Акабский залив красного моря: Красное море. Залив Акаба. Стратегическое значение. Курорты. Саудовский проект мегаполиса Неом

Красное море. Залив Акаба. Стратегическое значение. Курорты. Саудовский проект мегаполиса Неом

Владимир Дергачев

https://v-iordanii.ru/uploads/posts/2016-11/1478099371_korallovyy-rif.jpg

Залив Ака́ба (араб., также Эйлатский залив ‎) на севере Красного моря отделяет Синайский полуостров от Аравийского. Залив имеет вытянутую форму: длина 175 км, ширина до 29 км и площадь поверхности — 239 км².  Географически является частью разлома Великой рифтовой долины. Залив соединён с Красным морем проливом Тиран, в котором расположен ряд небольших островов.

Западный берег залива (Синайский полуостров) принадлежит Египту, восточный — Саудовской Аравии. В северной оконечности залива небольшая часть побережья принадлежит Израилю (11 км) и Иордании (27 км).  Здесь расположен израильский порт Эйлат и порт Акаба, единственный в Иордании выход к морю.  Районы Шарм-эль-Шейха, Табы (Египет), Эйлата, Акабы интенсивно развиваются как курорты. Эйлат и Акаба являются зонами беспошлинной торговли.

В северной части залива можно одновременно увидеть территории сразу четырёх государств.
Туристов привлекает прозрачная морская вода и богатый подводный животный мир. Залив Акаба является одним из самых популярных мест для дайвинга в мире, особенно популярен коралловый риф у острова Фараонов у Табы.

Стратегическое значение залива Акаба. Удачное географическое расположение Шарм-эш-Шейха позволяет Египту при необходимости блокировать из его порта судоходство через Тиранские проливы, являющиеся единственным выходом в Красное море для Иордании и Израиля. Египетская морская блокада против израильских торговых судов и кораблей в южной части залива привела к Шестидневной войне 1967 года. В регионе была достаточно напряженная обстановка до подписания  в1979 году мирного египетско-израильского договора, на основании которого Шарм-эль-Шейх вместе с Синайским полуостровом был демилитаризован и возвращён Египту.

В настоящее время туристы из Египта могут воспользоваться безвизовыми автобусными экскурсиями в Израиль (Иерусалим, Мёртвое море), Палестинскую Автономию (Вифлеем) и Иорданию (Петра). Граждане Израиля, в свою очередь, могут посещать территорию Синая без виз. Шарм-эль-Шейх находится в зоне «C» Синайского полуострова, где Египту запрещено размещение воинских гарнизонов. В городе расположен один из лагерей миротворческой миссии — Многонациональных сил и наблюдателей. На улицах патрулируют наряды военизированной полиции, отвечающие за порядок в городе и безопасность жителей и туристов.
В 2005 году произошла единичная атака исламистских фанатиков, недовольных туристической открытостью Шарма. Египетская власть отказалась от воинственного курса на Ближнем Востоке и способствовала развитию туризма. Туризм стал для страны второй статьёй дохода после получения платы за проход судов по Суэцкому каналу. Доходы от туристической отрасли превысили поступления от добычи и продажи нефти. Наряду с Хургадой, Шарм-эш-Шейх стал известным международным курортом. Число туристов (особенно в высокий сезон) превышало 200 тысяч или в пять раз наслоение города.

Пролив Эт-Тиран соединяет залив Акаба с Красным морем, назван по имени острова Тиран, лежащего у входа в залив. Этот узкий судоходный пролив протяжённостью около 13 км между Синайским и Аравийским полуостровами отделяет залив Акаба от основной акватории Красного моря. Пролив Эт-Тиран ограничен с одной стороны побережьем Синайского полуострова недалеко от египетского курорта Шарм-эш-Шейх и островом Тиран с другой стороны. Восточнее острова Тиран находится остров Санафир, к юго-востоку от мелководного пролива между Тираном и Саудовской Аравией.

На острове Тиран, принадлежащем Саудовской Аравии, расположен наблюдательный пост ООН для обеспечения мирного прохода пролива согласно Египетско-израильскому мирному договору.
Пролив Тиран имеет важное стратегическое значение —  является для Иордании через порт Акаба единственным выходом к мировому океану, а для Израиля – через порт Эйлат единственным выходом к Индийскому океану.

Блокада Египтом пролива Эт-Тиран для прохода израильских судов в 1956 году, а затем в 1967 году стала катализатором для Суэцкого кризиса 1956 года и Шестидневной войны 1967 года.

Пролив представляет собой одно из интереснейших мест для дайвинга в Египте и Саудовской Аравии. Здесь расположены четыре коралловых рифа: Джэксон, Гордон, Вудхаус и Томас, названных в честь английских картографов.

