История появления и современность абхазских негров
Многих людей интересует их история появления кавказских или абхазских негров и современность. Эта удивительная группа, говорящая по-абхазски и считающая себя абхазами, живет в поселении Адзюбжа и некоторых ближайших селах. Эксперты не смогли прийти к единому мнению относительно их заселения в Абхазии.
Несколько версий о происхождении кавказских негров
Историки считают, что это случилось в XVII столетии, когда данная территория входила в состав Османской империи. Согласно одной из гипотез, князья Шервашидзе закупили и привезли не одну сотню чернокожих рабов, чтобы они работали на плантациях, где выращивали цитрусы.
Скорее всего, данный случай массовой закупки и импорта чернокожих рабов, который произошел на Черноморском побережье Кавказа, оказался единственным и не очень успешным.
Исходя из другой гипотезы, абхазские негры являются потомками колхов. Но эта преемственность к античным колхам также носит вероятный характер, поскольку отсутствуют достоверные источники о проживании негров-абхазов в исторической Колхиде. Кроме этого, они могли произойти от коптов из Египта или эфиопских евреев.
Данной ситуацией заинтересовался Максим Горький. В 1927 году он совместно с писателями из Абхазии и председателем ЦИК СССР Самсоном Чанба отправились в поселение Адзюбжа, в котором общались со старожилами. В результате своей поездки, они сравнили полученные данные с опубликованной в тот момент литературой, и посчитали эфиопскую гипотезу более достоверной.
Факты из истории и современная жизнь кавказских негров
Как сообщает издание comandir.com, в переводе с грузинского, абхазских негров называли шави каци – «черным человеком». Также как и у Петра Великого, у кавказского наместника Иллариона Воронцова-Дашкова в составе личного конвоя были негры-абхазцы в черкесках для собственного сопровождения из поселения Адзюбжи. Об этом известно из записки Исакова Хрущеву. У основателя Гагр принца Александра Ольденбургского также при дворе пребывали несколько представителей от каждого из кавказских народов Черноморского побережья, включая негров-абхазцев.
Начиная с XIX столетия местные негры разговаривали по-абхазски и считали себя абхазами. Другие же представители абхазского народа восприняли это как должное.
Согласно различным оценкам наблюдателей, их общая численность составляет от нескольких семейств до нескольких поселений. Исходя из этих же источников, у кавказских негров нет единого вероисповедания, поскольку в Абхазии проживали не только негры-христиане, но и мусульмане, а также иудеи.
В современной жизни они выращивают цитрусовые фрукты, виноград, кукурузу, а также работают не только в различных организациях в Сухуми, включая трикотажную фабрику, порт и тд, но и на угольной шахте в Ткуарчале. Также как и большинство абхазцев, они разговаривают по-русски. Многие абхазские негры ассимилированы, а большинство из них имеют смешанную родословную, поскольку они выехали из Кодора и проживают теперь в другой части Абхазии или соседней Грузии, РФ, а также за границей.
Абхазские негры: что о них известно
В селении Адзюбжа и его окрестностях, примостившихся в живописном Кодорском ущелье Абхазии, проживает крошечная по численности негроидная расовая общность абхазов.
Версии происхождения
Ученые до сих пор не сошлись во мнении, когда и как в Абхазии, далекой от пролегания традиционных путей мировой работорговли, появились негры, которые, полностью ассимилировавшись на новом месте обитания, идентифицируют себя абхазами. Одна из версий гласит, что чернокожие жители на этот черноморский берег были завезены в XVII веке князьями Шеваршидзе, желавшими занять их работами на цитрусовых плантациях. Этот опыт, судя по всему, оказался неудачным, а попавшей на новое место горстке африканцев ничего не оставалось, как принять устои аборигенов и постепенно слиться с ними в один этнос.
Согласно другим интерпретациям, абхазские негры являются прямыми потомками то ли античных колхов, населявших древнюю страну Колхиду, то ли коптов из Египта или иудеев из Эфиопии. Последнее предположение активно поддерживал литератор Максим Горький, а историк Дмитрий Гулиа в качестве доказательства представлял очевидное сходство в некоторых топонимических названиях Абхазии и Абиссинии: Табакур — Дабакур, Гумма — Гумма, Багада — Багада. Иные этнографы предпочитают считать, что африканцы оказались на абхазском берегу из-за крушения судна, перевозившего рабов на один из многочисленных невольнических рынков Османской Турции.
Альтернативная версия гласит, что их появлению способствовал большой любитель экзотики император Петр Великий, который заказал для своего двора несколько десятков арапов, но когда выяснилось, что они с большим трудом проходят акклиматизацию в суровом климате Петербурга, правитель распорядился подарить их князьям из абхазской земли.
Негры на службе
Потомки причерноморских негров были заняты не только в сфере земледелия и садоводства, но проявляли себя еще и на боевом поприще. На фотографиях начала ХХ века запечатлены негры, служившие в Абхазской сотне Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Кроме того, задокументирован факт, что в личном конвое Иллариона Воронцова-Дашкова, в 1905—1916 годах занимавшего пост наместника на Кавказе, присутствовало несколько африканцев из Адзюбжи, одетых в традиционную черкеску.
А основавший великосветский рекреационный центр Гагры принц Александр Ольденбургский содержал небольшую группу абхазов-негров при своем дворе, в котором, помимо них, присутствовало по несколько представителей от каждого этноса, населявшего причерноморскую территорию Кавказа.
Полная ассимиляция
Приблизительно к середине XIX века произошла полная культурная ассимиляция негров Абхазии, которые из-за своей малочисленности просто не смогли бы противостоять влиянию доминирующего народа. Переняв религию, язык, обычаи, манеру поведения и образ жизни абхазов, негры охотно заключали браки с местным населением, в результате чего на свет появлялись дети мулаты, в потомстве которых нет-нет да проскакивали характерные для негроидной расы черты внешности. Когда в 1926 году СССР провел первую перепись населения, все чернокожие жители Абхазии по национальному признаку были записаны как абхазы.
Только один год
В книге «Только один год», вышедшей в 1969 году из-под пера Светланы Аллилуевой, описана несколько иная картина быта абхазских негров. Дочь Иосифа Сталина поведала, что осевшие на черноморском побережье негры вынуждены были вести обособленный образ жизни, поскольку абхазы избегали с ними всяческих контактов. Оттесненные аборигенами в неплодородную гористую местность африканцы, существовавшие практически в тех же условиях, что их сородичи в Африке, были лишены возможности обучаться грамоте и получать профессии. Констатируя, что никто из местных жителей не горел желанием общаться и тем более связывать себя узами брака с загнанными в природное гетто неграми, Аллилуева предрекала этой «расе» вымирание.
Советская пропаганда
Аналитики интернет-портала «Грузия онлайн» в статье «Абхазские «негры» — народ, которого нет или еще один миф сепаратистов» заявляют, что на территории страны Апсны африканцы никогда не жили. По их мнению, эта выдумка была сотворена советскими пропагандистами, желавшими показать многонациональность нового социалистического государства. Кроме того, они утверждают, что русские по ошибке принимали за негров смуглых подданных Османской империи, частью которой некогда была и территория Абхазии.
Когда африканцы попали в Советский Союз? (Part
В феврале 1973 г. в одной афроамериканской газете была опубликована серия из трех статей об африканцах в Советском Союзе, в частности в Абхазии. Приведенная ниже статья является первой в серии.
Когда африканцы попали в Советский Союз?0003 (Долгое время мало кто знал о связях, существовавших между Африкой и Кавказскими горами в южной части Советского Союза. Первые сведения о кавказских африканцах относятся к началу ХХ века, когда было опубликовано учеными, исследовавшими этот своеобразный исторический факт. Агентство печати «Новости» направило на Кавказ своего корреспондента афроамериканца Славу Тайнса, чтобы выяснить, живут ли там в настоящее время африканцы. ) С высоты птичьего полета видны зеленые горные хребты и узкая полоска земли. Это древняя земля Апсни, («Земля души») и нынешняя Абхазская АССР, входящая в состав Советской Грузии. Расположен на восточном побережье Черного моря. Абхазия занимает площадь в 33 500 квадратных миль и имеет население 500 000 человек. Он известен как здравница как в Советском Союзе, так и за рубежом. При выезде из Сухуми, столицы Абхазии, поражает не только обилие солнца — 220 солнечных дней в году, — но и большие пальмы, магнолии, рододендроны, апельсиновые деревья, греческий лавр и чайные кусты. Австралийские эвкалипты приспособились к местным условиям, и в горах растет более 2000 видов различных деревьев. Но что самое удивительное, так это то, что в Сухуми есть люди с очень темной кожей, которая явно не является результатом интенсивного загара. Возможна ли связь между Абхазией и черным континентом? Как я выяснил, этот вопрос задавали мне многие люди в разные периоды истории, в том числе и афроамериканцы. Африканцы в Колхиде В седьмом веке до нашей эры колхи, народ, живший в Колхиде на восточном побережье Черного моря, частью которого сейчас является Абхазия, впервые упоминаются в греческой поэзии. Вероятно, древние греки имели очень смутное представление о земле. Их легенды в основном содержат мифические образы могущественного воинственного народа, которым правили царь Этес и царица Медея. Тем не менее, образованные эллины были тем, кем колхи действительно интересовались, кто такие колхи на самом деле. Первым на этот вопрос ответил Геродот, сам посетивший Колхиду в пятом веке до нашей эры. Выводы, которые он сделал из собственных наблюдений и исторического анализа, произвели настоящую сенсацию. Вот что он написал: «Колхи, вероятно, люди египетского происхождения, и я догадался об этом еще до того, как услышал упоминание об этом от других. Но, желая удостовериться в этом, я расспросил оба народа. Колхи помнят о египтянах гораздо больше, чем египтяне считают, что этот народ произошел от войск Сесостриса. Я сделал некоторые выводы на основании некоторых отметин: во-первых, они темные и у них вьющиеся волосы». Дмитрий Гулиа, абхазский лингвист и этнограф, (1874-1960), которого абхазский народ считает просветителем, кропотливо исследовал большой исторический материал, чтобы воссоздать прошлое своего народа. В своей книге «История Абхазии» Гулиа основывает свою теорию на утверждениях таких древнегреческих ученых, как Геродот, Каллимах, Диодор из Цецелии, Стабо, Дионис и Евстап, которые утверждали, что колхи пришли из Египта. В подтверждение своей версии об абиссино-египетском происхождении Колхиды он проводит параллель между абхазскими и абиссино-египетскими географическими названиями, именами божеств, именами собственными, а также нравами, обычаями и верованиями. Это, например, Гулиа указывает на следующие явно сходные названия селений, городов, местностей и рек в Абхазии и Абиссинии как Гумма-Гумма, Багада-Багад, беш, Акапа-Акапа, Гоандара-Гон, Самхария-Самхара , Набеш-Хадара, Колдахвари-Котлахари, Челоу-Чолоа, Табакур-Дабакур, Хоби-Хоби, Атбара-Атбаа, Абаша-Абаша. Даже абхазские имена собственные, пишет Гулиа, звучат как абиссинские: Засхан-Засхал, Шабак-Шабаку, Губаз-Губазе, Шардин-Шадан, Сабида-Сабита. » По одному причудливому повороту трагедии три села Адзюжба, Киндыг (груз. Киндги) и Тамш (груз. Тамиш), в которых проживало единственное население африканского происхождения на территории всего бывшего СССР, были разрушены грузинскими войсками. в рамках операции по осаде Ткварчела Судьба этих уникальных афро-абхазов до сих пор не определена, хотя по крайней мере один выживший был замечен. » Абхазия Джона Коларуссо (Central Asian Survey (1995), 14(1), 75-96) + Многие африканцы приехали в Советский Союз во время турецкого правления (афро-американцы, 1973, - Часть 2) + Цвет кожи не создает барьера для африканцев в Советском Союзе - (Афро-американцы 1973, - Часть 3) + Ученые объясняют историю «афро-абхазов» с фотографии XIX века + Присутствие африканцев на постсоветских пространствах, Кеша Фикес и Алайна Лимон Хотя нет никаких документальных подтверждений существования каких-либо связей между древним побережьем Черного моря и Африкой, поскольку письменный абхазский язык появился только в начале нынешнего века, изучение фольклора выявило упоминания африканцам в абхазских эпосах. Интересен в этом отношении эпизод из нартского эпоса (возрастом несколько тысяч лет), в котором своеобразно рассказывается о появлении негров на восточном побережье Черного моря9.0003 «Нарты, все сто братьев, однажды оседлали своих коней и по обыкновению пустились в путь в поисках славы. Они путешествовали много дней, ночуя там, где оно их застало, а наутро снова отправлялись в путь. Так они путешествовали 18 месяцев. Однажды, в конце дня, они разбили лагерь под тенистыми ветвями большого дерева, разожгли костер и условились готовить ужин. Дым от их костра поднимался к небу, и его заметили люди, жившие на расстоянии полдня езды от места. Это были чернокожие люди. Они были такими черными, что даже храбрый всадник испугался бы, увидев их. «Чернокожие поняли, что нарты не причинят им вреда. Поэтому они устроили большой пир. Целый месяц провели нарты в гостях у чернокожих, а когда решили вернуться домой, туземцы подарили им большое количество скота, и сто лучших чернокожих всадников отправились вместе с ними в гости к знаменитых нартов и посмотреть, как они жили. Чернокожим очень понравились горы Апани, и когда пришло время расставания, чернокожие гости вернулись к себе домой, а другие решили остаться в этих местах навсегда». Анализируя эту страницу из абхазского эпоса, Владимир Анкваб, известный абхазский поэт, рассуждал следующим образом: ». . Эпос, результат коллективного творчества, даже в своих символах и аллегориях отражает правду исторического прошлого. Кто знает, может быть, эта история действительно является исторической правдой. Интересно отметить, что все в повествовании соответствует реальной истории. За 18 месяцев нарты двинулись на юг от Кавказа. В этот период воины на своих быстрых конях вполне могли добраться до Экваториальной Африки, где с незапамятных времен жили чернокожие. Затем воины вернулись в Абхазию, а с ними в качестве гостей пришла группа негров. Не исключено также, что чернокожие выходцы с африканского континента остались на побережье Черного моря. История переселения народов и племен содержит множество примеров таких фактов». Таким образом, согласно этим легендам, кажется, что в древности Кавказ поддерживал дружеские отношения с Африкой, и что выходцы из Африки могли поселиться на побережье Черного моря. Не исключено также, что эти люди оставили отпечаток своей самобытной культуры на народах Колхиды и Апсни, а затем в определенной степени ассимилировались с местным населением, оставив некоторые следы негроидной расы. Этот факт до сих пор продолжает будоражить умы ученых, пытающихся объяснить африканскую курчавость волос и темный цвет кожи у некоторых жителей Кавказа. *** Новые данные об африканцах в Абхазии «Факт существования негров в России должен быть известен каждому и стать предметом научного изучения», — писал в марте российский журнал «Аргус». 6, выпуск 1913 года. Русский ученый П. Ковалевский также писал: «Кроме абхазов, Абхазию населяют и другие народы. Но что самое удивительное и даже странное для России, так это то, что целая деревня населена исключительно неграми». Но откуда взялись африканцы – на Кавказе в ХХ веке? Могли ли они быть потомками чернокожих колхов? Эти дни были заняты проблемой кавказских африканцев. Газеты и журналы публиковали свидетельства очевидцев. Вот абзац, опубликованный газетой «Кавказ» в 1912, который проливает больше света на эту тему. «Проезжая впервые через абхазскую общину Адзюбжа, — писал В. Марков, — я был поражен окружающим меня чисто тропическим пейзажем: на фоне ярко-зеленых дремучих джунглей стояли построенные избы и сараи из дерева и покрыты тростником; Кудрявые негритянские дети играли на земле, мимо прошла негритянка с ношей на голове. Чернокожие люди в белых одеждах на ярком солнце напоминали типичную картину какой-нибудь африканской деревни… Там негры ничем не отличаются от абхазов, среди которых они живут с древних времен; они говорят только по-абхазски и исповедуют ту же веру. На мой взгляд, они явление случайное и завезены сюда не ранее появления турок на черноморском побережье Кавказа, ибо, как известно, у них всегда было много африканских рабов, которых они привозили из своих колоний. в Африке. Нет ничего удивительного в том, что некоторые места вдоль побережья и ассимилировались с местным населением во всем, кроме цвета их кожи». *** Долгих триста лет, начиная с 1598 года, Абхазия находилась под турецким владычеством в составе Османской империи. Египет, который в то время был центром работорговли, также находился под властью турок. Поэтому неудивительно, что африканцы могли попасть в Абхазию в качестве рабов или прислуги. Эту точку зрения поддерживает и Вианор Пачулиа, молодой современный абхазский ученый, изучавший проблему происхождения кавказских африканцев. «Если в разное историческое время африканцы, пришедшие на нашу землю, оставались здесь, то они ассимилировались с местной средой и утратили любые прямые связи, которые могли иметь с далеким африканским континентом». Пачулия сказал мне в ответ на мои вопросы, что он думает об отношениях между Абхазией и Африкой. «Они также утратили свои национальные обычаи, забыли родные языки, но тем не менее их потомки свято чтят легенды о своих предках, пришедших из Африки. Нас, историков и этнографов, очень интересуют как эти легенды, так и правдивые истории, помогающие определить происхождение абхазского народа. И когда мы говорим о них, то всегда вспоминаем Геродота и Дмитрия Гулиа. Я, со своей стороны, вполне могу поверить, что какие-то африканцы поселились на территории Абхазии в древности и слились с местным населением. Этот процесс убедительно подтверждается на примере тех пришельцев, которые оказались в Апснах совсем недавно – каких-то 150-39 лет.0 лет назад. Коренной абхаз и афроабхазская семья. Фото: The Baltimore Sun. 10 февраля 1935 г. Афроабхазы или абхазы африканского происхождения представляли собой небольшую группу людей в Абхазии. Этническое происхождение афро-абхазского происхождения и то, как африканцы попали в Абхазию, до сих пор являются предметом споров среди экспертов. По словам заведующего отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, профессора МГУ Сергея Арутюнова, в конце XVIII – начале XIX в. путешествовали потерпевшие крушение у берегов Абхазии с рабами, вероятно, из Судана или Сомали, которых привозили на продажу. Абхазия еще не была русским владением, но русские солдаты из какой-то крепости на берегу, похоже, спасли пострадавших. Их освободили из рабства и поселили среди абхазов. Позднее эти люди влились в местную общину, женились на абхазских девушках и приобрели абхазские имена и фамилии. См.: Ученые объясняют историю «афроабхаза» 19 векафото По другой версии, африканцев завез в Абхазию в XVII веке местный князь Шервашидзе (Чачба по-абхазски), который купил их на невольничьем рынке в Стамбуле для работы на цитрусовых плантациях. Этот случай был уникальным и, видимо, не совсем удачным случаем массового ввоза африканцев на побережье Черного моря. См.: Повесть об афроабхазах В третьей легенде появление афроабхазов связано с Петром Великим: он завез в Россию много черных африканцев, и говорится, что те, кто не смог акклиматизироваться к северным столица России Санкт-Петербург были отданы абхазским князьям. Однако не все сообщения об африканском присутствии на Кавказе связывают его с работорговлей. По словам Патрика Инглиша (1956), африканские общины в Абхазии охватывают период, начинающийся до V века до нашей эры. Он цитирует Геродота, который писал о жителях Колхиды в 450 г. до н.э.: [Это], несомненно, факт, что колхи имеют египетское происхождение. Я заметил это сам, прежде чем услышал, как кто-то еще упомянул об этом … Мое собственное представление об этом предмете основывалось, во-первых, на том факте, что у них черная кожа и пушистые волосы … а во-вторых, и в особенности, на том факте, что колхи египтяне и эфиопы — единственные народы, которые с древних времен практиковали обрезание. (Геродот Bk II/104; см. также Du Bois 1970, стр. 31). См.: «Африканское присутствие на бывших советских территориях», Кеша Файкес и Алайна Лемон. (Ежегодный обзор антропологии, том 31: 497-524, октябрь 2002 г.) К 19 веку афроабхазы говорили только на абхазском языке и отождествляли себя с абхазами. Их общее количество оценивается разными наблюдателями в диапазоне от «несколько семей» до «несколько деревень». Село Адзюжба, Абхазия 191(?) По словам Джона Коларуссо, три села Адзюжба, Киндыг и Тамш, в которых проживало единственное на территории всего бывшего СССР население африканского происхождения, были разрушены грузинскими войсками в ходе операции по осаде Ткварчела во время Грузино-абхазская война 1992-1993 гг. По одному причудливому повороту трагедии три села Адзюжба, Киндыг (груз. Киндги) и Тамш (груз. Тамиш), в которых проживало единственное население африканского происхождения на территории всего бывшего СССР, были разрушены грузинскими войсками в рамках операция по осаде Ткварчеля. Судьба этих уникальных афроабхазов еще предстоит определить, хотя по крайней мере один выживший был замечен. См.: Абхазия Джона Коларуссо (Central Asian Survey (1995), 14(1), 75-96) Шаабан Абаш, член семьи Абаш из Абхазии + Африканское присутствие на постсоветском пространстве, Кеша Файкес и Алайна Лемон The Pittsburgh Courier (Пенсильвания) 2 января 1937 года. Нуца Абаш родилась 18 мая 1927 года. Нуца стала очень известна во всем Советском Союзе. Чернокожий житель Абхазии в то время воспринимался как феномен. Нуца, ее муж Семен с (двоими) детьми и (пятью) внуками.
Семья черных из Адзюбжи. Фото из книги Ковалевского П.И. "Кавказ". Том I. Народы Кавказа", Санкт-Петербург. 1914.
NEXT: Какова судьба потомков африканцев, поселившихся в Абхазии во времена Османской империи? Удалось ли им сохранить свои африканские обычаи, традиции и легенды? Афроабхазы
+ Россия и негры: черные в русской истории и мысли, Эллисон Блейкли
См.:
+ Когда африканцы попали в Советский Союз? (Часть - 1)
+ Цвет кожи не создает барьера для африканцев в Советском Союзе - (Афроамериканцы 1973, - Часть 3 )