Айские притесы: Айские притёсы, Челябинская область — как добраться, фото, где находятся на карте, маршрут, координаты

Большие притесы на реке Ай и Айский фонтан

Вот оно.  Именно в этом месте я и хочу побывать, выглядит как большой американский каньон, только природа у нас покарсивее, так как лето и всё в зелени. 

Координаты скал Большие притесы:

Координаты Айский фонтан:

Киселев Игорь

постоянный путешественник

компании «Фанаты Приключений»

Всем привет. Когда писал предыдущий отчет о поездке на Аракульские шиханы, упомянул о поездке на реку Ай, и к своему удивлению заметил, что отчет об той поездке я упустил. Устраняя данный пробел,  появился нижеследующий рассказ об очередной экстремальной вылазке.

Как обычно, сидя перед экраном монитора, гуглю как убить поинтересней время, разглядывая фотографии красивых мест, куда можно оправиться… и вот оно.  Именно в этом месте я и хочу побывать, выглядит как большой американский каньон, только природа у нас покрасивее, так как лето и всё в зелени. Называются Большие притесы реки Ай.

Звоню в уже проверенную временем фирму, Дмитрию, скидываю ему фотографию и спрашиваю, а можем ли мы после дождей там проехать, «конечно, сможем» — прозвучал ответ в трубке. Этот ответ и стал отправной точкой очередной нашей экспедиции. Решили ехать в субботу, так, на всякий случай, что бы ещё день был в запасе. Готовились быстро, фотики, сапоги, мангал, мясо в маринаде, угли, розжиг, и деньги на трактор. Координаты скал забили в навигатор и 11 октября 2014 года отправились в направлении  пос. Сатка Челябинкой области, почти в Башкирию. А вот  про  транспорт надо сказать отдельно, мы выбрали комфорт на трассе, решили обкатать полноприводную Субару Форестер, именно поэтому переезд показался нам довольно легким. Дорога была обычная, но неожиданно, то ли мы высоко поднялись куда-то в гору, то ли ещё что-то, но вдруг наступила настоящая зима, и даже в машине стало чувствоваться совсем другая, даже можно сказать, зимняя погода. Но уже через десяток минут, когда мы спустились наверное с этой горки, как это было не удивительно мы снова увидели зеленый, не заснеженный лес.

Порой пейзаж за окном машины был более чем странный:

Такой вид больше напоминал пейзаж жуткого будущего: вымершие деревья, остатки пней, стаи ворон, и зловещего вида цвет земли, «неужели нам сюда» — подумали мы и сверились с навигатором. Прибор подтвердил, что ещё не время любоваться, и надо ехать дальше. И не снижая скорости мы мчались дальше. И вскоре стали попадаться местные достопримечательности, где и были сделали первые фотографии осеннего леса. 

Все было бы чудесно, если бы  не первая настороженная мысль, промелькнувшая у нас в головах. Результат дождей был виден невооруженным глазом по бурлящей воде. Но осознали мы это позже, когда поняли, что могут натворить дожди. Продолжая мчаться, по пока ещё асфальтовой дороге, мы искали своротку в сторону, на грунтовую дорогу, по которой уже можно было добраться до Больших притесов. А вот и своротка, а вот уже и поле… . Хотели напрямик, по краю поля, по какой-то колее, но сунувшись на пахоту после дождя, быстро поняли, что эту дорогу  мы не осилим, привод хоть и полный, но машина серийная и к суровому экстриму не подготовлена.   Значит надо в объезд, по грунтовке вокруг поля, может с другой стороны будет лесная дорога. Так и получилось, грунтовая дорога дошла до деревни, а дальше лесная, с ямами полными воды, но возможностью нам лавировать и мы вылавировали. И вскоре были у самой высокой точки Больших притесов, ещё метров 30 и обрыв высотой метров 90, поэтому мы остановились и дальше пошли пешком.

Осенний лес мерцал таинственной прохладой, напоминая нам, что приближается суровая уральская зима. Периодически моросил мелкий, противный дождик, попадая на объектив, он мешал полноценному использованию нашей фотоаппаратуры.  И если ещё к этому пейзажу добавить то ли туман, то ли облака на нашем уровне, то можно представить какие фотки у нас получились.

Спуск к Айскому фонтану

Вдоволь налюбовавшись красотой высоких скал и посмотрев на часы, решили не тратить время на шашлыки, а до темна доехать ещё до одного красивого места — Айский фонтан. Есть на реке Ай место на берегу, где из под земли бьет вверх фонтан артезианской воды, вот к нему мы и направились.

Да вот больно долго, мы любовались скалами Больших притесов, а уже стало смеркаться, и вскоре дорогу можно было увидеть лишь в свете фар и на экране навигатора.

Дорога то поднималась, то шла вниз, ямки, лужи — обыкновенная проселочная дорога. Но незаметно она становилась все меньше и меньше похожей на дорогу. Единственный, кто уверенно показывал нам направление, так это навигатор, он и знать не знал, что там перед машиной на дороге творится и допоказывался. Дорога пошла вниз к реке, мы и так медленно ехали, а вот когда решили остановиться, то поняли, что обратно нам не заехать… Остановились, открыли двери, вглядываемся в темноту и видим, впереди, по бокам и сзади абсолютно глиняная дорога, впереди она ведет куда-то вниз, а вокруг темный, дремучий лес. Пообсуждали ситуацию, и решили дальше пойти пешком, не усугублять ситуацию с машиной. Одели мы, заранее приготовленные  сапоги, и включив фонарики на смартфонах вышли из машины. И вот он результат дождей – это не дорога, а настоящая глиняная каша, которая прилипла к сапогам, и в мгновение превращая их в тяжело поднимаемые бетонные кандалы. Вот таким образом мы и пошли в сторону Айского фонтана, шум которого еле доносился откуда-то издалека. Вот в сторону этого шума мы и пошли, всматриваясь то в дорогу под ногами, то в темный лес, откуда то и дело доносились непонятные звуки. Не знаю, чего больше мы боялись этих звуков или упасть в эту глину под ногами. Ступая медленно, придерживаясь руками, по возможности, за ветки деревьев, мы спустились к самому берегу, пройдя вдоль которого вышли к фонтану. Из-за  темноты о красивых фотках можно было забыть.

Постояв недалеко от фонтана, брызгался он жутко, и подышав свежим, лесным, чистым воздухом, мы двинулись в обратную дорогу, по пути думая как нам быть дальше. Так в размышлениях мы и добрались до машины.  Побуксовав на месте, и посмотрев на часы, мы поняли, что за трактором идти уже бесполезно, искать трактор ночью дело гиблое.  В общем, подумав, решили мы сами машину вытаскивать, благо длинный трос был, позволяющий достать от машины до ближайших деревьев, за которые можно было упереться.

И вот эти сто метров дороги и стали для нас на два часа местом для плясок с бубном в жидкой глине вокруг засевшей машины. Машина сама двигаться в горку не хотела, ни на приспущенных колесах, ни на полном приводе, ни по веткам подброшенным под колеса. Машина двигалась только при нашем совместном усилии. Два часа усиленных физических занятий  и вот вуаля… машина поползла своим ходом. Хотя мы все устряпались в глине, результатом мы были довольны, мы снова на колесах.

Дальше было совсем не сложно: выбраться из леса, проехать по дороге обратно и найти ночлег. Это оказалось гораздо проще чем… сесть в машину, в той одежде и той обуви, в которую она превратилась за два часа глиняных мук. Обернув сапоги всеми мешками, которые мы нашли, сев на оставшиеся мешки мы доехали до ближайшей деревни Еланлино, нашли колонку и ещё час отмывали всё что могли отмыть. И вот только после этого мы вздохнули с облегчением и стали думать о ночлеге. Как всегда, идею предложил Дмитрий. Идея заключалась в том, что бы поселиться на берегу озера Зюраткуль, в красивейшем месте, не зря его назвали национальный парк «Зюраткуль».   На всякий случай мы нашли в интернете телефон одной из гостиниц на берегу озера и позвонили туда. Договорились, что мы подъедем уже в первом часу и нас заселят. Нам пообещали, что проблем не будет и мы двинулись в сторону озера Зюраткуль. Навигатор как обычно показывал дорогу которая всё время была асфальтовая, поэтому час, полтора пролетели незаметно.

Вскоре стали попадаться указатели, из которых мы понимали, что на правильном направлении. В темноте мы подъехали к каким то воротам. Дмитрий ушел в темноту и через непродолжительное время вернулся и нас пропустили. Мы подъехали к строению возле, которого нас ждала женщина. Она проводила нас внутрь и показала те комнаты, которые мы можем занять, в здании был и горячий душ и свежие постельные принадлежности, и даже холодильники. Перед тем как выспаться мы ещё по обсуждали прошедший, насыщенный событиями день.

На следующее утро нам был предложен завтрак, который входил в стоимость номеров. Для этого мы должны были перейти в другое здание. Когда мы вышли на улицу мы увидели то, что в темноте не точно восхититься, даже разглядеть не смогли. Деревянные домики были разбросаны по всему участку территории базы отдыха. В одном из таких домиков нам и предложили позавтракать. Нам показалось, что позавтракали мы по царски, мы  ну как минимум очень вкусно,  считая при каких условиях и из какого положения мы попали в это место.  Даже выпитый с утра растворимый кофе был шикарен для туристического завтрака. Оглядев весь интерьер мы нашли его очень даже соответствующем положению наших дел. Как будто, оставшийся со времен Ермака постройка, навевала единение с природой и абсолютно не было никаких ассоциаций с городом, к чему собственно мы и стремились.

Подкрепившись, мы решили дойти до озера и посмотреть, что оно из себя представляет. Пока мы искали побережье, мы поняли, что днем можно было найти и другие места для ночлега, различных фирм, предлагающих крышу над головой было достаточно много. Так что днём вопросов никаких бы не было, а вот ночью нам повезло.

Пейзаж озера своим унынием, и заброшенностью, вызвал у нас больше недоумения, чем восхищения. Больше было похоже, на богом забытое озеро, в центре таежных лесов, там где и человек то бывал редко. А что мы хотим так и есть, это заповедник, и чем меньше побывает здесь людей, тем заповеднику лучше. Мы хотели увидеть красоту нетронутой природы – вот она.

Не долго мы оставались на берегу озера, решили возвращаться обратно. Можно было ещё подняться на гору Зюраткуль, но погода не располагала к длительным пешим прогулкам и мы вернулись на базу.

У нас до сих пор мариновались шашлыки, и их надо было уже готовить. Подумав мы решили поискать другое место для шашлыков, на стали мы рассматривать берег озера. Подумав мы решили поехать в обратную сторону и на озере Тургояк сделать остановку там.

Когда мы ехали обратно, мы проехали по участку дороги, расположенному в аллее берез. Ночью мы этого не видели, а теперь при свете дня мы ощутили всю красоту этого момента и даже остановились разглядеть его попристальней. До озера Тургояк мы больше ничего особо не увидели.

А вот по прибытию на озеро мы ощутили всю его красоту и мощь, так как прохладный, порывистый ветер, показывал нам, что лето закончилось, а впереди нас ждут морозы. Мы выбрали место со столиком и навесом на случай дождя. Разожгли мангал и наконец то не спеша стали готовить шашлыки. Особенность готовки и поедания шашлыка заключалась в скорости этого поедания, так как пока шашлык готовился, мы успели на холодном ветре подзамерзнуть, да и сам шашлык быстро остывал.

В общем, встретило нас озеро Тургояк неприветливо холодным ветром, никак не располагающим к посиделкам на природе. Особо отважные люди, катались на катере, где-то в центре озера, ну а мы, подкрепившись шашлыками, сразу же собрались и двинулись в обратный путь. Впереди Екатеринбург, пробки, в понедельник на работу, останутся лишь фотографии и воспоминания об ещё одном интересном путешествии на природу, которое через какое-то время захочется повторить.

19.08.2015


Джиппинг на большие притесы на реке Ай и Айский фонтан

8000 ₽

Вот оно.   Именно в этом месте я и хотел побывать и вам советую, выглядит как большой американский каньон, только природа у нас покрасивее, так как лето и всё в зелени. 

Айские притёсы

Айские притёсы

keyboard_arrow_left Previous keyboard_arrow_right Next

Айские притёсы — это великолепные высокие скалы вдоль южно уральской реки Ай, с вершин которых открываются волшебные пейзажи лесов и полей Челябинской области.

Протяженность отвесного скального массива составляет примерно один километр, а высота достигает 100 метров.

Притёсы обычно разделяют на Большие и Малые, которые различаются по высоте — Малые достигают примерно 70-80 метров. Природа здесь буквально убаюкивает и манит остаться на вершине притёсов на несколько часов вне зависимости от времени дня или года. На рассвете и закате скалы притёсов окрашиваются в розово-красные оттенки, а днем прорастающие на скалах мхи и известняк разрисовывают их в рыжевато-серые и даже голубые цвета. Здесь хорошо даже в дождливую погоду: туман расстилается над речкой Ай, словно легкое покрывало, даря и вам ощущение невесомости между небом и землей.

Малые притёсы более доступны — здесь есть пешеходная тропа, но идя по ней, следует быть осторожными.

Находясь наверху несложно и самим вообразить себя парящей птицей, которые довольно часто летают вдоль притёсов, наслаждаясь своей свободой и потоками воздуха.

Река Ай с башкирского переводится как “Луна” или “Лунная река”. Сама река не менее прекрасна — она протекает по территории Челябинской области и Республики Башкортостан, а ее длина достигает 549 км.

На высоте примерно в 50-60 метрах от поверхности реки в скалах можно увидеть отверстие, напоминающее черную дыру. Легенда гласит, что в ней живет Шайтан. Это Юношеский грот, длиною в 90 метров, который полностью исследован спелеологами. Грот получил несколько названий: Черный камень — Карагаш, или Кара-куши, означающее Черную дыру. Сама пещера является самой труднодоступной в Челябинской области.

Юлдашкин гребень — второе название Малых притёсов, что раскинулись выше по течению реки Ай. Название образовалось благодаря легенде о татарине по имени Юлдаш. Согласно легенде, в одной из местных деревень стали пропадать табуны лошадей. Жители решили устроили засаду. Вором оказался кульметьевский татарин Юлдаш, который продавал угнанных лошадей цыганам. Во избежание жестокой расправы, Юлдаш решил броситься с притёсов вниз, а разгневанные жители вслед за ним скинули и его повозку. В ней был самовар, который Юлдаш везде возил с собой. Говорят, что самовар застрял в расщелинах скал и висел там долгие годы, завывая на ветру и пугая людей.

Айские притёсы на карте

Координаты Айских притёсов:

Широта: 55.154753

Долгота: 58.691593

Чем заняться

На вершинах притёсов можно расположиться с палатками и побыть местным жителем среди елово-лиственных лесов. За счет популярности здесь всегда много туристов, поэтому даже если вы одинокий путешественник — всегда можно найти компанию.

Также, здесь обустроен кемпинг, где вы сможете арендовать беседку, палатку, насладиться травяным чаем из самовара, угоститься ароматной выпечкой и блинами. А любителям атмосферных фотографий понравятся парящие над обрывом качели. Для безопасности вас, конечно, пристегнут ремнями и страховочными приспособлениями. Для тех, кто хочет пощекотать себе нервы, здесь предлагают бейджампинг — прыжок с Больших притёсов.

На левом берегу реки Ай чуть ниже Малых притёсов, расположен Алексеевский лог — русло высохшей древней реки. В древности здесь был каскад водопадов, но из-за высохших вод сейчас здесь образовалась необычная достопримечательность, напоминающая большую каменную лестницу. Место прозвали сухими водопадами. Ступени лестницы достигают 50 см высотой, а вид “ступеней” напоминает подъем в древний храм. Скалы останцы, что расположены вдоль лестницы, напоминают маленьких обезьянок и других животных. От таких ассоциаций можно вообразить, что вы находитесь не в России, а в волшебном уголке Индонезии.

Несмотря на высохшие воды, водопады все же бывают и здесь: во время схода снега или продолжительных дождей русло наполняется и образует водопад высотой в 16 метров.

Помимо Айских притёсов, здесь есть и другие скалы, чуть меньше по своей высоте: Цепиловские (Черепановские) и Парамоновские притёсы. Высота скал достигает 40-80 метров, а вершины покоряют своей красотой не меньше, чем Айские просторы.

Ципеловские притёсы расположились на правом берегу реки Ай напротив поселка Новая пристань, а Парамоновские притёсы находятся между поселками Айским и Новой пристанью. Эти места изобилуют крутыми отвесными склонами и небольшими пещерами, а у подножия скалы охраняет лес из берез, лип и лиственниц, даря путешественникам потрясающие эмоции.

В 800 метрах от Малых притёсов таится пещера Кургазак. Это огромный грот, шириной в 15 и пять метров высотой. Длина пещеры достигает 500 метров, и ее можно изучить самостоятельно, спустившись вниз по веревке. Следует отметить, что посещение пещеры подойдет лишь для опытных туристов: вход в пещеру круглый год покрыт льдом, а внутри очень холодно и грязно, поэтому здесь не обойтись без подготовки и непромокаемой одежды.

Как добраться до Айских притёсов?

Айские притёсы относятся к Саткинскому району, и удобнее всего до них будет добраться из Екатеринбурга, Челябинска и Златоуста. Расстояние от Челябинска составит 220 км и от 3 до 4 часов езды; от Екатеринбурга — 340 км, от Златоуста — 85 км.

Также, Большие и Малый притёсы — пункты во время сплава по реке Ай.

Как добраться до Айских притёсов на автомобиле?

На автомобиле необходимо ехать по трассе М5 Челябинск — Уфа до города Сатка. Проехав по городу, нужно повернуть на север в сторону Межевого. Далее вы проезжаете Сулею, Параманово и перед поселком Новая пристань необходимо повернуть налево в сторону деревни Блиновка, а дальше по дороге ехать до Алексеевской фермы. Здесь организована база отдыха “Сухие водопады”, где можно переночевать.

Как добраться до Айских притёсов на автобусе?

От Челябинска необходимо сесть на автобус в направлении “Автовокзал Сатка”. Время в пути составит примерно 3,5 часа. На остановке “Площадь 1 Мая” сесть на автобусный маршрут 24а в направлении “Российская улица” и выйти на остановке “Профилакторий”. Там же совершить пересадку в направлении “Заправка”, выйти через 4 остановки на Сулеинском мосту и пройти чуть больше километра до рабочего поселка Сулея. Оттуда можно вызвать такси и проехать 16 км до Айских притёсов.

Автор: Анастасия Григорьева

Айские притёсы: расчет расстояния и стоимости бензина

Оставить отзыв

Reddit — Погрузитесь во что угодно

Перейти к анно р/анно

р/год

Субреддит, посвященный серии видеоигр Anno. Самая последняя запись Anno 1800 была выпущена 16 апреля 2019 года.


Члены Онлайн

к

Брюс Деорум

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *