Крещение Руси князем Владимиром 988 год, суть, причины
Около тысячи лет назад в истории нашей страны произошло важное событие, которое определило дальнейшее развитие страны — Киевская Русь приняла Крещение. И у современного человека возникают вопросы на эту тему, но первый всегда звучит одинаково – зачем князь Владимир это сделал?
Крещение Руси
Под этим термином следует понимать введение Киевским князем Владимиром Святославичем (Будущий Святой Равноапостольный Князь Владимир I Святой) на территории Древнего Руси в качестве государственной религии христианства византийского обрядового или Православия. Датой Крещения считается дата 988 год, но некоторые источники указывают и на 990 и на 991 год.
Мнение ученых о причинах Крещения Киевской Руси
Русскоязычные историки называют несколько причин, по которым Владимир принял новую религию в качестве государственной.
Однако русский историк Н. М. Карамзин считает, что главной причиной принятия Владимиром христианства является стремление князя к просвещению народа. А в качестве таковых для нужд государства были необходимы люди, которые могли бы читать, писать и считать, эти знания имели люди, принадлежащие к церковному сословию.
Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. В то же время он полагал, что главная причина, по которой князь принял христианство, — это экономика. Для дальнейшего развития государства необходимо было ввести общие экономические механизмы, которые бы обеспечили развитие всех регионов страны. В то время как для людей средневековья торговля и христианство были основными составляющими жизни. Языческое государство Древняя Русь могло бы остаться в политической и экономической изоляции, христиане не желали иметь дела с язычниками.
О причинах крещения
Современные ученые считают, что в основе этого лежит комплексный взгляд на причины Крещения Древнерусского княжества. В первую очередь это связано с тем, что принятие единой государственной религии обусловлено следующими причинами.
Внешняя политическая причина
С середины X века Киевская Русь была огромным государством на востоке Европы, но вот политический его был невелик. А все дело в религии. В России была языческая страна, а европейские страны приняли христианство как государственную религию. Выходит, так, что языческая Русь – это государство второго сорта, общение с которым доступно только по очень ограниченным вопросам, в то время как ее государь не имеет равных европейских правителей и князей.
Владимиру не нравились такие условия. Ему хотелось иметь уважение и почет. Эту проблему можно было бы решить, приняв христианство. В случае принятия единой религии Владимир получил бы возможность породниться с кем-либо из европейских правителей.
Внутренняя политическая причина
И положение князя Владимира в качестве государя России было очень шатким.
В первую очередь, — это происхождение. Согласно информации некоторых источников, его матерью была рабыня и, следовательно, он, согласно законам, того времени, тоже являлся рабом и рассчитывать на княжеский престол не мог в принципе.
А во-вторых, это и есть процесс восхождения на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава (внук Ярополка), занял престол после смерти Ярополка. Есть мнение, что Владимир был причастен к убийству его младшего брата. В глазах европейской и местной элиты он являлся незаконнорожденным, не имеющим право наследования и узурпатором престола. Ему необходимо было сделать нечто, что могло бы изменить мнение общества о нем. Этим и было принятие христианства в качестве государственной религии, которая давала безоговорочное подчинение власти императора (православного).
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Управленческая причина
При принятии Православия в качестве официальной идеологии и государственного устройства Древнерусского государства прошло всего лишь около 100 лет. Это не так уж и много, по историческим меркам это совсем маленький возраст. При этом население страны было представлено в виде смеси совершенно разных по происхождению групп и народов – различные славянские племена, финско-угорские племена. Балтийские и скандинавские народы на севере, тюрки-северяне на юге, чудь и литвин на западе. Это очень сложно, управлять таким конгломератом народов. В качестве инструмента управления была необходима общая идея, которая бы могла выступить в роли инструмента управления. При этом в Византии Владимир видел, что религия могла бы выполнять функцию инструмента государственного управления разрозненным населением, и на территории его княжества.
Почему было выбрано православие
Почему Владимир выбрал именно христианство по греко-византийскому или византийскому обряду?
Есть красивая легенда о посланцах разных религий, которые пытались склонить князя принять свою веру. Согласно легенде последней каплей, которая подтолкнула Владимира принять Православие, были восторженные отзывы его послов на церковную службу в столице Византии, в храме Святой Софии. В этой легенде есть доля правды, но она не совсем соответствует действительности.
