Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет
В XXI веке ученые раскрыли тайну гибели легендарной алтайской принцессы. О достижениях химии, физики и генетики, которые стирают белые пятна истории, рассказывает «Наука 2.0».
Она умерла 2500 лет назад — загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное — что стало причиной ее смерти?
Республика Алтай
Алтайское плато Укок. Небольшое плоскогорье, расположенное на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. В железном веке здесь пасли скот воинственные кочевники — пазырыки. Здесь же под насыпными каменными курганами они хоронили своих близких.
В 1993 году раскопки одинокого кургана на Укоке привели к сенсационному открытию. Курган был уже разграблен и вроде бы бесперспективен. Но группа ученых под руководством археолога из Новосибирска Натальи Полосьмак выбрала именно его. Судьба?
Под разграбленной могилой ученые обнаружили еще одно — нетронутое — погребение. Перекрытие из 11 бревен скрывало деревянный саркофаг, домашнюю утварь и останки шести лошадей, похороненных вместе с хозяином. Как и многие народы, пазырыки верили: смерть — это не конец. А в новом, загробном существовании человеку будет необходимо многое из земной жизни.
Новосибирск, Академгородок
Сделанная до н. э. сбруя и сегодня впечатляет изяществом резных линий. Эта красота дошла до нас благодаря редкой естественной консервации. Вскоре после похорон в погребальный сруб проникли подземные воды. Резкое похолодание превратило их в толщи льда. Вода замерзла и не оттаивала 2500 лет. Вечная мерзлота, как холодильник, спасла пазырыкские находки от губительного воздействия времени. Оставался самый важный вопрос: кого с такими почестями похоронили тысячи лет назад в деревянном саркофаге?
Ледяной саван полностью скрывал фигуру похороненного. Когда археологи осторожно растопили лед, то увидели мумифицированные останки. Забальзамированная девушка лежала на боку, в позе спящего человека. На ней были шерстяная юбка, рубашка из китайского шелка, парик и замысловатый головной убор. Перед пазырыкскими богами неизвестная должна была появиться в своем лучшем одеянии.
Древний мастер изобразил на теле девушки причудливые рисунки: смесь реальных и фантастических животных. Ученые уверены, что пазырыки делали татуировки не только для красоты — они использовали их как паспорт или визитную карточку.
На левой руке алтайской мумии археологи насчитали четыре татуировки. Самая крупная — мифический олень с клювом грифона и рогами козерога. У некоторых народов Азии это фантастическое животное символизировало связь с потусторонними мирами. К сожалению, однозначно расшифровать значение этой татуировки сегодня практически невозможно.
Кем же была девушка с Укока? Почему она умерла в таком молодом возрасте? И, наконец, как выглядела эта загадочная женщина?
Москва, Лаборатория антропологической реконструкции им. М. Герасимова
С 50-х годов прошлого века сотрудники лаборатории создают уникальную портретную галерею, которая в буквальном смысле слова олицетворяет прошлое. Лица давно умерших людей воссоздаются по их черепам. Высота скул, разрез глаз, форма носа и даже ушей — по словам ученых, всю эту информацию хранит череп. Ее нужно только правильно считать.
Реконструкция лица — долгий и кропотливый процесс. Слой за слоем ученые накладывают на костяное основание скульптурный пластилин. Его окончательная толщина и форма рассчитываются с помощью программы черепно-лицевого соответствия.
Это лицо антропологи восстановили в 1995 году. Именно так, по их мнению, выглядела девушка из Укока. Реконструкция не оставляет сомнений: перед нами — представитель европеоидной расы. Это же подтвердили и исследования ДНК алтайской мумии.
Мумию Укока изучают уже больше 20 лет. За это время с ней было проведено множество исследований. Например, удалось полностью восстановить пазырыкский обряд бальзамирования.
Ученые поняли, что забальзамированное тело не сразу было предано земле. От момента смерти до погребения прошло как минимум три месяца. Все это время загадочная женщина продолжала играть особую роль в жизни своего племени — ее, например, сажали в какие-то кресла, что видно по следам на теле.
При этом сложный, трудоемкий обряд бальзамирования — признак неординарного статуса умершей. Почему ее удостоили таких почестей?
Археологи категорически отрицают гипотезу об алтайской принцессе. Ее курган намного меньше величественных захоронений пазырыкской знати. Но главное — он расположен вдали от всех родовых могильников. В древних культурах так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. По мнению ученых, она была, возможно, целительницей или шаманом. Вдыхала периодически пары меди и ртути (это установили благодаря химическим анализам), что было связано, скорее всего, с какими-то обрядами.
Вредные испарения, безусловно, вредили здоровью женщины. Но они не могли привести к летальному исходу. Так от чего же умерла алтайская шаманка? Ученые предположили: виновата болезнь. Но какая?
Исследованием заболеваний древних людей сегодня занимается специальная наука — палеопатология.
Москва, Институт археологии РАН
В 2010 году завернутую в термостойкий материал мумию отправили на томографическое исследование. Однако получить быстрый результат не удалось. Магнитно-резонансный томограф считывает радиоволны. Источником этих сигналов являются атомы водорода, которые в основном содержатся в жидкостях и мягких тканях. Мумифицированные, обезвоженные останки выдавали слабый сигнал, и снимки получились плохого качества. Улучшить это изображение смогли только специальные компьютерные программы, разработанные через несколько лет после исследования.
Эти обработанные томографические снимки — ключ к решению алтайской головоломки. Новейшие графические программы позволили исследователям заглянуть в прошлое. Их подозрения подтвердились: забальзамированное тело хранило следы тяжелого заболевания.
Ученые пришли к выводу: девушку с Укока убил рак молочной железы. Онкологическое заболевание развивалось минимум три года. Болезнь достигла четвертой — конечной — стадии. Это был окончательный диагноз, установленный через 2500 лет.
Тайна смерти девушки с Укока раскрыта. Споры о ее происхождении и социальном статусе продолжаются. Возможно, в будущем и на этот вопрос наука даст окончательный ответ. А значит, это не конец истории.
moya-planeta.ru
Принцесса Укока — это… Что такое Принцесса Укока?
Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизниПринце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала) — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.
История находки
Фотография мумии принцессы Укока Народы, обитавшие в Горном Алтае, были известны уже во второй половине VI века до н. э. о них писал Геродот и назвал их «стерегущие золото грифы»[1]. Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая»[источник не указан 1021 день]. Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым.Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.
Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.
В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.
Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры. Исследователи считают, что
Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.
— [2]
Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам[3].
Внешний вид
Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.
Местоположение
Мумия хранится в Национальном музее имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск) в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима [4]. Для экспоната построена специальная пристройка [5].
Общественное мнение
После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке.
Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.
Мнение Вячеслава Молодина
Академик Вячеслав Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:
Не стоит называть ее «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте – а мы вернем «принцессу» на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай. Самое интересное, что эта мумия – далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества.[6] |
Фильм «Месть алтайской принцессы»
Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы» показанный по ОРТ, характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи[7].
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Полосьмак Н. В., Деревянко А. П. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы). — Новосибирск: ВО «Наука», 1994. — 124 с., ил. ISBN 5-02-030738-6
- ↑ Тур С. С. СОВРЕМЕННЫЕ ПОТОМКИ НОСИТЕЛЕЙ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Древности Алтая, 2003 № 10
- ↑ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СО РАН, 2001 год
- ↑ «Принцессу Укока» доставили в Горно-Алтайск
- ↑ Для хранения уникальной мумии «алтайской принцессы» строят музей (рус.). РИА «Новости» (16:48 20 марта 2008 года). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 3 мая 2008.
- ↑ Анализируй этнос. Интервью В. Молодина журналу «Эксперт Сибирь» №19 (161)/21 мая 2007
- ↑ Антон Лучанский Мракобесие в эфире Первого канала. Большой Новосибирск (18 марта 2006). — «Документальный фильм об археологических раскопках в республике Горный Алтай стал беспрецедентным примером журналистского непрофессионализма и пропаганды вредных суеверий.» Архивировано из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 3 октября 2012.
dic.academic.ru
А Алтайские девственницы , самые девственные девственницы в .Мире?
а РЯЗАНСКИЕ поезда самые поездатые поезда в мире !!!
И умные, в отличие от наивных албанских)
Нет. Они — на втором месте… сразу после Чукотских девственниц…
Конечно их трудно всех отловить-прячутся засранки
канечно! у вас же там одни медведи, мужик птица редкого залету…
touch.otvet.mail.ru