда ее больше не видеть. Многие имели работу или супругов в Европе или Канаде и имели проездные документы, позволяющие им путешествовать более свободно, чем средний россиянин. Все они должны были пройти одобренную ЕС вакцинацию от Covid, в которую не входит Sputnik, вакцина, наиболее широко используемая в России.
Горстка русских пассажиров уверяла меня, что дома все почти нормально, что жизнь продолжается, большинство магазинов открыты, а банковские карты все еще работают для внутренних расчетов. Но многие другие описали страну, охваченную шоком и недоверием, где санкции начали менять повседневную жизнь.
Слева: люди покупают оставшиеся продукты в финском магазине PRISMA, который должен закрыться в связи с экономическими санкциями в отношении России, Санкт-Петербург, 15 марта 2022 г. Справа: советская женщина тянется за одной из последних упаковок масла из почти пустой холодильник в магазине в Москве 1 июня 1990. | АП Фото
С 1990-х годов, как объяснила одна россиянка с двойным гражданством со страной ЕС, в России не было длинных очередей за чем-либо, как это часто было в советское время. До вторжения на Украину она говорила, что большие города России процветали и процветали, а ее друзья-москвичи считали Париж провинциальным городом, потому что там нельзя было хорошо поесть посреди ночи.
Но вдруг, сказала она, после того, как вторжение спровоцировало международные санкции, выстроились очереди за все большим и большим количеством вещей, и в экономике ожидался дефицит, в том числе в медицине и здравоохранении. По ее словам, закрытие западных сетей, таких как McDonald’s и Ikea, стало серьезным потрясением для многих жителей России.
Лишения этих русских, сбежавших на поезде, конечно, меркнут по сравнению с теми ужасами, которые пережили мирные жители Украины, подвергшиеся нападению российских военных. Но они тоже беженцы от путинского режима.
Мария, 32-летняя специалист по технологиям из Санкт-Петербурга, объяснила: «Я убегаю из России из-за [президента России Владимира] Путина вместе со многими молодыми людьми, работающими в сфере информационных технологий. Все хотят уйти. В метро, на улице и в аэропорту полиция останавливает людей и читает их телефонные сообщения. Некоторые люди думают, что я не патриот, что я ненавижу свою страну. Но я очень люблю свою страну. Я не люблю правительство. Патриот — это тот, кто видит и отрицательную сторону. Когда я критикую свою страну, я как хорошая мать, которая любит своих детей, но помогает им понять, как работать над негативными вещами и становиться лучше. Я боюсь, что Россия может стать похожей на Северную Корею. Вчера моя мать показала мне свои кладбищенские документы, чтобы я мог найти ее, если когда-нибудь вернусь».
«Я родилась в Советском Союзе, — сказала мне Карина, 50-летний арт-директор. «Сейчас все возвращается. Армия по всей Москве. Если вы скажете что-то не по правилам, вас остановят и арестуют. Везде страх. Проблема в том, что есть много россиян, которые не могут признать своих ошибок, не могут понять, что мы попали в ловушку кошмара. Русские очень чувствительны к критике. Они могут критиковать нас самих, но если это исходит извне, они принимают это очень близко к сердцу. Люди не хотят признавать ошибки. Гораздо проще смотреть телевизор и впитывать правительственную пропаганду. Легче не думать. Мы делали это за 70 лет существования Советского Союза, а сейчас опять та же самая психология. Антипутинцы, наверное, в меньшинстве. У вас есть эта огромная страна, в которой много людей, которые бедны и никогда не выезжали за границу. Они очень изолированы, без связи, только с телевизором. Они много работают весь день, приходят домой измученными, и телевизор — их единственный источник. Но мир должен знать, что не все россияне за Путина. Я люблю свою страну. Это великая страна. Я горжусь тем, что говорю по-русски, что я русский. Но теперь я должен покинуть свою страну и не возвращаться. Моя бедная 81-летняя мать всю жизнь мечтала о том, чтобы ее страна была свободной. Сегодня утром на вокзале она плакала, прощаясь со мной самыми грустными словами, которые я когда-либо слышал в своей жизни».
«Я родилась за этой стеной, — сказала ее мать, — и теперь я тоже умру за ней».
Российские военные готовятся к возможному митингу оппозиции, пока президент Владимир Путин выступает на телеэкране во время своего ежегодного обращения к нации в Хабаровске, Россия, 21 апреля 2021 года. | Игорь Волков/AP Photo
«Сегодня в России есть два разных мнения: те, кто поддерживает [Украинскую] операцию, и те, кто нет», — сказал мне 30-летний Анатолий, коммерческий директор. «Мне кажется, что большинство людей поддерживает это, но я не уверен. Правительственная пропаганда пытается сделать вид, что ее поддерживает большинство, но я не знаю. Никто из моих друзей, никто из тех, кого я знаю, не поддерживает это. Я думаю, что санкции и давление со стороны других стран должны быть больше».
Мария, эксперт в области биотехнологий, сообщила, что среди ее друзей: «Я не думаю, что кто-то поддерживает вторжение в Украину. Это режим, который никто не поддерживает. Все были в шоке, когда это произошло. Никто не верил, что что-то подобное могло произойти». Несмотря на попытки российского правительства заблокировать нероссийские источники информации, она объяснила, что любой, кто хочет получить доступ к глобальным источникам новостей, все еще может легко сделать это с помощью виртуальной частной сети (VPN) на своем телефоне.
Женщина из Москвы, называющая себя «средним классом», сказала, что все ее знакомые были «полностью шокированы» известием о том, что Россия вторгается в Украину. «Никто не спрашивал у нас нашего мнения об этом», — отметила она. — Если бы они были, никто бы на это не согласился.
Когда в воскресенье вечером большинство пассажиров покинуло платформу 9, я увидел, как из заднего вагона вышел высокий русский мужчина. Сначала он возражал, когда я спросил, можем ли мы поговорить, но потом передумал.
«Все это определенно похоже на то, что мы идем очень далеко назад в истории», — сказал он мне. «Это хуже, чем железный занавес, это хуже, чем возвращение в советские времена. У меня нет слов, чтобы сравнить это, но, может быть, если вы немного читали по-русски, вы слышали о ком-то по имени Василий Розанов. Он был первым, кто придумал выражение «железный занавес» в отношении России».
«Сто лет назад, в 1918 году, он писал, что с лязгом, скрипом и криком опустился железный занавес на русскую историю», — сказал мой собеседник, почти в точности цитируя Розанова. «Диктор объявил, что спектакль окончен. Зрителям сказали надеть шубы и идти домой.