О чем говорит История по этому вопросу
Согласно историческим фактам можно сделать вывод о том, что князь действительно интересовался различными видами религий и контактировал с представителями конфессий. По этой причине выбор в пользу православия от Византии был обусловлен следующими причинами:
- Византия была самым могущественным государством того времени, диктовавшим свое мнение всему миру. С принятием христианства и женитьбы на принцессе Анне Багрянородной, Владимир повышал престиж Российской империи в глазах европейских монархов.
- Влияние византийских священников на русскую жизнь было огромным и существовало уже долгое время. А бабка Владимира — Святая Ольга приняла крещение от Византийского Императора. В то время уже существовала христианская община и принятие Христианства в качестве государственной религии было делом времени.
- Византия сама стремилась к тому, чтобы Русь приняла Православие и именно из Византии. Таким образом, Империя устраняла военную угрозу с Севера и включала огромное государство и огромное множество населения в орбиту своего влияния.
Есть мнение, что Владимир и вовсе не думал о других религиях, кроме Православия, так как влияние Византии и ее культуры было огромным.
Если говорить о крещении Киевской Руси как о условном понятии, то оно связано с целым рядом решений и событий, которые имели место в различное время. Разумеется, князь Владимир Святославич сыграл большую роль в том, что народ Руси стал христианским, и что это произошло благодаря ему. Но сводить все дело к нему одному было бы абсолютно неправильно. В данном случае Владимир является неким символом принятия христианства восточным славянством. Потому что именно поэтому его считают, как Православным Святым, а также запечатанным в образах исторической памяти (иконах, картинках, памятниках и так далее) современных народов, которые вышли из средневековой Руси — украинцев, белорусов и русских.
Первым делом, следует различать решение самого князя и нескольких его близких родственников принять крещение и стремление правящей элиты Киевского государства отвергнуть языческий культ и принять христианство как официальную и обязательную для всех жителей веру. Однако введение официальной и обязательной для каждого человека религии не могло произойти за один день и на пустом поле: у события такого масштаба были разные предпосылки (и не только политические, но и экономические и культурные).
Если говорить о событиях тысячелетней древности, то необходимо помнить, что сохранились очень мало источников времени правления Владимира, а сохраняющиеся сложно интерпретировать однозначно. До нас дошли лишь несколько коротких и отрывчатых иностранных сообщений, а также некоторые предметы: например, монеты, чеканенные в начале XI века при князе Владимире, с его изображением как христианского государя (князь изображен с Крестом). «Известия» Киевской летописи и некоторых других древнейших русских летописей повествуют о Крещении Руси спустя много лет после смерти князя, и в основном это просто легенды.
В «Повести временных лет» есть много неясного и сложного. Во второй половине XI — начале XII века ее редактировали несколько киевских книжников-редакторов, поэтому в тексте можно найти много противоречий. Как правило, в этом случае речь идет о историческом или литературном творчестве, частично и искаженно рассказывающем о реальных событиях. По-видимому, это не “невиновность”, но скорее “недоверие” характеризует отношение к нему современных историков.
Но если учесть все эти обстоятельства, то следует признать, что реальных мотивов князя Владимира, решившего принять христианство, мы не знаем.
Крещение Руси: причины и последствия
Часто День крещения Руси – 28 июля — понимается как дата начала внедрения православной веры на Руси или как день крещения равноапостольного (то есть равного апостолам Христа) князя Владимира. Эти представления неверны.
На самом деле День крещения Руси не связан с каким-либо историческим событием. Это дань памяти киевскому князю Владимиру Святославовичу, при котором началось крещение страны. В этот день (по старому стилю – 15 июля) он скончался.
Многое в процессе крещения Руси было легендой. Например, нет надежных летописных свидетельств так называемому «испытанию вер». Предание гласит, что накануне крещения в Киев прибыли «посольства различных религий» — и по поводу каждого из вероисповеданий якобы князь высказал свое негативное суждение.
В частности, в ответ на рассказ мусульман о религиозном запрете на алкоголь, Владимир якобы ответил «Питие есть веселие России» и отказался следовать Корану.
У крещения Руси было много прагматических оснований — неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII веков вошло в древнерусское летописание, князь принял крещение в 988 году в захваченном им городе Корсунь (сейчас – Керчь), центре византийских владений в Крыму. Однако, фактически захват Корсуни реально случился на год позже.
Процесс крещения страны начался на столетие ранее Владимира (так называемое Аскольдово крещение — всего через несколько лет после призвания варягов) и продолжился как минимум на три столетия – еще в XIII веке некоторые территории продолжали «перекрещиваться». Чащевсего это делалось силой.
