Духовнику Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря архимандриту Афанасию (Культинову) исполнилось 80 лет
20 февраля 2017 года свой 80-летний юбилей отметил архимандрит Афанасий (Культинов), духовник Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря. С особой теплотой духовенство, духовные чада, также многие и многие верующие в этот день выразили батюшке свои самые искренние пожелания крепости духовной и телесной, помощи Божией во всех трудах и начинаниях.
Предлагаем вниманию читателей воспоминания отца Афанасия, записанные десять лет назад, в год его 70-летия.
Архимандрит Афанасий (Культинов) со своей матерью (ныне схимонахиней)Родился я в тридцать седьмом году в деревне Большое Ляхово Ермишинского района Рязанской области. Мама моя занималась крестьянским хозяйством, весь день работала, воспитывать нас ей некогда было. Церкви у нас не было. Самый близкий храм – в Савватьме, за восемь километров. Соответственно, в храм не ходили, в душе веру содержали. Молиться тоже почти что не молились… Но вера была. И когда я учился в Торопове, мама мне сказала: «Не вступай ни в октябрята, ни в пионеры, ни в комсомол». И я не вступал, раз мама сказала. Никак особенно меня за это не притесняли. Ведь мы в деревне жили, здесь за этим делом не так сильно следили. Может быть, по Божию Промыслу все таким путем сложилось.
Хотя, надо сказать, при низком уровне культуры нравственное состояние молодежи все равно было лучше, чем сейчас. Люди чище были. Когда я был юношей, поцеловать девчонку была целая проблема. Стыд страшный. Это сейчас совершенно по-другому… Благочестие, оно не сразу уходит, оно истощается через поколения. Вот через три-четыре поколения сильно засветилось наше безбожие. А раньше это было не так заметно… К тому же, период войны очень благотворно сказался на человеческих чувствах. Каждая семья пострадала: или отец не вернулся, или брат… В каждом доме была эта рана, люди несли тяготы скорби и были сострадательны, была любовь. Хотя жили без информации – у нас электрический свет в деревне только в пятьдесят шестом году провели.
В сорок шестом году мне было девять лет, я во второй класс ходил. Тетрадей у нас не было. Правда, их продавали, кто-то, может, покупал, но у матери денег не хватало, поэтому мы резали газеты, сшивали и на них писали. Ходили в чем придется, галош, конечно, тоже не было. Из дерева вырезали что-то типа колодок и потом на веревочках привязывали к сапогам. Одежда тоже была самая примитивная.
Питание было совсем скудное – даже хлеба ржаного мы не видели. Голод. Женщины терли картошку и пекли из нее хлеб. Еще ели лебеду, да и хлеб из нее тоже готовили. Щавель собирали. И из желудей тогда хлеб делали… Правда, мама из желудей хлеб не пекла – он очень тяжелый, твердый, потом колом в животе стоял. Но самое странное, что при всех этих трудностях и горестях никто тогда особенно не болел: какая рана появится, два-три дня – и все заживало. А сейчас каждая рана месяцами живет. Может, дело в экологии? Вероятно, запас физической прочности, как и вера, передавался от родителей. Я замечаю, что мы сильнее своих детей, дети сильнее внуков – люди по состоянию своего здоровья мельчают. И по духу мельчают. Моей маме девяностый год, а она мне говорит: «У меня, сынок, ничего не болит… Ничего… Я себя хорошо чувствую». Хотя у нее порок сердца был. Учителя у нас безбожию не противостояли: «человек произошел от обезьяны» и все такое… Они все знали правду, но ведь очень трудно стать против течения, сказать, что ты верующий, что человек Богом сотворен. Все мы шли по линии наименьшего сопротивления. Не было твердости веры исповедовать Христа. Хотя Правдолюбовы, те отличались. Отец Владимир, когда мальчиком был, на уроках отвечал, что мир Богом создан, и учителя ему колы ставили. Правдолюбовы не отрекались, они исповедниками были уже в школе, детьми. А мы не могли так, мы такого воспитания не получили.
Как я уже сказал, храма у нас не было. В тринадцать лет я с мамой ходил причащаться в село Савватьма. Приходил священник на нашу улицу служить молебны водосвятные. Помню, я тогда подростком был, лет тринадцати-четырнадцати, мама говорит: «Подойди к кресту, священник покропит». А я не пошел. Ребята не пошли – и я не пошел… Мне стыдно. Вот такая была вера. Она внутри содержалась, а исповедничества не находила.
Матушка моя Зоя тогда тоже в церковь мало ходила, а вот ее тетка, Мариамна, ходила в церковь и меня уговаривала: «Анатолий, давай ходи в храм. Давай, давай…» Она посещала старца протоиерея Иакова Цветкова, которому тогда было под девяносто лет. Именно она первый раз привела меня к батюшке, и я причащался у него на дому.
Отец Иаков старец был смиренный. У него не было одного глаза – не знаю, как он его лишился. Много пришлось ему пережить. Его отправили в ссылку, а по дороге посмотрели на него и говорят: «Дедушка, поезжай домой, нечего тебе тут…» Отпустили его конвоиры. И приехал он в Касимов. У отца Иакова очень болели ноги. Он отслужит, а потом поднимет ногу на табуретку, снимет сапог – там полсапога крови. Вот такие подвижники были. Так мне впервые встретился человек, который, вроде, внешне не представлял собою ничего особенного, а в то же время был глубоким молитвенником.
Когда я первый раз у отца Иакова причастился, то сам взял крест, поцеловал его и положил. Я совершенно не представлял, как положено себя вести. Ну, конечно, поисповедовался. Потом я ему говорю: «Батюшка, я вино и водку пить не буду, нисколько». А он смотрит на меня и спрашивает: «А ты где вычитал?» Я говорю: «Не знаю, так решил». – «Дорогой мой, совершенным можно и водочки выпить, а несовершенным ни капли нельзя».
Так что в церковь меня Господь через тетку Мариамну привел. А до этого, когда я жил на другой квартире, я чуть не попал к баптистам. Они такие активные, надоедливые – утянули бы меня, потому что я к Богу стремился. Вот Господь меня и сохранил от них – я начал ходить в Никольскую церковь. Первые три года очень тяжело мне это давалось. Я ведь ростом большой. Приду, стою у Боголюбской иконы Божией Матери (в церкви, как заходишь, она с правой стороны)…
В Никольском храме служил отец Василий Романов, подвижник, которому было девяносто лет. Он был художником. Потом отец Владимир Правдолюбов с ним служил, а позже отец Иоанн (Крестьянкин)[1]. Вот они и начали меня воспитывать. Тогда я был уже семейный. В шестьдесят третьем году мы с матушкой повенчались: поехали к отцу Анатолию Правдолюбову, брату отца Владимира, за восемь километров от Касимова, он нас и повенчал.
К тому времени я был вторым помощником капитана, встал вопрос о моем уходе с работы, так как я принял твердое решение пойти на церковное служение. Уходил очень тяжело, потому что были там люди, которые работали в известном отделе. Кто-то радовался, кто-то ехидничал, что директору за меня попадет. Но директор (он путешествовал, даже в Чехословакию ездил, что по тем временам было редкостью) долго смотрел на меня, рассматривал внимательно-внимательно, а потом говорит: «Ты подал прошение – я подписал. Я тебя отпускаю». Достойный человек. А ведь это был шестьдесят седьмой год, пятьдесят лет советской власти праздновали, а я им подарок преподнес – заявление об уходе.
Собралась тогда комиссия, человек семь. Глава города присутствовал, а весь разговор вел представитель КГБ. Вот начинает мне вопросы задавать: «А почему ты ушел? А почему ты то, а почему ты это?..» Я начинаю ему объяснять, что я читал книги святые, по вере ухожу. «А что тебе Церковь дала? Что ты так стремишься туда?» – «Ну вот, давайте я вам скажу, что мне Церковь дала. Я, будучи вторым помощником капитана, подражая своим начальникам, когда работал, вскрывал груз, брал, что мне надо: канат надо отмотать – двадцать метров отцепим, заберем домой. Надо игрушки, какие везут или вилки с Павлово, никелированные, – вскрываем пломбы, берем. И без последствий, совесть молчала. А когда я стал в церковь ходить, я уже ни к одному грузу не прикоснулся. Теперь я за собой слежу. Меня совесть обличает, если я совершаю грех, ворую. Вот что Церковь мне дает». Вижу – срабатывает. Потом кэгэбешник говорит: «Ну, ты дочь воспитаешь, она белой вороной будет». Я сказал: «Нет, не будет». – «Ну, а какую пользу обществу приносит твое хождение в церковь?» Я говорю: «Туда приходят люди, которые работали всю свою жизнь. Сейчас они пенсионеры, им трудно, а я им готовлю, чтобы они могли молиться, чтобы тепло у них было (я истопником при храме трудился). Почетно…» – «А как же ты, помощник капитана, возишь дрова на салазках?» – это они начали гордыню задевать. «Я, – говорю, – не считаю, что в этом есть что-то нехорошее. Я не ворую, не делаю ничего плохого». Такой вот допрос мне устроили.
Вообще трудные времена это были. Моя дочь Наташа шестидесятого года рождения. В школе учительница, татарка, спросила ее: «Наташа, а ты крестик носишь?» – «Ношу». – «И я верующая, и я ношу». И стала беседовать с ней, попутно выспрашивая обо всем. А тогда ведь строго было. В конце концов говорит: «Крестик сними». Потом меня вызвали. Тут уж началось исповедничество мое. Я пошел, с ними говорил, исповедовал Бога. Они отстали.
Я тогда уже решительным образом был настроен. И Правдолюбовы меня выручали. Все они рисковали, и прежде всего отец Владимир, который меня духовно окормлял. Я воспринял от него то, что смог взять.
Помню, как к нам отец Иоанн (Крестьянкин) приехал. Вот что любопытно: когда он появился в нашем храме, я в смущении пошел к отцу Иакову: «Батюшка, приехал священник, католик». Маленькая бородка. Крест дает целовать особо. Руки целовать не дает. И только потом, когда я уже стал отцу Иоанну прислуживать, я понял, кто пришел. Я увидел и почувствовал, как он проповедует. Он брал книжку, вроде, читал… но, думаю, он брал ее просто для того, чтобы свою силу укрывать. Брал книгу и своей проповедью поднимал тебя туда, в небеса, и делал страшное. Он возносил твои разум и сердце… Под тобой пропасть – думаешь, сейчас упадешь с такой высоты, разобьешься! Так он мог человека поднять и возвысить. И, конечно, он все видел. Например, он мне рассказал, сколько раз его из церкви в церковь переводили, выгоняли… А потом я понял, что это все и про меня говорилось. Пришел к нам однажды какой-то монах, бесноватый, может. Собрал этот монах тех, кто был в церковной сторожке, и разделил кусочек хлеба: «Вот это благодать, приобщайтесь к ней». «Ах, прозорливый…» – припали к нему все, кто там был: прислужные, уборщицы. Отец же Иоанн вечером приходит, говорит: «Толюшка, ты зачем к нему подошел? Человек это больной. Надо быть осторожнее…» А он ведь не был при этом, и ничего ему не рассказывали. Ну, а эти наши уборщицы неоднократно видели, как, когда отец Иоанн заходил в храм, на амвоне лампады внезапно сами зажигались.
Потом мне было попущено такое испытание: у меня в ушах начало шуметь, видно, враг нападал, и помыслы пошли. Я отцу Иоанну сказал – он помазал, и все прошло. А потом какие-то нападения на меня начались, другие помыслы: «Не спасешься… Погибнешь…» – и все такое прочее. Он подходит ко мне и говорит: «Сам спасешься, и семья спасется!» – прямо на помыслы ответил. Вот такие моменты были. В шестьдесят шестом году отец Иоанн от нас ушел. Сам я тогда еще мирянином был, но желал Богу служить в священном сане.
По материалам сайта Православие.ру
Дивеево — Кадом — Санаксары паломническая поездка из Москвы
Программа поездки
Дивеево Санаксары Кадомсбор паломников в пятницу в 7:30 утра и отправление в КАДОМ САНАКСАРЫ
Санаксары. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Святые мощи преп. Феодора Санаксарского и прав. воина Феодора Ушакова
• Поклонение мощам Федора Ушакова. Главная святыня монастыря — могилы двух Феодоров Ушаковых: игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала, возле которых произошло множество чудесных исцелений. Недавно в монастыре произошло обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери. Среди святынь также Казанский образ Пресвятой Богородицы
• Молебен
• Экскурсия по монастырю
• Свободное время
• Заезд на святой источник преподобного Феодора
Кадом. Посещение Милостиво-Богородицкого женского монастыря
Святыни обители
- Икона Божией Матери именуемая «Цвет неувядаемый». Эта икона пользовалась особым уважением от старца Саровской пустыни Серафима.
- Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская).
- Икона Божией Матери «Достойно есть».
- Икона св. вмч. и целителя Пантелеимона
Духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов), духоносный отче.
С 1997 года в Кадоме духовником Милостиво-Богородицкого женского монастыря является архимандрит Афанасий (Культинов). Он внес огромный вклад в духовное возрождение рязанской обители. 0тец Афанасий принимает всех желающих побеседовать с ним, решить насущные вопросы в наше нелегкое время, ему также можно оставить записки с просьбой для его келейной молитвы. Отцу Афанасию уже за семьдесят, он очень прост в общении, но очень много знает. Сам прошел путь к монашеству тяжелый и сложный. Для сильно болящих у отца Афанасия есть особое освященное маслице, которым он помазывает больные места и по вере и молитвам отца Афанасия люди получают облегчение в своих недугах.
ОТДЫХ В ГОСТИНИЦЕ
2 ДЕНЬ
Божественная Литургия
завтрак
отправление в сторону Дивеево к Источнику прп.Серафима Саровского в Цыгановку
купание в источнике
в колодце можно набрать воду с собой в Москву (бутылочки продаются на месте около источника)
Дивеево
паломников расселяют в гостинице рядом с монастырем
Паломникам предлагается ознакомительная экскурсия по Серафимо — Дивеевскому женскому монастырю:
— Свято-Троицкий собор
— Преображенский собор
— храм Рождества Христова
— Казанская церковь
— храм Рождества Пресвятой Богородицы
— Канавка Божией Матери
— мощи: св. Серафима Саровского, преп. Александры, Марфы, Елены, дивеевских стариц: Пелагеи, Параскевы, Марии.
— источники: в честь Иверской иконы и преп. Александры.
Вечернее богослужение в 16:00, возможна исповедь.
Трапеза в монастыре.
Крестный ход по Канавке.
Отдых.
3 день
05:00 исповедь.
05:30 ранняя Литургия в Серафимо — Дивеевском женском монастыре.
Муром — обзорная экскурсия:
— Благовещенский монастырь (мощи св. кн. Константина, Феодора и Михаила),
— Спасо-Преображенский монастырь.(по возможности)
Обед в паломнической трапезной по желанию.
Отправление из Мурома после 15 часов.
Паломники прибывают из поездки Дивеево — Муром в Москву около 22:00 (время расчетное, зависит от дорожной ситуации).
В программе поездки возможны изменения и дополнения, о которых будет сообщено дополнительно.
При наличии времени возможно посещение Царского скита (за доп. оплату).
После посещения Дивеево возможен иной маршрут возвращения в Москву – через Санаксары: Санаксарский мужской монастырь (Св.мощи прп.Феодора и его племянника прп.Феодора воина).
Экскурсия из Дивеево в Муром через Санаксары
В былые времена под паломничеством понималось исключительно пешее путешествие к значимым для верующих местам. Считалось, что в трудностях на пути к святыням исцеляются и укрепляются душа и вера. Наши туры не подразумевают обязательных лишений, наоборот, экскурсия из Дивеево в Муром через Санаксары устроена с максимальным комфортом для путешествующих, однако это ничуть не умаляет ее значения.
Для православных людей нашей страны посещение этих мест является таким же знаковым событием, как экскурсии в Иерусалим или на греческий Афон. Свое название село Дивеево получило в честь Дивея, народного ополченца, сумевшего остановить здесь мощь татарского нашествия. За что он и получил от Ивана Грозного в 1559 году титул князя, а также часть территорий вдоль реки Вичкинзы.
В конце 18 столетия здесь была возведена церковь в честь Николая Чудотворца. Деревянный храм построили на перекрестке, ведущем в Саров (он же Арзамас). А позднее появился женский Серафимо-Дивеевский монастырь. Профессиональный экскурсовод, который будет сопровождать вас в поездке, расскажет его историю. Вы увидите множество храмов, получите возможность присутствовать на богослужениях и посетить святые источники.
В 120 км. от села Дивеево находится озеро Санаксар. Это особенное и удивительное место, где можно увидеть храмовый комплекс Санакарского мужского монастыря и насладиться не только великолепной архитектурой, но и ощутить умиротворенный, истинно санакарский покой, царящий в этой тихой местности. Здесь похоронены иеромонах Феодор Ушаков, настоятель монастыря, и причисленный к лику святых его племянник-адмирал. Со своими молитвами страждущие идут к чудотворным иконам Казанской и Феодоровской Божьей матери, набирают святой воды из источника.
Количество людей, посещающих Санакасарский мужской монастырь, насчитывает десятки тысяч ежегодно. Санакасары являются промежуточной точкой маршрута, далее гостей ждут в Муроме.Вначале состоится обзорная поездка по городу, с посещением монастырей (Троицкий Новодевичий, Благовещенский, мужской Спасо-Преображенский). Муромский былинный камень и сосновая «муромская дорожка» по сей день являются своего рода городским брендом. Отправление в Москву намечено на вторую половину дня. Точное время прибытия и другую информацию можно уточнить при бронировании.
Памятка путешественникам
Паломнический туризм – это особое путешествие и здесь необходимо руководствоваться рядом правил. Не брать с собой яркую одежду и броские украшения, выключать мобильные телефоны перед посещением храма, не курить на его территории. Не фотографировать и не вести съемку, если церковными правилами это запрещено.
Одежда должна быть удобной и прежде всего, уместной для присутствия в святой обители. Мужчины при входе в храм снимают головные уборы, женщины надевают платки. В источники женщины окунаются в рубашках. Окунаются три раза с головой, крестясь и читая молитву.
утренний выезд
Православный календарь 2023 | ||||||||
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (373). Перенесение мощей Мученицы Геспер, Зоя и их сыновья Кириак и Феодул в Атталии (2 в.). Св. Борис-Михаил, князь Болгарии (ок. 908 г.). Святитель Серапион (Сысоев), митрополит Крутицкий (1653). Святитель Афанасий III, патриарх Константинопольский, Лувенский чудотворец (1654). Блаженный Василий Кадомский, юродивый (1848). Всех Святых Эвбеи. Святитель Иаков (Путнянул), митрополит Молдавский (1778). Преставление старицы Феодосии (Косоротихиной) Скопинской (Рязанской) (2014). Мысли на каждый день годаСогласно Ежедневным церковным чтениям из Слова Божьего Святитель Феофан Затворник Понедельник. [Деяния 12:12–17; Иоанна 8:42–51] Что значит, как ты думаешь, сделал Господь использовать, чтобы объяснить евреям причину их не верить в Него? Средство, которое он использовал, состояло в том, чтобы сообщить им правда. И поскольку я говорю вам правду, вы мне верите не (Иоанна 8:45). Ложь стала, как говорится, их плоти и крови и сделал их неспособными принять правда. Почему сегодня люди не верят? Для того же причина; Господь говорит правду; вот почему они не полагать. Но как это может быть? Разве они не все ученые, а разве они не говорят только о правде? У них есть много слов, а дела нет. Они вращают свои системы как паук плетет свою паутину, только они не замечают хрупкость. Принципы их систем таковы. беспочвенны, и их выводы не могут быть доказаны; но тем не менее они им довольны. У них есть стал такой спрос на гипотезы, что кажется, что они составляют все содержание их ума, и это считается солидным образованием. Они накладывают туман их мечты к немногим добытым фактам; и эти факты появляются в этом тумане совершенно иначе, чем то, что они есть в реальности. Тем не менее, все это считается быть сферой непреложной истины. Итак, их разум ушел гнилой, и его вкус был испорчен! Как он может содержать правда? И потому не верят Господу, говорящему только правда.Артикул
| ||||||||
© ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО | ||||||||
Православный календарь 2022 | ||||||
Праведная Тавифа Иоппийская (1 в.). Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (373). Перенесение мощей Святых Страстотерпцев Бориса (1072) и Глеба (1115) России, во святом крещении Романа и Давида. Мученицы Геспер, Зоя и их сыновья Кириак и Феодул в Атталии (2 в.). Св. Борис-Михаил, князь Болгарии (ок. 908 г.). Второе перенесение мощей (1711 г.) мученика Авраама Булгарского на Волге (1230 г.). Святитель Серапион (Сысоев), митрополит Крутицкий (1653). Святитель Афанасий III, патриарх Константинопольский, Лувенский чудотворец (1654). Блаженный Василий Кадомский, юродивый (1848). Святитель Иаков (Путнянул), митрополит Молдавский (1778). Новомученик Феодор Византийский, скончавшийся в Митилини (1795). Все святые Эвбеи. Преставление старицы Феодосии (Косоротихиной) Скопинской (Рязанской) (2014). Мысли на каждый день годаСогласно Ежедневным церковным чтениям из Слова Божьего Святитель Феофан Затворник Воскресенье расслабленного. [Деяния 9:32–42; Джон 5:1–15] Вот, ты выздоровел: нет греха более того, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Иоанна 5:14). Грех поражает не только душу, но и тело. В некоторых случаях это чрезвычайно очевидно; в других, хотя и не так ясно, правда остается в том, что болезни тела всегда происходят от грехов. Грех это совершается в душе и прямо делает ее больной; но так как жизнь тела исходит из души, то жизнь, исходящая от больной души, конечно, не здорова. сам факт того, что грех приносит тьму и печаль, должен неблагоприятно действуют на кровь, в которой лежит основа телесное здоровье. Но когда ты помнишь, что это разлучает человека от Бога, Источника жизни, и ставит человека в дисгармонию со всеми законами, действующими в нем самом и в природе, то один должно удивляться, как грешник остается живым после грехопадения. |