НЭС «Академик Фёдоров»
Научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров» было построено в 1987 году финской компанией Раума-Репола.Все капитаны судна: Михаил Михайлов, Валерий Викторов, Михаил Калошин, Игорь Стецун, Дмитрий Карпенко, Олег Калмыков
Тактико-технические характеристики
Длина наибольшая, м | 141,2 |
Ширина наибольшая, м | 23,5 |
Скорость | 16 узлов |
Экипаж | 75 человек |
Научный персонал | 175 человек |
Ледовый класс | Arc7 |
Водоизмещение, т | 16200 |
Осадка по КВЛ, м | 8,5 |
НЭС «Академик Фёдоров» спроектировано и построено как многофункциональное судно для работы в высоких широтах. Его борт имеет усиленный ледовый пояс, поэтому судно способно преодолевать ровный однолетний лёд толщиной один метр непрерывным ходом со скоростью 2 узла и «набегами» до 2,5 метров.
Для выполнения ледовых разведок и переноса грузов на корме судна расположен вертолётный комплекс, где можно разместить два вертолёта типов Ка-32 и МИ-8. Для осмотра подводной части судна на борту есть водолазная станция. На «Академике Фёдорове» установлены носовое и кормовое подруливающие устройства, система успокоения качки и дифферентная система – она выравнивает равновесие судна «корма-нос», «правый-левый борта».
Увеличить фотоУвеличить фотоУвеличить фотоУвеличить фотоУвеличить фотоНА БОРТУ СУДНА ОБОРУДОВАНЫ 11 ЛАБОРАТОРИЙ. В том числе гидробиологическая, гидрохимическая, экологическая и две океанографические.
Для исследований физико-механических свойств льда на судне работает ледоисследовательский комплекс с гидравлическими прессами, а также тензометрическая лаборатория для исследования влияния нагрузок на корпус судна. Кроме того, на судне оборудован комплекс многолучевого эхолота, который позволяет получить трёхмерную картину дна, и донный профилограф TOPAS PS 18 для изучения донных осадков и отложений в породах.
Метеорологические наблюдения выполняются с помощью автоматизированной станции погоды с датчиками температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, солнечной радиации, температуры и солёности воды, видимости, высоты облачности. На палубе установлен зондирующий комплекс «SeaBird 911» с батометрической секцией «Rosetta» с возможностью отбора проб до глубин 6000 м и бортовой комплекс для ХВТ зондирований.
НЭС «Академик Фёдоров» названо в честь Евгения Константиновича Фёдорова, папанинца, геофизика, Героя Советского Союза, академика АН СССР, руководителя Гидрометслужбы СССР, члена Президиума Всемирного Совета Мира, вице-президента Всемирной метеорологической организации и директора Всесоюзного Арктического института.
ДОСТИЖЕНИЯ
1987-1988
- Первый испытательный рейс судна. Кругосветное плавание вокруг Антарктиды.
1990
- Судно получило статус уникальной научной установки. «Академик Фёдоров» может выполнять работы в труднодоступных для других судов районах Арктики и Антарктики даже во время полярной зимы.
1992
- Участие в организации первой и единственной дрейфующей станции на антарктическом льду в море Уэдделла.
1994
- Первый Арктический рейс судна в рамках комплексной международной экспедиции «Экотундра».
2000
- На борту судна была организована комплексная геофизическая экспедиция в Центральный Арктический бассейн для определения границ арктического шельфа.
2005
- Судно без ледокольного сопровождения прошло через географическую точку Северного полюса Земли.
2007
- 2 августа с борта НЭС «Академик Фёдоров» в географической точке Северный полюс спущены два глубоководных обитаемых аппарата «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4300 м. Достижения этой экспедиции занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
2011
- На борту открыт виртуальный филиал Русского музея.
2014
- С борта впервые на Северном полюсе были выполнены сейсмические измерения.
2016
- Проведение гидрографических и геологических работ в районе о. Буве.
2019-2020
- Участие в международной комплексной научной экспедиции MOSAiC.