Кто интересуется геологическим прошлым Земли, можно посетить национальный  заповедник Рас-Мухаммед на одноименном мысе, который находится в южной части Синайского полуострова, в 25 километрах от Шарм-эль-Шейха.  Заповедник был создан в 1989 году и является первым в Египте морским национальным парком. Среди его природных достопримечательностей заповедника особого внимания заслуживает Геологический разлом — результат сильнейшего землетрясения. Красное море — это гигантский  тектонический разлом, и в заповеднике можно увидеть начало образования нового разлома, который  еще можно перепрыгнуть. В некоторых участках заполненный морской водой разлом достигает нескольких метров в ширину и около десяти метров в глубину. Если Ваши потомки через миллионы лет посетят это место, то может быть увидят новое море или новый залив.

https://img.lookmytrips.com/images/look6fd4/big-58bd54bfff9367584706e237-58bdb7b2bd1ca-1cbrdtj.jpg


https://fortune-tours.ru/wp-content/uploads/2020/12/IMG_02161-768×512.jpg

Существует проект по строительству моста через проливы. Мост должен соединить Египет и Саудовскую Аравию, в настоящее время проект находится на рассмотрении правительства Египта. Проект моста через пролив Эт-Тиран был предложен в апреле 2016 года во время визита саудовского короля Салмана в Египет и встречи с президентом ас-Сиси. Автомобильный мост возможной длиной от 7 до 10 км соединит регион Табук Саудовской Аравии и провинцию Южный Синай Египта. Предполагаемый срок строительства — 7 лет; стоимость проекта — до 4 млрд. долларов США.

***
Большие планы на развитие морских курортов на берегу залива  у Египта, Израиля, Иордании и Саудовской Аравии.

Египетские курорты на Синайском полуострове

Портовый город-курорт Эйлат расположен на юге Израиля, на берегу Красного моря вблизи границ с Иорданией и Египтом. Население города составляет около 50 тысяч человек.

Эйлат считается самым сухим районом страны, выпадение осадков здесь настолько редко, что дождь воспринимается как экстраординарное явление. Высокие температуры, а в летнее время столбики термометров нередко поднимаются до отметки +40 °С, переносить достаточно легко благодаря очень низкой влажности воздуха и постоянно дующим освежающим ветрам. Морская вода в течение года колеблется от +22 до +26º С.

В Эйлате туристы наслаждаются пляжным отдыхом, посещают многочисленные рестораны  и развлекательные заведения,  живописные горные каньоны, совершают поездки на джипах по пескам пустыни Негев.

https://wikiway.com/upload/iblock/87d/Eylat-s-vysoty.jpg

Первые упоминания об Эйлате можно обнаружить еще в Ветхом Завете. Под названием Эцион-Гевер данное место встречается на страницах Библии и описывается как город-порт — центр оживленной торговли между Иудеей и государством Офир. В эпоху Римской империи здесь размещался мощный гарнизон, основной задачей которого являлся контроль торговых путей в Дамаск и Газу. Со средневековья длительное время  Эйлат пребывал во власти арабских государств.

Иудейский период истории города начался после провозглашения в 1948 году государства Израиль. Война за независимость закончилась в марте 1949 года операцией «Увда», в результате которой израильские войска почти без потерь вышли к побережью Красного моря. Сегодня об этих событиях напоминает установленный в городе памятник «Чернильному флагу». После захвата города выяснилось, что в распоряжении победителей не оказалось приличествующего такому случаю государственного знамени. Пришлось изготавливать его из подручных материалов из белой ткани и чернил. В 1959 году Эйлат получил статус города, а с 1985 году стал свободной экономической зоной и международного курорта.

***
Иорданский Акаба (Аль-Акаба) является  единственным морским портом и морским курортом страны. Население составляет 140 тыс. человек (2014) или  около 2 % населения Иордании.

В 2001 году с целью развития туризма, сферы услуг и промышленности в Акабе основана специальная экономическая зона (ASEZ).   Местную Зону свободной торговли  называют «экономическими лёгкими Иордании». Порт специализируется на вывозе фосфатов, а также иракской нефти, которая доставляется в порт по нефтепроводу. Из-за сложных политических отношений с Израилем организовано прямое паромное сообщение между Акабой и египетскими городами Таба и Нувейба.

Местный круглогодичный курорт является более свободным от религиозного исламского влияния, чем другие города Иордании.  Он особенно популярен у любителей подводного плавания.

Первое поселение возникло на месте города около 6 тысяч лет назад. В древности город носил название Элат (Elath), был крупным коммерческим центром, затем под именем Аэлана входил в Римскую империю. Позже принадлежал византийцам, крестоносцам, входил в Арабский халифат и Османскую империю. Был важным центром на пути паломников, совершающих хадж в Мекку.

Во время Первой мировой войны взят восставшими арабами и вошел в арабское королевство Хиджаз, затем в Саудовскую Аравию. В 1925 году был уступлен британскому протекторату Трансиордания (предшественнику современной Иордании).

Город знаменит гигантским флагом арабской революции, расположенным на побережье. Высота флагштока составляет 136 метров, а размеры полотнища — 60 на 30 метров. Флаг хорошо виден из соседних стран (Эйлата в Израиле и Табы в Египте) и вошёл в книгу рекордов Гиннесса как самый большой флаг в мире.

https://planetofhotels.com/guide/sites/default/files/styles/big_gallery_image/public/text_gallery/aqaba-1.jpg


https://i0.wp.com/jordan-car-and-driver.com

Новый порт Акаба

https://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/91/91640.jpg

Территория старого порта была продана инвестиционной компании, она станет частью современного жилого, рекреационного и делового района Marsa Zayed — масштабного проекта стоимостью 10 млрд. долларов США.

***
К югу от Акабы в 5 км от иорданской границы на берегу залива </span>расположен  город Хакль (свыше 30 тыс. жителей) провинции  Табук Саудовской  Аравии. Местные коралловые рифы привлекательны для дайвинга. Остальное побережье  залива до последнего  времени представляла в основном  безжизненную гористую  аравийскую пустыню. Но возможно саудиты (правящая королевская династия в Саудовской Аравии) проснулись в последние годы.  Богатые запасы нефти не безграничны и приходится  думать о диверсификации видов деятельности.  И успешный пример в этом направлении Объединённых Арабских Эмиратов и Катара  не дает покоя. Но повторять успех соседей не позволяет восточная гордость. И появились фанатические проекты.

Саудовская Аравия строит в пустыне у Красного моря футуристический мегаполис Неом. О начале строительства было объявлено в 2017 году, но из-за разных проблем, включая пандемию, процесс идет медленно. Пока можно любоваться рекламой.


https://ecotechnica.com.ua/images/-foto3/224-neom-city-ecotechnicacomua-1.jpg

Название «Неом» — слово-гибрид, составленное из греческого «неос», что значит новый, и арабского «мустакбаль», то есть будущее. Его площадь — 26,5 тысяч кв.  км. Если все пойдет по плану, Неом будет в 33 раза больше Нью-Йорка,  ничего более амбициозного в мире не строят.

Инвестиционный фонд Саудовской Аравии планирует вложить в проект как минимум $500 млрд.
Неом является частью государственного плана развития и реформирования страны «Видение 2030» («Saudi Arabia Vision 2030»), предусматривающего  сокращению зависимости Саудовской Аравии от нефти и преобразованию государства в мировой технологический центр. Крупная американская многонациональная инжиниринговая фирма AECOM заключила многолетний контракт на оказание консультационных услуг по управлению проектами для реализации первой фазы строительства Неома. В числе консультантов проекта называют крупных фирмы: McKinsey & Co, Boston Consulting и Oliver Wyman. В городе будущего разработчики концепции обещают реализовать:


  • полную энергетическую независимость на основе альтернативных источников энергии, в первую очередь будет развиваться солнечная и ветровая энергетика;

  • только беспилотный транспорт, в том числе летающие такси;

  • высшую степень роботизации – роботы-полицейские, роботы-врачи, роботы-уборщики, автоматические фабрики и заводы;

  • управление климатом – над безжизненной пустыней появятся искусственные облака, которые обеспечат дождь и орошение земли;

  • полная безопасность всех жителей и гостей города на основе искусственного интеллекта, камер наблюдения и летающих дронов.

Из других технологических чудес:  на пляжах появится уникальный «светящийся в темноте песок», а гигантская искусственная луна будет освещать огромную территорию. Каждую ночь флот дронов будет проецировать иллюзию самой большой в мире луны. Намечено создание острова по аналогии «Парка Юрского периода» с роботами-динозаврами. Туристы будут  передвигаться по городу на воздушных такси. Весь регион получит новое законодательство для более комфортной жизни людей, в том числе разрешат алкоголь для туристов.

Прошло почти два года после торжественной презентации суперпроекта футуристического Неома и появились первые результаты, правда, не таки впечатляющие, как ожидалось. Летом 2019 года завершилось строительство первого этапа нового аэропорта Неом Бэй, который уже принимает два раза в неделю первые коммерческие рейсы. Высокотехнологичный комплекс первым в регионе полностью оборудован аппаратурой с поддержкой скоростной сети 5G[1].

Предлагаемая территория  для проекта Неом в провинции Табук на северо-западе Саудовской Аравии.

Первый этап строительства не реализован к 2020 году, но как  заверил на страницах Wall Street Journal наследный принц Мухаммад бин Салман Аль Сауд, он будет завершен к 2025 году. Проект включает строительство множества отелей, торговых и развлекательных центров со всей необходимой инфраструктурой в районе деревень Хурайба и Шарма. Несмотря на прямую конкуренцию со стороны всемирно известного египетского курорта Шарм-эль-Шейх, расположенного на другой стороне Красного моря, разработчики Неома уверены в успехе нового инновационного центра отдыха и туризма.

Второй этап строительства Неома направлен на создание научно-промышленного кластера. Амбициозные планы направлены на привлечение со всего мира лучших ученых и передовых разработчиков. Основными секторами экономики станут робототехника, энергетика, биотехнологии, пищевая промышленность, информационные технологии. На первом плане также будет индустрия развлечений, отдыха и туризма.

Несмотря на объективные сложности, проект глобальный Neom продолжает развиваться, началось отселение из этого региона около 20 тыс. местных жителей, которые после переквалификации смогут найти работу в городе будущего.

Но в мае 2020 года строительство самого большого и самого умного города будущего Неом в Саудовской Аравии приостановлено из-за экономического кризиса в стране.  К сожалению, падение мировых цен на нефть и экономический спад, связанный с пандемией, вынудили правительство принять меры жесткой экономии.

Футуристический проект «Линейного города».  Несмотря на трудности, вначале 2021 год  Саудовская Аравия приступила к реализации </span>строительства в инновационном районе Неом на побережье Красного моря еще одного города будущего The Line стоимостью  в  $200 млрд. Он будет выглядеть как 170-километровая линия селитебных  сообществ, где обойдутся без автотрасс, улиц и машин. Предполагается, что умный «линейный город» создаст 380 тысяч рабочих мест и увеличит ВВП страны к 2030 году  на $48 млрд.

О запуске проекта The Line объявил наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман: «На протяжении всей истории человечества города строились для защиты своих граждан. Но после промышленной революции города стали отдавать предпочтение машинам и фабрикам, а не людям. Почему мы должны жертвовать природой ради развития? Почему семь миллионов человек (в мире)  должны ежегодно умирать из-за загрязнения окружающей среды? Почему мы должны ежегодно терять миллион человек из-за ДТП? И почему мы должны мириться с потраченными на поездки на работу годами жизни? Следовательно, нам нужно преобразовать концепцию обычного города в футуристическую». Наследный принц заявил, что для решения этих проблем обычные города необходимо преобразовать в футуристические,  ориентированные на экологию[2].

Проект входит в стратегию «Neom», направленную на диверсификацию экономики Саудовской Аравии и отказ от нефтяной зависимости. Предполагается, что в новом городе будет проживать миллион жителей со всего мира. Город будет состоять из трёх уровней, два нижних будут находиться под землей, где будет размещена основная инфраструктура и скоростные магистрали.

Целью строительства The Line является гармония с природой с  помощью  передовых технологий и зеленой энергетики. Территории максимально озеленят, поэтому у жителей не будет ощущения мегаполиса, но при этом сохранится чувство комфорта.

Город будет вытянут в своеобразную линию длиной 170 км (отсюда его название — «Линия»). Мегаполис станет представлять собой цепочку жилых районов, в каждом из которых не придется ежедневно пользоваться личным или общественным транспортом. Предполагается, что работа и  все необходимые для жизни блага цивилизации, включая социальные объекты (школы, больницы и т. д.), места отдыха и парки будут в пешеходной доступности.

Сервисная инфраструктура каждого района будет находиться под землей, и управляться с помощью искусственного интеллекта. Основу энергобаланса составят исключительно возобновляемые источники энергии.

Сами районы будут связаны между собой двумя трассами сверхскоростного  наземного и подземного транспорта, управляемыми с помощью искусственного интеллекта. Поездки из одного конца 170-километрового «The Line» в другой займет максимум 20 минут.

Многие эксперты не уверены, что проект создания уникального города будущего Неом реалистичен. Причем бюджет в $500 млрд. считается вполне посильным для богатой Саудовской Аравии, инновационная застройка пустынных площадей на берегу Красного моря размером более 26 тыс. кв. км также не вызывает особых сомнений. Но невозможна практическая реализация самых передовых технологий в очень короткие сроки. Некоторые критики заявляют, что «концепция города будущего похожа на восторженное впечатление подростка после посещения передовой научно-технической выставки».

Предшествующий проект Экономического города (Economic City, KAEC) бывшего короля Абдаллы ибн Абдул-Азиза был  объявлен в 2005 году в целях уменьшения зависимости экономики КСА от нефтяной промышленности. Но его реализация придвигается  не так быстро, как планировалось.

***
Мухаммед ибн Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд (31 августа 1985, Джидда, Мекка, Саудовская Аравия) — наследный принц Саудовской Аравии, сын короля Салмана (85 лет), старейшего главы монархий в мире среди мужчин и второй по старшинству после королевы Великобритании Елизаветы II.

Фотография из Интернета

Мухаммед ибн Салман — второй заместитель премьер-министра и верховный главнокомандующий,  самый молодой министр обороны в мире, председатель правления благотворительного фонда Мухаммеда бин Салмана (MiSK), глава королевского суда, председатель совета по экономическим вопросам и развитию страны. С 4 ноября 2017 года — глава Антикоррупционного комитета Саудовской Аравии.

Наследный принц женат на принцессе Саре бинт Машхур ибн Абдальазиз Аль Сауд. Пара воспитывает четверых детей: принцев Салмана и Машхура, принцесс Фахд и Нуру.

Американский журнал Time по версии читателей издания объявлял наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана человеком года. За 32-летнего принца, который известен, в первую очередь, как борец с коррупцией, проголосовало 24 % респондентов.

Футуристические проекты наследного принца не находят поддержки у противников  умеренного ислама, но на его стороне молодежь (30% населения Саудовской Аравии). Численность населения страны увеличилась с 1980 года с 4 млн. до 34 млн. человек или в 8,5 раз (!). 

Станет ли  наследный принц «отцом»  новой мировой эпохи градостроительства и  туризма на берегах Красного моря  покажет ближайшее время.



[1] Город будущего Неом – строительство началось, аэропорт работает.
https://taratutenko.ru/gorod-budushtego-neom-v-stroitelystvo-natchalosy-aroport-rabotaet.html

[2] Saudi Arabia launches 170km city built in a straight line. https://www.middleeasteye.net/news/saudi-arabia-the-line-neom-megacity

Метки: Ближний Восток, Красное море, Путешествия

Акабский залив / Красное море / Поехали в Иорданию!

Иордания имеет выход к Красному морю, точнее к Акабскому заливу Красного моря.

Протяженность побережья небольшая, раньше ограничивалась несколькими километрами вокруг Акабского порта — одного из важнейших транспортых узлов региона. Не так давно Иордания выменяла у Саудовской Аравии еще около десяти километров побережья на участок в Аравийской пустыне. Буквально за несколько лет на этом побережье выросли прекрасные курорты, которые стали хорошим дополнением городским отелям Акабы.


Акабский залив (араб. >خليج العقبة, англ.: Aqaba gulf‎) имеет вытянутую форму: длина 175 км и ширина до 29 км. Географически является частью разлома Великой рифтовой долины. Залив соединён с Красным морем проливом Тиран, в котором расположен ряд небольших островов. Западный берег залива (Синайский полуостров) принадлежит Египту, восточный — Саудовской Аравии. Глубина этого залива достигает 1800м.

В северной оконечности залива небольшая часть побережья принадлежит Израилю и Иордании: здесь находятся израильский порт Эйлат и иорданский порт Акаба, имя которого и носит залив.

Для Иордании это единственный выход к морю, протяженность иорданского побережья составляет 27км. В последние годы район Акабского залива приобрёл значение курортной зоны. К ней прилегает курорт Таба на египетской территории. В северной части залива можно увидеть территории сразу четырёх государств.

Туристов привлекает прозрачная, всегда теплая морская вода, богатый подводный животный мир залива и красочные коралловые рифы. Здесь можно встретить множество рыб и морских животных самых необычных расцветок и форм. Отличаются яркой окраской рыбы-ангелы и рыбы-бабочки, рыбы-клоуны и султанки, крылатки и крабы…

 

Единственый морской курорт Иордании — Акаба с каждым годом наращивает свой потенциал. Если раньше можно было по пальцам пересчитать все отели Акабы (в начале 2000-х годов было только 2 береговых пятизвездочных отеля и несколько десятков отелей более низкого уровня!), то сейчас инвестиции в этот вид бизнеса хлынули непрерывным потоком и каждый год открываются все новые и новые отели и огромные курортные комплексы, больше похожие на города.

К примеру, комплекс Тала Бей вырос в пустыне в 12-ти километрах от города за 2 года. Сейчас это настоящий городок-курорт высокого уровня с инфраструктурой и очень красивой мариной — заливом, в котором предоставляется весь возможный комплекс услуг для яхт.

Здесь есть только один отель 4* — «Марина Плаза»(Marina Plaza), все остальные — либо отели 5*, либо раскошные квартиры в небольших домах,  либо шикарные шале. Въезд/вход охраняется очень строго, попасть туда «посмотреть» — просто невозможно. Территория очень красиво озеленена, многие деревья и кусты посажены крупномерами и уже большие,  смотрятся великолепно. Хотя, напомним, совсем недавно здесь была безводная каменистая пустыня. Также на территории есть много разных водоемов — от обычных бассейнов для плаванья до прекрасных водопадов и фонтанов. Пляж здесь порадует и чистым дном, и незначительным количеством маленьких коралловых рифов — поэтому можно и просто поплавать, и понырять, гоняясь за разноцветными рыбками.

Любителям дайвинга можно рекомендовать Королевский Дайвинг Клуб (Royal Diving Club) с отелем Coral Bay 3* или клубы See Star, Berenice,  Aqaba’s Anchor Diving Centre и другие.  В них есть опытные дайв-мастера, хорошее снаряжение и, самое главное, РИФЫ, ради которых, собственно, все это и затевалось.

Конечно, все знают, что в Красном море есть всякие довольно злые твари, поэтому купаться можно только на специальных пляжах (в отелях или общественных), там – совершенно безопасно.

Ни в коем случае не пытайтесь заходить в воду в районе коралловых рифов с берега, там — только с лодки или мосточка! Даже если наступите на коралл или морского ежа – помощь окажут, но отдых будет испорчен как минимум на сутки. А ведь есть еще всякие штуки поопасней!

Правила безопасности можно найти в Интернете или спросить у представителя турфирмы или персонала отеля. Не экономьте на безопасности: в Акабе можно купить специальные тапки для купания (3-10 динаров), отличные маски, трубки, очки, ласты и прочее для снорклинга (плавания с вышеперечисленными приспособлениями). Если вы захотите приобщиться к дайвингу — езжайте в вышеуказанные клубы, там вас уж точно проинструктируют, научат, снарядят и проконролируют.

Если вам больше по душе просто пляжный отдых — лучше выбрать отель 5* в городе — у них есть свои тщательно вычищенные и засыпанные мельчайшим розовым гравием пляжи. Там можно смело купаться и  загорать, не опасаясь встречи с неприятными или ядовитыми обитателями теплого моря.

Кстати, температура воды в Красном море не опускается ниже 22 градусов даже зимой. Дневные температуры воздуха зимой тоже не опускаются ниже этой отметки. 

 

Акабский залив | залив, Красное море

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • Вода и ее различные формы

Залив Акаба — Энциклопедия Нового Света

Синайский полуостров с заливом Акаба (справа) и Суэцким заливом (слева), вид с космического корабля «Шаттл» STS-40.

Акабский залив ( арабский : خليج العقبة ; транслитерация : Халыдж аль-Акаба ), в Израиле известный как Эйлатский залив ( иврит : מפרץ אילת , транслитерация : Мифрац Эйлат ) Красное море. Он расположен к востоку от Синайского полуострова и к западу от Аравийского полуострова. Египет, Израиль, Иордания и Саудовская Аравия имеют береговую линию в заливе Акаба. Залив служит связующим звеном между африканским и азиатским континентами.

До подписания мирных соглашений 1994 года между Иорданией и Израилем в регионе Персидского залива было мало развития из-за исторического давнего насилия. Знания о физических, химических и биологических процессах в Персидском заливе были фрагментарными, пока соглашение не принесло в регион относительную стабильность. С того времени произошло массовое коммерческое и промышленное развитие, которое сильно повлияло на его морскую среду. Логистическое значение залива Акаба и его экологические проблемы требуют, чтобы давние враги работали вместе.

Приверженность сохранению и защите хрупкой окружающей среды региона привела к сотрудничеству не только между теми, кто подписал мирный договор, но и между всеми приграничными государствами.

Залив Акаба, как и прибрежные воды Красного моря, является одним из лучших в мире мест для дайвинга. Этот район особенно богат кораллами и другим морским биоразнообразием. Он также содержит ряд подводных кораблекрушений, некоторые случайные кораблекрушения, другие суда, преднамеренно затопленные, чтобы обеспечить среду обитания для морских организмов и поддержать местную индустрию дайв-туризма.

Содержание

  • 1 География
  • 2 Тиранского пролива
  • 3 Экологические проблемы
  • 4 города
    • 4.1 Таба, Египет
    • 4.2 Эйлат, Израиль
    • 4.3 Акаба, Иордания
  • 5 Совместные проекты
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 кредитов

География

Залив Акаба — один из двух заливов, образованных развилкой Синайского полуострова в северной части Красного моря; Суэцкий залив, лежащий к западу от Синайского полуострова, и залив Акаба, лежащий к востоку от него. Его ширина варьируется от 12 до 17 миль (19до 27 км) и 110 миль (177 км) в длину.

В геологическом отношении залив Акаба является неотъемлемой частью Великой рифтовой долины, географической и геологической особенности, протянувшейся с севера на юг примерно на 4000 миль (6400 км) от северной Сирии до центральной части Мозамбика в Восточной Африке. Созданный сейсмической активностью вдоль Афро-сирийского разлома, это глубокий узкий водоем, который, по словам астронавтов, является самой значительной физической деталью на планете, видимой из космоса.

Залив Акаба простирается на север от Тиранского пролива до точки, где граница Израиля встречается с границами Египта и Иордании. На этой северной оконечности залива находятся три важных города: Таба в Египте, Эйлат в Израиле и Акаба в Иордании. Все три города служат как стратегически важными торговыми портами, так и популярными курортами для туристов, стремящихся насладиться теплым климатом региона. Южнее находится Хакл — крупнейший город Саудовской Аравии в Персидском заливе. На Синае Шарм-эль-Шейх и Дахаб являются крупными центрами.

Это полузамкнутое море обладает уникальными природными особенностями, главной из которых является экосистема коралловых рифов, одна из самых северных и самых разнообразных в мире.

Карта Синайского полуострова с заливом Акаба на востоке.

Карта Красного моря с изображением залива Акаба в его северной оконечности.

Северная часть Великой рифтовой долины: Синайский полуостров в центре, Мертвое море и долина реки Иордан выше.

проливы Тирана

пролив Тирана

Пролив Тирана (арабский: مضيق تير торговый, на 8 миль. и Аравийские полуострова, которые отделяют залив Акаба от Красного моря. Он назван в честь острова Тиран, расположенного в его впадении, на котором многонациональные силы и наблюдатели имеют наблюдательный пункт для наблюдения за соблюдением Египтом соблюдения свободы судоходства в проливах, как это предусмотрено в израильско-египетском мирном договоре.

Остров Санафир расположен к востоку от Тирана, к юго-востоку от мелководного пролива между Тираном и Саудовской Аравией.

Доступ к единственному морскому порту Иордании Акаба и к единственному морскому порту Израиля Эйлат в Индийском океане зависит от прохода через залив Акаба, что придает Тиранскому проливу стратегическое значение. Блокада Египтом проливов для израильских кораблей и судов, направлявшихся в Израиль в 1956 году и снова в 1967 году, стала катализатором Суэцкого кризиса в 1956 году и Шестидневной войны в 1967 году.

В международных документах непоследовательно упоминаются как «Тиранский пролив», так и «Тиранский пролив». Есть несколько проходов, образованных островами между Египтом и Саудовской Аравией. Самый западный пролив между Египтом и островом Тиран, над которым возвышается египетский город Шарм-эль-Шейх, называется «Тиранским проливом». Он имеет два прохода, достаточно глубоких, чтобы по ним могли плавать большие корабли. Проход «Энтерпрайз» глубиной 950 футов (290 м) находится рядом с египетской стороной, а проход Графтона глубиной 240 футов, окруженный мелководьем, находится на востоке, ближе к острову Тиран.

К востоку от Тирана, между ним и Саудовской Аравией, в другом проливе есть рифы и отмели с единственным каналом глубиной 54 фута (16 м). [1] [2]

Правительство Египта рассматривает проект строительства 15-километрового моста через проливы, соединяющего Египет и Саудовскую Аравию. Мост в этом месте будет обходить Израиль, который физически находится между арабскими землями Африки и арабскими землями Юго-Западной Азии. [3]

Проблемы окружающей среды

Акабский залив представляет собой полузамкнутое море, что привело к эволюции уникального биологического разнообразия с многочисленными эндемичными видами как в его рыбной жизни, так и в сообществах коралловых рифов. Развитие региона отрицательно сказалось на заливе и Красном море, с которым он соединяется. Из-за своей полузакрытой природы залив Акаба особенно подвержен загрязнению морской среды и деградации экосистем.

До 1960-х годов побережье Акабского залива было мало заселено бедуинами и практически не подвергалось развитию. После мирных соглашений 1994 года между Иорданией и Израилем произошло массовое коммерческое и промышленное развитие; включая создание коммерческой гавани, пристаней для прогулочных катеров, военно-морской базы, нефтяного терминала, дельфинария, исследовательской лаборатории, подводной обсерватории, охраняемого природного заповедника коралловых рифов, а также многочисленных отелей, ресторанов и других туристических мероприятий. Эти события серьезно нарушили прибрежные и морские экосистемы Персидского залива.

Термическое промышленное загрязнение, сброс сточных вод, частые небольшие и умеренные разливы нефти и осаждение фосфатов при погрузке судов серьезно подорвали жизнь кораллов, особенно в интенсивно освоенных северных районах Персидского залива. Плохо регулируемое развитие курортов и чрезмерный вылов рыбы также нанесли ущерб окружающей среде. [4]

Города

Таба, пограничный переход Египта

Эйлат, Израиль

Акаба, Иордания, вид из Эйлата

Мирные воды залива Акаба

Города Таба в Египте, Эйлат в Израиле и Акаба в Иордании — три крупных города, расположенных на берегу залива Акаба.

Таба, Египет

Таба – небольшой египетский городок у северной оконечности залива Акаба и самый загруженный пограничный переход Египта с соседним Израилем. Таба находился на египетской стороне линии перемирия, согласованной в 1949 г., и вернулся в Египет, когда Израиль ушел с Синая в 1957 г. Когда Израиль вновь оккупировал Синай после Шестидневной войны (1967), в Табе построена гостиница на 400 номеров. Когда Египет и Израиль вели переговоры о точном положении границы в рамках подготовки к мирному договору 1979 года, Израиль утверждал, что Таба находился на османской стороне границы, согласованной между османами и британским Египтом в 1906 году, и, следовательно, ошибался. в двух предыдущих соглашениях. После долгих споров вопрос был передан на рассмотрение международной комиссии, состоящей из одного израильтянина, одного египтянина и трех посторонних. В 1988 году комиссия вынесла решение в пользу Египта, и позже в том же году Израиль вернул Табу Египту. Это была последняя часть Синая, которая должна быть возвращена Египту по условиям XIX века. 79 Израильско-египетский мирный договор. Город является самым северным курортом египетской Ривьеры Красного моря.

Эйлат, Израиль

Современный город Эйлат был основан в 1951 году, хотя есть археологические свидетельства проживания в этом регионе еще в 8000 г. до н.э. Эйлат несколько раз упоминается в Библии, сначала как одна из стоянок Детей Израиля после Исхода из Египта. В римский период была построена дорога, соединяющая этот район с набатейским городом Петра.

Территория Эйлата была определена как часть еврейского государства в Плане раздела ООН 1947 года. После арабо-израильской войны 1948 года арабские страны сохраняли враждебное отношение к Израилю, блокируя все сухопутные пути; Доступ Израиля к остальному миру и торговля с ним поддерживались только по воздуху и морю. Кроме того, Египет отказал в проходе через Суэцкий канал судам, зарегистрированным в Израиле, или любым судам, перевозящим грузы в израильские порты или из них. Это сделало Эйлат и его морской порт критически важными для коммуникаций, торговли и торговли Израиля с Африкой и Азией, а также для импорта нефти. Без порта на Красном море Израиль не смог бы развивать свои дипломатические, культурные и торговые связи за пределами Средиземноморского бассейна и Европы. Сегодня туризм является основным источником дохода города.

Акаба, Иордания

Акаба была обитаемым поселением с 4000 г. до н.э. извлекает выгоду из своего стратегического положения на стыке торговых путей между Азией, Африкой и Европой. Раннее поселение предположительно было идумеянами в древние времена. Это был центр идумеев, а затем и арабов-набатеев, широко населявших этот регион.

Во время Первой мировой войны османские оккупационные силы были вынуждены уйти из города после рейда под предводительством Т. Э. Лоуренса и арабских сил Шарифа Хусейна в 1919 г.17, сделав территорию частью Королевства Хиджаз под властью принца Фейсала. Захват Акабы помог открыть линии снабжения из Египта к арабским и британским войскам дальше на север, в Трансиорданию и Великую Палестину, и, что более важно, уменьшил угрозу турецкого наступления на стратегически важный Суэцкий канал.

Акаба была передана британскому протекторату Трансиордания в 1925 году.

В 1965 году король Хусейн попытался дать Акабе возможность расти, торгуя землей с Саудовской Аравией. В обмен на 2317 квадратных миль (6000 квадратных километров) пустыни во внутренних районах Иордании саудовцы обменяли 7,5 миль (12 км) первоклассной береговой линии к югу от Акабы. Помимо дополнительной земли для расширения порта, обмен также дал стране доступ к великолепному коралловому рифу Ямания.

Сегодня этот город наиболее известен как дайвинг и пляжный курорт. Тем не менее, промышленная деятельность по-прежнему важна для этого района, а город является экспортером фосфатов и некоторых ракушек. Город также является важным административным центром на крайнем юге Иордании.

Совместные проекты

«Соглашение между Израилем и Иорданией об особой зоне Эйлат-Акаба» было подписано в 1996 году. Это соглашение между двумя странами о сотрудничестве по вопросам, влияющим на города Эйлат и Акаба, таким как: управление окружающей средой, борьба с вредителями; управление наводнениями; политика городского зонирования и землепользования; энергия и природные ресурсы; аварийно-спасательные службы; и продвижение двунациональных и многонациональных мероприятий, таких как музыкальные фестивали, спортивные мероприятия. [5] Он также предусматривает совместные исследования и разработки в области морской культуры, туризма и облегчения пересечения границ.

«Рабочая группа по макрорайонам Таба-Эйлат-Акаба», также известная как «TEAM», представляет собой программу, в которой участвуют три страны: Израиль, Иордания и Египет с целью скоординированного развития района Персидского залива с участием трех его крупных городов. . В то время как каждая страна несет ответственность за свой собственный город в Персидском заливе, TEAM фокусируется на укреплении инфраструктурных связей и координации защиты окружающей среды, а также на экономическом развитии.

Примечания

  1. ↑ Майкл Б. Орен. 2002. Шесть дней войны: июнь 1967 года и создание современного Ближнего Востока. (Оксфорд: издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195151749)
  2. ↑ Карл Ф. Саланс, 1968. «Акабский залив и Тиранский пролив: мутные воды». Журнал трудов Военно-морского института США 94 (56).
  3. ↑ Наджла Мусса. 2 марта 2006 г. мост, соединяющий Египет и Саудовскую Аравию, считается Daily News Egypt . Проверено 31 октября 2008 г.
  4. Глобальный экологический фонд . май 1996 г. План действий по охране окружающей среды залива Акаба, получено 1 ноября 2008 г.
  5. Американо-израильское кооперативное предприятие . Залив Акаба Проверено 1 ноября 2008 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Министерство иностранных дел Израиля . 30 сентября 1997 г. Залив Акаба — Окружающая среда Проверено 16 мая 2008 г.
  • .
  • Еврейская виртуальная библиотека . Залив Акаба Проверено 16 мая 2008 г.
  • .
  • Обейди, Тарик. Акаба, Торговля и окружающая среда Американский университет .
  • Орен, Майкл Б. 2002. Шесть дней войны: июнь 1967 года и создание современного Ближнего Востока. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195151749.
  • Рамли, Деннис и Джулиан В. Минги. 1991. География приграничных ландшафтов . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415048255
  • Саланс, Карл Ф. 1968, «Акабский залив и Тиранский пролив: мутные воды». Журнал трудов Военно-морского института США 94 (56).
Coordinates: 28°41′10″N 34°41′44″E / 28.68611, 34.69556

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article в соответствии со стандартами энциклопедии Нового Света. Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участника и самоотверженные добровольные участники Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *