Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова
До постройки Аббатства на его месте стояла высокая мачта, на которой в дни семейных праздников и торжеств поднимались флаги и вымпелы поленовской речной флотилии.
«Аббатство» – слово, пришедшее в русский язык из французского: католические аббатства – средневековые монастыри. Поленов был архитектором всех зданий в своей усадьбе, и правильнее всего называть архитектуру усадебных построек «поленовской», так как Василий Дмитриевич талантливо соединил архитектурные стили разных эпох, в результате получились очень оригинальные постройки.
Это здание и не обладает внешними приметами стиля модерн, его сближает с ним изысканность силуэта и контрастность объемов, соединенных в единое целое. Отдаленные ассоциации с излюбленным Поленовым романским и готическим зодчеством придают особую романтичность этому маленькому «зáмку».
Построено Аббатство было в 1904 году; по этому поводу Василий Дмитриевич писал Ивану Владимировичу Цветаеву 27 октября 1904 года из усадьбы «Борок»:
«<…> Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».
Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской огромное окно, выходящее на север, даёт рассеянный свет, что необходимо живописцу. Здесь можно было, расстелив во всю ширину комнаты холст, работать над театральными декорациями, а для того, чтобы посмотреть издали на большое полотно, достаточно было подняться наверх, в мансарду, и посмотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).
При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака.
Из помещения мастерской узкая дверь ведет в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.
Интерьер мастерской интересен сочетанием кирпичных стен с деревянными конструкциями потолка, деревянными стойками-колоннами и бревенчатыми стенами второго этажа. Мастерская отделяется от кабинета художника деревянной перегородкой. Через сцену можно попасть на застекленную террасу, где стоял специальный стол с ящиками для окских камешков, рассортированных по цветам, служивших В. Д. Поленову и Е. М. Татевосяну для мозаичных работ, которыми они занимались в Аббатстве. Мозаика «Лилия» работы Поленова – бесспорное украшение Аббатства. Она очень хороша: не случайно, в своё время эта работа была и на выставке «Мира искусства».
Чердачное помещение Аббатства всегда служило складом театрального реквизита, декораций и костюмов. Здесь хранились костюмы, сшитые Н. В. Поленовой–старшей, Еленой Дмитриевной Поленовой, младшей сестрой художника, одежда сербских воинов, привезенная Поленовым в 1877 году: он был добровольцем в сербско–турецкой компании 1876–1877 годов.
Здание Аббатства сильно пострадало во время пожара в 1958 году, (пожар случился по вине одного из рабочих, который курил во время ремонта крыши), долгие годы использовалось для показа Диорамы. Во время этого пожара была утрачена и костюмерная. Новая жизнь началась после реставрации, проведенной в 1977–1980 годах. Во время реставрации был со скрупулезной точностью восстановлен облик художественной мастерской В. Д. Поленова по фотографии 1911 года. Приходилось рассматривать в лупу детали фотографий, чтобы правильно разместить на рабочем столе кисти, краски и вещи, сопутствовавшие работе художника.
В 1909–1911 гг. Поленов работал над завершением цикла картин «Из жизни Христа». Одна из них – «Пределы Тирские» (1911): в Евангелии от Матфея рассказывается о женщине, у которой давно и тяжело болела дочь; Христос с учениками только вошел в город Тир, и женщина просила Его об исцелении дочери; на картине изображен главный момент, когда Христос говорит: «Встань, женщина, по вере твоей воздастся тебе!».
Кабинет художника – комната с камином, который сложен из тесаного камня, того же «тарусского мрамора». На камине высечен герб семьи – символ поленовского рода и музея, такой же, как и на камине в Библиотеке Большого дома. В Кабинете – фотоэкспозиция, рассказывающая о страховском народном театре, которым руководили дочери Поленова и о кукольном театре Н. В. Поленовой–младшей. Ваилий Дмитриевич, создавая мастерскую, задумывал ее и как художественную и декорационную, и костюмерную, и как склад театрального реквизита, и как театрально–прокатный пункт, и главное – как зрительный зал со сценой, где могли бы проходить спектакли. Этот замысел осуществился. Елена Анатольевна Поленова, внучка художника, говорит о том, что для неё Аббатство всегда было связано именно с театром. Долгие годы, каждое лето в Аббатстве проходили примьеры спектакля театра «Курица и Петух» под её руководством.
Для просмотра Аббатства в виртуальном туре нажмите здесь
Аббатство. Весна. 2012 г.
Аббатство. Вид со стороны эспланады. 2011 г.
Аббатство. Зима. 2011 г.
Фрагмент интерьера.Фрагмент интерьера.
Фрагмент интерьера.
Фрагмент интерьера.
Аббатство. Осень. 2010 г.
АББАТСТВО | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи- Происхождение.
- Устройство и архитектура монастыря.
- Аббатство Сен-Галлен, Швейцария.
- Аббатство Клюни.
- Цистерианское аббатство Фонтенэ, Бургундия.
АББАТСТВО (от лат. abbas – аббат, настоятель монастыря) – католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, объединяет монахов, которые живут по единому уставу (правилам). Аббатство возглавляется аббатом (в женском монастыре – аббатисой), подчиняется папе римскому или епископу, функционирует как экономически самостоятельная организация.
Происхождение.
Уже в конце 1 в. в римской общине появляются христиане, ведущие аскетический образ жизни (отказ от брака, собственности, соблюдение постов, воздержание от мяса и вина). Колыбелью монашества были египетские пустыни, куда уходили жить одинокие аскеты. Таким пустынником был св. Антоний Египетский (ок. 251– ок. 356), которого считают «отцом монашества». В 4–6 вв. в пустынях Северной Африки и на Ближнем Востоке появляются колонии аскетов, создаются монашеские общежития, мужские и женские. Создателем такой формы жизни аскетов является Пахомий Великий (ок. 292 – ок. 346), который создал первый монашеский устав с четкими правилами, быстро распространившийся по Ближнему Востоку. Стали строиться монастыри, окруженные мощными стенами с храмами-базиликами, кельями, столовыми, библиотеками. Первый монастырь – Табеннизи (ок. 328).
На Западе монашество появляется в Италии, Галлии, Ирландии, Англии, Шотландии, Германии, Испании в 4–5 вв. Основателем западного монашества является св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 – ок. 550), родившийся в Нурсии. В 529 он обосновался в Монте-Кассино (между Римом и Неаполем) и создал устав, который с 7 в. называется бенедиктинским. Устав регламентировал поведение монахов: требовалось смирение, молитва, послушание, молчание, уединение. Св. Бенедикт отказался от чрезмерного аскетизма, но требовал необходимости личной бедности, смирения, объединяя религиозно-духовную деятельность монастыря с интеллектуально-художественной и с хозяйственной. Монастырь, отгороженный от мира, – не только братство, но и школа, воспитывающая воинов Христовых. Во главе монастыря стоит пожизненный аббат. После разрушения Монте-Кассино (ок. 585) лангобардами его монахи перебираются в Рим и селятся около Латерана. Папа Григорий I Великий (ок. 540–604) принял бенедиктинский устав, и распространение и организация монастырского движения проходили теперь под покровительством папы. Св. Бенедикт Анианский (ок. 750–821) систематизировал правила бенедиктинцев, и реформированный им устав стал основой для организации монастырей. В 10–11 вв. орден бенедиктинцев находился на вершине могущества. См.также ПАП СПИСОК.
В Ирландии монастыри появлялись очень быстро и представляли собой городки из хижин отшельников, объединенных вокруг дома аббата. Эти монастыри стали центрами распространения монашества в 5–9 вв. в Англии, Шотландии, потом перекочевали на континент (Анегрей в Вогезах, Фонтене). Ирландские и английские монахи распространяли монашество в Европе. Они, папство, франкские государи и церковь содействовали успеху устава Бенедикта. При содействии папы Григория I Великого в Англии была организована английская церковь, ряд бенедиктинских монастырей, было положено начало монастырю Св. Петра в епископской резиденции – Кентербери.
К началу 9 в. устав Бенедикта утверждается в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании.
В 10 в. в Европе существовало несколько монашеских орденов. Одним из крупных орденов был монашеский орден Клюни – ответвление от бенедиктинского монашества. В 910 был основан небольшой монастырь на вилле Клюни, в Бургундии (Франция). Основателем ордена был герцог Гийом Аквитанский. В 931 папа Иоанн XI (931–935) подтвердил привилегии аббатства. При аббате Одило (994–1048) орден Клюни стал ведущим аббатством, которому подчинялись другие монастыри. Орден первым пытается сознательно сплотить монастыри и объединить монашество (к началу 12 в. от Клюни зависело 65 монастырей). Клюни в 11–12 вв. крупный центр духовной и культурной жизни. Суровый образ жизни, строгость и послушание во внутренней жизни, благотворительность и гостеприимство во внешней жизни – характерно для жизни этого ордена.
Орден цистерианцев был учрежден в 1098 св. Робертом Молезмским (ум. 1110) в селении Сито, в Бургундии (Франция), где св. Роберт и 14 братьев выстроили часовню и несколько хижин, тем самым основав новый монастырь Цистерциум. Аббатства цистерианцев в Европе и Англии пользовались автономией, получая указания от настоятеля главного монастыря на ежегодных сборах. Цистерианцы вели аскетичный образ жизни. Строгость жизни, физический труд, чтение и переписка Священного Писания – основы жизни цистерианцев. Успех ордена заключался в том, что орден целиком посвятил себя хозяйственной деятельности: первым стал осушать болота, превращая малопригодные для земледелья угодья в пригодные для сельского хозяйства, первым стал применять новые методы землепользования, занимался овцеводством и продажей шерсти. Строгая дисциплина, централизация ордена обеспечивали единообразие планировки цестерианских монастырей, которые мало отличался от клюнийского или бенидиктинского, но характерны богатством производственных строений (мельницы, кузницы, плотины, мастерские).
Существовали ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120), гильбертинцев (1131), францисканцев (1210) и др.
Устройство и архитектура монастыря.
Средневековые аббатства были крупными центрами раннехристианской цивилизации и важнейшей частью жизни Европы. Они были местами паломничества, в каждом монастыре находились святые реликвии (мощи святых, остатки их одежды, орудия мученичества), которые хранились в реликвариях. Возникшие в 3 в. реликварии представляли собой ларцы или сосуды в виде головы, бюста святого, его рук, миниатюрного храма из дерева, слоновой кости, бронзы, благородных металлов, украшенных резьбой, чеканкой, эмалью, драгоценными камнями. Монастыри были центрами образования, в библиотеках и скрипториях (помещениях для переписывания рукописей) которых поддерживается интеллектуальная культура, собираются классические тексты и древние рукописи. В мастерских процветали ремесла и искусства, огромные земельные владения и сельскохозяйственная техника превращали их в образцовые хозяйства. Монастыри были центрами лечения и приюта. С 13 в. могущество аббатств ослабевает.
Первые попытки архитектурно организовать пространство в эпоху средних веков принадлежит монастырям. Постройки в монастырях возводились по типовому плану: административные, хозяйственные, жилые строения, библиотеки, скриптории, школы ремесел, которые группировались вокруг центра монастыря – клуатра.
К 11–12 вв. монастыри имели два ограждения. В пределах внешних ограждений находились привратницкая, помещение для раздачи милостыни («альмонарий»), странноприимный двор, ряд хозяйственных помещений (конюшни, мельницы, пекарни, мастерские, склады, часто мастерские по выплавке металла), больница, рядом с которой находилось поле, где разводили лекарственные растения.
Внутри второго ограждения, куда пускали только монахов, были расположены обязательные «уставные» постройки. Главным зданием монастыря являлся собор, основным типом которого была базилика (см. также БАЗИЛИКА).
Общественным центром служил клуатр (от лат. claustrum – закрытое место, монастырь) – внутренний дворик прямоугольной или квадратной формы, окруженный со всех сторон галереями, которые открывались во двор богато декорированными аркадами. Колоннада покоилась на цоколе. В середине каждой стороны находился выход в клуатр, в центре которого устанавливали фонтан или крест. Клуатр примыкал к зданию собора и сообщался с ним через портал, который был расположен в соответствующем плече трансепта, поперечного нефа базиликального храма, который пересекает основные нефы под прямым углом. В монастырях клуатр примыкал к собору с южной стороны, в соборах – с северной. К клуатру примыкала трапезная и зал капитула с общей спальней («дормиторием») на втором этаже.
После собора самое важное и роскошное здание монастыря, в котором находились погребения аббатов, был зал капитула, где проходили заседания администрации монастыря, собрания братии. Важное помещение монастыря – ризница («санкристия»), там хранились ценности и казна. Со стороны храма у входа в клуатр находилось хранилище рукописей («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, помещение для переписки рукописей («скрипторий»). В крупных монастырях большое значение имели общие кухни. Вокруг монастырских стен располагались земельные угодья. Однако многочисленные войны, перестройки во многом изменили средневековый облик многих монастырей. О первоначальных строениях можно говорить по археологическим раскопкам, по дошедшим до нас сооружениям и иногда по сохранившимся планам.
