Альгамбра: «красная» жемчужина Гранады | homsk
История загадочного Красного дворца Альгамбра (L’Alhambra, или Альхамбра) в испанской Гранаде.
Для путешественника, наделенного чувством истории и чутьем к поэзии – а история и поэзия неразрывно сплетены в анналах романтической Испании, – Альгамбра может служить местом поклонения, как Кааба для правоверного мусульманина. Сколько сказаний и обычаев, исконных и позднейших, сколько песен и баллад – арабских и испанских – о любви, войне и рыцарских подвигах связано с этим монументом Востока! Здесь обитали мавританские цари: окруженные изысканной пышностью азиатской роскоши, они полагали себя владетелями рая земного и стали последним оплотом мусульманского владычества в Испании.
Вашингтон Ирвинг
Испания под властью мавров
Весной 711 г. берберский полководец Тарик ибн Заяд вместе со своим войском пересёк узкий пролив, отделяющий Африку от Испании.
Арабы сделали своей столицей Кордову, древний город основанный римлянами в 169 г. до н.э. Среди завоевателей не было единства, за первые 40 лет после мусульманского завоевания в Кордове сменилось 20 правителей. По иронии судьбы, испанские арабы получили политическую стабильность благодаря династическому перевороту на родине своих предков.
В 747 г. в Дамаске, столице халифата вспыхнуло восстание. Правившие почти сотню лет халифы из династии Омейядов были свергнуты, к власти пришла новая династия — Аббасиды.
Столица халифата переместилась в Багдад. Но одному из Омейядов удалось бежать. Это был совсем молодой принц Абд ар-Рахман аль-Муавийя. Европейцы часто произносят это имя как Абдурахман. Он приходился внуком свергнутому халифу Дамаска. Сперва принц бежал в Северную Африку, затем, не найдя здесь безопасности, переправился со своими сторонниками в Испанию. В 756 г. принц-изгнанник, овладев Кордовой , объявил о создании независимого Кордовского эмирата. В историю он вошёл под именем Абдурахмана I Пришельца. Его потомки, которых обычно называют испанскими Омейядами, правили в Испании вплоть до распада Кордовского халифата в XI в.В 929 г. кордовский эмир Абдурахман III объявил себя халифом, а своё государство соответственно халифатом. Обладатель титула халифа был не просто светским правителем государства, он считался также духовным владыкой, наследником пророка Магомета. Но во времена Абдурахмана III этот титул уже не означал власти над всеми мусульманами. Мир ислама переживал дробление, распадение на многочисленные независимые государства.
Надо отметить, что владычество мусульман, или, как их называли в Испании, мавров едва ли можно считать бедствием для населения Пиренейского полуострова. В VIII-XII вв. исламская культура переживала свой высший расцвет. Под властью мавританских государей Испания превратилась в самую богатую, цивилизованную и просвещенную страну Европы. Здесь получило развитие орошаемое земледелие, были введены многие сельскохозяйственные культуры, неизвестные в других европейских странах. Благодаря арабам испанцы научились выращивать рис, сахарный тростник, шелковицу и апельсины. В то время как по всей Европе города пришли в упадок, многие превратились в руины, многие сохранили лишь функции военных крепостей, — в Испании было целое созвездие городов — торговых, ремесленных и культурных центров. Арабское владычество оставило неизгладимый след в архитектурном облике Испании. Наверное самым знаменитым памятником мавританского зодчества является Альгамбра – загородная резиденция властителей Гранады.
Твердыня гранадских эмиров
Альгамбра представляет собой укреплённый замок-дворец. Большая часть её сооружений относятся к XIII – XIV вв. Построена она была по приказу эмира Альгамара, основателя династии Насридов, как утверждают старинные летописи, правителя просвещённого, мудрого и справедливого. Казна его никогда не скудела, и народная молва приписывала Альгамару знание алхимических тайн, в числе которых было умение обращать в золото менее благородные металлы. Люди трезвомыслящие, однако, полагают, что источником богатств гранадского эмира была взвешенная экономическая политика и добросовестное отношение к своим обязанностям правителя. Именно поэтому подданные Альгамара процветали, а он сам обитал в резиденции, заслужившей славу земного рая. Впрочем, построенный им замок, был не только обителью наслаждений, но и грозной крепостью, способной вместить сорокатысячное войско.
Когда последний эмир Гранады Боабдил потерпел поражение, сражаясь с католическими королями и удалился за море, в одном из залов занятой христианскими войсками Альгамбры состоялось торжественное богослужение, по случаю окончания многовековой войны. На богослужении присутствовали католические величества: Фердинанд и Изабелла, а также безвестный тогда итальянец — Христофор Колумб, прибывший ко двору, чтобы выбить финансирование экспедиции на далёкий запад.
После завершения Реконкисты Альгамбра стала одной из резиденций испанских королей, но последние не слишком часто посещали Гранаду, и замок постепенно ветшал. При этом особый юридический статус Альгамбры, неподвластной губернатору Гранады, привёл к тому, что её хозяйственные постройки обживали всякие тёмные личности: бродяги и контрабандисты. Во время наполеоновских войн бывший дворец эмиров занял французский гарнизон. Французы частично отреставрировали дивные чертоги Альгамбры, но покидая замок, взорвали несколько башен, чтобы лишить его стратегического значения.
Визит «отца американскй прозы»
Вашингтон ИрвингВ 1829 г. Альгамбру посетил классик американской литературы Вашингтон Ирвинг, путешествовавший по Испании в обществе своего друга, чиновника русского посольства в Мадриде.
На тот момент комендант покинул резиденцию эмиров, ему удобнее было исполнять свои обязанности, живя в центре города. В замке на горе обитало лишь несколько слуг, следящих за состоянием садов, и небольшой гарнизон, состоящий в основном из инвалидов. Ирвинг описывает подробности своего «воцарения» в Альгамбре следующим образом: «Явившись с церемониальным визитом к коменданту Альгамбры, которому надлежало передать письма, мы восторженно описали наши впечатления и подивились, зачем он живет в городе, а не в земном раю. Он посетовал на неудобства пребывания во дворце на вершине горы, вдали от людей и дел. Такое пристало разве монархам, которые, бывает, отгораживаются от подданных стенами замков. «Впрочем, сеньоры, – прибавил он с улыбкой, – если вам так понравилось там, то мои покои в Альгамбре к вашим услугам».Обычный и неизбежный акт вежливости испанца: он сообщает вам, что его дом все равно что ваш. «Esta casa es siempre а la disposicion de Vm» («Дом сей к услугам вашей милости»).
Писатель провёл в покоях гранадских эмиров несколько месяцев. Результатом стало появление на свет романа (точнее, серии новелл) «Альгамбра», давно и прочно вошедших в число шедевров мировой литературы. В своё время книга Ирвинга произвела неизгладимое впечатление на юного Джека Лондона, что немало способствовало избранию последним литературного поприща. Александр Сергеевич Пушкин заимствовал элементы сюжета, рассказанных Ирвингом преданий Гранады, создавая «Сказку о Золотом Петушке»
Наверное, никому и никогда не удастся описать Альгамбру лучше, чем это сделал Вашингтон Ирвинг, поэтому, взявшись познакомить читателя с жемчужиной мавританской архитектуры Испании, мы то и дело будем цитировать классика.
Стены и башни
Название Альгамбра означает «красная», так как замок возведён из красноватого камня. Особенно эффектно его башни выглядят в лучах закатного солнца. Замок стоит на вытянутой горной вершине отрога Сьерра-Невады на высоте 700 м над уровнем моря. С его балконов и обзорных площадок открывается величественный вид на город Гранаду, долину реки Дарро, окрестные горы и обширную равнину, где более пяти веков назад состоялась последняя битва между христианским и мусульманским воинством Испании. Резиденция делится на две большие части: Алькасабу – цитадель, занимающую оконечность горы с крутыми склонами, и город эмиров, Медину, примыкающий к ней с восточной стороны. Крепость имеет длину 740 м и максимальную ширину 205 м, его площадь 142 тыс кв.м, длина внешних стен ок. 2 км.
Сейчас главный вход в Альгамбру расположен с южной стороны, к нему ведет дорога, проходящая между стеной и склоном. Во времена арабского владычества парадным входом служили Ворота Правосудия, расположенные в одноименной башне. Когда-то здесь, не откладывая на потом, разбирали несложные судебные дела.
Вход в Башню Правосудия перемыкает подковообразная арка. Такие арки, в форме разорванного снизу кольца (длина разрыва несколько меньше половины окружности) — характерная деталь мавританского стиля испанской архитектуры. Но арабы не завезли её со своей родины, а позаимствовали у вестготов, владевших Пиренейским полуостровом накануне мусульманского завоевания.
Ворота ПравосудияНа замковом камне арки Ворот Правосудия высечена рука. Замковый камень над порталом украшен парным изображением ключа. В Испании бытует предание, что рука и ключ — колдовские знаки. Воздвигший Альгамбру мавританский царь был великим чародеем. Он наложил на крепость магическое заклятие. Потому она и выстояла ураганы, землетрясения и войны. Заклятие не утратит силы, пока рука с наружной арки не протянется под свод за ключом, и тогда все башни и стены рассыплются в прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основаниями твердыни.
Третьи ворота расположены на восточной оконечности крепости, от них начиналась дорога к летнему дворцу Хенералифе. Некогда из Альгамбры существовал ещё один выход, который народная память связывает с именем Боабдила, последнего мавританского властителя Гранады. Согласно преданию, Боабдил, навсегда покидая обиталище своих предков, просил победителей сделать так, чтобы никто после него не смог пройти через те же ворота. Королева Изабелла прониклась состраданием к побеждённому и выполнила его просьбу, приказав замуровать арку.
Точных сведений о том, где именно находились ворота Боадила, нет, но предполагают, что они были составной частью громадной Семиярусной башни, в начале XIX в. взорванной наполеоновкими солдатами. Руины этой башни долго пользовались дурной славой. Местные жители поведали Вашингтону Ирвингу, что здесь находится логово Бельюдо, страшного демона, которым в Гранаде пугают детей. Он является в образе жуткого безголового коня, который в тёмные безлунные ночи носится по окрестностям, преследуемый шестью свирепыми призрачными псами. Знатоки старинных преданий полагают, что Бельюдо — воплощение одного из эмиров, казнившего по навету шестерых своих сыновей.
Башня ЦаревенБыли в Альгамбре и более благообразные привидения. Так, близ сооружения, носящего поэтическое имя Башня Царевен неоднократно видели призрак юной и прекрасной девушки с серебряной лютней в руках. Легенда рассказывает, что в башне были расположены покои трёх мавританских принцесс — дочерей эмира Муххамеда Левши. Случилось так, что девушки полюбили трёх пленных христианских рыцарей. Две старшие бежали со своими избранниками в Кордову, тогда уже захваченную христианами. Младшая, самая робкая и нежная, и более других привязанная к отцу, осталась, но тоска по возлюбленному вскоре свела её в могилу. С тех пор печальная тень умершей принцессы бродит по садам Альгамбры, тревожа сердца смертных чарующей музыкой. Впрочем, некоторые утверждают, что тень прекрасной Зорагаиды (так звали принцессу) перестала являться в Альгамбре в царствование Филиппа V. Тогда, будто бы, юная и чистая душой христианская девица окрестила явившийся ей призрак водой из фонтана, и навеки упокоила душу страдалицы. Рассказывают даже, что Зорагаида на прощанье подарила своей спасительнице серебряную лютню, и струны с этого волшебного инструмента перекочевали затем на скрипку Паганини.
Вид на башню КамаресВсего обнесённый двойной стеной архитектурный комплекс Медины, города эмиров, включает более 20 башен, с каждой из которых связана какая-нибудь занимательная история. Самая большая башня Медины носит название Комарес. Ее размеры 12х12 м, высота 23 м. Почти все внутреннее пространство башни занимает богато изукрашенный Зал Послов, высота резного купола которого – более 18 м.
Зал ПословНо есть тут ещё два небольших, однако весьма примечательных помещения. Полагают, что в этих скромных комнатах, по ложному обвинению в измене был некогда заточён наследный принц Боабдил и его мать царица Айша. Боабдилу грозила смертная казнь, и Айша, связав вместе свои роскошные шали, помогла сыну выбраться из башни через окно. Внизу уже ждали верные слуги и быстрый конь. Позже обвинение было опровергнуто, принц смог возвратиться в Альгамбру и в свой срок занял трон, с которого был свергнут в 1492 г. католическими королями.
АлькасабаЗападную часть архитектурного комплекса занимает цитадель Альгамбры – Алькасаба, место обитания гарнизона. Она отделена от дворцовой части широким рвом и мощной стеной с тремя башнями, перед которой проходит еще одна значительно более низкая стена. Внешняя и внутренняя стены образуют узкий двор. В христианскую эпоху по северному и южному склону была добавлена еще одна, третья стена.
Вход в Алькасабу ведет через ворота в башни Кубо и далее по дороге между стенами вдоль северного склона. Над башней Кубо нависает Башня Омажа. Северную стену фланкирует Оружейная башня с еще одними воротами. Узкую западную сторону занимает Дозорная башня. Под ней, несколько ниже уровня внутреннего двора, расположен внешний двор. В трапециевидном внутреннем дворе находились казармы гарнизона.
Вид на Алькасабу со смотровой площадки башни КубоСеверную часть Альгамбры занимает дворец Насридов, который представляет собой систему дворов с резными галереями и помещениями по периметру. В южной части расположены постройки христианской эпохи. Здесь находится недостроенный дворец Карла V, возведение которого началось в 1526 г., и построенная на месте мечети церковь Св.Марии и монастырь.
Дворец Карлоса VДворец не удалось довести до ума из-за частых землетрясений, что нисколько не удивляет испанцев. Ведь возводившие его зодчие не владели мавританскими заклятьями, оберегавшими более древние башни. Поздние постройки, достаточно красивые сами по себе, у большинства посетителей Альгамбры вызывают лишь раздражение. В контексте мавританского ансамбля они выглядят незваными гостями.
Дворы, фонтаны и чертоги
Характерной особенностью исламской архитектуры является её ориентированность вовнутрь. И дома простых горожан и дворцы властителей, как правило, обращены к внешнему миру глухой стеной, почти лишённой украшений. Изыски зодчих и художников предназначены для тех, кто обитает внутри. Не является исключением и Альгамбра. Извне её массивные красноватые стены и башни выглядят сурово и аскетично. Земной рай открывается лишь тем, кто переступает порог зачарованного замка. Стройные мрамроные колонны, лёгкие ажурные арки, обсаженные миртом и кипарисами дворики, зеркальная гладь бассейнов, искрящиеся струи фонтанов, запах роз и солнечные блики, танцующие на изукрашенных изысканными арабесками стенах – такой предстаёт Альгамбра изнутри.
Тут, пожалуй, стоит предоставить слово Вашингтону Ирвингу: “Мы оказались в просторном патио, или дворике, сто пятьдесят футов в длину и примерно восемьдесят в ширину, вымощенном белым мрамором, с легкой колоннадой по концам, и с одной стороны над нею была изящная узорчатая галерея. На лепнине карнизов и всюду по стенам – щиты и надписи: выпуклая арабская или куфическая вязь, благочестивые девизы мусульманских государей, строителей Альгамбры, или хвалы их благородству и щедрости. Посреди дворика – большой бассейн (estanque), сто двадцать четыре фута в длину, двадцать семь в ширину и пять в глубину, и вода в него наливается из двух мраморных чаш. Поэтому и двор называется Альберка (аль‑берка – по‑арабски «пруд» или «водоем»). Сверкали стайки золотых рыбок, и бассейн был обсажен розами.
Мавританский сводчатый проход вывел нас оттуда в знаменитый Львиный Дворик. Эта часть строения полнее всего напоминает о его былой красе, ибо наименее пострадала от времени. В центре двора – воспетый и прославленный фонтан. Алебастровые водостоки по прежнему точат бриллиантовые капли; двенадцать львов, которые их поддерживают и дают имя двору, источают хрустальные струи, как во времена Боабдила… По четырем сторонам дворика – легкие арабские аркады, ажурная филигрань поверх беломраморных колонн, когда‑то, вероятно, позолоченных. Архитектура, как и вообще внутри дворца, скорее изысканная, нежели великолепная: она свидетельствует об утонченном вкусе и расположении к праздным утехам. Глядя на грациозные колоннады и по видимости хрупкие настенные узоры, трудно поверить, что над ними промчались столетия, что они претерпели землетрясения и войны, что их пощадили неспешные и тем более пагубные старания расхитителей‑путешественников: почти что и нечего дивиться народному преданию про хранительное заклятье”.
История Альгамбры полна контрастов. Сидя у фонтана в знаменитом Чертоге Абенссерахов, примыкающем к Львиному Дворику Ирвинг записал: “Здесь все будто призвано внушать нежные и добрые чувства, ибо все здесь утонченно и прекрасно. Даже и самый свет мягко проникает сверху, сквозь ажурный купол, расцвеченный и изукрашенный как бы руками чародея. Сквозь широкую узорчатую арку портала я гляжу на Львиный Дворик, на его блистающие в ярком солнечном свете колоннады и переливчатые фонтаны. Юркая ласточка залетела во двор, взмыла и помчалась прочь, щебеча над крышами; деловитая пчела гудит в лепестках; цветастые бабочки перепархивают с цветка на цветок и резвятся стайками в напоенном солнцем воздухе. Легкое усилие воображения – и появится грустная гаремная прелестница, блуждающая средь затворнической роскоши Востока”.
Между тем, с упомянутым чертогом связана самая кровавая легенда дворца. О ней напоминает и название залы. Утверждают, что сюда Боабдил заманил своих соперников в борьбе за власть, представителей знатного и прославленного в сражениях рода Абенсеррахов. По одному входили Абенссерахи в роскошный чертог и один за другим попадали в руки палача, который рубил им головы прямо здесь, у беломраморного фонтана. На белом мраморе и ныне показывают бурые пятна, которые невозможно отмыть. Изучивший немало старинных летописей Ирвинг, был, однако, убеждён, что поминаемый в Гранаде по всякому поводу Боабдил не повинен в приписываемом ему молвой злодеянии. Кровавая драма, по-видимому, действительно имела место, но в другое время, с другими действующими лицами и, возможно, вовсе не здесь.
Однако, все уважающие себя гранадцы твёрдо убеждены, что в чертоге, примыкающем к Львиному Дворику время от времени материализуются призраки в мавританских одеждах, а по ночам слышатся вздохи и стенания злодейски убиенных Абенссеррахов. Ирвинг провёл в Альгамбре много ночей и неоднократно слышал вздохи, стенания и завывания. По его мнению, источником этих звуков были трубы сокрытого в недрах дворца старинного водопровода, снабжающего его сады и фонтаны кристально-чистой горной водой. Тем не менее, писатель, питая пристрастие к чудесному, внимательно выслушивал и старательно записывал все истории, героями которых были привидения. Вот одна из них, рассказанная исконным обитателем Альгамбры Матео Хименесом: “Жил да был когда‑то солдат инвалидной команды, который по долгу службы показывал Альгамбру чужестранцам; как‑то вечером, в сумеречный час, проходил он по Львиному Дворику и заслышал шаги в Чертоге Абенсеррахов. Решив, что там заплутались какие‑нибудь иноземные гости, он поспешил им на выручку и, к удивлению своему, увидел четырех разодетых мавров в золоченых кирасах, с ятаганами и кинжалами в драгоценных каменьях. Они прогуливались мерным шагом, однако ж остановились и поманили его. Но старый солдат кинулся бежать и с той поры к Альгамбре близко не подходил. Так вот люди и упускают свое счастье; ибо Матео твердо был уверен, что мавры собирались показать, где зарыты их сокровища. Зато солдат, заступивший место того инвалида, оказался малый не промах: явился он в Альгамбру нищим, а год спустя уехал в Малагу, накупил там домов, обзавелся каретой и до сих пор, на удивление всем тамошним, живет себе да добра наживает, а все потому, как мудро рассудил Матео, что вызнал у мавров‑призраков тайну клада”.
Вообще, согласно издавна бытовавшим в Гранаде представлениям и Альгамбра и окрестные горы буквально нашпигованы спрятанными мавританскими сокровищами и соответствующего вида призраками. Некоторые даже утверждали, что ушедшее с Боабдилем за море в Северную Африку войско было лишь колдовским мороком, а настоящие мавры вместе со своим государем до времени сокрылись в недрах горы, на которой стоит Альгамбра. Там они ждут своего часа, и лишь раз в году, в ночь на Иванов день, дозволено им бродить по поверхности земли и показываться на глаза смертным.
Секреты мавританских зодчих
Изучая историю Гранады, Ирвинг запомнил не только поэтические предания, но и многие вполне надёжные сведения об испанской истории и культуре. В числе прочего, он довольно увлекательно рассказывает о технике отделки, которую применяли мавры: “Неопытному глазу легкие рельефы и причудливые арабески, украшающие стены Альгамбры, кажутся вырезными, плодом неспешного и кропотливого труда, и равно поражает их неистощимое разнообразие и гармоническое единообразие, особенно своды и купола, то ли сотовидные, то ли разрисованные изморозью – сталактиты и висячие орнаменты, ошеломляющие наблюдателя затейливостью узора. Удивление проходит, однако, когда обнаруживаешь, что все это – лепнина: алебастровые плиты, отлитые в изложнице и искусно пригнанные в узоры всякой меры и вида.
Этот способ облеплять стены арабесками и оштукатуривать своды наподобие пещер был изобретен в Дамаске и весьма усовершенствован марокканскими арабами, которым сарацинское зодчество обязано многими своими изысками и причудами. Весь этот сказочный ажур был нанесен хитроумно и просто. Голые стены расчертили в клетку, как делают художники‑копиисты, затем – пересекающимися кругами. По этой канве отделочники работали быстро и споро, а пересечения прямых и косых линий образовали бесконечно прихотливые и вместе единообразные узоры.
Золотили щедро, особенно купола; зазоры тушевали ярким колером: скажем, киноварью и ляпис‑лазурью, тертыми на яичном белке. По словам Форда, египтяне, греки и арабы в ранней своей архитектуре использовали лишь первичные цвета; они и преобладают в Альгамбре, независимо от того, был ли зодчий с Востока или из Африки. Примечательно, что краски не утратили яркости за несколько столетий”.
Книга Ирвинга имела большой успех и, естественно, привлекла к замку гранадских владык внимание образованных людей всего мира. В Гранаду потянулись толпы путешественников, желающих своими глазами увидеть столь живо и поэтично описанный заезжим американцем зачарованный мавританский замок. Понятно, что Альгамбра не долго оставалась в прежнем запустении. В настоящее время — это один из самых знаменитых в мире архитектурных музеев.
вся информация (фото + описание)
Альгамбра в Гранаде – это крепость-замок времен мавританского господства в Испании. Восхитительный архитектурный комплекс после реставрации в XIX-XX веках преобразовался в один из знаменитейших испанских достопримечательностей.
Альгамбра (Alhambra) является шедевром маврского зодчества и вызывает интерес у туристов со всего света. Ежегодно старейший замок в Гранаде посещают более двух миллионов путешественников.
История Альгамбры в Гранаде
На холме, где сейчас расположена Альгамбра в Гранаде, стояла стародавняя полуразваленная крепость. В летописи первый раз она упоминается в 889 году. Лишь в XI веке цитадель присоединили к медине – кварталу, который был способен существовать отдельно от города при блокаде.
В 1238 году Мухаммад ибн Наср, халиф Гранады, избрал Альгамбру своей резиденцией. Он распорядился, чтобы дворец был укреплен. Так появились башни Оммажа и Смотровая. Продолжили начатое его преемники, Мухаммад II и Мухаммад III. Во время правления мусульманских эмиров претерпело изменение речное направление вокруг холма. А на освободившейся территории появились складские и банные помещения, с помощью которых можно было переждать долгую блокаду.
Настоящим дворцом и богатой королевской резиденцией крепость Альгамбра стала в XIV веке при эмире Юсуфе I, а затем его преемнике – Мухаммаде V. Во времена их правления в Гранаде возвели Дворец Львов, новые ворота и бани, а стены украсили резными орнаментами по гипсу.
После реконкисты в 1492 году Гранада и Пиренейский полуостров были освобождены от маврского владычества. И Альгамбру преображали уже представители испанской монархии. В XVI веке Карл V стал обладателем личного дворца, построенного на ее территории – для чего некоторые оригинальные постройки снесли. Также был нанесен ущерб самому ансамблю Альгамбра, так как многие элементы декора были потеряны или умышленно развалены.
Желание истребить мусульманство в облике дворца привело к тому, что закрашивалась даже декоративная штукатурка. А одно из строений перестроилось во дворец с итальянскими чертами. К восстановлению оставленной разрушаться Альгамбры приступили в XIX веке. Но результат оказался не слишком удачным.
Своеобразным воссозданием дворца Альгамбра в Гранаде в следующие 60 лет занялась династия архитекторов Х. Осорио. Но многое для образа замка просто придумывалось. Поэтому в XX веке архитектору-реставратору Леопольдо Бальбасу потребовалось исправлять ошибки предшественников на основе досконального изучения исторических документов.
Что посмотреть в Альгамбре
Сегодняшняя Альгамбра в Гранаде – это архитектурно-парковый комплекс с крепостью, дворцами (в них размещаются музеи) и садами. Альгамбра разделяется на несколько пространств, соответствующих этапам ее преображения.
Алькасаба
Старейшая часть Альгамбры – Алькасаба (наименование на арабском усиленной городской резиденции властителя) поначалу была местожительством первых халифов из рода Насридов. Потом она служила военной цитаделью комплекса, а халифы обосновались в только что отстроенном дворце.
В Алькасабе остались в сохранности башни:
- Разрушенная и Почетная башни, которые стоят перед входом форт.
- Сломанная башня, которая именуется так из-за трещины, перерезавшей ее от верха до низа. В средней нише строения лежат ядра.
- Оммажа – башня высотой 26 м частично служила тюрьмой и продовольственным складом.
- Четырехэтажная Дозорная башня, высота которой составляет 26,8 м. Она украшена установленными на пилонах арками. Колокол на ее западном фасаде реставрирован после удара молнии в 1882 году.
- Кубическая и Полукруглая, на которых располагаются смотровые площадки.
Оружейная площадь Алькасабы хранит основания казарм для проживания военных, остатки резервуара для воды и вход в тюрьму-подземку.
Дворец Насридов
Дворец Насридов складывается из трех крупных комплексов.
- Мешуар – строение для приемов и судов.
- Дворец Комарес – правительственная резиденция халифа. Стены постройки облицованы изразцами. Вместе с филигранной стеновой резьбой здесь образуется чудесная атмосфера. В Миртовом дворике во Дворце Насридов оборудован водоем, окаймленный живой изгородью из мирта.
- Дворец Львов с львиным двориком был палатами халифа Мухаммеда V. В стилистике строения видны черты христианского искусства. Двор с фонтаном в окружении 12-ти скульптур царей лесов обступают арки со 124-мя пилонами. Холл входа во Дворец Львов, Зал сталактитов и роскошная фактурность стен замка с записями из Корана хранят мавританскую стилистику зодчества. Зал Лодки во Дворце Львов – со стенами в украшениях лепниной с изображением эмблемы Насридов. Декором выступают также мосарабские чаши и мукарны (ячеистые своды). При входе в Зал Абенсеррахов есть две арки с переходом между ними. Зальные стены– в декоре из арок и кафеля в стилистике ренессанс, а пилоны — из голубых перекладов. Разрисованные потолки и ячеистый свод добавляют красоту в помещение.
Дворец Карла V
Постройка в стилистике итальянского ренессанса долго строилась и получила нынешний вид в ХХ веке. На первом этаже размещается Музей Альгамбры, где выставлены артефакты, найденные археологами при раскопках. Второй этаж замка обустроен как Музей изящных искусств Гранады. Храм Санта-Мария располагается возле Дворца Карла V с 1618 году, когда завершилось его строительство на месте предыдущей мечети. У замка есть Круглый двор, его диаметр равен 30 метрам.
Верхняя Альгамбра в Гранаде
Эта часть достопримечательности преимущественно состоит из садов, посаженных там, где когда-то был городской квартал. Упомянуть стоит сады Адарве, Парталь и Хенералифе (последний — с одноименной официальной загородной резиденцией королей).
Читайте подробнее о Садах Хенералифе
Полезная информация об Альгамбре
6 интересных особенностей достопримечательности
- Альгамбра в переводе с арабского значит «красный замок». По некоторым сведениям, это наименование навеяно сходством с тональностью строительной глины, подсушенной под солнцем. По иной версии, такое имя достопримечательности дали «красные пламена факелов», озарявшие замок в периоды возведения.
- Исполнены красноречием и имена строений Альгамбры. Так, Зал двух сестер получил свое обозначение вследствие встроенных в пол 2-х габаритных плит из мрамора белого тона.
- Поэты Средневековья представляли Альгамбру в своих произведениях, как «изумрудную жемчужину», подчеркивая ее красоту в условиях зелени лесных растений, голубизны неба и покрытых снегом гор Сьерра Невада.
- В храме Санта Мария прошла первая литургия после избавления города от мавров.
- Зал Абенсеррахов во Дворце Львов в середине имеет мраморную раковину с напоминающими ржавчину пятнами. По преданию, они возникли вскоре после гильотирования всех властителей из династии Абенсеррахов.
- Башня Комарес за Миртовым двориком — высочайшая из подобных сооружений Альгамбры. В высоту она доходит до 45 м.
Справочная информация об Альгамбре
Время посещения Альгамбры:
- С 1 апреля по 14 октября: 08:00-20:00
- С 15 октября по 31 марта: 08:30-18:00
- Открыто ежедневно с понедельника по воскресенье
- Закрыто 1 января и 25 декабря
Стоимость посещения Альгамбры:
- Общий билет: 14 евро (при покупке через интернет 14,85 евро)
- Дети 12-15 лет: 8 евро
- Дети младше 12 лет: бесплатно
- Люди старше 65 лет: 9 евро (только для граждан ЕС)
В стоимость входит посещение Алькасабы, Дворца Насридов и Верхней Альгамбры. Посещение дворца Карла V, музея Альгамбры и мусульманской бани является бесплатным для всех.
Билеты в Альгамбру лучше покупать заранее. В туристический сезон билетов на текущую и ближайшие даты может не быть. Среднее время посещения Альгамбры составляет 3 часа.
При покупке билетов необходимо выбрать дату и время посещения. Если вы не придете к назначенному времени, то билеты пропадут, при этом стоимость не возвращается. Купить билеты онлайн или посмотреть их доступность можно на официальном сайте: https://tickets.alhambra-patronato.es/
Другие варианты билетов в Альгамбру:
- Посещение Альгамбры без Дворца Насридов: 7 евро
- Ночное посещение Дворцов Насридов: 8 евро
- Ночное посещение Садов и Хенералифе: 5 евро
- Посещение Альгамбры без Дворца Насридов + Ночное посещение Дворца Насридов: 14 евро (в течение двух дней подряд)
- Посещение Альгамбры + Фонда Родригеса Акоста: 17 евро
Как добраться до Альгамбры:
- Пешком от Plaza Nueva по историческим красивым улицам (около 1150 м до входа в Альгамбру)
- Пешком от склона Cuesta del Rey Chico между стенами цитадели и красивыми панорамами
(около 860 м до входа в Альгамбру) - На автобусе: линия C30, C32, C35
- На машине: через Ronda Sur (A-395) города, так как частному транспорту запрещен доступ к Альгамбре из центра города
Читайте также: Топ-16 достопримечательностей Гранады
Дворцовый комплекс Альгамбра на карте:
Дворцовый комплекс Альгамбра на видео:
youtube.com/embed/OJdlDnuMwrM» allowfullscreen=»allowfullscreen» frameborder=»0″>Что еще почитать об Испании:
- Куда поехать из Севильи: топ-20 лучших городов
- Куда поехать из Аликанте: топ-30 лучших городов
- Куда поехать из Мадрида: топ-20 лучших городов
Альгамбра | New7Wonders of the World
The Alhambra (/ælˈhæmbrə/; Испанский: [aˈlambɾa]; арабский: الْحَمْرَاء [ʔælħæm ˈɾˠɑːʔ], Al-Ḥamrā , букв. «Красный»), полный арабский форма которого была Qalat Al-Hamra , представляет собой дворцово-крепостной комплекс, расположенный в Гранаде, Андалусия, Испания. Первоначально он был построен как небольшая крепость в 889 году нашей эры на остатках римских укреплений, а затем в значительной степени игнорировался, пока его руины не были отремонтированы и перестроены в середине 13 века мавританским эмиром Мухаммедом бен Аль-Ахмаром из Гранадского эмирата. построил свой нынешний дворец и стены. Он был преобразован в королевский дворец в 1333 году Юсуфом I, султаном Гранады. После завершения христианской Реконкисты в 149 г.2, это место стало Королевским двором Фердинанда и Изабеллы (где Христофор Колумб получил королевское одобрение для своей экспедиции), а дворцы были частично изменены в соответствии со вкусами эпохи Возрождения. В 1526 году Карл I и V заказали новый дворец эпохи Возрождения, более подходящий императору Священной Римской империи в революционном стиле маньеризма под влиянием гуманистической философии в прямом сопоставлении с андалузской архитектурой Насрида, но который в конечном итоге так и не был завершен из-за восстаний мориско в Гранаде.
Поздний расцвет Альгамбры. Исламские дворцы были построены для последних мусульманских эмиров в Испании во время упадка династии Насридов, которые все больше подчинялись христианским королям Кастилии. После того, как на протяжении столетий здания, занятые скваттерами, приходили в упадок, Альгамбра была заново открыта после поражения Наполеона, который осуществил ответное разрушение этого места. Первооткрывателями были сначала британские интеллектуалы, а затем другие романтические путешественники из Северной Европы. В настоящее время это одна из главных туристических достопримечательностей Испании, демонстрирующая самую значительную и известную исламскую архитектуру страны, а также христианские постройки и сады 16-го века и более поздние. Альгамбра является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и источником вдохновения для многих песен и историй.
Мавританские поэты описывали его как «жемчужину в изумрудах», намекая на цвет его зданий и леса вокруг них. Дворцовый комплекс был спроектирован с учетом гористой местности, и были учтены многие формы технологий. Парк (Аламеда-де-ла-Альгамбра), заросший весной полевыми цветами и травой, был засажен маврами розами, апельсинами и миртами; его наиболее характерной чертой, однако, является густая древесина английских вязов, привезенных герцогом Веллингтоном в 1812 году. В парке много соловьев, и обычно он наполнен звуком бегущей воды из нескольких фонтанов и каскадов. Они поставляются по трубопроводу длиной 8 км (5,0 миль), который соединяется с Дарро в монастыре Хесус-дель-Валье над Гранадой.
Несмотря на долгое запустение, преднамеренный вандализм и непродуманную реставрацию, Альгамбра до сих пор остается нетипичным образцом мусульманского искусства на его заключительных европейских стадиях, практически не подверженная влиянию прямых византийских влияний, обнаруживаемых в Меските Кордовы. Большинство дворцовых построек четырехугольные в плане, все помещения выходят на центральный двор, и целое достигло своих нынешних размеров просто за счет постепенного добавления новых четырехугольников, построенных по тому же принципу, но различающихся по размерам и размерам. соединены друг с другом меньшими помещениями и переходами. Альгамбра была расширена различными мусульманскими правителями, которые жили в комплексе. Однако каждый новый добавляемый раздел следовал неизменной теме «рая на земле». Аркады с колоннами, фонтаны с проточной водой и отражающие бассейны добавляли эстетической и функциональной сложности. В любом случае внешний вид оставался простым и строгим. Солнце и ветер были свободно допущены. В основном используются синий, красный и золотисто-желтый цвета, несколько выцветшие с течением времени и выдержкой.
Украшение верхней части стен состоит, как правило, из арабских надписей – в основном стихотворений Ибн Замрака и других, восхваляющих дворец, – которые превращены в геометрические узоры с растительным фоном на фоне арабески («Ataurique» ). Большая часть этого орнамента представляет собой резную лепнину (гипс), а не камень. Плитка-мозаика («аликатадо») со сложными математическими узорами («трасерия», точнее «лацерия») в основном используется в качестве облицовки нижней части. Подобные рисунки отображаются на деревянных потолках (Alfarje). Мукарны являются основными элементами сводов с лепниной, и некоторые из наиболее совершенных примеров куполов такого рода находятся в залах Двора Львов. Дворцовый комплекс спроектирован в стиле Насридов, последнем периоде расцвета исламского искусства на Пиренейском полуострове, оказавшего большое влияние на Магриб и по сей день, а также на современное искусство мудехар, характерное для западных элементов, переосмысленных в исламские формы. и широко популярен во время Реконкисты в Испании.
Дворцовый комплекс Альгамбра — чарующее наследие мавританских эмиров
На юге Испании находится удивительно красивый дворцово-архитектурный комплекс Альгамбра — бесценное наследие мавританского прошлого. В сочинениях поэтов Средневековья она описывалась исключительно как «изумрудная жемчужина». Сегодня самая известная и посещаемая достопримечательность страны когда-то была последним пристанищем великой мусульманской династии Насридов. Старинные дворцы и сады Альгамбры считаются высшим достижением мавританской архитектуры в Западной Европе, привлекая миллионы путешественников со всего мира!
В 13 веке на территории Гранадского эмирата началось строительство мавританской крепости Альгамбра. Строительство дворца длилось 150 лет. В переводе с арабского название «Альгамбра» звучит как «красный замок».
Снаружи дворец-крепость выглядит грозным военным бастионом. Однако стоит только заглянуть внутрь и увидеть прекрасные дворцы и сады, и вы сразу попадете в чудесную арабскую сказку. Характерной чертой Альгамбры является то, что она построена по принципу мусульманской «скрытой архитектуры»: оценить замок снаружи невозможно, так как все самое красивое спрятано внутри и открыто только для жителей и гостей.
В 1492 году Гранд пал, и Альгамбра перешла под власть испанской короны. После этого для модернизации дворца часть первоначальных построек снесли, а в 18 веке крепость полностью забросили и оставили разрушаться.
Очаровательные сады Альгамбры
Помимо прекрасной архитектуры, в Альгамбре есть удивительные сады. Некоторые из них являются частью того или иного дворца, но есть и такие, например, Аларве. Расположенные вдоль крепостных стен, они поражают своей зеленью и великолепием, поэтому их часто называют «лесом Альгамбры».
Живописные сады архитектурно-дворцового комплекса гармонично сочетаются с внутренними двориками, изящными арками, узорчатыми резными окнами, фонтанами и другими декоративными элементами. Цветущие клумбы, апельсиновые деревья и кипарисовые аллеи вместе с внутренними водными артериями и удивительной игрой света создают волшебную атмосферу!
Элементы мавританского дворца
Алькасаба
Самая старая часть крепости, расположенная на вершине холма — именно здесь жили первые правители династии Насридов. В Алькасабе сохранилась смотровая башня, с которой открывается удивительный вид на город, тюрьму, дома для прислуги и резервуар для воды.
Дворец Насридов
Основное место жительства мавританской династии. Большая его часть была построена при Юсуфе I: были возведены Комарес, Львиный дворец и Мешуар, которые сегодня радуют туристов своим великолепием.
Хенералифе
350м. из архитектурно-дворцового комплекса Альгамбры находилась официальная загородная резиденция эмиров — дворец Хенералифе. К сожалению, замок почти полностью утратил свой первоначальный вид, так как в христианскую эпоху подвергался частым перестройкам, а позже был заброшен и долгое время лежал в руинах.
Дворец Карла V
Дворец Карла V был построен в стиле итальянского Возрождения и считался летней резиденцией монарха. Его строительство началось в 16 веке после того, как испанцы захватили власть в Гранаде, так как старые дворцы не соответствовали требованиям короля. Сегодня в этом здании располагаются музеи.
Реставрация дворцового комплекса
Первая реконструкция Альгамбры началась в 19 веке. На протяжении 60 лет династия архитекторов Осорио занималась реставрацией архитектурно-дворцового комплекса. Однако первый опыт оказался неудачным: большинство элементов дворца были просто придуманы, исходя из представлений о мавританском архитектурном стиле. Вторая реконструкция, проведенная Л. Бальбасом в XX веке, оказалась более удачной — архитектор, используя исторические документы, исправил ошибки своих предшественников.
Архитектурно-дворцовый комплекс Альгамбра открывает свои двери для туристов по расписанию:
- Летнее время: 08:30 — 20:00
- Зимнее время: 08:30 — 18:00
- Вечернее время: 20:00 — 21:30 или 22:00 — 23:30 в зависимости от сезона.
Цена билета:
- Дети до 12 лет — бесплатно
- Дети от 12 до 15 лет = 8 €
- Взрослые = 14 €
- Взрослые старше 65 = 9 €
- Инвалиды = 8 €
- Вечернее посещение = 8 €
- Экскурсия = 55 €.