988 год крещение руси: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

28 июля — День крещения Руси > Региональный центр патриотического воспитания

Главное меню » Методические материалы » 28 июля – День крещения Руси

28 Июль, 2021 Редактор сайта ГАУ СО РЦПВ

28 июля Россия отмечает праздник – День крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» 1 июня 2010 года.

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю – 15 июля) – день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015), крестителя Руси.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника.

Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь – святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествует летописное “Сказание об испытании или выборе вер”, в 986 году князя в Киеве посещали посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи – иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников в те страны, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Согласно “Повести временных лет”, в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси “по закону греческому”.

Однако он не сразу принял христианство. В 988 году Владимир захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров – соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: “Ныне познал я Бога истинного!”. После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Князь приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: “Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг”.

Массовое крещение жителей города произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: “На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…”. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий – в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша – Печерский инок, завершивший свой земной путь в тех местах мученической смертью.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

 https://ria.ru/20210728/prazdnik-1742892038.html

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Крещение Руси

Рейтинг

отзывов

25

посетило

276

Длительность

2 часа

Крещение Руси — одно из ключевых событий отечественной истории. Оно привело к распространению кириллической письменности и книжной традиции, колоссальным политическим последствиям. Однако наше понимание происходившего тысячу лет назад напоминает исторический миф. На лекции дополним легенду о послах, которых принимал князь Владимир, разбором самых очевидных вопросов, вытекающих из Повести временных лет.

Почему Владимир решил крестить Русь, почему к нему приехали (и приехали ли) именно эти послы (мусульмане, представители двух версий христианства и иудеи), почему он выбрал православие, почему после этого князь вдруг ринулся штурмовать Херсонес, зачем он шантажировал византийцев взятием Царьграда, при чем тут византийская принцесса и как в итоге происходило крещение.

лектор

лектор

Константин Михайлов

Религиовед и историк, публичный лектор и преподаватель, ведет научные исследования в области современного положения религии и гендера

Лекция замечательная! Огромное спасибо Константину!

Екатерина Юрьевна о лекции

«Крещение Руси»

Одно наслаждение слушать умнейшего человека. Спасибо огромное!!!

Соколова Анна о лекции

«Крещение Руси»

Вижу Константина — покупаю лекцию! Я стала уже его фанатом. Крещение Руси — знаковое событие, которое невозможно переоценить. Лекция охватывает не только историю Руси и ее характеристики накануне 988 года, но и что происходило в мире, в каком контексте события в Византии повлияли на крещение. Лекция — как художественное произведение, со своими главными и второстепенными героями, войной и миром, любовью и предательством. В эпилоге — что произошло с главными героями после. Восторг!

Ирина Куртикова о лекции

«Крещение Руси»

Все лекции Константина на одном дыхание.

Ольга Ермакова о лекции

«Крещение Руси»

Большое спасибо за лекцию! Очень интересно и информативно!

Валерия Тихомирова о лекции

«Крещение Руси»

читать все отзывы

Эта лекция доступна в записи

Можно посмотреть прямо сейчас

Доступ в течение 3 месяцев

Купить запись лекции

Отзывы о лекции

Рейтинг

отзывов

25

посетило

276

Длительность

2 часа

, если вы посещали эту лекцию и хотите оставить отзыв

Сортировать по

Лекция «Крещение Руси»

Вижу Константина — покупаю лекцию! Я стала уже его фанатом. Крещение Руси — знаковое событие, которое невозможно переоценить. Лекция охватывает не только историю Руси и ее характеристики накануне 988 года, но и что происходило в мире, в каком контексте события в Византии повлияли на крещение. Лекция — как художественное произведение, со своими главными и второстепенными героями, войной и миром, любовью и предательством. В эпилоге — что произошло с главными героями после. Восторг!

новинка

Покупайте сертификат на 5, 10 или 20 лекций вместо отдельных лекций и экономьте до 40%

Подробнее

образовательный проект level one

Начните разбираться

в сложных
темах

с самыми вдохновляющими экспертами

Только проверенные лекторы

24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы

Вам понравится

4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции

Есть из чего выбрать

До 10 разных
вебинаров в день

подписка

Пишем два раза в неделю. В письмах рассказываем о скидках и о том, куда стоит сходить прямо сейчас. Даем полезные лайфхаки, знакомим с лекторами и форматами обучения.

Вы подписаны 👍

10.2: Владимир I и христианизация

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    163881
  • Цель обучения

    • Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I

    Ключевые моменты

    • Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
    • Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
    • После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
    • Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.

    Термины

    Константинополь

    Столица Византийской империи.

    Перун

    Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.

    Василий II

    Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.

    Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 9с 80 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.

    Ранние мифы о христианизации

    Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.

    Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.

    Владимир I и его приход к власти

    Главным деятелем христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 958, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.

    Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.

    Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.

    Константинополь и обращение

    Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первая летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.

    Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.

    Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.

    Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.

    Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.

    Крещение Киева

    По возвращении в 988 г. Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.

    Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.

    Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .

    Источники

    Контент по лицензии CC, Ранее был опубликован

    • Безграничная мировая история. Автор : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/world-history/textbooks/boundless-world-history-textbook/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Программа OER или Publisher
        Люмен
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Православные христиане Украины ожидают Патриарха Кирилла в Киеве в конце июля

      Источник: ИТАР-ТАСС

      День Крещения Киевской Руси — праздник единения братских народов — русских, украинцев, белорусов и других народов. «Это единство олицетворяет наша Русская Православная Церковь, имеющая приходы в 68 странах мира. Но ядром его является Киевская Русь».

      Наталья Михайлова | 03 июля 2014

      МОСКВА, 02 июля. /ИТАР-ТАСС/. Православные христиане Украины надеются, что глава Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приедет в украинскую столицу Киев 28 июля, когда Церковь будет поминать князя Владимира, сообщили ИТАР-ТАСС во вторник в Украинской православной церкви. .

      Киевская Русь, средневековое государство, в состав которого входили части современной России, Украины и Белоруссии, была крещена князем Владимиром в 9 году88. Канонические Украинская и Белорусская Православные Церкви подчиняются Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

      «День Крещения Руси – выдающийся праздник. Украина выступила инициатором его празднования на общественно-государственном уровне в том формате, который используется уже несколько лет, — с участием патриарха Русской Православной Церкви», — сказал спикер Украинской Православной Церкви Василий Анисимов.

      «Мы будем рады так же отметить праздник в этом году», — сказал Анисимов.

      «Этот праздник — день рождения нашей цивилизации, день рождения нашей Церкви — Русской Православной Церкви», — сказал он. «Украинская православная церковь является ее частью».

      Некогда единая Украинская Православная Церковь раскололась в 1990-х годах, после распада Советского Союза, на сторонников Московского Патриархата и людей, стремившихся к независимой национальной церкви.

      Каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата признана во всем мире, тогда как другие церкви, включая Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата, не признаны.

      Анисимов также сообщил, что День Крещения Киевской Руси – это праздник единения братских народов – русских, украинцев, белорусов и других народов. «Это единство олицетворяет наша Русская Православная Церковь, имеющая приходы в 68 странах мира. Но ее ядром является Киевская Русь», — сказал он.

      «И если Бог проявит милость, празднование в этом году будет особенным. Да примирит Бог в ней Святую Русь, [примирит] гражданский конфликт, в котором гибнет наш народ», — сказал Анисимов.

      «Митрополит Онуфрий – местоблюститель Киевской митрополии сказал, что мы хороним милиционеров в Луганске и Донецке, а также хороним наших военнослужащих во всех областях Украины. Это трагедия, которая охватила наших верующих, членов нашей Церкви», — сказал представитель Украинской Церкви.

      УКРАИНСКИЙ КРИЗИС

      В Украине царит суматоха с конца прошлого года, когда тогдашний президент Виктор Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, чтобы изучить сделку более тщательно. Его отказ спровоцировал антиправительственные протесты, которые часто перерастали в насилие и в конечном итоге привели к перевороту в феврале 2014 г.

      К власти в Киеве пришли новые люди на фоне беспорядков и ультранационалистической риторики, которую можно было услышать от представителей хунты, захватившей власть в стране. Крым отказался признать власти, навязанные переворотом, провел референдум и отделился от Украины, чтобы воссоединиться с Россией в середине марта после примерно 60 лет пребывания в составе Украины.

      Пример Крыма, видимо, вдохновил жителей Юго-Востока Украины, которые поддержали федерализацию страны. Они начали массовые акции протеста и сформировали ополчения.

      В приграничных с Россией Донецкой и Луганской областях 11 мая прошли референдумы, на которых большинство избирателей поддержали независимость от Украины. Южная Осетия признала самопровозглашенные Донецкую Народную Республику (ДНР) и Луганскую Народную Республику (ЛНР). Ни одна другая страна пока не последовала этому примеру.

      С середины апреля Киев проводит карательную операцию против сторонников федерализации и ополченцев, в которой задействована бронетехника, тяжелая артиллерия и штурмовая авиация, в результате которой сотни человек погибли, разрушены здания и десятки тысяч человек вынуждены бежать из Украины в Россия.

      Ожесточенные боевые удары прокиевских сил по юго-восточным регионам страны возобновились после того, как президент Украины Петр Порошенко, избранный в конце мая и вступивший в должность 7 июня, в понедельник принял решение прекратить 10-дневное перемирие на юго-востоке .

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *