Авиакатастрофа в Непале. Еще одна трагедия в самом опасном аэропорту мира
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Аэропорт Тенцинг-Хиллари считается самым опасным в мире
Трое погибли, четверо ранены в результате авиакатастрофы в аэропорту Тенцинг-Хиллари непальского города Лукла.
Небольшой самолет Let-410 компании Summit Air, направлявшийся в Катманду, при взлете врезался в вертолет компании Manang Air и съехал с взлетной полосы, сообщил представитель министерства гражданской авиации Непала.
Обе эти компании частные и в основном занимаются доставкой альпинистов, туристов и местных жителей в труднодоступные районы Непала.
Среди погибших — пилот самолета и двое полицейских, стоявших рядом с вертолетом. Пилот и один из полицейских погибли на месте, второй полицейский скончался в больнице.
Самый опасный
Небольшой аэропорт города Лукла, который часто называют воротами в Гималаи, — единственный в районе Эвереста, он находится на высоте 2 845 метров над уровнем моря и считается самым опасным в мире из-за короткой взлетно-посадочной полосы и горного рельефа, усложняющего посадку.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Среди погибших — пилот самолета и двое полицейских, стоявших рядом с вертолетом
Один из торцов взлетной полосы длиной 527 метров упирается в край обрыва, уходящего в семисотметровую пропасть. С другой стороны ВПП упирается в подножье горного хребта.
Вследствие сильного уклона полосы торцы ВПП различаются по высоте на 60 метров. Аэропорт часто закрыт из-за сильного ветра или густой облачности.
Из-за чрезвычайно сложных условий здесь разрешено приземляться лишь опытным пилотам, совершившим не менее ста посадок и взлетов на короткой ВПП, проработавших в таких условиях не менее года в Непале и совершивших не менее 10 посадок и взлетов в Лукле под наблюдением специального пилота-инструктора.
Власти обещали до 2020 года построить здесь отдельные площадки для вертолетов.
Аэропорт, названный в честь первых покорителей Эвереста Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари, особо загружен в апреле, когда начинается весенний сезон для альпинистов.
Непальские авиалинии
В последние годы гражданская авиация Непала вследствие притока туристов значительно увеличила число рейсов в отдаленные районы Гималаев, куда часто невозможно добраться наземным транспортом.
Однако безопасность полетов в стране оставляет желать лучшего из-за слабой подготовки пилотов и нередко низкого уровня обслуживания авиатехники.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Самолет Let-410 компании Summit Air при взлете врезался в вертолет и съехал с взлетной полосы
В феврале в Непале при катастрофе вертолета погибло семь человек, в том числе — министр культуры, туризма и гражданской авиации Непала Рабиндра Адхикари.
Европейский союз запретил по соображениям безопасности полеты самолетов всех непальских авиакомпаний в своем воздушном пространстве.
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/Непал | Traveler Alex Zvyaga
Очень многие люди боятся авиаперелетов, в том числе и я, и у всех свои причины.
Авиакомпания «Снежный человек»Авиакомпания «Снежный человек»
Конечно, сильно влияют на спокойствие полета погодные и природные факторы, в особенности плохая видимость, ветер и горная местность.
Взлет в КатмандуВзлет в Катманду
Еще один важнейший фактор – это опыт и мастерство экипажа.
Наш летчик, в КатмандуНаш летчик, в Катманду
Все прекрасно понимают, что наиболее опасные маневры во время взлета и посадки самолета, они требуют от пилотов особой сосредоточенности и мастерства.
В иллюминаторе ГималаиВ иллюминаторе Гималаи
Без права на ошибку — так можно описать работу одного из самых опасных и сложных в мире аэропортов, который находится в Гималайских горах в поселке Лукла государства Непал.
Аэропорт Лукла, самолет начинает разгонАэропорт Лукла, самолет начинает разгон
Опасней этого аэропорта в Непале, есть только ледяная взлетно-посадочная полоса в Антарктиде и очень короткая (396 м.) полоса на острове в Карибском море.
Первые покорители Эвереста добирались до Луклы, небольшой деревеньки на высоте 2860 метров, из Катманду пешком за 3 недели и естественно весь груз несли на себе носильщики.
Поселок ЛуклаПоселок Лукла
В 1964 году построили гравийную полосу, и только уже в 2001 г. заасфальтировали.
ВыгрузкаВыгрузка
Название аэропорту дали в честь первых восходителей на Эверест «имени Тенцинга и Хиллари».
Первые покорители Эвереста, плакат внутри здания аэропортаПервые покорители Эвереста, плакат внутри здания аэропорта
Экстремальность аэропорта в том, что нужно посадить самолет на короткую полосу длиной 527 метров, зажатую с одной стороны скалой, а с другой обрывом, находящуюся на высоте 2860 метров над уровнем моря, где разряженный воздух.
Самолет начинает разгон по полосеСамолет начинает разгон по полосе
Уйти на второй заход, если что-то пошло не так, не получится.
ВзлетаетВзлетает
Полоса сделана с уклоном, чтобы при посадке сразу начать тормозить и успеть до скалы, а при взлете набирать дополнительный разгон, чтобы успеть взлететь до обрыва.
10 секунд, полет нормальный10 секунд, полет нормальный
Все вручную, без автопилота, кабина пилотов открыта и можно увидеть как перед посадкой они молятся.
Кабина пилотов, их двоеКабина пилотов, их двое
Конечно здесь бывали авиакатастрофы, не хочется расписывать неприятности, но было около 10 аварий за все годы работы аэродрома и я считаю это не очень много, если учесть, что за год аэропорт обслуживает 25000 пассажиров.
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/НепалВ Луклу летают только самолёты с укороченным взлётом и посадкой, типа немецкого Dornier 228 и канадского DHC-6 Twin Otter, грузоподъемность 1,5 – 2 тонны.
Погрузка багажаПогрузка багажа
Перегружать самолет опасно, на борт берут 15 – 18 пассажиров плюю багаж и груз для нужд горных селений.
На больших то страшно летать, а здесь микроавтобус с крыльями, на лице ужасНа больших то страшно летать, а здесь микроавтобус с крыльями, на лице ужас
Здание терминала небольшое, там тесно и куча народу, особенно если рейсы задерживают.
Внутри аэропорта Лукла толпа туристовВнутри аэропорта Лукла толпа туристов
Сувенирная лавка внутри аэропортаСувенирная лавка внутри аэропорта
Аэропорт работает только днем в светлое время суток с 6-30 до 15-30 и его работа сильно зависит от погодных условий.
НепогодаНепогода
А погодные условия в горах часто изменчивы и непредсказуемы, в плохую погоду полеты прекращаются и туристы подолгу застревают в Лукле или наоборот в Катманду.
Куда лететь не видноКуда лететь не видно
Мы в Лукле застали такую ситуацию с плохой погодой, куча народу, гостиницы забиты.
По поселку ходит большое количество туристов, кто-то от безысходности расстраивается, а кто-то веселый ходит от бара к бару и так по кругу несколько дней.
Ждем погодуЖдем погоду
Как только тучи немного разошлись в погодное окно влетели один за другим около семи самолетов всех авиакомпаний, это было очень зрелищно, мастерство пилотов на высшем уровне.
Пробились сквозь облакаПробились сквозь облака
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/НепалТут же очень быстро все загрузились и сразу обратно в Катманду, в это же небольшое окно в облаках.
Удивило, что в самолете есть стюардессаУдивило, что в самолете есть стюардесса
Лететь было, мягко говоря, волнительно, везде облака и горные склоны в нескольких метрах, местами пилот смотрел только в навигаторе, где лететь.
Самый опасный аэропорт в мире/Лукла/НепалЕсть возможность в плохую погоду улететь вертолетом, но стоимость билета кусается (500 $), здесь придется выбирать, если у Вас пропадает билет из Катманду на родину, поэтому нужно планировать всегда дни про запас на случай непогоды.
Спасительный вертолетСпасительный вертолет
Полет Катманду – Лукла длится примерно 45 минут, стоимость билета 170 $.
45 минут страха и подлетаем к Катманду45 минут страха и подлетаем к Катманду
Обязательно путешествуйте!
Подписывайтесь и ставьте лайки!
Спасибо!
Как устроен самый опасный в мире аэропорт: alexio_marziano — LiveJournal
Без права на ошибку — именно так кратко можно описать работу если не самого, то одного из самых опасных и сложных в мире аэропортов, который находится в Гималаях. Никаких вторых заходов, никаких выкатов за полосу — что-то пошло не так, и у нас 15-18 трупов. Короткий разбег, отрыв от края пропасти, торможение перед отвесной стенкой, наклон взлётки в 12 градусов — всё это особенности аэропорта «Тенцинга и Хиллари» в Лукле.Полетаем?
Более подробно о том, как всё там устроено — читайте ниже!
Высоко, высоко в горах…
Во времена первовосходителей на Эверест, до Луклы, небольшой деревеньки на высоте 2860 метров, добирались из Катманду пешком за 3 недели. Все грузы, естественно, несли на себе портеры. Экспедиции на Эверест затягивались на долгие месяцы. Первый покоритель высочайшей на планете вершины Эдмунд Хиллари отблагодарил эти края, создав фонд, на средства которого и начал развиваться горный Непал. Над реками перекидывались мосты, в деревнях строились больницы и школы, обустраивались горные тропы. Строительный материал нужно было сюда чем-то завозить, поэтому в 1964 году в наиболее ровном и подходящем месте отсыпали гравийную взлётку, которая начала принимать легкие самолёты из Катманду. В 2001 году гравий залили битумом, положили сверху асфальт и построили новое здание терминала. А сам аэропорт переименовали из «Луклы» в «Тенцинга и Хиллари».
