Летчик Алексей Петрович Маресьев
Биография Алексея Маресьева
Маресьев Алексей Петрович, подвиг которого лег в основу школьного курса советской литературы, родился 20 мая 1916 года в г. Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать – уборщица на заводе, осталась одна с тремя детьми. Получив среднее образование, Алексей Маресьев стал токарем по металлу на лесозаводе, хотя все его мечты были о небе. Молодой парень два раза подавал документы с просьбой о зачислении в летное училище и оба раза получал отказ из-за проблем со здоровьем. В детстве Алексей Петрович перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму.
В 1934 году по заданию райкома комсомола Алексей Маресьев отправился на возведение Комсомольска-на–Амуре, параллельно посещая занятия в местном аэроклубе. После службы в армии, в которую Маресьева Алексея Петровича призвали в 1937 г, он наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г. Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его летная биография — а дальше была Великая Отечественная война… Первый боевой вылет Маресьева Алексея Петровича состоялся 23 августа 1941 г недалеко от города Кривой Рог. В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета.
Легендарный подвиг Алексея Петровича Маресьева
Но свой наиболее известный подвиг, легший в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Маресьев Алексей Петрович совершил в апреле 1942 г. Истребитель Маресьева был сбит в одном из лесных районов Новгородской области, когда тот прикрывал советские бомбардировщики. Летчика тяжело ранило в обе ноги, но он смог совершить посадку. Территория вокруг была занята немцами и ему, раненому, сначала на ногах, а потом и ползком пришлось осторожно продвигаться в сторону линии фронта.
Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили мальчики из той же деревни. Один из них позвал отца, который отвез раненого домой. Деревенские жители ухаживали за ним больше недели, но срочно была нужна профессиональная помощь, и вскоре тяжелобольного Маресьева отправили воздухом в московский госпиталь. Как позднее вспоминал эти факты из биографии отца сын Маресьева – Виктор, выходить раненого в госпитале не получилось и Алексея Петровича, практически полуживого, уже готовили к отправке в морг – началась гангрена и заражение крови. Случайно мимо умирающего проходил профессор Теребинский, который и спас ему жизнь, ампутировав обе ноги.
Казалось бы, конец всем подвигам и карьере летчика, но Маресьев Алексей Петрович и тут не позволил судьбе взять над ним верх. Еще в госпитале, а потом и в санатории этот волевой мужчина начал понемногу тренироваться для того, чтобы летать с протезами вместо ног. И чудо свершилось! В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног. Все закончилось благополучно, поэтому Маресьев Алексей Петрович стал просить об отправке на фронт. В ответ поступило разрешение на службу в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, хотя на боевые задания инвалида долго не пускали. Переживания Алексея заметил командир эскадрильи А. Числов и взял его с собой на боевое задание. Затем еще и еще, пока, наконец, доверие со стороны высшего начальства не возросло и его стали пускать в небо наравне с другими.
Уже 20 июля 1943 года Маресьев Алексей Петрович совершил новый подвиг — спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года Маресьева А.П. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель Б. Полевой, прославивший подвиг Маресьева на всю страну.
В 1944 году Маресьев дал согласие стать инспектором-летчиком в управлении вузов ВВС. За все время войны его боевая биография подвигов насчитывала 86 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов врага. После своего выхода в отставку Маресьев А.П. постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаваньем, катаньем на коньках, лыжах и велосипеде.
Благодаря вышедшей в свет хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», он стал широко известен по всей стране. На подвиге и примере мужества «настоящего человека» воспитывали подрастающее поколение. Маресьева Алексея Петровича много раз приглашали на встречи со школьниками. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
По мотивам «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого на Мосфильме еще в 1948 году был снят одноименный фильм. А уже в наше время в 2005 году – документальный фильм «Судьба настоящего человека».
В тех местах, где проходил жизненный путь Маресьева, чтят память отважного летчика. Ему установлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, который он когда-то строил. Есть мемориальная доска в Батайске, где он учился в летном училище в 1940 году. В чувашском Ибресине, где он восстанавливал свои летные навыки после госпиталя в 1943 в местной летной школе, также имеется мемориальная доска и улица его имени. Также памятная доска и улица есть в Москве, где он жил в послевоенные годы.
А на малой родине Алексея Маресьева, в городе Камышин Волгоградской области в день его 90-летия, 20 мая 2006 года был открыт посвященный ему монумент, работы волгоградского скульптора Сергея Щербакова, заслуженного художника России. Маресьев запечатлен в образе летчика в летном костюме, который напряженно смотрит вдаль. Трехметровая бронзовая фигура установлена на гранитном пьедестале, на котором высечены слова Маресьева о родном городе — «Никогда и нигде я не видел такого чистого неба и голубой лазури, как в Камышине. Как захотелось мне тогда летать…». Монумент расположен на пересечении двух центральных улиц рядом с домом, в котором жил когда-то летчик.
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
Краткий курс истории. Алексей Маресьев
20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».
Сила и упрямство
Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.
Мечта о небе
Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.
Герой
4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.
Алексей Маресьев, советский летчик-истребитель, который летал без ног
Автор Mark Shiffer | Под редакцией Эрика Хокинса
Опубликовано 26 октября 2021 г.
Алексей Петрович Маресьев, будучи сбитым и прожив 18 дней в глуши, чудесным образом вернулся в небо, чтобы сразиться с нацистами, несмотря на то, что потерял обе ноги.
Марка Wikimedia Commons с изображением советского летчика Алексея Маресьева.
Летчик-истребитель Алексей Маресьев — одна из малоизвестных за пределами России исторических личностей. Тем не менее, его замечательная история заслуживает того, чтобы быть. Опытный летчик, Маресьев был сбит в воздушном бою на стороне союзников в 1919 г.42. С ампутированными обеими ногами он все же вернулся через несколько месяцев, чтобы снова воевать с нацистами.
Ранняя жизнь Алекса Маресьева
Алексей Маресьев родился в 1916 году, незадолго до большевистской революции в России. Выросший в Камышине, на берегу Волги, Маресьев считался самым слабым из четырех братьев и сестер. Он испытывал постоянную боль в суставах, и его практически приходилось нести в школу. По-видимому, у него было несколько приступов малярии, и в какой-то момент он был близок к смерти.
Коммунистическая молодежная организация отправила его на Дальний Восток для работы над строительством нового города в 1932 году. Маресьев не хотел ехать, но вскоре его уговорили. Время, проведенное там, вероятно, помогло ему пережить это испытание десятью годами позже. Он столкнулся с тяжелыми условиями на Дальнем Востоке, учась жить в холодном и суровом климате.
Несмотря на проблемы со здоровьем, Маресьев очень хотел стать летчиком. Новая среда поправила его здоровье, и Маресьев научился летать. Он присоединился к советской авиации. Сначала Маресьев работал техником. Затем окончил Военную авиационную школу в 1940 и стал профессиональным пилотом. Немцы вторглись в Советский Союз в июне 1941 года, и Маресьева отправили на фронт летчиком-истребителем.
Сбит во время боя
Creative CommonsМаресьев в молодости.
Маресьев впервые участвовал в боевых действиях в августе 1941 года. В начале конфликта превосходные самолеты немецкой постройки сбили много русских самолетов, что привело к большим потерям. Несмотря на подавляющее превосходство, Маресьев остался в воздухе и за шесть месяцев фактически сбил шесть немецких самолетов.
Его удача закончилась 5 апреля 1942 года, когда во время тяжелых боев самолет Маресьева был сбит люфтваффе и рухнул в лес в тылу немцев. Его самолет разлетелся на куски, а Маресьев остался жив, но сильно ранен. В результате аварии ему повредили ноги. Маресьев попытался идти, но был вынужден отползти, прежде чем немецкие наземные войска нашли разбитый самолет.
Маресьев замечательно прополз еще 18 дней в безопасное место на территории, контролируемой Россией. Он сделал это, несмотря на открытые раны на ногах, мало еды, холод и только нож для защиты. Он ел кору и сосновые шишки, чтобы жить. Единственным преимуществом Маресьева были обильные реки с пресной водой. Вокруг него также были остатки свежевыпавшего снега. Риск пленения немцами означал, что Маресьев должен был держаться подальше от близлежащих деревень. В конце концов он вернулся и был немедленно доставлен в больницу в Москве.
Скорая реабилитация Маресьева
Wikimedia Commons Public DomainРоссийский солдат проходит лечение в советском госпитале времен Второй мировой войны.
В больнице у Маресьева были гангренозные и обмороженные ноги. Сотрудники больницы пытались спасти его ноги. Несмотря на его мольбы, врачи были вынуждены ампутировать поврежденные ноги Маресьева. Маресьев описал это как иногда болезненную процедуру с использованием стерилизованных ножниц.
Пилот получил протезы ног и ему сказали, что его летная карьера окончена. Но Маресьев сохранил свою мечту вернуться в кабину. Он выдержал месяцы тренировок, чтобы снова ходить на искусственных ногах. Затем он провел полгода в школе пилотов и еще полгода учился управлять новым самолетом.
Настойчивость окупилась.
В июне 1943 года Маресьев снова допущен к полетам. К тому времени не хватало хороших летчиков-истребителей. Теперь все, что ему нужно было сделать, это убедить своих товарищей-пилотов, что он все еще компетентен.Маресьев возвращается в небо
Поначалу командир авиабазы Маресьева опасался отправлять его в активные боевые действия. Вместо этого в течение нескольких месяцев ему разрешалось летать только далеко от линии фронта, а другие самолеты оставались поблизости.
Однако вскоре он начал выполнять одиночные задания, и Маресьев не заставил себя долго ждать. В бою в августе лично сбил три немецких истребителя. Он также спас жизни бесчисленному количеству других русских летчиков-истребителей своими умелыми маневрами. Ход войны повернулся против немцев, и действия Маресьева активно поддержали союзников.
Его общие достижения во Второй мировой войне были впечатляющими. Маресьев совершил 86 боевых вылетов. Было подтверждено, что им было сбито около 11 немецких самолетов.
Алексей Маресьев Герой войны
К этому времени Алексей Маресьев стал популярной фигурой в Советском Союзе. Люди по всей стране хотели встретиться с героем войны. Один корреспондент, Борис Полевой из газеты «Правда», взял интервью у Маресьева. Эта встреча вдохновила Полевого на написание книги под названием « История настоящего мужчины ». Через несколько лет по рассказу был снят фильм и показан в советских кинотеатрах. Также была поставлена опера по мотивам жизни Маресьева.
Новая слава беспокоила награжденного пилота. Сообщается, что всю свою жизнь он оставался скромным и оставался сбитым с толку, а иногда и раздражаемым похвалой. Маресьев уверял, что ничего экстраординарного в том, что он совершил, нет.
К 1944 году Маресьев был освобожден от боевых вылетов. Он остался в армии и стал инструктором, обучающим новых пилотов до конца войны. В 1946 году Маресьев уволился из ВВС.
Последняя награда Алексея Маресьева
Маресьев продолжал активную гражданскую жизнь. Он был в хорошей форме и регулярно занимался спортом, включая бег и плавание. Он женился и имел двух сыновей. Маресьев получил высшее образование в 1952 г., а в 1956 г. — докторскую степень по истории.0003
После этого Маресьев работал в Советском комитете ветеранов войны, где занимался защитой раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. В конце концов, он стал депутатом Верховного Совета, российского парламента.
Сотни людей собрались почтить память Алексея Маресьева в Центральном театре Российской Армии в связи с его 85-летием 19 мая 2001 года. К сожалению, в театр он так и не попал. Ранее в тот же день бывший летчик-ас перенес сердечный приступ и был доставлен в московскую больницу. Он умер вскоре после этого. Минута молчания в театре была последней данью уважения. Алексей Маресьев был похоронен со всеми воинскими почестями.
Прочитав о замечательном бою Алексея Маресьева, узнайте о Лачхимане Гурунге, воине-гуркхе, который одной рукой отбился от 200 японских солдат. Затем узнайте, как Восточный фронт решил Вторую мировую войну.
Комментарии для Алексей Маресьев Биография Алексей Маресьев Алексей Маресьев: «Я человек, а не легенда!» Такой же подвиг Алексей Маресьев совершил в марте 1942 года. Его самолет был сбит фашистами, и в течение восемнадцати дней раненый летчик дополз до своего. В больнице ему ампутировали обе ноги. Но он вышел из больницы, снова сел за штурвал самолета. Раньше историю «настоящего мужчины» знал каждый школьник. Естественно, книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке, знаменитом герое всего мира. Но мало кто знает, что звание Героя Советского Союза Маресьев получил за несколько лет до книги. Саму «Историю…» разрешили издать только после войны. Говорят, наши защитники боялись, что немцы подумают, хотя в Советской Армии дела обстоят нехорошо. Вот, говорят, уже отправили воевать и вывели из строя. Алексей Петрович Сам о появлении книги знаю, слышал отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», спросил телефон Поля и, наконец, смог встретиться с автором. — Филд действительно показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда рассказ был опубликован, мне дали копию. Но я и не читал. Несколько раз пытался. Но как-то… В принципе все правильно написал Полевой. У меня есть, правда, роман, который якобы пришел ко мне с девушкой Олей. Хотя он создал образ советской девушки, который мне нравится. — А как вам собственный образN — Трудно ответить. Автор изменил имя героя. Знать почемуN Полевая изгородь. И вдруг я напился, начал хулиганитьN Тогда бы книгу запретили. — Ты часто вспоминаешь 18 дней, проведенных в лесуN — Нет, не помню. Я не помню времени. — Что бы помогло тебе выжить и не впасть в отчаяние? — Желание добраться до своего. Желание жить. — На днях ты отметишь свое 85-летие. Сколько себя ощущаетеN — Правильно говорят, что самое главное в жизни — это здоровьеN — Совершенно верно. И на второе место я бы поставил честное отношение к работе. «Прежде всего — самолеты» Маресьев с детства мечтал стать летчиком. «Трое моих старших братьев, — говорит он. — Так они умные. А я, младший, летчиками пошел». И произошло это не благодаря, а вопреки. «В детстве я был как китаец, потому что много лет болел малярией». И маленькая Алексей страдал от диких болей в суставах. Бывало, домой из школы, расположенной в 4-х километрах, его на руках приносили старшие товарищи и буквально рвали туфли, обледеневшие до пяток. Естественно, при таком здоровье ни о какой летной школе не могло быть и речи. А вот как активный комсомолец Маресьев отправлен строить Комсомольск-на-Амуре. Он пытался отказаться: — Я тогда погорячился, крепко разозлился. И у них короткий разговор: «Не клади на стол комсомольский билет». Так что я лежал. Мама я была идейная — плакала, когда слышала причитания. Но, к счастью, были. Знает, как сложилась моя жизнь, я все равно не поехал на Дальний Восток. Между прочим, сегодня это один из лучших авиационных заводов. |