Аббатство Сен-Галлен, Швейцария.
Сохранившийся в библиотеке аббатства план является проектом идеального бенедиктинского монастыря, который был представлен аббату Гоцберту в 820. Находящаяся в центре монастырская церковь была представлена в виде храма с двумя апсидами, но при постройке была сооружена только одна апсида. Это трехнефная базилика, внутреннее пространство которой разделено на отдельные капеллы, по четыре в каждом из трех нефов. При церкви находился зал капитула, ризница, библиотека, скрипторий, приемная. К ней примыкал квадратный клуатр, вокруг которого размещались дортуар, трапезная, гардеробная, кухни, бани. С другой стороны храма находились дом аббата, школа для мирян, дом для высоких гостей. На территории аббатства находилась и меньшая по размерам церковь, к которой с двух сторон примыкали два квадратных клуатра, рядом с одним из которых была больница, помещение для хранения лечебных трав. С другой стороны второго клуатра – кладбище, огород. На территории аббатства располагались птичьи дворы, конюшни, коровники, свинарники, пивоварни, дома для прислуги, мастерские, мельницы и т.д.
Аббатство Клюни.
План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами. Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса являлась церковь св. Михаила (1088–1150), постройка которой была начата аббатом Гуго (1049–1109). Вдохновителем общей композиции плана явился монах Гунзон. Грандиозная пятинефная базилика длиной 187 м имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м). Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма. Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы. Рядом сохранилась часть прежней церкви Клюни II, освященной в 991 и расширенной св. Одилоном в 994–1048, которая в свою очередь заменила небольшую церковь Клюни I, возведенную 915–927.
См.также КЛЮНИЙСКОЙ АББАТСТВО.
Цистерианское аббатство Фонтенэ, Бургундия.
Архитектура цистерианцев предпочитала простые прямоугольные формы, была запрещена скульптура, фрески, драгоценная утварь. Цистерианцы отказывались от высоких башен, допускались лишь невысокие колокольни. Внимание уделялось экономичности, продуманности конструкций и тщательной обработке камня. Церковь аббатства (1135–1147), трехнефная базилика, имела план в форме латинского креста со сводами стрельчатых очертаний. Апсида была прямоугольной формы, отсутствовали витражи, росписи, капители колонн были гладкими. К церкви примыкал зал капитула, клуатр, трапезная, кухня.
Монастыри романского стиля и готики, накопившие огромные богатства, стали крупными центрами – религиозными, экономическими, военными (Мон-Сен-Мишель во Франции, 11–15 вв.; Мальборк в Польше, 13–14 вв.). В период Возрождения и барокко монастыри-крепости сменились монастырями-дворцами, построенными компактно, по единому плану (Эскориал в Испании, 1563–1584), Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (1748–1764, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли). Среди монастырей 20 в. выделяется монастырь Ла-Турет во Франции (1956–1959, архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье).
Во многих странах Западной Европы (Франция, Бельгия) монастыри и аббатства существуют до сих пор. В последние годы он и становятся центрами не только религиозного паломничества, но и туризма, нередко привлекая посетителей оригинальными сортами пива и монастырского вина.
Нина Байор
Аббатство | Определение, история, аранжировка и примеры
Вестминстерское аббатство
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эжен-Эммануэль Виолле-ле-Дюк Марсель Брейер Барри Бирн
- Похожие темы:
- монастырь дом главы хитрить монастырь
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
аббатство , группа зданий, в которых размещается монастырь или женский монастырь, с центром в церкви или соборе аббатства и под руководством аббата или аббатисы. В этом смысле аббатство состоит из комплекса зданий, обслуживающих нужды автономной религиозной общины. Термин аббатство также используется в широком смысле для обозначения монастырей, небольших монастырей приора. В Англии после роспуска монастырей при Генрихе VIII все, что осталось во многих случаях, — это церковь аббатства, теперь называемая просто аббатством; Вестминстерское аббатство — самый известный пример.
Монастыри первоначально возникли на Ближнем Востоке и в Греции из старых улиц с хижинами отшельников или лаврами. Стены были построены для защиты, а кельи позже были пристроены к стенам, оставив центральное пространство для церкви, часовни, фонтана и столовой или трапезной. Этот восточный тип монастыря можно увидеть на горе Афон в Греции.
Первым европейским аббатством было Монтекассино ( см. Кассино) в Италии, основанное в 529 году св. Бенедиктом Нурсийским, написавшим орден, который лег в основу монашеской жизни в западном мире. Его план идеального аббатства был разослан (около 820 г. ) по заказам по всей Европе, и в последующие века аббатства обычно строились в соответствии с ним. Монастырь соединял воедино самые важные элементы аббатства, а также служил монахам для их созерцательной медитации; обычно это был открытый двор с аркадами, покрытый травой или мощением, а иногда и с фонтаном в центре. Сторона, примыкающая к нефу церкви, имела книжные прессы и образовывала открытую, но закрытую библиотеку. Общежитие часто строилось над трапезной с восточной стороны монастыря и соединялось с центральной церковью «дневной лестницей», которая вела к аркадному монастырю и, таким образом, в церковь, и «ночной лестницей, который вел прямо к церкви. Церковный актовый зал, дом капитула, часто примыкал к алтарю у восточной стороны монастыря.
Западная сторона монастыря предназначалась для общения с внешним миром. Там была, например, милостыня, где беднякам приносили деньги или одежду, а также комнаты для гостей, помещения братии-мирянина, подвалы и конюшни. Комнаты аббата находились возле сторожки, которая контролировала единственный выход во внешний двор, куда допускалась широкая публика.
В важном здании за внутренними стенами размещались новициат и лазарет. Наподобие раннего изолятора, он имел свою часовню, баню, трапезную, кухню и сад. Неподалеку находился дом доктора с его физсадом основных лекарственных трав и небольшими больничными палатами.
Здания для интенсивного земледелия, практикуемого большинством орденов, находились к югу от других строений.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В 12 и 13 веках в Англии, Шотландии, Испании, Италии, Германии и Австрии было построено множество аббатств. Во Франции монашеское движение процветало больше, чем в какой-либо другой стране. Пожалуй, самое замечательное аббатство было основано бенедиктинцами на скалистом острове Мон-Сен-Мишель в 966 году.
The Editors of Encyclopaedia Britannica Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.О нас | Аутентичное барбекю в техасском стиле в Сан-Диего
Все наше мясо медленно готовится на месте в чугунных коптильнях, нагреваемых только зеленым дубом и мескитовым деревом. Наша говяжья грудинка и свиная лопатка готовятся от 18 до 24 часов. Коптильни были доставлены из Техаса и изготовлены вручную семьей, которая из поколения в поколение изготавливает чугунные коптильни. Наша грудинка готовится с жировой шапкой, которая становится хрустящей, чтобы сохранить вкус, а свиная лопатка готовится с костью для лучшего вкуса свинины. Наши гарниры, включая салат из капусты, рис, фасоль и перец чили, ежедневно готовятся на месте по давним семейным рецептам.
Барбекю Abbey’s Real Texas BBQ принадлежит Мэтту Шлемону и его жене Афине. В 80-х Мэтт учился в колледже по специальности «медицина» в Чикаго, но ему не нравилась тамошняя погода, поэтому после того, как Мэтт получил степень бакалавра, они с Афиной приехали в Сан-Диего. Однажды в 1987 году, всего через несколько недель после приезда в Сан-Диего, Мэтт обедал в ресторане Real Texas BBQ и обнаружил, что это лучшая еда, которую он когда-либо ел! Ресторан не продавался, но Мэтт поговорил с владельцами, и в тот же первый обед Мэтт сделал предложение на бумажной салфетке купить ресторан.
Хотя сейчас они оба являются американскими гражданами, Мэтт и Афина родились и выросли в Ираке и являются халдейско-ассирийскими христианами. У них 5 детей в возрасте от 11 до 20 лет, воспитанных католиками. Это Мэтью, Марк, Эбби и близнецы Энджи и Киана. Дети выросли в ресторане и сейчас там работают. Рестораном управляет почти вся семья, в том числе 19-летний менеджер, сестра Афины Навал и сын Навала Джеймс.
Их дочь, Эбби, кажется, больше всего любила барбекю, и поскольку Мэтт чувствовал, что «Техасское барбекю» слишком часто используется в качестве бренда компании, в 1998 он назвал ресторан «Abbey’s Real Texas BBQ».