Авиакатастрофа в Непале. Еще одна трагедия в самом опасном аэропорту мира
Автор фото, EPA
Подпись к фото,
Аэропорт Тенцинг-Хиллари считается самым опасным в мире
Трое погибли, четверо ранены в результате авиакатастрофы в аэропорту Тенцинг-Хиллари непальского города Лукла.
Небольшой самолет Let-410 компании Summit Air, направлявшийся в Катманду, при взлете врезался в вертолет компании Manang Air и съехал с взлетной полосы, сообщил представитель министерства гражданской авиации Непала.
Обе эти компании частные и в основном занимаются доставкой альпинистов, туристов и местных жителей в труднодоступные районы Непала.
Среди погибших — пилот самолета и двое полицейских, стоявших рядом с вертолетом. Пилот и один из полицейских погибли на месте, второй полицейский скончался в больнице.
Самый опасный
Небольшой аэропорт города Лукла, который часто называют воротами в Гималаи, — единственный в районе Эвереста, он находится на высоте 2 845 метров над уровнем моря и считается самым опасным в мире из-за короткой взлетно-посадочной полосы и горного рельефа, усложняющего посадку.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,
Среди погибших — пилот самолета и двое полицейских, стоявших рядом с вертолетом
Один из торцов взлетной полосы длиной 527 метров упирается в край обрыва, уходящего в семисотметровую пропасть. С другой стороны ВПП упирается в подножье горного хребта.
Вследствие сильного уклона полосы торцы ВПП различаются по высоте на 60 метров. Аэропорт часто закрыт из-за сильного ветра или густой облачности.
Из-за чрезвычайно сложных условий здесь разрешено приземляться лишь опытным пилотам, совершившим не менее ста посадок и взлетов на короткой ВПП, проработавших в таких условиях не менее года в Непале и совершивших не менее 10 посадок и взлетов в Лукле под наблюдением специального пилота-инструктора.
Власти обещали до 2020 года построить здесь отдельные площадки для вертолетов.
Аэропорт, названный в честь первых покорителей Эвереста Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари, особо загружен в апреле, когда начинается весенний сезон для альпинистов.
Непальские авиалинии
В последние годы гражданская авиация Непала вследствие притока туристов значительно увеличила число рейсов в отдаленные районы Гималаев, куда часто невозможно добраться наземным транспортом.
Однако безопасность полетов в стране оставляет желать лучшего из-за слабой подготовки пилотов и нередко низкого уровня обслуживания авиатехники.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,
Самолет Let-410 компании Summit Air при взлете врезался в вертолет и съехал с взлетной полосы
В феврале в Непале при катастрофе вертолета погибло семь человек, в том числе — министр культуры, туризма и гражданской авиации Непала Рабиндра Адхикари.
Европейский союз запретил по соображениям безопасности полеты самолетов всех непальских авиакомпаний в своем воздушном пространстве.
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/Непал | Traveler Alex Zvyaga
Очень многие люди боятся авиаперелетов, в том числе и я, и у всех свои причины.
Авиакомпания «Снежный человек»
Авиакомпания «Снежный человек»
Конечно, сильно влияют на спокойствие полета погодные и природные факторы, в особенности плохая видимость, ветер и горная местность.
Взлет в Катманду
Взлет в Катманду
Еще один важнейший фактор – это опыт и мастерство экипажа.
Наш летчик, в Катманду
Наш летчик, в Катманду
Все прекрасно понимают, что наиболее опасные маневры во время взлета и посадки самолета, они требуют от пилотов особой сосредоточенности и мастерства.
В иллюминаторе Гималаи
В иллюминаторе Гималаи
Без права на ошибку — так можно описать работу одного из самых опасных и сложных в мире аэропортов, который находится в Гималайских горах в поселке Лукла государства Непал.
Аэропорт Лукла, самолет начинает разгон
Аэропорт Лукла, самолет начинает разгон
Опасней этого аэропорта в Непале, есть только ледяная взлетно-посадочная полоса в Антарктиде и очень короткая (396 м.) полоса на острове в Карибском море.
Первые покорители Эвереста добирались до Луклы, небольшой деревеньки на высоте 2860 метров, из Катманду пешком за 3 недели и естественно весь груз несли на себе носильщики.
Поселок Лукла
Поселок Лукла
В 1964 году построили гравийную полосу, и только уже в 2001 г. заасфальтировали.
Выгрузка
Выгрузка
Название аэропорту дали в честь первых восходителей на Эверест «имени Тенцинга и Хиллари».
Первые покорители Эвереста, плакат внутри здания аэропорта
Первые покорители Эвереста, плакат внутри здания аэропорта
Экстремальность аэропорта в том, что нужно посадить самолет на короткую полосу длиной 527 метров, зажатую с одной стороны скалой, а с другой обрывом, находящуюся на высоте 2860 метров над уровнем моря, где разряженный воздух.
Самолет начинает разгон по полосе
Самолет начинает разгон по полосе
Уйти на второй заход, если что-то пошло не так, не получится.
Взлетает
Взлетает
Полоса сделана с уклоном, чтобы при посадке сразу начать тормозить и успеть до скалы, а при взлете набирать дополнительный разгон, чтобы успеть взлететь до обрыва.
10 секунд, полет нормальный
10 секунд, полет нормальный
Все вручную, без автопилота, кабина пилотов открыта и можно увидеть как перед посадкой они молятся.
Кабина пилотов, их двое
Кабина пилотов, их двое
Конечно здесь бывали авиакатастрофы, не хочется расписывать неприятности, но было около 10 аварий за все годы работы аэродрома и я считаю это не очень много, если учесть, что за год аэропорт обслуживает 25000 пассажиров.
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/Непал
В Луклу летают только самолёты с укороченным взлётом и посадкой, типа немецкого Dornier 228 и канадского DHC-6 Twin Otter, грузоподъемность 1,5 – 2 тонны.
Погрузка багажа
Погрузка багажа
Перегружать самолет опасно, на борт берут 15 – 18 пассажиров плюю багаж и груз для нужд горных селений.
На больших то страшно летать, а здесь микроавтобус с крыльями, на лице ужас
На больших то страшно летать, а здесь микроавтобус с крыльями, на лице ужас
Здание терминала небольшое, там тесно и куча народу, особенно если рейсы задерживают.
Внутри аэропорта Лукла толпа туристов
Внутри аэропорта Лукла толпа туристов
Сувенирная лавка внутри аэропорта
Сувенирная лавка внутри аэропорта
Аэропорт работает только днем в светлое время суток с 6-30 до 15-30 и его работа сильно зависит от погодных условий.
Непогода
Непогода
А погодные условия в горах часто изменчивы и непредсказуемы, в плохую погоду полеты прекращаются и туристы подолгу застревают в Лукле или наоборот в Катманду.
Куда лететь не видно
Куда лететь не видно
Мы в Лукле застали такую ситуацию с плохой погодой, куча народу, гостиницы забиты.
По поселку ходит большое количество туристов, кто-то от безысходности расстраивается, а кто-то веселый ходит от бара к бару и так по кругу несколько дней.
Ждем погоду
Ждем погоду
Как только тучи немного разошлись в погодное окно влетели один за другим около семи самолетов всех авиакомпаний, это было очень зрелищно, мастерство пилотов на высшем уровне.
Пробились сквозь облака
Пробились сквозь облака
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/Непал
Тут же очень быстро все загрузились и сразу обратно в Катманду, в это же небольшое окно в облаках.
Удивило, что в самолете есть стюардесса
Удивило, что в самолете есть стюардесса
Лететь было, мягко говоря, волнительно, везде облака и горные склоны в нескольких метрах, местами пилот смотрел только в навигаторе, где лететь.
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/Непал
Есть возможность в плохую погоду улететь вертолетом, но стоимость билета кусается (500 $), здесь придется выбирать, если у Вас пропадает билет из Катманду на родину, поэтому нужно планировать всегда дни про запас на случай непогоды.
Спасительный вертолет
Спасительный вертолет
Полет Катманду – Лукла длится примерно 45 минут, стоимость билета 170 $.
45 минут страха и подлетаем к Катманду
45 минут страха и подлетаем к Катманду
Обязательно путешествуйте!
Подписывайтесь и ставьте лайки!
Спасибо!
Как устроен самый опасный в мире аэропорт: alexio_marziano — LiveJournal
Без права на ошибку — именно так кратко можно описать работу если не самого, то одного из самых опасных и сложных в мире аэропортов, который находится в Гималаях. Никаких вторых заходов, никаких выкатов за полосу — что-то пошло не так, и у нас 15-18 трупов. Короткий разбег, отрыв от края пропасти, торможение перед отвесной стенкой, наклон взлётки в 12 градусов — всё это особенности аэропорта «Тенцинга и Хиллари» в Лукле.
Полетаем?
Более подробно о том, как всё там устроено — читайте ниже!
Высоко, высоко в горах…
Во времена первовосходителей на Эверест, до Луклы, небольшой деревеньки на высоте 2860 метров, добирались из Катманду пешком за 3 недели. Все грузы, естественно, несли на себе портеры. Экспедиции на Эверест затягивались на долгие месяцы. Первый покоритель высочайшей на планете вершины Эдмунд Хиллари отблагодарил эти края, создав фонд, на средства которого и начал развиваться горный Непал. Над реками перекидывались мосты, в деревнях строились больницы и школы, обустраивались горные тропы. Строительный материал нужно было сюда чем-то завозить, поэтому в 1964 году в наиболее ровном и подходящем месте отсыпали гравийную взлётку, которая начала принимать легкие самолёты из Катманду. В 2001 году гравий залили битумом, положили сверху асфальт и построили новое здание терминала. А сам аэропорт переименовали из «Луклы» в «Тенцинга и Хиллари».
В чём же экстремальность этого аэропорта, о которой везде говорят и пишут? Всё просто: представьте, что вам нужно посадить самолёт с 18-ю пассажирами на палубу авианосца, с одной стороны которой 700-метровая пропасть с речкой на дне, а с другой — отвесная стенка «четырёхтысячника». И между ними — всего 527 метров. Представили? А теперь дополните картину тем, что этот авианосец тонет, и его корма поднялась над носом на 60 метров. Да-да, именно таков перепад высот между торцами взлётной полосы — целых 12%. Наблюдая из окна терминала за самолётами, уходящими на взлёт, кажется, что они съезжают прямиком в Преисподнюю.
Но, нет: еще несколько секунд, и они вновь предстают взору, взмывающими в небо над пропастью.
Торцы полосы пронумерованы цифрами: 24 — для взлёта, 6 — для посадки, чтобы, не дай бог, не перепутать. Уклон полосы сделан специально, чтобы облегчить взлёт и посадку. Взлетаешь — катишься под горку и набираешь дополнительную скорость, садишься — въезжаешь в гору и тормозишь.
Здесь не работают никакие системы навигации и помощи при посадке. Ну, кроме радиосвязи с диспетчером. Все взлёты и посадки пилоты осуществляют исключительно визуально. Без права на ошибку, которую, как известно, горы не прощают. Подход к ВПП зажат высокими горами, поэтому развернуться тут крайне непросто. А после пересечения реки Дудх-Коси на дне ущелья, и вовсе невозможно делать какие-либо маневры, вроде второго захода — сажай или умри. По наблюдениям туристов, которые находятся в полёте близко к открытой кабине, перед заходом на посадку пилоты молятся — прикладывают руку к губам, к голове и приборной доске.
Катастрофы
Наверняка вы спросите про «несчастные случаи на стройке». Конечно же они были, и не раз. В основном, катастрофы с жертвами случаются при посадке — либо от сильного удара о взлётку, либо от удара о скалу. Случалось это в 1991-м (погибло 14 человек), 2004-м (3 человека), 2008-м (18 человек) и в 2017-м (1 человек). На взлёте тоже были крушения: в 1973-м, 1992-м и 2005-м. Но тогда обходилось без жертв — было повреждение корпуса или шасси самолёта, с последующим его списанием. О том, что не всё так просто в этом аэропорту, говорят двери самолётов, которыми местные огораживают свои садовые участки.
Еще одна крупная катастрофа 2010 года, в которой погибло 14 человек, произошла не в самой Лукле, но по её «вине». Самолёт, вылетевший из Катманду, из-за неблагоприятных погодных условий в Лукле развернулся обратно и вследствие отказа генератора упал в 24 километрах к югу от Катманду.
Испугались? Но вы не приняли во внимание то, что все эти катастрофы произошли за 54 года работы аэропорта! Такой низкий процент аварийности объясняется высоким мастерством пилотов, выполняющих регулярные рейсы из Катманду в Луклу. А за год этими рейсами перевозят около 25000 туристов, идущих к Эвересту или на него.
Посадка в аэропорту Луклы — аттракцион не для слабонервных. В сети можно найти массу видеозаписей, на которых в момент соприкосновения шасси с полосой слышны крики испуга. В том числе и мужские.
«Девушка, когда следующий самолётик до Катманду?»
Аэропорт Тэнцинга и Хиллари принимает самолёты только в светлое время суток с 6:30 до 15:30 часов. Но не подумайте, что работает он по расписанию. Как я уже говорил, взлёт и посадка осуществляется только визуально, поэтому при плохих погодных условиях полёты прекращаются. Порою, туристы могут неделю сидеть в Лукле, в ожидании синего неба над головой. Цены на жильё в это время взлетают до небес, люди теряют билеты на рейсы из Катманду к себе домой, опаздывают на работу, молятся богам и погодным сайтам. Но когда появляется погодное окно, и полёты возобновляются, то требуется еще пара дней, чтобы вывезти отсюда скопившуюся толпу. Составляют списки, графики, все ругаются, кричат, плачут.
Можно, конечно, плюнуть на всё и купить билет на вертолёт до Катманду за 500$, что в 3 раза дороже билета на самолёт. «Вертушки» летают и при плохих погодных условиях, кроме сильного тумана. В Катманду вам вернут деньги за авиабилет, тем самым как-то возместив затраты. Есть еще один вариант добраться из Луклы до цивилизации — пройтись пешком за 3-4 дня в ближайший населённый пункт (Jiri, Phaplu или Salleri), откуда можно уехать наземным транспортом. Но путь этот не из лёгких, учитывая общую усталость после эверестовского трека. Мы должны были вернуться в Phaplu (откуда и пришли) пешком, но отказались, купив билеты на самолёт.
Совет улетающим: имейте с собой запасные 400-500$ и закладывайте лишних 2-3 дня на поездку. И не берите билеты из Катманду впритык к прибытию из Луклы. Даже при хорошей погоде можно просидеть день в ожидании своего рейса, как это сделали мы. Вылететь должны были в 9, а по факту получилось только в 13 часов — рейсы задержали из-за высокой загрузки аэропорта Катманду.
Первым делом самолёты!
Авиалиния Катманду—Лукла обслуживается четырьмя авиакомпаниями: Sita Air, Nepal Airlines, Tara Airlines, и Yeti Airlines. Их офисы есть в Лукле — там же можно купить билеты. В некоторых населённых пунктах, вроде Намче Базар, есть агентства, которые за небольшую комиссию могут купить вам билеты по телефону. Стоимость билета в одну сторону — $170. Если вас много, то могут дать групповую скидку.
В Лукле могут сесть и взлететь только самолёты с с укороченным взлётом и посадкой. К примеру, немецкие Dornier 228 и канадские DHC-6 Twin Otter. Dornier легко узнать по длинному носу, в котором размещается дополнительное багажное отделение. Самолёты не новые, но поддерживаются в исправном состоянии, иначе аварии могут создать плохую репутацию, что убьёт всю экономику этих мест.
Грузоподъёмность этих самолётов — 1,5-2 тонны. А на борт по паспорту они берут 20 человек. Несложно посчитать, сколько груза может взять с собой каждый пассажир, разделив 2 тонны на 20 и убавив результат на средний вес человека в одежде и с ручной кладью. Получившиеся 20-30 килограмм совсем ни о чём, ведь для восхождения необходимо везти большое количество снаряжения. Перегрузка для такого самолёта очень чувствительна — из-за неё на взлёте совсем недавно в Катманду разбился самолёт с туристами. Поэтому количество пассажиров сейчас ограничивают 15-18 пассажирами.
В цену билета включен провоз 10 кг груза и 2-3 кг ручной клади. Если вес багажа проверяют, то на ручную кладь часто не обращают внимания.
Терминал
Терминал аэропорта — небольшое помещение, в котором постоянно толпы народа, шум, гам и толкотня. Компании требуют приходить на регистрацию за час, но не обещают вам своевременного отлёта. Если рейс задерживается, то в одном помещении скапливаются люди на несколько рейсов вперёд.
Багаж взвешивают и забирают грузчики, спуская сумки и рюкзаки по металлической горке в тележки. А пассажиры с ручной кладью проходят раздельный для женщин и мужчин контроль — рамка металлоискателя и быстрое ощупывание.
«Чистая зона» находится на первом этаже терминала и там очень холодно. Если просидеть несколько часов в ожидании рейса, можно основательно замёрзнуть. Поэтому лучше всего будет взять пару тёплых вещей с собой.
Есть буфет, где можно подкрепиться чипсами, батончикамии и фруктами.
В хорошую погоду высадка и посадка пассажиров происходят моментально, без перерывов на дозаправку и обслуживание. Самолёт приземлился, заехал в «карман», подъехал к терминалу, высадил людей, выгрузил багаж, и вот уже возле него стоит новая очередь на погрузку.
Пока пассажиры рассаживаются, прилетает следующий самолёт, который подруливает и встаёт за первым. А тот уже начинает рулёжку на полосу. И так по кругу, как карусель.
Бывает, что прилетает «грузовой» рейс, доверху забитый коробками с баночным пивом «Everest» и бутылками с водой, «Фантой», «Колой» и «Спрайтом». Отсюда этот ценный груз и начинает своё многодневное путешествие на мулах и яках к самому подножью Горы.
Мы как раз и летели на таком рейсе, дождавшись, когда его разгрузят.
В салоне самолёта довольно тесно — туда не возьмёшь крупные сумки, так как их просто некуда будет ставить. Всё своё можно держать только на коленях.
Даже в таком маленьком самолёте есть стюардесса, которая приглашает на посадку, проверяет ремни и иногда раздаёт тампоны для ушей, чтобы не оглохнуть от шума двигателей.
Поехали!
И вот самолёт стоит на отметке «24», двигатели переходят на полные обороты.
Самолёт катится, разгоняется и у самого края пропасти отрывается от полосы. Дух захватывает!
В замызганных стёклах иллюминаторов открываются потрясающие виды на лесистые горы и заснеженные вершины.
Если хотите увидеть Эверест, нужно садиться на правую сторону, когда летите из Луклы и на левую, если из Катманду.
Но даже если не увидите Эверест, то рассматривание террас — уже эстетическое удовольствие 🙂
Время полёта — всего 45 минут. Всё это время самолёт летит на небольшой высоте, облетая крупные скопления облаков — потрясающее зрелище!
В Катманду вы попадаете в терминал для внутренних авиарейсов. Что тут творится на выдаче багажа — не передать словами! Нужно пробиваться через толпу, выискивать глазами свои сумки и кричать, указывая на них. А потом еще выходить с ними обратно, держа багаж над головой.
Но при всех сложностях и страхах, полёт в Луклу на самолёте или обратно — хорошая возможность увидеть Катманду сверху, и это практически отдельный пункт программы знакомства с Непалом.
Полетали бы? 🙂
*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии: 1. Как попасть на Эверест? 2. Как пройти к Эвересту? 3. Подготовка к Непалу: Фотосумка 4. Подготовка к Непалу: Солнцезащитные очки 5. Подготовка к Непалу: Битва за килограмм! 6. Приключения походного чайника в Непале 7. Снаряжение для трека в Непале: что пригодилось и как отработало 8. День 1. Джиппинг Катманду — Саллери 9. День 2. Джанбеси-Нунтала 10. День 3. Нунтала-Бупса 11. День 4. Бупса — Сурке 12. День 5. Сурке — Джорсалле 13. День 6. Джорсалле— Тенгбоче 14. День 7. Тенгбоче — Дингбоче 15. День 8. Дингбоче — Лобуче 16. День 9. Лобуче — Фериче 17. День 10. Фериче — Намче 18. День 11. Намче — Лукла 19. Почему в Азии лучше быть веганом 20. Жизнь в нищете: один день в семье непальских шерпов
Аэропорт в Лукле (Непал): между горой и ущельем
Аэропорт в городе Лукла (восточный Непал) носит имена альпинистов Тенцинга Норгея из Непала и Эдмунда Хиллари из Новой Зеландии, первых покорителей Эвереста. Он один из самых загруженных аэроузлов в регионе. С прилёта в Луклу скалолазы начинают путь к гималайским «восьмитысячникам».
По статусу аэропорт региональный; по факту – международный, потому что сюда, в конечный пункт переброски для восхождения на главные вершины мира, прибывают альпинисты из всех стран. По условиям эксплуатации – экстремальный: опытные покорители вершин утверждают, что проще подняться на Эверест, чем удачно приземлиться на лётную полосу в Лукле.
Аэропорт находится на высоте почти 3 км над уровнем моря, между горным хребтом с пиками около 4000 м и ущельем глубиной 700 м. Один торец его лётной полосы расположен в нескольких метрах от края ущелья, второй – недалеко от склона горы. В районе аэропорта часто бывает высокая облачность из-за большой высоты, круглые сутки дуют ветра из-за разных температур воздуха над гребнями гор, на их склонах и в низине долины.
ВПП длиной 527 м, шириной 20 м проложена по склону с углом 12º. Полёты выполняются на самолетах Dornier-228, Twin Otter с укороченными характеристиками взлёта и посадки. Грузоподъемность машин не превышает двух тонн, посадочных мест на борту не больше 20. Действуют строгие нормы для веса груза: пассажир имеет право провезти багаж не тяжелее 10 кг и ручную кладь весом до 2 кг. Если самолёту угрожает перегрузка, багаж отправляется другим бортом, поэтому от пассажиров требуют крупно подписывать свою кладь и указывать номер телефона.
Условия для взлётов и посадок чрезвычайно трудные. Близость высоких гор не позволяет пилотам в случае осложнений при посадке зайти на второй круг, приземление возможно с единственной попытки. Из-за высокой облачности, постоянных ветров, неустойчивой погоды рейсы часто переносят, их задержка – от одного–двух часов и до нескольких дней. Из-за отсутствия искусственного освещения полёты осуществляются в светлое время при хорошей видимости. Взлёты и посадки исполняются без помощи электроники, по инструкциям, на основе визуального наблюдения. Рейсы в Луклу выполняют из столицы Непала Катманду несколько авиакомпаний. Ежегодно услугами «воздушных ворот» Гималаев пользуется примерно 25000 человек.
Автор: Татьяна Ашихмина
Аэропорт Лукла (Гималаи) — Risk.ru
Если вам пока ещё ни разу не довелось взлетать или садится на палубу авианосца, то за новыми острыми ощущениями вам прямой путь в Луклу!
Лукла, Непал. Воздушные, и единственные, ворота в Национальный парк Сагарматха, Гималаи. Проезжих дорог и другого транспорта кроме авиационного сюда нет. Полное название- аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (Тэнцинг (Непал) и Хиллари (Новая Зеландия) — первые покорители Эвереста, 1953г.) Как-то канал History Channel, в передаче «Most Extreme Airports», назвал этот аэропорт самым экстремальным аэропортом в мире. Аэропорт действительно уникален: он расположен в горах на склоне ущелья на высоте 2860м. Короткая взлётно-посадочная полоса, 527м., с одного торца упирается в четырёхтысячный хребет, с другого в семисотметровую пропасть. Пропасть заканчивается труднопроходимой горной рекой Дудх_Коси, сплав по которой считается одним из сложнейших на планете. Более того, взлётно-посадочная полоса (ВПП) расположена ещё и под уклоном в 12%. Из-за такого большого уклона торцы ВПП различаются по высоте на 60 метров!
Ну и в добавок ко всему, взлёты и посадки выполняются исключительно по VFR, то есть по Правилам визуальных полётов, так как из навигационного оборудования в аэропорту есть пока только радиостанция. Посадочная полоса в Лукле действительно немного похожа на авианосец, только для усиления ощущений палуба ещё и наклонена, ну и заканчивается в добавок ещё и семисотметровым обрывом. Как бы то ни было, другого реального способа попасть из Катманду в Национальный парк Сагарма́тха нет. Сагарма́тха это непальское название высочайшей вершины мира, более всем нам известной как Джомолу́нгма (тиб.) или Эвере́ст (англ.), 8848 м. Посадка самолёта в Лукле выглядит примерно так: