Китайский конкурент Boeing и Airbus совершил первый коммерческий рейс
- Бизнес
- Екатерина Хабидулина Редакция Forbes
Китайский самолет Comac C919 совершил первый коммерческий полет. Рейс вылетел из Шанхая и благополучно приземлился в Пекине со 128 пассажирами на борту. Этот самолет называют конкурентом Boeing и Airbus, но пока у него есть разрешение на полеты только в пределах Китая
Китайский самолет C919 производства «Коммерческой авиационной корпорации Китая» (Comac) совершил первый коммерческий полет, сообщает People’s Daily в Twitter (соцсеть заблокирована в России).
China’s first self-developed large passenger jet, the C919, took off on Sunday from Shanghai Hongqiao International Airport, marking its commercial flight debut. The plane, coded as MU9191, will arrive in Beijing after a 2-hour and 25-minute trip. pic.twitter.com/XKOOftsJm1
— People’s Daily, China (@PDChina) May 28, 2023
Comac начала разрабатывать узкофюзеляжный авиалайнер в 2008 году, пишет Bloomberg. Его производство запустили в конце 2011 года, но лишь в сентябре 2022-го C919 получил официальное разрешение на полеты. Первый заказчик самолета — China Eastern, которая запросила пять воздушных судов. Первый самолет авиакомпания получила в декабре 2022 года, самолет поднимался в воздух почти ежедневно, чтобы выработать 100 часов испытательных полетов, однако с 7 февраля по 17 мая он не летал в течение 104 дня, отмечает Bloomberg со ссылкой на данные FlightRadar24.
Материал по темеComac получила более 1000 заказов на C919, большинство из них не подтверждены, и многие из них поступили от китайских лизинговых компаний, пишет Bloomberg. Агентство отмечает, что китайская корпорация пытается конкурировать с Boeing и Airbus, а у последних самолеты Airbus A320neo и Boeing 737 Max имеют полный портфель заказов до 2030-х годов. Тем не менее, пока C919 сертифицирован только для полетов в пределах Китая.
Тем временем Россия работает над новой версией своего самолета Sukhoi Superjet 100 с максимальным импортозамещением комплектующих — SSJ New. Гендиректор Ульяновского конструкторского бюро приборостроения Александр Войт заявил, что первый полет судна запланирован на май 2023 года, но пока о его выполнении не сообщалось.
В мае «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо «Иркута» и Объединенной двигателестроительной корпорации, адресованное авиакомпаниям, сообщил, что к концу 2030 года парк SSJ 100 может сократиться больше чем в пять раз из-за выработки ресурса двигателя SaM-146, установленного в них. «Ростех» опроверг данные, пояснив, что они основаны на старых расчетах, которые были сделаны, чтобы предусмотреть «в том числе самые негативные сценарии».
Китайский ответ Airbus и Boeing встал на коммерческие рейсы. Что дальше?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
В Китае первый полет с пассажирами совершил прямой конкурент основных лайнеров Airbus и Boeing. Рассказываем, что известно о проекте и какие у него перспективы.
В воскресенье 28 мая новый узкофюзеляжный лайнер С919 китайского производства совершил первый коммерческий регулярный рейс из Шанхая в Пекин.
Пока это первый самолет типа, введенный в коммерческую эксплуатацию. У стартового заказчика, компании China Eastern, есть твердый заказ еще на четыре лайнера (их должны поставить в текущем году) и опцион еще на 15. Всего у производителя, китайской госкомпании Comac, уже 1200 заказов, большей частью от китайских лизингодателей. Гарантированный спрос должен позволить ей выйти на выпуск 150 лайнеров в год через пять лет.
С919 — прямой конкурент главных «рабочих лошадок» мировой авиации — Airbus A320 и Boeing-737 последних модификаций. На это прямо указывает даже «С» в его названии. Китай в перспективе претендует на то, чтобы разрушить дуополию, заняв третье место и 15% рынка объемом не менее $100 млрд в год.
В принципе цель достижима: оправдать крупносерийное производство и избавить самолет от детских болезней перед началом широкого экспорта вполне позволит емкий внутренний рынок Китая. Если отвлечься от опыта эксплуатации, самолет не выглядит лучше или хуже именитых конкурентов, отмечает «Коммерсант», — кроме того, у него несколько ниже каталожная цена, около $100 млн.
С919 — это первый китайский пассажирский лайнер, не являющийся прямой копией какого-то прототипа. Но он построен с широким использованием западной авионики, а двигатели для него производит СП американской GE Aviation и французской Safran. Comac и так уже два года под санкциями США за сотрудничество с китайским ВПК (правда, мягкими). А недавно Foreign Policy писала, что запрет поставок авиадвигателей — самый простой способ полностью остановить китайский гражданский авиапром и тем наказать страну за пророссийскую позицию в украинском вопросе. Китайский двигатель для лайнера в разработке и не ожидается до конца десятилетия.
Чем это грозит, хорошо видно на примере российского «ответа» Airbus и Boeing — лайнера МС-21. Он совершил первый полет в мае 2017 года, месяц в месяц с С919, но из-за санкций до сих пор не поступил в эксплуатацию (оптимистичный срок — 2024 год). Среди прочего, в производстве пришлось осваивать композитное крыло МС-21 из импортозамещенных материалов и в ускоренном порядке доводить отечественные двигатели ПД-14.
Рассматривать С919 как альтернативу МС-21 для российских авиакомпаний вряд ли возможно — в таком случае производитель безусловно попадал бы под вторичные санкции.
Год назад перед нами стоял выбор — остаться в России и подчиниться законам о военной цензуре или уехать, чтобы иметь возможность называть вещи своими именами.
C919: Китайский ответ Boeing B737 и Airbus A320 совершает первый коммерческий рейс
C919 китайского производства вылетает из шанхайского аэропорта Хунцяо 28 мая в свой первый коммерческий рейс.
CFOTO/Future Publishing/Getty ImagesСи-Эн-Эн —
Как сообщило китайское государственное информационное агентство Синьхуа, в воскресенье первый большой отечественный пассажирский самолет Китая совершил свой первый коммерческий рейс из Шанхая в Пекин.
Новый узкофюзеляжный самолет C919, выполнявший рейс MU9191 China Eastern Airlines, вылетел из Шанхая в 10:32 по местному времени. Его приветствовали водным салютом после того, как он приземлился в Пекинском столичном международном аэропорту в 12:31.
После многих лет исследований и разработок запуск C919 рассматривается как поворотный момент в стратегии Пекина «Сделано в Китае 2025», которая направлена на развитие местного производства, в том числе за счет снижения зависимости от иностранных самолетов для своего авиационного сектора.
«Первый коммерческий рейс — это церемония совершеннолетия нового самолета, и C919 будет становиться все лучше и лучше, если выдержит испытание рынком», — сказал Чжан Сяогуан, директор отдела маркетинга и продаж COMAC, в отчет Синьхуа.
С дальностью полета до 5 555 километров (3 452 мили) C919 сможет конкурировать с двумя крупнейшими мировыми производителями самолетов, Airbus и Boeing. Он станет прямым конкурентом их узкофюзеляжных самолетов A320 и B737, которые чаще всего используются для внутренних и региональных международных рейсов.
Построенный COMAC (Коммерческая авиастроительная корпорация Китая) в Китае, первый C919 был доставлен China Eastern Airlines в декабре 2022 года и в последующие месяцы прошел серию испытательных полетов.
Однофюзеляжный двухмоторный самолет имеет 164 места в двухклассной конфигурации салона, состоящей из мест бизнес-класса и эконом-класса.
Многие основные элементы самолета, такие как носовая часть, фюзеляж, внешнее крыло, вертикальный стабилизатор и горизонтальный стабилизатор, были разработаны COMAC.
Однако компания привлекла западные компании для помощи с некоторыми компонентами. Это включает в себя двигатели самолета LEAP-1C, которые были разработаны CFM International, совместным предприятием General Electric и французской высокотехнологичной промышленной группы Safran.
Первый полет китайского C919 сотрясает дуополию Boeing-Airbus
Помпезность и пышность встретили прибытие рейса MU9191 Китайских восточных авиалиний в столичный аэропорт Пекина в воскресенье. Китайские государственные вещатели транслировали весь рейс, вылетевший из Шанхая. Две пожарные машины приветствуют прибывающий самолет водным салютом. Пассажирам самого рейса было предложено специальное меню: рис в глиняном горшочке, пудинг из манго и конфеты «Белый кролик» — фирменное блюдо Шанхая.
Празднование ознаменовало первый коммерческий полет C919, узкофюзеляжного узкофюзеляжного самолета, разработанного Китайской корпорацией коммерческих самолетов (COMAC). И COMAC, и Китай надеются, что новый самолет сможет конкурировать с Boeing 737 Max и Airbus A320, помогая разрушить многолетнюю дуополию, удерживаемую двумя гигантами коммерческой авиации.
Компания COMAC давно ждала первого полета C919. Компания впервые анонсировала самолет в 2007 году, но из-за задержек с производством первый испытательный полет был перенесен на 2017 год. Китайские регулирующие органы одобрили самолет для коммерческих пассажирских перевозок только в сентябре прошлого года. COMAC доставила первый самолет China Eastern в декабре 2022 года.
Теперь China Eastern планирует ввести C919 в регулярную коммерческую эксплуатацию, в том числе на маршруте между Шанхаем и Чэнду в юго-западной китайской провинции Сычуань.
C919 вписывается в стратегию Пекина по обеспечению самодостаточности
Пекин надеется, что C919 доказывает, что его стратегия по созданию отечественных компаний в области высокотехнологичного производства и технологий — не только в аэрокосмической отрасли, но и в таких секторах, как полупроводники, возобновляемые источники энергии и электромобили — окупается.
Обострение напряженности в отношениях между США и Китаем, а также ограничения США на экспорт передовых технологий в Китай сделали усилия Пекина по обеспечению самодостаточности более насущными. Новый самолет COMAC поможет стране противостоять американской «стратегии сдерживания высоких технологий», говорится в редакционной статье государственного издания 9.0043 Global Times ранее в этом году.
Тем не менее, производство C919 будет медленным. Хотя COMAC заявляет, что получила более 1200 заказов на новый самолет, она рассчитывает, что к 2028 году сможет производить внутри страны только 150 самолетов в год. Для сравнения, Airbus и Boeing в прошлом году поставили 661 и 480 самолетов соответственно.
Предыдущие попытки разрушить дуополию Boeing-Airbus
Несколько других компаний пытались, но безуспешно, бросить вызов доминированию Boeing и Airbus. В 2018 году канадская компания Bombardier уступила контроль над своим последним коммерческим самолетом CSeries компании Airbus. Затем, в феврале этого года, японский производитель Mitsubishi отказался от своего 15-летнего плана по созданию регионального самолета.
Тем не менее, поддержка китайского правительства может дать C919 потенциальное преимущество, поскольку китайские авиакомпании, некоторые из которых являются государственными, заказывают самолет для поддержки COMAC.