По выводу историков, крещение Руси было важно для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
#аг
Крещение Руси-Украины 988 | Украинская Греко-Католическая Церковь
Святые Владимир и Ольга. Вышитая икона о. Дмитрий Блажевский До царствования князя Владимира христианство не имело официального статуса на Руси, хотя киевские князья, начиная с Аскольда, либо сами обращались в христианство, либо относились к христианской вере терпимо. Под 944 годом, во время правления князя Игоря (912–945), в летописях упоминается Ильинская церковь на Подоле в Киеве. Жена Игоря, княгиня Ольга (945–969) крестился в Константинополе около 957 г. и впоследствии поддерживал тесные контакты с германским императором Оттоном I, пригласив немецких миссионеров во главе с епископом Адальбертом посетить Русь около 959 г.
Однако решающим шагом для будущего и самобытности Церкви на восточнославянских землях стало принятие христианства восточного обряда в качестве государственной религии в 988 году, в правление внука князей Игоря и Ольги, Владимира Великого. (978–1015).
Хотя Летопись Нестора сообщает, что князь отправил послов к представителям разных религий и в итоге принял христианство, это решение не было случайным. Кроме религиозных соображений, важную роль в принятии христианства сыграла политическая и культурная целесообразность такого шага, поскольку христианство играло ключевую роль в тогдашней цивилизованной части мира. Принятие христианства обеспечило нравственный авторитет князя Владимира и его государства, придав ему легитимный статус среди других народов и правителей и тем самым изменив их отношение к Руси. Крещение восточных славян, живших в то время в составе Киевского государства, способствовало быстрому распространению письменной культуры. Стержневыми ядрами этой письменной культуры были монастыри, где переписывались книги с целью укоренения христианства на территории Руси.
Приезд в Киев митрополита из Константинополя положил начало истории Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата. В то же время эта церковная и юрисдикционная зависимость не мешала Киеву поддерживать связь с Римско-Апостольским Престолом и латинским Западом.Для великого князя Владимира формальное крещение Руси не было самоцелью. Изменив свой образ жизни (в юности он был горд и властен, вел безрассудную и кроваво-тираническую жизнь), он стал заниматься формальным просвещением масс. Он строил храмы, поддерживал литературные ремесла, основывал библиотеки и поддерживал школы.
Преемником Владимира на киевском престоле и его религиозным последователем был Борис, князь ростовский. Борис и его брат Глеб были убиты в 1015 году их старшим сводным братом Святополком, впоследствии прозванным Окаянным, который хотел захватить престол.
Убитые братья стали первыми официально канонизированными украинскими (руськими) святыми.
Киевская митрополия пережила золотой век во время правления другого сына Владимира, Ярослава Мудрого (1019–1054), когда «христианская вера стала умножаться и распространяться». Князь инициировал строительство величественных киевских монастырей и церквей, завершил строительство Софийского собора, начатое его отцом. Укрепляя государство изнутри путем развития образования и науки и кодификации законов на основе христианских принципов, Ярослав Мудрый установил дипломатические отношения со многими европейскими странами. Чтобы усилить свое влияние на иерархическую структуру Церкви и способствовать большей независимости Митрополии от Константинополя, в 1051 году он инициировал избрание Илариона (уроженца этой области) митрополитом Киевским.
Картина «Крещение Руси». Художник Вячеслав Назарук
После смерти митрополита Илариона духовная жизнь сосредоточилась в руках украинского основоположника устава монашеской общины Феодосия Печерского, игумена и строителя Киево-Печерской Лавры, основанной св. Энтони. Стремясь привести монашескую жизнь в соответствие с восточными церковными традициями, Феодосий ввел строгий устав монастыря святого Феодора Студита. Монахи писали летописи, писали иконы и вели диспуты по важнейшим религиозным — и отчасти политическим вопросам.
Киевская митрополия столкнулась со значительными изменениями, которые произошли в результате постепенного распада государства на отдельные княжества и ожесточенной борьбы многочисленных потомков династии Рюриковичей за «киевское наследие». После нашествия монгольской Орды в 1240 году в борьбу вступили правители соседних государств. В этих условиях именно Церковь оставалась практически единственным прочным общественным институтом Древней Руси в условиях распада и утраты политической самостоятельности. Церковь укрепила в сознании людей идею общей этнической идентичности, сыгравшую важную роль в борьбе против поглощения другими народами на протяжении нескольких следующих столетий.
