Аал луук мас картинки – Картина панно рисунок Квиллинг Страна олонхо Аал Луук Мас Мировое Древо якутов Бумажные полосы фото 7 | Quilling Árboles Luz

Фото 2010 — NEWER | Дневники.Ykt.Ru

Фотографии сделанные в 2010 году.

Все вылаживают свои фотографии, ну и я решил не отставать. Конечно же не шедевры, но судить конечно Вам)))

Амма дьэдьэнэ

Амга

Охранник ресторана «Орто дойду»

Граница.

Маленькая Сахайка)))

Аал луук мас

Вип персона №1 в РС(Я)

Окальцованы

И два коллажа на тему Амги

Спасибо за потраченное время.

Настроение: Непонятное

Музыка: Музыка из фильма Новая полицейская история, которая сейчас идет.

dnevniki.ykt.ru

Якутский народный героический эпос олонхо в произведениях Тимофея Андреевича Степанова

Цели урока:

познакомить с творческой биографией якутского художника Т.А. Степанова; познакомить с его произведениями, посвященными  олонхо; выявить мотивы обращения художника к фольклорной теме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Активизация знаний учащихся

— Тема нашего урока: «Якутский народный героический эпос олонхо в произведениях Т.А. Степанова».

— Все мы любим и знаем наш якутский народный героический эпос олонхо. В 2005 году он был признан ЮНЕСКО шедевром нематериальной культуры человечества. В олонхо нашли отражение верования наших предков — древних якутов.  Каким был мир в их представлении?

— По представлениям древних якутов, существует три мира: верхний (небо — обитель богов), средний (земля — место пребывания людей) и нижний (преисподняя Юеден — обиталище абаасы).

— На небе живут боги — айыы. Самый главный из них — Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог господин). Судьбу мира и людей решает он с богом судьбы — Дьылга Ханом и его женой  Чынгыс Биис. Кроме того, на небесах живут бог Десегей Тойон — бог - покровитель скота, которого представляли   человеком или громогласно ржущим жеребцом, бог войны Илбис Хан с дочерью Илбис Кыыса (богиня брани) и сыном Осол Уола (бог раздора), богини Айыысыт и Иэйиэхсит — богини, более других принимающие участие в жизни человека, потому более других почитаемые: Живут они на нижнем восточном небе и спускаются оттуда, окруженные ореолом света,  в виде богато одетых пожилых женщин.

— На земле  вместе с людьми живут иччи — духи. Иччи — это нечто среднее между «айыы» и «абаасы». Иччи могут делать как доброе, так и злое, в зависимости от того, как будет относиться к ним человек. Так, например, существуют поверья о духе леса — Байанае. Дух земли  — госпожа Аан Алахчын Хотун, которая представлялась в виде седой старухи благородной наружности. Считается, что она обитает в священном родовом дереве Аал Луук Мас. Она покровительствует произрастанию, от дыхания ее детей Эрэкэ-Дьэрэкэ (70 разряженных девиц, 90 разукрашенных юношей), которые живут в траве и под листьями, весной распускаются деревья и зеленеют травы. Весной ей приносили жертву у большого старого дерева, которое обвивали веревкой из конского волоса, украшенной миниатюрными телячьими намордниками из бересты и пучками конских волос. В олонхо дух — хозяйка земли воспитывает богатырей, вскармливает подкидышей или выброшенных уродливых детей, заботится о благополучии средней земли, страны героев богатырей, дает им мудрые советы, напутствует добрыми пожеланиями. Ее молоко придает богатырям силу и могущество. Она появляется на призыв богатыря из священного дерева (дерево раскалывается пополам) в образе почтенной женщины в богатом одеянии. Аан Дархан Тойон — дух-хозяин домашнего очага, представляется в виде маленького седобородого старичка, считается одним из покровителей семьи и рода, верным защитником от злых духов. Дух - хозяин огня в олонхо является главным хранителем семейного благополучия. Богатырь, отправляясь надолго в поход, оставляет свой дом, свое богатство на попечении духа — хозяина очага.

— В нижнем мире живут абаасы, главный из которых Арсан Дуолай. Абаасы имеют облик человека ростом в лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Они искушают людей, подбивают их на преступления, насылают на них бедствия и болезни. Многие из абаасы могут лишить людей рассудка. Они питаются душами животных и людей.