В чём же экстремальность этого аэропорта, о которой везде говорят и пишут? Всё просто: представьте, что вам нужно посадить самолёт с 18-ю пассажирами на палубу авианосца, с одной стороны которой 700-метровая пропасть с речкой на дне, а с другой — отвесная стенка «четырёхтысячника». И между ними — всего 527 метров. Представили? А теперь дополните картину тем, что этот авианосец тонет, и его корма поднялась над носом на 60 метров. Да-да, именно таков перепад высот между торцами взлётной полосы — целых 12%. Наблюдая из окна терминала за самолётами, уходящими на взлёт, кажется, что они съезжают прямиком в Преисподнюю.
Но, нет: еще несколько секунд, и они вновь предстают взору, взмывающими в небо над пропастью.
Торцы полосы пронумерованы цифрами: 24 — для взлёта, 6 — для посадки, чтобы, не дай бог, не перепутать. Уклон полосы сделан специально, чтобы облегчить взлёт и посадку. Взлетаешь — катишься под горку и набираешь дополнительную скорость, садишься — въезжаешь в гору и тормозишь.
Здесь не работают никакие системы навигации и помощи при посадке. Ну, кроме радиосвязи с диспетчером. Все взлёты и посадки пилоты осуществляют исключительно визуально. Без права на ошибку, которую, как известно, горы не прощают. Подход к ВПП зажат высокими горами, поэтому развернуться тут крайне непросто. А после пересечения реки Дудх-Коси на дне ущелья, и вовсе невозможно делать какие-либо маневры, вроде второго захода — сажай или умри. По наблюдениям туристов, которые находятся в полёте близко к открытой кабине, перед заходом на посадку пилоты молятся — прикладывают руку к губам, к голове и приборной доске.
Катастрофы
Наверняка вы спросите про «несчастные случаи на стройке». Конечно же они были, и не раз. В основном, катастрофы с жертвами случаются при посадке — либо от сильного удара о взлётку, либо от удара о скалу. Случалось это в 1991-м (погибло 14 человек), 2004-м (3 человека), 2008-м (18 человек) и в 2017-м (1 человек). На взлёте тоже были крушения: в 1973-м, 1992-м и 2005-м. Но тогда обходилось без жертв — было повреждение корпуса или шасси самолёта, с последующим его списанием. О том, что не всё так просто в этом аэропорту, говорят двери самолётов, которыми местные огораживают свои садовые участки.
Еще одна крупная катастрофа 2010 года, в которой погибло 14 человек, произошла не в самой Лукле, но по её «вине». Самолёт, вылетевший из Катманду, из-за неблагоприятных погодных условий в Лукле развернулся обратно и вследствие отказа генератора упал в 24 километрах к югу от Катманду.
Испугались? Но вы не приняли во внимание то, что все эти катастрофы произошли за 54 года работы аэропорта! Такой низкий процент аварийности объясняется высоким мастерством пилотов, выполняющих регулярные рейсы из Катманду в Луклу. А за год этими рейсами перевозят около 25000 туристов, идущих к Эвересту или на него.
Посадка в аэропорту Луклы — аттракцион не для слабонервных. В сети можно найти массу видеозаписей, на которых в момент соприкосновения шасси с полосой слышны крики испуга. В том числе и мужские.
«Девушка, когда следующий самолётик до Катманду?»
Аэропорт Тэнцинга и Хиллари принимает самолёты только в светлое время суток с 6:30 до 15:30 часов. Но не подумайте, что работает он по расписанию. Как я уже говорил, взлёт и посадка осуществляется только визуально, поэтому при плохих погодных условиях полёты прекращаются. Порою, туристы могут неделю сидеть в Лукле, в ожидании синего неба над головой. Цены на жильё в это время взлетают до небес, люди теряют билеты на рейсы из Катманду к себе домой, опаздывают на работу, молятся богам и погодным сайтам. Но когда появляется погодное окно, и полёты возобновляются, то требуется еще пара дней, чтобы вывезти отсюда скопившуюся толпу. Составляют списки, графики, все ругаются, кричат, плачут.
Можно, конечно, плюнуть на всё и купить билет на вертолёт до Катманду за 500$, что в 3 раза дороже билета на самолёт. «Вертушки» летают и при плохих погодных условиях, кроме сильного тумана. В Катманду вам вернут деньги за авиабилет, тем самым как-то возместив затраты. Есть еще один вариант добраться из Луклы до цивилизации — пройтись пешком за 3-4 дня в ближайший населённый пункт (Jiri, Phaplu или Salleri), откуда можно уехать наземным транспортом. Но путь этот не из лёгких, учитывая общую усталость после эверестовского трека. Мы должны были вернуться в Phaplu (откуда и пришли) пешком, но отказались, купив билеты на самолёт.
Совет улетающим: имейте с собой запасные 400-500$ и закладывайте лишних 2-3 дня на поездку. И не берите билеты из Катманду впритык к прибытию из Луклы. Даже при хорошей погоде можно просидеть день в ожидании своего рейса, как это сделали мы. Вылететь должны были в 9, а по факту получилось только в 13 часов — рейсы задержали из-за высокой загрузки аэропорта Катманду.
Первым делом самолёты!
Авиалиния Катманду—Лукла обслуживается четырьмя авиакомпаниями: Sita Air, Nepal Airlines, Tara Airlines, и Yeti Airlines. Их офисы есть в Лукле — там же можно купить билеты. В некоторых населённых пунктах, вроде Намче Базар, есть агентства, которые за небольшую комиссию могут купить вам билеты по телефону. Стоимость билета в одну сторону — $170. Если вас много, то могут дать групповую скидку.
В Лукле могут сесть и взлететь только самолёты с с укороченным взлётом и посадкой. К примеру, немецкие Dornier 228 и канадские DHC-6 Twin Otter. Dornier легко узнать по длинному носу, в котором размещается дополнительное багажное отделение. Самолёты не новые, но поддерживаются в исправном состоянии, иначе аварии могут создать плохую репутацию, что убьёт всю экономику этих мест.
Грузоподъёмность этих самолётов — 1,5-2 тонны. А на борт по паспорту они берут 20 человек. Несложно посчитать, сколько груза может взять с собой каждый пассажир, разделив 2 тонны на 20 и убавив результат на средний вес человека в одежде и с ручной кладью. Получившиеся 20-30 килограмм совсем ни о чём, ведь для восхождения необходимо везти большое количество снаряжения. Перегрузка для такого самолёта очень чувствительна — из-за неё на взлёте совсем недавно в Катманду разбился самолёт с туристами. Поэтому количество пассажиров сейчас ограничивают 15-18 пассажирами.
В цену билета включен провоз 10 кг груза и 2-3 кг ручной клади. Если вес багажа проверяют, то на ручную кладь часто не обращают внимания.
Терминал
Терминал аэропорта — небольшое помещение, в котором постоянно толпы народа, шум, гам и толкотня. Компании требуют приходить на регистрацию за час, но не обещают вам своевременного отлёта. Если рейс задерживается, то в одном помещении скапливаются люди на несколько рейсов вперёд.
Багаж взвешивают и забирают грузчики, спуская сумки и рюкзаки по металлической горке в тележки. А пассажиры с ручной кладью проходят раздельный для женщин и мужчин контроль — рамка металлоискателя и быстрое ощупывание.
«Чистая зона» находится на первом этаже терминала и там очень холодно. Если просидеть несколько часов в ожидании рейса, можно основательно замёрзнуть. Поэтому лучше всего будет взять пару тёплых вещей с собой.
Есть буфет, где можно подкрепиться чипсами, батончикамии и фруктами.
В хорошую погоду высадка и посадка пассажиров происходят моментально, без перерывов на дозаправку и обслуживание. Самолёт приземлился, заехал в «карман», подъехал к терминалу, высадил людей, выгрузил багаж, и вот уже возле него стоит новая очередь на погрузку.
Пока пассажиры рассаживаются, прилетает следующий самолёт, который подруливает и встаёт за первым. А тот уже начинает рулёжку на полосу. И так по кругу, как карусель.
Бывает, что прилетает «грузовой» рейс, доверху забитый коробками с баночным пивом «Everest» и бутылками с водой, «Фантой», «Колой» и «Спрайтом». Отсюда этот ценный груз и начинает своё многодневное путешествие на мулах и яках к самому подножью Горы.
Мы как раз и летели на таком рейсе, дождавшись, когда его разгрузят.
В салоне самолёта довольно тесно — туда не возьмёшь крупные сумки, так как их просто некуда будет ставить. Всё своё можно держать только на коленях.
Даже в таком маленьком самолёте есть стюардесса, которая приглашает на посадку, проверяет ремни и иногда раздаёт тампоны для ушей, чтобы не оглохнуть от шума двигателей.
Поехали!
И вот самолёт стоит на отметке «24», двигатели переходят на полные обороты.
Самолёт катится, разгоняется и у самого края пропасти отрывается от полосы. Дух захватывает!
В замызганных стёклах иллюминаторов открываются потрясающие виды на лесистые горы и заснеженные вершины.
Если хотите увидеть Эверест, нужно садиться на правую сторону, когда летите из Луклы и на левую, если из Катманду.
Но даже если не увидите Эверест, то рассматривание террас — уже эстетическое удовольствие 🙂
Время полёта — всего 45 минут. Всё это время самолёт летит на небольшой высоте, облетая крупные скопления облаков — потрясающее зрелище!
В Катманду вы попадаете в терминал для внутренних авиарейсов. Что тут творится на выдаче багажа — не передать словами! Нужно пробиваться через толпу, выискивать глазами свои сумки и кричать, указывая на них. А потом еще выходить с ними обратно, держа багаж над головой.
Но при всех сложностях и страхах, полёт в Луклу на самолёте или обратно — хорошая возможность увидеть Катманду сверху, и это практически отдельный пункт программы знакомства с Непалом.
Полетали бы? 🙂
*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии:
1. Как попасть на Эверест?
2. Как пройти к Эвересту?
3. Подготовка к Непалу: Фотосумка
4. Подготовка к Непалу: Солнцезащитные очки
5. Подготовка к Непалу: Битва за килограмм!
6. Приключения походного чайника в Непале
7. Снаряжение для трека в Непале: что пригодилось и как отработало
8. День 1. Джиппинг Катманду — Саллери
9. День 2. Джанбеси-Нунтала
10. День 3. Нунтала-Бупса
11. День 4. Бупса — Сурке
12. День 5. Сурке — Джорсалле
13. День 6. Джорсалле— Тенгбоче
14. День 7. Тенгбоче — Дингбоче
15. День 8. Дингбоче — Лобуче
16. День 9. Лобуче — Фериче
17. День 10. Фериче — Намче
18. День 11. Намче — Лукла
19. Почему в Азии лучше быть веганом
20. Жизнь в нищете: один день в семье непальских шерпов
Аэропорт в Лукле (Непал): между горой и ущельем
Аэропорт в городе Лукла (восточный Непал) носит имена альпинистов Тенцинга Норгея из Непала и Эдмунда Хиллари из Новой Зеландии, первых покорителей Эвереста. Он один из самых загруженных аэроузлов в регионе. С прилёта в Луклу скалолазы начинают путь к гималайским «восьмитысячникам».
По статусу аэропорт региональный; по факту – международный, потому что сюда, в конечный пункт переброски для восхождения на главные вершины мира, прибывают альпинисты из всех стран. По условиям эксплуатации – экстремальный: опытные покорители вершин утверждают, что проще подняться на Эверест, чем удачно приземлиться на лётную полосу в Лукле.
Аэропорт находится на высоте почти 3 км над уровнем моря, между горным хребтом с пиками около 4000 м и ущельем глубиной 700 м. Один торец его лётной полосы расположен в нескольких метрах от края ущелья, второй – недалеко от склона горы. В районе аэропорта часто бывает высокая облачность из-за большой высоты, круглые сутки дуют ветра из-за разных температур воздуха над гребнями гор, на их склонах и в низине долины.
ВПП длиной 527 м, шириной 20 м проложена по склону с углом 12º. Полёты выполняются на самолетах Dornier-228, Twin Otter с укороченными характеристиками взлёта и посадки. Грузоподъемность машин не превышает двух тонн, посадочных мест на борту не больше 20. Действуют строгие нормы для веса груза: пассажир имеет право провезти багаж не тяжелее 10 кг и ручную кладь весом до 2 кг. Если самолёту угрожает перегрузка, багаж отправляется другим бортом, поэтому от пассажиров требуют крупно подписывать свою кладь и указывать номер телефона.
Условия для взлётов и посадок чрезвычайно трудные. Близость высоких гор не позволяет пилотам в случае осложнений при посадке зайти на второй круг, приземление возможно с единственной попытки. Из-за высокой облачности, постоянных ветров, неустойчивой погоды рейсы часто переносят, их задержка – от одного–двух часов и до нескольких дней. Из-за отсутствия искусственного освещения полёты осуществляются в светлое время при хорошей видимости. Взлёты и посадки исполняются без помощи электроники, по инструкциям, на основе визуального наблюдения. Рейсы в Луклу выполняют из столицы Непала Катманду несколько авиакомпаний. Ежегодно услугами «воздушных ворот» Гималаев пользуется примерно 25000 человек.
Автор: Татьяна Ашихмина
Аэропорт Лукла (Гималаи) — Risk.ru
Если вам пока ещё ни разу не довелось взлетать или садится на палубу авианосца, то за новыми острыми ощущениями вам прямой путь в Луклу!Лукла, Непал.
Воздушные, и единственные, ворота в Национальный парк Сагарматха, Гималаи. Проезжих дорог и другого транспорта кроме авиационного сюда нет.
Полное название- аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (Тэнцинг (Непал) и Хиллари (Новая Зеландия) — первые покорители Эвереста, 1953г.)
Как-то канал History Channel, в передаче «Most Extreme Airports», назвал этот аэропорт самым экстремальным аэропортом в мире.
Аэропорт действительно уникален: он расположен в горах на склоне ущелья на высоте 2860м. Короткая взлётно-посадочная полоса, 527м., с одного торца упирается в четырёхтысячный хребет, с другого в семисотметровую пропасть. Пропасть заканчивается труднопроходимой горной рекой Дудх_Коси, сплав по которой считается одним из сложнейших на планете. Более того, взлётно-посадочная полоса (ВПП) расположена ещё и под уклоном в 12%. Из-за такого большого уклона торцы ВПП различаются по высоте на 60 метров!
Посадочная полоса в Лукле действительно немного похожа на авианосец, только для усиления ощущений палуба ещё и наклонена, ну и заканчивается в добавок ещё и семисотметровым обрывом.
Как бы то ни было, другого реального способа попасть из Катманду в Национальный парк Сагарма́тха нет.
Сагарма́тха это непальское название высочайшей вершины мира, более всем нам известной как Джомолу́нгма (тиб.) или Эвере́ст (англ.), 8848 м.
Посадка самолёта в Лукле выглядит примерно так:
«>
Аэропорт Лукла в Непале | Art Travel Blog
Расположенный в Непале аэропорт Лукла входит в почетный список самых опасных и труднодоступных в мире. Тем не менее, он пользуется немалой популярностью, ведь это единственные в регионе воздушные ворота для тех, кто решил покорить вершины Эвереста и Джомолунгмы.
Маленький высокогорный аэропорт Лукла располагается на высоте 2860 метров. Его взлетно-посадочная полоса имеет длину всего 520 метров и находится под уклоном в 12 градусов. Для приземления в Лукле у пилотов есть только один шанс, ведь с одной стороны его взлетно-посадочного полотна пропасть, а с другой – скала. Места для разворота самолета на второй круг здесь просто нет.
Аэропорт Лукла был построен в 1964 году для доставки грузов в расположенные в этих местах школы и медицинские пункты. Интересно, что долгое время взлетная полоса здесь оставалась грунтовой и только в 2001 году ее заасфальтировали и одновременно построили здание терминала.
До его появления аэропорта единственным доступным маршрутом в Луклу из Катманду был трехнедельный пеший путь. Введение его в эксплуатацию стало не только удобным решением по перевозке грузов, но и в разы увеличило приток туристов в эти места. Это помогло развить местную экономику и повысило уровень жизни населяющих регион шерпов и других народностей.
Туманные дни — самое опасное время для посадки в аэропорту Луклы. Здесь по-прежнему нет навигационного оборудования, поэтому пилотам приходится полагаться исключительно на свое зрение. Такая ситуация не раз становилась причиной падения самолетов, поэтому в плохую погоду аэропорт всегда закрыт, что создает серьезные проблемы для туристов. Но даже при хороших погодных условиях здесь имеются строгие временные ограничения по приему самолетов. Если все складывается благополучно, работает аэропорт только с 6:30 утра до 15:30 дня.
Поскольку взлетно-посадочная полоса аэропорта Луклы слишком коротка, использовать ее для посадки могут только некоторые модели самолетов. Обычно авиарейсы сюда выполняют так называемые самолеты-маршрутки канадского или немецкого производства. Количество посадочных мест в них не превышает 20 человек, но с учетом ручной клади взять на борт они могут не больше 15 человек.
Альтернативные варианты для туристов в обход аэропорта Лукла есть, но подходят они только на крайний случай. Когда время поджимает, а погода по-прежнему остается нелетной, можно будет попытаться сесть на вертолет. Для этого вида транспорта здесь подходит практически любые погодные условия, но стоимость перелета обойдется немало.
Сложный и долгий путь – попробовать добраться до ближайшего населенного пункта пешком и отыскать там попутную машину. Это займет несколько дней, поэтому будет еще сложнее. Поэтому, всем, кто решил отправиться на Эверест и держит свой путь через аэропорт Лукла, рекомендуется иметь в запасе достаточно времени и денег на случай вполне вероятного форс-мажора.
В список самых опасных аэропортов мира входит и аэропорт Гибралтара. Правда длина его взлетной полосы намного больше, зато прибытие очередного самолета с туристами вполне способно полностью парализовать движение всего транспорта на маленьком полуострове.
Аэродромы мира, часть 1 — Лукла (Lukla) Непал
Я постараюсь рассказать о са мых интересных аэродромах мира, опишу их, подберу фото и видео, надеюсь Вам будет интересно. Итак первый аэродром, Лукла Непал, расположен высоко в горах близ Эвереста.
Место нахождения: Лукла (Lukla), NepalНазвание аэропорта: Lukla переименован в 2008 году в Tenzing-Hillary
Код ICAO / IATA: VNLK / LUA
Географические координаты: 27°41’16″N (27.687778), 86°43’53″E (86.731389)
Высота над уровнем моря: 2,860 м
Количество ВПП: 1
Длина ВПП: 457 м
Часовой пояс: UTC+5:45 (DST+5:45)
Самолеты способные совершить посадку: Dornier 228, DHC-6 Twin Otter 300, Harbin Yunshuji Y-12-II, вертолеты.
Операторы перевозчики: Nepal Airlines, Gorkha Airlines, Sita Air, Agni Air, Tara Air, Yeti Arlines
В 35 минутах полета на 18 местном самолете от Катманду располжен перевалочный пункт туристов и альпинистов, направляющихся в окрестности Эвереста. Лукла — город в районе Кхумбу в восточном Непале, расположен на высоте 2860 м. К аэропорту Лукла нет автомобилной дороги. По инициативе шерпов, проживающих в окрестных деревнях, другие аэропорты в окрестностях Эвереста (в частности Намче-Базар) не используются для массового туризма. Так как погода в горах непредсказуема, а количество рейсов ограничено, нередко возникают неувязки, когда из-за погоды в горах туристы не могут улететь.
Взлетно посадочная полоса построена на склоне холма. Ее длина составляет 457 метров ширина 20 метров, а наклон 12%. На этом аэродроме нет возможности уйти на второй круг и пилот не имеет права на ошибку. Аэропорт не оборудован средствами для обеспечения посадки, отсутствует инженерно-авиационной служба, обслуживание воздушного движения обеспечивает только информационно — диспетчерская служба.
Учитывая красивый пейзаж Лукла был лучшим местом, для строительства аэродрома. Полоса находится на высоте 2860 м с резким обрывом к долине реки. Подходя через облака и горные вершины как через через лабиринт, необходимо быстро совершить снижение, выровнять самолет и совершить посадку.
Только самые опытные пилоты в Непале допущены к полетам в Луклу.
Если вы летите Эверест впервые, вы будете бояться и нервничать, после касания с полосой и все напряжения спадут и вы захотите испытать это ощущение еще раз.
Аэропорт довольно популярнен, так как Лукла является местом, где большинство людей начинают путь на Эверест. В пик сезона авиакомпании совершают более 50 рейсов в день.
Аэропорт в Лукла имеет плохую репутацию и всегда присутствует в списках самых опасных аэропортов в мире. Катастрофа произошедшая в октябре 2008 года унесла жизни 18 человек, но в целом, учитывая количество рейсов, полет до Луклы не намного опасней, чем вождение автомобиля
Существует альтернативный путь до Луклы, он занимает около 5 дней пешком.
Самый опасный аэропорт в мире
ГеттиБолее 300 человек погибли, пытаясь достичь вершины Эвереста, и несчетное количество получили ранения. Однако опасности начинаются задолго до того, как путешественники достигают базового лагеря. Чаще всего туристы добираются до этого места, чтобы добраться до крошечного гималайского поселения Лукла, расположенного на высоте 9 383 футов над уровнем моря.
Все альтернативы включают несколько дней треккинга, поэтому несколько рейсов ежедневно доставляют туристов между Катманду и Луклой.Хотя время полета составляет всего 25-30 минут, два аэропорта разные, как день и ночь.
Всевозможные опасности в Лукле
Аэропорты могут быть проблемой для пилотов по многим причинам, как видно из этого списка опасных аэропортов в Европе. Иногда это короткая взлетно-посадочная полоса, как на многих греческих островах. Такие места, как Гибралтар, страдают от регулярного сдвига ветра, а гористая местность вокруг таких аэропортов, как Инсбрук, создает очевидные риски. Аэропорты, расположенные на большой высоте, представляют опасность из-за воздействия низкого давления воздуха на управление самолетом.
В аэропорту Тензин-Хиллари в Лукле, Непал, есть не одна, а все эти опасности.
ГеттиВысоко в Гималаях
Хотя Лукла далеко не самый высокий гражданский аэропорт в мире — эта честь достается аэропорту Даочэн Ядин в китайской провинции Сычуань, — высоты Лукла все же более чем достаточно, чтобы вызвать проблемы у пилотов.
Аэропорт со всех сторон окружен крутой гористой местностью.Короткая взлетно-посадочная полоса расположена не более чем на горном шельфе. На одном конце есть стена, а на другом — крутой спуск в долину внизу.
На этих высотах плотность воздуха значительно ниже, чем на уровне моря, что пагубно сказывается на количестве энергии, вырабатываемой двигателями самолета, снижая подъемную силу. Сниженное сопротивление воздуха также затрудняет замедление самолета. На большой высоте чем длиннее взлетно-посадочная полоса, тем лучше.
К несчастью для пилотов, приземляющихся в Лукле, взлетно-посадочная полоса очень короткая — всего 1729 футов в длину.Взлетно-посадочные полосы многих международных аэропортов имеют длину более 10 000 футов. Взлетно-посадочная полоса Луклы настолько коротка, что имеет уклон почти 12%, чтобы помочь самолетам замедляться во времени.
Что еще хуже, существует так мало возможностей для ухода на второй круг из-за окружающих гор, что нет никаких процедур ухода на второй круг. Как только самолет начинает заход на посадку, он должен приземлиться. Учитывая эти факторы, приземление разрешено только вертолетам и малым самолетам с неподвижным крылом.
ГеттиПогода в Гималаях крайне непредсказуема. Всегда возможен внезапный туман, туман, ливень или снег. Несмотря на небольшое расстояние и короткое время полета, погода в Лукле часто может полностью отличаться от Катманду, и часто меняется, когда самолет находится в пути.
В таких условиях самолеты разворачиваются и возвращаются в Катманду.Днем так часто бывает пасмурно, что большинство рейсов запланировано на раннее утро. Отмены из Луклы — обычное дело.
Несчастные случаи на Лукле
Некоторые аэропорты, которые пилоты считают сложными или даже опасными, имеют образцовые показатели безопасности. В Лукле дело обстоит иначе, там список происшествий выражен двузначными числами. Многие из недавних снимков даже засняли на камеру.
Самый заметный случай произошел в 2008 году, когда рейс 103 авиакомпании Yeti Airlines врезался в гору в нескольких футах ниже начала взлетно-посадочной полосы.Пилот потерял визуальный контакт в сильном тумане во время захода на посадку, но, тем не менее, попытался визуально приземлиться. Все 16 пассажиров и двое из трех членов экипажа погибли. Пилот остался единственным выжившим.
Управление гражданской авиации Непала теперь устанавливает высокие стандарты для пилотов. Чтобы приземлиться в Лукле, пилоты должны совершить 100 полетов с коротким взлетом и посадкой, иметь как минимум один год такого опыта в Непале и успешно совершить десять полетов в Луклу с сертифицированным инструктором.
В настоящее время проводится техническое исследование для оценки осуществимости расширения взлетно-посадочной полосы, хотя это будет ограничено всего 100 футами. Также ведется строительство новой вертолетной площадки для увеличения пассажировместимости.
Полет в Луклу, Непал: что это такое на самом деле
Google «Самый опасный аэропорт в мире» и аэропорт Тенцинг-Хиллари в Лукле, Непал, неизменно попадают в этот список. География расположения аэропорта в сочетании с такими факторами, как очень короткая взлетно-посадочная полоса и ограниченное электроснабжение, делают этот аэропорт одним из самых опасных в мире.Добавьте к этому тот факт, что некоторые из авиакомпаний, которые летают в Луклу и из Луклы, имеют настолько плохие показатели безопасности, что они занесены в черный список Европейской комиссии, и у вас на руках довольно опасная ситуация.
Полет в Луклу, Непал, не для слабонервных
Зная все это, наша семья охотно записалась на этот рейс в Луклу в сентябре 2014 года. Наше приключение, треккинг к базовому лагерю Эвереста, началось задолго до того, как мы поставили одну ногу перед другой на тропе.Приключение действительно началось в аэропорту Катманду.
Наш поход начался ближе к концу сентября. В это время муссонные дожди подходят к концу, и не за горами ясное октябрьское небо. Мы начали наш трек незадолго до пика сезона, желая насладиться маршрутом, пока он не был переполнен другими треккерами со всего мира. В связи с нашим ранним стартом возникла угроза затяжных дождей, которые могут отменить рейсы в Луклу, иногда на несколько дней подряд.
Ночь перед нашим полетом была беспокойной ночью, когда мы с Тимом ускользали от сна.Мы очень нервничали из-за того, что лежало перед нами. Вскоре нам предстояло отправиться в поход продолжительностью почти две недели, взяв двоих детей на более высокие высоты, чем кто-либо из нас когда-либо был раньше, по скалистым, трудным тропам в стране яков, шерпов и высотной болезни. Но не это было нашей главной заботой. Что действительно не давало нам уснуть той ночью, так это мысли о том, что наш самолет врезался в склон горы, наша семья охвачена огненным шаром.
Протокол безопасности Луклы
Эти опасения небезосновательны.В 2008 году самолет разбился при посадке в Лукле, в результате чего погибли все 18 пассажиров на борту, в живых остался только капитан. В 2013 году при посадке в Лукле разбился вертолет, в результате чего погиб один пассажир. В Лукле произошло множество других аварий, в результате которых пострадали пассажиры и члены экипажа. Излишне говорить, что этот аэропорт не имеет хороших показателей безопасности.
После нескольких часов ворочаний мы встали рано и в 5:30 в аэропорту отправились на наш ранний утренний рейс.Как оказалось, сегодня нам не о чем было бы волноваться… все рейсы были отменены из-за ливневых дождей как в Катманду, так и в Лукле. Из-за дождя появляются облака и плохая видимость, из-за чего лететь в Луклу практически невозможно.
Тим и я должны повторить еще одну ночь ворочаний, недоумевая, почему мы подумали, что это будет хорошей идеей — треккинг к базовому лагерю Эвереста. Нельзя сказать, что мы не были взволнованы, потому что были. Каким-то странным, извращенным образом опасный характер этого полета определенно сделал вещи намного интереснее.
На второе утро мы проснулись с чистым небом. Наш рейс в Луклу был удачным.
Полет в Луклу, Непал
В 6:15 утра в международном аэропорту Трибхуван мы сели в самолет Nepal Airlines Twin Otter. Мы с Тимом очень нервничали, но также были взволнованы. Это была одна из самых безумных вещей, которые мы когда-либо делали, и мы сделали много безумных вещей! Мы заняли свои места, нам дали вату набивать уши, чтобы заглушить шум двигателей, и наш самолет вырулил до конца взлетно-посадочной полосы.Теперь отступления не было.
Это был очень плавный, очень живописный, 35-минутный полет до Луклы. У нас был потрясающий вид на долину Катманду и Гималаи, расположенные вдалеке. Скоро мы будем ходить среди этих гигантов.
Большую часть полета мы все чувствовали себя очень спокойными, наслаждаясь уникальными видами на одни из самых высоких гор в мире.
Потом появилась Лукла. Лукла и ее крохотная взлетно-посадочная полоса.
Лукла расположена на склоне горы.Есть одна взлетно-посадочная полоса, которая спускается вверх в сторону горы. Этот наклон помогает замедлить посадку самолета и увеличивает скорость взлета. У взлетающих самолетов есть только один шанс оторваться от земли. Когда взлетно-посадочная полоса заканчивается, это просто свободное падение на дно долины внизу.
Я мог наблюдать за нашим приближением к аэропорту из окон кабины. Вау, взлетно-посадочная полоса выглядела короткой.
Мы спустились ближе к аэропорту, и прямо перед приземлением срабатывает клаксон.С глухим стуком мы вылетели на взлетно-посадочную полосу, несколько раз подпрыгнули и взлетели по взлетно-посадочной полосе. Мы были в безопасности. Вы знаете, это сумасшедший полет, когда все пассажиры на борту аплодируют пилотам за безопасную посадку.
Тайлер и Кара сказали, что не боялись во время полета. Конечно, мы не заговорили с ними о наших тревогах заранее, хотя мне интересно, имело ли это для них какое-то значение. Тайлер и Кара думали, что весь этот опыт был забавным, особенно когда они впервые летели на очень маленьком самолете.
Аэропорт Тенцинг Хиллари в Лукле
Когда мы приехали, в Лукле было пасмурно, и всего через полчаса рейсы на оставшуюся часть дня были отменены. Пролетев среди зеленых горных вершин, чтобы добраться сюда, я понимаю, насколько опасно было бы летать в пасмурную погоду. Тим и я были взволнованы тем, что благополучно добрались сюда и готовы начать следующую часть нашего приключения — треккинг к базовому лагерю Эвереста.
Интересно, каково это — вернуться в Катманду из Луклы?
Это было чистое развлечение, столь же безумное, как это было — срывать взлетно-посадочную полосу на полной скорости, взлетая в воздух незадолго до того, как закончилась недвижимость.Взлет из аэропорта в Лукле был похож на лучшие в мире американские горки. Проверь это!
О рейсах Катманду — Лукла
По состоянию на конец 2019 года количество рейсов между Катманду и Луклой было сокращено, и я слышал, что они, возможно, даже отменены из-за перегруженности и технического обслуживания взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Трибхуван. Вместо того, чтобы лететь из Катманду, авиакомпании доставляют пассажиров в аэропорт Рамечхап , который находится в 4 часах езды от Катманду.Отсюда вы летите в Луклу. Время полета очень быстрое (всего 12 минут), и вероятность его отмены или задержки из-за неблагоприятных погодных условий меньше. При бронировании похода в туристической компании подтвердите информацию о своем рейсе между Катманду и Луклой.
Дополнительная информация для поездки в Непал:
Вам также может понравиться:
Это самый опасный аэропорт в мире
Это 40-минутный полет из Катманду, Непал, в деревню Лукла.Это кажется простым путешествием, пока вы не считаете, что это 40 минут уклонения от гор, белых кулаков, полета на маленьком самолете, чтобы прибыть в то, что неизменно называют самым опасным аэропортом в мире.
Единственная взлетно-посадочная полоса Луклы, вымощенная в 2001 году, несмотря на то, что она была построена альпинистом киви сэром Эдмундом Хиллари в 1960-х годах, представляет собой потрясающе крошечные 1729 футов в длину. В отличие от этого знаменитая короткая и живописная взлетно-посадочная полоса у пляжа Сент-Бартс в Карибском море имеет длину 2133 фута, а самая короткая взлетно-посадочная полоса Нью-Йорка — 8400 футов.Еще больше усложняет ситуацию то, что Лукла поднялась на высоту почти 9 500 футов с небольшим снижением перед приземлением; Я только догадывался о нашем приближающемся прибытии и готовился к резкому торможению благодаря звуку падающего шасси самолета. Взлет еще более захватывающий, с резким ускорением и нисходящим зарядом, сродни ощущениям от американских горок.
Несмотря на все это, Лукла является самым загруженным внутренним аэропортом Непала, и для путешественников, желающих увидеть гору. Эверест, полет здесь — неотъемлемая часть приключения.Этот крошечный городок с населением менее 500 человек является самой популярной отправной точкой для маршрута восхождения на Эверест, будь то двухнедельный поход к базовому лагерю Эвереста или 45-дневный переход к вершине Эвереста. Однако у тех, у кого нет нервов, чтобы приземлиться в Лукле, есть другие варианты; либо совершите 11-часовую поездку на автобусе из Катманду в город Джири и поднимитесь на пять дней в гору до Луклы, либо заплатите четырехзначную сумму за частный трансфер на вертолете, что часто не менее мучительно. Я нанял FriendlyPlanet Travel и их непальских специалистов TWX для составления всего моего маршрута полета и индивидуального похода, с одним дополнительным днем, зарезервированным только для наблюдения за безумной деятельностью в аэропорту Лукла.
Нет единой причины, по которой Лукла неоднократно называлась самым опасным аэропортом в мире. это идеальный шторм мелких фактов и факторов:
Один конец взлетно-посадочной полосы упирается в обрыв с перепадом 2000 футов. Другой конец взлетно-посадочной полосы — это прочная каменная стена и крутой переход к живописной точке с буддийским храмом. Существует также проблема уклона взлетно-посадочной полосы в 11 градусов, который, хотя и отлично подходит для помощи при торможении после приземления и набора скорости при взлете, также означает, что один конец находится почти на 200 футов ниже другого.Вторых шансов нет. Самолет либо приземляется, либо ударяется о стену, либо падает с обрыва. Несчастные случаи случаются, но редко: Сеть авиационной безопасности перечисляет самый последний крупный инцидент, произошедший в 2008 году, когда летный экипаж неверно оценил погоду и посадку. В результате крушения погибли все находившиеся на борту, кроме капитана.
В аэропорту Лукла нет средств навигации или ночных работ, а погода, мягко говоря, непредсказуема. Пилоты должны использовать только свои знания местности и навыки визуального полета.При хорошей погоде большая часть рейсов происходит между шестью и девятью часами утра.Если погода плохая, задержки связаны с небольшим количеством информации, а ожидание дополнительных трех дней, чтобы успеть на рейс, — не такая уж редкость. Фактически, Лукла попала в заголовки газет по всему миру в 2011 году, когда тысячи треккеров застряли на неделю из-за неумолимого густого тумана.
Только некоторые небольшие самолеты, сертифицированные для коротких посадок и взлетов (STOL), могут приземляться в Лукле, и все они пилотируются пилотами, специально сертифицированными для этого конкретного аэропорта.В обычный день старые винтовые самолеты, вмещающие не более 16 пассажиров, продвигаются на расстоянии ста футов от взлетно-посадочной полосы до единственного терминала для пассажиров и грузов. И авиакомпания, которой вы летали в один год, может не появиться в следующем. В настоящее время основными операторами Луклы являются Goma Air (с которой я летал), Tara Air, Nepal Airlines, Sita Air и Simrik Air, а стоимость перелета между Катманду и Луклой составляет в среднем 300 долларов США с ограничением багажа 22 фунта на пассажира.
Несмотря на опасность, аэропорт Лукла следует считать одним из самых красивых аэропортов мира.Его расположение среди острых пиков Гималаев, взлетно-посадочная полоса, окаймленная маленькими пурпурными цветами, и звук колокольчиков, мягко звенящих о яках на близком расстоянии, всегда внушали трепет, даже когда в поле зрения не было самолетов.
Plus: голосуйте за свои любимые отели, города, авиакомпании и многое другое в опросе Readers ’Choice Awards 2016.
Самый опасный аэропорт в мире
Катастрофа со смертельным исходом в аэропорту Лукла Тенцинг-Хиллари в Непале
В воскресенье в аэропорту Лукла Тенцинг-Хиллари в Непале самолет, взлетая, повернул вправо и врезался в припаркованный вертолет.В результате крушения погибли первый офицер самолета и один полицейский, стоявшие возле вертолета. Второй полицейский был ранен и позже скончался во время операции в Катманду. Еще четыре человека пострадали, но сейчас их состояние стабильное.
Погибшие были опознаны как первый офицер Суджит Дунгана, помощник субинспектора Рам Бахадур Хадка и помощник субинспектора Рудра Бахадур Шреста, которые дежурили на вертолетной площадке. Согласно информации на странице Summit Air в Facebook, на борту самолета не было пассажиров.Самолет врезался в только что приземлившийся вертолет Manang Air AS 350 B3e, и два пассажира вышли из него несколькими минутами ранее. Роторы все еще двигались, когда произошло столкновение. Пилот Чет Бахадур Гурунг находился на борту, но не получил серьезных травм. Второй вертолет компании Shree Airl был слегка поврежден, и в результате столкновения возник небольшой пожар.
( Фото: предоставлено Sky Diary Nepal)
Точные детали того, что заставило самолет отклониться от своего маршрута, неясны.На видео видно, что он начал сбиваться с курса почти сразу, как только начал катиться по взлетно-посадочной полосе.
Let L-410 Turbolet, самолет, предназначенный для взлета с большой высоты и с короткой взлетно-посадочной полосы, эксплуатировался небольшой непальской авиакомпанией Summit Air. Это не первый случай, когда Let L-410 испытывает проблемы в аэропорту Лукла. В 2017 году эта же модель разбилась при попытке приземлиться, и 16 апреля 2018 года возникли проблемы с рулевым управлением шасси.
Лукла — это ворота к горе Эверест и район Кхумбу в Непале. Ежегодно в аэропорт прилетают более 100 000 человек, многие из которых альпинисты и треккеры. Большинство команд на Эвересте летят на самолетах с фиксированными крыльями из Катманду в Луклу, но полеты печально известны тем, что были отменены в последнюю минуту. Взлетно-посадочная полоса находится на высоте 9 400 футов на вершине утеса высотой 2 000 футов и заканчивается там, где начинается высокая горная стена. Рейсы в Луклу стали печально известными из-за аварий. Семь произошли с 2000 года, в результате чего погибло более 50 пассажиров и членов экипажа.Подушки безопасности на случай пропуска посадки или отказа оборудования отсутствуют.
Ведущее фото: Дэвид Ческин / GettyПочему Лукла называют самым опасным аэропортом в мире?
Известный как ворота на Эверест, аэропорт Луклы Тенцинг Хиллари в Непале также получил прозвище «самый опасный аэропорт в мире».И не без причины. За последние 20 лет произошло семь несчастных случаев со смертельным исходом, в результате которых погибло более 50 пассажиров и членов экипажа. Так что же делает посадку в Лукле такой опасной?
Взлетно-посадочная полоса в аэропорту Тенцинга Хиллари считается самой опасной в мире. Фото: Getty ImagesЛукла находится всего в 30 минутах полета от Катманду. Однако последний находится на высоте 1400 метров над уровнем моря, а первый — на высоте 2859 метров. Взлетно-посадочная полоса небольшого горного поселка в 2019 году приняла около 130 тысяч пассажиров.Большинство отправляются в походы в Гималаи. Некоторые собираются совершить еще более опасное восхождение на Эверест.
Будьте в курсе: Подпишитесь на наш ежедневный дайджест авиационных новостей.
Коэффициенты приземления vs. альпинизма
Около 800 человек ежегодно поднимаются на Эверест. В сезоне 2019 года на горе погибло девять человек. Всего на пути к вершине или спуску с вершины погибло более 300 человек. Так что для сравнения, шансы на безопасную посадку в Лукле не так уж и малы.
В аэропорту Тенцинга Хиллари, названного в честь Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари, первых двух человек, поднявшихся на Эверест, собрано все, что бросает вызов самолетам и их пилотам.
Мало того, что он находится на большой высоте (хотя и далеко не на такой высоте, как аэропорт Даоченг Ядин в Тибете на высоте 4411 метров), он окружен почти 7000-метровыми пиками — Кусум Кангуру на высоте 6367 и Нумбур на высоте 6959 метров. Условия в долине часто вызывают сильный сдвиг ветра.
Взлетно-посадочная полоса аэропорта имеет длину всего 527 метров и имеет наклон, чтобы помочь самолетам замедлить скорость после приземления. Фото: Superiponoskop через Wikimedia CommonsОтсутствие процедуры ухода на второй круг
Более разреженный воздух на большой высоте затрудняет выработку тяги двигателями. Между тем, уменьшенное сопротивление также затрудняет замедление самолета, а это означает, что чем длиннее взлетно-посадочная полоса, тем лучше.
Однако взлетно-посадочная полоса аэропорта Лукла не очень удобна для этого. Построенный из асфальтового покрытия, он стоит на узкой горной возвышенности, его размеры не превышают 527 метров.Хорошо подготовленный легкоатлет может пробежать его примерно за 60 секунд, что немного дольше, если учесть высоту. Он настолько короткий, что имеет уклон 12% в гору, чтобы помочь самолетам замедляться при приземлении.
Ввиду гористой местности в аэропорту отсутствуют схемы ухода на второй круг. Это означает, что как только пилот начал заход на посадку, он должен совершить посадку. В аэропорту нет радаров и навигационных систем. Пилоты полностью зависят от того, что они видят из кабины.
Ограниченная линейка самолетов
Из-за этих условий только вертолеты и турбовинтовые самолеты с коротким взлетом и посадкой, такие как De Havilland DHC-6 Twin Otters, Pilatus PC-6 Porters, Dornier Do-228s и L-410 Turbolets, могут работать в аэропорт. В октябре 2008 года рейс 103 Yeti Airlines, которым управлял DHC-6, разбился на конечном этапе захода на посадку во время сильного тумана и загорелся. Восемнадцать пассажиров и экипаж погибли, а капитан чудом остался жив.
Лукла в основном обслуживается устаревшими турбовинтовыми двигателями, такими как Dornier 228.Фото: Дарио Севери через Wikimedia CommonsДо 50% рейсов отменены
Любой, кто бывал в Гималаях, знает, что погода в этом районе крайне непредсказуема. Из-за вышеупомянутого отсутствия возможности ухода на второй круг это означает, что рейсы из Катаманду часто меняют направление, если в Лукле происходят внезапные изменения условий. В сезон дождей около 50% рейсов отменяются из-за плохой видимости. Также из-за бокового ветра аэропорт часто закрывается с середины до позднего утра.
Вы когда-нибудь летали в аэропорт Лукла? Какое самое интересное приземление вы испытали? Расскажите об этом в комментариях.
Аэропорт Лукла: 5 фактов, о которых вы, вероятно, не знали
Ребята, вы, наверное, знаете Луклу как самый опасный аэропорт в мире. Однако, прежде чем сравнивать бедного ребенка с такими, как Пабло Эскобар, вот несколько историй, которые вы, возможно, захотите рассмотреть. Возможно, вы поймете, почему аэропорт Лукла вырос таким плохим мальчиком, каким является сейчас.
Начинающие алкоголики
Да, в детстве аэропорт Лукла получал немало штампов от людей, пьющих рисовое пиво. Не верите нам? Вот отрывок из биографии сэра Эда Хиллари «Взгляд с вершины», в которой он рассказывает, как был построен аэропорт Лукла:
«Первый полет Pilatus Porter быстро приближался, но я все еще не был полностью доволен верхней поверхностью поля, которая была довольно мягкой. Я решил использовать простой, но практичный метод, чтобы улучшить это.Танцы шерп очень энергичны и предполагают частое топание ногами. Мы закупили большое количество чанга [рисового пива], а затем наняли пятьдесят шерпов, которые взяли руки за руки и продвигались вперед и назад через поле. Царствовало очень праздничное настроение, и земля подвергалась сильнейшим ударам. Два дня этого несколько уменьшили энтузиазм шерпов по поводу танца, но дали твердую и гладкую поверхность для нашего аэродрома. Полоса была 1150 футов в длину и 100 футов в ширину и была четко обозначена досками, окрашенными в белый цвет.В общей сложности я заплатил чуть более 2000 долларов за землю и рабочую силу ».
Неудивительно, что в более позднем возрасте у аэропорта Лукла возникли серьезные психологические проблемы. Вот каким был аэропорт Лукла в свое время:
Меня выбирают за то, что он не виноват
Аэропорт Бедных Лукла известен отменами и задержками рейсов. Но разве это вина аэропорта Лукла? Большинство людей склонны соглашаться. Но в весенний треккинговый сезон 2019 года (март, апрель и май) отмен и незначительных задержек было очень мало.Причина? Большинство рейсов в Луклу в то время происходило не из аэропорта Катманду, а из аэропорта Мантали в Рамечхапе.
Как отмечает издание Nepali Times (из которого мы получили скриншот полетного радара выше), «Катманду выполняет более 400 рейсов в день на своей единственной взлетно-посадочной полосе, но в туманное зимнее утро, как на этой неделе, крошечные двойные выдры вынуждены кружить вместе с большими международными рейсами. ждет приземления. 35-минутный рейс из Катманду из Луклы может длиться 1,5 часа, что сокращает количество паромов в Луклу, прежде чем попутный ветер в середине утра закроет аэродром.”
Следовательно, хотя в аэропорту Лукла есть проблемы с погодой в горах, самой важной причиной задержек на самом деле был международный аэропорт Трибхуван !! Неудивительно ли, что после того, как его годами задирали не по своей вине, аэропорт Лукла стал самым опасным аэропортом в мире?
HoneyGuide предоставляет рейсы из Рамечхапа в Луклу по цене 144,68 долларов США, включая:
Гарантированный транспорт между Катманду и Рамечхапом [Транспортное средство отправляется в 2 часа ночи].
долларов США 5 кредитов HoneyGuide за билет, которые вы можете использовать для бронирования лоджей и гидов с веб-сайта HoneyGuide.
Легкая смена даты с круглосуточной службой поддержки. Свяжитесь с HoneyGuide, если у вас есть какие-либо вопросы.
Забронируйте авиабилеты в Луклу здесь!
Когда ты спиной к стене …
Аэропорт Лукла буквально прижался к стене и при этом горной стеной. Это означает, что самолет может подлететь к аэропорту только с одной стороны, и у них есть только один выстрел, чтобы совершить посадку.Вторых шансов нет !! Но вы это уже знали. Вот чего вы, вероятно, не знали.
Есть один чувак, который, как сообщается, посадил самолет в Лукле не обычным способом, а со склона горы, под гору !! Стэн Армингтон в книге Traveler’s Tales Nepal рассказывает о разговоре с капитаном Эмилем Виком:
: «К этому времени мы пролетали высоко над Луклой, печально известной взлетно-посадочной полосой, обслуживающей регион Эверест. У него взлетно-посадочная полоса с односторонним движением, с десятиградусным подъемом и горной стеной в конце.Эмиль рассказал мне о том, как он приземлился в Лукле другим путем, выровнявшись с взлетно-посадочной полосой прямо с горы и приземлившись под гору. Когда он сделал свой сокращенный последний подход, вся деревня выбежала. «Они наверняка думали, что я разобьюсь».
Мы не уверены, произошло ли это на самом деле и как это должно было повлиять на аэропорт Лукла.
Но аэропорт Лукла сохраняет чувство юмора
Угадайте, что? Посадка больших самолетов в Лукле в наши дни, по-видимому, стала делом.Не верите нам? Посмотрите следующее видео, чтобы увидеть развлекательные комментарии:
Если вам понравился этот, то на YouTube гораздо больше таких видео !!
Если у вас есть сомнения по поводу полета в Луклу, есть несколько альтернативных способов добраться до базового лагеря Эвереста.
Итак, действительно ли аэропорт Лукла самый опасный аэропорт в мире?
Учитывая топографию, погоду, расположение, размер аэропорта и интенсивность движения, Лукла вполне может быть одним из самых опасных аэропортов в мире.Но с учетом того, что в период с 2003 по 2018 год погибло 55 человек, а за тот же период перевезено 1448251 пассажир, ваши шансы умереть составляют 1 из 26 331.
Для сравнения: ваши однолетние шансы умереть в автомобильной аварии в Соединенных Штатах — 1 из 8 096 !! Кроме того, если вы относитесь к полету Луклы как к случаю, который бывает раз в жизни, шансы на Луклу выглядят еще лучше. Шансы умереть в автомобильной аварии в США за всю жизнь — 1 из 103! Конечно, это неправомерное сравнение, но суть вы поняли.
И учитывая, что пилоты, которые летают на маленьких консервных банках по этому маршруту, являются опытными старыми руками (просто проверьте их одежду и очки) и что аэропорт закрывается при первых признаках неприятностей, вы можете сохранять спокойствие, пристегнуть ремни безопасности и наслаждайтесь прекрасным видом на горы.
Счастливого полета !!
Вы можете забронировать авиабилеты в Луклу через HoneyGuide. Если у вас есть какие-либо вопросы, напишите нам по электронной почте [email protected] или напишите нам в WhatsApp по телефону + 977-9843376717.
Катманду — Лукла, рейс в самый опасный аэропорт мира.
Лукла — это место, где начинается большинство походов по региону Эверест, а аэропорт Лукла — аэропорт Тенцинга Хиллари — часто называют самым опасным в мире. Лукла находится в регионе Солухумбу в Непале на высоте 2860 метров над уровнем моря. Единственная наклонная взлетно-посадочная полоса аэропорта Лукла начала свою жизнь в 1964 году по инициативе сэра Эдмунда Хиллари. Из-за трудностей с успешной посадкой в аэропорту к посадке допускаются только очень опытные пилоты.Есть варианты добраться из Катманду в Луклу. Знаменитое путешествие на самолете в самый опасный аэропорт мира — не единственный выход. О других вариантах путешествия между Катманду и Луклой мы расскажем ниже. Мы прилетели в Луклу и вылетели, совершили треккинг из Фаплу и совершили различные поездки на автобусах и самолетах, чтобы добраться до маршрута восхождения на Эверест.
Взлетно-посадочная полоса в аэропорту Лукла Тенцинг Хиллари в Непале. Очень короткий, очень крутой. Невероятно захватывающе. Его высота составляет 2843 метра в Гималаях Непала по пути к Эвересту.Катманду — Лукла
Путешествие из Катманду в Луку осуществляется по воздуху для большинства треккеров. Есть и другие варианты, в том числе автобус, частный джип и различные автомобильные поездки, совмещенные с походами в Луклу. Вы должны совершить знаменитый полет, но мы также рекомендуем подняться вверх. Также возможны полеты на вертолете, которые могут быть необходимы в плохую погоду.
В наш первый раз в районе Эвереста нам просто пришлось принять приключение — забронировать рейс в культовый аэропорт Лукла, поэтому мы (я) столкнулись со своим страхом перед высотой и маленькими самолетами и купили билеты в один конец.На самом деле мы уже дважды прилетали и вылетали из Луклы, см. Обновление в конце сообщения, мы отменили рейсы и возникли некоторые проблемы.
Сангбоче или аэропорт Саянгбоче. В основном используется для доставки снаряжения экспедиции на Эверест на вертолете. В наши дни ослы привозят большую часть припасов по маршруту похода из Фаблу, что имеет катастрофические последствия для окружающей среды. Мы шли через Сангбоче, возвращаясь в НамчеБазар из Кумджунга.Это была поездка на всю жизнь, сбывшаяся мечта.Тоже было довольно страшно.
В те первые несколько дней нашего путешествия в Непал было потеряно два самолета, оба из Покхары, и мое беспокойство было на пределе. В этом посте мы расскажем вам;
- Что это за полет и посадка.
- Чего ожидать в аэропорту Лукла и в Лукле.
- Как забронировать авиабилеты в Луклу.
- Все варианты передвижения между Луклой и Катманду: автобус, джип, самолет и пешком.
- Как увидеть Луклу или Эверест во время живописного полета из Катманду.
- Что наши дети думают об этом и простят ли они нас когда-нибудь.
Мы сделали небольшое видео взлетающих самолетов в Лукле (внизу) во время нашего первого полета. Через пару лет мы вернулись и добрались до базового лагеря. Теперь мы путешествуем с хорошим видеооборудованием, так что впереди еще много всего.
Полет в Луклу — это, безусловно, самый простой, быстрый и, возможно, дешевый способ добраться, если учесть дополнительные деньги, которые вы потратите во время похода.
По возвращении из области Эвереста мы пошли пешком из Луклы в Пхаплу и предприняли 13-часовую поездку на автобусе до Катманду.Это ни в коем случае не простой вариант, и он не всегда под гору. Это было приключение со взлетами и падениями, как настоящими, так и фигуральными, о которых я расскажу в другом посте.
Рейс из Катманду в аэропорт Лукла
Аэропорт Тенцинг-Хиллари в Лукле на высоте 2 843 м — один из самых опасных в мире. Некоторые говорят, что это самое опасное.
Я считаю, что он также самый зрелищный.
Из этого аэропорта большинство треккеров и альпинистов начинают свое путешествие к базовому лагерю Эвереста, другим походам в Национальном парке Эвереста (там есть множество вариантов для трекинга) и к самой вершине.
Короткая взлетно-посадочная полоса замедляет крошечные самолеты достаточно, чтобы резко повернуть прямо на стоянку самолетов. Вокруг огромные горы. Как только пилот совершает посадку, ему не остается места для маневра, поэтому, если что-то пойдет не так, у него будет нулевой шанс подтянуться. Он приземлится или разобьется.
У меня есть видео, как один крошечный самолет за другим взлетает и приземляется, интенсивность движения огромна в ясную погоду. Я поделюсь видео, когда смогу.
Рейсизменил рейс Рамечхап Мантали — Лукла
Нам сообщили, что рейсы в секцию Лукла не вылетают из Катманду в определенное время.Они отправляются из аэропорта Рамечхап — Мантали, который находится в 5 часах езды (сентябрь, октябрь 2019 г. и весна 2019 г.). Это связано с техническим обслуживанием взлетно-посадочной полосы и уменьшением загруженности в Катманду по распоряжению Управления гражданской авиации Непала. Таким образом, в дополнение к перелету в Луклу вам нужно будет организовать транспорт до Рамечхапа, обычно это будет дорога, и вы планируете очень ранний старт или ночевку в Мантали. Пожалуйста, проверьте и дважды проверьте эту информацию для себя, нам была предоставлена информация из вторых рук.Частные вертолеты на Намче-Базар или, может быть, в Луклу, не ясно, возможно ли это еще, все еще возможны, но они будут стоить вам дороже.
Наш опыт полета в Лукле
Мы проснулись в 4.45 утра и были в ожидающем такси в 5.15 утра, взяв с собой только то, что нам нужно для трекинга. Большая часть нашего багажа бесплатно осталась в нашем гостевом доме в Катманду.
Мы организовали раннее утреннее такси через наш гостевой дом, это обошлось нам в 750 рупий, 7,50 долларов. Обычные такси обычно намного дешевле, чем это в Катманду (3-500 рупий от аэропорта до Тамеля), но это был большой джип.
Внутренний аэропорт Катманду открывается в 6 утра, наш рейс и большинство других рейсов были запланированы на 7 утра.
Регистрация прошла легко, очереди были короткие, ведь большинство местных самолетов вмещают только 14 пассажиров.
Наши сумки взвесили, а мы нет.
Наш большой рюкзак (17 кг) у нас забрали, зарегистрировали для размещения в задней части самолета, наш меньший (7 кг) я оставил.
После минимальных мер безопасности и легкого осмотра мы прошли в зал вылета, чтобы выпить дорогой кофе и сникерс.Когда вы путешествуете по Непалу, многие приемы пищи заменяются Snickers.
Сиденья были, но со временем все заполнились, а потом еще кое-что. В терминале есть несколько магазинов и туалет.
Густой туман лежал над взлетно-посадочной полосой Катманду, когда мы устроились ждать.
Кажется, задержки на этих горных рейсах обычное дело, даже обычное. Самолеты не могут улетать, пока взлетно-посадочные полосы в Катманду и Лукле не станут видны сквозь облака.
Полет от взлетно-посадочной полосы до взлетно-посадочной полосы длится всего 30 минут, и пилоты визуально управляют самолетами, есть горы, которые нужно уклоняться, и короткая взлетно-посадочная полоса, которую нужно заметить.Будьте благодарны за то, что они ждут.
Как только была достигнута определенная степень ясности, все пассажиры в зале вылета направились к взлетно-посадочным автобусам, по одному на рейс. 14 человек в самолете.
Мы подъехали к дальнему концу взлетно-посадочной полосы, пробираясь сквозь ожидающие самолеты перед остановкой.
«Это наш самолет, мама?»
«Да».
«Я тебя ненавижу!»
Когда мы добрались до нашего двухмоторного самолета Sita Airlines, наш водитель объявил, что аэропорт Катманду закрыт, так что мы просто подождем еще немного.
Час спустя все системы вышли из строя, был дан зеленый свет, и каждый ожидающий самолет должен был уйти оттуда, пока небо было еще чистым.
Мы выскочили из автобуса, чтобы занять или сесть, пристегнуться и послушать объявление о безопасности, прежде чем рулить, чтобы занять свое место в очереди на вылет.
В ожидании взлета на взлетно-посадочной полосе в Катманду. Приятно видеть пилотов. Мой 11-летний возраст не идет поэтапно.Да, вы правильно прочитали, там было объявление по безопасности, стюардесса в ливрее входит в стандартную комплектацию этих рейсов.После разговора она раздает сладости и вату для ушей, прежде чем сесть в хвосте самолета с большими сумками. Я бы не хотел, чтобы ее работа приносила пользу миру.
Затем мы взлетели и взмыли вверх сквозь туман и облака.
Мы заняли места с левой стороны, с той стороны, где вам нужен лучший вид на горы, но с туманом, облаками и грязными окнами было мало чего видеть. В ясный день виды должны быть потрясающими, нам повезло.
Хммм … будет ли это полезно, если мы упадем в гору? Моя любимая поза — скоба.Мы прыгали вверх-вниз и дул из стороны в сторону. Большую часть времени я проводил в молитвах или в позе скоб. Дети читали свои «Киндлы», как будто это была ежедневная поездка на автобусе.
В последние минуты полета казалось, что пилот вот-вот влетит в коричневую скалистую гору, а прямо под нами пролетели орлы. В последний момент он повернул направо, и перед ним показался крохотный аэропорт Луклы.
Посадка прошла быстро и ухабисто, но безопасно.
Через несколько мгновений после приземления 9-летняя Бу улыбается.Через несколько минут возвращающиеся пассажиры садятся на борт, и самолет отправляется обратно в Катманду.Через несколько секунд мы все спустились с самолета, схватили свои сумки и были готовы к отлету.
Это был полет, который останется со мной навсегда, то, что я всегда мечтал сделать, но не особо хочу делать это снова.
Советы по полету в Луклу
- Не покупайте бессрочный обратный билет. Если погода плохая и рейсы будут отменены, вы окажетесь в очереди за резервными местами и можете ждать несколько дней.Получите фиксированную дату или просто купите сингл. Когда будете готовы, купить обратный билет из Луклы несложно.
- Для лучшего обзора сядьте слева.
- Возьмите в полёт беруши или используйте предоставленную вату.
- Будьте готовы к опозданию, возьмите закуски.
- Если возможно, купите билеты самостоятельно напрямую в авиакомпании, например. Тара, Йети, Сита. Агенты Катманду будут взимать с вас завышенную плату. Используйте Skyscanner, чтобы найти предложения.
- Детские билеты ДЕЛАЮТ дешевле, чем взрослые.Агент выставил нам полную цену. (Разрешения на треккинг также бесплатны для детей младше 10 лет, агент ограбил нас и на них, они стоят 10000 рупий каждый, 10 долларов, а не 20 долларов)
- Лукла не особо интересуется, кроме наблюдения за самолетами. Намче — гораздо более приятное место, чтобы провести несколько дней, если вы опережаете график. Вы можете спуститься из Намче в Луклу за один день, но это большой день.
- Наши билеты стоят 165 долларов в одну сторону. Прямое бронирование дешевле.
Живописные полеты на Луклу и Эверест
Вы ищете живописный полет, чтобы увидеть Луклу, Гималаи или Эверест без походов? Если да, мы можем предложить этот вариант, просто нажмите, чтобы узнать подробности о 1-часовом живописном полете из Катманду.На самом деле это вполне доступный способ увидеть абсолютное величие гор. Эти рейсы можно забронировать еще до того, как вы выйдете из дома, так что у вас будет меньше головной боли и больше времени, чтобы насладиться Непалом. У них гарантия самой низкой цены и надежность большой уважаемой компании. Если у вас есть наличные на разлив, и вы не хотите ходить пешком, вы даже можете совершить вертолетную экскурсию в базовый лагерь Эвереста. Также доступны несколько туров по Катманду и Непалу, от нескольких часов до нескольких дней. Ознакомьтесь с многочисленными мероприятиями и турами, которые вы можете забронировать из Катманду, здесь.
Отмененные рейсы по маршруту Катманду — Лукла
С тех пор мы вернулись и завершили поход к базовому лагерю Эвереста с детьми. У нас был забронирован рейс из Катманду в Луклу, но в октябре, в разгар сезона, было много отмененных самолетов, и люди несколько дней ждали в аэропорту. Вместо того, чтобы платить тысячи за вертолет, мы сели на самолет до Фаплу и пошли пешком до Луклы. Это заняло у нас 4 дня. Возвращаясь с Эвереста, наш рейс в Луклу не был забронирован, мы взлетели и сели в самолет через день после прибытия в Луклу.Люди с забронированными билетами ждали дольше нас. Некоторые ждали 4 дня.
Как добраться из Катманду в Луклу
- Автобус до Иржи (1905 м, 9 часов) и прогулка 6-7 дней. Джири дальше от Пхаплу, тот же маршрут плюс 2-3 дня.
- Автобус до Phaplu (2413 м, 13 часов) и прогулка 3-4 дня. Мы сделали это. Читайте об интересной поездке на автобусе.
- Jeep , частный или общий для Phaplu или Jiri .Быстрее, чем в автобусе, меньше места для ног, дороже, опаснее и пешком 3-4 дня. Мы исследовали и подсчитали это у Phaplu, мы выбрали автобус.
- Перелет на Phaplu (2413 м) и прогулка 3-4 дня. Мы видели аэропорт.
- Автобус до Шивалая и прогулка 5-6 дней. Я ничего не знаю об этом маршруте, извините, я нашел его на форумах Lonely Planet, я даже не уверен, что он правильный.
- Вертолет до Сангбоче (3700 м), чуть выше Намче Базара (3500 м), действительно только для альпинистских экспедиций, аэропорт находится ниже.
- Перелет в Луклу (2860 м)
Авария в аэропорту Лукла
К сожалению, сегодня 14.04.19 произошла авиакатастрофа в аэропорту Лукла. Взлетела равнина, когда по какой-то причине она свернула вправо в зону вертолетной площадки. Погибли 3 человека. Пилот и 2 полицейских стоят в вертолетной зоне. Это был тот же самолет, на котором мы летели всего несколько месяцев назад. Саммит. Наши глубочайшие соболезнования семьям, которые так трагически потеряли близких.
Аварии в аэропорту Лукла довольно редки, это первое, о чем мы слышали за годы нашего интереса к аэропорту Лукла и Непалу в целом. Наш отель, когда мы в последний раз были в Лукле, находился прямо за вертолетной площадкой. У нас там есть друзья, гиды-шерпы и местные жители. Мы просто хотим, чтобы они все были в безопасности. Репортаж здесь.
Чтобы сделать закладку на Pinterest, просто наведите указатель мыши, и появится красная кнопка.
Перелет из Катманду в Луклу.Самый опасный аэропорт в мире Непал
Спасибо, что следили за нашей историей. На нашем веб-сайте гораздо больше сообщений о путешествиях по Непалу и треккинговых походах в районе Эвереста (с детьми, хотя информация в равной степени применима ко взрослым всех возрастов). Начните со всех наших сообщений в блогах о Непале в нашем архиве. Если вы ищете треккинговую страховку или бессрочную туристическую страховку, попробуйте здесь.