Кодекс канонического права — Книга IV
КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА
КНИГА IV. НАЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКВИ
- ЧАСТЬ I. ТАИНСТВА
- РАЗДЕЛ IV. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (канн. 959 — 997)
- ГЛАВА I. СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА
- ГЛАВА II. СЛУЖИТЕЛЬ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ
- ГЛАВА III. КАЮЩИЙСЯ
- ГЛАВА IV. ИНДУЛЬГЕНЦИИ
РАЗДЕЛ IV.
ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Cann. 959 — 997)
Can. 959 — В таинстве покаяния верные, исповедующиеся в своих грехах законному служителю, сожалеющие о них и намеревающиеся исправиться, получают от Бога через отпущение грехов, данное тем же служителем, прощение грехов, совершенных ими после крещения и в то же самое время примиряются с Церковью, которую они ранили своим грехом.
ГЛАВА I.
СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА
Can. 960 — Индивидуальная и целостная исповедь и отпущение грехов составляют единственное обычное средство, посредством которого верующий, сознающий тяжкий грех, примиряется с Богом и Церковью. Только физическая или моральная невозможность отговорок от исповеди такого типа; в таком случае примирение может быть достигнуто другими средствами.
Кан. 961 § 1. Отпущение грехов не может быть дано сразу многим кающимся сразу без предварительной индивидуальной исповеди, если только:
1/ опасность смерти неизбежна и у священника или священников недостаточно времени, чтобы выслушать исповеди отдельных кающихся;
2/ существует серьезная необходимость, то есть, когда ввиду количества кающихся недостаточно духовников, чтобы должным образом выслушать исповеди отдельных лиц в течение подходящего периода времени таким образом, что кающиеся вынуждены быть лишены на долгое время таинства благодати или святого общения не по своей вине. Достаточная необходимость не считается существующей, когда духовники не могут присутствовать только из-за большого числа кающихся, как это может произойти на каком-нибудь большом празднике или паломничестве.
§2. Епархиальному Епископу принадлежит судить о том, выполняются ли условия, требуемые по норме § 1, прим. 2 присутствуют. Он может определить случаи такой необходимости, внимательно следя за критериями, согласованными с другими членами конференции епископов.
Кан. 962 § 1. Для того чтобы верный христианин действительно получил таинство отпущения грехов, данное многим одновременно, требуется, чтобы он не только был правильно расположен, но и в то же время имел намерение исповедоваться в течение подходящего периода времени во всех тяжких грехах, которые настоящее время не может быть так признано.
§2. Поскольку это может быть сделано даже в случае получения всеобщего отпущения грехов, верные христиане должны быть проинструктированы о требованиях нормы § 1. Увещевание каждого человека позаботиться о том, чтобы совершить акт раскаяния, должно предшествовать всеобщему отпущению грехов даже в случае опасности смерти, если есть время.
Кан. 963 — Без ущерба для обязательства, упомянутого в кан. 989, лицо, тяжкие грехи которого отпущены общим отпущением грехов, должно как можно скорее приступить к индивидуальной исповеди, при наличии возможности, до получения другого общего отпущения грехов, если только не вмешается уважительная причина.
Кан. 964 § 1. Надлежащее место, чтобы услышать сакраментальные исповеди, это церковь или молельня.
§2. Конференция епископов должна установить нормы вероисповедания; однако следует позаботиться о том, чтобы всегда были исповедальни с установленной решеткой между кающимся и исповедником на открытом месте, чтобы верующие, желающие, могли свободно пользоваться ими.
§3. Признания не должны выслушиваться вне исповедальни без уважительной причины.
ГЛАВА II.
СЛУЖИТЕЛЬ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ
Can. 965 — Только священник является служителем таинства покаяния.
Кан. 966 § 1. Действительное отпущение грехов требует, чтобы служитель, в дополнение к власти приказывать, имел способность осуществлять ее для верующих, которым он дает отпущение грехов.
§2. Священник может быть наделен этой способностью либо самим законом, либо дарованием компетентной власти по норме кан. 969.
Кан. 967 § 1. В дополнение к римскому понтифику кардиналы имеют способность выслушивать исповеди верных христиан во всем мире по самому закону. Епископы также имеют эту способность и пользуются ею везде законно, если только диоцезный Епископ не отрицает ее в особом случае.
§2. Те, кто обладает способностью выслушивать признания, как обычно, будь то в силу должности или в силу разрешения ординара места инкардизации или места жительства, могут пользоваться этой способностью повсюду, если только местный ординар не откажет в этом. в конкретном случае, без ущерба для предписаний кан. 974, §§2 и 3.
§3. Те, кому предоставлена возможность заслушивать признания в силу должности или дара компетентного начальника по норме канн. 968, § 2 и 969, § 2, по самому закону обладают везде одинаковой способностью в отношении членов и других лиц, живущих днем и ночью в доме института или общества; они также используют эту способность на законных основаниях, если какой-либо старший начальник не отрицает ее в конкретном случае в отношении своих собственных предметов.
Кан. 968 § 1. В силу должности местный обыкновенный, каноник исправительного учреждения, пастор и лица, замещающие пастора, обладают способностью выслушивать исповеди, каждый в пределах своей юрисдикции.
§2. В силу своей должности настоятели религиозных институтов или обществ апостольской жизни, которые являются клерикальными и папскими правами, которые обладают исполнительной властью управления в соответствии с нормами своих конституций, обладают способностью выслушивать исповеди своих подданных и других лиц. живя день и ночь в доме, без ущерба для предписания кан. 630, §4.
Кан. 969 § 1. Только местный Ординарий правомочен наделять пресвитеров правом выслушивать исповеди любого из верных. Однако пресвитеры, являющиеся членами религиозных институтов, не должны использовать эту способность без, по крайней мере, предполагаемого разрешения своего начальника.
§2. Настоятель религиозного института или общества апостольской жизни, упомянутого в кан. 968, § 2 имеет право наделять любого пресвитера правом выслушивать исповеди своих подданных и других, живущих днем и ночью в доме.
Кан. 970 — Способность выслушивать исповеди не может быть дарована, кроме как пресвитерам, которые признаны годными на основании экзамена или чья пригодность доказана иным образом.
Кан. 971 — Местный Ординарий не должен предоставлять пресвитеру, даже имеющему местожительство или квази-местожительство в своей юрисдикции, право выслушивать исповеди, как обычно, если только он не выслушал, насколько это возможно, ординарность того же пресвитера.
Кан. 972 — Компетентная власть, упомянутая в кан. 969 может предоставить возможность выслушивать исповеди на неопределенный или определенный период времени.
Кан. 973 — Право выслушивать исповеди обычно должно быть предоставлено в письменной форме.
Кан. 974 § 1. Местный ординарец и компетентный настоятель не должны лишать права обычно выслушивать признания, кроме как по уважительной причине.
§2. Когда право выслушивать исповеди было отменено местным ординарием, который предоставил его, как упомянуто в кан. 967, § 2, пресвитер везде теряет эту способность. Если какой-либо другой местный ординарец отменил эту способность, пресвитер теряет ее только на территории того, кто ее отменил.
§3. Любой местный ординарец, лишивший какого-либо пресвитера права выслушивать исповеди, должен сообщить соответствующему ординарию об инкардизации пресвитера или, если он является членом религиозного института, своему компетентному начальнику.
§4. Если надлежащий настоятель пресвитера лишил пресвитера права выслушивать исповеди, то пресвитер лишается права выслушивать исповеди членов института повсюду. Однако, если какой-либо другой компетентный настоятель отменил эту способность, пресвитер теряет ее только в отношении предметов, находящихся в юрисдикции этого настоятеля.
Кан. 975 — Кроме отзыва, способность, упомянутая в кан. 967, § 2 прекращается в связи с утратой должности, экскардизацией или потерей места жительства.
Кан. 976 — Хотя у священника и нет способности выслушивать исповеди, он действительно и законно освобождает всех кающихся, которым грозит смерть, от любых порицаний и грехов, даже если присутствует утвержденный священник.
Кан. 977 — Отпущение соучастника греха против шестой заповеди Десятисловия недействительно, за исключением опасности смерти.
Кан. 978 § 1. Выслушивая исповеди, священник должен помнить, что он в равной степени и судья, и врач, и поставлен Богом как служитель божественной справедливости и милосердия, так что он почитает божественную честь и спасение душ.
§2. При совершении таинства исповедник как служитель Церкви должен добросовестно придерживаться доктрины магистра и норм, изданных компетентными властями.
Кан. 979 — Задавая вопросы, священник должен действовать с благоразумием и благоразумием, обращая внимание на состояние и возраст кающегося, и должен воздерживаться от спрашивания имени сообщника.
Кан. 980 — Если исповедник не сомневается в расположении кающегося, а кающийся ищет отпущения грехов, то в отпущении грехов нельзя ни отказываться, ни откладывать.
Кан. 981 — Исповедник должен налагать спасительные и подходящие епитимьи в соответствии с качеством и числом грехов, принимая во внимание состояние кающегося. Кающийся обязан исполнить их лично.
Кан. 982 — Тот, кто сознается в ложном доносе на невиновного исповедника перед церковной властью в связи с преступлением подстрекательства к греху против шестой заповеди Десятисловия, не должен быть оправдан, если только это лицо предварительно официально не отказалось от ложного доноса и не готово возместить убытки, если таковые имеются. любые.
Кан. 983 § 1. Таинственная печать неприкосновенна; поэтому совершенно воспрещается духовнику каким-либо образом предавать кающегося на словах или каким-либо образом и по любому поводу.
§2. Толкователь, если он есть, и все другие, кто каким-либо образом знает о грехах от исповеди, также обязаны соблюдать тайну.
Кан. 984 § 1. Духовнику совершенно запрещается пользоваться знаниями, полученными на исповеди, во вред кающемуся, даже если исключена всякая опасность разоблачения.
§2. Лицо, поставленное во власть, не может никоим образом использовать для внешнего управления знание о грехах, полученное им на исповеди, в любое время.
Кан. 985 — Начальнику послушников и его помощнику, а также ректору семинарии или другого учебного заведения не следует выслушивать таинств исповеди своих учеников, проживающих в одном доме, если только ученики добровольно не просят об этом в особых случаях.
Кан. 986 § 1. Все, на кого возложена забота о душах в силу какой-либо функции, обязаны позаботиться о том, чтобы исповеди вверенных им верующих были услышаны, когда они разумно желают быть услышанными, и чтобы у них была возможность приблизиться к личной исповеди на дни и время, установленное для их удобства.
§2. В крайней необходимости всякий духовник обязан выслушивать исповеди верных христиан, а при опасности смерти так обязан всякий священник.
ГЛАВА III.
КАЮЩИЕСЯ
Can. 987 — Для получения спасительного средства таинства покаяния верный христианин должен быть расположен так, чтобы, отвергая содеянные грехи и имея цель исправления, человек обращался обратно к Богу.
Кан. 988 § 1. Верующий христианин обязан исповедаться в натуре и исчислять все тяжкие грехи, совершенные после крещения и еще не отпущенные непосредственно через ключи Церкви и не признанные на личной исповеди, о которых стало известно после усердного испытания совести.
§2. Верным христианам рекомендуется также исповедовать простительные грехи.
Кан. 989 — По достижении совершеннолетия каждый верующий обязан не реже одного раза в год верно исповедоваться в своих тяжких грехах.
Кан. 990 — Никому не запрещается исповедоваться через переводчика, если при этом избегаются злоупотребления и скандалы и без ущерба для предписания кан. 983, §2.
Кан. 991 — Каждый верный христианин может исповедоваться в грехах перед законно утвержденным исповедником по своему выбору, даже перед другим обрядом.
ГЛАВА IV.
ИНДУЛЬГЕНЦИИ
Can. 992 — Индульгенция есть прощение перед Богом временного наказания за грехи, вина за которые уже прощена, которое правильно настроенный верный христианин получает при определенных и определенных условиях при содействии Церкви, которая как служитель искупления раздает и авторитетно применяет сокровищница удовольствий Христа и святых.
Кан. 993 — Индульгенция бывает частичной или полной, поскольку она частично или полностью освобождает от временного наказания за грехи.
Кан. 994 — Любой верующий может получить частичные или полные индульгенции для себя или применить их к умершим путем голосования.
Кан. 995 § 1. Помимо верховной власти Церкви, индульгенции могут даровать только те, за кем эта власть признана в законе или дарована римским понтификом.
§2. Никакая власть ниже римского понтифика не может доверить право предоставлять индульгенции другим, если Апостольский Престол прямо не дал это человеку.
Кан. 996 § 1. Чтобы иметь возможность получить индульгенции, человек должен быть крещен, а не отлучен от церкви и находиться в благодатном состоянии хотя бы по окончании положенных дел.
§2. Однако, чтобы получить индульгенции, дееспособный субъект должен иметь, по крайней мере, общее намерение их приобрести и должен выполнять предписанные работы в установленное время и надлежащим образом, в соответствии с содержанием дара.