ФОТОГРАФИИ
Сергей Кашин, Дмитрий Резвов, Дмитрий Смирнов |
Судно «Академик Фёдоров» отправилось в 68-ю Российскую антарктическую экспедицию — Северо-Запад |
Новости 16 ноября 2022 г. 17:50
Судно отправилось из порта в 21:00 во вторник и должно достигнуть берегов Антарктиды в конце декабря.
В июне 2023 года, завершив двухсотдневный поход, «Академик Фёдоров» вернется в Петербург.
Маршрут будет пролегать в трёх океанах — Атлантическом, Индийском и Южном. Попутно с борта судна будут выполняться научные океанологические, биологические и метеорологические измерения.
«Будут проведены микробиологические исследования, направленные на поиск новых вирусов бактерий — бактериофагов. Продолжится программа развертывания сети мобильной связи на антарктических станциях и многое другое», — цитирует пресс-служба директора ААНИИ Александра Макарова.
В Антарктиде полярники посетят все береговые круглогодично действующие антарктические станции и сезонную полевую базу Молодежная.
На борту «Академика Фёдорова» находятся около 100 участников экспедиции, в том числе 60 человек из зимовочного состава.
Уточняется, что всего в составе экспедиции будут работать 259 специалистов. Более 160 участников уже прибыли в Антарктиду двумя авиарейсами: транспортный самолет ИЛ-76 авиакомпании «Волга-Днепр» доставил полярников из Кейптауна на новый аэродром антарктической станции Прогресс.
Ранее сообщалось, что снежно-ледовый аэродром для приема тяжелых самолетов на станции Прогресс начал работу в ноябре, его назвали «Зенит» в честь футбольного клуба из Петербурга.
- Главные события
Почти 100 человек отравились в ресторане на набережной канала Грибоедова — Роспотребнадзор Петербурга
Почти 100 человек отравились в ресторане на набережной канала Грибоедова — Роспотребнадзор Петербурга - Точка зрения Лед возрастом более 1 млн лет
Interfax-Russia.ru — Древний лед из Антарктиды возрастом более 1,2 млн лет доставили Санкт-Петербург. Изучив образцы, ученые надеются больше узнать об изменении климата на Земле в эпоху среднего плейстоцена.
Лед возрастом более 1 млн лет - Заводские планы
Interfax-Russia. ru – «Алмаз-Антей» собирается в 2024 году начать выпуск грузовиков на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге.
- Атака на Кремль
Interfax-Russia.ru – Попытку нанесения удара беспилотниками по резиденции президента РФ в Москве расценили как теракт и покушение на главу государства, пообещав продуманный, взвешенный и соответствующий интересам страны ответ.
- В расчете на поддержку
Interfax-Russia.ru – Россия рассчитывает на поддержку Данией предложения по созданию международной комиссии для расследования диверсий на «Северных потоках». В Швеции допускают, что за взрывами на газопроводах могут стоять госструктуры.
- Признали терактом
Interfax-Russia.ru – Дело об убийстве военкора Владлена Татарского переквалифицировано по статье «теракт». В Госдуме РФ готовят поправки об ужесточении наказания за терроризм.
Судно «Академик Федоров» попало в шторм силой 6 на пути в Антарктиду
Ксения Павлова
21. 11.2021 — 19:50 — Наука и техника
© Форпост Северо-ЗападБуровые платформы на шельфе Нидерландов, перевернутые стиральные машины в корабельной прачечной и подготовка ко Дню Нептуна. Ученые Санкт-Петербургского горного университета, находящиеся в сезонном отряде на научной станции Восток, поделились впечатлениями от второй недели экспедиции на Шестой континент.
Выйдя из порта Бремерхафен, корабль с полярниками на борту отправился в Кейптаун, до которого чуть более 6000 морских миль. В среднем он проходит около 330 миль в день, в зависимости от погодных условий. Это означает, что шансы пришвартоваться в южноафриканском порту 1 декабря, как и было запланировано, очень высоки.
© Форпост Северо-Запад«Покинув Германию, мы прошли через море Ватта. Это территориальные воды Нидерландов», — говорит Вячеслав Кадочников, ведущий инженер Горного университета. «Самое яркое впечатление оттуда: огромное количество нефтяных платформ. По образованию мы бурильщики, поэтому знаем разницу между добычными платформами и буровыми установками. Так, месторождения углеводородов на шельфе активно осваиваются, там строится много новых скважин. Так что разговоры о скором отказе Европы от ископаемого топлива не совсем точно отражают реальное положение дел. В то же время происходит плавный переход на альтернативные источники энергии. Об этом свидетельствуют бескрайние поля ветряных электростанций, эпически возвышающиеся над морской гладью. И мерцают в ночи, как рой красных сверчков».
Перейдя Северное море и Ла-Манш, полярники вошли в бушующий Бискайский залив, который встретил их шестибалльным штормом. По словам ученых, ночью их разбудило не раскачивание, а звук падающих чашек и разбитого стекла. Оно пришло из соседней каюты: коллеги забыли подготовиться к выходу в Атлантический океан.
© Форпост Северо-Запад«Каждый, кто хоть раз был в Бискайском заливе, знает, что его репутация — не пустой звук, — говорит Данил Сербин, еще один участник РАЭ из Горного университета. «Какими эпитетами его не наградили моряки. И великий, и страшный, и свирепый. Все это правда. Утром после ночной грозы мы обнаружили в прачечной перевернутые стиральные машины. Тогда весь экипаж станции Восток ликвидировал последствия шторма в трюме. Ничего опасного для жизни не произошло, но я, например, не хотел бы плыть сюда на яхте. Погодные условия очень суровые».
На следующий день, когда качка заметно стихла, на корабле начался цикл лекций о научных исследованиях в Антарктиде. Его открыла команда Санкт-Петербургского горного университета. Данил Сербин и аспирант Дмитрий Васильев рассказали о научной значимости бурения глубоких скважин на станции Восток, а также о людях, благодаря усилиям которых этот проект был реализован и продолжает развиваться. Одним из них был Николай Васильев, многолетний заведующий кафедрой бурения Горного университета, участник многих экспедиций на Белый континент, лауреат Государственной премии в области науки и техники. Он ушел из жизни совсем недавно, в январе этого года.
© Форпост Северо-Запад © Форпост Северо-Запад«Мы подробно рассказали об истории наших исследований в Антарктиде, методах изучения палеоклимата, технологиях бурения глубоких скважин во льдах, результатах первого и второго вскрытия подледникового озера Восток. Особо были отмечены мировые достижения советских и российских ученых. Среди слушателей были и наши польские коллеги, которых очень впечатлил уровень проделанной научной работы», — сказал Дмитрий Васильев.
«Академик Федоров» уже прошел Канарские острова. Впереди Северо-Западная Африка и нулевые широты. В честь пересечения экватора на теплоходе пройдет традиционный морской праздник – День Нептуна. Сейчас полярники примеряют костюмы и знакомятся со своими предстоящими ролями в этом красочном традиционном мероприятии.
Форпост обязательно сообщит об этом в 20-х числах ноября.
Евгений Константинович Федоров | Всемирная метеорологическая организация
Федоров Е. К. родился 10 апреля 1910 года в Бендерах, Молдавия.
Его отец, Константин Николаевич Федоров, русский офицер, в конце 1916 года был переведен в Нижний Новгород. Нижегородского государственного педагогического института. Жаждущий знаний, Евгений по вечерам также посещал курсы английского языка. Он также принял участие в радиомастерской и вскоре научился самостоятельно собирать ламповые приемники.
В 1927 году Евгений Федоров окончил школу и уехал в Ленинград поступать в университет. Он не знал, чему и где учиться, но хотел стать инженером, интересовался техникой и радиоаппаратурой, а также хотел работать в дикой природе. Евгений пытался сдать экзамены в несколько институтов, но так и не понял, что его призвание лежит на стыке прикладных наук и явлений природы. Он вернулся домой и через год подготовки успешно сдал экзамены для поступления на физфак Ленинградского государственного университета по специальности геофизика.
Уже после окончания первого курса вуза Евгений Федоров отправился в свою первую самостоятельную экспедицию на Северный Урал с целью проведения геомагнитной съемки. В результате этой экспедиции была опубликована его первая научная статья. По окончании учебы Евгений Федоров был переведен во Всесоюзный арктический институт в Ленинграде, а затем в составе группы молодых специалистов был переведен на работу в обсерваторию на Тихой Земле на Земле Франца-Иосифа под руководством научного сотрудника И.Д. Папанин.
В 1934 году было принято решение о расширении полярной станции на мысе Челюскин на базе полуострова Таймыр. ИДЕНТИФИКАТОР. Папанин в качестве начальника этой полярной станции пригласил нескольких коллег, которых он знал по совместной работе на Земле Франца-Иосифа, в том числе Евгения Федорова и его супругу. Помимо стационарных магнитных наблюдений Е.К. Федоров решил провести магнитную съемку полуострова Таймыр. Это положило начало изучению магнитного поля Земли, а также его связи с солнечной активностью и северным сиянием.
С 21 мая 1937 г. по 19 февраля 1938 г. Федоров в качестве геофизика вместе с Папаниным (начальник), Кренкелем (радист) и Ширшовым (океанолог) участвовал в первой советской экспедиции на дрейфующую станцию «Северный полюс-1». Евгений Федоров проводил регулярные магнитные и гравиметрические измерения, определял кстати астрономические координаты станции, помогал команде в других трудоемких наблюдениях и обязанностях на станции. Дрейф длился 274 дня. 14 февраля 1938 ледоколов «Таймыр» и «Мурман» подошли к оставшемуся фрагменту некогда гигантского айсберга и спасли четверых мореплавателей, героически совершивших экспедицию.
Научные достижения и выдающийся труд коллектива Папанина были высоко оценены советским правительством, советской и широкой международной научной и культурной общественностью. Им были присвоены почетные звания, они были избраны в члены различных общественных и научных организаций. За проявленный героизм Папанин, Кренкель, Ширшову и Федоров были удостоены звания Героев Советского Союза и награждены орденами Ленина.
Евгений Федоров вернулся в Ленинград и продолжил работу в Арктическом институте, обрабатывая данные и готовя к печати публикации по итогам экспедиции их дрейфующей станции.
В 1939 году Федоров был назначен директором Арктического института, но всего через несколько месяцев был переведен в Москву, где стал начальником Гидрометслужбы при Совнаркоме. Евгений Федоров быстро освоился в сложных экономических процессах крупной Гидрометслужбы и эффективно руководил ее многогранной деятельностью. Активно продолжалось создание гидрометеорологических станций и постов. Многие сайты появились в отдаленных районах. Служба расширила центры сбора и прогнозирования гидрометеорологических данных, а также сеть аэрологических станций. Планировалось строительство заводов по выпуску метеоприборов, в том числе новых. Служба приступила к картографированию барической топографии, что повысило достоверность прогнозов погоды. Выдвинут план развития перспективной сети станций/площадок.
После начала Великой Отечественной войны в состав Главного управления Гидрометслужбы при Совнаркоме, возглавляемого Е.К. Федоровым, вошли ключевые управления Гидрометслужбы ВВС и Гидрометслужбы ВМФ. Главное управление вошло в состав вооруженных сил страны.
Перед давно сложившимися и опытными Гидрометслужбой ВВС и Гидрометслужбой ВМФ встал ряд новых задач. Система прохождения службы в сухопутных войсках позволила перейти от фрагментарного к более целостному использованию гидрометеорологических параметров в рамках отлаженной системы. На основе метео- и гидрометеорологических данных, поступающих в пункты прифронтовой полосы, прогнозов гидрологического режима погоды центральными и прифронтовыми службами, руководство планировало операции и уточняло их. Ставка Верховного Главнокомандования, Генеральное бюро и войска были очень требовательны и очень чутко относились к новоиспеченной гидрометеорологической службе. Все это позволило службе развернуть связь, транспорт, создать необходимую для армии техническую базу быстрого реагирования. Опыт войны показал правильность включения Гидрометслужбы на время войны в состав действующих вооруженных сил.
К концу войны Евгений Федоров имел звание генерал-лейтенанта и был единственным начальником гидрометеорологической службы, принимавшим участие в боевых действиях. Во время реорганизации и воссоздания многих новых отделов и направлений деятельности Гидрометслужбы во время Великой Отечественной войны Евгений Федоров продемонстрировал свой лидерский и вдохновляющий потенциал. В 1946 году, после войны, Гидрометслужба и все ее подразделения стали независимыми от Министерства обороны, вновь подчиняясь непосредственно Правительству СССР. Это дало старт гражданской деятельности Службы.
Однако в августе 1947 г. по ложному доносу Евгений Федоров был уволен со службы, лишен чинов и привлечен к уголовной ответственности за «антипатриотические и антигосударственные действия». Суд чести обвинил Федорова в допущении передачи за границу некоторых научных трудов и сведений из-за слабого контроля ведомства дипломатической службы. Это сделало его генерал-лейтенантом, Героем Советского Союза, академиком АН СССР, делегатом Всемирной конференции демократической молодежи, главой советской делегации на международной метеорологической конференции в Женеве, лауреатом Сталинской премии. победитель рядовой заведующий лабораторией атмосферного электричества Геофизического института. Несмотря на все эти трудности, Федоров с природной энергией взялся за воссоздание единой высокогорной Эльбрусской экспедиции. Первые годы летом и зимой исследователи жили в палатках, но все натурные наблюдения проводились должным образом, ими даже был разработан новый метод изучения спектра ионов в атмосфере. Е. Федоров выдвинул идею поиска научно обоснованного способа воздействия на процессы облачного образования для стимуляции выпадения жидких и твердых осадков. Реализация этой идеи принесла бы огромную пользу народному хозяйству страны.
К 1952 году были созданы постоянные исследовательские базы, метеостанция и Эльбрусская обсерватория. Помимо физических свойств облаков, экспедиция также изучала физические свойства снега и положила начало лавинным исследованиям. В 1952 г. начальником Геофизической комплексной экспедиции стал Е. Федоров, назначенный директором Геофизического института, курировавшего Эльбрусскую экспедицию. В 1956 году Геофизический институт был разделен на Институт прикладной геофизики (ИПГ), Институт физики атмосферы (ИФА) и Институт физики Земли (ИФЗ). Е. Федоров стал директором ИПГ. В том же году Эльбрусская экспедиция была реорганизована в Кабардино-Балкарский филиал ИПГ, а затем в Горный геофизический институт — научный центр по изучению физики облаков и осадков, физических свойств снега, шельфового ледника, селевых потоков, оползней, лавины. На основе фундаментального теоретического исследования метода воздействия на градовые процессы путем включения в градовые облака реактивов специальных реактивов, для которых в 1969 группа ученых Гидрометслужбы в составе Е.К. Федорова была номинирована на Государственную премию.
В 1958 году начались переговоры о прекращении испытаний ядерного оружия. По предложению Курчатова Е.К. Федоров был назначен главой советской делегации на эти переговоры. Он был одним из самых опытных ученых в области прикладной геофизики. Э.К. Федоров подготовил доклад о разработке рекомендаций по организации системы наблюдения за ядерными взрывами в различных типах окружающей среды. Однако переговоры в Женеве застопорились в 1919 г.62 и были сняты с производства. СССР предложил договор о запрещении испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, и договор был подписан в 1963 г., что во многом способствовало разработке, научному обоснованию и другим результатам работы экспертной группы в 1958-1959 гг. ЕК Федоров.
В 1960 г. Е.К. Федоров стал действительным членом АН СССР — избран академиком и главным ученым секретарем АН СССР, а в 1962 г. назначен начальником Гидрометслужбы Совета Министров СССР. (СУ ГМС СССР) и в 1963 добивался перевода ИПГ с филиалом в Обнинске, Нагорным институтом в Нальчике, Национальным химическим институтом в Новочеркасске в ведение области АН СССР в Государственный университет ГМС, откуда был переведен из Минморфлота в ААНИИ. Тем самым он серьезно повысил научный потенциал ГУ ГМС. В то время были проведены специальные исследования по определению объема существующей сети станций для обеспечения необходимой информацией прогнозирования для обслуживающих органов и потребностей народного хозяйства. Результаты показали сбой сети на Крайнем Севере, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Однако строить станции в отдаленных местах было дорого. Единственным решением было использование метеорадаров, спутников и беспилотных станций. На основании этих данных Э.К. Федоров добился создания и запуска специальных метеорологических спутников «Космос-144» и «Космос-156». Вместе с наземным комплексом они сделали спутниковую систему «Метеор». Широко применялась авиация: ледовая разведка распространялась на Дальний Восток и Балтийское море, авиаразведка-лаборатория воды в снежном покрове, авиаразведка состояния посевов и растительного покрова и др. Разработана и утверждена общая схема комплексной автоматизации. Задача была следующая: сбор гидрометеорологической информации со всего северного полушария максимум через три часа после окончания периода наблюдения за погодой в Москве. Революционным нововведением в службе прогнозов стала передача готовых карт из метеоцентров в разные прогностические ячейки, что сразу избавило от утомительного и трудоемкого этапа сбора информации и нанесения ее на карту.
Е. Федоров принимал участие в разработке и реализации плана создания Всемирной службы погоды, одобренного 5-м Конгрессом ВМО, где он был вице-президентом. Были созданы три категории метеорологических центров: всемирные центры, осуществляющие обмен данными между региональными и территориальными центрами. Произошло изменение принципов сбора и обработки гидрометеорологических данных для изучения климата, составления справочников, обзоров. Для этих задач использовались компьютеры. Э.К. Федоров был инициатором расширения исследований морских и океанских ГМС. Для этих целей был построен специальный флот, состоящий из различных типов научно-исследовательских судов: четырех судов типа «Профессор Визе», восьми кораблей «Пассат», пяти кораблей типа «Академик Шулейкин», шести судов «Рудольф Самойлович», семи судов. «Вадим Попов», научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт», научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» и другие. Исследования проводились в арктических, антарктических, тропических водах и в водах средних широт для выполнения национальных и международных исследовательских программ по целому ряду вопросов, в том числе по ракетному зондированию атмосферы и верхней тропосферы. Большое значение Федоров придавал большое значение обобщающей деятельности в ГМС. Он писал научно-популярные книги, публиковал статьи в газетах и журналах, часто читал лекции перед широкой аудиторией.
В 1974 г. Е.К. Федоров был переизбран в Верховный Совет СССР заместителем председателя Советского комитета защиты мира и членом бюро Всемирного совета мира. В том же году он подал прошение об отставке, но попросил сохранить за собой право быть главой ИПГ, и это прошение было удовлетворено. В начале 70-х годов некоторые ученые стали обсуждать вопросы дальнейшего развития человечества. Э.К. Федоров участвовал в этой дискуссии. Он опубликовал две книги: «Взаимодействие общества и природы» и «Экологический кризис и социальный прогресс». В этих работах он с оптимизмом смотрел на будущее человечества. Это будущее он видел в гармоничном взаимодействии с природой и окружающей средой. В 1979, Э.К. Федоров возглавлял советскую делегацию на первой Всемирной климатической конференции и был одним из основных докладчиков. По его инициативе был принят важный документ «Призыв к народам», предупреждающий людей мира о возможных катастрофических последствиях глобального изменения климата в связи с военной и промышленной деятельностью.
В 1980 году Э.К. Федоров был включен в состав делегации СССР на 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в повестке дня которой стоял вопрос об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли. Исследования IPG показали, что многие вредные воздействия на окружающую среду выходят за рамки государства-загрязнителя. Он выступил с докладом о глобальных экологических проблемах: вырубка тропических лесов, ухудшение плодородия почв, опустынивание земель, загрязнение атмосферы, океана, суши и воды. СССР предлагал провозгласить историческую ответственность государств за сохранение природной среды для нынешнего и будущих поколений. Резолюция была принята большинством голосов. Этот спектакль стал одним из последних государственных актов общественной деятельности Е.