«Алтайская принцесса» — научная сенсация и потревоженная святыня
Реконструкция погребения «Алтайской принцессы».
Алтай не раз восхищал археологов удивительными историческими артефактами, ведь горные захоронения прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте. Наиболее известной находкой стало погребение «Принцессы Укока», которое, как говорят на Урале, охранялось древним проклятьем.
Плато Укок, Алтай. Более трех тысяч метров над уровнем моря.
В 1993 году новосибирские археологи исследовали курган Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, Республика Алтай. Курган был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии, и ничего сенсационного ученые не ожидали. Сначала они вышли на разоренное захоронение железного века, но под ним неожиданно обнаружили другое, более древнее. Погребение было не тронутым, его внутреннее пространство было заполнено льдом. Теперь археологи поняли: курган, вопреки их ожиданиям, может преподнести немало сюрпризов.
Опытных членов экспедиции во главе с доктором наук Натальей Полосьмак разбирало любопытство, однако, чтобы не повредить содержимое кургана, действовать приходилось очень аккуратно. Несколько дней ушло на то, чтобы с помощью горячей воды растопить огромную ледяную глыбу. Когда дело было сделано, под слоем льда ученые обнаружили шесть лошадей с седлами и сбруей, а также деревянную колоду, внутри которой находилась хорошо сохранившаяся мумия.
Такой увидели алтайскую мумию нашедшие ее археологи.
Это была молодая женщина примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока. Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской Пазырыкской культуре, распространенной на Алтае две с половиной тысячи лет назад.
Мумия «Алтайской принцессы».
Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога – сакральный алтайский символ.
Одна из покрывавших тело мумии татуировок.
Конечно же находка вызвала немалый общественный резонанс. Пресса тут же окрестила девушку «Алтайской принцессой» или «Принцессой Укока». Однако ученые посчитали такие заявления опрометчивыми: ни размеры кургана, ни вещи умершей (за исключением дорогой шелковой рубашки) не указывали на ее знатное происхождение. Хотя и простолюдинкой алтайскую девушку назвать нельзя. Судя по всему, это была обладательница неких «тайных знаний» – например, целительница и ворожея.
Мумия была срочно доставлена в Новосибирск, где и продолжилось ее изучение. К местным специалистам присоединились гости из Москвы – сотрудники НИИ при Мавзолее В. И. Ленина. Анализ останков показал, что «принцесса» принадлежала к европеоидной расе. Девушка была погребена через несколько месяцев после смерти – в марте-апреле, когда оборвалась ее короткая жизнь. Для мумификации тела использовались специальные бальзамы, воск и ртуть.
Варианты реконструкции внешности «Принцессы Укока».
Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Кыдын (другое имя – Очы-Бала). Тело, стало быть, нужно вернуть из Новосибирска на Алтай и больше не тревожить. Доводы археологов о том, что генетически «Кыдын» не имела никакого отношения к современным жителям республики, не подействовали. Даже со временем шумиха вокруг «алтайской принцессы» не стихала.
Татуировки «Алтайской принцессы»
Некоторые политики и партии перед выборами в Республике Алтай обещали в случае своей победы непременно вернуть святыню. В 1998 году местный Курултай, не имея на то никаких полномочий, объявил Укок «зоной покоя» – отныне раскопки здесь стали запрещены. Многочисленные СМИ продолжили тиражировать информацию о «проклятии алтайской принцессы» – дескать, нарушение покоя мумии вызвало многочисленные беды и катаклизмы. В их числе – произошедшее на Алтае в 2003 году землетрясение и даже монетизация льгот.
Мумия в лаборатории (без парика).
Решение местных парламентариев о «зоне покоя» впоследствии было отменено. А в сентябре этого года наконец сбылись чаяния тысяч алтайцев: в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину».
Теперь саркофаг с «Принцессой Укока» хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Здание музея основательно отреставрировали, а для «принцессы» соорудили отдельную пристройку. Спонсором всего этого выступила компания «Газпром». Главе компании Алексею Миллеру на торжественном открытии музея благодарные алтайцы вручили высший республиканский орден и презентовали коня. А оркестр исполнил специально написанную оду «Газпрому» на алтайском языке.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Мумию древнего алтайского воина с косами впервые показали в Новосибирске
В 1990-е годы на плато Укок вели раскопки два отряда новосибирских археологов. Первой группой руководила доктор исторических наук Наталья Полосьмак, которая занималась изучением памятников пазырыкской культуры. Именно ей и ее коллегам удалось обнаружить мумию знаменитой принцессы Укока — девушки знатного происхождения, погребенной в V-III веках до нашей эры. Однако принцесса была не единственной, кто нашел упокоение на холодном плоскогорье.
В 1995 году, через два года после ее обнаружения, отряд под руководством Вячеслава Молодина — тоже доктора исторических наук, академика РАН и мужа Натальи Полосьмак — также сделал невероятную находку. Археологи проводили хроностратиграфию местности и установили возраст слоев горных пород от эпохи палеолита до позднего средневековья. А после всех исследований, как признается Молодин, решили повторить успех Натальи — обнаружить в мерзлоте что-нибудь эдакое.
И у них это получилось. В 20 км от кургана принцессы Укока с разницей в 40 лет был погребен молодой человек, которого археологи опознали как воина. Хотя большую часть своей недолгой жизни, он, вероятно, был пастухом — как и его соплеменники, держал овец и лошадей. А когда народ кочевал с места на место или боролся за пастбища, каждому скотоводу приходилось обнажать оружие.
Останки сохранились благодаря мерзлоте. Фото: НДН.инфо.Найти мумию удалось не с первого раза. Специалисты разбили лагерь на реке Кальджир, где раскопали несколько могильников, относившихся к пазырыской культуре. Но курганы не были замерзшими, и потому все, что находилось внутри, оказалось уничтожено временем. Однако очередное раскопанное место захоронения сразу привлекло внимание археологов. В первую очередь — формой. Обычно курганы были круглыми, а этот — с восьмиугольной каменной оградой.
«Структура кургана тоже была непростая: насыпь из камня оказалась трехслойной. Нижний слой состоял из огромных камней, которые можно было поднять только вдвоем. Потом слой мелкого галечника. А верхний слой — из небольших валунов, которые строители брали из речки», — рассказывает Вячеслав Молодин.
Так, разбирая слой за слоем, археологи подбирались к древним останкам. И чем ближе была внутренняя часть могильника, тем сложнее шли работы — земля начинала таять, тут же превращаясь в грязь. Но то был очень хороший знак: археологи знали, что так на почве сказалась мерзлота, которая наверняка сохранила в целости содержимое кургана.
Так и случилось. Сначала из толщи льда появились останки лошади. В пазырыкской культуре усопших хоронили вместе с убитыми лошадьми. Чем больше скакунов в кургане, тем знатнее покойник. Здесь лошадь была только одна. Ее кости растрескались под воздействием воды и перепадов температур, но остались узда и предметы упряжи.
Потом под так называемой линзой льда нашли саму мумию воина возраста около 20 лет. В отличие от принцессы Укока, тело юноши не было забальзамировано. Из брюшной полости усопшего убрали внутренности, после чего тело зашили и поместили как есть в могильную камеру. Но с учетом времени воин удивительно хорошо сохранился — даже лучше самой принцессы.
Воин был светловолосым молодым парнем. Фото: НДН.инфо.На груди у него можно разглядеть яркую татуировку в виде огромного оленя. Тату выполнено в скифо-сибирском зверином стиле, для пазырыкской культуры такие рисунки на теле были обычным явлением — их делали и женщинам. Но значение татуировок все еще вызывает споры. Одни считают, что так помечали прошедших обряд инициации, другие — что тату обозначало какой-то статус. Кожа принцессы Укока, например, была украшена разными рисунками: от оленя с птичьим клювом до узоров и орнаментов.
Также полностью сохранилась и прическа воина — две русые косы, закрепленные нитями. Считается, что молодой человек был блондином или даже рыжим, но потом со временем пигментация изменилась. Мужчины того времени действительно заплетали волосы и носили с собой гребни, чтобы время от времени поправлять прическу. Один из таких гребней и оставили вместе с усопшим.
Косы остались такими же, какими были на момент погребения воина. Фото: НДН.инфоТакже тем, кто показал себя в сражениях, в могилы клали железный кинжал, чтобы они могли защищать себя в загробном мире. У этой мумии кинжал был деревянный — вероятно, те, кто его хоронили, не захотели предавать земле ценное оружие.
Молодой воин был погребен в шубе, украшенной конским волосом, шерстяных штанах, войлочных сапогах и головном уборе с деревянным декором. Длина штанов была данью моде — тогда их носили короткими. В некоторых местах даже заметна штопка.
Штаны носились после штопки. Фото: НДН.инфо.Клевец, которым убивали врагов. Фото: НДН.инфо.Сосуд из рога обязательно клали в могилу вместе с еще двумя сосудами. Фото: НДН.инфо.«Видимо, любимая девушка заштопала, а может, и он сам. Еще остались великолепный клевец — деревянная рукоять с острым наконечником, которым пробивали черепа врагов — и три сосуда. Сосуд из глины, сосуд из рога и сосуд из дерева обязательно должны были присутствовать в могилах. И деревянный столик, на подобных которому кочевники до сих пор разделывают мясо», — описывает находку Вячеслав Молодин.
Огромная шуба на воине изначально очень смущала специалистов и общественность одной деталью. Во всем был виноват хвост, которым заканчивался подол со стороны спины — многие решили, что шуб с таким кроем тогда не было. Но когда археологи проводили раскопки пазырыкского комплекса в Монголии, то нашли точно такую же шубу из соболя. Как оказалось, хвост использовался всадниками в качестве седла для верховой езды.
Другая любопытная особенность — размеры шубы, из-за которой создается впечатление, что воин имел крупное телосложение. На самом деле он, хоть и правда был довольно высок, — около 180 см роста, но отнюдь не великан.
Шуба поражает своими размерами. Фото: НДН.инфо.«Шуба такая большая, потому что для него она была домом. Рукава затягивались на веревочках, он мог на ней сидеть на лошади или использовать как палатку. Когда мы раскопали такую же шубу в Монголии, она была еще больше. Шубы обычно надевались на голое лето. Штаны-сапоги есть, а сверху ничего нет — только эта шуба», — объясняет ведущий художник и реставратор института археологии СО РАН Марина Мороз.
Марина Мороз была в числе тех, кто доставал усопшего воина из кургана. Вот уже 25 лет она следит за содержанием мумии. После раскопок мумию транспортировали вертолетом в Академгородок — специалистам нужно было срочно решать, что делать с останками, которые могли начать разрушаться в изменившихся условиях. Сохранить уникальную находку помогли в московском институте, который занимается сохранением тела Ленина. Там тело воина целый год держали в ванной с бальзамическим раствором.
Головной убор, который носил воин. Фото: НДН.инфо.Декор изображает миниатюрных оленей. Фото: НДН.инфо.На протяжении четверти века раз в три месяца ведущий художник опрыскивает мумию тем же раствором. Ее хранят под пологом из пуленепробиваемого стекла, где строго поддерживается температурный режим и влажность — 18 градусов по Цельсию и 50%. Сейчас мумия впервые была выставлена напоказ, поэтому к условиям содержания относятся особенно внимательно.
Саркофаг сохраняет идеальные климатические условия. Фото: НДН.инфо.«Когда мы вывезли его из института, у него был стресс. Впервые вывезли! Если девушка (принцесса Укока — ред.) путешествовала по всему миру, то этот прекрасный юноша первый раз покинул стены музея Института археологии. Видно, что у него сейчас чуть-чуть блестит кожа: во время переезда влажность упала, и теперь мы пытаемся ее восстановить. Поставили для этого внутрь миску в водой», — рассказывает Марина Мороз.
Об обстоятельствах смерти молодого воина можно только гадать. Специалисты хотят отправить останки на обследование томографом, которое ранее уже провели с принцессой Укока.
«Мумию девушки просветили томографом. Выяснили, что у нее достаточно долго был рак груди и перелом шейка бедра незадолго до смерти. А еще она никогда не рожала, хотя на Алтае говорят, что она их праматерь. Она вообще все время болела», — добавляет Марина Мороз.
Как подчеркивает Вячеслав Молодин, пазырыкская культура была яркой и самобытной, ее представители являлись современниками европейских скифов. Сейчас от них остались лишь мумии пазырыкского вождя и женщины, которые хранятся в Эрмитаже, а также мумии принцессы Укока и таинственного светловолосого воина. Уже несколько десятков лет плоскогорье Укок закрыто для раскопок по решению местных властей. И те памятники древности, которые могли дойти до нас, так и остаются загадками, скрытыми под землей.
Ольга Тарабанова
PDFРаспечатать
сибирских старейшин проголосовали за перезахоронение 2500-летней мумии с гневным духом, чтобы предотвратить новые бедствия
Обновлено 20 августа, 2014 — 03:11 aprilholloway
Сибирская Ледяная Дева, также известная как Принцесса Укока и Алтайская Принцесса Очи-Бала, представляет собой 2500-летнюю мумию женщины, найденную в 1993 году в кургане (кургане) пазырыкской культуры в Республика Алтай, Россия.
Он считался одним из самых значительных русских археологических открытий конца 20-го века.Коренные жители Алтая верят, что Ледяная дева была жрицей, которая решила умереть, чтобы защитить Землю от злых духов, и что научные исследования ее останков разозлили ее дух, вызвав стихийные бедствия. В результате совет старейшин Алтайского края России проголосовал за перезахоронение ее останков, чтобы умилостивить ее дух, сообщает RT News.
Принцесса Укока была найдена нетронутой в подземной погребальной камере на плато Укок недалеко от границы с Китаем, на территории современной Автономной Республики Алтай. Плато, входящее в состав Евразийских степей, характеризуется суровым засушливым климатом. Этот район известен местным жителям как «второй слой неба».
Помимо саркофага с мумией были найдены шесть богато оседланных и запряженных лошадей и два воина, что свидетельствует о том, что женщина происходила из знатного рода. Алтайская принцесса и два найденных с ней воина считаются пазырыкцами, кочевым народом, описанным в V веке до нашей эры греческим историком Геродотом.
Реконструкция могильника Сибирской Девы. Источник изображения: Globaldiscussion.net
Одной из самых отличительных черт Ледяной Девы являются ее татуировки. У нее татуировки на обеих руках, от плеч до кистей, хотя только левая рука сохранилась достаточно хорошо для изучения. На татуировке изображено мифическое животное, рогатый олень с клювом стервятника, а также другие мифические столкновения стервятников и копытных животных.
Плечо принцессы Укок, татуировка фантастического животного и рисунок, сделанный сибирскими учеными. Источник изображения: Siberian Times
Многие на Алтае верят, что останки сибирской Ледяной Девы принадлежат легендарному предку и что ее могила была помещена на этом месте, чтобы держать ворота в подземный мир закрытыми. Теперь, утверждают они, отсутствие хранителя привело к стихийным бедствиям на Алтае, включая землетрясение 2003 года и рекордные наводнения этого года.
С момента открытия Ледяная дева активно изучалась в Музее Новосибирского института археологии и этнографии, включая реконструкцию лица, ДНК-тесты и другие исследования Девы. В сентябре 2012 года ее доставили обратно, чтобы выставить в Алтайском национальном музее имени Анохина, где посетители могут посмотреть на нее через стеклянный ящик. Жители Алтая говорят, что ученые побеспокоили ее останки и прогневали могущественных богов.
Реконструкция лица Ледяной Девы. Источник изображения: Википедия
В течение многих лет активисты боролись за возвращение Ледяной Девы в могильник, из которого она была вывезена более двух десятков лет назад, а теперь и совет старейшин, состоящий из старейшин алтайских родов и духовные лидеры проголосовали за перезахоронение принцессы, чтобы упокоить ее дух и избежать новых бедствий.
Сторонники захоронения еще не согласовали церемонию, и запланированное повторное захоронение все еще должно пройти через местное законодательство, чтобы археологическая находка могла рассматриваться как другие человеческие останки. Однако, как сообщается, региональные власти не собираются этому препятствовать.
Избранное изображение: Сибирская ледяная дева. Источник изображения .
Эйприл Холлоуэй
Связанные статьи о древнем происхождении
17 апреля, 2021 — 02:01 Сара Пираино
Похороненная в вечной мерзлоте примерно в 5 веке нашей эры, 35-летняя женщина была обнаружена в Республике Алтай, Россия. Находка женщины помогла археологам глубже понять…
18 июля, 2019 — 14:07 Б. Б. Вагнер
Известный древнегреческий историк Геродот однажды писал об амазонках, или, как он их называл, Oier Pata («Убийцы мужчин»), племени свирепых женщин-воительниц. Хотя в современном мире имя «Амазонка»…
Беспокойных мумий | НОВА | PBS
Получайте электронные письма о предстоящих программах NOVA и соответствующем контенте, а также рекомендуемые отчеты о текущих событиях через призму науки.
Почтовый индекс
Как и тысячи других, эта мумия неизвестного египтянина была обнаружена в 19го века, развернутый и выставленный на обозрение — вряд ли судьба уготовала ему в его время.Чикагский университет.
Мы пришли к пониманию «мумии» как прекрасно сохранившегося тела, трупа, выдержавшего разложение и гниение. Преднамеренно или случайно растворение трупа было остановлено, действие времени замедлено, и эта человеческая форма с ее атрибутами, украшениями и одеждой становится физическим воплощением другого времени — машиной времени, несущей в себе как дары знания, так и колючие вопросы. как лучше всего обращаться с останками.
Практический пример
Сибирская ледяная дева, хорошо сохранившаяся мумия, обнаруженная в степях на востоке России в 1993 году, стала захватывающим открытием. Она была одета в великолепный наряд — юбка из тонкой шерсти, блузка из дикого шелка, изысканный головной убор высокого статуса и украшения удивительного мастерства. Погребенная с предметами домашнего обихода и знакомыми сокровищами, она была похоронена с уважением и благоговением. Ее искусно выкованный гроб, заколоченный массивными металлическими гвоздями, сопровождала шестерка лошадей, обеспечив ей статус и свободу передвижения на том свете. Находки предполагают, что общество племенных конных кочевников, которое она оставила после себя, должно было быть стабильным и богатым.
Такие мумии, как сибирская Ледяная дева, несут в себе массу вопросов для пытливого ума. Кто был этот человек? Что стало причиной его или ее смерти и когда? Была ли замешана нечестная игра? Могла ли мумия быть результатом ритуального жертвоприношения? Что эта мумия и ее устройство могут рассказать нам об обществе, в котором жил человек? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, ученые используют множество инструментов и методов. Например, они могут изучить ДНК мумии, чтобы изучить ее генеалогию, сделать рентген костей на наличие травм или врожденных пороков развития, исследовать содержимое желудка, чтобы узнать что-то о диете человека и причине смерти, а также искать паразитов или другие признаки болезни. во внутренних органах.
Сибирская ледяная дева, также называемая «Алтайской принцессой» по названию региона, где она была похоронена, носила замысловатые татуировки, которые, возможно, обозначали ее статус в обществе.© РИА Новости / Photo Researchers, Inc
Знания по цене
Во-первых, изучить артефакт часто означает его уничтожить. Например, вскоре после того, как была найдена Сибирская дева, ее защитный покров из древнего льда растаял, и она начала разлагаться. Сохранившаяся нетронутой в течение двух тысячелетий, она теперь подверглась нападению переносимых по воздуху грибков и бактерий, обезвожена из-за низкой влажности и поражена первым солнечным светом, который она увидела за тысячи лет. Вампир лучше переживет такое грубое пробуждение при дневном свете. Через несколько дней русским археологам, обнаружившим ее, стало очевидно, что мумия быстро разлагается.
Они вертолетом доставили ее в сибирский город Новосибирск, но неохлаждаемая задержка, в том числе почти неделя транспортировки, взяла свое. Даже в морозильных лабораториях Новосибирска мумия спала неудобно. Выносливый грибок атаковал открытую воздуху кожу и начал ее повреждать. Отчаявшись остановить разложение своей награды, российские ученые решили похоронить ее в таком же травильном чане, в котором хранились тела Владимира Ленина и Иосифа Сталина.
Распад гораздо легче контролировать, чем политические или социальные споры, которые могут возникнуть из-за мумии. Гробница сибирской Ледяной Девы была раскопана российскими археологами, а ее мумия и артефакты отправлены в российский город. Но когда Союз Советских Социалистических Республик пошатнулся, его бывшие государства-члены, включая Республику Алтай, где была найдена мумия, выступили с требованиями, среди прочего, реституции украденных предметов, таких как Сибирская Ледяная дева. Это был острый вопрос. Мумию забрали ради науки. Но каковы критерии научной собственности? Лучшая лаборатория? Более откровенный археолог? Научное влияние? Жители Алтая сохраняют прочную связь со своими предками. Как наука сочетается с уважением к наследию народа? А как насчет этого неосязаемого: уважения, которое мы все обязаны очевидной торжественности, с которой племя мумии похоронило ее?
Люди, живущие сегодня в Горном Алтае, которые могут быть потомками племени Ледяной Девы, имеют культурную связь с прошлым.