тайны, мистика, история, советы туристу
Музей Айя-София входит в список достопримечательностей Стамбула, которые туристы смотрят в первую очередь. А ещё этот собор является частью одного из готовых пешеходных маршрутов, по которому вы можете прогуляться самостоятельно.
Полезные ссылки:
- Путеводитель по Стамбулу
- Экскурсии в Стамбуле — большая подборка
Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий: сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. История Айя-Софии порой очень трагична, а существующих тайн хватит не на одну книгу. Обо всём этом, а также о том, как посетить музей самостоятельно, пойдет речь ниже.
Вид на собор Айя-София со стороны парка.Содержание
- Краткая история собора Айя-София в Стамбуле
- Любопытные факты
- Мистика собора Айя-София
- Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии
- Рекомендации по посещению и осмотру
- Общие рекомендации
- Последовательность осмотра
- Где в соборе искать мозаики
- Режим работы. Стоимость посещения
- Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле
Краткая история собора Айя-София в Стамбуле
- Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим, мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать, что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
- Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов, которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София. Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.
- На строительство ушло 130 тонн золота
- В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
- В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей.
- В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере.
- Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
- На другой день собор разграбляли турки, захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети, которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание, которая построена в Базарном квартале.
- В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.
Любопытные факты
- Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
- В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места.
Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама. - Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
- В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.
- Москва — Третий Рим. После падения Константинополя (Второго Рима) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом.
- Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
- В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.
Мистика собора Айя-София
- «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
- Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
- Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть.
Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии
Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику, которая находится недалеко от собора.
Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.
Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.
Исследование подземной части собора Айя-София.Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!
Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй – к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.
Туристы входят в собор через Императорские ворота.Рекомендации по посещению и осмотру
Общие рекомендации
- Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.
- После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
- Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.
Последовательность осмотра
- Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем – во второй притвор. (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
- Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения (5) младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг (4), напротив него колокол (3), а далее – сувенирный магазин.
- Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой, на стенах – мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) (2) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений (6). Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами (9). Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота (9), по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже.
- Внутренний дворик крестильни (баптистерий). Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель (5) можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.
- Крестильня (баптистерий). Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии.
- Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота (9) входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.
- Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола – 30 метров, а высота – 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.
- Оглядываемся назад на императорские ворота (9). Слева и справа видим две мраморные вазы (11), привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.
- Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13). Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
- Идём дальше вперед. Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.
- Левая часть первого этажа. В левой части находится плачущая колонна (10), нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.
- Правая часть первого этажа. Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I. Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.
- Второй этаж. Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
- В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.
- Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
- Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами (9). В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.
Где в соборе искать мозаики
Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).
Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле.- Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9). Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
- Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.
- Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г. ). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
- Мозаика № 4: Последний суд. Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.
- Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
- Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.
- Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.
Режим работы. Стоимость посещения
- Время работы: с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
- Стоимость посещения: 72 TL. Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться музейной картой.
Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле
До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае (см. Транспорт Стамбула) до остановки Султанахмет. Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет.
Схема: как идти от остановки трамвая Султанахмет до музея Айя-София в Стамбуле.Как теперь бронировать отели при санкциях?
Сейчас российским аналогом Booking является поисковик отелей Островок. На этом сайте можно расплачиваться российскими банковскими картами.
Айя-София в Стамбуле — описание с фото и видео
- История Айя-Софии
- Музей стал снова мечетью: плюсы и минусы для туристов
- Архитектура Собора Святой Софии
- Легенды и интересные факты об Айя-Софии
- Режим работы музея Айя-София и стоимость
- Видео об Айя-Софии в Стамбуле
- Как добраться до Айя-Софии
- Карта достопримечательностей
Музей Айя-София – это главная достопримечательность Стамбула и маст-хэв в списке всех туристов для посещения. Это уникальное по архитектуре здание и совсем необычный музей. За 1500 лет здесь смешались эпохи и религии — православные мозаики проглядывают сквозь арабскую вязь. Сначала более 900 лет здесь был христианский храм. Затем величественное византийское здание достроили минаретами и превратили в мечеть. Собор называют восьмым чудом света, и в 1985 году он был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Айя-София в Стамбуле
История Айя-Софии
Этот всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии построили в 537 году при императоре Юстиниане.
На строительство использовали лучшие материалы. Также в Константинополь свозили архитектурные элементы древних построек. Например, из города Эфеса из храма Артемиды привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца.
Ежедневно собор строили 10 000 человек. В его украшении использовались мрамор, слоновая кость и золото. Строительство собора обошлось в три годовых дохода Византийской империи.
Храм в Константинополе назвали Собором Святой Софии – Премудрости Божией. Современники называли собор великим, и это в полной мере соответствовало действительности. Штат церковно- и священнослужителей доходил до 600 человек.
Айя-София
В 1054 году в Соборе Айя-София произошли события, которые стали началом разделения церквей на Православную и Католическую. Во время богослужения в Софийском соборе посланник Папы Римского вручил константинопольскому патриарху отлучительную грамоту. В ответ на это патриарх предал анафеме папских посланников.
В 1204 году во время четвертого крестового похода Константинополь был захвачен крестоносцами. Город и собор были разграблены.
Богоматерь с младенцем и архангел Гавриил (867 год)
Ночью 28 мая 1453 года в соборе прошло последнее христианское богослужение. На следующий день собор уже грабили турки, захватившие Константинополь во главе с султаном Мехмедом II. Главный храм поверженной Византии переделали в мечеть, пристроив минареты и заштукатурив православные мозаики. Купол украсили суры из Корана, в одной из стен устроили михраб – нишу, указывающую направление на Мекку. Традиционные для православных церквей свечи заменили люстрами из лампад. Собор Святой Софии стали называть Айя-София.
Собор исполнял роль мечети почти 500 лет. Он стал прототипом для многих мечетей Стамбула, в том числе для Голубой мечети, которая находится напротив Айя-Софии.
Айя-София
После свержения монархии и провозглашения Турецкой республики Глава правительства Кемаль Ататюрк в 1935 году своим декретом превратил мечеть в музей. Слои штукатурки с мозаик были расчищены. В настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на куполе и на четырёх больших щитах овальной формы.
Сейчас идет много споров о статусе Айя-Софии. Одни, в том числе Президент Турции Эрдоган, хотят превратить её обратно в мечеть, мотивируя это тем, что доступ туда станет бесплатным. Но что же тогда сделают с православными мозаиками? Другие считают, что великий собор, мать всех церквей, снова должен стать православным.
Музей стал снова мечетью: плюсы и минусы для туристов
В июле 2020 года глава правящей консервативной партии и Президент Турции Эрдоган, чтобы поднять себе рейтинг, превратил музей обратно в мечеть. Ежегодно Айя-Софию посещало почти 3 млн туристов. Для них теперь появились как плюсы, так и минусы от нового статуса Айя-Софии.
ПЛЮС: вход стал бесплатным, до этого был 10 евро.
МИНУСЫ: Христианские мозаики закрыты ширмами. По Айя-Софии уже нельзя свободно разгуливать как раньше, обычно в мечети туристов пускают только на краешек — взглянуть одним глазком.
Деисус: в центре Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель (1261 год)
Архитектура Собора Святой Софии
Собор представляет собой классическую базилику, купол которой словно парит в воздухе, поддерживаемый огромными 24-метровыми колоннами. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Купол состоит из 40 радиальных арок, которые внизу прорезаны близко расположенными друг к другу окнами. Благодаря этому создается ощущение, что купол будто парит в воздухе.
Купол собора Айя-София в Стамбуле
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме.
Сейчас Айя-София выглядит не очень изящно снаружи, а все потому, что после двух разрушительных землетрясений её стены были укреплены грубыми вертикальными уступами — контрфорсами. А после захвата османами к зданию пристроили минареты и мавзолеи султанов.
Айя-София в Стамбуле
Возле Айя-Софии расположены небольшие здания шести- и восьмиугольной формы. Это гробницы турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Вход туда отдельный – с правой стороны от Айя-Софии. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом нужно снять обувь, а женщины должны покрыть волосы платком.
Легенды и интересные факты об Айя-Софии
Плачущая колонна
С колонной Святого Георгия, или колонной желаний, как окрестили её туристы, связано поверие. Надо вставить большой палец в углубление и провернуть руку на 360 градусов, не отрывая ладонь от медных листов, которыми покрыта колонна. Загаданное при этом желание обязательно сбудется. Колонна находится слева от главного входа в собор – там всегда стоит небольшая очередь.
Центр мироздания
Выложенные цветным камнем круги, которые символизируют центр мироздания, находится справа от алтаря. Именно в этом месте короновали императоров Византии.
Холодное окно
Загадку этого окна в Айя-Софии не могут объяснить даже физики. Из него всегда дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Окно вы найдете на втором этаже, из него видна Голубая мечеть.
Айя-София
Ниша, из которой слышен шум
В южной части собора находится ниша, из которой слышен шум. По легенде во время османского штурма в храме шло богослужение, и стены расступились и укрыли священника, читающего молитву. Шум — это молитва, которую священник все еще читает в стене. Он явится вновь, когда собор опять станет православным.
Подземные цистерны
Сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье с цистернами с водой и тоннелями. Сканирование показало, что под зданием и вправду есть огромные пустоты. Исследовать до конца пространство не удается до сих пор — оно затоплено, а выходы из тоннелей завалены.
Кот Гли
Кот Гли — живой талисман Собора, в котором, якобы воплотился дух Юстиниана. Туристы и сейчас наблюдают котика, и иногда даже нескольких, которые греются у прожектора возле императорского места. Котик Гли – знаменитость, с ним даже сфотографировался Барак Обама, будучи президентом США.
Айя-София
Режим работы музея Айя-София и стоимость
Когда Айя-София была музеем входной билет неё стоит недешево — 100 лиры (это больше 10 евро). Сейчас вход для всех стал бесплатный.
Туристам посетить мечеть можно в любое время, кроме часов молитвы (Намаза). Стоит отметить, что необходимо быть в скромной одежде, прикрывающей тело, а женщинам еще и в платке на голове.
Айя-София
Видео об Айя-Софии в Стамбуле
Как добраться до Айя-Софии
Айя-София находится в европейской части Стамбула в районе старого города — Султанахмет.
Из европейской части Бейоглу, которая отделена от старого города проливом Золотой Рог, можно доехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Sultanahmet. Или прогуляться пешком через Галатский мост.
Из азиатской части можно доплыть на городском пассажирском катере-вапуре до пристани Эменёню у Галатского моста и прогуляться немного влево вверх. Недалеко от музея Айя-София есть остановка трамвая Sultanahmet, поэтому при пешей прогулке можно ориентироваться на трамвайные рельсы. Также из азиатской части можно доехать на Мармарее по туннелю под Босфором до остановки «Сиркеджи» и опять же немного прогуляться вверх по старому городу. Подробнее читайте в статье «Транспорт в Стамбуле».
Напротив Айя-Софии находится Голубая мечеть. Если стоять лицом к собору Святой Софии — справа будут ворота во Дворец Топкапы, а слева через дорогу — Цистерна Базилика.
Карта достопримечательностей
загрузка карты…
Голубая мечеть >>
Вернуться в Стамбул
История здания и здания в истории — Думбартон-Оукс
Этот вводный веб-семинар с ведущими учеными освещает общие исторические факты о памятнике и его использовании, причастность Думбартон-Оукс и вопросы, связанные с его недавним преобразованием в мечеть.
ProgramDumbarton Oaks Resources
Построенный между 532 и 537 годами, собор Святой Софии (Святая Мудрость, Аясофья) представляет собой блестящий момент в византийской архитектуре и искусстве. Это была главная церковь Византийской империи в ее столице Константинополе (позже Стамбул) и мечеть после завоевания города Османской империей в 1453 году. Решение турецкого правительства в 1934, чтобы сделать Аясофью музеем, предназначался для того, чтобы сделать его хранилищем человеческой истории — всей человеческой истории, а не единой истории, ограниченной одной религией или народом. Недавно это решение отменили, превратив здание снова в мечеть.
С течением времени Айя-София глубоко укоренилась в конкурирующих нарративах национального, регионального, религиозного и культурного значения. Однако избирательное прочтение культурного наследия может эффективно стереть историческую память и разорвать связи с прошлым. Как памятнику на мировой арене, ему должно быть позволено поддерживать множество значений, резонировать с множеством повествований и историй для разных аудиторий. Это исключительное здание принадлежит к мировому культурному наследию.
В период с 1931 по 1949 год Византийский институт Америки (основанный Томасом Уиттемором в 1930 году) проводил работы по выявлению и сохранению мозаик собора Святой Софии. Дамбартон-Оукс, с его наследием демонстрации, изучения и публикации всех аспектов Византии, взял на себя надзор за проектом Святой Софии в 1953 году и с тех пор документирует каждую грань этого здания, а также его художественные и исторические записи. В Думбартон-Оукс хранится исключительно важный архив данных о здании во всех его значительных размерах. Мы находимся в процессе размещения в свободном доступе в Интернете обширного массива источников, документов и научных исследований по собору Святой Софии, собранных и подготовленных Византийским институтом и Думбартон-Оукс.
Этот вводный веб-семинар объединяет ученых, которые активно продвигают исследования собора Святой Софии, и расскажет об исторических фактах, участии Думбартон-Оукс и проблемах, связанных с недавней реконструкцией памятника.
Участники:
Иоли Калаврезу (Гарвардский университет), «Думбартон-Оукс, собор Святой Софии и его исторические мозаики»
Роберт Нельсон (Йельский университет), «Святая София: современный памятник?»
Бисера Пенчева (Стэнфордский университет), «Собор Святой Софии и текучесть света и звука»
Тугба Таньери-Эрдемир (Университет Питтсбурга), «Отвоевание собора Святой Софии: официальный дискурс и популярные рассказы»
Модератор:
Элизабет Болман (Университет Кейс Вестерн Резерв)
Возможно Пьер Искендер, Исследование Света, Собор Святой Софии, Стамбул, Турция. 1948. Отчеты и документы полевых работ Византийского института и Думбартон-Оукс, примерно конец 1920–2000-х годов, HS.BIA.1734, Коллекции изображений и архивы полевых работ, Думбартон-Оукс.
История Святой Софии
Византийский период
Византия была основана греческой колонией-Визой до завоевания римским императором. Этот маленький прибрежный город-Византия превратился в столицу империи Константина Великого, который воссоединил Западный и Восточный Рим под своим правлением и переименовал город в «Константинополь» . Константин был язычником до того, как обратился в христианство. После смерти Константина его преемник Константин решил, что Византии нужен собственный Пантеон. было Собор Святой Софии– София Божия, Святая Премудрость; это второе лицо Троицы: Христос.
Император Константин взял свое копье и начертил новые границы своей еще более великолепной столицы Византии Роджером Пейном.
Первое название церкви было «Мегале Экклесия» , что означает «Великая церковь». Первая Святая София была построена в 360 году. Это была базилика с деревянной крышей, построенная на месте языческого капища. Вопреки распространенному мнению, он был подарен Константином II, а не Константином Великим.
Когда его крыша сгорела во время пожара в 404 г. и была уничтожена в основном во время второго пожара в 414 г., великий православный Феодисий II в 415 г. посвятил еще одну церковь. овца, которая представляет двенадцать апостолов Христа перед монументальным входом.
Народ Византии был настолько набожен в то время, что святой Григорий Нисский сатирически повествует об этой ситуации:
» Если вы хотите, чтобы человек разменял вам монету, он сообщает вам, чем отличается Сын от отца; если спросишь цену хлеба, тебе в ответ скажут, что Сын ниже Отца; и если вы спросите, готова ли баня, ответ будет, что Сын был рожден из ничего».
При Феодисии Халкидонский собор осудил монофизитскую ересь.
Кроме того, старые языческие храмы были разрушены, а их остатки использованы в новых христианских сооружениях. Считается, что перевернутые головы Медузы в Цистерне Базилики были взяты из закрытых языческих храмов.
При правлении Юстиниана Византийская империя пережила свои самые великолепные годы. Однако трехдневный бунт дал возможность свергнуть Юстиниана в 532 г. Люди, избавившиеся от высоких налогов и военного гнета, подняли восстание против Юстиниана. С помощью своей жены Феодоры Юстиниан смог подавить бунт, который был инициирован двумя фракциями ипподрома — Синими и Зелеными. Юстиниан решил сопротивляться восстанию после впечатляющей речи Федоры. «Фиолетовый — лучшая обмотка» к Прокопию.
Собор Святой Софии и Святой Эйрины.
И Айя-Эйрена, и Айя-София были сожжены повстанцами. В том же году началась реконструкция новой церкви. И он был завершен за пять лет.
Византийский император Юстиниан (483-565) руководил строительством собора Святой Софии, которое длилось всего пять лет. Иллюминация рукописи из славянского списка 1345 г. Хроники Манассии.
Архитекторами новой церкви были Исидор Милетский и Анфимий Тралльский . На самом деле Исидор был профессором механики, а Анфемий — известным математиком. И Юстиниан тоже остался доволен своей предыдущей работой: Церковью Святых Сергия и Бахоса.
Прокопий, Здания:
«…И Анфимий Тралльский, самый образованный человек в искусном ремесле, известном как искусство строительства, не только из всех своих современников, но и по сравнению с теми, кто жил долго до него служил энтузиазму Императора; и с ним был связан другой мастер-строитель, по имени Исидор, милетец по происхождению, человек, который был умен и достоин помогать императору Юстиниану».
Несмотря на суету Юстиниана, Антемий и Исидор изобрели новую перспективу в архитектуре. Собор Святой Софии был уникальным во многих аспектах, когда он был закончен. Pendentives и купол с квадратным основанием были одними из примеров, выполненных ими. Юстиниан также был так озабочен и вовлечен в процесс строительства. Он редко спал и часто контролировал здание. Говорят, что он разделил рабочих поровну с каждой стороны здания, чтобы заставить их соревноваться.
Согласно мифу, связанному с теми днями, когда у рабочих есть перерыв на обед, они оставляют мальчика охранять участок. Появляется евнух и велит мальчику позвать рабочих, чтобы строительство закончилось как можно скорее, и он будет присматривать за церковью, пока мальчик не вернется. Когда Юстиниан слышит это, он не позволяет мальчику вернуться в церковь, чтобы ангел мог охранять ее вечно.
Для строительства собора Святой Софии были разграблены старые языческие идолы и постройки. Мрамор привозили из далеких мест, таких как Франция, Египет, остров Мармара. Юстиниана помнят как основателя собора Святой Софии. однако; его назвали «строитель мира» Прокопия за строительство более 100 церквей как в Константинополе, так и в провинциях Азии после его завоеваний как на западе, так и на востоке. Говорят также, что за время своего правления он обратил в христианство около 70 000 человек.
Император Юстиниан входит в собор Святой Софии (Источник: Hellenic World Foundation)
Когда был открыт собор Святой Софии, Юстиниан был так впечатлен и взволнован, что после того, как он поблагодарил Бога, он, как говорят, заплакал «Слава Богу, удостоившему меня совершить такое дело! О Соломон! Я победил тебя» , что подразумевает высоту купола.
Освящен Юстинианом в 537 году, Собор Святой Софии не выдержал землетрясений и обе арки и главный купол рухнули в 557 году. Престол, киворий и амвон были погребены под обломками. Исидор Молодой построил новый купол большего размера по приказу Юстиниана. Несмотря на то, что он был реконструирован за четыре года, купол Исидора сохранился до наших дней с его захватывающим видом. В 563 году Юстиниан повторно освятил собор Святой Софии.
В 7 веке угроза арабских нападений продолжалась, и началось взаимодействие с арабами. Однако попытки осады Константинополя не увенчались успехом.
[коробка Amazon = «B0B776SLG6»]
В г. иконоборческий период г. (см. также Иконоборчество) изображениям и идолам запрещалось поклоняться. Так, большая часть мозаик, содержащих изображение человека, была уничтожена и покрыта во времена правления Льва III. Эта полемика продолжалась до конца царствования последнего императора-иконоборца Феофила. Как только Феофилий умер, его жена начала ремонт в церквях, переустанавливала иконы. Феодора крепко держалась за почитание икон, которые хранила в своих покоях. Однако, когда служанка выпалила императору иконы императрицы, она защищалась, так как просто играла со своими куклами. Куклы Феодоры до сих пор хранятся в монастыре на Афоне и ежегодно выставляются в Неделю Торжества Православия.
Во время 9 го и 10 го века собор Святой Софии пострадал от землетрясений, которые повредили купол, полукупола и арки.
В 11 веке Византийская империя понесла потери как на западе, так и на востоке. Византия сотрудничала с крестоносцами против турок и арабов. Однако после вторых Крестовых походов крестоносцам не удалось удержать владение Иерусалимом и не смогли вернуть его в 3 -й -й Крестовый поход. 4 -й г. Крестовые походы вышли за рамки своей цели и превратились в оккупацию Константинополя из-за религиозного конфликта между католиками и православными.
В 1204 году крестоносцы во главе с дожем Венеции Энрико Дандоло вторглись в Константинополь. Когда Энрико Дандоло вошел в Константинополь со своим гигантским флотом, он был почти слеп и ему было около 90 лет. Его попросили помочь посадить Алексия на престол Византийской империи, что привело к оккупации города. Он был известен своей жестокостью, и когда византийцы снова взяли город, они разграбили его могилу, которая была похоронена в соборе Святой Софии. Сегодня вы можете увидеть вывеску с надписью «Энрико Дандоло» в соборе Святой Софии. Однако; он был установлен османами в 19 веке.
Гробница Энрико Дандоло в соборе Святой Софии, Верхняя галерея.
Это было не просто вторжение, город был разграблен за три дня основательно. Крестоносцы также разграбили собор Святой Софии.
В своей «Хронике четвертого крестового похода и Константинополя» Жоффруа де Виллардуэн описывает разграбление: «Добыча и добыча были собраны вместе, и вы должны знать, что не все было принесено в общий фонд, ибо не некоторые умолчали, mangre отлучение от церкви Папы. То, что было принесено в церкви, было собрано вместе и разделено поровну между франками и венецианцами в соответствии с клятвенным заветом». 0003
Никита Хониат, византийский правительственный чиновник и историк, описывает оккупацию Константинополя в своей работе «История» :
« Как мне начать рассказывать о делах, совершенных этими гнусными людьми! Увы, образы, которым следовало бы поклоняться, были растоптаны! Увы, мощи святых мучеников были брошены в нечистые места. Когда священные вазы и утварь непревзойденного искусства и изящества и редкого материала, и чистое серебро… амвон восхитительной работы и дверь…
Более того, некая блудница, участница их лоскутного одеяла, служительница ярости… сидела на патриаршем престоле, распевая непристойную песню и часто приплясывая. Все места везде были заполнены полными всевозможными преступлениями. О, бессмертный Боже, как велики страдания человека!»
После завоевания реликвии Животворящего Креста, золотые предметы, чаши, тарелки и предметы интерьера и даже двери были разбросаны по всей Европе. Сегодня некоторые церкви в Венеции, Германии и Италии полны византийских вещей.
Четыре бронзовых коня Ипподрома теперь украшают вход в собор Святого Марка.
Latin-Emperor-Baldwin-I-1204-1205
В Константинополе в 1204 году была основана Латинская империя , которая просуществовала около 60 лет. На трон взошел Балдуин Фландрский. Однако крестовый поход 4 -го года нанес городу непоправимый ущерб, и прежде чем латиняне смогли восстановить эту новую империю, греки захватили Константинополь в основном случайно. Открытые задние ворота помогли им войти в город. Новый император был снова коронован в соборе Святой Софии в 1261 г.
Константинополь стал легкой добычей османских осад в 14 веке. Хотя Баязид, который также построил крепость Румели, дважды осаждал город, все осады были неудачными до 15 го века.
Османский период
Султан Мехмед II в возрасте 23 лет в полной мере воспользовался затруднительным положением Византийской империи, находившейся в религиозном конфликте с Востоком. Он был проницательным и умным человеком, у которого также было желание стать славным лидером, которого провозгласил мусульманский пророк Мухаммед: «Они завоюют Константинополь. Слава князю и армии, которая добьется этого».
Завоевание длилось около 7 недель, что утомило обе стороны. На самом деле византийцы были в большом бедствии. Было много пророчеств, предсказывающих, что последнего императора будут звать Константином, как и первого. Когда святая икона Богородицы соскользнула с платформы, а затмение полной луны, создавшее трехчасовую тьму, было достаточно, чтобы вызвать панику у византийцев.
Затмение полной луны — Иллюстрация
Во вторник 29 мая, разорвав знаменитую цепь, натянутую через Золотой Рог, и сражаясь до победного конца, Мехмед II вошел в город. Он был так опечален опустошением города, что, как говорят, прочитал стих Фирдевси :
« Паук служит привратником в арке Хосрова.
Сова играет боевую музыку в замке Афрасиаб.
В награду он позволил своим солдатам разграбить город на 3 дня. Они разграбили все здания, церкви и дома.
Вступление турок Мехмеда II (1432-81) в Константинополь, 29 мая 1453, 1876 (холст, масло), Констан, (Жан Жозеф) Бенджамин (1845-1902)
В то же время, увидев предательство Джустиниани, 90 039 последний христианский император – по имени Константин, как было предсказано ранее – попрощался со своим народом и молился в соборе Святой Софии о прощении, выехал на поле битвы и сражался до последней капли крови, и его больше никто не видел .
Фелиция Хеманс:
‘’ И ты, о последний и благороднейший Константин!
Встретил бурю неумолимо и вместе
О! Блаженно умереть на свободе, хоть и напрасно
Империя гордая обменялась могилой, а не цепью… »
Как повествует известный историк Дюка: » . .Через три дня после падения города он ( Мехмед II ) выпустил корабли, чтобы каждый мог отплыть в свою провинцию и город, каждый с таким грузом, что казалось, что каждый утонет. И что за груз? Роскошные ткани и ткани, предметы и сосуды из золота, серебра, бронзы и меди, книги без всякого счета и числа, заключенные, включая священников и мирян, монахинь и монахов. И, погрузив все книги, число которых было неисчислимо, на повозки, они разбросали их по востоку и западу. За одну номизму можно было купить десять книг аристотелевских, платонических, богословских и всяких других. И все иконы были брошены в пламя…»
Геннадий и Мехмед 2
Говорят, что когда Мехмед II вошел в собор Святой Софии, он наклонился, взял горсть земли и высыпал ее себе на голову, чтобы поблагодарить Бога. Также говорят, что он разрушил Алтарь. Султан сразу же превратил церковь в мечеть. Хотя Султан сделал много реставраций и обновлений в новом соборе Святой Софии, он сохранил много мозаики. Когда Султан впервые увидел мозаику Христа, он подумал, что это почтенный человек, а не пророк. За годы Мехмед II построил минбар, михраб, медресе и деревянный минарет в соборе Святой Софии. Однако Большой крест на куполе и колокол башни были сняты. Из-за завоевания Константинополя, ставшего впоследствии Стамбулом, Мехмед II принял титул «9».0069 Завоеватель/Фатих ’’.
Фрагмент собора Святой Софии из панорамы Константинополя Мельхиора Лорихса 1559 года
Собор Святой Софии претерпевал множество изменений во время правления каждого османского султана. Первый деревянный минарет Мехмеда II был перестроен Селимом II. Султан Баязид II возвел еще один минарет из кирпичного камня на юго-восточной стороне минарета мечети. Два других минарета были построены Селимом II и Мурадом III, оба из которых поручили Синану Великому Архитектору.
После завоевания Стамбула османы решили использовать древнюю базилику Святой Софии в качестве мечети. Изображение рассказывает историю строительства минаретов Великим Архитектором Синаном. (Фото: Таха Алкан)
Минареты также символизируют могущество империи, а для собора Святой Софии они обеспечивают дополнительную поддержку конструкции. Архитектор Синан также построил массивные контрфорсов на северной и восточной сторонах мечети.
Сулейман Великолепный поставил рядом с михрабом два гигантских подсвечника, взятых из его венгерского похода. Он также установил рамы на южном пирсе: « «Спешите на молитву, пока другие не прошли». на север , «Спешите покаяться, прежде чем придет смерть».
Гигантский подсвечник рядом с михрабом собора Святой Софии.
Позже, во время правления Мурада III, в мечеть были включены мраморная платформа муэдзина (махфил) и алебастровые урны. Махмуд I добавил имарет, детскую школу (медресе), фонтан (шадырван) во дворе и библиотеку, украшенную изникской плиткой и бронзовыми решетками внутри мечети.
Мозаики (см. также мозаики собора Святой Софии) в основном были покрыты побелкой или штукатуркой. Недоступные подвергались естественному износу. А некоторые из них были проданы нижестоящими чиновниками мечети.
Гаспаре Фоссати (1809-1883)
В 1847 году братьев Фоссати по заказу Абдулмеджида была начата комплексная реставрация. Швейцарские архитекторы Джузеппе и Гаспаре Фоссати были официальными архитекторами двора Санкт-Петербурга до того, как приехали в Стамбул. Сначала они обнаружили спрятанные ранее великолепные мозаики, а затем показали их султану, который подумал, что они сделаны Фоссатисом, и рассердился на братьев. Позже он узнал, что мозаики были покрыты его предками из-за всего этого золотого материала. Однако Султан не мог осмелиться выставить эти православные образы и приказал Братьям снова накрыть их до тех пор, пока обстоятельства не позволят их выставить.
Дом султана
Фоссатис произвел большие изменения в соборе Святой Софии. Они спроектировали султанскую ложу с византийскими колоннами и огромными бронзовыми люстрами.
Михраб и минбер отремонтированы. Вокруг основания купола была помещена железная цепь, а вокруг короны купола была сделана надпись М. Иззетом Эфенди, который также был каллиграфом 8 деревянных зеленых медальонов с именами Бога, Мухаммеда с его внуком Хасаном и Хусейн; и четыре халифов.
После двухлетней реставрации собор Святой Софии был снова открыт в 1849 году.
Во время Балканских войн в 1912 году собор Святой Софии служил госпиталем для больных холерой. А в Первую мировую турки собирались взорвать мечеть Святой Софии, чтобы снова не отдать ее грекам.
Собор Святой Софии как музей
Турецкая Республика была провозглашена великим лидером Мустафой Кемалем Ататюрком (см. также Ататюрк) в 1923 году.
В 1931 году американский археолог Томас Уиттемор (см. также Th. W.), основавший Византийский институт Америки, попросил у Ататюрка разрешения на открытие мозаики собора Святой Софии. После получения разрешения в 1932 году начались работы над мозаикой. Эта неотложная задача длилась около 15 лет.
Как шаг на пути к светской стране, Айя-София была преобразована в музей по приказу Ататюрка и вновь открыта в 1935 году. В 2014 году Папа Франциск посетил Айя-Софию спустя долгое время.
В «Путешествиях» Ибн-и Баттуты, посетившего собор Святой Софии в 14 -м году года. В., он упоминает о визитах Папы в те годы «Папа приезжает к нему раз в год». Когда он находится на расстоянии четырех ночей пути от города, царь выходит ему навстречу и спешивается перед ним. Когда он входит в город, царь идет перед ним пешком и приходит приветствовать его каждое утро и вечер в течение всего периода его пребывания в Константинополе до его отъезда».