Историческая область Ачех (или Аче) располагается на северо-западе острова Суматра. Учитывая географическое положение Ачеха, неудивительно, что именно на этой земле ислам получил наибольшее распространение в Индонезии — сюда прибывали торговые суда с портов Ближнего Востока, местное население тесно контактировало с купцами, специалистами и проповедниками — арабами, персами, турками, сомалийцами. Местное население — ачехцы — говорят на ачехском языке, относящемся к австронезийской языковой семье, являющейся основной на всей территории Индонезии и ряда соседних государств (Малайзия, Филиппины, страны Океании). Среди ачехской аристократии имел определенное распространение и малайский язык — в силу непосредственной близости полуострова Малакка и общего культурного влияния малайцев и малайской культуры в регионе. Однако в этническом плане многие ачехцы несут в себе арабские, персидские, индийские крови, поскольку на территории региона издавна останавливались купцы, путешественники, ремесленники, дервиши, проповедники из стран Ближнего Востока и с полуострова Индостан. В ачехском языке много арабских заимствований, а сами ачехцы считаются наиболее исламизированным этносом в Индонезии, хранителем исламских традиций.
Северная Суматра стала очагом распространения ислама на Малайском архипелаге и, соответственно, ретранслятором арабо-мусульманской культуры в культурную среду Малайского архипелага. Здесь сформировался султанат Ачех, который установил к XV веку контроль над Малайским проливом. Султанат поддерживал тесные торговые и культурные связи с ключевыми государствами мусульманского и немусульманского Востока — с Османской империей, Китаем, государствами Индостана и Индокитая.
Дружба султаната Ачех с Османской империей началась в 1530-х годах. Султан Алауддин Риаят-шах аль-Кахар, правивший в то время в Ачехе, ориентировался на укрепление дружественных отношений с Османской империей как с могущественным государством единоверцев. В середине 1560-х годов султан Ачеха отправил в Стамбул посольство, просившее помощи турецкого султана в борьбе с португальской колониальной экспансией. В 1566 г. турецкий султан Селим II отправил в Ачех морскую экспедицию под руководством адмирала Куртоглу Хызыр-реиса, доставившую индонезийским союзникам оружие и боеприпасы. Помимо военно-технической помощи, турецкие корабли привезли в Ачех инструкторов военного дела, мастеров — оружейников и артиллеристов. Именно благодаря Османской империи в Ачехе начали производство собственных артиллерийских орудий. Политическое значение османского рейса в Ачех заключалось в том, что благодаря поддержке турок султанат смог воспрепятствовать монополизации трансокеанской торговли в Индийском океане португальцами, укрепившимися в индийских портах и на Малакке.
Прибрежные районы Ачеха представляют собой пригодные для земледелия участки, внутренний Ачех — горы и долины, покрытые тропическими лесами. Крайний север Суматры занимал Великий Ачех — культурное и политическое ядро Ачехского султаната. Здесь находились родовые владения ачехских султанов и приближенной к ним феодальной знати, в частности — домен султана Далам. К югу от Великого Ачеха находились территории мелких княжеств и владений, находившиеся в вассальной зависимости по отношению к ачехским султанам. Ачехская традиционная знать подразделялась на светскую аристократию — улумбангов и духовную — улама. При этом в Ачехе отсутствовала регулярная армия, а функции вооруженных сил выполняли личные гвардии султана и других феодалов. В случае особой необходимости аристократы собирали феодальные ополчения, на которые и возлагались основные боевые задачи. Впрочем, большинство вооруженных конфликтов на территории Северной Суматры до колонизации региона голландцами носило междоусобный характер.
Стремясь предотвратить возможную колонизацию Северной Суматры другими европейскими державами, Нидерланды, после того, как установили более-менее прочный контроль над территориями т.н. «Внутренней Индонезии» — Явой, Мадурой и некоторыми другими островами, обратили внимание на султанат Ачех. Колониальные планы Нидерландов поддерживались Великобританией, которая видела в голландцах наиболее желаемых колонизаторов Суматры, опасаясь завоевания этих земель более сильными соперниками и, как следствие, появления дополнительных конкурентов в акватории Индийского океана.
Голландское вторжение
В апреле 1873 г. на побережье Северной Суматры высадился голландский отряд, попытавшийся взять штурмом столицу султаната. Официальным предлогом для начала боевых действий послужила встреча посланников султаната с консулами Соединенных Штатов и Италии. Однако, первая попытка покорения Ачеха закончилась бесславным поражением Нидерландов. Голландский командующий генерал Й. Кёхлер погиб, оставшиеся в живых голландцы покинули территорию султаната. Поняв, что простым рейдом султанат не покорить, голландское командование приступило к наращиванию колониальной армии, сосредоточенной, прежде всего, на территории острова Ява. Помимо европейских солдат и офицеров, в нее нанимали христианизированных индонезийцев с Моллукских островов, прежде всего — амбонцев, а также выходцев с западноафриканского побережья — голландской фактории на территории современной Ганы, — которые получили у местного населения прозвище «черных голландцев». Общая численность сконцентрированных на Яве голландских войсковых подразделений достигла девяти тысяч солдат и офицеров.
В декабре 1873 года последовала повторная высадка голландского десанта на побережье Северной Суматры. В этот раз отряды ачехского султана и других феодалов не смогли оказать серьезного сопротивления превосходящему по силам голландскому контингенту. Тем более, что сильно «хромала» тактика — ачехцы не успели осознать, что с таким противником как голландцы следует воевать не привычными методами, отточенными многовековым опытом феодальных междоусобиц, а партизанскими. Боевые действия продолжались до весны 1874 года. В январе 1874 г. голландские войска захватили территорию султанского владения Далам, после чего сочли задачу по завоеванию султаната Ачех выполненной. Большая часть голландского контингента покинула Суматру, отбыв в места постоянной дислокации на Яве.
Ачехский султан обратился за военной помощью к Османской империи, рассчитывая, что многовековые традиции союзнических отношений с турками помогут отстоять политическую независимость султаната. Однако в XIX веке Османская империя уже не представляла такой силы, какой обладала в XVI веке. Слабеющая Турция находилась под контролем европейских держав и следовала в фарватере их политики, поэтому когда англичане предупредили турок о нежелательности конфронтации с голландцами в Ачехе, османы были вынуждены подчиниться этому пожеланию. Не последовало реакции и от российского императора, к которому также обратился султан Ачеха, помятуя о том, что Российская империя не вела захватническую политику в регионе и более всех других мировых держав подходила на роль миротворца — заступника.
В 1874-1878 гг. ситуация в Ачехском султанате находилась в подвешенном состоянии. С одной стороны, голландцы вроде бы разгромили отряды ачехского султана, но с другой — вряд ли возможно было говорить о настоящем покорении Ачеха. Генерал ван Свитен, командовавший голландскими войсками, захватывавшими Ачех, отдал своему преемнику полковнику Йохану Пелу распоряжение об удержании Далама — султанского владения. Для этой цели в Даламе расквартировали 22 пехотные роты, из которых 10 было укомплектовано европейскими солдатами и 12 — туземцами. Кроме того, голландцы оставили здесь артиллерию с 42 орудиями и военно-морские силы из 18 кораблей.
Однако план по «умиротворению» Ачеха выполнен не был, поскольку покориться голландским колонизаторам отказались и народные массы, и религиозные лидеры, и феодальная знать султаната. Голландцам просто не на кого было опереться в вроде как захваченном ими государстве. Ачехцы перешли к партизанскому сопротивлению — они постоянно совершали диверсии, нападали на голландскую крепость в Кутарадже, что влекло за собой большие потери среди военнослужащих колониальных войск. В конечном итоге, подобная ситуация препятствовала дальнейшей экспансии голландцев на севере Суматры и вызывала большое недовольство как колониальных властей, так и правительства Нидерландов. Поэтому новый командующий колониальными войсками в Ачехе полковник Карел ван дер Хейден приступил к жесткой наступательной тактике. Для этого он затребовал дополнительные подразделения. Летом 1878 г. в Ачех стали прибывать голландские войска с Явы и Паданга: три пехотных батальона и полубатальон, батарея горной артиллерии и кавалерийский эскадрон. С лета 1878 по осень 1879 гг. продолжались наступательные операции голландской армии, завершение которых позволило ван дер Хейдену отчитаться об умиротворении Ачеха. К 1881 г. голландцам также удалось добиться прекращения сопротивления со стороны представителей большей части ачехской традиционной аристократии.
Партизанская война
Однако, убежденность голландцев в окончательном решении ачехского вопроса оказалась ошибочной. В декабре 1881 г. религиозный деятель улама (улем) Мохаммад Саман, известный также по этническому имени Теунгку Чик ли Тиро, возглавил народное восстание, которое, в отличие от предыдущего сопротивления ачехцев, уже носило религиозный характер. На территории, охваченной движением саманистов, возникло теократическое государство, идеология которого сочетала религиозные (защита ислама от неверных) и социальные (мечты о справедливом обществе ачехского крестьянства) компоненты. Саманисты развернули партизанскую войну против голландских колонизаторов, в результате которой уже к 1884 году голландцы перешли к обороне своих укреплений, отказавшись от прежней наступательной тактики.
Будучи не в силах справиться с партизанским движением, голландские власти приступили к ужесточению политики в отношении местного населения. Прежде всего. Были введены комендантский час, запрет на хранение холодного или огнестрельного оружия, расстрел за появление на территории голландского форта без надлежащего разрешения, расстрел за разрушение коммуникационных линий. Вместе с этим вводился принцип коллективной ответственности за деятельность земляков, подозрительных ачехцев переселяли в особые кампонги (деревни) — под контроль колониальных войск. Тем не менее, подавить саманистское движение голландской колониальной администрации не удавалось. Ситуация стала меняться лишь в начале 1890-х гг. В 1891 г. умер Мохаммад Саман, что привело к обострению борьбы за власть в теократическом государстве саманистов. С одной стороны стояли сыновья Самана, с другой — «полевые командиры», одним из которых был Теуку Умар. В 1893 г. он перешел на сторону голландцев и на протяжении трех лет воевал против саманистов, значительно облегчив колонизаторам работу по покорению Северной Суматры.
Параллельно голландцы стали модернизировать и собственную тактику борьбы с повстанческим движением Ачеха. Прежде всего, был сформирован жандармский корпус, на который легла основная нагрузка по борьбе с партизанами, совершавшими диверсионные вылазки на коммуникационные линии. Жандармский корпус, штатная должность командира которого была капитанской, делился на отделения во главе с лейтенантами. В свою очередь, в каждое отделение входило 4 бригады по 18 жандармов. Рядовых и капралов набирали из числа наиболее боеспособных туземных солдат, офицеры были голландцами. Поскольку в борьбе с партизанами гораздо чаще встречались рукопашные схватки, голландское командование вооружило жандармов холодным оружием — традиционными индонезийскими крисами. Упор на комплектование жандармерии туземными солдатами и капралами, как правило яванцами или амбонцами, был сделан из соображений большей адаптированности их к климатическим условиям Северной Суматры, а также — готовности к рукопашным поединкам и большей жестокости. К 1897 г. в жандармском корпусе числилось 500 человек.
В результате контрпартизанских операций жандармского корпуса, отличавшегося особой жестокостью и производившего расправы не только над партизанами, но и над мирным населением, поддерживавшем саманистов, активность последних стала постепенно сокращаться. К 1898 г. голландцам удалось уничтожить государство саманистов в Великом Ачехе, после чего они уничтожили отряды Теуку Умара, к этому времени вновь выступившего против колонизаторов и базировавшегося в княжестве Пиди. Теуку Умар был убит. В 1903 году последний султан Ачеха Мохаммад Дауд официально сдался голландскому командованию. Отдельные партизанские отряды ачехцев продолжали сопротивление вплоть до начала Первой мировой войны. Лишь в 1910-1911 гг. голландцам удалось уничтожить отряды, действовавшие под руководством сыновей и внуков давно покойного Мохаммада Самана. Ачехцам голландская колонизация только в 1901-1907 гг. стоила 18 400 жизней, преимущественно — мирного населения.
Покорение Ачеха сопровождалось и определенной модернизацией системы колониального управления в Голландской Ост-Индии. Стремясь заручиться поддержкой традиционной аристократии, голландцы ввели в колонии систему косвенного управления, которая предполагала сохранение традиционных институтов управления при их полной подконтрольности голландской колониальной администрации. Фактически традиционная знать превратилась в низших чиновников голландской колониальной администрации, выполняя функции по поддержанию общественного порядка, решению споров между местными жителями, сбору налогов и т.д. Местная знать также была поставлена на финансовое довольствие колониальной администрации. Тем не менее, далеко не все аристократы действительно подчинились голландцам. Так, в 1907 году колониальные власти выяснили, что сдавшийся последний султан Ачеха Мохаммад Дауд участвовал в планировании партизанских атак на голландские укрепления, после чего султан был выслан на Яву, потом — на Амбон и лишь в 1918 г. смог поселиться в Батавии (ныне — Джакарта), где и умер в 1939 году.
Движение «Свободный Ачех»
По итогам Второй мировой войны Индонезия получила политическую независимость. Однако с новым устройством индонезийского государства были согласны далеко не все его регионы. Учитывая, что в Индонезии проживают представители многих десятков народов и этнических групп, часто имеющих значительные отличия друг от друга и богатую историю собственной суверенной государственности, не было ничего удивительного в том, что в стране распространились сепаратистские настроения. Наиболее сильные позиции сепаратисты приобрели на крайнем востоке — в провинции Ириан Джая, населенной папуасами и меланезийцами (она отошла от голландцев к Индонезии лишь в 1961-1963 гг.) и на крайнем северо-западе — в Ачехе.
Ачехский сепаратизм базируется на двух столпах — исламском фундаментализме и исторической традиции ачехской государственности. Начиная со второй половины ХХ в. рост ачехского сепаратизма и национализма стал обусловливаться также увеличением количества выходцев с перенаселенной Явы в Ачехе (ачехцы опасаются, что многочисленные яванцы просто заселят регион) и недовольством деятельностью западных и индонезийских корпораций, ведущих разработку природных ресурсов на территории региона. Первой «ласточкой» предстоящей многолетней партизанской войны в Ачехе стало восстание Дарул Ислама в 1953-1963 гг.). Его возглавил Теунгку Дауд (1899-1987), бывший губернатор провинции Ачех в 1945-1953 гг. Причиной восстания стало невыполнение индонезийским правительством на территории Ачеха норм шариата и последовавшее в 1953 году официальное прекращение существования отдельной провинции Ачех. Восстание продолжалось десять лет, пока в 1963 году индонезийское руководство не пошло на восстановление провинции Ачех.
В декабре 1976 года Теунгку Хассан Мухаммад ди Тиро (1925-2010)- потомок легендарного религиозного вождя эпохи Ачехской войны с голландцами, — провозгласил политическую независимость Ачеха и основал движение «Свободный Ачех» (Геракан Ачех Мердека, сокращенно — ГАМ).
Во время борьбы за независимость Индонезии Хассан Тиро воевал против голландской колониальной администрации, затем учился в США, где в 1953 году объявил себя министром иностранных дел в правительстве движения «Дарул Ислама». За это индонезийское правительство моментально лишило его индонезийского гражданства. В Ачехе он появился в 1974 году, вернувшись из эмиграции и приступив к созданию националистического подполья. Одной из личных причин, побудивших Тиро выступить против индонезийского господства в Ачехе, стала смерть его брата, которого лечил врач — яванец. Хассан Тиро был убежден в том, что яванец не оказал брату должной медицинской помощи по причине общего пренебрежительного отношения яванцев к ачехцам как к национальному меньшинству. Тем более, что ростом количества яванцев на территории Ачеха была недовольна значительная часть местного населения.
Практически сразу же после создания ГАМ, в 1977 году, Теунгку Дауд, лидер восстания Дарул Ислама, был арестован и до своей смерти в 1987 г. находился в Джакарте под домашним арестом. Тем не менее, движение перешло к террористическим актам, серию которых открыло нападение на инженеров компании Mobil Oil в 1977 году, в результате которого повстанцами был убит американский гражданин. В 1976-1979 гг. ГАМ переживало первый период расцвета своей активности, развернув повстанческую деятельность на территории Ачеха и одновременно вербуя новых активистов среди радикально настроенной ачехской молодежи, находившейся под влиянием своих духовных учителей.
Движение выступило за однозначную политическую независимость Ачеха, основывая свою идеологию на ачехском национализме. При этом, несмотря на религиозную подоплеку ачехского сепаратизма как стремления к построению суверенного исламского государства, живущего в соответствии с нормами шариата, руководители движения «Свободный Ачех» стремились не ассоциироваться с радикальными фундаменталистами. Что касается формы политического устройства предполагаемого Свободного Ачеха, то относительно нее у сепаратистов были разногласия — часть видела будущее Ачеха как светского исламского государства, другие выступали за возрождение султаната Ачех во главе с Хассаном Тиро в качестве султана. Однако они сходились во мнении, что сложившаяся в Индонезии политическая ситуация является ничем иным как малоприкрытой формой этнократии яванского большинства, то есть — тем же колониализмом, только в качестве метрополии теперь выступает Ява, а в качестве объекта колонизации — Ачех. Индонезия рассматривалась движением «Свободный Ачех» как реинкарнация Голландской Ост-Индии, существующая в искусственных границах и препятствующая возвращению народам Малайского архипелага тех территориальных границ и государственных образований, которые существовали до голландской колонизации.
Поскольку силы ГАМ были не столь мощны, чтобы атаковать правительственные войска в лоб, движение осуществляло партизанские операции. Помимо представителей индонезийских силовых структур и административных органов, жертвами ачехских повстанцев становились также и мирные жители — переселенцы с Явы. Нападениями на яванцев ачехские партизаны стремились показать, что переселение на территорию Ачеха может быть небезопасным. Так ГАМ надеялось спасти Ачех от постепенного заселения яванским большинством, которое, по мнению ачехских националистов, смогло бы разрушить традиционную культуру и уклад жизни региона.
В 1979 году усилия правительственных силовых структур по противодействию деятельности ГАМ привели к тому, что большинство лидеров движения бежало из страны, кто остался — был вынужден уйти в подполье. Многих арестовали или уничтожили в столкновениях с полицией и армией. Эмигрировал в Малайзию и лидер движения Хассан Тиро. Впоследствии он смог перебраться в Швецию и проживал в Стокгольме почти тридцать лет, вплоть до возвращения в Индонезию после начала процесса мирных соглашений индонезийского правительства с ачехскими повстанцами.
Последующее возрождение активности ачехских повстанцев последовало лишь в 1989 году. Территория, на которой действовали повстанцы, была объявлена зоной особых военных операций. Тем не менее, в этот раз усилия силовых структур не принесли столь стремительных результатов, как на первом этапе противостояния индонезийского правительства и движения «Свободный Ачех». Объяснялось это, в первую очередь, качественно иным уровнем и новых боевиков ГАМ, и количеством вооружения и боеприпасов, находившихся в их распоряжении благодаря обновленным международным контактам организации.
При поддержке заинтересованных исламских структур, в том числе и таких государств как Исламская республика Иран и каддафистская Ливия, движению «Свободный Ачех» удалось создать партизанскую армию общей численностью до 5 тысяч вооруженных бойцов. В 1990-е гг. ачехские сепаратисты совершали акции прямого действия против филиалов западных кампаний. Оружие, материально-технические средства доставлялись в Ачех через территорию Малайзии, откуда морским путем перевозились непосредственно на Суматру.
Наиболее серьезные столкновения вооруженных сил Индонезии с движением «Свободный Ачех» начались в 1989 году. В этот период в Ачех прибыло несколько сотен хорошо подготовленных бойцов, обучавшихся в тренировочных лагерях на территории Ливии и партизанских баз мусульманских сепаратистов — моро на Южных Филиппинах. На протяжении девяти лет, с 1989 по 1998 гг., в Ачехе проходила контртеррористическая операция индонезийской армии и полиции, жертвами которых стало не менее 2,5 тысяч мирных жителей. Ситуация стала меняться в лучшую сторону лишь после ухода генерала Сухарто — многолетнего диктатора Индонезии. В первую очередь, ачехские повстанцы потребовали у индонезийского правительства перехода к введению шариатского законодательства на территории провинции.
Тем не менее, в 2002-2004 гг. боевики ГАМ продолжали сопротивление правительственным войскам, в котором потеряли до 50% активистов. Был убит и полевой командир Абдулла Диматанг. В 2005 г. правительство Индонезии и руководство ГАМ все же подписали мирный договор. Мир, который по замыслам подписавших его сторон должен положить конец тридцатилетней истории вооруженной борьбы на севере Суматры, был официально заключен 15 августа 2005 года. Правительство пошло на уступки не только в вопросе о введении норм шариатского законодательства, но и по вопросу о разделе прибыли от добычи полезных ископаемых. Было решено, что 70% доходов от эксплуатации природных ресурсов Ачеха будут оставаться в бюджете провинции. Свидетельством серьезности мирных намерений стало долгожданное возвращение на родину в 2998 году Хассана Тиро, проведшего в эмиграции около тридцати лет. Губернатором провинции в 2012 году был избран Заини Абдулла — один из ближайших сподвижников Хассана Тиро и его коллег по эмиграции в Европе.
Ачех (провинция) — Википедия Переиздание // WIKI 2
У этого термина существуют и другие значения, см. Ачех.индон. Nanggroe Aceh Darussalam | |
Девиз: Pancacita (Пять идеалов) | |
Координаты | 5°33′ с. ш. 95°19′ в. д.HGЯOL |
Столица | Банда-Ачех |
Губернатор | Нова Ирианся |
Площадь | 57 956 км² |
Население | 5 002 000 (2015)[1] |
Плотность населения | 86 (2015)[2] |
Народы | Ачех (50 %), Яванцы (16 %), Гайо (12 %), Аласы (4 %), Сингкили (3 %), Симеулу (2 %)[3] |
Религия | Ислам (97,6 %), Христианство (1,7 %), Индуизм (0,08 %), Буддизм (0,55 %) |
Языки | индонезийский язык, ачех |
Часовой пояс | WIB (UTC+7) |
Сайт | Официальный сайт провинции |
А́чех[4] (индон. Nanggroe Aceh Darussalam, نڠغرو اتچيه دارالشلام) — провинция Индонезии, занимает северную оконечность острова Суматра. Административный центр — город Банда-Ачех.
Господствующая религия — ислам суннитского толка (97,6 %).
История
Ачех
До начала 1904 года существовал независимый Султанат Ачех.
Во время и после периода голландской оккупации Индонезии население Ачеха боролось за независимость. 4 декабря 1976 года провозглашено создание Государства Ачех, которое было сразу же пресечено силой центральными индонезийскими властями.
В декабре 2004 года провинция серьёзно пострадала от цунами. Эпицентр землетрясения, вызвавшего цунами, находился в океане в непосредственной близости от провинции. Наводнение затопило большую территорию, погибло множество людей, был нанесён огромный ущерб домам, дорогам, полям, коммуникациям.
Политика
Флаг Движения за Свободный Ачех
Султанат Ачех.
Начавшиеся после отставки Сухарто либерально-демократические реформы, а также изменения в индонезийских вооруженных силах способствовали созданию более благоприятных условий для мирных переговоров[5]; впервые с инициативой провести их выступила Юха Кристенсен, финский активист-миротворец, а затем официально содействовали финляндская неправительственная организация «Инициатива по управлению кризисами»[en] во главе с бывшим президентом Финляндии Мартти Ахтисаари. В то же время руководство главного движения повстанцев, «Свободный Ачех», претерпело изменения, и индонезийские военные нанесли ему такой огромный урон, что ему пришлось вести переговоры с центральным правительством[6]. 15 августа 2005 года в Хельсинки было подписано мирное соглашение («Меморандум о взаимопонимании»[7]) между властями страны и группировкой, которое положило конец 30-летней гражданской войне в провинции, в ходе которой погибло около 15 000 человек, большинство из которых — мирные жители[8].
Согласно документу, повстанцы полностью отказались от требования независимости провинции и прекратили вооружённую борьбу. Взамен Ачеху предоставлен статус «особой автономии», и правительство вывело войска из региона. Кроме того, правительство обязалось освободить всех повстанцев, находящихся в индонезийских тюрьмах, и предоставило местным властям больший контроль над природными ресурсами (природный газ, лес и кофе), а гражданам Ачеха — право на создание местных политических партий для представления своих интересов[9]. Защитники прав человека выразили протест в связи с тем, что было прекращено рассмотрение предыдущих нарушений прав человека в провинции[10].
В середине сентября 2005 года в соответствии с соглашением началось разоружение ачехских сепаратистов под контролем международных наблюдателей. Накануне индонезийское правительство вывело из Ачеха около полутора тысяч полицейских. По итогам соглашения к 2006 году все индонезийские полицейские и военные покинули Ачех.
Административное деление
Рельеф Ачеха
Провинция Ачех делится на 18 округов (kabupaten) и 5 городских муниципалитетов (kota):
Административное деление провинции Ачех
№ | Адм. единица | Адм. центр | Год образования | Территория, км² | Население, чел. (2010) |
---|---|---|---|---|---|
1 | Сабанг (город) | 1967 | 153,00 | 30 647 | |
2 | Банда-Ачех (город) | 1956 | 61,36 | 224 209 | |
3 | Большой Ачех | Джантхо | 1956 | 2969,00 | 350 225 |
4 | Ачех-Джая | Чаланг | 2002 | 3817,00 | 76 892 |
5 | Пиди | Сигли | 1956 | 2856,52 | 378 278 |
6 | Пидиджая | Меуреуду | 2007 | 574,44 | 132 858 |
7 | Бирёэн | Бирёэн | 1999 | 1901,22 | 389 024 |
8 | Северный Ачех | Лхоксукон | 1956 | 3236,86 | 529 746 |
9 | Лхоксёмаве (город) | 2001 | 181,06 | 170 504 | |
10 | Бенермериах | Симпанг Тига Ределонг | 2003 | 1457,34 | 121 870 |
11 | Центральный Ачех | Такенгон | 1956 | 4315,14 | 175 329 |
12 | Западный Ачех | Меулабох | 1956 | 2927,95 | 172 896 |
13 | Наганрая | Сука Макмуе | 2002 | 3928,00 | 138 670 |
14 | Юго-Западный Ачех | Блангпидие | 2002 | 2334,01 | 125 991 |
15 | Гайолуэс | Блангкеджерен | 2002 | 5719,57 | 79 592 |
16 | Восточный Ачех | Иди Райок | 1956 | 6040,60 | 359 280 |
17 | Лангса (город) | 2001 | 262,41 | 148 904 | |
18 | Ачех-Тамианг | Каранг Бару | 2002 | 1939,72 | 250 992 |
19 | Юго-Восточный Ачех | Кутачане | 1974 | 4189,26 | 178 852 |
20 | Южный Ачех | Тапактуан | 1956 | 3851,69 | 202 003 |
21 | Субулуссалам (город) | 2007 | 1011,00 | 67 316 | |
22 | Ачех-Синкил (Входит в Острова Баниак) | Синкил | 1999 | 2597,00 | 102 213 |
23 | Симёлуэ | Синабанг | 1999 | 2051,48 | 80 279 |
Всего | 58 375,63 | 4 486 570 |
Известные люди
См. также
Примечания
- ↑ Официальный сайт Центрального статистического агентства Индонезии (неопр.) (недоступная ссылка — история ).
- ↑ Официальный сайт Центрального статистического агентства Индонезии (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июля 2018. Архивировано 11 декабря 2019 года.
- ↑ Indonesia’s Population: Ethnicity and Religion in a Changing Political Landscape (англ.). — Institute of Southeast Asian Studies, 2003.
- ↑ Географический энциклопедический словарь: географические названия / Под ред. А. Ф. Трёшникова. — 2-е изд., доп.. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 49. — 592 с. — ISBN 5-85270-057-6.
- ↑ Очень подробный отчёт о процессе переговоров содержится в книге главного переговорщика от индонезийской стороны: Авалудин, Хамид. Damai di Aceh: catatan perdamaian RI-GAM di Helsinki. — Джакарта: Centre for Strategic and International Studies, 2008. — 322 с. — ISBN 9791295107. — ISBN 9789791295109.
- ↑ Морфит, Майкл A happy, peaceful anniversary in Aceh (англ.). Atimes.com (15 August 2006). Дата обращения 8 июля 2018. Архивировано 3 февраля 2017 года.
- ↑ Memorandum of Understanding between the Government of the Republic of Indonesia and the Free Aceh Movement (англ.) (PDF).
- ↑ Indonesia agrees Aceh peace deal (англ.). BBC News (17 July 2005). Дата обращения 8 июля 2018.
- ↑ Хиллман, Бен. Power Sharing and Political Party Engineering in Conflict-Prone Societies: The Indonesian Experiment in Aceh (англ.) // Conflict, Security & Development : журнал. — 2012. — Iss. 2, no. 12. — P. 149—169. — doi:10.1080/14678802.2012.688291.
- ↑ Siddharth, Veena Next steps for Aceh after the peace pact (англ.). The Jakarta Post (26 August 2005). Архивировано 12 октября 2017 года.
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 11 июля 2020 в 13:49.НЕЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ АЧЕХ-3: Такого мир еще не видел…
m_tsyganov: Александр Потоцкий завершает начатый ЗДЕСЬ рассказ о САМОЙ западной индонезийской провинции Ачех, которую в стране называют «верандой Мекки»:«Гуляя по центру Банда-Ачех, просто невозможно пройти мимо главной мечети Байтуррахман-Рая. Она ослепляет белизной своих изящных стен, шпили ее минаретов устремлены к Аллаху, а громадные, но аккуратные купола напоминают об архитектурном стиле Великих Моголов. Эта мечеть не просто религиозный центр или частичка богатой истории. Она — лицо Ачех во всем своем великолепии. Но это лицо далеко не всегда было именно таким.
Самая первая мечеть Байтуррахман — по различным данным — была построена то ли в 1292 году, то ли в 1612 г. Тогда она была еще деревянной и служила убежищем для борцов с колонизаторами в период Ачехской войны, и 10 апреля 1873 в приступе ярости голландцы сожгли ее до основания, ведь у стен мечети (а точнее — под деревом “geulumpang”), пал их генерал J.H.R. Kohler.
По другим данным она горела дважды – второй раз 6 января 1874, когда и была уничтожена окончательно.
Как бы то ни было, ярость голландцев через несколько лет прошла, и они приняли решение восстановить на том же самом месте мечеть, которая имела столь важное значение для ачехцев. Материалы для строительства завозились из Бирмы, Бельгии, Китая, Пинанга (Малайзия) и Сурабаи (Ява). Архитектором стал голландец (по другим данным итальянец), а 27 декабря 1981 официально все работы были окончены.
Но ачехцы на этом не успокоились, и многие из них отказались совершать намаз в здании, которое принадлежало тем, кто ставил себе цель подчинить весь Ачех.
Тогда мечеть имела лишь один купол. Сейчас же их пять, а к мечети порой не протолкнуться из-за мусульман, которые стекаются сюда со всей Суматры. Байтуррахман-Рая — это символ, ставший местом для паломничества.
Но голландцы строили на совесть. Их конструкция выдержала и землетрясение, и цунами в день, когда был разрушен почти весь город (см. ЗДЕСЬ). Те из людей, кто уцелел, устремились к ней в поисках убежища под крылом у Всемогущего.
Землетрясение случилось утром 26 декабря в 07:58. Многие местные жители в тот момент находились в своих жилищах, а многие из тех, кто были на улицах, тоже вернулись к своим домам, в поисках родственников. Примерно через 40 минут после толчка там их всех настигла убийственная волна (см. ЗДЕСЬ) — этим и объясняется невероятное количество жертв. В Ачех есть горы, где можно было бы спастись, но ачехцы даже не предполагали, что за землетрясением последует цунами.
Случилась катастрофа. Катастрофа, которая без преувеличений ужаснула весь мир и мир протянул руку помощи (см. ЗДЕСЬ). От цунами пострадали и Таиланд, и Малайзия, и Мальдивы, и Индия, но самое большое количество жертв все же было в Ачех. Первые три дня с момента трагедии, Джакарта отказывалась от участия других стран в устранении последствий [m_tsyganov: это не так. Она отказывалась от НЕКОТОРЫХ видов помощи — см. в частности, линк выше], но масштабы их оказалась непосильными для одной Индонезии: Общество «Цунами» утверждает, что энергия волн была в два раза больше энергии всех боевых зарядов, взорванных за время Второй мировой войны.
В Ачех потянулись корабли и самолеты с гуманитарной помощью со всей планеты, которая наблюдала в прямом эфире и режиме on-line за теми ужасами, что творились. Полились в Ачех и невероятные суммы денег — миллиарды и миллиарды долларов, а количество присутствующих на месте трагедии международных организаций перевалило за пять сотен (их было около 850). Такого мир еще не видел [m_tsyganov: сейчас примерно то же самое происходит в Гаити, где много говорят о применении полученного в Ачех опыта]…
Мы стоим у стен мечети Байтуррахман-Рая. С нами вместе немец Фрэнк. Он верит в Иисуса, работает в офисе NGO, говорит на бахасе, а в свободное время водит нас по городу, историю которого он знает на отлично.
Перед нами мемориальная доска, посвященная тому самому генералу, со смерти которого так изменилась судьба мечети.
Вокруг нас проходят люди – мужчины, женщины, дети, все те кто остались жить. Они идут молиться. На лицах взрослых не видно больше горя, а дети как символ будущего. Фрэнк указывает нам на 35-метровый минарет: он сияет, как новенький, а четыре года назад по нему пробежала трещина, и он покосился.
Сейчас Байтуррахман-Рая выглядит прекрасно. Нет изъянов, нет повреждений, нет сомнений. Все верят, что Аллах покарал Ачех. Поэтому для многих настало время задуматься над своими поступками.
Поэтому люди устремляются в мечеть, как когда-то в декабре 2004-го. Она выстояла под натиском природы, но не осталась абсолютно целой. Это сейчас ее отреставрировали на деньги Саудовской Аравии, а тогда во время цунами ее тоже потрепало, но сама мечеть стала спасительной для многих людей, и теперь ей воздают должное. Знал бы об этом тот голландский губернатор, который когда-то принял решение о возведении здания.
Сразу после цунами Байтуррахман-Рая была и убежищем для многих уцелевших, и местом сбора, где искали родственников, и госпиталем и даже моргом. Молись ли они тогда?
Уцелела не только эта мечеть, а еще десяток других по всей провинции. Они стояли подобно маякам среди стертых с лица Земли городов и деревень.
Этот факт вызвал невероятный интерес в мусульманском мире, который видел в случившемся жест Всевышнего.
Люди нерелигиозные считали по-другому и утверждали, что здания выстояли лишь потому что ачехцы подходили к их строительству более серьезно, чем к строительству остальных конструкций.
Закончив с Байтуррахман-Рая, мы отправились гулять дальше [m_tsyganov: вариант прогулки, который предлагает активно занявшееся в последнее время туризмом агентство Reuters см. в самом конце — на английском].
На фоне всей остальной Суматры Банда-Ачех выглядит как процветающий и развитый город, и мало что здесь говорит о катастрофе четырехлетней давности. Здания восстановлены, а улицы вылизаны, что даже удивительно для Индонезии.
То, что осталось – лишь развлечения для туристов: рыбацкая лодка на крыше дома, которая спасла жизни 59 человек, и два корабля, которые волна протащила на несколько километров вглубь провинции.
За пределами самого города как-то обособленно возведены целые районы с аккуратными домиками, голубые крыши которых отдают новизной и свежестью. Так на деньги всего мира решался жилищный вопрос. Раньше людям негде было жить, ведь без крова осталось не менее миллиона человек. Теперь — есть где. Разве это не результат? Разве Мир не помог? Помог еще как, хотя с таким финансированием оно и не удивительно. Были здесь и русские – военные, которые развернули полевой госпиталь, и французы, и американцы, и немцы, и ООН, и Красный Крест, короче все те, кто имел возможность сделать хоть что-то. Вот они и делали, не смотря на то, что их работа иногда выглядит как банальное отмывание денег или прибыльный бизнес.
[Павильон Ачех в TMII]
Эпилог
— Сегодня же я пришлю тебе информацию на e-mail. Я запишу тебе CD, но только не раньше, чем через неделю. Я помогу тебе. Только, пожалуйста, не пиши про цунами, не пиши про войну, не пиши про трагедию. Не надо. Расскажи лучше людям, как весь мир объединился здесь, в Ачех, и трудился плечом к плечу во благо. Расскажи про самих ачехцев и их сильный несгибаемый характер. Расскажи про то, что у них теперь есть будущее…
Так сказал Фрэнк, когда узнал про то, что я собираюсь писать статью про Ачех. Он сдержал свое слово и действительно помог мне.
Но, к сожалению, я не исполнил его просьбу. В данной статье есть и цунами, и война, и трагедия. Почему я поступил так? Наверное, потому что только через трагедию можно оценить тот гигантский вклад, который сделал Мир, только через трагедию можно показать характер ачехцев, только через трагедию можно увидеть, что у них теперь есть будущее и то, что они живут, радуются, воспитывают своих детей только ради этого будущего.
Катастрофа не только унесла жизни тысяч людей, но и дала уникальный шанс этому региону начать все заново. Только лишь время покажет: воспользуются им ачехцы правильно или же нет. Каково будущее Ачех? Хотелось бы верить что безоблачное…
Ачех сегодня
Когда я прислал предыдущую версию материала Михаилу Цыганову, он сразу указал мне на одну системную ошибку в тексте. Она заключается в том, что я слушал только одну сторону: «зависимая земля независимых людей». Почему это произошло? Дело в том, что я редко слежу за новостями, а при написании текста руководствовался, в основном, своими наблюдениями и впечатлениями, что в свою очередь не позволяет раскрыть всей темы.
Процитирую Михаила: “Эти «независимые люди» уже начинают выть от милых шалостей своей религиозной полиции… И чем дальше, тем сильнее они от нее будут зависеть и тем громче выть…” Здесь уже присутствует совершенно иная точка зрения, которая не менее интересна. С Михаилом сложно не согласиться, и поэтому я по его же наводкам продолжил изучать данную тему.
Приоритетным для меня стал следующий вопрос: “Что же сегодня происходит в Ачех?”
1) Как я писал ранее, после цунами в Ачех прибыло свыше полусотни международных организаций. Конечно, они не могли оставаться там вечно. Все их программы помощи региону были рассчитаны на пять лет. В течение этих пяти лет существовали стабильные рабочие места и регулярное финансирование извне. Сегодня все изменилось. Многие NGO-шники уехали, а с теми, кто остался происходит следующее:
BANDA ACEH, Indonesia (AP, 11.23.09): В этот понедельник был открыт огонь по дому, в котором проживают двое американских учителей. Никто не пострадал. Это уже третий раз в этом месяце, когда иностранцы становятся мишенью преступников. 5 ноября серьезно был ранен сотрудник Германского Красного Креста. 11 дней спустя незнакомцами были произведены выстрелы по зданию, где находились представители Евросоюза.
Но это, пожалуй, не самое страшное, что могло случиться. Я предполагал, что к этому времени все вернется на свои прежние места, то есть в Ачех продолжится старая война. Но, по-видимому местные жители привыкли за пять лет к миру и действительно не хотят больше военных столкновений на своей земле. Да, конечно, имеют место провокации, но не более того. Я уже писал о ярко выраженном чувстве собственной независимости ачехцев — и в этом уязвимое место всего Ачех. Если сейчас нет войны, то лишь потому, что это невыгодно тем, кто раньше вел за собой отряды сепаратистов. Да и красный флаг «Движения за свободный Ачех”, который встречается по всей провинции, уже давно не символ войны, а, наоборот, символ мира и просто атрибутика местной партии. Тем не менее, это ставшее принципиальным стремление к независимости всегда будет оставаться проблемой ачехцев, но сегодня в Ачех мир.
2) 13/01/09 Police Arrest Former Aceh Tsunami Volunteer For Selling Marijuana:
В понедельник в Джакарте полиция задержала подозреваемого в торговле наркотиками с 20 кг марихуаны. Полиция сообщает, что подозреваемый Danis Syahrilla Siregar, 35 лет, стал дилером после того, как он отправился в Ачех для того, чтобы принять участие в волонтерской работе. Там он познакомился с местными дилерами.
Если в Джакарте это может стать новостью, то на Суматре совсем наоборот. Наркомания здесь захлестнула все провинции от Ачеха до Лампунга, и с этим в определенной степени уже смирились. Порой даже складывается впечатление, что наркотики вообще легализованы на Суматре.
Нет, с наркоманией, конечно же, борются, но не так активно, как в Джакарте. Местные боятся полиции, но это не мешает им скручивать косяк за рулем движущегося автомобиля (реальный случай на озере Тоба), местные наизусть знают песни Боба Марли, и свободно предлагают травку иностранцам, местные курят на верандах своих домов и говорят, что лучший товар приходит из Ачех.
Вдоль соединяющих города дорог и вдоль улиц этих самых городов стоят огромные билборды “Narkoba Bahaya!”, но они, к сожалению, не могут изменить положение дел.
Климат Ачех благоприятствует не только выращиванию кофе, но и выращиванию марихуаны.
Этот прибыльный бизнес получил толчок к развитию во время 30-летней войны, а последствия этого сегодня доносятся эхом из Джакарты, где устраивают облавы на дилеров. Правда, ловят в Индонезии не только дилеров, но и иностранцев, которые забивают на законы подобно жителям Суматры. Об одном таком случае я узнал из газет. Тогда в Медане с 5 граммами марихуаны задержали русского, которым оказался знакомый мне лично человек. Дали ему год и месяц тюрьмы. О тяготах своего заключения он иногда пишет в интернет, просит о помощи и утверждает, что его подставили. Эту историю я, пожалуй, оставлю без комментариев.
Как же обстоит ситуация с употреблением наркотиков в самом Ахеч? Процитирую Фрэнка: “Посуди сам: молодежи здесь выпивать нельзя, гулять с девушками тоже. Раньше была война, сейчас цунами. Учиться негде, вот все они и курят от скуки.”
Но, как ни странно, в Ачех я ни разу не встретил местного, который открыто употребляет марихуану, тогда как в других регионах Суматры мне такие люди попадались довольно часто. Тем не менее, факт остается фактом – Ачех сегодня крупный поставщик наркотиков в Индонезии.
3) 08.11.09 Aceh Shariah Police chasing “Immorals”(Jakarta Globe): Молодая пара была задержана на пляже. Рука парня на плечах девушки, а девушка не надела хиджаб.
“Вы двое не состоите в браке, правильно?” спросил Syafruddin, командир патруля из 6 человек,“Значит вы не должны сидеть друг с другом!”
Он разлучил пару и отнял их ID-карточки, заявив что его команда займется расследованием этого дела.
“Мы желаем знать к чему привели их отношения,” сказал Syafruddin. “То чем они там занимались могло привести к сексу.”
Вот такие маленькие шалости в виде охоты на подростков стали позволять себе сотрудники религиозной полиции. Началось все это в сентябре 2009, когда были предложены новые законы, в которых говорится о том, что если молодые пары, не состоящие в браке, совершат прелюбодеяния, то они могут быть приговорены к побиванию камнями. С тех самых пор религиозная полиция патрулирует улицы, следит за поведением мусульман и отлавливают тех, кто позволяет себе аморальные поступки.
К концу же октября ситуация еще более ухудшилась. В Западном Ачех был принят (но не утвержден губернатором) еще один закон, который с января 2010 запрещает женщинам носить обтягивающие штаны, а мужчинам шорты. Бывший участник «Движения Свободный Ачех», а теперь глава правительства Западного Ачех Рамли Мансур официально заявил: “Если женщина нарушит данный закон, то ее штаны будут публично с нее сняты и заменены на юбку, которая предоставляется правительством Западного Ачеха бесплатно” Работы у религиозной полиции прибавилось, а правительство не теряло времени, заказав под это дело 7.000 юбок из Джакарты. Да и слов на ветер Рамли Мансур не бросал. Были проведены показательные акции, что заставило женщин Ачеха серьезно отнестись к нововведению.
Но если это были маленькие шалости, то в январе пришла очередь больших шалостей. Трое офицеров “полиции нравов”, практикуя свои методы наказания, изнасиловали 20-летнюю студентку, которая была задержана и приведена в участок за аморальное поведение. Двоих из них арестовали, а за третьим ведется охота.
Чем еще запомнится Ачех в начале этого года? Пожалуй, нападками общественности на религиозную полицию. Но чем это все закончится, остается только догадываться. Но уже сейчас понятно, что репутация Ачех сегодня серьезно пострадала.
Примечание
При написании статьи я пользовался личными наблюдениями и следующими источниками: книга «Aceh: Then and Now«, новостные ленты, сайт «Википедиа», сайт «Конфликтолог», отчеты различных международных организаций.
Все персонажи — реально существующие люди.
BANDA ACEH, Indonesia, Jan 29 (Reuters Life!) — Banda Aceh, the northwestern tip of Sumatra island ravaged by the Indian Ocean Tsunami five years ago, has bounced back, and is increasingly becoming a tourist destination.
Reuters correspondents with local knowledge help visitors get the more out of a short stay in Banda Aceh, which is the only place in Indonesia to implement strict Islamic sharia law.
FRIDAY
6 pm — Walk around Ulee Lheue, a beach known as the «zero point» of the 2004 Indian Ocean Tsunami. It was from here that giant waves crashed into Banda Aceh, killing some 166,000 people. There is now a stone embankment which is often crowded with families, young people and fishermen enjoying the sunset.
7 pm — Dinner at Rumah Makan Hasan’s, an eatery on stilts that specialises in fried chicken. It’s a 15 minute drive out of town, but worth the trip. The goat curry here is also popular: Acehnese have long used marijuana as a tenderizer to make goat more palatable and while restaurants will never admit to using it as it is illegal, everyone knows the secret ingredient.
Banda Aceh is staunchly Muslim and almost completely dry, but non-alcoholic beer is available.
SATURDAY
9 am — After breakfast, head to the fish market, where the catch is from the depth of the Indian Ocean, including tuna that would meet the approval of Japanese sushi chefs. It’s a wholesale market, so if you want to buy, you’ll have to buy by the basket.
10 am — Aceh prides itself as being «Mecca’s Veranda». It is said that Islam entered the archipelago through here, and Islam dominates much of the way of life. Visit the main Baiturrahman Mosque, the city’s main mosque, originally built in the 12th century to get a feel of the spiritual side of the city. Visitors are welcome, but women need to wear long-sleeved sh
Ачех (народ) — Википедия Переиздание // WIKI 2
У этого термина существуют и другие значения, см. Ачех.Ачех (аче, ачесцы, ачехцы, ачины) — австронезийский народ в Индонезии. Его представители проживают на севере о. Суматра и соседних о-вах Вех и Брёэх (в основном в провинции Ачех с центром в г. Банда-Ачех). Числ. 3 млн чел. (1999, оценка). Живут также в Малайзии (10 тыс. чел.). Разделяются на группы низовых (оранг-барох) и горных (оранг-гудонг) ачех. Язык ачехский малайско-чамской ветви западнозондской зоны австронезийских языков, диалекты: банда, барух, буэнг, даджа, пасе, пидие, тунонг. Письменность на основе латинского и арабского алфавита. Распространён также индонезийский язык. Верующие — мусульмане-сунниты.
В формировании ачех, возможно, участвовало население прилегающих к Суматре р-нов Юго-Восточной Азии. Положение у входа в Малаккский пролив определило раннее вовлечение ачех в междунар. торговлю. В раннее средневековье ачех входили в сферу влияния гос-ва Шривиджайя, после его гибели в 13 в. на побережье возникло неск. городов-государств (Самудра, Пасе, Перлак, Педир и др.), установивших торговые связи с сев.-зап. Индией, откуда в кон. 13 в. стал распространяться ислам (ныне ачех — один из самых исламизированных народов Индонезии). В 15 в. они были объединены султанатом Ачех, захватившим значит. территории на Суматре и Малаккском п-ове и установившим в 16—17 вв. в соперничестве с голл. колонизаторами контроль над торговлей перцем. В состав ачех вошли также рабы-ниасцы, выходцы из народов, участвовавших в международной торговле (малайцев, минангкабау, бугисов, яванцев, индийцев, арабов). Пришедший в упадок в конце 17 в. султанат Ачех был покорён голландцами в результате ачехской войны 1873—1904. В составе Индонезии с 1950-х гг. ачех участвовали в мусульманских сепаратистских движениях, переросших с 1980-х гг. в гражданскую войну. Пережили гуманитарную катастрофу, оказавшись в зоне бедствия во время землетрясения и цунами 26.12.2004.
Занимаются в основном пашенным земледелием (заливной рис — на равнинах, суходольный рис, кукуруза — во внутр. горных р-нах) Традиционные ремёсла — кузнечное, гончарное, ткацкое, ювелирное, оружейное; знамениты ачехские короткие кинжалы (ренчонг). Сельская община (гампонг) возглавляется двумя старостами — следящим за соблюдением норм обычного права (кёчик) и контролирующим соблюдение шариата (тюнгку). В горных р-нах сохранились патрилинейные линиджи (кавум), традиц. поселения разбросанной планировки с общинным домом, служащим для проведения ритуалов и общинных собраний, а также для ночлега юношей и гостей (менётах). Жилище свайное каркасно-столбовое, имеет переднюю (мужскую, гостевую) и заднюю (женскую) веранды. Для одежды характерно обязательное для мужчин и женщин ношение под саронгом штанов (луёэ). Ритуальная пища — рис с куркумой. Известно обрезание девочек, на свадьбах устраиваются бои животных (быков, буйволов, баранов, петухов, голубей). Характерны танцы мальчиков (мепулех). Многие ачех живут в городах (большинство нас. гг. Банда-Ачех, Мёлабох, Лхоксёмаве).
Эта страница в последний раз была отредактирована 13 июня 2019 в 03:12.Ачех (провинция) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Ачех.Ачех или Аче | |
---|---|
индон. Nanggroe Aceh Darussalam | |
Девиз: Pancacita (Пять идеалов) | |
Координаты | 5°33′ с. ш. 95°19′ в. д.HGЯOL |
Столица | Банда-Ачех |
Губернатор | Нова Ирианся |
Площадь | 57 956 км² |
Население | 5 002 000 (2015)[1] |
Плотность населения | 86 (2015)[2] |
Народы | Ачех (50 %), Яванцы (16 %), Гайо (12 %), Аласы (4 %), Сингкили (3 %), Симеулу (2 %)[3] |
Религия | Ислам (97,6 %), Христианство (1,7 %), Индуизм (0,08 %), Буддизм (0,55 %) |
Языки | индонезийский язык, ачех |
Часовой пояс | WIB (UTC+7) |
Сайт | Официальный сайт провинции |
А́чех[4] (индон. Nanggroe Aceh Darussalam, نڠغرو اتچيه دارالشلام) — провинция Индонезии, занимает северную оконечность острова Суматра. Административный центр — город Банда-Ачех.
Господствующая религия — ислам суннитского толка (97,6 %).
История[ | ]
10 лучших отелей в Банда-Ачех, Индонезия (от € 16)
Выберите язык. Мы говорим на русском и на 43 других языках.
Популярные языки среди пользователей в Германии
- Deutsch
- English (UK)
- English (US)
- 简体中文
- Русский
- Español
Все языки
- English (UK)
- English (US)
- Deutsch
- Nederlands
- Français
- Español
- Español (AR)
- Español (MX)
- Català
- Italiano
- Português (PT)
- Português (BR)
- Norsk
- Suomi
- Svenska
- Dansk
- Čeština
- Magyar
- Română
- 日本語
- 简体中文
- 繁體中文
- Polski
- Ελληνικά
- Русский
- Türkçe
- Български
- العربية
- 한국어
- עברית
- Latviski
- Українська
- Bahasa Indonesia
- Bahasa Malaysia
- ภาษาไทย
- Eesti
- Hrvatski
- Lietuvių
- Slovenčina
- Srpski
- Slovenščina
- Tiếng Việt
- Filipino
- Íslenska
Mulia Homestay (Индонезия Банда-Ачех) — Booking.com
Выберите язык. Мы говорим на русском и на 43 других языках.
Популярные языки среди пользователей в Германии
- Deutsch
- English (UK)
- English (US)
- 简体中文
- Русский
- Español
Все языки
- English (UK)
- English (US)
- Deutsch
- Nederlands
- Français
- Español
- Español (AR)
- Español (MX)
- Català
- Italiano
- Português (PT)
- Português (BR)
- Norsk
- Suomi
- Svenska
- Dansk
- Čeština
- Magyar
- Română
- 日本語
- 简体中文
- 繁體中文
- Polski
- Ελληνικά
- Русский
- Türkçe
- Български
- العربية
- 한국어
- עברית
- Latviski
- Українська
- Bahasa Indonesia
- Bahasa Malaysia
- ภาษาไทย
- Eesti
- Hrvatski
Ачех | провинция, Индонезия | Британика
Aceh , также пишется Acheh, Achin , или Atjeh , полностью Nanggroe Aceh Darussalam или английский Государство Ачех, Обитель Мира , автономный округ даэра является специальным временем , со статусом пропинси (или провинций ; провинция), образующих северную оконечность острова Суматра. Ачех окружен водой с трех сторон: Индийский океан на западе и севере и Малаккский пролив на востоке.Его граница с провинцией Северная Суматра (Суматра-Утара) к юго-востоку простирается с севера на юг от Салахаджи, на северо-восточном побережье к северу от залива Ару, до точки на юго-западном побережье примерно на полпути между Сингкилом и Барусом. Столица — Банда Ачех.
Британика Викторина
Урок истории: факты или вымысел?
Коренные американцы на самом деле похоронили топоры, когда заключали мир.
В декабре 2004 года сильное землетрясение в центре Индийского океана у северо-западной Суматры вызвало сильное цунами в Индийском океане, которое разрушило большую часть западного побережья Ачеха и привело к гибели десятков тысяч человек. Площадь 22 377 кв. Миль (57 956 кв. Км). Население (2000) 3929234; (2010) 4 494 410.
География
Ачех в основном гористый; Горы Лейзер и Абонг-Абонг поднимаются на высоту 11,092 фута (3,381 метра) и 9,793 фута (2,985 метра) соответственно.За исключением крайнего севера, здесь есть довольно широкая прибрежная равнина, а реки короткие и имеют небольшую ценность для судоходства. Юго-западное побережье усеяно болотами. Внутренние вулканические горы покрыты умеренными и тропическими тропическими лесами, состоящими из пальм без стеблей, дуба, хвойных деревьев и лавра. Мхи и травянистые растения покрывают землю и нижние стволы деревьев.
Acehnese, малайцы, которые являются набожными мусульманами, занимают низменности и прилегающие холмы и составляют основную массу населения.В высокогорье живут гайо, тоже мусульмане, но родственные с батаком. Рис является основным продуктом питания вместе с кукурузой (кукуруза), сладким картофелем, ямсом и бобовыми (бобовые). Перец, копра, орехи ареки и каучук являются основными статьями экспорта. Бокситы и уголь добываются. На восточном побережье есть несколько нефтяных месторождений и все более важных месторождений природного газа; Lhokseumawe разрабатывается как нефтяной и сжиженный природный газ для облегчения эксплуатации этих месторождений. Промышленность и ремесла производят обработанную пищу, текстиль, металлоизделия, золотые украшения и филигранную работу, резьбу по дереву и гравированные металлические изделия.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняОсновные порты — Uleelheue и Lhokseumawe, но крупные суда могут использовать свободный порт Сабанг на острове Ве, в 50 милях (80 км) к северу от Uleelheue; все трое были сильно повреждены цунами 2004 года. Банда Ачех (ранее Кутараджа), крупнейший город региона, находится на реке Ачех в 3 милях (5 км) от моря и соединен дорогой с Меданом, столицей Северной Суматры. В районе есть несколько заповедников дикой природы, в том числе национальный парк Маунт-Лейзер.
История
г. Полюс, буддистское государство, которое процветало около 500 г. н.э. на севере Суматры, посетили арабские, индийские и китайские купцы и паломники. В 13 веке Ачех стал первым мусульманским оплотом на индонезийском архипелаге. Позднее его посетили английские исследователи (в 1591 г.) и голландцы. Его сила достигла своего апогея во времена султана Искандара Муда (1607–1636). В тот период были частые войны с португальцами в Малакке (ныне Мелака), и португальский флот потерпел поражение в Бинтане в 1614 году.Голландцы (1599) и англичане (1602) безуспешно пытались установить торговые поселения в Ачехе. После недолгого союза (1641) с голландцами влияние султаната Ачех уменьшилось.
После наполеоновских войн, когда Ост-Индия была восстановлена в Нидерландах, британцы пытались не допустить голландского влияния в Ачех, и договор 1824 года предусматривал, что никаких враждебных действий не предпринимается. Эта оговорка была снята в 1873 году, после чего голландцы попытались завоевать Ачех.Более 25 лет открытой войны (войны Acehnese) произошло между Acehnese и голландцами. Мухаммед Дауд Сях, сектан Ачезских, в конце концов сдался голландцам в 1903 году и был сослан в 1905 году. Однако до конца голландского колониального правления этот район никогда не был полностью умиротворен.
Ачех стал автономной провинцией в 1949 году и объединился с провинцией Северная Суматра в 1950 году. Под индонезийской республикой народ продолжал быть беспокойным, с открытым восстанием в 1953 году и созданием Ачеха как особого района, административно равного с Провинции страны в 1956 году не решили проблему.Сопротивление вновь возникло в 1970-х годах, в основном под руководством Движения за свободу Ачех (Геракан-Ачех-Мердека), и привело к периодам вооруженного конфликта между сепаратистами и индонезийскими силами с 1990 года. В 2002 году, когда правительство Индонезии предоставило большую автономию, Ачех принял официальное название Нангроу Ачех Даруссалам.
Эта статья была недавно исправлена и обновлена Вирджинией Горлински, Ассоциированным редактором.Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:
Исламский мир: Ислам Индийского океана
… Мусульманское государство в Юго-Восточной Азии, Aceh , было основано около 1524 года в северной и западной Суматре в результате более чем десятилетнего наступления португальцев.При султане Искандар Муда (правил в 1607–37), Ачех достиг вершины своего процветания и важности в торговле в Индийском океане, поощряя мусульманское обучение и расширение…
Индонезия: мусульманские королевства северной Суматры
Ачех , который пришел на смену Самудра-Пасаю в 16 веке как ведущее королевство гаваней на северной Суматре, стал самосознательно мусульманским государством, хотя «индуистские» представления о божественном царствовании могли существовать локально еще в 17 веке. Ачех имел контакты с мусульманской Индией и ее…
Малайзия: ранние европейские вторжения и новые султанаты
Султанат Ачех (Ачех) в северной Суматре впоследствии прыгнул в политический вакуум, созданный упадком Малакки, и в 16 и начале 17 веков Ачех nese были глубоко вовлечены в дела полуострова, воюя против различных султанатов и в раз контролировать некоторые или большинство из них.Действительно,…
Суку Ачех (Аксара Джаво: اورڠ اچيه ) Атау Ян Далам Бахаса Ачех Ян Дитулис Денган Хуруф Латин Дибака « Уреуенг Асех» Индонезия Пеахан Себа Перу Себа Асах Себа Пеша Асах Себа Перу Агуа Себа Перу Себа Эквадор Себа Перу Себа Перу Асах Себа Перу Себа Эквадор Сеа Агу , Суку Ачех Майоритас Берагама Ислам. Суку Ачех мемуняй беберапа нама лаин йайту Лам Мури , Ламбри , Ахир , Ачин , Аси , А-цзе дан Асе . [8] [9] Бахаса Ян Дитутуркан Адалах Бахаса Ачех, Ян Мерупакан Багиан Дари Румпун Бахаса Мелайу-Полинезия Барат Дан Беркерабат Декат Денган Бахаса Чам Ян Дипертутуркан ди Вьетнам Дан Камбо. Суку Ачех сесунггуня меропакан кетурунан бербагай суку, каум, дан бангса ян менетап ди танах ачех. Пенджикат кешатуан будая суку ачех терутама иалах далам бахаса, агама, дан адат хас ачех.
Berdasarkan perkiraan terkini, jumlah suku Aceh mencapai 3.526.000 jiwa, yang sebagian besar bertempat tinggal di Provinsi Aceh, Индонезия. [1] Sedangkan menurut hasil olahan data sensus BPS 2010 oleh Aris Ananta dkk., Джумла суку ачех ди индонезия адалах себаньяк 3.404.000 джива. [3] Selain di Indonesia, terdapat pula minoritas diaspora yang cukup banyak di Malaysia, [11] Сингапур, [12] Арабские Саудовские, [13] Катар, [14] Австралия, [ 15] Канада, [16] Америка Серикат, [17] Парагвай, [18] Джерман [19] дан Негара-Негара Скандинавия. [20] [21]
Суку Ачех пада маса пра-модерн хидуп секара матрилокал дан комунал. Mereka tinggal di permukiman yang disbut gampong . Persekutuan dari gampong-gampong membentuk mukim . Маса кимасан будая Ачех димулай пада абад ке-16, сеир кеджаян кераджан ислам Ачех Даруссалам, дан кемудиан менкапай пунчакня пада абад ке-17. Суку ачех пада умумня дикенал себагай пемеганг тегух аджар агама ислам, дан джуга себагай педжуанг
- Артикул утама: Седжара Ачех
Bukti-bukti arkeologis terawal penghuni Ачех адалах дари маса пача Плестосен, ди мана йиклека тинггал ди пантай тимур ачех (даэра Лангса дан Тамианг), дан менунжуккан чири-чири австраломеланезид.Мерека Терутама Хидуп Дари Хасил Лаут, Терутама Бербагай Дженис Керанг, Серта Хеван-Хеван Дарат Сеперти Баби Дан Бадак. Мерека судах мемакай апи дан менгубуркан майат дэнган упакара тертенту.
Sebuah ilustrasi dari Portugis yang terdapat dalam buku Códice Casanatense tahun 1540 yang menggambarkan orang Aceh. Inskripsi Ян tertulis: «оранг-оранга Ян mendiami Пулау Sumatra Ян dikenal sebagai орангутаны Ачех, mereka Адалах оранг-оранг кафир, Сангат Gemar perang янь bertempur dengan sumpit beracun; дари Пулау Суматра INI dikenal Hasil Cendana, kemenyan, дан banyak EMAS дана Перака, сунгу пулау ини сангатлах кая.»Селанджутня терьяди перпиндахан суку-суку асли Мантир дан Лхан (прото-мелаяу), серта суку-суку чампа, мелайю, дан минанг (дейто-мелау) ян датан белаканган турум мембентук пендудук прибуми Ачех. Bangsa asing, terutama bangsa, Индия, selatan, serta sebagian, kecil bangsa, арабский язык, Персия, тюрки, дан португальский юга, адала, компонент, пембентук, суку ачех. Позитивные стратегии Ачех ди Багиан Утара Пулау Суматра, Селама Берибу Тахун Телах Менджади Татат Персинггахан Дан Перкампуран Бербагай Суку Бангса, Йайту Далам Джалур Пердаганган Лаут Дари Тимур Тенга Хингга Ке Кина.
Proto dan Deutero Melayu [sunting | sunting sumber]
Легенда ракят Ачех менебуткан бахва пендудук Ачех теравал берасал дари суку суку асли; яиту суку манте ( мантир ) дан суку лхан ( ланун ). Суку Манте merupakan etnis Локал Ян Дидуга Беркерабат Рапат Денган Суку Батак, Суку Гайо, Дан Алас Седангкан Суку Лхан Дидуга Масих Беркерабат Денган Суку Семанг Янг Бермиграси Дари Семенанджунг Малая Атау Индия Белакма (Чампа). Суку манте пада муланья мендиами вилайа Ачех Бесар дан кемудиан менебар ке темпат-темпат лаиння.Ада пула дугаан секара этнологи тентанг хубунган суку манте денган бангса Фунисия ди Бабилония атау дравида ди лемба сундай инд дан гангга, намун халь терсебут белум дапат дитетапкан олех па ахли кепастиання. [28]
. [29] Di lembah sungai Tamiang yang subur justka kemudian menetap, dan selanjutnya dikenal dengan sebutan suku Tamiang. [30] Сетелах йитка дитаклуккан оле Кераджан Самудера Пасай (1330), мулайла интеграци селекта ке далам масйаракат Ачех, валау секара адат дан диалек тетап тердапат кедекатан денг будая мелайю.
Суку Минанг Ян Бермигрази Ке Ачех Баньяк Ян Менетап ди Секитар Меулабо Дан Лемба Круенг Сеунаган . Умумня даэра субур ини селекта келола себагаи персавахан басах дан кебун лада, серта себагиан лаги джуга бердаган Пендудук кампуран Ачех-Минанг ини баньяк пула тердапат ди вилайа багиан селатан, йайту ди даэра секитар сусох, тапактуан, дан лабухан хаджи. Мерека баньяк ян сехари-харинья бербикара байк далам бахаса ачех маупун бахаса анеук джами, йаиту диалек хусус селекта сендири.
Акибат политик экспанси дан хубунган дипломатик Кесултанан Ачех Даруссалам ке вилайя секитарня, мака суку ачех джуга беркампур денг суку-суку Алас, Гайо, Каро, Ниас, дан Клуэт. Пенджикат кесатуан будая суку Ачех ян берасал дари бербагай кетурунан иту терутама иалах далам бахаса ачех, агама ислам, дан адат-истиадат хас сетемпат, себагаймана ян дирумускан олех султан исдама ундалам 9: 9000 мунда 9 [31]
Индия [sunting | sunting sumber]
Баньяк пула тердапат кетурунан бангса Индия ди танах Ачех, ян эрат хубунгання денган пердаганган дан пеньебаран агама Индуист-Будда дан ислам Ис тан ди Анах.Бангса Индия кебаньякан дари тамил дан гуджарат, ян кетурунання дапат дитемукан терсебар ди селурух ачех. Пенгару бангса Индия терлихат антара лэйн дари пенампилан будая дан дан физик пада себагиан оранг ачех, серта вариаси маканан ачех ян баньяк менггунакан кари. Баньяк пула нама-нама деса ян диамбил дари бахаса хинди, (contoh: Индра Пури), ян менцерминкан варисан кебудаян индус мас лалу.
Араб, Персия, дан Турки [sunting | sunting sumber]
« Sukèë Lhèë Reutōïh ban aneu ‘drang
Sukèë Ja Sandang jra haleuba.
Sukèë Ja Batèë na bachut-bachut;
Sukèë Imeum Peuët nyang gō’-gō ‘dōnya. «— Пуиси лисан ( хадих майя ) Далам
Де Атжехер , Снук Хургронье .
Бангса Арабский Ян Датанг Ке Ачех Баньяк Ян Берасал Дари Хадрамаут, Яман. Di antara para pendatang tersebut terdapat antara lain Марга-Марга Аль-Айдрус, Аль-Хабси, Аль-Аттас, Аль-Катири, Баджюбье, Сунгкар, Бавазье, Дан Лейн-Лан, Ян Семуанья Меропакан Марга-Марга Янгса Араба. [37] Мерека Датанг Себагай Улама Пеньебар Агама Ислам Дан Себагай Пердаганг. Даэра Сьюнаган Мисальня, Хинга Кини Теркенал Баньяк Мемилики Улама-Улама Кетурунан Саййид, Ян Оле Масьяракат Сетемпат Дихормати Денган Себутан Теунгку Джет Атау Хабиб . ди сеунаган баняк кетурунан дари улама бесар аль-кутб вуджуд хабиб абдуррахим бин сайид абдул кадир аль-кадири аль-джайлани ян дикенал денган хабиб сеунаган. Демикян пула, себагский султан Ачех адалах джуга кетурунан саййид.Кетурунан самека пада маса кини баньяк ян судах кавин кампур дэнган пендудук асли суку ачех, дан менгхилангкан нама марганья.
Terdapat pula keturunan bangsa Персия Ян Умумня Датанг Унтук Менебаркан Агама Дан Бердаганг, Седангкан Бангса Турки Умумня Диунданг Датанг Унтук Менджади Улама, Педаганг Сенджата, Пелатих Праджурад, Дан. Саат ини кетурунан бангса Персия дан Турки кебаньякан терсебар ди вилайя Ачех Бесар. [ бутух руджукан ] нама-нама воисан персия дан турки масих тетап дигунакан олех оранг ачех унтук менамай анак-анак самека, бахкан себутан банда далам нама кота банда аша-да-да-да-да банья ашаха да баха ашха-да-да-да-бхатхан банда ашаха да багадан-да-да-де-ла-джаньяса «Pelabuhan»).
Portugis [sunting | sunting sumber]
Keturunan bangsa Portugis terutama terdapat di wilayah Куала Дайя, Лам Но (Песезир Барат Ачех). Pelaut-pelaut Portugis di bawah pimpinan nakhoda Kapten Pinto, Ян Берлайар Хендак Менюю Малака, Sempat Singgah Дан Бердаганг ди Вилайя Лам Нет, ди мана себагианский ди антара самека лалу тинггал менетап ди сана. Sejarah mencatat peristiwa ini terjadi antara tahun 1492-1511, pada saat itu Lam No di bawah kekuasaan kerajaan kecil Lam No, pimpinan Raja Meureuhom Daya.Хингга саат ини, масих дапат дилихат кетурунан самика ян масих мемилики профиль вайлах эропа.
Бахаса [пение | sunting sumber]
- Артикул утама: Бахаса Ачех
Бахаса Ачех термасук далам келомпок Бахаса Ачех-Чамик, Кабанг Дари Румпун Бахаса Мелая-Полинезия, Кабанг Дари Румпун Бахаса Австронезия. Бахаса-бахаса ян мемилики кекерабатан тердекат денган бахаса Ачех адалах бахаса Чам, Роглай, Джарай, Радэ, Чру, Утсет дан Бахаса-Бахаса Лаиння Далам Румпун Бахаса Чамик, Янг Дайкан ДайрбоАданя ката-ката пиньяман дари бахаса бахаса мон-кхмерский менунджуккан кемунгкинан ненек-мойанг суку ачех бердиам ди семенанджунг мелайу атау Таиланд селатан ян бербатасан денган пара пенутур мон-кхмер, себелум бермиграси ке сума. Косаката бахаса Ачех баньяк диперкая оле серапан дари бахаса Санскерта дан бахаса араб, ян терутама далам биданг-биданг агама, хукум, пемеринтахан, перанг, сени, дан илму. Селама берабад-абад бахаса Ачех джуга баньяк меньерип дари бахаса мелаю. Бахаса Мелайу дан бахаса Минангкабау адалах керабат бахаса Ачех-чамик ян селанджутня, йайту сама-сама терголонг далам румпун бахаса Мелайю-Полинезия Барат.
Rencong, senjata tradisional orang Atjeh.Секеломпок иммигран бербахаса Чамик терсебут муланья дидуга ханя менгуасай даэра ян кечил саджа, йайту пелабухан Банда Ачех ди Ачех Бесар. Марко Поло (1292) menyatakan bahwa di Aceh saat itu terdapat 8 kerajaan-kerajaan kecil, yang masing-masing memiliki bahasanya sendiri. Perluasan kekuasaan terhadap kerajaan-kerajaan pantai lainnya, terutama Pedir atau Pidie, Pasai, dan Daya, dan penyerapan penduduk secara perlahan selama 400 тахун, ахирня-мембуат бахаса-пендуджах ди-ди-ад-ди-ад-ди-ад-ди-ад-ди-ад-де-Бе. Панда.Para penutur bahasa asli lainnya, кемудиан джуга тердесак ке педаламан олех para penutur бербахаса ачех ян мембука перладанган.
Диалек-диалек Бахаса Ачех ян тердапат ди лембах Ачех Бесар тербаги менджади дуа келомпок бесар, йаиту Tunong Баньякня диалек ян тердапат ди ачех бесар дан дай дайа, менунджуккан лебих ламанья вилайа-вилайя терсебут дихуни дарипада вилайа-вилайя лаиння.Di wilayah Pidie juga terdapat cukup banyak dialek, walaupun tidak sebanyak di Aceh Besar atau Daya. Dialek-dialek di sebelah timur Pidie dan di selatan Daya lebih homogen, sehingga dihubungkan dengan migrasi yang datang kemudian seiring dengan peluasan kekuasaan Kerajaan Aceh pasca tahun 1500.
Pemerintah daerah Aceh, antara lain melalui SK Gubernur No. 430/543/1986 dan Perda No. 2 tahun 1990mbentuk Lembaga Adat dan Kebudayaan Aceh (LAKA), денгандский мандаат , [45] Secara tidak langsung lembaga ini turut menjaga lestarinya bahasa Aceh, karena pada setiap kegiatan adat dan budaya, пеньямпайский kegiatan-kegiatan tersebut adalah далам бахаса ачех. [45] Демикян пула бахаса Ачех умум дигунакан далам бербагай урусан сехари хари ян диселенггаракан олех инстанси-инстанси пемеринтахан ди Ачех. [45]
Tarian [sunting | sunting sumber]
Тариан традиционный Ачен Менггамбаркан Варисан Адат, Агама, Дан Черита Ракйат Сетемпат. [46] Тари-Тариан Ачех умумня дибавакан секара беркеломпок, ди мана секеломпок пенари берасал дари денис келамин ян сама, дан посиси менарикання ада ян бердири маупун дудук. Белая дилихат дари мусик пенгирингня, тари-тариан терсебут дапат дикеломпоккан менджади дуа макам; йайту ян диринги денган вокал дан перкуси тубух пенаринья сендири, серта ян диринги денган ансамбель алат мусик.
Маканан хас [пение | sunting sumber]
Масакан Ачех теркенал баньяк менггунакан комбинаси ремпах-ремпах себагаймана ян биаса тердапат пада масакан индия дан араб, йайту джахе, мерика, кетумбар, джинтан, ченгких, каю манис, капулага, дан адас. [48] Бербагай Макам Маканан Ачех Димасак Денган Бумбу Гулай Атау Бумбу Кари Серта Сантан, Ян Умумня Дикомбинасикан Дэнган Дагинг, Сеперти Дагинг Кербау, Сапи, Камбинг, Икан, Дан Аям. [49] Беберапа репет тертенту секара традиционная ада ян мемакай ганджа себагай бумбу расикан пеньедап; халь мана джуга дитемуи пада беберапа масакан азия тенгара лаиння сеперти мисальня ди лаос, [50] намун кини бахан терсебут шуда тидак лаги дипакай. [51]
Маканан
Кудапан
- султан Искандар Муда, султан Ачех тербесар
- Теунгку Чик Ди Тиро, муджахид бесар пингхидуп кембали перджуанган Ачех мелаван беланда
- Tuanku Hasyim Banta Muda, panglima besar angkatan perang Aceh melawan Belanda
- Теуку Умар, Пахлаван Мелаван Беланда
- Cut Nyak Dhien, pahlawan perempuan melawan Belanda
- Cut Nyak Meutia, pahlawan perempuan melawan Belanda
- Теунгку Факина, Улама Перемпуан Дан Пахлаван Ачех Мелаван Беланда
- Daud Beureu’eh, pemimpin gerakan DI / TII Aceh
- Теуку Мохаммад Хасан, губернур Суматра Пертама
- Teuku Nyak Arief, Губернур Пертама Ачех
- Хасан Тиро, Пендири Геракан Ачех Мердека
- Исмаил аль-Асы, Улама Бесар Ачех
- Teuku Jacob, бапак палеоантропологов Индонезии
- Теуку Маркам, Пежуан Кемердекаан, Пенгусаха Дан Пенимбанг 38 кг Emas Monas
- Ибрагим Альфиан, Седжараван Дан Мантан Декан Факультас Шастра, UGM
- П. Ахмад Ариф, Буди Суварна, Арье Висанггени Гентонг (2 апреля 2013 г.). «Инилах Рахасия Келезатан Кари Ачех». Kompas. Diakses tanggal 16 июня 2014 года.
- Alamsyah (2008), Ensiklopedi Aceh: Adat, Bahasa, Geografi, Kesenian, Sejarah , Badan Rehabilitationasi & Rekonstruksi. Саткер Пемулихан дан Пенгембанган Биданг Агама, Сосиал, дан Будая
- Darrell T. Tryon, ed.(1995), Сравнительный австронезийский словарь: Введение в австронезийские исследования, часть 1 , Берлин: Вальтер де Грюйтер, ISBN 9783110127294
- Graf, Arndt; Шротер, Сюзанна; Wieringa, Edwin (2010), Aceh: история, политика и культура , 9 , Санта-Барбара, Калифорния: Институт Юго-Восточной Азии, ISBN 9789814279123
- Hurgronje, C. Snouck (1984), Ахенский , 1 , Лейден: Брилл Архив
- Ион А.Хэмиш; Эррингтон, Элизабет Джейн (1993), Великие державы и маленькие войны: пределы власти , Гринвудская издательская группа, ISBN 9780275939656
- Kartomi, Margaret J. (2012), Музыкальные путешествия на Суматре , Университет Иллинойс Пресс, ISBN 9780252036712
- Kuhnt-Saptodewo, Sri; Грабовски, Фолькер; Гроссхайм, Мартин (1997), Национализм и культурное возрождение в Юго-Восточной Азии: перспективы из центра и региона , Висбаден: Отто Харрассовиц Верлаг, ISBN 9783447039581
- Минахан, Джеймс Б.(2012), Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия: Энциклопедия , Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, LLC, ISBN 978-1-59884-660-7
- Поеспонегоро, Марвати Джоден; Нотосусанто, Нугрохо (2008), Седжарах, Индонезия: Заман Пертумбухан дан Перкембанган Кераджан-Кераджан Ислам ди Индонезии , 1 , Джакарта: Балай Пустака, ISBN 9789794074077
- Поеспонегоро, Марвати Джоден; Нотосусанто, Нугрохо (2008), Седжарах, Индонезия: Заман Пертумбухан дан Перкембанган Кераджан-Кераджан Ислам ди Индонезии , 3 , Джакарта: Балай Пустака, ISBN 9789794074091
- Рейд, Энтони (2006), Веранда насилия: история проблемы Ачех , Сингапур: NUS Press, ISBN 9789971693312