3. Объяснение нового материала

Самобытная мифология якутов нашла отражение в творчестве многих якутских художников. В эпосе художники ищут разные ориентиры. Одних интересуют сюжетно-тематические связи, других - стилистические приемы, третьих — общие творческие принципы, основанные на своеобразии этнохудожественного мышления. Тяга к высокому смыслу, характерному для олонхо, является особенностью национального восприятия при трансформации сюжетов эпоса в изобразительном искусстве. С самого зарождения изобразительного искусства Якутии (30-е гг.) художники обращались к древнему эпическому наследию, в котором черпали неиссякаемые идеи и образы народа. В декоративно-прикладном искусстве республики во второй половине 1940-х годов олонхо самобытно трансформировалось в традиционном народном искусстве и, прежде всего, в резьбе по бивню мамонта. Олонхо изначально составлял художественный арсенал народного и декоративно-прикладного искусства. В произведениях современных мастеров можно отметить особый уровень исторической памяти и многослойность, характерные для якутского эпоса. Но «певцом олонхо» справедливо называют Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий, олонхо и верований народа Саха.

Тимофей Степанов родился в 1943 году в селе Кюндяя Сунтарского улуса. Рано остался без родителей, вырос в детских домах,  подростком познал тяжкий физический труд, служил в армии. Его трудовая деятельность началась с 1958 года. В Эльгяйском совхозе Тимофей Степанов проработал три года — был дояром, телятником, водовозом, дровосеком. Он прошел немало испытаний на силу характера и силу духа, в период учебы занимался спортом и тяжелой атлетикой.

В 1968 году он окончил Якутское художественное училище. В 1970 году поступил в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, который закончил в 1977 г. Степанов являлся первым дипломированным реставратором в музее изобразительных искусств им. М.Ф. Габышева. Без малого тридцать лет он отдал благородному и ответственному делу сохранения высшего достояния человеческой культуры — произведениям искусства, реализовав свой талант художника-реставратора. Он был единственным специалистом с академическим образованием в огромном регионе Дальнего Востока и Сибири, долгие годы возглавлял художественную мастерскую Национального художественного музея, передавая ценнейший опыт коллегам. Тимофею Андреевичу удалось вернуть в экспозиционные залы более трехсот произведений со сложнейшими реставрационными процессами. Через его руки прошли ценнейшие произведения западноевропейских, русских мастеров, иконопись и произведения современных живописцев. Он любил делиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, а также со студентами на проходящих в музее копийных практиках.

Все это время  художник  прогнозировал и мечтал создать свое направление в искусстве. Позднее у него сложилась своя манера повествования, он продолжал экспериментировать жанрами, когда еще юношей в художественном училище рисовал богатырей, борьбу персонажей зла и добра, слушал музыкальную оперу «Нюргун Боотур». Первая персональная выставка Тимофея Степанова состоялась в Художественном музее в середине 80-х годов и произвела ошеломляющее впечатление на зрителей: никогда еще у дверей музея не выстраивались очереди желающих увидеть необычную экспозицию. Зрители впервые увидели мир, ни на что не похожий, передающий живописно- пластическим языком мифологическую картину представлений народа Саха. Неоднозначной была реакция среди художников и искусствоведов, картины вызывали сложные и противоречивые чувства. Одни считали невозможным создание серии картин в короткие сроки, другие совершенно не были подготовлены к восприятию мифологии народа саха о якутском шаманизме в столь необычно крупномасштабном и пространственном восприятии. Наиболее лаконично о своем впечатлении после посещения выставки выразился представитель югославской делегации: «Через картины художника Т.Степанова нам впервые стали понятны образ мышления и философия духа древнего якутского народа»…

В 1984 г. прошла выставка в Чите, далее выставки — в Санкт-Петербурге, Томске, Нерюнгри. В 1991 г. стал членом Союза художников бывшего СССР. В 1992 году состоялась одна — единственная персональная выставка художника в Москве в Государственном музее Востока. Цикл работ, посвященный теме якутского эпоса, древним шаманам, мифам и легендам народа саха, имел большой успех. Об этом говорят отзывы ведущих искусствоведов и специалистов.

Его судьба была по-своему трагична.  Тимофей Степанов в крохотной реставрационной мастерской Национального художественного музея РС(Я) за двадцать лет скрупулезного труда вернул к жизни более трехсот полотен, включая произведения старых мастеров ХVI века и уникальные работы зачинателей якутской живописи. Вдыхая вредные испарения растворителей, красок и других химических веществ, ежедневно проделывая на холстах множество операций ювелирной сложности, он окончательно подорвал свое здоровье. Тяжелая болезнь не дала художнику  перешагнуть порог нового здания музея, которое открылось в 2004 году, через год после его смерти : Ему не довелось склониться над реставрационным столом в новой мастерской:

Уникальный, по своей творческой сути действительно Народный художник Тимофей Андреевич Степанов создал более 300 живописных крупномасштабных картин. По своему мировоззрению Т.А. Степанов — пантеист. Он одухотворяет землю, составляя красочный цветущий ковер срединной земли, где проживают люди племени айыы. Его стиль как живописца вбирает множество приемов: принципы настенной росписи, восточной миниатюры, пейзаж, портрет соответствующие эпическому повествованию. В мировом искусстве есть название этому приему - многоголосие.

Художник создал тридцать крупномасштабных композиций серии

«Якутский героический эпос — Олонхо» (1979-1997) - это итог многолетнего труда. Образы  Степанова не являются иллюстрацией какого-либо конкретного литературного текста или фрагмента олонхо. Это  работы, повествующие о трех мирах и посвященные главным персонажам олонхо -  как бы своеобразные характеристики Нюргун Боотура, Кюн-Куо, представителей нижнего и верхнего миров.

Страна олонхо

В картине «Страна олонхо» (1982) Т.Степанов яркими, красочными тонами сумел передать очарование волшебной страны, созданной в стародавние времена, когда люди еще не разделились на племена. За жизнью Земли Олонхо сверху, сквозь облака наблюдают три апостола. И вправду раздольная широкая земля предоставлена богатырю, ему есть где показать свою удаль и силу. Вдалеке раскинуло свои ветви цветущее древо Аал Луук Мас. К нему ведут апостолов девушки-стерхи.

Миры олонхо с мировым деревом

— На картине «Миры олонхо с мировым деревом» мы видим следующее: Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего). Центр Вселенной — Средний мир. На Средний мир приходятся его основные ветви. Ствол Древа Жизни, проходя через девять небес, доходит до владений Юрюнг Айыы Тойона и превращается в восьмигранную алтан коновязь — сэргэ. Древо Жизни — жилище Аан Алахчин Хотун. Ее охраняет хозяин четвертого неба Хомпоруун Хотой Айыы. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун совета, благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока.  В долине выводят свой танец стерхи, духи цветов, трав, деревьев - эрэкэ-дьэрэкэ, рогатый скот, табуны лошадей, радостная победа доброго богатыря — все это картины жизни Среднего мира. В Верхнем мире, где обитают божества айыы, всегда светло, лучезарно. В Нижнем мире протекает жизнь абаасы.

Аал -Луук Мас

Аал Луук Мас, которое мы можем увидеть на следующей картине,  — исполинское родовое священное дерево, выросшее во владениях богатыря Среднего мира. Ветви его доходят до неба. Это дерево — жилище хозяйки земли Аан Алахчин Хотун, и поэтому вокруг него царят вечные весна и лето,  и никогда не бывает холодных дней. Оно имеет целебные свойства, поэтому люди и животные, оказавшись возле Дерева Жизни, преображаются. Те, кто страдали от болезней, исцеляются, древо дает хромому ноги, слепому возвращает зрение, у горбатого исчезает горб, к старику возвращается молодость, молодые постоянно здоровы, полны сил.

Верхний мир

— Рассмотрим фрагмент картины «Верхний мир». Здесь изображен весь якутский «Олимп», здесь боги рока и судьбы. В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира — Юрюнг Айыы тойон, наблюдающий за происходящим во всех трех мирах. Поэтому на его суд доставлены богатыри нижнего и среднего мира. Летописец Верхнего мира Длинный Джурантай ведет запись будущих событий на восьмигранном столбе на котором написаны судьбы каждого. Цветовое решение картины основано на золотисто-желтых тонах, символизируя солнечный свет.

Серединный мир

— Средний мир — страна, где нашли пристанище люди айыы. Народ саха обрел в нем счастье. Богатыри олонхо, победив в ожесточенном сражении своих врагов, возвратились в свои родные места, поставили большую коновязь Аар Багах и празднуют ысыах. «Средний мир» показывает картины празднования ысыаха- национальный праздник встречи лета.  В центре ритуал исполнения алгыса- благословение божествам. Средний мир- это греза художника о золотом веке и торжестве добра. Сцены полотна посвящены эпизодам праздника: спортивные состязания, музыкальные конкурсы, кумысопитие. Художник любовно выписывает детали национальной одежды, посуды- от стройного чорона до плоского кытыйа и берестяного туеса с ягодой. А над всем этим миром благословение свыше- потоки солнечных лучей, в которых парят священные птицы народа саха - стерхи. Передать атмосферу праздника помогает колорит, построенный на сочетаниях зеленых, желтых, красных, голубых тонов.

Главные герои олонхо

— Рассмотрим картину «Главные герои олонхо». Левую сторону полотна заняли темные силы, правую сторону — светлые. На переднем плане — Сэркээн Сэсэн, над зажженным им костром — Хозяин Огня — Бырджа Бытык Хатан Тэмиэрийэ. Чуть поодаль расположился Хозяин дремучей тайги Барылах Баай Байанай со своим зверьем и птицами. На левой стороне - предводитель Нижнего мира Арсан Дуолай Буор Маналай со своей женой. На центральном плане изображены две противоборствующие стороны - племя абаасы и богатыри айыы в окружении своих подданных, друзей, удаганок.

 

Юность главных героев

олонхо

Следующая картина называется «Юность главных героев олонхо». Юношу с Девушкой спустили с Верхнего мира в Средний для того, чтобы они продолжили род человеческий — Юноша должен стать защитником Среднего мира, Девушка должна дать жизнь народу саха. Видно, что они выросли вместе в детских играх и веселье. Вдруг раздается гром среди ясного неба. Настала пора, когда спускаются жители Верхнего и поднимаются существа Нижнего миров. Девушка напугана, а Юноша готовится к отпору.

— Давайте всмотримся в картины, изображающие богатыря и красавицу в олонхо.

Финал поединка

Интересен многообразный образ главного героя Ньюргун Боотура («Финал поединка»). В олонхо богатырь описывается так: «Если снизу вверх поглядеть на этого богатыря — огромен он, как утес, грозен лик у него, выпуклый лоб его крут и упрям; толстые жилы его выступают по телу всему; бьются, вздуваются жилы его — это кровь по жилам бежит. Впалые у него виски, чутко вздрагивают нервы его под кожею золотой. Но его продолговат, нрав у него крутой. Выпрямился его стан, будто еще негодует он, вспоминая недавний плен; кровь у него горяча, щеки впалые у него, скулы круты, губы остры. Глаза у него горят, как два блестящих луча. Вот каким он стал — богатырь, защитник людей уранхай-саха».

«Кюн куо» (Девушка-Солнце) —  это собирательный образ девушки Айыы в олонхо, из-за которой борются богатыри. Героини олонхо идеализируются как воплощение женственности, красоты и человеческой доброты: «Прекрасная Айталын Куо, белая, как горностай, в одеянии драгоценном своем засверкала огнем девяти лучей. Улыбаются алые губы ее, белеют зубы ее, брови, как два камчатских бобра, изгибаются темной дугой; черные играют глаза, пламенеют живым огнем; румянец у ней земляники нежней на золотых щеках. О таких красавицах в старину пели, бывало, певцы. Сквозь меха драгоценных одежд несравненные очертанья видны нежного тела ее; светятся сквозь нежную плоть стройные кости ее; видно сквозь тонкие кости ее, как из сустава в сустав переливается мозг: —  так прославляли ее красоту древние олонхосуты — певцы в солнечных трех мирах».

4. Обобщение

— Итак, каков был изофольклор Т.Степанова? Как он изображал эпические мотивы?

— Источником вдохновения для Степанова было олонхо, в котором отразились мифологические воззрения якутского народа. Для его работ характерны масштабность, всеохватность.  В картинах он смог отразить весь богатый и сложный мир якутского олонхо.

5. Домашнее задание

Нужно найти картины других художников по мотивам олонхо.

urok.1sept.ru

Айыы

 Айыы — в узком смысле божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Считается, что Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.

Айыы

 В бытовом смысле, в современном якутском языке есть слово Аньыы понимается как прегрешения, проступки или табу. Например, наступать ногами на могилу — аньыы (в смысле нельзя). Или «сегодня ребенок много аньыы натворил» (в смысле ребенок сегодня много шалил) и т. д. Данное слово нельзя путать с «айыы».

Основным символом в учении Айыы является Аал Луук Мас (Великое Гигантское Дерево) — символ триединства мира. Согласно космогонии Айыы мир состоит из трёх частей[1]: Подземного мира (Аллараа Дойду), где обитают абааhы (упрощённо — злые духи), Срединный мир (Орто Дойду), где обитают люди, Верхний мир (Юhээ Дойду) — обиталище верховных божеств (не всегда добрых). Крона Аал Луук Мас символизирует Верхний мир, ствол — Срединный мир, корни — Подземный мир.

Не менее интересным является представление о душе (кут). Согласно этим представлениям кут состоит из 3-х частей:

Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей: традиции, культура.
Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело.
Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая.
Символы Айыы (например Аал Луук Мас) являются обязательными для изображения на празднике Ысыах и регламентируются соответствующими постановлениями правительства Республики Саха (Якутия).

Пантеон божеств

Юрюнг Айыы тойон (др. имя Юрюнг Тойон Айыы) (якут. Үрүҥ Аар Тойон, Үрүҥ Тойон Айыы) — творец мира, других айыы, демонов абасы, духов иччи, людей, животных и растений. Он глава небес и богов. Он живёт на девятом небе, которое представляется как прекраснейшая страна, где нет зимы, растёт белая трава, подобная крыльям белого лебедя. Он воплощается в образах белого жеребца или орла.

Айыы

Джёсёге́й тойо́н (др. имя Кюрюё Джёсёгёй тойо́н, Джёсёгёй Айыы, Кюн Джёсёгёй или Уордаах Джёсёгёй) (якут. Дьүөhэгэй Тойон, Kүрүө Дьүөhэгэй Тойон, Дьүөhэгэй Айыы, Күн Дьүөhэгэй, Уордаах Дьүөhэгэй) — бог-покровитель лошадей. Он живёт на третьем небе. Он посылает людям конный скот, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает людям вести хозяйство, трудиться. Наделяет человека силой, талантом, мастерством. Он старший из братьев богов.

Айыы

Исэгэй Иэйиэхсит (якут. Иhэгэй Иэйиэхсит) — богиня, наделяющая людей рогатым скотом.

Айыы

Хомпоруун Хотой Айыы (др. имя Сюнг Хаан, Сюнгкэн Эрэли) (якут. Хомпоруун Хотой Айыы, Сүҥ Хаан, Сүҥкэн Эрэли)— бог-покровитель птиц. Он воплощается в образе тёмно-сизого орла. Он — отец орла и жестоко карает человека, убившего эту птицу. Он второстепенный бог мужского пола, даёт людям многочисленный, но физически слабый приплод, в основном девочек, иногда — скот масти «хара дьагыл» (якут. хара дьаҕыл).

Айыы

Сюгэ тойон (др. имя Аан Дьаасын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьасыбыл, Сюнг Дьаасын, Сюрдээх Кэлтээх Сюгэ Буурай Тойон) (якут. Сүгэ Тойон, Аан Дьааhын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьаhыбыл, Сүҥ Дьааhын, Сүрдээх Кэлтээх Сүгэ Буурай Тойон) — бог грома и молнии. Иногда его называют третьим именем в триаде верховного творца. Гром представляется стуком копыт его коня, а молнии — его топором, которым он разит нечистые силы. Кроме того, он покровительствует скоту, посылает людям детей, жеребят и телят.

Айыы

Айыысыт (якут. Айыыhыт) — богиня, живущая на восточном небе и спускается оттуда, окружённая ореолом света, в виде богато одетой пожилой женщины или кобылицы. Она появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени, благословляет родившееся дитя и покидает дом роженицы на третий день после родов. Айыысыт человека находится в стороне восхода летнего солнца. Существует ещё айыысыт конного скота, которая находится в стороне восхода зимнего солнца, айыысыт рогатого скота — под землёй. Кроме того, имеются айыысыт и у других животных.
Иэйиэхсит (якут. Иэйиэхсит) — богиня-покровительница женщин. Живёт на восточном небе. Всегда открыта к людям, весела, задорна. Спускается на землю в мае месяце. С её возвращением начинает зеленеть листва, начинается лето. Помогает людям своим волшебным советом, оберегает от злых сил, благословляет приплод скота. Не любит грязь и неопрятность.

Одун Хаан (якут. Одун Хаан) — бог, живущий на восьмом небе. Спускается на землю в феврале. Изобретатель, помогает людям сооружать дома, изобретать новое. Также, является творцом судьбы.

Айыы

Дьылга Хаан (якут. Дьылҕа Хаан) — один из богов судьбы. Приоткрывает людям завесу тайны их судьбы.

Айыы

Чынгыс Хаан (якут. Чыныс Хаан) — бог судьбы, живущий на седьмом небе. Спускается на землю в декабре и властвует до середины февраля. Перекликается с одним из званий Темучина — Чингисхана

Айыы

Билгэ Хаан (якут. Билгэ Хаан) — бог знаний. Живёт на седьмом небе.

Название «Белая вера Айыы» является условным. Оно дано автором в честь Юрюнг Айыы Тойона (белый творец господин). В религиозных представлениях саха Юрюнг Айыы Тойон считается создателем Вселенной и сверхиерархом в религиозно-мифологической системе. Этот религиозный пласт исследователями не отождествляется с тэнгризмом древних орхонских тюрков, поклонявшихся Тэнгри — небу и Йэр-Су — земле. В якутских традиционных верованиях светлые боги айыы во главе с Юрюнг Айыы Тойоном ассоциируются с солнцем. В этнографической литературе культ богов айыы называют “белым шаманством”. В XVIII-XIX вв. саха практически перестали поклоняться богам айыы

Источники: ru.wikipedia.orgucrazy.ru

Похожие статьи:

Якутский эпос добрался до Великобритании

Якутский эпос добрался до ВеликобританииВ Лондоне издан главный якутский эпос — «Олонхо». Это первый полноценный перевод поэмы о богатыре народа Саха на английский язык. Работу начали еще в 2005 году, когда ЮНЕСКО объявила «Олонхо» шедевром человеческого наследия….

ОЛОНХО

ОЛОНХО Олонхо — (якут. Олоҥхо) древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»…

Предания о предках саха (якутов)

Предания о предках саха (якутов)Омогой Баай, Эллэй Боотур1 Много-много лет тому назад, когда этот край (нынешнюю Якутию) населяли одни тунгусы, Омогой Баай, ставший первопредком якутской народности, из-за больших распрей и вражды потерпев поражение, примерно с двадцатью домочадцами и рабами с реки Ангары приплыл по реке, говорят, в этот край — в Сайсары, или иначе в Необозримую Туймааду, на место нынешнего города [Якутска]. …

Олонхо — древний эпос якутов

Олонхо — древний эпос якутовСчитается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов — курыканы (1) упоминаются в орхонских надписях VI — VIII вв….

Мы выбираем Олонхо

Мы выбираем ОлонхоОлонхо — древний эпос народа Саха. В переводе с якутского языка Олонхо означает » То что было.» В Олонхо описывается весь древний мир удивительного народа Саха. Древний эпос можно сравнить с Финским фольклорным эпосом — Калевала. Олонхо называют как сам большой эпос так и его малые части. Самые длинные сказания читались олонхосутами семь дней и ночей….

Зима начинается с Якутии!

Зима начинается с Якутии! Что вы знаете о Якутии? Даже от одного упоминания об этой республике ощущается легких холодок! Это очень далеко, там невероятно холодно, там нет ничего интересного и как там живут люди? — вообще не понятно! В случаях малознакомых или непопулярных туристических маршрутов лишь малая часть подобных стереотипов оказывается близкой к реальности. Когда меня пригласили на уикенд в страну холода, я, не раздумывая, согласился, ведь уже был как-то на севере в Кировске, однако Якутия оказалась значительно суровее, холоднее и экзотичнее. А что если…

xn——6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai

Мировое дерево «Аар Кудук Мас» в комплексе «Земля Олонхо»

Т.В. Илларионова
Доцент кафедры фольклора и культуры
СВФУ им. М.К. Аммосова

1. С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие ми-рового дерева, как символ жизни, плодородия. Так и, у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар Кудук Мас, как дерева соединяющего три ми-ра,  дарящее жизнь, блага серединному миру и всему живому.

2. К широко распространенному мотиву якутских олонхо относится вос-певание священного дерева Аал (вариант: Аар) Кудук (Дууп, Луук, Дуук) Мас – «Священное Изобильное Дерево» (дууп, луук – видимо, от русск. дуб). Этот мотив был особенно любим олонхосутами центральных улусов Якутии.

Священное дерево в олонхо достигает Верхнего мира, а его вершина служит высокочтимой коновязью, на широком дворе верховного божества Юрюнг Айыы Тойона. Корни священного дерева произрастают до жилищ властелина Нижнего мира, Арсан Дуолая, и покрывают собой его дымо-ходную трубу. Таким образом, священное дерево связывает все три мифоло-гических мира. Его описание настолько художественно закончено, что не на-до лишних объяснений и отступлений, кажется три мира обрисованы одним мазком, в которых происходят события олонхо. В самой ранней записи  олон-хо «Эр Соготох» в публикации О.Н. Бётлингка, название священного дерева передано словосочетанием Аар Мас и объяснено: «самое высокое и старое дерево в лесу». Видимо, в ранний период развития олонхо священное дерево представлялось в виде огромной лиственницы или березы. По традиционным верованиям якутов, каждый род почитал свое священное родовое дерево. Это была обычно, отдельно растущая на родовой территории, огромная береза. С последующим развитием поэтики олонхо, образ священного дерева услож-нялся и превратился в более мифологизированный образ Аал Луук Мас, в «символ неувядающего плодородия земли и вечного расцвета жизни на ней» [Васильев, 1973, с. 91]. Представление о священном дереве Аар Кудук Мас в эпосе, тесно связано с якутской мифологией. Это дерево является олицетво-рением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-Хозяйки земли. Эпический рассказ о священном дереве Средней земли дается в соче-тании с описанием мифологических миров – Верхнего, где обитают добрые божества и злые верхние духи-абаасы, и Нижнего мира – места обитания нижних абаасы.

3. Целесообразно будет построить дерево Аар Кудук Мас в центре инно-вационного комплекса «Земля Олонхо». Так как, осью, удерживающей состо-яние первичных вещей, является Мировое дерево — Аар Кудук Мас. Ведь, че-рез него же проходит центр горизонтальной модели земли. Оно состоит, как бы, в центре четырех главных и четырех промежуточных направлений света. Вокруг мирового дерева совершаются особые ритуалы и проходят все собы-тия жизни обитателей Среднего мира.

olonkholand.ru

Аппликация коллаж Дерево жизни (Аал Луук Мас)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Мастер-классАппликация коллаж «Дерево Жизни»Аал Луук МасАвтор : Костенко Людмила Васильевна, воспитатель социально-реабилитационного центра «Тускул» Якутское древо жизни Аал Луук Мас, стоит близко к модели Мирового дерева. По якутской мифологии эпического дерева Аал Луук Мас ассоциируется с богиней земли Аан Алахчын Хотун.Вот так говорится в народном эпосе олонхо о древе жизни Аал Луук Мас.Главный ствол этого дерева насквозь прошел через нижние слои неба, достигнув последнего небосвода, где властвует Урун Аар Тойон со всем богами Айыы (всевышний) загибается назад и возвращается корень, этого дерева насквозь прорастает в землю, он источает влагу, из которой образуется незамерзающее беломолочное озеро». В этом дереве живет почитаемая всеми почтенная старуха-мать, живой образ растительности. Об этой святой женщине народные сказатели  (олонхосуты) рассказывают всегда взволнованно.Аал Луук Мас Для работы потребуется: Фетр 1мм 30*30 см 4 листа : зеленый, серый, бордовый, розовый; Атласная лента с декоративным рисунком 10 см шириной 1,7 см.; Фоамиран (Эва) А4 3 листа: темный шоколад, черный, телесный; Акриловые стразы зеленые, голубые; Стразы полужемчуг клеевой; Ткань — канва для вышивки; Термопистолет клеевой; Трафареты и эскиз ; Клей –карандаш; Ножницы; Фоторамка деревянная А4. Организация рабочего места, правила безопасной работы Прежде чем приступить к изготовлению панно, необходимо организовать свое рабочее место, так чтобы все инструменты были под рукой. Освещение слева или спереди, справой стороны ножницы, клей карандаш, трафареты в коробочке. Соблюдать правила работы с режущими инструментами и электроприборами. Продолжительность работы не должна превышать трех учебных часов с обязательным перерывом после каждого учебного часа. Правильно организованное рабочее место способствует более качественному выполнению изделия. I этап работы.Подготавливаем основу для панно.Вынимаем из рамки основание. Берем канву и прикладываем к основанию фоторамки, делаем отступы от основания по 3 см, отрезаем лишнее. Клеем карандашом промазываем основание фоторамки (картон в данном случае), прикладываем канву, разглаживаем руками. Переворачиваем. С обратной стороны промазываем клеем края картона размером с краями канвы (3 см.), разглаживаем. Вставляем в рамку. Основа-фон готова. II этап работы.Обводим трафарет дерева на листе фоамирана (ЭВА), цвет темный шоколад и вырезаем. Ножницами работаем плавно, избегая надрывов. Фоамиран материал тонкий.III этап работы. Обводим трафарет травы на листе фетра зеленого цвета и вырезаем. IV этап работы. Накладываем на основание – фон травку и приклеиваем, используя клей карандаш. Так же накладываем дерево по центру. Делаем всё согласно эскиза.Из зеленого фетра вырезаем листочки и наклеиваем.Складываем отрезок фетра в несколько раз и вырезаем капельки-листочки. Таким способом листочки будут одинакового размера. V этап работы.Женщина-богиня.Накладываем трафарет юбки и рукавички на фетр разового цвета и вырезаем ножницами. Трафарет пальто и шапки накладываем на фетр бордового цвета, мех –фетр серого цвета. Вырезаем ножницами.Накладываем и наклеиваем поочередно: юбку, пальто, мех на пальто, мех шапки, верх шапки, рукавички, мех на рукавички. Далее по трафарету вырезаем косы из черного фоамирана и наклеиваем. Прорисовываем глаз, нос, рот черной гелевой пастой. VII этап работы.Декорируем панно стразами , полужемчугом, лентой. Используем в работе термопистолет. Работа готова

weburok.com

Илин № 2-3 ‘2009

 

«Аал-Луук Мас» -лучший в России

С 28 октября по 2 ноября 2009 года в Москве проходила десятая юбилейная Международная выставка-конкурс «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома», которая проводилась Правительством Москвы, Комитетом по Архитектуре и градостроительству г.Москвы и Гильдией профессионалов Ландшафтной индустрии. В очередной раз «Ландшафтный центр Якутии» из г.Якутска принял в нем участие и вернулся с безоговорочной победой – в категории «Объект в ландшафте» за участие в конкурсе «Древо жизни», Ландшафтный центр Якутии, обойдя именитых ландшафтников из Москвы и разных городов России, Украины, Белоруссии занял лидерскую позицию – первое место за экспозицию и разработку концепции ландшафтной композиции священного дерева «Аал Луук(Кудук) Мас», образ которого навеян национальными культурными традициями, который выступая как посредствующее звено между вселенной и человеком и являясь местом их пересечения, гарантировал целостный взгляд на мир, определяя человеку своё место во вселенной. Оригинальная работа была выполнена творческой группой Ландшафтного центра Якутии под руководством ландшафтного архитектора Виктора Афанасьевича Никифорова и творческой бригадой резчиков по дереву известного якутского скульптора Федора Ивановича Маркова.

Вторая победа в этой же выставке-конкурсе – за самобытность и оригинальность решения за проект реконструкции сквера-памятника ссыльным полякам в г.Якутске, ООО «Ландшафтный центр Якутии» награжден Дипломом лауреата в номинации «Проект».

Третьим дипломом, от Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии, Ландшафтный центр Якутии по итогам выставки-конкурса награжден за профессионализм и популяризацию национальных традиций в ландшафтной архитектуре.

Очередная победа якутян во главе с Виктором Никифоровым в престижном конкурсе свидетельствует о высоком профессионализме и креативности якутских ландшафтников.

Поздравляем!

  

ilin-yakutsk.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *